fantlab ru

Все отзывы посетителя Kollaps

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Карлос Руис Сафон «Тень ветра»

Kollaps, 15 мая 19:46

Самое смешное и парадоксальное заключается в том, что практически любое современное произведение, которое нужно продать, включает в себя короткие отзывы. И можно, право слово, потеряться среди misterious, great, uncomparable и т.д. И думаешь: действительно значительное произведение? Или, может быть, реклама?

Сама «Тень ветра» имеет довольно незатейливый сюжет, это — рассказ в рассказе, где главный герой распутывает жизнь важного второстепенного персонажа, чтобы понять самого себя. Чем-то напоминает латиномериканский/нетфликсовский сериал, где от латиноамериканского — сериал, а от netflix — кусочек мистической атмосферы.

Сам сюжет связан с книгохранилищем и тут хочется сказать, что слизанное у Умберто Эко (к которому мы еще возвратимся) хранилище книг уже было. Да, немного по-другому представлено хранилище, но все же это не совсем оригинальный ход. Как здорово у Эко представлена библиотека и как, все-таки, игрушечно представлено «Кладбище книг» в «Тени ветра». Библиотека у Эко — это святилище и книга — это то, чему человек обязан многим. У Эко она и источник света и одновременно, может ослепить. Но тут — книга — скорее средство для завязки детективной истории.

Прекрасные конечно, любовные приключения, пронизывающие роман, но, массаракш, зачем они здесь? Неужели автор, воображая себя Энгром смог сделать так, чтобы похождения героев были художественными? Наверное, все же нет. Сам роман очень детский по структуре и содержанию и, наверное, чтобы добавить перца, автор счел нужным вплести в роман некоторое количество любовных сцен.

«И тут, как будто ожогом рот», так это не отсюда, Барселона, как говорится в аннотации — она в романе явит вам свое великолепие. И где эта Барселона? Описание мягко говоря, так себе. Если роман выдающийся, то вся его ткань должна дышать этим замечательным испанским городом. Если вы пишете роман о городе, то может для того, чтобы попробовать понять, как такой роман строится надо было почитать что-то еще? Например, «Собор Парижской Богоматери»... Не нашел я Барселоны в романе «Тень ветра», может, плохо искал? Но перечитав, к примеру, всего 1,5 страницы «Собора» — когда Квазимодо звонил в колокола, и впечатление от 1,5 страниц было более грандиозным чем от 500-страничного (бедная бумага) романа... Сама архитектура жива в «Соборе» и ее нет в «Тени ветра». Если что, в Барселоне я был и Гауди видел. И не только Гауди...

У Умберто Эко похищен также образ Хорхе, но если у выдающегося итальянца этот образ действительно несет разрушение, то здесь зло (какая прелесть) перевоспитыватся и у него есть свои причины творить пакости...

В общем, «мексиканский сериал», надо отдать должное, захватывающий, как шоколадные конфеты или, скорее чипсы, (пока не съешь — не остановишся) справляется с задачей развлечь читателся. Что-то большее? Наверное, нет. «Культурное явление современной прозы», как написано в аннотации? Ээээ... тоже нет.

Да, самое главное — юмора тоже нет. Вообще.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Евгений Водолазкин «Лавр»

Kollaps, 5 мая 2021 г. 21:09

Никак не мог понять, что смущает меня в данном опусе. Потом понял — это эпигонство по отношению к «Имени розы» Умберто Эко. По сути в данном творении нет ощущения живого огня. Алексею Николаевичу Толстому в своем романе удалось передать эпоху и образы Петра Первого. Пушкин и Мусоргский гениально воссоздали Бориса Годунова. В «Лавре» нет живого начала.

Оценка: 1
⇑ Наверх