FantLab ru

Все отзывы посетителя valkov

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  40  ]  +

Ник Перумов «Алмазный Меч, Деревянный Меч»

valkov, 28 января 2009 г. 22:25

Это, конечно, не такой оксюморон полный, как «Гибель богов», но все равно слабенько, и никакие ухищрения поклонников не помогут, как ни крути.

Высосано из пальца, притянуто, наиграно «фэнтезийно» и ни о чем. Вот так можно охарактеризовать, если одним предложением. Но я, пожалуй немножко пографоманю, с позволения автора препарируемого шыдэфра.

Во 1х, язык. Создалось впечатление, что уложив смысл сцены в одно предожение(максимум абзац), Перумов просто не знал, чем же забить оставшиеся страницы главы. В результате и смысл, и идеи(весьма немногочисленные) теряются, размазываются тонким слоем под ломтем текста. Как следствие: обилие тавтологий, стилистических нестыковок, режущих глаз. Текст как овсянка: жуёшь, жуешь её, ни вкуса, ни консистенции. Плюс псевдославянские обороты, вообще непонятно зачем. АМДМ — явно не славянское фэнтези. Как говорил мой зав.каф.:«впихнул невпихуемое».

Сюжет. Достаточно вторичен, но явного отторжения не вызывает.

Само повествование ни о чем. Ни смысла, ни глубины не увидел. Банальное движение вперед, битвы и стычки, попеременно с раздумьями героев о ситуации(о глубине и философичности, опять же, речи не идет), как началось все, так и кончилось. Читать было скучно, да и в общем- то незачем. Средненькая фэнтези, которая очень хочет казаться, что она вся такая фэнтезийная: эльфо-гномо-маги, нежить и прочие

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
затасканные штампы
атрибуты, только вот «волшба» тут пожалуй ни к селу, ни к городу. Типичная показуха для подростков, а за ней — пустота. Для чего это было написано? Чтобы было «фэнтази:super:«, очевидно. Темы для написания данного романа не углядываю в упор!

Роман не вызвал никаких эмоций вообще, ни отрицательных, ни положительных, ибо сер. Прочитал, задал себе вопрос: «и что из этого?», через полчаса забыл. Посему усредненный балл, пятёрки хватит с головой.

Оценка: 5
–  [  29  ]  +

Джо Аберкромби «Кровь и железо»

valkov, 18 декабря 2008 г. 22:32

Ну вот и я познакомился с творчеством британца Джо Аберкромби.

Не возлагал на книгу больших надежд и ничего не ждал, вероятно поэтому сильное разочарование меня не постигло.

Сначала о хорошем. Персонажи. Половина из них замечательны, тщательно прописаны, они разные, кто-то более симпатичен, кто-то менее. Несомненно, самым ярким из них является инквизитор Глокта. Этакий ходячий труп с весьма своеобразной жизненной философией и отношением к своему незавидному положению. Весьма необычный типаж, вызывающий совершенно разные эмоции, от ненависти и омерзения, до жалости и сочуствия. Понравился молодой капитан Джезаль дан Луфар, хотя тут все несколько банальнее.

Второе, что производит неизгладимое впечатление — это юмор. Признаться, читая анонсы на «Кровь и железо», я недоумевал, каким образом можно соединить тёмную атмосферу и юмор. Оказалось, эти две составляющие вполне уживаются друг с другом, притом весьма эффектно. Если такое уже где-то было, то прошло мимо меня, и этот момент стал приятным. В романе мрачная, безрадостная атмосфера какой-то грядущей беды, без светлых пятен? Так точно! Все персонажи весьма неоднозначны, нет строго белых и черных, налицо отсутствие сил добра? Это так! За время чтения романа читатель далеко не один раз улыбнется, а иные сцены заставят его засмеяться в голос? Почти наверняка! Так было со мной. Множество шуток искрометны и пришлись к месту.

Неплохой язык, насколько можно судить по переводному изданию. Достаточно ярко и сочно описываются пейзажи, архитектура, эффект присутствия налицо.

Но не все так радужно...:frown:

Вторая половина персонажей не удалась. С варваром и магом,например, не все так хорошо, как с инквизитором. Очевидно, автор хотел постебать традиционные штампы. Однако, для этого недостаточно их в очередной раз повторить. Линия Ферро вообще еле-еле шла, читал скрипя зубами.

Сюжет частенько навевает скуку. Несбалансирован, многие моменты провисают, есть вода. За весь роман интересного не происходит практически ничего, по-настоящему важных событий кот наплакал, и почти все они в конце. По сути, автор только обрисовал кое-какие положения, что-то ярко, что-то нет (мир например очень схематичен и невыразителен), но по делу почти ничего не рассказал в 1й книге, и это за 600-то страниц! Понятно, что начало, но все-таки!.. Растягивать пролог на 650 страниц, когда прочие укладываются и в пару — это по мне не очень профессионально. Да и есть разница между интригующей недосказанностью и малосодержательностью, ставящей под сомнение ценность такого времяпровождения. В данном случае, автор растекся мыслью по древу.

Положение пытается спасти все тот же юмор. Насколько ему это удается?.. Раз на раз не приходится. Далее, бросилось в глаза засилье почти голливудских штампов и сцен, все эти реплики, вроде: «Вот дерьмо!», «О чччерт», «-Аааагррх!- проревел он» встречаются чересчур часто, режут глаз и раздражают. Ну и отсутствие каких-то высших целей, философских идей, интеллектуальных рассуждений, за которые читатели так любят умную, высокую литературу. Хотя наверное, глупо требовать это от развлекательного романа. Имеют место мелкие нестыковки и ляпы, но это если совсем уж придираться. Хотя в глаза лично мне бросились.

Создается впечатление, что автор знает, о чем хочет написать, но не всегда понимает как это сделать. В результате, книга местами хороша, местами не очень. В целом роман производит достаточно приятное впечатление, у автора есть потенциал и стиль. Неплохо. На тройку, но с баааальшим плюсом (до четверки с бааальшим минусом не дотянул Аберкромби). Если не ждать «второго Мартина», каких-то откровений и шедевральности, откинуть все ожидания, обещания и надежды, то вполне можно получить удовольствие.

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ник Перумов «Гибель богов»

valkov, 31 октября 2008 г. 11:52

Смешались в кучу кони, люди...

Книга — невнятная мешанина из имен, названий, событий, смысла в которых ровно ноль, как и логики. Монотонный и дллинный, как рулон туалетной бумаги бред, невыносимое и бессмысленное чтиво. Ни персонажей, ни сюжета, ни идей, чертовщина и муть, убогая во всех отношениях. Назвать ЭТО фэнтези можно, пожалуй, только не читав ничего больше из данного направления.

Оценка: 2
–  [  16  ]  +

Клайв Баркер «Книга крови»

valkov, 25 ноября 2008 г. 20:56

Стоит знакомиться с творчеством Клайва Баркера или нет? Прочтите открывающий рассказ, и вы поймете.

Практически все, чем хорош цикл, можно встретить здесь. Это и красивый авторский слог, и мистическая составляющая, и полет фантазии в совокупности с ярчайшими образами, обитающими в прозе Баркера.

Жестокая история о медиуме-шарлатане, наказанном призраками за ложь, прервавшую их путешествие сквозь щели в нашей реальности, находящиеся в старом особняке. Атмосферно и многообещающе. Чувствуются лафкрафтовские нотки, и какая-то ирреальная, иная логика, чуждая человеческому восприятию, иногда проскальзывающая в тексте, от которой становится не по себе.

Повествование затягивает и покоряет с первых строк, словно плывёшь по течению. От читателя требуется только нырнуть в этот поток, рассказ сам понесет по волнам авторского слога прямиком к кровавой развязке и началу красивых, эффектных, порой шокирующих и часто ужасающих новелл, объединённых циклом.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Чак Паланик «Кишки»

valkov, 11 мая 2009 г. 16:04

Мораль сей басни такова: думайте головой, а не причинным местом; не становитесь рабами своих желаний и инстинктов; не совершайте необдуманных поступков, которые могут разрушить всю вашу дальнейшую жизнь. Сомнительная цена за пару минут желанного удовольствия, не находите?:wink: В принципе, Паланик несколько раз прямым текстом говорит, что не стоит один оргазм загубленной жизни, думайте башкой. А весь этот сюр с отгрызанием своей кишки под водой бассейна — это так, уже иллюстрация последствий.

Во время чтения рассказа меня начало мутить, и это не шутка и не преувеличение. Это при том, что я себя слабонервным никогда не считал. Паланику удалось коротеньким рассказом впечатлить так, как некоторые не могут и 800страничными романами. Причем, никаких особенных литературных приемов тут и нет, автор просто даёт по лбу напрямую гротеском и преувеличением, доводя весь этот отврат до абсурда. Простой прием? Да. Зато работает. В моём случае на полный КПД.

Не являюсь любителем подобной фекально-анальной литературы, никогда бы не подумал, что поставлю 9 баллов такому. За что? Баланс между идеей и исполнением (просто, но эффектно как никогда) + острейший эмоциональный резонанс = неслабое впечатление, взрыв эмоций, а для кого-то (как для героев рассказа) возможно урок на всю жизнь.

Поясню немного подробнее свою позицию: тут либо пан, либо пропал — либо тебя торкнул такой подход автора, либо наоборот. Паланик ходит по лезвию и постоянно падает то в одну, то в другую сторону. К слову «Бойцовский клуб» мне не понравился, там подобное не прокатило. Именно своей нелитературностью. Идейно книга хороша, а вот язык, стиль, сюжет и все остальные художественные составляющие просто ни в какие ворота. Еле дочитал. А здесь все в поряде. А может просто рассказ короткий, и однообразный жесткий прием не успевает задолбать?

П.С. По поводу невозможности с медицинской точки зрения и прочих придирок: ребята, это же литературная игра, гротеск. Неспроста ведь рассказ включили в антологию фэнтези и магреализма.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Клайв Баркер «Восставший из ада»

valkov, 16 мая 2009 г. 17:39

Понравилось и даже очень.

Нет затянутости, действие развивается динамично и последовательно. Баркер использовал объем произведения по максимуму.

В «Восставшем из ада» есть все, что пришлось мне по душе в замечательной «Проклятой игре»: превосходно прописанные внутренний мир и переживания героев, трагичность, философия и все с оттенком оригинальной творческой манеры Баркера. Его герои — мечтательные бедняги, заблудшие души, не нашедшие себе места и надежды в окружающем безнадежном мире. Такие, как Керсти, смирились со своей незавидной участью и с тоской на душе продолжают пить из скорбной чаши свою трагедию маленького (но пылкого в душе) человека. Кто-то из них, как Фрэнк Коттон и Джулия, отчаянно стремится разорвать этот порочный круг разочарований и несбывшихся желаний. И в этом своем стремлении на край мира герои порой вызывают к жизни силы, таящиеся далеко за пределами изведанного. Кому-то это прикосновение к таинству сулит обретение давно желаемого, кому-то окончательное подтверждение собственной никчемности, а кому-то боль на пределе возможного для обреченного на ад сердца.

Собственно, эти мотивы, обильно приправленные оригинальностью исполнения и фантазией, проходят красной нитью через многие книги Клайва Баркера.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Тим Пауэрс «На странных волнах»

valkov, 4 января 2010 г. 19:32

Это первая книга Тима Пауэрса, которую я прочитал. Прямо скажем, не зафанател. От автора, издаваемого в серии альтернативной фантастики (т.е. по умолчанию нестандартного и по меньшей мере интересного), я ожидал гораздо большего. Заявления «готическая современная проза» и «интеллектуальное фэнтези» слабо соотносятся с реальным положением вещей — ничего готического, а тем более интеллектуального, здесь нет и в помине.

Отдельными моментами книга очень даже радовала — сплав по реке, дальнейший поход к Фонтану юности и возвращение из болот написаны ярко, атмосферно, странно. Язык автора сам по себе хорош, написано сочно и лихо. Однако, этого маловато. Сюжет трехсотстраничного томика легко пересказывается одним абзацем, а больше здесь по сути ничего и нет. Персонажи шаблонны, психологичность практически отсутствует, заявленной «многослойности» не почувствовал. Колдовство Вуду, видимо, призванное стать изюминкой романа, выполняет роль спецэффектов, не более.

Если искать аналоги в мире кино, то ими будут все три фильма «Пираты карибского моря». Действительно, книга — своего рода приключенческий блокбастер от литературы, только менее попсовый. Натуральные четвертые «Пираты» на бумаге, к счастью без придурковатого Джека Воробья. Это ни в коем случае не халтура, назвать роман плохим было бы несправедливо, но большим произведением он для меня не стал. Не думаю, что я много потерял бы, не купив «На странных волнах». Так, поприключаться пару вечеров и скорее всего забыть на следующий же день. Крепкий одноразовый проходняк.

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Клайв Баркер «Проклятая игра»

valkov, 3 февраля 2009 г. 21:18

Откровением роман «Проклятая игра» для меня не стал, но на мой взгляд хорошо, хотя ничего хорошего не ждал. Роман почему-то представлялся мне этаким рассказом «Книг крови», раскормленным до размеров крупной прозы. Если в рамках коротких новелл Баркер впечатлял и не успевал наскучить, что же будет, растяни он это кровавое действо на 500 страниц?.. К счастью, мои опасения не подтвердились: на рассказы из «КК» дебютный роман англичанина совсем не похож.

С самых первых страниц и до последнего абзаца Баркер рубит правду-матку о лишениях и несчастьях, о разочарованиях и потерях, о разбитых сердцах и поломанных судьбах, о жестокости людей и окружающего мира. Весьма тягостно, но очень атмосферно и убедительно. Собственно, именно поэтому, герои романа удались на все 100. Тема, как говорится, полностью раскрыта. У меня они вызвали целый спектр эмоций за все время чтения. Они душевны, за них переживаешь, им сочуствуешь, на них злишься и пугаешься за их дальнейшую судьбу. Пожалуй, даже такое ничтожество, как Пожиратель Лезвий, порой вызывает не только ненависть и злобу, но и жалость(хотя и брезгливую). Слишком уж тяжёлую судьбу уготовил Клайв для персонажей своего дебюта, и это сработало.

С другой стороны, в этом нет ничего ахового, никаких новых открытий их жизненная философия не несет, это давно известные всем истины. По этой причине, вряд ли мне захочется снова перечитывать роман, не думаю, что найду в нем для себя что-то новое, несмотря на сильное сопереживание и психологичность.

Роман хорошо и тщательно усваивается (но чтение не из легких по причинам выше), в нем нет ничего лишнего, но и поразить ему меня не удалось: он слишком простой, слишком жизненный, слишком мало фантазии (особенно после «Книг крови»), слишком выверена его композиция, слишком очерчены его грани. Нет традиционного для Баркера безумства, нет изысков. Вряд ли это минус (скорее чувство меры), но хотелось чего-то большего, не сдержанного рамками. Все слишком умеренно, как в сочинении хорошиста, но не отличника.

Финал получился красивым и исчерпывающим.

Достойный дебют, хороший роман, но для меня он так и останется одноразовым.

P.s. Пожалуй я впереди событий пошел в отзыве. После прочтения испытал какую-то опустошенность, вероятно нужно было немного отойти от напряжения романа. Прошло несколько дней, но я все еще под впечатлением, и возможно перечитаю когда-нибудь. Всё-таки сильная вещь, цепанула. Поднимаю оценку на балл выше.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Роджер Желязны «Двери лица его, пламенники пасти его»

valkov, 27 января 2010 г. 19:49

Много ждал от этого рассказа, но остался разочарован:frown:. Идея грандиозная: поимка самой крупной рыбы Солнечной системы. Однако самому процессу и развязке посвящено всего пара страниц в финале — мельком и смазанно. Остальную часть произведения занимают выяснения отношений бывших супругов, вместе оказавшихся в «рыбацкой лодке». И если с их прошлым к финалу становится понятно, то вот насчет будущего нет. Предполагалось, что богатая светская львица затеяла эту авантюру, чтобы вернуть мужчину, которого жизнь после их размолвки бросила на дно. Однако, какое значение эта рыбалка оказала в итоге на их отношения не ясно — Желязны об этом умалчивает.

В итоге обе темы не раскрыты. Поимка венерианского левиафана осталась почти без внимания автора и не впечатлила, разбор полетов ненаглядных тоже ни к чему не привел. Тема преодоления себя через покорение стихии (олицетворением которой и является Ихти) тоже не прописана должным образом — как-то простовато и не хватает психологичности.

Хотя рассказ и не без плюсов. Язык и стиль, как всегда, на высоте — читать остроумно-ядовитый обмен любезностями между героями одно удовольствие. Плюс описания Венеры и интересные находки, касающиеся самой идеи рыбной «суперловли»:smile:. Потенциал отменный, жаль рассказ не выстрелил. Ранний Желязны — вероятно, не хватило мастерства.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Джефф Вандермеер «Подземный Венисс»

valkov, 5 мая 2009 г. 23:36

«Генетическая опера».

С творчеством авторов new weird я знаком совсем недавно, с книгами Вандермеера до сего момента не был знаком вообще. Подкупили сравнения с великолепным Чайной Мьевилем и фразы: «Ведущий писатель авангардистского литературного движения». Поначалу сильно не понравилось. Вероятно зажрался я книгами Мьевиля и Хобб, которые красивейшим образом растекаются мыслью по древу. Слог бедный, никакой психологичности, мир обрисован скупо. Миновав главу Николаса, и прочитав историю Николь начал постепенно проникаться — придурочная манера повествования от лица сленг-жокея исчезла, но богатство языка и мира не пришло ему на смену. К середине романа меня окончательно затянуло, и понял я, что не это здесь главное (хотя с психологией и деталями к этому моменту был полный порядок, плюс стал вырисовываться сюжет и сгущаться атмосфера. ). А стремительное нон-стоп действие, жесткий стиль и бескомпромиссные описания, динамично сменяющие друг друга картины в калейдоскопе сюжета, одна безумнее и мрачнее другой. В итоге прочел за один день и на одном дыхании.

Вандермеер постарался на славу для тех, кто не ровно дышит от натуралистичного повествования с изрядной примесью сумасшедшинки и сюра. Книга погружает в поистине босховские антуражи безысходности человеческого ада: здесь и горы плоти из донорских органов, и генетические эксперименты, и урбанистические ужасы, и безрадостная картина медленно, но верно катящегося в тартарары мира. Полный букет мук душевных и телесных. И если читая, формируется ощущение, что вот он, предел восприятия человеком безобразного, то дальше будет хуже. Ужаснулись от сцены, в которой герой понимает, что сделали с его любимой (и решает во что бы то ни стало вернуть её)? А как вам путешествие прямиком в преисподнюю, где старики выстраиваются в очередь, чтобы продать себя на органы? Атмосфера бьет ключем. При желании можно разглядеть аллюзии на реальный мир. При большом желании они не покажутся гротескными и преувеличенными.

Самый катарсис ждет читателя в конце, где раскрываются причинно-следственные связи, распутываются ниточки сюжета и мотивации событий, а Шадрах оказывается в центре самого страшного кошмара, какой только можно вообразить. Вандермеер в достаточной степени уважает читателя, чтобы не разжевывать все до корки, а вместе с ответами на вопросы дать пищу для ума.

В итоге потраченного времени не жаль совершенно — роман, что называется, пробирает до костей. Пожалуй, одна из самых запоминающихся фантастических книг последнего времени.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Джо Хилл «Лучшие новые ужасы»

valkov, 12 января 2009 г. 00:27

В целом хороший рассказ, без изысков, но крепко написан. Такая циничная и стремящаяся к псевдореализму хоррор-сатира на жанр и его участников. Понравилась концовка: при всей своей банальности, она тем не менее, закономерна и красиво завершает историю. А вот с идеей, смыслом здесь негусто — мне показалось рассказ слишком уж тщателен и велик для такого. Литература ужасов — отражение нашей действительности? Как-то слишком тривиально для такого объема текста и сюжета. Источники сочинительской мысли? На эту тему в антологии есть рассказ изящнее и гораздо короче. К тому же, соглашусь с предыдущими отзывами: местами историю действительно сложно воспринимать всерьез, хоть и понимаешь, что это стеб в какой-то мере. Но рассказ пугает, этого не отнять, а потому считаю его удавшимся.

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Кристофер Прист «Лотерея»

valkov, 25 декабря 2009 г. 01:26

Тема поисков человеком себя неоднократно поднималась писателями, в том числе и фантастами, к коим относят и Кристофера Приста. В бесчисленном количестве книг герои то и дело оказываются на распутье, вынужденые делать выбор, определяющий их будущее и их самих. Совершают путешествия в космос и в иные миры, дабы разгадать загадки мироздания и познать себя. В романе «Лотерея» Прист предлагает читателю путешествие иного рода — в туманные, призрачные глубины памяти и сознания, где должны скрываться ответы на вопросы: «Кто я?» и «Почему?».

Помню, значит существую. Память человека — его прошлое, она определяет, каким он был до настоящего момента, а значит диктует и то, каким будет его будущее. Наверное, эти слова, сказанные героем романа Питером Синклером, и есть мотив книги, ключ к разгадке. Посмотреть на себя со стороны, определить, каким был в прошлом, чтобы понять, как быть дальше — вот задача, которую он перед собой ставит после вереницы пожизненных неудач и несчастий. Но совершенно очевидно, что память — ненадежное свойство, в ней лишь сухие факты и множество пробелов. Необходимо дать выход фантазии, своему внутреннему я. Автобиография постепенно становится метафорой, зеркалом, в котором Питер видит свою прошлую жизнь, однако отличную от той, что он помнит...

Действительно ли таким образом человек может познать себя? Что скрывается в нашем подсознании? Возможно, ответы на волнующие извечные вопросы. А может быть кошмарный лабиринт бесконечных отражений в стоящих друг напротив друга зеркалах памяти и фантазии, прошлого и будущего? Может в каждом из нас скрыто нечно такое, куда вообще не стоит заглядывать? Темные закоулки сознания, погружение в которые неминуемо сулит беду, в которую и попал бедняга Питер. «Найдешь себя — сойдешь с ума». (с) Не помню, откуда цитата, но не в бровь, а в глаз.

Здесь нет атмосфферы тотальной безысходности, атор действует изящнее. Странное и тревожное ощущение, что что-то не так, что в прошлое вкралась какая-то непоправимая ошибка, отравляющая будущее. Закольцовывающая историю, заставляющая её расслаиваться, нахлестываться, превращаться в парадокс и обрекающая Питера на метания снова и снова. Прист показал себя первостатейным психологом — от осознания того, какую безду он разверз под ногами героя и показал её читателям, намекая на бездну внутри каждого из нас, становится жутко.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

valkov, 24 марта 2009 г. 13:08

Любимый город может спать спокойно.

Это точно не про Нью-Кробюзон. Город, образованный реальностью и фантазией, стоящий на пересечении двух огромных рек, словно на грани сна и яви. Гигантский мегаполис, отравленный промышленностью, коррупцией и обществом. Здесь люди живут бок о бок с чудовищами, мутантами и киборгами, а жителям по ночам снятся кошмары.

Атмосфера зашкаливает по моему природному атмосферометру. Она обволакивает с первой же интерлюдии от лица гаруды и с каждой страницей продолжает стремительно сгущаться и повышать свой градус. Темная, мрачная, душная словно городской смог. Удачно совмещая элементы различных направлений, Мьевиль наполняет роман лучшим от хоррора, фэнтези, научной фантастики, сюрреализма и один автор знает чего еще. Признаюсь, услышав о книге год назад благодаря рекомендации друга, я совершенно не впечатлился. Прочитал аннотацию и подумал: «Ну и бред! Намешано всего в одну кучу.» Теперь понял, как я ошибался. Восхитительное буйство фантазии, предельная детальность, и реализм в сумме дают такие шедевральные моменты, как сцена ваяния скульптуры хепри, совет конструкций и еще вагон других. Читать уже стоит хотя бы для того, чтобы узнать, что автор придумает на следующей странице.

Фантазия писателя не знает границ, но на одной фантазии далеко не уедешь. К счастью, с литературной составляющей здесь все обстоит наилучшим образом. Язык Мьевиля по фантастичности, образности и проникновенности может сравниться лишь с художественной частью книги. Какие тут обороты! Цитировать не буду, ибо соблазн скопипастить весь роман велик.

При всем вышесказанном, «Вокзал потерянных снов» человечен. Человек, его отношения, взаимодействие с миром и себе подобными, вся эта система выписана убедительно и интересно и занимает в романе далеко не последнее место. Что делает нас такими, какие мы есть? Такие ли мы, какими мним себя от рождения? Что меняет нас, что наполняет, а что опустошает и уродует, переделывает, опускает на дно? Темы одиночества, обреченности в огромном мире, жестокости и механизмов существования здесь находят свое место. Как и сплав научных и политических теорий для отдельно взятой модели общества, такой гротескно-фантастичной, но такой похожей на наш социум, со всей его грязью, пороками и безысходностью. Как и сильнейшие мотивы урбанизации и цивилизации.

Сюжет силен и крепок. Неторопливая, размеренная завязка постепенно превращается в напряженный триллер, ниточки повествования постепенно сплетаются, и к середине история превращается в лавинообразный поток, неумолимо стремящийся к финалу.

Концовка разорвала меня на части. После «Песен Гипериона» я еще не читал финалов сильнее, эмоциональнее и многозначительнее. Взрыв чувств! Да, формально герои выиграли свою маленькую войну, но какой ценой! Мьевиль беспощадно изувечил их. И физически, и морально. В итоге не знаешь — радоваться за них или оплакивать.

Подведу итог. Этот роман стал для меня не просто глотком свежего воздуха, а настоящим открытием, повлиявшим на мои вкусы и предпочтения. Может я пишу наивно, но такого я еще не читал и именно такую книгу отчаянно жаждал прочесть вот уже не один месяц (а может и всё время моего увлечения фантастической литературой).

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Чайна Мьевиль «Нон Лон Дон»

valkov, 28 января 2009 г. 23:32

Признаюсь, поначалу роман разочаровал. Да, фантазия Мьевиля бьёт ключом, но ничем больше книга не выделялась. Выглядело это как экскурсия по этой самой авторской фантазии: по щучьему велению, по мьевильему хотению — бац! — и происходит то-то и то-то. Раз! — автобус прилетел, два! — пираты появились. Но как выяснилось дальше, разочаровываться было рано.

Достаточно быстро роман набрал обороты, и я влился в повествование с головой(ну почти). Простой язык стал становиться все богаче, фантазия не иссякала, персонажи принялись оживать, мир обрастать подробностями и логикой(хоть и своеобразной, но в этом своя прелесть), сюжет получил развитие(в паре мест довольно неожиданное!), а главное появились драматизм и глубина. Музей ярких образов превратился в связную историю о дружбе и предательстве, коррупции и преданности делу и идеалам, об экологии и политике. Все это, конечно, упрощено в угоду детскому восприятию, но органично и цельно связано в интересную, несомненно поучительную и цепляющую историю.

В некоторых местах Мьевиль даже попытался сломать штампы: что легче, быстрее и практичнее — последовательно выполнить все задания пророчества, или сразу отправиться на поиски орудия борьбы со злом?

Поставить высшую оценку не дали кое-какие «но». Во 1х, не получилось, на мой взгляд, сыграть на контрастах между Лондоном и его нон-двойником. Если Нонлондон выписан во всей красе, то Лондон вообще никак не показан. Создается впечатление, что кроме Нонлондона во вселенной ничего не существует, и все драматические моменты, навроде звонков домой, выглядели очень далекими и должного эффекта на меня не произвели.

Во 2х обилие тавтологий. Иногда просто раздражало, можно подумать кроме слова «Господи» персонажи со страху перед очередным страшилищем ничего больше сказать не могли. Порой повторялось по 3 раз за разворот.

Все это вероятно придирки, и книга хороша, а на хроническом безрыбье хорошей детской фантастики и вовсе замечательная.

P.S. И все же до «Алисы» Кэрролла и цикла о мумми-троллях (если уж брать из целевой категории) Туве Янссен мьевилевская сказка не дотянула, несмотря на все свои достоинства.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Антология «Ужасы»

valkov, 17 января 2009 г. 01:38

К подобным антологиям я отношусь с подозрением, несмотря на то, что жанр мой, да присутствие в содержании фамилий знакомых авторов побуждало интерес. Ведь приобретая подобный сборник, покупаешь по сути сборную солянку из различных авторов, творчество которых гораздо сильнее разнится, нежели в пределах одного авторского сборника рассказов. Интерес и единственная на данный момент возможность познакомиться с некоторыми зарубежными сочинителями в жанре фэнтези и хоррор в итоге взяли свое, и «Ужасы» я все-таки купил и прочитал. Опасения подтвердились.

Антология крайне, просто вопиюще неровная! Ощущения в процессе чтения колебались подобно синусоиде: хорошие, а порой и отличные вещи здесь чередуются с унылыми рассказами, не вызывающими неприятия, но и не выделяющимися особо. К лучшим рассказам антологии (8 баллов и выше) на свой вкус отнесу: «Я живу с тобой, и ты не знаешь об этом» (тонкая и печальная социальная вещь об одиночестве), «Поверенный Кубиста» (сюрреалистическая притча), «Игровая комната» (первое мое знакомство с Мьевилем, весьма приятное), «Пинки» (жуткий хоррор с психологической концовкой), «Глипотех» (страшная аллюзия на корпоративность), «Голодная» (просто красивый и изящный рассказ), «Если бы я проснулась перед смертью» (душещипательная история о материнстве), «Другая семья» (таинственная история), «Куда приходят ангелы» (настоящая жуть!), «Добро пожаловать на больничную койку!» (хоть кусочки и не соединились в картину в конце, все равно цепляет), «Лучшие новые ужасы» (мрачная сатира на жанр), «Было время» (дорожите тем, что у вас есть!), «Порча» (гуманистический рассказ о нелюдях) и «Победитель» (великолепное завершение). Несомненно неплохие, но не дотягивающие до вышеназванных(7 баллов): «Рождественские декорации» (сумбурно и неубедительно, к тому же не понял эту вещь, но что-то в этом есть), «На окраине» (симпатично, но не более того). Ну и наконец, рассказы, тянущие антологию на дно и заставившие меня скучать или забывшиеся сразу после прочтения(6 баллов и ниже): «Чернь, золото и зелень» (скучная, бессюжетная и какая-то нелогичная история), «Сплошная рыба и Дракула» (унылая серость и, конечно же, серая унылость, если бы не финал), «Чайки» (просто ничем не выделяющаяся вещь), «Янки-простаки» (может сюжет надуман, а может просто я далек от проблем рассказа, но не зацепило), «La Peau Verte» (пьяный бред), «Рассказ Геккеля» (Баркер явно отдохнул).

И вот тут самое сложное: оценить сборник. Рискну. В целом неплохая антология, хотя и хотелось бы, чтобы уровень некоторых рассказов был повыше. С одной стороны, душа просит поставить не ниже 8 за те бриллианты, что порадовали глаз, с другой рука не поднимается, вспомнив о контрастирующих рассказах, которых тут немало. Истории, достойные высокой оценки, и прямо здесь же, рядом новеллы, губящие на корню впечатление от антологии. Постараюсь быть честным: пусть будет 7 — неплохо, почитать стоит, но не без явных недостатков в виде отдельных рассказов (к огромному сожалению).

P.S. Немало рассказов к ужасам можно отнести с большой натяжкой. Это не делает их хуже, но хотелось бы большего соответствия заявленному.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Кэрол Эмшвиллер «Я живу с тобой, и ты не знаешь об этом»

valkov, 21 декабря 2008 г. 22:33

Никаких ужасов тут нет, зато рассказ на голову выше предыдущих. Красиво, детально, тонко написан. Почти поэтически! При желании в нем можно найти множество идей и аллюзий на современный мир и образ жизни людей. Что ими движет? Как живут одиночки? Почти что драма о незаметных, серых людях, несмотря на свой статус, оказывающих влияние на окружающий мир. О том, как люди изменяют свою скучную одинокую жизнь, как делают 1й шаг, сами себя не узнавая. Да много чего еще! Написано так, что можно долго интерпретировать и развивать. Рассказ обладает своим особым настроением, он грустный, безрадостный, но месте с тем дает надежду. Своего рода лекарство от одиночества — горькое, но помогает.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Келли Линк «Бал выживших»

valkov, 28 октября 2010 г. 19:12

Почти дэвидлинчевская история. Таинственные попутчики, придорожный отель, тревожное ощущение общей странности, неправильности происходящего и того, что за всеми этими деталями что-то кроется, постоянно ускользающее от пытливого читателя. Рассказ без ответов, да и без четких вопросов наверное. Сплошные намеки, акценты, детали. Келли Линк блестяще ими оперирует, лучше Хиршберга, которого называют писателем полутонов и оттенков. Мистика ли, магический реализм? Психологический триллер? Странный, пугающий сон? Дурное предчувствие? Наверное, понемногу ото всего, но ни то, ни другое, ни третье. Люблю такое.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Клайв Баркер «Явление тайны»

valkov, 17 июня 2009 г. 19:44

Знакомство с этим романом у меня протекало непросто. В первый раз бросил где-то на второй четверти. Тогда оценивал балла на 4 максимум и чуть было не разочаровался в одном из любимейших авторов. Недавно предпринял вторую, незапланированную попытку, и в этот раз старания увенчались успехом. Понравилось настолько же, насколько книга сама по себе неоднозначна.

Сам Баркер говорил, что этот роман создавался как эксперимент. До этого он писал хардкорный хоррор с мощной визуалкой, а в «Явлении тайны» решил попробовать силы в фэнтезийном размахе, основанном на воображении. Отсюда все недостатки. Прямо по тексту, так сказать буду резать по живому:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1. Начало настраивало на самые радужные ожидания. Отлично прописанный характер Яффе, интрига, заключенная в старых письмах. Здесь никаких претензий. Ровно до момента, где Яффе уходит из почты.

2. Дальше пошло уже что-то не то. Постранствовав по стране и попробовав себя в разных качествах, Яффе становится чуть ли не гигантом мысли. Он способен извлекать выгоду из людей, из-за того, что они якобы «видят в его взгляде знание о тайне мироздания». Как-то совсем неубедительно.

3. Всего лишь 2(!!!) человека открывают за пару лет чуть ли не главный механизм эволюции, к которому лучшие умы всего мира даже не приблизились. Причем один из них — хронический неудачник, к науке не имеющий никакого отношения, а второй — спившийся ученый-наркоман. Ну-ну. А каждый 2й лох на улице в душе гений. Даже если это фантдопущение, оно не убедительно.

4. Приняв нунций, оба они совершают скачок в развитии и становятся олицетворениями добра и зла соответственно. Детский сад в лучших традициях Голливуда. Создалось впечатление, что книга скатилась до черно-белых банальностей.

5. «Лига девственниц». Здесь опять все замечательно. Интересно, интригующе, с оттенком таинства. Интерес к дальнейшим событиям снова разогревается.

6. Вот здесь, в начале второй четверти книги, начинается самое худшее. Повествование становится обрывочным и принимает вид: Петя сидел дома и думал о смысле жизни — в это время Маша философствовала по дороге в булочную — тем временем Коля припарковывал машину — а Петя уже вышел из дома и бежал на крыльях любви к Маше — в то время как Даша отрабатывала смену в книжном магазине и ждала Колю. При этом характерам и эмоциям персонажей Баркер почти не уделил внимания, все поверхностно, и сюжет, и смысл, и фантазия, и драматизм, все начинает катастрофически провисать. События подаются настолько обрывочными и бессодержательными кусками, что хоть таблетки от сна глотай. Персонажи мельтешат туда-сюда по Паломо-Гроуву, а роман практически не двигается с места. Самим снам, их интерпретации, их значению и всему, что с ними связано, уделено от силы пара страниц вообще! А ведь это одна из главенствующих идей «Явления тайны«!

Здесь и бросил читать в 1й раз, сил больше не было пихать эту овсянку в себя насильно. К счастью, с середины роман снова набирает обороты, и таких провальных фоллов уже не случается, в последней четверти действие вообще идет в режиме нон-стоп. Однако, и в дальнейшем от неровности текста Баркер избавиться окончательно не сумел. Вероятно, он так накрутил с сюжетом и ввел столько персонажей, что углядеть за всем этим оказалось не под силу. Такое ощущение, что ему постоянно приходилось чем-то жертвовать: в одном эпизоде глубиной проработки персонажей ради фантазии, в другом сюжет движется в ущерб логике (до сих пор вспоминаются обстоятельства изобретения нунция. Наверное, Баркер ничего лучше просто не придумал, чтобы сюжет дальше продвинуть), в третьем персонажи снова обретают глубину и сопереживание со стороны читателя, но потом снова периодически теряют, или сюжет тормозит и прет какой-то наивняк, в который веришь с трудом... Местами — это мелкие заковырки, а порой вполне ощутимые недостатки.

По окончании чтения, книга произвела мощное впечатление благодаря размаху, помпезности и грандиозности событий и идей. Крышесносящий образ Субстанции, и накал страстей во второй половине, протяженность сюжета во времени и жизни персонажей, прекрасный язык и стиль Баркера — общие ощущения от всего этого «великого и тайного представления» сделали свое дело. Талант, видимо, не пропьешь и даже самые сильные недостатки автор сумел скрасить и успешно выйти на финишную прямую. Кажется, Баркер и сам боролся с текстом во время написания так же, как я при чтении. Вероятно, многое не получило достойного воплощения, кое-что написано не так, как хотелось бы, и предыдущие вещи Клайва Баркера были куда как ровнее, крепче и проработаннее, но «Явление тайны» получилась в итоге очень яркой, красивой и талантливой книгой, которая на голову выше многих прочих в фэнтезийном жанре.

Ну и открытый финал получился вдохновляющим.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Кори Доктороу «Я - Роби-бот»

valkov, 29 марта 2009 г. 15:23

Симпатичный, но малопонятный рассказ. Мне показалось, автор не дотянул некоторые моменты, это мешает воспринимать мир целостно, и по ходу чтения постоянно возникают вопросы, ответа на которых нет, пара мест вообще вызвали недоумение. Коралловые рифы, вдруг с какого-то перепуга обретшие разум и сразу же стремящиеся в Сеть и загружающие себя в тела людей; пустые человеческие оболочки, занимающиеся дайвингом...:eek::confused: Доктороу просто погружает читателя в этот безумный мир далекого будущего, не потрудившись объяснить хотя бы вкратце, в виде предыстории, эволюцию мира от нашего времени до момента происходящих событий (Шекли например частенько практиковал такое, чтобы ввести читателя в курс событий). Базовые положения не раскрыты, понимание основ мира со стороны читателя под большим вопросом, как следствие сюжет и мотивы происходящего кажутся не то, чтобы неубедительными, а скорее непонятными и глупыми. Размышления на темы создателя-созданий, свободы от отягощающей плоти, безграничных возможностей сознания и будущего человечества интересны, но вышеозначенные недостатки мешают все воспринять.

Но так как я люблю странное, то рассказ в принципе пришелся по духу.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Чайна Мьевиль, Эмма Бирчем, Макс Шафер «Игровая комната»

valkov, 23 декабря 2008 г. 16:56

Рассказ получился отличным! Автор прекрасно владеет языком — написано ярко, живо, сочно, образно. Благодаря чему полностью погружаешься в повествование. Атмосфера густая, текст насыщщенный, читать одно удовольствие. Да, может быть местами несколько банально(мертвые девочки и т.д.), но зато как подано! Современная торгово-развлекательная индустрия — настоящий дьявол, засасывающий в себя все больше людей. В многофункциональных центрах, хочется тратить и тратить деньги и не хочется уходить оттуда. Там все работает на это. Это знают, замечают и чувствуют на себе все, но абсолютно не осознают, поддавшись чарам роскоши. Ну и фобии, связанные с родительскими инстинктами (абсолютно не понимаю, как родители оставляют своих детей во время покупок, пусть даже под присмотром), понятные каждому, здесь подливают масла в огонь.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Кристофер Прист «Экстрим»

valkov, 13 декабря 2008 г. 21:15

Прист снова использует свою проверенную схему: интеллектуальный диалог с читателем в оболочке психологического триллера высшей пробы.

Книга максимально дружелюбна по отношению к читателю. В плане языка автор все разжевал и в рот положил, нам только наслаждаться осталось. Без лишней многословности, но очень детально, точно подобранными фразами он доносит до читателя все, что задумано. Каждое слово, каждое предложение на своем месте, имеют смысловую и психологическую глубину. Ничего лишнего, все лаконично, вкусно и изящно. «Экстрим» пытается угнаться за двумя зайцами: легкое, быстротекущее, захватывающее повествование и ,вместе с тем, густое идейное наполнение. И роману это удается, при этом для восприятия этих идей и размышлений читателю придется приложить минимум усилий, по вышеупомянутым причинам. Как и в предыдущем романе, сразу бросается в глаза неповторимый стиль Приста: жёсткий , почти репортажный реализм(несмотря на фантастичность сюжетного стержня) с изрядной долей эмоциональности (эмоциональную нагрузку несет почти каждое предложение, и это цепляет и увлекает с головой), плюс восхитительная игра слов и смыслов. Опять же, чтобы прочувствовать все эти тонкости, читателю не обязательно иметь 10 высших образований, быть эстетом-интеллектуалом и проч., книга вполне доступна для каждого.

Понравилась композиция событий(здесь она более плавная чем в «Гламуре», прочитанном мною на кануне): провисаний почти не заметил, события развиваются так, чтобы захватить читателя и дать ему возможность вжится в мир, и далее накатывают все сильнее, интенсивность происходящего растет почти в геометрической прогрессии. Концовка так и вовсе происходит лавинообразно. За событиями еле успеваешь уследить, но времени на это отводится ровно столько, сколько нужно чтобы все осмыслить и перейти к следующей сцене.

Хотелось бы еще отметить невероятный эмоциональный накал, книга очень остра в этом плане. Никакой кровищи и мяса, лишь впечатляющий реализм, психологичность и восприятие на пределе эмоций. Название романа полностью оправдывает себя в этом значении.

Роман хорош, и я, кажется, открыл для себя еще одного интересного автора.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Клайв Баркер «Политика тела»

valkov, 25 ноября 2008 г. 23:15

Никогда не задумывались, почему ваши конечности время от времени делают то, о чем вы даже не задумываетесь? Легкие, незаметные движения пальцев, когда их нечем занять, болтание ногами и т.п. Что, если это проявления обособленности, пока хозяин не видит и ничего не подозревает? И что если вашим рукам надоест подчиняться командам и усыплять вашу бдительность, делая грязную работу?

Цинизм в описании насилия и его гипертрофия в этом рассказе пожалуй зашкаливают, но это ,как ни странно, в плюс. Напряженно, динамично и по-баркеровски стильно и дерзко. Удивляет и ужасает, приковывает внимание к новелле и не отпускает до самого конца. Небольшой, но эффектный сюжетный твист в конце понравился.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Черепашьи игры»

valkov, 2 октября 2009 г. 13:30

Может потому, что я совершенно не знаком с «Дикими картами» (хотя и читал аннотацию, сжато объясняющую основные положения вселенной), а может из-за моего равнодушия к комиксам, рассказ показался скучным бредом. Не ясно, зачем было помещать в «Ретроспективу» эту историю. Показать еще один аспект творчества и приобщить читателей? Так ведь не знающие «Диких карт» мало что поймут и вряд ли побегут в магазин за томиком. Рассказ вырван из контекста сборников, ни начала, ни конца.

Хотя, это конечно уже не те комиксы, которые Мартин писал на заре своей писательской деятельности. «Дикие карты», видимо, ближе к «Хранителям» Мура, с претензией на серьезность и жизненно-социальные сентенции.

Оценка: 5
–  [  8  ]  +

Брайан Ламли «Порча»

valkov, 16 января 2009 г. 23:51

Конечно, в отличие от произведений Лавкрафта, здесь совсем другая атмосфера (мрачная мифология уступила место почти что реализму), но рассказ весьма удачен. Интересный, подробный, интригующий, весьма волнующий и какой-то даже человечный, когда речь заходила о человеческих(или не всегда) отношениях и с неожиданной концовкой. Единственный недостаток: в начале совершенно непонятно было кто кому и кем приходится, в результате чего путал мужских персонажей, но это быстро прошло.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Адам Нэвилл «Куда приходят ангелы»

valkov, 10 января 2009 г. 23:04

Достаточно стандартная история навроде городских легенд, но как атмосферно написана! Просто жуть! Не совсем понятно(но оно и хорошо, остается простор для воображения и читательской трактовки, ведь самые страшные ужасы — те, которые мы придумываем сами:glasses:) кто же в итоге преследовал героев — семейка психов, чудища, или демоны. А может все вместе? Рассказ — пожалуй, сумма детских кошмаров. Тут и зловещий дом на холме, куда родители запрещают ходить своим непослушным чадам, и пропадающие животные и дети, и леденящие кровь сплетни.

Ставлю высокий балл за то, что рассказ действительно напугал меня не на шутку.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Дэвид Хертер «Чернь, Золото и Зелень»

valkov, 21 декабря 2008 г. 21:35

Рассказ выше среднего, но не намного. Значительную часть текста занимают различные названия, выдержки из истории, многочисленные описания культурных памятников и местечек Праги. Вот только рассказ — не путеводитель по столице, а история ужасов. И если автор хотел создать образ этого города, ему это не удалось. Я и сам бывал в Праге, но при чтении этот удивительный город не всплыл в моем сознании ни разу. Все это обилие названий,имен, историй и легенд написано на редкость сухим, каким-то топорным языком. Уныло и серо в общем, утомляет с самого начала, и это совсем не к лучшему, и роли для развития сюжета и самой истории не играет.

Разбавили эту овсянку сцены в театре, а затем в катакомбах, здесь все отлично, автор подкидывает интригу, под землей творится настоящий хоррор, написано атмосферно и густо. Хотя вряд ли эти моменты вытаскивают рассказ, история все равно невнятная, а развитие примитивного сюжета банально. К тому же имеются серьезные претензии к логике поведения тех, кто назначил гг встречу в катакомбах. Для чего его было приглашать, если все так закончилось?

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Клайв Баркер «Полночный поезд с мясом»

valkov, 25 ноября 2008 г. 21:23

Страшно, интересно, захватывающе и очень кроваво. Оторваться невозможно. Одна из лучших новелл «Книг ...».

С самого начала писатель начинает постепенно погружать читателя в липкую, жуткую атмосферу. От сводок газет о серийном убийце к встрече с ним лицом к лицу.

Антураж удался: чувствуется суета, грязь, безысходность и безнаказанность злодеяний в большом современном мегаполисе.

Интересен взгляд из глаз маньяка, это не просто антигерой, воплощения зла и тому подобное, а полноценный персонаж, хорошо раскрытый.

Повествование очень динамичное, не дает заскучать ни на секунду, держит в напряжении и холодит кожу. Читал, крепко сжав книгу и ёрзая на краешке стула:smile:. Во многих местах Клайв прямо-таки резко хватает нервно озирающегося читателя из-за спины.

Ну и конечно же мораль и идейная составляющая. Как всегда жестокая, нечеловеческая, баркеровская.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Клайв Баркер «Книга крови (Послесловие): На улице Иерусалима»

valkov, 25 ноября 2008 г. 18:21

Вместе с завершением начатой в первом рассказе «Книг...» истории Макнила завершается и сам цикл. Несмотря на очень малый объем и наличие таких шедевров цикла, как «Страх» или «Свиной кровавый блюз», написано послесловие на уровне. Порадовали размышления Уайберда после смерти: как всегда эстетично и с претензией на философию. Правда, это все же просто пара сочных мазков на холсте, не более, ибо заканчивать пора было:smile:.

В последних «Книгах...» на мой взгляд больше мистики, чем кровавых ужасов. Для тех, кого это немного притомило, Клайв приготовил настоящую кровавую баню, восполняющую этот недостаток для всех рассказов вместе взятых.

Итог: красивое, эффектное завершение уникальных сборников!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Конрад Уильямс «68° 07' 15'' северной широты, 31° 36' 44'' западной долготы»

valkov, 13 августа 2010 г. 20:32

Странный рассказ. Ни на один из поставленных по сюжету вопросов автор не ответил, и морок таинственности, окутывавший события, так и не спал к его завершению. Но очень силен страшной атмосферой с ощутимым привкусом сумасшествия. Множество натуралистичных описаний смотрятся в контексте очень уместными и убедительными. Этакий «Террор» в миниатюре, только здесь помимо суровых условий масла в огонь подливает еще и душевное состояние центрального персонажа, что заставляет сомневаться в целесообразности препринятого им и набранной командой квеста. Да и вообще в свете этого все сюжетные события приобретают неоднозначность и даже некоторую жуткую психоделичность:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
зловещий пиратский капитан, которого никто не видел и ничего о нем не знает, неестественно кровожадный таинственный убийца на борту, моряк с татуировкой глаз на веках, довольно странно себя ведущий и как будто бы знающий больше, чем говорит... либо просто выглядящий таковым в глазах капитана Лоу, сходящего с ума от жажды мести.

Концовка окончательно все запутала, но не могу сказать, хорошо это или плохо. С одной стороны, я жаждал узнать ответы и увидеть развязку, а посему после прочтения осталось ощущение впустую потраченного времени, что меня обманули. С другой, у автора очевидно вообще не было цели объяснить, он работал таким образом на атмосферу, ради живописания безумия, распаляющего само себя, даже если месть скорее всего никогда так и не осуществится, что безусловно являются сильными сторонами рассказа и автору удались.

Ставлю 8 баллов — пока, рассказ явно предполагает перечитывание. Возможно оценка поднимется, ибо зацепило сильно, редко так западает. А возможно и наоборот — слишком неоднозначное произведение, пока не понял как к нему относиться.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Рэмси Кэмпбелл «Победитель»

valkov, 17 января 2009 г. 00:48

Изумительный рассказ Рэмси Кэмпбелла, который понравился мне гораздо больше вступительного. Здесь есть все составляющие отличной новеллы. В 1ю очередь искрометный юмор, иронией тут лучится буквально каждая фраза. Действительно очень остроумно и смешно, а главное играет на руку восприятию рассказа. Дело тут в своеобразном чередовании сцен: когда Дес сидит за столом в общей компании, обстановка хоть и обладает некоторым напряжением, но все же воспринимается достаточно буднично; и сцены, когда он удаляется в уборную, здесь становится действительно не по себе, писатель недвусмысленно дает понять, что здесь что-то не так, нечто скрывается за всем этим антуражем таверны. Черный юмор добавляет во всю эту историю гротескности, некоей абсурдности, довольно трудно объяснить, это нужно читать. Писатель на полную катушку издевается над несчастным гг. Атмосфера здесь бьёт через край, с каждой строчкой накаляясь все сильнее. Концовка в духе Ремси Кэмпбелла: все переворачивается не то что с ног на голову, а вообще совершенно непонятным образом, в итоге автор оставляет читателя с носом, а заодно и с ощущением, что ты чего-то не знаешь, в отличии от ехидного Рэмси Кэмпбелла.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Терри Лэмсли «Добро пожаловать на больничную койку!»

valkov, 11 января 2009 г. 21:52

Страх перед врачами, боязнь неизвестного в лице больниц — эти фобии достаточно хорошо раскрыты в рассказе, как мне кажется. Неспроста многие люди бояться не только докторов, их тревожит мысль доверить свое здоровье посторонним людям. Кто знает, что происходит с тобой в период анастезии и наркоза, что с твоим личным имуществом, пока ты лежишь в койке. Несмотря на то, что рассказ понравился, многое осталось непонятным в замысле автора. А именно: что же все-таки произошло в конце, что это за отделение некоего С.Т., что там сделали с гг, и причем тут крысы? В общем сюжет прошел мимо меня, буду перечитывать.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Марк Сэмюэлс «Глипотех»

valkov, 23 декабря 2008 г. 22:23

Рассказ действительно пугает не на шутку, причем это скорее не ужасы, а корпоративный психологический триллер. Есть некая таинственная фирма, о которой почти ничего неизвестно, есть главный герой, которому посчастливилось перейти этой корпорации дорогу. С каждым абзацем напряжение растет, ясно, что ничего хорошего Криска не ждет, но вот что же на самом деле таится за лозунгом, листовками и тренингами фирмы? Почему люди, прошедшие его не похожи сами на себя? И почему «Глипотех» так настойчиво предлагают Криску свои услуги? Сэмюэлс прекрасно умеет поддержать интригу, постоянно подкидывая читателю вопросы, словно кусочки паззла, которые пока не удается соединить в одну картину, увеличивая градус напряжения и страха прямиком к финалу-апогею.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Клайв Баркер «Адский забег»

valkov, 26 ноября 2008 г. 14:18

Классная вещь! Очень динамичная и яркая. Соглашусь с де Гёте, забег описан здорово, эмоционально, как будто сам участвуешь, вживление в персонажа полное. Страшного особо ничего нет, но напрядение не отпускает, так и хочется крикнуть: Беги, не оглядывайся!

Очень понравились описания жителей ада, тут проскальзывают излюбленные Баркером мотивы, вроде ножей\шипов из лица и тому подобное.

Сюжетный стержень «Ад vs демократия» не показался наивным и смешным, просто не заострял на нем внимание.

Концовка замечательная:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
-Погляди на меня!
Пробирает до костей!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Человек-в-форме-груши»

valkov, 27 сентября 2009 г. 19:56

Каждый человек рано или поздно вынужден столкнуться со своими худшими страхами лицом к лицу. И он либо откинет свою боязнь в сторону, встретит их с распростертыми объятиями и переборет, либо снова в ужасе отшатнется и до конца жизни так и будет влачить свое существование под грузом фобий и комплексов, полностью поглощенный своим страхом. Возможно, эту мысль Мартин вложил в свой рассказ. А может и нет — концовка не дает четких ответов на вопросы, поставленные в ходе повествования. Есть в этом рассказе что-то от короткой прозы Рэмси Кэмпбелла. То же присутствие какой-то потусторонней сущности, которую невозможно понять, но придется ощутить вместе с холодком пониже шеи. Странно, сюрреалистично и необъяснимо. Как раз, как я люблю:sla:.

Этим рассказом завершается замечательный раздел «Гибриды и ужасы» первого тома авторского сборника «Ретроспектива», по итогам которого делаю вывод, что ни Мартин-фэнтезист, ни Мартин-фантаст не впечатлили меня так сильно, как Мартин-писатель ужасов.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Башня из пепла»

valkov, 19 сентября 2009 г. 00:11

Еще один невнятный рассказ о неразделенной любви. Как и предыдущий, показался надуманным. Ну не верю я, что взрослые мужики ведут себя в таких случаях как подростки, подобно мартиновским героям-страдальцам. Жена ушла к другому — отправился отшельничать в лес с горя. Понятно, что художественная условность, но все равно как-то инфантильно и неубедительно. Бред. К тому же, рассказ больше похож на кусок какого-то более крупного произведения. Многовато деталей, так ничего и не давших в итоге, будто из контекста вырвано. Любовный треугольник, экологические размышления, поиски аборигенов, сюжетный твист «а было ли это на самом деле?»... К чему здесь все, кроме первого и последнего, не ясно. Началось никак и закончилось так же, обо всем понемногу, а на деле ни о чем. Хотя написано неплохо и с долей настроения — автор все же сильно вырос со времен первых рассказов «Ретроспективы».

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь о Лии»

valkov, 18 сентября 2009 г. 18:21

Неоднозначный рассказ. Тема интересна. При такой теме, по идее, повесть должна была быть эмоциональной, но увы. Переживаниям персонажей отведено много текста, но они оставили меня бесстрастным, читается пресно. Метания героев показались вымученными и ненатуральными, напридумывали сами проблем на свои головы. Никакой всепоглощающей любви я как ни старался, не смог вообразить и почуствовать. Как и вселенского одиночества, которое себе втемяшила в голову Лиа. К тому же, произведение неоправданно затянуто, на мой взгляд.

После прочтения осталось странное чувство неудовлетворенности:insane:.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Бенджамин Розенбаум «Дом за вашим небом»

valkov, 2 апреля 2009 г. 20:13

Первое впечатление: «Ну и бредятина!». Затем: «А в этом что-то есть...». И правда, что-то есть. Не понятно что. Если бы рассказ был внятным, логика была бы соблюдена, автор не несся галопом по европам и изложил все с чувством, с толком, с расстановкой, получилось бы нечто сногсшибательное. А так какие-то обрывки размышлений, поломав голову над которыми так ни к чему и не пришел. Слишком мало и слишком размыто автор дает, чтобы пытаться трактовать. Местами рассказ интересен, иногда кажется, что ВОТ! но нет:frown:. Хороший потенциал убит сумбурным исполнением. Обидно.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Клайв Баркер «История Геккеля»

valkov, 13 января 2009 г. 22:51

Мдаааа... И у мастеров иногда бывает. Далеко не лучший рассказ Баркера, и явно не из лучших в данной антологии.

Основная проблема — отсутствие фантазии, традиционной для автора. О восставших мертвецах только ленивые не писали. Не сказать, что совсем неинтересно читать, но ничего чрезвычайно интригующего нет. Ярких, запоминающихся образов, фантомов писательской фантазии, ничего этого я здесь не увидел.

Смысловой и идейной нагрузкой данная история так же не блещет, увы:frown:. Мало того, что тема(взаимосвязь любви и смерти, наслаждения и жестокости, эрос-танатос и все прочее, о чем уже здесь писали в отзывах) не нова сама по себе, так еще и о её раскрытии можно говорить с большим сомнением. Для того, чтобы внести требующийся символизм, недостаточно сделать участницу полового акта озабоченной нимфоманкой, а её партнера — слегка подтухшим молодым человеком, и расписать сей низменный процесс на десяток страниц. Баркер явно не те моменты акцентировал.

Не скажу, что рассказ совсем уж плох, он все-таки больше со знаком плюс(больше 5 баллов), чем минус(соответственно меньше): язык традиционно хорош, да и само повествование меня изрядно позабавило несколько раз(сексуальный подтекст так и прет чуть ли не из всех щелей, описания Геккелем жены старика во время кормления ребенка просто сразили наповал) — Баркер тот еще извращенец:haha:. Скуки во время чтения не испытывал, но до лидеров антологии далеко.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Дэвид Моррелл «Было время»

valkov, 12 января 2009 г. 17:12

Рассказ, просто щемящий душу. Очень интересно написанный, психологичный и жизненный: «что имеем, не храним, потерявши — плачем». Номинально к ужасам он вряд ли имеет отношение, но потерять все, что есть — это действительно страшно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Роберта Лэннес «Другая семья»

valkov, 25 декабря 2008 г. 23:17

Очень странный рассказ, но написан невероятно атмосферно и захватывающе. Вероятно, писательница воплотила в нем детские страхи потерять родителей и остаться в одиночестве, хотя чувствую, что здесь что-то большее. Все эти временные наслоения-непременно метафоры, но вот что за ними?.. Думаю, следует перечитать. В любом случае, рассказ сильный, густо и красочно написан, в детей веришь, интрига и загадка присутствуют. Восприятие этой истории слегка искажено детским мироощущением и наивностью, отчего рассказ только выигрывает, становясь еще более таинственным. Вообще, большинство историй, вроде этой, где повествование ведется от лица детей и про них, читаются взахлеб. Вероятно потому, что детство — это пора загадок и огромного, удивительного мира.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Холли Филлипс «Голодная»

valkov, 25 декабря 2008 г. 21:48

Очень поэтический, немного сказочный и завораживающий рассказ. Символизм здесь играет далеко не последнюю роль: вечер масок, бал, происходящий словно во сне, таинственный хозяин ночи. Роли, которые мы примеряем на себя. Рассказ о дружбе и её важности для человека, о выборе: подвергнуть себя опасности, но быть с друзьями, о которых раньше и мечтать не приходилось или жить в одиночестве и дальше? Когда мы одиноки, мы безлики, и лишь в присутствии друзей мы одеваем свои маски? Может быть людям надоедает серая жизнь, а маски — это и есть настоящие мы? Автор играет на контрастах. Унылая, грязная, безрадостная действительность противопоставляется здесь волшебному маскараду, скрывающему страшную тайну. Не могу сказать, что понял этот рассказ до конца, но удовольствие получил огромное — красивая и тонкая вещь.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Лиз Уильямс «Сплошная рыба и Дракула»

valkov, 23 декабря 2008 г. 18:46

Поставил 6 только из-за концовки, она необычна, хоть и до глупости абсурдна. Если откинуть её, то произедение баллов на 5 максимум, абсолютно средний балл. Ни рыба, ни Дракула. Понравилась ирония писательницы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слова сестры гл.героини рассказа(и название) совершенно буквально проявляются в конце
. Сам же рассказ очень сер и уныл, искать в нем особенности культуры, мировоззрения готов абсолютно бесполезно, в этом плане он совершенно не познавательный (тем более, что персонажи напоминают скорее
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
. Характеры очень плоские, атмосфера почти отсутствует, что хотела сказать писательница, в чем смысл рассказа, для меня осталось загадкой.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Клайв Баркер «Последняя иллюзия»

valkov, 25 ноября 2008 г. 20:12

К сожалению, в отличие от большинства читавших, рассказ не впечатлил. Написан вкусно, как всегда у Баркера, но не цепанул. Скучновато и монотонно, ничего интересного, кроме встречи с демонами(и их описаний, это нечто!:super:) в конце не происходило.

Интриги тоже особой не заметил. Если Баркер хотел создать мистическую атмосферу таинства сценических иллюзий, то ему это не удалось.

К тому же совершенно не понравился Гарри Д' Амур. Банальнейший образ частного детектива, попавшего в переплет, уже пережевывали сотню раз.

Не самая удачная вещь, возможно из-за того, что смотрел фильм по мотивам перед чтением.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Йен Макдональд «Супруга джинна»

valkov, 31 марта 2009 г. 21:38

Не понравилось. Стиль автора напряг, такое ощущение, что мне несколько часов подряд бубнили под ухом на одной ноте. Тема тоже энтузиазма не вызвала. Хотя, это смотря как подать. Мне абсолютно неинтересна культура и мифы жителей Амазонии, но была на эту тему книга, которую я прочитал с огромным удовольствием. У Макдональда не получилось меня заинтересовать Индией. Духа страны не почуствовал вообще, рассказ — какой-то невразумительный поток сознания «что вижу, о том и пишу» с обилием утомляющих терминов и местных оборотов. Сюжет так же не вызвал интереса, до ужаса мелодраматично. Короче, все как в худших образцах индийского кино. Невероятно тягомотный, нудный рассказ. Осилил с трудом.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Кейтлин Кирнан «La Peau Verte»

valkov, 12 января 2009 г. 14:45

Рассказ оставил меня абсолютно бесстрастным. Все как-то неявно, расплывчато. Не один раз ловил себя на мысли, что абсолютно не понимаю, о чем толкуют персонажи, да и сама писательница. Порой, в одном предложении повествование вяло мечется от одной мысли к другой, никаким боком с предыдущей не связанной. Создается впечатление, будто действующие лица рассказа просто не слушают или не слышат друг друга, а писательница забыла, о чем писала только что. Читать невероятно тяжело, невзирая на местами красивые описания. Только благодаря им, пожалуй, и дочитал эту муть до конца, не заснув на полпути.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Глен Хиршберг «Янки-простаки»

valkov, 28 декабря 2008 г. 14:10

Рассказ оставил меня практически равнодушным. Может я далек от проблем, которые поднимает автор в рассказе, но все это показалось каким-то надуманным, чересчур раздутым. Если автор намеренно преувеличивал, то на пользу рассказу это имхо не пошло, получилось слишком утрированно, и этому не веришь. Не напугало, к тому же автор сумбурен в описаниях, события и место действия в начале меняются слишком невнятно. А вот концовка удалась, она неоднозначна и добавляет холодку. Жаль, что только под конец.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Клайв Баркер «Её последняя воля»

valkov, 26 ноября 2008 г. 15:11

История любви как история болезни, бушующий океан эмоций и отвратительное, сумасшедшее безумие. Что случиться, если ненавидящему весь мир, себя и людей человеку дать силу, способную рвать, ломать, перекраивать по своему желанию человеческую плоть? А что, если это ко всему прочему женщина? А ведь женщины — это создания-загадки, живущие эмоциями, иногда сами себя не понимающие. И на что готов пойти мужчина, чтобы быть вместе, слиться навечно с любимой?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Клайв Баркер «Сумерки над башнями»

valkov, 26 ноября 2008 г. 11:56

Хороший, крепкий рассказ. Не шедевр, но и ничего лишнего. Цепляет мистико-шпионская атмосфера — холодок по спине пробегал пару раз, интрига тоже есть. Ужасы особым цинизмом не страдают, в этом рассказе Клайв скорее просто констатирует факты, со спокойствием патологоанатома. Но жестокости много. Тема «они среди нас» хоть и не выдающаяся и банальная, но Баркер без труда меня убедил.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Клайв Баркер «Свиной кровавый блюз»

valkov, 25 ноября 2008 г. 21:41

Жуть! Настоящий кошмар, бредовый, ужасный, безысходный, порожденный больной фантазией и не отпускающий читателя до самого финала. Здесь нечеловеческие мораль и смысловая сторона произведений Баркера достигают своего апогея. Ирреальность происходящего + натурализм в изложении работают как таблетка от сна. Все это приправлено фирменной баркеровской жестокостью, непредсказуемыми поворотами сюжета и неоднозначностью трактовки событий.

Будьте осторожны, берясь за этот рассказ. Помочь вам с главным героем во время чтения будет некому!:super:

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Дэн Симмонс «Эндимион»

valkov, 17 ноября 2008 г. 21:34

Ожидал совсем не такого. Нет глубины Гиперионов, книга выглядит как экскурсия по местам славы в знакомом сеттинге. Не цепляет так, как предыдущее двоекнижие. Если это задел для следующего, завершающего романа, то явно слабее первого: кроме постоянных скачков с планеты на планету в сюжете мало что происходит, интересных зачинов совсем немного, еще меньше поэзии и философии.

Как приключенческая фантастика, она написана замечательно(именно так впрочем Эндимион и позиционировался вроде): динамично, красочно, симпатичные герои, прописанный мир и проч... Но нельзя её только по этому критерию оценивать, все же это не самостоятельная вещь, а по мотивам уже существующего мира, без Гиперионов картина не будет полной, читать следует после них. А как книга в цикле она явно слабее предыдущих. Повторюсь: не хватает глубины 1й дилогии.

В итоге море удовольствия получил все же, ведь написана книга замечательно. Но в небольшую ложечку дёгтя все же вляпался, засмотревшись на цикл через призму предыдущих книг цикла.

Оценка: 9
⇑ Наверх