FantLab ru

Все отзывы посетителя 240580

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Николай Чернышевский «Что делать?»

240580, 19 ноября 2019 г. 23:38

Позволю себе немного «пройтись» по роману. Один из главных посылов, заложенных в нем — идея равенства людей. Причем, следуя канонам классического романа, Чернышевский начинает с вечно актуального «женского вопроса». Недаром Вера Павловна осознает унизительность зависимости от мужа, неровности даже в самых невинных своих проявлениях. Следующее важное, что есть в романе — облагораживающая роль общественно-полезного труда, ведь она придает смысл человеческой жизни, делает оправданным существование человека, который вносит вклад в общее дело. Именно поэтому Вера Павловна становится первой русской женщиной-медиком, овладевает деятельностью, утверждающей ее бытие. Труд предоставляет осмысленность и нужность через восприятие не только себя, но и других, лишает иррациональной кары скукой и необязательностью.

Конечно, роман написан в жанре реализма. Но разговор о нем был бы не полным без упоминания о снах Веры Павловны, главной героини. В четырех снах девушке являются все те премудрости человеческого существования, которые не могли прийти к ней в реальной жизни. Причины и следствия, наконец, связываются в единый круговорот. Отношения имеющиеся и долженствующие предстают в этих снах. Почти прозрачные ответы на еще не заданные вопросы ...

Для нас, наверное, интереснейшим является четвертый сон, где обрисована впечатляющая картина будущей жизни. Почти никто не обитает в городах. Небольшими группами люди живут в отдельных дворцах. Подавляющее большинство людей занято общим трудом на лоне природы, рутину выполняют машины. Под натиском упорного труда отступает пустыня, уступая место цветущим садам. Царит взаимопонимание и радость жизни. В будущем так будут жить все люди...

А пока Вера Павловна обустроила, как могла в условиях крепостной России, настоящий фаланстер — швейные мастерские с нетипичной организацией труда, распределением прибыли, организовала образование работниц.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Полтораста лет спустя»

240580, 21 октября 2019 г. 11:22

В главе дан набросок коммунистической утопии. Ничего по-настоящему особенного (очень малый объем, где бы могло развернуться авторское воображение), но под формальные каноны попадает. Составляет как бы единое целое с рассказом «Президиум ЭСМ».

Небывалое развитие техники, появление новых материалов, развитие космической отрасли (здесь братья немного перебрали – вряд ли межгалактические полеты будут возможны даже через 200 лет), продление жизни, трудовой энтузиазм и т.п. Интересно, что, судя по упоминанию о существовании в XXI веке вещизма, накопления благ, не все было так гладко в построении нового общества.

Все это показывается через типичный для таких произведений прием — космонавт возвращается из космического путешествия, но через эйнштейновские временные эффекты застает на Земле своих потомков-правнуков.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Александр Рубер «Трансутопия, или сладкие грезы мелкой буржуазии»

240580, 19 февраля 22:23

Большое-преогромное спасибо рецензенту за этот критический разбор. «Меганезия» была в моем списке к прочтению (проект какой-никакой утопии, да еще и в экзотическом тихоокеанском антураже. К тому же целый цикл!). Как ни крути, не так уж и много сейчас пишут утопий.

Александр Рубер разнес «Меганезию» в пух и прах. Импонирует то, что проанализирована именно социально-экономическая основа мира, построенного Розовым. Утопия-то при ближайшем рассмотрении самая что ни на есть либеральная. В «Меганезии» построен некий идеальный мир для среднего класса, очищенный как от крупных корпораций, так и от тех, кто ненароком бунтовать начнет.

Уверенно вычеркиваем «Меганению» из списка.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Президиум ЭСМ»

240580, 21 октября 2019 г. 11:05

Самое главное, что можно было выделить из этого текста, это то, что там есть разъяснения перехода от «социализма в отдельной стране» «Предполуденного цикла» к планетарному коммунизму. Из того, что Председателем Президиума Экономического Совета Мира стал последний Секретарь ЦК Коммунистической Партии Союза Советских Коммунистических Республик можно сделать вывод, что условный СССР будущего в ХХІІ веке просто «мирно врос» в планетарный социум. На планете воцарился коммунизм.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Николай Чернышевский «Варианты из первоначальной редакции романа, не вошедшие в текст журнала «Современник»

240580, 20 ноября 2019 г. 00:07

Наиболее острые, прозрачные, обличающие тогдашние порядки, фрагменты. Хорошо, что в некоторых изданиях они помещены рядом с «основным телом» романа.

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Виталий Карацупа «Это уже история: Краткий обзор украинской фантастической периодики трех десятков лет»

240580, 28 июня 12:33

Очень интересный очерк о фантастических журналах Украины. Оказывается, их существовало множество. Жаль, что на данный момент сохранилось лишь несколько...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

240580, 10 февраля 14:49

Основная идея романа заключается в невозможности построения идеального общества какими-то чисто физическими воздействиями. Детские прививки («бетризация»), которые устраняют агрессию, через несколько десятилетий лишили человеческий социум человечности. Общество, с которым встречается главный герой — псевдокоммунизм, где все якобы равны, а многочисленные блага бесплатны. Но в нем нет жажды нового, пытливого энтузиазма познания, живого труда и творчества. Зато все заметнее становится простой утилитаризм, удовлетворение своих прозаических потребностей. Возникает общество бездельников: основное занятие инженеров — заполнение второстепенных бланков; дизайнеры одежды делают образцы из специального тюбика; машины и роботы с искусственным интеллектом изготавливают практически все вещи, при этом находясь в рабском положении. Тут есть два выхода — бежать от такого «доброго» социума и пуститься в новое космическое путешествие, открывать новое, пусть и не нужное для Земли, следуя своей архаичной «агрессивной природе» или же принять это общество и иметь мужество жить в нем. Каждый решение принимает сам...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Стивен Хокинг, Леонард Млодинов «Высший замысел»

240580, 27 апреля 2019 г. 15:34

Книга для тех, у кого есть желание подтянуть свою «матчасть» по физике и космологии. Нужная вещь для безнадежных гуманитариев, стремящихся писать «твердую фантастику», или, по крайней мере, старающихся разобраться с современной научной картиной мира, не вникая в скучные и непонятные формулы.

Из книги можно узнать, почему и как квантовый микромир составляет ньютоновский классический мир. Научно-популярное издание рассказывает об М-теории, претендующей на статус так называемой «теории всего» (эта физическая концепция стремится объединить все виды фундаментальных взаимодействий — гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое).

Книга разрушает идеалистически-мещанские представления об окружающем мире – мы, как разумные существа, отнюдь не уникальны. А еще каждый раз приходится использовать абстрактное воображение, например в случае, когда Хокинг с Млодиновым описывают раннюю Вселенную, в которой не было времени.

Плюсы книги — написано интересно, оригинально, не лишено юмора. Даже само название является иронией по отношению к креационизму и намекает на Замысел природы. Авторы очень элегантно и логично разбивают креационистские объяснения картины мира; естественнонаучный материализм, хотя нигде и не упоминается, явно играет первую скрипку как философия познания.

Что немного удивило — при освещении антропного принципа, авторы не показали своего отношения к его «сильному» варианту (это когда некоторые утверждают, что Вселенная специально создана под появление человека).

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Николай Лысенков «Лунные призраки»

240580, 19 февраля 22:10

Очень оригинальный рассказ. Некий Джонни Мнемоник из мира коммунистической утопии. Только вместо запоминания грязных корпоративных секретов главная героиня погружается в виртуальную реальность, основанную на воспоминаниях людей из прошлого (думаю, тут понятно из какого именно — периода развитого империализма). Понравился ход с небольшим сбоем программы, когда гг проникла в личность человека второй половины ХХІ века, тем самым немного изменив причинно-следственные связи в настоящем. Тема избита, но автор умело обошел растиражированные штампы литературы о попаданцах.

Общая атмосфера чем-то напомнила «Стажеров», хотя по сюжету сходства с этой известной повестью почти нет.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Юрий Симоненко «Человек»

240580, 19 февраля 22:02

Любопытное произведение. Прочитать его стоит хотя бы ради величественного Пролога («Послание»). Начав читать мысленно воскликнул: «Ура, наконец-то!» Неужели автор рассказа решил идти вслед за Стэплдоном и развивать тему космизма и транчеловека, растущих на почве социальной гармонии и всеобщего гуманизма?? И таки да, авторское видение данной проблематики, пусть в небольшом (насколько это позволяют рамки рассказа), но все же достаточном для появления эстетической сатисфакции объеме, рисует картину сродни «Создателю туманности». Космизм-гуманизм плавно перекочевывает в Интермедию («Человек»). Интересные ходы были выстроены и в первой главе, ощущалось, что за каждым образом стоит аллегория и аллюзия на какую-то социальную данность. Хотя автор тут чуть подкачал в матчасти — его мир исторически эклектичен; рабы, крепостные и ученые, занимающиеся актуальными вопросами теории относительности в одном и том же социуме выглядят просто набором разрозненных, совершенно не сшитых логической канвой артефактов.

Разительный контраст со всем вышеперечисленным составляет вторая глава «Республика». Сюжет банален, схема революции просто по учебнику, предсказуемый финал.

Да, еще. Прогрессор с именем Иисус Гевара Ветер, капитан космического корабля «Лев Троцкий» — просто вишенка на торте.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Николай Дашкиев «Кришталеві дороги»

240580, 10 февраля 13:36

Произведение написано живым, роскошным украинским языком.

Автором убедительно расставлены акценты касательно применения изобретений и технического прогресса в обществе рынка. Новинки НТР далеко не всегда идут на благо большинства.

Среди поклонников фантастики бытует мнение, что повесть «Хрустальные дороги» — это переработанный вариант романа Дмитрия Бузько «Хрустальный край». Очевидно, Николай Дашкиев таки был знаком с данным произведением. Существуют, по крайней мере, 3-4 схожие сюжетные линии в обоих произведениях. В результате возможного сочетания собственных наработок 1950-х и сюжетных ходов Бузько получилась более удачное произведение, чем пропагандистский роман предшественника. Драматическая исследовательская повседневность главного героя Дашкиева, убедительно-правдоподобная работа ученого над собственным изобретением выгодно отличает эту повесть от романа Бузько, с его сухой и скупой манерой изложения, а также отсутствием технических деталей производства стекла холодным способом.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Харченко «Расчёт по времени»

240580, 9 февраля 20:52

Рассказ вроде бы с типичным сюжетом о попаданцах, но кто в роли такого хронопутешественника! В далеком коммунистическом будущем при помощи чудо-технологий потомков «оживает» капитан МГБ периода позднего Сталина. И кого же он там встречает?.. Да-да, свою жертву – лагерного ссыльного.

Приятно поражен. Неожиданная для данного автора тема и, я бы сказал, смысловые акценты. Александр Харченко умело показал психологию охранителя, беспринципного приспособленца, прекрасно находящего общий язык с любой «элитой». Но вот незадача, МГБ-шник попал в общество, где нет пресловутой элиты. Все свои «производственные навыки» тут нынче нигде не применишь. Что ж это за коммунизм-то такой, где нет усиления классовой борьбы по мере приближения к нему, никого ни за что не привлечешь, не накажешь, нет указазующей и направляющей линии партии, где о товарище Сталине никто даже не помнит?!

При всей убедительности в показе страшного опричного нутра гг, очевидного кофликта между жизненным опытом палача и окружающим его новым миром автор, однако, оставил свой рассказ практически не законченным.

В рассказе Александра Харченко гг так и не влился в новую жизнь. Не понятно, что с таким динозавром будут делать люди будущего. Плюс к этому автор показал, что он таки пессимист в отношении некоторых людей. Их, мол, даже рай не исправит. Печально.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Александр Харченко «Прыжок к свободе»

240580, 2 февраля 00:44

Отец русского космизма Николай Федоров предрекал, что моральным долгом потомков перед предками будет воскрешение всех, когда-либо живших. Нет, этот рассказ не о реинкарнации давно умерших. Не забываем, что рассказ-то коммунистический. Тем не менее, тема космизма тут развита в полной мере.

…Группу добровольцев из эпохи давно победившего коммунизма отправляют в далекое прошлое. Множество времен, мириады стран и народов. И везде одно и то же – богатые и бедные, история борьбы классов. Как сделать так, чтобы оградить всех предков, живших в классовых обществах, от бремени социального разделения людей? И как при всем этом самим не стать жертвой эффекта бабочки?

Рукоплещу автору – он не только нашел выход из той довольно сложной задачи, которую сам же себе и поставил, но еще и удивил намного превзошедшим эту задачу результатом. Плюс рассказу в том, что тут совершена успешная попытка выйти за рамки традиционного для коммунистической фантастики круга проблем (социальные противоречия, революция, утопия и тп.).

Единственный небольшой минус – неуместная позиция автора по отношению к сексменшинствам в сюжетной композиции рассказа. Выглядит какой-то искусственной вставкой, немного портящей послевкусие.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Дмитрий Никитин «Зубы дракона»

240580, 27 января 12:14

Любопытный рассказ с интересным сюжетом. Начинается как космическая опера, немного напоминающая мир «Стартрека». Описана некая планета, колония – блудный сын коммунистического человечества. Отдаленность от Земли, малочисленность населения, обилие природных ресурсов привели к возникновению общества, схожего со Средним Западом США конца ХІХ века. Начали возрождаться товарно-денежные отношения, развитие пошло по пути аграризации и имущественного расслоения. К тому же возрастали противоречия с Землей, пролилась первая кровь…

Можно, конечно, придраться к чисто хардовым вещам — планета в 5 раз больше Земли, однако пятикратная гравитация на колонистах никак не сказывается; как могла существовать атмосфера, насыщенная кислородом, на планете где не было автохтонной жизни (свободный кислород сразу уходит на окислительные процессы, если его не восполняют растения своим фотосинтезом); очень уж быстро колонисты вырастили целые леса и поля (по идее, для появления почвы нужно очень длительное время). Однако, рассказ поднимает социальные проблемы, потому не будем столь строги :).

Импонирует оптимистическая концовка рассказа, где земляне отказались от насильственной коллективизации и дискредитации самой идеи коммунизма.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Евгений Кондаков «Ложная альтернатива»

240580, 15 января 21:53

Вот такие материалы по-настоящему актуальны и востребованы. Ведь мало написать критическую статью о глорификации ксенофобии или монархизма в фантастике. Критика подобных реакционных опусов – вещь для подкованного марксиста-фантастиковеда несложная (объект критики лежит на поверхности), хотя и необходимая. Следующий шаг уже более труден, хотя и не менее нужен. Надо разобраться с массовой фантастикой, произведениями авторов, которые на слуху и которые, казалось бы, прямо не затрагивают социальные темы.

В данной статье с марксистских позиций разобрана «Ложная слепота» Питера Уоттса. Рецензент вычленяет из текста романа основные положения авторской философии (позитивизм, объективный идеализм). Анализируются также некоторые упаднические социальные идеи автора.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Анна Горелышева «Сталкер»

240580, 23 мая 20:07

Наверное, самая сильная вещь в сборнике. Несмотря на говорящее название, фанфиком ее не назовешь. Мир повести детально проработан. Как и у, например, Артема Обуховского, тут присутствует неповторимая атмосефра, есть зона, естественно, сталкеры и артефакты. Но, в отличие от «Крови зоны», в повести Горелышевой все не сводится к приключенческому сюжету, дано оригинальное и неизбитое объяснение возникновения «Центра» (местной «зоны») и появления загадочных артефактов, заложен мощный идейный пласт, продумана несопливая концовка.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Олесь Бердник «Бунт Космократорів»

240580, 10 февраля 23:09

На основе данного сюжета была написана одноименная глава «Звездного корсара». Сюжет рассказа стал фактически центральной темой романа, под которую были пристроены все остальные сюжетные линии. Эта тема получила в романе предысторию и продолжение.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Люси Хокинг «George and the Ship of Time»

240580, 31 октября 2019 г. 12:41

Очень познавательная книжка, наверное, лучшая из цикла о Джордже. В книге в доступной для детей форме поднимаются сложные вопросы, связанные с путешествиями во времени, искусственным интеллектом, изменениями климата, проблемами глобальной войны и мира, угрозами всевластия корпораций и т. д.

Образ Треллиса Дампа второго прозрачно намекает на президента США Дональда Трампа, который как и главный герой романа известен своим скепсисом по отношению к изменениям климата, а также обладает небоскребом, названным в свою честь. Внешнее сходство подчеркивают аутентичные иллюстрации Гарри Парсонса.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро»

240580, 2 ноября 2019 г. 00:00

Представьте себе, что вы получили сведения о времени своей смерти. Представили? А теперь представьте, что о дате своего финала знает большинство людей на Земле.

Начало несколько типично для многих фантастических произведений, а потому кажется немного безликим. Далее читателя вводят в курс, что это произведение таки психологическая драма, глубинные пласты которой представляют собой настоящую философскую фантастику. Из размышлений об ЭТОМ главного героя, разговоров на высокогорной спасательной базе мы узнаем о многих гранях НЕОТВРАТИМОГО. На вполне конкретном материале. И здесь, кажется, все более-менее понятно — драма человека, который наверняка знает, что его любимая (или когда-то бывшая ею) точно умрет в этом году. Но в конце эта драма дополняется другой романтической историей, переходящей в неожиданный триллер-хоррор, где автор перемешивает все карты.

Роман из тех, что не забываются после прочтения. Однако возникает своеобразное послевкусие — не то чтобы отторжение или тем более отвращение... Просто становится немного не по себе. Хотя все акценты расставлены правильно и, не побоюсь этих слов, произведение идейно верное. Но из-за своеобразной атмосферы и шокирующей концовки вряд ли возникнет желание перечитывать его еще раз.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Страна багровых туч»

240580, 1 августа 2019 г. 20:51

Что можно сказать об этом произведении? Повесть посвящена освоению Венеры, «Страны багровых туч». Довольно долго эту планету представляли как царство туманов и влажных джунглей, где скрываются какие-то причудливые существа, а воздухом можно худо-бедно дышать. Примерно такой изображена Венера и в этой повести, хотя атмосфера неприветливости все же сближает в какой-то мере Венеру Стругацких с Венерой настоящей.

Около половины объема повести посвящено подготовке и самому полету. Эта часть не слишком динамична и почти не насыщена событиями. Но крутой перелом наступает с момента прибытия в «страну», где степень интереса возрастает в несколько раз. Под конец повесть напоминает хоррор, правда концовка жизнеутверждающая.

Что там с темой коммунизма, ведь это ранний образец творчества АБС? Очень скупо. Известно, что на Земле есть отдельные страны, конечно, есть Советский Союз, который, правда, один раз назван Союзом Советских Коммунистических Республик. Непонятная ситуация с оплотом мирового империализма. Из текста неясно, установлены ли в США и других странах просоветские правительства или нет. Судя по некоторым второстепенным признакам видно, что армия тоже, вероятно, существует. Персонажи — несколько идеализированные, не сконструированы, как у Ефремова, но такие знакомые советские люди. Авторы показывают прообраз коммунистических отношений не через описание общества, а через поступки ограниченного количества людей. Как, почему и ради чего обычные геологи и инженеры идут до конца несмотря ни на что, через не могу; превращение человека обыденного в человека-героя — вот основная проблема этого произведения. Испытания, когда на кон поставлена собственная жизнь и Великая Цель.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Аркадий и Борис Стругацкие «Стажёры»

240580, 27 августа 2019 г. 20:33

Если говорить в целом, повесть является примером гуманистической фантастики. В строках и между ними читается безграничный оптимизм, вера в лучшее в человеке, в его творческие возможности, моральное величие.

Сюжет, по моему мнению, здесь второстепенен. То есть он, конечно, есть. Динамики, однако, не так много. События на международном ракетодроме где-то в Средней Азии, базе смерть-планетчиков, промышленном предприятии какой-то западной фирмы в поясе астероидов служат скорее декорациями для показа человеческих отношений, характерных для нового общества. Несколько выбивается из общей канвы сюжетная линия на Марсе, а также окончание повести (драматические события на сатурнианской орбите), где от размеренного, неспешного темпа произведения осуществляется переход к своеобразному «экшну». Именно в этих двух эпизодах братья расставляют свои характерные недомолвки, загадки, которые так и не были раскрыты — осталось непонятным, кто строил старую базу на Марсе и почему марсианские пиявки с таким упорством нападали на людей, невыясненной также осталась природа объектов явно искусственного происхождения внутри колец Сатурна.

Мир Полудня тут содержит некоторые противоречия. Стругацкие оставили какие-то островки капитализма — отдельные страны (очевидно, прежде всего, США), живущие по-старому. Логикой повести, возможно, это и было оправдано (ради противопоставления двух типов людей), однако коммунизм может быть только глобальной планетарной системой, иначе это обычный фаланстер, коммуна, временный проект, обреченный на вырождение. Вызывает также вопрос тот факт, что на Западе странным образом исчезли крупные корпорации и монополии, а остались лишь небольшие фирмы. Непонятно, каковы политические взаимоотношения «старого» и «нового» миров. Гротескно выглядят дружинники с красными повязками, которые на фоне неоновой рекламы и шумных баров приводят в чувства нетрезвых посетителей, а также советский чиновник, следящий за соблюдением трудового законодательства на американской горнодобывающей фирме, владельца которой, в конце концов, арестовывают за злоупотребления.

В плюсы романа я бы поставил проблематику. Очень хорошо обыгрывается тема мещанства, обывательщины. Стругацкие справедливо отмечают, что люди, подсаженные на потребительство, на примитивные жизненные «предпочтения» — вкусно поесть, посмотреть неприхотливое шоу, купить очередную не очень нужную мелочь, чтобы выглядеть «не хуже» соседа, есть в каждом современном обществе. Они есть на Западе, присутствуют они и в мире Полудня (читай — в СССР). Но в последнем, как отмечается в повести, их гораздо меньше и они уже отходят в прошлое (как показала практика «реального социализма» да и нашего времени — дело обстоит не так радужно).

... Ну а стажерами являются не только такие «кадеты» как Юра Бородин. Все мы стажируемся на звание быть человеком независимо он возраста. В течение всей жизни...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Евгений Войскунский, Исай Лукодьянов «Плеск звёздных морей»

240580, 3 июля 11:27

Тот случай, когда соображений о книге немного. Добротная, ламповая советская фантастика, но не шедевр. В центре сюжета — противостояние между открытием нового, выходом за рамки привычного и жизнью «как все». Звездные моря — это внешний космос за орбитой Плутона, манящий главного героя множеством будущих открытий.

Наукообразное обоснование, позволившее преодолевать временной рубеж и двигаться быстрее света — главная интрига романа. Однако новая технология, по сути, не была внедрена, несмотря на все усилия главного героя; на читателя ждет разочарование — позиция Дружинина не убедила общественность; было решено обустраивать земную жизнь, а не рваться на исследование неизведанного. Ведь можно разместить миллионы с перенаселенной Земли в прошлом, параллельном времени и не нужно никуда летать и ничего колонизировать. Даже перспектива налаживания контакта с внеземной цивилизацией никого не убеждает. Консерватизм мышления и стремление к мещанскому уюту временно побеждают, однако главный герой находит себя в упорном труде на Венере. В конце концов порыв сердца, смелый шаг в звездные моря — вопрос времени, и не имеет особого значения, какие персоналии его осуществят...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Велимир Долоев «Смотрите на пыль в небесах»

240580, 23 мая 21:36

Единственная коммунистическая утопия в книжке. Напоминает стиль рассказов, которые можно увидеть в «Буйном бродяге».

Однозначный плюс автору за постановку проблемы возможного раскола в будущем коммунистическом обществе. В рассказе «анархисты» (молодежь из Кольской коммуны) заявила свое право на отделение от других, «консервативных» коммун. Раскол обнажил определенный кризис в общественных отношениях, который необходимо как-то преодолевать. К тому же наука зашла в тупик, решая насущные проблемы, Человек так и не достиг звезд.

Как и многие произведения т.н. коммунистической фантастики рассказ страдает схематизацией и упрощением в описании сценария глобальной Революции. Не удержался Долоев и от своего традиционного описания нетрадиционной любви (пардон за тавтологию). Устойчивые пары не показаны, зато полно сексуальных партнеров.

Протагонист в конце концов находит выход из тугого узла личных и научных проблем и прекращает бегство от себя самой.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Журнал «Буйный бродяга»

240580, 21 апреля 12:27

Об очевидной необходимости и детерминированности коммунистической фантастики говорить не приходится – ее возникновение и развитие диктуют сегодняшние социальные реалии. Потому опыт литературного рупора, периодически выдающего на гора любителям социальной фантастики интересные произведения о будущем без денег и несправедливости следует приветствовать и всячески поддерживать. Главное, чтобы благие намерения не тонули в океане эклектики и ложных путей.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Семён Слепынин «Звёздные берега»

240580, 13 февраля 13:15

Первое, что поразило в произведении – космологические идеи, а также литературные решения, которые вообще не вписываются в свое время. Слепынин, не употребляя слов «темная материя» и «темная энергия» (в то время ученые только подходили к пониманию сути этих явлений), описывает колоссальные возможности трансвакуумных путешествий, временные парадоксы, ряд физических явлений. Матчасть очень и очень на уровне (так и хочется сказать – опередил свое время). Если же говорить о литературной составляющей, то поражает нетипичная для советской фантастики и, я бы сказал, свежая для современного читателя стилистика – практически киберпанк и полухоррор в изображении антиутопического общества. Затрагивается и тема трансгуманизма в оригинальной трактовке.

По жанру роман чем-то напоминает «Час быка». Это когда антиутопия и утопия подаются в одной обертке. Но тут мы имеем дело с чем-то совершенно особенным. Если Ефремов акцентировал свое внимание на противопоставлении социально-экономических укладов двух миров и (как следствие) моральных устоев людей эпохи коммунизма (землян) и «развитого капитализма» (тормансиан), то тут данная тема практически не затрагивается.

Где-то до 80% объема книги сюжет держит на очень крепком крючке. Две интриги, которые раскрываются в конце книги – что же такое Абсолют, которому преклоняются все жители планеты Харда, и является ли сама Харда вариантом будущего Земли – главные загадки, которые предстоит разгадать героям романа.

Почему «Звездные берега»? Автор исходит из своей концепции симметрии (или двоичности) Вселенной. Плюс-гравитационная и минус-гравитационная вселенные словно два берега, между которыми протекает необъятный океан вакуума.

Автор поднимает очень давнюю проблему «творение восстает против творца» (несколько более широкий вариант «восстания машин») но в новом ракурсе. Социальная верхушка Харды использовала для упрощения процессов управления и производства некую кибернетическую систему. В нее была заложена программа, которая должна была гармонизировать общество. Как и следовало того ожидать, что-то пошло не так и кибернетическая система вышла из-под контроля и стала автономной, но продолжала «усовершенствование». Была введена насильственная уравниловка, причем вплоть до бытовых мелочей, любое выражение индивидуальности не приветствовалось. Тысячи представителей творческих профессий и ученых были брошены за решетку. Люди даже сами не заметили, как стали рабами обезличенного Великого Генератора…

Вся логика произведения подводит к тому, что земляне должны освободить своих иновселенных братьев, однако… Понятно, что по сюжету, они интеллектуально не так сильны, как Абсолют, однако полумеры, которые были предприняты, оставляют ощущение некоей недосказанности и неоконченности.

Немного разочаровали пассажи в духе Сафроновых («Внуки наших внуков») и Лема («Магелланово облако»). Непонятно, зачем было писать о «квантовых солнцах» на полюсах или о пальмах на Таймыре? В то же самое время, естественные лесостепь и тайга Урала описаны предельно убедительно. Зачем было переписывать генокод цветов, чтобы они звуками отзывались на присутствие человека? По-моему, тут Слепынин сделал шаг назад, к романам «ближнего прицела» 1950-х, когда вечные льды плавили и великие реки поворачивали. По сути, автор противоречит сам себе, ведь имеет место не гармония с природой, а ее переделка под свои нужды.

Вывод. Книга эта – настоящая научная фантастика, более того – Литература. Данная вещь — из тех, которые заставляют думать, восторгаться, спорить, но ни в коем случае не оставляют равнодушным.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Журнал «Буйный бродяга № 5, осень 2016»

240580, 8 февраля 20:51

На лицо рост ББ. Конечно, в художественном плане произведения, которые были отобраны для номера, довольно неравновесны. Однако радует то, что уже нет тех лебедя, рака и щуки, разрывающих концепцию журнала в противоположные концы левого спектра, как это было ранее.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Александра Голикова «Миры Фрэнсис Хардинг»

240580, 8 февраля 20:36

Профессиональный литературоведческий разбор. По стилю слегка напомнило Марию Галину (правда, в отличие от нее, многовато места отведено под пересказ сюжета).

Предметом анализа стало творчество автора фэнтези-романов, что само по себе оригинально для тематики ББ. Голикова пишет о нескольких причудливых романах Хардинг и находит в них некую левую направленность, по крайней мере, такой вывод явствует из ее анализа. Есть ли мировоззрение Хардинг настолько социально-критическим, как пишет Голикова, это уже другой вопрос, но то, что автор рецензии накопала (и соответствующим образом интерпретировала) в ее творчестве, само по себе, по меньшей мере, любопытно.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Велимир Долоев «Цветы прорастают сквозь кости»

240580, 8 февраля 20:14

К плюсам можно отнести то, что автору удалось изобразить определенный мир повести, ее атмосферу. Сначала многое было непонятно, поскольку сюжет, мягко говоря, не линейный, наличествуют многочисленные экскурсы. Ситуация прояснилась где-то к средине.

В повести рассказывается о первых десятилетиях победившей революции. Время действия — где-то 2080-е годы, Россия. Сюжет пересказывать не буду, благо он там есть и довольно динамичный. Наверное, по-настоящему оценить эту вещь могут только люди с твердыми левыми взглядами, условным либералам и «пофигистам» повесть может показаться экстремистской.

Явного несогласия с концепцией вещи при чтении не возникло, хотя кое-какие замечания озвучить можно. Не совсем понятно, почему революция победила именно в РФ (Империи 2040-х годов). Автор постоянно апеллирует к рабочему классу, который на просторах СНГ сегодня дезорганизован и количественно сокращен. Если уж и говорить о революционном взрыве, то таковой потенциально может произойти в одной из стран третьего мира, где степень эксплуатации значительно выше.

Эксперимент автора с персонажами удался частично. Долоев поочередно попробовал себя «в шкуре» женщины (главный герой) и классового врага. Классовый враг вышел более убедительным. Героиня, от имени которой повествуется — идеальная революционерка. Делу революции служить начала с 15 лет, социально к мирной жизни не адаптирована, даже с мужчиной целовалась раз в жизни. Кстати, то ли ради разрушения стереотипов, то ли ради озорства, героини Долоева позиционируются как лесбиянки. Ясно, что персонажей типа гг Марьям Зауровны (пока) нет в реальной жизни, но обстоятельства могут измениться, кто знает...

Что порадовало — в повести показан довольно высокий уровень идейной грамотности. Автор четко отличает коммунизм истинный от государственнических, православно-сссровских грез сталинистской части левого спектра. Более-менее корректно изображена в произведении Украина.

Бесспорная находка автора — ход с «оживлением» объектов-персонажей из вирутальной реальности. Собственно, повесть и получила свое название в том числе из-за этого — ведь персонажи из виртуального мира («цветы»), созданного для отставного олигарха («кости»), пребывающего в спячке длительное время, успели вполне оформиться для жизни в реале («прорастают»).

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Юлия Лиморенко «Весенние песни земли»

240580, 22 января 18:11

Наверное, наиболее художественно доскональная вещь в этом номере альманаха. Импонирует то, что автор в каждой строчке не твердит дежурные фразы о коммунизме и классовой борьбе, но, тем не менее, ей удалось нарисовать образ того самого светлого будущего намного лучше других ее коллег по журнальному цеху. То, что предыдущий автор только наметил в своем рассказе, Юлия Лиморенко раскрыла уже более явственно.

… Есть люди, органически не могущие сидеть дома у камина, когда в уже давно благоустроенном мире есть еще такие диковинные места, где требуется их недюжинная сила, умения и выносливость. Та, пресловутая «агрессивность», от которой в «Возвращении со звезд» Лема лечили бетризацией. Рассказ Лиморенко о венерианских воздушных дайверах и сатурнианских испытателях, возможно, навеян «Стажерами» Стругацких. Главный герой рассказа представляет собой нечто среднее между Григорием Дауге и Владимиром Юрковским.

Концовка рассказа трагична, но, в то же время, жизнеутверждающа.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Велимир Долоев «Образ врага: ужасы новой России»

240580, 11 января 17:52

Добротная критическая статья. Разобран один фантастический сборник антиЛГБТ-шной и ксенофобской «фантастики». Не ясно, то ли гонорары для авторов были очень большими, или же такую дичь пишут исключительно из «идейных» соображений, но факт остается фактом – такое преспокойно издается.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Владимир Смирнив «Ukrainian Science Fiction: Historical and Thematic Perspectives»

240580, 14 октября 2019 г. 12:53

Появление критических фантастиковедческих изданий надо всегда приветствовать. Тем более, что появляются они не так часто (если верить библиографии Карацупы, то последняя такая украинская работа была издана в далеком 1986 году). К сожалению, рассматриваемая книга не лишена определенной ангажированности, не является всеобъемлющей, несмотря на свое название. Однако к достижениям автора следует отнести скрупулезный анализ представленного материала, открытие ряда забытых и новых имен в истории украинской фантастики. Надеемся, украинское фантастиковедение будет и в дальнейшем развиваться, заполняя «белые пятна» в темах фантастики и в ее историческом развитии.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Вячеслав Сычёв «Последний прорыв»

240580, 26 июля 22:16

Вторая повесть в ББ за всё время его существования.

Сначала вообще мало что понятно: идут какие-то невразумительные боевые действия. Причем вместо реальных пуль и всяких там боеприпасов используется… краска (защита от такого «оружия» — обычный зонт), размагничивающие устройства, приборы усыпляюще-ослабляющего действия и т.п. В обеих воюющих армиях солдаты, наряду с приказами непосредственных начальников-командиров исполняют предписания… профсоюзного собрания! При всем этом ООН строго следит за исполнением гуманных правил ведения «войны». Написано без явного крена в юмор, но читается именно как ирония на тему милитаризма. До определенного момента было неясно – для чего это, к чему автор ведет все эти «зарницы»? В другой половине повести ситуация проясняется, стает ясно, что для Сычёва главное было в самой антивоенной развязке, но… «Развязка» эта наступила, а повесть не кончилась:), автор удивил во второй раз. Главным героям предстоит еще пойти на настоящее дело, где кроме них никто не сможет быть полезным в возникшей ситуации.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Борис Евгеньевич Штерн «Ковчег 47 Либра»

240580, 31 мая 21:09

Роман Ковчег 47 Либра радикально отличается от большинства произведений подобного жанра, которые регулярно выходят в свет. И дело не только в своеобразной реабилитации научно-популярной миссии научной фантастики, выраженной в твердой до хруста форме. Главное отличие состоит в подходе к фантастическому допущению. Борис Штерн, известный астрофизик и начинающий фантаст, поставил себе цель описать космический полет с целью колонизации экзопланеты с точки зрения достижений и знаний… сегодняшнего (де-факто) дня. Никаких кротовых нор, никакого гиперпространства, никаких сверхсветовых звездолетов. Задача не из легких, но принципиальных препятствий для такого мероприятия, как оказалось, не существует. Главная трудность – временной фактор, но и с этим можно справиться, используя научный поход.

Несмотря на некоторые неровности и шероховатости, концепция романа, безусловно, интересна и оригинальна. Книжка стоит времени, потраченного на ее чтение. Это произведение не столько и не только о людях. Главный его персонаж, выражаясь иносказательно – Разум. Данный роман – растянутая во времени эпопея Разума, иллюстрация его развития и экспансии.

Остается надеяться, что ученые-естественники и далее будут писать фантастику, она от этого только выиграет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Игорь Силивра «Межа людини»

240580, 10 мая 17:36

Роман украинского фантаста Игоря Силивры «Предел человека» формально написан в жанре киберпанка. Практически все действие романа разыгрывается на фоне компьютеров, искусственного интеллекта, внутренних интерфейсов, виртуальной реальности и других подобных атрибутов. Однако они здесь представляют собой нечто большее, чем просто стилистика, это настоящие элементы структуры самого романа. Если говорить о декорациях, то роль таковых, наверное, выполняют космические путешествия. Как узнаем еще из аннотации, мир романа ограничен относительно небольшой транснептуновой населенной зоной. Практически все события разворачиваются или на дальних рубежах Солнечной системы, планетоидах типа Плутона, космических станциях или в открытом космосе.

Роман «Предел человека», безусловно, является настоящим событием в украинской фантастике. Не упомню уже, когда в последний раз читал качественный текст на украинском языке в жанре твердой фантастики. Автору, несомненно, удалось создать не только собственный фантастико-футурологический конструкт, но также поднять сложные мировоззренческие и философские темы, которые видны сквозь «хардовую» форму произведения.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Антология «Хроники мировой коммуны»

240580, 9 февраля 20:56

Хорошо, что все произведения подобраны не произвольно (по принципу «лишь бы было что-то коммунистическое»). Имхо, все вошедшее в антологию, объединяется темой некоего переходного периода капитализм-коммунизм. То есть миры, наличествующие в сборнике, не представляют собой сугубо арены классовой борьбы, но и не являются полноценными коммунистическими утопиями.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Яна Завацкая «Светлое будущее»

240580, 22 января 18:05

Старая идея с машиной времени и попаданцем в будущее. Автору удалось показать невозможность встраивания в общество будущего нашего современника. Главный герой – ограниченный мелкий буржуа, чуть поднявшийся над массой «плебса». Хорошо описан мир коммунизма, прописаны многие детали – образование, быт, отношения между полами, «экономика», «политика» (оба термина условны) и многое другое. Путь к этому общественному устройству автор проложила через глобальную войну, после которой остаткам человечества уже было не разделений на страны и народы. Да, еще были зачистки на левом поле – прессовали троцкистов, анархистов и др.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Велимир Долоев «Тоска по голубому мундиру»

240580, 15 января 21:51

Искренне сочувствую Велимиру Долоеву, которому пришлось пропустить через себя более 500 страниц махровой «монархической фантастики», сосредоточенной в антологии «Империум». Был разочарован некоторыми авторами, которые приняли участие в создании ЭТОГО, написав для него произведения малой фантастической прозы; а также издательством, которое выпустило СИЕ.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Журнал «Искатель. Украина»

240580, 10 января 22:20

В принципе, интересный журнал был (закрыт в 2018 году). Оригинальная концепция, соединение старинных фантастических (и не только!) произведений малой формы с творчеством современных фантастов. Были всякие интересности из науки и техники. Андрей Дмитрук регулярно подавал собственный материал в «Искатель. Украина» для публикации. Все бы хорошо, но...

Одно «но», но большое, портящее впечатление от бесспорно, содержательного журнала. Направленность журнала, которую формировал главный редактор, Андрей Всеволодович Дмитрук. В свое время я выписал журнал на год, а конкретно — 6 номеров 2014 года. Тенденциозные оценки происходящего читались между строк «Слова главного редактора» повсеместно, а иногда и в самих строках. К сожалению, взгляды автора проникли и в две его новых утопии (которые сами по себе — настоящие события в современной русскоязычной социальной фантастике).

Такое вот двойственное отношение.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Мария Галина «Hyperfiction»

240580, 20 августа 2019 г. 16:36

Если говорить о впечатлениях от только что прочитанного, то они распределяются примерно так — 50% восхищения, 30% удивления, 20% непонимания.

Чего не понял — много места отведено поэзии, причем значительное количество стихов сложно даже назвать фантастической поэзией. Там фантастика, как правило, подразумевается не как жанр, а как прием. Также слабо воспринимаются моменты, когда автор иногда значительно отходит от предмета анализа. Например, при разговоре о романе Владимира Сорокина «Теллурия», Галина, по сути, анализирует довольно популярную сегодня концепцию «нового средневековья».

Что удивило? Прежде всего, стиль письма. Удивил также справочно-библиографический аппарат книги, который составлен не совсем по правилам библиографии, но явно не перегружен, что автору скорее в плюс.

Галина не страдает «спойлерофобией», поэтому описание сюжета произведений периодически появляется в книге. Иногда его нет, есть только анализ каких-то проблем или идей. Так же свободно автор подходит и к содержанию самих статей-разделов — иногда там есть разбор только одного произведения, иногда нескольких (одного или разных авторов), цикла или всего творчества писателя либо определенной фантастической темы.

Приятно поразило то, что автор неоднократно упоминает в тексте рецензии и отзывы не только коллег-критиков, но и простых пользователей Фантлаба.

Книга интересная, актуальная и нужная. Несмотря на необычный формат и не менее необычный стиль изложения, эта вещь украсит книжную полку любого любителя фантастики, как классической, так и современной.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Хавьер Гутьеррес Форте «Год 200-й»: между утопией и химерой»

240580, 27 июля 13:11

Импонирует то, что были показаны «накопленные ошибки» в «социалистическом» блоке. Берлинская стена упала не из-за происков капиталистов, а потому, что стала символом разделения одного народа, олицетворением несвободы. Именно эти ошибки де Рохас и критикует в своем «Году 200-м», где под маской коммунистичкой утопии скрывается либеральная, а точнее государственно-капиталистическая пародия на социализм (в т.ч. кубинского типа) с непременной гигантоманией, политической апатией масс, мудрым (в романе – кибернетическим) правителем, нетерпимостью к инаковости.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Рауль Фидель Эрнандес Капоте «Моральный выбор и другие проблемы романов Агустина де Рохаса»

240580, 27 июля 13:08

Автор статьи обращает внимание на такие проблемы, как этика, время и пространство, человек и машина, а также временные рамки двух романов. При, в целом, благосклонной характеристике творчества Рохаса отмечается, что авторская хронология нелогична; фон и события, описанные в романах, явно не укладываются в прогнозы для ХХІ и ХХІІ веков и должны быть отнесены к более отдаленным эпохам.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Анабель Энрикес Пинейро «Трилогия предвосхищения: мысли и тревоги»

240580, 26 июля 22:21

Статья о трилогии де Рохаса. В прологе дана краткая характеристика фантастики Латинской Америки и показаны истоки творчества писателя. Проанализированы основные темы и общественное устройство в социумах романов «Спираль», «Легенда о будущем», «Год 200-й». Сделаны выводы, что а) добро и зло – не простые категории, их далеко не всегда можно распознать, б) наука не может быть доброй или злой, оценки нужно давать тому, кто ее использует.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Антон Первушин «Один шаг в Будущее»

240580, 23 мая 19:56

Настоящее украшение антологии. Хорошо написано. Практически со всем согласен, разве что многовато внимания отведено воспитательному моменту. Роль Великой Теории Воспитания чрезвычайно важна, но, понятно, не все в деле построения оптимального будущего сводится к ней.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Журнал «Буйный бродяга № 6, зима 2017-2018»

240580, 19 февраля 22:34

Первый раз за все время знакомства с ББ колебался, что же ставить этому номеру — 8 или 9?:). На данный момент, это, пожалуй, лучший выпуск из прочитанных. Посмотрим, что там в №7 будет.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Юлия Лиморенко «Конституционное право»

240580, 19 февраля 22:18

Планетарная фантастика. Интересно. Основная идейная линия рассказа — люди меняют неприветливую природу, а потом меняют свою внутреннюю природу под уже существующую реальность.

И... как-то ускользнуло: при чем же тут «конституционное право»?:)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Орхан Памук «Снег»

240580, 12 февраля 21:45

Более ¾ книги посвящено в той или иной форме противостоянию исламистов с «западниками», последние 100 страниц полностью меняют концепцию произведения, ставя на первый план чувства главных героев, отводя террористам и бывшим коммунистам роль декорации.

У большинства персонажей есть (или была в молодости) собственная бескомпромиссная жизненная позиция. Таков социалист-подпольщик, который радуется мнимой деятельности, однако доносит «компетентным органам» нужную информацию, курдский националист, а также исламист, который искренне ненавидит Запад.

Центральной осью романа является противопоставление главного героя, немецкого европеизированного турка-поэта и его антипода Ладживерта — политического исламиста, террориста и убийцы.

Ладживерт представлен не в традиционном образе бородатого джихадиста; он — обычный человек со своими слабостями, к тому же нравится женщинам. Другие исламисты, в частности, ученики имамо-хатибского лицея — совсем не похожи на талибов, в их любви к аллаху и преданности шариату не ощущается фанатизм или агрессия.

Кемалисты, сторонники светского государства и военных переворотов, возникают в романе в бутафорскому свете, их главный идеолог, Сунай Заим, актер-неудачник, который так и не сыграл главную роль своей жизни — основателя Турецкой государства Кемаля Ататюрка. Исламизм и западничество настолько переплелись, что соседствуют в одной семье. У старого турка-коммуниста одна из дочерей — лидер «девушек в чаршафах», другая — хоть и ходит с непокрытой головой, но, как выясняется позже, так и не поборола сильные чувства к террористу Ладживерту. Эффект антагонизма усиливается любовным треугольником, который неожиданно появляется во второй части книги.

Орхану Памуку удалось изобразить оригинальную атмосферу безнадежной зимней меланхолии, выражающуюся в созвучии слов Ка (имя главного героя), тур. Kar, Карс (пограничный провинциальный город, где происходят события, исторические аллюзии к российскому, армянскому и турецкому периодах его истории). Снег повсюду — в Карсе, Стамбуле, Франкфурте. Даже поэзии Ка построены в форме снежинки. Однако снег в романе — не синоним чистоты и невинности, это признак тоскливой безысходности.

Одна семья и ее окружение — символ всего Карса, противоречий современного турецкого общества.

Новаторская манера изложения материала часто отсылает к автобиографичности (как и Памук, Ка — выходец из Нишанташи, буржуазного района Стамбула, «западник», умеренный сторонник левых идей), автор рассказывает о себе от первого лица как о Ка. Однако затем авторские мысли специально акцентируются, и отделяются от Ка. Примечательно, что Орхан Памук, как фактически одновременно действующий персонаж романа и автор, говорит, как и Ка, о любви к Ипек, испытывает чувство ревности именно к Ладживерту, а не к Ка, усиливая тем самым сходство между автором и главным героем.

Автор сознательно не становится ни на чью сторону, только изображает клубок запутанных табу турецкого общества, которые неразрывно вплелись в личностные отношения главных героев. Любовь автора к родине и преданному традициям турецкого народу отчетливо встает со страниц книги, однако Памук не замалчивает и общественных проблем, о которых властный официоз обычно не вспоминает. Так, в 1970-х годах в Турции, как отмечает писатель, получило распространение левое протестное движение, в начале XXI века символом протеста становятся «девушки в чаршафах» и политический ислам.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Олесь Бердник «Межзвёздная нянька»

240580, 10 февраля 22:37

Сюжетная линия «Межзвездной няньки» была продолжена писателем в малоизвестной повести «УР», которая в неизменном виде вошла в роман «Звездный корсар». Продолжение линии УРа в романе — главы «Катастрофа», «Планета квітів» и «Ісварі». Здесь УР не только воспитывает детей, но и сам постепенно трансформируется в человека — юношу Ура.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Евгений Кондаков «"Эхопраксия" Питера Уоттса»

240580, 8 февраля 20:38

Показана унылая картина будущего мира, которую рисуют в своих произведениях фантасты, подобные Уоттсу. Руководствуясь лишь смесью идеализма, позитивизма и мизантропии Уоттс в анализируемом романе приходит к очередному мрачному финалу для человечества.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Журнал «Буйный бродяга № 4, зима 2016»

240580, 2 февраля 01:11

В целом номер вышел интересным. Уже нет того идейного разнобоя, который присутствовал в предыдущих выпусках. К плюсам номера можно также отнести усиление критической составляющей, обзор новостей из мира левоориентированой фантастики и околофантастической жизни.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Николай З. «Вперед в прошлое, или Мечтания о нищете»

240580, 28 января 18:15

Очень глубокий анализ. Разбирается роман американского писателя Дэна Симмонса «Флэшбэк». В рецензии визуализируются все страхи американского консервативного обывателя – типичного избирателя Республиканской партии. Нищета, разгул бандитизма, засилье мусульман, восстания испаноязычных мигрантов и другие страшилки автор романа изобразить смог довольно правдоподобно, но в то же время показал свой чудовищный дилетантизм в понимании закономерностей экономических процессов. Так, чуть ли не главной причиной всех бед в романе объявлена… «социалистическая» реформа здравоохранения Барака Обамы.

Немного огорчило, что автор рецензии, косвенно признавая СССР империей, говорит об «унижении национальной гордости в 1990-х», «отказе от всех социалистических завоеваний». И опять и снова – признание СССРовского госкапа социализмом и замена коммунистической перспективы «советизмом».

Оценка: 8
⇑ Наверх