fantlab ru

Все отзывы посетителя ru_ND

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Легенды Западного побережья»

ru_ND, 21 июня 2023 г. 15:05

Урсула ЛеГуин как писательница-фантаст всегда стояла у меня на особом месте. Еще в начальных классах я случайно прочел её «Планету Рокканона» и остался совершенно поражен этим невероятным миром, так не похожим на наш. Да, многие авторы придумывают удивительные сложные миры от которых захватывает дух, которые даже осознать сложно, но именно у ЛеГуин миры живые настолько, что при всей их непохожести они максимально понятны и в них действительно веришь. Основа в её книгах — это всегда не сюжет и не нагромождение научно-фантастических выдумок, а социология, отношения рас, классов, отдельных личностей друг к другу. Я думаю, что когда погибает книжный персонаж, а тебя накрывает до слез, до такой степени, будто ушел кто-то знакомый и близкий — это лучший комплимент писательскому таланту.

Трилогия «Легенды Западного побережья» как раз об этом всем. Жанрово будучи классическим фэнтези эти книги на самом деле не про махачи на мечах и магии. Вместо этого они мастерски поднимают вопросы обладания одних людей другими, ущербности и несправедливости мира, в котором это является нормой. При этом у автора получился не критический посыл в духе «рабство — это плохо», а всестороннее и взвешеное обсуждение. Персонажи в книгах спорят, приводят различные мнения, защищают и оправдывают, остаются при своем или меняют взгляды под давлением фактов и обстоятельств. Также и образ рабства здесь — это не обязательно надсмотрщик с кнутом. Это может быть и попытка одного человека получить власть над равным себе для каких-то своих целей и даже рабство человека над самим собой, когда личность сама же загоняет себя в какие-то границы и даже подумать не может о том, чтобы разрушить сдерживающие ее цепи.

Главными персонажами всего цикла являются Оррек и Грай, в первой книге совсем еще молодые ребята, пытающиеся найти свой путь в жестких рамках того общества, в котором они были рождены, но с которым не могут смириться. Во второй книге главный персонаж уже новый, а повзрослевший Оррек является символом, двигателем перемен, который в итоге приводит желаемое к действительному. В третьей же и последней книге цикла не сам Оррек, а уже его литературные труды являются главными помощниками главного героя, помогая ему найти и себя и путь, который приведет его в то место, которому он назначен какими-то высшими силами.

Если вы заинтересовались, но не готовы осиливать трилогию, то я бы посоветовал прочесть хотя бы последнюю книгу. Если «Проклятый дар» и «Голоса» просто хороши, то третья книга — «Прозрение» — меня очень впечатлила. Да, тяжелая, драматическая, но точно заслуживает быть прочитанной. В конце-концов, лучше познавать ценность и хрупкость человеческой жизни из книг, а не на собственном опыте.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Шекли «Корпорация «Бессмертие»

ru_ND, 6 мая 2021 г. 17:19

Ради интереса прочел роман, с которого начиналась в далеком 59 году карьера известного мастера юмористической фантастики. Сам роман, впрочем, совершенно не юмористический. Это научпоп фантастика, в которой главный герой погибает в середине XX века и внезапно приходит в себя в чужом теле, а на дворе 2110 год. Интересно, кто в этом виноват и что теперь делать.

Откровенно, как и большинство творческих дебютов, книга получилась довольно неровной, в которой яркие моменты перемежаются с картонными персонажами и высеченными из камней мужественными челюстями на фоне заката. Например, мне кажется, что знаменитые кабинки для самоубийства в «Футураме» были позаимствованы именно из этой книги, потому что это ярко и клево, охотники и жертвы пытающиеся убить друг друга в рамках соревнования цитировались самим Шекли, а позднее неоднократно в кинематографе, а вот множество других моментов откровенно никакого цитирования не заслуживают. Конечно, необходимо учитывать, что эта книга была написана в конце пятидесятых, поэтому логично, что город XXII века в ней выглядит довольно несуразно. Автор попытался нагнать сай-фая, но все равно отовсюду лезут фермеры сажающие кукурузу, полтергейсты и прочий антиквариат. Почитать стоит, но только если вас интересует теплая ламповая фантастика середины XX века.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Дмитрий Глуховский «Будущее»

ru_ND, 2 сентября 2019 г. 12:40

Книги Глуховского всегда отдают каким-то ребячеством, эмоционально нестабильным максимализмом, но если в серии «Метро» это можно было списать на ребяческое состояние главного героя, то здесь просто получилась какая-то дикая мешанина. Такое ощущение, что автор намеренно окунает главного героя в фекалии, постоянно показывая читателю, как его, бедняжку, жизнь сломала, но читать это очень скоро становится неприятно. Постоянные душевные терзания и нарочито жесткие сцены насилия с больным душком были бы более уместны где-нибудь в интернете, на сайтах, специализирующихся на подобном контенте, а не в фантастической литературе широкого распространения.

Очень жаль, что классный антиутопический мир в книге есть, но чтобы им насладиться, надо фильтровать все происходящее с главным героем. Такое «будущее» не стоит того, чтобы осиливать ради него почти 500 страниц текста. Я вот не стал и не жалею.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Джо Аберкромби «Герои»

ru_ND, 13 февраля 2019 г. 11:22

Первые три книги цикла «Земной круг» от Джо Аберкромби меня приятно поразили, сочетанием отличного сюжета, атмосферы, персонажей и живого дерзкого языка. Четвертая книга — «Лучше подавать холодным», целиком посвященная мести во всех ее проявлениях, произвела приятное впечатление, несмотря на то, что обилие смертей «в кадре» уже начинали немного напрягать. «Герои» же окончательно и бесповоротно в основном состоят из описания жестких и кровавых сражений и сюжета в этой книге кот наплакал. Я понимаю, что автор хотел посвятить этой теме отдельную книгу, потому что язык у него подвешен отлично и сражения описаны неизменно увлекательны, но лично мне эта тема не показалась достаточно интересной. Все же я ищу от книг изящных сюжетов, а не перечень вариантов, чего и как можно отрезать от человека с помощью того или иного вида холодного оружия.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

ru_ND, 24 октября 2018 г. 11:26

Если вы уже зачитали до дыр книги про Ведьмака Сапковского и не можете дождаться, когда же, наконец, выйдет новая книга цикла «Песнь льда и пламени» от Джорджа Мартина — вам явно стоит скрасить ожидание с помощью трилогии «Первый закон».

Структурно, да и стилистически книги близки к «Играм престолов». Повествование ведется от лица нескольких персонажей, которые выступают попеременно, хотя иногда и пересекаются в общих главах по воле сюжета. Размаха тех же игр здесь не ощущается, но к третьей книге дело таки доходит до судеб отдельных королевств и даже всего мира. Это темное (но не готическое) фэнтези, которое не стесняется выставлять напоказ свой натурализм. Если уж идет сражение на мечах, то мужики потеют, кровь хлещет из ран, разлетаются окровавленные части тел и над полем битвы разносится нецензурная брань.

Еще во всей трилогии по моим наблюдениям нет ни одного положительного идеализированного героя. Есть, вроде бы персонажи, которые за правое дело, но у каждого из них есть свои заморочки, недостатки, отрицательные черты, тайные цели и скелеты в шкафу. Благодаря этому они воспринимаются не как отстраненные богоподобные Гераклы, совершающие подвиги, а как настоящие реальные люди, по отношению к которым можно попеременно испытывать различные чувства, как позитивные, так и негативные. И достижения обычных людей с недостатками вызывают гораздо больше уважения и сопереживания, чем будни супермена.

Автор не уделяет много внимания описанию мира, его истории и особенностей, отпуская ровно столько, сколько нужно для того, чтобы читателю было понятно, что, где и когда происходит. Благодаря этому читатель не перегружен подробностями, события развиваются динамично и следить за происходящим стабильно интересно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Лю Цысинь «Задача трёх тел»

ru_ND, 12 сентября 2018 г. 12:16

С одной стороны, есть ощущение, что этот роман — всего лишь вступление, предисловие перед чем-то большим. С другой стороны опасение — не скатится ли в будущем повествование от крепкой нф до космооперы. Надеюсь, что нет, потому что задача «трех тел» на протяжении всей книги крепка и интригует до последней страницы.

Дополнительный интерес перед прочтением вызывал тот факт, что автор китайской национальности. Азиатские фантасты в принципе на русском языке публикуются не так уж часто. В этом плане не разочарован, национального колорита, как и исторических отсылок в книге более чем хватает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:14

Урсула ЛеГуин для меня стоит на порядок выше всех женщин-фантастов. Она как магистр, среди выпускниц колледжа. Конечно, есть такие прекрасные фэнтезийные писательницы, как Джоана Роулинг или Диана Уинн Джонс, но сравнивать их творчество с творчеством вышеупомянутой ЛеГуин очень непросто. Приступая к очередной серии Поттерианы, я предвкушал удовольствие от приключений героев, красочных описаний и всего такого, а берясь за книгу Хайнского цикла, например, я волнуюсь, смогу ли я в принципе понять эту книгу.

Надеюсь, что в случае с «Обделенными» мне это удалось. Книга — качественный образчик социальной фантастики, которая наглядно демонстрирует, что не важно, к какому социальному типу общества принадлежат люди, они все настолько разные, что их недоброкачественная часть всегда найдет, как получше устроиться. Даже, если вокруг идеальный социализм и средства сбережения отсутствуют как понятие. И революционеры необязательно те, кто хотят хаоса и анархии. Иногда они просто хотят встряхнуть застоявшееся болото, чтобы обнажить человеческие недостатки.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Вернор Виндж «Брошенные в реальном времени»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:14

Вторая книга цикла «Сквозь время», продолжает идеи, заложенные в «Войне с «Миром», но действие происходит спустя многие тысячи лет спустя событий первой книги. Но для некоторых из персонажей эти тысячи лет пролетели очень быстро, благодаря технологии «пузырей». Это что-то наподобие анабиоза, только действует еще эффективнее. Все, что попадает внутрь серебряной сферы, сохраняется абсолютно неизменным, вплоть до ее исчезновения. После того, как люди научились программировать сроки работы «пузырей», некоторые конечно же сразу захотели оказаться в далеком будущем. Однако, спустя несколько сотен лет, «распузырившиеся» люди нашли на Земле вместо цивилизации будущего только ее руины. Как это случилось, почему, зачем — все это осталось загадкой, которую пришлось решать немногочисленным фанатам перемещений во времени.

Однако, несмотря на все величие этой авторской задумки — это все лишь фон к скромному детективному расследованию убийства, которое проводит главный персонаж книги. И вот в этом вся проблема книги — она не впечатляет. Несмотря на идею перемещений в будущее, в ней нет ни эпоса, ни космооперы. И попадающиеся в тексте «сотни лет», «тысячи лет», «миллионы лет», на которые люди переместились в будущее тоже ни капли не впечатляют, потому что упоминаются как-то вскользь, как нечто обыденное и это все портит. Видимо, автор хотел сделать упор на детективное расследование в футуристическом антураже, но и оно тоже не впечатляет. Читали мы детективы и получше, пусть даже действие там происходило и не через два миллиона лет.

«Брошенные в реальном времени» — произведение интересное по задумке, но вряд ли хоть кто-то из любителей фантастики добавит ее на полку любимых книг.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:10

Очень неординарное произведение про будущее, в котором нанотехнологии на удивление органично сочетаются с викторианской стилистикой, где только богатые могут позволить себе жить в особняках и ездить на балы, а бедные питаются рисом из матсборщиков, которые заодно обеспечивают их одеждой и утварью.

Честно признаюсь, я не смог в полной мере оценить все идеи автора, уж больно некоторые из них оторваны от реальности, но в целом испытал волнующие ощущения, прикоснувшись к такому впечатляющему видению будущего.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Лавина»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:09

Отличный образец киберпанка, в котором есть все, что мы так любим: корпорации, хакеры, столкновение культур, множество конфликтов, пренебрежительное отношение к жизни и богатая авторская фантазия.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Руслан Галеев «Люди над обрывом»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:05

Книга пала жертвой отсутствия редакторской вычитки, чем в принципе страдает почти весь самиздат.

Есть много персонажей и к середине книги я в них основательно запутался, как и в обилии сюжетных веток. Некоторые главы выглядят так, будто они не дописаны. Иногда проскакивает что-то прекрасное, вроде ночного диалога двух братьев — евреев, но в целом все очень сумбурно и читать тяжело.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Руслан Галеев «Каинов мост»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 16:05

Первая книга очень занимательного и неординарного отечественного фантаста Руслана Галеева сразу дает понять, что автор способен на многое. Да, в ней многовато сумбура и перескакиваний с одного на другое, когда хочется сказать своей книгой очень много и пока не до конца понятно, как все это совместить в одном произведении, но читать все равно очень интересно. Многие авторы и к десятой своей книге про постапокалипсис не поднимаются до уровня этой, первой.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 15:57

Первая мысль, которая возникла после прочтения этой книги, была о том, каких же глубин деградации должно достигнуть общество, чтобы вот так спокойно и где-то даже безразлично позволить превратить свою страну и даже более того, свою жизнь в такое?

Несмотря на легкий феминистический душок, книга произвела большое впечатление. Мы так привыкли к своей свободе, что толком не осознаем ее. Нам она кажется обыденной, ничего не значащей. Просто хочу и иду куда-нибудь. Не хочу — соответственно, не иду.

А потом вдруг, раз, и вашу страну неожиданно превратили в один большой концлагерь с многомерной извращенной структурой, прикрывающейся благими делами и ссылками на Бога, который в данном конкретном случае, не более, чем внушающая страх и трепет ширма, прикрывающая грязь. И уже нельзя идти, когда захочется. И нельзя не идти, когда не хочется.

Большие гордые птицы, которым обрезают крылья и которых запирают в клетки, умирают от потери свободы. А человек, он такая тварь, что ко всему приспосабливается. И все-таки не ко всему?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэн Браун «Точка обмана»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 15:56

В этой книге Браун ничуть не отступил от своих сюжетных нормативов. Как обычно, глобальная и неожиданная тайна выползает на поверхность, утаскивая за собой все больше человеческих жизней, а простой, ничуть в этом не замешанный человек, в итоге побеждает всех нехорошек и на последних страницах в качестве благодарности за работу получает страстный любовный акт с тем, кто больше всего приглянулся из выживших героев. Ну и, конечно же, главным злодеем оказался совсем не тот, на кого упорно автор намекал почти всю книгу. Такой вот тоже стандартный приемчик.

При всем при этом, книга действительно хорошая. Если не спорить на тему ее правдоподобности, то сюжет захватывает замечательно и читается очень легко. Страницы проглатываются в ожидании все новых головокружительных поворотов сюжета, которыми книга напичкана крайне щедро.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ф. Дж. Коттэм «Дом потерянных душ»

ru_ND, 4 апреля 2017 г. 15:56

Как и почти всякая книга, претендующая на жанр «мистика, ужасы» — вторично, заунывно и немного неприятно.

Больше всего понравились эпизоды про молодые годы главного героя и его детективное расследование, где повествование идет интересно и динамично, потому что в той части текста автор не тужится попытками нагнать в текст ужаса.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Бернард Беккет «Генезис-2075»

ru_ND, 12 октября 2016 г. 10:39

Честно признаться, питаю слабость к всяческому постапокалипсису и иногда, бывает, становлюсь жертвой названия и оформления книги. От этой обложки я понадеялся получить суровые радиационные приключения, но немного ошибся. Книга целиком представляет из себя вступительный экзамен девушки с интересным именем Анаксимандр в элитную Академию. Ее вступительная работа — о юноше по имени Адам Форд, который был бунтарем в век тотального контроля над личностью.

Из опасения, что случайно перехвалю книгу, сразу скажу, что сначала я заинтересовался, но в целом остался немного разочарован. Сюжет пошел не туда, куда мне хотелось бы, а закончилось все и вовсе странно. Стоило ли ради этого городить весь огород — большой вопрос. Это как если бы автор блокбастера, типа «Инсургента» вместо целой книги сосредоточился только на аспекте вступления во фракцию, а остальное сократил до пары глав.

PS

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не знаю, как там с оригинальным изданием, но обложка русской версии отлично так спойлерит весь сюжет надписью: Адам — последний человек на Земле.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Дэвид Митчелл «Облачный атлас»

ru_ND, 30 сентября 2016 г. 17:08

Жил да был однажды американский нотариус Адам Юинг... и талантливый музыкант Роберт Фрошибер... и целеустремленная журналистка Луиза Рей... и книжный издатель Тимоти Кавендиш... и вознесенная фабрикантка Сонми-451... и козопас Закри. Это книга о всех этих людях и о каждом (каждой) из них в отдельности.

И что же у них общего? Да всего-то только родинка в форме кометы и полустертые временем воспоминания.

Это книга о переселении душ? Возможно, отчасти.

Это книга о каком-то событии? О да, и событие это называется «жизнь на Земле».

Стоило ли объединять истории всех этих людей в одной книге? А почему бы и нет? Без одного не было бы другого.

Какой же жанр у этой книги? Как и наша жизнь, она состоит из всех жанров понемногу. Хватает и грустного и веселого.

Не был ли автор чересчур амбциозен, написав книгу, события в которой охватывают много веков? Автор вовсе не хотел написать новую библию. Он просто написал то, о чем хотел и со своей задачей он справился. Это не откровение — это просто хорошая книга.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»

ru_ND, 16 сентября 2016 г. 10:01

Типично британская мистическая история, одновременно мягкая, бархатная и острая как лезвие ножа. Только классические англичане умеют так писать.

Книга затрагивает духовные связи между близнецами, их общую жизнь и опасности утраты своей половинки, но при этом очень динамичная, выстроенная в детективном стиле. Читать интересно, потому что сюжет выстроен по типу «книга в книге» и концовку сюжета, интригующую и неожиданную мы узнаем только в самом конце.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Нил Стивенсон «Криптономикон»

ru_ND, 5 сентября 2016 г. 14:39

Два главных плюса этой книги (не считая гигантского размера) — это восхитительный сочный и яркий слог, который хочется смаковать, который помогает представить картину во всех деталях и заставляет перечитывать избранные абзацы, запоминая классные шутки и похихикивая от удовольствия, а так же сочные декорации. Герои книги избороздили почти весь земной шар в процессе своих приключений и для каждого уголка Стивенсон нашел сочинил отличные описания, метко подмечая особенности и насыщая текст впечатлениями так, что некоторые цитаты можно и нужно добавлять в путеводители. Например, я теперь страсть как хочу попасть на Филиппины, изучить прекрасный город Манилу, посетить старые испанские квартали, насладиться видами моря и буйством джунглей. В общем, книга очень яркая и увлекательная. И это я еще не перешел к сюжету!

Сам сюжет состоит из хитросплетения сюжетных линий трех персонажей, двое из которых пытаются пережить Вторую Мировую войну, испытывая самые разные приключения, частенько проволакивающие их по краю гибели. Один из них мрачный и смертоносный боец Бобби Шафто, который может выкарабкаться из любой ситуации, а второй — рассеянный и гениальный ученый Лоуренс Притчард Уотерхауз, вложивший большой вклад в расшифровку кодов Германии и Японии друг Алана Тьюринга. Третья сюжетная линия принадлежит его внуку, Ренди Уотерхаузу, классному программисту, который пытается наладить свою жизнь, найти любовь и разгадать оставленные дедом секреты.

Если вас не испугает размер, вполне тянущий на два тома, то вы получите от этой книги большое удовольствие, в случае, если вы хотя бы немножко гик. :)

Оценка: 10
– [  8  ] +

Энди Вейер «Марсианин»

ru_ND, 1 июня 2016 г. 11:36

Если абстрагироваться от типично американского сценария «мы потратим миллионы, чтобы спасти одного человека на Марсе, хотя могли бы на эти деньги спасти тысячи других людей», то это замечательная книга. Энди Вейер обладает прекрасным чувством юмора, который передал своему персонажу и который смогла толково перевести на русский язык Ксения Егорова, за что ей честь и хвала.

При том, что тема вроде бы серьезная, человек брошен на чужой планете, без особых шансов на выживание, позитивный настрой главного героя, его ирония сразу располагают к книге и заставляют не на шутку переживать, когда случается что-то плохое. Из-за этого даже не хочется копаться в представленных авторам научных выкладках и теориях, пускай даже часть из них весьма далеки от истины. Главное, чтобы это помогло Марку Уотни выжить и вернуться на Землю!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Чак Паланик «Пигмей»

ru_ND, 23 мая 2016 г. 12:45

Каждая новая книга Паланика среди достаточно широкого круга его почитателей – это всегда что-то вроде праздника. Он один из наиболее популярных авторов «альтернативной прозы», в основном известный своим романом «Бойцовский клуб», и еще несколькими менее известными, но от этого не менее значимыми. «Удушье», «Колыбельная», «Уцелевший» — эти названия много говорят знающим людям. Однако, хватит хвалебных дифирамбов.

В прошлом году в России был выпущен достаточно средненький роман Паланика, под названием «Снафф». В принципе, он был достаточно мрачным, шокирующим и обладал неплохим набором черных шуток, но в нем ощутимо чего-то не хватало, чего-то, что мы не хотели бы потерять в творчестве Паланика. Поэтому выхода новой книги многие ждали с некоторым опасением. Могу сразу всех успокоить – старый добрый Чак по-прежнему на коне и с шашкой наголо.

Его новая книга называется «Пигмей». Если бы Паланик писал сценарий к фильму «Дети шпионов», то получилась бы эта книга. И, разумеется, это был бы совсем другой фильм. Хотя я уверен, что на экранизацию этой книги Голливуд осмелится еще не скоро. Главный герой – маленький уроженец Африканского континента, прошедший суровую подготовку в лагере боевиков, которого в возрасте тринадцати лет под видом школьников по обмену вместе с боевыми товарищами ввозят в Америку. Их задача – внедриться в простые американские семьи и претворить в жизнь операцию «Хаос» — устроить массовый теракт раздобревшим на фастфуде американцам. Книга – это дневник данного боевика. Надо сказать, что она достаточно оригинально написана. Язык повествования намеренно исковеркан, именно так, как писал бы подросток, плохо знакомый с английским языком. Вообще, я бы поставил небольшой памятник, возможно даже в бронзе, переводчику Н. Красникову, который «русифицировал» книгу. Он подошел в делу с явным пониманием того, что нужно сделать. Когда я мельком заглянул в книгу – я ужаснулся корявости языка и не сразу понял, как это вообще можно читать. Однако, прочтя страницы три я быстро вкатился и дальше дело пошло как по маслу. Несмотря на жуткий «акцент», читается достаточно легко, чтобы не уставать от этого процесса и не терять нить повествования.

Вернемся к американским семьям. В «Пигмее» Паланик выставляет их, да и всю Америку, в совершенно жутком свете. Он выжигает напалмом, издевается и «срывает покровы» с таким напором, что наверно даже немного перебарщивает. Однако, когда это все звучит от имени тринадцатилетнего эмигранта – это выглядит вполне уместно. Нашего героя, который подписывал свои записи в дневнике именем «Данный боевик», поселили в типичное семейство: больной работяга отец, карга – мать, сын – толстый рохля и сестра немного не от мира сего. На день рождения дети дарят отцу подписку на порносайт, а матери – вибраторы. Сын накачивает родителей наркотой, чтобы они не мешали смотреть телевизор, а сестра одевается в черное и по ночам угоняет родительскую машину. Святой отец местного прихода оказывается педофилом, первый парень на школе – гомиком, а соседки вместо того, чтобы сплетничать на скамеечке, забираются в подвал и устраивают оргии. И так со всеми и во всем. Если подумать, то самым «нормальным» персонажем книги является как раз приемная сестра «данного боевика», несмотря на обилие тараканов в ее голове. Когда семья встречает в аэропорту «данного боевика», родители торжественно провозглашают: «Мы сделаем из него настоящего американца или умрем!». О, лучше бы они этого не говорили. Есть в романе и романтическая линия, такая же извращенная и циничная, как и все остальное.

В общем, это камбек. И кто бы что ни говорил, Чак Паланик действительно фееричен. Разве что хэппи энды немного нестандартны для его творчества. Впрочем, ради такого «счастливого конца» стоит и потерпеть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Энтони Горовиц «Дом шёлка»

ru_ND, 23 мая 2016 г. 12:11

Шерлок Холмс настолько внушительная фигура в мировой литературе, что попросту не может тихо-мирно лежать на полочке. Отсюда и бесконечные экранизации (по статистике Холмс является наиболее часто экранизируемым персонажем) и многочисленные попытки «продлить» его жизнь еще парочкой приключений, с разной степенью успешности. Это началось еще даже до того, как сам сэр Конан Дойл закончил труды над последними рассказами о гениальном сыщике. Эта история продолжается до сих пор, поэтому сон великого сыщика бдительно охраняет некий литературный фонд, который сам наблюдает за всеми авторскими потугами и отбирает те работы, которые действительно достойны. Или типа того. А вот Энтони Горовица даже специально попросили разродиться книгой, чтобы вот прямо вышло лучше, чем у всех, чтобы сам сэр Дойл улыбнулся на небесах. На мой взгляд, кандидатура отобрана едва ли не идеально. Энтони автор сценариев к знаменитому британскому сериалу «Чисто английское убийство» и более известному в России «Пуаро Агаты Кристи», а так же автор многих популярных детективных повестей. Но мне непонятно, зачем это вообще было сделано. В связи с бешеной популярностью новых фильмов про Холмса (снятых Гаем Риччи) напрашивается вывод, что кто-то попросту захотел срубить бабулек, пока горячо. Однако давайте, наконец, перейдем ближе к книге.

История с «Домом шелка» якобы не была опубликована при жизни Шерлока по причине того, что события в ней происходящие слишком шокирующие и затрагивают все слои общества, включая многих власть имущих персон. И вот, спустя сто с лишним лет, очередные заметки доктора Ватсона публикуются. Начинается все вполне безобидно. Один человек обращается к Холмсу по причине того, что за ним следит подозрительный тип, напоминающий ему о неблагополучном прошлом. Шерлок берется за кончик ниточки и в течение последующей пары сотен страниц вываливает на себя целый ушат откровений и неприятностей, вплоть до того, что его сажают в тюрьму и едва ли не казнят за убийство, которого Холмс естественно не совершал. А все потому, что ниточка увела его в сторону, к совсем другому делу, куда более страшному и беспощадному.

Книга, как этого и следовало ожидать, пестрит отсылками к другим делам Холмса, таким как «Союз рыжих», «Последнее дело Холмса» и некоторым другим. Так же она насыщена персонажами, всем нам хорошо известными. И вот тут кроется первая ошибочка Горовица. Если появление инспектора Лестрейда вполне оправдано (хотя я категорически не согласен с его линией поведения, предложенной автором), так же, как и брата Холмса — Майкрофта, то например несчастный профессор Мориарти откровенно притянут за уши, причем довольно бестактно. А доктор Ватсон окончательно «отупел», превратившись в ходячее: «Холмс, но как вы об этом узнали?!»

То, что Горовиц современный автор все же заметно, как бы он ни старался скрыть это за характерными для сэра Конан Дойля оборотами речи и действительно хорошо прописанными декорациями Лондона на рубеже двух веков, позапрошлого и прошлого. Авторы тех времен попросту не могли влезть в такую грязь, какая присутствует в конце этой книги. Это все равно как если бы миссис Марпл начала пить виски и стрелять из пистолета. Дойл никогда не перешагивал черту с подписью «благородство», и из-за этого его рассказами восхищались даже двенадцатилетние дети. «Дом шелка» же я не рекомендую читать лет этак до шестнадцати. И от этого мне действительно грустно.

Если бы это была абсолютно посторонняя повесть, не имеющая отношения к знаменитому сеттингу, я бы сказал, что это крепкий приятный исторический детектив, который стоит прочесть. Но раз уж он позиционируется как продолжение приключений самого Холмса, то лучше еще раз перечитать «Собаку Баскервилей». Удовольствия от давно знакомых наизусть строк вы получите больше, чем от срываемых Горовицом нелицеприятных покровов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Лорд с планеты Земля»

ru_ND, 23 мая 2016 г. 11:39

«Лорд с планеты земля» — это первый фантастический цикл Сергея Лукьяненко, и вообще одна из первых его повестей. Книга состоит из трех частей: «Принцесса стоит смерти», «Планета, которой нет» и «Стеклянное море». Первые две части были написаны с 1990 по 1992 год, а третья чуть позже. Жанр, в котором выполнено это произведение – приключенческая фантастика, с элементами драмы.

Сюжет произведения заключается в том, что молодой парень с именем Сергей живет на Земле, в настоящее время. Однажды, он спасает от хулиганов девушку, а та неожиданно задает ему совершенно идиотский вопрос, можно ли в него влюбиться. После утвердительного ответа она дает ему колечко, просит ждать ее и исчезает. Проходит несколько лет. Сергей ведет разгульный образ жизни, периодически предаваясь размышлениям на тему, какое он ничтожество и изредка вспоминает загадочную девчонку. Однажды, в очередной раз занимаясь самоедством, он начинает говорить вслух и неожиданно слышит голос той самой девушки, как оказалось – из кольца, которое играет роль передатчика и, заодно, карманного телепортатора. Девчонка оказывается принцессой планеты Тар и зовет его на помощь, своего возлюбленного. Он понимает, что терять на Земле ему уже нечего и отзывается на просьбу о помощи. После чего попадает на другую планету и принимается спасать свою любовь.

Как приключенческая фантастика эта книга вышла весьма неплохой. С динамичным сюжетом, космическими Империями, корабельными сражениями в вакууме и разнообразными гуманоидными расами. Некоторые авторские задумки очень интересны и даже использовались в других творениях разнообразных авторов. Я говорю про различные кварковые бомбы, одноатомные мечи и прочие гравикомпенсаторы.

Как драматическое произведение «Лорд с планеты Земля» удалось уже не так хорошо. Лукьяненко постарался максимально расширить читательскую аудиторию, чтобы даже школьники начальных классов могли все понять, а от этого пострадала как раз эмоциональная составляющая. В итоге все переживания скатились к каким-то примитивным страданиям, выбору правильного решения и наивным переживаниям. Так же в некоторых местах явный перебор с героическим пафосом. Сергей придумал своего тезку изначально не очень хорошим человеком, где-то грубым, где-то жестоким, но так и не смог внятно объяснить причины его превращения в славного малого, стремящегося помочь всем окружающим.

Если в первых двух книгах эти налеты переживаний не так заметны и в целом не сильно портят восприятие книги, то в «Стеклянном море» моральные страдания главного героя уже откровенно надоедают. Ведь он, такой бедняжка, как лорд и муж принцессы Тар должен принимать сложные решения, от которых гибнут люди, а потом пускать несколько страниц подряд слезы и сопли над несправедливостью мира. Честно, если шестиклассника эти переживания и тронут, то людям за двадцать будет откровенно скучно их читать. Хотя, возможно это конкретно я такой циничный.

К счастью, в последующих своих работах в жанре «космической фантастики» Сергей повысил свой писательский уровень и там все эти моральные заморочки если и остались, то стали куда легче для восприятия. «Лорд с планеты Земля» хорошая книга. Возможно немного неопределенная с позиции охвата читательской аудитории, но любителям отечественной фантастики стоит ее почитать, это факт.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Харуки Мураками «Норвежский лес»

ru_ND, 23 мая 2016 г. 10:50

В 1987 году случилось два знаменательных для меня события. Во-первых, в этом году я родился, а во-вторых – японский писатель Харуки Мураками написал свою повесть «Норвежский лес». Вот только об этом втором событии я узнал далеко не сразу. Но лучше позже, чем никогда, правда же? Может быть и хорошо, что я прочел эту книгу только на третьем десятке. В пятнадцать я просто не понял бы мотивов главного героя.

Темой для названия книги и для нити, связующей воедино всю книгу, от обложки до обложки служит песня Norwegian Wood, напетая Битлами в 1965 году. Действие книги происходит в Японии примерно в то же время, когда эта песня была настоящим свежим хитом. Norwegian Wood используется автором как ключ, напоминающий персонажам книги о событиях, произошедших тогда, когда они слышали и полюбили эту песню.

Вообще все произведение необычайно ностальгично, оно посвящено проблемам выбора, принятия людьми решений и их последствиями. Поскольку почти все действующие лица подростки – присутствуют и обостренные переживания, и шатание жизненных устоев, после которых люди либо становятся крепче на ноги, либо их внутренний мир безжалостно рушится. Мураками не избегает темы секса и отношений между полами, а зачастую и вовсе акцентирует на этом внимание. И он прав, на мой взгляд. Замалчивая зачастую самое важное: любовь, привязанность, измены, сложно понять истинные мотивы затронутых этими вещами людей. Жизнь и смерть – еще один важный вопрос, который преподнесен автором в «Норвежском лесе». С учетом особенностей менталитета японцев, для которых самоубийство – это не спесь и не слабость, а действенный выбор решения с честью непреодолимых жизненных проблем, это особенно важно.

Я хочу заметить, что Мураками не предлагает каких-то рецептов, не дает консультаций и не приводит все проблемы к логическому завершению. Он просто указывает на ключевые вопросы, освещает их разносторонне и оставляет сделать вывод самому читателю. Он предлагает информацию для размышления, потому что каждый может узнать в одном из персонажей себя или кого-то из своих близких, как я узнал себя в Ватануки – главном мужском персонаже повести. И, прочтя книгу, я смог пополнить свой личный жизненный багаж несколькими умными мыслями, которые наверняка помогут мне в будущем.

Да, кто-то может сказать, что Мураками пишет о скучных повседневных вещах, но то, как это все преподнесено, заставляет восхищаться авторским талантом. Найти в каждом простом событии изюминку, точку, с которой лучше всего можно рассмотреть происходящее – это неоспоримое мастерство. Легко захватывающе описывать футуристические планеты и фэнтезийные битвы, а вот в красках представить читателю давно знакомые бытовые образы в разы сложнее.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Анджей Сапковский «Сезон гроз»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 14:56

Когда мы уже и не надеялись на чудо, пан Анджей устроил нам настоящий праздник. «Сезон гроз» хоть и не является продолжением, и оставляет открытым вопрос, что же стало с Ведьмаком, тем не менее все равно невероятно увлекательная книга.

Не считая, некоторых моментиков, о которых я, пожалуй, умолчу, поскольку это из категории личного восприятия, просто блестяще.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роберт Шекли «Десятая жертва»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:57

Интересная идея узаконивания убийств, посредством официальной Охоты, идеального заменителя войн. Охотник и Жертва один на один — и не вздумайте покалечить посторонних! Книга написана в легком, типичном для Шекли стиле. Кстати, до нее еще был рассказ «Седьмая жертва», который тоже стоит прочесть.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Рэй Брэдбери «Из праха восставшие. Семейные воспоминания»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:50

Один из главных и продолжительных проектов в жизни замечательного автора, с его невыразимой теплотой повествования и замечательной фантазией. Лучшее нетипичное фэнтези из того, что я читал в последнее время.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:48

Объемно, неожиданно, пронзительно, не допилено, местами сумбурно, впечатляюще, немного непонятно, стилистически эффективно, интригует, запоминается. Очень неоднозначная книга, но понравилась, как не нравятся многие вылизанные до блеска космооперы. Жесткая такая, некорректная и захватывающая. Не соглашусь, что это НФ, потому что ничего не объяснено на техническом уровне, скорее помесь боевой с приключенческой. Определенно нужно прочесть, хотя бы ради бы. Флаг.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Терри Пратчетт «Джонни и бомба»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:39

Третья, последняя и лучшая книга в цикле про Джонни Максвелла. Скачки во времени, остроумно сюрреалистические идеи и общий градус накала страстей уже вполне на уровне Плоского мира. Очень понравилось.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Вернор Виндж «Глубина в небе»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:28

В некотором роде параллельная история из мира «Пламени над бездной», с тем же главным героем. Открыта новая планета и новая раса, обитающая на ней. Два флота из разных частей галактики отправляются для изучения и дальнейшнего контакта. К несчастью, они прибывают на место одновременно. И в той и в другой экспедиции людские расы, но различия между ними гораздо большие, чем это кажется с первого взгляда.

Хотя это и настоящая качественная фантастика, но прежде всего книга берет не тем, а по настоящему драматичным развитием событий. Уровень сопереживания положительным персонажам просто зашкаливает. Автор очень эффектно расписывает совместную жизнь угнетенных и угнетателей, их взаимоотношения, попытки что-то изменить, предательства и интриги, отчаяние и надежду. И все это на фоне параллельной истории из мира пауков, для исследования которого и прибыли люди. Очень крутая книга.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Вернор Виндж «Пламя над бездной»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:27

Очень крутая фантастика с оригинальным делением галактики на зоны, начиная от центра галактики, где невозможна разумная жизнь и далее к краям галактики. Чем дальше — тем лучше техника, умнее обитатели и быстрее скорости. А за краями галактики Переход, за которым живут Силы — расы, совершившие огромный скачок в развитии, чьи цели не ясны, а средства невероятны.

И вот человечество случайно будит одну такую силу. Вся надежда на спасение — это двое детей, выжившие после аварийной посадки их корабля на планету в медленной зоне, где обитают существа, похожие на собак и обладающие стайным разумом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Вернор Виндж «Война с «Миром»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 13:26

В недалеком будущем власть захватывает якобы руководствующаяся благими намерениями интернациональная группа, ученые которой открывают технологию «пузырей» — непроницаемых сфер, в которые можно поместить как одного человека, так и целую военную базу и которые не может разрушить даже ядерный взрыв. После этого группа, конечно же, приходит к мировому господству и все бы для них хорошо, но спустя полвека пузыри неожиданно начинают открываться...

Интересная задумка, немного подпорченная плоскими персонажами, но читать все равно интересно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Нил Гейман «Звёздная пыль»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 12:18

Наверно плохо, что я сначала посмотрел замечательную экранизацию. Книжка хоть и легла в его основу, но явно слабее. Плюс непонятен момент, когда автор взял и заменил кучу приключений из последней трети книги описанием на пару абзацев, мол, были там-то, делали то-то и то-то. Как-то даже обидно немного. Если не считать выше написанного, то хорошая, крепкая фэнтезийная сказка.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Нил Гейман «Американские боги»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 12:18

Очень сильный и необычный взгляд на особенности становления американского пантеона. Прозвучало, конечно, как описание научного трактата, но на самом деле это остросюжетный фэнтези триллер высшей категории. Книга, несмотря на размер, читается очень хорошо и захватывает до последней страницы. Премии Хьюго, Небьюла и им. Брема Строкера совершенно оправданы.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Майкл Крайтон «Парк юрского периода»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 12:16

Всегда, когда читаю Крайтона, поражаюсь тому, насколько он разбирается в тематике. А ведь пишет на совершенно разные темы. Вот и эта книга, вроде бы остросюжетный триллер, но при этом такое погружение в детали, что это поражает.

После прочтения я не могу сказать, что фильм Спилберга так уж гениален, скорее он удачно перенесен на экран со страниц книги. И то, многие классные моменты были опущены или использовались в следующих сериях.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Брюс Стерлинг «Распад»

ru_ND, 19 мая 2016 г. 11:58

В отличие от большинства произведений в пост-апокалиптической стилистике, эта книга не выглядит оторванной от реальности. Все те же политические игры, те же проблемы и социальные вопросы, те же мысли, но все это в фантастической обертке. Впечатляющая достоверность предложенного Брюсом Стерлингом варианта будущего пугает. Пугает не мраком и безысходностью, а пониманием того, что все это может случиться на самом деле.

Оценка: 9
⇑ Наверх