FantLab ru

Все отзывы посетителя Sqweds

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Роберт М. Вегнер «Каждая мёртвая мечта»

Sqweds, 25 ноября 2019 г. 20:48

Люди которые без ума от данной серии скажут, конечно, что Вегнер все-все-все придумал сам. Что это не добротная, качественно переосмысленная работа с источниками, взятая из Сапковского, Эриксона, Муркока и бог знает из кого еще, а прям оригинальный оригинал. Мол Генно Ласкольник это ни как не Мэнно Коегоорн, Креган-бер-Арленс никакого отношения к вар Эмрейсу не имеет, а мир Мрак, с «небом цвета стали», ни разу не Имперский Путь. Лично мои сомнения отпали напрочь когда я обнаружил целое предложение которое Вегнер тупо скопипастил у Эриксона, сохранив 90% слов оригинала и слегка поменяв их порядок. Так что со мной поспорить о вторичности данной серии не удастся, хотя я и не ставлю это произведению в минус. Свежая идея, нечто новое — плюс огромный, но есть немало примеров с отсутствием всего остального, чего ждешь от книги.

Но этот отзыв не про оригинальность.

Есть рассказ по фактам и есть рассказ в соответствии с фактами. Второй случай это, по сути, сочинение на тему когда финал известен. Чем больше конкретных фактов, приведших к заданному финалу, известно тем меньше рассказчику приходится нести отсебятину. Тем более рассказ становится верифистичным. В противном случае, при серьезном подходе к сочинительству, в ход идут аналогии. Если аналогов нет, то рекомендуется узнать у сведущих людей как же можно добиться желательного финала, но это чревато проблемами. Рассказчику могут сказать прямо — так не бывает, даже если призвать на помощь всю мощь человеческой фантазии и сгладить самые острые углы — ни хрена не выйдет! Если по хорошему, надо менять либо пересматривать финал, а тут вдруг засада — финал есть ключевая часть всей фабулы! Все, финиш, неизменен! В итоге в рассказе появляются серьезные лакуны, мол случилось так-то и так-то, а почему — да ктож знает? Хреновенько, но терпимо. Хуже, много хуже, когда автор начинает нести беззастенчивую чушь!

Когда в «Небе Цвета Стали» Вегнер на голубом глазу объявил, что центральной частью стратегии веданно, намеревавшихся устроить се-кохландийцам небольшой геноцид, является «надежда» — я поперхнулся слюной. Для тех кто не вполне осознал этот момент переведу — мы, мол, надеялись что сами кочевники помогут массово убивать себя как можно эффективнее, поскольку сведут к минимуму уничтожение ключевого инструмента своего убийства. Я прекрасно помню данный момент, так как ровно до него относился к серии с большим энтузиазмом. Это как знаете, вы едите некий деликатес в ресторане, а уже почти доев обнаруживаете в блюде, скажем, мучного червя. Или чего похуже! То есть вот мгновение назад было очень вкусно, но вас, тем не менее, тошнит от омерзения!

История про то, что люди, знающие местность как свои пять пальцев и чья нормальная повседневная жизнь зависит от источников воды, прошляпили карту водоносных слоев в самый критический момент, и прошляпив не отыграли назад, а тупо сели медленно умирать, уже вызвала только тяжелый вздох. Я приготовился страдать от горького разочарования, хотя и надеялся что Вегнер реабилитируется. «Память Всех Слов» я ждал с огромным нетерпением.

Вегнер не подвел. «Память» реально хороша, на уровне первых двух и более того. Я позволил себе расслабиться. Зря!

Пределы идиотизма, в которые меня пытаются заставить поверить в «Каждой Мертвой Мечте», существенно расширились. Если финальной целью ставится очень быстрое массовое убийство, совершенно невозможная при нормальных обстоятельствах резня, то способ лишь один. Лидеры тех самых людей, которых будут убивать, должны добросовестно и добровольно делать все для достижения этой цели! То есть мы наблюдаем самое большое коллективное самоубийство в истории литературы!

Если более чем стотысячная толпа, при соотношении сил двадцать к одному, ведомая профессиональными военными, не уничтожает беспомощные остатки враждебной армии. Если умудряется проспать (как?) весь процесс залезания ее же на стену осажденного города. Если спустя рукава относится к крайне, стратегически, важной цели и не берет город штурмом. Если для преодоления восемнадцати футовой, шести метровой, стены делает что угодно, но не самое простое при таком количестве рук, т.е. банальную насыпь. Если тратит время и ресурсы на строительство фургонов, на вязку плотов на скорость, на перегораживание рек, но не на рампы и осадные башни. Если пренебрегает не только дальней разведкой, но и банальным тыловым охранением. Если вместо попыток обмана противника маневром и затягивания боя раз за разом посылает массы людей на бессмысленный убой. Если, если, если ... Не говоря уже того, что скрытно-внезапный выход из леса двадцатитысячного войска может сочинить человек который ни разу не был в лесу и не представляющий сколько шума создает хотя бы один полк просто стоя на плацу!

В итоге получаем весьма странную вещь, столь же отличную в одних местах, сколь и отвратительную в других. Ну вот почти нет у меня претензий к «героической» части серии. А вот «военная» часть, тут уже видно что это далеко не конек Вегнера. Хуже всего то, что впереди нас явно ждут именно массы массовых баталий, а потому «Сказания» рискуют стать самым большим разочарованием в моей читательской практике.

ЗЫ: Интересно, есть ли шанс предъявить Вегнеру ущерб моему здоровью: за три часа потраченных на финал книги я от возмущения скурил более полупачки сигарет?

ЗЫЫ: Имел вчера спор на тему, понял что вышеописанные вещи для многих совсем не очевидны. Оки, вот вам задачка на логику: дерево прекрасно горит, маги огня в наличии, «передвижной лагерь» из деревянных фургонов защищен от слонов и атакуем только конницей. Где тут противоречие?

Оценка: 6
–  [  11  ]  +

Вадим Панов «Самый главный приз»

Sqweds, 14 сентября 2019 г. 20:26

Вспомнилось вот, «Что-то я пью, пью, а мне все хреновей и хреновей!», анекдот такой, баянистый весьма.

Все, на мой взгляд очевидные, попытки привести ТГ к некому литературному подобию «Анклавов» и «Герметикона» проваливаются раз за разом. К подобию в том смысле что относительно четко очерчены рамки-правила и точно определены все действующие стороны, расы в первую очередь. В конце концов речь о том что автор и негры тянут лямку описания глобального конфликта, войны, а война это хоть и бардак, но бардак систематический, упорядоченный. Это вам не хаос рейдов, именно рейдами были все ранее описанные заварушки, даже самые кровавые, ибо цель рейда — ослабление врага, а не уничтожение. То Осы набигут из ниоткуда, то гиперборейцы (благо не киммерийцы), оттуда-же, суть неважно, результат — хаос! Веселый такой и потому народу недосуг внимать тому, что некий, в теории декларируемый баланс и раньше возможен просто не был, а ныне и вовсе похерен. Больше рас, больше древних артефактов, больше дурацких названий и имен, жги! Я нисколько не сомневаюсь что огромный коммерческий успех ТГ самого Панова несказанно удивил, поскольку, если взглянуть по чесноку критически, ТГ это какие-то байки из шестой палаты, столь же яркие, сколь и бестолковые. Вот только явно не его это! Панов — он мрачный! И за махач-кровищу умеет куда как лучше, да и выдавливать из себя юморок, походу, осточертело. Теперь все сурово, без соплей, головы летят направо и налево, градус растет. Да только не может он расти безнаказанно, имея ввиду те самые «Байки из склепа» в начале! Кто нибудь вообще вспоминает читая аж 33-й том, такое название «Забытая Пустынь»? Что из за одного (!) высушенного чела навам выкатили ни много нимало ультиматум? Что на черных морян ранее регулярно объявляли сезон охоты — численность подсократить. Последние, вообще-то конкуренцию навьим гаркам составляют, а плодятся при этом как челы, т.е. относительно остальных рас как кроли. Или они теперь из законопослушности не размножаются, ну, «Зеленые» же самые слабые, да? Ох, ну и прилипалы, в смысле армия бесталанных клепающих «сочинения на тему», отнюдь не вносит порядка. Чую ждет ТГ судьба серии «Сталкер», кто не в курсе — погуглите, очень поучительно.

Короче, если у Ярги, в 63-м томе, внезапно найдется брат-близнец, похищенный в детстве асурскими цыганаии и, возглавляя их, примется кроваво мстить — не говорите что я вас не предупреждал!

ЗЫ: Больше трояка за тот самый жесткий стиль, благодаря которому Панов в моем, весьма скромном, списке русскоязычных фантастов.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Дэвид Вебер «Shadow of Victory»

Sqweds, 15 декабря 2018 г. 21:07

Даже делая гигантскую скидку на любительский перевод, отталкиваясь от содержания — книга отстой! Любители долгих бормотологических диалогов ни о чем возрадуются, разве что. Возможная цель автора, кроме рубки бабла, сделать будущую войну «манти» и «солли» значительно более ожесточенной, поводом такого развития становится, как уж указано, эпилог. Остальное тупо, скучно и, финиш как, затянуто.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Алексей Пехов «Хроники Сиалы»

Sqweds, 10 марта 2018 г. 20:07

После «Стража» отвлекся на Райаниеми, возможно зря, т.к. чудовищная разница в уровнях просто не оставляет шансов на хоть сколько нибудь нормальное отношение. Нет, я и ранее не считал это чем-то качественным, просто после книги финна появилось желание написать коротко: «Шизофрения! Чтение опасно для мозга!», и закрыть вопрос. Если убавить градус негатива, то книга очень похожа на школьное сочинение «Как я хочу провести лето», причем когда злая училка режет баллы за недостаток объема. Какой-то позитив сие может вызывать только у людей либо совершенно невнимательных и непритязательных, либо у людей со школьным уровнем знаний. Заимствование известной фразы «А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я!», на мой взгляд, показывает целевую аудиторию максимально точно. Позиция не изменилась, появилось немножко времени для более подробного объяснения таковой.

Итак, «Хроники Сиалы» это книга в трех томах про Гаррета, мастера-вора, живущего в феодальном магическом мире, помимо людей населенном всевозможными иными разумными, орками-эльфами-гоблинами и прочими. Как это не раз и не два бывало, герой получает квест — добыть Древний Могущественный Артефакт, коий в злых руках всех погубит, а в «наших» — наоборот, соответственно. Находится эта штуковина прям в середке жутко враждебной территории, за тридевять земель, а так же в страшно-ужастном подземелье где «мертвые с косами стоят». Сразу стоит отмести возможные инсинуации — Куковский Гаррет-детектив, живущий в том же окружении, едущий в центр войны, в Кантард где и без оной караул, в подземное логово вампиров (которые у Пехова конечно тоже есть) тут совершенно не причем! Совсем! Потому что до слишком многих «литературных находок» бедняга Кук не додумался бы проживи он даже три жизни, на многие нужно патент оформлять, я считаю. Совсем «аппетит перед едой» портить не стану, но на некоторых остановимся, ибо шикарны.

Матч открывают телохранители всадники-латники, рассекающие по ночному городу с закрытыми забралами. Я бы меньше удивился если бы Пехов написал что они ехали задом наперед. Людям уповающим на магию рекомендую снять кастрюлю с головы, насверлить в лицевой части дырок, вернуть обратно и хотя бы походить по квартире. Адреналина будет больше чем от американских горок! Данные латники-экстремалы нужны для хоть какой-то защиты от демонов, трескающих граждан по ночам в независимости от тяжести вооружения, что нам и живописуют на примере злосчастного бедняги. Тем более странным выглядит заявление, что некоторые районы прям дико опасны по ночам своей преступностью, если даже ОТРЯДЫ стражников стремятся забиться по щелям, ибо демоны. Фейспалм.

«Какой фейспалм, жалкие придирки!» — скажет тип, по имени Некто, хе-хе-хе. Окэ, я сейчас вам его организую технически. Посмотрите на свою кисть, на мизинец — если вы среднего роста или около того, то он как раз близок к пяти сантиметрам. Теперь прикладываем нижнюю часть мизинца к месту откуда на челюсти растет нижний клык. Идем к зеркалу и любуемся результатом! И более того — клыков то ДВА! Прикладываем вторую руку, думаем КАК В ЭТО ЕСТЬ, получаем даблфейспалм!!! О чем речь? О расах эльфов и орков, которых некий борзописец обрек на столь незавидную судьбину. Я какбэ в курсе, что смилодоны вымерли не потому что им клыки мешали, но они ими пользовались хотя бы!

К зубной теме я еще вернусь, очень хочу поговорить о какой-то болезненной страсти Пехова к наименованию и переименованию. Как мне кажется черная речь орков от Профессора нанесла неизгладимую травму мальчику Алеше. Если первый копировал славянизмы, скорее всего чешские, то чем руководствовался вполне себе русскоязычный Пехов — непонятно. Почти каждое выдуманное Пеховым слово напоминает звуки кашля, харкания и, пардон, пердежа! Пальму первенства прочно удерживает раса гоблинов, едва ли не весь язык которых состоит из всяких хре-хре и кре-кре. Тем более это все странно, поскольку существует отличный шаблон: выбирает язык, меняем произношение и ритмику, получаем «аэн ваэн Сеидхе Элле» и «ва фаил, фраэрэне!» Не-ет, мы пойдем хардвэем! Эльфы и орки ничуть не лучше гоблинов, но вторые хотя бы забавней, было ли это целью — не уверен, но это был тот момент за который эту книгу я запомню, потому что я ржал. Я выписал специально, это не спойлер, не волнуйтесь:

- «Кро! Алле бар натиш, китал у багард!» —

- И через пару предложений — «нер ашпа туг Олаге перега!». —

Ну вещь же, согласитесь! Аллё, бар Натиш, что за бугурт? Да тут Олежа ошпарил всех перегаром! Понимаю что не образец юмора, но при прочей беспросветности очень доставляет, очень! С'каш, крудр, дродр — я не выдумываю, поверьте! Биргрезен! Последний, в отличие от прочих быргырдыров, заслуживает отдельного слова. Долгое время я думал что этим словом Пехов обозвал цвайхендер. Однако нет, оный в книге таки появляется, но уже как цвайГхандер! Зачем? Или я что то не то.... Да, наверное я, Скутер вроде так и пел «АйнГ, цвайГ, полицайГ!» Зачем обычный полуторник, меч-бастард превращать в «батарный»? Притом что французское слово «арбалет», почему-то, никаких нареканий не вызывает и в «болтошпуль» какой не поименовано! Не меньший интерес представляют имена собственные. Опять же Кук совершенно не причем, а потому имена Шлюха, Мразь, Тварь и Клоп — исключительно на совести Пехова. Куда там Куковскому Башке!

Сюжетная линия столь же занимательна. Тайная миссия, просочиться-по-тихому-спереть-вернуться, с первых шагов превращается в намеренный поиск неприятностей, чтобы из них героически выбраться. Уже само планирование «тайной» миссии и состав сопартийцев таков, что ни о какой тайне речи просто нет. То что мимо столь уникальной банды мало кто может пройти не офанарев отмечает даже сам Пехов, правда не сразу, подсказали наверное. При выборе вариантов, объехать проблему или нажить геморрой ломанувшись вперед, без вопросов выбирается второй. Возвращаясь к больному зубу — если зуб болит у одного, то в город должны ехать все. Помня о двух могущественных враждебных партиях в городе надо светится как можно больше и чаще, чтоб вышеупомянутый гемор случайно не промазал. При наступлении его заламывать руки и кричать «как это могло произойти?» Затем спасать ситуацию. Естесствно не без скромной помощи Гаррета, коий едва ли не единственный чел в местной вселенной понимает преимущество магических вещей мгновенного применения, несмотря на дороговизну. Остальные то ли жлобы, то ли брезгуют — вот и спотыкаются. Существенная часть «спасенных» моментов объясняется везением или «я не понял как это вышло», что добавляет истории загадочности.

По мере продвижения квеста партия теряет членов, для выжимания скупой слезы сочувствия. И если на магические причины гибели мне сказать нечего, то момент утопания из за брони мне странен. Нет, если чел в латах, то и вопросов нет, другое дело что утонет он не из за веса, а по причине крайнего неудобства. Вес тяжелой кольчуги до 7-и килограмм, вес мужика, скажем, 70-т килограмм, при этом вероятное спасение тонущего мужика никого не удивляет, а вот себя в кольчуге — почему то воспринимается невозможным! Правда-неправда не уверен, но у римлян вроде даже тренировки были по заплыву в броне. Самураи так точно плавали, оёгидзюцу называлось.

И раз зашла речь о броне, то надо бы сказать что нибудь посвященное военному делу вообще. Коротко говоря это в лучшем случае глупые оружейные мифы, вроде предыдущего. На протяжении книги они конечно царапают разум, но не столь часты. Но какое же это уважающее себя фэнтези про войнушку и без генерального сражения, без «Битвы на Пеленнорских Полях»? Однако ж поелику как-то не личило нам молвить, мол, «Пехов — корявый плагиатор», баталию сию «Битвой под ̶С̶т̶а̶р̶ы̶м̶и̶ ̶Ж̶о̶п̶к̶а̶м̶и̶ у холма Прыщ» прозывать откажемся, поименуем «Битва на Поле Фей». Или же «Битвой на Поле Чудес в Стране Дураков», поскольку количество бреда вмещенного буквально в пару страниц лихо перекрывает все встреченное ранее. Здесь будут СПОЙЛЕРЫ, иначе всю тупость не показать.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ситуация такова — войнушка которую все ждали таки случается. Но чтобы в полной мере вкусить гениальности автора, перед прыщавой битвой стоит обратить внимание на два события поменьше. Первое произошло задолго до описываемых событий, заруба в безымянном овраге с участием Собачьих не то Ласточек, не то Ласочек. Второе — обсуждение до войны и ожидаемое взятие горной крепости Одинокий Великан, за которой начинается равнинная часть страны. Оба места представляют собой классическое «бутылочное горло», т.е. узкость, идти через которое для армии крайне неудобно, а идти надо. Место где малыми силами можно остановить огромную армию, самый распиаренный пример подобного места — Фермопилы. В первой ситуации отступающее от орков людское войско оставляет отряд в 300 (!) человек, которые, задержав врага, ожидаемо становятся забытыми героями. Из описания понятно что будь их, скажем, тысяча, то орки овраг бы и вовсе не перешли, поскольку десять сотен за день может сделать куда как больше чем понатыкать кольев и разломать мост магией. Со вторым куда интересней, услышав предложение усилить крепость хотя бы тысячей человек, король выдает потрясную фразу, сводящуюся к «Нахрена, все равно возьмут?» Учитывая что война ожидается на два фронта каждый уважающий себя стратег обязан отдать врагу инициативу и позволить выйти на оперативный простор. Что в общем и происходит. Король у Пехова получился весьма авторитетный, он еще себя покажет.

И вот час пробил, враги на пороге: набигает 60 тысяч гадов, из них 15 тысяч огров. Военов света наскребли 28 косарей, из которых четверть вчерашние крестьяне. На помощь идут еще 15 тысяч бойцов, но не успевают чуток. Вопрос: где встречать врага, в окруженном стенами городе-крепости или в поле? Риторический вопрос, понимаю, конечно в поле! Армия окапывается, строит стены (лол), роет рвы и насыпает валы, втыкает колья-рогатки. Преимущественно на правом фланге, на левом лопат не хватило, ограничились кольями, разобранным мостом (опять?) и усилением в 300 (да сколько можно?) эльфов-лучников. Гномы расставляют пушки и только одну мортиру, вторую не смогли привезти. Секрет таскания пушки в кармане опять же известен лишь Гаррету и его поставщику магических штуковин. Все вроде логично, не считая самого главного. И тут Пехов, в лице короля-полководца начинает жечь! Для начала спешивает кавалеристов-рыцарей, т.к. пушек прикупили, а вот лошадей приучить к грохоту выстрела как-то не додумались. То что кавалерия в пешем строю это скорее мясо чем бойцы, поскольку драться в плотном строю не обучены, по мнению Пехова и короля, неважно. Обмотать же лошадям головы шарфами не можно за неимением таковых! Зато предлагается особо гениально хитрый план ̶П̶у̶т̶и̶н̶а̶ Сталкона — стрелять из лука по лошадям вражеской тяжелой кавалерии, король «знает что говорит» — лошадь у которой даже уши были отдельно закованы в железо (гуглим конный доспех, красотища) это ложь, галдеж и провокация историков! Забегая вперед сообщаю — далее полная шиза: лошади вроде как таки в броне, но при этом «не имеют надежной защиты.» Велика сия тайна есть! Кстати, в момент рубки бывших кавалеров с пехотой король присылает им на помощь кавалерийский резерв! Отлипни рука, отлипни говорю!

После прочтения о 4х шеренгах пикинеров, две из которых в глубине (за еще четырьмя шеренгами) строя, вместо классического плотного леса пик ждут залпа трех шеренг арбалетчиков, а потом набигають и тычуть «семиярдовыми» дрынами мой критический внутренний голос начал заикаться. Причем пики первых линий видимо короче, что следует из того что их то не зовут «удильщиками», в отличие от. Зачем? Загадка. Впрочем не ломайте голову — через пару страниц Пехов напрочь забывает порядок формации, а градус уже не бреда, а какого-то детского лепета взмывает до небес. Мол, из четвертого ряда алебардой удобно колотить врагов по тыквам не задевая пики первой шеренги! Из чего можно сделать два простых вывода: раз, местные алебарды много длиннее пик — на три линии впередистоящих плюс боевая часть; и два, либо алебадщики на ходулях, либо алебарды имеют дугообразный вид, поскольку задние шеренги пикинеров немножко били пиками НАД ГОЛОВАМИ ПЕРВЫХ!!! Другой вариант еще круче — прорвавшиеся к пикинерам враги и первая шеренга с ужасом ждущая когдаж их «защитят» свои же нихрена не видящие парни с алебардами. Мало? Цитирую: «Воины, стоявшие впереди алебардистов (третий ряд типа), держали оружие на уровне груди, чтобы не мешать сражаться второму ряду.» Под мышкой у них просунули, ага! Короче, Пехов походу где-то что-то услышал о швейцарцах и знаменитой испанской терции, или смотрел шикарный фильм «Капитан Алатристе» с Арагорном-Мортенсеном в главной роли, и решил «улучшить». Результат, как впрочем и у всех подобных ему «улудшателей», по меньшей мере смешон. Писать почему НЕЛЬЗЯ заменить аркебузира на арбалетчика и объяснять невозможность применения алебард совместно с пиками у меня нет никакого желания, это должно быть самоочевидно. За арбалеты и луки я тоже ничего не скажу, «луки дальнобойней», «арбалеты пробивают насквозь» — ну сколько можно транслировать этот бред? Интернет обрезали? В Гугле забанили? Что? «Дайте маме ручной пулемет!» — вот что надо было пастить!

Окончательно точки над «ё» расставил рогатый шлем у латника кавалерии, которая как-то волшебно просочилась к пехоте сквозь врытые колья и рогатины. Эйзенштейн? Нет, скорее «Астерикс и Обеликс«!

Короче, несмотря на то, что враги лютейшим образом тупят, все повисает на волоске. Тут прибывает Гаррет и спасает королевство, а потом, т.к. почти главный враг тупит не менее люто, и мир. Очередное «я не понял как это вышло» уже никого не должно удивлять.

Как-то так.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Страж»

Sqweds, 27 февраля 2018 г. 22:54

«Ведьмак» в средневековой Европе, адназначна! Более конкретно — паста первой половины «Последнего желания», которое изначально было сборником рассказов. Разговоры о том, что Геральт носит боксеры, а Людвиг — плавки и потому это диаметрально разные произведения, это ох какой «серьезный аргумент». Откровенная деревянность персов и простота просчета всех раскладов скрадывается легкостью чтения, это большой плюс. Стоит сказать что Геральт до появления Цири ровно такой же деревянный «воен, борец с козлом», с другой стороны можно сказать что «Ведьмак» еще и про то как жизнь нагибает чересчур принципиальных. Вот с юмором у поляка точно получше. В общем читабельно, местами забавно, местами скучновато, плеваться не тянет. Крепкий такой середнячок.

Есть, правда, один момент: какой-то нелепый раж переименования. Если изменение названий Рима, Флоренции, Венеции и прочих я понять способен, то смысл переименование гусар в «хусар», а хоругви в «харугву» известен лишь другому предмету. Что интересно тоже на «х».

Дубль два.

Читаю более ранние вещи, многое становится понятно. Относительно них «Страж» более чем удачен и если вам не повезло как мне, и вы тоже начали со «Стража» — сочувствую от души. Здесь три основные костыля таки тащат историю мимо фэйспалма и переход от читабельного к нечитабельному очень резкий. Я имею ввиду структуру Церкви и Инквизиции, общие (даже если не верные) представления о европейском средневековье и наработки «Ведьмака». В раннем ничего этого нет, ну кроме набившего оскомину Толкина, и рука прирастает к лицу вот аж с размаха. Не стоит думать что в «Страже» нет махрового бреда, это не так. Для примера те же «хусары», сиречь кавалерия, отметились тем, что один из них убирает в ножны гросс-мессер! Лично я считаю что эспадон, раз уж меч двуручный, звучал бы куда круче, чес-слово. Почти два метра, да с лошади — убер штука! А в левой руке — алебарда! Раззудись плечо, размахнись рука! Шутки шутками, но тот факт, что здесь Пехову не приходится многое объяснять и дает тот эффект легкости чтения которого НЕТ в ранних работах. Потому что речь о реально существовавших костюмах, вооружении, общественном устройстве. О городах, о фортификационных сооружениях и архитектуре которых можно прочесть. Это вам не аналог Клыков Мордора, последняя преграда от полчищ Властелина Тьмы местного разлива, и не зашкаливающий уровень идиотии (вроде всадников с закрытым забралом НОЧЬЮ и 5-и, ПЯТИ, позовите Лаврова, сантиметровых клыков у эльфов) делающих «ох блин, это я читать просто не готов» с первых страниц книги. Растет над собой?

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Брайан Макклеллан «Пороховой маг»

Sqweds, 12 января 2018 г. 10:54

Кто тут, к примеру, в цари крайний? Никого? Так я первый! © Наполеон Бонапарт. 8D

Ни для кого не секрет, что писателям от фэнтези уже давно тесно в рамках жанра «классики». Нет, безусловно жанр еще не выдохся полностью и существует масса примеров где все каноны соблюдены. За этим фасадом скрывается крайне неприятная для разгула фантазии истина: в фэнтези магия — решает! Маги в фэнтези сродни ядерным боеголовкам в реальности, только без радиации, а потому относительно безопасны в применении, во первых, и наверняка жутко бесят авторов тем, что необходим паритет, во вторых. Какой бы аргумент не придумывали писатели в качестве альтернативной «решалки», включая идиотизмы вроде конных арбалетчиков, если маг способен обрушить гору на вражескую армию, то даже самый диванный стратег все понимает. Учитывая что девять из десяти фэнтези-романов о войне и про войну проблема встает колом. Кого конкретно первого осенило добавить в классический, устоявшийся микс меча и магии порох это большой вопрос. Лично на мой взгляд пальма первенства у игр серии «Warhammer Fantasy». Впрочем, это уже не столь важно, поскольку дело сделано и все заверте...

Как известно, кто раньше встал — того и тапки. Из участников забега, опять же на мой взгляд, самые-самые сливки сняли Эриксон и Сапковский. Но вот если первый выдумал мир с нуля, то хитрый поляк просто скопипастил в «Саге о Рейневане» гуситские войны. Дешево и сердито. Сложно сказать руководствовался ли Макклеллан схожими идеями, получаем что получаем.

Итак рецепт коктейля «Пороховой маг»: берем четыре части Великой Французской Революции, с непременно гильотинированными Людовиком 16-м и Марией-Антуанеттой, с Наполеоном и Лафайетом, добавляем три части войны первой коалиции 1792 года, одну часть магии, одну часть богов и одну часть детектива. Встряхиваем. Вуаля!

И все казалось бы в порядке. Но как всегда и бывает с молодыми авторами — они увлекаются. Пять лет на «вылизывание» деталей как у Герберта с «Дюной», где взять столько терпения, да и издательство не даст. Потому сыро, а местами даже мокро. У читателя, у меня, возникают вопросы и главный из них — за каким чертом пороховому магу ружье в ближнем бою? Или пистолет? Если в один момент некто супермэнит, разбрасывая горстями пули одной рукой и поджигая порох другой, а затем тратит кучу времени на заряжание мушкета, то у кого-то не все дома. Еще больший интерес вызывает участие этого персонажа в штыковом бою. Ребус: как убить человека, способного обвалить здание тебе на голову, так чтобы вместо вышесказанного он был занят выкрикиванием довольно длинного предложения? Вражеские маги не проявившие себя никак — пример того, что автор чересчур болеет за «наших». Часть о войне вовсе нонсенс: пехота мало того что обгоняющая кавалерию и не полегшая в арьергардных стычках, так еще разбивающая ее наголову при почти равной численности, без пушек и полумертвые от голода и усталости. Отступающая с противником на хвосте разбитая, деморализованная армия, раз за разом умудряющаяся избежать бывающей в таких случаях резни. Ох уж эти сказочники!

Все эти, а вышесказанное — далеко не полный список, вопросы могли бы похоронить мое отношение к роману. Но чего у автора не отнять так это ритм повествования, он захватывает. Даже в самых дурацких местах. Начиная с первой книги история берет с места в карьер и гонит, гонит, гонит. Многие глупости обнаруживаются постфактум, во время чтения тебя «тащит», во всех смыслах этого слова. Другое дело, что к началу третьей книги уже привыкаешь и чушь таки лезет в глаза, но теперь тащишь уже ты сам — нужно дочитать если взялся. И автор радует — счастье, бесплатно никому не раздадут.

А потому я в целом рад тому что прочел. Как писал «наше все» — чего же боле?

Оценка: 6
–  [  23  ]  +

Лоис Макмастер Буджолд «Барраярский цикл»

Sqweds, 8 января 2018 г. 01:32

Забавно, читая местные отзывы на Буджолд (быстро произнесите фамилию пять раз, ужас какой) я внезапно понял отчего столь многих корежат Мартин, Сапковский, Кук и иные писатели, рисующие феодальную эпоху как весьма изобилующую унижением, насилием, беззаконием и смертью. Где даже для «главных» героев возможно внезапно загнуться не только от клинка «злодея», а банально от лихорадки, кровавого поноса и, ах моветон, от сифилиса. Тут же появляются идиотские термины, вроде «темное фэнтези», в противовес фэнтези, надо полагать, «светлому», в котором Бильбо Бэггинс умудряется совершенно не работая проводить дни напролет покуривая трубку и поедая разносолы, непонятно кем сделанные. Как впрочем и все хоббиты гурьбой, включая блистательного Фродо. Трастовый фонд, неиначе. Внезапно понимаешь что сказка может и выросла из детских штанишек, имеется ввиду как вид литературной деятельности, но либо бриться еще не начала, либо временами впадает в старческое слабоумие. И до тех пор пока в качестве аргумента при «обьяснении» нестыковок книги будет звучать «это же фэнтези-фантастика, а потому простительно», до тех пор пока столь любимый многими графоманами прием «бог из машины», сплошь и рядом употребляемый и потребляемый, я буду уверен что большинство читающих эти опусы — романтики!

Чтож дурного в романтике-то? Да то, что предпочтение романтики текущей логике и делает некую историю сказкой, а вовсе не магия! И да, «Барраярский цикл» — это сказка, несмотря на отсутствие местного эквивалента Гэндальфа, где вместо мечей — бластеры, а вместо коней и порталов — машины и звездолеты. Причем не просто какая-то там сказочка, а вполне себе конкретная и многими женщинами любимая, поскольку «ах, как это романтично«! Обработанная, обильно перемешанная с самыми нелепыми штампами из космооперы и не менее нелепыми из другой деятельности романтических фантазеров — мыльной оперы. Современных, а потому изобилующих «толерантным» идиотизмом (негр-вельможа в древней Британии или, это финиш, черный Маннергейм) и не менее идиотическим, доведенным временами до абсурда, феминизмом (вроде запрета сцен изнасилования в «Игре Престолов»). Кстати в таких вот книжицах мужчин не насилуют, а если и насилуют то только другие мужчины. И так, вскользь, кого-то, мол, поимели. Зато женщин — много и всегда в красках! И это несмотря на обязательное наличие «голубых», что всегда, по мнению таких авторов, есть благо, даже в самом дремучем средневековье. Писателей следующих этому принципу я зову «либеральными бормотологами» и начал именно с Буджолд!

Это сказка о Золушке.

Тут нужно опять упомянуть Сапковского, так как без его критических статей (в которых он, засранец, немало противоречит себе писателю) не было бы ни данного утверждения, ни моего теперешнего отношения к развлекательной литературе, включающей фантастику и фэнтези. Именно там есть не сказочная, а фэнтезийная Золушка, изнасилованная принцем, ушедшая в партизаны и в итоге ставшая таки королевой заколбасив вышеупомянутого. Элемент случайности, в противодействии детерминизму сказки и делает фэнтези, собственно , фэнтези, а так же несколько возвышает его в литературном плане. Замкнем круг: принс долгие годы охотится на Золушку, жестоко убивал ее друзей и соратников, в бою ранит ее лично, но в конце проигрывает. И вот Золушка должна приговорить его, но храня искру светлого чувства, идет поговорить с ним в темницу. В результате разговора принс прозревает о своей любви к ней, молит о прощении и она втайне устраивает ему побег. Через год он возвращается в королевство под другим именем, они женятся и живут долго и счастливо. Такое возможно? Бывает! Вот только выписать это не превратив в бред способен лишь истинный мастер, что делает это «сказкой» в плохом смысле этого слова! И да, говоря «Барраярский цикл» — это сказка» я имею ввиду именно плохой смысл!

«Но как же, цикл ведь о Майзе?» Да ну? А я вот думаю что это роман о Лоис Макмастер Буджолд в ипостаси Корделии Форкосиган. Что в приключения Майлза вложено в разы меньше труда и книга «Криоожог» ставит в этом вопросе жирную точку. Впрочем нет, не так, если поможет давайте так — «сказка о Золушках«! Потому что сказка о Золушке это еще и мезальянс! Мезальянс же от Буджолд это такая форма, где несмотря на разницу положения союз с женщиной ВСЕГДА не просто удачен, но и удачен исключительно благодаря ей! И неважно какая это Золушка: Золушка-матриарх, Золушка-императрица, Золушка-торговец, Золушка-солдат и даже Золушка-трансгендер! И под словом «мезальянс» я не имею ввиду свадьбу, а любое дело в которое вовлечены представители разных полов. А вот мужчины те всегда с изъяном, даже самые-самые. Как тот принс, жену которому пришлось искать внутри страны. Обратный же мезальянс во первых реже волосатой жабы, а во вторых характерен тем что муж еще более тряпка чем все обычные тряпки. Тряпка в кубе. Вершиной же вселенской несправедливости является цетагандийская империя, где тотально и во всех отношениях превосходящих остальное человечество женщин раздают в качестве призов мужланам. За каким хреном лучшим генетикам галактики браки не ясно, но как оскорбление «слабого» пола присутствует.

На этом фоне рассуждать о технической подкованности автора я просто не считаю нужным, сказка не станет менее сказочной. В конце концов ну кому какое дело, что планета с пороховым оружием победила галактическую державу, державшую их за яйца в оккупации, построила звездные корабли и стала империей за менее чем одно поколение? Что люди способные создать расу гермафродитов не способны справиться с токсикозом при беременности? А потому носить новую жизнь под сердцем это жуткий моветон и не комильфо. Если столетняя бабка благодаря косметической хирургии выглядит на тридцать, а сын второго человека империи щеголяет шрамами по всему телу? А на лице их нет потому что все знают: череп — не кость! Впрочем шрамы имеют свою цель, ибо все мазели, из тех что не стремятся его убить (включая читающих), начинают его бедняжку усиленно жалеть и ощущать шевеление материнского инстинкта. А это важно, ибо следуя Буджолд, мужчин и надо вести за ручку и утирать им сопливые носы!

ЗЫ: Если мнение «да это просто писанина шовиниста» вам поможет, милые дамы, я — не против.

ЗЫЫ: Забудьте про «Криоожог», ̶С̶а̶н̶т̶а̶-̶Б̶а̶р̶б̶а̶р̶а̶ Золушка хомутает нового прынса-джентльмена!

Оценка: 5
–  [  20  ]  +

Вадим Панов «Поцелуй Уробороса»

Sqweds, 14 сентября 2017 г. 09:40

Панов из тех авторов которым хочется верить. В смысле, вот читаешь ты книгу и понимаешь: что-то тут не так, наверное так не бывает — ну и пофиг! «Анклавы» были именно такими книгами, лично для меня, да и первые части ТГ цепляли схоже. Однако, такой кредит доверия должен окупаться, автор должен расти над собой и все такое. И как не печально признавать, ничего подобного в случае последнего творчества Панова не наблюдается. Наблюдается четкое осознание «мы оседлали франшизу», или «пофигу что мул слепой — знай грузи телегу». В немалой доле отборными фекалиями, я прошу пардону. И четкое осознание расчета и автора, и издания — фанаты не спросят! Фаны схавают и попросят еще! А те же, кого покоробит, все равно купят том для полноты серии. Боже, благослови пиратов!

Читая последние книги за авторством непосредственно Панова на ум приходят, и прочно закрепляются там, несколько мыслей и подозрений. И первая из них — у него что развод намечается? Или военный шовинизм пророс и заколосился? Бабы — дуры, да? Да-а-а, временами тупые до зубовного скрежета — вот лейтмотив «Гамбита» и «Поцелуя». Впрочем остальные боятся отстать в этой специальной олимпиаде и вприпрыжку несутся вслед за лидером гонки за приз самого идиотского и нелогичного поступка. Другое дело что на фоне хардкорно тупящих баб они просто брызжут гениальностью, даже совершая поступки достойные аутичного ребенка. Нам, конечно, предоставят причину, мол жизнь такая, но... «Лолчтоо?! Что?!! Ты что серьезно, Панов, твою дивизию, что ты творишь?» Тут стоит напомнить, что и до того складывалось ощущение, что Москва какая-то плантация бананов, только этим можно объяснить обилие кожуры падающей под «ненужных» героев серии. Ситуации в которых одна сторона конфликта восклицает «Оу, повезло то как!» просто вошли в привычку. Так и видится внутренний диалог автора — «Нужно обновить действующие лица, что делать с лишними? Убить, конечно но как? О, тупо, но жестоко, кроваво и, главное, в соплях и слезах! Вин гарантирован!». И вот, потребителю дают помои и говорят — ВЕРЬТЕ! ТАК БЫВАЕТ!

«Типус, ты о чем вообще?» — может возникнуть вопрос? Так вот, если вы вопрошаете схожим образом, поздравляю вас — вы фанат! Только фанатизмом можно объснить тот уровень возбуждения, необходимый для того чтоб не замечать зашкаливающий уровень неуважения к памяти и мыслительным способностям читателя, вложенный, особенно, в эту книгу! Еще, конечно, банальным потребительством, узостью кругозора и нежеланием думать, но этож не про нас, бывалых читунов, да? Впрочем нужны примеры (хотя если я перечислю все — будет с четверть книги, я не готов к такому обьему писанины) и их есть у нас. За образец возьмем момент замеченный предыдущим оратором — младенец из будущего. Вспоминаем предыдущие книги, особенно в вопросе тотального превосходства Домов над человской наукой в генетике и спрашивает — КАК??? Как зеленые не вкурили, что, как минимум, родители ни фига не родители? Или вот, иносказательно, договор, контракт. Вы — опытный переговорщик, на вашем счету множество заключенных контрактов. Разумеется, кроме вашего опыта вы следите за коллегами и, наверняка, создали некий свод основных правил, первое из которых — все стремятся обмануть, особенно враги. И вот ваш оппонент вместо ФИО пишет просто «имярек» и вы, конечно, оки, сгодится. Это я про Парашу, стараниями которой все страницы, на которых присутствует эта чемпионка по маразму, превращаются в отборнейшую парашу! У вас убили близкого человека, а потом убийца говорит вам — позаботься о моем пуделе! Ну конечно же, да! В магазин за тебя сходить? Нет? А то я могу, у нас же перемирие. Ну? Про кого еще? Про Всеславу? Ярину? Ох, на святое покуситься — про Яну Маннергейм? Не будем мелочиться, про Сантьягу? В самом деле, ничто так не приманивает жертву в ловушку интриги как прийти и сказать — я про тебя все знаю, ха-ха-ха! Ярга-оборотеть ... а-а-а ..., что?

Убожество, жвачка ради жвачки, оскорбительная в своей наглости — вот что я думаю о этой книге! Что автор делал несколько лет, пока продавал право клепать поделки? Даже если Панов чистит место для новых персов, он делает это топорно. Все заметили что поиск и устранение высших (!) иерархов Домов превратилось в рутину? Вот так — нашли, пошли, убили, все. Всплакнуть на плече убийцы, лишившего тебя всего — находка, чес слово, восхищен! Зато вполне понятна судьба детектива, детективы писать — не ширпотребные боевики клепать!

ЗЫ: И еще насчет Параши и типа того — «Груша»?! Серьезно? Срочно, срочно Даздраперму в королевы!

Ноль, НОЛЬ из десяти, минус, черт возьми!!! Нету? Ох, тогда один!

Оценка: 1
–  [  3  ]  +

Дэвид Вебер «Вселенная Виктории Харрингтон»

Sqweds, 27 июня 2016 г. 18:32

Я бы очень предпочел, если бы Вебер больше концентрировался на космической части, военной и нет. Весьма не плохо и даже здорово у него это выходит. Мелкие недочеты (вроде описания вилки в ускорении) можно опустить. У кого их нет? Но когда дело доходит до описания политических, социальных и (крайние части цикла, слава богу) романтических элементов данной вселенной становится совсем не так хорошо. Более того стремление автора показать героев в выгодном свете доходит до занудного морализаторства и откровенного ханжества! Тем кто только начинает читать цикл не стоит искать много таких, на мой взгляд, оживляющих любое противостояние персонажей, как «профессиональные подонки». Т.е. люди с низменными моральными устоями, но с высокой квалификацией. И враги и союзники либо компетентные «душки», либо криворукие моральные уроды! В рамках этой концепции «наши» проигрывают не потому, что «не наши» им вдули, а потому, что «кайфовые пацаны» были в отпуске! Но второй раз, на те же грабли, вприсядку — фуу господин Вебер! О, да, так вполне могло бы быть и никто не заострил бы внимание если бы не общая линия. Линия, согласно которой схожий поступок, в схожих обстоятельствах и , самое ценное, от одного источника является и «отвратительным давлением», и «благородной местью«! Крючкотворство, шантаж, манипуляторство, убийство заведомо слабого — далеко не полный список «оправданных» поступков. Цель оправдывает средства, мы же правы! Ну а «правильности» для «наших» Вебер достигает тем, что просто затирает до дыр такие слова как честь, благородство, мужество, самоотверженность, долг и тд и тп. Смена декора и продолжаем — любовь, доверие, симпатия, принципиальность.... Конечно, иногда хорошие ребята, «наши» и нет, задаются вопросом — а не хреново ли мы поступаем? К счастью всегда есть «отсутствие выбора», «священная ярость» и, мой фаворит, «я не могу«! И чем ближе к концу тем хуже!

ЗЫ: Ни в коей мере не умаляю сокрушительность идиотов на руководящих постах. У Рассела в «Ближайшем родственнике» есть классная фраза — войны выигрывают не те у кого больше гениев, а те у кого меньше дураков! Правда дальше он говорит — а поскольку количество дураков у обеих сторон примерно поровну, то войны длятся долго 8)

ЗЫЫ: Могучий караул, это даже не описание вилки, а просто ускорение! «Километры в секунду за секунду«!!! Для каких затупков это писалось?

Оценка: 6
⇑ Наверх