fantlab ru

Все отзывы посетителя Vishchun

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Фольклорное произведение «Коза-дереза»

Vishchun, 21 августа 2018 г. 22:52

Если рассматривать сказку с точки зрения современной морали, то за нее и посадить могут. Коза нагло врет своему хозяину, что его сын не кормит ее. В более современных вариантах тот лишь бранит сына, но в тех, что подавнее... выгоняет из дому, а то и... убивет! Козу же хозяин тоже не милует и начинает заживо сдирать с нее шкуру (потому она и «на пол бока луплена»). Что интересно, сцену наказания часто умалчивают, но когда коза удирает и встречает зверей, в своей песенке не забывает упомянуть, что пол шкуры-то на ней нет. И вот коза, ничему не научившись, чувствуя безнаказанность, с помощью запугивания отнимает у зверей дом. Слетевшую с катушек скотину все боятся выгнать. На помощь приходит лишь рак (реже петух) и коза бежит вон. Наглость — второе счастье.

Если же копнуть в верования европейских народов, то выясняется, что коза — тотемное животное. Сатир и черт не спроста полу-козлы, а на Рождество до сих пор «водят козу» и вспоминают ее в колядках. Так смысл сказки получается более приемлемый: священное животное надо беречь, а то будет хуже. Если сын по тем временам — собственность отца, то коза — собственность высших сил, что нашлют потом такую буйную козу, как на Крит огнедышащего быка. Потому и наказывают ее не люди, а также звери, смахивающие на тотемных.

Однако, издатели забывают или не знают, что сказки предназначались не только детям, да и детство в древности было иное. От того и хочется на некоторые повесить знак: «Только для взрослых».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Фольклорное произведение «Лошадиная голова»

Vishchun, 19 августа 2018 г. 21:37

Типичный сюжет о награде за бескорыстие и наказании за жадность. Если бы не Лошадиная голова. В детстве меня эта сказка больше всех пугала именно неизвестностью — что такое эта Лошадиная голова? Почему не целая лошадь? Как это «грюкотит-стукотит, лошадиная голова бежит»? Ведь она без тела!

И вот уже взрослым я нашел статью о семиотике сказок и поразился сколь стройная и глубокая основа у этой сказки. Лошадиная голова — это череп, не столь редкий в сказках, вспомните черепа вокруг избушки Бабы-Яги. Ксати, Лошадиная голова живет в избушке в лесу, как и Баба-Яга, котрая не только Костяная нога, но и Глиняная Морда или же погребальный кувшин. Череп, пустой кувшин, пустой дом — суть взамозаменяемые сиволы смерти, нечто бесполезное, непродуктивное. Однако именно Лошадиная голова благодарит за гостепреимство щедрыми дарами дедову дочь. Почему? До сих пор мы оставляем умершим в определенные дни ритуальную еду, а в древности это важнейшее действо — принимать мертвых как живих, за что они из своего потустороннего мира приносят урожай и благополучие. Ведь похороненное в землю мертвое зерно во влаге прорастает живым растением, мертвое яйцо в тепле рождает живого птенца. И чем важнее було живое (а конь жизненно необходим кочевникам, как корова земледельцам. Вспомним сказку «Крошечка-Хаврошечка»), тем могущственнее оно мертвое. Круговорот жизни и смерти очевиден для древнего человека, как и возможность способствования ему. Как и предвидения, начинается новый цикл, о чем «грюкотит-стукотит» природа и хранители культа. Дедова дочь исполняет ритуал чевствования предков — дом подмела, ужин пидготовила, Конскую голову через порог пересадила (тоесть пригласила, ведь потусторонние жители не входят без приглашения), за что получает от них награду. Бабья же демонстрирует неуважение к ним — сами заходите, сами еду готовьте, за что и получает свою «награду». В разных версиях сказки это либо голодная смерть (что посеешь, то пожнешь), либо еще и выскакивают хлопцы с плетями (не жрецы ли, следящие за исполнением ритуала?).

Изобразить такую обширную категорию бытия как мертвое во всех его проявлениях в едином образе Конской головы — вот уж действительно народная мудрость, до которой не всякий писатель сможет дойти. Вот так читаешь сказку и понимаешь, что она не просто сказ, а настоящий миф, целая философия древнего человека, описанная простым языком, не созданная отнюдь не примитивным разумом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Фольклорное произведение «Журавль и лисичка»

Vishchun, 19 августа 2018 г. 20:50

Договорится о дружбе — хорошо, но какая дружба, когда каждый думает лишь о себе? Вот и Лисичка дала Журавлю угощение в миске (откуда клювом не поешь), а Журавль отплатил тем же, дав Лисичке обед в високом кувшине (куда морда не пролезет). Вечная проблема — на словах друзья, на делах — эгоисты.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Юрий Щербак «Час тирана. Прозріння 2084 року»

Vishchun, 19 июля 2018 г. 10:57

«Время тирана» завершает неоднозначную трилогию Юрия Щербака, посвященную украинскому генералу Игорю Гайдуку. Роман получился весьма самодостаточным и наиболее логичным и целостным из всего цикла. Мир восстановилася после Великой Тьмы, а Гайдуку предстоит пройти испытание властью. На этот раз в Киеве должно состояться объединение христианских конфессий для противостояния Глобальному джихаду. Чему конечно пытается помешать лидер джихада Омар, ставя Гайдука перед выбором: превратится в жестокого тирана, или остаться верным принципам.

В романе стало намного лучше, чем в предыдущих, с логикой. От начала и до конца действие разворачивается постепенно, хотя подкидывает и действительно неожиданные повороты. Например, частичное (во всех смыслах) возвращение олигарха Крейды. Впрочем, немало решает случайность (ладно, Промысел Божий). Не потеряй предатель Джордж секретную информацию, не перестели Папа Римский ковер, и все произошло бы гораздо хуже. Добавляет остроты отсилка к Апокалипсису с саранчой. К тому же сын Игоря Гайдука, Святик, обладает даром предвидения. Казалось, все идет к противостоянию библейских масштабов, мировому столкновению сил.

Однако нет, Гайдук разоблачает предателей, срывает их план, воссоединение церквей происходит ... и все. Глобальный джихад останавливает совсем не главный герой или единство христиан. Можно только размышлять имели ли они отношение к теракту, в ходе которого Омар погибает и Глобальный джихад сходит на нет.

Многие из «ружей» за всю трилогию так и не «вистрелили». О чем Гайдук потерял воспоминания? Чем было марсианское оружие? Чем дальше занималось Всемирное правительство? Неужели оно покинет свой план перестройки мира? Какой стала геополитика и культура после объединения христиан?

Удачные вставки на тему борьбы Бога и Дьявола за души человечества с предыдущего романа заменили оторванные фрагменты из жизни аморальной «Академии власти», где готовят политиков. А сам конец произведения оставляет читателя с вопросом «Что это было?» Вдруг появляется космический объект, в котором содержатся души умерших и живет Бог. Хорошо хоть упоминание о душе Гайдука возвращает читателя из глубин космоса на Землю. На мой взгляд какое-нибудь пророчество Святика о будущем человечества и главных героев завершило бы книгу как нельзя лучше. Тогда можно было бы простить и внезапно закончившуюся борьбу и многое-многое другое. Даже все недосказанности и нестыковки романов можно было оправдать, написав, что это лишь воспоминания, сохранившиеся в будущем. А ведь на это намекается в первом романе! Почему не в третьем?

Итак, окончание трилогии получилось неплохим, но обрубленными. Создается впечатление, что автор хотел поскорее издать его, чтобы сказать: «Ага, я вот еще в 2011 в первой книге то и то предсказал. А теперь вот вам еще пророчеств».

Генерал Гайдук не стал тираном, спас родную страну и весь мир, но автор спешит поставить точку. «Время смертохристов» при всех его недостатках могло остаться без продолжений и ничего не потерять. «Время Большой игры» было работой над ошибками, многие из которых так и остались неисправленными. «Время тирана» стало финалом, однако слабым, поспешным. А ведь могло вытянуть всю трилогию.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Юрий Щербак «Час Великої Гри. Фантоми 2079 року»

Vishchun, 13 июля 2018 г. 20:29

«Время большой игры» — продолжение «Времени смертохристов» и работа над ошибками. Хотя события разворачиваются через 2 года после предыдущего романа, реально это та же история в других декорациях. После вселенской катастрофы (Третья мировая войны в первом романе, Выключение глобальных коммуникаций во втором) Украина остается нейтральной, но ей грозят враги (Черная Орда / Россия и Северный союз). Хотя Украина в упадке, она обладает плодородными землями и оружием, и конечно у нее есть генерал Гайдук. Он снова несколько раз становится героем / предателем, ищет союзников и разоблачает очередной мировой заговор. В конце наступление врагов так же неумолимо приближается, но проваливается благодаря Deus Ex Machina.

Следует сказать, что постапокалипсис во «Времени большой игры» изображен правдоподобно. Никаких мутантов и дикарей-каннибалов, но эпидемии, нехватка пищи и топлива, а власть оказывается в руках силовых структур и ученых.

С другой стороны, здесь генерал Гайдук еще менее понятный персонаж, чем во «Времени смертохристов». В начале автор показывает, что герой потерял память о событиях за последний год. Однако, роман заканчивается, а читатель так и не узнает, что же там произошло, и Гайдук быстро забывает об этой «мелкой» проблемме. Более того, все выглядит так, будто тогда не произошло ничего, никакой тайны или потрясения. Просто кусок жизни выпал — и шут с ним. Гайдук узнает, что катастрофу спланировало тайное мировое правительство, чтобы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
создать новый порядок без государств и с единым языком и религией
. Думаете, он расскажет об этом людям? Объединится с бывшими врагами против общей угрозы? А вот и нет, он
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
договорится с этим правительством, которое страницами ранее осуждает, о защите страны в обмен на ее ресурсы и даже не усомнится, как в финале «Смертохристов» сделал ли правильно.

Под конец становится совершенно незаметно, что действие происходит в постапокалипсис. Финал решается в стиле «все было спланировано заранее». Технократическая организация «Чернобыль-30» в тайне подготовила целую армию фантастической техники, обладает огромными энергоресурсами, разослала шпионов и диверсантов среди врагов и даже имеет спутник на орбите. И конечно без Гайдука она не догадалась помочь родине (или прагматичнее, захватить власть) и пойти в контрнаступление.

В общем, мир романа все же выглядит более продуманно, чем в предыдущей книге. «Время большой игры» лишилось гротеска с карикатурными злодеями и «смыщнимы» аббревиатурами. Выписки из секретных документов между главами заменили более уместные философские отступления на тему борьбы Бога и Дьявола за будущее человечества. Читается роман легче, однако очевидна его несамостоятельность. Это мостик между «Смертохристами» и «Временем тирана», который сам по себе вряд ли кого-то заинтересует.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Юрий Щербак «Время смертехристов. Миражи 2077 года»

Vishchun, 22 мая 2018 г. 21:54

Роман «Час смертохристів» («Время смертохристов») вышел в нужное время, когда только и мог привлечь внимание к себе. Хотя критики любят сравнивать его с «1984», реально в романе нет ничего от произведения Оруэлла. Это антиутопия другого рода.

Описанный Щербаком мир поначалу выглядит достаточно достоверным. Национальные государства объединяются в союзы, глобализация стирает границы, а Третья мировая война состоялась как серия локальных конфликтов. Приближается новый раздел мира, в котором на мировое господство посягает Черная орда, подобно средневековым монголам надвигаясь из Азии на Европу, уже поглотив Россию и средний Восток. Главный герой, Игорь Гайдук, защищает в этой ситуации интересы Украины. И здесь реализм исчезает, ведь Украина 2070-х — это гротескная пародия ее же конца 2000-х. Страна не входит в союзы, хотя постоянно куда-то собирается. Она разделена между олигархами, которые установили феодализм, держась каждый за свою вотчину. Существование страны поддерживается экспортом оружия, зерна, и удовлетворением простейших, животных потребностей рабочей силы. Она описана землей, где все «как бы»: как бы независимость, как бы патриотизм, как бы стабильность. Расколу Украины на пользу Орды способствует секта смертохристов, которые верят, что Христос умер и похоронен в Киеве, следовательно христианская мораль, основанная на вере в воскресение, бессмысленна.

Гайдук является типичным героем боевика — потрепанный жизнью опытный боец, который оказывается в центре событий мировой значимости. Ведь надвигается мировой голод и украинские черноземы жизненно необходимы всем. Вообще, персонажи романа достаточно шаблонные и легко делятся на «хороших» и «плохих». Гайдук пытается выглядеть антигероем, ведь работает одновременно на Украину и США, однако в своих решениях руководствуется внешними воздействиями. Он почти ничего не делает сам, не имеет мотивов к какой-либо деятельности, идя дорогой, которую кто-то уже проложил для него.

Гротеск составляет значительную часть «Времени смертохристов», в чем большой недостаток романа. Автор обладает нездоровой тягой к «говорящим» аббревиатурам, чего только стоит УСРАН. Все персонажи говорят их с такой серьезностью, что моментально исчезает всякое доверие к происходящему. Сами они при общей шаблонности «подрисованы» чертами, которые делают их скорее комическими. Так, двуликие отрицательные персонажи к месту и не к месту твердят о культуре и этнических корнях. Так же как положительные из главу в главу вспоминают о родных, вере, истории, как бы нелепо это не выглядело в той обстановке.

Попытки отвлечь наступление Черной орды в ходе интриг в конце

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проваливаются. Орда оккупирует Украину с согласия нового президента, но благодаря Гайдуку поднимается восстание и он провозглашает новое государство, готовое дать отпор, но обреченное на поражение перед превосходящими вражескими силами. Украину и мир спасает deus ex machina в виде обмена ядерными ударами между Ордой и США.
Гайдук проложил путь новому государству и отказывается от власти, возлагая надежды на новое поколение.

Нетрудно понять, почему «Время смертохристов» в свое время подняло ажиотаж. Ведь книга преувеличенно изображала проблеммы Украины конца десятилетия и предупреждала, что общество, ищущее собственный путь, может оказаться перед лицом уничтожения, если в нем есть «как бы». Не вдаваясь в политику, замечу, что роман туманно смог предсказать события следующих после издания лет. Однако, гротеск сделал из в общем неплохого актуального чтива незаконченную пародию. Лишь то, что таких книг сейчас мало, позволяет поставить ей высокий балл.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Николай Руденко «Ковчег Вселенной»

Vishchun, 7 мая 2018 г. 22:43

«Ковчег Вселенной» был написан в конце расцвета украинской фантастики, за которым последовал долгий застой 90-х. Роман собрал в себе как лучшие черты эпохи и таланта автора, так и худшие. Будущее Земли видится Руденку как ряд катастроф, увенчившихся падением разрушающего астероида. Но перед этим к другой планете успевает улететь спасительный колонизированный астероид, запущенный Космической академией наук.

Основное действие развивается через несколько веков. Полет продолжается, но население астероида деградировало. Ученые, обладающих технологиями бессмертия, составляют элиту тоталитарного общества. Простым людям отведена роль «генофонда» — невежественной массы, у которой только два назначения — работать и в будущем заселить новую планету. Астероид для них — это весь мир, а президент Академии — капризное, но могущественное божество. Механик Прокоп просто обречен стать героем, он сообразительный, любознательный и смелый. Астроном Ли Чунь не дает погибнуть таланту в мрачном обществе астероида, принимая Прокопа своим учеником. Впрочем, Прокоп не геройствует сразу, а изучает свою роль и постепенно раскрывает тайны «Ковчега»: исчезновение сверхнормового населения, таинственные корабли и «гости», судьба Земли и становление президента тираном.

Впрочем, через Прокопа мы видим в основном мир элиты, тогда как быт простых людей остается в общих чертах. И Прокопом почему-то не так интересуются родные и спецслужбы, как ожидается. После мнимой «смерти» героя история резко набирает обороты, но вместе с тем и теряет здравомыслие. Против президента готовят переворот, земляне и инопланетяне посещают астероид. Прокоп телепатически общается с мыслящим космическим телом Монадой и видит будущее. А еще там есть любовная линия, пунктиром проходящяя где-то мимо Прокопа.

Завершается роман коротким «хэппи эндом». Астероид летит дальше, президент наказан, а Прокоп заменит его и приведет всех к цели.

Что наиболее интересно в произведении — это описание устройства мира астероида и прошлого Земли. Приключения Прокопа местами захватывают, это достаточно реалистичный персонаж, осторожно ведущий себе в новой обстановке, с которым себя легко ассоциировать, а не вождь революции. Однако уклон в эзотерику с псевдонаучным обоснованием подменяет здесь посыл. «Живите все в единстве с Монадой и все получится» не то, что подходит истории о борьбе с тиранией. Хотя бы потому, что Монада никак реально не влияет на жизнь персонажей даже как идея.

Мир «Ковчега Вселенной» неординарный, особенно на свое время, и до половины достаточно реалистичен в своем устройстве. Но скомканность второй половины и эзотерика портят сначала хорошее впечатление.

Оценка: 7
⇑ Наверх