Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 октября 2022 г. 17:39

Выход четвёртой "Матрицы" вызвал у зрителей шквал эмоций, причём преимущественно отнюдь не восторженных. Особенно много вопросов вызывают экшен-сцены, которые выглядят, мягко говоря, не очень убедительно и зрелищно. Прозвучали даже подозрения, что Лана Вачовски специально сняла фильм абы как и при этом потроллила боссов студии Warner Bros, чтобы у них навсегда пропало желание предпринимать попытки дальше развивать франшизу. Это предположение возникло отнюдь не на пустом месте, ведь на протяжении всего фильма рассыпаны подсказки, которые наталкивают именно на такую мысль. Но насколько правильно интерпретировать их именно так?

Ответить на этот вопрос я попробую, проанализировав несколько первых сцен "Матрицы: Воскрешения". Дело в том, что привычку закладывать в самое начало фильма важные фразы и пасхалки, определяющие всё дальнейшее действие, Вачовские завели ещё со времен первой "Матрицы". Как ковер в квартире у Лебовски, задававший тон всей комнате, открывающие сцены здесь задают тон всему фильму.

Чтобы не быть голословным, давайте вспомним те самые ключевые фразы и пасхалки из первой части.

Во-первых это фраза: "Wake up, Neo. The Matrix has you". Или "Проснись, Нео. Матрица имеет тебя" (или "Матрица владеет тобой", "Ты принадлежишь Матрице" и т. д.). Тут в нескольких словах заложен весь дальнейший конфликт, который крутится вокруг того, что главный герой находится в плену у Системы и при этом спит. Здесь же заложен призыв проснуться — как в буквальном, так и в метафорическом стиле. Интересно, что к духовному пробуждению так или иначе призывают многие мировые религии (как минимум христианство и буддизм), и такой подтекст тоже заложен в этой фразе.

Во-вторых, реплика Чои: "Ты меня спас. Ты мой личный Иисус Христос <...> Этого никогда не было. Ты не существуешь". Тут прямо с ходу и в лоб дают понять, что Нео в этой истории ассоциируется с Иисусом. Которому тоже суждено будет умереть за человечество и воскреснуть. А вторая часть реплики отсылает к буддизму, пусть это и не так очевидно. Дело в том, что эта религия строится вокруг идеи освобождения от страданий, а источником всякого страдания считает веру в собственное "я". Главная задача буддистов — эту веру ниспровергнуть. Еще в соответствии с воззрениями буддистской философской системы Йогачара, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления и внешний мир за пределами сознания — ложные, нереальные. Тема иллюзий вообще занимает важное место у буддистов. Таким образом, братья Вачовски двумя короткими фразами дали понять, что в дальнейшем будет много христианских и буддистских подтекстов.

Есть там и визуальные подсказки. В виде книги Жана Бодрийяра "Симулякры и симуляция" и татуировки белого кролика, которая отсылает к "Алисе в стране чудес" Льюиса Кэррола. То есть, внимательному зрителю желательно держать открытыми не только уши, но и глаза.

А как обстоят дела с "Матрицей: Воскрешением"? Какие важные слова нам говорят и какие смыслообразующие образы показывают в самом начале?

На мой взгляд, к одной из задающих тон можно отнести фразу Багз, которую та говорит на 5-ой минуте: "Maybe this isn't a story we think it is"? Или: "Может быть, это не та история, о которой мы думаем"?

И тут важен контекст, обстоятельства при которых она произносится. А произносится она в тот момент, когда Багз вместе со своим боевым товарищем Секом издалека наблюдают за схваткой между местной Тринити и Агентами, отсылающей к завязке первого фильма. Там Тринити смогла благополучно скрыться, здесь же преследователям удаётся её поймать. Это явно не то развитие событий, которого ожидала Багз. Да и сама Тринити выглядит как-то по-другому, Агенты выглядят немного по-другому и вообще всё немного по-другому. Но даже в этом контексте ее слова нам пока мало о чём говорят. Давайте вспоминать, что происходило дальше.

А дальше начинаются еще более странные вещи. Синеволосая девушка шлёпается в самую гущу схватки и переключает всё внимание защитников Системы на себя. Завязывается погоня с перестрелкой, во время которой полицейские палят из автоматов, при этом демонстрируя меткость уровня имперских штурмовиков из Звёздных Войн. Беглянка, в свою очередь, даже не пытается прятаться за укрытиями, а открывает ответный огонь буквально на открытой площадке. Целься, не хочу. Всё это безобразие сопровождается беготнёй туда-сюда на фоне вывески "Sabor a mierda", которая с испанского буквально переводится как "Вкус дерьма".

Дальше-больше. Багз прыгает с крыши, при падении цепляется за вывеску "Anderson's" и пятой точкой сбивает прикрепленную сбоку неоновую надпись "Для тех, кто любит есть дерьмо" ("For those who love to eat shit"). Надпись падает на землю и разбивается вдребезги...

О! Сколько шуму вокруг этих нескольких надписей! С каким удовольствием их обсуждают в комментах и на форумах! Больше всего внимания уделяется, конечно же, тем, что связаны с фекальной темой. Зрители, которым "Матрица: Воскрешение" не понравилась, с превеликой охотой приводят их в качестве аргумента. Дескать, смотрите, Лана Вачовская специально зафакапила фильм и прямо намекает об этом здесь. Мол, кино — говно, а все смотрящие его — копрофаги. Например, именно такой точки зрения придерживается ютуб-канал ЧБУ в своём ролике о четвёртой части "Матрицы", где перечислены все наиболее типичные аргументы тех, кому она решительно не зашла.

Но теория, что Лана Вачовски считает собственный фильм говном, выведенная из этих двух надписей, выглядит натягиванием совы на глобус. Она не учитывает весь прочий контекст. Хотя бы ту самую третью надпись: "Anderson's".

Не нужно быть фанатом Матрицы, чтобы вспомнить, что Андерсон — это фамилия главного героя всей саги. Во всяком случае, так он себя называл до того как пробудился. Чуть позже вывеску "Anderson's" покажут ещё раз, в тот момент, когда геймдизайнер Томас Андерсон заходит в созданную им симуляцию. При этом особо ярко говорят три буквы: "E" "O" и "N". Несложно догадаться, что это анаграмма имени "Нео". С другой стороны, можно прочитать их и буквально, как "Эон". Такое прочтение тоже имеет право на жизнь: у древних греков Эоном называли бога, который олицетворял вечность, а у последователей философии гностицизма эонами назывались духовные существа, похожие на ангелов — эманации Бога. (Спасибо Zangezi за наводку на такую трактовку.)

Чтобы совсем не возникало вопросов, на кого здесь намекается, на стену дома рядом с горящими буквами проецируется огромная тень Томаса Андерсона. Разумеется, вывески "For those who love to eat shit" здесь уже нет и в помине.

Думаю, более правильным здесь будет обратить внимание, что Багз как раз-таки именно сбивает надпись "Для тех, кто любит есть дерьмо", оставив для всеобщего обозрения лишь "Anderson's" со всеми возможными подтекстами. То есть, тут важнее не сам факт показа надписи, а действие, которое с ним происходит. Этим самым Лана Вачовски словно намекает нам, что главное в четвёртом фильме — не "дерьмо", а история главного героя, то есть Нео.

Учитывая, как из рук вон плохо сделаны большинство экшен-сцен фильме, рискну предположить, что именно они и являются этим самым "дерьмом". Перестрелка в офисе компании Ex Machina выглядит скорее карикатурно, чем эпично, несмотря на то, что ссылается на знаменитую сцену с расстрелом охраны небоскрёба из первой части. (Если хочешь выжить в перестрелке против толпы спецназа в тесном помещении, обставленном мебелью, то самое лучшее что можно сделать — это запрыгнуть на стол!) Участники обсуждения четвертой части игры про Матрицу, которые топят за революционный экшен и "bullet-time", показаны с максимальной иронией. Драка с изгоями под забавные причитания Меровингена, изрыгающего проклятия в стиле "раньше всё было лучше", смотрится и вовсе как издёвка над эталонным кунг-фу из первых трёх частей "Матрицы".

Точно также как и причитания Меровингена, надписи "Sabor a mierda" и "For those who love to eat shit" — это скорее высмеивание самой концепции экшен-сцен конкретно в этом фильме. Эдакое подтрунивание над зрителем, который пришёл на сеанс исключительно ради эффектных драк и перестрелок. И заодно попытка выйти за пределы установленных ранее рамок и правил, заложенных Трилогией. Мол, ребята, это кино не про драки, это кино про Нео и его любовь.

При таком прочтении становится более понятным и посыл фразы Багз, обращенный к зрителю: "Может быть, это не та история, о которой мы думаем". Вроде как все привычные маркеры франшизы присутствуют, но акцент сделан на другом. В этом и заключает посыл: ведь "Матрица — она всегда была про выход за рамки дозволенного, про бунт против правил и установок, про преодоление ограничений и выход на новые горизонты. Ирония ситуации заключается в том, что на этот раз она бунтует против правил, которые некогда установила сама для себя. Ведь как мы привыкли воспринимать "правильную" Матрицу? Её непременными атрибутами непременно должны быть: безупречный экшен, стильные кожаные одежды, эпичность конфликта, оружие, много оружия и пафос, тонны пафоса. Ах да, чуть не забыл: ещё зелёный цветокор. Как можно без него?

Тут очень даже в тему сцена обсуждения творческой командой компании Deus Machina о том, какой должна быть игра Матрица IV. В то время как одни топят за то, чтобы она произвела революцию в экшене, а другие — за то, что она должна быть сверхзаумной ("порно для мозга"), герой Киану Ривза просто сидит в сторонке и всем своим видом даёт понять, что ему всё это сто лет не упало. Потому что он хочет простого человеческого счастья. И Тринити. И летать. А не вот это вот всё. Точно так же и "Матрица: Воскрешение" — хочет быть более простой и камерной историей, чем её предшественники. Беготня с пострелушками здесь второстепенны и подаются словно нехотя, с издёвкой. Дескать, хотели? Нате, получите. Но потом не жалуйтесь, ибо мы вас предупредили.

В своём четвёртом киновоплощении "Матрица" попыталась стать другой. Поэтому и Морфеус другой. Эдакий гибрид Джа-Джа-Бинкса с Капитаном Джеком Воробьём. И Меровинген карикатурный. И экшен, реализованный по принципу "чтобы был". Именно поэтому Багз и говорит в самом начале: "Может быть, это не та история, о которой мы думаем". Её догадка — это первая мысль-зёрнышко, которое должно упасть в голову зрителя. И потом прорасти. А весь фильм — своего рода призыв выйти за рамки привычного опыта и установленных границ.

Ведь это именно то, чему "Матрица" учила нас всегда.

Помните легендарную цитату из ТОГО САМОГО фильма?

"Я знаю, вы боитесь: боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем все кончится. Я скажу лишь, с чего начнется. Сейчас я повешу трубку, и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Покажу им мир без вас: мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно всё".


Статья написана 3 апреля 2022 г. 18:18

Что ж, вот и вышла четвёртая Матрица. Для исследования появился сразу целый ворох нового материала. А это значит, что пора возродить мою авторскую страницу. Мыслей относительно увиденного у меня в голове роется предостаточно, и даже пока непонятно, как их все толком оформить. Поэтому буду делиться ими постепенно.

А начну ка я пожалуй даже не со своих мыслей. Дело в том, что тут уже и без меня много добрых людей заморочились, провели кучу собственных исследований и нашли в "Матрице: Воскрешении" много чего интересного. Я поизучал, что говорят о ней на Ютубе, и собрал наиболее интересные и информативные видео в эту подборку. Сразу оговорюсь — в нее попали только те видео, авторы которых делятся именно ИНФОРМАЦИЕЙ относительно того, как устроено это кино, из чего оно состоит и о чём, по их мнению, рассказывает. Хейтерских обзоров, поливающих четвёртый фильм говном, вы здесь не увидите. На просторе интернета таковых полно, находятся они очень просто, сделать это не составит никакого труда.

Итак, пока я буду рожать собственные рассуждения, рекомендую пока ознакомиться со следующими видосами:

1. Cut The Crap. Вы это не заметили в фильме Матрица 4: Воскрешение

Начать изучение "Матрицы: Воскрешение" советую с ролика знаменитого российского ютубера Котокраба, он же Cut The Crap. Чувак сделал невероятно полезное дело, разобрав спрятанные в кино пасхалки и отсылки: надписи, названия книг, фигурки, статуэтки, говорящие имена и так далее. Среди них есть как просто интересные факты, так и моменты, которые помогают пролить свет на авторский замысел. Что означает ИО — название скрытого города, в котором прячутся живущие в мире и согласии люди и машины? Какие актёры выступали в качестве "скинов" Нео и Тринити, скрывавших их истинный облик в Матрице? Какие книги стоят на полках у Аналитика?.. Я снимаю шляпу перед Котокрабом за тот титанический труд, что он проделал. Да, он нашёл не всё, и не со всеми его интерпретациями можно согласиться. Но он нарыл огромный пласт информации, основу для изучения, без которой вникнуть в четвертую "Матрицу" будет невероятно сложно. Спасибо ему за то, что он среди первых собрал так много, и в одном месте.

2. Rocketman. Матрица: Воскрешение под другим углом. Детальный разбор фильма Ланы Вачовски. Матрица 4

RocketMan — блестящий рассказчик и раскладыватель смыслов фантастики по полочкам. Некогда его блог специализировался на разборах "Дюны", начинался он с препарирования "Твин Пикса", а за время своего существования успел пробежаться по нескольким десяткам фантастических произведений. Каждый его выпуск — это увлекательная мини-лекция. Не стало исключением и видео про "Матрицу: Воскрешение". Со свойственной ему вежливостью и тактом, RocketMan не стал концентрироваться на недостатках фильма. Мол, я о них знаю, давайте лучше поговорим о затронутых в нем темах. Собственно именно этим он и занимается на протяжении почти 50 минут: рассказывает, как в четвёртом фильме про Нео различные хитроумные метафоры и брошенные как будто невзначай фразы критикуют сегодняшнюю реальность и говорят о Вечном.


3. light.in.mist. Чем хороша "Матрица: Воскрешение"

Еще один разбор полётов. На этот раз — максимально дружелюбный к сабжу. По структуре — очень похожий на предыдущее объясняющее видео. Как и RocketMan, его автор пробегается по основным вехам сюжета и делится своими соображениями по поводу того, чтобы это всё могло значить. Разница между ними, пожалуй, в стилистике. Если RocketMan на протяжении всего рассказа остается беспристрастным лектором, то автор этого видео — эдакий парень из соседнего подъезда: с шуточками да прибауточками. Кроме того, он не боится признаться, что "Матрица: Революция" ему понравилась. Причём, насколько я понял, создал его не профессиональный блогер, а какой-то музыкант. Главной метафорой фильма он считает клубнику, и по ходу дела объясняет — почему.

4. Канал ЧТД. Матрица 4. Воскрешение. Полный обзор фильма

Следующий автор успел уже выпустить целую серию роликов о "Матрице: Воскрешение". Их у него уже с почти десяток. Сложно выделить среди них какой-то один главный, поэтому предлагаю ознакомиться сразу с двумя, которые тематически ближе всего связаны с разбором четвёртой части. Автор канала копает весьма глубоко, он в курсе проблем, возникающих из-за переводов, и даже подготовил свою версию субтитров для Трилогии. По его мнению, критические неточности есть и в переводе четвертого фильма. Еще мне понравилось, как он разобрал образ нового Морфеуса и Аналитика. Не со всеми его выводами и интерпретациями я согласен, но нельзя не признать, что рассуждает он интересно. Если вам понравился ход его мыслей, то можете пробежаться по его блогу и посмотреть прочие видео, где он разбирает другие аспекты Матрицы.

5. МЕТР. МАТРИЦА 4 ВОСКРЕШЕНИЕ — ГЛАВНАЯ ИДЕЯ ВАЧОВСКИ (+ разбор концовки и тайного смысла)

"Матрица: Воскрешение" — как манифест художника, который стремится к творческой свободе. Самый короткий ролик в этой подборке. Но размер, как известно, не имеет значения. Мысль доносится чётко и увлекательно, а что ещё нужно для полного счастья?

6. Каро Арт. «Матрица» обсуждение с Антоном Долиным

Не совсем обзор и совсем не разбор, а просто беседа между известным критиком Антоном Долиным и зрителями сразу после премьеры фильма. Мнения посмотревших ожидаемо разделились: кому-то картина категорически не понравилась, другие остались в восторге. Сам критик не раскладывает кино на составляющие и не пытается прилепить ему звание шедевра. Он предлагает относиться к четвёртой Матрице как к искреннему и самобытному авторскому кино, для которого характерно свое мироощущение и свой особый киноязык.

7. Макс Белоусов. 18+ Матрица 4 Обзор Фильма — Скрытый смысл Ланы Вачовски который не поняли

Долго думал, добавлять ли или не добавлять это видео в подборку. А потом всё-таки решил: хай будет. Для полноты картины. Суть в чём. Его автор предлагает рассматривать "Матрицу: Воскрешение" как один большой прикол, анекдот, меташутку. "Это один большой фак всему, что сейчас происходит". По его мнению, фильм специально снят в такой несерьезной манере, а местами как будто и вовсе непрофессионально, чтобы высмеять окружающую нас реальность. Рассуждения его весьма любопытны и подкреплены интересными примерами. Правда, в отличие от предельно вежливых Рокетмэна и Антона Долина, создатель этого видео не стесняется крепких выражений, и его манера излагать свои мысли понравится далеко не каждому. Может и покоробить. Думаю, это заметно уже по обложке ролика. :-) Впрочем, если у вас нет проблем с этим, рекомендую к просмотру.

Вот, пожалуй, и все наиболее крутые ролики о сабже, которые я нашёл на YouTube к настоящему моменту. Эдакий базовый набор начинающего исследователя "Матрицы: Воскрешения". Если вы видели что-то ещё заслуживающее внимания — предлагайте в комментах. Добавлю в общий список, если там и впрямь будет что-то хорошее, обстоятельное и новое.


Статья написана 27 сентября 2021 г. 14:55

Делюсь ещё одним своим наблюдением во время просмотра тизеров и первого трейлера к четвёртой Матрице. По традиции — не буду пересказывать выводы других русскоязычных блогеров, а сделаю акцент на том, о чем они не говорят. Пока что. А не замечают они настолько крупный элемент мира Матрицы, что его впору считать отдельным персонажем.

Речь идёт о Солнце. Обратите внимание, как часто в новой Матрице его показывают. Солнца в промо-материалах не просто очень много, а неприлично много. В первых трёх фильмах наше светило продемонстрировали ровно два раза (и оба раза в Матрице: Революции), а здесь оно присутствует чуть ли не в половине кадров, когда действие происходит днем и на открытой местности. Оно заливает своими лучами город, освещает Нео с Тринити, имеется в сцене тренировки Нео с Морфеусом и чуть ли не требует, чтобы мы уделили ему внимание. Казалось бы — зачем?

Тут стоит вспомнить мою догадку, которую я высказал более 10 лет назад в своей авторской колонке на Фантлабе, когда разбирал символику третьей части. Тогда я предположил, что Солнце является одним из источников сверхспособностей Нео, эдаким проводником или генератором его великой силы. Позже эта мысль была раскрыта более широко в видеоролике, которым я делился здесь же на форуме, и за который отхватил изрядную долю критики. Но вот грядет четвертый фильм, и то, что показали в трейлере, лишь лишний раз подчеркивают мои мысли, высказанные ранее. Поскольку у Вачовски очень важно не только то, ЧТО показано, но и КАК показано.

Судите сами. В одной из сцен мы наблюдаем, как герой Киану Ривза смотрит на небо, прикрывшись от слепящих лучей Солнца рукой. На первый взгляд кажется, что нам хотят показать в первую очередь стаю птиц, которые летят как-то странно. Но вместе с тем, большой акцент делается и на самом Солнце. А еще можно заметить, как оно словно "прорывается" сквозь пальцы Нео, как бы независимо от его желания.

В другой сцене можно увидеть, как Нео берёт за руку Тринити. Оператор выбирает ракурс таким образом, чтобы было видно, как за ними светит Солнце, словно осве(я)щая их союз.

Звучит неубедительно? А как вам такое? Нео дерется с Морфеусом в додзё, в то время как где-то на заднем плане маячит Солнце. В какой-то момент Избранный использует суперсилу, которая отбрасывает Морфеуса, а камера смещается таким образом, что создается впечатление будто бы он приготовился метнуть файрболл, исходящий из его рук.

Тут же сменяется план, и мы видим как додзё разлетается на части, а внутри его словно образовывается огромный огненный шар. Но на самом деле скорее всего это просто отражение в воде от уже парящего в небе Солнца. Ранее его уже показывали, только с другого ракурса. Просто на этот раз камера смещена под таким углом, что кажется будто бы взрыв происходит изнутри.

Или он и в самом деле происходит изнутри?

Вернёмся к Нео с Тринити. Есть сцена, в которой видно, что от их ладоней исходит свет, когда они держатся за руки. Это какая-то новая их способность, раньше её не показывали. Сначала я подумал, что это тоже такая хитрая игра с ракурсами, но здесь действие явно происходит в закрытом помещении, и на заднем плане никакого солнечного света не видно.

А вот здесь уже поинтереснее. Нео на пару с кем-то ещё создаёт вспышку света в сочетании с энергетической волной, от которых все окружающие разлетаются в стороны словно кегли. Второй человек стоит к нам спиной, но по причёске и куртке несложно догадаться, что это Тринити. Кстати, очень похоже, что действие здесь происходит ночью, и тут уже никаких сомнений быть не может, что свет исходит конкретно от Нео с Тринити, а не откуда-то ещё.

Итак, какой вывод напрашивается из этих сцен? Вполне очевидно, что Нео не просто так светится как солнышко. Внутри него находится огромная сила, которая буквально рвётся наружу. Другой вопрос — что именно подпитывает эту силу? Исходя из показанного, можно сделать вывод, что таких источников как минимум два — любовь и Солнце. Причём версия про любовь тоже не вчера появилась — еще в Революции Нео раскидывал силой мысли орды Охотников, когда держал Тринити за руку, словно усиливаясь от неё. И это многие заметили.

Мне могут возразить, мол, вообще-то ни для кого не секрет, что сверхспособностями в виртуальном мире Нео на программном уровне наделяют сами машины. Так то оно так, но Солнце в этом контексте нам показывают так часто и так навязчиво, что нельзя отрицать очевидное — между ними есть если не прямая, то как минимум символическая связь. И если раньше создатели Трилогии Матрицы о ней только намекали, то сейчас чуть ли не тычут ею нам буквально в лицо! Чтоб на этот раз её ну точно заметило как можно большее число зрителей.

Ну и напоследок — ещё один занимательный кадр. Нео и Тринити отправляются в полёт на фоне заката. Заходящий солнечный диск вместе с дорожкой на воде создают ещё один до боли знакомый визуальный образ. Ядерный гриб. Совпадение?..

P.S. Подробнее о том, как Нео связан с Солнцем, и какие моменты Трилогии об этом намекают, вы сможете посмотреть в уже упомянутом выше моём ролике:


Статья написана 20 сентября 2021 г. 18:55

или Куда пропал зеленый фильтр и почему это нормально

Недавно вышли два тизера и первый трейлер к Matrix: Resurrections, в связи с чем интернет потихонечку наполняется первыми реакциями на них. Зрители удивляются, куда исчезла зелёная цветокоррекция, блогеры анализируют каждый кадр и строят собственные теории. Внесу ка и я свою лепту. Не буду заниматься всеобъемлющим обзором и повторять уже сказанные до меня очевидные вещи. Давайте лучше расскажу о том, на что другие обзорщики часто не обращают внимания. Да взять хотя бы отсутствие зелёного фильтра! Почему он исчез и означает ли это, что Лана Вачовски совсем обленилась и превратила Матрицу в цветную раскраску, совсем утратив чувство стиля? Ответ на второй вопрос — нет, с фирменным стилем Матрицы всё в порядке. Просто многие не заметили, как он постепенно менялся ещё в фильмах Трилогии, вышедших 18 лет назад. Но этот ответ требует расширенного пояснения, которое будет ниже.

Что касается ответа на первый вопрос, то он будет краток. В финале третьего фильма Матрица перезагружается, и с этого момента в ней пропадает зелёный фильтр. Есть предположение, что это связано с изменениями, которые в неё внесла программа Сати на пару с Оракулом. Но кто бы ни был за них ответственен, на символическом уровне они означают, что Матрица перешла в какое-то новое состояние. А вот в какое именно — нам и предстоит узнать в четвёртом фильме.

Но что же насчёт стиля? Существует мнение, что основные цвета фильмов про Матрицу — это зеленый, который подсказывает, что события происходят в виртуальном мире и синий, который указывает на реальный мир. Но на самом деле основных цветов в Матрице пять — это зелёный, синий, красный, жёлтый и белый. И у каждого из них есть своё символическое значение. Причем для каждого цвета их даже несколько.

Здесь я сошлюсь на Кена Уилбера, американского философа, который сформулировал целую "цветовую теорию", согласно которой эти цвета в Матрице представляют разные уровни нашего существования. Он интерпретирует их следующим образом: зелёный — это разум и одновременно виртуальная симуляция, синий — тело и мир людей, жёлтый — дух и мир машин, красный — испорченность, диктат и царство зла, белый — чистота и Источник (the Source). При этом, философ проводит параллели между Раем и жёлтым цветом, а также между Адом и красным. Ведь впервые жёлтый в матричном персонаже был показан, когда Нео встречает Серафа и видит его истинный зелёно-жёлтый код, а красный часто мелькает в окружении Меровингена, красным светятся глаза-лампочки роботов-охотников, да и саркофаги, в которых плещутся тела спящих подключённых людей, тоже. Белый свет же на Нео проливается всякий раз, когда он получает очередной левел-ап в своем развитии, причем истинная природа Источника остаётся загадкой.

Замечу, что автор этой теории — не какой-то там блогер вроде ЧБУ или Пакстона. Кен Уилбер лично общался с братьями Вачовски и давал философские комментарии к Трилогии, которые были опубликованы в крутом 10-дисковом издании Ultimate Matrix Collection в 2004 году. Так что его вполне можно считать почти что официальным интерпретатором Матрицы. Да и сам по себе дядька солидный — признанный в академических кругах ученый, про которого есть страничка в Википедии более чем на 20 языках.

Так вот, в свежих тизерах и трейлерах зеленого, синего, красного, желтого (хотя скорее золотистого, с уклоном в оранжевый) и белого цветов более чем навалом. Основные цвета Матрицы продолжают играть свою роль в повествовании, подчеркивая важные детали и создавая определенный подтекст. Например, герой Нила Патрика Харриса одет в синий пиджак и носит синие очки, а за спиной у него висит на спинке кресла красный клетчатый плед. Ах да, обратите внимание на его носки ;-)

Днем улицы города залиты желтым солнечным светом. Да и не только улицы.

Нео следует за девушкой с синими волосами и татуировкой кролика в дверь из белого света, а по другую сторону его встречает выдержанная в жёлтых тонах комната, в которой белым светом горят светильники. Зачем они включены — непонятно, ведь за окном ясный солнечный день. С практической точки зрения это полная бессмыслица, но на символическом уровне акцент на белом может быть указанием на то, что герой Киану находится на правильном пути.


Ну а смешная жёлтая уточка на голове у Нео — это не только милая отсылка к Лилли Вачовски, но еще и олицетворение его стремления к духовному росту.

Есть и кадры, на которых присутствуют вообще все 5 цветов.

Кстати, какую именно роль будут играть в четвертом фильме основные цвета, пока что однозначно сказать нельзя. Их значения здесь вполне могут обрести новые смыслы, при этом не избавившись полностью от старых. Так, в одной из сцен мы видим Морфеуса в желтом пиджаке. В другой — в красной рубашке и черном пиджаке. А в третьей, в тренировочной комнате — в красном кимоно. Что бы значил этот акцент на красном цвете? Может быть, нам намекают на то, что Морфеус скорраптится, падёт на "темную сторону" и станет злодеем? (Ведь предпосылки к такому повороту у этого персонажа есть). Или Морфеус, как и царь — не настоящий? А быть может, у красного цвета просто появится новое значение, и он станет больше олицетворять бунт, стремление к свободе? Кто знает, выйдет фильм целиком — увидим...

Не исключено, что к основной пятерке добавятся новые цвета, у которых будет собственное значение. Так, уже сейчас стало заметно больше стало всевозможных коричневых оттенков, хотя не факт, что именно у этого цвета будет какой-то смысл. Кстати, обратите внимание, что в тизере падающие символы матричного кода уже не только зеленые. В нижней части "капель" они постепенно желтеют, затем взлетают вверх будучи уже полностью желтыми. А в трейлере к ним добавляются синие всполохи.

Совсем не удивлюсь, если с каждым новым трейлером к эффектам матрице будет добавляться по-новому цвету. А ближе к финалу фильма матричный код заиграет всеми семью цветами радуги. От чего у некоторой части зрителей знатно бомбанёт. Лана Вачовски запросто может выкинуть подобную штуку :-)))

В общем, попробуйте смотреть предстоящий фильм, обращая внимание не только на сюжетные повороты вокруг виртуальной симуляции, борьбу людей против машин и прочий экшен, но и на то, как в нем история будет рассказываться с помощью цвета. Уверен, будет интересно, и нас, зрителей, на этом пути наверняка ожидают приятные сюрпризы. ;-)


Статья написана 11 октября 2017 г. 22:34

Посмотрел на днях “Бегущего по лезвию 2049” Дени Вильнёва. Сюжет весьма занимательный. Помните основную загадку оригинального “Бегущего” 1982 года? Многие спорили, кто же на самом деле герой Харрисона Форда – человек или всё-таки андроид-репликант? Фильм Вильнёва ставит жирную точку в этом споре. И вместе с тем, предлагает нам ещё одного загадочного персонажа, природа происхождения которого также находится под вопросом. Речь идёт о Ниандере Уоллесе, роль которого сыграл Джаред Лето.

Удивлён, что большинство зрителей сошлись во мнении будто бы герой Джареда Лето – человек. На мой взгляд, совершенно очевидно, что он как раз-таки репликант. Мысль о его искусственном происхождении возникла у меня уже в самый первый момент его появления на экране. Лицо Ниандера Уоллеса постепенно выступает из темноты, и первое на что мы обращаем внимание при взгляде на него – это его глаза. Они неестественно ярко светятся. Это очень важный момент. Ведь в “Бегущем по лезвию” Ридли Скотта все репликанты визуально отличались от обычных людей именно неестественно блестящими глазами.

Мне могут возразить, что Ниандер Уоллес вообще-то слепой. Поэтому у него глаза и блестят – они ненастоящие. Стекляшки может какие-нибудь. И нечего тут огород городить… Да, это истинная правда. Но не всё так просто. На самом деле слепота Уоллеса – это дополнительный аргумент в пользу его искусственного происхождения. И сейчас я объясню, почему.

Вообще технически слепота этого персонажа очень интересно обыграна в фильме. Время от времени вокруг него летают маленькие дроны. Именно они и передают визуальную информацию об окружающем мире прямиком ему в мозг. По сути, это его “внешние” глаза. А активируются они после нажатия на специальную кнопку у него на шее. Впрочем, это лирическое отступление, давайте всё-таки вернёмся к обоснованию репликантской природы Уоллеса.

Но для начала предлагаю вспомнить, что нам известно о репликантах вообще. В предисловии к первому фильму говорится, что репликанты превосходят людей по физической силе, а по интеллекту находятся на уровне инженеров их создавших. При этом репликанты являются по сути рабами людей и выполняют самую тяжёлую и грязную работу, из-за чего время от времени восстают.

Теперь давайте немного углубимся в хронологию вселенной “Бегущего по лезвию”.

В 2020 г. корпорация Тайрелл выпустила на рынок новую линейку репликантов – Nexus 8. В отличие от предыдущих моделей, чья жизнедеятельность равнялась лишь 4 годам, срок жизни Nexus 8 неограничен. Внешне представитель нового модельного ряда ничем не отличается от человека. Распознать в нём репликанта можно лишь по правому глазу, в котором прописан его серийный номер.

В 2022 г. разгорается мировая экономическая катастрофа, которую прозвали Блэкаут. Всё началось с того, что над западным побережьем США сработал электромагнитный импульс. Электронные данные оказались повреждены или уничтожены в большинстве Соединенных Штатов. Финансовые и торговые рынки падают во всем мире. Продовольствие постепенно заканчивается. Разгорается мировой экономический и продуктовый кризис. Вместе с другими данными пропадает база данных с серийными номерами выпущенных ранее репликантов. Теперь их становится сложнее идентифицировать.

В 2023 г. по подозрению репликантов в организации Блэкаута вводится законодательный запрет на их производство. Модели Nexus 8 объявлены вне закона и подлежат ликвидации. Многим из них удалось скрыться.

В 2025 г. учёный-филантроп Ниандер Уоллес продвигает разработку генетически модифицированных пищевых продуктов и делится своими изобретениями бесплатно. Его деятельность позволила побороть голод и положить конец мировому кризису. Основанная им корпорация Уоллес стремительно расширяется по всей Земле и открывает свои филиалы во внеземных колониях. В 2028 она приобретает остатки обанкротившейся корпорации Тайрелл. В 2036 г. предприниматель добивается отмены запрета на производство репликантов и выводит на рынок линейку усовершенствованных сверхпослушных моделей Nexus 9.

В 2049 г., во время которого происходит действие нового фильма, Ниандер Уоллес предстаёт перед нами в образе демиурга, озабоченного созданием совершенного репликанта. Себя он считает кем-то вроде Бога. Его окружают безрассудно преданные ему андроиды, которых он называет: “мои ангелы”. Учёного расстраивает тот факт, что ему не удаётся создать биоробота, способного к размножению, и он готов пойти на всё, чтобы достичь своей цели…

Итак, что мы имеем? В самый разгар кризиса внезапно находится слепой очень умный… м-м-м… некто, который спасает человечество, и при этом явно симпатизирует репликантам. О происхождении Ниандера Уоллеса в фильме ничего не сказано. Однако стоит обратить внимание, что его имя является искажённной формой слова “Неандер”, что в переводе с греческого означает “Новый человек”.

Также стоит подробнее остановиться на Блэкауте. Этому эпизоду посвящена короткометражка “Blade Runner 2049: Black Out 2022”, снятая в стиле аниме. В ней открытым текстом рассказывается, что мировой кризис спровоцировали репликанты. Главной их целью их было обнулить всю информацию о них, которая существовала на тот момент только в цифровом виде. Для достижения этой задачи искусственные люди умудрились даже внедриться в ряды вооружённых сил США.

Общераспространённую версию о том, что персонаж Джареда Лето является слегка поехавшим с комплексом Бога человеком, считаю слишком скучной. Моя версия звучит следующим образом. Ниандер Уоллес был создан главой корпорации Тайрелл незадолго до своей смерти. Также как и Рэйчел, он был экспериментальной моделью. Основной фишкой нового репликанта стала не сколько физическая сила, сколько интеллект, равный интеллекту самого Элдона Тайрелла. А ведь его самого в своё время называли гением! Хотя Уоллес в равной степени может быть рядовой моделью из поколения Nexus 8, как знать…

Во время Блэкаута Уоллес понимает, что теперь запрет репликантов неизбежен. Он вырывает себе оба глаза (на одном из которых прописан серийный номер), дабы его не запалили и не пришибли бегущие по лезвию. Вместо того чтобы уйти в подполье, он решает занять высокое положение в человеческом социуме. Уоллес создаёт себе поддельную биографию и используя свой интеллект и знания, полученные от Тайрелла, и начинает строить собственную бизнес-империю. Заработав себе солидный капитал и положительную репутацию в глазах людей, он приобретает корпорацию Тайрелл, дабы взять контроль над технологией создания репликантов. Далее логика его поведения понятна.

Момент с вырыванием глаз не такой уж и надуманный, как может показаться. В первом фильме герой Рутгера Хауэра сознательно протыкает себе руку гвоздём, чтобы добавить себе несколько минут жизни. А в финале короткометражки “Blade Runner 2049: Black Out 2022” можно увидеть бредущего репликанта с повязкой на правом глазу и глазным яблоком в руке. Вполне логичный ход: ведь после уничтожения всех цифровых данных прописанный там серийный номер – это единственное, что позволит раскрыть истинное его происхождение.

Вообще момент с серийным номером на глазу фактически никак не повлиял на сюжет “Бегущего по лезвию 2049”. На мой взгляд, это ружьё, которое не просто так повесили на стену. А вешать его имеет смысл только в том случае, если оно обязательно выстрелит. И оно выстреливает как раз тогда, если принять за истину теорию о том, что Ниандер Уоллес – репликант. Других кандидатур на эту роль в картине Вильнёва нет.

Кроме того, осознание репликантской природы слепого учёного добавляет новые грани к его характеру. И позволяет лучше понять его мотивацию. В частности, становится более понятной одержимость Уоллеса идеей создать способного к размножению репликанта. Ведь в этом случае к его поступкам добавляется личный интерес! Что если он хочет не просто власти ради власти и быть Творцом не потому что у него комплекс Бога? Быть может он просто хочет продолжить свой род?

Итак, перечислю вкратце аргументы, свидетельствующие в пользу теории о том, что условный главный злодей нового “Бегущего по лезвию” является репликантом:

1) Необычные блестящие глаза как основной идентификатор репликантов старого поколения;

2) Слепота, вызванная скорее всего тем, что герой хотел скрыть своё происхождение;

3) Имя “Ниандер”, которое можно трактовать как “Новый человек”;

4) Отсутствие данных о его происхождении. В фильме об этом вообще ничего не говорится;

5) Необычайно высокий интеллект, который свидетельствует о том, что он скорее всего либо просто очень умный человек, либо рядовой репликант;

6) Серийный номер на правом глазу репликантов из модельного ряда Nexus-8 как сюжетное ружьё на стене, которое никак не выстрелило во время фильма.

Вывод: Ниандер Уоллес с высокой долей вероятности является репликантом из модельного рада Nexus 8 либо экспериментальной моделью коропорации Тайрелл. Поскольку тайрелловские андроиды находятся вне закона, Уоллес выдаёт себя за человека.

Такая вот теория. Делитесь своими мыслями и возражениями ;-)





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх