fantlab ru

Все отзывы посетителя olmi

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  28  ] +

Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне»

olmi, 20 мая 2009 г. 10:56

Мне – однозначно не понравилось, но, судя по более ранним отзывам, книга просто очень специализированная, для своей целевой группы.

Размышляющим «читать − не читать»: если вам за 30, ностальгией по детству не страдаете, романтикой 80-х не затронуты – не читать. Никаких струн в душе не заденет – слишком далеко от нашей повседневной реальности, с ее жесткостью, логикой и конкретикой. Легкого и приятного отдыха тоже не даст – недостаточно увлекательна и избыточно насыщена душевными переживаниями.

Мое послевкусие: болезненная какая-то вещь. Мальчики-сироты, мужчины, потерявшие детей, взрослый человек, мучительно стремящийся вернуться в детство… Читая, не столько воспринимаешь сам роман, сколько задумываешься о том, какую личную трагедию пережил автор, что подвигла его к созданию подобного произведения.

Достоверности характеров нет, герои-дети идеализированы (такие хорошие, как будто уже мертвые…), герой-взрослый как-то совсем уж социально дезадаптирован, и благо был бы поэт или учитель литературы, так ведь космический разведчик…

В общем, не хочу обидеть ничьи чувства, но моя оценка -5.

Оценка: 5
– [  26  ] +

Надежда Попова «Конгрегация»

olmi, 10 марта 2015 г. 01:59

Динамика есть, не отнять. Начав читать эту серию во время 10-часового перелета (пожалуй, нет обстоятельств, делающих читателя более лояльным тексту), я таки дочитала ее до конца. Несмотря на раздражение и накопившийся неприятный осадок.

Не из-за непростого слога и обилия латинских цитат – таким меня не испугаешь, особенно в самолете. Включается навык чтения по вертикали и умение распознавать текстовые массивы, не имеющие отношения к сути.

И любителем и знатоком истории средневековой Европы я не являюсь – как их, бедных, проняло от фактологических несоответствий, можно почитать в отзывах к 1 части цикла. Я же отделалась несколькими эпизодами легкого недоумения.

Но вот отсутствие психологической достоверности в романе – это что-то. Примеры? Пожалуйста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Чернокнижник, много лет добросовестно умерщвлявший младенцев с узкопрактическими магическими целями, будучи пойман, раскаялся, послушав в течение какого-то там долгого времени плач ребенка. Во-первых, сам факт искреннего раскаяния такого доктора Менгеле – вещь, мягко говоря, спорная. Но бог с ним, а как вам побудительный мотив? Даже матери маленьких детей не всегда сочувствуют чужим вопящим детям, да что там говорить – и своих-то не все матери выдерживают в условиях долгого непрерывного плача… А тут – немолодой мужчина (отношения мужчин с младенцами в средневековье в целом понятны), много лет резавший «крестьянских котят» без зазрения совести, послушал – и на тебе! Разуверился в деле своей жизни и из колдуна превратился в пламенного борца с таковыми, потому как детку жалко стало.

Еще? Пожалуйста. Безумно, страстно, бесконтрольно влюбленный в некую даму инквизитор узнает о том, что любовь-то – не настоящая, а действие приворота. Во-первых, странно такое полное отсутствие рефлексий у взрослого человека: возникновение всепоглощающей страсти с первого взгляда как минимум должно было бы заставить его задуматься о причинах таковой. Тем более если этот человек – следователь. Ну да ладно, спишем на фант. допущение – пусть «приворотная» любовь блокирует критику. Но далее…

Герой обличил объект своей страсти в колдовстве и посадил в тюрьму, а потом сам и выпустил. Автор до определенного момента не раскрывает читателю истинных мотиваций своего персонажа. Представляет все так, как будто смерть в застенках инквизиции одной женщины, очень похожей на бывшую возлюбленную героя, столь впечатлила того, что он решил наплевать на принципы и профессиональный долг и спасти свою ведьму от казни. Из-за одной скоропостижно умершей женщины. Герой – бывший убийца (4 чел.) и нынешний инквизитор по профессии.

Ну хорошо, сделаем вид, что поверили, ведь на самом-то деле, друзья, герой работал под прикрытием! Пару ожидают несколько недель (если не ошибаюсь) сожительства, активнейшего секса и подготовки к магическому действу. Наш герой столь погрузился в роль, что уже не юная ведьма и опытная соблазнительница его не раскусила и посвятила в самые сокровенные колдовские тайны. В итоге наш инквизитор ее благополучно поймал с поличным на запрещенном колдовстве и отправил живьем на костер.

И вот тут-то началось самое интересное – ну никаких переживаний не отмечается у главного героя! Ни страданий в формате «прости, любовь, но долг сильнее». Ни ненависти и острой обиды (его, гения проницательности, поймали на привороте и пытались втемную использовать!) и мести за перенесенное унижение посредством участия в пытках. Ни тяжелого невроза и многодневных кошмаров – все-таки в его присутствии живьем сожгли женщину, с которой он довольно продолжительное время делил постель! Ни жалости. Ни сомнений. Ничего.

Так, пара неприятных снов – и более никаких переживаний. Потому что такой вот наш герой нечувствительный, это в тексте прямо так и объясняется. При этом – нет, он не аутист. У героя присутствует трогательная любовь к наставнику, дружеские привязанности, потом будет даже влюбленность. Просто в какой то момент чувства on, а в какой-то – off. Вероятно, это тоже такое фант. допущение.

Там много было еще всего (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чего стоит главный злодей с любовью к разъяснительным монологам в кульминационные моменты
). Но такая динамика! Особенно при вертикальном чтении…

Но от чего ж такой неприятный осадок в итоге? Анализируя, я поняла: причина не в искусственной психологии персонажей, исторических и стилистических странностях текста. Причина в целом в отношении автора к инквизиции в порожденном им формате. У меня сложилось впечатление, что описываемая Конгрегация автору нравится. Со всем этим бесконечным насилием, признаниями, вырванными под пыткой, и множественными сожжениями живьем.

А вот мне не нравится. Ну, не укладывается в мою этическую картину мира. Поэтому о прочитанном неприятно вспоминать, знакомиться с дальнейшим творчеством автора я не хочу и рекомендовать эти романы никому не буду. И вообще, надо быть осторожнее, приступая к чтению длинных циклов в самолете по дороге в отпуск. Вряд ли я бы стала это дочитывать в условиях обычной загрузки и хронического дефицита сна.

Оценка: 4
– [  21  ] +

Сергей Лукьяненко «Порог»

olmi, 2 октября 2020 г. 22:15

Вы не обращали внимания, сколько алкоголя присутствует в произведениях автора последних лет? Все постоянно пьют — коньяк, бренди, вишневые ликеры, инопланетные травяные настойки... При каждом мало-мальски уместном или вовсе неуместном случае. Будь там названия брендов, я бы поняла, зачем это нужно. Но их нет, зачем же тогда эти алкогольные эпизоды в таком неадекватном количестве? В сочетании с заметным снижением качества последних произведений автора это наводит на грустные мысли.

А что касается «Порога» — ну, «Порог»... Переодетые в нечеловеческие костюмы люди с типично человеческой психологией и реакциями, чего стоит одна представительница древней нечеловеческой расы, постигающая тайны ПМС. Практически все иные формы жизни — котики, кротики, лошадки. Не фантастика, а прямо детский утреник. Эмоций — никаких, разве что история семьи, спасающихся с детьми в горах, вызывает хоть какой-то отклик, а остальных — нет, никого не жалко, ни за кого не страшно, никакого азарта от побед... Честно, если бы не имя автора, бросила бы на середине, ибо скучно. Но здесь добросовестно пробежала до конца, пусть где-то и по вертикали, так что оценку выставляю обоснованно.

Оценка: 6
– [  19  ] +

Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Рубеж»

olmi, 3 апреля 2011 г. 00:55

Не люблю никого обижать понапрасну, но ведь смысл отзыва − поделиться именно личными впечатлениями? А мои таковы: переотягощенная нудобоваримая вещь.

Не исключено, что одна из причин этого именно в многочисленности писательского коллектива: попробуй отрежь что-нибудь лишнее, если за этим лишним стоит чувствительный и небезразличный тебе автор... А в результате получилась не совершенная скульптура, а такой полуобработанный массив, из которого то тут, то там выглядывают завершенные элементы, демонстрируя несомненную талантливость авторов: яркие эмоции детей, удивительно красивая зарисовка города с мозаикой на мостовых, предельно достоверная история душевных метаний чумака и т.д. и т.п. Однако, было бы поистине странно, если бы в творчестве столь серьезного коллектива вообще нельзя было найти положительных моментов.

Для меня признак мастерства – это точнейший выверенный сюжет, в котором любые события необходимы и достаточны. Это яркий, образный, но − легкий и понятный язык, который «проглатываешь», а не запинаешься на отдельных фразах, повторно разбирая их строение и смысл. Это красочная и необычная фантазия, которая запоминается надолго. Увы, для меня «Рубеж» не оказался эталоном ни первого, ни второго, ни третьего. Идеологический и/или философский конфликт в литературном произведении, на мой взгляд, выпадает из оценочной плоскости хорошо/плохо, потому как должен быть не только остро реализованным, но и личностно близким читателю. Так что здесь оценку выставлять бессмысленно, но в моем случае и этот аспект роман «не вытянул».

В целом, жаль. И времени, и очередных иллюзий – ну так хотелось, чтобы все 100% вышедшего из-под пера Дяченок, вызывало такое же восхищение, как их лучшие вещи…

Оценка: 6
– [  17  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Пещера»

olmi, 14 апреля 2010 г. 22:48

Интересная фантазия, хорошая динамика, значимый и в меру недораскрытый нравственный конфликт – короче, твердая 8. Оставшиеся до 10 баллы «съели» два основных момента:

1. Мир Пещеры презентуется как неагрессивный, стабильный, безопасный; ну есть небольшой дефицитик свободы и ответственности, зато как спокойно. Так ли это? Вы только вдумайтесь – каждый (каждый!) человек, независимо от возраста и степени здоровья, ложась спать, вполне может не проснуться. Кто-то может возразить, что в дикой природе, к которой приравнен мир Пещеры, едят слабых и больных – так во-первых, не только их (ту же вполне здоровую девицу Павлу едва не сожрали), а во-вторых, типичный представитель слабых – это детеныши (любые — и травоядные, и хищные тоже). А хищников много, и есть им надо регулярно, и съедают до смерти, сотрясением не отделаешься... Теперь представьте на секунду, что ваш ребенок каждую ночь оказывается в группе высочайшего риска внезапной смерти. И это спокойный и безопасный мир?! Упаси боже. В общем, если вдуматься, дилемма «свобода-безопасность» превращается в «свобода-мнимая безопасность», а это уже не совсем дилемма.

2. Огорчил и один из заглавных мужских персонажей – я имею в виду Тритана. Понятно, что у Дяченок не может быть героя без трагического опыта в прошлом и проблем в настоящем, но этот как-то меньше всех получился: и любовь к подопытной девице какая-то немотивированная, и действия по ее защите не очень вяжутся с образом руководителя спецподразделения, и смерть какая-то блеклая… Зато кто порадовал, так это Кович − вот уж цельная и самодостаточная личность!

Оценка: 8
– [  16  ] +

Сергей Лукьяненко «Конкуренты»

olmi, 16 мая 2009 г. 23:55

На мой взгляд, существует определенная ответственность автора перед читателем (= поставщика перед клиентом, уж простите за меркантильное сравнение). И если ты ставишь под произведением свою подпись (= бренд) , ты тем самым гарантируешь некий уровень: проработки характеров, красоты языка, оригинальности сюжета, увлекательности и т.д., в зависимости от того, чья, собственно, подпись поставлена.

Попалась бы мне эта вещица под именем Л.Сергеенко – да и бог с ней, прочитала и забыла, даже, может быть, с благодарностью, если, к примеру, в больнице или в самолете. А здесь...

Понятно, что всем хочется оправдать любимого писателя, доставившего в прошлом немало приятных минут. Понятно, что писатель – не автопроизводитель и не хирургическая клиника, и масштаб негативных последствий от использования неудачного продукта минимален. Но, простите, и совесть надо иметь! Я не верю, что Лукьяненко не в состоянии объективно оценить свои последние вещи. Так что же явилось причиной выхода подобного произведения – острая нужда в финансах? Кабальный договор с издательством? Фанаты с паяльниками? Остается только надеяться, что не острое снижение самокритики, потому что в этом случае мы уже точно никогда не дождемся от автора ничего, соответствующего уровню его предыдущих работ.

Но есть еще более интересная вещь, чем мотивация Лукьяненко, вынудившая его опубликовать столь откровенную халтуру: это мотивация Роскона! Их-то кто вынуждал премии давать? Или просто ребята пришли в 2009 г. потусоваться, увлеклись процессом, а когда спохватились в последний момент и вспомнили о необходимости раздать премии, времени на изучение материалов не оставалось, и пришлось по-быстрому раскидать награды по известным фамилиям? Да, автора можно оправдать по-разному, а вот критики − герои, на славу потрудились, слов нет…

Оценка: 4
– [  14  ] +

Евгений Лукин «Катали мы ваше солнце»

olmi, 8 марта 2010 г. 23:13

Читалось с напряжением, уж очень хотелось понять: что людям так нравится в этом произведении?

Не вышло. Ну, допустим, подобный язык и подобный юмор найдут своего почитателя, хотя на мой взгляд, гротескность зашкаливает, а лингвистические эксперименты свидетельствуют только о безудержной фантазии автора, но не о глубочайшей эрудиции и чувстве языка, как у Михаила Успенского.

Но бог с ней, с формой, основная идея-то, простите, в чем? В результате правительственных интриг поделилось славянское государство на два, одни выиграли, другие проиграли, активы раздробили – и наши молодцы при этом?? Никакого глубокого трагизма в финале я не вижу, автор совершенно однозначно сочувствует одной из конфликтующих сторон.

Основное впечатление по прочтении – недоумение.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Николай Метельский «Меняя маски»

olmi, 8 июня 2020 г. 00:41

Что-то я вообще не поняла, откуда такие высокие оценки. Кто понравился-то читателям, ГГ? Но простите, тренированный сорокалетний боец-спецназовец, не умеющий себя держать в руках и не управляющий своими чувствами... То он на эту девку разозлился, то на ту обиделся — с утра до вечера один бесконечный ПМС.

А стилистика его бесед с главой клана? Я не бог весть какой знаток японской культуры, но диалоги ГГ с отцом и дедом влиятельного семейства — это какой-то подростковый треп, они вообще никак не напоминают общение разных по возрасту и статусу людей, тем более восточной культуре. И вообще, что такого японского нашли рецензенты в произведении, где колорит-то? В двух названиях деталей одежды?..

Про невероятную крутизну ГГ, 500% везение, замечательный багаж «того» мира, который ГГ энергично эксплуатирует в этом, я вообще не говорю. Труда и личностного роста там никакого нет и не планируется, все «вкусняшки» уже заранее выданы ГГ в неограниченном объеме. В принципе книге так к третьей он уже, наверное, император. Окруженный прелестными жаждущими его дамами всех возрастов.

А с идеологией у героя плохо. Он полностью поглощен зарабатыванием денег и статуса — при условии обеспечения собственной безопасности и независимости, конечно же. Никакими методами он при этом не гнушается, надо пойти 20 чел покрошить — да без проблем. Но как-то это настолько серо и технично описано, что эмоций вообще не вызывает, как примитивная компьютерная игрушка. С другими чувствами тоже полный ноль: в «том» мире у ГГ жена, кстати, осталась, дочь — но нет, никакой ностальгии, душевных метаний, как и не было ничего.

Ну и так далее до конца книжки: пришел, всех победил, дальше побежал.

Что это вообще было? Какие-то подростковые мечты? Но я уже давно вышла из пубертата, да и пол у меня женский. Мне такое могло бы быть интересно разве что с диагностической точки зрения, да и то не особо — слишком типично, было уже сто раз.

Оценка: 3
– [  13  ] +

Виктория Ледерман «Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом «Д»

olmi, 17 января 2020 г. 23:59

Ох...

Это довольно тяжелая, даже в чем-то страшная книга. Дочитав мальчишкам последние страницы, я какое-то время просто ничего не могла сказать. Конечно, мы многое обсудили и обсудим еще. Конечно, нормальным детям, воспитанным в атмосфере уважения к их человеческому достоинству, крайне полезно знать, что в жизни бывают и другие семьи, и дети, живущие по совсем другим правилам. И что даже обычные, в общем-то хорошие мальчишки, попав на крючок манипулятора, оказываются способны и на подлость, и на предательство. И что садисты, в том числе калечащие исключительно души, возникают не на пустом месте — их выращивают «любящие» мамы и папы, и понятно, как...

Но книга правда страшная. Потому что всем героям, включая жуткую Ангелину, — всего 11 лет. Потому что та же Ангелина гениально показана не только в роли безнравственного манипулятора, но и в роли истязаемой жертвы — да, исключительно психологически истязаемой, зато насколько жестоко! Мои дети возмущены и довольны несчастьям, свалившимися в финале на голову этого ребенка, а мне страшно. Все останутся при своем — предательство простится, дружба продолжится, в чем-то даже обогащенная новым опытом. Мудрые папа Никиты и отчим Егора никуда не денутся, Ирка порадуется своей удачной мести и вернется к борьбе за лидерство в классе. А что будет с Ангелиной? Хватит ли ей душевных сил вырасти в «эталонную стерву», как сказал StasKr? Или хватит только на шаг с крыши? Она ведь одна, совершенно одна, в вакууме без кислорода. В 11 лет.

Ледерман действительно сильно пишет, на 10 из 10. Дети совершенно достоверно мыслят, их поступки вполне понятны и точно соответствуют их характерам и уровню психологической зрелости. Их речь естественна и аутентична. В эту книгу погружаешься на 100%, потому-то она так сильно ударяет по мозгам.

Я не знаю, рекомендовать ее для чтения детям или нет. С одной стороны, здоровые счастливые дети толстокожи и непробиваемы, их не травмируют ни Муха-Цоктотуха («Зубы в самое сердце вонзает и кровь у нее выпивает! Муха криком кричит, надрывается!»), ни судьба героини Ледерман. С другой стороны — очень значима польза от этой книги как от психологического кейса, особенно от проработки эпизодов в формате «Как ты думаешь, мама правильно поступила? А как надо было сделать? А если бы девочка так сказала тебе, что бы ты сделал?» Но такое тяжелое впечатление от прочтения... а дети же все разные, если меня так «приложило», то может «приложить» и читателя-ребенка? Или только сильно за сорок можно понять, какой именно финал остался за кадром?..

Эта книга из тех, которые необходимо прочитать самостоятельно, а потом уже сделать выводы относительно ее пользы/вреда для детей. Если решитесь — не отдавайте детям, читайте вслух, вместе. С такой историей лучше не сталкиваться в одиночку, особенно в 11 лет.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Анастасия Парфёнова «Танцующая с Ауте»

olmi, 22 января 2016 г. 21:54

Прочитав отзывы, понимаю: вещь на любителя. Прочитав первую половину книги осознаю: я — не любитель такого. Стиль для меня тяжелый. Повествование пресыщено образами, чувствами, шестыми измерениями пространства, седьмыми плоскостями сознания и т.д. Героиня страдающая, но крутая до невозможности, о чем свидетельствуют не только выигранные битвы (100%), но и личные замечания этой самой героини о собственной красоте, способностях, крыльях и т.д.

В общем, психоделический подростковый роман, так бы я охарактеризовала это произведение. И наверное, напряглась бы и дочитала до конца (уважаемые рецензенты обещают, что там с середины начинается какая-никакая динамика, интриги), если вдобавок к главной героине не имелся соответствующий главный герой. Он, понимаете ли, невообразимо прекрасен и невероятно крут, а отношения героя с героиней начинаются с острого противостояния, но постепенно трансформируются в... Ох, нет, на любовный роман сил моих явно не хватит. Оставлю любителям. Оценку по правилам форума ставить не могу.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Сергей Павлов «Лунная радуга. Книга 1. По чёрному следу»

olmi, 11 января 2010 г. 11:37

Книга вполне добротная, и читается ненапряжно, и увлекательные части присутствуют, но мне как-то совсем не близок ее основной посыл: космос полон мрачных неожиданностей, люди никогда не приспособятся к ним, давайте, друзья, срочно по этому поводу выйдем на пенсию, запремся в своих виллах и будем пить водку. А кто этого не понимает и пытается проломить стену головой — те ограниченные глупцы, еще и безнравственные притом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А уж больше всего меня удивил эпизод с мальчишкой, которому взбрендило в одиночку нырять в карьере с аквалангом. Спасая которого, ГГ сам чуть не убился, собаку любимую угробил, кучу машин разбил... При этом гаденышу 8 лет, между прочим, взрослый мужик! А ГГ его только мягко пожурил, потом утешил и взял обещание больше так не делать. Понятно, конечно, что 80-е годы и все такое, но раздражает...

Оценка: 5
– [  12  ] +

Юлия Остапенко «Тебе держать ответ»

olmi, 11 января 2010 г. 11:15

Очень зрелый и профессионально написанный роман.

Четко спланированный (нет лишних героев, нет лишних событий — все развешенные по стенам ружья в свое время стреляют), содержащий неожиданные сюжетные ходы, довольно увлекательный, не перегруженный деталями придуманного мира. И при этом — не соглашусь с предыдущими рецензентами — качество романа совершенно не снижается на всем его протяжении.

Приятно читать, если никуда не торопишься. Приятно наблюдать столь яркий профессиональный рост автора.

Для определяющихся:

- это не фэнтези (волшебства — 0,01%), просто альтернативный, но вполне реалистичный мир

- это большой!!! роман

- аннотация наводит на мысль, что это «подростковый» роман про мальчишку — это не так.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

olmi, 15 сентября 2022 г. 12:03

«Словом, это будет, надеюсь, достойная развязка истории» — пишет автор в аннотации. Не будет. И лично для меня это проблема: в довольно плотном информационном фоне сегодняшней жизни мне действительно трудно вспомнить всех героев и сюжетные линии, о которых я читала 2 года назад.

Нет, нельзя сказать, что книга сама по себе скучна — в ней есть и интересные психологические наблюдения, и красочная фантазия, но подозреваю, что из-за оторванности от «предыдущих серий» я что-то точно недооценила.

В общем, не люблю я эпопеи. Разве что полностью законченные, а относительно этого цикла нет никаких гарантий, что следующая книга окажется последней. Что касается оценки конкретно этой части — будь она отдельным произведением, думаю, поставила бы 8, а то и 9. Так — увы, только 7. Несомненное право автора растягивать циклы на столько книг, сколько ему хочется. Несомненное право читателя давать этому свою личную оценку.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Василий Маханенко «Барлиона»

olmi, 17 января 2016 г. 03:09

Спасибо vvmonahov, благодаря его отзыву я познакомилась с В.Маханенко. Постфактум, по прочтении первых романов, могу сказать, что с отзывом уважаемого рецензента во многом согласна: оригинально, интересно, непротиворечиво.

От себя же хочу добавить — книга легко читаема и вполне увлекательна для 40+летней тетеньки, в жизни не игравшей ни в одну РПГ. Более того, пожалуй, этот аспект оказался для меня одним из самых интересных. При всей любви к фантастике, для меня очень ценно, когда автор обладает достаточной экспертизой в какой-то из областей реальной жизни и включает эту информацию в канву повествования — к примеру, особенности грузоперевозок на крайнем севере, или специфику повседневной практики психотерапевта, или, как в «Барлионе» — внутреннюю логику и механику компьютерной игры.

Второй момент, который хотелось бы подчеркнуть — мне книга показалась очень легко визуализируемой: все, что описывается, рождает совершенно понятные образы. Я бы не стала использовать столь любимый рецензентами ФЛ термин «кинематографичность» — для меня это в первую очередь картинка+динамика. В «Барлионе» же какой-то бешеной динамики, на мой взгляд, нет, а вот картинка — четкая и часто довольно красивая.

Какой-то мощной психологической и/или философской составляющей в первых романах я не заметила, но нельзя сказать , что их нет совсем: присутствует некий гигиенический уровень, когда и полное отсутствие не раздражает, и несоответствующий жанру избыток не напрягает. Конечно, доброта и бескорыстие главного героя — чуть-чуть сказочные, но я очень ценю смелость авторов, осмеливающихся использовать элементы доброй сказки на фоне приевшихся, но все еще эффективных маркетинговых ходов «темного фентези».

Короче говоря, вполне профессионально написанная серия для широкого круга читателей-эскапистов, любителей (по типу меня) переключить мысли перед сном в спокойное и безопасное русло.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Инна Живетьева «Орлиная гора»

olmi, 17 ноября 2012 г. 13:18

Фентезийного в этой истории, на мой взгляд, в принципе нет. Просто автору действительно малоинтересны исторические реалии, а альтернативный мир – это прекрасная возможность погрузиться в человеческую психологию, не вдаваясь в детали: какое именно оружие в каком году использовалось, была ли на территории описываемых государств в это время необходимая по сюжету эпидемия и т.д.

Здесь мало «красивостей» и нет простора для эскапизма – все, что не касается развития человеческих отношений и трансформации характеров, для автора явно вторично, но при этом претензий к образности языка или логической проработке описываемого мира у меня нет.

Подростковая литература? А что такое, собственно, подростковая литература – это книга про подростков? Тогда – да. Это история, в которой присутствуют понятия долга, верности, и при этом не смешиваются с дерьмом на первой же странице? Тоже да. Это занимательные приключения с не очень травматичными испытаниями для главных героев и неизбежным счастливым концом? А вот здесь, извините, нет.

Я категорически не соглашусь с восприятием этой истории как «чистенькой идиллии». Несомненно, у кого-то жесточайшие психологические надломы и разрушающие личность внутренние конфликты вовсе не создают ощущение трагедии – ведь ребенка просто-напросто убили, а не развесили внутренности по стенкам, и не описано, как именно герой сходил под себя во время пыток. Но для меня тяга к подобному, с позволения сказать, натурализму является однозначным диагностическим признаком. А сдержанность и чувство меры Живетьевой вызывают глубочайшее уважение – ведь маркетологи новостных программ давно уж доказали, как замечательно поднимает рейтинги нарезка из «жареных» фактов! Слава богу, что пусть и не на уровне государства, но среди талантливых писателей остаются люди, не готовые пожертвовать собственными этическими принципами в угоду потребительским предпочтениям.

Если же сконцентрироваться на человеческой психологии, то многие произведения Живетьевой (в частности, и некоторые эпизоды «Орлиной горы») оказываются по-настоящему страшными – для тех, кто умеет читать и способен чувствовать. Мне, честно говоря, даже странно, как молодая женщина, живущая в относительно спокойное время, далекая от кошмаров ХХ века, не военный журналист и т.д. – пишет так. В «Орлиной горе» одна из самых жестких сюжетных линий –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это пребывание Митьки в войске его отца. Для любого ребенка, воспитанного в нормальных семейных условиях, в атмосфере любви и уважения к родителям, отец-убийца (причем не защитник, а жестокий агрессор) – это тяжелейший конфликт. А здесь все еще накладывается на совершенно не подходящую к условиям открытых военных столкновений психику исследователя и аналитика. История затягивает Митьку в ситуацию предательства не в силу его трусости или слабости, а в силу именно несоответствия его взвешивающей, учитывающей все точки зрения жизненной позиции обстоятельствам, требующим моментального и однозначного выбора, и это действительно очень жестоко.
Не знаю, как Живетьева выйдет их этого конфликта в продолжении, но боюсь, что развитие ситуации с Митькой будет не очень радостным. Если, конечно, не случится какого-нибудь волшебства…

В общем, перед вами психологическая проза, корректная, но жесткая, без пафоса и слюнтяйства, что особенно ценно. Для тех, кто это ценит – однозначно 9. Хорошо, что были отзывы, лично мне они помогли не ошибиться с выбором. Вообще, надо как-то менять фантлабовский классификатор – уж слишком он общий для всех случаев.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Наталья Щерба «Часодеи. Часовой Ключ»

olmi, 28 сентября 2020 г. 23:04

Странная книга.

Логически выстроенного сюжета — нет. Такое ощущение, что автор писал, находясь в каком-то эмоциональном потоке, не имея не то что четкого плана — даже явного представления о том, чем он планирует всю эту событийную кашу закончить. А возникающие логические нестыковки затыкал «роялями».

Про логику, точнее ее дефекты, написано уважаемыми рецензентами немало. Но ведь и характеры в высшей степени недостоверны! Поведение Огнева-старшего — череда противоречий. Нет, я прекрасно понимаю, что злость может сочетаться с жалостью, но увольте — не так... Вместо смеси противоречивых эмоций и нравственных метаний мы видим какую-то кадровую нарезку: ненавидит / спасает / презирает / тайно помогает и т.д. , и в каждой ситуации — чистейшее рафинированное чувство без примеси какого-либо внутреннего конфликта.

Крайне странно ведет себя и Мортинова. Вообще-то, ненависть предполагает глубокую эмоциональную связь, а откуда она могла возникнуть у ведущей волшебницы тамошнего мира в отношении глупенькой и полностью дезориентированной девочки-бастарда? Я поняла бы агрессивное раздражение от внезапно появившейся помехи, безжалостные и жестокие попытки ее устранения, пропитанное снобизмом высокородных презрение — но откуда именно ненависть, такая жаркая, горячая и неконтролируемая? Какая-то подростковая травля, бесконечные угрозы, дешевые выпады в исполнении сильнейшей волшебницы и топ-менеджера одной из двух магических школ описываемого мира выглядит, на мой взгляд, совершенно неуместно.

Да и вообще, если честно, с ненавистью в этом произведении происходит какое-то «типичное не то». Согласна — автор ее описывает ярко и эмоционально, но на протяжении всего произведения меня не оставлял вопрос: а зачем, собственно? Если пишешь для детей — зачем такое долгое и подробное описание издевательств, агрессии, психологического давления, травли? А если для взрослых — то к чему тогда странное полудетское сюсюканье в царстве фей? И как со всем этим увязываются совершенно не по-детски организованные несостоявшиеся поцелуи? Ну не ведут себя так 12-летние мальчики, одной этой сцены достаточно для того, чтобы понять — автор совершенно не чувствует целевую аудиторию и постоянно мечется из «детскости» во «взрослость», пролетая ту самую возрастную категорию, для которой, теоретически, пишет...

В общем, с психологизмом в этом произведении все в высшей степени странно.

Разочаровал и язык, он, на мой взгляд, — на троечку: бедный и не отшлифованный. «Пошел», «сказал», «увидел», «взял»... Читая эту книгу вслух для детей, я искусственно насыщала текст какими-то прилагательными, образами, какими-то более естественными, на мой взгляд, для подростков речевыми оборотами... Одновременно заменяя на синонимы бесконечные повторяющиеся слова, коих в тексте полно, куда смотрели корректоры — вообще непонятно.

Хотя, фантазия, несомненно, яркая и оригинальная. Некоторые сцены и элементы прописаны красочно и зрелищно, даже красиво, но...

Не пошла у нас эта книга. В один из вечеров остановились — и не стали продолжать. Я же все-таки из читательской добросовестности «добила» первую часть до конца, так что оценку ставлю с полным правом.

Не рекомендую эту книгу для прочтения детям.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век»

olmi, 28 марта 2010 г. 12:07

100% психологически достоверная история о том, как топ-менеджер государственной силовой структуры из-за собственных вовремя неразрешенных личностных проблем пошел на должностное преступление и вверг свой регион в тяжелейший кризис с многочисленными жертвами и разрушениями.

В этой книге, как ни в какой другой, понятно, что авторов в первую очередь интересовал не фэнтезийный антураж (хотя он оригинален и достаточно проработан), не неожиданные повороты лихо закрученного сюжета (хотя и он неплох), а личности героев – исходные, логика их развития, их пересечения друг с другом. Именно этот аспект проработан на отлично, и именно тех, кому он интересен, роман не разочарует.

Если же отфильтровать психологию и оставить только динамику, фантазию и неожиданность сюжета – получится оценка 6-7, существуют гораздо более динамичные, фантастичные и неожиданные истории.

Я же, как ценитель именно психологической проработки, ставлю однозначную 10. Это действительно цельный, завершенный роман, поднимаемые в нем вопросы актуальны, заставляют задуматься и мысленно дискутировать с авторами. Это редкий случай произведения, в котором все (вообще все, даже самые эпизодические) характеры абсолютно достоверны. Прекрасно продумана идеология «ведьмовства» как свободы, доведенной до состояния хаоса.

Единственное, что, на мой взгляд, притянуто за уши, − это условный happy end. Понятно, конечно, что авторам главный герой симпатичен, и очень хочется по-детски верить, что любовь, сочувствие, гуманизм могут привести к лучшим результатам, нежели авторитарное управление, жесткие методы зачистки и безразличная к судьбам эффективность административной машины. Но где-то на заднем плане все равно маячит понимание того, что в жизни-то обычно наоборот… Да, мы включены в переживания главных героев и потому нам их жалко, а трагедия матери, потерявшей ребенка в террористической атаке в цирке, или жены очередного, 256-го по счету, убитого спецназовца остались за кадром, но жизненный опыт обычно учит нас видеть шире демонстрируемой картинки…

Поэтому, на мой взгляд, в happy end'е сильно не хватает Фомы из Альтицы, приветственно помахивающего ордером на арест главного героя. Хотя, финал получился открытым, возможно, авторы еще захотят вернуться к этой истории?

Оценка: 10
– [  10  ] +

Мария Галина «Малая Глуша. 1987»

olmi, 7 января 2010 г. 23:53

Трудно бороться с завышенными ожиданиями, сразу начинаешь писать о недостатках, а ведь даже с учетом их повесть получилась очень и очень неплохая.

Завышенные ожидания дало именно начало: увлекательное повествование; прекрасный образный язык (одна «будка смотрителя с крохотным печальным огородом» чего стоит!); замечательные, яркие и живые, персонажи, даже самые эпизодические; захватывающие эмоции, заставляющие на 100 % сопереживать герою − и в раздражении, и в страхе; красочные и достоверные фантазии; даже неожиданные комментарии («Ежи вообще-то маленькие злобные убийцы. Но перед их обаянием трудно устоять»). И самое главное – масса прелестных, близких моему сердцу аллюзий, хоть тот же Васнецовский «пошел котик на Торжок». Короче, в первую половину повести, до момента попадания героев в город усопших, я просто влюбилась, была бы возможность поставить оценку 15 – рука бы не дрогнула.

Поэтому так обидно было читать какое-то скомканное окончание. Нет, в целом, конечно, неплохо, но от Галиной ожидаешь большего. А тут… Ну не цепляет! Описание встречи с ушедшим любимым человеком, по идее, у всех, кто пережил такую смерть, должно вызывать яркий эмоциональный отклик – а его нет. Ребенка как-то устранили легким движением руки – нет и все… А ведь какой острейший конфликт можно было создать: муж хочет забрать с того света жену и оторвать ее от малыша! А здесь какие-то мелочные самокопания: люблю – не люблю – сам не знаю… А уж возникновение любви к Инне (любви! не чего-то там сиюминутного!) вообще не мотивировано совершенно. Короче, создалось впечатление, что автору то ли повесть надоела и хотелось поскорее ее завершить, то ли сроки поджимали. В общем, 15 поставить не получилось. Но все равно Галиной спасибо, первую половину − обязательно перечитаю.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Борис Конофальский «Путь инквизитора»

olmi, 23 мая 2023 г. 22:46

Автор пишет: «Книга ориентирована, на мой взгляд, на мужчин, которым интересна история, средние века и военное дело того времени». Я не мужчина, не очень-то люблю исторические романы и совершенно не интересуюсь военным делом. Вместе с тем, этот цикл — пожалуй, наиболее интересный из всех, прочитанных мной за последнее время.

Что привлекло? Кто-то из рецензентов назвал цикл «производственным романом» — действительно, так оно и есть. В этой истории очень много про управленческую работу: стратегию, планирование, бюжетирование, управление персоналом, участие в ключевых переговорах)) Неожиданно читать об этом в средневеково-фентезийном антураже, но главное — похоже, автор понимает, о чем пишет, и многое в этой жизни прошел сам. И вот это, пожалуй, привлекает больше всего — личность автора. Чувствуется родственная душа, хочется узнать о нем больше, о чем-то даже подискутировать.

Второй момент — честность. Образ героя нарисован очень цельно, психологически достоверно, без фальши и в соответствии с культурными реалиями той среды, которую описывает автор. Все достижения Волкова — реальны, все его косяки — закономерны. Возможно, из-за этого герою сопереживаешь, что для меня последнее время — большая редкость. Обычно читаешь какую-нибудь историю: победил — ну, молодец, погиб — ну, бывает... А здесь прямо нервничала из-за этого Волкова в отдельные моменты: блин, ну что ж ты, придурок, творишь!)) Знаете, это большое удовольствие — читать повествование, которое тебя затрагивает эмоционально.

Да и в целом серия произвела впечатление серьезно продуманной, проверенной, вычитанной — короче, очень добротной работы. Чего мне не хватало? В последних частях, наверное, фантастических элементов. Книги про чумной город и ведьм показались с этой точки зрения самыми увлекательными.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Андрей Кокоулин «Мастер осенних листьев»

olmi, 10 сентября 2020 г. 22:11

Интересная и необычная книга.

Пожалуй, начало может кого-то разочаровать: оно плавное, неторопливое, в нем нет особого волшебства, нет захватывающей динамики, насыщенных приключений... Просто растет и созревает молодой художник, потихоньку превращаясь из восторженной девочки в почти гения, практически полностью принадлежащего своему мастерству.

Это, в общем-то, реалистичное произведение, интересное в первую очередь своим точным психологизмом, эмоциональной насыщенностью и тонкой эстетикой. Я читала книгу кусочками перед сном — она успокаивала и умиротворяла. Но потихоньку от вялого любопытства я переходила все к большему погружению в судьбу этой девочки-подростка, тем более что жизнь ставила перед ней все более сложные и амбициозные задачи, а где-то вдалеке, словно надвигающаяся буря, зрела смертельная угроза всему этому незатейливому миру...

И созрела.

И мягкий, чуть приукрашенный магией реализм превратился в историю, насыщенную мрачной, тяжелой и кровавой фантазией. И одновременно все ближе к реальности подошли сюжетные повороты. К той реальности, где главные герои оказываются не героями и погибают не драматично, а сиюминутно, не то чтобы не совершив финального подвига — даже не получив ни шанса на попытку... Где чудо оказывается чудом не для этого мира и героине, по сути, приходится делать выбор — между всемогуществом и долгом. Где победа — это не триумф доброго волшебства и не яркий подвиг, а просто шаг из последних сил, награда за который — забвение.

Нет, это не сказка. Милая и красивая не-сказка вначале, жестокая и реалистичная не-сказка в конце. Не знаю, понравится она вам, нет? Но создал ее в высшей степени неоднозначный автор, пожалуй, один из интереснейших писателей, с которыми я познакомилась в последние годы.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Джастин Кронин «Перерождение»

olmi, 8 ноября 2014 г. 00:06

Маркетолог писал...

Классический американский набор: преступное правительство, половина персонажей изнасилованы в детстве, сиротка со сверхспособностями и т.д., после эпизода «из подземной секретной лаборатории вырывается зло» лично я читать дальше не смогла.

Но автор несомненно талантлив. Та же история матери Эми — без надрыва и излишних соплей, но очевидна психологическая точность и эмоциональная глубина.

Что же, успехов ему в бизнесе.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Шрам»

olmi, 21 апреля 2010 г. 23:49

Заранее прошу прощения у всех почитателей за нелицеприятный отзыв, но согласитесь, потенциальные читатели имеют право и на информацию от оппозиции.

Итак, роман, как обычно, психологически выверен и написан на должной высоте в плане образности и увлекательности.

Но до чего же неприятных героев выбрали авторы на этот раз: истероидный юноша, переключившийся с экстремальных развлечений на грани суицида на откровенный невроз, и умная, прекрасная и волевая девушка с всепрощающей любовью из жалости к предателю и трусу. Жизненные ли это типажи, ярко ли они описаны, укладываются ли в логику характеров их чувства и поступки? Несомненно, но читать иногда просто противно. И в хеппи-энд не верится: даже если допустить, что стресс окажется достаточно сильным и превратит труса в героя, прекрасная девушка его тут же оставит: жалеть-то больше незачем.

В общем, если сравнивать со среднестатистическим фэнтезийным чтивом – естественно, выше среднего. Но желания возвращаться к прочитанному или читать серию дальше лично у меня – совершенно нет.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Михаил Успенский «Там, где нас нет»

olmi, 15 января 2010 г. 16:40

Не устаю удивляться, насколько все люди разные…

Я даже не могу сказать, сколько раз я перечитывала эту книгу − ее можно открыть в любом месте, и удовольствие обеспечено. И если первое прочтение дает редкостный шанс по-настоящему от души посмеяться, то каждый следующий раз не перестаешь наслаждаться прекрасным языком, глубочайшим пониманием русской (и не только) культуры и богатейшей эрудицией автора − почти к каждой странице можно написать полстраницы комментариев: что имелось в виду, почему именно так… В этой книге все неслучайно, даже столь возмутившие некоторых шутки «ниже пояса». Действительно, чтобы оценить Успенского, нужно прочитать побольше первоисточников, тех же русских народных сказок (не адаптированных для школьного возраста), и тогда, как уже писали многие, под поверхностным откроется второй и третий смысловой слой.

Искренний совет всем, кто «не понял, не оценил» – не торопитесь, отложите эту книгу на несколько лет, а потом перечитайте, не лишайте себя истинного удовольствия! Эта трилогия – действительно Классика, равных ей немного.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Леонид Каганов «Эпос хищника»

olmi, 19 мая 2009 г. 00:24

Один из лучших рассказов последнего десятилетия, реально достоин оценки «20».

Потрясающий уровень психологической проработки.

Высочайший уровень достоверности.

Это действительно запоминающаяся вещь, которую хочется перечитывать. Чувствуется неслучайность замысла и глубина писательской работы. Спасибо Каганову.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»

olmi, 11 августа 2022 г. 21:53

Затянуто? Безумно затянуто. Но если вырезать кусок из любого места и сделать из него законченное произведение — например, рассказ или небольшую повесть, то там будут и красивые образы, и яркие чувства, и интересные идеи. Мне даже жаль, что к концу второй части (а это именно часть, не отдельная книга, присоединюсь к остальным рецензентам) роман мне настолько надоел, что я уже пробегала по вертикали все эти хорошо сделанные куски, фиксируя исключительно фактологию: пошел, успел, убил и т.д.

7 лет, говорите, автор его писал? Ну да, сроднился, погрузился, не мог остановиться, так хотелось выдать все, что чувствовалось в отношении этого мира и этих героев. Это не вода, это вполне продуманный и в определенном смысле ценный текст, но боже, как же его много...

Писатели, не делайте так!)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Святослав Логинов «Вымертский тракт»

olmi, 27 января 2020 г. 01:40

Странная какая повесть... Автор не велел искать психологизм, но помилуйте, я ж так не могу! Удивительно нелогичное поведение Стана заставляет постоянно предполагать скрытые мотивы.

Смотрите сами: с первых страниц повести Стан —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(охотник за головами и по сути, сталкер, циничный и рационально жестокий) настолько откровенно навязывается в сопровождающие к некоему Раллиху (идейный борец со злом), что даже тот, тип довольно примитивный, сразу заинтересовался причиной. Стан отвечает, что добычи хватит на двоих, «...во-вторых, вдвоём идти веселее. Ну, а в-третьих, если бы я к вам не напросился, то шёл бы сейчас и гадал: человек идёт тем же путём, что и я, или призрачный путник?». Ой... У сталкера на работе обострилась жажда общения? Не смешите! Сталкер остерегается призрачных путников? Ну так подкрался бы к этому Раллиху, выстрелил в голову на всякий случай, а потом: «Ой, он, оказывается, живой был, неудобно-то как!» Вот это — вполне типичное поведение для такого Стана, каким дальше описывает Логинов, а здесь — что-то нечисто...

Или последующее объяснение: «...Если мы выберемся из Вымерта целыми, да ещё и с победой не знаю над кем, то о вас сочинят сотню героических саг и баллад, а заодно помянут и меня». Да ладно! Ежу понятно, что абсолютно не информированный, не подготовленный и не владеющий никакими сверх-навыками Раллих не то чтобы не добьется эпических побед — он вряд ли один день проживет в этом Вымерте без Стана. Раз так Стану хочется в сагу — почему бы не попасть туда самому, зачем тащить с собой такую обузу? Да и попадание в героическую сагу в качестве мотивации для сталкера как-то сильно настораживает..

Что дальше? Дальше Стан постоянно спасает Раллиха от всевозможных ловушек и напастей, открывает ему свои серьезные тайны и передает полученные ресурсы. Причем в критические моменты благополучно забывает о субординации в паре дворянин/простолюдин и жестко и безапелляционно отдает команды типа «Стоять!», «В середину не бить, только по краю! ... Делать, как я!». А далее на привале почтительно передает дворянину право в первому и в одно рыло съесть приготовленную охотником еду. Опять не верю! Холоп, впитавший почтительность с молоком матери, не скажет дворянину «Делать как я!» даже под угрозой смертельной опасности, ну просто язык у него не повернется, ну не знает он, что так можно было... Вывод: Стан притворяется на привале. Зачем?..

И так далее, нестыковка за нестыковкой, загадка на загадке, и вдруг бах — финал. А разгадка??? История делает сюжетный поворот, Стан убит или надежно выведен из игры, судьба Раллиха неясна, но тоже крайне далека от исходной задачи... Похоже, мы так никогда и не узнаем, на что циничному сталкеру сдался малопонятный идейный борец с нечистью и каковы в итоге были планы Стана. Может, он хотел дождаться беременности принцессы от Раллиха и съесть сердце их первенца для излечения от родового проклятия?... Или еще какая многокомпонентная фигня?... Стан построил план, навязался Раллиху в попутчики, привел, куда надо, а потом раз — и трагическая ошибка накрыла планы сталкера медным тазом.

Но мы никогда об этом не узнаем, повесть кончилась! В жизни, конечно, так бывает, но в фентезийной истории? Как-то это слишком сильно конфликтует с законами жанра. Похоже, автор нас всех развел своей повестью и аннотацией, сидит там и хихикает: догадаемся мы, что он имел в виду, или нет?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

olmi, 17 февраля 2015 г. 11:14

Остро, эмоционально, ярко... Но либо для людей с ооочень крепкой нервной системой, либо для тех, для кого маленькие дети — это ну совсем никак не актуально. Наверное, лет двадцать назад, когда сыновей у меня не было и в планах и я знала о детях только то, что они противно орут и постоянно требуют внимания — наверное, тогда я смогла бы спокойно прочитать эту книжку, восхититься неординарной фантазией, яркими образами, психологической достоверностью поступков... Но не сейчас. После эпизода с интернатом извинилась перед автором и отложила эту книжку навсегда.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Алексей Иванов «Общага-на-Крови»

olmi, 6 января 2012 г. 00:22

Судя по неожиданным для меня отзывам, тут какие-то очень тонкие ностальгические струнки затрагиваются у уважаемых рецензентов…

Если же у читателя (как и у меня) слово «общага» не вызывает вообще никаких личных ассоциаций, – есть серьезный риск получить от прочтения только недоумение и разочарование.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Одержимая»

olmi, 23 апреля 2011 г. 23:00

Наверное, оценки романа сильно разнятся у «знатоков» Дяченок и читателей, плохо знакомых с творчеством последних. Потому как объективно роман совсем не плох — профессионально выстроен с точки зрения сюжета, по-настоящему динамичен, концовка не «провисает», психологических нестыковок не попадается — я просто не могу поставить «тройку», это было бы нечестно. Потому как получилась вполне приличного качества вещь: развлекает, не раздражает.

Но при этом абсолютно не затрагивает чувств. Это так неожиданно!

Мне доводилось по-разному оценивать творчество Дяченок. Иногда они сочувствовали откровенно отвратительным для меня личностям, иногда недостаточно прорабатывали логику повествования, иногда какие-то герои получались бледными и схематичными на фоне других, но ни разу мне не попадалось произведения — романа или рассказа — которое на всем протяжении было бы столь эмоционально пустым.

Если его действительно писали Дяченки (что, кстати, лично для меня неочевидно), мне кажется, стоило бы издать его под другим именем или включить на первое место в «многоавторском» проекте какого-нибудь писателя, от которого ждут динамики и легкого языка, а никак не острых личностных конфликтов и глубокой психологической проработки. Зачем так обманывать ожидания потребителей? Рисковый и чаще всего экономически неэффективный шаг.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов»

olmi, 8 февраля 2011 г. 00:05

Все рецензенты, дублируя друг друга, подробно описывают завязку, и хоть бы кто-нибудь в спойлере так же лаконично изложил развязку! Действительно, книга на середине начинает утомлять, но все-таки любопытно: чем там все закончилось?

А если серьезно, то жаль. Довольно стандартная ситуация — начиная читать оригинальную и динамичную вещь, радуешься поначалу: вот оно, вот новый, незнакомый раньше замечательный автор, можно на какое-то время прекратить поиски и получать гарантированное удовольствие от поглощения всех его произведений — не тут то было. Такое ощущение, что романы писателями не планируются, не продумываются и не перерабатываются с начала до конца и с конца до начала, а пишутся стихийно, на одном дыхании, которое на 60-65% текста начинает иссякать. Может быть, так оно и есть?...

Оценка: 6
– [  7  ] +

Борис Конофальский «Дорогой снов»

olmi, 27 мая 2023 г. 23:59

Мать в долгой коме после ДТП, отец-инвалид, двое малышей и старший ребенок — девочка-подросток, которая в этой труднейшей жизненной ситуации берет на себя все обязанности матери семьи. Но вдруг в какой-то момент она, засыпая, начинает каждый раз проваливаться в странный постапокалиптический мир, наполненный недобрыми фантастическими существами. В мире сна — своя борьба за жизнь, но оказывается, что выживая в этой борьбе, героиня приобретает в мире яви и преимущества, и смертельно-опасные риски.

Ну что ж, это написано добротно и достаточно увлекательно. Фантазии автора оригинальны, реальность мира сна логична и легко визуализируется — как пишут уважаемые рецензенты, кинематографична. Все три книги — это, по сути, разбитое на три части одно большое произведение, которое, несмотря на длину, остается равномерно динамичным. Девочка кажется довольно органичной и в своем самопожертвовании на благо семьи, и в своих подростковых желаниях и глупых поступках неопытного ребенка, которому посоветоваться не с кем, и в своем лексиконе...Чего же мне не хватает?

Чувств. Героиня ухаживает за матерью в коме как-то механистично, как за домашней зверушкой. Не приведен ни один разговор девочки с матерью, она не жалуется, не плачет, не делится своими страхами, не упрекает... Боль — не читается. Двое малышей-детсадовцев смотрятся вообще плохо прописанными персонажами компьютерной игрушки: они всегда активны, веселы, иногда переругиваются, но основную часть времени бодро ходят в детский сад или радостно таращатся в компьютер. А теперь представим ситуацию: на фоне благополучной жизни мать в одночасье превращается в дышащий труп, отец — в тяжелого инвалида, благосостояние семьи стремительно летит в пропасть, сменяясь практически нищетой, а старшая сестра (на самом деле, единственный родственник, общающийся с этими детьми, потому что отец либо круглосуточно работает, либо спит) становится странной, дерганой, чего-то боится, часто посыпается с травмами и вся крови, а на все вопросы детей только их одергивает в формате «все нормально, отстаньте». Она вообще с ними не разговаривает — ни о чем и никогда, только кормит и водит в детский сад и обратно. Нет, для истощенного взрослыми обязанностями и ответственностью подростка такое поведение как раз объяснимо, но представляете, что происходит с психикой маленьких детей в подобной атмосфере и в какие тяжелейшие расстройства поведения это гарантированно выливается? Но их нет, малыши бодры и веселы и безупречно отрабатывают написанные для них простенькие роли.

И так во всем. Почему в «Инквизиторе» не так, почему главный герой получился живым и вызывал яркие эмоции у читателя? Думаю, потому, что он во многом близок автору, хорошо понятен, и описывая Инквизитора, писатель много вложил в него себя. А герои цикла «Во сне и наяву» — далеки, не очень понятны, и чтобы написать их так, чтоб мы увидели живые души, автору не хватило понимания их психологии. А может, просто не было желания и хотелось сосредоточиться на событийном ряде в ущерб проработке чувств.

Второй момент — этическая неоднозначность истории. Конечно, в реальной жизни все как раз неоднозначно, но создавая искусственную конструкцию литературного произведения, авторы все-таки обычно насыщают ее своим отношением: вот этот — плохой, вот этот — хороший, но при этом такие, блин, жуткие вещи творит... понятно, что обстоятельства вынуждают, но это все очень плохо, конечно... Кстати, в том же «Инквизиторе» отношение писателя к неоднозначным поступкам главного героя считывалось совершенно четко. Здесь же — нет, авторская позиция на тему «что такое хорошо, что такое плохо» вызывает массу вопросов, особенно ближе к финалу. Я не призываю, естественно, к излишней прямолинейности и этическому примитиву, но все-таки позиция автора должна ощущаться как минимум в тех вопросах, которые он ставит перед читателем. А здесь как-то не ощущается — не стояло такой задачи?

Что имеем в итоге? Динамичный, оригинальный, добротный экшен, но слабо проработанный с точки зрения психологии героев, особенно второстепенных, и этического посыла. Как развлекательное чтение — неплохо. Но жаль, черт возьми, жаль! На такой фактуре можно было сделать очень сильную книгу! Прямо хочется попросить Конофальского поискать себе соавтора — такого, которому будет интересна психология и трансформация человеческих душ.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Сергей Жарковский, Андрей Ширяев «Врата испуганного бога»

olmi, 14 мая 2021 г. 23:21

Мне было не смешно. Эдакий стеб ради стеба, бесконечно накрученные приколы на приколе, в которых иногда даже теряются сюжетные ходы. Герои ведут долгие диалоги, состоящие из шуточек и подколок, и наверное, кому-то они кажутся остроумными и оригинальными, но — не мне... Читать не то чтобы сложно — скучно, настолько далека от меня эта стилистика. Бросила на середине, по правилам оценку не ставлю.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак «Время всегда хорошее»

olmi, 7 февраля 2021 г. 23:15

Я родилась в начале семидесятых и мне реально страшно представить себя попавшей обратно в то время. Оставим за скобками политику и идеологию, оставим дефицит — сравним просто средний класс сегодняшнего дня и какую-ниудь элиту восьмидесятых. Ну и что? Кто-нибудь променяет средненького корейца на лучшую тогдашнюю Волгу? Без кондиционера-то! Или все эти гортексы и ЭВА, которые делают современную одежду легчайшей и теплейшей, — на тяжеленное шерстяное пальто и вечно промокающие кожаные сапоги, в которых лично у меня хронически замерзали пальцы? Или уровень сегодняшней медицины вообще и, страшно сказать, стоматологии в частности — на тогдашний? Ну а про интернет я и говорить не стану.

В общем, я абсолютно уверена, что имея возможность изучить сегодняшний день и проникнуться им, вернуться в прошлое — это трагедия. Естественно не для тех, кто когда-то многое имел, а потом это многое потерял, и неважно, что это было: от принадлежности к правящим кругам до гладкой кожи и упругого бюста. Проигравший — плачет и видит картинку искаженной: прошлое — в розовых очках, настоящее — в серых. Но для ребенка, который неплохо жил в своем времени, а потом оказался в таком же неплохом, но будущем, возвращение обратно — это катастрофа. И вот как раз в том, что герой воспринял это возвращение совершенно иначе, я и вижу главную ложь этой книги.

А так — занимательно, местами увлекательно, педагогично. Но конфликтных моментов в книге немало и я уверена, что не все смогут воспринять ее благожелательно и беспристрастно. Даже меня при всей моей ориентации на инновации и приличном сегодняшнем уровне жизни что-то периодически, да цепляло. Пожалуй, некоторая некорректность сравнения: противопоставляется болезненная обстановка в школе прошлого — нормальной обстановке в школе будущего. А ведь не во всех школах тогда было такое жесткое идеологическое доминирование. Вот если бы пионерско-комсомольские разборки противопоставить буллингу или подключению родителей к конфликтам младшеклассников с привлечением налоговой и прокуратуры — тогда да, тогда, пожалуй, было бы честно...

И наверное, описывая будущее (2018 год 2009) авторам стоило бы максимально уходить от конкретики: будь это 2018 обозначен как 20**, вопросов при прочтении было бы меньше.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Виктория Ледерман «Теория невероятностей»

olmi, 7 октября 2019 г. 00:47

Замкнутый и высокомерный мальчишка по внезапному велению души вступается за малыша и ввязывается в конфликт с гопниками. Знал бы он, чем все это закончится!

Провал в другой мир получился очень психотерапевтическим: оказалось, чтобы понять причины своих поступков, научиться ценить тех, кто рядом, и избавиться от скрытых страхов, надо было посмотреть со стороны на другого себя, другую свою (не свою!) семью, увидеть последствия своих совершенных (не совершенных) действий... Интересный опыт, неплохо было бы всегда иметь возможность его получить. Если бы вероятность возвращения не была такой ненадежной, буквально висящей на волоске.

Что могу сказать про книгу? Интересно было всем, и взрослой тетке, и семилетнему, и десятилетнему слушателям. История динамичная, и есть неожиданные сюжетные повороты, и волнующий экшен, но главное — совершенно не фальшивая. Дети чувствуют фальшь очень тонко, а здесь главным героям веришь, они честные и живые. Вообще, задача крайне непростая: написать книгу с таким явным этическим посылом, и при этом не скатиться в схематичность и даже в самых драматических моментах обойтись без пафоса и искусственных эмоций. Автор молодец.

Мы читали эту историю по несколько глав перед сном, а потом была возможность в темноте обсудить произошедшее: а правильно ли он поступил? А чем это могло кончиться? А как было бы лучше? А почему он поступил именно так? А что будет дальше? Младший был, конечно, больше захвачен сюжетом, а вот старшему оказалось очень интересно анализировать мотивы разных людей и продумывать последствия их действий. Книга во многом тем и хороша, что дает такую возможность. А я ловила себя на том, что, уложив детей, хочу вернуться к чтению и узнать, чем же там все кончилось))

Оценка: 10
– [  7  ] +

Нил Гейман «Коралина»

olmi, 21 февраля 2016 г. 00:53

Насколько же все люди разные... Эта история часто рекомендуется для детского прочтения, да и здесь многие рецензенты относят ее к «детским».

Если вы как раз собрались читать «Коралину» детям, не поленитесь, прочитайте сначала сами, тогда и сделаете выводы: будут они орать у вас по ночам после прочтения этой сказочки, или нет.

А взрослым настоятельно рекомендую. Очень атмосферная вещь, пронизанная тем, что по-настоящему страшно: не кровищей и кишками, а ужасающей близостью иллюзорного мира, в который так просто попасть. И так непросто выйти, даже при помощи эффективных современных препаратов. Наверное, для этого необходимы такое же мужество и несгибаемая воля, как у маленькой Коралины.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Тэд Уильямс «Война цветов»

olmi, 20 июня 2013 г. 23:24

Очень мощное реалистичное начало — и нереализованность главного героя, и потеря ребенка, и смерть матери — все это описано очень сильно и вызывает ярчайший эмоциональный отклик. А после попадания в Эльфландию я, честно говоря, заскучала. Во-первых, не люблю «про елфов». Ни классическую фентези, ни черную, ни, упаси боже, юмористическую — на мой взгляд, хватит на этой территории пастись, пора карантин вводить. А с другой стороны, после выпадения героя за рамки реального мира история утратила бОльшую часть своей психологичности, а в красивую сказку или мощный экшен тоже не превратилась. Немножко того, немножко другого, но не шедевр ни там, ни там.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Александр Громов «Со дна»

olmi, 1 октября 2012 г. 01:06

Настолько утомил непрекращающийся поток историй «про елфов», что любая оригинальная, достаточно качественно проработанная космическая фантазия априори вызывает позитивную оценку...

А вообще-то, этом романе для меня интриги как таковой не было – с первых абзацев было понятно, чем все закончится. Для того, чтобы убедить читателя в глупости туземцев, на мой взгляд, стоило бы не рисовать их столь однозначно одним цветом… И тридцатилетний агент-манипулятор с опытом полевой работы, демонстрирующий откровенно подростковые рассуждения, тоже не показался психологически достоверным. И червячок сомнения постоянно просыпался: а точно можно с такой гравитацией продержаться стоя и сидя в течение нескольких часов?

Но, как ни странно, при всем при том читается история все же с удовольствием — все из-за описания мира: оно оригинально, даже иногда красиво, связно проработано и в целом сделано довольно профессионально.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Дело жадного варвара»

olmi, 22 июня 2011 г. 21:53

Этот мир преисполнен спокойствия, неторопливости, предсказуемости и социальных гарантий. Власть мудра и лично снисходит до объяснения своих поступков. Юная принцесса, само совершенство и воплощенный аристократизм, та, на которую было страшно поднять глаза, оказывается верным боевым товарищем, и может, даже чем-то большим?.. Две прекрасные женщины, так искренне любящие главного героя всей душой и телом, дружат и живут в мире и согласии друг с другом.

Мечта нереализовавшегося в этой жизни страдальца.

Вам хочется туда?

Тогда у вас, видимо, совсем плохо получилось здесь.

Мои соболезнования.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Святослав Логинов «ОТК»

olmi, 24 июля 2010 г. 23:06

Очередная грустная вещь о жизни, созданная очень сильным писателем, который философскую сказку умудрился насытить фантазией и динамикой, за что и получил негативные оценки половины аудитории: писал бы нудно – не было бы обид у ожидающих экшена и интриги, перелистнули, и все.

Милый идеалист Логинов! Те, кто так задумываются о качестве, уже заработали свои первые миллионы на «опасных пилах»…

А Фантлабу стоило бы давать распределение оценок не только по полу, но и по возрасту. А потом ставить пометочки типа: «для 30+«.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Горное селение»

olmi, 25 декабря 2021 г. 01:21

Это настоящая сказка. Она переполнена необыкновенным волшебством — странным, противоречивым и удивительно оригинальным, все-таки Логинов — умеет. Хорошие герои здесь сказочные, а вот мерзавцы получились удивительно реалистичными. Хорошо, что их всех уничтожили. И вообще, история кончилась хорошо, но мне почему-то грустно:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жаль прекрасного моря с зелеными островами, оказавшегося морем волшебного яда...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Андрей Кокоулин «Точка»

olmi, 26 августа 2020 г. 00:03

Печальная и не очень-то оптимистичная повесть о добром и порядочном человеке. Он помогает больным и беспомощным и, несмотря на бедность, всегда подсунет пару-тройку банкнот тем, кому еще труднее. На его пути остается много трупов, но в его убийствах почти нет ненависти и даже с последними мерзавцами он расправляется только вынужденно. Он потрясающе сдержан и тактичен, он удивительным образом умеет слушать — и даже оголтелые националисты рядом с ним начинают разговаривать в его формате:ищут какие-то свои аргументы, пытаются убедить в своей правоте — словами... В его силе нет самодовольства, в его мести нет торжества. Он чудом спасся из концлагеря, где был подопытным в странных экспериментах. Но что-то пошло не так. И с главным экспериментатором, и с методикой, и со страной, и со всей этой квази-Европой, в которой происходит действие истории.

В итоге убийцы уничтожены, мерзавцы наказаны, опасная технология обезврежена и совершенно понятно, что все будет очень плохо. И с этим миром, где фашистское сумасшествие зреет, как нарыв, и с бесконечно одиноким героем, потерявшим всех, кто мог делиться с ним хоть каким-то душевным теплом.

Фантастическая составляющая, пожалуй, даже как-то снимает напряжение — ведь это же не наш мир, все происходит не с нами, с нами такого быть не может... В фантастический антураж погружаешься с первых страниц и очень плотно, он как-то расслабляет, позволяет абстрагироваться, втянуться в перипетии увлекательного сюжета. Вряд ли я осилила бы такой роман, будь он полностью реалистичен — в этой истории мало ужасов и чернухи, но она психологически тяжела и бесконечно грустна.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Виктория Ледерман «Уроков не будет!»

olmi, 18 января 2020 г. 00:22

Дети хотят читать книги про себя и свое время. Нет, конечно, не только такие, но такие — обязательно. Наверное, пройдет сколько-то лет и эту книгу можно будет читать только в электронном виде на компьютере, как мы с детьми читали Житкова: чтобы в соседнем окне сразу же показать колесный пароход, примус, красноармейца... Но сейчас этот сборник абсолютно актуален и атрибутике современной жизни, и ее проблематике.

Истории очень просты, очень поучительны, очень глубоко эмоциональны, но все — с хорошим концом. Мне кажется, последнее особенно важно. Это мы, взрослые, можем грустно ухмыльнуться, услышав про дружную семью, внезапно собравшуюся из родственников разведенных мамы и папы. Или понять, что спасенный от смерти инициатор буллинга вряд ли оценит подвиг своей жертвы — как бы не начал мстить и за свое спасение тоже... Но пусть хотя бы дети какое-то время поживут без этого знания! Никуда оно от них в итоге не уйдет.

Я читаю детям эти рассказы вслух, а потом мы их обсуждаем. Как ты думаешь, а правильно повела себя учительница? А если бы тебе так сказали, ты бы что сделал? Мы разыгрываем эти сценки в лицах и меняемся ролями, это простой и безопасный метод дать детям жизненно необходимые знания и навыки, такой вот выживальческий тренинг в области человеческих отношений.

Ледерман — талантливейший писатель и опытнейший психолог. Огромное ей спасибо за ее детские книги. Жаль, что историй слишком мало.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Zотов «[Элемент] крови»

olmi, 5 декабря 2015 г. 20:12

Скучно.

Не смешно.

Нет, не то чтобы это было совершенно невозможно читать. В целом связный текст, сюжетная линия просматривается, какие-то там детективные завязки, претензии на юмор и провокационность... Можно читать, но скучно и не смешно.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Юрий Купрюхин «Пилигрим»

olmi, 22 декабря 2012 г. 18:45

Создавая некое литературное произведение, автору неплохо бы для начала ответить себе на вопросы: зачем я это пишу? Зачем я это публикую? Кому и что я хочу рассказать, в том числе и о себе?

А если бы еще и составители сбоника задавались подобными вопросами... то читатели были бы защищены от опусов, в которых вся оригинальная фантазия, динамичная завязка, приличный русский язык служат исключительно тому, чтобы автор, отождествившись с главным героем, самоудовлетворился, почувствовав себя суперменом. Причем кто-то самоудовлетворяется в классических, образцово-показательных ситуациях героизма и победы «добра с кулаками», а кому-то подавай подобные — скажем так — этически неоднозначные конструкции...

Наверное, любители эдаких удовольствий имеются и среди читателей. Так делайте какую-нибудь пометочку, что ли, уважаемые составители сборников! И целевую аудиторию привлечете, и не относящихся к ней людей убережете от брезгливого послевкусия.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Зелёная карта»

olmi, 7 апреля 2011 г. 23:01

Написано, как обычно, неплохо. Пожалуй, немалая заслуга авторов в том, что они сумели-таки удержаться от тенденциозности и оба главных героя в равной степени вызывают то сочувствие, то брезгливость.

О жизненной идеологии, как и о вкусах, спорить бессмысленно. Бессмысленно осуждать целеустремленность в ущерб этике и верность собственным внутренним ценностям в ущерб нуждам и потребностям близких людей − каждый выбирает по себе, и редко кому удается достичь идеального баланса. Понятно, что истина – в трезвом взгляде на самого себя: да, я такая (такой), вот этого я достиг, а этим готов расплачиваться, и все равно это хорошо, потому что таков мой свободный жизненный выбор. Понятно, что при этом неплохо бы и другим оставить такой же свободный выбор.

Все понятно, все правильно, но за душу отчего-то не цепляет и надолго в памяти не останется. Для меня этот роман — «фальшивая елочная игрушка».

Оценка: 7
– [  6  ] +

Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»

olmi, 12 сентября 2010 г. 21:35

Давненько литературные герои не вызывали у меня такого острого сопереживания! Причем в весь спектр эмоций – от подозрительности и отвращения до надежды и острейшего сочувствия. Великолепная вещь, насыщенная, динамичная, внутренне согласованная, прекрасный красочный язык.

Странно, чем сильнее фантастическое произведение, тем реалистичнее ассоциации, которые оно вызывает. И тем меньше веришь в оптимистичный конец: нет,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не выжила, похоже, бедная мисс Гейсс в рукопашной с зомби, а дарящая надежду концовка – всего лишь предсмертная иллюзия погибающего мозга…

Оценка: 10
– [  6  ] +

Святослав Логинов «Ось мира»

olmi, 14 июля 2010 г. 23:35

Признавая оригинальность фантазии и уместность поднимаемых автором этических и философских вопросов, не могу не отметить сформировавшееся у меня ощущение недостаточной проработки этого произведения. В некоторых частях оно оставляет впечатление то ли наброска, то ли сценария… А жаль, ведь Логинов как немногие умеет писать и красиво, и увлекательно, а здесь – словно торопился. Короче, хорошо, но мало.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Генри Лайон Олди «Богадельня»

olmi, 15 мая 2010 г. 05:36

Идея, безусловно, интересна, но по настоящему увлекательного романа из нее, на мой взгляд, не получилось. И динамики недостаточно, и герои – скорее иллюстрации к авторским размышлениям, нежели живые яркие характеры. Язык перегружен образами.

На любителя.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»

olmi, 28 марта 2010 г. 17:39

Этот умеренно динамичный и легко читаемый роман по завершении оставляет ощущение недостоверности. Поводов к этому много, вот основные:

– вначале игры нас информируют, что главный герой Арсен − талантливый манипулятор, а подтверждение тому – его высокая позиция в популярной сетевой игре. Других подтверждений не последовало, ибо на протяжении остальной книги герой не то что бы умело манипулирует окружением – он вообще никак им не манипулирует, либо без толку путаясь в отношениях, либо выполняя роль совершенно послушного орудия в руках злокозненного иного разума.

– «конкуренты» Арсена в игре тоже вызывают массу сомнений: авторы дают понять, что прочие ключевые фигуры игры – в реале богатые и высокопоставленные персоны («твоя служба безопасности» и т.д.). Ой ли? Чаще добившиеся власти/денег люди либо вообще далеки от виртуальных игр (не до того), либо играют в какую-нибудь полную фигню, предельно далекую от их повседневных будней (помните еще советский анекдот про проститутку и рабочего на пляже, «пришел ты на пляж – а там вокруг станки, станки…»)

– остается неясным, зачем все-таки понадобился иному разуму Арсен? Что такое мальчик может делать, что не в состоянии совершать высокоинтеллектуальный, технически оснащенный, «мультиперсонализированный» Максим? Правдоподобной легенды не получилось. Нет обоснования и бесконечным подаркам Максима – зачем? Достаточно было один раз припугнуть мальчишку червем – он делал бы все то же самое с той же интенсивностью, и т.д. и т.п.

В общем, на мой взгляд, единственное сильное место в романе – это метания главного героя, у которого родители отобрали компьютер: познавательно. Остальные темы (конфликта виртуальности и реальности, морали и всевластия и т.п.), да простят меня авторы, как пишут в интернете − «не раскрыты»…

P.S. Отдельная тема – это сцена в аптеке. Возможно, у меня профессиональная деформация личности, но наткнувшись на первый лекарственный бренд, я едва подавила желание отбросить книжку с криком «Ааа! продакт-плейсмент!!!» Конечно, производитель витаминок впоследствии был разбавлен другими фармкомпаниями, но прочие встречающиеся в романе не-аптечные торговые марки все были вымышленные. Может, это и случайное упоминание бренда, но, снова цитируя анекдот, − «осадок остался…»

Оценка: 4
– [  6  ] +

Анна Гурова «Князь Тишины»

olmi, 24 февраля 2010 г. 00:21

В этом цикле (который, собственно, не цикл, а просто роман, поделенный на две части) переплетаются две составляющих: реалистичная (жизнь девочки-подростка) и фантастическая (развитие супергероя).

Фантастическая довольно стандартна и слегка попахивает маркетингом. Прошу прощения у искренне симпатичного мне автора, но в самом деле: главный герой – обычная девчонка, слабые волшебные способности вначале, почти всевластие – в конце... Бестселлеры, написанные по этому сценарию, нет нужды перечислять, и вот целевая аудитория уже олицетворила себя с главной героиней и обеспечила стабильные продажи...

Но не буду придираться: фантастическая составляющая вполне проработана с точки зрения логики, довольно оригинальна и придает повествованию достаточную увлекательность – читается легко и с удовольствием. Но ценность романа для меня не в ней.

Не скрою, поначалу излишняя «подростковость» даже раздражает, но, благодаря мастерству автора, потихоньку втягиваешься и начинаешь искренне сопереживать страданиям на пустом месте, раздражаться от потрясающей подростковой логики, ужасаться безмозглому бесстрашию, умиляться наивной доброте и удивляться от мысли: бог ты мой, ведь как-то именно так оно все когда-то и было!

В общем, характер главной героини и ее взаимоотношения с окружающими я считаю проработанными на отлично. Из прочих достоинств романа хотелось бы отметить яркий образный язык; картины, нарисованные автором, так и встают перед глазами: от по-настоящему страшно опустевшей «субпротсранственной» Лахты до деревенского сторожевого пса, который под дождем «наплевал на свои обязанности сторожа и залез в конуру, заткнув вход мохнатой задницей». Молодец Гурова, «вкусно» пишет!

Повторюсь, но хочу еще раз подчеркнуть уровень технической проработки: сюжет четко спланирован, напряжение равномерное от начала и до конца (а это такая редкость!), нет значимых логических нестыковок, практически на все вопросы даны ответы, хотя и оставлена пара-тройка зацепок для последующих продолжений.

Немного удивил сам Князь Тишины – все-таки для божества, даже бывшего, слишком необъяснима такая трогательная привязанность к смертному, слишком человечна язвительность его высказываний… Не скрою, я до конца ждала, что им все-таки окажется кто-то из приятелей-подростков главной героини. Но эта нестыковка скорее вызывает улыбку, чем недоумение.

В общем, с моей точки зрения роман заслуживает твердой «9», спасибо Анне Гуровой за доставленные приятные минуты.

Оценка: 9
⇑ Наверх