fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя Griot
Страницы: 12

 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 25 декабря 2017 г. 14:25
Хотелось бы для большей ясности разграничить два вида воспитания не-родителями. Первый вариант — это когда ребёнка передают нянькам/кормилицам/личным наставникам. Второй вариант это когда маленький ребёнок сдаётся в детское учреждение для коллективного воспитания, где на довольно большую группу детей приходятся один-два воспитателя. Так вот согласно последним веяниям в области детской психологии, второй вариант оптимален далеко не для всех. Большинству детей для полноценного психоэмоционального развития в первые годы нужен так называемый "свой личный взрослый". В идеале это любящий и заботливый родитель/близкий родственник. Но и заботливая няня с успехом выполнит ту же функцию, если она способна удовлетворить эмоциональные потребности ребёнка. А вот в случае с групповым воспитанием крайне желательно обеспечить одного воспитателя на 2-3 детей.

Кстати, тем уважаемым собеседникам, которые владеют английским и интересуются темой, могу предложить ознакомиться, например, с обширными и многолетними исследованиями четы Робертсонов
http://www.robertsonfilms.info
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 25 декабря 2017 г. 13:50
sanhose

Я Вам искренне завидую и восхищаюсь :-)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 25 декабря 2017 г. 13:46

цитата Лунатица

Отлично все всё понимают.


Мне показалось, что уважаемый оппонент был несколько категоричен в утверждении обратного.

По всем остальным пунктам я с Вами полностью согласна. Просто аргумент "отстаньте от автора, как захотел/смог — так и написал" перекрывает кислород для любой дальнейшей дискуссии ;-) Если его принять за основу, то, в принципе, можно тушить свет и расходиться :-D Сам Ефремов, полагаю, ожидал, что его произведения будут подвергаться тщательному критическому разбору, и я сомневаюсь, что своим оппонентам он бы говорил: "так, ребята, автор здесь я, что хочу — то и пишу, не нравится — идите читайте другие книги".
Например мне лично наша дискуссия интересна тем, что я могу расширить своё понимание вопроса, обмениваясь аргументами с умными и начитанными собеседниками, узнавая противоположные, альтернативные или аналогичные моей точки зрения. В конце-концов, дебаты ради дебатов издревле были одной из излюбленных забав интеллигенции :-D
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 21:45
шерлок

Я не путаю два вида интернатов, просто для меня заведение, где ребёнок проводит 5/7 жизни недалеко ушло от полноценного интерната. Ребёнок не имеет возможности участвовать в повседневной жизни семьи и становится, по сути, гостем в доме. Если этот вариант оптимален для ребёнка и семьи — прекрасно. Но это подходит не многим. То, что у "домашних" детей проблемы с учёбой и социализацией в школе — давно развенчанный миф. Прямой связи тут нет. Могу в качестве алаверды привести тоже личный пример: я ходила в садик, регулярно ездила в пионерлагеря, а моя сестра — типичный домашний ребёнок. Но она с раннего детства гораздо более социализирована, общительна и экстровертна. Сейчас она журналист и телеведущая. Поймите: все люди разные, все дети тоже разные, с разными потребностями. Прекрасно, что у Вас было детство, полностью отвечающее особенностям Вашей личности. Но другим детям для полноценного развития личности нужен другой подход. Есть талантливые дети с задатками лидеров, но одновременно с повышенной потребностью в эмоциональном и физическом контакте с родителями. Если такого ребенка насильно сдать в садик/интернат, на выходе получим несчастного нереализованного человека с кучей психологических проблем. Лидерами становятся и домашние дети. Двоечники и хулиганы становятся учёными. Жизнь сложна и непрямолинейна, а в такой архисложной сфере как воспитание редко работает принцип "нажми на кнопку — получишь результат"
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 18:51
шерлок

И ещё: мы с Вами по-разному мыслим в этом отношении (возможно в силу пола). Для Вас карьера и достижение высоких постов является аргументом. Для меня же важнее всего насколько счастливым вырастает ребёнок, с первых лет лишенный полноценной жизни в семье. К сожалению, успешная карьера далеко не всегда означает внутреннюю гармониию, спокойствие, удовлетворённость и прочие составляющие счастья. Ваш опыт показывает, что есть дети, для которых интернат является оптимальной средой. Но таких детей далеко не большинство. Поэтому я не верю в счастливое светлое будущее с массовой интернатизацией. Я за возможность для каждой отдельно взятой семьи самим решать как растить детей, исходя исключительно из их индивидуальных особенностей и того, что делает их счастливыми.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 17:50
шерлок

Если интернаты такое благо, тогда откуда взялась широко известная не первое десятилетие уже аксиома о букете проблем у выросших в интернате детей? Это фантазии или массовое заблуждение психологов, соцработников и правоохранительных органов? Почему-то в развитых странах сейчас идут по пути ликвидации детдомов за счёт пристраивания детей в опекунские семьи, ибо считается, что даже такая формальная семья за деньги для ребёнка благоприятнее, чем самый лучший казённый дом. Вы ссылаетесь на Ваш личный опыт, я же руководствуюсь обобщёнными данными о десятках тысяч детских судеб. Кстати, из последних веяний в области детской психологии: теперь, например, считается, что детский сад нужен не ребенку, а его родителю для высвобождения времени. Для ребёнка оптимальной средой развития до 5 лет является семья, поскольку у него даже ещё не развиты толком участки мозга, отвечающие за социализацию и конструктивное горизонтальное взаимодействие. А для развия навыков социализации ребёнку достаточно пары часов на детской площадке под родительским руководством. Поговорите с воспитателями в детсадах и поспрашивайте у них какой процент детей с радостью и охотно ходит в садик, а сколько детей долго и мучительно к нему привыкают как к чему-то неестественному.

Впрочем, поскольку Ваш личный опыт отличается от опыта большинства, и Вы являетесь счастливым исключением из правила, я понимаю, что мои аргументы могут показаться Вам неубедительными.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 15:10

цитата шерлок

Это старая европейская традиция и англичане здесь не пионеры.


Задачей всех закрытых образовательно-воспитательных учреждений (особенно элитных) было выковать кадры для выполнения чётко определённых политических и социальных функций в иерархической пирамиде общества. Вопрос о счастье ребёнка и матери на повестке дня не стоял в принципе. Учитывая, что у Ефремова во главу угла ставится человеческое счастье, проводить параллели между его интернатами будущего и школами-пансионатами прошлого — это компроментировать Ефремова как гуманиста, как мне кажется.

К слову, буквально на днях вычитала в каком-то британском издании "дворцовые сплетни", что двухлетнюю дочку и четырёхлетнего сына Принца Уильяма уже определили в какие-то там элитные дошкольные детские заведения вопреки желанию матери, потому как традиции-с.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 14:28

цитата Лунатица


   Потому что он, как и все остальные мыслители и писатели, в чем-то был неправ, какие-то его идеи не состоялись. Или просто временно вышли из моды.  Не было еще мыслителя кругом правого, предсказавшего наперед все по пунктам и ни разу не давшего промаха.


Беда в том, что не соглашаются с его ключевыми базовыми положениями, на которые завязаны все остальные допущения, и без которых внутренняя логика разваливается.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 14:21

цитата Лунатица


   Множество авторов претерпевают эту метаморфозу в глазах повзрослевших читателей


В случае с классиками как правило имеет место обратное — открытие новых глубин, нюансов и пластов смысла по мере взросления. А вот разочаровавшихся в Ефремове я на форумах встречаю довольно много.

А по сути — я с Вами согласна. Восприятие любого писателя любым индивидом может поменяться как угодно с течением времени.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 14:10

цитата Jylia

Тоже самое с миром ВК. Угадал автор или нет, что там реально будет через тысячи лет, то нам неведомо. Но мир описан вот такой. Он внутренне логичен и непротиворечив


К сожалению, судя по бурным дискуссиям на многочисленных форумах, далеко не всем читателям этот мир представляется "внутренне логичным и непротиворечивым"

И вот ещё, смотрите, Ефремов утверждает: "нашими предками применялся другой метод: обращение к здравому смыслу людей, стремление объяснить им причины действий и доказать следствия. Тогда по глубоко заложенному в нас чувству справедливости и ощущению правоты мы сделаем гораздо больше и пойдем на трудные испытания".

То есть, если дать нормальным людям правдивую информацию и правильную концепцию, то они инстинктивно примут её и почувствуют её правоту. Почему же тогда, как мы видим по дебатам, многие умные, образованные и нравственные люди не соглашаются с Ефремовым? (Я сейчас не о себе, о своих уме, образовании и нравственности я невысокого мнения :-D )
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 13:40

цитата Jylia


И?... Где-то есть нормативный документ "Автор обязан описать то, это и вот это"?


Толстого и Чехова я привела лишь в качестве контраргумента собеседнику, утверждавшему, что русские классики тему родов и беременности замалчивали. Поймите меня правильно, конечно же Ефремов, как и любой другой писатель, имеет полное право писать как хочет и о чём хочет. В юности его творчерство вызывало у меня восторг. А вот с возрастом начало появляться недоумение. Дело в том, что поклонники Ефремова превозносят его как выдающегося мыслителя и философа. Но вот на мой субъективный взгляд его вИдение и представление многих важных явлений и аспектов жизни в её великой сложности является весьма ограниченным, однобоким и не дотягивает до уровня мыслителя и философа, воспринимающего проблему во всей её глубине и полноте. Если Ефремов просто рядовой писатель, один из тысяч, — тогда вопросов нет и нет предмета для спора. А вот к философу/мыслителю требования уже иные и иные ожидания. Вновь повторюсь, что я излагаю исключительно своё личное субъективное восприятие его творчества глазами повзрослевшего почитателя.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 12:08

цитата Лунатица

Какие привлекательные варианты ей светили в том обществе? Приватно беседовать с некоторыми философами, которые не станут ее травить собаками и школярами? Погрузиться в интриги царского гарема? Жить на вилле с садиком?


Ну, во-первых в храме Амбологеры ей предлагали весьма достойные варианты дальнейшенго пути в плане измененя внутренней концепции и вИдения себя. Но даже если исходить из предложенного Вами скудного набора, чем плоха вилла с садиком и возможностью заниматься познанием, саморазвитием, помощью людям — особенно для такого духовно развитого человека как Таис? Вы наверняка хорошо помните текст, а поэтому сами знаете, что автор допускал различные художественные вольности и давал волю фантазии ради того, чтобы проиллюстрировать какую-то концепцию или черту героини. Это его личное признание в предисловии к "Таис". В тогдашней реальной жизни вряд ли гетере (даже самой выдающейся) выпала на долю хоть десятая часть приключений Таис. Так что если бы он захотел показать достойную, интересную и насыщенную жизнь женщины зрелого возраста, он бы это сделал. Но эта тема ему неинтересна, потому что ему в принципе неинтересны такие женщины. Это нормально и естественно для обычного мужчины-обывателя, но от выдающегося мыслителя ожидаешь большего. Вон в "Муках и радостях" Стоуна как красиво и достойно описана любовь пожилого уже Микеланджело к его незаурядной ровеснице.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 11:26

цитата ааа иии

противоречит занятиям, которые те же стереотипы относят к британским аристократическим: охота на лис и т.п. и т.д.


Пардон, а в чём противоречие? Я по скудоумию такового не усматриваю. )))
Я не иронизирую, мне правда интересно.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 11:05

цитата ааа иии

беременность? У Толстых? Гоголя? Достоевского? Булгакова?


У Толстого в "Анне Карениной" родам Китти посвящён хороший такой кусок. У Чехова мне тоже сразу вспоминается как минимум один целый рассказ на эту тему. Это только то, что я вспомнила даже не задумываясь.

цитата ааа иии

Считаете женщина, обнаружившая "увядание" впадает в буйную эйфорию, что ли? Что именно, с Вашей точки зрения, "светит" потрепанной гетере? Во времена Аристотеля даже в монастырь уйти было нельзя.


Знаете, когда у женщины в жизни есть другие интересы и ориентиры, кроме собственной свежести, то неизбежное увядание она воспринимает без патетики и надрыва на грани суицида, как мы то наблюдаем у Таис. Ефремов нам всю дорогу рассказывает какая она всесторонне развитая, образованная, посвящённая в тайные знания, глубоко и тонко чувствующая, наравне беседующая с философами, а она при виде первой морщинки впадает в глубокое отчаяние как мукла-пустышка, у которой кроме смазливой мордашки больше ничего в жизни нет. Это противоречие мне и видится "культом молодости", присущим самому автору.

А что до того "что ей светит" — ну простите меня, Таис далеко не рядовая гетера. Она, на минуточку, царская жена. Уж что-то, а тяжёлая старость ей никак не грозила. И ей в зрелости были открыты множество весьма привлекательных вариантов. Другое дело, что автору надо было ввести тему Уранополиса и красиво распрощаться с потерявшей свежесть героиней.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 10:41

цитата Jylia

Так какие претензии к Таис? Она тоже просто соблюдала нормы, существовавшие в её мире на тот момент.


Дело в том, что описывая Таис, Ефремов исходил из тогдашних реалий лишь постольку-поскольку. Его основной задачей было смоделировать образ идеальной в его понимании женщины того времени. Поэтому ей он приписывал всё, что сам лично считал "правильным"
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 10:31

цитата Jylia



А можно пруф на данное высказывание привести? Или это очередной рабинович напел?



Например, в этом интервью

http://svobodavnutri.kamrbb.ru/?x=read&am...

Да и в других интервью с ним эта мысль проходит красной нитью. Особенно когда он полемизирует с другими фантастами и объясняет почему их варианты будущего невалидны, а вот он — зрит вдаль
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 02:21

цитата Jylia

Если мужчина не может достоверно описать чувства и переживания женщины-матери, то лучше уж как у Ефремова полностью обойти этот вопрос, чем сочинять ахинею, как нынешние МТА.


Резонно )) Но почему-то Ефремова это соображение не останавливает, когда надо описать чувства и переживания женщины не-матери. А от имени женщин он пишет много.

цитата Jylia

Вы еще современным британским аристократам скажите, что отдавать маленьких деток в закрытую школу — это отказ от материнства.


Не моё рабоче-крестьянское плебейское дело критиковать вековые британские традиции )) А если серьёзно, то я много читала на эту тему, причём именно внутренних исследований британских психологов и социологов. Так вот существует мнение, что пресловутая британская аристократическая сдержанность — это проявление задержки эмоционального развития вследствие раннего отлучения от матери и передачи в элитный «казённый дом». Ну и ещё из области сплетен по теме: Вы наверняка знаете, что дядя нынешней Елизаветы II отрёкся от трона чтобы иметь возможность жениться на разведённой американке далеко не идеальной внешности и весьма зрелого возраста. Очень много было домыслов и рассуждений на тему «чем же она его так пленила». Одна из версий — он нашёл в ней материнскую любовь и заботу, которой был лишен в силу традиционного аристократического воспитания. А его младший брат, нежный и чувствительный ребёнок, с детства страдал заиканием из-за особенностей аристократического воспитания — эмоционально холодная мать, суровые няньки, специфические методы воспитания и т.д. Я это к тому что традиции воспитания британской аристократии не были направлены на обеспечение эмоционального и психологического благополучия ребёнка и реализации материнского инстинкта, поэтому они для меня не являются авторитетными.

цитата Jylia

Стоит ли удивляться, что писатель, принимавший нормы и мечты своего времени, отразил их в своих книгах?


Конечно, это совершенно естественно для любого писателя. Но Ефремов упорно позиционирует себя не просто как писателя, а как пророка, провидца, сумевшего подняться над современностью, мыслью перенестись на тысячеления вперёд и смоделировать общество и психологию людей, радикально отличающихся от современных. Это его личные слова. А по факту получается, что при создании его «пророчеств» первичными были его личные эротические предпочтения и реалии его современности, а уж потом задним числом он подвёл под них научную базу. А всю сложнейшую женскую сущность он свёл к вечно молодому эротическому объекту.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 24 декабря 2017 г. 01:05
Поклонники Ефремова любят превозносить его за то, что он якобы вознёс женщину на пьедестал. Но дело в том, что женщина это понятие комплексное и включает много ролей и ипостасей. А Ефремова женщина интересует только в качестве источника эротического вдохновения для него лично. И только в этом качестве он готов её воспевать, подробно смакуя анатомические детали. Именно поэтому он упорно обходит тему беременности, материнства и всего, что с ними связано, ибо эти ипостаси не подразумевают эротики. Не странно ли, что «певец женщин» целенаправленно игнорирует такие важные (зачастую наиважнейшие) для женщины темы? Нет, он, конечно, вынужден иногда упоминать, что кто-то там кого-то рожает между делом, но при этом в его мире материнству не позволяется никоим образом ухудшить женскую внешность и сделать её менее сексуальной. Рождение ребенка рассматривается либо как «долг перед обществом», который нужно побыстрее отбыть, либо как средство улучшить внешность и сделать её более «эротически вдохновляющей» в глазах самого автора (см. Таис Афинская). То есть Ефремов, будучи трижды женатым, имея большое количество подруг женского пола и позиционируя себя как знаток женщин, даже не подозревает или, скорее, не хочет знать чем на самом деле живут якобы превозносимые им женщины, что для них действительно важно, что ценно. Он, видимо, даже не догадывается, что большинство родивших женщин считают материнство своей главнейшей ипостасью и ролью, ибо такое отношение в них заложено самой природой и подкреплено радикальной гормональной и психической перестройкой, сопровождающей беременность и послеродовой период. Показательно, что жизнь Таис Афинской прослеживается только до того момента, когда у неё появились первые мельчайшие признаки увядания, ибо жизнь женщины не первой свежести Ефремову перестаёт быть интересна. В представлении Ефремова ничего хорошего ей уже не светит, она впадает в депрессию, и даже наличие маленькой дочери не наводит её на мысль, что в жизни женщины могут быть иные интересы и иной смысл, кроме как сексуально возбуждать (пардон, эротически вдохновлять) противоположный пол. Защитники Ефремова и его идеи детского интернатовского воспитания утверждают, что в ефремовском будущем материнский инстинкт атрофировался за ненадобностью — мол, там весь мир добр к ребёнку и нет необходимости его защищать. Но дело в том, что атрофированный материнский инстинкт — это неотъемлемое свойство вообще всех «правильных» ефремовских женщин (см. «Лезвие бритвы» и «Таис Афинская»). Таис не чувствует ни малейшей потребности заниматься ни сыном, ни дочерью и при первой возможности перепоручает их то нянькам, то подругам, то специальным воспитателям, сначала временно, а потом и насовсем. Единственный описанный эпизод общения Таис с её ребёнком — это купание с сыном в обнажённом виде. Судя по всему, единственная цель этого эпизода — это вложить в уста подростка очередной панегирик сексуальной привлекательности его матери. Ах нет — ещё один эпизод для симметрии, где Таис объясняет маленькой дочери как тяжела, неказиста и полна превратностей жизнь гетеры. Такое впечатление, что «идеальная женщина» Ефремова родила детей исключительно с целью улучших внешние данные, а сами дети ей не нужны. И это, заметим, древняя женщина, в которой, по утверждению автора, должны быть особо сильны природные женские инстинкты, материнский в первую очередь, особенно в тогдашнем неустроенном обществе.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 23 декабря 2017 г. 22:55
Уважаемый Gourmand ,


Ну вот, навскидку, ещё несколько примеров вспоминаются без перечитывания первоисточника:

Культ молодости у Ефремова доходит до того, что он, вопреки физиологии, заявляет, что у "правильной" женщины даже после родов и кормления грудью грудь должна выглядеть точно так же как у нерожавшей и некормившей (эпизод, где скульпторы анализируют и сравнивают тела Таис и Эрис). Странно, что вроде бы знавший анатомию Ефремов "забыл" что молочная железа не модифицируется с помощью даже самых упорных тренировок.

Весьма странным ещё показалось, что Ефремов, сам будучи отцом сына, нигде не показал общения именно сына с отцом. Матери (Эвда Наль) с дочерью был худо-бедно, но выделен эпизод, а вот отцу — нет. Вообще роль отца мельком упоминается всего пару раз — в первом Гром Орм замолвил за сына словцо перед Дар Ветром, во втором у мальчика оказались музыкальные способности, предположительно унаследованные от отца-композитора. При этом в случае с Громом Ормом подчёркивается, что отцом он стал в весьма зрелом возрасте (за 100 лет, если не ошибаюсь). То есть лично для Ефремова остро стоял вопрос мужской вирильности в преклонном возрасте. При этом он нигде не упоминает об аналогичном продлении периода фертильности у женщин, хотя это гораздо более важный и яркий показатель общего улучшения здоровья и продления молодости человека будущего. Да и вообще заметна особая любовь Ефремова к теме отношений между зрелым мужчиной и молодой девушкой, что тоже перекликается с его биографией
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


новичок
Отправлено 23 декабря 2017 г. 18:34
После многократного перечитывания Ефремова в юности, ранней молодости и более зрелом возрасте, а также после изучения биографии писателя сложилось отчётливое ощущение, что, живописуя будущее, Ефремов моделировал исключительно такой мир, в котором было бы идеально комфортно лично ему, исходя из его уникальных вкусов, пристрастий, привычек и особенностей. Видимо он скромно считал себя "человеком будущего" и полагал, что именно такие люди как он должны населять идеальное общество. Естественно, под свои вкусы он пытается подвести научную базу, но, как показывают многочисленные дебаты, его идеи, теории и аргументы не являются неопровержимой универсальной истиной. Вот всего несколько примеров подгонки идеального будущего под себя: Ефремов был учёным, значит идея науки и познания должна стать доминирующей. Ефремов был по натуре кочевником, значит человек будущего с детства тоже постоянно скитается по планете и потребность в кочевой жизни объявляется естественной для человека. У Ефремова самого был неразвит родительский инстинкт и он не чувствовал
потребности реализоваться как отец — следовательно, в идеальном будущем от детей следует как можно раньше освободиться, дабы они не мешали познанию и непрерывному саморазвитию. Ефремов был большим любителем и ценителем женского пола и сам пользовался у женщин немалым успехом, посему, естественно, для него идеальным является будущее, где партнёршу можно легко оставить, как только она перестанет волновать, или на горизонте появится более крутобёдрая и широкоглазая. При этом оставленная дама должна отнестись к такому повороту с товарищеским пониманием и без обид/ревности. Ефремов сам по телосложению был крупным и не склонным к танцам — значит в будущем мужские одиночные танцы будут упразднены как неестественные и ненужные. Список можно продолжать до бесконечности.
В таком эгоцентризме нет ничего особенного или странного, ибо он неотъемлемая часть человеческой натуры. Странно, что откровенно эгоцентрические фантазии Ефремова воспринимаются некоторыми весьма неглупыми людьми как некие "прозрения гения"

Страницы: 12
⇑ Наверх