fantlab ru

Все отзывы посетителя Crusnik02

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ричард Морган «Хладные легионы»

Crusnik02, 24 декабря 2022 г. 03:46

Вторая часть, часть power-up'ов и роялей. Особенно много того и другого досталось главному извращенцу всея цикла Рингилу.

Чудесное овладение аспектной бурей и прочими колдовскими техниками. Фантастическое выздоровление от чумы. Необъяснимая лояльность различных иномирских тварей. Местные божества в роли «крыши» и всякое такое прочее. Мне бы очень хотелось, чтобы все вышеперечисленное было лишь плодом больного воображения ГГ, постепенно теряющего рассудок из-за времени, проведенном в Сером мире. Потому как расклад крайне нечестный. Ведь остальные два глав героя продолжают выгребать исключительно на своем опыте и обычных физических возможностях.

Продолжение темы двенд выглядит странным сюжетным ходом. Враг без внятной мотивации, непонятно к чему стремящийся, зачем-то прицепившийся именно к этому миру, хотя в первой книге говорится что этих самых миров у двенд завались. Готовый раз за разом проливать кровь за мир, в котором даже не может жить, из-за солнечного света. Они как те злодеи из диснеевских мультиков, которые после провала внеочередного «коварного плана», сразу начинают строить следующий, не менее коварный.

Персонаж, который неизменно меня радовал своим присутствием — Анашарал. Кто бы мог подумать что эта груда металла окажется таким знатным троллем. Читать как он стебет «кожаных» одно удовольствие. Надеюсь на его более плотное общение с Рингилом в третьей книге.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ричард Морган «Сталь остаётся»

Crusnik02, 18 декабря 2022 г. 21:21

Это было мое первое тёмное фэнтези и я, честно говоря, не понял, почему оно тёмное, а тот же «Ведьмак» Сапковского — героическое. Как по мне, атмосфера в обоих циклах примерно одинакова по мрачности, а той же чернухи в Ведьмаке даже больше. К слову, первые пару-тройку глав книги меня не покидало стойкое ощущение, что я читаю фанфик по Ведьмаку. Кто знает, может автор и планировал его в начале, а потом так разошелся, что сваял аж собственный мир.

Сюжет очень напоминает мешанину из других вселенных. В Благодарностях, в конце книги, автор упоминает произведения, которые на него повлияли. Туда я бы добавил еще несколько. Ведьмака я уже упоминал. Его «духа» здесь очень много. А еще здесь ощущается присутствие «Ночных странников» Линн Флевелинг и «Американских богов» Нила Геймана. Кстати о богах, надеюсь Таковач персонаж не на одну книгу и появится дальше по сюжету.

Многие нежные фиалки в комментариях сетовали на неприглядные подробности в постельных сценах. Мол, как так можно? Где наши ромашки и розовые пони? Во многом опираясь на эти «фе», я долгое время откладывал эту трилогию в дальний ящик. Но вот, прочитав первую книгу упорно не понимаю в чем претензии. Вероятно в том, что автор цикла не женщина с присущим ей романтизмом и мозгоё.... эээ самокопанием, а мужик знакомый, с так сказать процессом. Поэтому в эротических сценах много не обремененного чувствами

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перепихона
и мало романтики.

Эпилог мне не понравился, ибо автор налил туда пару ведер пафоса и щедро присыпал все это дешевой мелодрамой. Рингил по сюжету наемник, убивающий как людей, так и разных тварей. При чем последних в больших количествах. А тут замочил нескольких двенд, увидел десяток живых головушек на пеньках и сразу побежал занимать очередь к психотерапевту. И это тот самый Рингил, которые в первых главах радостно мочил трупоклещей на кладбище.

Впрочем, несмотря на некоторые минусы, читать было все равно интересно.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Робин Хобб «Меч её отца»

Crusnik02, 25 ноября 2022 г. 01:34

Ну кстати, относительно сносный рассказ на фоне остальных ее рассказов и повестей по этому циклу. Единственное что, я не понял концовку.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она его убивать пошла или стеречь?

Оценка: 7
– [  -4  ] +

Робин Хобб «Blue Boots»

Crusnik02, 7 января 2022 г. 03:26

Милая и наивная сказочка, которая совсем не в духе Хобб.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Робин Хобб «Cat's Meat»

Crusnik02, 6 января 2022 г. 07:41

Очень недурственный рассказ. Тут есть и неплохо проработанные персонажи и жизненная трагедия и накал страстей. Сюжет простой, но хорошо прописанный. Однако все портит слитый конец. Создается впечатление что Хобб планировала написать длинный рассказ, но в какой-то момент передумала. Поэтому и заговор против Розмари и убийство Меддали выглядят как-то нелепо. Честно, я бы почитал лучше как Розмари и ее непутевый муженек пытаются наладить совместный быт. Ну и конечно кот. Его тут вроде и не мало, но его размышления слишком сложны и не так шикарны, как, например, диалоги Фитца и Фанела из «Саги о Шуте и Убийце».

Оценка: 6
– [  1  ] +

Робин Хобб «Words Like Coins»

Crusnik02, 6 января 2022 г. 01:54

Книги у Хобб интересные, но вот рассказы крайне слабые. Сложновато ей без использования многабукав.

Небольшая история про пикси и колдунью недоучку.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Робин Хобб «Судьба убийцы»

Crusnik02, 15 ноября 2021 г. 21:04

«Шут произнес серьезно и торжественно:

– Это наша последняя охота, старый волчара. И, как всегда, мы идем охотиться вместе.»

Воистину это была их последняя охота. Всю книгу нас подводили к мысли о том, что герои свое уже отжили. И вот наконец-то долгожданный конец.

Я не очень доволен таким завершением цикла, хоть завершился он вполне ожидаемо. Предпочитаю открытые концовки.

Почему открытые? Ну потому что во-первых, открытый конец, с живыми главными героями, предполагает его когда-либо возможное продолжение. Этакая легкая надежда для читателя и осознание того, что история полюбившихся героев продолжается где-то там, за кадром. Во-вторых к Саге о Видящих можно легко написать несколько приквелов, типа детства Шута и событий сюжета его глазами. Лично я бы очень хотел об этом почитать. Когда персонаж жив, это одно дело, а вот когда он мертв... это по сути издевательство над трупом и читателями. Многие писали что Хобб устала от своих героев. Может быть, но очень часто бывает такое, что спустя время автор сам бы не прочь написать продолжение, но увы, он уже отрезал себе такую возможность.

Би с самого первого появления не вызывала у меня теплых чувств, а под конец и вовсе начала раздражать. Абсолютно эгоистичная, зацикленная на себе и своих потребностях личность. Она не заслужила всех тех жизней, которые были отданы за нее. А за то, как она изводила Шута, гореть ей в аду.

Протянувшаяся через весь цикл дружба Фитца и Шута оставила неоднозначное впечатление. Такое ощущение что автор очень хотел вырулить ее куда-нибудь, но то ли постеснялся, то ли так и не решил куда же именно. Из-за этого осталось чувство недосказанности.

Концовка порадовала своей лаконичностью. В кои-то веки она не представляла из себя нагромождение фактов, которые произошли в течении 5-10 лет, после описываемых в книге событий.

В самой Саге осталось множество не раскрытых моментов, на которые, по хорошему, нужно было дать ответы. Сюда входит и Пеструха, или то, что она собой представляет. Никто не убедит меня, что это обыкновенная птица. Безусловно, семейство врановых отличается исключительной сообразительностью, в сравнении с другими видами, но это отнюдь не поднимает их интеллект на уровень человеческого. Пеструха же, без всякой связи через Уит, понимает Фитца с полуслова. Также очень мало информации о расе Белых и всего с ними связанного. Незаслужено слита интереснейшая сюжетная ветка о Клерресе и его истории. Я уже писал о том, что ее замечательно можно было раскрыть в книгах о детстве Шута. Верхушке Клерреса, Четырем, внимания уделено меньше, чем Пеструхе. А ведь их личности гораздо интереснее всей этой массовки типа Ланта, Пера и Спарк.

P.S. Спустя сутки после прочтения мне пришла в голову мысль, что Хобб, если бы захотела, вполне могла продолжить основной цикл с главными героями. Ведь в отличие от Шрюда и Чейда, тела которых умерли естественной смертью и они оказались в реке Скилла будучи бесплотными, Верити, Фитц и Шут растворились в камне полностью, вместе с физическими телами. Им вообще-то никто не мешает из этого камня взять когда-нибудь и выйти. Конечно, это будет тот еще паршивый рояль, но для романов Хобб это вполне обыденное явление.

И вот 5 возможных причин для возвращения Фитца и Шута в этот мир:

1. В нынешнем будущем, которое наступило во вселенной Элдерлингов, нет Изменяющего, который бы направил мир по лучшему пути. Все мы помним, что Белым Пророком нынешнего времени стала Би. Однако она убила свою Изменяющую Двалию. Новый Белый Пророк вряд-ли так скоро придет в этот мир. А значит вполне логично что должна вернуться предыдущая пара Пророк/Изменяющий, чтобы мир не успел скатиться в бездну.

2. В пророчествах Шута и Би то и дело упоминается Волк с Запада. В одном фрагменте, взятом из дневника Би, этот Волк должен спуститься с гор и всех спасти. Вот этот фрагмент:

— «Я снова наткнулся на описание Человека-Бабочки. И на историю о том, как Волк с Запада спустится с гор и всех спасет» («Странствия Шута», гл. 31).

По итогу мы знаем что этим Волком с Запада стали Фитц, Шут и Ночной волк, объединившись в каменной фигуре. Однако в конце цикла Волк только пробудился, а не спустился с гор и уж тем более никого не спас. Значит это должны быть будущие события.

3. На предыдущий пункт можно легко возразить, что мол речь то шла о Волке в виде каменной фигуры, а совсем не о Фитце с Шутом. Но будем честны, какой спрос ждет новую Сагу без двух главных героев, которые были с читателем на протяжении 9-ти книг (а Шут так и вовсе 12-ти)? Очевидно что за весь Цикл никого столь значимого на замену им и близко не нарисовалось. Хобб попыталась было поставить на пьедестал Би, но попытка окончилась провалом.

4. Четвертая причина косвенно вытекает из третьей, после 9-й книги, мир Элдерлингов стал крайне скуден на наличие в нем ярких и интересных персонажей. Из двух последних Саг, я могу припомнить только Темару, которую можно причислить к таковым. Вместо того, чтобы быть «одной из», как в Саге о живых кораблях, она в одиночку тащила на себе весь сюжет Хранителей Дождевых чащоб. Кто, после 9-го тома приблизился к таким ярким второстепенным персонажам как Шрюд, Чейд, Верити, Баррич, Ночной волк? Может эта безликая и наспех слепленная массовка в виде Шун, Персивиранса, Ланта и Спарк? Не смешите меня.

5. Ну и наконец пятая причина, или вернее традиция. Традиция долго и упорно «насильничать» бесконечными камбеками успешные вселенные. Мир Элдерлингов без сомнения таковой является.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Робин Хобб «Странствия Шута»

Crusnik02, 12 ноября 2021 г. 06:04

Наконец-то начался движ и сюжет приобрел динамику. Эта книга сильней предыдущей, что несказанно радует. Однако в медовом полотне сюжета, то тут то там распиханы изрядные ложки дегтя.

Вот например Шут. Шут всегда отличался уравновешенным характером и продуманными шагами. Судя по намекам в цикле, возраст его приближается к сотне лет. Я понимаю, что пытки изрядно подкосили его психику, но психика это одно (приобретенную неуравновешенность ему можно простить), а мозги и интеллект совсем другое. С какой стати он так серьезно поглупел? Шут рвется отомстить своим мучителям будучи изрядно покалеченным и полностью слепым. И если его здоровье к моменту ухода Фитца уже более менее, то глаза по прежнему не видят. Как он собирается мстить врагам и помогать Фитцу? Ждет причитающегося ему рояля по сюжету? Он обыкновенная обуза, не могущая толком позаботиться о самом себе, не говоря уже о какой-либо помощи от него. Также совершенно непонятен его страх и нежелание чтобы кто-нибудь кроме Фитца узнал о том, что он не совсем человек. Это желание сохранить конфиденциальность еще было понятно когда он был здоров и ни в чем не нуждался, но в этой книге обстоятельства припирают его к стенке. Фитц предлагает чтобы группа скилла попыталась вернуть так необходимое ему зрение и что же Шут? «Нет, нет... я не могу.. они узнают что я не такой...» Что за бред, Шут? Да кому нафиг нужны твои особенности, чтобы их так охранять? Правящая верхушка Видящих вся состоит из особенных людей. У кого Скилл, у кого Уит, кто перестал стареть. Ты что, боишься что Чейд с Кетриккен тебя камнями закидают, что ли?

Наконец-то, благодаря последней трилогии, для меня стало ясно, что Фитц просто нытик по жизни. Нытье необходимо ему как воздух. Если нет повода для нытья, он его выдумает. Весь предыдущий цикл я верил что это не Фитц такой, это обстоятельства такие и вот наконец пришло осознание. Лучше поздно, чем никогда.

Еще в этой книге очень много последовательностей. Хобб вообще очень «последовательный» автор, то драконья кровь действует как отрава и приводит к смерти, то она чудесным образом укрепляет организм, исправляет в нем все повреждения. То белые могут проходить через камни силы (Прилкоп и Виндлайер), то не могут (Шут без скилла на пальцах). То между Фитцем и Шутом есть связь скилла без серебра на пальца Шута (в этой трилогии), то нет (в предыдущей трилогии). Бесконечно надоело это перевирание фактов в угоду сюжетной линии.

Я все еще хочу увидеть в цикле внутренние монологи Шута и события его глазами. Но это предпоследняя книга и надежды уже нет. А зря! Он более интересный и колоритный персонаж, чем Би. Из нее не вышло яркой сюжетной единицы, она как придаток к Фитцу и Шуту.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Робин Хобб «Убийца Шута»

Crusnik02, 9 ноября 2021 г. 22:46

Какая-то жутко ПМС'ная книга. После прочтения чувствуешь себя не воодушевленным, а больным.

Все персонажи этой книги постоянно испытывают нервозность и раздражение, которое перемежается вспышками ярости и хандры. Все зляться на всех, наставники на учеников, ученики на наставников, отцы на детей, дети на отцов, слуги на господ, господа на слуг, друзья друг на друга, а остальные на весь мир. Да и в целом, в книге царит атмосфера какого-то тотального уныния. Все что могло стать неправильным, стало таковым.

Такое впечатление что Фитц в душе сам не рад, ни размеренной благопристойной жизни, ни ролью отца семейства. Похоже, что несмотря на все заверения самому себе, наш бастард все же скучает по той жизни, которую он вел будучи королевским убийцей. Об этом красноречиво говорит и то, что после смерти Молли он оказывается совершенно не в курсе как ведется большинство дел в его поместье, все всегда решали Молли и управляющий. Спрашивается, что он вообще делает будучи в статусе хозяина имения? «Пишет мемуары» и «активно любит свою жену» (во всех смыслах). В одном из прошлых отзывов я уже писал о том, что все это стремление к спокойному существованию скорее всего не более, чем попытка быть таким как все, не выделяться из толпы. Как только наступает бытовое болото, так Фитц сразу же вспоминает и про самокопание, и про самоуничижение, и про неизведанные пучины меланхолии. И напротив, на очередном задании трона Видящих, в нем сразу просыпаются все его самые лучшие качества и он начинает жить по настоящему.

Эх Фитц, тебе надо было на Шуте жениться, а не вот это вот все. Лучшее, что могла для тебя сделать группа скилла, это сменить твою ориентацию Х)

Кстати, в этой книге Фицт весьма красноречиво по нем тоскует и жутко ревнует Шута буквально ко всему и всем. Напрашивается вполне закономерный вопрос, а был ли наш герой в первую очередь откровенен сам с собой в определении своего отношения к другу? Что-то его чувства явно выходят за рамки чисто дружеских.

Я немного не понял сюжетного куска вокруг Джофрон и писем ей от Шута. Шут писал ей предупреждая о том, чтобы она никому ничего не рассказывала о своем сыне. Это что, намек на то, что отношения между ней и Шутом зашли гораздо дальше дружественных и она от него забеременела? Порылся я в последней книге первой саги, чтобы освежить память о Шуте и его жизни в Джампи и вот что нашел:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шут озабоченно оглядел хижину и закрыл за нами дверь.

— Это первое место из всех, где я жил, которое было по-настоящему моим, — заметил он, и мы пошли прочь.

— Ты столько всего оставляешь, чтобы это было так, — неловко сказал я, думая о его инструментах, незаконченных куклах и даже о растениях в горшках у окна. Против собственной воли я чувствовал себя в ответе за это. Возможно, потому, что я был так рад, что мне не придется идти одному.

Он взглянул на меня и пожал плечами:

— Я беру с собой себя. Это все, что мне на самом деле нужно и что на самом деле принадлежит мне. — Он оглянулся на дверь, которую сам раскрашивал. — О прочем позаботится Джофрон. И о Кеттл тоже.

Я подумал, а не оставляет ли он здесь больше, чем я догадываюсь?

Последнее предложение выглядит интригующе. К тому же в нынешней книге, есть упоминание о внуке Джофрон, который «высокий, бледный парнишка лет пятнадцати, со светлыми волосами». Бледный, высокий... Ну да ладно. Может дальше по сюжету что-то проясниться.

Ну и концовка, это конечно полная феерия абсурда. Хобб плохо удается реализм и стратегия, поэтому вместо того, чтобы по замыслу автора испытать леденящий ужас от того, что сделали с Шутом, испытываешь только недоумение. Приехали значит такие Прилкоп с Шутом на свою родину и стали своими подвигами похваляться. За это в их честь устроили пир на весь мир...эээ Клеррес. Но пирушка затянулась, пирующие перебрали спиртного и решили своих героев замучить к чертовой бабушки, ибо нефиг хвастаться. Напихали им во все места ядов и отпустили в кругосветное путешествие... Так стоп, Шута ослепили в Клерресе, сам Клеррес лежит на юге и с основным материком никак не связан — их разделяет океан. Как ослепленный, искалеченный, без средств к существованию Шут, пересек этот океан? Ему нужно было проплыть на корабле не маленькое расстояние, потом плыть мимо Удачного, Калсиды, Пиратских островов и Шокса. Это многодневное недешевое путешествие, кто пустил на корабль слепого, нищего оборванца? Как он себя там обслуживал? Даже если он воспользовался камнями, то как он к ним добирался? Как понимал какую грань камня использовать? Р-е-а-л-и-з-м требуют наши сердца, реализм требуют наши глаза (с)? Да уж... Поддержу многих в том, что «Судьба шута», была более чем достойным окончанием. Нет, читать по прежнему интересно, просто градус повествования упал, а шкала бреда пошла вверх.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Робин Хобб «Кровь драконов»

Crusnik02, 3 ноября 2021 г. 07:54

Мне кажется что с количеством влюбленностей на баркасе Смоляном, явный перебор. Давайте посчитаем: Элис+Лефтрин, Сердрик+Карсон, Скелли+Алум, Дэвви+Лектер, Сильве+Харрикин, Хеннеси+Тилламон. Я уже молчу про любовный треугольник Темара+Таст+Рапскаль. И если в увлечение Сердрика Карсоном еще можно поверить (ну просто многое этому способствовало), то внезапные влюбленности остальных... Особенно добила последняя, между Хеннеси и Тилламон. В книге, у Хеннеси обозначена характеристика как «любитель женщин». И вот такой, значит, любитель женщин, который перевидал их явно не малое количество на своем веку, внезапно влюбляется в... «неотразимую» бородавчатую женщину клана Хупрус. Хобб, ты че, прикалываешься? Ладно бы их там пережитые тяготы сблизили как-то, но нет! Он просто влюбляется в нее с первого взгляда... Мдя.

Касаемо первого любовника Седрика (и бывшего мужа Элис, по совместительству). Я, конечно, ни разу не симпатизирую Гесту Финбоку, но будем честны, в начале саги это был сообразительный, предприимчивый и совсем не глупый молодой человек. А во что его превратили, в угоду сюжету, ближе к концовке? В жадного, манерного и недальновидного дурачка, которого ждала уже привычная, для всех «плохишей» цикла, участь (вспоминаем Кайла Хэвена). У нас тут что, сказка для маленьких детишек, где все персонажи делятся на исключительно добрых и исключительно злых? И все злые в конце истории неизбежно получают по заслугам? Я так и слышу за кадром голос, сопровождающий последнюю сцену с Гестом: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

А это эпическое выздоровление Тинтальи (ну и Фрона заодно)! В самой книге, ранее упоминалось что восстановление дракона с помощью серебра занимало несколько месяцев, ну а Тинталье, в угоду сюжета, пришлось ускоренными темпами за несколько секунд справляться. Цирк да и только. Ну и конечно же, вся из себя такая «добрейшая» драконица, находясь при смерти феерично исцеляет маленькое орущее существо. То, что этот поступок совершенно не свойственен личности Тинтальи, еще пол беды, но ведь это перечеркивает все то, что нам ранее рассказывали об изменении людей драконами. Изменения не происходят в течении пяти минут, они длятся месяцами и годами. Но Хобб уже почуяла концовку саги и ей глубоко пофиг что она противоречит самой себе.

Я бы зауважал автора, если бы она нашла в себе силы убить одного или даже двух положительных ОСНОВНЫХ персонажей. Например Сельдина. Тогда мы бы получили более близкую к реальности историю, а не приторную сказочку с концовкой в стиле «И жили они долго и счастливо».

Ну и в конце, ставшая уже стандартной для Хобб, розовая ваниль. Больные исцеляются, плохиши получают по заслугам, все воздерживающиеся радостно совокупляются, бобро как обычно победило зло, справедливость торжествует. Ничего не забыл?

Объективно — самая слабая сага из мира Элдерлингов.

p.s. Немного увлекательной арифметики от Хобб. В 5-й главе первой книги говорится о том, что драконицы вынашивают яйца 20 лет, цитирую:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Несколько драконов презрительно фыркнули, услышав такую глупость.

— Позвать Тинталью? Как будто она станет нам отвечать. Кало, почему ты не рассказал об этом раньше? — спросил Меркор.

— Они не сообщили мне ничего такого, чего мы не знаем сами. Зачем повторять? Это они отказываются признать очевидное. Тинталья не вернется. Ей незачем. Она нашла пару. Они вольны летать и охотиться, где хотят. Лет через двадцать, когда настанет время, она отложит яйца и вылупится новое поколение змеев. Мы ей больше не нужны. Она помогла нам выжить только потому, что мы были для нее последней надеждой. Теперь это не так. Если Тинталья нашла пару в то время, когда мы вышли из коконов, она, должно быть, презирает нас. Она знает, и мы знаем, что мы недостойны жить.

В Эпилоге «Новое поколение» Тинталья уже готовится отложить яйца. Я было сначала подумал, что прошло около 20-ти лет. Но оказывается нет, поскольку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А затем на вершине башни появились и другие Старшие: Рэйн, Малта.

Женщина прижимала к себе ребенка, которого спасла Тинталья, — и они тоже присоединили свои голоса к песне Сельдена:

— Сегодня! Сегодня!

При каждом повторении этого возгласа Малта высоко поднимала Фрона, и до Тинтальи долетал новообретенный смех малыша.

Фрон все еще «малыш» которого Малта «высоко поднимает» над собой (а значит он не особо вырос). Очевидно что прошло не больше года с основных событий. Ну и как это понимать Хобб?

Оценка: 7
– [  7  ] +

Робин Хобб «Город драконов»

Crusnik02, 30 октября 2021 г. 18:42

Это не книга, это гребанный океан воды, в котором плавают косяки роялей.

Зачем? Зачем по сотому разу нам пересказывают уже давно известные вещи? Про то, что такое быть утонувшим в воспоминаниях, про то, почему таким как Темара нельзя жениться и вынашивать детей, про то, какими раньше были драконы, про взаимоотношения Седрика с Гестом и про многое другое, уже давно известное и успевшее набить оскомину? Неужели есть такие, кто начал знакомство с сагой с третьей книги, а не с первой?

Больше всего меня удивляет тупость калсидийских вельмож. Герцог Калсиды взял в заложники их семьи и держит в страхе всю знать. Он уже одной ногой в могиле. У старика нет никого, кроме его дочери, которая сама его ненавидит. Вельможи как ошпареные гоняются за драконами, пока герцог по кусочкам пересылает им в качестве сувениров их семьи. Але! Да отравите вы его и дело с концом.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Робин Хобб «Драконья гавань»

Crusnik02, 26 октября 2021 г. 23:20

Ох уж это кино, вино и домино + всеобщее благоденствие в конце книги. Хобб верна своим традициям.

«Идут они лесами. Идут они горами. Идут они полями.» (с) Короче весь сюжет состоит из неспешного продвижения вперед, охоты и выясниловке отношений. В процессе сюжета, для приличия было убито парочку второстепенных персонажей, о которых никто не будет жалеть и одного злого дядю. Не люблю заведомо предсказуемые события, поскольку еще до того, как случилось эпическое возвращение Рапскаля, я уже знал что он жив. Не зря же о нем так часто вздыхали в сюжете. А вот история с разливом русла реки меня изрядно расстроила. Ну емае, огромный селевой поток сошел с горы, сметая все на своем пути, а погиб в итоге всего один человек. Вот сказка так сказка.

Кстати, насчет сказок. Тут автор видимо частенько ими вдохновлялся. Здесь вам и Ходячий замок Хаула (правда вместо него Ходячий баркас Лефтрина, но не суть) и Дюймовочка, которая отправляется в Цветочную страну и в конце у нее вырастают крылья... даже принц татуированный имеется. Все по канону.

Хобб очень деликатный писатель. В книге нет ни одной подробной постельной сцены между главными героями, зато есть подробнейшая сцена с выкидышем Джерд. Ах автор, как же ты щадишь наши чувства! Спасибо тебе...

Ну и в конце, все по классике. Добрые выживают, неудобные умирают, все сначала плачут от горя, потом от радости, влюбленные признаются друг другу в чувствах и т.д. и т.п. Ах да. Седрика в обязательном порядке нужно снабдить женской репродуктивной системой, в процессе его превращения в старшего, чтобы он мог нарожать Карсону кучу детишек. Иначе нещитово.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Робин Хобб «Хранитель драконов»

Crusnik02, 25 октября 2021 г. 23:05

По сути это продолжение Саги о Живых кораблях. Надо сказать достаточно слабенькое продолжение. Сюжет изрядно просел в динамике, а большинство персонажей скучны.

Элис, Гест и Седрик показались какими-то стереотипно-карикатурными. Никому из этой троицы совершенно не хочеться сопереживать. Читаешь про их тяготы и думаешь, вот сейчас проникнусь, а на следующей странице понимаешь, что они все это заслужили. Скорее всего Хобб насильно ввела их в сюжет, потому что нужно же было чем-то разбавить основную линию Темары/Драконов.

Лефтрин чем-то напоминает Трешена. Правда, в отличии от последнего, он крайне плохо прописан. Его характер непонятен, мотивация тоже. Как он выглядит, становится ясно только в конце первой книги и то, благодаря Седрику. Его «внезапная» влюбленность в Элис смотрится нелепо и притянуто за уши.

Вот Темара самый живой и интересный персонаж в этой книге. Ее история не для количества сюжетных линий — она основная. Когда начинаются главы с ней, в сюжет как-будто возвращается жизнь, в отличии от других персонажей, на историях которых автор отбывает повинность.

Ну и, собственно, сами драконы... В качестве морских змей они смотрелись куда более убедительнее.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Робин Хобб «Судьба шута»

Crusnik02, 7 октября 2021 г. 13:05

Примерно на две трети текста я решил что присоединюсь к партии противников конца третьей книги. Но ради Шута и главы «Обязательства», так уж и быть, не стану.

Начнем с того, что этой трилогии сильно не доставало. А не доставало ей альтернативной точки зрения, а именно мира глазами Шута. Почему все события мы видим через призму восприятия Фитца? Это Сага не только о нем, она о них двоих. Шута здесь много, но исключительно на заднем плане и исключительно глазами Фитца. А ведь Шут вытянул эту трилогию, и особенно ее конец! В итоге весь сюжет мы наблюдаем его «кастрированный» образ, такой, каким воспринимает его Фитц. Не знаю, изменится ли такое положение вещей в последней трилогии Саги о Видящих, но за эту крайне обидно. Тем более нам ясно дается понять, что Шут не человек или, во всяком случае, не совсем человек. Мир глазами Ночного волка Хобб вполне удалось воспроизвести, так почему Шут не удостоился такой чести?

Айсфир покоится в леднике острова Аслевджал. Он отчаянно хочет умереть, но тело не сдается и периодически дракон делает глубокий вдох. А чем он, простите, дышит, будучи заключенным в ледяной кокон?

Опять Хобб ввела в сюжет злодеистого злодея в лице Бледной женщины. Этот злодей в течении долгого времени мечтает замочить дракона. И что же он сделал для этого? Ну, прорыл маленький тоннельчик к его сердцу и попытался вбить ему осиновый колышек... Нет, серьезно, почему бы не прорыть тоннель к его заднице и не напихать ему в анус яда? Видимо Бледная женщина потратила все силы и фантазию на обустройство своих подземных аппартаментов.

Баррича ввели в сюжет с одной единственной целью, убить. Ну правда, кого-то же нужно убить для пущего трагизма. Тем более он мешал эпическому воссоединению главного героя с миссис красные юбки. И поэтому практически слепой и с негнущейся ногой Баррич, легко в одиночку преодолевает все препятствия зимнего скалолазания на острове Аслевджал, которые вызвали затруднения даже у подготовленной группы людей. И особо не задерживаясь в сюжете, быстро умирает. Обидно что Хобб вообще не стала с ним заморачиваться, несмотря на его весомую роль в первой Саге.

Сцена расставания Шута и Фитца на мой взгляд получилась гораздо более трагичной и эмоциональной, чем смерть Ночного волка и Баррича вместе взятых. Эта сцена стала просто жемчужиной всей трилогии и дала понять что Хобб может изображать отношения и переживания гораздо лучше, чем делает это постоянно.

Фитц всегда так стремился к спокойной и размеренной жизни в кругу семьи. Наивно считая что именно там он обретет покой и счастье. Но так и не смог осознать что по настоящему он жил только будучи на службе трона Видящих. В итоге в книге преподносится все так, что вроде бы все довольны и счастливы, но какая-то оскома от всего этого все равно остается.

С концовкой сюжета чуда тоже не произошло, она опять занимает около пяти-десяти последних страниц. Как будто Хобб пишет, пишет, а потом внезапно вспоминает что срочно нужно заканчивать книгу и начинается слив всего и вся.

Я уже проспойлерил себе что следующая Сага о Видящих будет спустя 9 лет, после событий этой книги. Фитцу будет на тот момент 48 лет. Видимо нас ждут увлекательные приключения превозмогающих пенсионеров (в средние века этот возраст считался пенсионным, да).

Оценка: 8
– [  4  ] +

Робин Хобб «Золотой шут»

Crusnik02, 4 октября 2021 г. 12:31

Сюжет развивается, страсти накаляются. Гомофобы этой книгой будут не довольны. Фитц походу тоже гомофобом оказался. Его реакция на признание Шута за гранью добра и зла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Я тебя люблю, — тихо проговорил он. — У моей любви нет границ. Никаких. Ты меня понимаешь?

— Боюсь, слишком хорошо, — ответил я, и у меня дрогнул голос. Затем я сделал глубокий вдох и с трудом произнес следующие слова: — Я никогда… ты меня понял? Я никогда не захочу делить с тобой постель. Никогда.

Блин Фитц, Шут тебя грязно домогался все это время или что, откуда такая истерика? Как можно вываливать все это на голову лучшего друга, с которым вы прошли огонь, воду и медные трубы?

Также очень непонятны отношения троицы Фитц/Баррич/Молли. У всех троих явно что-то по Фрейду. Фитц до сих пор убивается по своей первой влюбленности... спустя 15 лет. Это нормально вообще? Смахивает на какую-то болезненную зацикленность. Баррич убивается по Фитцу, да так что как только вспоминает его, сразу начинает рыдать. Тоже из разряда отклонений. Ну не может человек испытывать такие сильные переживания спустя 15 лет после смерти объекта скорби. В одной из сцен показано что Молли видимо тоже скорбит по Фитцу. С ее чисто потребительским к нему отношением при жизни, это вообще ни в какие ворота.

В целом этот том очень смахивает на Королевского убийцу, а сама Сага вероятно будет отражением Саги о Видящих по структуре, только с повзрослевшими (но не слишком поумневшими) героями.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Робин Хобб «Миссия шута»

Crusnik02, 2 октября 2021 г. 02:48

«Имя, которое дала мне мать, я отдаю тебе, ты можешь меня им называть, когда мы вдвоем. — Он снова вздохнул и снова отвернулся к огню, потом закрыл глаза, но его ухмылка стала еще шире. — Любимый. Она называла меня только так — Любимый.»

Когда он сказал об этом первый раз, я подумал что это очередная шутка. Однако стоит отдать должное родителям Шута, они оказались знатными троллями X)

«Фитц, ты знаешь, что я тебя люблю, не так ли?»

Интересно, поймет ли когда-то Фитц, что это не насмешки и не дружеская любовь, а самая что ни на есть суровая мужская? С такой зацикленностью Хобб на чувствах и переживаниях героев, она могла бы уже что ли развить эту линию. Да и Шут больше достоин любви, чем те однодневные бабы, которых автор постоянно подкидывает глав. герою.

Странно, что в такой сильной по замыслу сцене, как смерть Ночного волка, не ощущается особого трагизма. Как будто он умер не на поле боя, а спустя 10 лет у камина, от старости. Да и Фитц как-то подозрительно легко это перенес, несмотря на сильнейшую связь между ними. Как будто умер его домашний питомец. Погоревал чуток и будет.

Диалоги котэ и Фитца в этой книги просто бесподобны.

— Возьми кота.

— Я не хочу держать на коленях кота.

— Подержи кота. Тебе станет лучше.

— Не спорь. Возьми кота!

Мэм «Погладь кота» получил свое логическое продолжение )

Оценка: 8
– [  6  ] +

Робин Хобб «Корабль судьбы»

Crusnik02, 24 сентября 2021 г. 04:43

Неплохо, неплохо. На самом деле гораздо лучше, чем ожидалось. Вполне возможно что Сага о живых кораблях станет лучшей сагой в цикле про Мир Элдерлингов. Несмотря на многочисленные сюжетные рельсы и рояли в третьей книге, Хобб удалось вполне сносно закончить трилогию.

В отзыве ко второй книге я сам себе напророчил парочку моментов — рад что они сбылись. Несмотря на то, что я угадал кончину Короля пиратов, радугой меня таки не стошнило. Все же Хобб сделала работу над ошибками, после первого цикла, чему я весьма рад.

Только в третьей книге до меня наконец-то дошло кто же такая Янтарь.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За 15 лет Шут успел неплохо полинять, раз из белого стал золотым. Интересно, Фитц когда-нибудь встретиться со своей вырезанной деревянной копией на Совершенном?

Оценка: 8
– [  5  ] +

Робин Хобб «Безумный корабль»

Crusnik02, 9 мая 2021 г. 18:58

Сдается мне что все саги Хобб имеют схожий жизненный цикл: блистательное начало, динамичная середина, но уже с очевидными роялями и логическими провалами и печально слитый конец. Ох, чует моя ж*па, что Сагу о живых кораблях ожидает такая же участь.

Что хочеться сказать о второй книге. Во-первых, тайна, которая уже давно не тайна. Да, речь идет о змеях, драконах, живых кораблях и о том, что их связывает. Ну как так, что это перестало быть тайной задолго до конца второй книги? По идее, главный секрет всей трилогии должен был протянуться нитью через все три тома и только к концу третьего начать раскрываться. А что же в итоге? Честно говоря впервые вижу такое, когда читателям уже известен весь секрет, а сами герои книги еще ничего не знают. Ну не глупо? Это все равно что вначале детективной истории сказать читателю кто убийца, а потом заставить следить за тем, как персонажи будут долго и мучительно до этого доходить.

Во-вторых злодеи. И опять у Хобб самые злодеистые злодеи. Прям такие, чтоб аж зубы сводило от их злодейской ауры. Что Кайл Хэвен, который сатанеет не по дням, а по часам. Что сатрап, который своему поведению учился видимо у самого Регала. Ну сколько можно? Почему все злодеи настолько примитивны и тупы? Почему не придумать интересную волевую личность, со своими жизненными взглядами и принципами? Такую, чтоб читатель тоже мог ее понять, принять и даже восхититься? Одна надежда что Касго к концу трилогии пересмотрит свои взгляды на жизнь и изменится в лучшую сторону (но не так тупо, как это получилось у Регала).

История Кеннета кстати, ярко показывает как Хобб не привыкла делать интересных отрицательных персонажей. По идее, будущий Король пиратов (прости меня Луффи), должен быть этаким остроумным засранцем, который постоянно себе на уме, использует людей как средство, для достижение своих целей и так далее в таком же духе. В общем-то Хобб как раз и планировала именно такого персонажа. В итоге Кеннета кидает из крайности в крайность. То он засранец, то он романтик, то он уже пытается созидать и оставить после себя что-то хорошее, то он хочет отомстить Игроду за свою семью, то Уинтроу ему уже дороже его собственной шкуры и тому подобное. В итоге, как персонаж, Кеннет получился самым слабым и неестественным. Его цели смазаны, а мотивы неубедительны. Он не развивается, а вот уже вторую книгу топчется на одном месте. Не удивлюсь, если Хобб под конец сделает его этаким добряком, который умрет на коленях Уинтроу в окружении преданных ему людей. Долго же я буду блевать после этого радугой.

В третьих Драконица, Рейн и Мальта. Во тут просто логический звиздец. Почему, имея такую власть над людьми и их сознанием, Драконица изначально зацикливается на одном Рейне? Почему за столько времени она не пристала еще к сотне народу, чтоб ее наверняка раскопали? Возле того дерева кто только не сновал и кто только не лапал ствол. Рейн такой уникальный? Внезапно, но нет. Даже не принадлежащая к жителям Чащоб Малта, спокойно может общаться и понимать нужды Дракона... Ну и да, как оказалось легко освободить ее — просто раскрыть ворота. Так а почему Рейну было этого не сказать? Он же так хотел это сделать. Вообщем не смогла тут Хобб в логику и здравый смысл.

Пока что пара, которая меня неизменно радует, это Альтия и Брешен.

з.ы. Кстати, только в конце второй книги заметил очевидный сюжетный провал. При чем не просто провал, а провалище. Морские змеи ведь там не являются чем-то необычным. Это настолько обыденное явление, что все моряки к этому привыкли, особенно моряки с китобойных и невольничьих судов. И тем не менее, каждый раз при попытке убийства этих тварей, для всех становится полнейшей неожиданностью то, что у них есть яд и что их слизь разъедает даже обшивку корабля. Типа вот только сейчас их попытались убить, а до этого никто не разу не пробовал и про эти особенности не знал. Ну да, ну да. Если бы Хобб не облажалась тут с логикой, то о таких особенностях морских змей знал бы каждый моряк и их бы ни за что не трогали.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Робин Хобб «Волшебный корабль»

Crusnik02, 6 мая 2021 г. 16:10

Отличная, не проседающая в сюжетном плане книга, которая отличается гораздо большей динамичностью, нежели начало предыдущей трилогии. Надеюсь что планка поднятая в ней, продержится до конца третьей книги. И не случиться такого слива, как в Саге о видящих.

Пока что меня только немного смущает персонаж по имени Кеннит. Если бы Пираты карибского моря вышли на экраны раньше книги, я бы подумал что Хобб хотела как-то воплотить в ней образ Джека Воробья. Потому что все, что касается капитана «Мариэтты», напоминает историю по мотивам фильмов Гора Вербинского. Здешнему Джеку правда добавили толику серьезности, но результат все равно получился неубедительный. Создается впечатление что Хобб до конца книги не могла решить, делать ли Кеннета серьезным персонажем или комедийным.

Если вы успели соскучиться за Фитцем из Саги о видящих, то возрадуйтесь, ибо его заместителем в этой книге побудет персонаж под именем Уинтроу. Он вам вернет все то, что вы так любите: самокопание, самоуничижение и бесконечные душевные страдания.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Робин Хобб «The Willful Princess and the Piebald Prince»

Crusnik02, 23 марта 2021 г. 07:45

«Короче, все умерли» (с)

Сказ о том как женская глупость и лицемерие могут наворотить дел.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Робин Хобб «Странствия убийцы»

Crusnik02, 22 марта 2021 г. 11:17

Ах да. Забавный момент. Когда Фитц бегает по замку в поисках Регала, возле одной из дверей он слышит песню об арфе:

«Ночь была полна музыки. Регал и его гости веселились на празднике. На мгновение я прислушался к слабым звукам знакомой песни о двух сестрах, одна из которых утопила другую. Еще в этой песне рассказывалось об арфе, которая играла сама по себе, и менестреле, нашедшем женское тело и решившем сделать арфу из грудной кости убитой. Потом я выкинул это из головы и сосредоточился на делах.»

Так вот, такая песня существует в реальности. Это старинная норвежская баллада о двух сестрах, любви и ревности. Кому интересно, предлагаю послушать ее в исполнении норвежской группы Folque. Песня так и называет «Harpa» (Арфа).

«Довольно распространенная тема норвежских баллад — вражда двух сестер. Причем со смертельным исходом для одной из них («Cruel Sister», «The Two Sisters», «Sisters Binnory», возможно есть еще варианты). В песне рассказывается о том, как жили-были две сестры, которые были влюблены в одного рыцаря. Он, понятное дело, любил одну из них, дарил ей всякие подарки. Тогда та, которую он своим вниманием обошел, столкнула свою более удачливую сестрицу в воду, дабы рыцарь и все, что принадлежало сестре, досталось ей. На этом месте я заканчиваю повествование, потому что песня очень длинная. В следующих же куплетах, кои не нашли своего отражения в данном варианте, поется о том, что труп бедняжки выбросило на берег. Мимо шли два менестреля и ничего лучшего не придумали, как сделать из костей девушки арфу, а из волос струны. С арфой они пошли в близлежащий замок, где как раз справляла свадьбу ее злая сестрица. Как только менестрель коснулся струн, арфа запела сама, разоблачив убийцу.» (с)

Оценка: 6
– [  14  ] +

Робин Хобб «Странствия убийцы»

Crusnik02, 22 марта 2021 г. 11:14

Еще ни одна фэнтези книга меня так не злила. Все в ней через ж*пу, начиная от мотивов и заканчивая поступками героев. Особенно остро это начинает ощущаться к концу.

Хобб явно перегнула палку с внутренним миров глав героев. 95% книги не про стремительное развитии сюжета, чего логично было бы ожидать от своего рода заключительной части, а про рефлексию, стенания и самоедство. В итоге все стремительное развитие скомкали и впихнули в оставшиеся 5%, как-будто вбили его тебе в глотку и ты вполне закономерно подавился этим.

Все персонажи в этой книге бесконечно рефлексируют и страдают. А если какой-то персонаж не присоединяется к этому «безудержному веселью» и пытается создать какой-то движ, то Хобб быстро его сливает из сюжета.

Больше всех в этом преуспел конечно же Фитц, что выглядит крайне нелепо, ибо к такому поведению на самом деле нет особых предпосылок. Фитц изначально не был изнеженным принцем, которого зацеловывали в попку придворные. У него было достаточно суровое детство и юность, чтобы закалить его характер. Когда рефлексировал Серегил, в книгах Линн Флевелинг, я ему верил, ибо Серегила всячески холили и лелеяли до того момента, пока его не выслали из страны и его семья не отказалась от него. Тут же совершенно другая ситуация. У Фитца никогда не было друзей, кроме животных, никто над ним не трясся, ему всегда показывали что «его место возле параши» и сурово вбивали в него жизненный опыт, особо не интересуясь его желаниями. Как он умудрился вырасти такой нежной фиалкой?

А что Хобб сотворила с Верети? Она с самого начала беспощадно сливала этого персонажа и в третьей части просто добила. Верити изначально был показан жестким прагматиком и тем не менее как последний дурак, в разгар набегов он отправляется на поиски мифической легенды. Он последний кто должен был поверить в такую чушь! Вместо того, чтобы как главнокомандующий работать мозгами и взять управление страной в ежовые рукавицы, он работает Скиллом и гоняется за химерами.

Прибрежное государство не может ничего противопоставить пиратам? У него нет никакой защиты от нападения с моря? Да что это за государство такое? А как же арбалеты, катапульты всякие? Они вроде даже упоминаются в книге. Вместо того чтобы обучать армию и мастерить оружие, все внезапно зациклились на Скилле, как-будто это панацея от всего. Бедная Хобб, она наверное не в курсе что обычная катапульта, на постройку которой нужно совсем немного дерева, была бы способна гасить пиратские корабли снарядами или бочками с горючим. Блин, еще никогда я так остро не чувствовал что писатель женщина. В книге даже момент был, когда один крестьянин подплыл на лодке к красному кораблю и пожег его с помощью жира и факела. Крестьянин на лодке, бл*ть! Т.е. оборванец на лодке может уничтожить целый корабль, а регулярные войска нет! Рукалицо.

Баррич убежден что Фитц мертв. А тем временем король Регал объявляет на ВСЮ страну облаву на двух людей: рябого-человека и человека-волка. При этом в наличии ПОДРОБНЕЙШИЕ описания этих двоих (включая серьгу Чивэла). В следствии чего и менестрель и девка кукольника раскусывают Фитца сразу. Но Баррич, который периодически посещает город и бывает в тавернах, конечно же ничего не слышал о таком громком событии. Правдоподобно? Не то слово.

Честно, даже не хочеться продолжать возмущаться, ибо в книге столько всего абсурдного, что это бесполезно. Жаль персонажей, которыми распорядились так глупо.

Пы.сы.

Объясните мне, как хорек добрался до Регала в Тредфорде, с учетом своего скудного мозга (о чем прямо говориться в книге), когда группа Галлена, от Голубого озера, пошла прямиком в Мунсей, а оттуда в горы к каменоломням где все трое погибли? Хорек прятался в вещах Уилла. У хорька выросли крылья и прибавилось интеллекта? Ах Хобб, зачем логика, правда? Она только мешает.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Робин Хобб «Королевский убийца»

Crusnik02, 17 марта 2021 г. 03:42

Итак, прочитаны две первые книги. Могу сказать что цикл пока увлекает. Я конечно не слишком искушенный читатель, в плане фэнтезийных циклов, но тем не менее с некоторыми уже успел ознакомиться.

Первая книга сильно напоминала Тамирскую триаду Линн Флевелинг, вторая это уже больше похоже на похождения Ночных странников той же Флевелинг. У меня постоянно возникали ассоциации типа: Баррич=Микам+Валериус, Шут=Себранн, ну и так далее.

Единственное что немного напрягает, так это некоторые очевидные рояли и просто не совсем логичные поступки в угоду сюжета. Например Скилл Фитца, который просыпается именно когда надо (не, ну я понимаю, это нужно для сюжета иначе он бы давно помер, но все же). Вот та жена лорда с подавившейся костью собачкой, которая пришла на кухню именно в нужный момент. Типа у нее в комнате воды нет, ей по среди ночи для этого в кухню идти нужно? Да ладно? Ну и так далее.

Последняя сцена для меня вообще осталась не понятой. В чем был смысл Фитцу переселять свое сознание в тело волка? Насколько я понял, Чейд передал ему траву, которая привела его тело в такое состояние, которое очень сильно походило на реальную смерть. Так зачем сознание было переселять то? Эта трава не действует на сознание? Он не уснул бы, не впал в ступор? Так примешали бы к ней сильнодействующее снотворное и Фитц проспал бы несколько дней, но в своем теле. Ведь риск не вернуться в свое тело был куда большим. К чему были эти танцы с бубнами вокруг его сознания? Ну и Баррич молоток. С волком он значит общаться может посредством Уита, а с Фитцем нет? Ну, допустим поверим, хотя это как-то странно. Но почему он не передал через волка послание что Фитц должен найти и съесть тот травяной шарик, который он ему кинул в камеру? А если бы Фитц его не обнаружил? В его состоянии это было вполне реально. Короче рояль на рояле и роялем погоняет.

Верити тоже красавец. Постоянные набеги пиратов? Отец при смерти? Борьба за трон? К черту все! Оставляю управление государством на младшего брата, который хочет уничтожить меня и мою семью и отправляюсь на поиски мифических существ! Ну а чо?

Оценка: 8
⇑ Наверх