fantlab ru

Все отзывы посетителя Anariel

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  32  ] +

Ольга Чигиринская «По ту сторону рассвета»

Anariel, 13 января 2010 г. 08:23

Жаль, что нет оценки 0, так как вспоминая данное «произведение» на ум просится фраза «бред сивой кобылы». С какой стати автор решила, что лучше Толкиена знает Средиземье и профессор видите ли ошибся? Откуда взялись Эллери Ахе, которых у Толкиена и в помине не было? Произведение перегружено ненужными деталями не то что не воссоздающими атмосферу Белерианда, но начисто ее разрушающими. Зачем было растягивать такую лаконичную и яркую иторию на 2 тома, размазав детали и закопав суть в ненужных подробнотях? Язык повествования, мягко говоря, далек от совершенства, единственные положительные моменты присутсвуют в описаниях эльфов, сразу видно, автору это близко.

Вообщем, книга для тех, кто хочет продлить пребывание в волшебном мире Средиземья, но, к сожалению, это совсем не тот мир, в который мы влюбились прочитав «Властелина» и «Сильмариллион».

Оценка: 1
– [  18  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Буря мечей»

Anariel, 7 июля 2011 г. 12:12

Хорошо, что в мартиновском псевдо-средневековье практически все семьи многодетные, иначе, к концу второго тома ему просто некого было убивать. Я даже не говорю о том, что каждый новый том начинается с гибели какого-нибудь незначительного персонажа. Как ни странно больше всего меня, скажем так, раздосадовала именно смерть принца Оберина. Только-только на горизонте появился интересный и весьма неоднозначный персонаж, как вдруг: «БАЦ», он уже валяется в луже собственной крови с выбитыми зубами и раздробленным черепом. Обидно. Хотя самому факту гибели очередного персонажа я не удивилась, мистер Мартин уже давно заставил меня изменить мнение на счет того, что главные герои не умирают, в ПЛиО они мрут как крупнорогатый скот от сибирской язвы. Некоторые правда воскресают, но далеко не всем «везет» стать чуть подгнившим или слегка пострадавшим в битвах, но вполне себе живым зомби.

Кроме обилия смертей в повествование вводятся новые расказчики, хотя им лучше подошло бы слово наблюдатели, в частности Джейме Ланнистер. Наконец-то представилась возможность заглянуть в черепную коробку Цареубийцы. И что же мы там видим? Не такой уж он и плохой парень, просто стал жертвой обстоятельств. В отличие от своей ненаглядной сестры, Джейме в своих желаниях весьма непритязателен — быть рядом с Серсеей — и он счастлив. Однако в третьей книге у него появляется проблема посерьезнее капризной любовницы-сестры. Попав в плен к не слишком эмоционально уравновешенным Кровавым Скоморохам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джейме лишается правой руки. А что такое рыцарь без своего меча?
Потеря отражается не только на внешности, но и на личности Цареубийцы, влияет на его отношения с Тартской Девой.

Здесь следует упомянуть и Сэмвелла Тарли, чьими глазами мы смотрим на мир за Стеной. Сэм в чем-то — полноя противоположность Джейме, человек, сам неоднократно признававшийся, что он трус. Однако, незаметно для себя, но весьма заметно для читателей этот колобок на ножках обретает мужество, хотя и сам этого не осознает. Пусть и по счастливой случайности, обсидиановым кинжалом он убивает Иного, спасает девушку с ребенком, сумев провести ее за стену. Так что, почти уверена, Сэм еще даст всем прикурить, включая сврего папашу, отправившего его в Ночной Дозор.

Вообще хорошая вещь — этот Дозор, практически ГУЛАГ, только служить там почетно, можно сплавлять туда всех неугодных, голодных, ненормальных. И польза от них будет и деньги налогоплательщиков не проедают. В третьей книге однако, положение Дозора становится совсем плачевно: ожившие мертвецы, орды одичалых, великаны, мамонты и всего кучка плохо обученных юнцов и стариков, чтобы сдержать эту волну, готовую захлестнуть Север, а за ним и весь Вестерос. Но сильным мира сего не то того. Они играют в свои игры и двигают фигуры по доске: Джоффри бесится и пакостит в Красном Замке, Станнис бесится на Драконьем Камне, Ренли, ему просто не повезло родиться младшим, Робб конкретно «попал» между львами и кракенами, а Бейлон, его и королем-то назвать язык не поворачивается. Среди этого балагана явную симпатию вызывает Дейенерис, медленно, но верно, идущая к своей цели.

Апофеозом книги становится Красная Свадьба. Старый хорек Уолдер Фрей оказался не только пронырливым и жадным, но еще и злопамятным и жестоким. То как поступили с Роббом Старком, который проиграл, не проиграв ни одной битвы, просто безчеловечно. Эдмар тоже влип по самые уши и теперь стал у Фреев боевым трофеем.

Да и в целом в третьей книге происходит столько всего, интриги так запутываются, что уже не понять, кто и из чего извлекает выгоду, кто победитель, а кто проигравший. Арья как неприкаянная, лишившись семьи, плетется за Псом. Санса страдает от своего вынужденого замужетсва и боится. Тирион, в глазах двора и народа, после суда может смело разделить со старшим братом прозвище «Цареубийца».

Мне понравились первые две книги, но только третью я стала читать с той нетерпеливостью, которая появляется, когда хочешь поскорее узнать, что же будет дальше. Надеюсь последующие тома не разочаруют и мистер Мартин сохранит жизнь хотя бы парочке центральных персонажей.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Братство Кольца»

Anariel, 9 марта 2010 г. 15:25

«Братство Кольца» — моя любимая часть триллогии, возможно потому, что она самая светлая. В первой части все члены Братства еще вместе, бремя Фродо еще не столь тяжело, а Леголас и Гимли не устают друг друга подкалывать. Радует и постоянная смена места действия: Хоббитон, Старый лес, Бри, Ривендэлл, Остранна, Мория и наконец Лотлориэн проносятся перед глазами сверкая яркими красками. Герои, теперь уже ставшие классическими для фентэзи: человек-воин, эльф-лучник, гном-берсерк и т.д. Теперь такой компанией никого не удивишь, однако и сейчас открывая книгу, приятно видеть образы, напоминающие членов Братства.

Одна из особенностей стиля Толкиена в том, что он пишет о своем выдуманном мире, как о реальном. И ты действительно начинаешь верить в реальность происходящего. Он как будто описывает собития, очевидцем которых являлся. Неудивительно, что после выхода книги в США обдолбанные хиппи разгуливали со значками «Гендальфа в президенты». Часть этой магии еще и в том, что у Средиземья есть своя история, уходящая корнями вглубь веков, до самого основания мира. И, разумеется, свою роль сыграл и эльфийский язык — автор не просто пишет, о том, что остроухие переговаривались между собой на дивном наречии, он действительно вкладывает им в уста совершенно другой язык. Это не может не очаровывать, и при всей своей волшебности, заставлять верить в реальность происходящего. Средиземье — идеальный мир, продуманный до мелочей.

Как ни странно, но магии как таковой в романе нет. Да, Гендальф действительно отбивается от Назгулов молниями на вершине Уэзертопа, Галадриэль видит будущее в своем волшебном зеркале, а Кольцо дает возможность владельцу стать невидимым. Но магов этом мире не так уж много, по пальцам пересчитать, эльфы тоже не разбрасываются фаерболлами, а люди и подавно. Магия в самом мире, в окружающей природе. А это еще одна стильная сторона Толкиена. Пусть профессор и не мог как следует описать чувства влюбленных (он же все-таки католик), зато описания природы действительно ему удавались. Когда я езжу на море, почти на самом побережье есть место, глядя на которое, я всегда думаю о Средиземье.

Напоследок хочу напомнить всем, кто заявляет, будто ВК скучный нудный и затянутый, что если бы Толкиен не уехал из ЮАР, не поступил в колледж и не женился на Эдит, возможно, мы бы сейчас все дружно читали исключительно НФ и исторические романы. Кто знает сколько бы лет прошло, прежде чем какой-нибудь гениальный ум написал настоящее эпическое фентэзи, от которого бы отталкивались, которым бы вдохновлялись следующие поколения. Может сейчас герои Мартина, Джордана, Гудкайнда и других мэтров не держали бы в руках мечи, а бороздили просторы далеких галактик с бластерами в руках, ведь кого из авторов фентэзи не спроси, почти каждый ответит, что одной из книг, вдохновивших его или ее, был «Властелин Колец». Ни в коем случае не хочу переоценивать значение ВК, но без этой книги целый жанр бы обеднел и отстал в развитии.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Дети Хурина»

Anariel, 15 февраля 2010 г. 14:39

Не могу сказать, что «Дети Хурина» так уж поразили меня, однако в этой книге я нашла все, что и ожидала.

Больше всего порадовало то, что язык и стиль повествования сильно похож на «Властелина Колец». В этом же проявляется и существенное отличие романа от «Сильмариллиона», где история Хурина и Ниэнор скорее напоминает эпос вроде «Тристана и Изольды». В данном же случае история обрасла подробностями и обрела форму полноценного художественного произведения». Читала в сразу в оригинале и, сказать по правде, не заметила «заплаток» сделанных Кристофером Толкиеном. По-моему он очень умело довел повествование до ума, подражая манере своего отца. Хотя кое-где мне показлось недостает деталей, которые возможно остались в голове у Толкиена, и так никогда и не были записаны.

Что касается содержания, то здесь я не могу быть до конца объективной, так как «Сильмариллион» был неоднократно ппрочитан, задолго до выхода «Детей Хурина». И все же история трогает. Сложно даже представить, что на одну семью обрушилось столько бед:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пленение отца, гибель Лалайт, ну и, разумеется, женидьба Турина на Ниниэль, оказавшейся его младшей сестрой

Впечетляет и фон, на котором разворачиваются основные события романа. Нирнаэт Арноэдиад — самый трагический отрезок истории Белерианда, когда всякая надежда покидает сердца людей и эльфов. Горечь обреченности сквозит почти в каждом предложении. Как ни странно, но больше всего меня потрясло случайное убийство Белега, который в сущности отказался от своего народа, ради дружбы Турина, но проклятье настигает и его, как и всех, с кем судьба связывает сына Хурина. Однако бескорыстная дружба эльфа из Дориата с человеком — одно из крошечных светлых пятен в романе. Персонаж Белега вообще очень хорошо прописан и сразу вызывает симпатию читателя, а потому его нелепая смерть так западает в душу.

Конечно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Турин совершает великий подвиг, убив дракона Глаурунга
, и все же эта победа не идет ни в какое сравнение с тем, что он и его родные потеряли. Вообщем вещь весьма эпичная, и все же акцент сделан и на переживаниях героев, чего, на мой взгляд, не хватало в версии из «Сильмариллиона». К сожалению «Неоконченные сказания» пока не читала и не могу сравнить с версией легенды, представленной там.

Книга придется по душе всем поклонникам Толкиена. До уровня «Властелина Колец» роман конечно не дотягивает, возможно, не хватает глубины и самобытности. В конце концов «Дети Хурина» лишь часть более длинной истории, в то время как «ВК» произведение самостоятельное. Начинать знакомиться со Средиземьем с этой книги тоже не стоит, иначе читатель рискует запутаться в именах и названиях, запомнить которые можно только прочитав «Сильм». Хотя в книге и представлен указатель имен и названий, а также подробная карта Белерианда (имеется в виду англоязычное издание), многие моменты могут вызвать вопросы, ответы на которые можно найти лишь зная предысторию событий, описанных в романе. Еще один плюс, опять же имеющийся не во всех изданиях — иллюстрации Алана Ли, который на равне с Джоном Хоу наиболее адекватно иллюстрирует произведения Толкиена.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Робин Хобб «Ученик убийцы»

Anariel, 1 февраля 2010 г. 06:15

Даже не знаю с чего начать, настолько эта книга потрясла меня. Пожалуй еще ни в одной из прочитанных мною книг чувства не изображались так ярко и живо, так по-настоящему. Ты сам будто растворяешься в образе героя, начинаешь видеть его глазами, испытываешь его страдания, радость, боль. Очень тронула идея о единении сознания с животным и боль от того, когда связь эта обрывается, оставляя героя на растерзание одиночеству. По мере развития сюжета узел на шее Фитца затягивался все туже, так что иногда казалось, ему уже не выбраться из хитросплетений интриг и заговоров. Водоворот дворцовой жизни захватил мальчика с момента его приезда в замок и выбраться из него уже не представляется возможным.

Одним из самых запоминающихся персонажей стал принц Руриск, не смотря на то, что его герой появляется в книге лишь ненадолго, появление это похоже на яркую вспышку, настолько полно раскрыт характер принца. Что еще раз подчеркивает талант Хобб при работе с характерами.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я до последнего надеялась, что ему удастся избежать гибели.
Хотелось бы побольше узнать о Шуте, очень понравился контраст его внешней «бесцветности» и яркости его внутреннего мира. Его одиночество, пожалуй, еще глубже, чем одиночество Фитца, и в отличие от последнего, Шут не может найти отдушину в общении с животными. Вообще, практичеки все персонажи прекрасно выписаны, не говоря уже о том, что «говорящие» имена помогают сразу проникнуть в самую суть характера каждого. Лишь имя Регала выдает скрытую насмешку над ним, потому как кроме имени, младший принц не обладает ни какими качествами, присущими настоящему монарху, за исключением разве что стремления к власти любой ценой.

В книге нет масштабных батальных сцен, погонь и детально описаных поединков. Большинство битв происходит за за обеденным столом, где оружием служит тонкое искусство дипломатии. И есть еще разумеется Скилл, который быстрее любого меча может отнять жизнь. Возможно кому-то и не предется по душе неторопливая повествовательная манера Хобб, но на этом недостатки книги лично для меня заканчиваются. Обидно, что «Ученик убийцы» лишь прелюдия к чему-то большему. Так например секрет «перекованных» к сожалению так и остается загадкой. Вообщем хочется сесть и начать следующую книгу, дабы не томится в неведении:confused:

Оценка: 10
– [  16  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Земноморье»

Anariel, 3 марта 2010 г. 15:15

Мир Земноморья поражает прежде всего своей продуманностью, логичностью. Магия здесь подчиняется определенным законам, нарушение которых грозит серьезными последствиями магу, рискнувшему на это пойти, вспомнить хотя бы попытку Геда призвать душу Эльфарран. Здесь нельзя наколдовать еду из воздуха, потому как это вызовет изменения во всем мире, но можно сделать полную иллюзию, вплоть до того, что ты будешь чувствовать, как она проваливается тебе в желудок. Такая трапеза была устроена волшебником в рассказе «Правило имен»: несмотря на то, что гости мага наелись до отвала, через пол часа они вновь почувствовали голод.

Еще одна особенность этого мира — безраздельная власть имени. Хотя сама идея далеко не нова, еще в древности люди верили, что знание имени дает другим власть над твоей душой, леди Урсула умела развила эту мысль и сделала основой своего мира. Во многих легендах и сказках упоминается, что при встрече с эльфом, феей или другими представителями народа холмов ни в коем случае нельзя сообщать им свое имя или вообще произнести хоть слово, иначе попадешь под власть их чар и никогда уже не сможешь вернуться домой, или избежать гибели. Для жителей Земноморья это правило столь же непреложно, как и для средневекового крестьянина. Собственно и магия заключается в знании истинных названий вещей и умелом их использовании. Даже дракон подчинится тому, кто назовет его истинное имя, хотя с этими ящерами лучше не шутить, не многим волшебникам удавалось стать Повелителями Драконов.

Основная трилогия цикла рассказывает о судьбе Геда, мальчика с острова Гонт, ставшему величайшим магом Земноморья, его учебе в школе волшебников, странствиях по островам с целью вначале победить собственный страх и исправить ошибки юности, затем лдя того, чтобы обрести утраченную руну Мира, и вернуть Земноморью истинного короля.

Завершающая часть цикла «Техану» сильно отличается как по стилю, так и по содержанию:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в третьей части цикла Гед полностью расходует свои силы, чтобы закрыть дверь в мир мертвых, теперь ему придется научится жить как простому смертному, в чем ему помогает Тенар, его возлюбленная, спасенная им из гробниц острова Атуан. И еще мы узнаем, что расы людей и драконов когда-то были гораздо ближе, чем можно было вообразить
Как бы то ни было, сразу чувствуется, что между написанием оригинальной трилогии и «Техану» прошло немало времени, что не могло не отразиться как на стиле автора, так и на содержании. Эта часть несколько меня разочаровала, меньше всего мне хотелось видеть Геда таким, каким он представлен в этом романе, хотя я и была рада, что он и Тенар наконец признали свои чувства.

«Сказания Земноморья» — еще один свежий цикл 2001 года — приятный подарок поклонникам, но не более. Всего лишь небольшие зарисовки судеб разных людей, чья жизнь так или иначе связана с магией. Рассказы дополняют картину мира, помогают увидеть его изнутри с разных точек зрения. А еще приятно было узнать, почему же женщины не обучаются на острове Рок, а становятся, максимум, гордскими ведьмами. Здесь присутствует неслабый налет феминизма, но это вполне простительно.

Существенные изменения в Земноморье происходят после событий «На последнем берегу». Король Лебаннен открыто сообщает свое имя всему миру. И это, несомненно, начало новой эпохи, эпохи мира и процветания. Хотя далеко не все проблемы можно решить, вновь обретя руну мира, ведь всегда останутся те, кто ради собственной выгоды не гнушаются нарушать законы мироздания, чтобы воплотить собственные мечты в жизнь.

Мир Земноморья, наряду с «Властелином Колец» навсегда останется для меня одним из самых ярких впечатлений. Неглупое, проработанное, превосходно написанное — таким и должно быть фэнтези.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ф. К. Каст, Кристин Каст «Дом ночи»

Anariel, 16 июня 2010 г. 14:14

Поклонники Майер, трепещите, ибо на трон королевы претендует миссис Каст, да еще и держит за ручку маленькую принцессу Кристин.

Да простят меня фанаты «Дома ночи» за то, что пишу отзыв на весь цикл, прочитав лишь две с четвертью книги, но сюрпризов от оставшихся пяти томов ждать не приходится, так что приступаю.

Помимо того, что Хит — тааааааааакой милашка, Эрик — просто сногсшибательный, а Лорэн — дико сексуальный, в книге действительно есть сюжет (говорю книга, потому как если ужать восторги главной героини, из 3 томов запросто можно было сделать один). К сожалению, еще одна хорошая идея была брошена на алтарь массового потребления, и теперь корчится в агонии где-то рядом с Дзиртом до'Урдэном. Сюжет идеально лег бы в основу вампирской сёдзе-манги, хотя и не уровня «Vampire Knight». Диалоги и мысли героев так и просятся быть обведенными в пузырики и очерченные пунктиром облачка, а ГГ краснеет так сильно и часто, что удавилась бы от злости любая большеглазая девчушка из невмеру кавайного анимэ. Но вот сама идея о вампирах, процессе превращения в таковых и взгляде на мир — довольно неплоха. Сама школа «Дом ночи» подозрительно напоминает «Хогвартс», правда детишки постарше, щеголяют светящимися во лбу Лунами — знаком Богини и в любой момент могут умереть, если организм не выдержит превращения в вампира. Если бы «Дом ночи» был написан более зрелым языком, а не пестрел словечками типа: опупенно, круто, потрясно и т.п., если бы в нем было больше создающих атмосферу описаний, то в виду наличия детективной составляющей, мог получиться стильный вампирский детектив, которому не помешала бы и любовная линия. Но, увы! Однако автор явно заинтересует свою целевую аудиторию. И возможно на смену сумеркам скоро придет темная ночь.

Каст явно что-то смыслит в мифологии, по крайней мере консультировалась с «Википедией», да и Гуглом пользоваться умеет, очко в ее пользу. Все это довольно органично вплетается в повествование, вот только маловато будет. Приправить книгу чуть большей щепоткой волшебства, и читать стало бы интереснее. Вообщем, если вы едете на поезде Москва — Владивосток, а книги Майер зачитаны до дыр — берите «Дом ночи» не раздумывая и, может быть, останетесь приятно удивлены.

P.S. Лестат и Дракула, обнявшись, тихонько плачут в тени, пока Зои и ее друзья борются за место под солнцем (пардон, под луной) с Эдвардом и компанией.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Властелин Колец»

Anariel, 6 февраля 2010 г. 12:44

На творчество Толкиена сильный отпечаток наложила Первая и Вторая мировая война, индустриализация сельской Англии, его принадлежность к католической церкви, его интерес к кельтской, финской и скандинавской мифологии и, разумеется, страсть к изучению языков. Именно поэтому в его произведениях так ярко выражено противопоставление мирного сельского Хоббитона и дышащего гармонией с природой Ривенделла темным мрачным шахтам Мории, Изенгарда и Мордора; мудрых возвышенных эльфов злобным невежественным оркам. Не менее очевидно как противопоставление протагонистов отрицательным персонажам, так и противопоставление положительных героев друг другу.

Участие в Первой Мировой Войне оставило неизгладимый след в душе писателя и послужило одним из основных мотивов произведения. Война для Толкиена – олицетворение всего темного, мрачного и жестокого, что есть в этом мире. Сам писатель по натуре был человеком миролюбивым и добрым, стремившимся к гармонии как в семье, так и в творчестве. Поэтому контраст между картинами военных действий и описаниями мирных пейзажей так силен. Не только сам автор, но и его современники были шокированы событиями, случившимися в Европе. Толкиен не планировал писать аллегорию ни на Первую, ни тем более на Вторую Мировую войну, однако подсознательно внес в произведение свои переживания по поводу произошедшего со всей Европой несчастья. Точно так же отразил он и свой протест против насилия и жестокости. Именно поэтому, несмотря на всю нереальность выдуманного им мира, читателю очень легко поверить в правдивость описываемых событий.

Помимо всего прочего, Толкиен считал, что Англия не имеет своей мифологии, в отличие от стран Скандинавии, Западной и Восточной Европы. А потому одной из главных задач, которые он ставил перед собой, было создание системы сказаний и мифов. А, как известно, в любой мифологической системе есть как светлая сторона, так и темная. Могучие герои противостоят ужасным монстрам, хитроумным злодеям, темным богам. Произведение Толкиена как нельзя лучше отражает этот принцип: чистые сердцем представители Свободных народов Средиземья противостоят полчищам сил зла, во глава с Сауроном, Темным властелином.

Еще одной характерной особенностью «Властелина Колец» является использование в его тексте искусственных языков, придуманных самим Толкиеном. Эти языки, а именно, эльфийский, язык гномов и орков введены в произведение не случайно. Так, певучий, похожий на валлийский, язык эльфов, дает представление об эльфийской расе в целом и отдельных ее представителях в частности. Эльфийская речь столь же приятна и изысканна, как и сами эльфы. Далеко не таков язык гномов, отрывистый и резкий, даже грубый, он дает прекрасное представление о выносливых жителях подземелий, жилистых и низкорослых. И наконец язык орков – является извращенной формой эльфийского языка, как и представители расы орков, которые были выведены путем долгих пыток и экспериментов над эльфами в давние времена. Таким образом, даже речь персонажей помогает создать яркие, разные и зачастую очень контрастные их образы.

Центральной темой произведения является противостояние добра и зла, света и тьмы, проблема выбора между ними. Дружба и предательство, искренность и коварство – вот то, что поджидает героев на выбранном пути. А путь их пролегает как через истерзанные войной земли, так и островки мира и надежды, все еще сохранившиеся в мире.

Действие романа разворачивается в вымышленном мире Средиземья, однако, читатель без труда может проследить параллели с миром реальным, будь то отклики войн, потрясших Европу, или дышащие спокойствием пейзажи сельской Англии. Обе стороны жизни персонажей и разворачивающихся событий изображены на удивление достоверно. Главные герои романа – хоббит Фродо, маленький, но сильный духом, вынужден взвалить на себя задачу по спасению мира; Арагорн – потомок древних королей, сильный и отважный, но таящий в душе страх повторить ошибки своих предков; мудрый и могущественный волшебник Гендальф, всегда готовый придти на помощь другим, но осознающий собственные слабости, и другие члены Братства Кольца, на чьих плечах лежит ответственность за судьбу мира, миссия, цель которой, – уничтожение Кольца Всевластия – аллегории зла. Им – представителям разных рас, сословий и культур предстоит преодолеть древние разногласия ради общего дела. Событийная сторона романа в какой-то момент отступает на второй план, гораздо важнее оказываются взаимоотношения героев, которым, несмотря на все различия, нужно найти компромисс, понять друг друга.

На первый взгляд может показаться, что «Властелин Колец» – всего лишь увлекательное фэнтези – один из литературных жанров, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса. Но на самом деле роман гораздо «глубже», он раскрывает многочисленные проблемы современного общества: стремление обрести власть любой ценой, экологический кризис, расовые предрассудки, проблему отцов и детей.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Anariel, 10 апреля 2010 г. 14:42

Для меня с «Хоббита» все и началось, конечно в дошкольном возрасте я не совсем понимала, что стихи, которые давал выучить папа, были из «Хоббита». Но уже тогда они так мне нравились своей образностью, что большинство помню наизусть их до сих пор. А потом появились комиксы, настоящий раритет 93 года, и комиксы эти были зачитаны просто до дыр, а картинки неоднократно срисовывались. Так что я очень рано поддалась очарованию Средиземья именно благодаря Хоббиту. Это та самая книга, с которой стоит начинать знакомство не только с творчеством Толкиена, но и с фэнтези в целом.

С полным произведением познакомилась уже значительно позже, в школе. Но разочарования не последовало, напротив, старая сказка понравилась еще больше. Героев ждут невероятные приключения, поединки, погони. И в тоже время автор ни на минуту не забывает, что книга для детей: кровища не хлещет, не летят в разные стороны отрубленные конечности. Герой Бильбо полагается не на физическую сила, а на собственную смекалку, как персонаж народных сказок. И смекалка эта, признаться, весьма неплохо его выручала сначала в пещере Голлума, затем в Лихолесье и во дворце короля Трандуила и, наконец, в пещере Смога. Не отстает от него и Гендальф, хитрый волшебник появлялся как раз тогда, когда герои были по уши в... неприятностях, чтобы придти на помощь. Да, в конце есть масштабная битва (но и тут Бильбо отличился, отсидевшись в сторонке), гибнет Торин и несколько его товарищей, а Смог сжигает Эсгарот. Но на всем присутствует налет волшебности, а ценой крови становятся «золотые реки», потекшие из недр Одинокой горы. А в финале герой возвращается домой всем довольный, хотя и не столь упитанный, каким уезжал, и определенно не столь уважаемый:smile:

Эльфы в «Хоббите» вовсе не те суровые воины, которых мы встречаем во «Властелине колец», а весельчаки, любящие выпить. Иногда в голову мне приходит мысль: уж не Леголас ли сторожил гномов в тот день, когда Бильбо провернул свою блистательную аферу с бочками и был таков? А вот образ гномов остался вполне привычным — это все те же коренастые ворчуны, любящие помахать топором и запить горячий обед кружкой доброго пива. А Гендальф, он Гендальф и есть, от него всегда стоит ждать чего-то непредсказуемого.

Стиль автора все так же узнаваем и находится на высоте, хотя это и не изобилующий стилистическими приемами язык «Властелина Колец» и не более сухой и сдержанный слог «Сильмариллиона». Но в тоже время, это совсем не означает, что произведение это не придется по душе и взрослому читателю, как зачастую бывает с «Хрониками Нарнии».

Вообщем рекомендуется к прочтению. Для тех, кто уже прочел «ВК», «Хоббит» станет еще одним кусочком мира Средиземья. А те, кто еще не знаком с Толкиеном, могут смело брать книгу в руки и наверняка не захотят расставаться с этим ярким и интересным миром.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер»

Anariel, 28 февраля 2010 г. 10:26

Я до сих пор помню тот восторг, который вызывали у меня книги о Гарри Поттере. Как хотелось узнать что же будет дальше, и как невыносимо долго приходилось ждать выхода следующей книги.Хорошо проработанныый мир, яркие необычные персонажи, легкий язык автора сделали книгу доступной даже очень юным читателям. Но секрет того, что принесло книге такой бешеный успех несомненно скрыт в том, что каждый, будь то ребенок или взрослый, хоть раз мечтал попасть в школу, где будут учить не математике и химии, а чему-то по-настоящему увлекательному. Да и то, что Гарри и его друзья постоянно влипают в неприятности наверняка знакомо любому не слишком сознательному школьнику и это только во-первых. Во-вторых: герой взрослеет вместе с читателем, я начала читать «Поттериану» в возрасте 12 лет, или около того, а закончила в 19, то есть в каждом новом томе главные герои так и оставались моими ровестниками. В этом кроится и большая вероятность того, что у следующего поколения ГП не вызовет столь бурного восторга. Если 11 летний ребенок возьмет в руки первую книгу цикла, офигеет от восторга, прочтя ее за день возьмет следующую – восторг повторится, следующую – вроде ничего, следующую – неплохо, следующую – так себе. К концу цикла ребенок уже просто не поймет всех идей автора, без восторга воспримет мрачность, пришедшую на смену приключениям.

Еще мне понравились названия заклинаний, взятые из латинского и немного измененные, я как раз была на 1 курсе и латинский был обязательным предметом, так что за догадливость автору большой плюс. Не могу сказать, что магическая система также досконально продумана, как, к примеру, в «Волшебнике Земноморья», но во время чтения я об этом практически не задумывалась. Все внимание была сосредоточено на сюжете и героях.

Ну и, конечно же, финал саги никого не оставил равнодушным. Кто бы мог подумать, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
профессор Снейп был всю жизнь влюблен в Лили Эванс.
Да и в общем персонаж Снейпа — самый яркий и интересный. Мое мнение о нем постоянно менялось, то я была уверенна, что он водит Дамблдора и остольных «воинов света» за нос, то, что это Темный Лорд был весьма недалек, полностью доверившись Северусу.

ГП открыл новую главу в истории детской литературы. На прилавках быстро появилась масса книг о подростках с необычными способностами, о волшебных школах и т. д. Причем большинство из них весьма неплохи.

Подводя итог, скажу, что у «Поттерианы» плюсов гораздо больше, чем минусов и книги эти навсегда войдут в классику как детской, так и фантастической литературы.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Дж. Р. Р. Толкин «Сильмариллион»

Anariel, 9 февраля 2010 г. 07:39

Многие говорят, что «Сильмариллион» — Библия Средиземья, я бы скорее назвала его «Старшей Эддой» или «Калевалой». Ведь целью, которую преследовал Толкиен было создание системы мифов, которую он хотел подарить народу Англии. Бесспорно, в «Сильме» полно отголосков божественного сотворения мира, как его видят христиане. Но в тоже врема произведение это столь же самобытно, как мифы древних кельтов или скандинавов. Что мне больше всего нравится в этой книге, так это то, что все в ней продумано до мелочей, разъяснено. Не остается никаких вопросов типа: «Откуда взялись энты?» или «Почему эльфы бессмертны?». Все разложено по полочкам и упорядочено от и до. Язык повествования довольно «сух», что тоже характерно скорее для языка, которым писались древние мифы, нежели художественного произведения. В тоже время здесь есть место и поэзии и лирике, будь то история о Берене и Лютиэн или детях Хурина.

Не стану отрицать, что читается довольно сложно, впрочем, как и всякий другой эпос. Впервые прочитала «Сильмариллион» еще классе в восьмом и хотя на это ушло около двух месяцев я получила необыкновенное удовольствие, перевернув последнюю страницу. Наконец приоткрылись тайны загадочного Нуменора, не раз упоминавшегося героями «Властелина Колец», в полноте своей предстала история Берена и Лютиэн, что в свою очередь помогло лучше понять характеры Арагорна и Арвен, понять кто же все таки такой Гендальф и куда уплывают эльфы. Перечитывая книгу в возрасте двадцати лет, я несколько изменила свое представление о ней, возможно, просто заметила то, что ускользнуло от моего внимания в детстве. Поэтому я думаю, что не стоит браться за эту книгу слишком рано.

Больше всего меня тронула история Феанаро и его сыновей. Их судьба гораздо более трагична, чем все остальные судьбы, вплетенные в ткань повествования «Сильмариллиона». Ведь прежде всего Феаноринги отказались от самих себя, положив собственные жизни на алтарь мщения. И все равно жизни их были подобны ярким вспышкам. Хотя, на всем произведении лежит легкий налет трагизма, так как большинство историй заканчивается печально.

Для тех, кто хочет начать знакомство со Средиземьем я настоятельно не рекомендую эту книгу. Возьмите «Хоббита» или «Властелина Колец», а потом уже беритесь за «Сильмариллион» и тогда мир Толкиена заиграет для вас новыми красками. В качестве бонуса в конце книги представлен небольшой словарь эльфийских слов, что не только порадует поклонников, но и поможет проникнуть в нуть имен и названий, так как у Толкиена имя зачастую определяет судьбу персонажа, взять того же Феанаро или любого из королей Нуменора. Вообщем настоятельно рекомендуется к прочтению не только поклонникам профессоора, но и любителям качественного мифологического и героико-эпического фэнтези в целом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Грегори Киз «Адский город»

Anariel, 27 января 2010 г. 14:54

Давно не испытывала такого разочарования от чтения. Автор 100% не играл в игру. Поговорить с разработчиками это одно, а вот играть... Короче, наворотил непонять чего, концовка невнятная, аля «задел на продолжение» в The Elder Scrolls V. Куда подевалась ни с чем не сравнимая атмосфера Обливиона и Морры? И все это не смотря на то, что мир и игровые реалии прописаны достаточно подробно.

Сюжет вполне пристойный, но задача автора состояла не в том, чтобы состряпать развлекательное фэнтези, а чтобы создать литературное воплощение Тамриэля. Здесь он со своей задачей явно не справился. Что касается героев, здесь дела обстоят не так уж плохо, Киз создал довольно интересных персонажей, каждый из которых мог бы появится в любой частиThe Elder Scrolls. Авторский стиль довольно незамысловат, что тоже не говорит в пользу книги, но читается легко, что делает ее интересной для тех, кто хочет занять себя на часок или два и тут же забыть прочитанное.

Вообщем, впечатления весьма противоречивые. Фанаты The Elder Scrolls скорее всего будут разочарованы, но если не рассматривать «Инфернальный Город» через призму игры, можно найти для себя кое-что интересное.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И, черт побери, бедные Данмеры, за что?

Оценка: 7
– [  10  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Межевой рыцарь»

Anariel, 18 февраля 2010 г. 13:39

«Межевой рыцарь» — мой первый опыт знакомства с Мартином и весьма удачный.

Герой, эдакий деревенский дурачок, внезапно оказывается вовлечен в водоворот событий, которых не понимает и становится причиной трагедии в королевской семье.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Его маленький лысый оруженосец оказывается принцем, сбежавшим от родных. Однако далеко не все принцы также благородны, как и его маленький помошник.
Во время рыцарского турнира ГГ Дунк, или сир Дункан Высокий, как он сам себя именует, понимает, что не все оказываются рыцарями на деле. Большинство из них лишь разодетые заносчивые лорды. Читатель смотрит на мир рыцарей изнутри, глазами человека, который является частью этого мира, следуя идеалам рыцарства и оставаясь верным себе. И в тоже время низкое происхождение мешает ему добиться признания, ведь он всего лишь межевой рыцарь, чуть больше, чем обычный наемник. Турнир изображен реалистично, нет никаких сопливо-слезливых сцен. Здесь и грязь и кровь, и радость победы и боль поражения, и праведный гнев, вызванный бесчестным поступком.

Все герои выглядят очень правдоподобно, особенно впечатлили принц Баэлор, его брат и племянник, который несмотря на высокое происхождение, вырос редкостным ничтожеством.

Вообще мне понравилось, что Мартин обратился к возвышенным идеалам рыцарства. В последнее время мне редко попадалось фэнтези подобного рода, столь удачно продуманное. Неожиданный финал романа вызвал весьма смешаные чувства:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
было очень жаль принца Баэлора, но в тоже время справедливость, как говорится восторжествовала и Дунк доказал, что является истинным рыцарем

Единственный, на мой взгляд, минус этого рассказа в том, что он такой короткий.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Робин Хобб «Миссия шута»

Anariel, 30 января 2010 г. 07:17

Читая роман Хобб кажется, будто плывешь по течению, настолько красив язык повествования. Пожалуй именно авторский стиль захватил меня с первых стриниц. Сравнения, которые придумывает автор, настолько точны, оригинальны и остроумны, что ты сразу представляешь себе описываемые чувства героев, с головой погружаешься в волшебную атмосферу. Вроде бы и события развиваются неторопливо, но настолько логично, что читать о внутренних переживаниях Фитца гораздо интереснее, чем о масштабных батальных сценах, погонях и прочем «экшене».

Отдельного внимания заслуживает Шут, он настоящая загадка и никогда не раскрывает карты до конца, даже Фитцу. Шут словно гость из иного мира, настолько он изящен и красив, но при этом далек от людей. Опять же отношения между Фитцем и Шутом весьма не однозначные. С одной стороны, Фитц все время возвращается мыслями к Молли, к тому как сильно любит ее. И в тоже время колдунья предсказывает, что к нему вернется самая большая и истинная любовь в его жизни. Очень интригующе. Хотя их связь скорее духовная.

Удачно прописан и персонаж Дьютифула, эдакий тихий подросток, который в один прекрасный день плюет на все и идет на поводу собственных эмоций и новых ощущений. Однако заметен и его внутренний рост по мере того, как принц сближается с Фитцем.

Об остроумных репликах животных типа: «возьми меня на ручки», «погладь кота», я вообще молчу. Иногда мне кажется, что подобные мысли действительно возникают в голове у животных, особенно кошек. Ночной Волк тоже весьма ироничен, но все же более «очеловечен».

Книга оставляет очень много вопросов. Особенно интересны намеки на роль в судьбе герцогств Белой Женщины. Вообщем «Миссия Шута» по всем показателям заслуживает «десятку».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Робин Хобб «Сага о живых кораблях»

Anariel, 17 сентября 2010 г. 18:58

Как ни жаль было на время расстаться с Фитцем и другими героями «Саги о Видящих», новый цикл Хобб захватил буквально с первых страниц.

Хобб как всегда удалось создать характеры удивительно разные и живые. Семья Вестритов больше похожа на реальных людей, чьи проблемы были записаны сторонним наблюдателем, чем на персонажей книги. Как сильно раздражала меня Малта, и как постепенно менялось мое к ней отношение по мере развития событий. Еще большую неприязнь вызывал Кайл, а вот Кеннит сразу показался мне субъектом неоднозначным. И даже теперь, прочитав и осмыслив сагу, я так и не определила герой он или злодей. Пожалую такие неординарные личности и удаются писательнице лучше всего. О сюжете и говорить не стоит, все сюжетные линии одинакого интересны, и начиная главу о приключениях Уинтро не жалеешь, что оставил на время Алтию и Брешена. Возможно повествование и развивается неторопливо, зато мир, созданный автором, как и персонажи, успевает предстать во всей красе. Для любителей экшена подобная «неторопливость» возможно и является минусом, но я люблю вживаться в новый мир, и длинные эпопеи, тем более так мастерски написанные, вызывают наибольший интерес.

Ближе к финалу, когда все ниточки стали связываться воедино, мотив Судьбы, вначале едва заметный за приключениями и переживаниями героев, стал буквально ощущаться в воздухе. Я не раз ловила себя на мысли, что одно самое незначительное событие, будь то уход Альтии с корабля или отказ Уинтроу возвратиться домой, могло повлиять на весь ход мироздания. И как судьба эта в конце концов освободила силы, которых люди, всего лишь мечтающие жить обычной жизнью, даже представить не могли. Немало способствует этому ощущению и персонаж Янтарь, которая подобно Шуту из «Саги о Видящих» дергает за ниточки, стараясь направить колесо истории в нужную колею. А еще очень жаль оказалось Альтию, в итоге так и не получившую свою Проказницу. Понятно, что и на Совершенном все у нее будет хорошо, но обидно, что после стольких напастей ей так и не удалось получить желаемое.

Отдельное спасибо автору за сами живые корабли, может я просто еще не такой знаток жанра. Но таких персонажей встречать еще не доводилось.

В итоге получилась чрезвычайно увлекательное пиратское, приключенческое и наконец философское фэнтези, оставившее сильное впечатление. И хотя, на мой взгляд, «Сага о Видящих» все же интереснее, продолжить знакомство с миром Элдерлингов все же стоит не пропуская вторую триллогию автора.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Линн Флевелинг «Тамирская триада»

Anariel, 23 марта 2012 г. 16:04

За трилогию Флевеллинг взялась прежде всего из-за того, что ее частенько сравнивали с Робин Хобб. Лично я такую аналогию не провела, хотя общие черты несомненно присутствуют: книги написаны хорошим стилем, событий происходит не очень много, основной упор сделан на внутреннее развитие ГГ, как и у Хобб, это скорее одно длинное произведение, для удобства, разбитое на три тома. И все равно до уровня Хобб автор не дотягивает.

Очень понравилась идея с мальчиком-девочкой, то как истинная природа подспудно влияла на характер и действия ГГ еще до того, как ей открыли правду. Интересно наблюдать за внутренней борьбой подростка, проходящего через стадию отрицания и недоверия, как до превращения, так и после него. Тобин-Тамир все время ощущает себя преданной и отвергнутой, отчужденной. Для матери, в своем безумии замкнувшейся на умершем сыне, она просто пустое место, отца терзает чувство вины, из-за которого он не может быть по-настоящему близок со своим ребенком, Ки не может понять ее до конца из-за разделяющей их тайны, последствия которой становятся лишь очевиднее и тяжелее, по мере того, как будущая королева взрослеет. Тяготит ее и невозможность открыться Фарину, преданному другу и советнику, чья судьба также не может не вызвать сочувствия. Концовка предсказуемая, но целостная и логичная. Поразила разве что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
нелепая смерть Нирина

Из минусов хочу отметить, что сам мир меня не впечатлил. Обыкновенное псевдо-средневековье со щепоткой магии, о которой много говорят, но мало используют. Было много намеков по поводу таинственной чаши, хранимой волшебниками. Я все ждала, когда же она сыграет свою роль? В первой книге? Во второй? В решающей битве? Напрасно. В конце последнего тома автор делает приписку вроде: хотите узнать про чашу — читайте другие мои книги. Так что данный сюжетный ход мне совершенно не понятен. Многочисленные намеки на то, как скаланцы изгнали народ Мэти и Лхелл назад в горы, вызывают желание узнать о этих давних событиях подробнее, но, как и в случае с чашей, читатель получает лишь затравку.

Твердая 8, так как в целом я осталась довольна и может когда-нибудь возьмусь и за «Ночных странников».

Оценка: 8
– [  6  ] +

Робин Хобб «Королевский убийца»

Anariel, 26 февраля 2010 г. 14:50

Не буду повторять то, о чем уже писала в других отзывах на книги Хобб и заострю внимание на том, что больше всего понравилось конкретно в этой части саги о Видящих:

Во второй книге открывается вся глубина предательства Регала, истинная причина столь быстрого угасания короля Шрюда, причина неэффективности работы группы Скилла и запоздалая помощь селениям, пострадавшим от набегов Красных кораблей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Трудно поверить, что сам Регал, Сирен, Джастин и другие приспешники младшего принца, так медленно и хладнокровно убивали короля, высасывая из него скилл, а вместе с ним и жизненные силы. Они как пиявки присасывались к сознанию короля, заставляя его прятаться в тумане курительных трав.
Сам король в этой книге предстает с другой стороны. Это молодой и активный человек, запертый в разваливающемся, изсточенном болезнью теле. Фитц был шокирован этим открытием во время контакта Скиллом и больше не задается вопросом, зачем король позволяет одурманивать себя.

Опять же не перестаю восхищаться авторским стилем и остроумием. «Теплее было бы спрятаться в вашей тени, чем стоять под лучами вашего солнца» говорит Шут, и в этой метафоре скрыто, по сути, положение, в котором оказались Шесть герцогств. Хотя далеко не все, также как Фитц смогли догадатся, что тень – это Чейд, незаконнорожденный брат короля, а солнце Регал – его сын.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Довольно неожиданным для меня было и предательство маленькой Розмери, хотя меня всегда немного настораживало то, что серьезные вещи так открыто обсуждались в ее присутствии
Фитц предполагал, что у Регала длинные руки и он гораздо умнее, чем его считали те же прибрежные герцоги, но он и предположить не мог, что они протянутся так далеко, практически схватив их оппозицию за горло.

Но больше всего мне понравился эпизод, в котором Фитц, наевшись семян карриса, с безумной улыбкой на лице и ножом в руке, бежал по замку в поисках отмщения. Просто безумный экшн. И пусть те, кто считает, что автор через чур многословна, прочитают эту книгу. Здесь раскрывается другая сторона характера Фитца, освобожденная действием наркотика: сразу становится ясно, какой он на самом деле несдержанный и импульсивный. Но в тоже время стремится к тому, чтобы справедливость восторжествовала, и его никак нельзя обвинить в этом. В конце концов Шрюд был ему не только королем, но и дедом.

Заканчивается повествование отнюдь не на мажорной ноте:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шрюд мертв, Регал победил и объявлен королем, королева в бегах, законный наследник престола неизвестно где страдает от холода и ран, Баккип разорен и надежды на то, что положение улучшится нет. Но хуже всего пришлось, разумеется, Фитцу.

Переселившись на несколько дней в тело Ночного волка, он теряет себя как личность.

Что мне нравится в книгах Хобб, так это то, что нет никаких «роялей в кустах» и сюжетных лакун. Все выстроено логично и грамотно, каждый, даже самый незначительный эпизод, каждое действие имеют свое значение и приведут в последствии к определенным результатам. Хотя завеса тайны и приоткрывается читателю постепенно, в конце не остается вопросов типа: И как это он здесь оказался? Почему сразу не заметил очевидного?

Очень сильный финал произведения дает надежду на то, что заключительная книга саги приподнесет еще немало приятных сюрпризов.

Снова в предвкушении того, что будет дальше. Автор продолжает радовать, каждаяя книга лучше предыдущей, настоящий праздник души.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Принцесса и королева, или Чёрные и зелёные»

Anariel, 3 июня 2015 г. 09:32

Последние книги ПЛиО меня немного разочаровали, но этот рассказ всколыхнул и былой интерес к миру, и веру, что мистер Мартин еще может приятно удивлять.

Не смотря на то, что написано достаточно «сухим» языком, повествование вызывает даже больше эмоций, чем приключения Дунка и Эгга.

Как обычно, все очень кроваво, драматично, стечения обстоятельств исключительно неблагоприятные. Изначально я, пожалуй, приняла сторону Рейениры, так как она являлась законной наследницей престола, но постепенно, вчитываясь в рассказ, стало уже не так очевидно, за кого преживать, кого поддерживать, чьей смерти больше расстраиваться. Интересно было узнать, какая же сторона захватит трон, признаться честно, подробности из ПЛиО об этом моменте истории от меня ускользнули. Но в какой-то момент все это становится неважно, когда очередной дракон срывается с небес, превращаясь в дымящуюся кучу мяса, под когтями своих собратьев или истыканый стрелами. Именно за них и переживаешь больше всего, представляя, как эти величественные создания гибнут из-за вражды своих всадников. Очень понравились намеки на психологию драконов, их поведение в отсутствии или после гибели их наездников, то как один дракон не может позволить кому-то, кроме признаного им человека, оседлать себя, будь это даже всадник его сородича. Стали бы они убивать друг друга, не отдай им приказ всадник? Разделяют ли они эмоции связянного с ними человека, или же просто покоряются его воле? К сожалению, оставаясь в своем репертуаре, Мартин оставляет куда больше вопросов, чем ответов.

В целом это очень яркий и интересный кусочек ПЛиО, который несомненно добавит новых красок на и без того яркое полотно этого уникально мира.

Оценка: 10
⇑ Наверх