fantlab ru

Все отзывы посетителя zhbarsuk

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Джефф Вандермеер «Аннигиляция»

zhbarsuk, 16 июля 2019 г. 14:25

Загадочная Зона Икс появилась непонятно как, почему и откуда, ее исследованием занимается некая организация “Южный предел”, время от времени отправляя туда людей. Участница двенадцатой экспедиции, биолог, в виде отчета рассказывает о том, что произошло с ней и ее спутницами.

Атмосфера загадочности просто невероятная, затаив дыхание ждешь дальнейшего проявления какого-нибудь необъяснимого явления. Жаль только, что таких явлений было немного и внимания им уделено было меньше, чем хотелось. По мере чтения, я с жадностью собирал по крупицам все, что можно узнать о Зоне и об экспедиции, изучая поведение ее участников. Со временем вопросов становилось все больше, а ответов нет совсем или одни намеки.

Персонажи — это, пожалуй, самая спорная часть книги. Они обезличены, пусты, вызывают равнодушие либо раздражение. У них нет никакой эмоциональной вовлеченности, взаимодействие друг с другом сухое и, я бы даже сказал, вообще никакое. Главная героиня очень отстраненная, ее воспоминания о прошлом навевают тоску. Было ли задумкой сделать ее внутренний мир таким пустым или же автор просто неумело изобразил интроверта, это так и осталось для меня загадкой.

И пару слов о концовке, она дает полноценное завершение личной истории биолога, намекает на происхождение Зоны Икс и ее обитателей. К сожалению, это мало объясняет общую картину, особенно роль и мотивацию “Южного предела”. Однозначно понравится любителям окунуться в неизвестное и почувствовать ощущение саспенса от невозможности постичь происходящее, но надо быть готовым, что четких объяснений автор не даст.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Джо Хилл «Коробка в форме сердца»

zhbarsuk, 26 июня 2019 г. 14:24

Первые работы авторов часто бывают либо гениальными, что потом ни одна из последующих не может ее превзойти, либо слабыми и проходным, за которые браться даже и не стоило. К сожалению, “Коробка в форме сердца” относится именно ко второй категории. На протяжении всей книги мое отношение менялось к ней от вполне себе неплохого до отталкивающего. В конце концов, когда список претензий, как объективных, так и субъективных, разросся и делать поблажки автору стало совсем невмоготу.

В целом, книга находится где-то посередине между неплохим фанфикшеном и сценарием для добротного хоррор боевика. Что же пошло не так? Начну, пожалуй, с главной проблемы — совсем не страшно. Даже не смотря на тот факт, что восприятие страха вещь субъективная, “Коробка в форме сердца” напугает разве что ребенка. Если в самом начале, пусть и слабый, но хоть какой-то саспенс еще держал в напряжении, то потом, когда повествование превратилось в сюжет типичного роуд-муви, и без того хрупкая атмосфера рассыпалась и воспринимать книгу как мистическую историю я уже не мог.

Вторая проблема — предсказуемый и слегка дырявый сюжет. Большую его часть довольно легко предугадать, кроме разве что двух сюжетных поворотов. Самые очевидные аспекты мистики, о которые понятны и без дополнительных пояснений были разжеваны донельзя, в то время как мотивация некоторых героев была забыта или очень слабо раскрыта.

Остальные недостатки, вроде одномерных главных героев, их реакцию на призрака как на нечто будничное и естественное, слабые кульминация и развязка, море роялей в кустах были бы простительными, если бы не первые два.

И все-таки позитивные моменты тоже были. В целом предсказуемый сюжет выдал пару неожиданных и интересных поворотов; взаимоотношения главных героев тронули да и эта сторона книги кажется мне наиболее сильной, особенно в конце.

Покривлю душой, если скажу, что книга мне понравилась, да и вряд ли ее кому-нибудь порекомедую. Как проба пера была она сносной, но до уровня добротного романа все-таки не дотягивает.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Стивен Кинг «Тёмная Башня»

zhbarsuk, 14 февраля 2019 г. 11:21

Если спросить у меня, в каком жанре написан цикл, я, скорее всего, затрудняюсь ответить. Напрашивается фэнтези, но лишь потому, что фэнтези — очень обширный жанр, он характеризует только часть всей серии. Можно ли Темную Башню считать ужасами? Разве что отчасти, многие моменты создают напряжение и вызывают легкую жуть, но это далеко не ужастик. Даже отдельные книги цикла могут различаться по настроению и каким-то чертам, что делает классификацию еще сложнее. Я бы сказал, что это фэнтезийная история, которая даже может претендовать на собственный поджанр.

К сожалению, не все в этой серии гладко. В процессе чтения, особенно последних частей, меня часто посещало грустное чувство, что сюжет и проработка мира могли бы быть немного лучше. Из-за того, что цикл писался долго, в некоторых книгах встречаются противоречия, а что-то осталось неясными, пропущенными. Многое приходится брать на веру или не задавать слишком много “почему”, иначе чувство погруженности рухнет в один миг. Из-за этого Темная Башня кажется немного несамостоятельным или даже вымученным произведением.

Мне не хватило фэнтезийной составляющей, события Срединного мира намного интереснее путешествий по Нью-Йорку, Штату Мэн и другим примечательным местам Соединенных Штатов. Не обошлось из без типичных “кинговских” клише, вроде ясновидящего мальчика, обилие дополнительной и, часто, ненужной информации о второстепенных персонажах, внезапные озарения, когда герои точно знают, что надо сделать в критической ситуации и море отсылок к американской культуре.

Не все идеи мне пришлись по вкусу. Например, вписывание в историю самого себя. Несмотря на то, что эта концепция был реализована вполне сносно, впечатление все равно немного подпортилось. Много отсылок на другие произведения Кинга, вплоть до присутствия персонажей из них. С антагонистами вообще беда. Алый Король, Мордред, Уолтер — в последних книгах они упоминаются очень часто, но остались нераскрытыми, особенно первый. Ну и числа 19 и 99, всюду и везде. Если есть какой-то вопрос, то с вероятностью 99,19 ответ будет 19 либо 99. Понятное дело, что они имеют почти сакральное значение для самого автора (год автокатастрофы, в которую он попал), но в сюжете это порой смотрится нелепо.

С другой стороны, много действительно интересных идей. Путешествия по мультивселенной в разные временные отрезки, концепция Ка, Башня, Лучи, мироустройство — это лишь малая часть всего того, что от страницы к странице затягивает тебя все больше и больше.

Главные герои потрясающие, в каждом есть что-то цепляющее, каждый несет на себе бремя прошлого и играет определенную роль. За их развитием и взаимодействием очень интересно наблюдать. Даже некоторым второстепенным персонажам уделено немалая доля внимания.

И, безусловно, Темная Башня невероятно атмосферна. Оказываясь в Срединном мире ты практически сразу погружаешься в него с головой. Умирающие машины Древних, мутанты, пространственно-временные аномалии, антураж дикого запада — все смотрится гармонично и завораживающе, а собственное воображение дорисовывает недосказанное.

Пусть эта история не идеальна, но в ней есть своя философия, запоминающиеся образы, идеи и персонажи и увлекательный, держащий в напряжении сюжет. Для меня всего этого оказалось вполне достаточно.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки»

zhbarsuk, 13 ноября 2018 г. 15:47

Недалекое будущее, теократия на руинах США, женщина, которая смотрит на все это и ничего не делает. Вот так можно коротко описать книгу. В целом, антиутопия вызывала у меня ощущение тревоги и безысходности, с этой частью работы она справилась на ура. С глубиной мысли, слогом и общим впечатлением все далеко не так однозначно.

Автор не поскупилась на детали перехода от реальной действительности к вымышленной. И вот тут кроется одна из главных проблем этой книги. С одной стороны, она дала достаточно деталей, чтобы придать антиутопия приобрела оттенки альтернативной истории, с другой — деталей слишком мало, чтобы поддержать реалистичность. Такого рода крайности из реализма в символизм время от времени встречаются и сбивают с толку.

Вторая большая проблема, которая меня смутила, это отсутствие бунта и вообще хоть какого-нибудь значимого сопротивления. Даже приняв на веру тот факт, что в правительстве мог так легко пройти переворот, просто немыслимо, что процесс перехода от США к Галааду был бы таким гладким и легким. Все попытки сопротивления упоминаются лишь мельком и остаются за кадром, от этого Галаад выглядит простой зарисовкой антиутопии.

Слог у Этвуд нетрудный, предложения короткие, как и главы. Казалось, что таким подходом она пытается нагнетать атмосферу и приправить ее пафосом, а на деле это больше раздражало. Многие сцены из книги выглядят ритуальными и постановочными, а главная героиня очень блеклая и пустая. Она не выдает почти никаких эмоций ни на то, что с ней происходило раньше, ни на то, что происходит сейчас.

Несмотря на все эти минусы, мне понравилась атмосфера, она действительно вызывала отклик и главной героине я сопереживал вполне искренне, хотя из-за поверхности образа не всегда понимал ее мотивацию.

“Рассказ служанки” — это попытка рассказать антиутопичную историю с точки зрения женщины и посвящена главным образом женской стороне тамошней жизни. В целом, история получилась неплохая, но с большим количеством недостатков и никак не дотягивает до классиков. С другой стороны, как и другие антиутопии, она показывает проблему, которая актуальна сейчас и на которую не стоит закрывать глаза, если мы не хотим однажды проснуться в мире сильно похожем на этот.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Чак Паланик «Уцелевший»

zhbarsuk, 27 июля 2018 г. 12:55

Чак Паланик — один из наиболее известных на сегодняшний день зарубежных писателей-постмодернистов. В “Уцелевшем”, как и “Колыбельной”, он взял определенную будоражащую воображение тему, сделал ее отправной точкой и развил в нужном ему русле, успешно разбивая стереотипы и заставляя посмотреть на вещи с неожиданной стороны.

Чтение романа в целом создало у меня такое ощущение блуждания в густой жиже, где пробираться надо с усилием и глоток воздуха сделать нельзя. В результате чего ты видишь мир в стиле магического реализма, очень похожий на наш, но с особенностями, не все из которых подходят под определение “художественный вымысел” в силу своей невозможности.

Несмотря на обилие поднятых важных вопросов и интересную завязку, к середине книгу стало читать по-настоящему скучно. Не все поднятые темы находят развязку: одни вбрасываются для шока и забываются, другие развиваются отрывочно, третьи уверенно начались, но в последствии так остались висеть в воздухе.

В первой половине мне было интересно читать про прошлое главного героя, мир, в котором вырос и как это отражается на нем сейчас. Темп развития событий, медленный по началу, постепенно ускоряется, но сюжетная линия почти никак не интригует. Она подается так отстраненно и скомкано, что в конце не впечатляют даже сюжетные повороты.

С мотивацией у героев тоже проблемы, а точнее с ее неочевидностью, что в купе с формой подачи скорее отвращает от чтения, чем затягивает.

Не могу не упомянуть советы для домохозяек, которыми просто книга просто кишит. Понятно, что это все было добавлено для создания атмосферы, но очень быстро начинает подбешивать.

В целом, книга неплохая, но в ней очень много моментов на любителя, особенно на любителя Чака Паланика. Что-то мне понравилось, чего-то было мало, а что-то откровенно разочаровало. Много метафор, много подтекста, много отсылок — постмодерн как он есть.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Гарри Гаррисон «Рождение Стальной Крысы»

zhbarsuk, 17 июля 2018 г. 13:57

Роман знакомит читателя с Джимом ди Гризом гениальным, но в то же время антисоциальным подростком. Он решает отринуть мелкое вредительство и пуститься во все тяжкие настоящего преступного мира.

Легкий и позитивный слог с первых страниц уносит в далекий космос, на некогда колонизированную планету “Райский Уголок”, которая является стартовой точкой истории Джима. Практически с самого начала сюжет быстро несется вперед, без передышки. Каждый раз как ты думаешь: “Ну вот, здесь темп должен снизиться, все-таки он только что попал на эту локацию”, но что-то идет не так, Джим бросается дальше не желая остановиться и ты бежишь вслед за ним. В таком темпе просто невозможно остановиться и попытаться что-то осмыслить. Да и не нужно это, в противном случае, если посмотреть на происходящее критически, то все очарование и атмосфера тут же рушатся.

Почти все персонажи очень простые, они чем-то похожи на воздушные шарики: отличаются только внешне и пустые внутри. Из-за того порой возникают вопросы по поводу мотивации или логичности их поступков. С другой стороны, они почти все являются эпизодическими и быстро выветриваются из памяти.

У меня не поворачивается язык назвать роман научно-фантастическим: слишком мало деталей о социальном устройстве, технологическом уровне и прочих вещах, хотя классические атрибуты, вроде межзвездных перелетов присутствуют. По стилю и содержанию он больше похож на космическую сказку с элементами авантюризма.

Роман очень простенький, слабый и нелогичный, но, черт возьми, затягивает с головой. Вопреки всем описанным выше недостаткам я получил огромное удовольствия от чтения и жду с нетерпением момента, когда смогу снова присоединиться к Джиму и его космическим авантюрам.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Маркиз де Сад «120 дней Содома»

zhbarsuk, 12 июля 2018 г. 11:17

Знаменитый Маркиз де Сад, именем которого назвали такой феномен, как садизм, четверть века назад написал одно из самых пугающих по своему содержанию произведений и это не удивительно, такого огромного количества насилия, жестокости и жажды сладострастия не найти нигде. Чувство тошноты становится вашим спутником в процессе чтения этой книги.

Интересен подход автора к изложении своих мыслей. Скрупулезно и точно описываются все детали подготовки, а затем и самих действий. Главные герои-развратники представлены довольно подробно, чтобы проникнуться абсолютной чернотой их душ. Девственники и девственницы, мужланы, рассказчицы, прислуга, повара — все они не имеют никаких характеров или индивидуальностей и выглядят обычной мебелью, я даже не пытался запомнить их имен (коих очень много). Расположение комнат, предметов, размещение всех участников, обстановка в комнатах — все расписано в деталях подобно декорациям в театре. Подобная детализация касалась в том числе и всех интимных сцен, становясь все более пугающей.

Подготовив сцену, автор переходит к действию. События длятся в течение обещанных в названии 120 дней. Каждый день одна из четырех героинь-рассказчиц описывает 5 страстей в соответствии со своей “квалификацией” в разврате. Кроме этого идет описание событий в самом замке. Чем ближе к концу, тем более отвратительным, ужасными и жестокими становятся истории. В какой-то момент кажется, что хуже уже просто некуда, но ты читаешь дальше и там все действительно еще хуже. Пожалуй, не осталось ни одной сакральной или запретной вещи, над которой де Сад не надругался бы. О жизни в замке в начале тоже много деталей, включая распорядок дня и взаимодействия между персонажами, но затем подробностей становится все меньше пока они и вовсе не исчезают в конце книги. Тогда остаются только истории и ключевые события, а описанный ранее уклад выносится для читателя за скобки.

Роман не имеет никакого отношения к эротике: стиль повествования слишком отстраненный, а наполнение способно возбудить разве что десяток самых извращенных маньяков в мире. Даже простые фетиши, которые имеют место и сегодня, изображены в настолько грязно и отталкивающе, что не вызывают ничего, кроме приступов отвращения.

Тем не менее, книга не является сборником советов для людей, пресыщенных своей половой жизнью. Все сцены разврата это лишь фон, они создают атмосферу и вызывают у читателя отклик, пусть и отрицательный. Наибольший интерес вызывают те гедонистические и либертарные размышления, которые де Сад вплел в сюжет. В большинстве своем они дики и ужасны даже сегодня, что уж говорить про Францию того времени, но внимания определенно заслуживают.

В целом, книга произвела на меня колоссальное впечатление и вывернула на изнанку несколько раз. Основные эмоции — шок и отвращение, они сменяли друг друга и ведомые слогом де Сада оставили тот неизгладимый след, который заставляет мысли возвращаться к этой книге и переосмыслять ее снова и снова.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

zhbarsuk, 9 июля 2018 г. 13:32

Старик и море, человек и стихия, стоик и жизнь.

Здесь почти нет сюжет, персонажей, глубоких размышлений о смысле жизни. Есть только старик и море, и его старая лодка, бечевка, хибара, мальчик, который разбавляет его одиночество, глаза, которые видят так же хорошо, как и в молодости, старческие руки, в мозолях от неустанной работы.

Боюсь, что не смогу объяснить, что же такого притягательного оказалось в этой повести. Возможно своеобразная атмосфера легкого одиночества и ненавязчивого противостояния, которое имеет кисло-сладкое завершение, возможно что-то ещё.

Впечатления остались немного размытыми, неясными, хотя и приятными.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Эрнест Хемингуэй «Зелёные холмы Африки»

zhbarsuk, 9 июля 2018 г. 13:32

Зеленые холмы Африки — автобиографическая повесть Эрнеста Хемингуэя о его охотничьих приключениях в Африке. Интересен тот факт, что он старался передать события максимально точно с минимумом художественного вымысла. И получилось как-то не особо. Вливаться в повествование было тяжеловато и возвращаться к нему непросто, хотя и сильного напряжения при чтении не было.

Изложение событий очень монотонное, персонажей интересных нет. С одной стороны бывает увлекательно наблюдать за охотой на убегающих от любого шороха куду, а дружелюбные туземцы несколько раз заставили улыбнуться. Но с другой, это все очень однообразно: охота, засады, беседы в лагере под виски или пиво. Описания природы было читать порой любопытно, а порой и занудно.

В целом, повесть оказалась немного скучной, кроме красот Африки и пары новых слов на суахили ничего интересного для себя я не нашел.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Бернхард Шлинк «Чтец»

zhbarsuk, 25 июня 2018 г. 12:03

Роман начинается как история любви, не совсем обычной, а для некоторых даже порочной. Долгое время акцент остается именно на ней и на становлении главного героя, на то, как эти отношения влияют на него.

Постепенно в центре внимания оказывается проблема того поколения, которое поддержало или не воспрепятствовало приходу нацистов к власти. Полем битвы сомнений становится внутренний мир Михаэля Берга. Он, как и многие юноши и девушки его возраста столкнулись с дилеммой: с одной стороны необходимость осуждения поколения их родителей, допустивших весь кошмар Второй мировой войны и массового истребления людей, а с другой — желание понять, что же двигало ими в тот момент. Имел ли место только страх или равнодушие, были ли они обмануты или же ясно осознавали последствия своих действий.

Переживания Михаэля очень живые и искренние, ему хочется сопереживать. Он не перестает задавать себе вопросы о правильности своих поступков, о прошлом, которое он стремится осмыслить, о чувстве национального стыда, которое испытывала молодежь того времени, осознавая ужасы, сотворенные их родителями. История любви, проблема постнацистского поколения, моральность выбора за другого человека — всё это удивительным образом переплетается в душе Михаэля и является той призмой, сквозь которую мы можем взглянуть на Германию 60-х.

Легкий слог и неоднозначность событий сделали свое дело, читать было легко, приятно и интересно. После книги остается легкое послевкусие грусти и сомнений, а также вдохновения и надежды, что человечество сможет осмыслить свое прошлое и не повторить его ошибок.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майк Ли «Падшие Ангелы»

zhbarsuk, 12 июня 2018 г. 11:41

Книга является прямым продолжение другого романа из “Ереси” — “Сошествие ангелов”. Для меня это было не очень удобно, поэтому чтобы погрузиться в сюжет пришлось освежить память, вспомнив сюжет и перечитав пару ключевых глав прошлой книги.

Всего сюжетных линий две. Одна посвящена Лютеру и событиями на Калибане, другая — примарху Льву и событиям на Диамате. Первая мне все же понравилась больше, в ней интересно раскрывались персонажи, да и вообще сам сюжет более затягивающий. Следить же за событиями на Диамате были немного скучновато, в основном бои, планирование, бои, интриги и потом снова бои, хотя парочка сюжетных поворотов не обошла стороной и эту линию.

Мне немного не понравилось наличие сильного контраста между сюжетными линиями, они идут с разным темпом и, по большому счету, объединяют их только персонажи ну и принадлежность к одному легиону. Это сильно бросалось в глаза, например, после главы о размеренной жизни на Калибане тебя бросают в гущу битвы на другом конце галактики.

“Падшие ангелы” обладают теми же особенностями, что и большинство романов по вселенной Warhammer 40k: пафос, мрачная атмосфера, абсолютная картонность второстепенных (а порой главных) персонажей и обилие сюжетных поворотов. А уж если речь идет о подцикле “Ересь Хоруса”, то на каждом шагу предательства, измены, заговоры. Но несмотря на это, некоторые “предательства” даже трудно назвать таковыми, слишком уж все неоднозначно даже если учитывать порчу хаоса.

Каждая глава обрывается на такой напряженной ноте, что хочется как можно скорее прочитать дальше и узнать, что же произойдет потом. При этом по мере приближения ко второй половине книги, напряжение только нарастает.

Концовки обеих сюжетных линий были очень неожиданными. И если с линией Льва все более или менее понятно, то концовка сюжетной линии на Калибане просто перевернула весь сюжет с ног на голову, оставив кучу вопросов. Я все еще не могу понять, то ли автор так и задумал, чтобы создать интригу, то ли здесь просто огромная сюжетная дыра. Может последующие книги дадут ответ, но этой книге такой твист явно идет в минус. Возможно все было бы не так плохо, если бы автор внес немного больше разъяснений, а не оставил некоторые факты и события висеть в воздухе.

В целом, роман получился неплохим, любители вахи оценят, ведь какой фанат не простит художественную простоту за возможность узнать побольше о любимой вымышленной вселенной.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Грэм Макнилл «Проект «Каба»

zhbarsuk, 5 июня 2018 г. 13:21

В момент, когда предательство Хоруса стало известным, галактика разделилась. Интриги, предательства и заговоры заполнили практически каждую структуру Империума. Не избежал этой печальной участи и Марс, где и разворачивается повествование.

Сюжет простой, линейный, хотя и не без поворотов. События развиваются слишком уж быстро, что немного огорчает. История адепта, оказавшегося не в то время и не в том месте да еще и принявшего не те решения.

Понравилось, что уделили место религии и культу бога машины, пусть и почти без деталей. Пролилось немного больше света на раскол среди механикумов. В особенности, не столько темные боги искушали могуществом, сколько сам союз Терры и Марса оказался не таким прочным и отнюдь не все Механикумы были им довольны.

В целом неплохо, мрачно и в духе вахи.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Грэм Макнилл «Последний храм»

zhbarsuk, 4 июня 2018 г. 14:09

Рассказ простой по сюжету, но глубокий по своей идее.

Война бесконечна не только в далеком темном будущем вселенной Warhammer 40000, но и сегодня, между верующими и атеистами. Именно такая битва происходит в последнем храме на Терре, где болтерный огонь аргументов встречается с бронёй убежденности и уверенности в своей правоте.

Рассказ действительно интересный, жаль только, что сторонник религии выглядит менее просвещенным и теологически подкованным. С другой стороны, возможно, что так и было задумано. Еще концовка оказалась слегка скомканной, при таком потенциале, могло получиться в разы лучше и интереснее.

Приятное разнообразие после болтера, цепных мечей и орбитальных ударов предыдущих рассказов сборника «Легенды Ереси».

Оценка: 8
⇑ Наверх