FantLab ru

Все отзывы посетителя URRRiy

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Амброз Бирс «Бездонная могила»

URRRiy, позавчера в 20:34

Буйный стёб над американской действительностью, всеобщей продажностью, отсутствием морали при соблюдении внешних «приличий». Кстати, удивительно (или наоборот, нисколько не удивительно), что большинство прочитавших оценили жанр данного рассказа как «реализм»:). Если подразумевать истинную суть американской политической системы, это безусловно так, но все таки это сюр и сатира. До того, чтобы оправдывать открытое убийство, поскольку убитый был якобы «отъявленный демократ» (и кроме того — коронер, что и послужило причиной), американская юстиция тогда ещё не дошла.

В целом серия рассказов Бирса «из городской жизни» — это редкостный сплав стеба, сатиры и антисоциального цинизма. Читать интересно, благо рассказики небольшие, но, к счастью, это пока ещё не «реализм».

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Амброз Бирс «За стеной»

URRRiy, позавчера в 17:14

Рассказ непривычно для автора сентиментальный. На мистическую тему, но весьма и весьма ограниченного свойства. Хотя смысл рассказа вполне очевиден, как говаривал Игорь Фёдорович Летов: «Лучше стучать, чем перестукиваться». Персонаж это правило не учёл.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Амброз Бирс «Что случилось ночью в Ущелье Мертвеца»

URRRiy, позавчера в 15:49

Издевательская байка на тему смерти и неупокоенных мертвецов. Автор с неприкрытым цинизмом высмеивает «джентльменов», готовых вытерпеть любую дикость, лишь бы не показаться трусами. В результате, дабы уладить конфликт упрямца с потусторонним миром, действительно нужны сверхъестественные средства.

В общем, пусть и не не шибко сложно, зато занятно изложено. Неплохой рассказ.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрэ Нортон «Волшебница Колдовского мира»

URRRiy, 21 июля 23:03

Чем дальше в Эскор, тем больше текста. Третья часть эпопеи о детях Трегартов, рассказываемая от имени Каттеи, содержит ещё больше квеста, показывает ещё больше безумных поступков главной героини и -на этот раз — худшее качество в описании окружающей действительности. Технологичный мир, пусть и в стадии разложения, изображен крайне плохо (или просто плохо — в зависимости от уровня перевода). Все эти «дыры», «этажи-уровни», «перебирания ногами по воздуху» представляются весьма размыто. Явно почтенный библиотекарь Нортон испытывала затруднения в передаче восприятия жительницей средневекового Эскарпа мира машин. В результате создалось впечатление, что обладающая уникальными способностями и не по годам испытавшая молодая женщина по своему умственному уровню уступает персонажам из анекдотов про наивных жителей Крайнего севера. По крайней мере, в части осознания объективной реальности, данной ей в ощущениях. Неудивительно, что события книги развиваются в соответствии с поговоркой: «Пустили дебила в Диснейленд».

В общем, фэнтезийный развлекательный детско-юношеский роман лёгким движением руки Нортон плавно превратился в нечто размытое как по жанру, так и по целевой аудитории. Детям читать такое сложно и скучно, взрослым — просто занудно. За счёт того, что первая половина книги вполне на уровне предыдущих в части лёгкости восприятия, в целом произведение выглядит приемлемо, но шедевром отнюдь не является.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Андрэ Нортон «Заклинатель Колдовского Мира»

URRRiy, 21 июля 11:53

Квест брата Кемока по долинам и по взгорьям, в поисках близкого существа, через тернии и не только. На фоне конфликта между силами Тьмы и Света непонятного цвета, с кучей описаний и приключений, которые весьма похоже использовали впоследствии и Стерлинг Ланье в «Путешествии Иеро» и Роджер Желязны в «Одержимом магией». Поэтому за фантазию и насыщенность всяческими сказочными картинками автор вполне заслуживает высокой оценки.

Соответственно обратной стороной медали является отсутствие какой-либо реалистичности как в логике поведения героев, так и логике сказочного мира — случайности как система и квест — как принцип. То есть, действо идёт от загадки до артефакта, чтобы пройти на следующий уровень той самой тёмной башни.

Безусловно, книга — плод своего времени, но отнюдь не халтура, просто сказка для детей и подростков и идеальный сценарий для компьютерной игры.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрэ Нортон «Трое против Колдовского мира»

URRRiy, 20 июля 17:39

Небольшой роман — повесть о развитии политической ситуации в колдовском мире. В результате для читателя с одной стороны открывается новая часть карты — к востоку от Эсткарпа — Эскор, «що населена дивними, загадковими iстотами», как мне запомнилось по одной аннотации:). С другой стороны, меняется и географическая карта уже известного «глобуса» в результате мощного антропогенного воздействия.

Дети-тройняшки Трегартов — воин, учёный и колдунья соответственно Килан, Кемок и Каттейя-достигнув зрелости, рвут нитку магической границы и проникают в этот откровенно магический мир, с откровенной нечистью и откровенными же эльфами и подобными им.

Основа интереса и интриги сюжета — именно описания этого волшебного мира, а также причины, по которой его обитатели ушли на запад. В отличие от Толкиена, здесь ушли люди, а «зелёные» как раз остались.

Не скажу, что роман супершедевр на все времена, всё-таки мир значительно изменился, но вот идеи Нортон явно повлияли на сценарии фэнтезийных компьютерных игр, которые, в отличие от «исходника», популярности явно не утрачивают, а совсем даже наоборот. Поэтому на мой взгляд, пользователи этих самых «стратегий» и «квестов» должны помянуть автора добрым словом за ее фантазии и их оформление, очень гармонично конструируемое.

В общем, роман безусловно для фанатов сериала, но вполне гармонично изложен.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Андрэ Нортон «Паутина Колдовского мира»

URRRiy, 20 июля 14:13

Добитие проклятой инородной нечисти, частично с помощью «тех, кто против тех, кто против нас», использование колдовской силы в качестве навигатора, а также своего рода подводного тоннеля прямо из мрачных и страшных болот с динозаврами, не говоря о том, что уже применялось в первой серии — основные вехи этого короткого романа о колдовском мире.

Действительно, объяснение логики событий — минимально. Действие и подготовка к действию — это как основа, так и суть сюжета. Тем не менее, написано вполне гладко, хотя конечно весьма упрощённо. Вообще, чувствуется этакий само-собой разумеющийся фактор разумного и не очень эгоизма, характерного для американского восприятия мира. То есть, враги отнюдь не спешат помогать своим, наоборот, со злорадством наблюдают за опасностями для «своих» и как то глупо погибают без пользы для «злого» дела. Удивляет только бескорыстное стремление к риску со стороны сил «добра», которое в этот американский тренд никак не укладывается.

В общем, специфичная по морали-логике тенденция, неудивительно, что скоро у автора условное добро съежится до интересов сугубо семейства Трегартов.

Тем не менее, вещь вполне приемлемая в качестве развлекательного чтения, хотя безусловно «лёгкой категории».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Андрэ Нортон «Колдовской мир»

URRRiy, 19 июля 20:09

Годный и в настоящее время роман — фэнтези, не огромный, с активными приключениями, борьбой магии против технологии, вполне интересно представленным миром — море, скалы, древние города, умные соколы, тупые феодалы, зомбаки и существа, которые из живых людей делают ходячих зомбаков. Конечно, романтическая линия, причем не одна, разного рода люди — уроды (в смысле — очень отличающиеся), а также: один из первых вариантов параллельного мира с нашим современником и, внимание: ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ СИЛА, как идея и лозунг.

В общем, вполне достойная вещь как для своего времени, так и сегодня, хотя безусловно воздействие на современных читателей уже не то, но это отнюдь не из-за качества произведения, просто резко изменились условия жизни, доступность и уровень развлекательного контента. Вот вопрос: сколько людей-современников добровольно прочитают или хотя бы посмотрят «Войну и мир»? Думаю, что сопоставимо с количеством тех, кто решит прочитать «Колдовской мир», несмотря на разницу в значениях, известности и весовой категории. При этом вряд ли кто всерьез (даже известный русский писатель-фантаст Святослав Логинов) считает Льва Толстого конъюнктурным графоманом.

Другое время, другие читатели, пусть их будет относительно меньше, чем в доинтернетную эпоху, но все же спрос сохранится, ибо книжка сделана с душой, не только ради рваного серо-зеленого, а это всегда будет в цене.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Майкл Коннелли «Чёрный лёд»

URRRiy, 16 июля 16:04

Длинный, то есть, затянутый полицейский детектив, изумительно балансирующий на грани между «заколебало занудство» и «что -то в этом есть». При этом в книге есть таки интрига, активные приключения, любовные сцены и несчастные детства, как основа выбора героев.

Сюжет к сожалению подпорчен явными аллюзиями автора к труду Реймонда Чандлера, что конечно, может и польстило тщеславию Коннелли встать рядом с грандом, но изрядно поскоблило интригу.

По форме это добросовестный детектив, с наркоторговлей, смертями и расследованиями/преследованиями, коррупцией и карьеризмом, душевными терзаниями и решительными поступками. По факту — настойчивое стремление автора перепрыгнуть упомянутого гения детектива, в связи с чем и избыточное — раза этак в три — пустословие как в описаниях событий, так и в диалогах. Не смог Коннелли остановиться, решил превзойти Чандлера количеством, в результате пострадало качество, и роман превратился в рОман.

В общем, весьма и весьма на любителя, я его слушал, поэтому сумел дотерпеть до конца, но желания читать что-либо этого автора отнюдь не возникло.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Святослав Логинов «Porte ouverte»

URRRiy, 14 июля 16:21

Рассказ о портале в другой мир в условном западноевропейском средневековье. Собственно поэтому замок и стоит без ворот — заходи, дорогой, обратно не воротишься. Это не такая уж и интрига сюжета, плюс тема перехода не раскрыта. Но события — феодально-церковные разборки показаны вполне приемлемо, хотя и резко упрощённо в плане конфликтов.

Небольшая зарисовка, гуманно и ненапряжно сделанная.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Крег Дэвидсон «Отряд»

URRRiy, 13 июля 21:30

Беспардонное заимствование как идеи, так и сюжетной основы из «Ловца снов», даже вторичные литературные признаки в лице пяти главперсов (пусть и не друзей, но сверстников) и те автор бессовестно тиснул у Стивена нашего Кинга. Весьма неприятное ощущение разочарования при чтении — даже эпизоды с «главгадом» и его «кормовой базой», почти так же обрисованы, как и в «оригинале».

Конечно, имеется вполне научный аспект, хотя «на аллюзиях далеко не уедешь». Действительно, созданы триллерные составляющие — глобальная угроза, мерзкая «сущность», подростковые психотипчики, хотя все же далеко не так правдоподобно, как у «мэтра». Есть вполне добросовестные элементы выживания подростков на необитаемом острове: охота на черепаху, пожирание личинок и прочие первобытные моменты.

Но все же, на мой взгляд, не самая выдающаяся вещь, даже в своём жанре, хотя для дороги, не отягощенной приёмом пищи:) вполне нормальное чтение.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Роберт Хайнлайн «Год окончания игры»

URRRiy, 10 июля 15:32

Статистика, конечно, необходима, в определенных областях типа страхования — необходима абсолютно, но вот прием с раздевающейся девушкой Хайнлайн включил в свой рассказ абсолютно не поэтому. Заманивал читателя «клубничкой» безо всякого разъяснения сего «феномена». Объяснение типа «все мы немного лемминги (говоря по русски — песцы)», это вовсе не признак научной фантастики. Хотя упоминание о транссексуалах в 1951 году и резкой защите ими их «прав» реально опередило свое время.

Вообще же рассказ любопытен не столько своим пессимистичным настроем (ох не зря автор упомянул леммингов, они же — песцы), сколько бодрым отношением главных героев к тому, что должно произойти. Это конечно интереснее читать, чем вопли «мы все умрём», но слишком абсурдно, ощущение сюра и стеба, что не всегда к месту.

В целом, рассказ оставляет какое-то несерьёзное впечатление, соответственно такова и оценка труда Хайнлайна.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Лизелотта Вельскопф-Генрих «Харка — сын вождя»

URRRiy, 9 июля 12:19

Хороший приключенческий роман для юношества, про индейцев-дакота, коварных и не очень бледнолицых, тайне золота в Черных холмах, а персонифицированно — про юного индейца Харку-твердого-как-камень-убившего-волка-охотника-на-бизонов (и поймавшего негра, впрочем последний титул не официальный, видимо потому, что негр не сопротивлялся). Эпизоды про убийство серого хищника и охоту на травоядного в книге имеются, относительно твёрдости Харки — вероятно из-за его крепости под ударами копыт родного мустанга. Также роман о его отце Матотаупе (чье имя стало нарицательным в советских анекдотах, вероятно из-за фильма с Гойко Митичем), роде Большой медведицы, войнах с волками — пауни, негодяйском интригане шамане, как символе всего темного невежественного и жульнического, плюс цирковой карьере труппы краснокожих артистов. В общем, интересно почитать или послушать (я выбрал второй вариант).

Относительно художественных качеств произведения могу сказать, что книга конечно для юного поколения, слишком много приключений, которые вызывают скептическое отношение у взрослого человека. Как особенность — лёгкость принятия решений относительно убийства нехорошего персонажа, что возможно и характерно для прошлого-позапрошлого веков, но сейчас выглядит неоправданно жестоким.

С другой стороны, описание жизни первобытного племени вполне органичное, что придает достоверности излагаемым событиям.

В целом книга неплохая, если наконец выйдет в новом переводе, обязательно куплю для детеныша и настоятельно ему отрекомендую оторваться от планшета и прочитать, хотя бы для общекультурного развития.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Нил Гейман «Троллев мост»

URRRiy, 7 июля 20:21

Мрачная история взросления современного западного человека, изложенная с присущим автору талантом рассказчика. Интрига сюжета — тот самый, увы, не интернетный тролль, а всамделишный и его пожирательный «функционал», конечно далеко не оригинальна. Но как красиво все показано — в нужной мере драмы, трагедии, иронии, даже стеба, плюс элемент хоррора вполне годно вписан в ткань текста.

В общем, в этом рассказе Гейман не поскупился, отработал честно, вещь очень хорошего качества в своем жанре, причем не только развлекательная, но и с определенной идеей. Рекомендую.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Клиффорд Саймак «Паломничество в волшебство»

URRRiy, 7 июля 00:20

Фэнтези — фантастика с разделившимися мирами, гоблинами — гномами, инопланетянами, девственницами с единорожьими рогами и даже любознательными молодыми учёными, преследуемыми инквизицией. И конечно, квест, поскольку в такой мешанине без хорошего путешествия в хорошей компании никак не разберёшься.

С другой стороны, действительно, смысл сего похода в далёкий таинственный край, без карт и с огромным риском крайне неубедительно мотивирован. Сборная солянка разнородных существ фигачит по лесам, по горам, по пустыням и колдовским местам, при этом достижение цели может вызвать законное разочарование у читателя. Ради чего намотали энное количество пространства, кровь проливали, мерзости преодолевали? Где достойная награда достойным персонажам? И в чем здесь великая сермяжная правда? В общем, если вы ищете идейный смысл и просветление, то в этой книге вы ничего подобного не найдёте, сказка — ложь, причем без какого-либо намёка.

Как вывод: бессодержательная развлекательная байка для взрослых (поскольку присутствуют взрослые эпизоды с тугими грудями и курчавыми лобками), хотя и вполне гармонично изложенная.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»

URRRiy, 6 июля 16:13

Многоплановая вещь, сказочная фантастика, сплав начных дисциплин и остатков магического мира: гоблинов, фей, баньши и того самого артефакта, который тоже персонаж. Впрочем, формально как баньши, так и остальные сказочные народцы имеют вполне научную основу, хотя некоторые злокозненные тролли умеют колдовать.

Тем не менее, эти субъекты являются объектами изучения, собраны в соответствующем Заповеднике, и главный герой романа, профессор Максвелл, как раз и специализируется на их изучении. Профессор конечно тот ещё перец, вполне способен ввязаться в кабацкую драку, а оптимальным методом общения с репортёрами признает врезать тем по личности. В общем, с таким счастьем — и на свободе, это про него.

Вокруг соответствующие персонажи — неандерталец, биомех-саблезубый тигр, Дух (известной личности), не говоря об обычных землянах и внеземельниках. Плюс таинственный случай раздвоения этого самого Максвелла, причем один из них успевает погибнуть до момента завязки сюжета.

Как видно, автор постарался, декораций много, все — яркие, для меня же было любопытно узнавать «исходники» идей Саймака в произведениях отечественных фантастов, от Стругацких до Булычева, один Институт времени чего стоит. С другой стороны, многие сюжетные линии остались незавершёнными, то ли времени не хватило автору, то ли желания. Тем не менее, и в существующем виде книга весьма примечательная, хотя к разряду «вечных» я бы ее не отнёс, просто добротная (и добрая) развлекательная книжка, для доинтернетного поколения читателей, с интересным набором приключений, но без резкого ритма, характерного для двадцать первого века.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Вера Огнева «Павел Чжан и прочие речные твари»

URRRiy, 30 июня 22:15

Неплохой роман в жанре социальной фантастики с драматическии настроем. По хронологии — примерно двадцатые — сороковые годы нашего века, по географии — Москва и Подмосковье, Пекин, по персонажам — молодые целеустремлённые талантливые граждане России (или САГ), программеры и не только, борцы с системой (всеобщая цифровизация и чипизация), безликие рабы системы — администраторы, полицейские, прочие одобрямсы, по стилистике — трудовыебудни в Москве и Пекине, обычная жизнь с обычными наездами властьимущих на бизнесимущих, а также проблема засилья педерастов -насильников среди тех самых властьимущих. В общем обычные предметы быта.

По описанию событий — окружающей среды — без особых возражений, сами персонажи — с поправкой на определенные искажения мужских психотипов автором-женщиной- пойдет, по сюжетным интригам — на уровне «молодёжки». Вероятно, под целевую аудиторию. Ключевой момент развязки личной драмы-трагедии главного героя безбожно затуплен, развязка же глобальной интриги — проблемы — классическая «Данко-образная», судьбы остальных не последних персонажей — также классически-гармонично-малореальные.

В целом — действительно адекватное времени произведение, которое, вероятно, слушать комфортней, чем читать. Хотя, на мой взгляд, вторая половина текста немало затянута, плюс тема — китайская легенда про злого речного духа и прочих тварей — не раскрыта.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Дмитрий Лазарев, Кирилл Малеев «Сверлящие»

URRRiy, 29 июня 18:24

Безумный хоррор, страшный своей социофобией. Дрель как орудие психотронного (и не только) воздействия в многоквартирном доме (или, прошу прощения, кондоминимуме), конечно не редкий элемент в произведениях подобного жанра, но здесь ситуация обрисована на высоком уровне восприимчивости.

На мой взгляд, рассказ получился.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Энтони Райан «The Lord Collector»

URRRiy, 29 июня 15:49

Глава таможни на южном побережье Объединённого государства Джерид Аль-Бера взяток не берет. Более того, казнит тех, кто пытается это делать, вкупе с грабителями, ворами и уклоняющимися от уплаты королевских сборов. Будучи человеком весьма сложной судьбы, с тринадцати лет на службе, двадцать лет выслуги в войнах на суше и на море, он никого не боится, разве что чрезмерно уважает воинское искусство брата Шестого ордена Соллиса.

Однако волею судьбы, Джерид оказывает указанному служителю Веры, вместе с другими ее служителями, содействие в поиске очередной жертвы грабителей разбившихся кораблей. Путь их лежит и вдоль берега, и по скалам, с тайными ходами грабителей и контрабандистов, ухоронками преступников и не только.

В очередной раз автор сталкивает тех, кто служит Вере, и тех, кто служит Тьме. Эпикриз как всегда, одинаков — использование даров вызывает у «экстрасенса» кровотечения из всех физиологических отверстий, хотя носители Тьмы куда прочнее служителей Веры в этом отношении. По крайней мере, эти персонажи от истощения не помирают, их приходится изгонять из тел-носителей с применением практически «тяжёлой артиллерии» этого мира.

В общем, приключения Райан изобразил отлично, но добавочным грузом привесил лично-семейный конфликт главного героя повести. Попросту говоря, Джерид Аль-Бера происходит из клана потомственных контрабандистов — грабителей судов, в результате с обыденной точки зрения он — предатель, и проливает родную кровь. Для сюжета это дополнительная сентиментальная составляющая, а мне такой аспект нравится не особо. Какая-то подсознательная линия разрушения традиций и семейных уз. Очередной западный тренд на развал человеческого социума, наряду с пропагандой «тех самых» и «прости Господи».

Как вывод: неплохой образец современной западной фэнтези, ориентированный на читателей — почитателей авторской трилогии «Тень ворона».

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Оксана Ветловская «Третья смена»

URRRiy, 28 июня 23:52

Не хоррор, не мистика, а магическая реалистика. В одном чёрном-черном городе, с черной-черной экологией, завелись черные-черные хлопья, обеспечивающие чёрную-черную участь тем, кому не повезло.

И вот на разборки в этот город, на местный градообразующий гигант индустрии, хотя и на последнем почти издыхании, едет инспектор по защите окружающей среды, сам уроженец этого города, готовый на последний и решительный, поскольку имеет личный счет к местной «экологии».

Ежели слегка сделать скидку на количество нагнанной экожути, то описания города — завода, как и легенды о местном лютом производственнике, сделаны вполне приемлемо. Но вот крайне не понравились интрига и финальная развязка, какие-то явно девочковые, это все равно, что, например, фильм-драму «Дети чугунных богов» (была такая неплохая по контенту вещь про металлургов) закончить в духе комедии про Михалыча и Ивана Дулина, «тоже металлургов».

В общем, ощущение неправильности и неестественности.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Дмитрий Тихонов, Богдан Гонтарь «Гнилые»

URRRiy, 28 июня 23:24

Интересно, почему типовой ужастик с нечистой силой, обладающей способностью менять облики, назван так, как назван? Ни зомби, ни вампиров-упырей, ни даже моральных разложенцев, подходящих под это определение, текст не содержит.

Нормальный квест в декорациях года от РХ 1964, СССР, какие-то лесные деревеньки, два не особо лихих человека, плюс непонятная нечисть. Непонятная, поскольку неизвестна цель ее враждебных действий, к примеру, сожрать добычу или душу из нее вынуть, либо на худой конец, шифровку передать местному американскому Штирлицу. А тут показаны просто хулиганы какие-то

Ощущение чего-то мрачного и страшного слегка создаётся, да и судьба персонажей не шибко веселая, но ведь лешие или ещё какие лесные демоны не просто прикололись,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
они еще и народ из деревень на распыл пустили не понятно почему
а вот зачем — история умалчивает.

В общем по композиции рассказ не додуман и/или не доделан, хотя для детско-юношеской сказки оно конечно проканает.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Максим Кабир «Море, полное звёзд»

URRRiy, 28 июня 13:18

Достаточно стандартный текст про неудачливых путешественников, не угадавших с «последним приютом». Особой интриги нет, несмотря на дополнительную «эротическую» линию, с красавицей-блондинкой. На мой взгляд, слегка затянуто, избыток описаний «мерзости бытия» в точке пребывания, да и поведение «секси-гел» очевидного статуса автором не объяснено

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на кой ей сдался подросток
.

В общем, не самый лучший рассказ автора и не самый интересный — сборника.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Евгений Шиков «Родительстан»

URRRiy, 27 июня 22:09

Душевно сделано. Конечно не Бредбери в плане хоррора «родители — подростки», но с определенной точки зрения — адекватный ситуации хоррор. Моральная гниль в результате современных условий выживания вида «хомо сапиенс сапиенс» формирует интригу и основу сюжета. В ситуацию веришь, поэтому авторские придумки относительно условно-человекоподобных маленьких существ с большими пенисами и последующее развитие событий пусть и предсказуемы, но абсолютно логичны, несмотря на всю их абстракцию.

В общем достойный рассказ с хорошей идеей и в хорошем исполнении.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вадим Громов «Шестиэтажка»

URRRiy, 27 июня 20:15

Описание локального конца света в отдельном подъезде отдельной шестиэтажки. Уровень декораций и основы сюжета — злоба сатаниста, атаковавшего соседей с помощью силы аццкой — в принципе приемлем. Далеко не высшего качества, он все таки способен удержать внимание. Но вот финал поражает своей «идиосинкразией».

В целом байка на уровне страшных рассказов в детских оздоровительных лагерях, на серьёзный хоррор не тянет по одной очень серьезной причине — нет достоверной завязки, исходная ситуация не содержит ни грана интереса для читателя. Соответственно ни главгерой, ни главгад, ни место действия никак не цепляют, чтобы был интерес «углубить интерес».

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Энтони Райан «A Song for Madame Choi»

URRRiy, 25 июня 19:16

Рассказ с хорошей, хотя и неприятной идеей из мира наркоторговцев будущего. Собственно это и есть короткая история из жизни (и смерти) контрабандистов наркотика, названного «блюз» (у него весьма своеобразный «приход», в отличие от наркотика — первоосновы «благословение»). За эту идею можно дать автору неплохую оценку по части выдумки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
генетически созданный ребенок с наркотиком вместо крови
, хотя при всей мерзостности описываемых манипуляций, сомнения относительно экономической обоснованности остаются — поскольку автор сам же даёт оценку даже не особенно сложных генетических модификаций (на примере замены лица) как очень дорогостоящих. То есть, Райан в очередной раз проявил себя «фэнтезером», поскольку не сходятся у него баксы с биткоинами.

В остальном произведение вполне по композиции грамотное, есть загадка, поиск, обман-интрига, очередной блок сентиментальности, требуемой западным читателем и также выглядящий диковато по психотипам персонажей. В целом неплохой, хотя и не выдающийся образец развлекательной западной литературы начала этого века.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Джек Вэнс «Отбор кандидатов»

URRRiy, 23 июня 16:25

Действительно, рассказ выглядит недоделанным, хотя по форме идея — отбор кандидатов на роль авантюристов-профессионалов и причина, по которой он состоялся — обрисованы автором и вполне логичны.

Дело, вероятно, в том, что произведение похоже на отрывок из более крупной вещи — читатель отвлекается на интригу, которая не раскрывается в сюжете, поэтому остаётся ощущение недопонимания.

В целом отчётливо ранний рассказ и далеко не самый удачный у автора.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Энтони Райан «Slab City Blues»

URRRiy, 23 июня 00:07

Весьма сумбурная попытка со стороны автора создать фантастический детектив-боевик в аранжировке постапокалипсиса. С весьма сомнительным же миром — орбитальной станцией — поселением, по какой то непонятной причине (кроме «мы же были рабы!») завоевавшей независимость в ходе кровавой и, откровенно говоря, по-дурацки изображённой войны с метрополией. Идейно полностью содрано с Хайнлайновской «Луны», враги — те же ооновцы-десантники, а ключевой фактор победы — помощь аналога «Майка», непонятно откуда взявшегося. (По слухам, спёрли в ходе рейда на русскую научную орбитальную станцию).

И вот в этом мире победившего непонятно чего и непонятно зачем, действует детектив Алекс, герой войны с модифицированной внешностью (до обычного человека, здесь таких называют «демонами») среди разного рода существ, типа вампиров, оборотней, сатиров и прочих аналогичных, по какой то причине слепленных с помощью генной инженерии. С другой стороны, автор пытается в рамках небольшого рассказа обрисовать «окружающую среду» с разными уровнями гравитации, «Трубой» — системой транспортных тоннелей, некими жилыми уровнями, свалками отходов, жилищами — коконами, гидропоникой, в общем вовсю старается показать читателю, что его задумка — сайентик, а не фэнтезятина дешёвая. Также нагоняет жути разными героями войны, которым не так повезло, ампутанты с протезами или без, плюс всякие игры корпораций, как мрачный символ самых чёрных дел.

Сразу скажу, что представить все это сложно, мир нисколько не выглядит реальным, хотя некоторые подробности все же дают повод для веселья (типа мусор теперь накапливается на станции, поскольку когда однажды его сбросили в космос, «чтоб он сгорел» при падении на Землю, то он, мусор, не сгорел, а сгруппировался в шар, и в общем нет больше на Земле Монреаля, один кратер остался.).

И вот в такой атмосфере (вероятно гидропонной:)) Алекс ищет убийцу. Метод его расследования до чрезвычайности прост, что неудивительно, поскольку куда же денется убивец с подводной лодки, которая насквозь просматривается тем самым плодом русского научного гения.

В целом отмечу, что Райан — трудяга добросовестный, и читать его интересно, не бесталанный графоман, поэтому интриги, драмы и заковыристые декорации он создаёт вполне гармонично. Другое дело, что для развлекательной вещи у него слишком тяжеловесные конструкции, а для научной — недостаточно логики, плюс откровенное заимствование чужих идей. Как вывод: не особенно хороший вариант для развлекательного чтения, без оригинальности, нацеленный в первую очередь, на «женщин и детей».

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Джек Вэнс «Тайна»

URRRiy, 19 июня 22:27

Рассказ — притча с действительно мрачноватым финалом. История взросления юных представителей человеческого племени на тропических островах, без опасных созданий, болезней и холодной погоды.

Однако, подрастая, молодёжь строит из подручных средств плавсредства и уходит в океан. Хотя каждый островитянин с детства божится — клянётся перед друзьями — товарищами, что никогда не покинет свой счастливый остров.

От лица одного из таких обитателей этой Чунга-Чанги и ведётся рассказ о его жизни, томлениях и путешествии по океану на таинственный запад.

Вещь душевно сделанная, с интригой, несмотря на вроде бы не особо игровой сюжет, и определённым философским смыслом.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Джек Вэнс «Бог и храмовый вор»

URRRiy, 19 июня 17:06

Читал как Храм Хана в оригинале, возможно текст немного отличается от издания Бог и храмовый вор в переводе Александра Фета.

По форме это фантастический приключенческий рассказ о столкновении землянина, работающего на другой планете, с цивилизациями (сверхцивилизациями — существами развившимся до состояния богов) и определенными жанром приключениями. По факту это классическая переформация мифа о столкновении человека со сверхъестественным существом и выполнении им трёх заданий-испытаний, чтобы получить желаемое.

Сам текст небольшой, это практически схематичный квест, без подробных описаний, фактически готовый вариант для преобразования в комикс, то есть легко читается и воспринимается.

Авантюрист-землянин, имеющий вполне достойную квалифицированную работу на космической станции на планете в тридцати световых годах от Земли, решается совершить кощунство, обокрав храм местного бога Хана и логично получив ответку от аборигенов, причём в отношении всей земной колонии. Кстати, идея о возмездии со стороны аборигенов местным землянам за преступления одного вполне нравоучительная. Думаю для американцев она нисколько не утратила в актуальности, хотя для общества эгоистов это вряд-ли является сдерживающим фактором. Тем не менее, на мой взгляд, это повышает ценность авторского труда для своей целевой аудитории.

Затем — классические мифологические сюжеты конфликта и сотрудничества со сверхсуществами, обрисованные живо, но слишком халявно для нарушителя спокойствия и также классический американский финал.

В целом — нормальная развлекательная вещь, не слишком упрощённая, хотя безусловно не самая лучшая у автора.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Ощупью в полдень»

URRRiy, 19 июня 00:05

Роман, талантливо создающий интригу и напряжение в части расследования / преследования. Ни одной строчки лишней в завершающей стадии — чувствуется ритм охотника — следователя поймавшего наконец верную зацепку. А в начале повести, также без всякой халтуры, вполне добросовестно показан технический процесс отработки большого массива информации дабы найти «черную кошку в черной комнате», то есть мелькнувшую тень в сумерках осенней Москвы, причем результат подан весьма красиво — и загадка / трудность экспертизы, и мотивы, и орудие убийства, плюс «добрый» желтолицый начальник со слегка монгольским разрезом глаз Владимир Иванович Шарапов, отечески подпинывающий товарища Станислава Тихонова.

В общем, в своем жанре -детектив — вещь не утратила актуальности, хотя идеальной конечно повесть не назовешь, всё-таки само преступление и действия преступника слишком неформатные.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Артуро Перес-Реверте «Боевые псы не пляшут»

URRRiy, 18 июня 13:58

«Мы — вольные псины. Пора брат, пора...» Своего рода эпиграф к этому маленькому роману в стиле Свифта. Весьма иронично нарисован мир четвероногих и его пересечение с миром двуногих в реалиях текущего столетия. История боевого пса Арапа, вписавшегося на святое дело — товарища выручать, а также судьбы его друзей и знакомцев из мира собак изложены интересно, хотя и с детскими допущениями в плане сюжета. Собственно, вещь и являлась бы этаким детско-юношеским приключенческим произведением, не будь там определенного взрослого контента.

В общем сказка для взрослых, гуманно построенная, чисто развлекательная и с неплохой подборкой шуток юмора, хотя финал произведения достаточно драматичный.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Энтони Райан «The Lady of Crows»

URRRiy, 17 июня 23:00

Не особенно большая повесть об очередном проявлении Тьмы в славном городе Варинхолде, времён становления Ваэлина-Аль-Сорны в качестве брата Шестого ордена.

По своей форме произведение достаточно демократичное — толерастичное, то есть, проститутки в этом социуме не только обладают мудростью, жизненной крепостью и способностью завоевать силовой авторитет, но даже вполне им обладают, как и способностью внушать себе любовь (у всех кто их знает). Такие вот интерсупердевочки.

Понятно, что для российского умудренного опытом человека шлюха героем никогда не будет, это и сложившийся стереотип, да и просто житейская мудрость.

Собственно такая вот дама проявляет себя как в качестве организатора бандитского возмездия одному отвязанному служителю Тьмы, причем не просто реинкарнации Чикатило, а полноценной Синей бороде, так и в последующем — успешным работником бального платья и кинжала в качестве агента сикрет сервис короля Януса.

В общем, приключений хватает, и кличку «Леди ворон» Янус Дерле присвоит не зря. Однако есть в этой повести весьма мне не понравившееся стремление автора грамотно пристроить своих эпизодников в качестве персонажей последующих книг. Не совпадают психотипы, да и внешность не особо. Зачем Райану захотелось спеть в духе индийского кино, не понятно.

Как вывод: само по себе произведение вполне приемлемое по контенту, а вот ее связь с остальными вещами серии откровенно не блестит.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Эра милосердия»

URRRiy, 16 июня 22:19

«Глеб Жеглов и Володя Шарапов за столом засиделись не зря. Глеб Жеглов и Володя Шарапов ловят банду и главаря» — в этой фразе из широко известной песни времен перестройки группы «Любэ» отражена суть детектива братьев Вайнеров. Опытный опер Жеглов и начинающий, но прошедший суровую школу войны Шарапов, вкупе с коллегами разного уровня ответственности, помимо прочих криминально-бытовых нарушений общественного порядка нацелены на ликвидацию банды «Черная кошка». Особо опасной, наглой и крепко организованной.

Но по внутренней сути это конечно и психологический почти триллер — сопоставление профессионально-циничного взгляда на жизнь со стороны «тёртого наркомвнудельца» против впечатлений свежего человека «из общества», для которого люди — не субъекты уголовного права, неважно преступники или потерпевшие, а равноправные, такие же граждане, как и он. То есть, не овцы и не волки, а люди. А сам работник правоохранительных органов — не овчарка при стаде, а человек. На мой взгляд, авторам удалось показать профессиональную деформацию «работников правоохранительных органов», как неизбежную плату за их профессиональные достижения, методом оценки действий того же Жеглова «незамыленным глазом» Шарапова. А игровой сюжет и драматические,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а в финале — и просто трагические
эпизоды — это окантовка основной идеи этого литературного произведения. Хотя безусловно, за исключением избыточной жестокости финала, события показаны вполне реалистично и интересно. Плюс книга хорошо прошита вставками-приметами хмурой осени сорок пятого года. Новости, реклама, объявления по тексту старательно формируют облик Москвы того времени, также характерна и сцена автопогони в пределах нынешнего Третьего кольца милицейского автобуса за грузовиком, где единственной автопомехой выступила «эмка» с каким-то придурком полковником.

В общем, достойная вещь, вполне интересная и сейчас, особенно с точки зрения оценки психотипа «бывших сотрудников» (которые бывшими не бывают) и суровых условий жизни в стране в тогдашнее время.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Энтони Райан «Many are the Death»

URRRiy, 10 июня 18:27

Достойного качества приключенческая фэнтези -повесть. Ориентирована на читателей, знакомых с сериалом автора «Тень ворона». События происходят за несколько лет до того, как Ваэлин Аль-Сорна подрос и стал полноправным братом Шестого ордена, однако непосредственно связаны с этим ключевым персонажем сериала.

Завязка истории — сестра ордена целителей Элера направляется в глубь владений Лонаков дабы добыть некое растение, из которого может быть получится лекарство от смертельной болезни. Поскольку путь опасен и даже очень, в сопровождающие ей назначен лучший брат — воин Соллис, который за компанию взял ещё двух братьев и собаку — ищейку. А затем их миссия к Пределу Морвила (разрушенный замок одного древнего самоуверенного феодала) пересекается с миссией отряда Лонаков, происходят события кровавые и жуткие, массовый забой всяческих бестий, дело Тьмы, которое обречено на поражение, а также вполне гуманное изображение межличностных отношений.

Как логика, так и насыщенность действием — на высоте, персонажи также обрисованы качественно, то есть, естественно, как и эмоционально-адекватный ситуациям фон.

Единственно, отмечаю практически в каждом произведении Райана, что он, как истинный гуманитарий, постоянно путает цифры им же придуманных орденов. В этой например функционал Четвертого ордена (инквизиторы) приписал Третьему (типа учёных — администраторов). Но нелады с арифметикой автор компенсирует достойной, пусть и не особо сложной интригой, красочностью описаний событий и обстоятельств, хотя и с мудреным подбором слов из английского языка.

В целом — очень неплохая вещь для поклонников автора.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Александр Матюхин «Сиянье её глаз»

URRRiy, 7 июня 21:23

Рассказ хоррорный, с мерзостью натуралистичного действа и непроясненной интригой финала. Про логические косяки уже сказано, отмечу, что страховые операции, ухудшающие положение клиентов, незаконны, то есть, основная бизнес-идея сюжета нереалистична. Как вариант, мог сработать применяемый в девятнадцатом веке консорциум взаимного наследования — то есть, кто кого переживет, тот и наследует общую «пенсию». В остальном здесь идея типичного бандитского банка с грабежом и убийством вкладчиков, но и это уже давно отошло. Жизнь, как правильно отметил автор — самое дорогое, в том числе — и в материальном плане.

Мне лично рассказ показался недоотшлифованной, ранней вещью, пусть и полностью соответствующей жанру хоррора.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Александр Матюхин «Вы скачали неправильную книгу»

URRRiy, 7 июня 20:46

Хорошая идея. Лицензионно-ориентированная. Смысл вполне ясен — во многих знаниях — многия печали. Стёб также четко улавливается — не гонялся бы ты, сцуко, за халявой.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не стал бы «женской особью»
В целом — грамотная вещь, причем даже социально-ответственная.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Роберт Эйкман «Из дневника юной девушки»

URRRiy, 7 июня 18:29

Про события девятнадцатого века и написано в стиле того же периода. Действие крайне неспешное, описания затянутые, события отнюдь не яркие, даже с «тёмной» точки зрения.

Конечно, автор профессиональный строкулист*, и перевод вполне адекватен, но все же непонятно, за какие художественные достоинства этот рассказ получил премию.

«Все жанры хороши, кроме скучных» — а здесь, за исключением собственно мистической идеи, никаких сверхъестественных событий либо описаний, и читать текст не особо интересно. По моему мнению, если сорок пять лет назад рассказ и обладал какими то потребительскими ценностями для тогдашнего западного читателя, то сейчас он явно устарел.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Максим Кабир «Ночной вылет»

URRRiy, 5 июня 01:03

Хороший рассказ, в духе «военных» баек А. Бушкова, но без воды, политики и переписывания Википедии. Конечно, бытописание боевого вылета на бомбере Ил-4 на уровне «безуровня», но идея, нагнетание и «обстоятельства совершения подвига» изложены грамотно.

В общем, мне понравилось.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Павел Корнев «10'92»

URRRiy, 3 июня 22:26

Вот интересно — что это за хроники псевдо-девяносто второго года? Чернуха имеется, настрой на педофилию у главного героя присутствует, «бизнес» паразитов раскрыт во всей красе, хотя удивления достойно, откуда столько дохода и оборотов от наркоторговли и прочего криминала, если кругом голимая нищета? С чего вдруг преступные элементы в не самом крупном городе идут на массовый забой оппонентов с массовым же применением автоматического оружия? Вообще, тема с ваучерами конечно присутствовала, и в каждом ларьке их скупали, но откуда нал на выкуп этих «чеков» аж почти за половину номинала осенью 92 года?

Текст выглядит как пропаганда «святых девяностых», хотя плюсы действительно были — появились продукты и одежда, пусть и китайский ширпотреб, деньги, пусть и гиперинфляция, но стали выполнять свою функцию обмена и расчетной единицы стоимости, а вот девальвации совести у большинства населения ещё не произошло, поэтому народ и пережил это время, пусть и с потерями.

Впечатление, что это какие то мемуары пожизненно осуждённого киллера Саши или Лёши — солдата, вспоминающего «на досуге» «как все начиналось». С откровенным искажением падения морали в обществе с целью самооправдания, типа «не мы такие — жизнь такая».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Мэнли Уэйд Уэллман «И косматые будут скакать там...»

URRRiy, 1 июня 21:53

Хороший мистический детектив, прошедший проверку временем (написан 85 лет назад), поскольку вполне интересен и сегодня. Есть оборотень, есть маго-разоблачитель, есть убийство (-а), есть и уединенный городок с весьма нетолерантным населением. То есть, те же США, только не(-а)много более высокого культурного уровня, нежели сейчас.

Действие и детективная загадка действительно идут рядом с разного рода идеями о всякой чертовщине. Причем отнюдь не затянуто и без всякого раздражения читателя.

В общем, весьма душевный вариант готичной прозы, плавно переходящей в сеанс разоблачения и уничтожения мрачного создания тьмы.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Энтони Райан «A Duel of Evils»

URRRiy, 1 июня 14:15

Небольшой рассказ, оформлен в виде отчёта историка Альпиранской империи Вернье, составленного на основе изучения древних архивов. Посвящён противоборству городов-государств Волара и Кетии, закончившемуся уничтожением последней.

Война на истребление возникла не сама собой, потусторонние силы, вселяющиеся в тела-носители с обеих сторон, немало поспособствовали беспощадности конфликта.

В целом рассказ интересный как изображением побоища, так и мрачной атмосферой торжества нечистой силы, для которой, понятно, всякое зло в радость.

Читается же не особо легко, автор — историк — профессионал, весьма постарался насытить текст не самыми употребительными словами английского языка, плюс злоупотребил сложными предложениями. Но для фанатов имеется в сети любительский перевод.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Сергей Лукьяненко «Предел»

URRRiy, 1 июня 00:41

Приключения продолжаюцца! Подлой враг проявляет свою нечеловечью сущность, и наконец проявляется сам. Команда «Марка Твена», плюс остальные персонажи разного рода и породы, иногда теряя самое дорогое, честно отрабатывают свой квест, чтобы читатель не заскучал. А поскольку читатели бывают всякие, то автор решился в т.ч. и на одновременно омерзительную и толерантную сцену, впрочем, с участием самца и самки.

Между тем сцены действия не такие разнообразные, как в первой части. Два космических корабля, три космических кораблика (автор явно пристроил в книгу свои впечатления от поездки на Шереметьевском «шаттле«!), две планеты и совсем небольшое количество разума (да тот в основном искусственного происхождения).

Сами по себе события — приключения стандартного «космодесантно-стартрековского плана конечно имеют место быть, есть также вполне годные шутки юмора, но есть и противный пафос межвидового скрещивания («противный» в плане противоположный человеческой природе) и «продолжение в следующей серии». В целом, вторая часть, почти типичный случай, оказалась существенно уступающей первой как по остроте сюжета, так и по логике событий. Но читать можно, особенно если стряхнуть пыль со старой игрушки Master of Orion или просто нечего делать.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

М. С. Парфёнов «Весна»

URRRiy, 30 мая 22:18

Душевный рассказ своего рода условный научно-фантастический хоррор. Сделан с вдохновением, читать интересно. Такая, извиняюсь за выражение, панспермия в русском литературном варианте.

С другой стороны, идея, при всей ее красочности, отнюдь не оригинальная, поэтому высшего балла всё таки не заслуживает.

Тем не менее, одна из действительно запоминающихся вещей сборника, в отличие от мириадов безликих призраков-вурдалаков и прочего фастфуда хоррорного жанра.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

М. С. Парфёнов, Максим Кабир «Голоса из подвала»

URRRiy, 30 мая 17:48

Сборник коротких историй, частично публиковавшихся ранее, с претензией на хоррор. Приемлемого потребительского качества, но не более. Байки прерываются событиями из жизни мальчика (а потом — постаревшего мальчика) Алёши, потомственного шизофреника.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На мой взгляд, мало-мальски реалистичные хроники его пребывания в психоневрологическом интернате явно были бы гораздо более хорррорными, чем все изложенные здесь «ужасы».

Конечно, и здесь имеются свои жемчужины, например, стёб «Хуже чем смерть» или минитриллер с мифологичной основой «гильдия банщиков», но в основном — очень и очень заурядные тексты, во многом — с заимствованными идеями у импортных корифеев «страшного» жанра.

В целом — рядовой контент, не сказать, чтобы откровенная халтура, но и высококачественным этот сборник, по моему мнению, назвать нельзя.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

М. С. Парфёнов «Своё место»

URRRiy, 30 мая 15:34

Идея хорошая, основная часть тоже, а аранжировка мне не понравилась, выглядит не реалистично. Вряд ли работники «ножа и топора», становятся успешными работниками «пера». Разные психотипы, взаимоисключающие.

Тем не менее, рассказ «в тему», годный.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Максим Кабир «Халк»

URRRiy, 30 мая 00:21

Рассказ очень «кинговский» при этом пытается маскироваться, что отнюдь. Тема Джекилла / Хайда — жанр не новый, и не самый сложный, но в этом варианте на мой взгляд, получился несколько недоделанным, поскольку механизм «переключения» не обрисован абсолютно.

И ещё — впечатление общей незавершенности. Нет финального аккорда, байка получилась «не из склепа».

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Максим Кабир «Хуже, чем смерть»

URRRiy, 29 мая 22:40

Отличный рассказ в своем жанре и отличная же пародия на рассказ Матесона «Кровный сын» («Сын Дракулы»). Есть и стёб, и идея, и увлекательность изложения и все — в «рамочках». Рекомендую!

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Говард Фаст «Последняя граница»

URRRiy, 29 мая 00:15

Хороший исторический роман — социальная драма, достаточно проработанная в части соответствия реальным событиям, плюс в книге есть приложение про племя шайеннов. Текст представляет собой многоплановое отражение (то есть, от лица многих исторических фигур, как известных, так и рядовых участников действа) тысячемильного квеста племени северных шайеннов из душной резервации в Оклахоме, куда их загнали умирать, на историческую родину — на север. Год от рождества Христова 1878, годом ранее племя загнали в резервацию после очередной проигранной индейцами войны. За это время племя успело уполовиниться за счёт смертей от болезней, голода и непривычной жары. На все запросы вождей индейцев в агентстве по их делам только «рассмеивались тихо», и ровно также не было ответа от Великого белого отца из столицы самого демократического государства. Соответственно индейцы порешили, что лучше гибель в бою, чем вымирание, и не особо скрываясь, ушли на север. С женщинами и детьми, сами истощенные и на таких же лошадях

Тем не менее, вся американская рать в виде нескольких кавалерийских эскадронов (потом полков), ополченцев, пехоты с артиллерией, идущей наперерез по железной дороге, никак не могла заставить вернуться триста краснокожих, из которых мужчин было менее трети. Конечно, автор вполне добросовестно рассказывает и предысторию конфликта, в том числе судьбу кровавого полковника Кастера, и то, что сами преследователи не особо стремились атаковать индейцев, как по причинам нежелания убивать женщин и детей (очень немногие), так и по причине животного ужаса перед шайеннами (впрочем те, в свою очередь, убивали атакующих весьма редко, экономно и рационально используя боеприпасы).

Конечно, определенный политический подтекст имеет место быть, все же автор на момент написания книги был коммунистом, пусть и американским, но только в самой минимальной степени. «Политика» в книге — это сам факт достоверного изложения указанных событий в момент написания (1941 год). Всё таки автор никаких «передергиваний» себе не позволял, персонажи показаны людьми, а не чертями / ангелами, никакой критики «американского империализма и колониализма, подло уничтожающего свободолюбивых индейских трудящихся» в книге нет. Просто четкие описания как действующих лиц, так и действий, совершенных этими лицами, хорошо обрисованные и не искажённые.

В целом, качественный труд, не утративший актуальности для интересующихся этой темой. Кстати, запрещённый в свое время (а может — и до сих пор) в цитадели «свободы слова».

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вильгельм Гауф «Портрет императора»

URRRiy, 26 мая 22:39

Хорошая новелла образца начала девятнадцатого века. События происходят в основном в южной Германии, Швабии, главные действующие лица — представители образованного слоя тогдашних германцев, с одной стороны — старое поколение, генерал и его оппонент (чисто философский) местный князь, с другой — их юные родственники. В общем, Отцы и дети, плюс любовный треугольник среди молодежи.

Автор вполне гармонично описывает как окружающую природу — горный лес, долины, скалы, замок старый и дворец новый (тоже символ!), аргументы за и против Наполеона в германском обществе, раздробленность Германии, где определенная часть молодёжи предпочитает быть «пруссаками», а не германцами, и конечно соперничество «столичного» щеголя с простым, но благородным юношем из благородной же семьи. Понятно, за прекрасную девушку, тоже не из крестьянского сословия.

То есть, сюжет вполне доступный, типичный и абсолютно в духе традиционных сентиментальных историй, ничуть не изменившихся за пред -и последующие столетия. Однако изложен с душой, юмором, плюс оценка немцами «Антихриста Аполлиона» и его деятельности в Германии достаточно интересны. По крайней мере, читается проще и веселее двух предшествующих новелл сборника.

Тем не менее, всё-таки вещь на любителя. В отличие от сказок и фантасмагорий, условно-реалистичные произведения Гауфа определенно нацелены на конкретную читательскую аудиторию, тогдашний образованный класс, соответственно там мало действия, что вряд ли понравится большинству современных читателей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Мэнли Уэйд Уэллман «Вэнди, Вэнди»

URRRiy, 25 мая 19:28

Простецкая, хотя и изящно сделанная новелла про чародея с гитарой и чародея без. В обычном фэнтезийном жанре — деревушка, путник, местный персон, которого все боятся, плюс достаточно неплохие баллады (прежде всего потому, что короткие).

Для своего времени — 1953 год — была вероятно ещё актуальной, сейчас выглядит, как предания старины глубокой, вполне душевно изложенные.

В общем, старая сказка на старый лад с потусторонним злом и торжеством американской демократии в финале.

Оценка: 7
⇑ Наверх