fantlab ru

Все отзывы посетителя Фэтти

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  26  ] +

Вениамин Каверин «Два капитана»

Фэтти, 27 декабря 2008 г. 14:42

Впервые я прочитал эту книгу в 28 лет. В доме ее у нас не было. Давно хотел купить, слышал, что книга интересная, помню, что отрывки из нее были в упражнениях по русскому в школе. Знал сюжет в общих чертах, хотя не смотрел ни одну из экранизаций – так, отрывочками... А тут еще рванул «Норд-ост»... Когда купил – проглотил за три дня. Слова подобрать трудно. Целая эпопея, охватывающая почти 30 лет. Эпопея о Любви и Чести, победивших, несмотря ни на что. Но самое главное – это ощущение реальности описанного. Я сразу полез в интернет искать информацию о прототипах – и, честное слово, стало так обидно, что Северную Землю открыл все-таки Вилькицкий! Но это только плюс Каверину, написавшему ТАК... с такой убедительностью и с такой силой, что в некоторых местах выступали слезы...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Вадим Шефнер «Сестра печали»

Фэтти, 21 марта 2015 г. 23:55

Давно хотел прочитать эту повесть: причисление ее Борисом Натановичем Стругацким к числу любимых — рекомендация, безусловно заслуживающая внимания. А поскольку работаю в книжном, то как только увидел ее на полке, взял почитать. И, еще не дочитав, знал, что куплю.

Пожалуй, мне не попадалось писателя, настолько любящего Ленинград (называю не по нынешнему историческому названию, а так, как он обычно и вполне логично фигурирует у Шефнера). Эта любовь покоряет, и это, пожалуй, основной мотив шефнеровского творчества.

Я не знаю, когда я в очередной раз попаду в Питер — но я обязательно возьму эту книгу и буду ходить с ней по Васильевскому, да и по другим местам тоже. Вряд ли, конечно, я угадаю Многособачью и прочие линии — но вдруг?

Сюжетно это можно назвать — наши, русские «Три товарища». Очень близко и так же пронзительно. И дружба, и испытания, и любовь. Простая — и великая. Банально, конечно, звучит — но это то самое: великая в своей простоте.

И радостно было узнавать какие-то кусочки из других произведений Шефнера: мысли, фразы.

Не могу не упомянуть, конечно, о самой знаменитой цитате из повести, обведенной на печке двойной чертой. Захотелось узнать ее происхождение, но интернет дружно склоняется к тому, что цитата из книги по археологии — стилизация самого Шефнера.

Последние строки, завершающая главка — пробрали насквозь...

Оценка: 10
– [  15  ] +

Александр Дюма, Огюст Маке «Граф Монте-Кристо»

Фэтти, 15 июня 2020 г. 21:20

Роман, который может на равных состязаться «Тремя мушкетерами» за звание лучшей книги Дюма.

Лично я не знаю, чему отдать предпочтение – но со временем стал склоняться в сторону «Графа Монте-Кристо» (особенно после прочтения книги Нечаева «Три Д’Артаньяна», где рассказывается, как все было в действительности). Все-таки в трилогии о мушкетерах Дюма достаточно вольно обращается с историческими фактами. Я понимаю, что у писателя есть право на вымысел, и, обращаясь к его известной фразе «История – это гвоздь, на который я вешаю свою картину», видишь, что картина великолепна, но...

Книга же про Монте-Кристо – чисто приключенческая. Да, там есть элементы исторического романа – но их немного. Дюма изумительно преобразил историю Пико, которая, если ознакомиться с ней хотя бы в Википедии, выглядит достаточно блеклой.

Пожалуй, единственный недостаток романа – его многословность. Естественно, что журнальная публикация с продолжением требует как можно дольше оттягивать развязку – тираж и соответствующая прибыль тут во главе угла. Но из-за этого роман неоднороден по качеству. Лично мне не очень интересна первая часть – вплоть до встречи с Фариа. И многие главы тоже можно или сократить или вообще выбросить. Я не читал «Матиаса Шандора» и «Теннисные мячики небес», созданные по мотивам «Графа Монте-Кристо», но если заглянуть на их страницы здесь, видно, что они гораздо короче.

Но в то же время у Дюма есть просто блестящие главы, чтение которых искупает все длинноты – например, «Сокровища аббата Фариа», главы про отца и сына Кавальканти, «Прейскурант Луиджи Вампа»... Но самая моя любимая – это «Протокол», поистине гимн силе духа! Даже удивительно, почему Дюма не написал о Нуартье отдельный роман!

Подводя итог – «Граф Монте-Кристо» это книга на все времена. И читать ее нужно обязательно.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Александр Беляев «Властелин мира»

Фэтти, 27 июля 2019 г. 01:00

Недавно, будучи на даче у тестя, большого любителя фантастики, в поисках, что бы почитать, наткнулся я на том из беляевского трехтомника, в котором был и «Властелин мира». Я его до этого читал, и не раз – и решил перечитать еще.

И после прочтения немного грустно стало, что твердая фантастика практически умерла.

Ведь фантастика (говорю азбучные истины, конечно) начиналась именно как твердая. Именно благодаря описаниям невиданных устройств и изобретений фантастика снискала популярность у читателя.

Верн – «Наутилус», Уэллс – человек-невидимка, Толстой – гиперболоид, Беляев... У Беляева практически что ни произведение, то какая-то идея – причем не все воплощены в реальность и до сегодняшнего дня.

«Властелин мира» — одна из подобных книг.

Главная идея – передача мыслей на расстоянии. Ведь до сих пор это не осуществлено. Даже столь массового гипноза, описанного у Беляева, нет. Какой-то гипноз вроде бы есть (Мессинг, например) – а столь мощного и целенаправленного (пусть даже с помощью усилителей) – нет.

Да, это все будет потом повторяться, и не раз – мыслепередачи у Шефнера в «Девушке у обрыва», башни-излучатели в «Обитаемом острове» у Стругацких и так далее и тому подобное – но Беляев был по сути первым.

Что же касается собственно сюжета – есть хорошо закрученная интрига и прописанные характеры героев. Только Качинский в этом смысле немного подкачал – но, собственно, от благородных рыцарей никогда не требовалось психологизма или тем паче рефлексии; меч – и в бой. Ну и Дугов, но это персонаж по сути эпизодический.

В плюс роману идет и практически полное отсутствие идеологии.

Единственный ляп Беляева (раньше на него не обращал внимания, а сейчас наткнулся и позабавился) – борщ в немецкой тюрьме (борщ в Германии, Карл!).

Резюмируя – книга хороша. Причем хороша вневременностью сюжета – если экранизировать роман по типу «Шерлока», оставив фабулу, но перенеся действие в наше время, ничего страшного не произойдет.

Потому что честолюбцы и жаждущие власти – вечны.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ян Вайсс «Дом в тысячу этажей»

Фэтти, 5 июля 2021 г. 00:37

Странно, но почему-то до сих пор нет отдельного издания этого романа на русском.

А роман-то отличный. Весьма оригинальный, где каждому, пожалуй, удастся найти что-то свое. Из него можно сделать весьма захватывающую компьютерную игру. Фильм – вряд ли, а вот игру – да.

Большую роль, конечно, играет вневременной характер сюжета (ну почти – концовку раскрывать не буду, но те, кто роман читал, поймут, о чем я). И сама идея исполинского дома, этакого человейника – была ли она раньше? Что-то похожее будет в «Высотке» Балларда – но не столь масштабно.

Читал я этот роман в издании 1988 года – и не могу не отметить работу художника. Изумительно. Как ни парадоксально это прозвучит, но с иллюстрациями и дизайнерскими решениями роман заиграл новыми красками.

Подытоживая – уверенная десятка.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Отель «У Погибшего Альпиниста»

Фэтти, 23 февраля 21:48

Это одно из трех произведений, которые я традиционно читаю зимой (два других – «Белая гвардия» и «Собачье сердце») – настолько осязаема здесь ее атмосфера. Читаю и сейчас – и ощутил потребность написать отзыв.

Да, так вот атмосфера... Перечитывал много раз – но только сейчас осознал, что действие-то происходит в первые дни марта («Мартовское солнце злое»). И тем не менее – зима, зима со всеми атрибутами! Лыжи, снежные просторы, горячий портвейн, шуба ходатая по делам несовершеннолетних и так далее.

А как мне нравится внутренний монолог Петера об уединении (именно об уединении – не об одиночестве!).

Но атмосфера – не только зимы. Еще есть атмосфера тайны. Они сливаются друг с другом в нечто затягивающее – и в итоге получается своеобразный фон повествования.

БНС писал про этот роман, что детектив у них не получился – но с этим я не согласен. Получился. И даже если вы заглянете в конец – это вам ничего не прояснит.

Однако детектив – только форма.

Мне пришло в голову, что все произведения АБС не из «Мира Полудня» — о выборе, после которого человек становится другим (да и «Жук в муравейнике» тоже, если вернуться к «Миру Полудня»). Он может принять возникшую ситуацию или не принять – но в любом случае прежним он уже не будет.

И в «Отеле» одна из извечных проблем выбора: поступить по закону или по совести? Стругацкие ясно демонстрируют, что склоняются ко второму. И демонстрация этого выбора в их творчестве не последняя.

Что еще сказать? О персонажах? Они выписаны великолепно, и, пожалуй, каждый читатель найдет себе персонажа по душе.

Но Петеру я не позавидую.

P. S. Моя лучшая подруга живет в другом городе, и изредка я читаю ей по телефону свои любимые книги. Читал и «Отель».

Это было впервые, когда я читал его вслух. И последние абзацы пятнадцатой главы я читал со слезами на глазах. И голос был глухим, как будто на горле у меня была удавка.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Беляев «Человек, нашедший своё лицо»

Фэтти, 8 октября 2010 г. 14:06

Что хорошо в Беляеве, кстати — это то, что довольно часто действие его произведений разворачивалось за границей. И эти «заграничные» вещи, пожалуй, лучшее в его творчестве. «Человек, нашедший свое лицо» — пожалуй, на втором месте среди моих любимых у Беляева. За Тонио переживаешь от души — и поневоле завидуешь его целеустремленности...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Александр Етоев «Книгоедство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов»

Фэтти, 5 июня 2008 г. 11:03

Книга — замечательная. Она обладает эклектичностью в самом лучшем смысле этого слова — то есть каждый найдет что-то свое, а потом, зацепившись взглядом за соседнюю статью, прочтет и ее также. Не в последнюю очередь благодаря етоевскому стилю — мягкому, какому-то домашнему. Впрочем, эссе обычно в подобном стиле и пишутся.

Лично я не стал для начала искать знакомые книги-имена, а принялся читать с самой первой статьи. И даже статьи о нечитанных мною — так же увлекательны, как и о знакомых авторах.

И уже хочется издания второго — дополненного.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 19:12

Точно так же, как и «За миллиард лет до конца света» — покоряет обыденность обстановки. И опять же — о праве выбора. Только марсиане действуют несравненно тоньше и умнее. Вроде бы что сделали — посадили свой хлеб, и все практически. Хапнули наркодилеров. Все вроде бы по мелочи — но ювелирно. И жизнь-то практически не изменилась! Скинули власть — да и черт с ней, много ли от нее пользы! Наоборот, подрабатывать-то как сможем! Сдал сок — в карман монету. Может, еще и за анализы платить будут, а, ребята? Эх, совсем бы малина настала...

А то, что тебя извели до положения дойной коровы — это никому в голову и не приходит...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 19:01

Нравится мне прежде всего за подчеркнутую обыденность обстановки. Первую главу прочитаешь — даже не заподозришь, что это фантастика, и что там дальше может начаться.

А сама повесть Стругацких — конечно, о выборе. Парафраз классического «прямо пойдешь». С немаловажным добавлением «Что стоишь? Прямо здесь по морде получишь!» Только эта сила-то пострашнее — это не кирпич, упавший на муравья. Это давление, которое ты осознаешь — и осознаешь, что у тебя есть только два выхода. Третьего — не дано! И какое из этих зол меньше — умереть или жить, всю жизнь потом казня себя за слабость — бог весть...

Вайнгартену проще, конечно, чем Малянову. Его, можно сказать, только оценивают по заслугам — и разве он пост директорв не выслужил? Да и Губарю, и Глухову — им легче. А Малянову не позавидуешь — ему уже откровенно угрожают. Вообще гомеостаз бьет в самое слабое место каждого — у Губаря это бабы, у Глухова — здоровье. У Вайнгартена — честолюбие. У Малянова — Ирка с Бобкой, и это куда хуже.

И ведь никто не знает — а чем воздействовали на Вечеровского?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Майк Гелприн «Свеча горела»

Фэтти, 21 апреля 2023 г. 20:37

Изумительный рассказ. Естественно, первым делом на ум приходит Брэдбери — и казалось бы, что можно сказать на такую тему после «451 по Фаренгейту»?

А оказывается, можно. И сказать емко и пронзительно.

Спасибо.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Георгий Данелия «Чито-грито»

Фэтти, 16 сентября 2021 г. 13:53

Общепризнано, что главные комедиографы советского кино — Гайдай, Данелия и Рязанов. Гайдай мемуаров не оставил, а Данелия и Рязанов — да.

И вот такая лично для меня парадоксальная вещь. Фильмов у Рязанова я смотрел больше, чем у Данелии. И любимых фильмов — больше рязановских.

Но насколько же воспоминания Рязанова суше. Вполне могут попасться официальные «Л. Гурченко» или «О. Басилашвили». И это при том, что Рязанов литературно более одарен.

А воспоминания Данелии — очень теплые. Душевные. Смешные (порой до истерики). Трогательные.

Редко какие мемуары я читал с таким наслаждением. И это не просто мемуарная литература, а литература подлинная, настоящая.

И перечитывать могу с любого места.

«Откупори грузинского бутылку и перечти Данелии «Кошмар»»...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Роберт Шекли «Кое-что задаром»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 22:01

«Халява, сэр!» Конечно, соблазн большой — я бы первым делом бессмертие потребовал и здоровье. Тут бы меня и хапнули, наверно — и работать бы пришлось меньше, чем Коллинзу :lol: Но вот что меня волнует — а если Коллинзу в каменоломне каменюка звезданет по башке, выживет ли он?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Виктор Пелевин «Принц Госплана»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:11

Когда прочитал в первый раз – такая ностальгия нахлынула! Собственно, ностальгией этот рассказ для меня и ценен – помню, как страшно хотелось поскорее пересесть с «двушки» на 386-й... там был вертолетный симулятор «Команч», о крутизне которого говорили с расширенными глазами (когда пересел сразу на 486-й – «Команч» меня не зацепил). Приятно вспоминать, как в упомянутые Пелевиным игры резался сам – до боли в глазах и пальцах. Правда, из всех упомянутых игр я серьезно увлекся только авиасимуляторами – но все равно... И, пожалуй, это первое произведение на тему виртуальной реальности – с вечным вопросом, на который так и не найдено ответа: «Где все-таки лучше – в реальности или виртуале?» Произведение, где все четко пригнано друг к другу... и читается на одном дыхании...

ЗЫ. Когда прочитал, подумал – а ведь вполне мог бы оказаться на месте Кузьмы Ульяновича! Вполне...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Джулия Дональдсон «Груффало»

Фэтти, 3 мая 2021 г. 22:42

Собственно, отзыв полагалось бы писать моей трехлетней дочке. Но поскольку читает и пишет она еще не очень, отзыв напишет папа. Думаю, она не обидится и, более того, согласится со всем написанным.

Началось все достаточно невинно и даже случайно. На обложке одной из книг про Чика и Брики в правом нижнем углу был кружок с изображением Груффало, которого нарисовал создатель Чика и Брики Аксель Шеффлер. Диковинный зверь дочку заинтересовал, и она захотела и эту книжку.

По опыту своей работы в книжном я знал, что книги про Груффало спрашивали часто, но их давно не издавали. Поэтому полез на букинистические сайты. А потом что-то толкнуло зайти на Озон – и оказалось, что книжки-то как раз переиздали!

В общем, купили мы обе книги – и сначала прочли первую. А потом, где-то через месяц, преподнесли и вторую.

Ну что сказать? Две веселых сказки, главная мысль которых – «У страха глаза велики». А «Груффало» еще чем-то напомнила «Кота-воеводу».

Читается очень легко, и запоминается тоже – через какое-то время дочка во время чтения подхватывала сама и продолжала довольно большими отрывками.

Но вторая сказка, сказка про дочурку ей понравилась больше – да и мне тоже (каюсь, не смог устоять перед последней строкой!).

И отдельно – такого удовольствия без изумительнейшего перевода Марины Бородицкой не было бы.

Потом у нас появились и другие книги Дональдсон – в переводе опять же Бородицкой – но такого интереса, как «Груффало», они не вызвали.

Резюмируя – «Дочурке Груффало» ставлю бесспорную десятку. «Груффало» хоть и чуть похуже, но если округлить – тоже будет десятка. Ну и за весь цикл соответственно такой же балл.

Спасибо, Дональдсон! И браво, Бородицкая!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кир Булычев «Будущее начинается сегодня»

Фэтти, 21 октября 2007 г. 15:25

Вещь, к сожалению, актуальная и сейчас. Да такой и останется, пока на земле есть националисты. И конечно, еще страшнее оттого, что это происходит у нас — которых хотели уничтожить под этими же лозунгами.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Человек из Пасифиды»

Фэтти, 11 февраля 2007 г. 23:27

Стругацкие сыграли на поле Шекли — и ничуть не хуже!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Айзек Азимов «Академия»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:36

Изумительный цикл. Лучшие части, конечно, первые две — с участием Селдона. Единственный недостаток — явно видимый мотив «Мы одиноки во Вселенной».

И удивительно, что Азимову не пришла мысль издать отдельно Галактическую энциклопедию. Вещь была бы еще та...

Оценка: 10
– [  3  ] +

Жюль Верн «Таинственный остров»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:10

Да, в детстве читал запоем! У меня ленинградское издание аж 1942 года в переводе Салье, первые три тетради оторвались, иллюстрации — фиг разглядишь практически, но все равно — читал не раз. Это не фантастика, конечно — роман приключенческий. Но чем еще хорош — так это связью с «Детьми капитана Гранта» и «Двадцать тысяч лье под водой». В результате образовалась трилогия — а я вообще люблю циклы.

И такая занятная штука — давно ищу другое издание этого романа в переводе опять же Салье (все-таки книжка моя в состоянии инвалидном) — а они все с купюрами попадаются. И почему, интересно?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Евгений Лукин «В Стране Заходящего Солнца»

Фэтти, 21 октября 2007 г. 15:30

Смешная утопия — еще более смешная из-за своей несбыточности. Чтобы у нас за трудоголизм сажали? Ну нет, данное явление нам еще очень долго не грозит.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Вадим Шефнер «Девушка у обрыва, или Записки Ковригина»

Фэтти, 9 октября 2007 г. 13:54

Повесть прочитана еще в детстве – и до сих пор я ее люблю. Яркий пример произведения, в котором с каждым новым прочтением открываешь что-то, незамеченное раньше.

Наиболее близкая ассоциация у меня – «Полдень, XXII век». Все хорошо! Проблем нет! Люди практически безгрешные ангелы, живущие куда дольше сегодняшнего! Кругом роботы и автоматы! Изобилие! Одним словом – рай!

Но это – чисто внешне. Если бы было все так сусально и благолепно – то читали бы и Стругацких, и Шефнера лишь тогдашние школьники.

Люди-то во всем передовые – смельчаки, всегда придут на помощь и так далее. Но и недостатки в характерах тоже есть – кто-то любит побрюзжать, кто-то занудный педант, еще у кого-то другие свои тараканы. И вот эти мелкие недостатки и оживляют людей, и помогают избежать стерильной бесконфликтности.

Узнаваемый шефнеровский стиль – ироничный, но одновременно показывающий мир под таким углом, о котором даже и не догадываешься. Тут, думаю, дело в том, что Шефнер прежде всего поэт, а уже потом – фантаст (вряд ли есть другой такой автор, с равным успехом пишущий и фантастику, и поэзию). Блистательный юмор – за один «Солнечный сабантуй» можно ставить высшую оценку. И как всегда, хороши стихи.

Фантастическое в романе тоже своеобразно. У Шефнера-фантаста был дар на новые идеи, и тут она тоже есть. Встречайте – аквалид, материал, из которого делают почти все.

А автоматы с крайне занятными названиями?

Но при всей своей фантастичности – повесть человечна. «Печаль моя светла» — вот это о ней...

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ярослав Голованов «Заметки вашего современника»

Фэтти, 16 августа 2007 г. 23:57

Я вообще люблю мемуары-записные книжки-дневники — а тут почти 50 лет жизни, да еще такой насыщенной... Стиль Голованова как всегда — легок, ненавязчив и остроумен. Здесь действительно каждый найдет что-то для себя — начиная от анекдотов и кончая серьезнейшей научной информацией. Есть моменты просто пронзительные... Короче говоря — раз в год перечитываю обязательно.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Шекли «Царская воля»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:18

Фирменные шеклиевские юмор и непредсказуемость.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Шекли «Особый старательский»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:41

Отличный рассказ. Все абсолютно к месту. Вот только состав «особого старательского» :smile: должен был быть последним в рассказе — а так подпортил Шекли интригу чуть-чуть. Буквально на абзац — но все-таки...

Кстати, город Венусборг упоминается и у Стругацких!

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роберт Шекли «Я и мои шпики»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:25

Любимая фраза: «Как только наступал момент старта, у всех разрывало сфинкс-клапан».

Оценка: 10
– [  1  ] +

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

Фэтти, 11 февраля 2007 г. 23:41

Любимейшая книга. Первый раз прочитал, когда требовалось по школьной программе — точнее, проглотил за вечер, дочитав за полночь. С тех пор раз в год читаю точно. Восхитительнейший юмор. Любимейшие персонажи — конечно, Коровьев с Бегемотом :biggrin: А линия Пилата — это гениально без всякого сомнения.

В целом — величайший роман о любви.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:45

Все-таки не зря Беляева называли советским Жюлем Верном. Конечно, до того, чтобы пришивать голову, еще далеко — но все-таки трансплантология по сравнению с временами Беляева шагнула куда как далеко. Когда-нибудь и до этого дело дойдет, надеюсь.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Михаил Успенский «Там, где нас нет»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:30

Единственная любимая мною фэнтези. Хотя это скорее «как бы фэнтези», разумеется. Неоднократный хохот во время чтения. А во время устареллы Марьяна Пузо — истерика.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Герберт Уэллс «Человек-невидимка»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:20

Это, конечно, одна из главных вещей фантастики. Замечательно. И фильм английский я помню — особенно потрясла сцена погони за Кемпом — этот висящий топор в воздухе...

И всегда после прочтения возникает мысль — ну почему так? Вроде бы все разжевано — а так и не изобрели! К слову, подобная же штука и с «Гиперболоидом инженера Гарина» — 37 лет понадобилось, чтобы до лазера додуматься...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роберт Шекли «Специалист»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:34

В конце рассказа неизменно ком в горле... Лучшее произведение Шекли.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роберт Шекли «Бремя человека»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:36

Прекрасный романтический рассказ. От Ганги-Сэма — в восторге.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роберт Шекли «Бухгалтер»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:34

Сколько ни перечитываю — все равно не могу удержаться от смеха в конце. Один из лучших расказов Шекли.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Рэй Брэдбери «Ржавчина»

Фэтти, 18 июня 2006 г. 18:29

У Эко есть очень похожий расказ «Оно». Что же касается именно «Ржавчины» — сильная антимилитаристская вещь, весьма актуальная для своего времени. Да и сейчас — несмотря на практически исчезнувшую угрозу ядерной войны — тоже...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Станислав Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:54

Блеск! Конечно, не все дневники одинаковы — но в целом великолепно!!!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роберт Шекли «Цикл о Грегоре и Арнольде»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 20:30

Если коротко — хорошо, но мало :smile: «Мятеж шлюпки» был вообще первой вещью, прочитанной мною у Шекли (вместе с «Паломничеством на Землю»). Все-таки Шекли не зря считается лучшим юмористом НФ...

Оценка: 10
– [  6  ] +

Владислав Крапивин «Мальчик со шпагой»

Фэтти, 13 октября 2007 г. 15:37

Не фантастика, но до чего же хорошо! Классический романтизм Крапивина. Действие развивается по нарастающей с постоянными поворотами сюжета и захватывает с первых страниц. Когда читал — завидовал «Эспаде» дикой завистью.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Лион Фейхтвангер «Лисы в винограднике»

Фэтти, 24 сентября 2020 г. 21:22

Еще не дочитав роман, я подумал – какой роскошный сериал можно по нему поставить! Причем лучшим вариантом было бы совместное производство – Франции, Германии и США. Но вот почему-то нет этого сериала. Телефильм сняли – в ФРГ в 1976 году – но судя по тому, что на IMDB не указана его длительность, он совсем малоизвестен. А глядя на список персонажей, понимаешь, что без отсебятины не обошлось.

Но все же – о романе. Романе толстом и размеренном, но не скучном.

Целый каскад исторических личностей – как известных, так и тех, чье имя читателю мало что скажет – особенно у нас. Однако все действие вращается вокруг четырех человек – Бомарше, Франклина, Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

Бомарше... Бомарше, считаю, главный герой романа. Кто-то может возразить, что столь же полноправным главным героем можно назвать Франклина (во французском переводе роман, кстати, называется «Бомарше, Бенджамин Франклин и рождение Соединенных Штатов»). Да, можно попробовать. Но думается, не просто так Фейхтвангер, используя право на исторический вымысел, сдвигает премьеру «Женитьбы Фигаро» на шесть лет назад – и соответственно событий, связанных с этим. Иначе бы роман давал менее яркое представление о той эпохе, это уж точно. И Бомарше был бы не столь важным персонажем.

Так вот о Бомарше. Обаятельный самоуверенный пройдоха – вот как его проще охарактеризовать. К тому же еще и талантливый. Читаешь и просто наслаждаешься его живостью.

Франклин – этакий мудрый старец, но в то же время жизнелюбивый не менее Бомарше. Не безгрешный – но знающий о своих грехах. И тоже – живой. Торопиться не надо, дело пойдет!

Людовик XVI и Мария-Антуанетта.

Луи и Туанетта...

Франции с этим королем все-таки не повезло. Безволие – вот его основная черта. Через весь роман проходят его слова: «Ну хорошо, ну ладно», означающие очередную уступку. Вряд ли ему даже пришло бы в голову воскликнуть «Государство – это я!» Да, у него бывают минуты пробуждения воли – но они так редки. И вновь им вертят как хотят.

И ведь его не назовешь откровенно плохим. Король-слесарь – каково? Вспомните еще монарха, занимающегося физическим трудом? Разве что Петра, царя-плотника. И Луи – не дурак! Он прекрасно понимает, куда толкает Францию знать, покровительствующая Франклину и Бомарше: «Мы рубим сук, на котором сидим, потому что знаем: ему суждено упасть». Но безволие губит все – и в итоге отправит его на гильотину.

А Туанетта... А молоденькой Туанетте нужно лишь одно – развлечения. Чтобы развлекаться – нужны деньги. И нужны не только ей, а всему ее окружению – из которого многие переживут свою королеву, еще за десятилетие до революции презираемую народом, который она обирает. Но даже ее Фейхтвангер не пишет сплошь черной краской.

А самый антипатичный персонаж книги – Артур Ли, то и дело пытающийся оттеснить Франклина и выйти на первый план – редкостный мерзопакостник и, как практически все персонажи романа, реальный исторический персонаж.

Подводя итог – «Лисы в винограднике» это услада для любителей исторических романов, по-другому не скажешь.

P.S. Хотя среди эпиграфов Фейхтвангер использует цитаты, отрицающие судьбу как жизненный фактор, но есть в книге одна неприметная деталь...

По итогам войны за баварское наследство Австрия получает территорию по реке Инн, которая «представляет собою всего один населенный пункт, достойный упоминания, да и он не имеет значения. Там всего несколько сот жителей, тысячи не наберется. Это маленький городишко под названием Браунау».

В XVIII веке этот не имеющий значения маленький городишко неизвестен почти никому. В XX веке о нем заговорят.

Это родина Гитлера.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Жорж Сименон «Комиссар Мегрэ»

Фэтти, 27 августа 2020 г. 15:14

Цикл, давно уже ставший классикой детектива.

Разумеется, не все произведения равноценны — но откровенно проходных нет. Сименону удалось сделать Мегрэ живым, а самое главное — человечным.

Подкупает и атмосфера — зримо представляешь как Париж, так и французскую провинцию, куда время от времени заносит Мегрэ.

Единственный недостаток — то, чем страдают также циклы о Пуаро, Вульфе, Фантомасе и так далее — утрата чувства времени. Проходят десятилетия, а герою все столько же, и создается впечатление, что он бессмертен.

В случае с Мегрэ Сименон это явно почувствовал. Если в романе «Первое дело Мегрэ» дело происходит в 1913 году, и Мегрэ 26 лет (то есть год рождения 1887), то в «Мегрэ и одиноком человеке» действие происходит в 1965-м. То есть Мегрэ должно быть 78, но по тексту романа ему 53 (то есть год рождения 1912).

Это несколько снижает достоверность. Жаль, что Сименон не отредактировал цикл в этом отношении.

Но это единственный недостаток. Сам же цикл — жемчужина детектива.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Борис Акунин «История Российского государства»

Фэтти, 9 августа 2022 г. 17:11

Акунин мне интересен еще начиная, разумеется, с Фандорина. Когда он затеял данную «Историю», больше всего меня интересовало – удастся ли ему осуществить такой проект?

Скажу честно – покупать эти роскошные тома душила жаба. Но я понимал, что все равно выйдет издание в оформлении попроще, и решил дождаться его. И вот вышел первый том… пока я его читал – второй… короче говоря, сейчас мной прочитаны все тома, вышедшие в дешевом издании (последний – про Петра).

Акунина многие критикуют – в основном за то, что он не историк, а следовательно, никаких прав на создание подобного труда не имеет. Но простите – Акунин как раз по диплому историк. Да, историк-японист, но тем не менее изучавший законы истории – так что тут все вполне логично.

Еще его критикуют за предвзятость (или пристрастность, назовите как хотите). Но где вы видели беспристрастного историка? Разумеется, кто-то из исторических фигур симпатичен ему больше, кто-то меньше. Первый хвалит Петра, второй ругает, считая более великим Ивана Грозного, а третий не любит ни Петра, ни Ивана, а считает золотым веком правление Екатерины.

Это все естественно и объяснимо.

Написано увлекательно, легко и ясно. Уж чего-чего, а этих качеств у акунинской прозы не отнять.

И еще одно немаловажное замечание. Никому из авторов известных историй России (Карамзину, Костомарову, Соловьеву и Ключевскому) так и не удалось довести их до современности – все они ставили точку гораздо раньше. Акунин же первый, чья история охватывает весь период от Рюрика до Николая II.

И уже поэтому она займет подобающее место, и будет оно не последним.

Всем интересующимся историей – читать обязательно.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Илья Варшавский «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ»

Фэтти, 10 декабря 2019 г. 23:50

Раньше этот жанр называли дружеской пародией (у художников — дружеским шаржем), и здесь объектом пародии выступает цикл Сименона о комиссаре Мегрэ.

Написано легко и с юмором (одна Стрелкина, засаживающая «Памир», чего стоит). Детективная развязка довольно неожиданна (собственно говоря, их тут две — и образуют они что-то вроде матрешки).

В общем, рассказ можно вполне порекомендовать любителям детективов — несмотря на его пародийность.

Мне рассказ понравился еще и потому, что я обратил внимание на якобы невинную уловку преступника и догадался о нем еще до его разоблачения. Со мной это бывает редко, тем более что я обычно не строю своих догадок об имени преступника. Так что за это Варшавскому отдельное спасибо :)

Оценка: 9
– [  2  ] +

Александр Етоев «Территория книгоедства»

Фэтти, 13 октября 2017 г. 14:31

Отзыв на «Книгоедство» (первую часть книгоедской трилогии) я здесь уже писал. На «Экстремальное книгоедство» (часть вторую) писать отзыв не стал, поскольку он бы практически повторился (разве что увеличилось восторгов по случаю гораздо большего объема).

А вот о третьей — напишу.

Как пишет Етоев в предисловии, книга «включает выборку из двух предыдущих книг (материал исправлен и доработан) плюс статьи, написанные за последнее время».

Книгу я прочитал (по большей части все-таки перечитал) с тем же удовольствием, как и первые две. Однако потом в меня, каюсь, вселился червь сомнения — а есть ли тут новые статьи? Я обложился тремя книгами, нашел «Володарский мост» и «Горький и футуристы» и на этом угомонился.

Еще одно немаловажное достоинство книги — переплет, а не обложка.

Так что резюмируя — к чтению настоятельно рекомендую. Единственное «но», за которое поставил 9, а не 10 — лучше бы это была не выборка, а объединенное издание первых двух частей плюс новые статьи. Конечно, получился бы приличный фолиант — но это бы того стоило.

Так и хочется перефразировать Шевчука:

Ах, Александр Васильевич, милый,

Ну что же вы книги не объединили?

Но это — единственное замечание. В остальном книга — великолепна.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Борис Акунин «Кладбищенские истории»

Фэтти, 10 октября 2007 г. 23:22

Отлично. Эссе изумительные, а главное — интересные, и читаются на одном дыхании. А из рассказов больше всего понравились «Хэппи-энд» — за какую-то надежду; все-таки смерть страшна, а тут хоть какой-то вариант как просвет — и «Материя первична» — смешно.

«Сигумо», естественно, вне конкурса.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Николай Гоголь «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

Фэтти, 9 октября 2007 г. 19:08

Конечно, подпортил Гоголь рассказ отсутствием второй половины. А как хорошо и многообещающе начиналось... Заинтриговал да и бросил.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Виктор Пелевин «Краткая история пэйнтбола в Москве»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:04

Жемчужина Пелевина на тему... альтернативной? Параллельной? Виртуальной? В общем, не совсем реальности – скорее, некой потусторонности. Может быть, именно из этого рассказа выросла крылатая фраза из «ДМБ»: «А он есть».

Отличный юмор и филигранно прописанные персонажи (мой самый любимый – Славик Аврора).

Как обычно у Пелевина – текст насыщен множеством отсылок, в целом представляющих некий культурный код. В частности, как всегда органично присутствуют названия песен, которые немедленно хочется послушать как своеобразную иллюстрацию. Вообще, уже давно можно составить гигантский саундтрек всего пелевинского творчества – это было бы очень интересно. Насколько я знаю, подобная попытка была всего однажды, а жаль – к «Священной книге оборотня» прилагался диск с упоминавшейся там музыкой.

Единственный минус – это определенная злободневность рассказа, из-за чего он имеет крен в сторону фельетона или памфлета и сейчас может показаться не во всем – и не всем – понятным. Кто из молодежи может сейчас сказать, кто такой Сосковец? Или Паша-Мерседес?

Но в целом – блестяще.

Оценка: 9
– [  -2  ] +

Роберт Шекли «Билет на планету Транай»

Фэтти, 9 августа 2007 г. 20:20

Один из рассказов Шекли, где юмор отсутствует, уступив место сатире. Если там и есть что-то юмористическое, то исключительно черного цвета.

Рассказ – сатира на власти, которые, дабы не слишком утруждать себя, называют черное белым. По этой причине стороннему слушателю жизнь там кажется раем, граничащим с утопией, куда хочется отправиться немедленно.

Но вот прибываешь, и оказывается, что в действительности все не так, как на самом деле. Утопия на самом деле действует по принципам «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и «Кто не успел, тот опоздал».

Так что мораль рассказа – крепко подумайте, глядя на идиллию: нет ли тут подвоха?

Единственный плюс транайской жизни – контроль над государственными служащими. Вот не худо было бы такой контроль у нас ввести на всех уровнях, но это уже как раз – утопия.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Аркадий Стругацкий «Подробности жизни Никиты Воронцова»

Фэтти, 24 октября 2019 г. 00:25

Сюжет повести вкратце таков. Главный герой Никита Воронцов попал в некое временное кольцо. Достигнув 23 часов 15 минут 8 июня 1977 года, он умирает и воскресает в ночь с 6 на 7 сентября 1937 года, сохраняя в памяти то, что произошло с ним за это время. То есть перед читателем — «День сурка» длиной в 40 лет.

Если рассуждать о чисто литературных достоинствах повести — все замечательно. Из трёх сольных произведений Аркадия Стругацкого это — лучшее, и говорить тут много не хочется. А насчёт основной идеи можно поспорить.

В повести высказывается мысль, что это невероятно тяжело и страшно — проживать одну и ту же жизнь заново, не имея сил ничего изменить.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли ничего нельзя изменить?

Человек всегда боялся смерти и мечтал о бессмертии: «Вот жил бы я вечно, вот тогда бы я — ух!». Я и сам этого хочу.

Но есть один нюанс. Каждый жаждущий бессмертия считает, что к нему должно прилагаться в комплекте безукоризненное здоровье. А кто вам сказал, что будет именно так? А если все будет более реалистично, и уподобитесь вы свифтовским струльдбругам, живущим вечно, но со временем дряхлеющим точно так же, как и смертные? Вы согласны быть бессмертным слепым? Или бессмертным паралитиком?

Вот где зарыта собака-то!

А случай с Воронцовым иного порядка.

В «Дне сурка» (который я не смотрел и не знаю, как Мюррей выбрался из этой ловушки) продолжительность временного кольца всего сутки. Мало времени, чтобы сообразить, как вырваться из кольца, мало! Вот и приходится идти на новый круг.

А у Воронцова впереди сорок лет. Сорок! Полжизни человеческой по сути! Да, согласен, очень трудно каждый раз заново переживать смерти близких, войну, прочие неприятности. Но человек ко всему привыкает, как ни жестоко это может показаться.

И вот что меня смущает — то, что Воронцов каждый раз проживает жизнь явно как под копирку. Та же работа, тот же дом, те же люди... А что ему мешало сломать систему? Уехать жить в другой город хотя бы? Ведь тогда бы и жизнь его пошла по-иному. Вопрос, которым я задался, в очередной раз перечитав повесть: а за что Воронцову такое? Ради чего? Зачем? После чего он смог бы сказать «Ныне отпущаеши»? Может быть, сила, которая устроила ему это испытание, и ждала, что он найдет свое предназначение? Что его 54 года наконец-то будут прожиты не зря...

Вот что тяжело и грустно на самом деле — что хороший человек прожил жизнь даром. И не одну, что ещё тяжелее...

Но лично я на такие условия игры был бы согласен. Это может показаться циничным — но я хотел бы прожить сорок лет, помноженных на бесконечность и не отягощенных страхом смерти.

P.S. Удивительно, конечно, что Воронцову не пришло в голову прорваться к товарищу Сталину и предупредить о будущей войне. Правда ведь?

Шутка.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Александр Беляев «Продавец воздуха»

Фэтти, 7 августа 2021 г. 00:34

Прочитал его лет в 9-10 (не позже точно). Тогда второй том из собрания Беляева 1957 года был его единственной книгой в доме. Она мне попалась, и я ее просто проглотил.

Так вот о «Продавце воздуха». Это, конечно, самая захватывающая повесть в томе. И прошла она абсолютно на ура.

В ней все, чтобы увлечь тогдашнего пионера. Романтика экспедиции, таинственное подземелье, побег, диковинные изобретения и, разумеется, победа наших над капиталистами.

Особенно я любил перечитывать место, где говорится о последствиях «показательного взрыва» — как местных, так и глобальных. Читаешь и зримо представляешь, как взрывная волна огибает земной шар.

И года три-четыре назад решил перечитать, вполне отдавая отчет, что могу разочароваться — и оказалось неплохо! Беляев все-таки не графоман и писать умел.

Та же история, что и с «Властелином мира» — можно вполне снять осовремененный римейк. Выкинуть идеологию — которой, кстати, немного — и выйдет хороший приключенческий фильм. Да, знаю, что роман уже экранизировали — но вполне можно сделать это еще раз.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Илья Варшавский «Петля гистерезиса»

Фэтти, 22 декабря 2019 г. 01:33

Хороший веселый рассказ. Головная боль Пилата натолкнула меня на догадку — может быть, Варшавский написал его под влиянием «Мастера и Маргариты»? Во всяком случае полемика с Булгаковым просматривается.

Но есть один момент, задевший меня как атеиста.

Рассказ вроде бы антирелигиозный, и вроде бы убедительно опровергающий Евангелие (или осмеивающий, если хотите). Однако чувствуется в рассказе какая-то скомканность, недоговоренность — будто бы Варшавский намеренно разоблачил библейскую легенду не до конца.

И в самом деле. Курочкин заявился в Палестину за четыре дня до Голгофы. И поспешил, создав петлю гистерезиса. Вот если бы он прибыл непосредственно в день распятия или вскоре после него — тогда была бы возможность опровергнуть или подтвердить существование Христа, расспросив жителей Иерусалима. А так...

Разоблачение чудес тоже выглядит не слишком убедительным — да и не все они упомянуты. Так что это еще одно из слабых мест рассказа.

Одним словом — если бы Варшавский написал не рассказ, а повесть, где более подробно прописал бы приключения Курочкина — было бы другое дело.

А так гораздо убедительней выглядит «Библия для верующих и неверующих» Ярославского. Или рисунки Эффеля.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Вадим Шефнер «Когда я был русалкой»

Фэтти, 6 ноября 2017 г. 16:07

Пожалуй, самый смешной рассказ Шефнера, главная идея которого — сатира в адрес графоманов. По-шефнеровски легко, а стихотворные вставки органичны как нельзя более. Вот только непонятно, почему на сайте рассказ отнесен к фантастике — события вполне реалистичны. Не считать же фантастикой всего лишь идею новой пишущей машинки, а также сон главного героя (во снах-то может твориться все, что угодно).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Беляев «Прыжок в ничто»

Фэтти, 16 июня 2006 г. 21:41

Когда прочитал в первый раз в десятилетнем возрасте, описание Венеры даже и фантастикой не показалось — все принял за чистую монету и взахлеб рассказывал о Венере младшему брату. А в принципе этого и должен добиваться писатель — чтобы ему поверили безоговорочно.

Оценка: 8
⇑ Наверх