fantlab ru

Все отзывы посетителя iliandr

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ричард Чизмар, Стивен Кинг «Последнее дело Гвенди»

iliandr, 27 ноября 2022 г. 17:37

Гвенди против республиканцев или Темная башня 7,5

Первая часть неожиданной и нежданной трилогии (про каждую книгу я узнавал уже после выхода) в принципе мне понравилась. Лампово, приятно, вторично и ни на что особо не претендует. Вторая часть была не нужна и еще более вторична, ну и ладно, все равно вполне терпимо. Зато в третьей в соавторы вернулся Великий и Ужасный и понеслась…

Начнем с хорошего, почти половина повести – это прямой сиквел серии Темная Башня. По сути, смысл книги описан на задней обложке и становится понятен сразу – постаревшей Гвенди надо выкинуть шкатулку в космос, чтобы мир не разрушился. Мы узнаем, чем занимались низкие люди в желтых плащах после встречи Роланда с Алым королем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
продолжали громить Башню во славу Дискордии, конечно

, еще разок встретимся с РФ, аки человеком в черном (он был неотъемлемой частью всего цикла, но тут уже явно во временном цикле после финала ТБ), уже после его знакомства с Мордредом, ну и лучи, параллельные миры и все такое. Конечно, это ближе к фанфикшену, но скажу честно, я очень обрадовался, читалось все вполне органично. И да, повесть тоже закрывает еще одну главу мира ТБ Кинга.

Из сомнительного – Кинг и Чизмар решили исполнить гражданский долг в своем понимании и:

1. Написали книгу от американских демократов для сторонников американских демократов;

2. Дали прямой намек всем сомневающимся (как по жизни, так и конкретно на выборах), что голосовать надо за демократов.

3. Вылили всю свою пролетарскую ненависть на республиканцев и их избирателей.

Не то, чтобы раньше маэстро стеснялся своих взглядов или не выражал их в героях и историях. И делал это, кстати, очень хорошо. Но видимо решил, что сейчас время прямой пропаганды для не самых умных и проницательных людей, не способных понять аллюзии и параллели.

Поэтому:

Если вы республиканец, скорее всего вы внешне урод, злой, тупой, жадный и трусливый человек, лжец, расист, гомофоб (при этом, очень даже может быть латентный гей) и женоненавистник. Если вы голосуете за республиканцев, скорее всего имеете большую часть этих признаков и обречены жить в очень плохом месте. Если вы трампист, желтые плащи придут за вами.

Если вы демократ – вы молодец, красавец и за вами будущее! Можете даже убить кого-то (и виноваты будете не вы, а злые республиканцы) или, например, превысить должностные полномочия в отношении тупых полицейских-республиканцев, избить их, обколоть наркотиком, вытащить из них правду матку о том, что они коррупционеры, трусы и вообще если вы республиканец, то точно встретитесь с Пеннивайзом.

Если вы республиканец, но передумали и проголосовали за демократа, вы на верном пути к раю.

И это все не преувеличение. Это даже преуменьшение. И про это – ПОЛОВИНА КНИГИ!!!

Такой заход, мягко говоря, сбивает с толку. Пока глава «Гвенди против Республиканцев» не перетекла в «Темную Башню 7,5» приходилось буквально пробираться сквозь страницы лютой ненависти к республиканской партии. Читать эту агитку просто неприятно, хотя вернуться в Дерри и вспомнить танцующего клоуна всегда в радость

По итогу, ламповая и вторичная «одна из историй» мира Кинга к концу цикла превратилась в нечто прямо продолжающее мир ТБ. Правда, с крайне неприятным политическим окрасом.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Джо Хилл «Коробка в форме сердца»

iliandr, 23 октября 2022 г. 23:17

Посредственное исполнение неплохой идеи

Джо Хилл мне нравится. В некоторых рассказах — просто до ужаса. Да, с принятием огромного влияния и помощи невероятного отца, но кто сказал, что это плохо? Для меня это местами, как раз возможность погрузится в невероятную атмосферу того самого Кинга (и ведь не придерешься, и вправду Кинга). И новое издание пропавшей с полок «Коробки» было куплено и прочитано сразу.

Но вот с первым романом у Джо блин вышел комом. Возникает ощущение, что впринципе на неплохую, в меру драматичную и жуткую, вполне себе около Кинговскую повесть страниц на 150 (завязка, первая ночь и день после, все флешбеки и основные повороты истории) сверху наложили 250 страниц подростковой графомании — растянутые, убогие, ненужные и фанатично кровавые бои по 50!!! страниц (и нет, это не напоминает сцены из Мизери, это напоминает сцены ужастика класса Б), вдохновенно описываемые спецэффекты «вжух вжух трам парарам» все засветилось, все засвистело, а ну еще и дорожное кино, это же круто — вот тоже ловите.

Конечно, все это плохо сказывается на восприятии художественно удачных моментов — вот жуткая ночь и депрессивнейший день с призраком уходящий с нотками безумия, а вот какой-то затянутый около стимпанк убивающий всю атмосферу, вот трогательная и до мурашек жуткая история с девочкой-призраком, а за ней нелепый световой бадабум из блокбастера, вот душераздирающее откровение с героиней флешбеком, а совсем рядом чуть ли не боди-хоррор и свиньи. А главный злодей с его показушными закосами под Фредди Крюгера (я люблю старину Фредди, но то, что прекрасно в Кошмаре на улице Вязов, совершенно не подходит по атмосфере и формату персонажа сюда) и несбалансированной всесильностью плохо ассоциируется с той мразью, которой он оказывается в развязке. Вот мрачный призрак с начала — очень даже.

В итоге, вместо хорошей повести (серьезно, если вырезать половину романа, он станет в три раза лучше) средняя жанровая вещь. Но с отдельными очень (я от них в восторге) удачными моментами.

Оценка: 6
– [  10  ] +

Максим Кабир «Порча»

iliandr, 22 мая 2022 г. 19:11

Как-то в одной школе наступил белый полярный лис…

Порча — приятная и легкая вещь, этого у Кабира не отнять. В неё погружаешься быстро, хоть и поверхностно, и с парой кружек чая заканчиваешь одиноким вечерком. Страшно — ну нет, жутковато и мрачновато — да. Вдохновлено западными уже «классиками» современного ужаса — безусловно, но кто сказал что это плохо, да и разножанровость этих отсылок от Э.А. По и Говардского хоррора начала 20 века через признанных мастеров 80-х и 90-х до Литтловского околослатера последних лет радуют.

В общем и целом — вполне себе зачет. Хоррор в обычном голливудском виде, что ни разу не плохо — красиво, быстро, эффектно, не напряжно. Да, мировым мэтрам жанра проигрывает, а вот более нишевым, но вполне звездным, скажем Литтлу и Невиллу, как-по мне нет, хотя я их тоже весьма ценю. А уж между Порчей и большинством ужасов класса Б я вообще не сомневаюсь предпочту первую. 

Так что ответвление ССК в лице хоррор зона продолжает радовать своим существованием, ждем дальше.

А под конец небольшое имхо. Рассказов у Кабира прилично, многие из них публикуются уже лет 5 в той же ССК и это реально здорово, лично меня они радуют и покупаются без сомнений. И они вполне себе демонстрируют разнородность жанра ужаса, причем качественную. А вот с опубликованными романами почему-то все идет по прямой без ответвлений. Скелеты (с которых началось мое новое знакомство с отечественным ужасом и сопроводилось парой новых десятков книг в шкафу), Мухи и Порча (и новеллизация второй части Пиковой дамы кстати тоже) практически одинаковы и по фабуле истории и по атмосфере. Меняются локации, наименования представителей ужасного мира, имена героев, но в целом складывается ощущение, что смотришь серии одной антологии подряд. Это не то чтобы ненормально, но обычно между выходят еще другие вещи, а тут прямо подряд, как по одной формуле.

P.S. концовка кстати в частых традициях хоррора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скомкана и слита. Разразить весь этот ад из Академии уже неоднократно упомянутого Литтла и даже более убого слить, это... это я уже привык

Но опять же, роман вполне приятный, если ожидать не чего-то особенного, а неплохую страшилку на вечер. Патриотичный +бал за, собственно, отечественную составляющую, которая местами вызывает ностальгические моменты

Оценка: 7
– [  15  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra: Работа над ошибками»

iliandr, 11 сентября 2021 г. 22:39

Хороший фанфик

Я обожаю Vita nostra, хотя прочитал его в возрасте 26 лет по-моему. Идеально было бы лет на 10 раньше, но и так это одно из любимых произведений. Не лучших, но любимых...

Невероятная атмосфера совершенно бездушного чуда; влюбленность, дружба и вражда на острие депрессии, боли и отчаяния буквально каждого живого героя. Это захватывающе, это грустно и это незабываемо прекрасно!

Эдакий Гарри Поттер без надежды на искупление и счастливый конец в декорациях суровой, но такой родной отечественной реальности. Я буквально прожил Вита нострой два дня и потом еще долго не хотел вылазить из этого жанра, читая хорошие, но не цепляющие за душу вещи как самих Дяченко, так и других авторов.

И вот она — возможность снова, хоть на чуть чуть, хоть на вечер вернуться в это грустное чудо.

Спасибо за это!

Но на этом все. Работа над ошибками хотя и является прямым продолжением, ничего нового по сути не привносит, мы просто заходим на второй упрощенный круг Вита ностры. Все снова, все тоже, только быстрее, поверхностнее и примитивнее. И так весь круг от начала до конца. Идейное развитие, простите за каламбур, мира идей — развитием, как таковым, назвать очень сложно.

Сложно считать работу над ошибками полноценной частью некого цикла или тем более его завершением, но если авторы решат вернутся на 3 заход еще через десяток лет я уверен, что смахну ностальгическую слезу и с радостью и благодарностью нырну в него. Пусть даже сюжетно это прекрасному роману Вита Ностра совершенно не нужно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Яцек Пекара «Слуга Божий»

iliandr, 25 августа 2021 г. 07:55

Долгожданный инквизитор

Начну с того, чем обычно заканчиваю — Наконец-то!

Наконец-то переиздание.

Как любитель темного фэнтези, как фанат Ведьмака, Стража, как любитель Песней Петера Сьлядека, Жуги, и даже Франсуа Виньона, да просто Конана и Соломона Кейна, как родоначальников жанра от Говарда, меня просто грызло отсутствия одной из признанных вещей — серии Мордимера Маддердина, на моих полках.

Поэтому сразу с гордостью скажу, что уже первая часть Слуги Господа меня крайне порадовала самим фактом выхода.

Теперь к роману

Все вышеперечисленные сравнения абсолютно уместны — перед нами классическое дорожное фэнтези в виде сборника связанных общими героями повестей.

Конечно, важная оговорка, нужно помнить что у дебютного романа через пару лет юбилей — 20 лет. Это важно, это не новинка.

Если кратко — это как минимум хорошая жанровая вещь. Легко, интересно, быстро (прочитана за вечер). Если чуть больше — это хорошая, но очень простая вещь, точно не лучшая.

Да перед нами все тот же Геральд, Людвиг ван Нормайенн и иже с ними — Мордимер тоже предпочитает выпить, разделить ложе с прекрасной половиной и поторговаться за каждую монету, но когда доходит до дела — он готов отдать жизнь, забывая обо всем остальном. В качестве альтернативы ведьмачьего кодекса здесь инквизиторский устав. К этому добавили щепотку антигероя — наш Мордимер иногда совершает (или позволяет совершать) достаточно мерзкие вещи, один раз, кстати, прям совсем совсем мерзкую (прямо обалдел с этого). Обычно я осуждаю когда волны гадостей накатывают просто чтобы в книге было хоть что-то, но местный дарк, в принципе, уместен и его не то чтобы много (по пару раз за повесть, а не за страницу, как у некоторых). Остальные персонажи в меру жанра колоритные.

А вот по поводу сюжета особой радости пока не испытал. Он в целом терпимый — Лор неплохой, динамика есть, но вот сами истории на редкость прямолинейны. Как-то после Ведьмака мы уже привыкли видеть в таком жанре неоднозначность историй с элементами детектива. Ну то есть монстр, он не просто монстр, а чья-то дочь, жертва проклятия или, на худой конец, помощник других существ или раб любви. И на протяжении истории все хотя бы чуть чуть переворачивается с ног на голову и оказывается не тем, чем казалось, не без помощи уже представленных второстепенных персонажей. И нам нужно не просто победить, но и понять что к чему и почему. А вот Мордимер куда ближе к уже более чем столетнему Конану, он просто идет из точки А в точку Б побеждать злодея. Это потихоньку начало меняться в последних двух историях инквизитора, посмотрим, что будет дальше.

В общем и целом, повторюсь, это достойная жанровая вещь. И оценить её в полной мере будет возможно по прочтению (а это значит сразу после выхода) всего цикла. Может ли оценка конкретно взятой книги стать выше — запросто, если дальше выстрелят чеховские ружья или нам раскроют поднаготную главного героя и объяснят ряд поступков. А может и нет.

Вообщем и целом — жду дальше

Оценка: 7
– [  5  ] +

Дарья Бобылёва «Наш двор»

iliandr, 7 августа 2021 г. 10:02

Это наш двор!

Или отзыв, который я планировал не писать

На фоне прекрасной серии Самой страшной книги, особо впечатляла Дарья Бобылева с отличным сборником «Ночной взгляд» и замечательным романом-сборником «Вьюрки», выглядевшим на голову выше остальных романов в этой серии и однозначным успехом для жанра вообще (не только в отечественном сегменте). Из ССК Дарья ушла, но доверие к ней осталось на самом высоком уровне. Поэтому неудивительно, что новый роман-сборник «Наш двор» сразу прыгнул ко мне в корзину и в руки сразу по приезду в город.

И… начал разочаровывать с первых страниц. Формат книги тот же, что и в начале Вьюрков — отдельные истории, объединенные общими героями, из которых отдельные личности явно тянут на роль главных, только вместо сельско-дачной мифологии мы окунаемся даже не сколько в городскую, сколько конкретно в дворовую, со страшными подвалами, странными квартирантами и загадочными гостями на чердаках. Но, как-то все это было, хм, средненько что ли. Некоторые истории получше, вроде центральной «Розы Ада», атмосферного «Великого Умръя» и приятно-ностальгичных «Бытовых условий», некоторые не совсем попали, а пару историй, как по мне, вообще мимо прошли, не только меня, но и ото всей истории в целом. А главное – «Вьюрки», «Вьюрки», сидишь, читаешь и думаешь – явная попытка войти в одну воду дважды еще и в том же месте…

Поэтому, на момент прочтения всех историй, кроме последней, я для себя решил отзыв не писать, дабы не портить общий рейтинг книге, поскольку в целом то она весьма неплохая, но личные ожидания субъективно занижают общую оценку чуть ли не к вышесреднего, а это как-то грустно.

И тут выходит оно – просто блестящее завершение в виде истории «Банка», которая тронула меня до глубины души, заставила ностальгически грустить, восхититься раскрытию личности рассказчика, а в конце поставить отдельно-взятой истории отлично, а всей книге честное хорошо. Эта история – простой шикарный подарок, но его невозможно получить в полной мере без остальной книги. Если история Розы – ее кульминация, то история Банка – её душа и реквием.

По итогу – отличный роман-сборник, который абсолютно заслуженно, хоть и по совершенно другим причинам попадает для меня на соседнюю полку успеха рядом с Вьюрками.

А наш двор – он стоял, стоит и будет стоять на своем месте в этом бесконечном мире!

Оценка: 8
– [  12  ] +

Антология «Истории Ворона»

iliandr, 23 июня 2021 г. 21:28

Вечер с Вороном

Серия ССК за последние пару лет закрепила за собой знак качества «ужасной» литературы в русскоязычном сегменте. Это не фриковые сборники для своих, не песочница, где именитые авторы «играются» в несерьезном жанре, это качественные сборники с серьезной выборкой, достойно смотрящиеся буквально на фоне всего и везде, которые читают, ждут и любят. 

Истории Ворона, конечно, для объективности желательно оценивать хотя бы 50 на 50 — в книжном и аудио-формате, как и было задумано, но при наличии времени и желания я просто закинул  в себя новоприобретенную книгу за пару вечеров. А Ворона еще обязательно послушаю в чем-нибудь другом когда-нибудь в пути) Из того, что слушал,  только комплименты за прекрасные «ужасные» минуты с закрытыми глазами на междугороднем автобусе. 

Если кратко — как и в последние раз 6-7 — жутко, качественно и оригинально. Если разбираться в оттенках «хорошо», то последние «13» сборники и «книги года» были все же посильнее, но это же здорово, когда есть из чего сравнивать, притом все варианты с оценкой «+». Так что подводя итог — получилось в меру удачно.

Жемчужины сборника с «8» от меня:

«Цап-цап» — прекрасное открытие, можно сказать, образцового отечественного хоррора. Я лично этот рассказ не полюбил, как иногда бывает, когда бьет аж до дрожи и дикого чувства дискомфорта, но вещь отличная.

«Среди дождя» — страшно, очень страшно. Вдохновленно подобными вещами, конечно, поэтому уже где-то подобное чувствовал, но все равно жутко круто, во всех смыслах.

Субъективно еще бы выделил «Шестиэтажку» — такие рассказы песца в отдельно взятом подъезде встречаются часто и часто же заходят за счет хорошего микса ужаса, бытовухи и щепотки сатиры, как и тут; «Море, полное звёзд» — мы просто любим Кабира, да, вот просто любим и все; «Симфония Шоа» — без личных морально-этических оценок темы, но получилось же реально жутко; «Третья смена» и «Родительстан» — здорово.  В остальном хорошие или неплохие вещи, за которыми приятно коротать минуты.

Подводя итоги — ждем следующие ССК, кредит доверия достиг уровня предзаказа любой новинки, в любом формате с любыми экспериментами. 

И это здорово!

Оценка: 7
– [  9  ] +

М. С. Парфёнов, Максим Кабир «Голоса из подвала»

iliandr, 14 апреля 2021 г. 20:53

Как-то два мэтра современного отечественного ужаса решили посидеть за костром в темном темном лесу...

И получилось весьма неплохо. Весь сборник – переосмысление, «опсихологичивание», деконструкция, а где-то откровенная игра с детскими страшилками на манер современного хоррора. Читается невероятно быстро и легко, осилил за два вечера рабочих дней. Что-то пристально оценивать и критиковать совершенно не хочется, поэтому просто выделю запомнившееся.

Снеговик – отличное открытие сборника, где в страшилке про мальчика и, собственного, снеговика, не оказалось ни единого светлого пятна на фоне тотальной депрессивности всего окружающего. Пугает здесь не снеговик, а все кроме него, что вобщем-то здорово для минирассказа.

Лиза – жутко. Очень просто, но жутко. Девочки-призраки – беспроигрышный вариант.

Улица мертвой пионерки – рассказ одного предложения-допущения. Совершенно прекрасного с жанровой точки зрения. Без этого бы не выделил.

Халк – откровенное маньячное хулиганство, притом сугубо «школьного» формата, радует.

Хуже, чем смерть – самый «неужасный» голос из подвала в духе Матесона – зачет

Диафильм – маньячная часть, конечно, никакая, но за искреннюю любовь к диафильмам еще один зачет, аж свой вспомнил, прослезился.

Ма-ма – ничего особенного выделить не могу, но запомнился и здорово. Ну, наверное, крутая японская тематика.

В остальном – все вполне приятно, читать строго вечером, желательно в одиночестве, иначе шарм страшилок развеется (прочитал рассказ днем, понял, что плохая идея). Ах да, сугубо личное мнение, «Свое место» и «Гильдия банщиков» лучше бы смотрелись в других сборниках ССК (Голоса из подвала номинально не ССК, но мы-то все понимаем), немного выбиваются из формата повзрослевших страшилок. В остальном где-то сильнее, где-то слабее, но надоесть не успевать, а все удачные моменты радуют.

Что до формата появления историй в духе «Книг крови» то начало и страничные прелюдии к рассказам – отлично, продолжение истории Алеши – не отлично, но без этого, наверное, страшилка бы не «повзрослела».

Новая серия ужасов – гип гип ура, больше, лучше, чаще! И желательно без двухмесячных задержек в выпуске)

P.S. — благодарности в начале книги не обманули, по ходу чтения каждый автор и дух произведения легко угадываются и еще больше радуют.

P.P.S — кстати о самом издании, в группах соцсетей пугали сознательным выбором «дешевого» формата книги, что я уже начал ждать газетных прозрачных листов с хлипкой обложкой. На деле все вышло аккуратно, тематично и весьма прилично!

Оценка: 7
– [  7  ] +

Стивен Кинг «Будет кровь»

iliandr, 1 января 2021 г. 01:19

Сложно оценивать что-то, от чего испытываешь искренний внутренний восторг... Сложно критиковать «Будет кровь». если по-настоящему любишь Стивена Кинга.

А ведь это действительно тот самый Кинг. Не в самом пике, конечно, но однозначно на фазе «+«. После «Института», после «Чужака», после «Спящих красавиц», после «На подъеме», после «Гвенди», после трилогии «Мерседеса», это однозначно тот самый Кинг, которого я люблю без всяких «если», когда внутренняя оценка произведения формируется не реальным восприятием, а натягивается эпиздоными «местами хорошо», а тут «как тогда жутковато», а тут почти «Тот самый», и традиционным «но написано же хорошим, красивым и простым языком».

Хотя, честно говоря, одно «если» здесь все же есть — это откровенно слабая, очередная история про Холли Гибни «И будет кровь». Я уже смирился с тем, что Холли попала в фавориты Кинга и мы вновь и вновь будем читать плохие детективы-триллеры-ужастики, где Холли разом воплощает в себе Шерлок Холмса, сияющих детей, повзрослевших членов Клуба Неудачников, стреляющих сердцем стрелков и еще бог знает кого. И раскрывает дело, побеждая злых злодеев совершенно идиотскими планами с десятком роялей в кустах... Ну да ладно. Тут, как раз, присущи все вот эти вот самоотговорки «написано хорошо», «есть по-настоящему впечатляющие моменты» и «зато хорошо показаны чувства персонажей».

Зато остальные 3 повести прекрасны. Не шедевральны, но прочитал я их с большим удовольствием от начала и до конца.

Мы вместе понаблюдаем за необычной дружбой юного героя и угасающего телом, но не духом, миллиардера в «Телефоне мистера Харригана», восхитимся тремя практически диккенсовскими историями в «Жизни Чака» и переживем не самые приятные мгновения в заброшенном летнем домике в разгар бури в «Крысе». В каждом из рассказов мы получим чуточку магии, цвет которой, как известно, определяет только сам человек.

Пишу это не для того, чтобы порассуждать о том, что Стивен Кинг уже не торт. Здорово, что любимый автор продолжает писать и каждое из упомянутых произведений я по своему люблю, жду новые и буду буквально бросаться в книги в первую неделю их выхода в России.

Но, все таки, иногда, так хочется окунуться вновь в те времена, когда ты буквально проглатывал произведения Кинга, одно за другим, даже и не думая о том, что в них есть какие-то слабые стороны. И с этой ностальгической задачей «Будет Кровь» справляется на 5. Если бы мне к виску приставили пистолет и потребовали назвать топ 20 произведений Кинга, я, честно, не отнесу к ним ни одну из повестей сборника. Практически все это в том или ином виде у Кинга уже было и, скрепя сердце, было лучше и пронзительнее.

Но сборник по-настоящему хороший, настоятельно рекомендую его к прочтению как поклонникам Кинга (в особенности пребывающим в состоянии разочарования), так и всем, кто любит хорошие истории.

Надеюсь, скоро увидимся вновь, Маэстро! И, спасибо Тебе, за это волшебное время!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джоан Линдси «Пикник у Висячей скалы»

iliandr, 7 ноября 2020 г. 22:56

Тревожный День святого Валентина

Тревожность – вот ощущение, которым пропитана буквально каждая страница пикника у Висячей скалы. Начиная ясным утром 14 февраля, мы погружаемся в очень тревожное и дискомфортное путешествие в поисках истины загадочного происшествия с учительницей и тремя воспитанницами колледжа «Эплъярд».

И с чувством тревоги и дискомфорта мы заканчиваем это путешествие 300 страниц и пару часов спустя. Роман мне безусловно понравился простым языком, глубоким погружением и яркими образами. Но больше всего, как ни парадоксально, понравилось это разящее чувство дискомфорта. От мрачных стен колледжа, через тропинки и поля к Висячей скале и в поместье дяди Майкла – везде вас будет преследовать давящая на психику ненормальность происходящего, ничем толком не выражающаяся, но при должном погружении в рассказ – неизбежная. Финальный аккорд, представляющий разительный контраст завершения историй, так и не встретившихся двух сирот, ставит мрачную точку в этой красивой, но глубоко не приятной для восприятия истории.

И все-таки новаторский подход в отношении разгадки основной тайны истории только подогрел мой интерес. Пришлось лезть в интернет и читать, что там планировалось еще – как оказалось, выбранный в книге вариант гораздо лучше изначально задуманного. И да — если брать роман в целом, то это не детектив, не мистика, не триллер, не хоррор, не приключение и даже не мелодрама. Это просто очень тревожная и загадочная история.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Святослав Логинов «Свет в окошке»

iliandr, 7 ноября 2020 г. 12:49

Маленький шедевр Анюты

Хотя «Свет в окошке» официально именуется романом, по форме и содержанию он гораздо ближе к сборнику рассказов о жизни после смерти. Будь это так – то и десятки не выстреливших чеховских ружей воспринимались бы антуражем маленьких трагедий, а не странным решением автора. Однако раз уж это роман, то и оценка будет общая.

Честно говоря, в целом роман меня особенно не зацепил. Что касается элементов идейной вторичности как внешнего вида послесмертия, так и местных жизненных ресурсов, то виноват тут я сам – он вышел в 2002 году, и читать его нужно было в это время, и вторичными бы для меня справедливо выступали бы более новые произведения. Но прочитал его сейчас, и ничего с этим уже не сделать. Но в первую очередь проблема кроется в самих историях, если судьба самого Ильи Ильича скорее порадовала, то истории его сына, жены, сыщика Афони, стражника на стене и даже Николая Васильевича просто не зацепили. Есть в них, конечно, и жизнь, и душа, но прочитав забываешь сразу, не то, что мнемончика, даже лямишки им от меня не достанется.

Зато великолепно выглядят, казалось бы, страничные, даже не истории, а антуражные наброски о тете с её слонами, библиотекарше, учительнице младших классов и случайном малыше, запомнившем улыбку старика на скамейке.

И словно звезда на елке горит история Анюты, случайно повстречавшейся на том свете главному герою. К этому моменту, за 150 страниц, роман меня уже порядком утомил, а юный гадкий утенок дал не просто второе дыхание, а буквально вдохнул новую жизнь в роман. Невероятно трогательная, красивая, наивная, грустная и трагическая история длинною в полтора дня, которая стоит для меня особняком от всего романа и заслуженно получает признание и восхищение. А последние 3 абзаца Анютиной главы разбивают сердце.

Спасибо, Святослав Владимирович, за Анюту и её свет в окошке.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Уильям Хьёртсберг «Преисподняя ангела»

iliandr, 1 октября 2020 г. 13:12

Ненужное продолжение

Мистический нуар-детектив «Сердце ангела» уже стал культовым благодаря роману и блестящей экранизации. Вместе с Гарри Ангелом мы пускаемся в поиски давно пропавшего Джонни Фаворита по подворотням Нью-Йорка, среди джаза, вуду, мистики и сатанизма.

В пиковой точке сюжета мы наблюдаем одну из лучших твист-развязок: все наше расследование -это лишь лестница воспоминаний, каждый свидетель и подозреваемый — след в памяти и будущая жертва, а Джонни «Счастливчика» наш герой находит в зеркале под смех сатаны. Последние несколько страниц и эпизодов фильма настолько мрачны и депрессивны, что стали своего рода эталоном жанра – Джонни едет к последней «жертве» его расследования, родной дочери, другу и любовнице, заранее зная, что его ждет в квартире, расплачивается с таксистом уже не нужной в этой жизни 50 долларовой купюрой и сдается в руки полиции. Заканчивая на этой ноте, мы понимаем, что Джонни ждет «зеленая миля» и выполнение его части сделки с Луи Цифером. В этом была мрачная прелесть детектива, каждая часть расследования которого была издевательской игрой дьявола с решившим обмануть судьбу «счастливчиком», вместо улик и фактов заново узнавшим и воплотившим собственные грехи.

Поэтому открывая «Преисподнюю ангела» я с трудом представлял, как можно продолжить эту историю на том же уровне. И хотя она начинается ровно в момент окончания «Сердца ангела», дальше нас ждут лишь несколько приятных эпизодов в череде самоповторов, высосанных из пальца сюжетных линий и откровенной белиберды. Гарри отказывается от всего что он узнал, решая, что никакой он не Джонни, а Луи Цифер лишь хитрый пройдоха, вырывается из полицейской облавы, ворует деньги им же убитого миллионера-сатаниста и отправляется во Францию, мстить Эль Сафиру. Завязка не дает поводов для оптимизма, но читается легко и с интересом, главная проблема романа кроется не в ней. А кроется она в бессмысленности основного сюжета. Джонни (да, в течении следующей сотни страниц детектив целиком признает развязку первой книги) в Париже начинает разыскивать Луи с целью возмездия, но если расследование в первой книги было целиком завязано на жизни самого счастливчика и логично подогнано сатаной, то теперь оно совершенно неинтересно и строится на бесконечных роялях в кустах. Одно из главных вмешательств Deus ex machina – случайно попавшая в руки Джонни книга, в которой целиком раскрывается «истинная» христианская история и встреча с ее автором, на пальцах объясняющего Джонни сущность двух последних тысяч лет нашей истории, напомнила мне Дэна Брауна в худших его проявлениях. Дело даже не в объективности и проработанности местной теории заговора, она просто подается очень примитивно и надуманно, поэтому воспринимается соответственно.

Джонни снова влюбляется в вуду-жрицу, снова бегает от полицейских (вся эта линия откровенно утомляет и никак не соотносится с основным сюжетом), снова попадает на черную мессу, но интереснее роман не становится. Что до сцен подтверждения демонической сущности Люцифера, собраний 30 «серебряников» Иуды в Ватикане и местной развязки с новым князем Ада на земле, то читается все это в стиле пародии на первую книгу с ее мрачностью и серьезностью.

Приятно спустя столько лет снова встретиться вместе с Ангелом и Фаворитом, вспомнить прошлые деньки и закричать «Счастливчик вернулся, расскажите об этом Сатане». Но этого невероятно мало для 450 страничного романа.

Оценка: 4
– [  10  ] +

Джо Хилл «Всё, что мне важно, — это ты»

iliandr, 5 сентября 2020 г. 14:05

«МОЩЬ ДЖИНА РАСТЕТ, ЛИШЬ КОГДА ОН ЗАКЛЮЧЕН В БУТЫЛКУ»

Девочка-подросток, ненавидящая свалившуюся на нее бедность, презирающая родителей, которые не могут дать ей желаемого и ненавидящая друзей, которые имеют больше нее. А больше всего презирающая и жалеющая саму себя.

Робот-помощник, удел которого выполнять любые пожелания на время закинутых жетонов и неделями простаивать на улице в ожидании следующего Алладина на час.

И антураж будущего, с новыми технологиями и все прежними людьми.

Час радости, веселья и настоящей дружбы, час храбрости и трусости в самый грустный и самый счастливый день рожденья.

А в конце каждый снова примерит свою роль

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
на последних страницах, когда герои начинают свой подъем на эстакаду, я размышлял, что тронет больше — самоубийство Айрис или Чипа. Но завершение истории оказалось более пронзительным и более правильным. Заточение Чипа в его «бутылке» закончилось, а Айрис еще придется понять крепость связавших ее социальных оков
.

На протяжении полусотни страниц мы окунаемся в лучик света, которые неизбежно растворяется во тьме.

«Возможно единственный способ выжить в бутылке — не желать ничего кроме нее».

Оценка: 9
– [  13  ] +

Джо Хилл «Запоздалые»

iliandr, 5 сентября 2020 г. 10:21

В мире всегда найдется время для хорошей книги. А еще в мире всегда есть место доброму делу.

Я познакомился c Джо Хиллом прекрасным рассказом о призраках ХХ века, любви к кинотеатрам и художественным фильмам. И полюбил эту историю. Запоздалые о призраках ХХ века, любви к библиотекам и художественной литературе напомнили то приятное время за книгой. Не всегда можно изменить историю, не всегда получится спасти всех вокруг, но иногда достаточно быть просто хорошим человеком.

Рассказ пропитан уютом, воспоминаниями, добротой и любовью к книгам. Без печали и грусти тоже не обошлось, но в хорошем произведении, куда уж без них? А еще здесь есть маленькое чудо, а разве для отличной книги нужно что-то большее?

С наилучшими пожеланиями мастеру магического реализма и всем его читателям

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джо Хилл «У серебристых вод озера Шамплейн»

iliandr, 30 августа 2020 г. 21:09

У серебристых вод озера Шамплейн началось и закончилось наше детство...

Великолепный рассказ.

История о настоящей дружбе, переходящей в первую любовь.

Трогательная история об обычных детях, иногда вредных, иногда добрых, иногда ленивых, иногда злых. Грустная история о родителях, в которых не верят дети. Волшебная история о великих открытиях и душераздирающая история о маленьких трагедиях.

Настолько легко погружаешься в этот маленький мирок, где мама героини изнывает от похмелья, сестры вредничают, а друзья на берегу озера не дают забыть о детстве. С улыбкой читаешь о том, как двое детей размышляют о своей будущей славе, но свою дружбе и друг друга ценят превыше всего. Как с детской искренностью верят, что поступать нужно правильно и справедливо. «Фантастическая» составляющая выглядит грустно и уютно, как в фантастике 80-х, что еще больше навевает теплую атмосферу.

А затем детство кончается, превращая рассказ для меня чуть ли не в шедевр.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати если взглянуть на историю под углом, а был ли динозавр, то она становится только лучше. Как заметили в других отзывах, чеховские ружья на случай такого поворота по сюжету расставлены, выстрелили они для вас или нет, история прекрасна, как ни крути

Оценка: 9
– [  5  ] +

Джо Хилл, Стивен Кинг «Полный газ»

iliandr, 30 августа 2020 г. 17:32

Деконструкция «Дуэли» Мэтисона (ну или фильма Спилберга)

Иногда прочтение предисловия к сборнику позволяет по другому взглянуть на рассказы. После воспоминаний о детском просмотре фильма Хилла с папой (ну, со Стивеном Кингом на минуточку) и игрой в «дуэль» на дорогах, в ходе которых знаменитый писатель с сыном безуспешно пытался бежать от психа на большегрузе, первая история выглядит особенно уютной и ценной для автора.

Взрослый Хилл под чутким взглядом отца смотрят на историю со стороны семьи Кингов, вместо случайного неудачливого коммивояжера, банда байкеров не брезгующих торговлей наркотиками и убийствами, едущих с одного преступления на другое, вместо психа-водителя без мотивов и причин, сошедший с ума от горя, но не забывший о чести и справедливости отец, вместо счастливой развязки, когда победив герой начал ценить жизнь, мрачные раздумья, а точно ли в этот раз победило «добро»?

Конфликт «отцов и детей» и вьетнамский синдром еще больше «приземляют» историю, где уже нет неведомого зла, зато хватает челевеческих трагедий

Дуэль Мэтисона мне понравилась, ее деконструкция от Хилла с Кингом тоже пришлась по душе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Джо Хилл «Карусель»

iliandr, 30 августа 2020 г. 17:09

А карусель все кружилась и кружилась...

Хорошая ранняя «кинговская» история. За них я люблю Джо Хилла. Ничего особенно выдающегося, но вернуться в грустные, мрачные и ностальгичные времена прочтения «Кошмаров и фантазий», «Команды скелетов» и «Ночной смены» само по себе дорогого стоит.

Даже не хочется особенно разбирать сам рассказ — понравились герои, «химия» между ними, понравилась ностальгия по тем временам, понравилась атмосфера, понравилась завязка, понравилась развязка, понравилась концовка. Если вам нравится Кинг, то большинство рассказов Хилла будет приятной отдушиной. «Карусель» — хороший пример.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»

iliandr, 4 декабря 2019 г. 10:53

Хороший рассказ в нелюбимом поджанре

Есть поджанры ужасов, которые Вам не по душе? Кто-то не любит вампиров, кто-то оборотней, кто-то ведьм, а мне не взлюбились зомби. Ну не люблю я этих трешовых живых мертвецов, у которых вываливаются кишки наружу и текут слюни изо рта.

Открывая страницу с рассказом в только вышедшем у нас сборнике Дэна Симмонс «Сироты вечности» я был готов к какой-нибудь мрачной истории о погибшем ученике, появившемся на совместном фото класса спустя годы, но никак не к зомби-хоррору о поехавшей учительнице, которая держит на цепи в классе бывших учеников и отстреливается в перерывах от других зомби.

Как можно догадаться, такая неожиданность меня совершенно не обрадовала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А уж на сцене штурма школы я все ждал её героической смерти и готовности домучать, наконец, этот рассказ.

Почему оценка 8? Незатейливая, но очень удачная концовка сделала этот рассказ и придала ему цельный смысл.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джо Хилл «Страна Рождества»

iliandr, 3 декабря 2019 г. 15:41

А Вы хотите побывать в Стране Рождества?

Она, конечно, не идеальна, но при этом очень искренне к Вам относится. Это, конечно, не шедевр, но совершенно точно не штамповка.

Может быть построение сюжета здесь не идеально, а где-то Вы даже зевнете, но это не помешает полюбить её такой какая она есть. С бесстрашной проказницей, с добрым толстяком Луи, со страшным Носферату и гадким человеком в противогазе. С мрачным рождественским местом, где всегда в достатке сладостей и веселья, но нет ни тепла, ни счастья. Где обречены играть вечно молодые и вечно одинокие дети.

Если начать вдумываться в отдельные эпизоды или целые сюжетные ветки романа, то моментов, которые можно покритиковать, в достатке. Но делать этого совершенно не хочется.

Поэтому, прощай Страна Рождества и спасибо за прекрасную снежную историю!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Дмитрий Скирюк «Осенний лис»

iliandr, 1 мая 2019 г. 19:29

Танцуй осенний лис…

Танцуй Жуга, осенний лис, танцуй в огне одного из лучших отечественных фэнтези. Танцуй с безумным магом, жаждущим эликсира молодости. Танцуй с ордой крыс и горсткой затравленных детей. Танцуй с белым волком, убийцей нежити и монстров. Танцуй с дворфами и перевертышами. Танцуй с вурдалаками и друидами. Танцуй с древними богами. Танцуй с самим сатаной, богом хитрости и обмана… А нам остается лишь сидеть и слушать в эту летнюю пору на опушке леса вместе с его Хозяином чудные истории подкидыша горных кланов.

Стоит ли говорить, что осенний лис с первых страниц погружает в совершенно удивительную атмосферу волшебного, пусть и жестокого мира? С каждой историей мы погружаемся вглубь известных нам с детства сказок, радуемся встречам с полюбившимся персонажами, восхищаемся простотой и красотой рассказанных историй.

Творец выражает свою любовь как к фольклору, так и шедеврам мирового фэнтези. И делает это настолько честно и искренне, что и мысли не возникнет, что перед нами плагиат или попытка выйти на волне «чужого» успехе.

А ведь впереди еще целых 3 книги этого восхитительного мира – настоящий подарок. И хотя парочка, скажем честно не лучших последних историй про боевого друида и любовный треугольник меня несколько насторожили выбранным путем, но великолепный эпилог с лихвой искупил эти шероховатости.

И хотя осеннего лиса редко увидишь в наших выборках лучших фэнтези, он однозначно попадает в категорию «обязательно для ознакомления».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Майкл Флетчер «Без надежды на искупление»

iliandr, 21 апреля 2019 г. 19:15

«Без надежды на искупление» – без сомнения, очень противоречивое произведение.

Наполненный, в отдельности крайне сомнительными для почти 700-страничного фэнтези, решениями, в совокупности роман оставляет после себя очень приятное послевкусие и достоин достаточно высокой оценки.

Итак, «Без надежды на искупление» переполнен размышлениями о созданном автором мире, где вера определяет реальность, а самая безумная и фанатичная вера дарит почти что неограниченную силу. В книге практически нет стандартных для фэнтези (пусть даже и дарк оттенка) описания активных событий: бои, смерти, использование местной «магии» — все это просто дополнения и подтверждения размышлений персонажей. В книге нет ожидаемых локаций, созданных воображением автора государств, городов, природы, зданий. Там, где другие авторы создают целые культуры и архитектурные стили со своими особенностями, Флетчер обходится описанием 3 городов, состоящих из ничем не примечательных таверн и серых улиц, и лесными дорогами между ними.

Зато чего в книге предостаточно, так это настоящего треша. Сцены отвратительных оргий заканчивающихся особо мерзкой формой каннибализма, занятие любовью между психически нездоровыми женщинами, сопровождающееся массовыми порезами от осколков зеркал, вросших в тело, особо извращенная педофилия – это только часть тех прелестей, которые описываются в подробностях.

Местные герои стараются сделать все возможное, чтобы вызывать только отвращение. Любое относительно хорошее дело сопровождается двумя плохими в перемешку с ненужным насилием и очень мерзкими рассуждениями по этому поводу. Сюжет очень неспешен, а если посмотреть на количество происходящих событий из вне, то окажется что их практически и не было.

В совокупности вся эта гипертрофированная «мрачность и отчаяние» выглядит не особенно предрасполагающе и не то чтобы настраивает на прочтение.

НО… на самом деле книга очень даже захватывающая, «засасывающая» в свою атмосферу и прекрасно читается за пару дней. Несмотря на все кричащие недостатки главные герои умудряются заинтересовать, а следить за моральной деградацией юного бога и личной ничтожностью большинства «злодеев» весьма интересно. Личная трагедия каждого из персонажей, надломившая его в определенный момент жизни, лишает их картонности и придает жизни. Заложенная в книге идея что главный враг любого из персонажей – он сам, отлично объясняется, доказывается и находит справедливый конец для каждого из псевдогероев и псевдозлодеев. Концовка весьма органично заканчивает этот весьма неоднозначный, но удачный роман. Созданная автором система психически нездоровых сверхлюдей гайстескранкен как по мне удалась, хотя и, скажем честно, не особо проработана.

Рекомендация для прочтения, хорошая и своеобразная авторская вещь.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джон Коннолли «Ночные легенды»

iliandr, 31 марта 2019 г. 20:39

Сборники ужасов или мистики зачастую отличаются своей неровностью, на парочку отличников (а иногда даже шедевров) и половину в среднем неплохих вещей зачастую приходится треть откровенно слабых произведений. Это касается как моих любимых Кинга, Геймана, Брэдбери, Блэквуда, Лавкрафта, Говарда и других авторов жанра, так и межавторских сборников. В этом плане «Ночные легенды» действительно удивительный пример, оказавшийся твердым хорошистом в отношении всех произведений. Некоторые выглядят посолиднее и поближе к топам жанра (Горнило, Зелень темная, Ольховый Король), несколько чувствуются по слабее (Мисс Фрум, Демон мистера Петтингера), но в целом ВСЕ произведения достойны внимания и буквально позволяют проникнуться «ламповой» атмосферой мистики и ужаса. И за это огромная благодарность и, возможно, несколько завышенная личная оценка всего сборника. Несложно прочитать за день роман, но случай, когда я читал за день сборник, действительно редкий. Дальше кратко от себя по рассказам:

Скачет раковый ковбой — повесть, скорее подходящая под формат телеэкрана. Впрочем, не самый оригинальный набор героев компенсируется быстрой динамикой и весьма неплохой историей.

Демон мистера Петтингера — Бесхитростная вещь (что впрочем характерно для сборника) с историей про священника, небольшой город и заточенного демона. Просто неплохо

Ольховый король — очень годная вещь. Небольшой рассказ о фольклорной бабайке с очень красивым изложением и прекрасной формой детского ужаса. Приятно, эстетично и со смыслом.

Новая дочь — еще одна очень годная вещь. Выгодно отличает от кучи жанровых соседей про приезды семей в старые дома в нехороших местах красивым изложением, интересной мифологией и, опять таки, удачным примером искреннего детского ужаса.

Ритуал костей — фанфик про неописуемое чудовище и богомерзкий ритуал, где директором школы выступает сам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Лавкрафт
. Отношение к таким вещам у каждого свое, для меня вполне сойдет.

«Горнило» — классная вещь с очень удачной концовкой. Для грешного человека любое заброшенное здание может оказаться чистилищем.

«Андерберийские ведьмы» — вторая повесть в сборнике, с одной стороны абсолютно предсказуемая и ничем особо не выделяющаяся, с другой читать все также «лампово» и приятно. Не все казненные ведьмы были невиновны, не все современные (по временным рамкам повести) женщины не ведьмы.

«Чернильная обезьяна» — по мрачному забавная вещь о том, что цена за желание всегда несравнимо выше полученного.

«Песчаная зыбь» — еще один заброшенный городок, новый священник и древние языческие боги. Более интересная вещь, чем демоны мистера Петтингера, так сказать на ступень повыше.

Клоунами не становятся — и еще один удачный пример детского ужаса, который не скатывается в сказку, но позволяет вспомнить детские страхи. Что, если все клоуны — загримированные монстры?

Зелень темная, густая — одна из лучших вещей в сборнике. Иногда стоит слушать взрослых и не ходить на проклятые озера. А если сходишь, то темные и глубокие воды уже не отпустят тебя даже после выхода на берег.

Мисс Фрум, вампирша — не самая удачная, хотя вполне добротная история про вампиршу, которая вроде как не совсем упырь, а в конце оказывается, что очень даже совсем.

«Ноктюрн» — еще одна история про новый дом с нечистой силой, но в отличии от новой дочери вместо фольклорных созданий местная семья страдает от призрака. Неплохо, но не более.

«Уэйкфордская бездна» — спуск в темные подземные пещеры может завершиться среди древних надписей, заброшенного храма и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
орды древних монстров-пауков.
. Прибавим расположенный рядом прозябающий городок с неприветливыми жителями и получим приятный подарок для любителей Лавкрафтовского стиля.

«Брачное ложе» — по-моему единственный в этом сборнике психологический хоррор. Не всегда голос погибшей любимой следствие воздействия сверхъестественных сил, иногда хватает сломленный психики.

«Человек из дубль-состава» — еще одна история про народ древних чудовищ, пытающихся выжить в век технологий, охотясь на заблудших и самоуверенных граждан.

«Гостиница в Шиллингфорде» — почти что классическая история про проклятый дом, в котором приезжий страховщик может столкнуться с парой призраков и провести не самые приятные часы.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Адам Нэвилл «Дом малых теней»

iliandr, 24 марта 2019 г. 15:13

История дома с призраками — одна из основополагающих в жанре ужаса, подобно убийству в закрытом помещении для жанра детектива.

И каждая удача в таком, вобщем-то не самом просто формате для романа, значительно ограничивающим и размеры локаций и количество героев, ценится особенно высоко. Прочитав Дом малых теней склонен относить его именно к удачам жанра, прощая не очень ровное повествование и местами притянутые за уши поступки героев.

Невилл смог создать загадочную и мрачную атмосферу в усадьбе, разыграть в воображении читателя ряд крайне неприятных картин, прописать весьма подходящую предысторию событий в флешбеках и даже воплотить действительно классные твисты в конце. Хороший слог и возможность легко прочитать роман в течении одного дня только еще больше располагает произведение для положительных рекомендаций.

И хотя ДМТ все таки не дотянет по уровню до шедеврального Сияния, он уж точно возвысится на кучей ничем не примечательных подделок.

И очередной личный плюс серии «Мастера ужаса», сумевшей открыть для меня уже нескольких крутых авторов жанра.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Томас Олд Хьювелт «Сглаз»

iliandr, 23 марта 2019 г. 22:20

Сглаз — история, которой не хватило границ разумного.

Начало романа настораживает, хотя и интригует, демонстрируя чуть ли не деконструкцию жанра ужасов. Вместо глотка сверхъестественного в размеренной жизни обычных людей, мы видим диаметрально противоположную подачу.

И в целом все это выглядит вполне прилично, небольшие перегибы чувствуются, но жесткость, глупость и ультраконсеровативность как отдельных героев, так и города в целом вполне вписывается в фабулу. Жуткие сцены, как в отношении ведьмы, так и обычных ребят, заставляют читателя чувствовать себя крайне не комфортно, но при этом повышают градус ожиданий. Кульминация событий дарит нам ожидаемую, но все равно приличную по меркам жанра драму и наконец запускает финальный акт. И... и тут не получилось. Хуже того, с такой концовкой роман в целом скатывается в хоть и неплохой, но явный середнячок. Такие концовки имеют право на жизнь при очень аккуратном и выверенном подходе, но в конкретном случае она излишне затянута, перезабита образами, а жалкие попытки протолкнуть в ней дальнейшую судьбу героев вообще не удаются. Перебор иногда может стоить хорошему роману очень дорого. В итоге неплохо, но не более того.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Джон Лэнган «Рыбак»

iliandr, 23 марта 2019 г. 16:47

Лавкрафтовские ужасы не по вселенной, но по жанру

У Лавкрафта много последователей среди ведущих (и не очень) современных авторов. Написать рассказ в мире лавкрафтовских ужасов, придав ему своих фирменных авторских черт, от ужаса, драмы, психологии до откровенной иронии и сарказма — уже давно зарекомендовавший себя рецепт, принесший десятки интересных интерпретаций включая таких творцов как Стивен Кинг, Нил Гейман, Роджер Желязны и еще пары десятков авторов. Но дальше этого обычно не заходит. И хотя мы вновь и вновь с удовольствием возвращаемся в любимые миры древних богов в формате от вольных продолжений. до фанфиков и пародий, но найти что-то новое в самом жанре действительно сложно.

И тут к вам в руки попадает Рыбак Лэнгана. Да, он не идеален и имеет ряд шороховатостей. Но с каким же удовольствием я его читал. Унылая дождливая погода, два друга-неудачника, которым не повезло в жизни, пустой бар со странным барменом, который поведает нам историю Голландского ручья. Историю о злом чернокнижнике, решившим во что-бы то ни стало покорить хтоническое чудовище, размеры которого даже не возможно представить. Историю о профессоре-изгое, вынужденном бежать с семьей от своего прошлого в другие страны, чтобы вновь встретится с запретной магией. Историю о людях, не готовых смирится с утратой и готовых отдать все за иллюзию возвращения любимых. Историю о храбрых работягах, решивших защитить своих друзей и родных вступив в бой с темными силами. И едва завершившись в рассказе эта история продолжается с двумя рыбаками в жутком ставке, находящемся на стыке миров.

Лэнган создал новый роман в своем собственным мире, оставшись верным Лавкрафту по форме и жанру. И за это спасибо и ему, и серии «Мастера ужаса», давших возможность насладиться этим русскоязычному населению.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Блейк Крауч, Джордан Крауч «Жуткое»

iliandr, 23 марта 2019 г. 13:00

Яркий пример жанровой беллетристики.

Зазывная реклама с отсылками к Стивену Кингу, Сиянию, а заодно и «Шестому чувству» просто дурят читателя.

«Пронизывающий готический триллер» — да, да, конечно. У того, кто добавил сюда слово ГОТИЧЕСКИЙ, нос должен вырасти сантиметров на 15 минимум.

Роман скорее напоминает второсортную серию какого-то среднего сериала, но никак не полноценное произведение. Персонажи — серые и ничем не примечательные, сюжет — белеберда, хоррора — нет, триллера — нет, детектива — нет, фантастика — несуразная и примитивная. Разве что написано легко и читается за пол дня. После прочтения, вообще никаких эмоций.

Слабо, очень слабо.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Чужак»

iliandr, 18 марта 2019 г. 09:46

Каждый новый роман (как и повесть, как и рассказ) Кинга — огромное событие для миллионов поклонников творчества. Первое описание Аутсайдера (ака Чужака) вызвало интерес, в отличии от первой информации о связи с трилогией Мистера Мерседеса, которая привнесла серьезные опасения. Не то, чтобы трилогия Билла Ходжеса была совсем плоха, а «Кто нашел, берет себе» как по мне вообще вполне отличная, но скажем откровенно — трилогия Мерседеса в целом середнячок. А уж персонаж, с которым нам предстоит столкнуться в Аутсайдере —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Холли Гибни
, вызывал еще большие опасения
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и не зря как оказалось
.

Аутсайдер отчетливо разделен на две части — проработанный и захватывающий детектив в первой половине и стандартную, как для Кинга (ОНО, Жребий, Безнадега), так и многих других писателей жанра, борьбу команды хороших парней (и девушек) с неведомым злом. С виду отличная формула, которая обещает хорошую книгу, в целом так и получилось, читается аутсайдер легко, интересно и быстро, чего и ждешь от Кинга. Однозначная рекомендация любителям как Кинга, так и жанра ужаса/мистики. Король по-прежнему на высоте и легко обходит большинство других конкурентов в жанре.

Но будем честны, аутсайдер явно не войдет в «золотую» коллекцию как Кинга, так и жанра ужасов. Это крепкий «хорошист», но никак более. Почему? Причин несколько, но основная из них — связь с трилогией Мистер Мерседеса и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Холли Гибни
в качестве одной из главных героинь. Но к этому чуть позже. Во-первых деление книги на две явные части — детектив и ужасы, играет злую шутку во время перехода — аккуратно поданные блюда классического детектива в виде «мотива», «улик», «хитрых схем» и «наличия в двух местах одновременно», на которые вы, как и персонажи, обращаете внимание и запоминаете до самых мелочей (цвета рубашки, бляхи на брюках, неаккуратного слова) , внезапно издевательски рушатся и теряют всякий смысл, поскольку антогонист не хитрый враг, а просто садистское неведомое зло. Шикарнейшие первые 200+ страниц. разыгравшаяся там драма и сомнения буквально у каждого персонажа, буквально теряют всякий смысл и становятся прелюдией к основным событиям. И именно тут впервые в книги появляется наша старая знакомая и окончательно добивает первую часть и все развитие персонажей, забирая главную роль детектива, охотника за сверхъестественным, разоблачителя и основного персонажа себе. Это просто некрасиво. Зачем создавать столько персонажных линий, чтобы разом отодвинуть их все на второй план до конца книги. Зачем отбирать все расследование у основных персонажей, с их вполне справедливыми сомнениями и муками совести, не давая возможности самим дойти до решения, а преподнести все на блюдечке. Что касается второй части, то она вобщем-то стандартная — очередной монстр, питающийся страхами, страданиями и отчаянием, команда героев, готовая пожертвовать собой, чтобы прекратить злодейства, небольшая драма в конце и классическая борьба добра со злом (и даже здесь у главного персонажа книги Ральфа Андерсона забрали полагающуюся по жанру возможность нанести последний удар). Кинг в этом формате чувствует себя превосходно, и хотя почти ничего нового не показывает, но написано вполне добротно.

В целом Аутсайдер ожидаемо пострадал как отдельный роман от излишней связи с трилогией Мерседеса.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Дэн Симмонс «Дети ночи»

iliandr, 17 февраля 2019 г. 12:42

Дэн Симмонс — не много, не мало, один из главных современных авторов хоррора. И я искренне рад, что пока прочитал всего несколько книг, включая великолепные «Террор», отличную «Песнь Кали», не самые плохие «Костры Эдема» и « Пятое сердце», предчувствую наслаждение от дальнейшего знакомства с автором в Друде и, конечно, эпическом Гиперионе.

Но вот «темная игра смерти» Симмонса откровенно вгоняет тоску, дочитать её я смог (наверное тоже можно применить и к пятому сердцу, но тут я это прямо прочувствовал) только благодаря отпуску и свободному времени. И вот еще одним блином комом оказались «Дети ночи».

«Дети ночи» — это самая настоящая пустая, излишне голливудизированная ерунда. Автору удалось вступления и воспоминания Дракулы, которые в совокупности, может и заняли пятую часть книги. Все остальное — клишированный боевик класс «Б». Сначала нас заставляю сквозь дрему пробиваться через десятки страниц скучных терминов, суть которых можно было уложить на пару страниц, затем происходит совершенно серая завязка основного сюжета, которая плавно перетекает в нелепое путешествие невероятно умных и от бога везучих героев с противостоянием против очень тупых вампиров, каким-то чудом наделенных неограниченной властью в стране. Абсурд нарастает буквально с каждой дюжиной страниц, а от финальной битвы просто хочется сделать фейспалм, более надуманной, нелепой и ни капли не интересной развязки сложно даже представить, читая книгу. Финальный эпилог не так плох, но и ничего особенно хорошего я не в нем не увидел.

Наверное все таки стоит сосредоточиться на сильных и признанных книгах Симмонса

Оценка: 5
– [  7  ] +

Питер Страуб «Можжевельник»

iliandr, 20 августа 2017 г. 21:38

Прекрасный вечер воскресенья с новым сборником «Тьма» — разве не повод насладиться произведениями именитых мистиков? Что может с ходу испортить весь настрой и заставить временно отложить сборник? Например, «Можжевельник» Питера Страуба

Слишком уж серое и ничем не выдающееся произведение, которое, однако, умудряется вызвать смешанное чувство отвращения, скуки и желание закончить чтение побыстрее.

И хотя тема детского одиночества одна из любимых в литературе, но Страубовский можжевельник уж точно не имеет ничего общего с великолепием, скажем, Бредбери, Кинга или Геймана.

История одинокой жертвы педофила в декорациях старенького кинотеатра, кинематографа серебряного века и лихорадки, едва ли может погрузить в свое повествование, а вот послевкусие останется весьма неприятное.

Оценка: 3
⇑ Наверх