Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 5 октября 2009 г. 02:15

Прежде чем переходить к высоким материям, мне хотелось бы поговорить о более простых вещах. О маленькой сюжетной детальке "Матрицы", которая лежит, в принципе, на поверхности, но при беглом просмотре может быть легко пропущена. Я сам заметил её не сразу.

Напоминаю вкратце сюжет первой "Матрицы". Молодой человек по имени Томас Андерсон ведёт двойную жизнь. С одной стороны, он программист крупной компании, с другой — хакер Нео. Андерсон чувствует, что в этом мире что-то не так, но никак не может понять, что именно. Ночи напролёт он проводит за компьютером, ища в Сети ответы на вопросы, которые ему не дают покоя. В какой-то момент он выходит на связь с девушкой-хакером Тринити и таинственным негром Морфеусом, которых власти разыскивают как опасных преступников. Морфеус предлагает показать ему Истину, но предупреждает при этом, что "пути обратно не будет". Нео соглашается, после чего его подключают к какой-то машине, где его начинает жутко колбасить и плющить...

Очухавшись, он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой суперкомпьютером, чтобы держать людей в подчинении. Когда-то давным-давно человечество вступило в войну с цивилизацией роботов, и эту войну проиграло. Те немногие, что избежали власти машин, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую борьбу. Все остальные находятся в летаргическом сне и подключены к виртуальной реальности, которую прозвали Матрицей. Их сознание порабощено, о своём рабском положении они не знают. Именно из Матрицы Нео и попадает в реальный мир.

Морфеус верит, что Нео — Избранный, которому суждено разрушить Матрицу, победить машин и спасти человечество. Он учит его быстро двигаться, далеко прыгать и круто драться, обходя физические ограничения, заложенные в Матрице. Идиллические времена ученичества заканчиваются, когда Морфеус попадает в лапы к Агентам, которые мало того, что ещё круче дерутся, так ещё и используют читерские приёмы. Нео в месте с Тринити бросается его спасать, по пути кладёт кучу народу, показывает чудеса акробатики и вступает в схватку с Агентами, которых, вполне логично, побеждает. Тут все окончательно убеждаются, что он действительно Избранный, после чего по экрану ползут титры. Зе енд.

В принципе, если подходить формально, то данный сюжет — типичная история о становлении/крутении Героя с лёгким налётом мистичности и обязательным одолением злого могущественного "босса" в конце. Историй об Избранных в кино, литературе и компьютерных играх просто пруд пруди. Но в данном случае присутствует маленький смысловой нюанс, который выгодно отличает сюжет "Матрицы" в качественно лучшую сторону. Он заключается в том, что на протяжении практически всего фильма главный герой НЕ БЫЛ ИЗБРАННЫМ! Он стал им буквально за несколько минут до финала.

Да, да, несмотря на всю свою растущую крутость, знание кунг-фу и фанатичную веру Морфеуса! Ни тогда, когда в тренировочной программе демонстрировал нейрокинетику вдвое выше нормы. Ни тогда, когда проходил проверку у Пифии. Ни тогда, когда уклонялся от пуль, выпущенных из пистолета Агента Джонса. Ни тогда, когда дрался с Агентом Смитом на платформе станции метро. Всё это время он был обычным человеком. Это подчёркивалось в фильме несколько раз. "Всего лишь человек", — сказал Агент Джонс, изготовившись продырявить башку Нео на крыше небоскрёба. А вот так проходил диалог между Нео и Пифией:

Пифия: Теперь надо сказать "очень интересно, но", а ты ответишь...

Нео: Что "но"?

Пифия: Но ты ведь уже знаешь, что я скажу.

Нео: Я не Избранный?

Пифия: Очень жаль. Дар у тебя есть. Но кажется, что ты чего-то ждёшь.

Нео: Чего?

Пифия: Может быть следующей жизни. Кто знает. Бывает и так.

Хитрость ситуации заключается в том, что Избранный в мире Матрицы должен был соответствовать следующим критериям:

1. Его должен найти Морфеус.

2. В него должна влюбиться Тринити.

Соответствующие предсказания были сделаны Пифией. А вот Нео ничего не было предсказано. Был сделан лишь намёк о "следующей жизни" и, как бы невзначай, провидица собщила, что в ближайшем будущем Нео придётся сделать нелёгкий выбор — либо спасти Морфеуса и погибнуть, либо дать герою Лоренса Фишберна умереть. "Кто-то умрёт — он или ты. А кто — тебе решать", — подытожила она.

Когда Морфеус был взят в плен и на "Навуходоносоре" было принято решение убить его, чтобы он не выдал секретные данные, Нео понял, что вот он, этот самый случай. И Нео выбирает пожертвовать собой, чтобы спасти Морфеуса. Ибо Морфеусу суждено найти Избранного, который спасёт человечество. А коль сам Нео Избранным не является, то свою ошибку, будучи мёртвым, Морфеус уже никак не исправит. Так что безумный план Нео ворваться в небоскрёб и всех там порешить — это не просто попытка спасти одного человека, это сознательная жертва во имя всего человечества. С другой стороны, вряд ли Нео обладал суицидальными наклонностями и в глубине души скорее всего надеялся (подчёркиваю это слово, ибо слово "надежда" в связке с Нео будет упоминаться ещё не раз), что всё обойдётся. "План реален. Не могу обьянить почему, но он реален" — говорит он, отправляясь на выручку к своему боевому товарищу. А ведь он отлично знал, что там ему придётся столкнуться с Агентами, убить которых практически невозможно!

Так что все последующие события — это не просто экшен ради экшена. Это проверка моральных и волевых качеств потенциального Избранного. Даже не физических, ибо он и так значительно сильнее простых людей, но всё так же бессилен против Агентов. Поэтому охрану небоскрёба он с лёгкостью вырезает, а вот в битве с Агентами терпит сокрушительное поражение. Однако всё равно эти сражения не напрасны, ибо во время них он растёт в глазах Тринити, которая втайне в него влюблена, но всё ещё сомневается в правильности своего выбора. И когда Смит убивает его, она даёт волю своим чувствам, отбрасывает все страхи и, тем самым, воскрешая Нео в новом качестве. В качестве Избранного.

Таким образом, все предсказания Пифии сбываются в полной мере. Нео дейстительно погибает, спасая жизнь Морфеуса. Тринити влюбляется в него. А Морфеус-таки находит Избранного, который "дождавшись следующей жизни", рвёт Агента Смита как тузик тряпку.

Лично меня в этой истории привлекает тот факт, что Избранность на главного героя не сваливается на голову просто так. И не только мускулами он её себе завоёвывает. Ибо испытания исключительно на крутость (одолей мегадракона, убей стопиццот орков и собери n кусков артефакта) — явление, в общем-то достаточно распространённое в мире Избранных. А вот волевые и моральные качества будущих спасителей человечества почему-то проверяют намного реже. А ведь если бы Нео после пленения Морфеуса отошёл бы в сторонку и дал его убить, то ещё большой вопрос, полюбила бы его Тринити. Так и помер бы он простым смертным. И поделом — таких не берут в космонавты!


Статья написана 7 сентября 2009 г. 07:24

Разумеется, "Матрица" не свалилась нам на голову из ниоткуда. У неё была куча предшественников. Идея о том, что наш мир — иллюзия, стара и бородата. А фантасты всех мастей экспериментировали с компьютерными симуляциями задолго до 1999 г. Поэтому прежде чем приступать к разбору самой "Матрицы", мне хотелось бы вспомнить её предтеч, многих из которых братья Вачовски, наверняка видели/читали и ими вдохновлялись. Ниже представляю вашему вниманию список произведений, расположенный в хронологическом порядке.

Литература.

Туннель под миром (The Tunnel Under the World), Фредерик Пол, 1955 г.

Старый, но до сих пор не потерявший актуальности рассказ. Все жители города Тайлертон погибли в результате взрыва химического завода. Учёные воспроизвели погибший городок в миниатюре – на столе. Память погибших была считана с их мозга и пересажена в тело маленьких роботов. В этом псевдогороде хитроумные дельцы отрабатывают новые способы рекламы и маркетинговых технологий. Каждый день здесь на календаре одна и та же дата — 15 июня. В полночь память о произошедших событиях у всех жителей города стирается.

Свихнувшееся время (Time Out of Joint), Филип Дик, 1959 г.

Главный герой этого романа живёт в идиллическом мирке, окружённый близкими людьми и всеми благами цивилизации. На календаре — 1959 г., но на самом деле видимая им реальность — иллюзия, сконструированная, для того, чтобы защитить его от того факта, что на дворе уже 1998 г. А вокруг бушует война за независимость лунной колонии.

Странные ящики профессора Коркорана (Dziwne skrzynie profesora Corcorana), Из воспоминаний Ийона Тихого, Станислав Лем, 1960 г.

Этот небольшой расказ повествует об изобретателе, который создал в своей лаборатории несколько ящиков, наделил их интеллектом и заставил их поверить, что они живут в мире, подобном нашему. Каждое из его творений действительно считало свой мир настоящим. Оставаясь при этом, разумеется, не более чем разумным ящиком. А доктор Коркоран, имеющий в научных кругах репутацию безумца, от этого балдел и считал себя богом собственного мира.

Симулакрон 3 (Simulacron-3), Даниэль Галуй, 1964 г.

Малоизвестный роман малоизвестного автора. Тем не менее, именно его умудрились экранизировать уже аж два раза. Об этом — ниже.

Чтобы сократить потребность в опросах общественного мнения для маркетинговых целей на огромном суперкомпьютере смоделировали целый город. Каждый житель в нём имеет собственное сознание, наделён чувствами, привычками, вкусами, физиологическими потребностями и прочими атрибутами человеческой натуры. Разуммется, они не знают, что на самом деле являются не более чем электрическими импульсами. Создатели виртуального города рады и счастливы, но через некоторое время они узнают, что сами живут в компьютерной симуляции. Более высокого порядка. Такой вот сюрприз.

...и ещё целый легион киберпанковских книг. Хотя сама "Матрица" к киберпанку не относится.

Кино.

В кинематограф всякого рода симуляции и имитации сознания проникли чуть позже. Но и здесь эта тема эксплуатируется, в принципе, тоже достаточно давно.

Мир на проводе (Welt am Draht), 1973 г. Режиссёр — Райнер Фассбиндер.

Пожалуй, самый первый фильм о компьютерной симуляции. По совместительству — первая экранизация книги Галуйя "Симулакрон 3". Однако широкой публике известен ещё меньше. Поскольку он никогда не выпускался для масс на каком-либо физическом носителе и до 2008 года не показывался по телевидению. "Фонд Райнера Вернера Фассбиндера" планировал издание фильма на DVD, которое было приостановлено из-за неясности с авторскими правами. На русский язык не переводился (русскоязычные имеются только сабы). Для просмотра, кстати, его настоятельно рекомендую ибо снят он действительно очень здорово.

Не знаю, видели ли братья Вачовски "Мир на проводе". Но местами очень похоже на "Матрицу". Судите сами — тут присутствуют:

1) компьютерная реальность,

2) путешествие в виртуальный мир,

3) идея перемещения туда с помощью телефона-автомата,

4) образ человека, докопавшегося до правды, за которым охотятся "агенты смиты".

"Симулакрон 3" был экранизирован ещё в 1999 г. Вторая экранизация называлась "Тринадцатый этаж". Но с прокатом ей не повезло, ибо вышла она практически одновременно с «Матрицей», и на ее фоне оказалась практически незамеченной. А фильм неплох, между прочим.

Сериал "Доктор Кто" (Doctor Who), 1963 г. — по сей день.

По-большому счёту, это не совсем предшественник. Но именно в этом британском сериале в 1976 г. в одной из серий впервые появился мегакомпьютер, который являлся одновременно огромным репозиторием данных и симулятором реальности. В которую можно было войти и выйти. Причём, подключение также происходило путём втыкания провода в бошку. В ней также можно было сражаться обходя физические законы. Если человек погибал внутри этой реальности, то умирал и физически. Вы не поверите, но назывался этот компьютер Матрицей! Так что технический аспект Матрицы Вачовских, он вон откуда позаимствован.

Трон (Tron), 1982. Режиссёр — Стивен Лисбергер.

Ещё один малоизвестный научно-фантастический фильм. Главный герой, будучи «оцифрованным», попадает внутрь виртуальной реальности, созданной на компьютере. Там его ждет совершенно иной мир. Оказывается, компьютерные программы живут в тоталитарном обществе, а управляющий ими искусственый интеллект — весьма жестокий правитель. Обычные программы содержатся в своеобразных «концлагерях» и периодически участвуют в жестоких гладиаторских боях. В этом мире своя религия — программы верят в то, что у них есть высшие существа-покровители, некие «Пользователи». Встретив главгероя, несчастные программы принимают его за своего Спасителя. Он должен пройти серию гладиаторских боев и найти суперпрограмму Трон, с помощью которой можно победить злого диктатора.

Фильм интересен хотя бы тем, что содержит более 30 минут чистой компьютерной графики того времени, где живые герои совмещены с нарисованными. Компьютерные спецэффекты делались на машине PDP-10 с общей памятью 1152 килобайта. Смотрится страшновато, но вместе с тем и прикольно.

Катастрофа роботов (Robot Holocaust), 1986 г. Режиссёр — Тим Кинкейд.

Аццкий мегатрэш от широко известного в узких кругах режиссёра порнофильмов с рейтингом IMDB — 2.0. На torrents.ru написано: "Фильм настолько плох, что начинает нравиться". Тем не менее, сюжет вызывает непреодолимое ощущение дежа-вю. 2033 год. Мир, каким мы его знали уничтожен восстанием роботов. Оставшиеся люди — рабы разумных машин, снабжающие их энергетическим топливом. Всем этим безобразием управляет некое существо, называемое "Темный господин". Но несколько человек, во главе с Нео — юным воином, бросают вызов власти роботов.

Предтеча, как ни крути. Из песни слова не выкинешь. :)

Вспомнить Всё (Total Recall), 1990 г. Режиссёр — Пол Верховен.

Эпический фильм со Шварцем в главной роли. Люди будущего научились делать с человеческим сознанием просто чудеса. Можно вживить туда какие угодно воспоминания, что очень удобно при подготовке агентов, внедряемых в тыл врагу. А можно во сне участвовать в самых невероятных приключениях и ощущать их как реальные. В то время как тело физически находится в состояни покоя. Так, главный героя полфильма не мог понять: бодрствует он или нет? Братья Вачовски стопудово вдохновлялись этим фильмом. Об этом свидетельствует хотя бы сцена, в которой герою Шварца предлагается выпить красную таблетку, чтобы покинуть мир иллюзий и проснуться.

Призрак в доспехах (Ghost in the Shell), 1995 г. Режиссёр — Мамору Осии.

Что-то я увлёкся европейским и американским кинематографом. А ведь известно, что при сьёмках "Матрицы" братья Вачовски вдохновлялись в том числе и японскими аниме. В анимешках я не очень разбираюсь, но знаю точно, что Ghost in the Shell точно был среди тех, что повлияли на визуальный ряд и идейное наполнение "Матрицы". Японская мультипликация — это вообще отдельная вселенная, так что наверняка там есть что-то ещё.

Фильм этот не про симуляцию, а про киборгов. Причём считается одним из ярчайших представителей жанра «киберпанк». Тема роботов в "Матрице" занимает важное место. И вполне возможно, что именно Ghost in the Shell повлиял на то, что она не скатилась до "терминаторского" антагонизма между людьми и машинами (ах, ах, какие они плохие, их всех надо убить!), а вышла на принципиально новый уровень.

Открой глаза (Abre los ojos), 1997 г. Режиссёр — Алехандро Аменабар.

Главный герой этого фильма заключил контракт с крионической компанией. После смерти его тело было заморожено в жидком азоте, а сознание заключено в компьютерную симуляцию. В этом фильме личности всех остальных людей в симуляции воссозданы лишь с такой точностью, которая необходима для реалистичного взаимодействия с главным героем. Например, у одного из второстепенных персонажей, психиатра, есть две дочери, но он не знает их имен. В 2001 г. был снят ремейк под названием «Ванильное небо».

Темный город (Dark City), 1998 г. Режиссёр — Алекс Пройас.

Инопланетяне похитили группу землян, поместили их в парящий в космосе город и начали проводить над ними жуткие эксперименты. Время от времени они погружют весь город в сон, делая пассы руками возводят новые здания и вкалывают людям в мозг через шприц новые воспоминания. Люди, со своей стороны, естественно об этом не догадываются, и полагают, что живут на Земле обычной размеренной жизнью. Всю малину алиенам портит человек с внезапно открывшимися сверхспособностями, который кладёт пришельцев буквально одной левой.

Интересный факт: на сьёмках "Матрицы" использовалось несколько декораций из "Тёмного города". В частности, в сценах на крышах.

Экзистенция (eXistenZ), 1999 г. Режиссёр — Дэвид Кроненберг.

Сюжет фильма крутится вокруг жутковатого вида игровых приставок, очень похожих на живых существ. С их помощью подключались (по-моему, через пузо) к игре "Экзистенция", которая представляла собой весьма убедительный симулятор реальности. Ближе к середине герой совсем запутался, где он находится: в игре или в настоящем мире?..

Фильм тяжёлый, во многом благодаря сюрреалистичности происходящего. Артхаус чистой воды.

Помимо вышеупомянутых кинолент в контексте предшественников "Матрицы" достойны упоминания также "Нирвана", "12 обезьян", "Шоу Трумэна", "Хвост виляет собакой" и сериал "Дикие пальмы". Все они так или иначе связаны с тематикой конструирования псевдореальности и человеческого сознания.

Таков краткий экскурс в предшествеников знаменитой трилогии братьев Вачовски. Частичка её есть в каждом из них. Невольно может закрасться мысль: так в чём же её уникальность? Всё ж покрадено! А вот об этом пойдёт речь чуть позже. Пока лишь замечу: стопроцентная оригинальность не присуща вообще не одному кассовому фильму, а у ж тем более зажатому в жанровые рамки блокбастера. Сила Матрицы в том, что она сумела вобрать в себя всё лучшее, до чего смогла дотянуться, переварить это и выдать нечто по-своему оригинальное, в свою очередь нигде ранее не встречавшееся.


Статья написана 4 сентября 2009 г. 11:23

Свою авторскую колонку я начну с серии статей, посвящённых детальному разбору "Матрицы". Идея написать о ней возникла на соответствующей ветке форума. Однако если я начну туда выкладывать ВСЁ, что знаю об этом фильме, ветка просто-напросто превратится в форум одного человека, а это не есть хорошо. Поэтому многобуквенные статьи было решено вынести сюда.

Почему возникла такая необходимость и кому это вообще надо? Дело в том, что этот фильм, некогда взорвавший мозг миллионам людей и собравший приличную кассу, несмотря на толпы фанатов и просто поклонников, так и остался несколько недопонятым среди массового зрителя. Многие до сих пор воспринимают "Матрицу" исключительно как стильный боевик. Предназначенный для разгрузки мозга. В то время как в неё заложено намного большее, чем просто красивые спецэффекты и эффектные экшен-сцены. Хитро (и не совсем хитро) запрятанные в "Матрице" идеи дают основания считать его также серьёзным интеллектуальным фильмом.

Есть и другая категория зрителей. Которые разглядели в первой части недурственный потенциал, восхитились им, но разочаровались в продолжениях. Первую часть они превозносят, а последующие клеймят, на чём свет стоит. Бытует даже такая точка зрения: первая "Матрица" — отличное кино, а сиквелы — ересь несусветная. Лучше бы братья Вачовски их не снимали. Такая позиция исходит из непонимания главной идеи Трилогии. Я сам некогда принадлежал к такой категории, пока более глубоко не разобрался в сабже.

Обращаясь в первую очередь именнно к этим двум категориям зрителей я планировал изначально написать один здоровенный псто. Но поскольку материала накопилось неожиданно много, мне пришлось разбить его на несколько частей, котрые я буду постепенно сюда выкладывать. Данные тексты не будут рецензиями — скорее это результаты моего мини-иследования культурного феномена Матрицы. Первый текст появится здесь в самое ближайшее время.

А пока, для затравки, предлагаю освежить свою память и насладиться избранными моментами из фильма.

Ролик для мальчиков: http://www.youtube.com/watch?v=TKHFeyoH2v8

Ролик для девочек: http://www.youtube.com/watch?v=HBpGdgZ5Skw

Ролик для всех (загружающий мозг): http://www.youtube.com/watch?v=SOlO6ijQOE8

Статьи про Матрицу будут дублироваться также в моём ЖЖ.





  Подписка

Количество подписчиков: 31

⇑ Наверх