fantlab ru

Все отзывы посетителя Kabasha

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  5  ] +

Павел Багряк «Кто?»

Kabasha, 25 июня 2019 г. 22:43

Нехитрый по глубине, но великолепно прописанный детектив в фантике из сатиры на загнивающий капитализм... Давно Кабашу так не увлекало чтение книги, написанной 50 лет назад, но выглядящей так, что создана в наши дни. Хотя нет, в наши дни в массой горе-писанины про «попаданцев» и прочей мишуры такой создать было бы сложно. Читается на одном дыхании.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Павел Багряк «Пять президентов»

Kabasha, 25 июня 2019 г. 22:31

Книга, в которой прекрасно решительно все.

Щенячий восторг и безудержное желание читать дальше, возникающие в первой повести, сменяются более спокойным и более весомым интересом к развитию сюжета, его героям, да и всему городу, где происходят события книги.

Этот интерес постепенно уступает умиротворению и наслаждению, словно от бутылки прекрасного выдержанного 21-летнего виски, откупоривая которую ты заранее знаешь, как и когда тебе будет хорошо, тепло и приятно.

Так и с произведением Павла Багряка, на четвертой повести наступает то самое удовлетворение, а на последних строчках книги ты понимаешь, все закончилось именно так, как и должно было. Это прекрасная книга с идеальной концовкой. Браво!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Абракадабра»

Kabasha, 18 марта 2020 г. 21:24

Мне кажется, это самый известный в нашей стране рассказ Рассела. Наверное, с ним знакомы даже больше людей, нежели тех, кто прочел не менее известную «Осу» или дебютный роман автора «Зловещий барьер».

На самом деле рассказ получился сочным, ярким, увлекательным и на выходе вызывает гораздо больше позитива, смеха и хорошего настроения, чем более крупные произведения. В рассказе вновь затронута любимая Расселом тема т.н. «волны», когда маленький человек или рядовое, пустяковое событие является зарождением или источником массовых и глобальных впоследствии событий, своего рода знаменитый «эффект бабочки2 Брэдбери иной интерпретации.

Однако, помимо основной темы в коротком, но емком произведении, где фантастика служит лишь легким антуражем для происходящих по тексту событий, находится место и для бюрократии, царящей всегда и везде независимо от времени и планеты, и для находчивости опытных вояк, воспринимающих проблему не как вселенское горе, а еще один повод проявить собственную смекалку и находчивость, и для многих других тем, затрагиваемых порой лишь по касательной.

Как бы там ни было, но этот рассказ, пожалуй — самая яркая жемчужина в коллекции драгоценностей, вышедших из-под пера Эрика Фрэнка Рассела. Добавь в рассказ робота в том или ином виде, он отлично подошел бы в коллекцию короткометражек Love, Death and Robots, не так давно вышедшую на Netflix и получившую заслуженную порцию зрительских аплодисментов и похвалы.

З.Ы. Кстати, рассказ получил премию «Хьюго» в 1955 году, несмотря на легкость, репортажность стиля, свойственного, как мне кажется большинству амер. фантастики того времени (Ван Вогт, например, и другие), несмотря на другие мелочи. А упомянутая легкость — это не минус, это законы жанра, которым Рассел следовал и создавал свои произведения.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Сами боги»

Kabasha, 3 ноября 2019 г. 18:21

Изданный впервые в начале 70-х годов прошлого века роман известного американского фантаста Айзека Азимова состоит их трех частей, в заголовке каждой их которых отрывок из крылатого выражения Шиллера «Против глупости сами Боги бороться бессильны», которое он использовал в своей драме «Орлеанская дева».

В чем же заключается эта самая глупость, побороть которую не могут даже всемогущие божества? В том ли, что привыкнув к определенному благу, люди не готовы поверить во вред этого блага. В том ли, что находясь в зените славы и почета, никто не хочет возвращаться назад или спускаться хотя бы на ступеньку ниже, даже если этого требует ситуация.

Как и в других своих произведениях (например, романе «Конец вечности») Айзимов задумывается о противопоставлении техники и человечества, его прогресса. Так ли уж во благо нам некий таинственный аппарат или механизм, который приносит нам определенные выгоды? Стоят ли эти выгоды тех затрат, которые необходимо для работы это механизма.

Еще одна идея, рефреном проходящая через всю книгу, заключается в том, что какие бы вселенные не существовали, какие бы многополые, бесполые или трехполые существа их не населяли, фантаст наделяет их чувствами, пороками и стремлениями, которые не так уж серьезно отличаются от земных.

Тоже самое, кстати, можно наблюдать в романе Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», в котором терраформеры прилетели на новую планету в попытке сделать все с нуля и прекрасно, а на деле получили вторую землю, с ее интригами, склоками, военными конфликтами и прочими «прелестями».

Не стоит забывать, что и ученые тоже люди, им свойственны все те же беды и пороки. Грехи и слабости, что и обычным людям. Только ради них они готовы жертвовать миллионами людей. Способных пострадать от того или иного открытия. Поэтому и вопрос о том, стоит ли слепо доверять науке так и не нашел своего полного раскрытия и по наш день.

Наиболее сильной, на взгляд Кабаши, является вторая часть с описанием мира трехполых существ из паравселенной. Здесь по-настоящему раскрывается яркий писательский талант Азимова через подробное описание устройства паравселенной, через глубину и сложность взаимоотношений трех участников одной триады, через детализированный анализ их чувств, ощущений и мировосприятия. При этом написано это все живо и увлекательно, словно смотришь фильм с прекрасно выполненными спецэффектами.

В заключение хочется сказать, что несмотря на тот факт, что многими критиками лучшим произведением автора считается именно «Конец вечности» в его многослойной и философской подоплекой, Кабаше данный роман кажется ничуть не менее ярким и сложным, заставляющим задуматься о том многом, что нас окружает и от чего мы зависим, даже порой ничуть об этом не подозревая. Да и сам Айзек писал, что это его лучшая работа. Так стоит ли спорить с ним?

Оценка: 9
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Kabasha, 23 октября 2019 г. 20:54

Конец вечности. Роман, написанный Айзеком Азимовым в 1955 году, и считающийся, по мнению части критиков, лучшим его произведением.

На взгляд Кабаши, роман прежде всего прекрасен большим количеством вопросов, грамотно поставленных в тексте. Среди них и вопросы путешествий во времени, и вопросы относительно решений, принимаемых группой людей в отношении значительно большего количества людей, и вопросы ценностей и благ в целом. Однако, среди других, возможно, менее явных вопросов есть и такие: как по-настоящему оценить полезность того или иного изобретения, как решить, что правильно, а что нет, как выбрать между полезным или вредным и многие другие.

Очень сильное впечатление производит роман и в части перерождения главного героя техника Эндрю Харлана. Хотя по глубине исследований души и философских вопросов ее трансформации автор уступает, например, Роберстону Дэвису (особенно второй книге из знаменитой Дептфордской трилогии канадского прозаика), тем не менее, читатель проведет немало времени наедине с Эндрю, пытаясь понять, как один из самых ярых приверженцев идей Вечности станет почти что в мгновение ока одним из тех, кто будет готов ее же уничтожить. Это ли не главное явление во всем романе?

Из других плюсов, несомненно, стоит отметить увлекательный сюжет, достаточную степень научности, добавляющую свою порцию интереса к прочтения романа, и традиционно отличное умение писателя держать темп повествования и выдавать с четко отмеренной скоростью те или иные сюжетные повороты. Как результат – желание прочитать книгу запоем и многочисленные восторженные отзывы писателей и критиков на протяжении десятков лет.

А ведь роман мог бы и не появиться на свет, ведь повесть, с которой, собственно говоря, и началось появление романа была отказана к печати несколькими издательствами, в которые обратился Азимов, при это он был уже в статусе известного писателя, имеющего за спиной десяток успешных книг, а отнюдь не незрелым юнцом, впервые представляющим свое творение на суд публики… Может быть все-таки кто-то создал Вечность в реальности и проник в прошлое 

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ариадна Громова, Рафаил Нудельман «В Институте Времени идёт расследование»

Kabasha, 15 июля 2019 г. 10:11

Прекрасное , редкое и оттого вдвойне замечательное сочетание хорошего детектива с научной фантастикой, особенно радующей Кабашу тем, что авторы пытаются логически все сконструировать, обосновать сюжет и тем самым добиться максимального правдоподобия, насколько, конечно, это возможно в рамках фантастического произведения.

Никак не думал, что спустя всего одна книгу после Багряка и его пяти президентов получится найти еще одно произведений советской фантастики, которое также затянет в свои сети и будет заставлять читать себя взахлеб, забывая обо всем другом. Великолепные, давно забытые ощущения! И очень радостно, что они возвращаются к тебе.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Робертсон Дэвис «Пятый персонаж»

Kabasha, 3 октября 2019 г. 21:23

История жизни славного мальчишки из маленького канадского городка Дептфорд послужила основой первого романа «Пятый персонаж» из знаменитой одноименной Дептфордской трилогии известного канадского писателя и драматурга Робертсона Дэвиса.

У каждого из нас есть в душе свой Дептфорд, он может быть мал и уютен как милая канадская деревенька или небольшой поселок в Карелии, а может быть вездесущ и огромен как Нью-Йорк или Шанхай, но какой бы он ни был, именно он оставляет навсегда память о себе в нашем сердце и нашей душе. Именно здесь происходят первые обиды, первые успехи, а порой и первая любовь и первая вражда.

Дэвис так мастерски описывает Дептфорд, что каждый читающий наверняка найдет в нем отголоски своей малой родины, при этом это описание не делает город живым и одушевленным, напротив город живет сам по себе и Робертсон мастерски его фотографирует словами, абзацами, главами своего романа.

Перед глазами читателя проходит большая половина двадцатого века, богатая событиями, которые будут помнить долго: это и великая депрессия, и первая и вторая мировые войны, и многое другое. Но все это служит лишь интерьером для жизнеописания одного молодого человека, который, относясь с добротой и любовью ко всем окружающим, напрочь забыл о себе, что и привело к тому, что в шестьдесят лет они оказался наедине с собой и историей своей жизни, которую есть кому рассказать, есть с кем обсудить, но это все равно не те люди, которых хочется видеть рядом, чувствовать рядом, ощущать рядом.

Почти весь роман читается легко и быстро, Дэвис несомненно умеет в полной мере управлять словом. На некоторых страницах тебя словно несет вперед на всех парусах. На некоторых ты останавливаешься, чтобы задуматься, перечитать, вновь вникнуть в смысл того, что хочет сказать автор. Единственная капля дегтя в бочке меда –это религиозные отвлечения, которых в третьей четверти книги становится, для взгляд Кабаши, слишком много. Но, с другой стороны, этот недостаток еще большое подчеркивает великолепие всего остального текста и всей истории, так умело и грамотно рассказанной автором.

Вердикт: читать и наслаждаться всем, кто не чурается современной зарубежной прозы в одном из наиболее мастерских ее исполнений.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Рэй Брэдбери «Озеро»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 22:13

Тяжелая и одновременно прекрасная история о силе детских эмоций и восприятия мира, которая способна не померкнуть даже сквозь года. Разве что Маргарет мне жалко, ведь она ни в чем не виновата.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Филип Дик «Вторая модель»

Kabasha, 4 июня 2019 г. 17:51

Блестяще прописанная атмосфера последствий военного апокалипсиса, наступившего на земле, безысходности и полной предстоящей гибели планеты. Драматичный финал для героя, за которым хочется следить и которого за протяжении столь короткого количества страниц успеваешь полюбить и проникнуться к нему сочувствием, равно как и к другим персонажам, независимо от роли в войне, национальности и пола. Еще один очень хороший рассказ от гранд-мастера.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Марсианские хроники»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 10:26

Отличный сборник рассказов, написанный легко, увлекательно, с изрядной долей искрометного юмора и веселой иронии, который при этом затрагивает тяжелые и совсем порой невеселые темы о двойственности прогресса, умении уничтожать все во имя своих целей и желании, ненасытности человеческой природы и многом другом.

Что больше всего поражает в этих рассказах, ставших наряду с 451 по Фаренгейту практически визитной карточкой Брэдбери – умение автора порой в суперкоротком рассказе на одну страницу (страницу книги формата pocketbook!!!) создать интригу или даже целый сюжет.

В целом же, отличная философская книга, прекрасно завернутая в фантик из фантастики о гибели великой цивилизации и о том, как что-то пошло не так. И цивилизация эта – отнюдь не люди.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Альфред Ван Вогт «Зачарованная деревня»

Kabasha, 3 января 2020 г. 22:53

История выживания на Марсе космонавта-инженера по имени Билл Дженнер, оказавшегося единственным выжившим участником экспедиции на далекую красную планету.

Кажущийся сегодня привычным и избитым сюжет был отнюдь не стандартным для времени создания рассказа (далекий по сравнению с сегодня 1950 год, когда люди еще только задумывались о космических полетах на ближайшую Луну, в отнюдь не на Марс).

При этом за кулисами основного и прямолинейного сюжета разыгрывается не менее глубокая и серьезная драма о приспособлении ради выживания. На что можно пойти, чтобы не расстаться с жизнью, как убедить противоположную сторону в необходимости того или иного. Если нет ответа – это значит, что оппонент не хочет тебе помогать или он просто тебя не понимает. Вопросов гораздо больше, чем ответов. Но именно от них зависит жизнь…

Ну и финал, конечно, отрабатывает, как говорится на все сто. Грамотно уведя читательское внимание в сторону, Ван Вогт демонстрируется незаурядную развязку, которая по сути была всегда перед глазами читателя и после знакомства с ней не кажется такой уж неожиданной. Но в первые секунды после прочтения понимаешь, что это шок, растерянность и… необходимость приспособиться к финалу.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Артур Конан Дойл «Затерянный мир»

Kabasha, 12 июня 2019 г. 16:04

Прекрасно, живо написанное произведение, которое, как и многие годы тому назад, увлекает на поступки, о которых ты не помышлял до знакомства с романом. Как говорится, «И вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди…»

Будучи опубликованным в 1912 году, научно-фантастический роман и сегодня читается, что называется, на одном дыхании, а столь далекая дата его написания ничуть не отражается на слоге повествования и рассказанных нам приключениях отважной четверки.

Отдельное спасибо издательству Миллиорк за перевод и комплектацию издания, где представлены подробные комментарии, дающие возможность еще больше проникнуться атмосферой Южной Америки и Лондона тех времен.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Агата Кристи «Смерть на Ниле»

Kabasha, 10 июля 2021 г. 22:50

Прекрасный, по-настоящему увлекательный роман Агаты Кристи, который стоит перечитывать сразу же после первого прочтения. С одного раза, скорее всего, не получится в полной мере следить за хитросплетениями сюжета и наслаждаться отменным слогом.

Став продолжением не менее известного и роскошного «Убийства с Восточном экспрессе», этот роман ничуть не уступает своему предшественнику, а прекрасные ландшафты долины Нила порой даже выигрывают по сравнению с вагоном пассажирского поезда, пусть даже такого роскошного как Orient Express.

Удовольствие от прочтения ничуть не меньшее, чем бокал с прилично выдержанным солодовым виски – каждый раз пьешь вроде бы знакомый напиток, а он нет-нет да и удивит тебя, заиграв новыми, доселе невиданными особенностями. Видимо, буду перечитывать вновь, спустя некоторое время.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Агата Кристи «Убийства по алфавиту»

Kabasha, 30 июня 2021 г. 11:37

Наверное, один из самых известных романов блистательной Агаты Кристи, который я перечитываю уже не первый раз и при каждом знакомстве с ним нахожу все новые и новые мелочи, которые и удивляют, и радуют.

Сегодня уже никого не удивит смена автора в отдельных главах, от лица которого ведется повествование, но во времена создания произведения это было в новинку. Кристи сумела не только великолепно выстроить интригу, но и увлечь читателя на протяжении всего, порой неспешного расследования. И, что самое главное – финал вышел таким же легким и грациозным, отнюдь не скомканным (от чего, к сожалению, страдают многие детективы и их экранизации), да и в логике ему не откажешь.

Я становлюсь необычайно рад, как ребенок, когда в руки попадается подобное нетленное произведение. Вот и последние пару дней удовольствие от пусть уже донельзя знакомых персонажей не заставило себя ждать.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Хуан Диаc Каналес «Где-то среди теней»

Kabasha, 22 августа 2020 г. 15:40

Прекрасная графическая интерпретация кинематографического нуара, которая не только способна по-настоящему порадовать своей графикой и детально проработанными персонажами, но и даст возможность насмотренному читателю увидеть огромное множество отсылок к другим литературным и киногероям этого некогда популярного жанра.

За историей, созданной двумя испанскими авторами, несомненно интересно следить, стараясь разгадать загадку вперед главных героев, потому что перед нами ни что иное, как hard boiled detective, однако почти каждый разворот, каждый крупный рисунок заставляет остановиться и начать разглядывать его, отвлекаясь от интересного сюжета. Вот и приходиться читателю биться между двух альтернатив — быстрей познать разгадку или остановиться и наслаждаться героям, рисунком, раскадровкой.

Все это благодаря тому, что авторы графического романа не формально подошли к делу, пытаясь воссоздать послевоенный американский мегаполис, зловещий и прекрасный, а рисовали с душой и талантом, наполняя истории большим количеством коннотаций, аллюзий и той самой атмосферой темного, мрачного города, в тени улиц которого происходит неблаговидные дела, разобраться с которыми должен будет никто иной, как Блэксэд.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Павел Багряк «Оборотень»

Kabasha, 25 июня 2019 г. 22:45

По маской легкого детектива о смене личностей скрывается отличный бэкграунд из философских вопросов, поставив которые перед собой мыслящий читатель не только получит удовольствие от обертки (она прекрасна и динамична, даже в наш супер быстрый 21 век), но и от внутренней составляющей в виде вопросов, так или иначе поставленных авторами, скрывающимися под псевдонимом Павел Багряк. Причем вопросы эти вполне просты и логичны. Но именно в этой простоте их сила.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Джон Уиндем «День триффидов»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 10:21

Одно из наиболее известных произведений английского писателя фантаста Джона Уиндема, с которым Кабаша давным-давно познакомился только благодаря одноименному фильму, который, как оказалось после прочтения книги, весьма вольно обошёлся с сюжетом.

Фильм хорош и забыт не очень заслуженно, но книжка ещё лучше. Жесткое, местами циничное повествование без углубления в объяснение причин происходящего и вместо этого фокусирующееся на людях, их мотивах и поступках – все это выгодно отличает Уиндема от многих его коллег.

В общем, всем очень советую. Ну и перевод Аркадия Стругацкого – это тоже вещь! Перечитывал как в первый раз. Море эмоций и положительных впечатлений.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Хуан Диаc Каналес «Полярная нация»

Kabasha, 22 августа 2020 г. 15:40

Прекрасная графическая интерпретация кинематографического нуара, которая не только способна по-настоящему порадовать своей графикой и детально проработанными персонажами, но и даст возможность насмотренному читателю увидеть огромное множество отсылок к другим литературным и киногероям этого некогда популярного жанра.

За историей, созданной двумя испанскими авторами, несомненно интересно следить, стараясь разгадать загадку вперед главных героев, потому что перед нами ни что иное, как hard boiled detective, однако почти каждый разворот, каждый крупный рисунок заставляет остановиться и начать разглядывать его, отвлекаясь от интересного сюжета. Вот и приходиться читателю биться между двух альтернатив — быстрей познать разгадку или остановиться и наслаждаться героям, рисунком, раскадровкой.

Все это благодаря тому, что авторы графического романа не формально подошли к делу, пытаясь воссоздать послевоенный американский мегаполис, зловещий и прекрасный, а рисовали с душой и талантом, наполняя истории большим количеством коннотаций, аллюзий и той самой атмосферой темного, мрачного города, в тени улиц которого происходит неблаговидные дела, разобраться с которыми должен будет никто иной, как Блэксэд.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Роальд Даль «Свинья»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 19:00

Общество и личность. Нравы и зашоренность. Жизнь в гуще общества и публичное одиночество — все это и многое другое можно при желании найти в рассказе Даля о милом, славном мальчике по имени Л, отправляющемся в первое в своей жизни путешествие в большой город. А город полон неожиданностей... Прекрасный финал, который ничто не предвещает, становится еще одним плюсом в копилку для автора.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Роальд Даль «Желание»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 18:55

Идеальный образец краткого рассказа, в котором на двух с небольшим страницах уютно помещается все то, что многие другие не могут порой в полной мере отразить на 200 страницах. Великолепный анонс, отличное развитие и не менее прекрасный эндшпиль в игре мальчика с ковром, в которой победил...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «До скорого!»

Kabasha, 7 июля 2019 г. 12:57

Наверное, лучший из всех рассказов про милую семейку Хогбенов. За веселой сатирической историей скрывается отличный повод задуматься о многих вещах, касающихся нашей жизни и наших поступков. При этом повод этот приподнесен легко и доступно. За что, видимо. спасибо соавтору и жене Каттнера. Отличный рассказ!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 10:23

Написанный в начале прошлого века, научно-фантастический роман «Голова профессора Доуэля» до сих пор видится Кабаше как своего рода ответ лавкрафтовскому Реаниматору, а доктор Керн – это все тот же одержимый идеей сохранения жизни фанатик Герберт Уэст. разница лишь в подходе, при котором мистика и тайны заменены на науку. приправленную хирургией экстра-класса.

Это одно из наиболее известных произведений Александра Беляева, но, на взгляд Кабаши, все же уступает по уровню и «Продавцу воздуха», и знаменитому роману «Человек-амфибия». Тем не менее, отличный повод почитать на выходных.

В середине 80-х гг. роман получил экранизацию от Ленфильма, где в качестве головы выступил латвийский актер Ольгерт Кродерс. Несмотря на то, что в фильм были взяты лишь основы романа, смотрится он тоже легко, правда также легко и выветривается из головы после просмотра.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ким Стэнли Робинсон «Красный Марс»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 11:01

Первый роман из марсианской трилогии Кима Стэнли Робинсона, посвященной освоению далекой и так манящей человечество многие столетия планете. Артур Кларк, один из столпов научной фантастики, даже посоветовал прочитать его всем будущим колонистам Марса как пособие по покорению планеты.

Написанный в стилистике типичной новой волны, возникшей в середине 60-х годов прошлого века, роман не спешит покорять современного читателя обилием действия, стремительным сюжетом и чередой захватывающих приключений. Напротив, здесь изложена неспешная эпическая история того, как люди убегают с земли в поисках себя и решения своих проблем, но, оказавшись за миллионы километров от Земли, все равно начинают повторять одни и те же ошибки.

Сквозь многие строки романа, явно чувствуется желание автора жить в обществе, построенном на базе меритократии, которое серьезно задумывается о сохранении планеты своего обитания. И это – чистая антиутопия. Хотя заражать людей подобными мыслями, несомненно, стоит, и в том Кабаша полностью на стороне писателя.

Парой ложек дегтя в бочке меда могут послужить проблемы с переводом на русский язык и недостаточное раскрытие персонажей и мотивации их поступков. Как говорится, творя великое, забываешь о мелочах. Впрочем, Кабаше это нисколько не мешает, и он с готовностью потратит еще несколько сотен рублей на покупке и прочтение двух других романов марсианской трилогии.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Стивен Эриксон «Радость, словно нож у сердца»

Kabasha, 21 ноября 2019 г. 09:26

Известный вопрос о том, можно ли быть милым насильно в современной постановки и антураже научной фантастики.

Стивен Эриксон, автор и создатель знаменитой эпической фэнтези-эпопеи о Малазанской империи, насчитывающей несколько десятков книг и очень популярной у современного народонаселения Земли в разных странах, решил попробовать свои силы на несколько ином поприще, а именно научной фантастики.

Несмотря на близость и кажущуюся дружественность сфер фантастики и фэнтези, в каждой из них действуют свои правила и законы, есть свои нюансы и особенности, благодаря чему авторов, одинаково хорошо играющих на обоих полях, совсем немного.

Посмотрим, получится ли у Эриксона данный ход конем. Между тем, его коллеги по цеху полагают, что первый блин не вышел комом.

Вышедший в прошлом году, роман канадского фантаста попал в Россию в этом году и был выпущен издательством «Эксмо», в рамках его импринта FanZon, в октябре 2019 года. Роман повествует о новой и неожиданной интерпретации первого контакта инопланетян с людьми, причем подан это контакт живо, ново и в неизвестной ранее манере.

Первая часть книги, наверное, добрая ее половина, предстает перед глазами читателя юмористической легкой зарисовкой в противовес всем тем трагическим событиям, которые в ней происходят. Автор создает некое подобие черной комедии, когда читателю хочется смеяться там, где нужно переживать и плакать. И смеяться, замечу, получается легко.

Затем Стивен меняет ориентиры и на смену стебу и черной иронии приходит сначала немного поверхностной философии и размышлений о сути человечества и его бытия на этой планете, что в ходе второй половины книги начинает постепенно нарастать, и уже вместо смеха читателю предстоит задуматься над нелегкими вопросами, которые, стоит заметить, поданы очевидно, явно и без неуместных заумствований.

Да, нельзя не добавить, что порой Эриксон уходит в дебри философии или льет воду, словно у него задача уложить роман в определенное количество страниц, которые обязательно нужно добить любым возможным способом. Однако среди определенной схоластики и словоблудия в изрядном количестве присутствуют здравые, интересные идеи, мысли и точки зрения, которые не покинут вдумчивого читателя и после завершения прочтения книги.

Вот лишь некоторые из них: В какой момент прекратится эпоха всеобщего потребления? Может ли быть капитализм с человеческим лицом? В какой момент человечество поглупело настолько, что позволяет медиа-магнатам кормить себя фальшью, ложью и информационной пустотой, заполняющей собой время, которое могло бы быть потрачено на образование, семью, отношения к родственниками?

И самый главный вопрос, который находится в стороне в перечисленных и вечен как сама жизнь – можно ли быть насильно милым? Можно ли творить добро людям против их воли? И, наконец, может ли быть радость словно нож у сердца? Об этом и многом другом можно познакомиться на страницах романа канадского писателя фантаста Стивена Эриксона «Радость словно нож у сердца».

P.S. Отдельного восхищения достойно отношение автора к своей родине Канаде, и ее взаимоотношениям с двумя извечными антагонистами – Россией и США. Эти сцены привносят свою определенную радость при чтении книги.

P.P.S. Литературное камео Сойера — отдельный вкусный бонус!

Оценка: 8
– [  6  ] +

Пер Валё «Гибель 31-го отдела»

Kabasha, 30 ноября 2019 г. 18:51

[b]Единое общество, в котором никто не имеет права на иное мнение...[/b]

Во второй половине 60-х годов прошлого века шведский писатель Пер Вале создал мрачную антиутопическую дилогию о трудовых буднях полицейского комиссара Йенсена, которая представлена произведениями «Гибель 31 отдела» и «Стальной прыжок». В каждом из них показано серое, выхолощенное, тоталитарное общество, в котором все стороны жизни контролируются всемогущими концернами, объединяющими свои усилия по управлению общественными настроениями вместе с правящей буржуазной верхушкой.

Так и здесь, все средства массовой информации, от ежедневных газет до развлекательных периодических журналов, контролируются одним концерном-монополистом. И вот в один из дней в этот концерн, а точнее в его главный офис под названием «Дом прессы» приходит письмо с угрозой взрыва всего здания...

Не слишком известный и вследствие этого нераспознанный и недооцененный шведский журналист, а затем и писатель Пер Вале является основоположником так называемого социологического детектива. В большинстве своих работ он жестко критикует современное ему шведское общество, злоупотребление своими полномочиями властьимущими и другие пороки современного социалистического общества того времени.

При этом некоторые боли общества становятся удивительно похожими на пороки и боли современного нам общества, и мысли, высказанные шведским писателем еще 35 лет тому назад, становятся поистине пророческими. Вот лишь пара из них:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— До этого я служил в другом журнале. Вы, наверно, такого и не помните. Его издавали социал-демократическая партия и объединение профсоюзов. Это был последний крупный журнал в стране, не зависящий от концерна. У него были свои амбиции, культурные в частности, хотя положение на этом фронте начало заметно ухудшаться.

— Культурные амбиции?

— Ну да, он ратовал за настоящее искусство и поэзию, публиковал серьезные рассказы и тому подобное. Я не силен в этих вопросах, я репортер, я занимался политическими и социальными проблемами.

— Вы были социал-демократом?

— Я был радикалом. Точнее говоря, я принадлежал к крайнему левому крылу социал-демократов, но об этом я и сам не догадывался.

— Дальше.

— Дела шли далеко не блестяще. Журнал почти не давал дохода, хотя и убытков тоже не приносил. Он имел довольно большой круг читателей, которые ему доверяли. И вообще он служил единственным противовесом всем журналам концерна, он боролся с концерном и с издательством, он критиковал его, отчасти прямо, отчасти косвенно, благодаря самому факту своего существования.

— Как?

— Полемические статьи, передовицы, критические выступления. Честный и серьезный подход к поднимаемым вопросам. Деятели Дома, разумеется, ненавидели его лютой ненавистью и наносили ответные удары, но уже на свой лад.

— Как?

— Они увеличивали выпуск безликих массовых серий и развлекательных журналов, а кроме того, они ловко использовали повальную тенденцию современных людей.

— Какую тенденцию?

— Рассматривать картинки, вместо того чтобы читать текст, или если уж читать, то по крайней мере ничего не значащий вздор, а не такие статьи, которые заставляют думать, волноваться, занимать определенную позицию. К сожалению, именно так обстояло дело уже в мое время.

Рассказчик по-прежнему стоял у окна спиной к посетителю.

— Этот феномен именуется мозговой ленью и является, как говорят, неизбежным следствием, своего рода возрастной болезнью телевизионного века.

Точное и вполне очевидное описание современного общества, не находите? Или вот еще:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И одновременно следом за всеобщим оглуплением наступала духовная реакция. Вы понимаете, к чему я веду?

— Не совсем.

— Тогда-то и была предпринята попытка сблизить крайние точки зрения в различных вопросах. Мысль сама по себе, возможно, не столь дурная, но все методы, которыми пользовались для осуществления ее, сводились к фигуре умолчания, точнее, замалчивания: замалчивали трудности, замалчивали противоречия. Каждую проблему опутывали ложью. Через нее перескакивали путем неуклонного повышения материального уровня, ее обволакивали бездумной болтовней газеты, радио, телевидение. Вместо фигового листка на эту болтовню навесили термин “занимательные беседы” и надеялись, что замалчиваемые болезни в ходе времени исчезнут сами собой. Но вышло по-другому. Личность почувствовала, что физически она вполне ублаготворена, зато морально над ней учредили опеку; политика, общество стали понятиями расплывчатыми и непостижимыми, все было вполне терпимо и все мало привлекательно. Наступила растерянность, сменившаяся у некоторых равнодушием. А на самом дне притаился беспричинный страх. Да, страх, — повторил он. — Перед чем — не знаю. А вы случайно не знаете?

Если раньше вполне можно было после прочтения провести сеанс политинформации с разгромной критикой капитализма и буржуазного строя, то сейчас становится ясно, что все описанное – это неотъемлемая часть нашей с вами жизни, хотим мы того или нет.

Если отойти от всего этого философского и социального подтекста, проходящего сквозь произведение красной нитью, стоит отметить, что и общество в целом, и главные герои показаны лишь грубыми основными мазками, которые нарочито небрежны и лишены детальности. Даже сам главный герой, комиссар полиции Йенсен, на протяжении всего романа постоянно говорит: «Не надо подробностей». И автор неукоснительно следует этому правилу. С первых же минут окунаясь с головой в перипетии сюжета, мы до самого конца книги так и не узнаем, как сложилось данное общество, ввиду каких причин или поводов он пришло к текущему состоянию и многое другое.

Тем не менее, отсутствие детальности не мешает восприятию тягостной и гнетущей атмосферы, когда единственным выходом души становится пьянство, многократно выросшее в описываемом в книге обществе. Пьяных тысячами задерживает полиция, пьянство запрещено даже в домашних условиях, пьяниц облагают непомерными штрафами, однако это никак не меняет положение дел.

Подводя итог, скажу, что перед нами яркий образец социологического детектива, завернутый в оболочку мрачной антиутопии, который при всей своей поверхностности и скоротечности (в произведении всего-то порядка 150 страниц) оставляет крайне приятное впечатление от прочтения, читается легко, что называется на одном дыхании, и, что самое главное, заставляет задуматься о том, в каких условиях мы живем и что будет дальше. А для этого порой придется перечитать отдельные главы книги, причем перечитать вдумчиво, спокойно, с расстановками и перерывами.

P.S. Для любителей визуального ряда и предпочитающих фильм книге Кабаша с удовольствием посоветует одноименный фильм, созданный в 1980 году студией «Таллиннфильм». В главной роли снялся знаменитый Лембит Ульфсак, голос которого при монтаже был заменен на голос актера Александра Демьяненко (да-да, того самого Шурика из гайдаевских комедий).

Оценка: 8
– [  6  ] +

Борис Штерн «Дед Мороз»

Kabasha, 4 сентября 2019 г. 20:28

Квинтэссенция новогоднего праздника. История о том, что теплота нужна и тем, у кого ее, на первый взгляд, в избытке и кто должен сам ее дарить всем вокруг.

Теплая, душевная история, написанная простым и незатейливым языком, но от этой простоты она становится вдвойне милее и уютнее.

После прочтения так и хочется завернуться в плед у камина, налить бокал глинтвейна и загадывать желания, несмотря на то, что за окном дождливый сентябрь, а вовсе не зимний декабрь.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Тед Чан «Купец и волшебные врата»

Kabasha, 16 января 2020 г. 20:46

«Рано или поздно ты поймёшь, как и я. Знать путь и пройти его — не одно и тоже.» (фильм Матрица)

Обильно стилизованная под арабскую сказу история о путешествиях во времени, которая стоит на прямо противоположной позиции в сравнении с той, что описана у Брэдбери во всемирно известной истории про бабочку и динозавров.

Утверждать, с какой бы то ни было долей уверенности, кто из фантастов прав сегодня нельзя. Можно лишь склоняться к той или иной точке зрения. Склоняться, исходя из собственных желаний, убеждений, воззрений и прочих особенностей собственного индивидуума. Но не более того. Истину познать не выйдет. А, впрочем, стоит ли… Незнание – оно ведь тоже иногда сила, причем весомая.

Возвращаясь к рассказу, отмечу его отличное начало, достойную, хорошо прописанную середину и, к сожалению, не такой замечательный финал. Мог бы он быть лучше? Возможно. Хуже? Несомненно. Тем не менее, финал есть таков, как он есть. Да и другим ведь он быть и не мог, согласно теории, изложенной в рассказе. Или…

И в заключение вновь вспоминая Матрицу: «Случалось видеть сон, казавшийся реальностью? Что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что такое сон, а что действительность?»

Оценка: 8
– [  5  ] +

Рэй Брэдбери «И грянул гром»

Kabasha, 15 июля 2019 г. 16:25

Отличный и крепкий, несмотря на свою скоротечность, научно-фантастический рассказ о том самом знаменитом эффекте бабочки, который хоть и не был впервые описан Брэдбери, но стал самым популярным его проявлением.

Можно долго спорить о рождении причинно-следственной связи, о существование машины времени, о возможности влияния на прошлое – но все это говорит лишь о том, что рассказ западает в душу и заставляет вновь и вновь задумываться о событиях, описанных в нем или связанных с ним. Это ли не показатель качества произведения?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Пер Валё «Стальной прыжок»

Kabasha, 12 декабря 2019 г. 10:42

Спустя пять лет после печально известного происшествия в «Доме печати» и гибели пресловутого 31 отдела, пятидесятилетний комиссар полиции Йенсен наконец-то решил заняться своей печенью и отправляется в отпуск в другую страну на лечение. Через три месяца, успешно прооперированный и идущий на поправку Йенсен собирается возвращаться домой, однако странное стечение обстоятельств вынуждает его сделать остановку и встретиться с первыми лицами родного ему государства.

Написанный в 1968 году, роман «Стальной прыжок» Пер Вале представляет собой вторую часть дилогии про комиссара Йенсена. Известный в нашей стране гораздо больше своими произведениями про комиссара Бека, Вале в данной дилогии создал объемный, внятный, хорошо сформированный образ тоталитарного государства, где все сферы жизни людей контролируются корпорациями, а основная задача правящей партии – создать т.н. общество «всеобщего взаимопонимания».

Если первый роман выглядит как антиутопия в обертке из полицейского детектива, то вторая книга дилогии более склоняется уже к боевику с элементами триллера. Здесь и погони, и захваты заложников, и противостояние различных группировок – все это как нельзя лучше сказывается на динамике сюжета. И без того короткая книга читается еще быстрее и увлекательнее.

При попытке отойти от восприятия исключительно внешних факторов, на поверку перед нами находится все та же антиутопия о мрачном тоталитаризме вкупе с критикой существовавшего на момент написания книги капиталистического строя в Швеции, который подмял под себя и первоначально светлые, по мнению Пера Вале, идеи социал-демократов.

Кроме того, как и раньше, многие вещи этого романа, появившегося на свет 40 лет назад, как ни странно находят свое отражение в сегодняшней жизни и могут быть легко обнаружены вокруг каждого из нас. Попытки отучить людей думать, главенство потребительской модели поведения, попытка уровнять всех и вся – это и многое другое удивительно и несколько странно видеть в книге 30 с лишним летней давности.

Все это позволяет читать и наслаждаться сюжетом, манерой изложения материала и прочими плюшками. Но в конец нас ждет немного печали. Финал книги расстраивает своей прямолинейностью и некоторой сказочной наивностью.

Автор ведь взрослый человек и понимает, что залихватский финал, когда добро безоговорочно побеждает зло, возможен и даже логичен в боевике или детской сказке, но классно созданная антиутопия никак не может, на мой взгляд, заканчиваться именно так.

В общем если весь роман – это качественная бочка меда, то финал – та самая ложка дегтя, которой, кстати, в предыдущей книги не было. Тем не менее, второй роман отлично продолжает ранее начатую тему и вдвоем читать обе книги вдвойне интереснее.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Артур Конан Дойл «Отравленный пояс»

Kabasha, 15 июня 2019 г. 18:29

Пережив массу приключений на южноамериканском континенте, великолепная компания из пары ученых, лорда и журналиста просто-таки была обречена на продолжение своего общения в рамках какой-либо проблемы или задачи никак не меньшего, чем ранее характера и масштаба. И вот такой случай представился…

Пусть и короткая, но от этого отнюдь не менее живая, яркая и захватывающая история очередных приключений уже известной нам компании, которая говорит о том, что Конан Дойл не потерял навыка опытного и очень интересного рассказчика, даже будучи выжатым как лимон после создания знаменитого Затерянного мира.

Вновь перед глазами читателя сочное повествование, изрядно сдобренное прекрасными натурными описаниями, непрекращающимися перепалками между учеными и ощущениями молодого отважного журналиста, которые полны мудрости, чувств и, конечно же, любви. Любви к своему времени, своей работе, Лондону… да всему окружающему его в начале прошлого века.

Еще одно отличное произведение сэра Артура Конан Дойла, которая читается на одном дыхании и точно напомнит о себе спустя некоторое время, когда его вновь захочется перечитать.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Рэй Брэдбери «Попрыгунчик»

Kabasha, 1 июня 2019 г. 11:25

Знакомство с ребенка с миром может проходить поступательно, сопровождаясь обидами и радостями, успехами и неудачами, но он должно быть и избегать его, пытаясь сохранить ребенка в неприкосновенности — это тупик, причем тупик, который может оказаться фатальным. Примером этого может послужить история, описанная Брэдбери, в данном рассказе.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Рэй Брэдбери «Постоялец со второго этажа»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 21:50

«Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери — это теплое и светлое повествование об одном лете, случившемся с жизни мальчишки. А что если летом были не только радости, но и нечто непонятное, необычное и пугающее. Вот как раз такой вариант и представлен в этом рассказе. В остальном же- привычная приятная проза, витиеватые предложения, полные приятной описательной составляющей... в общем, как всегда хорошо все у старика Рэя.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Станислав Лем «Испытание»

Kabasha, 23 августа 2021 г. 12:35

Красивое, емкое и при этом увлекательное знакомство с персонажем, с которым мне предстоит еще очень много пережить. Быстрый ввод в курс дел, краткая, но достаточно на данный момент характеристика героев и их текущей жизни и сразу в бой… который окажется потом совсем не таким уж настоящим, но это будет потом.

На мой взгляд, отличное начало книжное жизни пилота Пиркса, многообещающее и заставляющее продолжить знакомство с его жизнью и приключениями. Вкупе с этим весьма интересное размышление о виртуальной реальности из далекой сегодня середины прошлого века.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Суи Исида «Токийский гуль. Том 1»

Kabasha, 7 марта 2020 г. 15:00

Первая прочтенная манга в Кабашиной вселенной. Все-таки знакомство с новым жанром, хоть и знакомым, но лишь поверхностно, понаслышке – это всегда интересные и неповторимые ощущения, которые с возрастом случаются все реже и реже.

Не имею пока что возможности сравнивать различные истории и произведения, но замечу, что данная манга, на мой взгляд, обладает интересным сюжетом, который лихо закручен вначале, спокоен и даже местами чрезмерно, что можно выразить словом «скука», но к концу второго тома (в книге, что я читал выпущена две первые части цикла) события вновь обретают живость и динамику.

Несмотря на имеющий опыт чтения комиксов, замечу, что манера рисунков кажется весьма необычной и привлекательной. Сложностей с чтением справа налево не возникло, стоит лишь минут 10-15 внимательно почитать и опыт подобного чтения сразу же прививается и становится родным. Черно-белая графика обладает великолепной передачей эмоций и психологических состояний персонажей, единственная проблема для меня – это сцена драк и боев. Пока что сложно понять картинки, их описывающие.

Но в целом очень интересная манга, к которой Кабаша обязательно вернется, познакомившись с первыми частями «Стального алхимика» и «Тетради смерти». Добро пожаловать мне в мир манги!

P.S. Кстати, после прочтения манги вновь понял преимущество книги перед мангой, комиксом и прочей литературой с преобладанием картинок. Мне все-таки нравится читать текст, потому что я сам придумываю в голове внешность персонажей, локации и интерьеры. И придумывать самому, видимо, мне нравится гораздо больше, чем следить за сюжетом в картинках, который уже однозначен и не оставляет поля для фантазии. Разве что за рамками сюжета. Это, однако, ничуть не говорит о том, что манга хуже книги или лучше нее. Это разные жанры и каждый из них хорош по своему.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Борис Штерн «Чья планета?»

Kabasha, 7 сентября 2019 г. 11:25

Короткий, яркий, динамичный рассказ о дележе планеты с неожиданным и финалом, которые прочитывается одним залпом и дело здесь не только в его скромном размере…

Это первое знакомство читателя с инспектором Бел Амором и его верным металлическим подручным роботом Стабилизатором. Впереди будет еще много рассказов, хороших и не очень, веселых и печальных. Так что история только начинается.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Борис Штерн «Дом»

Kabasha, 6 сентября 2019 г. 12:04

Полный лиричного юмора и знакомых жителям СССР проблем рассказ о неожиданном появившемся в приморском городе доме, на который имеют виде практически все окружающие его соседи.

Еще Михаил Михайлович в свое время заметил, что квартирный вопрос испортил москвичей. Однако испортил он не только жителей столицы, но и многих других горожан по всей территории бывшей советской империи.

Несмотря на всю сложность проблемы квадратных метров, Борис Гедальевич смог подойти к вопросу с неожиданной стороны, и в итоге мы имеем небольшой, но яркий и увлекательный рассказ на бытовую тему в локациях приморского городка. Очень, очень душевно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Рэй Брэдбери «Крошка-убийца»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 21:54

Тяжелый, атмосферный рассказ, подходящий для экранизации в стиле готичного Кормана или раннего Полански. Полноное единение матери и ребенка порой может превратиться в такую же сильную вражду и антипатию.

Беременность — вообще малоприятный процесс для организма, но другого пути размножения у человечества пока нет. А в рассказе мы живо видим все страхи беременной женщины, неспособность донести свои мысли до близких людей, которые все списывают на послеродовой стресс и... одиночество. То одиночество, что страшнее всего, кроме, разве что смерти.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Хирому Аракава «Стальной алхимик. Том 1»

Kabasha, 14 марта 2020 г. 12:24

Вторая манга, с которой я познакомился, представляет собой скорее сборник историй и зарисовок из жизни двух мальчиков, ищущих способ вернуть свои тела, потерянные в результате неудачного эксперимента, нежели единую цельную историю, как это было в первой Кабашиной манге «Токийский гуль».

Повествование выглядит более легким, более жизнерадостным и регулярно снабжает читателя очередной порцией черного юмора. «Токийский гуль» в этом плане оставляет куда более мрачное впечатление и словно веет безысходностью. Однако эта безысходность или чернота привлекла меня больше, чем веселые истории из жизни большой железяки его огромного собрата. Есть что-тол в них, что заставляет читать и ждать новых событий со страниц прекрасно изданной манги.

Само издании от «Азбуки» выполнено также прекрасно, как и «Токийский гуль». В актив смело заносим и суперобложку, и тонированные обрезы, и частичный лак на обложке и небольшие цветные рисунки. Отдельным бонусом — обложка оригинального издания, выполненная на кальке. В целом единственное, что вызывает эта книга по своему оформлению – это восторг и удовольствие. 100% удовольствия!

Очень приятно видеть и трогать такие издание и, конечно же, жаль, что кроме манги в подобном виде практически ничего не появляется в рамках других жанров, не говоря уже о тиражах. С другой стороны, можно радоваться тому, что есть такое хотя бы в манге. В общем, кому-то стакан на половину полон, кому-то — пуст. Jedem das Seine.

Резюме: еще один прекрасный образец литературного направления, с которым я знакомлюсь впервые, который чуть проигрывает по стилистике и сюжету, но тем не менее является отличным представителем жанра, познакомиться с которым (и с жанром, и с книгой) Кабаша всем от души советует.

P.S. А меня после порции романов Эрика Фрэнка Рассела ждет третья манга Death Note. Посмотрим, как она зайдет мне.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Рэй Брэдбери «Когда семейство улыбается»

Kabasha, 1 июня 2019 г. 11:28

Если не можешь поладить с родственниками, заставь их улыбаться, чего бы тебе это не стоило. Еще одна история о том, что убежать от мира не получится никак, будь ты мальчиком, оберегаемым матерью (рассказ Попрыгунчик в шкатулке) или взрослой особью мужского пола (данный рассказ).

Оба рассказа идут друг за другом в сборнике КЛФ номер 8, и, честно говоря, идут они так, бок о бок, совершенно замечательно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джордж Ланжелен «Дедукция в старом кресле»

Kabasha, 11 сентября 2019 г. 21:44

Прекрасный лёгкий и увлекательный рассказ с поверхностной детективной составляющей и неожиданным финалом. Отличное качество хорошего писателя — создать интригу на пяти страницах. Что называется, на ровном месте.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Робот-Зазнайка»

Kabasha, 12 июля 2019 г. 15:40

Еще один неплохой рассказ про склонного к выпивке изобретателя, который походит на все остальные истории о нем же.

Если читать рассказы про Гэллегера по отдельности, они идут на ура – легкие, с юмором и достаточным действием, однако, читая их подряд друг за другом, начинаешь чувствовать некую однообразность, словно смотришь какой-нибудь сезон доктора Хауса: завязка – попытка решения проблемы – неудача – поиск новых путей – неожиданное стечение обстоятельств – ура, ключ к разгадке найден!

Это, наверное, главный минус рассказов. Ну и фантастика, конечно, здесь скорее фантиком для совершенно других историй, пусть и с элементами НФ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роальд Даль «Мистер Физи»

Kabasha, 31 мая 2019 г. 11:57

В сборнике КЛФ есть несколько рассказов этого автора, и то, отчего страдали первые рассказы (излишняя скоротечность, неспособность захватить читателя сюжетом) здесь ушло. Материалы для погружения достаточно, герои объемны (даже собака) и фактурны, а мораль истории хоть и традиционна, но реализована на все 100. После окончания прочтения автор заставил не только улыбнуться, но и вновь задуматься о том, как может повернуться жизнь в любой момент.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Беляев «Продавец воздуха»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 10:24

«Продавец воздуха» – еще одно научно-фантастическое произведение Александра Беляева, написанное им в начале прошлого века и попавшееся пару недель назад Кабаше под руку.

Объективно воспринимать роман сегодня может помешать ярое восхваление большевизма на страницах книги и не менее ярое уничижение «проклятых капиталистов», воплощенных в лице господина-врага Бэйли.

Если же попытаться отбросить или пропускать сквозь себя всю подобную риторику, то перед глазами вырисовывается интересный сюжет с бодрой динамикой и хорошей развязкой, вполне достойный того, чтобы получить залихватскую экшн-экранизацию в стиле Джеймса Бонда.

А бесстрашного советского метеоролога товарища Клименко мог бы сыграть товарищ Тор, простите, Крис Хемсфворт. Тогда касса фильму, Кабаше кажется, будет обеспечена. В общем, господа кинопродюсеры, задумайтесь, пожалуйста.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Kabasha, 4 мая 2019 г. 10:27

Как это ни странно, но прочитать канонический труд Брэдбери у Кабаши получилось только сейчас. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда…

Несмотря на многократный пересмотр экранизации от еще одного мастера по имени Трюффо (фильм роскошен и того несомненно стоит), несмотря на по-прежнему прекрасный слог и глубину раскрытия персонажей, несмотря на еще вагон очевидных и бесспорных достоинств… короче, книжка Кабаше не зашла.

Точнее сказать, она комфортно легла в голову, красиво и уютно там устроилась, но впечатления не произвела. Виню во всем, скорее всего, тот факт, что все описанное 70 лет назад с поразительной точностью окружает нас сейчас и не видится поэтому мне каким-то необычным или странным, а лишь вызывает сожаление, что предки не вдумались и не смогли изменить ситуацию, и мы пришли к тому, к чему пришли…

А самые главные слова из всей книги оказались в послесловии или точнее коде — «Ваша свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается мой нос» и лучше описать весь происходящий сейчас ведьмак с феминистко-педерастической вакханалией описать нельзя.

З.Ы. Отдельное спасибо издательству за оформлении с обожженными страницами. Мелочь, а приятно!

Оценка: 7
– [  8  ] +

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

Kabasha, 3 января 2020 г. 22:27

Короткий рассказ, наполненный традиционной любовью Ван Вогта к человеческой расе и его непоколебимой уверенностью в том, что люди могут достигнуть всего, чего захотят, нужно только очень постараться.

За интересным сюжетом, показанным коротким репортажным стилем (это еще одно характерное для всего творчества писателя свойство) скрывается некий дуализм понятий «монстр» и «пришелец». Каждый из них одновременно выступает в одной и во второй роли. Но кто из них более варвар и более ужасен?

Однозначного ответа в рассказе нет, есть лишь всепобеждающая натура социализма… Нет, не социализма, а человека. Человека одаренного, человека в высшем понятии этого слова, который смог не только пережить апокалипсис на планете Земля, но и возможно породить новую цивилизацию, которой инопланетяне будут уже не страшны.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Лайон Спрэг де Камп, Флетчер Прэтт «Самый Странный Бар Во Вселенной»

Kabasha, 27 февраля 2020 г. 20:19

Томик милых, интересных, в меру увлекательных, в меру скучных, но при этом весьма разношерстных рассказов, которые чаще всего случаются именно в баре. Ибо где же еще им происходить, как ни тут.

Если отбросить литературную приглаженность и писательские изыски, то подобные истории и случаи из жизни легко услышать в баре, где вы уже завсегдатай или же зашли всего лишь впервые. Да и среди персонажей бара Гавагана несложно будет найти своего профессора Тоболку или библиотекаря Китинга. Говорю это как человек, бывавший долгое время по обе стороны барной стойки.

Сами рассказы не представляют собой высоких шедевров литературы, но для поездки в метро или электричке на дачу, оно подойдут на все сто. Или, лежа дома на диване, помогут вам вечером отдохнуть, улыбнуться и немного расслабиться за порцией веселых историй о незадачливых посетителях бара, то и дело попадающих в разный переплет.

А если совместить прочтение с бокалом-другим хорошего напитка (советую, ирландский виски для большей аутентичности) или коктейля (кстати, рецепты, фигурирующие в историях, аккуратно сведены в самом конце книги), то вполне возможно, что рассказы заиграют новыми, немного неожиданным красками. Кто знает… В любом случае удачного вам знакомства с героями и хорошего настроения, ибо никакого другого в баре Гавагана быть не должно.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Генрих Альтов «Богатырская симфония»

Kabasha, 6 февраля 2020 г. 20:35

Легкий, лирично-романтический рассказ о взрослении, мудрости и меняющихся ценностях, в котором фантастика и ионные звездолеты играют лишь роль обертки. Все это могло произойти где угодно: летним вечером на скамейке в городском парке, в городской суете сентябрьского дня или безмятежной неге дачного участка на окраине мегаполиса…

Возвращение звездолета – это повод вспомнить прожитое, вернуться мыслями в прошлое, когда ты был молод, рядом была любимая женщина, а впереди… впереди планы, мечты, желания. А ведь вспоминать стоит не только при наличии повода, но и просто так, время от времени, чтобы на душе вновь стало теплее и уютнее.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Альфред Ван Вогт «Часы времени»

Kabasha, 25 января 2020 г. 10:56

Занятная и милая история о необычный семейной паре и… да-да, путешествиях во времени. На эту темы написан не один десяток произведений, и придумать что-то новое, наверное, вряд ли возможно. Поэтому Ван Вогт, не мудрствуя лукаво, берет история и облекает ее в новую форму, которая, надо признаться честно, интересна и увлекательна.

Все истории о прыжках по времени обычно сводятся к двум вариантам: либо как в эффекте бабочки, изменив прошлое, мы навсегда меняем будущее, в котором может быть так, что не будет даже нас самих, либо к инвариантности, когда любые наши изменения в прошлом никак не скажутся не будущем в силу тех или иных особенностей течения времени.

Как мне кажется, Ван Вогт в своем рассказе не склонен выбирать ту или иную позицию, ему гораздо интереснее придумать новую обертку для очередного time traveler, умеючи снабдив ее антуражем из описаний, героев и их высказываний и поступков. И здесь гораздо интереснее просто наблюдать за историей нежели вдаваться в детали и выяснять, куда же пропала Джоан и пропала ли она вообще.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Эрик Фрэнк Рассел «Зловещий барьер»

Kabasha, 15 марта 2020 г. 19:18

Бедная, бедная Америка, сокрушающаяся под натиском неведомых ранее сил, страдает также как и другие страны мира от нашествия витонов. Однако для Билла Грэхема первостепенная задача – спасти именно свою страну от бедствия и потому уже всех остальных.

Первый роман Эрика Фрэнка Рассела по прошествии 80 лет (он был написан в 1939 году) по-прежнему читается легко, быстро и, что называется, с жаром. Писатель не утруждает себя объяснением многих моментов, включая историю возникновения существ, прошлое главных героев и многое другое, вместо этого он вдоволь наполняет страницы произведения качественным и описанием страшных и масштабных бедствий, настоящего вселенского Армагеддона и попыток горстки людей противостоять этому.

По современным меркам, роман, наверное, можно сравнить с фильмами Майкла Бэя, когда добрые 90% экранного времени зрителя потчуют хорошо поставленными экшен-сценами. Со страниц книги точно также льется кажущийся бесконечным поток взрывов, массовых убийств и прочих бед и напастей на род человеческий, перемежающийся попытками разгадать загадки пришельцев и наконец-то победить их. Будь это фильмом из 80-х в качестве главного героя несомненно стоит представить Чака Норриса. Чак точно бы спас всех.

Несомненно, читателю, ищущему спокойное, размеренное чтение стоит пропустить это произведение, но ведь стили всякие важны, стили всякие нужны, поэтому тем, ко хотел бы познакомиться с залихватским боевиком, написанным хорошо и качественно (по меркам жанра), но не избежавшим определенных жанровых клише и стереотипов, советую обратить внимание на первый роман Расселла, тем более что он имеет скромный объем и займет скорее всего не более двух дней вашей жизни.

Резюме: добротная, хоть и не оригинальная работа на тему нападения на человечество, которая читается легко и быстро. Правда, улетучивается из головы читателя она также быстро и также легко. В качестве дебюта на писательском поприще – вполне хорошее начало, тем более что дальше автор смог создать несколько более сильных и значимых произведений в жанре НФ.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Альфред Ван Вогт «Пробуждение»

Kabasha, 25 января 2020 г. 08:47

История необычного чудовища, окаймленная настоящими географическими предметами, развивается по традиционному для Ван Вогта сценарию. Да и финал в какой-то мере можно назвать привычно неожиданным.

Однако, на мой взгляд, основное здесь – не в самой истории и не в ее финале. Автору удалось переплести в одном, очень коротком рассказе несколько слоев, за каждый из которых наблюдать интересно и в частности, и как за частью одного целого.

Так, например, это штрихами, но все же показанная история человеческих междоусобиц, будь то отдельные личности как капитан Мейнард и лейтенант Джерсон, или же целые сообщества и организации (ученое сообщество и военные моряки в целом).

Кроме того, вторая история – это пребывание особи в незнакомой обстановке. Эта история рассказан чуть подробнее на примере Иилаха, однако ее вполне можно рассматривать как история человека в незнакомых ему условиях. Как мы ведем себя, не знаю никого вокруг. Будем ли мы враждебны или подчеркнуты миролюбивы? Можем ли мы ранить человека беспечной, казалось бы шуткой, или обыденным вопросом, как это делает Иилах, посылая свои лучи?

При желании можно найти еще пару моментов для задушевного разговора за стаканчиком single malt, но даже без них благодаря хорошей обертке в виде сюжета рассказ читается легко, с интересом и оставляет после себя в голове несколько вопросов, что позволяет говорить о знакомстве с весьма приличным произведением.

Оценка: 7
⇑ Наверх