FantLab ru

Все отзывы посетителя Valem

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Денис Шабалов, Дмитрий Манасыпов «Человек из преисподней. Крысы Гексагона»

Valem, 27 сентября 2021 г. 08:27

ОТЗЫВ НА АВТОРСКУЮ ВЕРСИЮ ДМИТРИЯ МАНАСЫПОВА

У Дмитрия Манасыпова я прочитал достаточно много произведений: от очерков и небольших рассказов до целых романов и циклов. Тем не менее, он всегда оставался для меня, в первую очередь, автором серии «Чистильщики Пустошей»: очень сильно любимых «Города Страха» и «Мэдмакса» и чуть менее любимой «Великой Степи». Всё же остальное творчество автора для меня существовало как бы отдельно, будто его писал другой Манасыпов. Но теперь из этого «отдельно» выделился новый, совершенно непохожий на другие работы Дмитрия, роман под названием «Крысы Гексагона». О нем и поговорим.

Эта книга – часть серии «Мир – Дому», где Дмитрий раскрывает нам судьбу таинственного Гексагона, куда в прошлой части попадают по ходу своих приключений герои. Тем не менее, роман можно читать отдельно, и в принципе без проблем разобраться в происходящем. Максимум, что вы при этом потеряете, это информацию об устройстве Джунглей и несколько отсылок.

Перед нами очень глубокая и многогранная история о... людях. Что бы автор не описывал: устройство Гексагона, условия жизни номеров, их кастовую систему или ещё что-то – всё так или иначе крутится вокруг людей, волей-неволей оказавшись в этом проклятом всеми богами месте. И именно судьбам этих людей посвящена история. О них я и хочу вам рассказать.

Разумеется, больше всего меня тронула история главных героев – брата и сестры Лиса и Васьки. Так уж получилось, что первую главу я читал задолго до основного романа, и даже по ней, ничего толком не зная о героях, я понял, какая между этими двоими связь. Они не кровные брат с сестрой – но так ли это важно? То, что соединяет этих двоих, гораздо крепче родственных уз. Они – самые близкие друг другу люди. В этом весь смысл их существования: ради друг друга они готовы убить любого, вставшего на пути, но, самое главное, ради друг друга они готовы ЖИТЬ! Не выживать, а именно ЖИТЬ! Как бы трудно не было, как бы не хотелось послать всё к черту и стать настоящими крысами, как сделали многие. Конечно, они далеко не святые, и ангельские крылья у них под робой не режутся. Да и невозможно прожить столько лет в настоящем аду и при этом не испачкаться. Тем не менее, я считаю, что они смогли остаться людьми до самого конца. Одни из лучших персонажей, написанных Дмитрием. Их отношения мне очень сильно напомнили Геральта и Цири, да и вообще при чтении частенько возникали ассоциации именно с «Ведьмаком» Анджея Сапковского. Может быть, это только мне так показалось, а может и нет, учитывая, что сам Дмитрий тоже очень любит этот цикл.

Но не одними главными героями блещет роман. Если читать внимательно, можно увидеть, что здесь уделено время огромному количеству обитателей Гексагона. Таинственный Армен с его бесчисленными историями (об них чуть позже), ведущий летопись Гексагона. Док, к которому вроде бы даже испытываешь какое-то сочувствие, но все равно постоянно ловишь себя на мысли дать ему в морду. Гадюка и Дрозд, которые вроде бы на страницах-то появились пару раз всего... Но их история меня тоже очень впечатлила. Конечно же сокамерники Лиса: Смола и Желтый. Автор смог показать разницу в их характерах, благодаря чему оба персонажа имеют цельные образы, а не смешиваются в одного. Единственный персонаж, который меня откровенно бесил, это Комбриг. На мой взгляд, в этой истории он смотрится очень инородно, будто бы пришел из совсем другой книги. Комбриг в этой книге для меня остался самым неудачным персонажем, вызывающим в основном раздражение, хотя его поступок в финале все-таки немного поменял мое к нему отношение.

В общем, герои, самые обычные люди, удались Дмитрию лучше всего. Именно ради них я читаю его книги, ибо почти всегда я могу найти в персонажах что-то особенное и важное. И «Крысы Гексагона» – тому прекрасный пример.

Перейдем к тем самым историям Армена. Ох, сколько всего я про них начитался в других отзывах... Дескать, и повествование они ломают, и вставлены только ради большего объема и вообще фу-фу-фу. Давайте разбираться. В первую очередь, вспомним, что подобные «лирические отступления» – фишка романов Дмитрия. Во всех его книгах есть линия, идущая параллельно основному сюжету и рассказывающая связанную с ним историю. В «Крысах Гексагона» этой линией стал пересказ мифов Древней Греции. Они очень здорово перекликаются с историей Лиса & Co: мне вообще казалось, что через них сам автор высказывает своё отношение к происходящему в Гексагоне, этакий выход за четвертую стену. Опять же этим можно объяснить наличие в них большого количества отсылок к современной поп-культуре. Безусловно, есть моменты, где мифы вставлены не очень удачно, но это буквально один-два раза за книгу. Поэтому я искренне не понимаю претензий по поводу их наличия в романе. На мой взгляд, они прекрасно дополняют историю, позволяют провести определенные параллели и послушать мнение автора касательно всего происходящего.

Тем не менее, не могу сказать, что книга совсем без недостатков. Во-первых, бросается в глаза то, что роман явно писался в спешке, ибо текст зачастую очень неровный. Некоторые куски читать было очень сложно, терялась основная мысль, страдали диалоги. Понятно, что всё это поправимо при хорошей редактуре. Тем не менее, не обратить на это внимание я не могу. Во-вторых, и тут я согласен с другими отзывами, есть моменты очень странного поведения персонажей, напрочь лишенное логики, а ближе к концу встречались и откровенные рояли в кустах, вернее, в «Джунглях». И последнее – больше пожелание, нежели минус – для меня в романе было маловато Васи. Хотелось больше сцен от ее лица, посмотреть на ее взаимоотношения не только с Лисом, но и, допустим, со своими сокамерниками, почитать ее размышления. Особенно это касается финала – там прямо напрашивалась сцена от ее лица. В итоге получается, вроде как она один из главных героев, но внимания ей автор уделил сильно меньше, чем Лису.

Ну и напоследок хочется поговорить о самом сильном месте книги – её финале. «Крыс Гексагона» стоит читать хотя бы ради него. Если честно, то я до последнего думал, что вот сейчас всё закончится хэппи-эндом, «плохих людей с автоматами всех убьют» и вообще все будут жить долго и счастливо. Но... Дмитрий сделал финал честным. Честным по отношению к героям, читателям и самой истории. Сейчас, спустя почти две недели после прочтения, я понимаю, что иначе такая книга закончится и не могла. Очень порадовало, что Дмитрий показал, чем в итоге закончилась история каждого, даже самого эпизодического, персонажа. Благодаря этому финалу, я готов простить роману абсолютно все недостатки, ибо получил в итоге кратно больше впечатлений, чем потерял.

Что хочу сказать в итоге? Это очень сильный и цельный роман, где автор делает акцент именно на персонажах и их отношениях. Произведение однозначно рекомендую тем, кому, как и мне, в книге важны именно герои. А уж они у Дмитрия получились просто замечательно. Для меня же «Крысы Гексагона» точно станут одной из лучших прочитанных книг этого года и совершенно особенной работой в творчестве Дмитрия Манасыпова, которую я наверняка ещё захочу перечитать. Желаю Дмитрию всяческих успехов в творчестве и хочу сказать спасибо за прекрасную историю!

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Тамара Крюкова «Костя+Ника»

Valem, 7 сентября 2020 г. 06:43

Собрался я тут, значит, перечитать одну из своих любимых книг – повесть Тамары Крюковой «Костя+Ника» и теперь делюсь своими впечатлениями после шестого прочитанного раза.

С творчеством Тамары я познакомился лет пять назад, когда на День Рождения мне подарили её книгу «Кубок чародея». А через год я случайно наткнулся на эту повесть. Сказать, что она меня поразила – ничего не сказать. Книгу я перечитывал не один раз, и вот сегодня сделал это снова.

«Костя+Ника» — это книга о людях. О подростковой любви. Об отношении детей и родителей. О красоте – внешней и внутренней. О надежде и разочаровании, верности и предательстве, боли и истинном счастье.

Сюжет разворачивается вокруг обычного мальчика Кости, который случайно знакомится с девочкой Никой. Их отношения с самого начала складываются не лучшим образом, и им обоим придётся приложить немало усилий для того, чтобы понять друг друга.

В книге в равной степени описываются мысли, переживания, страхи и сомнения обоих героев. Когда читаешь её, понимаешь, как непросто, порой, им ладить и находить общий язык. Видишь, как они методом проб и ошибок учатся понимать и чувствовать друг друга. Они постепенно понимают силу одного слова: «Словом можно убить, словом можно спасти…» — пишет Вадим Шефнер в своём стихотворении. Именно так и происходит в произведении: одним неосторожным словом, брошенным в пылу обиды, можно нанести человеку тяжёлейшую рану, после которой он не захочет жить. Но одним нужным, сказанным от чистого сердца словом можно заставить человека, давно потерявшего смысл жизни, снова жить и улыбаться.

Вообще все герои повести показаны обычными людьми. Здесь нет только хороших и только плохих персонажей. Все они совершают ошибки. Но разница между ними в том, что кто-то раскаивается и пытается всё исправить, а кому-то нет дела до того, что он сделал другому больно. Тем не менее даже таким героям можно сопереживать, и это замечательно, ведь в каждом человеке есть хоть что-то хорошее.

Тема подростковой любви в книге раскрыта великолепно. В произведении показан весь непростой путь главных героев от взаимной неприязни до настоящей и чистой любви. Для них главное – искренность друг с другом, готовность помочь, защитить и просто доставить малейшую радость. И как итог: в самый важный момент им даже не нужны были слова, чтобы выразить свои чувства – они и так друг друга поняли. В противопоставление же им показана пошлость и неискренность отношений Веры, построенных на лжи и предательстве. Ей не нужны искренность и любовь – зачем? Любовь у неё только на словах, а единственным смыслом отношений является секс.

И оказывается, что внешняя красота Веры ничего не стоит, ведь внутри она – пустышка. Зато невзрачная на первый взгляд Ника обладает той самой внутренней душевной красотой, видя которую, забываешь про все внешние недостатки.

Ещё герои книги сталкиваются с непониманием и даже равнодушием родителей. Те пытаются оградить своего ребёнка от «вредного» общения, решают, что для него лучше, при этом не замечая, что делают ему больно. И опять через тернии дети и родители пытаются наладить отношения, договориться. Им это тоже удаётся далеко не сразу, ведь и тем, и другим кажется, что они делают всё правильно, и проблема вовсе не в них.

Что могу сказать в итоге? Эта книга – именно то, что нужно прочитать всем детям и подросткам. Ведь многие из них совершают те же ошибки и наступаю на те же грабли, что и герои повести Тамары. Поэтому заметив это в них, детям будет проще найти и исправить те же проблемы в себе. Книга поможет осознать, что настоящая любовь не даётся просто так. Нужно научиться быть честным и искренним со своей второй половинкой, всегда стараться сделать что-то, чтобы ему или ей было приятно, уметь найти нужные слова поддержки и стараться не ранить грубостью. И лишь тогда возможна та самая НАСТОЯЩАЯ любовь.

Но не только детям, но и взрослым она будет полезна. Ведь многие из них часто не замечают, как пытаясь сделать ребёнку лучше, причиняют им боль. Не замечают, что ребёнку не хватает внимания и общения с ними. Пытаются вмешиваться в их жизнь, разрушая хрупкие нити дружбы и любви. И ведь не все они понимают, чем это может кончится. Пускай вашим детям никогда не пришлось пережить того, что выпало на долю Ники.

И пару слов об экранизации этой книги: фильм называется «Костяника. Время лета». В целом он получился хорошим. Но, во-первых, была испорчена финальная сцена: слишком много ненужных слов, из-за которых теряется та самая магия, когда всё понятно без слов. А во-вторых, актёры слишком взрослые. Ну не выглядят они на пятнадцать лет – минимум восемнадцать, а то и больше. Но в принципе посмотреть его можно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Борис Васильев «Век необычайный»

Valem, 23 августа 2020 г. 00:04

«Век необычайный», называется книга, и название как нельзя точно передаёт её содержание. Эта книга – срез истории нашей страны, периода под названием Советский союз. И одновременно с этим это рассказ о собственной жизни автора в это непростое время.

Вся книга очень неспешная, с большим количеством отступлений и отвлеченных размышлений. Васильев прожил в Советском союзе почти всю жизнь и имеет свой взгляд на многие вещи. И, читая об этом, сам задумываешься о том, что правильно, а что нет. Где-то соглашаешься с автором, а где-то пытаешься поспорить. Но одно могу сказать точно: к мнению Васильева я готов прислушаться, потому что он все, о чем говорит, испытал на собственной шкуре. Голод, репрессии, война, окружение и выход к своим, фильтрационные лагеря... И «Дело врачей» с последующими гонениями на евреев, коснувшиеся его самым прямым образом. И вот его позицию я ставлю намного выше, чем мнение людей, заставших лишь последние 10-15 лет советской власти и не прошедшие всего того, через что прошёл он.

Кроме того, он рассказывает о своей семье, её истории, большая часть книги посвящена его родителям. Рассказывает о начале творческого пути, о первых взлетах и падениях. И о тех хороших людях, что встретились на его пути и помогли ему в тот или иной момент. Рассказывает о своей долгой и богатой на самые разные события жизни.

На самом деле, в этих четырех абзацах я не передал и десятой части того, что есть в этой небольшой, но такой значимой для меня книге. Это вообще сложно передать – нужно просто взять и прочитать, ибо «Век необычайный» достоин этого. И, я уверен, что, прочитав его, вы не останетесь равнодушным.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Василь Быков «Сотников»

Valem, 23 августа 2020 г. 00:01

Как верно заметила моя мама, Быков в своих произведениях показывает в основном не героические подвиги, а военные будни самого обычного человека. Рассказывает, казалось бы, об абсолютно рядовых на войне ситуациях. Но не будь этих ситуаций — не было бы и победы. И поэтому, на мой взгляд, в произведениях о войне нужно рассказывать не только про большие подвиги, но про повседневную жизнь обычного русского солдата.

И повесть «Сотников» как раз об этом. Да и название в данном случае весьма символичное: таких людей как Сотников ведь действительно были сотни, тысячи и сотни тысяч. Хотя после прочтения у меня были мысли, что повести лучше подошло какое-то другое название.

В общем, «Сотникова» я прочитал с большим интересом. Особенно мне запомнился финал: такой, казалось бы, простой, но при этом страшный своей «жизненностью». Очень рекомендую прочитать и уверяю, что равнодушным повесть вас не оставит.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Владислав Крапивин «Рейс "Ориона"»

Valem, 22 августа 2020 г. 23:59

Как же приятно спустя столько лет вернуться к любимому автору детства. И не просто вернуться, а прочитать самую первую опубликованную его книгу — сборник рассказов «Рейс «Ориона».

Больше всего запомнился рассказ «Костёр», а также четыре рассказа из цикла «Почему такое имя?». Но и остальные работы Крапивина порадовали — все же не зря его классиком советской детской литературы считают.

Оценка: 8
⇑ Наверх