Все отзывы посетителя System
Отзывы (всего: 16 шт.)
Рейтинг отзыва
System, 8 ноября 2023 г. 10:56
Жаль, что из-за субъективно неудачного названия, я познакомился с циклом «Космоолухи» Ольги Громыко слишком поздно. Согласитесь, книга про каких-то там простофиль, тем более, по-видимому, космической степени отсталости, не способствует читательскому энтузиазму. Но нет худа без добра: зато получилось прочитать законченный цикл за один заход в порядке хронологии событий, а не наскоками в порядке выхода книг. И по итогу стало очевидным, что за странным названием скрывается, возможно, один из самых лучших циклов современной фантастической литературы.
Легкомысленный и ироничный слог настраивает на несерьезный лад, однако с каждой новой книгой перед читателем все подробнее открывается глубоко проработанный мир с нетривиальным, но непротиворечивым переплетением технологий. Простыми словами безо всякой бравады вскользь в тексте проскакивают незначительные детали, будто и внимания не достойные, и только потом ты понимаешь, насколько глубокими должны быть познания, чтобы вот так – легко и невзначай – описать, например, построение телохранителей при сопровождении объекта, специфику инопланетного биогеоценоза, будни лесника. Это по-настоящему круто и выгодно отличает Ольгу Громыко от других авторов, которые либо вообще не утруждают себя упоминанием таких нюансов, либо смакуют их, бомбардируя читателя специальными терминами и наивными псевдонаучными умозаключениями.
Поначалу слегка картонные и нарочитые персонажи уже к третьей книге обретают глубину и самобытность. Их пороки и недостатки множатся от книги к книге, но это вызывает не отторжение, а удивительное чувство принятия. Персонажи перестают быть набором букв, и обретают индивидуальность, харизму, душу, если хотите. Наверное, это идеальный пример того, как должны быть прописаны главные действующие лица – чтобы читатель в них поверил, проникся их внутренним миром, полюбил их, в конце концов… На протяжении всех 15 (я не ошибся?) книг ни разу не возникло ощущение искусственности принятых героями решений, не возникло ни одного противоречия или натянутости. Выбор и мотивация – всегда адекватны и соответствуют характеру, внутреннему миру и приоритетам персонажа.
Автор постепенно вводит все новых и новых действующих лиц, но, к счастью, делает это медикаментозно выверенными порциями, так что отчуждения или какой-то каши в голове не возникает. Ближе к последней книге главных героев становится настолько много, что, кажется, их количество вплотную приближается к пределу восприятия, но, к счастью, вовремя останавливается и не превышает его. Наоборот, каждый персонаж остается яркой индивидуальностью, когда нужно – подчеркивая, когда нужно – оттеняя черты характера других персонажей, с которыми его сталкивает повествование.
«Серьезные» авторы, наверное, свысока смотрят на то, как различные инопланетные расы разговаривают на том или ином наречии, используя тот или иной говор малых народов – еще бы, ведь «так никто не делает!», это нереалистично! Но если отбросить снобизм и тщеславие, то можно увидеть, что инопланетные расы изображены автором подробно, непротиворечиво и достоверно. У разных инопланетных рас разный взгляд на мир, разная система ценностей и разная парадигма мышления. Да, использование специфических диалектов напрочь убивает серьезное к ним отношение, но, если отвлечься и присмотреться внимательнее – чужие тесно вплетены в структуру придуманной Вселенной и органично ее дополняют.
Книги отнесены к жанру юмористической фантастики и в этом смысле их есть за что похвалить. И если поначалу юмор бывал немного натужным, основанным на глупом поведении второстепенного персонажа (например, Винни), то в последующих книгах юмор становится более зрелым, а порой в повествование вплетаются настоящие шедевры – постороннему человеку ничего не говорящие, но у тех, кто знает предысторию или характер персонажа, вызывающие настоящую истерику от хохота (например, тот случай с Дэном, который отказался от вафли).
В первой половине серии автор строго придерживается правилу – никаких романтических линий. И это – очень импонирует. Главные герои ведут себя по отношению друг к другу подчеркнуто платонически – и так на протяжении нескольких книг! И это словно глоток свежего воздуха. Во второй половине цикла, когда героев набирается уже довольно много, между ними, как лесной пожар, начинают вспыхивать отношения. У каждой пары – разные, есть короткие и бурные, есть неспешно развивающиеся на протяжении целой книги – на любой вкус… Увы, наверное, это требование аудитории, а может, необходимость, вызванная внутренним миром книги… Ведь этот мир – живой, и автор довольно тонко следует потребностям своих персонажей.
Здорово, что серия имеет достойное завершение. В меру грустное, в меру романтичное. Но безусловно правильное и логичное. После прочтения остается легкая светлая печаль: возможно, от расставания с героями, возможно – от осознания, что другого такого шедевра больше найти не удастся…
Итак, как я уже писал в начале, у Ольги Громыко получился замечательный цикл, описывающий замечательный мир и замечательных героев. У нее получилось легко и задорно, простым слогом, без вычурности и пафоса описать фантастическую жизнь и необычайные приключения. Я думал, так не бывает. Это было одно из лучших переживаний последнего десятка лет. Советую всем. И – да: не судите книгу по названию, я на этом уже обжегся… А, и еще – ищите книги с иллюстрациями. Иллюстрации – бесподобны.
Николай Горькавый «Астровитянка»
System, 17 января 15:44
«Астровитянка» Горькавого – книга необычная. Если подойти к ней со стандартной меркой, начать скрупулезно выискивать и подсчитывать ляпы и несуразности, подвергнуть анализу степень шаблонности главных героев или глубину личности второстепенных, то выводы будут неутешительны, а оценка – невысока. Однако ошибкой будет воспринимать эту книгу в качестве обычной развлекательной беллетристики, не стоит примерять на нее стандартные параметры и общепринятые требования, не надо ставить ее на одну доску с другими произведениями жанра. Эта книга написана не так как другие, в ее основе – иные ценности, ее повествование построено на других принципах, поэтому и воспринимается она иначе.
Основа изложения здесь – это не информация, а образы и эмоции. Образный язык достигает в этой книге максимальной интенсивности и работает на создание эмоционального отпечатка не только героев, но и событий. Эмоционального отпечатка, а не информационного! Поэтому при аналитическом чтении может показаться, что герои прописаны скупо и плоско, а события скудны и нелогичны, а главная героиня – супермен в юбке. Можно воспринимать книгу и так – но при этом вы упустите саму ее суть, и посыл автора останется незамеченным.
Именно поэтому здесь так часто используется олицетворение неодушевленных предметов и угроз, поэтому злодеи и герои гипертрофированы, поэтому мальчик Джерри так много и вразнобой рассказывает о событиях детства – автор не информацией нагружает читателя, а образом, слепком личности, глубинной эмоциональной характеристикой, которую нельзя воспринять рационально, но которая оседает в сознании. И этот образ, заполненный сложным клубком эмоций, в дальнейшем будет взаимодействовать с другими такими же эмоциональными образами: врагов и любимых, преподавателей и одноклассников. И все события, происходящие с главными героями, также несут в себе прежде всего эмоциональный подтекст и эмоциональную окраску, а не причинно-следственную.
Одновременно автор формирует для всех этих событий и переживаний особый фон – такой «ламповый», вобравший в себя дух фантастической литературы середины ХХ века, и советской – в частности. Когда любое фантастическое произведение было не просто развлечением, но рассказом о научном открытии, иллюстрацией необычного физического закона или размышлением о футурологическом концепте. Когда взгляд в будущее был полон надежды на светлый мир, а социальный прогресс был неотделим от технического. Да, книга вобрала их дух, но осталась современной – поэтому здесь полно реалистичных человеческих пороков, а справедливость, увы, зиждется на богатстве, а не на добродетели.
«Астровитянка» на протяжении всего повествования манипулирует самыми светлыми нашими чувствами, и это отличает ее от других книг. Она генерирует мощный эмоциональный заряд, настолько позитивный, настолько добрый и светлый, что аналогов этому очень сложно подобрать, а затем, ведет этот заряд через всю книгу, усложняя и обогащая его: духовно, нравственно, эмоционально, интеллектуально: мы переживаем и сопереживаем, мы размышляем и сомневаемся, мы получаем новые знания и исправляем существующие. И после всей этой эволюции к финалу мы приходим с щемящей светлой грустью – настолько чистой и искренней, что поневоле удивляешься тому, что еще способен на такие чувства…
Литература глубоко ассоциативна – пишет Ник Горькавый. И если вы почувствовали в этой книге то же, что почувствовал я – значит, буковки легли правильно…
Роман Злотников «Мятеж на окраине галактики»
System, 3 ноября 2023 г. 17:03
Если бы меня попросили как можно более коротко охарактеризовать Роман Злотникова «Мятеж на окраине Галактики», я бы колебался между определениями «унылый фарс» и «белиберда». Злотников умеет писать хорошо и интересно, но эта поделка – самое худшее, что я читал у него, а возможно, худшее, что я читал за всю свою жизнь… Я заставлял себя продолжать читать, во-первых, чтобы отзыв о книге был объективным, а во-вторых, в надежде, что дальше автор исправится и начнет писать, как тот Злотников, которого мы любим. Увы…
Рейтинг — 7.85, посмотрите! Положительных отзывов на первой странице — 10 из 15... Что не так с современным читателем? Впрочем, в сторону негодование, я попытаюсь объяснить, чем плоха книга, отключив лишние эмоции.
Во время написания автор, видимо, совершенно не утруждал себя ни критичным взглядом ни здравой оценкой, никак не пытался хоть немного придать смысла или реалистичности происходящему в книге. События не имеют разумных предпосылок, взятая за основу идея сырая и непроработанная, в сюжете множество необъяснимых дыр, непродуманных и притянутых за уши моментов. Создается ощущение, что автору на ум эпизодически приходили всякие идеи, и он включал их в текст, совершенно не заботясь о том, нужно ли это и соотносятся ли они с логикой повествования.
С физикой и обычной логикой у автора тоже очевидные нелады, я уж не говорю о небесной механике. Космический аппарат, подбитый на орбите высотой где-то в половину расстояния до Луны, — думаете, продолжает кружиться? Нет! В течение пары часов падает на Землю, а пилот-берсерк даже жив остается и за неделю полностью восстанавливается из состояния лепешки.
Суперспособности берсерков вызывают множество вопросов. Суть их описывается скупо, она никак не обосновывается, неясно, есть ли у них ограничения, каковы причины и закономерности возникновения, условия и последствия применения. Непонятна численность берсерков, разница в их способностях, специализация… Видно, что автор сам не понимает, что насочинял, поэтому персонажи не задают напрашивающихся вопросов, а все, касающееся суперспособностей, упоминается вскользь и как само собой разумеющееся. По сути, пришельцев победила кучка супергероев с вообще никак не ограниченными возможностями. Разве что летать не умеют…
Солидный кусок событий описывается от лица пришельцев-оккупантов и это – полный провал. Автор отчаянно пытается сымитировать чужое машинно-рациональное мышление, но все время съезжает обратно на эмоциональные реакции. Пытается описать быт и повседневную жизнь пришельцев, но просто понятия не имеет, в чем она должна была бы заключаться, поэтому эти отрезки повествования противоречат один другому и вкупе воспринимаются как полный бред. Иногда для придания правдоподобия автор использует чужие единицы длины и времени, но не понимает, что от этого написанное выглядит еще более глупо.
Я хотел сделать рецензию покороче, но в книге столько откровенно бредовых моментов, что их можно перечислять вечно. Американский генерал, завидя инопланетное вторжение, звонит по телефону русскому генералу и на резонный вопрос помощника «Зачем?» разражается патриотической тирадой, воспевающей доблесть российской нации. Не обладающий свободой воли командир оккупантов восхищается красотой планеты и переходит на сторону повстанцев. Берсерк, чья суперспособность – подчинять системы пришельцев, соблазняет мощный космический корабль, искусственный интеллект которого почему-то оказывается женщиной, дальше почему-то этому кораблю подчиняются все наземные войска оккупантов. Двое человек-повстанцев прилетают на Лунную базу и уговаривают все находящиеся там военные силы пришельцев примкнуть к повстанцам. На нижнем ярусе военного бункера солдаты устраивают бордель, приковав двух женщин (откуда они там взялись?!?) с помощью наручников, открывающихся с помощью магнитной полоски. Пришельцы облучают поверхность планеты электромагнитным излучением, чтобы стереть все носители информации, но некоторые носители сохраняются – и знаете почему? Потому что были на оптике? Нет, потому что «были НАДЕЖНО ЗАЩИЩЕНЫ» (прямая цитата из текста).
Концентрация бреда с каждой главой нарастает, чтобы на последних страницах вылиться в поистине фееричную белиберду. На последних страницах описан космический бой в котором наш флот уничтожил то ли вдвое, то ли вчетверо превосходящий флот пришельцев. Как? Никак, это не описано, есть только небольшая отсылка на героизм людей и суперспособности берсерков. А, нет, небольшое описание боя все-таки было, и выглядело оно примерно так: «Атакаторы перешли в атаку на монитаторы, монитаторы в ответ атакуют атакаторы.» Я не преувеличиваю! Эти бредовые названия типов космических кораблей беспрестанно повторяются и чередуются. И что это за корабли, мы не знаем – о них в тексте ни слова не сказано вообще! А потом выдается результат сражения с подбитыми на нашей стороне и на стороне противника типами кораблей (о которых мы тоже слыхом не слыхивали, понятия не имеем и видим впервые в тексте!).
Писать можно много. Книгу невозможно воспринимать всерьез, несмотря на ее потуги такой казаться. Не тратьте времени на этот бред – он того не стоит…
Крессида Коуэлл «Как приручить дракона»
System, 4 марта 16:23
Вкратце цикл можно охарактеризовать словами: «Хрень, но детям нравится». Как хорошо, что у детей такие низкие требования: главное, что есть Беззубик, который смешно говорит, и другие драконы, а менее важные вещи (сюжет там, диалоги, мотивация) пусть хоть с флакона освежителя воздуха спишут — детям прокатит!
Первые книги оставляют после себя очень хорошие впечатления. Разнообразные приключения, в сюжет постепенно вплетаются все новые герои, все новые драконы, все новые локации, все новые племена. Локализация текста на высоте, говорящие и наполненные смыслом имена и топонимы, оформление прямой речи разных героев разными шрифтами, где, например, даже размер кегля зависит от размера произносящего эти слова дракона — гениально! Сам драконий язык в исполнении Беззубика исковеркан так грамотно и потешно, что не перестаешь восхищаться мастерству локализаторов, а многие слова так здорово звучат (например, «спячник», «бррр-зяп»), что слету могут вписаться в повседневную речь в качестве жаргонизмов. До 6-й или 7-й части эти книги все еще можно назвать добрыми.
Однако, начиная где-то с 7-й или 8-й части все доброе и светлое начинает из книг исчезать, настроение повествования становится все мрачнее, юмористические вставки «разговоров с Беззубиком» постепенно сходят на нет, появляются жесткие описания изощренных издевательств над главными героями, сцены настоящих страданий, глумлений над слабыми, угроз, жестоких расправ, реальных пыток. Взрослые отрицательные персонажи пополняются еще более гнусными и жестокими представителями.
В последних четырех книгах повествование начинает затягиваться, появляются зубодробительно подробные описания мельчайших событий, реакций, мыслей или окружающего мира. Автор постоянно вставляет в повествование лишние метания и телодвижения героев и злодеев, носящие порой весьма глупый и недальновидный характер. В итоге, последние две книги сюжетно описывают события всего двух дней, причем на долю второй из них выпадают события от силы с утра до полудня.
Изобилие отрицательных эмоций в последних книгах превышает все разумные пределы. На одно-два положительных событий приходится полтора десятка негативных. Автор начинает словно смаковать страдания героев. И это вкупе с затянутостью повествования вызывает вполне осознанное отторжение.
Финальную сюжетообразующую арку с сокрытыми Утерянными сокровищами сможет назвать логичной только совсем уж маленький ребенок. Это глобальная ошибка автора, на которую он стыдливо закрывает глаза до самого конца на протяжении четырех-пяти последних книг. А может, она и сама не понимает, что часть доставшихся Иккингу «сокровищ» — совершенно не те, которые были сокрыты его предком (и это не спойлер), а просто похожие?
В общем, задорно начавшийся приключенческий цикл к концу своему вырождается в вымученную депрессивную графоманию, изобилующую грубыми ошибками, нелогичными допущениями, страданиями и мучениями, сценами издевательств и жестокости. За первые книги можно легко поставить 7-9 баллов, за последние — не больше 2-3
System, 13 марта 2023 г. 16:02
Я искренне не согласен с последними разгромными и изобличающими рецензиями на этот цикл Круза. Не знаю, к каким произведениям привыкли авторы отрицательных рецензий, но меня творчество Круза (оговорюсь — именно в этой вселенной) порадовало. Для расширения «читательского кругозора» — самое то!
Я не считаю недостатком так часто упоминаемых здесь в отрицательном контексте многочисленные перечисления ТТХ техники и вооружения: да, встречается, да, непривычно, да, мне, как человеку непросвещенному, наверное, эти данные говорят не так много, как человеку «в теме», но, поверьте, без них — это будет другой автор, другой стиль, и восприниматься будет по-другому. Не должны книги быть похожи друг на друга как одна! Нет в литературе «золотого стандарта» к которому надо стремиться! У А.Круза есть узнаваемый авторский стиль — и это здорово!
Замечательно передано настроение и ощущение города, захваченного зомби. Замечательно обрисованы действия героев — обдуманные, логичные, понятные и принимаемые как разумом, так и чувствами. Логика действий злодеев, асоциальные действия негодяев, паника простых людей — всему веришь, ничего не вызывает отторжения. Все эти мелочи укладываются в общее повествование, грамотно и профессионально (а может, просто талантливо) расставляя акценты и добавляя эмоциональные вкрапления. К этому — не придраться.
Конечно, придраться можно ко многому другому.
Сама причина начала эпидемии не выдерживает никакой критики... С этим, думаю, все согласятся...
Второй недостаток: из книги следует, что чтобы с минимальными потерями выжить в зомби-апокалипсисе, тебе нужно быть одновременно: бывшим спецназовцем, научным сотрудником, владельцем магазина товаров для экстремального спорта, знакомым владельца магазина оружия и боеприпасов... В общем, не бывает таких людей...
И последнее — третья книга скатывается в приключения ради самих приключений. Хороший цикл должен иметь хорошее завершение, а тут такого нет...
В общем, читаемы и удобоваримы только первые две книги
Муни Витчер «Нина, девочка с шестой луны. Книга 1»
System, 27 марта 14:56
Дети — непритязательные читатели. Для них главное, чтобы в книге главные герои были помладше, а иллюстрации — покрасивее. И этим пользуются многие издатели, оформляя бесталанную писанину в красивую обертку.
С позиции ребенка — это хорошая книга: иллюстраций хоть и немного, но они стильно выполнены, правильно расположены относительно изображаемого эпизода (что большая редкость!) и показывают все значимые события и всех упоминаемых людей и существ. А главные герои — подростки лет 11-ти, пытающиеся противостоять (ни много ни мало) мировому злу. Разве что-то еще нужно? Формальные требования учтены, дети довольны и сели за чтение. Но что именно они прочтут?
Создается ощущение, что это не финальное издание, а какой-то его ранний черновик или набросок. Словно автор накидал ряд идей и событий, расположил их последовательно, но при этом не связал ни логически, ни причинно, ни стилистически. Получилось что-то сырое и рваное. Злодеи делают какие-то вещи просто так, без причины. В охраняемую андроидами секретную лабораторию можно попасть через черный ход прямо с пирса. Откуда-то появилась Первая Тайна, и непонятным образом без каких-либо действий героини уже в следующей главе она разгадывается. Говорящая Книга безо всяких вводных инструктирует героиню насчет того, что и как ей делать дальше. Магические сражения набросаны вкратце и кое-как.
Очень много тем и жанров собрано в одну кучу: магия, космос, андроиды, алхимия, детектив, альтернативная история. В итоге каждый из этих элементов оказался скомкан, упрощен, нелогичен, а иногда начинает даже противоречить остальным. Постоянно нарушаются законы физики. Отвратительно прописана магия — непонятно вообще, что и как в этом мире происходит и по каким правилам. На другую планету то приходится лететь, то можно просто насобирать цветов на ее поляне через окошко-портал...
Жуткие диалоги. Их довольно много, но они плохо написаны (или переведены), неестественны и безэмоциональны. Люди (а тем более дети) так не говорят, так не реагируют. Эмоции описаны скупо и формально, прямая речь эмоционально вовсе никак не окрашена. При этом книга нагружена большими фрагментами сухого описательного текста, не имеющего никакого отношения к происходящему и из-за этого местами она очень тяжело воспринимается.
Плохого об этой книге можно очень много написать. Про неправдоподобную анатомию и внешний вид животных на другой планете и андроидов на этой (колокольчики вместо ушей — ну зачем?!?). Про опасное описание опытов и реагентов, где дети запросто пьют смесь сурьмы и чего-то еще. Про отсутствие логики в разрешении проблем и загадок. Про дверь, открытую наполовину, поэтому в нее не войти. Про шторы, которыми можно закрыть окна в глубоководной лаборатории, «чтобы злодей ее не увидел». Несуразностей так много, что у меня не получится вспомнить и перечислить разом их все.
Самый главный недостаток — книга не стимулирует ребенка размышлять. Решения героев возникают из ниоткуда как данность и почти всегда не соответствуют ни совершенным действиям, ни изначальной задаче. Алогичность и несогласованность мира пресекают попытки читать вдумчиво, не позволяют построить картину этого мира и держать ее в уме, не дают сопоставить реакции героев с тем, «а как бы я сделал». Чему такая книга может научить? Только одному — не думать.
Александр Громов «Первый из могикан»
System, 20 ноября 2023 г. 18:10
Роман «Первый из могикан» А. Громова завершает дилогию в очень неоднозначном ключе. Во время и после прочтения непрерывно мучают два основных вопроса: «О чем вообще эта книга?» и «Зачем потребовалась вторая книга, если все эти события можно было изложить еще в первой?»
Если начать со второго вопроса, могу только посетовать на то, что автор решил раздуть историю на два тома за счет псевдофилософских размышлений и самокопания героев. Но даже так для полноценной второй книги оказалось слишком мало событий основного сюжета, поэтому ему пришлось искусственно вводить множество второстепенных событий, ненужных действий, дополнительных героев и линий повествования, которые не заканчиваются ничем и которые совершенно не нужны ни сюжетно, ни идеологически.
Первый вопрос также не находит ответа. Второй том не содержит в себе ни внятной истории, ни глобальной интриги, ни кульминации, ни нарратива (имею в виду какую-то логичную цепочку взаимосвязанных событий, приводящих к какому-либо конечному результату). Кстати, с логикой происходящего в книге также значительные нелады: и без того контекстно понятные и логичные причинно-следственные связи разжевываются подробно и от лица разных персонажей; а вот нелогичные поступки и события иногда не находят в тексте никакого объяснения и оправдания.
Вызывает множество вопросов и новый главный герой. Вызывающая искреннюю симпатию «красавица, спортсменка, комсомолка» импонирует сравнительно небольшим количеством натужных внутренних переживаний, она вдыхает в повествование свежую струю и за ее историей интересно наблюдать. Самые лучше моменты книги (соревнование, погоня, спецоперация, засада) написаны от ее лица. Тем обиднее, что ей уделяется всего около одной трети или четверти объема текста и чем дальше, тем реже повествование обращается к ней. История главного героя предыдущей книги занимает еще столько же или даже больше, ближе к концу книги он мелькает на страницах все чаще, но радости это не приносит никакой, поскольку за него уже не получается переживать с такой же искренностью – его внутреннее состояние, мысли, уровень интеллекта и даже приоритеты совершают за время повествования несколько колебаний от одной крайней точки до диаметрально противоположной, и начинает уже вызывать сомнение его адекватность и душевное здоровье… Кроме того, как было и в предыдущей книге, очень большую долю текста занимают его рассуждения и переживания, натужно впихнутые для увеличения объема.
На протяжении еще около трети книги описываются похождения группы второстепенных героев первой книги и это самые провальные фрагменты. Сразу видно, что они включены в повествование искусственно, поскольку не имеют ни внятной завязки, ни логичной развязки, а само их «приключение» представляет собой путешествие сначала в одну сторону, а затем в обратную. Ни смысла, ни правдоподобия, ни влияния на сюжет, ни морали, ни логики эта часть повествования не содержит.
По большому счету, произведение в целом производит точно такое же впечатление: это бессистемные метания нескольких героев на фоне даже не произошедшего глобального катаклизма, то есть, на фоне «пшика», по сути. Как я уже писал, у книги нет кульминации, нет в ней и развития. На протяжении всей книги не происходит ни одного значимого сюжетного события. Космическая армада собралась – и висит. Заключенные сбежали – и бегут дальше, ловить их никто не собирается. Промышленность разрушается – а вроде и не разрушается, затем восстанавливается – но словно бы и не восстанавливается. Половина населения планеты взбунтовалась – и вроде как бунтует себе дальше. Бунт начают подавлять – и непонятно, подавили или нет… Вторую половину населения должны были спрятать в бункеры – но места всем не хватило. Но вроде бы все поместились. Но это не точно.
Вот на фоне такой вот размазни, повествующей совершенно ни о чем и ничем не завершающейся, действуют главные и второстепенные герои, также не имея ни четкого плана, ни логичной последовательности действий. И, разумеется, финал только заколачивает гвозди в гроб такого бессмысленного повествования. Потому что финал этот абсолютно искусственный и не имеет ни логического объяснения, ни причинно-следственной подоплеки, ни морали, ни малейшего этического или эмоционального объяснения. Наверное, Громов написал его в расчете на третью книгу, но, благо, потом сам от нее отказался. Финал откровенно загублен и вызывает только разочарование.
В книге много хороших моментов. Но это именно – моменты. Если бы Громов изложил всю эту историю в одной книге, сократил бы ненужные размышления и побочные линии повествования, то даже с таким финалом получился бы шедевр. Сейчас же – это несъедобное чтиво, оставляющее после себя лишь неприятное послевкусие обманутых надежд.
Андрей Красников «Альтернатива»
System, 10 ноября 2023 г. 17:06
Не являясь фанатом произведений подобного жанра, был удивлен, насколько книги цикла «Альтернатива» А.Красникова внятно написаны и поддерживают интерес читателя. Благодарен автору за грамотный слог, непротиворечивость окружения и грамотно построенную игровую вселенную. Многие идеи, внедренные им в механику придуманной игры, выглядят свежо, удачно и, возможно, могли бы найти применение в реальной индустрии ММО: сеттинг, предыстория мира, базовые механики, система прокачки и начисления опыта, классификация игровых зон.
Конечно, не обошлось и без слабых мест, повинных в моей невысокой итоговой оценке. В первую очередь — это неправдоподобность. В части игры — отсутствие игровых условностей. Все слишком натурально и интерактивно. Можно до посинения оправдывать зашкаливающий реализм ответных реакций игрового окружения футуристическими технологиями, всякими капсулами виртуального погружения, но все равно очень большой процент ситуаций, фигурирующих в книге, будет невозможен в сколь угодно подробно проработанном виртуальном мире. Физика разрушений, диалоги с NPC, управление техникой — все это сделано в отрыве от исходного постулата о виртуальности вселенной. В реальном мире это выглядело бы достоверно, но в любой виртуальной среде должны быть внутриигровые условности, а здесь их нет от слова «совсем». В части реальной жизни — та же проблема. Механизм работы игровой капсулы, мотивация и логика взаимоотношений главного героя с «работодателем» — все это выглядит абсолютно недостоверно и притянуто за уши. Так не бывает, и часть книги, описывающая реальный мир, воспринимается абсолютно провальной.
Вторым большим недостатком я считаю периодически проседающий темп повествования, особенно в части многократной гибели персонажа. Особенно в самом начале. Бойкий темп изложения во всем остальном повествовании очень контрастирует с этими вставками многократного умерщвления с многократно повторяющимися событиями, словами, выражениями, интонациями. Видно, что автор сам устает от этих эпизодов, но вынужден их терпеть в угоду реализму и выбранным им самим правилам игры.
Ну и третий недостаток – это тот факт что новичок в игре нашел «убер-оружие», то есть способ относительно просто уничтожать противников любого класса и численности. А вот ветераны, якобы, такого способа не знали… Не верю!
Вообще, первая книга воспринимается как самая слабая и, как ни банально это звучит, неинтересная. Здесь невозможно сопереживать главному герою, который мечется в нерешительности, совершает глупости одну за одной и крайне непоследователен в выборе. Здесь очень много внимания уделено описанию механик игры, отчего слог становится сухим и теряет выразительность. Здесь вопросы внутриигрового взаимодействия еще царапают глаза своей недостоверностью и нелогичностью.
Ко второй книге уже привыкаешь к миру и к способу его описания, смиряешься с недостатками и, наверное, больше начинаешь замечать достоинства. Повествование набирает темп, появляются внешние мотиваторы, игрок начинает действовать смелее, вступает во внешние взаимодействия, завязывается интрига как в виртуальном, так и реальном мире.
Но наиболее удачной получилась третья книга. Уверен, что добрую половину положительных эмоций от чтения обеспечивает внезапно обретший дар речи питомец главного героя. Способ подачи фраз, сами неожиданные словесные обороты – выше всяких похвал! Многие моменты настолько удачны, что прочно осели в памяти и продолжают вызывать улыбку. Мое восхищение автору! Симпатия к персонажу также переходит на новый уровень, поскольку его действия наконец-то обретают осознанность.
В общем, смело могу рекомендовать этот цикл для знакомства с жанром. Единственное, зашкаливающее обилие геймплейных терминов и современного жаргона может отпугнуть незнакомого с ними читателя.
System, 9 июля 2023 г. 12:19
Несомненное достоинство этого романа (и следующего, в общем) — безудержная фантазия автора, которая кидает главных героев в поистине фантастические миры. В этом книга очень напоминает фильм «Валериан и город тысячи планет»: такой же яркий антураж, фантастические инопланетники, такие же необычные обстоятельства, по которым так же вскользь и наскоком пробегаются главные герои, так же наплевав на законы физики, логики и целесообразности. Поэтому, точно так же эта фантастика очень мало отношения имеет к определению «научная». Жанр этого романа я бы определил как «космическое фэнтези в обертке легкого детектива». То есть ни к настоящей НФ, ни к настоящему детективу это никакого отношения не имеет. Интригу детектив раскрывает сразу всю и целиком, не подразумевая от читателя работы мысли. Космос является только антуражем, в котором фантазия автора может безболезненно творить самых фантастических существ, не заботясь ни о хотя бы минимальном правдоподобии, ни о соответствии законам эволюции.
Очень радует, что автор, видимо, довольно глубоко проработал лор вселенной и предысторию персонажей, наверное поэтому постоянно вставляет в текст какие-то флешбеки, которые сейчас выглядят очень странно, но, я надеюсь, найдут объяснение или развитие в следующих книгах. Жаль, что предыстория эта открывается нам кусками, и не ДО событий, затрагивающих ее, а ПОСЛЕ них — что, конечно, оставляет читателей какое-то время в недоумении, но недоумение это вовсе не является оправданием для причисления книги к детективам. Сами раскрываемые дела тоже проработаны на славу и во всей глубине — но, опять-таки, не дают читателю насладиться интригой, ведь объяснением может оказаться факт, который был до этого неизвестен никому, кроме самого главного героя.
Есть и множество других недостатков... Очень странный и инфантильный слог, в котором глаз все время спотыкается о нелитературный сленг, англицизмы, просторечные выражения, торчащие то тут то там в хорошей и гладкой речи. Персонажам не хочется сопереживать, они скучные, неинтересные, либо, напротив, чрезвычайно странные — оттого не вызывают приязни или отождествления... Отсутствие целостности повествования, с одной стороны, позволяет сосредоточить внимание читателя на расследованиях, с другой — еще больше отрывают его от персонажей и мира в целом.
Такова вся книга: местами скучная и неинтересная, местами интересная. но при этом странная. Наличие глобальных замыслов, объединяющих разные главы, объединяющих разные книги, плюс неуемная фантазия автора, рождающая яркие картинки и сюжеты — это, пожалуй, единственное, что удерживает внимание и интерес. После первой книги я с глубочайшим любопытством взялся за вторую, а вот там...
Муни Витчер «Нина и загадка Восьмой Ноты. Книга 2»
System, 23 апреля 14:15
Во втором томе автор с псевдонимом «Лунная ведьма» должна была хотя бы немного улучшить качество текста. Отнюдь, к упомянутым в отношении первой книги проблемам (как то: нелогичность и непоследовательность повествования, неестественность диалогов, рассогласование действий героев и получаемого результата и прочее) добавляются новые.
В первую очередь, бросается в глаза резкое (возможно, даже в два или три раза) уменьшение количества рисунков. Да и сами рисунки теперь гораздо менее информативны. Например, может быть нарисована просто лампа — в уголке страницы. Также резко снижается темп повествования. Если в первой книге на протяжении всей истории происходили какие-то приключения, то здесь — основная активность заканчивается еще в первой трети: в том числе разрешение загадки Восьмой ноты (отраженной в названии) и путешествие к Осирису в Египет (о котором сказано в аннотации), а на оставшихся двух третях происходят действия, никак не связанные ни с загадками, ни с нотами, ни с Египтом. Все повествование сосредотачивается вокруг еще одного злобного противника — мэра Венеции, а также вокруг какого-то нового алхимического эликсира, который позволил бы главным героям (внимание!) дистанционно украсть у главного злодея какие-то очень важные ингридиенты. Для чего нужны эти ингридиенты — ни я, ни ребенок не уловили, возможно, об этом в тексте где-то и упоминается, но, видимо, лишь один раз и то вскользь.
Во второй книге стало гораздо больше пропаганды разнообразных небезопасных, а то и вовсе противоправных действий. В частности, герои легко и будто само собой разумеющееся обманывают родителей и учителей, а однажды даже нападают на полицейских. Отношения со взрослыми показаны так, что сторонний человек, причастный к их увлечению алхимией, пользуется гораздо большим уважением и доверием во всех аспектах жизни, чем родители. Главные герои в своих действиях теперь еще сильнее полагаются на Говорящую Книгу. Я не знаю, в какой степени дети проведут параллели с интернетом, но эта Говорящая книга заменяет главным героям и совесть и здравый смысл, ведь в сложных ситуациях они советуются именно с Книгой, а не с близкими взрослыми. Книга направляет действия детей, успокаивает и подбадривает их, говорит им, что нужно сделать, какие инструменты использовать — в том числе и для проведения своеобразного террористического акта (с упоминавшимся уже нападением на полицейских).
Автор придумала очень интересную идею Числомагии, но у нее не хватило ни воображения, ни знаний, ни интеллекта развить ее в стройную систему. Аналогии цифр и магических механизмов получились интересными, но непоследовательными и поверхностными, какие-то придуманы удачно, остальные — лишь бы были. Поэтому книга еще сильнее, чем первая часть, напоминает набросок, черновик, не продуманный и слепленный в спешке на коленке. Не вычитанный, с режущими глаз несуразностями, с уходящими в никуда и появляющимися ниоткуда сюжетными линиями и причинно-следственными цепочками, не имеющий ни внятного начала, ни кульминации, ни завершения.
Александр Громов «Тысяча и один день»
System, 16 ноября 2023 г. 17:07
В 2023 году цикл «Мир матриархата» Громова воспринимается точно так же, как и 20 лет назад – судя по рецензиям и комментариям. Достоверный, в мельчайших подробностях прописанный мир, во всем похожий на наш – но с одной отличающейся деталью. И к каким изменениям в обществе, в технологиях и в сознании эта одна деталь привела – Громов описывает безупречно точно, грамотно и скрупулезно.
Первый роман «Тысяча и один день» начинается очень бодро. Интересно, задорно, динамично. Великолепный слог мигом подхватывает воображение и – нечасто такое случается – чтение затягивает всерьез. Срез общества, который показывает нам автор глазами главного героя – неожиданный, но формирует масштабную картину в чем-то тоталитарного устройства мира, изменившего исторические факты, географические названия, обороты речи и даже фольклор в угоду всеобщей феминизации. При этом Громов придерживается рационального реализма: технологии не сделали необоснованного скачка вперед: колонии на Луне, Марсе и Церере есть, но ни о каком самообеспечении речь не идет, различные бластеры, лазеры, киборги, флайеры не появились. Оружие – огнестрельное. Полеты – только на самолетах и вертолетах. В космос – на многоступенчатых ракетах-носителях.
Очень нетривиально, но и непротиворечиво описана суть способности женщин к телепортации. Выше всяких похвал все связанные с этим явлением ограничения и особенности взаимодействия. Использование в бою и в жизни – все выглядит максимально достоверно и обоснованно.
Однако потом динамичное начало себя изживает и повествование погружается в пустое философствование, испещренное флешбеками, историческими отсылками, воспоминаниями, разжевыванием исторических фактов и их последствий, рассуждениями и размышлениями главных героев, их переживаниями и самобичеванием, мелкими ненужными подробностями и эпохальными умозаключениями. Это все очень тесно интегрировано в действия и диалоги, одно плавно перетекает в другое, а затем в третье, и дальше, и дальше. С одной стороны – это придает тексту непередаваемый стиль и монолитность, с другой – такая нагруженность чрезмерно утомляет и надоедает.
Да, мы знаем, что автор продумал мир до мельчайших подробностей, смоделировал его на протяжении всего времени его существования, но мы также знаем, что мир этот – выдумка, и читать философское размышление о выдуманном событии или выдуманном факте из выдуманного прошлого этого выдуманном мира нам незачем! Если убрать из текста все лишние философствования, оставив только действия, диалоги, чувства и необходимый минимум исторических справок – объем текста сократится втрое!
Конечно, за почти четверть века, прошедшую с момента его написания, многое в книге успело устареть. Ощущается неправильно угаданный курс развития технологий (на самом деле Громов в этом смысле осторожничает, потому что в его мире вообще нет развития технологий), оттого этот мир воспринимается во многом отсталым, и само произведение уже хочется отнести к жанру альтернативной истории. Книга обрывается на самом интересном месте, на самом пике кульминации, и непонятно, зачем было отделять ее от второго тома.
В остальном, это очень крепкое произведение со своим уникальным шармом, настолько подробно описывающее несуществующее общество, что язык не поворачивается оспорить его достоверность. На него стоит потратить время: даже если оно не обогатит вас новыми знаниями, вы наверняка обогатитесь идеями.
Антон Карелин «Одиссей Фокс. Тени звёзд»
System, 9 июля 2023 г. 13:19
После прочтения первой книги про Одиссея Фокса я с любопытством взялся за вторую. И могу сказать только, что очень разочарован. Вторая книга объективно хуже первой, и что самое неприятное, первая после нее тоже потеряла часть своей привлекательности, ведь часть ее интриг получила свое объяснение: как это уже стало обычным для серии — ничем не обусловленное, никак не предугадываемое. Полное ощущение, что книга писалась впопыхах (в отличие от отлично проработанной предыдущей), настолько очевидно отсутствие внимания к деталям.
Основные достоинства и недостатки перекочевали из первой книги: искрометная фантазия, инфантильность повествования, сумбурный сюжет, отсутствие малейших ограничений со стороны законов физики и биологии, картонные персонажи с отсутствием эмпатии, с необъяснимыми фобиями и зависимостями, вызывающими искреннее недоумение, запутанные сюжеты, находящие разрешение с неожиданной и совершенно необоснованной стороны.
Необъяснимая всеосведомленность главного героя, бывшая в первой книге лишь небольшим штрихом, сейчас бросается в глаза ну совсем уж раздражающе. За счет знания фактов, заранее не преподнесенных читателю ни в какой форме, главный герой спасает свою жизнь, раскрывает преступления, борется с пиратами... Эволюция взаимоотношений с девушкой, которая должна были составлять параллельный пласт повествования, изображена настолько ненатурально и бесталанно, что просто не верится... Описание чувств — это вообще слабая сторона автора. Взаимное поведение, чувства, реакции двух главных героев никак не связаны и находятся в полнейшем разладе друг с другом, оттого через романтично окрашенные фрагменты продираешься как сквозь колючий кустарник. Появившийся еще один второстепенный герой вызывает недоумение своей ненужностью конкретно в этой книге. Конечно, с ним наверняка произойдет интересная история в будущих, но уже в этой книге автор перечеркнул желание ее узнавать.
Добила все последняя глава — натужная и ненужная, являющаяся в общем то квинтэссенцией всей (пока) дилогии. С неуклюжими отношениями, неестественными диалогами, безудержной фантазией (которую не может удержать такая чепуха как законы физики, эволюции и биологии) на фоне абсолютного непонимания, зачем это нужно каждому из главных героев по отдельности. Закрыл книгу с отвратительным послевкусием.
System, 13 марта 2023 г. 15:36
В рамках пока прочтенной мной части цикла «Экспансия», этот роман — лидер в номинации «Наискучнейшее чтиво». Скупость словарного запаса выражается как в общей примитивности предложений, так и в злоупотреблении автором слов «в переносном значении». Коробит глаз, но с этим еще как-то можно мириться... Гораздо больше напрягает само построение повествования, его неоправданная затянутость, одновременно избыточность каких-то ненужных описаний или движений, и в то же время отсутствие какой-либо динамики. И самое главное — отсутствие логики и правдоподобности в действиях, размышлениях и поступках главных и второстепенных героев. Из-за этого сопереживать им не получается и не хочется.
Нелогичность поступков героев порой даже не имеет какого-либо внятного сюжетного обоснования. Поневоле думаешь не только: «Зачем он (она) это сделала?» но и даже иногда: «Зачем автору потребовалось, чтобы он (она) это сделала?»... и не находишь ответа...
Ну и, конечно, если действие или решение героя не укладывается в привычную причинно-следственную связь, автор пытается это действие или решение обосновать искусственно. Он пытается нам доказать, что у героя были причины так поступить. Будет ли это доказательство кратким, лаконичным и последовательным? Щазззз... Логичные действия имеют стройное внутреннее обоснование, не нуждающееся в пояснениях. Они находят отклик в разуме и в душе читателя. Им веришь. Тут же другой случай. Любое обоснование нелогичных действий героя представляет собой многостраничные размышления, водящие читателя по кругу и пытающиеся его запутать. Или еще хуже — это будут пространный экскурс в прошлое героя, вскрывающий детские страхи и фобии, которые, наверное, могли бы привезти героя именно к такому решению, сколь нелогичным оно бы ни было. Причем объем динамичного текста основного сюжета может быть раз в пять меньше вот этой вот разъясняющей вставки... Впечатление от такого «объяснения» только одно: нас пытаются обмануть, ведь только лживые речи требует такого многословия.
А уж эти многочисленные повторения предыдущих книг и объемные разъяснения, как Человечество докатилось до жизни такой...
А эти многочисленные ляпы в принципах действия оружия, незнание простейших физических законов, простейших законов небесной механики...
В общем, читать это можно только «в рамках проекта». Само по себе произведение не имеет какой-либо художественной или научной ценности — абсолютно пустая трата времени. Если только вы, как и я, не поставили себе целью прочитать весь цикл целиком, тогда просто придется это прочитать...
Муни Витчер «Нина и заклятье Пернатого Змея. Книга 3»
System, 14 мая 14:25
Буду честен. Начиная читать ребенку каждую последующую книгу этого цикла, я каждый раз надеюсь, что уж начиная с нее-то у автора произойдет рост профессионализма и книги перестанут быть такими сырыми и примитивными. Увы, каждый раз это оказывается неправдой.
Начало книги всячески пыталось оживить эту надежду. Повествование берет бодрый темп. В действиях героев наконец-то появляются намеки на последовательность, логику, причинно-следственную обусловленность. События наконец-то перестают происходить просто так, теперь можно найти намек на мотивацию. Приключения на территории майя наконец-то обрели собственную внутреннюю сюжетную основу, в которой есть место и интриге, и многочисленным испытаниям, опасности резко увеличились и числом и градусом напряжения, в этом приключении даже появилось подобие кульминации. Путешествие за очередной Тайной перестало быть просто коротким и незначительным эпизодом, как было в предыдущих книгах. И это радует.
В книге использованы реальные называния города майя Чичен-Ица, пирамиды Кукулькан, бога Юм-Кааш, но переводчики почему-то поленились найти правильные транслитерации этих названий, в итоге в тексте они исковерканы.
В этой части во взаимоотношениях главных героев наконец-то начинает проявляться некая глубина. Пока еще робко, плоско и непрофессионально. Было бы удивительно, если бы этого не произошло аж в третьей книге. Может, конечно, это мне только показалось в силу привыкания к примитивности изложения и сопутствующей собственной деградации...
По аналогии с предыдущей книгой автор вводит еще один элемент алхимии — Карты. Задумка, в общем, была неплохой, но, реализация ее, как и прошлый раз, оказалась ужасной. Логика во взаимодействии воплощений этих карт, равно как и баланс их сил, не поддается ни объяснению, ни прогнозированию. Аналогия с балансом обычных карт, в которых для каждой есть более сильные и более слабые элементы, здесь декларируется, но вообще не соблюдается — так зачем же называть этот элемент Картами? В общем, очередной провал.
Кстати, украденные ингредиенты, которым была посвящена предыдущая часть — так и стоят неиспользованные, что еще раз подтверждает отсутствие внутренней логики повествования и абсолютную высосанность из пальца всех начинаний и устремлений.
Взаимодействие героини с магической Говорящей Книгой навевает все больше аналогий с интернет-сектами и каналами, вербующими детей. Я обращал на это внимание еще в предыдущей рецензии. Но в третьей части герои вообще потеряли какую-либо свободу воли, и теперь выглядят безучастными исполнителями навязываемых Книгой действий, обращаясь к ней по малейшему поводу и абсолютно не имея собственных идей. Причем Книга не опускается до объяснения героям целей требуемых действий, мотивов, причин или запланированного эффекта, лишь в жесткой форме требует слепого подчинения. Стиль общения Книги с героями стал каким-то совсем уж шизофреничным и истеричным, при том Книга теперь начала подавлять детей, навязывать им свое мнение, игнорировать и демонстрировать раздраженность за попытки выяснить подробности, за проявления инициативы или любопытства. Воспринимается все это, мягко говоря, ужасно...
К концу книги повествование скатывается в полную ахинею. Наверное, автор стремилась как можно скорее сдать том в печать, иначе невозможно объяснить настолько вызывающее отсутствие логики в событиях, равно как и отсутствие малейшего критического мышления и полный маразм в их изложении. Там такое!!!... Любопытным — добро пожаловать под спойлер...
Что происходит дальше? Помощник злодея в погоне за настоящей Ниной видит стоящую у стены эту восковую копию, хватает ее и притаскивает главному злодею. Злодей, несмотря на то, что много раз сталкивался с Ниной лицом к лицу, не замечает подвоха, передает ее своему партнеру (мэру города). Тот своим убийственным магическим взглядом пытается убить Нину (в лице восковой копии). И вот здесь раскрывается замысел Магической книги — оказывается, все эти восковые копии (почему-то вдруг) взрываются от магических взглядов. Так и произошел террористический акт, вызвавший гибель мэра города. Ура! Вот так главные герои расправились с одним из злодеев!
В общем, бодрое начало скатилось в полнейший бред в конце. Финальный звиздец, истеричная Книга, пассивность главных героев и общая сырость повествования не позволяют поставить произведению больше двух баллов.
System, 30 августа 17:10
На редкость хорошо написанные, и, в данном случае, мне кажется, это гораздо важнее — восхитительно переведенные книги. Переживания главных героев, «химия» между ними, общение, эмоции, мотивация — все показано и описано в лучшем виде. Не знаю, как оригинал, но перевод поражает красочностью образов и новизной оборотов. Замечательный слог, динамика повествования, интриги и шутки — да, конечно, они «детские», простенькие, но описаны, как в настоящей «взрослой» литературе: эмоционально, со вкусом, грамотно, без ненужного «сюсюканья» и эвфемизмов. Негативные стороны мира: издевательства, жестокость, несправедливость — показываются без прикрас, но, как и полагается в хорошей детской книжке, в идеально выверенный момент их негатив погашается каким-нибудь грандиозным и эффектным поворотом сюжета.
В описании животных, их внешнего вида, частей тела, поведения, привычек, мотивов и образа жизни соблюден идеальный баланс между их «животной» ипостасью и «очеловеченной». Например, протянул «лапу», но взял в «ладошку». Топонимы, мифология, «лор» (а он здесь действительно есть — история мира разворачивается перед нами и раскрывает свои тайны) — также проработаны и переведены с высочайшей аккуратностью, любовью и вниманием к деталям. Нет противоречий, «ляпов» и каких-то несуразностей. Язык общения может показаться несколько грубоватым, «дворовым», но он звучит и воспринимается очень органично. Мата, конечно, нет, но распространенные безобидные жаргонизмы присутствуют, и придают диалогам необходимую естественность и динамику.
В общем, очень советую для детей младшего школьного возраста и старше
Мэри Стюарт «Прогулка в Волчьем лесу»
System, 30 августа 16:32
Не рекомендую к прочтению. И тому несколько причин:
1. Книга написана устаревшим языком. Полное ощущение, что она писалась не в конце ХХ века, а в начале, и тогда же переводилась — настолько от нее веет вот этой стариной, олдскульностью. Раньше так всегда и писали (и так и переводили): множество совершенно не нужных посторонних описаний всяких мелочей (например, подробно описан каждый предмет в куче валяющейся на кровати одежды — совершенно не нужно для повествования); подробно разжевывается мотивация поступка (хотя она понятна интуитивно); межличностные отношения описываются автором, а не раскрываются диалогами; сами диалоги деревянные и неестественные, словно с детского утренника; и вот это постоянно употребляемое слово «промолвил» — ох, как раньше его любили использовать переводчики...
2. Есть несколько логических неувязок перемещения детей во времени и пространстве. Например, разные эпизоды книги указывают на разные моменты перемещения детей в прошлое, в итоге стройной картины происходящего в голове не образуется. Также и расстояния «Замок — место пикника» и «место пикника — жилище Волка» все время меняют свои масштабы.
3. Пассивность главных героев. Дети ничего не делают сами, в них нет усилия воли, преодоления конфликта, личностного роста. Они оказались в нужном месте, их перенести в нужное время, и там они, как камушки в ручье, создали некий хаос, который случайно привел к нужному результату.
4. Это все можно было бы простить, если бы приключение было бы интересным. Но оно скучное... Слог навевает зевоту, многостраничные описания быта, приличествующие скорее учебнику истории, примитивный, но подробно и многократно описанный политический конфликт, не вызывающий никакого чувства несправедливости... Волк, задвинутый на задворки повествования — это главное разочарование. Ведь на обложке он — на первом плане, впереди обоих детей. А появляется только чуть в начале и чуть в конце...
В общем, не советую.