fantlab ru

Все отзывы посетителя Paganist

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  35  ] +

Иван Ефремов «Час Быка»

Paganist, 23 декабря 2013 г. 16:14

Честно говоря, по мере продвижения по страницам романа я всё больше воспринимал «Час быка» социальным или антропологическим научным трудом, нежели художественным произведением. Сюжет довольно прост и незамысловат, чтобы говорить об его динамике и «ветвистости». Также роман можно безмерно критиковать за несоответствие астрофизическим и технологическим реалиям, но это ли главное в книге?

Я увидел не Торманс, а нашу Землю, которая вот-вот дойдёт до такого же хаоса. Во всяком случае очень, очень многое из мира и общества планеты Ян-Ях до боли напоминает нашу земную действительность. Причём безотносительно от политического строя. Светлая вера Ефремова в возможность преодоления человеком замкнутого круга инферно кажется жутким диссонансом на фоне наших нравов, убеждений, ценностей, доброй сказкой, недостижимой утопией. Но я автору верю. Просто потому что его идеи точь-в-точь повторяют мои представления о будущем планеты. И если у двух людей взгляды по этому поводу сошлись, то есть вера в то, что есть и другие, думающие так же.

Можно бесконечно умничать и критиковать Ефремова за утопичность его Земли, но стоит ли осуждать человека (не мейнстримового писаку-графомана, а серьёзного учёного), искренне переживающего за человеческую судьбу и за судьбу планеты?

Оценка: 10
– [  31  ] +

Кир Булычев «Посёлок»

Paganist, 29 апреля 2021 г. 22:10

Очень благодарен Киру Булычёву за этот роман. За слёзы, которыми я, 40-летний дядька, заливался в концовке книги.

Современные авторы так не пишут. Обязательно нужен какой-то необычный сеттинг с героями-не-о-мира-сего, со странными событиями, чернухой, цинизмом и нарочитой натуральностью. Пытаются привлечь красивым фантиком, мегатоннами сисек и кишками выпотрошенных персонажей на кустах. Но ведь можно писать предельно ясно и без наворотов, как это сделал Булычёв. Впрочем, он особо никогда не славился многословностью и велеречивостью. Его краткий стиль, избавленный от налёта юмора, очень уместен для создания гнетущей атмосферы нарастающего отчаяния и слабой надежды, которой пронизан роман.

Современному читателю «Посёлок» покажется слишком наивным. Современный читатель воротит нос от хэппи-эндов. Ему подавай чётко прописанный мир без изъянов и чтоб ни на что не был похож. И чтоб автор-фантаст из своего времени точно предсказал технические возможности людей будущего. И чтоб навороты сюжетные были, а не вот эти эмоциональные сопли, которые нагнал Булычев. Но ведь, как ни крути, роман цепляет. Несмотря на сюжетные огрехи.

Будем откровенны: мы читаем книги не ради сюжета. А чтобы почувствовать себя живым человеком. Ради переживаний за героев, ради эмоций от побед и неудач персонажей. А ведь в «Посёлке» и сами герои, и их мотивация, и конфликты (как внутренние, так и внешние) прописаны замечательно. А достоверность не выходит за рамки, равно как и технические штуки и особенности выживания на дикой планете.

Для меня главной идеей романа стал посыл: только вместе, только объединившись человечество (пусть это даже его жалкая горстка потерпевших космокрушение на далёкой и неприветливой планете) способно преодолевать трудности и развиваться. У «Посёлка» не было бы шансов, если бы каждый думал прежде всего о своих выгодах и благах.

А ещё роман о здравом смысле. Показателен момент встречи Дика с землянами. Он бы мог поддаться дикому порыву и подстрелить Павлыша, но удержался. Значит, не зря прошли уроки Старого и прочих взрослых Посёлка. Совладав с эмоциями, он предотвратил катастрофу и фактически спас своих спутников и весь Посёлок.

Да, роман не идеален. Как не идеальна любая из книг мира. Но она полна жизни, мыслей. Это не графоманский ширпотреб. Считаю «Посёлок» magnum opus'ом Кира Булычёва. Ставлю роман в ряд лучших отечественных фантастических произведений.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Андрей Платонов «Котлован»

Paganist, 23 декабря 2019 г. 12:24

Эстетический восторг, который испытываешь при погружении в уникальный стиль повести, жутко контрастирует с чёрной безысходностью повествования. Платоновский самобытный слог рисует реальность до такой степени достоверности, что уже не верится в её настоящесть. «Котлован» предстаёт некоей притчей, мифом, карикатурой, антиутопией, при этом остаётся предельно реалистическим — и неизбывно горестным — произведением. Честно, не припомню более беспросветно серой, гнетущей, мрачной атмосферы в литературном произведении.

Безрадостная картина жизни. Строить котлованы и создавать колхозы. Радость по приказу. Нищета и голод. Рабочий — ничто. Человек — тело. Жертвы во имя светлого будущего. Только труд, труд, труд, иступляющий до бесчувствия и хруста в костях. Жизнь без мыслей, без эмоций — существование для пользы. Смерть как избавление. И умирающий ребёнок как символ гибнущего будущего, результат неверно выбранных методов построения счастья для народа. Страшная, жуткая книга. Пророческая. В каждой строчке невыносимая боль автора от того, во что превратили веру и надежду народа, как извратили мечту о новом, справедливом мире.

«Котлован»— одновременно сложная и простая для понимания книга. Но вне зависимости от восприятия — знаковая, вневременная.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Карел Чапек «Война с саламандрами»

Paganist, 31 января 2020 г. 11:34

«Войну с саламандрами» называют антиутопией. Мне сложно подобрать жанровую принадлежность для романа, ибо он выходит за рамки антиутопии, являясь более обширным и глубоким произведением. Если же говорить об антиутопии, то «Война с саламандрами» — уникальное явление. Не только для книг подобного типа, но и для литературы вообще.

Роман Чапека — тот вид сатиры, когда улыбка омрачена ужасающей реальностью шутки. Конечно, любому здравомыслящему читателю понятно, что совершенно нет разницы между саламандрами и людьми. Подставляем вместо этих земноводных условных негроидов (или представителей других якобы «отсталых» рас и народов) и убеждаемся, что различий нет: вопросы о том, разумны ли они, есть ли у них душа, правовые вопросы, связанные с ними, «подтягивание» их до уровня нормального цивилизованного человека и так далее. И разумеется, работорговля, использование их в качестве практически бесплатной рабочей силы, жестокие научные опыты над ними. А единичные их достижения в области наук — не более, чем экзотика, развлечение для богемы и СМИ.

Время написания совершенно не зависит от восприятия романа. Ибо многое из того, что описано в романе, имеет место и в наши дни. Например, если рассматривать саламандр как прообраз иммигрантов из стран третьего мира, наводнивших Европу и США. Конечно же, они будут бороться за свои права, ничего не имея против тех, кто их приютил. Аналогичным образом подходит под нынешние реалии засилье трансконтинентальных корпораций, которые ради собственной выгоды подминают интересы многих групп людей, в том числе и безопасность. Очень знакомо, когда под угрозой войны, правительства пытаются вилять хвостом, ссылаясь на экономическую целесообразность при оправдании преступных решений.

В наш век глобализации и размытых границ вопросы, поднятые в романе 84-летней давности, всё ещё актуальны. Перед нами не очередная умозрительная антиутопия о тоталитарном режиме и подавлении свободомыслия. Нет, «Война с саламандрами» — это война людей с самими собой. С болезнями и пороками общества и внутренними страстями, которые всё ещё не преодолело человечество в 21 веке. Поэтому открытый финал романа (вопреки занимательной беседе автора с самим собой касательно итога войны), как кажется, звучит вопросами для каждого читателя: куда мы идём? это то, к чему стремится человечество? ради этого мы живём?

Есть мнения, что роман пропагандирует национализм, фашизм, расизм и так далее. Напротив, автор предостерегает от этих и прочих «измов». Но как предостеречь, если молчать? Потому мы видим «измы» на страницах романа, ибо человечество тогда было больно этими заразами. И не вполне излечилось от них и сейчас.

Для меня «Война с саламандрами» — не только очередная книга из числа любимых мною антиутопий, а одно из наиболее грандиозных произведений о человеческой цивилизации.

Оценка: 10
– [  17  ] +

О. Генри «Дары волхвов»

Paganist, 17 апреля 2018 г. 00:17

Сочинять хорошие рассказы — искусство. Сложнее, чем сочинить роман. Когда у романиста в запасе 500 страниц на замысел, у рассказчика — от силы два десятка. И рассказ не должен быть скучным, банальным. Желательно, чтобы присутствовала интрига, динамика и по возможности мораль. Именно таким получились «Дары волхвов» О. Генри. Я бы назвал их образцовым рассказом.

Перечислять плюсы этого маленького шедевра — заключать его очарование в клетку избитых фраз, в то время как главное достоинство произведения кроется в невыразимых словами ощущениях. В любви, заботе, счастье, в мелких радостях и больших поступках. Лучше ещё раз перечитать рассказ, снова получить удовольствие и порадоваться за его героев.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Владимир Войнович «Москва 2042»

Paganist, 8 мая 2019 г. 17:29

Театр абсурда в лучшем своём проявлении. Это такой комплимент роману. В нём намешано много всего из разных жанров. Но без юмора эта громоздкая конструкция едва бы соединилась в органичный текст. Да, юмор автора порою слишком сортирный. Но что поделаешь, если «вторичный продукт» — одна из основ жизни всего Москорепа, страны победившего коммунизма. Как никак «вторичное — есть первичное».

Пожалуй, юмористический взгляд на коммунизм «Москвы 2042» — отличный метод рассмотреть противоречивость политического строя и общества, в котором вырос и достаточное время пожил автор. Многие аспекты жизни коммунян возведены до уровня бреда, абсурда, даже сюрреализма. Вождизм, лютая пропаганда, извечные поиски врагов, отсталая экономика и инертность народа — всё это автор писал, отталкиваясь от реалий своего времени. А то, что его творение оказалось в чём-то пророческим — побочный эффект. Думаю, задачи пророчествовать перед собой Войнович не ставил.

Книга понравилась. Не потому, что она антикоммунистическая и до сих пор не утратила актуальности, хотя и это тоже. Она самобытна, легко читается, не грузит, насыщена массой прелюбопытных мыслей. Честно говоря, в моей читательской практике ничего подобного не попадалось. Есть моменты, которые делают книгу сходной с другими. Но целостно она представляет оригинальное произведение с внушительным списком достоинств и единичными недостатками. Оценку поставлю, исходя из эмоций, а не разума — десятку.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Джордж Оруэлл «1984»

Paganist, 27 мая 2015 г. 19:05

Достаточно первых 10 страниц, чтобы понять титаническую мощь романа. Автор местами, разумеется, намеренно перегибает палку, сгущает краски. Его картина обыденной жизни в 1984 году генетически невыносима любому, для кого вышей ценностью являются свобода; и её (картину жизни) он описывает в мельчайших деталях, в мельчайших подробностях, из которых и строится грандиозный образ бездушной государственной машины.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А министерство любви, обнесённое колючей проволокой — вершина этого образа.

Тем не менее, на фоне серой безнадёги антиутопии автор волей-неволей заставляет проводить параллели с нашими реалиями и отвечать самому себе на множество вопросов: «что такое власть? что такое государство? чем и кем ты готов пожертвовать ради идеи?» и так далее. И наконец, гениальная (лежащая, впрочем, на поверхности) идея новояза. Язык, как известно, определяет сознание, определяет мышление. Стало быть, насадив новый «тоталитарный» язык, можно искоренить инакомыслие.

Книга после прочтения оставляет двоякие чувства. С одной стороны — торжество партии и трагическая, иступляющая безысходность для главного героя. С другой стороны, книга напоминает научный социологический (или политологический) труд: обзор эдакой экспериментальной, умозрительной модели общества с замечательными метафизическими вкраплениями, порождающими, повторюсь, немало полезных мыслей на тему «человек-общество», «человек-государство».

Честно говоря, не пожалел, что прочитал «1984». Это самая страшная книга из тех, с которыми мне довелось познакомиться, но она, как говорится, из разряда «обязательно к прочтению».

Оценка: 10
– [  15  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Paganist, 1 сентября 2011 г. 22:28

Последний раз был настолько возбуждён во время чтения книги лет 11 назад, когда в руки попался «Сильмариллион». «Пикник» — несомненный шедевр. Роман поглощает и не отпускает не столько развитием сюжета, мастерскими описаниями и всепроникающей атмосферой страшной и коварной Зоны, сколько огромным количеством материала для размышления, который остаётся после прочтения. Поражает патологическая смелость идей Стругацких и невообразимый реализм повествования — как будто братья сами побывали в Зоне, испытав на себе все «прелести» непредсказуемой территории Посещения.

Очень глубокомысленный, чрезвычайно сильный роман. Жаль, что нельзя поставить более 10.

Благодарю Братьев за потрясающе проведённое время!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Клиффорд Саймак «Смерть в доме»

Paganist, 1 декабря 2009 г. 11:01

По-моему, и комментировать не надо. Настолько всё просто, легко, непринуждённо, по-доброму. Ни единого лишнего слова. Я в восторге!

Как же это разнится с типичными голливудскими фильмами, где инопланетяне — коварные и кровожадные монстры, жаждущие поработить Землю, а люди тоже им под стать. А вот Саймак — утопист, но утопист добрый. Любит он всё живое: и людей, и животных, и инопланетян :smile:

Необычайно сильный заряд позитива передаётся со страниц рассказа!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Легендариум Средиземья»

Paganist, 22 декабря 2008 г. 02:11

По-моему, никто не создавал такого цельного и реального мира. И вряд ли создаст.

Согласен, многие миры могут быть интересней, совершенней, продуманней, проработанней, но... чего им всегда будет не хватать — той самой эпичности, которая делает вымышленный мир не иллюзией, а параллельной реальностью.

И если к произведениям Толкиена так часто возвращается великое множество писателей, читателей, критиков, других деятелей искусства, то, наверное, чего-то да стоят произведения старого профессора Оксфорда!

Этот мир Средиземья всегда живёт в душе. И к нему всегда возвращаешься. Как домой.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Paganist, 6 августа 2018 г. 15:05

Казалось бы, ничего особенного в этой сказочной повести нет. Говорящие животные? Сплошь и рядом! Технические чудеса типа домашнего солнца или трактора Мити? Почему бы и нет! Какой-то головокружительный сюжет? Нет же! В чём же секрет успеха «Дяди Фёдора, пса и кота»? Ох, вопрос не из лёгких.

Впервые книга попала ко мне в подростковом возрасте, то есть когда я уже не был целевой аудиторией повести. Но как же она мне понравилась! Она оказалась лучше популярного мультфильма «Трое из Простоквашино» — не последнего в ряду удачных детских мультфильмов. О существовании книги я даже не подозревал, но, прочитав, оценил по достоинству. Повторное знакомство случилось в зрелом возрасте. Решил скоротать вечер за чем-то непринуждённым и небольшим по объёму. И снова получил внушительную порцию удовольствия.

Думаю, секрет книги кроется в её атмосфере. Одним словом её не опишешь, но она какая-тот особенная. Сказочная, дурашливая, лёгкая и даже немного психоделическая. И она на время чтения по-настоящему погружает в детство. А это уже огромный плюс и несомненное достоинство для детской книги. Ибо настоящая детская литература обязана быть универсальной: увлекательной и для детей, и для взрослых.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Paganist, 15 августа 2016 г. 21:28

О, это великолепная поэма! Настоящая жемчужина эпического жанра!

Сложно писать отзыв на это произведение, минуя эмоции. «Песнь о Гайавате» повествует о легендарном индейском воине и мудреце, великом сыне племени оджибуэев. Его жизненный путь, как и положено эпическому герою, выдался тернистым — он знавал славу, великие победы, горечь утраты друзей, ему повстречалась великая любовь и разбило сердце трагическое расставание с любимой. Но он никогда не изменял себе — оставался честным, благородным, смелым. Гайавата — очень колоритный персонаж вне времени и места жительства. Он — пророк, наставник, духовный вождь. Кроме того, книга знакомит с бытом индейцев, в который органично вплетаются мифические мотивы.

Но для меня, неравнодушного в целом к индейской тематике, настоящим откровением поэмы стал язык. Лёгкий, волшебный, образный, полный бесконечной красоты. Думаю, Иван Бунин (его перевод считается лучшим на русский) сумел не только передать смысл и сюжет поэмы, но и воссоздать ту самую загадочную и манящую «индейскую» манеру, богатую сравнениями и иносказаниями.

Да, «Песнь о Гайавате» — это та самая классика, об упоминании которой многие современные читатели (особенно молодого поколения) презрительно морщатся. Я же получил несказанное, незамутнённое удовольствие от прочтения, нет — от погружения в поэму. Поэтому очень советую, ибо великое творение!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Павел Бажов «Каменный цветок»

Paganist, 26 ноября 2019 г. 11:54

Странно, что ни одного отзыва. А ведь сказ, пожалуй, один из лучших (а по оценкам на ФЛ и вовсе лучший) у Бажова. История, во-первых, интересная, во-вторых, цельная, в-третьих, многослойная. За основной сюжетной канвой показаны терзания настоящего творца, который лелеет мечту создать нечто выдающееся. Но не потому, что за это заплатят хорошо, а по велению души. В сказе здорово противопоставляются мастера-ремесленники и мастер-художник. Разумеется, лёгкой судьбы у художника быть не может, особенно ежели он человек «из народа».

Как кажется, Хозяйка медной горы — не только мифологическое создание, кочующее по уральским сказам. Это и некое воплощение творческого вдохновения. Неслучайно те, кто с ней сталкивался, теряли голову. В случае с мастеровыми людьми (такими, как герой «Каменного цветка» Данилушко) речь о неизбывной тоске, заглушить которую может лишь беспрецедентный акт творения, создание чего-то невероятного, чего никто ещё не делал.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Михаил Салтыков-Щедрин «История одного города»

Paganist, 8 ноября 2018 г. 18:18

О, это уникальная книга! Знаменитый сатирик предлагает читателю погрузиться в фантасмагорический, иногда совершенно абсурдный и даже сюрреалистический мир провинциального города с говорящим названием — Глупов. Что ж, погружение удалось. Нырнул с ожиданием чего-то неординарного. И, что бывает редко, ожидания полностью оправдались.

Конечно, если получше знать матчасть, то есть историю России того периода, который описан в романе, можно гораздо лучше понимать всю остроту сатиры, коей напичкано произведение. Впрочем, и без матчасти роман оставляет сильное впечатление.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять — автор описывает русскую ментальность. И пусть основными действующими лицами романа являются градоначальники Глупова, без «обывателей», иначе говоря, жителей города, история была бы однобокой, неполной, бессмысленной. Градоначальники и обыватели — симбиоз, инь и янь, две сущности, невозможные друг без друга.

Что же мы видим, когда знакомимся с историей Глупова? Прежде всего, многообразие жизни и одновременно — архетипические образы, знакомые нам с детства. У каждого из градоначальников обязательно найдётся прототип в прошлом и «подражатель» в настоящем. Также мы видим поразительные по размаху бессмысленные имитации бурной деятельности, которыми, будто специально обращаясь за инструкциями к роману, не брезгуют и нынешние градоначальники и чиновники рангом повыше. В некоторых моментах сатира становится зловещей, а текст словно напоминает пророчество.

Знакомство с историей злосчастного Глупова оказалось увлекательным. Во многом благодаря удивительному языку. Салтыков-Щедрин показал себя прекрасным стилистом и мастером слова. Его архаический, почти летописный слог лишь усиливает сатирический эффект и придаёт роману вполне определённое очарование. Кроме того, роман пестрит крылатыми фразами. Многие из них давно известны и вошли в классику афоризмов.

Итог: полновесный высший бал.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Артур Конан Дойл «Затерянный мир»

Paganist, 12 сентября 2017 г. 10:56

Не люблю детективы, а посему знакомство с творчеством Артура Конана Дойла решил начать с его самого известного (после цикла о Шерлоке Холмсе, разумеется) произведения. И получил огромное удовольствие.

Прежде всего, хочется отметить талант автора как рассказчика. Его детальные и очень образные описания просто встраивались в голову, фактически оставляя без работы воображение. Они помогали как можно лучше представить и главных героев, и события, и собственно саму землю Мепль-Уайта с её обитателями. Отдельно стоит выделить героев романа. Они настоящие, яркие, харизматичные и вовсе не обязательно вызывающие симпатию (как в случае профессора Челленджера). Но не восхищаться ими невозможно. У героев романа есть чему поучиться: честности, отваге, хладнокровию, взаимовыручке, благородству, преданности делу и так далее.

Конечно, тема динозавров — практически беспроигрышный вариант привлечения внимания к произведению. И в руках мастера эта тема способна превратить заурядную «бродилку» в настоящую классику приключенческой литературы. К автору при желании можно придраться по части научности, хотя по некоторым вопросам он (в лице своих героев) демонстрирует безупречную осведомлённость и энциклопедичность знаний. Но автор делает упор вовсе не на доказательство существования динозавров в наше время (хотя на этом и построен сюжет), а на впечатления и приключения героев. И таким образом раскрывает персонажей, показывая их с разных сторон. В конце концов, роман написан в форме дневника-отчёта — и это тоже удачный ход.

Несомненным достоинством книги является юмор. Его немного, совсем чуть-чуть, но он всегда уместен и безупречен.

После прочтения «Затерянного мира» я узнал, что некоторое время Артур Конан Дойл был самым высокооплачиваемым писателем в мире. И, видимо, справедливо. Если его произведения до сих пор вызывают чистый восторг у читателей (уже искушённых, коих сложно удивить), то представляю, какой фурор они вызывали в годы их написания. Иначе говоря — читайте «Затерянный мир». Это очень увлекательная книга. Классика жанра!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Джек Лондон «Мартин Иден»

Paganist, 30 мая 2017 г. 22:39

Исключительно сильный и глубокий текст. Написанный простым языком, лишённый и намёка на вычурность, роман можно смело назвать полновесной «глыбой» в истории американской и мировой литературы. Почему? Да потому что история эта если и выдуманная, то самую малость. Фактически роман является альтернативной автобиографией автора. И достаточно ознакомиться с биографией Джека Лондона, чтобы понять — он скорее записывал, то что пережил сам, чем занимался сочинительством. То есть произведение правдиво. Отсюда вытекает и следующий плюс романа: в нём перед читателем предстаёт панорама американских реалий начала 20 века: от утлых комнат в бедняцких кварталах до особняков в респектабельных районах, от низов общества до его сливок, от изнурительной, адской работы до беззаботной жизни высшего общества.

Количество вопросов, поднятых в «Мартине Идена» велико. И каждый, умело вплетённый в сюжет, раскрыт в той или иной мере. Проблема «неравной любви», столкновение мировоззрения рабочего класса и «белых воротничков», внутренности писательско-издательской кухни, вопросы морали, искусства, призвания, веры в себя и много других пластов затронуто в романе. В то же время, произведение пронизано психологизмом и не лишено художественной эстетики.

Симптоматично, что роман имеет трагическую развязку. Думается, что хеппи-энд (высмеиваемая главным героем «американская мечта») решительно испортил бы всё то, что выстраивал автор в течение всего повествования. Трагический же конец ставит логическую точку в этом монументальном произведении.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Герберт Уэллс «Машина времени»

Paganist, 29 марта 2017 г. 19:26

Господа, это Классика жанра! Если фантастическое произведение конца 19 века не утратило привлекательности для искушённого читателя 21 века, то, безусловно, оно выдержало проверку временем.

«Машина времени» — удивительная книга. Главное в ней, разумеется, не научно-техническая составляющая, к которой особо занудствующие могут с лёгкостью придраться с высоты прошедших со времени выхода романа лет, а попытка предсказать судьбу человечества и нашей планеты. Автор заглядывает очень далеко в будущее и описанием мира элоев и морлоков словно предостерегает людей своего века от роковых ошибок, поджидающих род людской.

Уэллс в своём дебютном романе создаёт антиутопический мир, лишённый надежды, основа которого — социальное неравенство, корни которого лежат в современной истории человечества. И между строк призывает уже сейчас работать над тем, чтобы не допустить ужасов Эпохи упадка, куда угораздило попасть Путешественника во времени. Тем самым он обращает внимание на вызовы, стоящие перед людьми сегодняшнего дня. И в романе есть достаточное количество интересных мыслей, касающихся этого дискурса.

Помимо социально-философских размышлений, книга достаточно интересна в плане сюжета и языка повествования. Это было первое знакомство с творчеством Уэллса. Рад, что признанный классик оправдал ожидания. Культовое, эпохальное произведение!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Paganist, 9 марта 2011 г. 22:00

Очень, очень, очень сложно написать для детей книгу лучше «Путешествия Алисы». Прочитал её в 10 лет, уже неоднократно просмотрев мультфильм. И полюбил книгу больше мультфильма! Множество раз перечитывал, множество раз цитирую интересные фразы из книги — одним словом, книга на все времена!

Настоящее сокровище! Настоящая литература!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Артуро Перес-Реверте «Испанская ярость»

Paganist, 20 ноября 2020 г. 18:08

Буду крайне субъективен. Из-за давней, длящейся уже не одно десятилетие, любви к Испании. К её языку, истории с её инквизицией, кровавой конкистой Америки и последующим упадком, к футболу, в конце-концов. Потому, даже зная, чем окончится та самая Восьмидесятилетняя война, я всё равно не мог равнодушно следить за эпизодом этой военной компании, описанным Перес-Реверте в романе «Испанская ярость» («Солнце Бреды»). Не могли идти мурашки по телу от вероломного взятия Ауткерка или атаки испанской пехоты на редуте Терхейдена. Не мог не кипеть от ярости от надменности командования по отношению к рядовым, не мог не сочувствовать доблестным испанским солдатам, которые кровью и потом добывали славу для своей любимой, но проклинаемой всей остальной Европой Испании. Нет, мне жалко и голландцев, и англичан, и всех тех, кто полегли на той (и не только на той) войне по милости сильных мира сего. Но читая великолепный роман Переса-Реверте о превратностях войны глазами обычного мочильеро, невольно закипает кровь в припадке «испанской ярости», когда над полями и каналами Фландрии проносится клич «Испания! Сантьяго!» Это выше меня.

Со строк романа веет грязью окопов с их паразитами, затхлой водой и чёрствым хлебом, сыростью каналов и пасмурностью небес, запахами немытых тел, пороха и крови. Перед глазами трупы, пики, аркебузы, в ушах — лязг металла, выстрелы, крики. Язык книги бесподобен, красив, изыскан. Он оживляет события настолько, будто они пережиты мною лично. И конечно же, добавляют очарованию книги стихи — всегда уместные и прекрасные.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Сельма Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции»

Paganist, 10 августа 2020 г. 10:39

Хорошо, что есть эта книга. Абсолютно восхитительное произведение, опередившее своё время. Активное движение по охране природы начнётся лишь спустя несколько десятилетий, но уже в начале 20 века Сельма Лагерлёф в своей книге указала на необходимость бережного отношения к окружающей среде, провозгласила простую истину: земля — это родной дом всех живых существ, не только для человека. Книга переросла свой первоначальный замысел — учебник по географии в увлекательной форме — и превратилась в настоящий учебник жизни для подрастающего поколения. Да, благодаря путешествию со стаей диких гусей читатель посетит все уголки Швеции, узнает множество историй и легенд, знакомится с людьми разных профессий, переживает немало приключений и наблюдает за духовным взрослением, перерождением главного героя. Но сквозной темой, стержнем всего произведения является любовь к природе, восхищение её красотой и глубинной мудростью. Именно благодаря соприкосновению с природой происходят изменения в душе Нильса.

Вдобавок ко всему, роман написан живым образным языком. При этом нет намёка на морализаторство, что не в последнюю очередь стало причиной популярности книги. Отдельные главы могут быть независимыми произведениями, как истории про пса и лосёнка, странствующих детей Осу и Матса, сельскую учительницу. Из пёстрого полотна легенд и преданий, пейзажей и ощущений, событий и приключений Лагерлёф соорудила цельное и органичное произведение, пронизанное любовью к своей стране и людям. Может быть, книга по меркам нынешнего времени немодно наивна и оптимистична. Но она светлая и добрая. В этом её сила и притягательность, её вневременная магия. И рекомендована она не только шведским ученикам для знакомства со своей страной, но для всех детей и взрослых всего земного шара.

Это единственное произведение Лагерлёф, которое я прочитал (и которое вообще мне известно). Но уже одной этой книги достаточно, чтобы признать её заслуживающей Нобелевскую премию.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Павел Бажов «Горный мастер»

Paganist, 15 мая 2020 г. 13:09

В этом сказе прекрасно всё. И сюжет, и характеры, и язык, и цельность повествования. Также сказ как бы подтверждает известную мысль, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Понятное дело, Данила-мастер велик в масштабах мира «Малахитовой шкатулки», но и спутница жизни ему под стать: своенравная, верная и стойкая. Вырвался бы из плена Данила, кабы Катерина не переставала верить, что он жив? Другая какая подчинилась бы воле родных, вышла бы замуж и жила бы себе кое-как потихоньку. Но не такова натура настоящих героев и героинь. Идти наперекор общественного мнения, делать то, что считаешь нужным — даже в наши куда более свободные (для женщин) дни не всем доступна такая роскошь. Но путь осилит идущий, и Катерина получила вознаграждение за терпение и смелость. А ведь сколько раз могла плюнуть на всё и сдаться на радость родным.

Другой аспект сказа — неприятие обществом тех, кто не такой как все. Причём всесильным общественным мнением опошляется верность любимому («мертвякова невеста»), забота о старике (ай-ай-ай, молода девка с дедом чужим живёт!), стремление жить своими силами (как без мужика? куда камень обрабатывать? у кого украла поделки?) и так далее. А ведь Катерина ничего противозаконного, противоцерковного, совершенно ничего плохого никому не делала! Только имела риск жить своим умом. Ну, само-собой, что-то с ней не чисто. В сказах Бажова нередко печальные финалы. Тем радостнее воспринимается счастливый конец «Горного мастера». И сама Катерина не пропала, и любимого вновь обрела. Повторюсь — прекрасный сказ.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Марк Твен «Как меня выбирали в губернаторы»

Paganist, 1 ноября 2019 г. 23:35

Кажется, Марк Твен своим рассказом хотел показать не столько методы борьбы на политическом поприще во время выборов, столько саму грязь политики как таковой. Ибо ради места губернатора конкуренты готовы на всё. И откровенная ложь и клевета в их исполнении — ещё не самое убойное оружие, какое известно истории в вопросе борьбы за власть.

Автор известен бескомпромиссным негативным отношением к власть имущим: как к современным, так и к правителям былых времён. И лишь напоминает, что мерзавцев и бесчестных людей среди политиков никак не меньше, чем в неблагополучных кварталах и трущобах американских городов. А «методы политической борьбы», с которыми герой рассказа столкнулся, всего лишь отражение существовавших в то время нравов. В былые времена отравили или убрали по-тихому — и дело с концом. Так что ему ещё повезло, что отделался лёгким испугом.

Излишне напоминать об актуальности рассказа. Во всяком случае, для постсоветского пространства. Да и для многих других стран. Разница лишь в том, что чёрный пиар нынче стал изощрённее, создаётся по науке, по методичкам. То есть стал ремеслом. Что лишний раз напоминает: политика синоним грязи. Вляпаешься — потом не отмоешься.

И напоследок добавлю известный афоризм Марка Твена, который очень ко двору: «Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать.»

Оценка: 10
– [  11  ] +

Умберто Эко «Имя розы»

Paganist, 18 ноября 2015 г. 17:29

Шедевр. Изысканнейшее интеллектуальное чтиво. Удивительно многослойное, многогранное произведение, которое помимо непосредственно событий в аббатстве рассказывает о кипучей жизни в Западной Европе начала 14 века. Тут и детектив, и исторические вставки, и теологические рассуждения, и культурологические изыски, и философские доктрины эпохи, и история монашеских орденов и ещё много чего. Отдельной похвалы заслуживает язык (и талант переводчика), который органично погружает читателя в гущу событий, потрясает богатством слога и мастерством стиля.

Разумеется, роман труден для понимания и осмысления неподготовленному читателю, который справедливо может посчитать его чрезмерно затянутым и даже скучным. Но ведь это книга о книге, арена для игр разума, попытка разобраться во множестве истин, а это дело спешки не терпит. Время, проведённое с романом — удивительное приключение, путешествие во времени, зарядка для ума и души, ответы на многие вопросы и новые вопросы как послевкусие.

Отдельно стоит отметить характерную черту, присущую многим героям романа. Казалось бы, монастырь с богатейшей христианской библиотекой, обилие богословов и религиозных диспутов, постоянные разговоры о Боге и грехе, но... Как мало Бога в деяниях людей, описываемых в произведении. И это те, кто посвятил служению Господу свою жизнь! И эта сторона книги — этическая — такая же немаловажная и неотъемлемая, как и другие.

Да, я очарован романом. Безапелляционная высшая оценка. С плюсом.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Владимир Высоцкий «Баллада о борьбе»

Paganist, 17 июля 2020 г. 09:44

Стихотворение/песня вместо тысяч учебников по этике. Однажды мы вырастаем, и наступает момент, когда придётся делать выбор, поступать так или иначе, становиться героем или злодеем. Понятно, что жизнь сложнее, чем книжные сюжеты, и книгами процесс становления личности не ограничивается. Но свято убеждён, что правильные книги формируют мировоззрение человека. И пусть в итоге из ребёнка не всегда вырастает настоящий положительный герой, «нужные» книги всё же влияют на его жизнь, поддерживая некий мировоззренческий вектор.

Гениальное стихотворение. Совершенно заслуженно признанное гимном ролевого движения, в котором каждый может испытать на себе роль настоящего героя. Впрочем, Высоцкий писал о том, что место подвигу или даже обычным благородным поступкам есть всегда, не только в детских мечтах или играх. Главное, сохранить в себе этот внутренний огонь, чтобы «злодеям следам не давать остыть».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Всеволод Нестайко «Тореадоры из Васюковки»

Paganist, 11 июня 2018 г. 11:53

Пожалуй, «Тореадоры из Васюковки» можно назвать фантастикой. Не потому что история двух друзей вымышлена и изобилует нереальщиной. Фантастика уже то, то такая книга существует. Она уникальна, неповторима и колоритна. Её герои — самые обыкновенные школьники. Не отличники и паиньки, коими часто выступают главные персонажи детских книг советского периода, а, по словам одного из жителей Васюковки, «настоящие «гангстеры». И чтобы вляпаться в приключение, им не нужно никакого волшебства или магии. Для современной детской литературы — это уже фантастика!

Особого таланта в поиске приключений не нужно. Достаточно вести активный образ жизни и обладать живой фантазией. Именно такие Ява и Павлуша (главные герои) — простые ребята, любящие рыбалку, реку, езду на велосипеде, футбол. У них талант притягивать приключения и с удовольствием (пусть и с переживаниями) окунаются в их поток.

Цикл написан прекрасным живым языком от имени героев. Просто поражает талант автора: написать настолько стройный и цельный текст языком ученика среднего школьного возраста и при этом не впасть в нравоучительство и морализаторство — показатель мастерства.

Ценность «Тореадоров» — универсальность. Для детей это весёлое произведение, рассказывающее об интересных буднях сверстников. Для взрослых — отличная возможность хоть на время вернуться в благословенное детство. В этом один из секретов успеха книги. С нею не хочется расставаться. Читая её, испытываешь ностальгию по лучшим моментам детства, а переворачивая последнюю страницу — лёгкую грусть.

Это одна из самых светлых книг в моей жизни. Сожалею, что она не попалась мне в возрасте главных героев. Но уже взрослым дядькой, я сумел оценить её. Удивительная книга!

Оценка: 10
– [  10  ] +

Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»

Paganist, 20 мая 2016 г. 10:41

Наконец, после долгих лет пребывания в «списке для прочтения» ко мне в руки попал Ремарк.

Сильнейший роман. В наше время, в котором человечество ещё не излечилось от вируса войны и уничтожения самих себя, книга является напоминанием, наглядным пособием для тех, кто одержим военной романтикой, геополитикой и захватнической идеологией. Что такое война глазами главного героя (читай Ремарка, который воевал в Первой Мировой)? Никакой героики, никакого пафоса — война, это несчастье, это смерть, это вырванные из жизни исковерканные судьбы, крах надежд. В романе нет описания военных операций, зато есть быть простых солдат, чьими руками эта война и совершается. Обычные люди против обычных людей против своей воли убивают друг друга, лишь бы остаться в живых. Маниакальная, без цинизма и чрезмерного умствования, честность Ремарка подкупает. Он не делит людей на своих и врагов, для него все сидящие в окопах — одинаково несчастны.

Отдельное спасибо автору за фрагменты сильнейшей прозы, местами напоминающую поэзию. Особенно на фоне скупого описания солдатского быта.

Спасибо Ремарку за роман. После его прочтения начинаешь больше ценить жизнь. И очень в тему оказываются строки великого Роберта Бёрнса:

Я славлю мира торжество,

Довольство и достаток.

Приятней сделать одного,

Чем истребить десяток.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Николай Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»

Paganist, 30 ноября 2014 г. 00:22

Если бы кроме «Вечеров...» Гоголь больше ничего не написал, то уже был бы достоин занять одно из видных мест в пантеоне великих писателей!

Данный цикл — это не только искромётный юмор, могучая сила языка и завораживающие своим очарованием истории. Это ещё и огромная любовь к родному краю, который он с невиданным трепетом описывал. Можно сказать, что Николай Васильевич «подарил» Российскому государству Украину: её говор, её песни, быт, юмор, нравы, традиции, историю, кухню и, разумеется, природу.

Цикл состоит из разных историй. Каждая по-своему уникальна, узнаваема и хороша. Однако, для меня особняком стоят две из них: «Ночь перед Рождеством» и «Страшная месть».

Оценка: 10
– [  10  ] +

Артуро Перес-Реверте «Капитан Алатристе»

Paganist, 20 сентября 2014 г. 18:22

Обсуждать сюжет не буду. Как мне кажется, он не является главной «изюминкой» произведения. Главнейшее достоинство — язык, которым написан роман. Вот уж не думал, что в наше время кто-то так пишет.

Также стоит выказать искреннюю благодарность за воссоздание исторической эпохи. Мадрид предстаёт во всём его великолепии: блистательные дворцы и глухие подворотни, харчевни и церкви, площади и театры. Блестяще и правдоподобно (да-да, автору веришь!) переданы нравы, царившие в Испании 17 века, без приукрашивания, без сгущения красок. Великолепно прописаны герои. Они не плоские, однобокие, предсказуемые или нарочито противоречивые (для поддержания интриги, например), а живые, с достоинствами и пороками.

Нельзя отрицать того, что роман пропитан искренней любовью к Испании. Иначе не бывать бы в романе колоритному Франсиско де Кеведы и великому Лопе де Вега и такого пристального внимания к театру, и многочисленным экскурсам в прошлое или будущее «Империи, над которой никогда не заходит солнце».

Одним словом, получил громаднейшее удовольствие.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Макс Фрай «Лабиринты Ехо»

Paganist, 13 сентября 2014 г. 20:46

Если занудно высчитать среднее арифметическое моих оценок по каждому из сборников и повестей, составляющих цикл, то получится твёрдая «9». Но рассуждал я по-другому. Ещё ни один цикл такой длины не заставлял меня так пристально и с таким наслаждением следить за приключениями главного героя, каждое новое чудо было действительно чудом, горести и радости героя были настоящими, отчасти и очень правдоподобно переживаемыми мною лично. Цикл подарил множество замечательных эмоций, восхищение идеями и просто очарованием миром. Много ли таких циклов, которые к своему завершению остаются свежими и пышущими фантазией автора? Из тех, что мне известны — очень немного.

А если уж совсем начистоту, то главный герой сэр Макс уж очень напомнил мне меня самого. Вот, наверное, поэтому получилась такая субъективная «десятка». Пусть говорят, что «Лабиринты Ехо» — бред, несерьёзная литература, графоманство, спорить не буду. Но мне очень понравилось.

Благодарен судьбе, которая познакомила меня с миром Ехо. Прав автор в последних строчках цикла: этот мир не сгинет. Потому как его не любить не возможно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Алексей Николаевич Толстой «Пётр Первый»

Paganist, 4 августа 2013 г. 16:06

Я в восторге!

Не знаю, насколько исторически точно и достоверно описаны события (хотя масштабность и охват позволяют предполагать, что автор проделал колоссальный труд), но поражает прежде сего потрясающие детали быта людей. Причём всех социальных групп: дворянства, купечества, военных, нищих, крестьян, раскольников, разбойников.

Сюжет поначалу показался несколько непонятным, ибо напрямую о Петре I не говорилось. Затем, когда замысел автора охватить целый историко-социальный пласт стал ясен, читалось в превеликим удовольствием.

Считаю роман А. Толстого классикой исторического романа, одним из лучших в своём жанре произведений. Жаль только, что смерть писателя не позволила завершить этот грандиозный роман.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Paganist, 9 марта 2012 г. 14:29

Прочитал роман в институте: она была в программе курса современной английской литературы. Знал, что есть по этому произведению фильм, который даже когда-то показывали по телевидению (который я не видел).

Честно говоря, не ожидал ТАКОГО эффекта. Что самое интересное — книга навсегда осталась в душе, как некий фундаментальный образ-идея, как древний миф, архетип. Для моей впечатлительной психики подобные произведения, наполненные философско-психологическими смыслами вообще опасны, так как имеют обыкновение направлять ход мировоззрения.

Кому-то не понравился язык романа — уж слишком простой. Кто-то критикует его за «детскость» — мол серьёзные вещи и дети слабо совместимы. Тем не менее, сразу видно, что Голдинг не принадлежит к тем авторам, которые штампуют бесконечные циклы похождений однотипных героев без намёка на глубину, коих сейчас несметные полчища. Этот человек действительно ХОТЕЛ ДОНЕСТИ что-то до людей, а не просто написать, чтобы заработать.

Моя оценка — полновесные 10 и низкий поклон.

Оценка: 10
– [  9  ] +

О. Генри «Последний лист»

Paganist, 4 июля 2020 г. 11:01

«Последний лист» — первый рассказ О. Генри, с которым я познакомился. Только было это ещё в школьные годы. В конце учебника по английскому языку размещали сокращённые адаптации рассказов англоязычных авторов. Мы читали их, переводили и таким образом должный были улучшать уровень знания и знакомиться с классиками. «Последний лист» был среди этих школьных адаптаций. Фабулу рассказа я запомнил до сих дней, а вот подробности — увы.

И вот спустя два с хвостиком десятка лет я таки прочитал рассказ полностью. И он снова поразил. Уже не развязкой, которая была известна наперёд, а самой атмосферой. Силой веры и не угасающей надежды, заботой о ближнем, жертвенностью, стойкостью. Одного этого рассказа достаточно, чтобы признать в авторе гуманиста. И блестящего стилиста.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Джордж Оруэлл «Скотный двор»

Paganist, 27 декабря 2019 г. 14:32

«Скотный двор» слишком очевиден. Параллели и образы напрашиваются сами собой даже если плохо знать исторический подтекст. И даже понимая, в какую сторону будет развиваться сюжет, читать интересно. Автор простым и доходчивым языком показывает историю Скотного двора, эволюцию общества свободных животных.

Революция — это идея. Реализация её — суровая правда жизни. И всегда стоит помнить о «реакции», ибо всегда найдутся те, кто используют идеалы революции в своих целях. И тогда к лозунгу «Все животные (люди) равны» добавляется уточнение «но некоторые более равны, чем другие». Новая политическая элита становится очередными угнетателями. И речь не только о СССР, который стал прототипом Скотного двора. Есть масса примеров, когда идея революции была попрана самими революционерами, которые познали вкус власти, много. Так что в этом ракурсе СССР не одинок. Куда удивительней, когда сценарий революции, описанный в книге, не проходит. В этом контексте нелишним вспомнить всё ещё актуальное изречение Цицерона: «Раб мечтает не о своей свободе, а о своих рабах». То есть бывшие угнетённые всего лишь приходят не место свергнутых хозяев, чтобы продолжить их дело.

Повесть стала предтечей «1984»: многие моменты, особенно касательно пропаганды (промывки мозгов) Оруэлл будет использовать в своей знаменитой антиутопии. Фактически «Скотный двор» — лайт версия «1984». Произведение всё же сатирическое, хотя для жителей бывшего СССР эта сатира выглядит уж очень горькой.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Генрик Сенкевич «Камо грядеши»

Paganist, 24 апреля 2019 г. 12:09

Много ли мы знаем о Римской империи, кроме того, что она строила отличные дороги и имела сильную армию? Что мы знаем о ранних христианах, кроме того, что учение это распространялось преимущественно среди черни и рабов? Сенкевич взвалил на себя нелёгкий груз, когда взялся писать об эпохе Нерона в истории Рима. Но он справился и справился на отлично. «Камо грядеши» — великолепный роман, многочисленные достоинства которого полностью нивелируют единичные недочёты.

Итак, читатель видит высшее общество Рима. Императора и его свиту, всесильных и ни в чём себе не отказывающих патрициев, которые в беспредельном гедонизме проводят жизнь в пьянстве и оргиях. На другом полюсе ранние христиане — кроткие фанатики, уверовавшие в Единого Бога, сурового, но милосердного и всепрощающего. Читатель видит столкновение старого и нового миров. Могущественный Рим, разъедаемый беспутством и развратом, против новой религии рабов. Казалось бы, исход понятен. Но есть нюансы. Конечно, не христианство в итоге сокрушило империю, о чём можно подумать, заканчивая роман. Он сам прогнил настолько, что даже христианство его не спасло.

Разлагающаяся верхушка Рима – привычная картина. Во все времена сильные мира всего страдали неумением обуздать свои страсти и желания, и Рим в этом списке не исключение. На фоне ненасытных патрициев, которые придумывают всё новые и невиданные развлечения, ибо старые уже наскучили, куда более интересна христианская община. Да, они выглядят, как секта. Они наивны и честны, в то же время последовательны и верны своему учению. Они придерживаются и проповедуют совершенно новые ценности, чуждые большинству граждан империи. Потому, как всё новое, вызывают недоумение, агрессию, страх и так далее. И всё равно привлекают новых и новых адептов. Этот контраст и парадокс – символ грядущего обновления, в котором так нуждался погрязший в социально-экономических противоречиях античный мир. И Сенкевич умело обыграл эту тему.

Письменных свидетельств о ранних христианах практически нет. Потому автору пришлось додумывать, использовать художественные методы для их описания. Получилось убедительно. Тем более, на фоне апостолов Петра и Павла, которые несут учение Христа, так сказать, от первоисточника, уже проступают черты нетерпимости, которая характерна (и привычна) для церкви средневековья. Достаточно вспомнить осуждающие речи третьестепенного персонажа Криспа. Неудивительно, что по прошествии времени от учения Иисуса Назарея остались лишь крохи, а Католическая церковь вобрала в себя все пороки, против которых выступала на заре своего существования. То есть автор не идеализирует первых христиан, как и не демонизирует языческое общество Рима. Уже наличие такого персонажа как Петроний – показатель того, что Рим – не кровожадный и безумный зверь, что в империи почитали искусства и добродетель. Другое дело, что такие Петронии были в явном меньшинстве.

Контекст произведения таков, что его можно смело назвать психологическим и даже философским романом, тем более название вполне подходящее. В фокусе романа не исторические события. Больше внимания уделено духовному перерождению Виниция, речам апостолов, рассуждениям Петрония. В произведении много рефлексии и внутренних диалогов героев. Как пример: терзания ушлого философа-стоика Хилона и сомнения апостола Петра. Исторические события – нечто вроде фона, на которых развивается диалектический спор античного язычества и новозаветной морали. Тем не менее, историческая составляющая показана очень достоверно. Во всяком случае, я как читатель, автору поверил.

В «Камо грядеши» Сенкевич показал себя мастером масштабных сцен. Пир у Нерона, помпезный выезд в Анций, горящий Рим, казнь христиан на арене цирка и в садах. Эти яркие сцены описаны так тщательно и мастерски, что казались живыми, настоящими, пережитыми лично. И отдельно стоит эпизод с неудавшимся бегством Петра из Рима. Это единственный мистический момент романа (пусть и показанный через призму реализма), но настолько сильный, что является эмоциональным апогеем всего повествования.

Что имеем в сухом остатке? Сильное и многогранное произведение, по праву занимающие место среди лучших исторических романов. Советую.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Иван Гончаров «Обломов»

Paganist, 20 ноября 2014 г. 21:02

Роман «Обломов» — великолепен. Потому что написан сильно, со знанием дела. Его многогранность зашкаливает. Тут вам и детали быта, и пласт нравов, и социально-экономический устрой, и, разумеется тонкая психологическая картина героев истории.

Очень трудно однозначно оценить главного героя книги. Любая однобокая оценка рискует исказить портрет Ильи Ильича. В чём лишний раз подтверждается мастерство прорисовки характеров автором. Герои Гончарова в «Обломове» — исключительно живые, чрезвычайно реальны и, конечно, имеют своё реальное воплощение в жизни.

Так вот, с одной стороны, Илья Ильич — отпетый лентяй, погрязший в праздности, наотрез отказывающийся снимать розовые очки с глаз, которые ему демонстрируют его и им же нарисованный идеальный мир. С другой — кто, как не он, сам хозяин своей судьбы, кто, как не он сам своим образом жизни погрузил в тот мир, из которого его пытается вытащить верный Штольц и благородная Ольга? И сказать бы, что не везло ему с людьми по жизни — так нет же, таких друзей, как Штольц, ещё поискать нужно.

Роман показывает, что большое, чистое и доброе сердце хоть и является редким даром, но любой дар нужно уметь применять. А Обломов этого не желал делать, пустив жизнь на самотёк. Обломов — итоговый виновник в горемычной своей судьбе и одновременно и жертва, потому как был съеден жестоким водоворотом реальности, против которого он мог выставить лишь свою наивность.

В романе очень много разных разрезов. И уделять каждому из них время — получится увесистая критическая статья. Посему ограничусь лишь тем, что уже написал, но подчёркивая, что роман «Обломов» — качественная и полезная пища для пытливого ума. Чего только стоят удивительно точные описания душевных переживаний героев.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»

Paganist, 13 апреля 2012 г. 12:37

Наверное, лучшее, что вышло из-под пера великого сказочника. В детстве это была самая очаровательная история, которая захватывала и не отпускала. Перечитывал — снова и снова восторгался.

В общем-то, незатейливый, можно сказать классический сюжет. Но как много деталей, интересных образов и, конечно же, добра и любви.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сильнее, чем она есть, она уже не будет. Что может быть сильнее любящего сердца?
Святая вера Андерсена в силу любви и созидания пропитывает каждую строку этого шедеврального творения.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Сказка о Тройке — 1»

Paganist, 29 мая 2011 г. 14:02

Этой повестью Стругацкие убили наповал. Смех сквозь слёзы, ибо со времён, описываемых Братьями, практически ничего не изменилось — всё та же бюрократическая непробиваемая система. Сатира высочайшего уровня!

Читал взахлёб, который раз поражаясь искромётной фантазии авторов.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Генри Лайон Олди «Путь меча»

Paganist, 20 декабря 2008 г. 16:24

Когда я покупал эту книгу, то совершенно не знал, с чем сталкиваюсь. В аннотации было написано«аналогов нет». «Ага, знаем мы этих «аналогов нет», как же!» — усмехнулся я. Но, начав читать, — я даже не знал как реагировать. Во-первых, язык. Настолько живой и объёмный, что автору веришь. А то ведь в некоторых книгах и описания, и диалоги — как хрестоматия скуки. Во-вторых, стихотворения! Божественные строки, которым и маститые поэты позавидовали бы. В-третьих, сама идея. Аналогов нет и не предвидится.

Читал с упоением! Ни капли не жалею. Замечательная книга от первой до последней строчки!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Теодор Моммзен «Римская история»

Paganist, 11 мая 2021 г. 11:02

Императоры, бани, легионеры, сенат, Юлий Цезарь, гладиаторы — это то, что каждый знает о Древнем Риме. Однако, несмотря на великое наследие, которое оставило это государство (и это наследие не только пылится в музеях и покоится в археологических памятниках, но и продолжает жить), знания о том, каким был Рим в эпоху своего величия, ограничиваются, как правило, поверхностными фактами и стереотипами. И фундаментальный труд Моммзена помогает приоткрыть завесу времени и понять, как и чем жила величайшая империя древности.

Заслуга автора, прежде всего, в огромной проделанной работе. Учитывая уровень развития античной истории в конце XIX века (а ведь и в наши дни в ней множество белых пятен), труд Моммзена вообще уникален и достоин всяческих похвал. Даже несмотря на старомодный витиеватый язык с его длинными предложениями и огромнейшими абзацами. Написана «Римская история» великолепно: обстоятельно и понятно. Да, значительное место в монографии занимают войны, походы и политика (местами очень путанная), но экономике, культуре, хозяйству, религии и прочим сферам жизни уделено необходимое внимание. Кроме того, Моммзен подаёт историю Рима в симбиозе с историей тех народов и регионов, которые так или иначе связаны с Римом. Речь о кельтах, германцах, парфянах, Египте, Карфагене и прочих.

Плюсом является и то, что Моммзен был юристом. То есть он «разжёвывает» с точки зрения законоведа те или иные вопросы (должности в Римском государстве, законы, отличия разных политических партий и т.д.), так, что они становятся усвоенными понятиями, а не безжизненными терминами и фактами.

Удивительно, конечно, что первым Нобелевским лауреатом по литературе стал историк и юрист. Впрочем, награда вполне заслужена. «Римская история» — великое произведение научной литературы, благодаря которому становится понятно, каким был Древний Рим.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Борис Заходер «Отшельник и Роза»

Paganist, 29 мая 2019 г. 10:42

Хороший всё-таки детский писатель Заходер. Вторая сказка, прочитанная ребёнку — и второе абсолютное попадание! Обычно наш «уработанный» за день ребёнок засыпает на половине сказки куда меньшего размера. А «Отшельника и Розу» слушал и слушал, и лишь после окончания прослушивания решил спать. Видимо, так хотелось узнать, чем же закончится путешествие к Седьмому морю и посик Алого города.

Кажется, что хорошие сказки писать легко: придумываешь сюжет, выдумываешь героев, пускаешь их в приключения — и вуаля! На деле же хороших сказок не так много, как кажется. И «Отшельник и Роза» — в их числе. Даже несмотря на длину, которая обычно отпугивает детей. Эта сказка — настоящее приключение, увлекательный квест, история о том, как неуютно жить в одиночестве, о настоящей дружбе. Детям интересны необычные герои и их приключения, а взрослые отметят мастерство подачи и развития сюжета.

Пожалуй, ознакомлюсь с творчеством Заходера поближе. И посоветую эту сказу всем у кого есть дети 4-5 лет.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Марк Твен «Когда я служил секретарём»

Paganist, 12 апреля 2019 г. 10:46

Не всем дано быть секретарём сенатора. Политика — ремесло не для всех. Особенно для таких правдорубов и юмористов как Марк Твен.

Казалось бы, ответь на письмо так, чтобы все были довольны, то есть никакой конкретики и сплошь обтекаемые фразы. И чтобы генеральная линия политики сенатора была соблюдена. Легко сказать — а попробуй воплотить. И вроде бы все пожелания заказчика (сенатора) выполнены, а результат — диаметрально противоположный от задуманного. Почему? А потому что нужно более конкретное ТЗ ставить))

А если без шуток, то в таком небольшом произведении читатель знакомится с тем, как работает пресс-служба. Конечно, в упрощённом, как для наших дней, варианте. Но суть передана верно. Часто чиновники не утруждают себя лично проверять свои «послания избирателям».

А сатира? Как всегда — на высочайшем уровне.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Владимир Одоевский «Городок в табакерке»

Paganist, 27 ноября 2018 г. 13:33

Премилая сказка. Помню её по детству, хоть и смутно. И первое, что всплывает в памяти — какая-то особая атмосфера и непохожесть на другие сказки, что мне читали родители.

Перечитал «Городок в табакерке» в зрелом возрасте. Как оказалось, очарование сказки никуда не делось. Восстановился сюжет: нехитрый, простой, но интересный. Всплыли детали и детские впечатления.

Итог: замечательная сказка. Обязательно буду читать своим детям.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Игорь Фесуненко «Пеле, Гарринча, футбол...»

Paganist, 24 октября 2018 г. 16:55

Книга по-своему уникальна. О ней я, большой фанат футбола и особенно истории футбола, слышал много-много раз. С самого детства. Но вот никак не удавалось её прочитать. Лишь несколько лет назад, уже в сознательном возрасте, раздобыл её и сразу же принялся за чтение.

Повторюсь — книга уникальна. Она написана живо, эмоционально, страстно. Таким же являются жизнь и футбол Бразилии. В книге нет занудной аналитики, нет сухих отчётов о матчах и турнирах. Она — сборник историй, живописующих бразильский стиль игры, бразильскую ментальность. Автору удалось передать словами тот дух, который витает в фавелах, те безумства, царящие на трибунах во время матчей и те нравы, которые царят среди картол и футболистов.

Да, книга написана в 1970 году, когда футбол отличался от современного. И этот факт придаёт произведению ретро-эффект, мол, вот какие времена были, вот какие игроки!

Читал с большим интересом. Спасибо автору. Хорошо, что есть такая книга.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Всеволод Нестайко «Необычайные приключения Робинзона Кукурузо»

Paganist, 11 июня 2018 г. 10:44

С первых строчек мы погружаемся в суетливый и яркий, полный происшествий, мир двух друзей из обычного украинского села. Герои книги — не какие-нибудь отличники и примеры для подражания. Они — самые обычные мальчики, про которых учителя любят говорить «умный, но ленивый». Под этой формулировкой следует понимать — малолетние любители приключений. Неслучайно главные герои — любители приключенческой литературы.

Повесть прекрасна. Добрая, весёлая, поучительная, увлекательная. Талант автора несомненен. Нестайко сумел передать ход мыслей, речь и привычки мальчиков-пятиклассников. А это очень сложная задача. Неслучайно история написана от первого лица: рассказчиком выступает один из героев книги.

Конечно, можно провести параллели со знаменитым Томом Сойером и Гекльберри Финном, но сходство Тореадоров с произведениями Марка Твена внешние, условные. Повести присуща неповторимая атмосфера (это не голословное утверждение), которая выделяет её на фоне других детских книг про (и для) детей среднего школьного возраста. Впрочем, для взрослых, желающих на время вспомнить детские годы, она тоже подойдёт.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Генри Лайон Олди «Герой должен быть один»

Paganist, 4 мая 2017 г. 22:42

Ух! Прочитал (прослушал) с огромным интересом. Потрясающая книга.

В отзывах к этому роману часто употребляется слово «атмосфера». Кто по-настоящему знает, какой она была? Даже древнегреческие авторы, которых упоминают лаборанты — это дети архаического, классического и эллинистического периодов Эллады. Они хоть и были ближе, так сказать, к истокам, чем Г.Л. Олди, но всё же не были современниками эгейской цивилизации — времени, когда происходят основные события древнегреческой мифологии (и в романе). Их атмосфера — это всего лишь их видение, принимаемое в наше время за правило, за традицию, за канон. К тому же, атмосфера — это, пожалуй, вторичный фактор, по которому следует оценивать роман Г.Л. Олди «Герой должен быть один».

Произведение является авторской интерпретацией жизненного пути Геракла и истории его времени. Пусть она местами не слишком совпадает с каноном. Так ведь и у древних авторов нет единой канонической версии мифологии. Поэтому Олди можно простить некоторое домыслы. Которые, впрочем, предельно логичны и вполне вписываются систему мифологии в целом и в контекст романа в частности.

По ходу знакомства с произведением заголовок книги всё больше обрастал смыслами, обретал глубину и символизм. В итоге для меня роман стал не стилизацией «под Древнюю Грецию», и не героикой с претензией на интеллектуальность. Книга предстала попыткой авторов разобраться во взаимоотношениях человека и бога, человека и судьбы, смертности и бессмертия. Что ж, получилось так, как получилось.

В романе мифология Древней Эллады предстаёт не сборником отдельных разрозненных мифов, связанных общими богами, а единой стройной системой, где место нашлось если не каждому, то очень многим персонажам мифологии: богам, титанам, героям, басилевсам, чудовищам и так далее. Более того, фэнтезийное по жанру произведение прекрасно подходит для подачи материала, для воспроизведения мифологии как системы верований и ценностей людей тех далёких времён. Философские и теологические рассуждения героев в этом только помогают.

История Геракла, который в романе показан как бы со стороны, больше глазами его близких, друзей и врагов, в интерпретации авторов предстаёт едва ли не ключевой частью древнегреческой мифологии, эдаким её краеугольным камнем. В книге показана обратная сторона жизни героев, и Геракл — «самый могучий и самый несчастный из людей» — квинтэссенция судьбы героя, который должен быть один. Один в том смысле, что он всегда один против мира (читай козней богов), потому что всегда одинок в борьбе с безжалостной судьбой, один, потому что никто и никогда не может по-настоящему осознать, каково это — быть героем, ещё до рождения названным «великим» и «богоравным». И величие Геракла — смертного, ставшего богом — не в его подвигах и славе, а в том, что он бросил вызов судьбе. Он шёл своим путём, несмотря на безумие и горе, сопровождавшие его в течение всей жизни. И авторы хотели показать не ту «глянцевую», героическую, божественную сторону великого героя, ту которая потом стала мифом, а его человеческую сторону, его терзания, его боль, его победы и поражения.

Да, в целом, судьба героя вышла трагичной. И сам роман пронизан некоей безысходностью, идеей конечности всего — человеческой жизни, исторических эпох и даже богов. Древнегреческая мифология вообще пропитана жестокостью, где боги видели в людях лишь игрушки, лишь фигуры, пешки в своих замыслах и интригах. Эта мысль проходит через всё произведение. И символично, что со смертью Геракла фактически закончилась эпоха мифов. Лишь некоторое время спустя последние герои соберутся в последний раз у стен Трои и один за другим уйдут в предания и легенды. Которые переживут века и станут частью мировой культуры. Но среди всех героев Древней Эллады Геракл — самый прославленный. Единственный в своём роде. Тот самый герой, который должен быть только один. Ибо второго такого нет.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Харуки Мураками «Страна Чудес без тормозов и Конец Света»

Paganist, 27 февраля 2017 г. 20:16

Отзыв будет чрезвычайно субъективным.

«Страна чудес без тормозов...» — моё первое произведение Мураками. Взялся за него исключительно из любопытства, так как наслышан, что Мураками в своё время слыл в постсоветском пространстве «модным» автором. Чем не повод познакомиться с его творчеством? Тем более современная (равно как и вся остальная) японская литература для меня — terra incognita.

Роман (я его слушал) увлёк с первых слов. И далее только затягивал. Дело даже не в интригующем сюжете или фантастической составляющей. Просто по мере прослушивания всё основательней убеждался, что роман попался мне в нужное время. Меня привлёк главный герой. Так уж случилось, что он мой ровесник, и его история (особенно в «Конце света») оказались созвучна моей, а его переживания — синхронизировались с моими. Потому-то повествование словно бы вплелось в меня, будто было моей историей. Отсюда и положительное впечатление. Правда, концовка книги своей незавершённостью стала полной неожиданностью. Хотя, в глубине души я убеждён, что всё у главного героя образуется. Во всяком случае, есть все основания так думать. При всей безысходной атмосферности «Конца света» и злополучной неизбежности «Страны чудес», мне роман показался жизнеутверждающим. В последних главах именно вопрос о ценности каждого мгновения жизни предстал передо мной во всём великолепии.

И да, позабавил тот факт, что абсолютно все герои книги — безымянные. Имена имеют лишь упоминаемые писатели, актёры, музыканты и некоторые географические точки.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Джонатан Свифт «Путешествия в некоторые отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»

Paganist, 25 ноября 2015 г. 20:34

Читая невероятные приключения Гулливера по диковинным странам, создаётся устойчивое ощущение того, что Свифт во многом себя сдерживал, ибо знал нравы йеху, то есть людей, окружавших его, и мог предвидеть последствия своей беспощадной критики существующих порядков и устоев. Но и то, что вышло из-под его пера — отчаянно смелая попытка посмотреть на человека и его мир максимально не предвзято, объективно, без присущих каждой эпохе предрассудков. Местами это блестяще ему удалось, местами — не очень, но инструмент, коим вооружился автор — сатира, ирония, аллегория — подобран гениально безукоризненно.

Каждая из частей несёт определённую смысловую нагрузку и раскрывает определённую сферу человеческого общества. По отдельности они могут считаться вполне самодостаточными произведениями, но именно в совокупности они создают совершенное полотно, на котором Свифт изобразил своё видение человеческой природы с её предубеждениями, пороками, глупостями и прочими недостатками. И всё же четвёртая часть — путешествие в страну гуигнгнмов — стоит особняком и достойна отдельной похвалы как блестящий образец утопии и предвестник идей научной фантастики 20 века. И главное — многое, очень многое, описанное автором о нравах людей в дальних странах и на родине, всё ещё актуально, всё так же вызывает одновременно и улыбку и возмущение. Иными словами, «Гулливер» — замечательное произведение, проверенное временем. И это, пожалуй, первая художественная книга, из которой я делал выписки цитат!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Иван Франко «Захар Беркут»

Paganist, 17 октября 2014 г. 18:24

Великолепнейшая книга, которая способна научить многому! Здесь есть и модель социального устройства общества, пламенная любовь, низкое предательство, верность слову и долгу и ещё много чего из того, что метко называют «вечными темами». Плюс ко всему — очень динамический сюжет, помноженный на мастерство автора как рассказчика. Большое достоинство повести — её актуальность. Более того — её пророческая сила.

Однозначно — лучшая книга, с которой довелось познакомиться в 2014 году, хотя она ещё в школьной программе значилась. Вот пришло время нагонять упущенное в школьные годы.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Эрнст Т. А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

Paganist, 15 января 2012 г. 00:51

Это безумная сказка! Это безумный мир человеческого воображения, помноженный на энергетику чистых эмоций! Завораживающая, мистическая, волшебная история! Почему-то кажется, что предназначена сказка, отнюдь не детям, а именно взрослым (хотя бесспорно, для детей она шикарна!).

Не перестаю восхищаться манерным и изящным языком автора и загадочностью развития сюжета, несмотря на кажущуюся его очевидность!

Настоящая сказка!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»

Paganist, 29 марта 2011 г. 00:57

Замечательная, глубокая сказка-притча, местами грустная, но всё же со счастливым концом. Повесть о непреходящих ценностях в человеческой жизни — искренности, дружбе и смехе. Произведение крайне многогранно, затрагивает множество социальных и психологических проблем и достаточно колоритно (впрочем, не без преувеличений — ну так на то это и сказка!) описываются быт, нравы, характера героев, городов, социальных классов и прочее. Книга насыщена и интересна. потрясающая сказка для детей и философская притча для взрослых.

Оценка: 10
⇑ Наверх