fantlab ru

Все отзывы посетителя TurinTurambar

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ник Перумов «Гибель богов»

TurinTurambar, 25 марта 2022 г. 17:58

Гибель. Богов.

Роман, без какого-либо сарказма, уникальный в истории русского фэнтези, да и русской литературы в целом. Роман, я бы сказал, практически уникальный (потом объясню почему так). Без малого 600 страниц отборного мочилова с неимоверным количеством заклинаний, фехтовальных приёмов, безудержным пафосом и Большим Количеством Заглавных Букв. О да, Перумов, за это мы тебя и любим!

Я серьёзно, роман великолепен. Да, персонажи-функции. Да, персонажи-подростки в обличии богов (что ещё хуже). Да, картонный мир, который скорее походит на очень пёстрый фантик к простому Ничто. Но чёрт возьми, как это написано.

Вот знаете, как Быков однажды сказал, если даже самый плохой роман написан с душой, с азартом, то он может с лёгкостью стать хорошим. Так и есть По сути, я даже сюжет вспомнить толком не могу, высказываю скорее впечатления. Но то, что я прочёл, до такой степени поразило, что книга, без малого, вдохновила на путь писательства, а это многого стоит.

В русской литературе не было, да и, похоже, не будет произведения такого же масштаба, как и «Гибель богов». Кроме...

Кроме «Поэмы начала» Гумилёва. В отзыве на «Принцессу Зару» я уже отметил поразительное сходство этих двух авторов, и оно не случайно. В одном из старых интервью Перумов открыто признавался в том, что Гумилёв внёс значительный вклад в становлении его как автора. Прочтите «Поэму начала» и вы поймёте, что это не пустые слова.

Однако пафос. Нет, не так. П.А.Ф.О.С «Гибели Богов» может оттолкнуть начинающего читателя, особенно если ему старше восемнадцати и идеи Ницше обошли его стороной. Это литература максималиста, романтика, даже скорее странника. Человека, ищущего ответы на вопросы и ищущего Истину в этот безумном мире. Но не находя их, уходит в сказочный эскапизм. Как форменный эскапист могу подтвердить. Такие книги лучше читать в тот временной промежуток, когда читательские вкусы ещё окончательно не сформированы, ибо язык десятиклассника (пролистайте как-нибудь, поймёте о чём я) вызовет дикое отвращение у твердолобых почитателей Маркеса, Толстого или, не дай бог, Достоевского.

В заключении скажу: «ГБ» — дико увлекательный роман, который окрасит яркими красками пару серых вечеров. Категорически рекомендую, но перечитывать это, к несчастью, не стану. Не хочу разочаровываться.

10/10

Оценка: 10
– [  3  ] +

Николай Гумилёв «Принцесса Зара»

TurinTurambar, 23 марта 2022 г. 20:02

Теперь понятно откуда пустил корни Перумов!

Сходство поразительнейшие. Тут тебе и словоблудие в диалогах («Ну, хорошо... я знаю, что людям из племени Зогар можно верить... Ты показал мне амулет, который заставил биться моё старческое сердце. Да и червонцы твои звончей и полновесней наших, сплошь опиленных иерусалимскими ростовщиками»), и картонность героев завышенный пафос («Верно Пророку племя Зогар, и милостив к нему Пророк. Дивным счастьем озарил он его», «Так будешь ты жить, пока не наскучишь волшебствами счастия и не пожелаешь, подобно вечернему солнцу, уйти для новых воплощений»). Да таких примеров там сотни, тысячи! Сравните с, например, «Воином Великой тьмы» или одной из частей эпопеи о Фессе, тоже самое!

Сюжет, правда, не блещет теми сложностями, что у Капитана. Собственно, рассказывать особо нечего: воин племени Зогар пришёл за Принцессой Зарой, которая, по преданиями его племени, является реинкарнацией «любимейшего создания Аллаха», Светлой Девы, перерождающейся вот уже на протяжении тысячелетий. Проскочила мысль, что этим рассказом автор выражал свою любовь к Анне Ахматовой, но утверждать не стану. Однако если принять эту мысль, то рассказ обретает большую глубину.

И несмотря на вышесказанное, оттого поразительнее, что «Принцесса Зара» — отличная вещь. Я серьёзно, Гумилёв — отличный рассказчик. Раньше с автором был знаком только по «Запискам кавалериста» (увы, недочитанным) и «Африканским дневникам» (прочитанным, крайне рекомендую), но здесь мне открылось нечто новое в его творчестве. Пусть рассказ и короткий (в моём издании 5 страниц), но какая там атмосфера! Какие запахи, чувства! Читаешь, и мысленно погружаешься в удивительный, бесконечно далёкий, но от этого не менее притягательный мир Африки, мир поразительного сплава языческих, племенных верований и суннитского ислама. Браво, Николай Степанович, браво!

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ник Перумов «Когда мир изменился»

TurinTurambar, 14 ноября 2021 г. 19:30

Что ж, я удивлён.

Удивлён в плохом смысле, потому что главной проблемой данного романа является, как ни странно, сам Автор. Мне кажется, в жизни Капитана наступил творческий кризис, ибо как можно писать одну и ту же книгу на протяжении двадцати лет с одними и теми же персонажами в одной и той же вселенной мне не ясно. И под всем этим я понимаю не только Упорядоченное, но и «Зверей Райлега» и, в меньшей степени, «Имперскую» дилогию, и прочее. Проблема состоит в, во-первых, КРАЙНЕ специфичном стиле изложении текста. Безусловно, стиль написания как у десятиклассника (то бишь у меня) иногда играет на пользу: в описании битв, как на мечах, так и с «Мега Мощными Заклятиями ДревнихБогов/ДраконовВремени/Творца/Хаоса» (нужное подчеркнуть) Перумову нет равных. Но что касается всего остального...

Это атас, господа.

Одной из главных проблем не только «Когда мир изменился», но и всего позднего творчества Данилыча — отсутствие выразительных героев. Герои-функции,вот как ихможно назвать. Каждый из них, кроме Фесса, наделён только одной какой-то отличающей чертой. Похотливый маг, буйный юноша-рыцарь, мудрая драконица, её вечно появляющаяся из кустов мать... Скучно. Эта проблема проявлялась и раньше, вспомним тех же Фолко со товарищи или Руслана Фатеева, но конкретно в этом романе она выходит на первый план. А что поделать, когда на протяжении 300 страниц ничего толком не происходит, герои мотаются, как куклы, из одного поселения в другое? Любой другой писатель заполнил бы пустоту интересными диалогами, раскрыл жизни персонажей, показал бы их самые яркие качества. Но всего этого нет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фесс и молодой безудержный рыцарь (троп номер 1) странствуют по безымянному миру, желая спасти «принцессу» (троп номер 2) и покарать злого лича (троп номер 3).

Об этом вся книга. Не ждите от неё интриг уровня «Черепов» или, хотя бы, «Гибели Богов». Нет, тупой Квест, устаревший ещё во времена первой трилогии о Дзирте До'Урдене. Ну а по пути — Квесты поменьше с невыразительными противниками, о которых через несколько минут забываешь, и Награда.

Возможно, в этом и есть самая главная проблема — камерность. Писателю негде развернуться. ни о Богах, ни о Новых Магах не рассказать, приходится топтаться на месте и оживлять заведомо мёртвый мир заместо масштабных Битв.

Касаемо структуры, мне она не понравилась. Это также и проблема обновлённого «Адаманта Хенны», все эти игры с интерлюдиями только запутывают, и следить за событиями становится сложно. Да и сами «междусобойки» вышли не очень, основные главы вышли поинтереснее.

Но не выделить положительных сторон книги я не смогу. Последняя четверть — типичный Перумов, и это хорошо.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там уже появляется Хтонь, одни заклинания накладываются на другие. Ну и короное «Превозмогая», куда уж без него.
Виконство Армере показано замечательно, погружение в условную Италию 14-16 века вышло чудесным.

Ну и всё. Ничего от этой книги я не ждал, и несмотря на общее разочарование, всё же пару вечеров (или в случае со мной пару месяцев) скоротать с этой книжкой можно.

7/10, Мастер ошибся

Оценка: 8
– [  3  ] +

Анджей Сапковский «Ведьмак Геральт»

TurinTurambar, 18 июля 2021 г. 12:18

Сложно написать отзыв к данному циклу.

Я прочитал все романы и все сборники (кроме «Сезона Гроз»), и... я не знаю что сказать.

Начну, пожалуй, с хорошего, а именно с диалогов. С полной уверенностью заявляю — в «Ведьмаке» самые качественные и живые диалоги из всех фэнтези-романов, которых я прочитал (не то чтобы много, ни и не мало: самых основных представителей так точно). Диалоги не являются целью донести «важную» информацию и не затянуты (привет Перумову). Нет, они ёмки, чётки и понятны. Самое главное — люди говорят так, как должны говорить. Кхмет произносит «ихний», «евойный», «тудыть-растудыть» и прочие «полужопки»; дворянин же грамотен и речь его ясна.

Второй плюс — сами романы, а точнее последние три книги. Именно в «КО», «БЛ» и «ВО» Сапковский вырос как автор и тексты изобилуют множеством интересных приёмов. Текст сложен, состоит из нескольких побочных линий, из которых складывается масштабное полотно войн и интриг.

Персонажи вышли тоже хорошими. Лично у меня в любимчиках были Лютик и Регис: мой типаж любимых героев. Геральт, в целом, неплох, пусть иногда зануден до ужаса. Цири бесится и постоянно злится, что свойственно подростку. В общем, герои получились достоверными.

А теперь о плохом.

1. Первые две книги. По отдельности рассказы хороши: «Вечный огонь», «Вопрос цены», «Край света» хороши, да даже самый первый «Ведьмак» вполне неплох. Но вместе они складываются в непонятную кашу. Лично я не представлял в голове Неверлэнд: он состоял из очень разрозненных кусочков, которые, к тому же, были, что называется, из разных паззлов.

2. Стиль изложения. Он специфичен. Конечно, Евгений Вайсброт хорошо (даже отлично) перевёл оригинал, но чувствуется, что текст очень... современный, что ли? Я не ощущал средневековья, старины. Книги (особенно сборники) больше походили на переиначенную современность, что, как мне кажется, не позволительно подобному эпосу. У того же Мартина средневековье, но оно серьёзное, мрачное, такое, каким и должно быть. У Сапковского же оно больше походит на нашу реальность со своими «дивизиями», «разведками» и «захватами заложников».

Мне сложно подвести итог. С одной стороны, цикл заслуживает внимания. Он интересен, в нём немалое количество отсылок, аллюзий, переиначиваний штампов. Но с другой, перечитывать «Ведьмака» нет совершенно никакого желания. Даже восхищаясь последними книгами, от них я начинал уставать.

Свой шикарный двухтомник от АСТ я, пожалуй, продам или кому-нибудь отдам: много места занимает, а возвращаться к нему я не стану.

P.S: оценка 10 здесь не зря и менять её не стану.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ник Перумов «Хроники Хьёрварда»

TurinTurambar, 26 мая 2021 г. 10:00

В отличии от Ekgregor'а, я постараюсь, но не обещаю, быть объективным в оценке этого цикла, хотя скажу, что «Гибель Богов» является моим самым любимым романом вообще.

У Перумова есть особенность, которая меня постоянно удивляет даже спустя полгода после прочтения романов этого цикла: как простой человек мог с такой точностью описать колдовской мир? Я про то, что в существование Хьёрварда (с некоторыми оговорками) можно поверить. Автор правдоподобно описывает локации, народы, монстров, и это, очевидно, хорошо (особенно это проявится в третьей книге).

Но что не хорошо, так это качество романов, а точнее их разность.

Гибель Богов — великолепный роман во всех отношениях. Николай Данилович позволяет погрузиться в мысли надмировой сущности, Истинного Мага. Мы (вместе с Ракотом и Хагеном) проживаем жизнь, сражаемся, создаём заклинания, путешествуем по Мирам Упорядоченного. Ни в одном романе я не встречал подобного погружения. Текст читается ОЧЕНЬ легко, он словно воздушный. Действие несётся вскачь: не успеваешь отойти от одного сражения, как начинается другое. Хочется перечитать именно этот роман, ведь чувствуется, что я его всё-таки не до конца понял. Заслуженное 10/10.

А вот с «Воином Великой Тьмы» не всё так однозначно. Действие происходит за несколько тысяч лет до начала «ГБ». Сюжет становиться приземлённее. Не стану его пересказывать, кто захочет прочитать, тот прочитает, но создаваемый контраст между эпичной первой книгой и, наверное, более простой второй создаёт крайне неприятные ощущения. Качество текста очень сильно упало: мне приходилось прорываться, подобно главной героине, через заклятых врагов хорошего текста: неубедительных героев, отсутствия описаний даже внешности (за всю книгу мы так и не узнаем, как выглядит Трогвар), а самое страшное — неубедительном мире. Вот как Перумову удалось сделать локации картонными во второй книге, но в третьей они, что называется приобретут свой объём? Ответа на этот вопрос, увы, я не смогу дать. 7/10, и то с натяжкой.

«Земля без радости» — компромиссный вариант между первой и второй книгами. Ну что здесь сказать, баланс между приключениями, сражениями, и в то же время эпичностью тут соблюдён идеально. Ни один из элементов не перевешивает другой. Герои, как и в первой части, живые, обладают бэкграундом (лично мне больше всего понравился Аргнист). Добавились также интересные детали Хьёрварда: например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эльфийки после беременности превращаются в бесформенные сущности и живут на дне Моря Эльфрана
, или то, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у дварфов очень сильно «мужское начало», если можно так выразиться
. Язык опять стал лёгким, воздушным. Крепкий фэнтезийный боевик, в самых лучших традициях Николая Даниловича. 9/10, так как до «ГБ» книжке, всё же, далеко.

На страничке цикла также указаны и «1000 Лет Хрофта», но прямо относить их к «Хроникам Хьёрварда» я считаю не совсем правильным. Фактически, это пересказ одного из важных моментов в истории Упорядоченного. Неплохо, как некоторое ответвление сойдёт. Но на самостоятельную единицу этот двухтомник не может претендовать в любом случае. К тому же, в этой книжке уже проявляется «новый Перумов», а это значит, что стилистически «1000 Лет Хрофта» отличается от «Гибели Богов», «Воина Великой Тьмы» и «Земли без радости». 8/10.

Как итог, всему циклу оценка 8.5/10, но если округлить, то 9/10. Если вы желаете ознакомиться с русским фэнтези, считаю, что стоит начать именно с этого цикла. Или, если вы читали «Властелина Колец», то с «Кольца Тьмы».

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ник Перумов «Рождение Мага»

TurinTurambar, 25 мая 2021 г. 10:40

Очень долго я шёл к этому роману. Мой путь был тернист и долог, мне пришлось пройти сквозь гномьи хирды, Четвёртый Рейх, противостояние Истинных Магов и Новых Богов, Сумрак, Долину Ледяного Ветра и бог весть что ещё.

Но результат того стоил, можно сказать с полной уверенностью.

По моему изначальному плану, перед чтением истории о Кэре Лаэде/Фессе/Неясыти я должен был ознакомится с «Кольцом Тьмы» (военное фэнтези в мире Толкина), «Хроники Хьёрварда» (эпико-героическое фэнтези о противостоянии всего и вся) и «Войну Ангелов» (не читал, но как я понял, фэнтези с интригами). Вот только потом черёд шёл за «Алмазным Мечом, Деревянным Мечом» и «Рождением Мага».

Но вышло всё немного по иному, о чём немного сожалею.

При такой схеме я не взял в расчёт книги остальных авторов: Мартина, Лукьяненко, Толкина, Роулинг, Сапковского, Джордана и т.д и т.п. В итоге, после «Кольца Тьмы» наступил перерыв длиной в +/- пол года, затем я прочитал «Хроники Хьёрварда» (неоднородная трилогия, но об этом в другой раз), а «АМ/ДМ» и «Войну Ангелов» благополучно пропустил. Ах да, забыл сказать: после «Кольца Тьмы» была ещё книжка «Тысяча Лет Хрофта», на поиски которой я потратил очень много сил и нервов.

И вот, я прочитал «Рождение Мага».

Сказать, что мне понравилось — ничего не сказать. Даже больше, результат превзошёл даже самые смелые ожидания. Отныне я могу с полной уверенностью сказать, что эта книжка — одна из лучших в творчестве Перумова и в фэнтези впринципе.

В ней есть всё: интрига, живые, неоднозначные герои, интересные локации, проработанный мир, а самое главное — зрелищные боевые сцены. Причём нет разницы в качестве сражений на мечах, глефах или с заклинаниями — они всегда хороши. Впрочем, как и во всех книгах Перумова («Воина Великой Тьмы» благополучно забудем).

Сюжет держит в напряжении до самого конца, и даже после второго эпилога не ослабевает хватку — это первый роман из объёмной «Летописи Разлома», саги о двух мирах — Эвиале и Мельине. За главным героем — Фессом, по-настоящему интересно наблюдать. Даже несмотря на то, что «Рождение Мага» является одной из множества частей истории Упорядоченного.

Второстепенные персонажи получились также яркими, хоть не настолько как Фесс. Настаник некроманта Даэнур, дварф Суггутор, орк Прадд, Атлика, Клара Хюммель и другие — уверен, они ещё раскроют себя глубже, но даже так за ними интересно наблюдать.

Текст романа сочный, яркий. Сразу видно, Перумов в самом расцвете сил (не «Гибель Богов», конечно, но очень близко к этому)

Мой вердикт — читать однозначно, особенно тем, кто интересуется русским фэнтези.

9/5/10, но можно округлить до 10 (круче только «Гибель Богов»)

Оценка: 10
⇑ Наверх