fantlab ru

Все отзывы посетителя 240580

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  3  ] +

Цезарий Збешховский «Печаль парсеков»

240580, 14 февраля 2022 г. 10:19

Думал, хоть в этом рассказе, посвященному космической тематике, читателю дадут передых от тех ужасов, что встречались на протяжении всего цикла. Ан нет. Здесь не только пессимизм, уже знакомый нам по другим произведениям «Раммы», тут прямо-таки утверждение — человек есть полное... ничтожество, неспособное на акт творения. На протяжении рассказа персонажи терпят два сокрушительных поражения — как в поставленных целях, так и в своих надеждах.

Рассказом этим решили закончить украиноязычную книгу о «Всесожжении». Ничего себе такое окончание. Всё было и так плохо, а последнее слово так вообще.

Единственное, что условно можно считать плюсом — вычленение авторской концепции, согласно которой бог есть элементом материального мира, а теория вероятности — это промысел божий. Это немного проясняет смысл происходящего в романе и других рассказах.

Итог. Уважаемый потенциальный читатель, если у тебя есть вера в Человека, оптимизм или просто хорошее настроение — обойди рассказ, как и всю книжку стороной. Многого не потеряешь.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Цезарий Збешховский «Безлюдье»

240580, 13 февраля 2022 г. 19:33

Рассказ раскрывает очередную сторону цикла «Рамма» — появление вампиров.

Ну и еще. Дальнейшее развитие получила тема апокалипсиса. Религиозные аллюзии ещё более явственны. На сей раз автор обратился к мессианству. Если вампиры, в частности, особо матерый экземпляр, которого удалось поймать — воплощение зла, дьявола, забирающего опустившиеся... нет, не души, а оболочки людей, то женский персонаж — светоч добра. Если дело уничтожения пришедших в упадок завершено, зло должно отступить.

Извечная борьба, даже концовка подана в виде цитаты из соответствующего места Библии.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Цезарий Збешховский «Стакан лимфы»

240580, 13 февраля 2022 г. 15:37

Наверное, особо отвратный, грязно-кровавый рассказ из цикла. Чтобы погрузить в атмосферу, автор не чурается даже натуралистических сцен, описание которых — далеко за гранью эстетики и просто чувства меры.

Из позитива. Есть более четкое представление, что такое плазмат и где он хранится. Ну и ещё подано больше информации о религиозных аллюзиях — Ковчег, мессия, воскрешение итп. В соединении с посткиберпанком это выглядит, конечно, супергротескно. Словно бы взяли кое-какие христианские идеи и спародировали их в этаком стиле нанонуар.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Цезарий Збешховский «Монета»

240580, 13 февраля 2022 г. 13:16

Следует отдать должное автору, что сумел выстроить необычную структуру рассказа, я по крайней мере, не встречал такой конструкции у других фантастов. Первая половина рассказа описывает основной сюжет, а вторая в обратном порядке повествует о той же ситуации, только в обратном порядке и с точки зрения второстепенных персонажей. Причем таких, на которые в первой половине даже внимания не всегда обращаешь, а, оказывается, их взгляд раскрывает важные детали, без которых история будет неполной.

На самом деле этот рассказ я оценил не за особенности построения. Не люблю социальных ужастиков, но основная идея этой истории, высказанная Збешковским, выглядит в свете наших реалий почти правдоподобной. И это заставляет задуматься.

Если во «Всесожжении» нам показали «героя нашего времени» — олигарха, то тут тема развивается, таким «героем» выступает госаппарат.

Мы все видим, что мораль общечеловеческая не обязательно соответствует казенно-государственной. Кто сказал, что государство не может зарабатывать и использовать для своих интересов всё, даже суициды, преступая моральные нормы?

А вообще, жутковато становится, когда осознаёшь, что до ситуации, описанной в рассказе, не так уже и далеко...

Оценка: 7
– [  1  ] +

Цезарий Збешховский «Место на дороге»

240580, 12 февраля 2022 г. 15:53

Если кратко определить стилистику рассказа — это нечто среднее между творчеством Стивена Кинга и «Матрицей». Поначалу ощущение дежавю не отпускало — было впечатление, что читаешь Кинга, а не Збешковского. Ничто, кроме персонажа и места действия не напоминало о том, что рассказ относится к циклу «Рамма». То же кинговское слегка отвратное событие, загадочное, не имеющее объяснений из материального мира расследование. Интрига держалась очень долго и, не смотря на то, что я не почитатель данного жанра, читать было довольно интересно аж до раскрытия смысла всего происходящего.

То, как автор объяснил все загадки, конечно, спорно. Не скажу, что развязка всё испортила, но уж точно не украсила. Но, очевидно, по-другому и не могло быть, так как рассказ вообще бы не вписался в цикл.

Данная история ещё раз показала, что для Збешковского фантастика — это сплошное царство беспроглядной тьмы. В данном случае этот вывод подтверждает пессимистическое умозаключение автора, что люди всего лишь пешки, которыми играют некие загадочные силы.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Цезарий Збешховский «Другого не будет»

240580, 11 февраля 2022 г. 19:38

Рассказ, объясняющий картину мира романа «Всесожжение». Согласно рассказу выходит, что секта оказалась источником высшей мудрости.

То, что автор соединил религию и науку, совершенно чуждо моему миропониманию и мироощущению. Собственно, как и всеобъемлющий пессимистический мрак мира Раммы.

Выходит, отнесение цикла к твёрдой фантастике — вещь довольно условная.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Цезарий Збешховский «Всесожжение»

240580, 11 февраля 2022 г. 01:23

Практически не читаю антиутопий. Но тут пришлось ознакомиться — подарок всё-таки. Ну что же, кровь, грязь, нецензурная брань в полном объеме присутствуют. Пессимизма через край. Неприятное послевкусие тоже наличествует. Но в том, что такой роман прочитан есть и плюс — чётче себе представляю, почему не люблю страшилок. На самом деле в них ничего нового нет. Просто автор берет реалии сегодняшнего дня и доводит их до абсурда (или логического завершения — это кому как ближе). Гораздо труднее описать оптимальное, приемлемое общество. Но это уже совсем другая история...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Владимир Аренев «Новий Франкенштейн»

240580, 2 февраля 2022 г. 22:04

Мастерство критика и рецензента состоит в том, чтобы дать характеристику произведения, заинтересовать им, однако не опускаться в раскрытие сюжета. В принципе, предисловие Аренева успешно подходит под эти требования. Чувствуется, что человек в теме современной польской фантастики и знает о чём пишет. Вот только беда в том, что читатель, который первый раз берёт в книгу современного раскрученного автора из Польши, вряд ли разберёт прозрачные для знатоков намёки. Я, например, из предисловия понял лишь то, что Збешховский работает в той самой антиутопичной картине мира, которую так облюбовало нынче множество других фантастов. Хотя, судя по словам Аренева, тут есть некоторые бонусы, которые подсластят антиутопическую пилюлю. Посмотрим.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Олаф Стэплдон «Четыре случайные встречи»

240580, 1 февраля 2022 г. 19:22

К сожалению, не имел доступа к профессиональному переводу, потому довольствовался тем, что могут дать сетевые сервисы. На этот раз вышло хуже чем обычно. Но и этот некачественный суррогат даёт определённое представление о том, какие мысли автор вложил в данные встречи.

Христианин говорит о том, что бог есть любовь, а любовь есть бог. Если вдуматься в смысл этого утверждения, то выходит, что клирик не так уж и далёк от истины. Об этом писал в своих произведениях и Олесь Бердник. Христианин, впрочем, не может выйти за рамки религиозного понимания Любви. Ведь грядущее, очевидно, за любовью всеобще-гуманистической, всечеловеческой — именно в такой любви не только к ближнему, но и к дальнему, угадывается всеобщее благо.

Учёный в романе показан бездушным циником, нигилизм которого порочит саму идею научно-технического прогресса. Жаль, что автор уготовил ему именно такое место среди изображённой четвёрки.

Мистик — самый бесполезный персонаж, напускающий на себя «много туману», проповедующий испорченность мира и «просветление» в духе для избранных.

Казалось бы Революционер обладает самым трезвым взглядом, поскольку лучше всех познал реалии этого несправедливого мира. Однако между строк чувствуется, что сам автор не со всем согласен в отношении позиции Революционера. Интересно было читать, что Революционер закрывает глаза на тиранию сталинизма и считает, что в СССР установлен настоящий социализм.

Очевидно, надо понимать, что все четыре персонажа, которых успел изобразить Стэплдон, избраны не просто так. Все они отображают мировоззрение Великого Визионера, сливаясь в единый сплав его философии. У каждого из них есть что критиковать, что, впрочем и делается, однако львиная доля наследия каждого — это просто разные стороны видения мира и человека Стэплдоном. В монизме философа-фантаста отражено определённое противоречие между иделазмом (Христианин+Мистик) и материализмом (Учёный+Революционер), которое нам так знакомо по его другим произведениям.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Рэй Брэдбери «Ржавчина»

240580, 26 января 2022 г. 13:24

Отзыв начну с того, что аннотация к рассказу, помещённая тут, тонко вводит потенциального читателя в заблуждение. В рассказе в ржавчину превращается не весь металл вообще, а лишь броня и сталь оружия. Кроме того, в человеке нет никакого врождённого дикаря. Человек изначально ни хороший, ни плохой. Это чистый лист бумаги, который испещряют своими жизненными записями условия, в которых он воспитывается и живёт. Дикарём, в смысле контекста рассказа — агрессивным милитаристом, человека формируют особенности общественных отношений. Он просто не мыслит себя вне тех условий, в которых сложился как личность. Потому-то и действует по заранее заложенной жизненной программе.

Касаемо поступка главного героя — конечно это фантастика, в котрой одиночка меняет всё. Утопией будет полагать, что достаточно уничтожить всё оружие проблема войны и мира будет решена. Должна измениться психология людей. А для этого нужны, снова же, измениться глобальные условия их жизни. Чтобы не было войн должны исчезнуть такие анахронизмы как границы и государства, чья управленческая верхушка вершит судьбы миллионов не спрашивая у них на то разрешения. Тогда не будет надобности гнать одну толпу людей на другую, указывая при этом, что с той стороны — твои злейшие враги...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Рэй Брэдбери «Наказание без преступления»

240580, 26 января 2022 г. 13:05

Возможно этим рассказом вдохновлялись постановщики «Особого мнения» (2002) и «Суррогатов» (2009), так как тут можно узреть совмещение идей, развитых потом в этих фильмах.

По моему скромному мнению основная мысль этого рассказа состоит в том, что если разум (к какой бы внешней форме он ни принадлежал) уже возник, то его уничтожение недопустимо. Можно, конечно, спорить, живой робот или нет, но сущностный признак Человека — гуманизм. Человек должен быть гуманен, причём не только к себе подобным.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Каникулы»

240580, 26 января 2022 г. 12:49

За простеньким сюжетом рассказа кроется философский смысл. Собственно, уже где-то со средины этой истории стало ясно, что кажущаяся радость от докучливого общества окружающих не продлится долго. Человек — продукт общества, без него он быстро деградирует. Недаром придумано наказание за особо опасные преступления — изоляция от общества и общения. Другое дело, что та система, которая царит за окном продуцирует хамовитых продавщиц, невоспитанных детей, соседей, за которыми надо всегда тянутся, чтобы не ударить в грязь лицом...

Поменяются условия — не будет возникать желание убежать от людей.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Вышивание»

240580, 25 января 2022 г. 13:00

Да, Брэдбери писал не только светлое. Не скажу, что с его творчеством знаком очень хорошо. Читал «Марсианские хроники» и ещё что-то в юношеские годы. Почему-то у меня сформировалось мнение, что этот писатель — образец гуманизма и веры в лучшее будущее. Однако, как оказалось не все его рассказы радужны. Уже второй раз встречаю у него мотив неотвратимости конца света. Как и в «Завтра конец света» в данном рассказе разбираются чувства человека, пытающегося спрятаться за ежедневными хлопотами от неизбежного финиша, конца всего сущего. И как в «Кошки-мышки» столь близкий хэппи-энд оказывается недостижимым...

Предостережение для мира, как посыл, читается очень хорошо. Написано прекрасно, но не для меня, сейчас мрака и в сегодняшних реалиях много, хочется чето-то более оптимистичного.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Рэй Брэдбери «Золотой змей, Серебряный ветер»

240580, 25 января 2022 г. 11:12

Облечённая в форму китайской притчи зарисовка. Откровенно говоря, мне такая форма не особо заходит, хотя авторская мысль о дружбе, мудрости и гармонии понятна. Возможно тут виной еще и качество перевода — читал украиноязычный сборник. Хотя переводчики рассказов разные, но такое впечатление, что каждый хотел пропихнуть н-ное количество сомнительных лексических конструкций.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Убийца»

240580, 24 января 2022 г. 20:18

Думаю, этот рассказ пришёлся бы по душе Эвальду Васильевичу Ильенкову, выдающемуся философу-марксисту. Жаль, что большинство голосующих не увидели в нём за психологией философии, что видно по классификатору.

Казалось бы, что тут может быть особенного — ну поехала крыша у человека на фоне нелюбви к технике. На самом же деле всё сложнее — мистер Брок восстаёт против вещизма, против засилья умных вещей, за которыми уже не видно человека. Философский смысл рассказа состоит в том, что вещи не должны быть самоцелью, стоящей над человеком, они должны помогать ему, а не заслонять его. К сожалению, в системе, в которой сам человек низведён до уровня винтика, трудно что-либо говорить о его первенстве над вещью. Но кое-кто не только говорит, но и делает. Пусть не всегда рационально и логично обоснованно...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «И грянул гром»

240580, 24 января 2022 г. 20:06

Хорошо помню фильм, снятый по мотивам рассказа. Там, правда, постановщики пошли дальше — было придумано продолжение истории.

Данный рассказ — отличная зарисовка о том, что такое «Эффект бабочки» и как минимальные изменения в прошлом могут как снежный ком нарастать в будущем, привести к непредсказуемым последствиям. Брэдбери — противник «встреч с самим собой», которые стали неизменными спутниками в ряде других произведений коллег («Фантастическая сага» Гаррисона или известная кинотрилогия «Назад в будущее») и его видение путешествий в прошлое выглядит более убедительным. Хотя что-то подсказывает, что если хронопутешествия и возможны, то вряд ли они будут иметь что-то общее с видением Брэдбери, Гаррисона или Земекиса...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Рэй Брэдбери «Завтра конец света»

240580, 24 января 2022 г. 19:51

Зарисовка о реакции обычного человека на конец света, в осуществлении которого уже не осталось сомнений. В фабуле ясно чувствуется время написания — самый разгар Холодной войны. К сожалению, ныне беспокойство за будущее мира снова актуально — сегодня мы опять задумываемся о бессмысленности аргументов, которыми опять пытаются поставить цивилизацию на грань исчезновения...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Кошки-мышки»

240580, 24 января 2022 г. 19:43

Рассказ заставляет задуматься о мрачной перспективе антиутопии, от которой трудно куда-либо убежать. Если такое будущее и наступит, то оно будет недолгим — мировая война всё уничтожит, или развитие пойдёт по более оптимистическому сценарию.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Геннадий Гор «Докучливый собеседник»

240580, 23 января 2022 г. 17:11

Есть такие книги, прочитав которые недоумённо спрашиваешь сам себя – а что это было? О чём это? Только не подумайте, что повесть «Докучливый собеседник» тоже представляет собой нечто подобное. Но, тем не менее, действия в книге как такового практически нет. Есть ситуация, в данном случае – палеоконтакт, которая разыгрывается с разных ракурсов. Как и в других произведениях Геннадия Гора тут мы видим неторопливую философичность, размышления над вечными вопросами. И всё это читать не скучно. Есть какой-то неповторимый, добрый шарм у советской фантастики 1960-х.

Что есть человеческая личность? Геннадий Гор пишет о том, что личность не появляется на пустом месте, она – продукт и результат многотысячелетнего развития человеческого общества, взращена она также на основе природной среды, окружающей человека. Потому вопрос с личностью у машины как бы отпадает сам собой. Несмотря на такую установку, робот, которого автор и нарёк «Докучливым собеседником» всё-таки выглядит очень близким к субъекту, обладающему личностью. Его разработчик, антагонист главного героя, наделил своё творение собственными чертами и снабдил способностью вечно оппонировать Путешественнику-космонавту. По задумке это делалось ради того, чтобы тому не было одиноко во время полёта. Или робот, которому «сбрасывают» воспоминания и впечатления – по описанию очень близок к копии личности рецепиента (на момент копирования).

Тем не менее, между строк чувствуется некий скепсис Гора к научно-техническому прогрессу. Это видно по эпизоду, когда дядя жены Путешественника находит разумную цивилизацию на далёкой планете. Её автор снабдил природосообразностью, чуткостью к биосфере и лишил зацикленности на техноценозах.

Интересно также то, что коммунистическая, по всей видимости, цивилизация, породившая Путешественника, построила разные умные машины, развила кибернетику до невообразимых размеров. Вся физическая и рутинная мыслительная деятельность переложена на машины, однако мышление как таковое осталось за человеком. Машина «умнее человека» построена не была, человек не деградировал, а только ещё дальше ушёл по пути познания.

Если машина не может мыслить, не может стать личностью, то как быть с душевнобольным? Радость переоткрытия обыденных вещей в их целостном облике человеком, столь долго пребывающем в душевной спячке, поистине огромна. Как тут не взяться за кисточку и краски, когда феномен вещи, дотоле не видимой за пеленой сна, переполняет душу?

Как быть с представителем первобытной орды? Казалось бы, дикарь недалеко ушёл от жизни животных на лоне природы и по её незыблемым законам, однако в этих живых глазах под грубым низким лбом уже засветился свет любопытства и осознания.

Что же, если вам не чуждо осмысление философского текста – можете приниматься за чтение повести.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Голиков «Интервью с Агасфером»

240580, 18 января 2022 г. 23:43

Рассказ наследует традиции «Мастера и Маргариты» или в крайнем случае «Горца». Задумка неплоха, но не понравилось, как автор опошлил понятие «справедливость», низведя его к жажде крови и какому-то поистине дьявольскому наваждению.

Неожиданным было увидеть продолжение истории после того, как, казалось бы, уже все сказано, трансформация-обмен произошла. Но если ружье в первом акте было показано, значит, оно должно выстрелить в последнем.

Протагонист хоть и прохвост, но на то, чтобы разорвать порочный круг у него хватило воли.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Татьяна Федотова «Маффины с тыквой»

240580, 18 января 2022 г. 23:28

Насмешил рассказ, чего уж. Хоть и женский очень. Образ рептилоида, правда, совсем уж нереалистичным вышел, очеловеченный какой-то. Понятно, что его ради хохмы туда вставили. Но вышло в целом довольно пристойно. Читайте на здоровье — хорошее настроение будет обеспечено).

Оценка: 6
– [  0  ] +

Владимир Марышев «Год спустя»

240580, 18 января 2022 г. 23:22

Любопытно. Автор решил совместить традиционную фантастику с народным эпосом, причём довольно оригинальным способом. К тому же в финальном намёке можно узреть продолжение истории.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Игорь Яковицкий «Между нами трещина»

240580, 18 января 2022 г. 23:14

Неплохо. Есть и ирония, и психологизм, и жизненные неурядицы; да и фантастический элемент не подкачал. До конца рассказа автор держал интригу с выбором главного героя. Думаю, многие читатели были бы не согласны с поступком Антона. Однако, если задуматься, по-другому не могло быть. Ни с позиций личной морали, ни с позиций долга.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Пауль Госсен «Босоногая девушка в хищной траве»

240580, 18 января 2022 г. 23:05

Рассказ понравился. Чем-то похоже на миры Урсулы Ле Гуин и Теодора Старджона. История про развращённого жителя Центра и «провинциалов». История про то, что не надо недооценивать противника. История про свободу.

Неплохой мир, повесть/роман в такой стилистике, уверен, многим зашли бы на ура.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Пауль Госсен «Восход, закат...»

240580, 18 января 2022 г. 22:57

Хоть зарисовка и крохотная, чувствуется в ней авторский потенциал. Финал, а точнее его трактовка, более чем открыт. Очевидно, основная мысль автора состоит в том, что надо делать то, что должно, несмотря ни на какие обстоятельства. Есть преходящее, хотя, возможно, и прекрасное, а есть прозаичное, хоть и вечное. Да, и всё это уживается в одном бытии…

Оценка: 8
– [  1  ] +

Софья Шейко «И жена его Мануэлла»

240580, 18 января 2022 г. 22:51

Неплохая зарисовка о том, как люди способны преодолеть разницу в культуре, традициях, привычной с детства среде. Если рядом любимый человек, который тебя во всем поддерживает, то не беда, что ты далеко от дома или в не самых комфортных условиях.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сергей Пономарёв «Из-под завалов прошлого»

240580, 18 января 2022 г. 22:46

Написанный в стилистике паропанка рассказ из альтернативно-фэнтезийной истории. Как прототип взята Австро-Венгрия или Пруссия конца XIX – начала XX века. Немного разочаровало то, что основная сюжетная линия оказалась фикцией, борьба с режимом свелась к личному недугу правителя. Очевидно, это по задумке автора должно выглядеть некоей интригой, переворачивающей фабулу с ног на голову.

Мутки, происходящие в голове у кайзера не особо впечатлили. Тем не менее, мир, обрисованный в рассказе, был бы хорошим фоном для какого-нибудь стимпанковского романа.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Георгий Кулишкин «Наградное оружие»

240580, 18 января 2022 г. 22:39

Написанный прекрасным русским языком микрорассказ, передающий мироощущение жителя безмятежной Страны детства. Автору удалось хорошо проникнуть в детскую психологию.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Василий Головачёв «Дети вечности»

240580, 12 января 2022 г. 21:16

Итак, Реликт-4. Как и в большинстве предыдущих романов тут действие разворачивается по схеме — долгая нудноватая завязка в начале (бесполезные телодвижения беспомощных УАССовцев перед мегаразумом Конструктора, их наводящие тоску ненужные дискуссии) и экшн в конце. Наметившаяся в предыдущем романе тенденция к акценту на телепатии и прочей сверхспособщине тут расцвела буйным цветом. Текст всё более изобилует наукообразной лексикой. Благо, чрезмерного упора на славянскую древность нет, это, как для Головачёва, уже хорошо.

По некоторым деталям из четвёртой книги мы ещё больше узнаём про общество, в котором живут Берестов и Грехов. Так, судя по всему, в будущем по версии Головачёва отдельные государства всё же есть. Ещё одна любопытная черта — наличие элиты, чьи сынки участвовали во время приближения Конструктора к Земле во всяких вандальных непотребствах. Очевидно, социализм будущего не так уж и идеален.

Но социальное — это, конечно, неуловимый фон. Главное в книжке — идеи. Идея Реликта-Конструктора, безусловно интересна, хотя, по правде сказать, верится в неё с трудом. Ну, это по состоянию на 4-ю прочитанную. Какая-то сверхразумная штука сотворила наш континуум (была причиной Большого Взрыва, что-ли?), однако при переходах между вселенными эта сущность практически тронулась умом. Но её надо пожалеть, понять и простить, ибо не ведает что творит. За всем этим видна попытка вместить в произведение некую философию любви и милосердия в космических масштабах. Однако выглядит история так, как будто Реликт и люди обладают сходными моральными ориентирами, а ведь автор долго и подробно описывал насколько огромна бездна между человеком и суперразумом. До уровня космизма эта приключенчески-бытовая «философия», конечно, не дотягивает, однако оптимизм автора похвален.

P.S. А ведь холодный и равнодушный Создатель звёзд — Бог — Тёмный чужак Олафа Стэплдона выглядит намного реалистичнее, как бы это парадоксально ни звучало. Возможно потому, что его присутствие лишь смутно ощущается в отчаянной непостижимости между строк?..

Оценка: 8
– [  5  ] +

Олаф Стэплдон «Разделённый человек»

240580, 31 декабря 2021 г. 20:29

Правильно написал предыдущий комментатор – никакая это не биография. Точнее, такой же «биографией» можно считать «Странного Джона» и «Сириуса» а, возможно, даже и «Создателя звёзд» с «Последними людьми в Лондоне». Во всех этих романах просто есть условный рассказчик, от чьего имени ведется повествование.

Но это и не классический «любовный треугольник», как написано ниже, ведь «соперники» уживаются в одном теле. Увидеть в философском романе мелодраму — это, мягко говоря, очень поверхностное суждение о серьезном тексте.

Избранность, просветленность главного героя и его же трагедия состоят в том, что он сумел подняться над обыденным сознанием и открыл себя настоящего. В конце концов, вышло, что две половинки одного человека связаны единой плотью. Одна из них сначала смутно, потом все более явственно идет по пути «духа» (параллели с «Из смерти в жизнь»), по пути монизма, ощущая незримую связь, объединяющую всех людей. Недаром Виктор Смит, выходец из респектабельного класса, отбросил весь багаж прошлой жизни и пошел преподавать взрослым азы грамоты, влился в рабочее движение. Пафос произведения можно увидеть в том, что вторая субличность – ленивая, мещанская и не особо отягощенная мышлением, в конце концов, проникается благородством первой.

Формально фантдопущения в романе нет и он (как бы) относится к реалистической прозе. Хотя многие идеи, высказанные в упомянутых фантастических книгах, тут нашли свое продолжение.

Те или иные стэплдоновские черты можно уловить не в рассказчике, а в главном герое – Викторе Смите. Виктор Смит – такой же монист, пытающийся подчас совместить несовместимое, как и сам автор. Эксплуататор, обуреваемый суицидальными мыслями, после осознания своего паразитизма; нетипичный марксист, отказывающийся от сотрудничества с Коммунистической партией после разногласий в вопросах стратегии и тактики; рациональный материализм, который уживается с магическими усилиями Мэгги; общение полов как один из способов достигнуть гармонии и позитивного опыта биосоциальной коммуникации – все эти маркеры очень характерны для стиля Великого Визионера.

Моменты из жизни Стэплдона – участие в войне, пацифизм также нашли отражение в биографии Смита. И конечно же, нельзя не отметить, что в романе «светлая» личность сумела предсказать дату своей, а заодно и самого Стэплдона (!) кончины.

Роман, возможно, не вершина творчества писателя, однако его трудно назвать проходным. В нём заложена идея Пробуждения, Осознания и Единения. В аллегорической форме истории о Джекиле и Хайде мы видим стремление донести до людей мысли о единстве и связи всего сущего, о сути индивидуализма и социального гуманизма.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Сандро Касянюк «Нова утопія»

240580, 29 декабря 2021 г. 13:33

Об авторе мало что известно, однако мы знаем, что его цикл «Омашинення людства» фактически открывает жанр в Украине.

Что с фантастическим элементом? Он есть, хотя не всегда научный. При желании в произведении можно рассмотреть компьютерный пульт управления, а при натяжке – программное моделирование и 3d-печать. Есть что-то похожее на гидропонику. Есть трактор на электрической тяге. Видим какие-то странные тапочки-скороходы из металла (!), выращивание урожая за три дня сегодня вызывает улыбку, вряд ли наука в будущем пойдет таким экстенсивным путем.

С одной стороны у «Новой утопии» хронологическое преимущество в 3 года, оно появилось раньше «Фантастичного оповідання» Ивана Сенченко (1925, по одной из версий считается первым украинским нф-произведением). У обоих рассказов есть научно-фантастические черты. Однако как утопия больше продумана все-таки концепция «Фантастичного оповідання», в котором описание не ограничивается одной локацией.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Кэти Хан «Задержи звёзды»

240580, 20 декабря 2021 г. 16:13

Задумка книги, безусловно, интересна, что впрочем, не компенсирует многих сюжетных, идейных и стилистических недостатков. Так, многочисленные элементы утопии остались нераскрытыми. Некоторые параллели указывают на возможное влияние Ле Гуин, но роману Хан очень далеко до детализации и проработки концепции «Обездоленного». Неправдоподобным выглядит рой метеоритов, который окружил по воле автора Землю. Трудно представить возникновение шара астероидов такой плотности, что его наличие на многие десятилетия прекратило любые полеты за границы тропосферы.

Говоря о манере изложения текста, следует отметить переизбыток диалогов, описательность, поверхностность в изображении персонажей. Авторских рассуждений, позиции по тому или иному вопросу почти не видно. Уж не знаю, кого больше винить – автора или переводчика, но довольно часто бросается в глаза «деревянный» язык, совсем не подходящие, диссонирующие слова в предложениях. В то же время в романе присутствуют две довольно сомнительные сцены 18+.

Время от времени произведение норовит окончательно сбиться в любовный роман с его приторностью и сентиментальной чувственностью. Впрочем, финал книги все же спасает и даже в какой-то мере реабилитирует построения Хан. Несмотря на наличие двух альтернативных версий развития событий, которые так и не были объяснены (что это и откуда взялось?), читателю показали, как всё произошло на самом деле. Путь в космос сквозь астероидное кольцо был открыт.

Выводы? У Кэти Хан вышла книга о том, что любовь побеждает любые преграды. Даже ценой жизни любящих. К сожалению, фантастика в романе играет второстепенную роль, а придуманная автором утопия служит некими путами, оковами не только для влюбленных, но и вообще для развития человечества.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Василий Головачёв «Возвращение блудного конструктора»

240580, 11 декабря 2021 г. 21:09

Идея реликтовой формы разума чрезвычайно интересна. Однако в третьей части романа, которая вышла в переломном 1991 году, она начинает обрастать спорными подробностями. Так, выходит, что Конструктор и звезды зажёг и лишние измерения свернул, оставив знакомые нам 4. Кроме того, в книге стал намечаться крен в «ментальные сферы» — появились всякие экстрасенсы и проч. Забавно, но местами всё это напоминало заряжение банок с водой Чумаком и целебные мантры Кашпировского, весьма популярных в то время. Ну и ещё увеличилась концентрация славянского именослова, который станет традиционным для более позднего Головачёва. Впрочем, границ приличия всё это не переступает.

Ещё одна особенность данной части «Реликта» — обилие наукообразной терминологии, из которой иногда вырисовываются наукообразные объяснения. Примечательный факт – в мире романа до сих пор не появились разумные гуманоиды. Все разумные формы жизни нечеловеческие, а сам Конструктор, похоже, вообще перескочил биологию и социологию и из куска первобытной материи эволюционировал в материю разумную. Тут, конечно, мы видим яркое противоречие подобных построений с аргументами Ивана Ефремова и Эвальда Ильенкова.

Любопытно было читать немногословные указки на мир, в котором живут персонажи. Мир этот – социализм, который избавили от «извращений» (?) некие глобалисты. Религия, впрочем, не отмерла ещё, есть даже религиозные фанатики. Все государства объединены в одно (государство ли?).

Если говорить о плюсах, то третья часть «Реликта», безусловно, держит до самого конца. В отличие от первых двух, где была тянучая (почти скучная) первая половина и динамичная вторая, тут напряжение распределяется более равномерно. Включена любовная линия. Есть задел на будущее – ясно видно, что книжка не финальная, а так сказать, транзитная.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Лоуренс Мэннинг «Город сна»

240580, 29 ноября 2021 г. 18:43

К сожалению, мне так и не удалось достать недавно напечатанную книжку Мэннинга «Человек, который проснулся». Потому пишу отзыв на то, что есть – третий рассказ из данного цикла.

Недавно один лаборант очень аргументированно и долго меня убеждал в том, что погружение в виртуальную реальность всего человечества – оптимальный вариант нашего будущего. Мол, там все мечты осуществимы. Если тут ты нищий, ездишь на старом жигулёнке, то там ты богач, рассекающий на лимузине. Да что там мелкие желания, там ведь целый мир, огромная Вселенная…

Я же придерживаюсь иного мнения. Если мы бросаем реальный мир и погружаемся в обманку, ну… Это многое говорит о нас. Мы убегаем от проблем. Это как ребёнок, который предпочитает не отвечать за свои поступки, а спрятаться за мамкин передник…

Так и в рассказе «Город сна». В 15-м тысячелетии н.э. человечество подошло к тому, что прикольнее спать, чем бодрствовать. Ну, а что – во сне ждут тебя красавицы и приключения, а тут – что интересного? Главное, всё такое реалистичное!

А начало было безобидным – помощь слепым и инвалидам, которая превратилась со временем в блажь для большинства.

Главная дилемма рассказа – моральный выбор. Если ты бросаешь обслуживание спящих, идя в пустошь основывать с нуля поселение бодрствующих — ты «дезертир». Из длительного сна не возвращаются к реальной жизни, из такого состояния «выпасть» можно лишь в смерть, потому дистрофические тела живых трупов нужно поддерживать касте учёных. Если же несколько сотен учёных будут и далее продолжать обслуживать миллионы спящих, то скорое исчезновение цивилизации себя ждать не заставит. Детей рождается всё меньше, а спать ложатся всё больше.

Выход, предложенный Мэннингом, спорен, но имеет право на жизнь.

Рассказ довольно интересен, но есть несколько неправдоподобных моментов. Почему никто не догадался до мысли о бегстве за многие сотни лет до того, как её подкинул пришелец из прошлого, очнувшийся из анабиоза? В 1933 году, конечно, было невдомёк, что действие атомной «бомбочки» или «гранаты» совсем не похоже на то, что описано в рассказе.

Итого. Рассказ натолкнул на интересную мысль. Мы ведь тоже делимся на спящих и живущих в реальности. Большинство из нас – конформисты, которые привыкли, им уютно и понятно во сне. Некомфортно или страшно просыпаться. Другие – нонконформисты, органически не приемлющие правил сна. Кое-кто называет таковых борцами с ветряными мельницами. Первых много, но они аморфны, вторые – активны, но их мало. Неужели, как и в рассказе, совместить первых со вторыми так и не выйдет?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Олаф Стэплдон «Из смерти в жизнь»

240580, 26 ноября 2021 г. 20:58

Каждый раз, читая очередное произведение Олафа Стэплдона испытываешь ни с чем не сравнимое чувство трепета перед холодным величием вселенских бездн, проникаешься нездешним чувством тревоги, гордости и горечи за Человека, поражаешься размахом замыслов Автора. Романы Стэплдона – словно разные стороны одного явления, различные вариации единого подхода. Подход этот так или иначе связан с проблемой Человека космического.

Роман «Из смерти в жизнь» (1946), наверное, можно назвать квинтэссенцией всей фантастической философии Олафа Стэплдона. В нём мы можем увидеть множественные отсылки и настоящие ключи к своим более ранним работам, да и вся авторская концепция видения разумного мироздания проступает тут в наиболее явственном, завершённом виде.

Характерная черта большинства романов Стэплдона – отсутствие персонажей и сюжета в классическом понимании этого термина. Условным героем рассматриваемого романа можно считать Дух Человеческий. Что такое Дух? Это нечто труднопредставимое в реальном мире. Это некие незримые узы, объединяющие разумных существ рода Homo, единство всех людей в одной суперсущности. Чем больше люди идут навстречу друг другу, устраняют внутривидовое противостояние по классовому, национальному, политическому или какому-либо иному принципу, тем сильнее Дух Человеческий. Эта концепция слегка перекликается с понятиями субъективного и объективного духа у Гегеля, но дух у Стэплдона – не что-то абстрактное, а обладающее самосознанием явление.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Павел Амнуэль «Поэзия и истина суть одно...»

240580, 26 октября 2021 г. 21:02

Очень интересная зарисовка. Впервые прочитал о философском (не побоюсь этого слова – космологическом) труде Эдгара По «Эврика». Никогда бы не мог подумать, что в те годы люди могли высказывать такие космистские идеи, основываясь на очень, мягко говоря, шатких научных знаниях. Гениальное предвидение? Возможно. Так или иначе, автор статьи сумел показать связь науки и «поэзии», заинтересовав самим первоисточником.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Фредди Ромм «От многия знания»

240580, 26 октября 2021 г. 20:58

Очень остроумная миниатюра. Получил массу позитивных эмоций, читая эту небольшую зарисовку. Поучительно – иногда лучше не знать того, что хочется. Не всякое знание человек способен переварить.

И да, буддистам читать обязательно:).

Оценка: 8
– [  2  ] +

Леонид Ашкинази «300»

240580, 26 октября 2021 г. 20:52

Сценарий «спящий проснётся» не нов в истории фантастики. Вряд ли автор повести привнёс что-то новое в такого рода развитие событий. События поданы с двух сторон – от имени тех, кто лежит в криогенном сне и современников – обитателей прекрасного будущего. Однако, как ни странно, читать было не скучно и даже интересно. Наверное, потому, что были даны кое-какие научно-технические ограничения, отчего происходящее не кажется таким уж фантастическим, а также задана неплохая интрига, динамика которой держала до конца.

К сожалению, развязка немного разочаровала. Так и не было показано то, ради чего всё это начиналось и с такими сложностями проводилось. Больше ничего не скажу, не хочу кому-то портить спойлером желание прочитать повесть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Василий Головачёв «Пришествие»

240580, 7 октября 2021 г. 21:40

Если честно, после повести «Непредвиденные встречи» особого желания читать продолжение романа-эпопеи «Реликт» не возникло. Ничего особо утопического там (как впрочем, и в «Пришествии») не было. Мир как мир, хоть и вполне себе обустроенный, судя по атмосфере, но не особо расписанный. К тому же при знакомстве с обеими книгами не покидало ощущение, что перед тобой какой-то филиал «Полудня». Ну да бог с ним.

Что же всё-таки сподвигло читать цикл далее? Нет, не сюжет. Читать полкниги, как упёртые земляне безуспешно пытаются догнать Супероборотня, который идет тупо по прямой и остаётся неуловимым было как-то… Не очень увлекательно, скажем.

Если не сюжет, тогда что? Наверное, идея реликта. Точнее её масштабность.

Ну что же, посмотрим, не будет ли выхолощена эта масштабность идеи в последующих романах.

Пока что две первые книжки цикла уверенно подтверждают звание твёрдых среднячков.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Олаф Стэплдон «Last Men in London»

240580, 4 сентября 2021 г. 11:48

Еще один роман — величественный философский манифест Олафа Стэплдона, к сожалению, не переведенный на русский язык. Сюжетно и идейно стоит между предыдущим романом «Последние и первые люди» и последующим «Странным Джоном».

«Последние люди в Лондоне» — своеобразный спин-офф (мидквел?) истории, которую Стэплдон рассказал в «Последних и первых людях». Там речь шла о двухмиллиардной эволюции человеческой популяции, в результате которой появлялись многочисленные расы людей. Их обличие было самым разнообразным, так же, впрочем, как и общественное обустройство. В «Последних людях...» больше места уделяется именно восемнадцатым людям, последней расе.

Выскажу несогласие с предыдущим комментатором. Стэплдон в этом романе излагает много мыслей по поводу социальности и высшего смысла существования Человека. Философия космизма буквально разлита по страницам романа. Нет смысла спойлерить, вещь по-настоящему достойна для прочтения и формирования собственного отношения к творчеству автора.

Однако для справделивости отмечу, что окончание романа выглядит немного сумбурным. Дело в том, что здесь, очевидно, автор изложил черновик своего замысла, который позже воплотился в романе «Странный Джон». Кроме того, немного удивляет чрезмерное увлечение автора фатализмом. Де-факто Степлдон переделал финал предыдущего романа — тут затея с панспермией не удалась.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Михаил Герчик «Лети, Икар!»

240580, 8 августа 2021 г. 20:42

На Фантлабе недавно обсуждался вопрос о влиянии Ефремова на Герчика (или наоборот, оба писали и издавались примерно в одно время). Ну, на мой личный взгляд, о каком-то сходстве с «туманностью Андромеды» вряд ли приходится говорить. Разве что имя одного из героев Нор Инд (в «Туманности ...» — Эрг Hoop) и наличие общей для обоих авторов идеи закономерной эволюции разума во Вселенной, которая обязательно должна привести к появлению человека. В произведении Герчика также говорится о том, что разумные инопланетяне должны быть гуманоидами; больше того, если уж они преодолели притяжение собственной планеты, то обязательно должны быть гуманистами, других вариантов не предвидится.

Продолжая тему аналогий и параллелей, следует сказать, что сначала этот текст напомнил довоенную фантастику с ее схематизмом, рублеными фразами, казенными диалогами. Но первое впечатление оказалось ошибочным и дальше, по мере чтения, стало ясно, что произведение является характерным представителем оптимистичной фантастики 1950-х — 1960-х, полной веры в освоение космоса и романтики межзвездных полетов. Особенно степень наивности и сюжетных натяжек растет во второй части повести, автору явно не удалось раскрыть внутренний мир влюбленной женщины или правдоподобно изобразить образ 6-7-летнего мальчика. Но все это с лихвой компенсируется вполне оригинальным напряженным сюжетом, от которого сложно отвлечься.

А еще Герчик опередил на полтора десятилетия Александра Казанцева с его «Фаэтами» (1973), показав опасность ядерной гонки. Цивилизация марсиан погибает от последствий атомной войны.

Больше всего бросилось в глаза при прочтении повести сходство с творчеством Олеся Бердника. Во-первых, речь. Читал русский текст, но время от времени возникало ощущение, что это какой-то потерянный текст Бердника, столь похожей была стилистика. Во-вторых, явные сюжетные параллели со «Звездным корсаром», особенно с линией Ура. Оставленный после катастрофы на попечение киберняньки ребенок (дети), путешествие влюбленной инопланетянки на Землю вместе со своим избранником, оживление мертвого родителя (родителей), высадка космического Прометея на планету с первобытными людьми — все это есть в обоих произведениях. Название корабля Ар у Герчика, цивилизация Ара у Бердника, биотоки — энергия мысли... Кстати, рассказ «Межзвездная нянька» был опубликован сразу после публикации повести Герчика — в 1961 году.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Василий Головачёв «Непредвиденные встречи»

240580, 6 августа 2021 г. 20:12

Первая половина произведения целиком и полностью лежит в плоскости приключенческой фантастики. Когда читаешь о группе землян, которые всерьез и надолго застряли на враждебной планете, поневоле вспоминаешь «Страну багровых туч». Как и там, разъезжающие на вездеходе по чужому бездорожью люди терпят всевозможные невзгоды. Время от времени, ряды исследователей редеют, хотя упрямство вновь прибывших делает им честь. Но, в отличие от «Страны…», космические рейнджеры рассекают не по Венере, где, как известно, нет разумной жизни, а по страшному и ужасному Тартару, на котором, по сюжету, многое говорит о присутствии причудливой разумной жизни. И тут уже включаются параллели с «Солярисом» — чуждый разум, форма существования которого кажется сплошным абсурдом, проблема межвидового, разноуровневого взаимодействия и понимания.

Большая часть книги описывает опасные экспедиции, постоянную борьбу с проявлениями чуждого разума в атмосфере нешуточной давки на нервы главных героев при непосредственной угрозе их жизням. Кажется, все это будет длиться до последней страницы и анализировать, говорить о смыслах, пардон, не имеет смысла. Мол, читай и просто наслаждайся не особо перегруженной всяким идейным багажом старой доброй фантастикой. Но Василий Васильевич сумел-таки удивить под конец повести. Тайна «паутин», «гравистрелков», «любопытников», «городов», «серых призраков» и других атрибутов Тартара в самом конце немного приоткрывается.

И не беда, что разумная жизнь человечества измеряется жалкими тысячелетиями. Если человек спасует, отступит перед сверхвысокой планкой тайны – это будет его поражение. Пусть миллиарды лет эволюции разума из предыдущей Вселенной пока кажутся ветряной мельницей, которую невозможно взять напором познания. Пока будет длиться процесс, а когда-то, кто знает, и результат не заставит себя ждать. Непредвиденные встречи рано или поздно приведут к новым открытиям.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Олаф Стэплдон «Тьма и Свет»

240580, 28 июля 2021 г. 22:34

Роман «Тьма и Свет» (1942) во многом перекликается с двумя его предыдущими, более известными книгами «Создатель звезд» и «Последние и первые люди». Как и в предыдущих романах, повествование идет от лица обезличенного, почти незаметного персонажа, некоей точки обзора; задействованы большие исторические периоды; затронута тема естественной и искусственной эволюции человека и др. Однако здесь мы видим и кое-что новое. Для «Тьмы и Света» таковой есть точка бифуркации, когда после определенного исторического этапа события одновременно развиваются в двух разных направлениях и не ясно, речь идет о параллельных вселенных, где разные варианты одного того же мира существуют одновременно, или это только потенциальные возможности развития будущего.

Еще одна характерная черта Стэплдоновского письма — трагизм, который перерастает в рок, однако с парадоксальной надеждой на будущее оптимистическое перерождение. Так и в этом романе — как в темной, так и в светлой частях видим трагические нотки исчезновения человека как вида, однако когда-то и кто-то дальше понесет прометеев огонь разума. Все, что прожито и стерплено не было напрасным.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Десант на Европу, или Возвращение Мафусаила»

240580, 15 июля 2021 г. 11:29

Итак, вторая книга цикла «Трикстеры». Собственно, у книжки те же достоинства и те же недостатки, что и у первой. В любом плюс уже за сам жанр – попытку построить что-то вроде социально-технической утопии. Фаланстеры, Всемирный Совет Фаланстеров, глобальная сеть Ирма, механорги – все это чудесно, но, к сожалению, почти не раскрыта жизнь обычного человека в этой утопии. Вместо этого видим борьбу за ее сохранение с неведомыми агрессорами.

Показалась интересной мысль о том, что каждая цивилизация во Вселенной должна проходить технологический этап, который доходя до определенного момента, достигает точки невозврата. Это когда биологическое соединяется с техническим.

Не понятно, что там с третьей частью. Прошло уже больше 10 лет, а роман всё ещё значится как «не окончен».

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кирилл Берендеев «Люди с серой кожей»

240580, 5 июля 2021 г. 19:51

Хорошо, что автор предупреждает в начале рассказа о том, что фабула-сюжет не претендует на научность. Поскольку придираться есть к чему в плане научной достоверности. Неандертальцы показаны сущими пацифистами, практически не умеющими драться, и это при своих внушающих габаритах и выносливости. У кроманьонцев царит патриархат (!), существуют союзы племён (!!), появляются предпосылки социального расслоения (!!!) Короче, выпускнику истфака читать надо без особого пристрастия, через абзац.

Хоть рассказ и фантастичен в плане исторической достоверности, однако обладает весьма недурственными литературными достоинствами. Хорош язык. Иногда ловишь себя на мысли — а почему неандертальцы общаются так, словно они студенты-филологи?:) Обилие абстрактных понятий и обширный словарный запас, философский финальный посыл как-то не увязываются с устоявшимся образом палеолитического человека.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Уолт Шелдон «Время вышло»

240580, 5 июля 2021 г. 19:47

Любопытный рассказ. Старая как мир тема – последствия изменений в прошлом, эффект бабочки. Что будет, если знания о будущем попадут в руки заядлого милитариста, не мыслящего себя вне военной системы координат?

Каждый должен нести ответственность за свои слова и поступки – читаем между строк.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Михаил Гельфанд «Смертный»

240580, 5 июля 2021 г. 19:42

Атмосфера рассказа чем-то напомнила фантастику «Искателя» границы 1980-х – 1990-х. Держит интригу до конца. Рубленные, очень лаконичные предложения словно бы подчеркивают особенности внутреннего мира и мировоззрения молодого человека, родившегося уже после падения цивилизации, представляющего ее лишь по рассказам взрослых.

Ответственность ученого за свои изобретения и апокалипсис – темы для фантастики не новые. Однако автор по-своему это обыграл и добавил сюжет с выведенной расой сверхлюдей. Интересно, хотя немного пессимистично.

Вопрос вызвал поступок отца главного героя – почему он, имея такой смертоносный арсенал, не обратил его против своих хозяев-антагонистов, «ограничившись» слишком размножающимися южанами?

Выбор протагониста в конце рассказа неочевиден, отдавать предпочтение надо между плохим и суперплохим: между деградантами, которые (возможно!) вернут себе человеческий облик и полубогами, презревшими человеческий род и, очевидно, несущие свой крест ответственности за произошедшее. Разрешение дилеммы не показано, однако на него намекает само название рассказа.

Наверное, лучшее произведение в номере.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ярослав Веров, Игорь Минаков «Десант на Сатурн, или Триста лет одиночества»

240580, 27 июня 2021 г. 15:14

Чем будет занят человек, если у него уже всё есть, а нужда в труде отпадает? Глобальная мамаша-сеть посредством вживлённых в 6-летнем возрасте чипов беспокоится и ухаживает за каждым членом общества. Зачем куда-то летать и что-то там исследовать – есть ведь автоматические космические аппараты. Зачем вообще чем-то заниматься – удовлетворяй свои потребности, развлекайся в виртуале. Естественно, кое-кому не нравится такое положение вещей. Группа не то экстремистов, не то заигравшихся подростков решила удалить чипы и жить без мамкиной опеки. А некоторые вообще надумали воевать с ней…

На самом деле авторы вплотную подходят к ответу на главную теоретическую закавыку технокоммунизма (в своё время я говорил о том, что технологическая утопия таит в себе много подводных течений). Ярослав Веров и Игорь Минаков не дают готовых рецептов для жизни в технораю, но преподносят пищу для размышлений на эту тему. То, что поначалу казалось псевдоутопией не совсем псевдо-, а некоторые герои просто запутались в трёх соснах своего мировоззрения…

Оценка: 7
– [  2  ] +

Олаф Стэплдон «Сириус. История любви и разлада»

240580, 8 июня 2021 г. 20:40

Сириус во многом схож со Странным Джоном из другого романа Стэплдона. Оба они – отщепенцы среди своего окружения, оба шагнули далеко вперед от предковой формы. Оба убивали. Однако почему Сириус более симпатичен читателю, чем Странный Джон? Наверное, потому, что Сириус, будучи чуждым телесно, несёт в себе человеческое начало. Пребывая в диалектическом единстве и трагической борьбе с этой частью своего естества, Сириус нам многократно ближе и понятнее Джона, провозгласившего себя сверхчеловеком.

Спасибо Автору за этот прекрасный роман, за глубокое погружение во внутренний мир неожиданного и такого одинокого персонажа…

Оценка: 9
– [  3  ] +

Майкл Бенсон «Космическая Одиссея 2001: Как Стэнли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм»

240580, 31 мая 2021 г. 15:08

Обычно не пишу отзывы на фильмы. В отличие от литературы кинематограф воспринимается через зрительные образы. Кино — это адаптация книги или сценария под короткий формат фильма. Тут многое уже прошло через видение постановщиков, сюжет трансформирован под понимание режиссера. Потому выскажу свое субъективное мнение – «веселые картинки» очень редко достойны анализа.

Но речь будет идти о книге. Изначально к концепции книги о фильме относился критически, потому и особой радости от получения подарка не испытал. По мере же чтения пришлось изменить свое мнение.

«Космическую Одиссею» посмотрел первый раз где-то в районе 20 лет. Был шокирован, когда позже узнал, что фильм снят в далеких 1960-х – настолько все было свежо и правдоподобно сделано. И сейчас чудеса аналоговой эпохи выглядят достойно даже в сравнении с крутыми современными спецэффектами.

Автор книги проделал очень большую работу – собрал воедино все, что известно об истории создания, съемках и показах данной киноэпопеи. Были обработаны мириады воспоминаний, записей, а также работы предшественников.

Безусловно, центральной фигурой книги есть Стэнли Кубрик. Именно он сумел выжать из съемочного коллектива невозможное. Многие актеры, гримеры, осветители были благодарны режиссеру за то, что тот дал им бесценный опыт, практически заставил раскрыться скрытым талантам и возможностям. Во время съемок все работали на пределе.

Из книги читатель узнает множество самых интересных фактов. Например, то, что первоначально критики и коллеги Кубрика (например, Тарковский) фильм не поняли и откровенно ругали. Огромный плексигласовый монолит, который был заказан за полмиллиона долларов, так и не использовали во время съемок. Какие неимоверные ухищрения довелось проделывать, чтобы создать удивительно реалистичных австралопитеков и громадную центрифугу космического корабля. Для меня было открытием то, что Кубрик имел еврейское происхождение, а Кларк был гомосексуалистом.

Немного подпортили общее впечатление от книги качество перевода и, особенно, корректура. Некоторые особенности указывают на то, что использовался в т.ч. машинный перевод. Количество ошибок в тексте не критичное, но достаточно большое.

Оценка: 6
⇑ Наверх