fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя Шолль
Страницы: 123456789...697071727374

 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 22:10

цитата ameshavkin

О лирике он даже не упоминает.

А как же способ подражания, при котором автор остается сам собой (см. цитату из Аристотеля)?

цитата ameshavkin

"Род литературы" — это философский, а не научный термин.

И научный тоже. Если уж говорить о зарубежном литературоведении, в англоязычной традиции есть mode — аналог отечественного рода и genre — аналог жанра.

цитата ameshavkin

Я-то как раз никак не понимаю.

Знаете, я когда писала диссер, столкнулась с тем, что за каждый употребленный термин и слово нужно отвечать, неважно, вы его создали или не вы. Мне как раз нужно было определить, что такое фантастика. Пришлось анализировать около 15 определений как литературоведческих, так и авторских, от братьев Стугацких и Лема к примеру и обязательно формулировать и обосновывать собственное. За косяки с определениями на защите больно бьют, знаете ли. Это я к тому, чтобы вы не считали меня занудой, цепляющейся к слову. Для меня это принципиальный вопрос.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 21:43
Ameshavkin, специально залезла в википедию, чтобы посмотреть вашу статью. У меня вызвал вопрос следующий момент:

цитата

Роды́ литерату́ры — классическая макроклассификация литературных произведений, восходящая (как обычно считают) к Аристотелю («Поэтике»). Критерием в ней служит степень объективности рассказчика и характер изображаемых событий.

Насколько мне помнится, Аристотель пишет о трех различных видах подражания действительности, на основании которых выделяются роды литературы.
О, вот цитатку нашла:

цитата

Именно, подражать в одном и том же одному и тому же можно, рассказывая о событии как о чем то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собою, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц как действующих и деятельных

Поясните, как вы понимаете в данном случае объективность автора?
Извините за оффтоп, но вопрос в данном случае в том, какую систему брать за основу прежде чем определять фантастику как жанр или что-то еще. По-моему, отечественная наука ничуть не хуже зарубежной. Женетт, это конечно хорошо, но кроме него есть и другие.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 21:09

цитата ameshavkin

Таких терминов не существует. Это псевдопонятия, придуманные вузовскими пустозвонами.

Термин "род" придуман вузовскими пустозвонами? Вы меня разочаровали...%-\ Почему вы считаете, что работники вузов — пустозвоны? Лично мне обидно.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 21:01

цитата Kurok

Часто встречается "пишет в жанре романа"? В жанре фантастики, детектива, любовного романа и т.д. — да, используется, а просто в жанре романа — не поймут.

В профессиональных работах — часто. Есть авторы, предпочитающие более крупные жанры, а есть другие, например Шекли, прославившийся именно своей новеллистикой. Фантастический роман, детективный роман, философский роман, интеллектуальный роман, любовный роман — это жанровые разновидности романа.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:55

цитата ameshavkin

Жанр это сочетание определенных формальных и содержательных признаков. Размер — формальный признак. Жанры делятся и по размеру тоже.
Фантастика — жанр, который выделяется по содержательному, а не по формальному признаку.

Вот-вот! Если есть фантастические романы, расказы, новеллы, циклы романов, наконец, то что такое фантастика? Извините, но только "содержательного признака" явно недостаточно. Я встречалась с определениями фантастики как рода, вида литературы, разновидности, наджанрового единства и художественной системы. Последнее мне как-то ближе.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:33
Книги по объему тоже разные бывают: есть "Война и мир" и есть "Герой нашего времени" . На какую ориентироваться?
И "раньше", это когда? Теорию литературы пока никто не отменял!8-)
Все литературоведы пользуются определенной терминологией, более того, если нужно написать работу по какой-то теме — обязательным требованием являются четкие жанровые определения.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Массовый читатель - кто он? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:25
Есть замечательна книга на эту тему: Умберто Эко "Роль читателя"(Lector in fabula — название в оригинале). Кстати, Эко очень много занимался проблемами массовой культуры.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:22
Ой, нет. Я вас разочарую. Кроме объема, учитывается ряд других признаков: количество сюжетных линий и эпизодов, внимание к внутренней жизни или описанию внешних обстоятельств. А есть еще рассказ и новелла, практически одинаковые по объему, но разные жанры.
Вопрос в том, что термин "жанр" подразумевает наличие четких признаков в структуре произведения, а фантастика слишком разнообразна. С другой стороны, куда девать фантастику в других областях искусства?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Алексей Пехов. Обсуждение творчества. + Опрос "Лучший цикл". > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:16
От этой книги у меня осталось странное ощущение. Если раньше мне казалось, что автор не знает, как роман внятно закончить, то теперь похоже, что не знает, с чего начать. Все время хотелось найти первую часть, казалось что читаю продолжение8:-0
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:08

цитата Kurok

А это определение устарело ещё раньше. Сейчас это форма произведения, фактически — продолжительность.

Поясните, пожалуйста.Форма произведния может быть разной, что имеется в виду?
Если классическая система жанров устарела, что вы предложите? И как будем отличать роман от рассказа?
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Шаблоны, стереотипы и затасканные сюжеты в литературе. > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 20:02

цитата Beksultan

Шолль а что за 9 вариантов, если не секрет? Доводилось слышать про 36 сюжетов Ж. Польти и 4 сюжета Борхеса... А про 9 сюжетов не слышал. Было бы интересно узнать...

Ну это у кого сколько:-)
Эта теория восходит к работам по фольклору и творчеству русской формальной школы. Фольклористы определили круг повторяющихся сюжетов: путешествие и возвращение, месть за убийство родственника, встреча незнакомых друг другу отца и сына (обычно заканчивается печально:-() и т.д. Но fox_mulder тут прав, это не штампы, а скорее то, на чем штампы вырастают.

В тему штампов:
Как может закончиться голливудский фильм? а) Наши победили б) они поженились в) все умерли8:-0 д) комбинация из первых трех вариантов
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Массовый читатель - кто он? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 19:51

цитата fox_mulder

Как я уже говорил — аналог личности потребления, разработанной академиком Выбегалло

Если сравнить массового читателя с массовым потребителем:
Вот приходит он в магазин. Китайскую подделку от "фирмы" он, конечно отличит и барахло покупать не станет (т.е. совсем уж рядовые романчики массового читателя не устроят). С другой стороны, если такой тип видит дизайнерскую вещь, он находит массу причин ее не брать: слишком экстравагантно, не по фигуре, да и дорого (т.е. книга слишком "заумная", у меня аллергия на мораль, ясно, что я это не пойму, классика неинтетересна, опять же дороговато будет и т.д.) Но это мой женский пример.
Массовый читататель боится того, что выделяется из общего ряда в какую-то ни было сторону.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Массовый читатель - кто он? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 11:28
Боюсь мы говорим о разном. Kurok, вы хотите через книгу улучшить массового читателя? Конечно, занудные поучения никогда ни к какому результату в этом смысле не приведут, но есть у меня опасение, что массовый читатель, как он есть, думать не очень стремится. Ему это лень.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Массовый читатель - кто он? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 11:09

цитата Kurok

Хороший автор и мораль и в душу залезет так, что читателю понравится, а плохой — задушит этой моралью как хорёк курицу.

Так массовому читателю мораль-то не нужна! Ни у плохого автора, ни у хорошего.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Шаблоны, стереотипы и затасканные сюжеты в литературе. > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 11:07
Насчет сюжета. Вот есть же в литературоведении такое мнение, что все сюжеты всех произведений сводимы к 9 вариантам.8-) Как автору ни биться, а мимо не пройдешь.:-)
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Массовый читатель - кто он? > к сообщению


философ
Отправлено 9 октября 2009 г. 11:04
На мой взляд, это те люди, которые к книге относятся, как к продукту. Она их должна "устраивать" и развлекать. Если не развлекает — значит не выполняет свои функции. "Устраивать" — это чтобы было понятно, автор не читал мораль и не лез в душу.
 автор  сообщение
 Другие окололитературные темы > Фантастика - жанр или метод? > к сообщению


философ
Отправлено 7 октября 2009 г. 19:13
В общем, терминологическая путаница. ИМХО фантастика — художественная система. Термин "метод" устарел лет 30 как. А жанр это роман, рассказ, повесть и т.д.
 автор  сообщение
 Другая литература > Какие произведения русской и зарубежной литературы Вы включили бы в обязательную школьную программу с 3-го по 10-ый класс? > к сообщению


философ
Отправлено 7 октября 2009 г. 11:31

цитата kerigma

Вот, кстати, имхо, "Степной волк" Гессе отлично бы пошел в старших классах.

"Степной волк"???? С ума сойти. Я бьюсь с четвертым курсом — не понимают! Сами честно признаются — не понимаем, хоть режьте!
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Урсула К. Ле Гуин. Обсуждение творчества. Любимые произведения. > к сообщению


философ
Отправлено 7 октября 2009 г. 11:26

цитата ааа иии

Там могло легко стоять имя кого-либо из соавторов Нортон. Или М.З. Брэдли, К. Черри, Д.Джонс, Фэйста...

Ну уровень Ле Гуин немного повыше упомянутых. Хотя М.З. Брэдли тоже интересный автор. "Туманы Авалона" вполне достойная вещь, хотя другие романы типа "Руин Изиды" явно так себе.

цитата zarya

Поздние вещи, без юношеского запала, зато с высокой степенью прецизионности.

Конечно, автор с течением времени меняется. Мне эти вещи понравились из-за более тонкого обращения с традиционно-мифологическими образами.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Урсула К. Ле Гуин. Обсуждение творчества. Любимые произведения. > к сообщению


философ
Отправлено 6 октября 2009 г. 18:10
Я читала несколько лет назад ее романы очень активно, а потом был существенный перерыв, после которого наткнулась на "Легенды Западного побережья". Оказалось ничуть не хуже традиционно читаемых и популярных цикла о земноморье и хайнского, а в чем-то даже и глубже. А вот сборник рассказов "Пересадка", оказавшийся под одной обложкой не впечатлил совершенно. Может переводчик подкачал?

Страницы: 123456789...697071727374
⇑ Наверх