FantLab ru

Все отзывы посетителя StLeorik

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Алан Мур «Провиденс»

StLeorik, 1 июля 2020 г. 23:36

Ох, как ждал, как же ждал я этот распиаренный комикс. Ждал, как конца света в 2012-ом году. Но к великому сожалению «Провиденс» тоже не оправдал надежд и охватил лишь малую часть творчества Лавкрафта, причём не самую выдающуюся. Аннотация и реклама обещали тягучую лавкрафтианскую атмосферу с эзотерической философией Мура, а на деле вышел невнятный мистический детектив, местами напоминающий Роллинса, Кунца и «Секретные материалы». Попросту говоря, я впал в очередную фрустрацию.

Стоит отметить, что к изучению этого заумного трактата стоит подходить с любовью и знанием дела, а не абы как, поверхностно, как случайная малограмотная деревенщина вроде меня. Отношения к себе «Провиденс» требует особого, как при изучении литературным знатоком оригинально скроенной постмодернистской биографии с опорой на первоисточники, а не как при прочтении залихватского космического хоррора. Тем не менее критику и «вкусовщину» никто не отменял, как и любопытство, так что пришлось мне проехаться своими грязными вонючими ручищами по этим мелованным художественным изыскам.

Ни древних богов, ни космического ужаса здесь нет, а вот пространных диалогов с размышлениями и бессмысленной (для кого-то «вишенки на торте») пошлости хватает. Ну и конечно же призраки с инопланетянами, странные наваждения и видения — куда же в Провиденсе, родном городе Лавкрафта, без паранормального! Однако всё это подано настолько невразумительно и сжато (кроме огромных и невероятно безынтересных текстовых вставок), настолько мультяшно и просто, что ни о какой депрессивной, загадочной и мрачной атмосфере не может быть и речи. Все выпуски главный герой расследует, ходит и ищет в унылом антураже невзрачного городка, попадая в нелепые ситуации, высмеивающие и самого Лавкрафта и тех, кто делал из него культ личности. И если бы не топорность иронии, несамостоятельность и грубый рисунок, это выглядело бы действительно качественной постмодернистской издевкой или произведением искусства, если угодно. Спасают сей шедевр графического ремесла лишь некоторые удачные отсылки к творчеству Говарда, которые, опять же, меркнут в сравнении с готическим ужасом оригинального текста без всех этих несуразных картинок.

Неравнодушным к жизни Лавкрафта, а также поклонникам паранормального и Алана Мура может понравиться. Поклонники хоррора, а в особенности «невыразимого ужаса», и любители детализированного графического рисунка, вроде французских BD, скорее всего будут разочарованы таким объемным, дорогим и, уж простите за такое имхо, безвкусным исследованием творчества и личности отца ужасов

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Рэмси Кэмпбелл «Усмешка тьмы»

StLeorik, 25 апреля 2020 г. 15:25

Если расценивать «Усмешку тьмы» как роман ужасов, то это полный провал. Ни интриг, ни нагнетений, ни сверхъестественного, ни даже грамотного связного литературного языка. Сухо, блекло, скомканно, обрывочно, затянуто. Вся книга — бытовое описание жизни среднестатистического неудачника, которому не повезло с родителями девушки и с работой и над которым буквально смеются все окружающие и даже стены. Это выглядело бы страшным, если бы не было так (смешно) скудно описано.

Но если это расценивать как обычную прозу — сатиру на интернет и дурачков, кормящих троллей и делающих из себя шутов, вроде главного героя — то вполне себе не плохо. Тогда вопросов к финалу и всему происходящему в книге не возникает. Разве что к невнятной реализации неплохой, пусть уже и устаревшей идеи, что интернет порождает зло и ломает некоторым людям с неустойчивой психикой жизнь. Идея эта даже перекликается с «Подменышем» Виктора Лаваля, поскольку и там и там вся суть в кормлении интернет-троллей. Только у Кэмпбэлла в качестве воплощенной метафоры и иронии злобный комик, а у Лаваля — реальный тролль.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Мариша Пессл «Ночное кино»

StLeorik, 25 апреля 2020 г. 13:55

Увлекательный детектив, написанный изящно и со вкусом. Вместо иллюстраций — фотографии и имитация различных статей по делу и без, чуть расширяющих представление о персонажах. Поначалу так вообще сплошная комедия:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пессл наделила героя недюженным чувством юмора, позволяющим ему пускать колкие шутки и остроты в адрес окружающих на протяжении первой половины книги.
надо признать, автор весьма остроумный и с широким кругозором, что, несомненно, делает «Ночное кино» на голову выше многих своих конкурентов.

Однако развязка кажется весьма тривиальной для писательского уровня, заданного в начале, а юмор где-то даже отвлекает от напряжённой атмосферы саспенса и триллера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тот случай, когда убийства и убийцы нет, а гг сам себе всё накрутил из-за загадочности происходящего.
Вся фишка книги заключена в таинственном (и оттого притягательном) режиссёре Кордове — собирательном образе Хичкока, Линча и им подобных. Пессл тщательно постаралась, описывая его и его творчество вместе с ореолом тайны вокруг него. Прослеживается её любовь к кинематографу и тайной жизни звёзд. Местами завораживает так, что хочется посмотреть все эти выдуманные фильмы или что-то на них похожее.

Что странно: автор добавила во второй части книги мистику, когда как в начале герой высмеивает оккультную чушь. А потом он всерьёз замечает странные иррациональные вещи, после которых начинает верить в магию и сверхъестественное. И ведь одна из подозреваемых в конце почти всё грамотно логически обосновывает, в духе среднестатистического детектива. Как же так? По всей видимости, Пессл решила сыграть на два поля сразу, чтобы верующие остались при своём мнении

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кордова продал душу дьяволу,

а неверующие при своём

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
поехавшие фанаты-культисты захватили особняк режиссёра.
В принципе, можно считать это очередной фишкой романа, а не недостатком.

К досадным минусам можно отнести пару жирных роялей из кустов, некоторую наивность нашего циничного острячка и саму развязку. В конце я ожидал чего-то более зловещего, какой-то страшной трагедии или безысходного принятия неизбежного, как в нуарном хорроре «Сердце Ангела». Но никак не

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
душещипательной мелодрамы в духе «Спеши любить», «Виноваты звезды» и т.п. Новый уровень любовного романа?
банальный хэппи-энд с двойным финалом. Концовка не раскрывает всей правды (это было бы скучно, ведь так?), а лишь показывает преклонение автора перед великой силой кинематографа.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Марк Z. Данилевский «Дом листьев»

StLeorik, 19 апреля 2020 г. 17:21

Если отбросить «псевдозаумную и пошлую чушь», т.е. комментарии Труэнта и сноски Зампано, и оставить только «Плёнку Нэвидсона», то будет заметна всё та же впечатляющая история любви с эффектным двусмысленным финалом. А ещё красивый и атмосферный ужастик, написанный в любимом Данилевским документальном ключе и в захватывающей текстовой вёрстке. В результате чего получаем некую смесь Лавкрафта и «Астрала». И если бы не постмодерн и экспериментальная форма подачи, то книга, скорее всего, снискала бы бóльшую популярность и признательность среди критиков.

Но в конечном счёте каждый сам волен решать, как именно читать эту книгу и какие смыслы из неё извлекать, поскольку «Дом листьев» предлагает несколько способов чтения и несколько интерпретаций сюжета. Мне вот показалась интересной только основная (поверхностная) сюжетная линия, связанная с Нэвидсонами и их злополучным домом, потому что написана она увлекательно (и без пошлости), и мне хватило бы её одной для самого высокого оценивания. Второстепенные сюжеты в сносках лишь усложняют и без того красивую законченную историю лишними крайностями и головоломками. Тем, кто дойдёт до конца, а именно до разгадки писем матери Труэнта, откроется необязательный срыв покровов в духе «Бойцовского клуба» и «Острова проклятых», но посыл всегда останется неизменным — источником всего безумия является любовь. Плоды любви. И тёмные бездны, что она может породить. Вкупе с тяжёлым психическим расстройством.

Экзистенциализму, так ожидаемого мной, в книге уделено не так много времени, как страху перед темнотой и иррациональным, но эрудированность автора оценят наверное все интересующиеся психологией, философией, наукой, архитектурой, этимологией, мифологией и медициной, поскольку Данилевский охватил очень многое, чтобы заинтересовать практически любого. И вписано всё это в текст довольно гармонично и где-то с иронией, без вызывающего авторского самомнения, как многие могли подумать, навроде «смотрите, какой я умный». Стоит проигнорировать также пафос в отзывах и во вступительной статье, чтобы не относиться к тексту как к распиаренной пустышке.

Если вы любите качественно написанный (психологический) хоррор в первую очередь, а не постмодерн с реализмом (либо, наоборот, вам по духу Берроуз, Паланик и Уэлш, мелькающие в линии Труэнта), вы наверняка оцените в общем и целом язык и идеи, вложенные в текст. А также интересный способ подачи сюжета и раскрытия героев в виде документального и психологического исследования всего и вся от лица выдуманных сторонних критиков. Так точно сымитировать столько разных описательных стилей из нон-фикшена нужно ещё очень постараться. Это необычно и как минимум интересно. Ведь в итоге все герои романа вышли живыми и вызвали сопереживание; лабиринт дома получился пугающе убедительным внутри и снаружи и одним фактом своего возможного существования внушил трепетный ужас. А развязка оказалась возможно одной из самых красивых и удачных в жанре.

Кого эта книга может действительно напугать? Наверное тех, кто похож на жену Нэвидсона и на Труэнта, жертв панических атак и собственных страхов. А также возможно невзыскательного читателя с воображением, не сталкивающегося до этого с ужасами (в сносках есть пара тревожных сцен описания видений смерти в рамках никтофобии и клаустрофобии). Меня же этой книге удалось удивить, и удивить три раза: когда я незаметно заблудился в лабиринте сносок и когда текст начал трансформироваться под сюжет; когда «трусливая» и «глупая» женщина спасла «смелого» и «умного» мужчину; когда нашёл в интернете разгадки символов дома, минотавра, Зампано и его возлюбленной. Впечатляет.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Рик Янси «Монстролог»

StLeorik, 19 апреля 2020 г. 12:55

Кому как, а меня подход Рика Янси к написанию «Монстролога» разочаровал. В предисловии одной из книг он признаётся, что написать про монстров проще, чем про суровую действительность, поэтому он попытался развить тему «человека-зверя» больше, чем всё остальное. Но позвольте, я эти книги приобрёл как раз ради интригующей завязки, аннотации и названия, ради монстров, собственно говоря, и охоты на чудовищ. Вместо этого я, представьте себе, наблюдаю скрупулёзное подражание Дойлю, Блэквуду, Хаггарду и (ба, какая встреча!) Достоевскому, где в сухом остатке остаётся лишь пара оригинальных идей из первой книги.

«Ученик Монстролога» и впрямь вышел отменным (подростковым?) готическим ужастиком, где большую часть текста занимает охота на реальных, опасных и мерзких уродцев. Не одного, не двух, но десятки кровожадных людоедов. Тут вам и викторианский антураж, и подвал-лаборатория безумного учёного, и кладбище, и упыри, и расчленёнка, и старая психиатрическая лечебница, и даже детективная линия с темой человеческой паршивости в наличии. Почти что «Nightmare Creatures». Первая часть окупает себя сполна сочетанием идей, характеров и мрачной атмосферы (короче, советую). Но вот дальше идёт хаотичный набор из клише, штампов и частых отсылок к классике. И ключевое слово здесь «хаотичный», потому что эстетическая целостность цикла, если опираться на гармоничное начало, оказалась безнадёжно испорчена.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Во второй части герои выживают в лесу, а следом пытаются поймать «одержимого» маньяка в большом городе с помощью местной «лиги выдающихся джентльменов»; в третьей путешествуют по тёплым странам в поисках метафорического чудовища и решают политические вопросы; ну а в четвёртой разбираются с итальянской мафией, подростковым взрослением, первой любовью и тщеславием безумного ученого-карьериста (друг с другом в общем).

Для кого-то такое стилистическое разнообразие окажется бесспорным плюсом, но мне это показалось посредственным мистико-приключенческим детективом, в котором не хватает главного — монстров. Во всём своём многообразии и со всеми вытекающими ужасами. Если бы эти романы вышли в начале-середине прошлого столетия, то вопросов не возникало бы. Сегодня же это кажется устаревшим и странным, поскольку динамика уступает место крайне неспешному и предсказуемому развитию сюжета, который с каждой последующей книгой всё дальше отдаляется от фантастики.

Что касается психологизма в хорроре, то он хорош, но только когда не превращается в навязчивую идею и утомительными объёмами не затмевает собой всё остальное. В финальной части сюжет только и крутится вокруг взаимоотношений двух человек (чей конфликт в итоге разрешается довольно обыденно и жалко при всём своём нравоучении), а это уже другой жанр и другая история.

При всём при том стоит упомянуть визитную карточку «Монстролога», его блестящую находку, которая остаётся неизменной на протяжении всех четырёх частей. Это конечно же неподражаемый и несравненный доктор Пеллинор Уортроп, чьи несгибаемые принципы и идеалы, а также далеко идущие амбиции способны провертеть кое на чём не только близких ему людей, но и собственные преступления:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Я — учёный. Я не лезу в ложные споры; и то, что мы не видим фей, танцующих на лужайке, ничего не доказывает — ни их наличия, ни их отсутствия. Факты и доказательства рождают теорию. И теория развивается с появлением новых фактов и доказательств. Три тысячи лет исследований, серьёзного научного наблюдения и сбора материала — я что, должен был плюнуть на всё это и подвергнуть всё это сомнению? В любой критической ситуации должны ли мы отрекаться от здравого смысла и отдаваться на волю основных инстинктов? Люди мы или пугливые газели? Тщательное изучение фактов привело бы любого здравомыслящего и разумного человека к выводу, что меня не в чем винить, что я вёл себя в этом случае благоразумно и терпеливо.»

Высокий, угрюмый, педант, мизантроп, эгоист и циник, а иногда помешанный идиот, умеющий как в чёрный юмор, так и в нелепый абстрактный каламбур, чей острый ум настолько рационален и упрям, что выдаёт мозговыносящие комбинации в спорах и суждениях — ну просто любо дорого смотреть! И здесь, несмотря на все недостатки, я буду вынужден выразить своё почтение и восхищение мистеру Янси за детально проработанный образ самого Монстролога. А также за красивые местами слова и атмосферную первую книгу.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Мервин Пик «Горменгаст»

StLeorik, 6 марта 2020 г. 12:17

Трилогия обманула мои ожидания уже на этапе разглядывания роскошных обложек. Я ожидал пример действительно готической, пусть и нестандартной литературы, с призраками, чудовищами, страшными семейными тайнами и не менее страшными ритуалами, о которых упоминалось в аннотации, а в итоге получил нечто иное. И то, с чем я столкнулся, как ни странно, мне всё равно очень понравилось.

Главное разочарование пришло с пониманием того, что из мистического и фантастического в «Горменгасте» практически ничего нет. Есть только выдуманный замок с гротескными обитателями и описание их странной жизни. То есть по сути это исторические романы, но со многими допущениями и отклонениями, и при этом крайне атмосферно написанные. И если первые две части описывают жизнь королевской семьи, то третья рассказывает о путешествии и взрослении героя. Причём захватывающих событий в том путешествии оказалось гораздо больше, чем в замке. Странно, что многим третья часть нравится меньше, ведь там Титус Гроан находит свою первую любовь (да ещё какую!), а также колоритного друга, который как раз вызывает сопереживание больше прочих. Трагедия с ним поражает до глубины души.

Что касается стиля написания, то он у Пика действительно своеобразен, но впечатляет лишь местами: достаточно вспомнить первые абзацы второй книги, где пафосно описана идея всего «Горменгаста». Неплохо получились и образы героев — зловещий и монструозный повар Свелтер и меланхоличный и обезумевший граф Сепулькревий вышли наиболее яркими. При этом красивые метафоричные сравнения в описании персонажей и замка быстро уступают место театрализованным постановкам различных бытовых сцен, которые Пик раздувает до эпических масштабов.

Во всей трилогии действительно прослеживается литературный оммаж Шекспиру — будто бы наблюдаешь за драматическими судьбами актёров на сцене в дорогих декорациях и костюмах. Чувствуется взгляд талантливого художника-постановщика. Хоть в «Горменгасте» и нет, на мой вкус, кровавых сцен, жертвоприношений и вампиров, но трагичных и вычурно описанных смертей хватает. Так практически никто сейчас не пишет, и поэтому оценить такой изощрённый и творческий подход к написанию можно пожелать каждому поклоннику красивых книг. Особенно в переводе Ильина, у которого и без того достаточно поэтичный образ мыслей.

PS: не ясно, почему Мервин Пик не поменял местами названия первой и второй части. В первой книге Титуса практически нет, а вот знакомство с замком и его обитателями есть. И лишь во второй выходит на передовую уже сам повзрослевший мальчишка.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Тодд Локвуд «Летний дракон»

StLeorik, 2 марта 2020 г. 18:17

Эту книгу могла бы написать Урсула ле Гуин на заре своей славы, будь она сильнее увлечена драконами и китайской философией. Не раз такое чувство возникало при прочтении, и не раз ссылался я к «Гробницам Атуана», к атмосфере неизведанного мира, полного древних тайн. Возможно, Локвуд отдал должное Земноморью, а также всадникам Перна Маккефри, вобрав лучшее из обоих миров. Получилось очень красиво.

Первое, что трогает сердце — это грамотно переданный дух старины, что таится в развалинах древнего города. Исследовать загадки старого мира вместе с главной героиней оказалось даже увлекательнее, чем следить за полётами на драконах и схватками с демонами. Несмотря на малый территориальный масштаб, окружающий мир прописан изящно, подробно и со вкусом. Есть некий романтический шарм в драконятне на скале, окруженной лесом с руинами и горными хребтами с сетью гигантских пещер. Там же сокрыт и монумент из двух сцепившихся драконов, символизирующих местное инь-янь — древнекитайская мудрость тонкой нитью проходит через весь роман, и она же подтолкнет героев к невероятным событиям, которые нарушат спокойствие этого безмятежного мира.

Главная героиня — Майя — другая удачная находка автора, которая впечатляет своей самоотверженной, мечтательной и попечительной натурой. Её преданность драконам сродни любви к котикам и собачкам, чем она и вызывает недюжинное обаяние. А смелые поступки и целеустремлённость превращают её в более чем сильного женского персонажа. Другие герои получились менее приятными, но в достаточной степени убедительными, чтобы можно было с интересом наблюдать за конфликтами, полных мудрых наставлений, споров и заблуждений. В социальном плане Локвуд постарался на славу, особенно в религиозной и «животноводческой» сферах. Из недостатков отмечу лишь злоупотребление обрывчатыми диалогами и грубыми фразами брата Майи, которые, впрочем, быстро меркнут на фоне динамичного повествования и захватывающего финала.

Есть здесь место и для эпических сражений с поистине ужасающими созданиями. Причём ужаснее всего — сама история создания тварей, чья мрачная тайна объединит даже непримиримых религиозных противников. И вместе с тем поднимется вопрос о невежестве и безжалостной жестокости человека, сравнимой с демонической. Однако раскрытие интриги самого главного антагониста автор оставил для продолжения, и кто это будет наверняка — чудовище или человек — ещё предстоит выяснить.

Книга охватывает целый год из жизни драконьих всадников и дарит уникальный опыт эскапизма, по ощущениям схожий с первым погружением в нью-эйдж. Авторские иллюстрации лишь усиливают впечатления от неспешного и расслабляющего созерцания. Но, как и Джеральд Бром, Локвуд оказался не только хорошим художником, но и рассказчиком: тревожные события в пещерах с девушкой, спасающей драконье дитя, надолго оседают в памяти и являются чуть ли не самым ярким, трогательным и эстетически прекрасным моментом истории. Во многом благодаря этому «Летний Дракон» кажется самым упоительным фэнтези-романом о драконах из всех, что я знаю.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Виктор Лаваль «Подменыш»

StLeorik, 12 января 2020 г. 03:24

В полку темнокожих лауреатов престижных премий прибыло. И если бы не все эти упоминания о наградах на обложке, книга оставила бы куда больше впечатлений. Впрочем, о причинах успеха книги у критиков догадаться не сложно — она любезно вынесена в аннотации.

Вот только жаль, что интересные идеи оказались погребены под дотошными описаниями семейного быта невзрачной пары. И не смотрите, что главные герои другого цвета кожи, как и сам автор, и такие прямолинейные простаки. Ведь основной посыл книги в другом: в слепой любви современных родителей (или «новых пап») к ребёнку! Любви убедительной и подробно расписанной на первой сотне страниц, вплоть до наименований подгузников, детского питания и фирмы одежды. Ведь автор не хочет прописывать вызывающий симпатию характер через мысли или диалоги, лучше занудствовать с бесмысленными и бесконечными описаниями работы, встреч и узнаваемых нью-йоркских улиц с магазинами.

Лишь ближе к середине романа начинает появляться какая-то интрига (и единственный «вотэтоповорт» за всю книгу, который вряд ли удивит ценителей жанра), развеивающая скуку от бесконечного монотонного вступления, и ты вспоминаешь, что читаешь ужасы. Хотя подождите-ка... Не ужасы, но семейный триллер, плавно перетекающий в мистический детектив, который в конце превращается в городскую фэнтезийную сказку. И все бы ничего, но при чем здесь, казалось бы, норвежская мифология, поехавшие вооружённые тётки с заброшенного острова и всемогущий хакер, следящий за всеми с фронтальной камеры смартфона?

Ничего не понятно, но очень интересно. Словно рассказ одного из сборников Нила Геймана, раздутый до неприличия.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Джосайя Бэнкрофт «Рука Сфинкса»

StLeorik, 24 июля 2019 г. 14:09

Продолжение сюрреалистической (поначалу) стимпанк-эпопеи про восхождение школьного учителя на Вавилонскую башню ожидаемо оказалось приключенческой историей с воздушными баталиями на дирижаблях, погонями в джунглях и исследованием неизведанной местности. Это не плохо, потому как ещё в первой части был задан вектор дальнейшего развития, когда главный герой был вынужден приостановить поиски своей суженой из-за работы в небесном порту, отчего сюжет принял совершенно другой оборот. После череды открытий с контрастной сменой неожиданного читателю окружения сюжетная линия замедлилась, а главная цель ускользнула от героев ещё дальше. Зато в новой части прояснилась главная идея писателя о сложности и изменчивости в силу различных обстоятельств человеческих отношений, которые по-прежнему описаны очень хорошо.

Внезапно пробудившаяся любовь «великанши» к хрупкой непослушной девочке вызывает улыбку, меж тем как скользкий воришка завоевывает наконец доверие команды и избавляется от некоторых негативных черт. Расположения некоторых добивается и загадочный Сфинкс, чья мудрость и изобретательность подкупают на сотрудничество. А вот с Сенлином и Эдит не все так однозначно. Было интересно наблюдать за очередными изменениями в рассудительном сознании Сенлина под пагубным влиянием башни и его новым жизненным опытом с наркотической зависимостью. Но больше всего заинтриговало его

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
увлечение благородной девицей с механической рукой. Будущее обещает очень горячую интрижку.

В плане окружения Бэнкрофт показывает всего один новый уровень башни (не считая дом Сфинкса) на этот раз, а не три, как ранее, и здесь досадно, что автор не продолжил удивлять чем-то нестандартным и образно сложным, а возобновил линейный экскурс воздухоплавания. К концу книги вопросов становится все меньше, а предсказуемых ответов больше. Башня уже не кажется таинственным и величественным чудом света, погрязшим в пороках. Теперь это место для революционных движений и хитрых политических игр, а конкретно в «Руке Сфинкса» — для пиратства и опасных погонь.

И всё же данная книга по-своему очень увлекательна и не лишена динамики в первой своей половине и середине, а также некоторых откровений во второй. Логово Сфинкса удивляет своим сложным устройством и механическими изобретениями, а Шелковые сады — наличием опасных и хитрых противников. Поэтому любители приключенческой и стимпанк направленностей должны остаться довольными — блестяще выписанный экзотический антураж башни по-прежнему наличествует и захватывает дух.

Следующая же часть обещает очередной кольцевой удел и множество испытаний, организованных Сфинксом и мятежными рабами, а также испытание на верность и доказательства истинной любви. И конечно же нас ждёт ещё больше утопической философии башни и разрушение её иллюзий в борьбе за правду. Нас ждёт король ходов.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Джонатан Вуд «Золото дураков»

StLeorik, 26 марта 2019 г. 19:49

Возможно, это самая развесёлая книга в серии «Звёзды новой фэнтези», потому как здесь и вправду оказался гибрид друзей Оушена (из-за банды воров со своими принципами), стражей Галактики (из-за разношёрстной комичной компании) и Хоббита (из-за расхищения драконьего золота). А начинается эта увлекательная история с трусливого фермера, который оказывается в банде двух харизматичных наёмников и ненароком подкидывает им идею с самоубийственным планом по ограблению. Естественно, план идёт в тартарары, и начинается полное безумие, треш, хаос и веселье.

Динамика повествования затягивает уже с первых глав и не отпускает до самого конца, держа в напряжении и лёгком авантюрном кураже, в котором пребывают главные герои. Мы увидим битвы аж с семью драконами, создание избранного героя беспросветным пьянчугой и толпу балванов, следующую за ним, а также эпическое сражение с многотысячной армией в финале возле вражеского логова, как и подобает классической героике. То есть книга развлекает на все сто.

А ещё здесь полно того самого пресловутого юмора, который многих отталкивает, и очень жаль, что он является определяющим фактором при оценке произведения. Шутят здесь много, шутят все, но это нисколько не надоедает и не раздражает (разве что некоторые неудачные находки переводчика), ведь шутят убедительно и в рамках своей профессии. То есть грязно, пошло, низко, как и подобает наёмникам и простому крестьянскому люду. Хватает здесь и авторской иронии на пратчеттовский манер, где высмеивают и драконью алчность с нарциссизмом, и наивность добряков и верующих, и красивые мечты жестоких головорезов... Достаётся всем и почти в каждой главе! Отдельного внимания стоят комичные названия глав, как нельзя лучше передающие эмоции от происходящего, а иногда в шутку события обыгрывающие.

Особенно порадовало то, как убедительно прописал автор героев — они кажутся живыми за счёт постоянных подколок и саркастичных насмешек, которые те выкидывают в адрес друг друга. В похожем романе «Короли Жути» Имса не хватает именно этого, ведь здоровенные мужики военной и разбойничьей профессий без чувства юмора как без рук. И чёрт с ним, что ругательства во многом примитивны, а шутки без тонкой остроты! Главное, что герои выражают эмоции с душой, каждый на свой манер, и зачастую это выглядит задорно, нелепо и смешно во время споров или взаимоунижений. Так, что проникаешься даже к кому-то симпатией.

Так что если вы не особо придирчивы к юмору, вам нравится ламповая атмосфера героического фэнтези с драконами и нравится плутовское и безрассудное озорство, то милости просим в мир Драконьих владык. Море фэнтезийного драйва обеспечено. Вдобавок, эта первая часть трилогии читается как полноценное законченное произведение, не требующее продолжения.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Чайна Мьевиль «Переписчик»

StLeorik, 8 марта 2019 г. 12:52

В этой трагичной повести смешиваются несколько стилей, вместе сотворяющих один странный, атмосферный и образный, так свойственный Мьевилю литературный спектакль, полный множества исторических отсылок. Здесь есть аллюзии на вторую мировую, на нацистов и учёт евреев, есть упаднический (скорее всего французский) городок, оставленный вояками и пребывающий в мрачном напряжении, есть лёгкий налёт стимпанка, а также законченная трагедия одной семьи... И подано это всё настолько загадочно и таинственно, что впечатляешься изысканным стилем, так красиво показывающим этот жестокий мир глазами ребёнка. Даже не так — мир неясных воспоминаний из детства, невероятно точно переданный на бумаге. Невероятно атмосферно и стильно.

Мьевиль здесь как никогда оказался близок к созданию первоклассного семейного триллера, передающего максимально точно ощущения страха наивного ребёнка, однако он пошёл по своей протаренной стезе и выдал нечто другое, но понятное любому читателю. У истории есть достойная развязка, в которой фигурирует тот самый «спаситель» из названия, та самая тревожная надежда, о которой упоминали с опаской, и я искренне рад такой версии разрешения основных событий. В конце же остаётся только один неприятный осадок — от зловещей ямы, где оказались погребены все самые тяжёлые детские воспоминания... Разбитые мечты о возможной счастливой жизни.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь»

StLeorik, 27 февраля 2019 г. 18:41

«В каждом сердце — дверь» — увлекательная история, ярко и кратко отразившая суть проблемы эскапизма. Из множества произведений, связанных с трудными детьми и побегом от реальности, эта отличилась наибольшей концентрацией социальных подростковых проблем. Всего на 200 страницах нам успевают раскрыть достоверные портреты харизматичных подростков и показать, отчего они такие странные и почему их не понимают.

События развиваются в очередной школе для «не таких как все», где живут и обучаются дети, которым в определённый момент открылись двери в иной мир. Вернувшись к родным и поведав о своих трипах, они сталкиваются с непониманием и родительским страхом, после чего оказываются в уютном заведении Элеанор Уэст — эксцентричной пожилой дамы, остающимся вечным ребёнком...

Так вот эту школу можно метафорически рассматривать как интернат, детдом, псих. больницу, реабилитационный центр и т.п., которая работает по своим правилам и где присутствует своя магия. Тем, кому «Дом, в котором...» мог показаться бесконечно затянутым и лишённым смысла, наверняка понравится это. Здесь прямо в лоб поясняют за странное поведение, которое не приемлют сверстники и родители и за сложность выбора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Слово «домой» употреблялось в школе в двух значениях, в зависимости от интонации. Это было величайшее счастье. Это было худшее, что могло случиться с любым из них. Это означало — домой, в тот мир, который понимает тебя так хорошо, что сам дотянулся до тебя через другие реальности и заявил на тебя свои исключительные права. Это же означало — домой, в семью, к тем людям, которые хотят тебя любить, хотят тебе добра и безопасности, но так мало тебя знают, что ничего, кроме боли, причинить не способны. Слово это было таким же двойственным, как сами двери: поманив к себе, они могли изменить жизнь, а могли разрушить. Открывай, входи — и увидишь.»

Персонажи в повести получились на удивление живыми и разными, среди которых особенно радует (или отталкивает) циничная и хладнокровная подружка главной героини Джек, которая может и в объективный психологический самоанализ:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«У нас есть веская причина, чтобы общаться только друг с другом, — скованно проговорила Джек и покрепче ухватила Лориэль за плечи. — Большинство из вас имели дело с единорогами и туманными лугами. А у нас были Пустоши, и, если бы туда и забрёл какой-нибудь единорог, он бы, скорее всего, питался человечиной. Мы быстро поняли, что рассказывать другим о наших приключениях — значит оттолкнуть от себя всех, а тут все социальные связи как раз и держатся на рассказах о своих приключениях. О дверях и о том, что было после того, как мы их открыли.»

И в контекстный юмор:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В общем ясно, что вам двоим... — Джек указала на Нэнси, стягивающую перчатки, — ...суждено быть вместе. Если не сможете найти свои двери, тогда поженитесь и родите новое поколение детей-попаданцев в миры ужастиков.

У Кристофера покраснели щеки. А у Нэнси нет. Наконец-то.»

И общая идея передена как нельзя лучше. Кажется, Макгвайр собрала самые важные вещи из подобной тематики. Тема поиска себя, самоопределения и неопределённости хорошо показана через главную героиню, для которой важнее остаться собой, чем влиться в «нормальный» мир и стать тем, кем от неё хотят. И вот тут как раз заметен острый посыл про неприятие и непонимание со стороны родных и близких, отчего зачастую рушатся семейные отношения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Она не могла даже радоваться предстоящей встрече. Пока она жила среди мертвых, она часто думала о том, что делают сейчас ее родные, скучают ли по ней. Теперь она думала только о том, оставят ли они ее когда-нибудь в покое.»

Повесть получилась увлекательнее, чем её премированный конкурент «Среди Других» Уолтон, где больше бессмысленной псевдобиографичности, чем исследования внутренней трагедии. Хоть здесь и нет близких сердцу отсылок к классике фантастики, зато нет и нескончаемо долгих монологов о том, как прошёл день, что героиня кушала, читала и т.п. История вышла динамичной, цельной, где-то таинственной и жуткой, но в целом грустной, хоть и с обнадёживающим для главной героини финалом. А ещё это отчасти вампирская история, что не может не радовать мою вампиролюбивую чёрную душонку.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Стив Резник Тем «Домашнее вино»

StLeorik, 11 января 2019 г. 00:58

Забавно, но одним из лучших эстетских рассказов про вампиров оказалась растянутая аллегория на тему «семья все соки из меня выпила», то есть история о силе жертвенности во имя любви. И впечатляет здесь не сама идея о помощи близким, а нетривиальная подача вампиризма, как тяжёлой болезни наподобие лейкемии.

Столь болезненное описание медленной смерти давит глубокой печалью и осенней хандрой, как тревожное чувство перед неминуемой гибелью. Распад и увядание чувствуются во всём, но не так страшен уход за безнадёжно больными, как грядущее одиночество души и её призрачное угасание в обескровленном сердце. Однажды дом опустеет, и кормить будет некого...

Меланхолично, трогательно и ужасающе правдоподобно!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Патрик Ротфусс «Имя ветра»

StLeorik, 10 января 2019 г. 15:36

Опираясь на мнение нескольких сотен тысяч (!) человек, выбирал я как-то раз, что бы такое почитать, чтобы наверняка не промахнуться в выборе. И вот, за просмотром рейтинга лучшей эпик-фэнтези популярнейшего книжного сайта goodreads, наткнулся я на Патрика Ротфусса и испытал лёгкий культурный шок. Первый после Толкина, Мартина и Роулинг, и первый среди лучшей фэнтези 21-го века! Тут автор вызвал у меня (и не только) когнитивный диссонанс. Как, при всего двух толстых книжках и одной новелле с явными недостатками, автор сумел вызвать любовь и признательность стольких людей? Естественно, мне стало любопытно, и я это прочитал. Предварительно просмотрев отзывы и согласившись со всей критикой, я всё равно это прочитал и просто выпал в осадок...

Как оказалось, эта книга выдерживает лишь поверхностные сравнения с Толкином и Роулинг. Самыми близкими по манере исполнения будут Робин Хобб, Питер Бигл, Лев Толстой и Тэд Уильямс. И если какое-то подобие волшебной школы здесь имеется, то об эпике лишь одно мимолётное упоминание. Это самое что ни на есть приключенческое героическое фэнтези о становлении героя, с классическим линейным сюжетом, напрашивающимся на сравнения с чем угодно. Другое дело подача и форма, с которыми у Патрика Ротфусса как раз нет никаких проблем. Уж многолетняя ли редактура и образование поспособствовали прекрасному слогу, но стиль написания располагает к себе с первых строк, показывая автора не только как проницательного и глубокомысленного рассказчика, но и как близкого друга. Ротфусс легко втирается в доверие, и в этом его главное писательское преимущество.

И во многом благодаря многословности автор выдерживает такой завлекающий стиль написания. Однако многословность порождает и недостатки романа, в котором на 300 страниц текста практически ничего не происходит. Вернее, происходит, но с подробным раскрытием чувств и эмоций персонажа. Поскупившись на описание мироустройства и продвижение основной сюжетной линии, автор уделяет время

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бродяжничеству юного Квоута-лютниста среди городских трущоб, тяжбам университетской жизни, поиску денег, санта-барбаре и лишь в самом конце случайной схватке с огнедышащим ящером.

Помимо пострадавшей динамики в романе хватает и странностей. Быстро срастающиеся кости и заживающие раны у избитого ребёнка сочтём за излишки авторской фантазии, так и быть. Везучесть также списываем со счетов, так как автор вспоминает иногда о слабостях героя и пытается соблюсти какой-никакой баланс. Но вот помощник Квоута-трактирщика просто вершина обжигающих фантазий. Настолько манерный и легкомысленный пай-мальчик, бегающий по девушкам, но который, цитирую,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«наблюдает за спящим Квоутом, касается его руки и убирает прядь волос со лба»,
несколько сбивает с толку своим поведением. Если за личиной этого фантастического альтруиста прячется мама Квоута (или трогательнейшая история о спасении и дружбе), тогда это многое объясняет. Ненавистный обидчик Квоута в Академии стоит отдельных слов: этот местный «тролль» явно телепортировался из нашего измерения, чтобы продемонстрировать образ типичного задиры из американской футбольной команды. Не говоря о местной даме сердца, которая,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
несмотря на своё холодное поведение, будучи хитрой и зависимой от богатых мужчин,
вызывает сильную симпатию у нашего героя. При этом Ротфусс вешает ему на шею других девушек, подчёркивая
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
слепоту героя к горячему дыханию, нежным объятиям и предложению остаться на ночь.
Такой верности своей любви можно только позавидовать. Как жаль (нет), что во второй книге Квоут
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
проиграет в борьбе с соблазном.

Чрезмерная натуралистичность характеров у Ротфусса бросается в глаза, мы верим и переживаем, вспоминая собственные студенческие годы. Отсюда вытекают и слабости романа, ловушки, которые автор ненароком расставил сам себе. Да, это фэнтези, где возможно всё, но это не отменяет адекватности происходящего в романе по меркам естественной жизни. Такое ощущение, что Ротфусс временами забывает, что он описывает околосредневековую жизнь, отчего роман в итоге складывается из каких-то противоречий, поочередно вызывающих недоумение и восхищение.

И на первый взгляд может показаться, что книга не достойна такого широкого внимания. Это посредственный мир, который ничем не выделяется, и простой сюжет, который не предлагает особой смысловой нагрузки. Это неправдоподобные и очень везучие герои. Это бесконечное топтание на месте и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«обугленное тело Господне!»
словоблудие... Но с другой стороны, это также чудесный мир, который богат на детали и эмоции. Это образный язык, пестрящий метафорами. Это обаятельный герой, восторгающий романтичной душой поэта, вместе с которым переживаешь каждый его день со всеми невзгодами и лишениями. Это трогательные слова и мысли, вторящие вашим. Это дань ролевым играм, где мы следим за постепенным развитием героя. И наконец, это трепетное погружение в чувства музыканта, ведь «Имя ветра» в первую очередь в общем-то о музыке и погоне за мечтой.

Это удивительная книга, которая вызывает бурю противоречивых эмоций, которую одновременно любишь и ненавидишь, но которая непременно очаровывает выразительностью мысли умного и доброго рассказчика. А самое главное — это очень живая книга, которая способна увлечь историей, далёкой от ваших вкусов, но близкой к уже знакомым ощущениям, пережитыми вами в реальной жизни. Таково мастерство исполнения, раскрывающее всю красоту фантазии в незначительных тонкостях чувственного и ассоциативного восприятия.

Оценка: 7
⇑ Наверх