Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Элайда» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 апреля 2023 г. 22:10

Перед нами триллер, а значит, сюжет здесь живет по своим правилам. Читатель, избалованный непременным наличием хеппи-энда пугается, но не всерьез. Что бы автор ни вытворял с героями, он все равно их вывезет. Как на американских горках: несколько минут страха, а потом счастливые и довольные мы вылезаем из вагончика.

А вот нетушки! На очередном крутом повороте тебя со всего размаха впечатывает в стенку. Героиня, которая по всем правилам должна была выкарабкаться, сбита даже не на взлете, а в тот момент, когда только начала расправлять крылья. Хотя умереть по своим правилам, а не так, как добивается преследующий ее маньяк, сомнительная, но победа.

Здесь есть все, что должно быть в детективном триллере – молодой следователь, коварный преступник и развязка, которой уж точно не ожидаешь. Да, ни о чем подобном не приходилось ни читать, ни смотреть в детективном сериале. А все, казалось бы, так просто…

И все же самое страшное здесь не маньяк и не его, так сказать, усиленная реинкарнация. Опаснее всего для пытающейся спастись жертвы оказываются самые близкие и, казалось бы, желающие только добра. И при этом отказывающиеся слышать то, что пытается им сказать, выкрикнуть, простонать объект, которому упорно «наносят пользу и причиняют добро».

— Ну что ты капризничаешь, он же тебя так любит! Никого лучше ты не найдешь. Нечего капризничать, я знаю, что для тебя лучше.

Женщина, которая впускает «обеспокоенную родственницу» своей квартирантки, пока той нет дома, по сути дела, дает убийце эффективное оружие. Но она же ничего такого не имела в виду. И вообще, хотела как лучше.

В этой книге есть нарастающее напряжение, детективная интрига, молодой следователь и его еще более начинающая помощница. С первых же страниц за героев, причем всех, переживаешь, начинаешь смотреть на мир их глазами. И при этом понимаешь, что они не глупее тебя, читателя и на их месте ты вряд ли проявишь больше сообразительности. А от этого становится еще страшнее.

Как во всяком уважающем себя триллере, зло не побеждено окончательно, оно затаилось, выжидая удобного момента. И не исключено, что дождется, ведь хеппи-энд здесь вовсе не обязателен.


Файлы: IMG_20230426_000958.JPG (1897 Кб)
Статья написана 12 ноября 2022 г. 22:31

Перед нами жанр, любимый читателями, неизменно востребованный, а потому не умирающий. Да, речь пойдет именно о них – персонажах, каким-то образом оказавшихся в другой эпохе, другой стране, а некоторые так и вообще в теле другого человека. Раз об этом продолжают писать и, что еще важнее, продолжают читать, значит это кому-то нужно. Можно фыркать и крутить носом, называя все это не литературой, а не пойми чем, а потом заметить, что при очередном посещении Буквоеда рука тянется… вот туда и тянется – к обложке, где у офицера НКВД на поясе мобильник Нокия, а средневековая дама украдкой делает какие-то записи в ноутбуке.

Куда именно попадают – в прошлое, альтернативную реальность или вовсе фантастический мир — не так важно. Герой, оказавшийся в несвойственных себе условиях — или свойственных, просто он еще об этом не знает – это всегда интересно и увлекательно.

Автор статьи приносит извинения тем, чье произведение здесь будет упомянуто без указания названия и (или) его создателя. Это произошло исключительно по той причине, что читалось достаточно давно, сам сюжет сохранился в памяти, а вот информации о нем несмотря на все усилия, отыскать во Всемирной Сети не удалось.

Итак, мы начинаем. Бабочка, от которой, как выяснилось, зависит дальнейшая мировая история, приглашает в увлекательное путешествие.

Кто из нас еще в детстве, следя за развитием событий фантастической истории или фильма по мотивам исторических событий, не мечтал: вот бы мне туда, я бы показал всем злодеям, где раки зимуют, у меня бы положительный герой не погиб и так далее.

Для большинства наших современников знакомство с этим жанром начинается даже не с «Янки при дворе короля Артура», а – согласно не исторической, а своей личной хронологии – с мультипликационных приключений двоечника в Тридевятом царстве, где лентяю и пофигисту приходится очень пожалеть о не полученных знаниях, которые сейчас ох, как бы пригодились! Впрочем, к знаниям, которые часто являются единственным багажом попаданца, мы еще вернемся. С сестренками Олей и Яло все как раз получилось хорошо и гармонично — с ходу встроились в местную политическую борьбу, помогли совершить революцию и довольные вернулись домой.

Итак, рассмотрим явление, которое поселилось в литературном пространстве прочно и надолго.

Масштабы попадания. В каком составе только не попадают — от одной личности до достаточно большого коллектива. Например, целым ролевым фестивалем, как в цикле повестей Прозорова. Вместе с количеством попавших возникает дополнительный простор для сюжета – кто как отреагирует на такую, мягко говоря, нестандартную ситуацию, какие качества, доселе дремавшие, она проявит в каждом. Так происходит и здесь.

Первое с чем сталкиваются участники упомянутого фестиваля: события и ситуации, в которые они до сих пор только играли и относились не окончательно всерьез, предстают перед ними во всей своей реальности. И оказываются не совсем теми, к которым готовились, вот и доходит до смешного. «Мечи у вас дедовские, вы с ними лучше не позорьтесь», — слышат от своих новых современников участники ролевой игры по Ледовому побоищу, попавшие в эпоху Ивана Грозного. А когда недавние соратники оказываются по разные стороны баррикады – иногда в прямом смысле этого слова. Что же, так еще интереснее.

В повести другого нашего современника, во времена Чингисхана ухнул целый военный городок. Приняв случившееся как факт, его жители стали для новых соседей таким же родоплеменным кланом, только сильнее и круче. Утверждать себя надо, пока не закончилось горючее в танках… Впрочем, мирные методы тоже вполне себе идут в ход: отчего бы, к примеру, не породниться с кем-то из здешних лидеров?

Всемирная эволюция отделалась легким испугом, а та самая бабочка, стряхнув с крыльев пылинки из будущего, полетела себе дальше.

Кому мелочь, кому нет. Неудобства, которые испытывает студент-историк Иван Меньшов — герой повести Анны Овчинниковой «Друг и лейтенант Робина Гуда» — далеко не глобального характера, но от этого не легче. Драки, и все прочее это еще ничего, но вот джинсы окончательно пришли в негодность. Скажете, пустяк? Сами бы в этих штоссах походили! Три детали, каждая из которых надевается отдельно; замучишься, пока наденешь. А в целом взаимопонимание новых соратников достигается достаточно быстро; достаточно вспомнить их тосты «За падение Иерусалима! За падение курса доллара!»

Бабочка не обиде – мало ли соратников было у Робина Гуда и далеко не все оставили свой след в истории.

Нарочно иль случайно. Поначалу считалось нормой, что перенос происходит случайно. К примеру, экстремальная ситуация – визг тормозов, темнота, а потом открываешь глаза – где это я? И главное кто я?

Как правило, эпоха, в которую попадаешь, не вовсе чужая. Если ты тренер по боевым искусствам или бредишь средневековым холодным оружием – значит, туда и попадешь. Или, например, занимался исследованием именно этого исторического периода, как в цикле повестей Сергея Юркина «Чужая шкурка». А то, что Корея, куда попадает молодой специалист, находится в альтернативном мире, а сам он – в теле «чудом выжившей» девочки-подростка – так это еще интереснее. Перед новой Юн Ми задача куда сложнее – прижиться не просто в новом для себя мире, но еще и в другой социальной роли. Слова и поступки, естественные для молодого мужчины, не подходят девушке, живущей в ну, очень традиционном обществе.

Вслед за этим неминуемо возникает и другая ситуация: перенос в другой мир происходит намеренно, иногда даже в рамках государственного эксперимента. А вслед за этим – да, та самая проблема наблюдателя, описанная еще Стругацкими. Видеть творящееся зло и не вмешаться – задача не из легких. А если и вмешаться, то в ограниченных гомеопатических дозах, чтобы ни у одной бабочки даже чешуйка с крылышка не упала. И еще ладно, если накосячишь в далеком чужом мире. Ну, сорвешь важный эксперимент, ну уволят тебя – скверно, но переживаемо. А если что-то собьется в родной отечественной истории? Хотя, не было бы ошибок очередного «перенесенного», не было бы и такого количества увлекательных историй. И потом, бывают ситуации, когда не нарушить этот запрет просто нельзя, с общечеловеческой точки зрения. Борьба между чувством и долгом, разве такое может оставить кого-то равнодушным?

Бабочка с довольным видом машет вконец оттоптанными крыльями.

А вот в мире Владимира Свержина для такого аккуратного воздействия – правда, не на наш мир, а его бесчисленные отражения – создан целый институт экспериментальной истории с прекрасно обученными специалистами, которые еще и современникам фору дадут.

Бывает, что кого-то вызывают как раз «оттуда». Например, ради спасения родного мира, как у Майкла Муркока, где художник Джон Дейкер оказывается воплощением Вечного Воителя. Хватит, загостился, иди заниматься своими прямыми обязанностями.

У бабочки, как у самого Джона-Эрикезе, разрешения не спрашивали.

Или как в «Хрониках странного королевства» нашей современницы Оксаны Панкеевой: появление там людей из разных эпох нашего мира – побочное явление чьих-то магических упражнений. Здесь у бабочки никаких претензий: все переселенцы в своем мире числятся погибшими. И наличие «перемещенных граждан» давно стало в порядке вещей. Даже программа адаптации разработана.

Нельзя не упомянуть еще одну разновидность — экспедиция в прошедшую эпоху с целью наживы. Как правило, она задумывается под девизом: «украдем уже украденное». Например, в истории, где целью отечественных гениев эпохи девяностых является эскадра конкистадоров, затонувшая во время шторма со всей добычей. Разве для истории что-то изменится, если эти корабли пойдут на дно чуть раньше и с пустыми трюмами? Так-то оно конечно так… Вот только вернуться новоявленным авантюристам помешали неизбежно возникающие в таких случаях технические сложности. Вот и пришлось им оставаться и переделывать мир под себя, что автор подробно и с любовью описывает на протяжении полутора томов.

Бабочка в ужасе смотрит в зеркало, не узнавая сама себя.

Ты такой не один. Собственно, об этом здесь уже не раз упоминалось: так сказать, некоренной житель этого мира вдруг узнает, что таких здесь, оказывается, много. А что, вполне логично: если где-то действует портал, не факт, что попасть в него угораздило только тебя.

Существует рассказ, где эта ситуация доведена до абсурда: в неком условно-средневековом мире местных почти не осталось. Понаехали, понимаешь, в своем времени им не сидится. Или те же пятидесятые, которые для жителей техногенных эпох и цивилизаций, будто медом намазаны.

Куда, собственно говоря, бегут и почему? В средневековье и более ранние времена стремятся потому, что от отдельно взятого человека там зависит куда больше: можно проявить храбрость, отвагу, самоотверженность и это обязательно будет замечено. Правда, такое в основном мужской вариант. Особенно если попадают в мир викингов.

Примерно с теми же мыслями люди из будущего бегут в какую-нибудь из ярких эпох нашего недавнего прошлого. В нашем настоящем пока не замечены.

В будущее попадают единицы, а по своему желанию и того меньше. Исключение составляет молодой ученый из романа Герберта Уэллса «Машина времени».

Бывает, что литературные герои стремятся не в реальную историческую эпоху, а в мир, написанный до них. Например, книга «Сегун» вместе с одноименным фильмом, где не запланированного героя, который стремится вместе с хорошими персонажами бороться против плохих, ждет много открытий. Начиная с того, что все не так однозначно, как представлялось вначале и заканчивая тем, что многие руководящие посты давно заняты такими как он, а мудрый отшельник так и вообще оказывается знакомым.

От тебя зависит все. Разновидность, в последнее время получившая широкое распространение: попадают точнехонько в одну из переломных эпох отечественной истории и не куда-нибудь, а в тело царственной особы, на худой конец генерала или адмирала. Случайно или в качестве специально подготовленного сотрудника, не так важно. Приходится срочно задействовать знания по истории и не только. А потом — вперед, исправлять ошибки предков. Двоечник, явившийся на бульдозере в мезозойскую эру, чтобы потом не пришлось про нее учить, и рядом не находился.

Серия книг Галины Гончаровой «Аз есмь Софья» — редкий пример, когда действует именно героиня. В теле трехлетней царевны Софьи оказывается современная бизнес-леди, перед этим прожившая непростую жизнь. Она с одинаковой целеустремленностью исправляет ошибки как в истории, так и совершенные ей самой в «предыдущей жизни».

Каким ты был, таким ты и вернулся. Если все ж удалось вернуться, интересно задуматься, какой опыт вынес попаданец, чему научился и как это повлияло на дальнейшую жизнь уже в родной эпохе и в собственной жизни. Вышел, к примеру, из комы – и для окружающих стал совсем другим человеком. Задача интересная, с которой справляются далеко не все авторы. Например, в повести, где героиня ругательски ругала ту самую Хюррем из «Великолепного века», а потом как-то незаметно оказалась на ее месте. Приходится ей несладко и это еще мягко сказано! Коварство, интриги и жестокость существуют и в нашем мире, но не в таких же масштабах! Современная молодая женщина проживает целую жизнь, наполненную разнообразными событиями, в том числе и трагическими. Одна гибель маленького сына у нее на глазах чего стоит. Одним словом, жизненный опыт приобретает немалый и неоднозначный.

Прожив в том мире долгую по тем меркам жизнь, героиня открывает глаза в двадцать первом веке. Она снова молодая, но в то же время обладает колоссальным жизненным опытом и знаниями. Казалось бы, тут и должно начаться самое интересное! Но вместо того, чтобы использовать все это, героиня впадает в депрессию, теряет интерес к жизни и тихо чахнет на диване. Ну вот за что же так читателей обижать?!

Совсем по-другому происходит с Кентоном – героем книги «Корабль Иштар». Из мягкотелого интеллигента, любителя древней истории, он превращается в подобие Конана, во всяком случае внешне. Причем по меркам нашего мира меньше чем за день. И неудивительно: в мире древних легенд он успевает побыть гребцом на галере, поучаствовать в нешуточной заварушке с участием людей и богов. А еще встретить ту самую единственную. Бедность, война и любовь – классический набор.

Невозвращенцы. Решение принято, мое место здесь! В качестве примера невозможно не упомянуть потрясающий берущий за душу даже тех, кто не был неформалом, рассказ Натальи Анисковой «Сайгон». Герою сочувствуешь, хотя за его современную семью все равно обидно.

Несмотря ни на что, он вернулся туда, где душа лежит. И никакая бабочка не в состоянии отговорить.

С чем ты прибыл. Попавший в другой мир задействует свои знания, профессиональные навыки или то, чем занимался для души. Для получения новых умений требуется время, а выживать нужно вот прямо сейчас.

Хорошо тем, кто обладает профессией, востребованной во всех эпохах и во всех мирах. Как, например, сотрудники милиции, действующие в серии «Боярская сотня». Один из них тут же обзаводится агентурной сетью и ведет расследование теми методами, которые прекрасно работают, какая бы эпоха ни была на дворе. То ж самое можно сказать про участкового, волей автора – Андрея Белянина — оказавшегося при дворе царя Гороха. Условия другие, ну и что? Преступления совершаются, а значит, кто-то должен их раскрывать.

Случается, что талант, не нашедший применения в обычной жизни, оказывается судьбоносным, как у Джон-Тома – героя повести Алана Дина Фостера. Из студента, подрабатывающего санитарным врачом, он становится уважаемом в своем новом мире магом-чаропевцем. А вот герою повести Некрасовой «Когда воротимся мы с Портленд» это не удается – обречен вечно развлекать пьяных гостей на пиру.

Короткий рассказ «Ритм», опровергает саму идею перемещения как средства кардинально изменить свою жизнь. Ювелиру до смерти надоело, как он живет: работа, жена, любовница, опять работа. С трудом попав в средневековье или даже более раннюю эпоху, он после серии приключений начинает жить точно в таком же ритме. По сути дела для него ничего и не поменялось.

Героиня повести Елены Хаецкой «Анахрон» не только с успехом строит семейное счастье и утверждается в роли хозяйки дома. Она еще и раскрывает художественный талант, в прежней жизни не получивший признания. Никаких сомнений, что явившиеся следом ее родственники тоже найдут себе применение в нашей эпохе.

А это был не тот чемоданчик. Попав вроде бы в свое родное прошлое, знакомое по урокам истории, очередной наш современник разворачивается во всю ширь, лупит по внешним и внутренним врагам что есть силы, изменяя мир без капли сомнения. И бабочки все до одной целы. Угадайте, в чем тут дело? Все просто: перед нами альтернативная реальность, где можно делать все, душа пожелает. Гениально выкрутились авторы! Правда, местные тоже не лыком шиты. НКВДшники, к которым попадает очередной герой, берут его в оборот не хуже тех, которые были на самом деле.

Какая там бабочка? Кто-то прикладывает титанические усилия, чтобы вернуться назад, кто-то всю жизнь ждет спасения, как героиня другого рассказа – девушка, из-за неумеренного любопытства намертво застрявшая в пятидесятых. Кто-то, ассимилировавшись на новом месте жительства, возвращаться ни за что не желает. А некоторые, попав из одного мира в другой, мысленно обитают в третьем – компьютерной игре. Все окружающее для них не более чем набор пикселов. С не лучшими для мира последствиями.

Все равно попаданцы. Это можно считать крайней формой, где фантдопущения минимум. Вроде бы тот же мир, та же эпоха, но тем не менее… Классический итальянский мафиози, которому стукнуло в голову поселиться в крохотном норвежском городке – чем вам не попаданец? Проблемы, с которыми он сталкивается на каждом шагу и о существовании которых не подозревает, ничуть не проще чем у нашего современника, провалившегося в средневековье.

Герой отечественного покетбука — крупный руководитель, волею судьбы застрявший в российской глубинке. Казалось бы, какие из его знаний могут пригодиться в медвежьем углу? Но оказывается, что методы ведения переговоров действуют и здесь. В повести Михаила Дулепы «Господин барон» заместитель директора строительной фирмы, в недавнем прошлой «герой девяностых» остается в нашем мире и нашей эпохе. И вместе с тем оказывается бароном в крохотном европейском государстве, живущим в двух эпохах одновременно.

Что можно сказать напоследок? Ситуаций способствующих перемещению, как и самих попаданцев, придумано уже великое множество. Неизвестно, какие еще новые разновидности появятся в ближайшее время. Ясно одно – если люди куда-то попадают, значит это кому-то да нужно. Во всяком случае, читателям.

А бабочка – ну, с ней всегда можно договориться. Ей не привыкать.


Статья написана 8 ноября 2022 г. 13:56

Перечитывая или пересматривая что-то любимое с детства, нередко ловишь себя на мысли, что воспринимаешь это совсем по-другому. Самое что ни на есть фантастическое допущение даже не удивляет, а то, что было написано или снято как антураж, становится фантастичней некуда.

До чего дошел прогресс. Первое, с чем мы сталкиваемся в жизни, это сказки. Адаптированные и приспособленные, но речь не об этом, а о реалиях. Например, ковер-самолет – для наших далеких предков абсолютно сказочная вещь. А сейчас какой-нибудь юный гений небрежно заметит:

— В принципе, ничего сложного. Достаточно сделать так-то и так-то. Только зачем? В использовании некомфортно.

Возможно, поэтому в современном сказочном фильме присутствует воздушный лайнер со всеми удобствами – но сделанный из ковра.

В романе Георгия Мартынова «Каллисто» в качестве одного из атрибутов более развитой цивилизации присутствует видеофон – говоришь по телефону и видишь собеседника. Ну да, сейчас это называется скайпом… А вот некоторые аспекты социальной жизни – как в 1960г представляли наше время — даже сейчас ну такая фантастика…

Эволюция читателя. С течением времени многое воспринимается по-другому. Меняются читатели, их взгляды, кругозор. Мы не воспринимаем предложенный нам мир как данность, а мысленно жить в нем, одновременно внося свое мнение, знания и жизненный опыт.

Если в старой зарубежной фантастике существа в виде кубов и прочее ожившей геометрии воспринимаются как должное – чем меньше похожи на нас, тем лучше – то наши современники начнут размышлять, удобно ли жить в таком облике. И неминуемо придут к выводу: эта искусственная форма жизни не успела приспособиться к реальным условиям – иначе бы уже успела мутировать во что-то другое. И вообще, сами бы попробовали в таком виде бегать, охотиться, не говоря уже о любовной линии…

Меняются и представления о страшном. Если у Говарда населенный монстрами город непременно грязный и запущенный, а его обитатели обладают отталкивающей внешностью, то для нас нынешних, зло куда страшнее, когда оно прячется под чистенькой благостной маской.

Героев полюбившихся произведений многим хочется видеть более современными, действующими в соответствии с нашей логикой. Отсюда и большое количество фанфиков, которыми «обрастают» многие фантастические произведения. Кстати, с первым фанфиком автору этих строк довелось встретиться еще в детстве; он назывался «Новые приключения колобка». И наоборот: реальные исторические события хочется прожить заново, «поучаствовать» в них фантастическими методами. Правда иногда «командированные» настолько увлекаются, перекраивая историю, что приходится сделать элегантную оговорку: они попали не в наш мир, а одно из его отражений.

Где одно и где другое? Фантастика настолько прочно вошла в нашу жизнь, что мы мыслим этими категориями. Выражения и образы кочуют из фантастического мира в наш и обратно.

Например, где только не используется всем известная цитата из сериала «Игра престолов». «Зима близко» может быть заголовком статьи о том, как жилищно-коммунальное хозяйство готовится к холодному времени года или рекламой теплой одежды. А бесконечные: «пиво близко», «сантехника близко»… Что далеко ходить: статья о выставке, посвященной исследованиям Арктики, озаглавлена «Север помнит».

Или появившиеся в Интернете пару лет назад шуточные плакаты: что предложили бы своим избирателям главные персонажи этого сериала, будь они депутатами и что считают своим успехом. На плакате Короля Ночи значилось «700 лет стабильности». Или вот вам картина с точностью до наоборот: политические деятели одной из стран ближнего зарубежья изображены и описаны в стилистике этого мира. Каждый узнаваемо сравнивается с кем-то из главных героев. Не говоря уже о том, что в их честь до сих пор называют детей. В том числе и в честь более чем отрицательных персонажей. А потом будут удивляться… Кстати, сколько Гермион и Ярополков появилось в последнее время?

Категории мира фэнтези близки и понятны большинству наших современников. Даже тем, кто не отличается начитанностью. К примеру, обитатель неблагополучного района может сказать «Наша подворотня – это портал в ад». Само понятие портала или параллельной дороги впору включать в правила дорожного движения.

Мир Толкина давно стал родным и знакомым, а его обитатели – ближе, чем соседи по лестничной площадке. Понятия и категории этого мира сами приходят в голову при разных ситуациях. Например, кто-то рассказывает о встрече с уличными хулиганами:

— И тут навстречу выходит трое гоблинов…

Обратную картину можно слышать в переводе Дмитрия Пучкова. Водя пальцем по карте, предводитель сводного отряда многозначительно изрекает:

— Значит так: урки и гопники тусуют там-то…

Или, возвращаясь к отечественному материалу. Научный доклад об архетипической роли Бабы-Яги будет понятен не самому широкому кругу интересующихся, а стоит сказать, что ее избушка – на самом деле портал между мирами, который она охраняет, любой гоблин, то есть, тьфу, гопник, тут же скажет:

— А, ну ясно. С такими надо на уважухе.

И то и другое воспринимается вполне органично. Для обоих миров. Можно также вспомнить о наших современниках, строящих себе жилища как у хоббитов. А «Хоббитания» — давно уже популярное название для агентства по недвижимости, экопоселка и даже семейного кафе. Ну а при виде зарослей борщевика, особенно в сумерки, ловишь себя на мысли о трифидах, которые вышли на охоту за беспечными любителями отдыха на природе…

Кстати, о заклинаниях и заговорах, которые полностью приводятся как в сказках, так и в фентези – отечественном и не только. Некоторые читатели применяют их, так сказать, по назначению. И ведь срабатывает! Известен случай: во время спектакля одного московского театра по пьесе Шекспира ведьмы произносили свое заклинание на языке оригинала. И всякий раз тут же начинался дождь, прерывая действие, который шло под открытым небом.

Кулинарные рецепты как и приемы народной медицины тоже кочуют из жизни в фантастические произведения и обратно. Примером может служить «Кулинарная книга Гарри Поттера».

Размножитель миров. Не обойдена вниманием и вселенная Муркока. Девушка — менеджер среднего звена, живущая исключительно в реальном мире – на вопрос, где ее коллега, отвечает:

— На одном из отражений я его видела.

Множественность миров и альтернативная история стали такими же реальными, как гаджеты, без которым мы не мыслим своей жизни. Кстати об ожившей технике: мобильник, который без участия хозяина куда-то дозванивается или что-то загружает – реальность или фантастика?

В повести Виктора Пелевина «Принц Госплана» каждый из сотрудников офиса живет в своей реальности. Идя по коридору родной организации, можно провалиться в ловушку, потому что ты сейчас в бродилке. А сотрудник, у которого другая игра, безопасно преодолеет этот участок, но будет съеден не существующим для вас монстром.

Теми же понятиями мы оперируем, описывая, например не самые простые взаимоотношения. «Мы с мужем давно живем в разных мирах» — если вдуматься, не в таком уж переносном смысле.

Чудом увернувшись от несущегося на вас электросамоката, на полном серьезе думаешь: а ведь в какой-то параллельной вселенной кому-то из моих двойников так не повезло.

Для каждого поколения любимый фантастический мир свой – по крайней мере, в большинстве случаев. Для нынешних тридцатилетних это вселенная Гарри Поттрера, для более старших – миры Стругацких. Замечательный фильм «Кин-дза-дза» не просто растащен на цитаты. Такие слова как «ку», «перелац», «кц» давно стали нарицательными. А сам мир, придуманный создателями фильма — по сути дела полноценная параллельная вселенная.

И более ранний пример: после появления в Америке трилогии «Властелин колец» появились лозунги «Гэндальфа в президенты!»

Наследники придворного янки. Попаданцы – явление, прочно занявшее место если не в жизни, то в нашем сознании это точно. Случись кому-то из наших современников оказаться в другом мире, вряд ли бы это было воспринято как нечто из ряда вон выходящее. Ну да, внезапный переход, кого нынче этим удивишь? И для этого вовсе не обязательно стать, к примеру, жертвой дорожно-транспортного происшествия. Достаточно сесть не на тот трамвай или в поисках спокойного места для телефонного разговора зайти в незнакомый двор. Пока что лишь в литературном пространстве, хотя кто знает? Но смех смехом, найдя советскую двухкопеечную монету, автор этих строк поймала себя на мысли: Вот и хорошо, попаду в прошлое – будет на что позвонить.

Образ мыслей, образовавшийся под влиянием придуманного мира или мир, придуманный и оживший, что было раньше? Пожалуй, на этот вопрос ответить не легче, чем на классический о первенстве курицы и яйца. Создатели чудес техники вдохновились тем, что было описано в фантастических романах или создатели романов описали то, что носилось в воздухе? Гусеница, еще не ставшая той самой бабочкой, сворачивается в кольцо, которое катится все дальше. В реальный или фантастический мир? А разве это не одно и то же?


Статья написана 9 сентября 2022 г. 00:15

Казалось бы, мир созданный Анной Гуровой, не имеет ничего общего с нашим. А заодно и со сказками, которые знакомы нам с детства.

Здесь рядом с людьми живут древние боги, у которых своя правда, логика, свои приоритеты. Ну и подумаешь, что ты сын змея. Да таких за все годы рассеяно как у лягушки головастиков. Вот докажи, что достоин своего отца, тогда и поговорим…

Камень, который, когда захочет, может передвигаться, летать по воздуху, а, приняв человеческий облик, создавать семью и с аппетитом поедать приношения. Он с одинаковым азартом слушает занимательные истории, защищает своих подопечных и разрушает чужую крепость. А нечего тут!

За добрые поступки не обязательно следует вознаграждение. Да и сами понятия о добре и зле сильно отличаются от человеческих, особенно если сравнивать людей и тех, кого и называть-то вслух не стоит. А уж если из одной категории кто-то переходит в другую… «Вот умру, тогда и развернусь во всю силу», — хвастается один из таких.

Вроде бы знакомый Морозко ни капли не похож на старичка из новогодней сказки. Девушку, которая самоотверженно заменила собой выбранную «в зимние хозяйки» любимую бабушку, этот вряд ли отпустил бы живой, здоровой и с подарками.

Но книга не только об этом. Она и о любви, вспыхивающей и побеждающей вопреки всякой логике, в том числе и логике этого мира. О самопожертвовании, которое далеко не всегда приводит к хорошему – тема животрепещущая и актуальная хоть в древние времена, хоть в нашу техногенную эпоху. И напрасно читатель вспоминает фильмы-сказки восьмидесятых, где финал конфетно-сиропный, а голос за кадром поет, что в доброй сказке по-другому и быть не может. А вот очень даже может! В этой книге точно. Вспомнить хотя бы «заговоренного от оружия», за которого все раны получает оставшаяся дома жена. Которая пошла на такое добровольно и с радостью. Все современные абьюзеры лопнут от зависти…

Лягушка-оборотень далеко не такая милая и безобидная, как ее дальняя правнучка. А многочисленные детки еще и кровь пьют при случае. А «приемный папа» только умиляется: «ну дети, много ли они выпьют». По меркам этого мира финал у пары достаточно счастливый: она на болоте в лягушачьем облике, он здесь же — так сказать, частично. Зато вместе и никто не разлучит – ни богиня, ни первая жена.

Ну что может быть глупее, чем влюбиться в ярла-утопленника, у которого и намерения изначально были не самые добрые? И ведь семья можно сказать, сложилась. Ну, пропадает муж целыми днями в воде, вылезает, будто из морозильника, проглатывает в один присест целый котел ухи, разве это главное? До того момента, пока он не попытается увезти жену на морское дно вместе служить его подводной хозяйке. Вот так! А все, кто был против этого союза, в сущности, не так уж неправы.

Соперничество между братьями – штука сама по себе драматичная, а когда вся волшебная сила достается «витающему в облаках» и «не приспособленному к жизни», такого никакие родственные чувства не выдержат. И те, кто устраивал близнецам всевозможные испытания и искушения, не особенно виноваты в из разрыве.

И, наконец о самой таинственной фигуре этой книги и этого мира. Он — живое исключение из всех правил. Ученик шамана, который не успел пройти посвящение, бродящий по мирам и живущий вне человеческого общества. Человек, который не просто попадает в разборки между сверхъестественными персонажами как кур в ощип. Непонятно кому больше родня – людям или прочим, обитающим в этом мире.

Это не любимый современниками Ведьмак, который может отнестись к очередному делу более или менее с душой, но изначально – не часть этого мира, чужой всем. Ученик шамана не с людьми, но и не с высшими силами. Не только герой вопреки всему идущий к своей цели и бросивший вызов тем, кто во много раз сильнее. Он сохранят живые человеческие чувства ко встречным – людям и остальным. Он не судья, не странствующий спаситель. Он – колдун со Змеиного моря. И, судя по всему, его история еще не закончена.


Статья написана 3 июня 2020 г. 09:35

Шутки закончились, господин герцог!

Повесть «Господин герцог» я открыла вечером непростого дня, в поисках легкого чтения, чтобы отвлечься от повседневных забот. Ни название, ни обложка ничего неожиданного не обещали. Интерьер замка, явно современный мужчина в средневековом наряде и в компании аутентичных граждан. Все ясно: очередной попаданец, который использует знания и навыки, полученные в нашей эпохе, чтобы спастись, выбиться на самый верх, накрутить хвосты драконам – нужное подчеркнуть.

Но через несколько страниц выяснилось, что путешествием во времени здесь и не пахнет, как и фантастикой в традиционном понимании этого слова. И вместе с тем история фантастичней некуда. Точнее, единственное фантдопущение – место действия. Хотя с другой стороны, мало ли какие сюрпризы может преподнести старательное изучение географии.

Итак, на дворе перестроечная эпоха, новые русские за границей, один из них за смехотворную сумму покупает себе титул герцога. «Развод, но зато какой красивый!» В дополнение полагается колоритная грамота с подписями и печатями и возможность хвастаться титулом и замком и владениями в микроскопическом государстве, затерявшимся где-то на просторах Европы. В реальность того и другого не верит даже сам владелец. Даже тогда, когда почти на полном серьезе пишет наставление своего управляющему и дарует ему полную свободу действий, лишь бы это пошло на пользу замку и его обитателям. Отчего бы не поддержать игру?

Прошло несколько лет, шалость забылась, и вот к остепенившемуся герою 90-х является старик в средневековой одежде. Нет, никаких прыжков во времени, просто в замке, он же туристический объект, принято так ходить. Господин барон, дела срочно требуют вашего присутствия…

Главный герой он же господин герцог погрузился в эту жизнь сперва по приколу, потом включились бизнес-рефлексы… Вжился, привык, понравилось ощущать себя настоящим герцогом. А тут еще и война, почти настоящая! Отчего бы не развлечься? Тем более что подданные поддерживает своего вассала. Да и подданные живут в двух мирах одновременно: у комиссара полиции в багажнике запросто может оказаться меч и комплект доспехов. Положение обязывает!

До какого-то момента все воспринимается и главным героем и читателями как грандиозная ролевая игра, в которую на полном серьезе играют взрослые люди. Но все равно игра, со своими правилами. И в ней не так опасно как на настоящей войне. Даже набег викингов – разумеется, таких же ролевиков – укладывается в общую схему. И побеждают их по всем правилам. Сначала поединок предводителей с непременными обидными стихами, потом честный спарринг, а затем грандиозный пир по случаю примирения.

Междоусобные разборки тоже проходят так, будто их участники живут в двух эпохах одновременно. Даже аутентичная пушка, прицепленная к современному автомобилю, никого не удивляет. Идти по висячему мосту, когда по тебе стреляют из луков и арбалетов, страшно, опасность присутствует, но игра в средневековье увлекла, к тому же задеты твои баронские интересы и вообще отступать уже поздно…

А вот когда ты в латах, а в тебя целятся из пистолета – совсем другое дело. Да, игры закончились! За средневековыми декорациями обнаруживаются вполне современные меркантильные интересы. Да и интриганы существуют в любой эпохе… Главному герою, он же господин герцог удается необычайно элегантно, по законам обоих миров сразу решить проблемы, восстановить порядок в своем герцогстве и так же красиво вернуться в Россию двадцать первый век. Оставшись в виде легенды, всегда готовой вернуться к активной деятельности. А когда выясняется, что он такой не один…

Одним словом, фантастически увлекательный реализм!


Файлы: господин герцог.jpg (47 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 4

⇑ Наверх