fantlab ru

Все отзывы посетителя be_nt_all

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  25  ] +

Умберто Эко «Имя розы»

be_nt_all, 16 декабря 2010 г. 14:41

Об этой книге уже сказано здесь много хороших слов, к которым трудно что-то добавить.

Книга замечательная! Умная. Погружающая в явно зримую атмосферу средневековья. Наконец, просто интересная.

Кстати, меня очень удивило, когда я узнал, что эта книга (и снятый по ней фильм) на её родине считается антикатолической и чуть ли не антихристианской. Да, несомненно, в ней несложно найти почти что «энциклопедию ересей», не обойдены в ней и «чёрные страницы истории церкви». Вероятно в католической Италии заметней эти стороны книги. Но я вижу замечательную, живое описание «монастырского» истока всей (или почти всей) современной европейской культуры, и одно это оправдывает в моих глазах все «черные страницы истории» (в истории, в ней и без церкви чёрных страниц с избытком).

Да теперь о впечатлениях и выводах. Итак, роман окончен.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сгорает аббатство, вместе с величайшей библиотекой. Которая, правда, знания скрывает, а не открывает. Огонь уничтожает этот великолепный символ средневекового миропорядка.

Вместе с аббатсвом пламя пожирает и надежды Вильгельма Баскервильского, чей острый ум не может тут никого и ничего спасти.

В костре инквизиции оканчивает свою недолгую жизнь и крестьянская девушка, которая так и осталась для нас безымянной. Девушка, ставшая для юного Аткинсона воплощением земной любви.

А нам, прочитавшим книгу, остаётся задать вопрос — что это было? Детектив? Но где же победа логического мышления над несовершенством мира? Исторический роман? Но ведь исторические факты служат здесь лишь фоном… Может это философский трактат? Обычно они бывают менее увлекательными и более определёнными. Просто постмодернизм, «искусство для искусства»? Не похоже…

Автор, как и его герой «смеялся, только говоря о серьёзных вещах. И оставался совершенно серьёзным, когда, по моим представлениям, шутил».

Именно таким способом Умберт Эко и написал эту книгу. О знании, и его пределах. О высоком шутовстве мудрости. О вечном обновлении мира, гибнущего и возрождающего в [и на] наших глазах.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Обитаемый остров»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 14:04

Антиутопия? Роман предупреждение? Книга о природе власти в современном информационном обществе? Будучи всем этим роман остаётся замечательной приключенческой фантастикой и не теряет актуальности вот уже сорок лет. Боюсь, и не потеряет, по крайней мере ещё в ближайшие лет сорок.

Когда спорят об этой книге, обычно обсуждают – имел ли моральное право Максим Каммерер делать то что он делал, не слишком ли велика цена его поступков? Забывая о том что он действовал не как прогрессор земли, но как житель Саракша, пусть и «свалившийся с Луны» из другого мира. Он не видел для себя пути возвращения назад, он повзрослел и возмужал в этом мире и связывал своё будущее с ним. А когда твой мир катится в пропасть, ты имеешь право спасать его как можешь, вместо того, чтобы рассчитывать оптимальный тормозной путь.

И, даже вернувшись, он остался не только гражданином Мира Полудня, но и парнем по имени Мак Сим с планеты Саракш. И это, во многом, определяет его поступки в «Жуке» и «Волнах», делает его ближе нам, людям ХХ-ХХI вв. Ведь в наше время кандидатов на роль «огненоносных творцов» (они же — «неизвестные отцы») тоже хватает.

ps. А ведь планировали Стругацкие написать «идеологически-правильное» чисто-развлекательное произведение (см. «Комментарии»). Вот уж воистину как в том анекдоте: «Бороду я конечно могу сбрить, а умище-то разве спрячешь?»

pps. Актуальность произведения подтверждает и то, что один очень популярный и среди читателей, и среди критиков современный фантаст написал своего рода ремейк ОО.... В наше время, в нашей стране. Кому интересно — смотрим «След Зомби» Дивова.

...и ещё один постскриптум... По поводу огненоносных творцов и неизвестных отцов... Для тех, кто не читал «Комментарии к пройденному». Дело в том, что этот роман существует а двух редакциях. При первоначальной его публикации в СССР от авторов потребовали убрать аллюзии с нашей страной, так чтобы роман остался антифашистским, но не антисоветским. Так «отцы» стали «творцами», Максим получил немецкую фамилию и на Саракше стало много немецких слов. В «послеперестроечной редакции» творцы обратно стали отцами, а панцеры — танками. И только фамилия у Максима осталась нездешней.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Уходящие из Омеласа»

be_nt_all, 17 августа 2019 г. 00:28

Хотя перекличка отзывов на фантлабе не приветствуется регламентом, не буду скрывать, что этот меня заставили написать несколько идущих подряд резко отрицательных реплик о данной классической, и, как мне казалось, более чем ясной, притче, новом взгляде на «Слезинку ребёнка» Ф. М. Достоевского. Кто-то ругает неких «либерастов», кто-то пытается вывести из рассказа «мораль сей басни», при этом написав, что ненавидит морализаторство, кто-то сетует на недостаточно глубокую философию…

Ах да, отдельно стоит отметить отзыв, где написано, что де это не фантастика, но спекуляция, причём слово это использовано в «советском» смысле (уголовное преступление в сфере купли-продажи), а не в исходном значении, как в названии speculative fiction. Именно так определил жанр, в котором он работает, маэстро Хайнлайн, причём описание его творческого метода, что характерно, совпадает с рецептами о том, как надо писать фантастику от братьев Стругацких или Олди. Но да, давайте остановимся на том, что этот рассказ спекуляция, то бишь — умозрение. То, что принёс вышеупомянутый мэтр фантастики (хотя на самом деле — как минимум Герберт Уэллс) в весёлый жанр про бластеры, звездолёты (мечи и посохи — как вариант) и, главное, дев в беде. Кто хочет про спасение девы в беде — проходите, вам не сюда…

На этом закончим лирическое отступление о жанрах и мэтрах, и вернёмся (пока) в Омелас. Что же делает в этом рассказе Урсула ле Гуин, о чём он? Ну да, повторюсь, мы ведь уже знаем простой ответ, о «слезинке ребёнка», это классическая моральная дилемма, описанная Достоевским в своём последнем романе. Там чем-то похожую притчу рассказывает Иван Карамазов, бросая в конце злые слова «потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь», т.е. вроде бы тоже заявляя об уходе из Омеласа. Есть огромный соблазн приравнять притчу Ле Гуин к притче Карамазова, назвать её моральные искания вслед за исследователями Достоевского «люциферовым бунтом» (благо она к этому поводы даёт, с христианством у неё отношения, судя по её книгам, были сложные), приложить сверху томиком святого писания и закрыть тему.

Впрочем сегодня в плоть и кровь нашего народа (что бы не говорили нынешние идеологи русского мира и церковные иерархи) въелся не сколько «закон божий», сколько «моральный кодекс строителя коммунизма», и я вижу упрёки Ле Гуин скорее не в ереси, а в отказе от борьбы. «Зачем покидать Омелас, когда можно попытаться помочь плачущему ребёнку?» Ну и другой голос уже начинает звучать: «Да что от нас хочет, эта Урсула, не лишает ли она нас права на счастье?» Что-ж, вернёмся к тексту. В начале там рисуется несомненная утопия. Прекрасная и чувственная (и уже это отличает её от Карамазова, который говорит совсем о другом). Ле Гуин напоминает о том, что счастье — это замечательно, защищает право художника живописать счастье, её Омелас — место, где нет ни царей, ни рабов, люди интеллигентны и тонки, а миром — правят красивые чувства… («А мне приснилось: миром правит любовь, А мне приснилось: миром правит мечта… Я проснулся и понял — беда») Автор даёт читателю свободу выбора — мы можем, если «предпочитаем погорячее» подлить в неё немного дионисийского, оргиастического начала. Ну, так, чтобы стало похоже, к примеру, на «Чужака в стране чужой» помянутого выше Хайнлайна или ещё какую «хипповую библию». Можно даже добавить немного совершенно безопасного психоактивного вещества — друза («Сомы грамм — и нету драм»). Так, чтобы «Warm smell of colitas rising up through the air», если вы любите подобный запах, было, но не было никакого «We are all just prisoners here». Ведь Омелас — это никакой не «Отель 'Калифорния'». Но впрочем, люди здесь и так воодушевленны, и «я не думаю, что многим из них нужен друз», пишет леди Урсула.

И вот, когда пейзаж земного рая (или всё же сада земных наслаждений) почти лёг на холст, Ле Гуин и приглашает нас в тот подвал, где плачет ребёнок. Это не конкретная невинная жертва конкретного земного садиста, нет в Омеласе никаких садистов, и не о теодицее — ответственности Создателя за земные страдания говорит нам, в отличие от Ивана Карамазова Ле Гуин. Ребёнку действительно нельзя помочь, он слабоумен, возможно — от рождения. Мы можем выпустить его, и это облегчит его страдания, но уже сам вид его собьёт прекрасное воодушевление с жителей Омеласа (хотя все они и так знают о его существовании). Кто он? Кто этот «может быть, мальчик, может быть, девочка» что «выглядит лет на шесть но на самом деле ему почти десять» — и так, похоже, на протяжении жизни не одного поколения?

Тот, в ком сконцентрировался некий «первородный грех», чтобы мы под ним не понимали, тьма в нашей душе, неистребимое несовершенство мира? Омелас счастлив потому, что загнал всё своё несчастье в это страдающее существо? Автор не даёт ответа на этот вопрос, и не рисует ни одного бунтаря, который бы решился проверить, что станет со счастливым городом, если выпустить этого ребёнка наружу. Очень даже не исключено, что из него вырастет мистер Хайд, Нерон ну или по крайней мере Герострат.

Этот город — место, изначально нарисованное как воображаемое, недаром автор справшивает наc «Вы поверили? Вы приняли душой фестиваль, город, радость?» и предлагает добавлять или убавлять нам детали этого дивного нового мира по нашему вкусу — так вот, это Никогде населяют люди разумные, интеллигентные и сострадательные и никто из тех, кто не принял правил этой игры, условий этой дилеммы не проверяет, кто может вырасти из спрятанного в подвалах города (или всё же души?) несчастного, слабоумного ребёнка. Они не склонны к таким революционным экспериментам («настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»).

Они просто покидают этот город, эту счастливую страну Эхо, место, где счастье дано всем и даром, а обиженный — только один. Не потому, что отвергают саму возможность счастья, нет… Просто они не готовы считать счастьем это <…несуществующее…> место, кстати — совершенно статичное, здесь всё также будет ежегодный фестиваль, прекрасный мальчик будет извлекать прекрасные звуки из своей флейты, а восхитетельно нагие юноши и девушки будут седлать грациозных коней. А есть ли здесь посудомоечные машины, как устроен городской транспорт, как силён на улицах головокружительный запах друза, и варят ли тут пиво — это, как заметила до того Ле Гуин, совсем-совсем не важно.

И пусть «То место, куда они идут, большинству из нас представить еще труднее, чем город счастья. Я не могу его описать. Возможно, такого места просто не существует. Но они, похоже, знают, куда идут. Те, кто покидают Омелас.»

И нет, я не буду ставить диагноз обществу, где, кажется, уже даже начали верить, что Омелас — это что-то хорошее, я не врач-орнитолог, вопрошающий «где твои крылья, которые так нравились мне»…

ps. Прочитать и обсудить чуть расширенный, снабжённый гиперссылками на аллюзии и отсылки, вариант этой рецензии-апологии можно в авторской колонке: https://fantlab.ru/blogarticle62157

Оценка: 10
– [  18  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Жук в муравейнике»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 14:09

Очень неуютная вещь. Настолько неуютная, что ставить заслуженный ею высший балл поначалу просто не хочется. В чьей то шкуре ты хочешь войти в этот мир?

В шкуре Абалкина — «зверя около двери»? Но когда в тебя стреляют, и ты умираешь, то это очень, очень больно.

В шкуре Каммерера, который хочет, но не может его спасти? Так же, как хочет, но не может его понять? Максим (Мак Сим) ведь тоже уже не вполне сын своего времени, слишком много следов в его душе оставила планета Саракш.

Или в шкуре, не приведи господь, Сикорски, эдакого, на свою беду – разумного, лейкоцита «мира полудня».

А так всех понимаешь и всем сочувствуешь. Только сделать ты тут ничего не можешь, даже придумать «альтернативку». Нет её... Что было бы, воссоединись Абалкин с «детонатором»? Конец всему? Конец детства и начало взрослой жизни человечества? Или просто один странный человек, который даже не рождён женщиной, смог бы понять сам себя? Мир полудня (как и любое хорошо организованное человеческое общество) такие эксперименты на себе позволить не может. Общество защищает себя от вмешательства извне, что бы оно не несло.

Книга похожая на греческие трагедии своей обречённостью. Её герои просто не в силах сойти с путей, предначертанных им. Кому легче от того, что пути эти в руках не богов, что героев направляет то, насколько они чувствуют или не чувствуют себя участниками человечества...

«Наверное, если собрать всех двуногих,

Получится что-то вечное и святое»

(с) Ю.Арабов (известен, в частности, как соавтор сценария к «Дням Затмения» Сокурова по мотивам «За миллиард лет до конца света»).

Оценка: 10
– [  16  ] +

Рэй Брэдбери «Третья экспедиция»

be_nt_all, 26 марта 2010 г. 16:55

Напишу второй отзыв на этот рассказ, поскольку мысль, на которую я намекнул 3 года назад, похоже, прошла незамеченной, а изложить её яснее тогда я не мог, тега «спойлер» ещё не было.

Прежде всего обращу внимание на связь этого рассказа с рассказом «Марсианин».

Не находите ничего общего?

НЕ БЫЛО никаких коварных ЛОВУШЕК!…

Но понять это можно, лишь рассматривая рассказ в общей канве романа «Марсианские хроники».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Люди надеялись на чудо, на встречу с безвозвратно потерянным — и им дали чудо.

Действия (природа) марсиан тут ничем не отличаются от тех, что в «Марсианине»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Они превратились в тех, кого участники экспедиции любили, кого потеряли...

А потом люди вспомнили, что вокруг враги, и…

И третью экспедицию уничтожили не марсиане, а страхи её участников. Насилие они привезли с собой, в своих душах и головах.

… Вот такое воздаяние…

ps. Интересно рассмотреть марсиан с точки зрения [почти] шуточной статьи Каганова «Разумны ли инопланетяне». Марсиане (так как они описаны в этих двух рассказах) не разумны

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но, в каком то смысле, человечны

Просто они выступают как некая стихия, слившаяся с окружающим миром, а не как носители разума в смысле Homo Sapiens. Который так же противопоставлен окружающему миру, как наш большой палец противопоставлен кисти руки.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Николай Гоголь «Мёртвые души. Том первый»

be_nt_all, 19 октября 2007 г. 10:23

Когда я был совсем молодым и зелёным, мне казалось что Гоголь в этом романе слишком карикатурен, и описывая своих помещиков многое преувеличил. Потом я вырос, повидал жизнь (хотя по прежнему считаю себя достаточно молодым) и понял что это не так. Гоголь был добрым человеком, он лишь смягчил острые углы да кое-где, живописуя картины нашей жизни взял краски поярче. А так — всё с натуры. И за 150 с лишним лет с душами как то на Руси лучше не стало :frown:. Книга для обязательного чтения. Хотя, наверное, не для школьной программы — в 16-17 лет эта книга кажется не тем, что она есть на самом деле.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Владимир Савченко «Открытие себя»

be_nt_all, 9 декабря 2007 г. 20:04

Роман о человеке который сделал себя. Есть такая английская поговорка… Вот только здесь она становится реальностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Раз за разом герой книги копирует себя — стараясь сделать копию лучше чем оригинал. Разные пути «сделать себя» открываются нам, один из них приводит героя (оригинал) к саморазрушению.

И вот три его копии встречаются — все трое уже разные люди и у каждого из них свой путь к себе…

В первый раз это роман я прочитал лет в 13-14. С не меньшим удовольствием перечитал его в более зрелом возрасте. Открыл в нём новые грани, но убедился что и в детстве я вполне понял эту совсем не примитивную книгу. Сочетанием глубины с увлекательностью и понятностью роман напомнил лучшие вещи Альфреда Бестера. (И, как и Бестера, Савченко можно считать, хотя и совсем по другому, «предкиберпанком»).

Ну и из совсем личного — так уж получилось, что я не могу не ассоциировать себя с одним из героев этой книги, выступающим под именем Адам. Кто читал — поймёт.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Леонид Каганов «Эпос хищника»

be_nt_all, 5 декабря 2007 г. 08:01

Этот рассказ помог мне принять прозу Каганова как что-то своё. Что Lleo интересный и умный человек – было понятно ещё по тому, что он делал в Фидонете. Что его остроумие, способ смотреть на мир сродни Шекли — стало понятно по первому прочитанному фантастическому рассказу (кажется это был «Хомка»). Но... Хомка был, что называется, перебором («Нас пугают, а нам не страшно» © Л. Н. Толстой), «Заклятие духов тела» — не совсем удобоваримой смесью жутика, пародии и чего то ещё. Тогда я решил, что это не моё.

А потом я прочитал этот рассказ. В общем то, классическим рассказом его назвать сложно.

Двое выживших после катастрофы – человек и маленький пушистик – похожая на кошку (только не хищная) девочка-подросток из одной очень древней и мудрой расы рассказывает сказку о рыцаре, принцессе и драконе (как её знают различные по своей природе разумные существа). А в конце рассказа человеку предстоит сделать выбор....

То ли притча, то ли философское эссе, тем более что благодарности в конце подозрительно смахивают на список использованной литературы. Свежий, парадоксальный взгляд на истоки человеческого поведения. При этом – блестящая проза... и Глайа, всё таки, очень трогательный пушистик.

ps. По поводу пресловутых трёх концовок. Их наличие, конечно, можно понимать по разному, но я как и [user=693]klan[/user] (а позднее [user=6812]Kriptozoy[/user]) — однозначно увидел там только одну реальную концовку — последнюю. «Все остальное — галюцинации замерзающего человека — быстротечные сны — поиск вариантов спасения.»

И, ещё — если множество талантливых и более того писателей часто утяжеляют придуманный ими мир умными, но не всегда уместными рассуждениями (об этом хорошо [work=73476]написал[/work] в эсее «Ранний Уэлс» Борхес), то здесь Каганов, и.м.х.о. сумел совершить прямо противоположное — превратить философское эссе в живую, лёгкую и блестящую прозу.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Алан Дин Фостер «Дар никчёмного человека»

be_nt_all, 10 апреля 2010 г. 17:00

Один из коллег-лаборантрв ниже пишет:

<<К сожалению Фостер относится к категории писателей, мало заботящихся о том. чтобы его произведениям «верили».>>

Возможно... Зато он относится к категории писателей, произведениям которых _хочется верить_. Да, большая часть вещей А. Д. Фостера — это откровенная «космоопера», без претензии на «твёрдую» научность или тонкий и глубокий психологизм. Если хотите — этот жанр можно определить как современную околонаучную сказку для взрослых. Если вы такие правила игры не принимаете — это не ваш автор. А для остальных «сказка ложь, да в ней намёк».

И если кто-то увидел в этом рассказе скорее анекдот, то я — достаточно глубокую притчу. А притчи это не тот жанр, от которого ждёшь психологической (а, тем паче, научно-технической) достоверности и которым вполне простителен некоторый пафос.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Роберт Янг «Девушка-одуванчик»

be_nt_all, 5 декабря 2007 г. 07:59

А вот это – настоящий шедевр. Очень сложно писать об этом рассказе, в котором слились парадоксы любви и парадоксы времени; те, что мы привыкли находить в научно-фантастических рассказах, и те, что касаются любого из нас – спускающихся вниз по течению временного потока.

...об этом рассказе сложно писать, его просто надо прочесть...

Оценка: 10
– [  13  ] +

Филип Дик «Фостер, ты мёртв!»

be_nt_all, 16 ноября 2007 г. 21:28

Для меня в этом рассказе наверное слишком много личного. Я слишком хорошо помню как я боялся программы «Время» и советских газет, когда, будучи ещё маленьким мальчиком, научился (явно, слишком рано) понимать о чём это. А если представить *тот* страх плюс лукавую силу «капиталистической» рекламы...

Жуткий рассказ о том что государство может сделать с разумом ребёнка.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «История будущего»

be_nt_all, 19 октября 2007 г. 10:14

Братья Стругацкие — не самые мои любимые фантасты. Не все их вещи мне нравятся (по крайней мере не все нравятся одинаково). Но если оценивать созданный ими мир, то здесь сомневаться как то не приходится. Это наша история несбывшегося (несбыточного ???) будущего — и она нам ближе и роднее чем такие же от Хайнлайна или Азимова.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Евразийская симфония»

be_nt_all, 12 апреля 2010 г. 12:10

Я поставил этому циклу высший балл, хотя по отдельности его романы (кроме последнего) до этого уровня так и не дотягивают. Но общая для всего цикла «страна моя Ордусь» чудо как хороша.

И, да, ключом к этой утопии являются не только (да и не столько) идея «евразийства», сколько идея ЭТИЧЕСКОГО государства. Что заметно уже по совершенно парадоксальному окончанию «Жадного варвара». (Этика государства для Рыбакова вообще одна из любимых тем)

А ещё «Евразийская симфония» написана о том, что окружающая утопия — это далеко не гарантия личного счастья. А для тех, кто «стоит на страже» этой самой утопии, так пожалуй, и наоборот, уж очень они, утопии, непрочны. Даже когда «плохих людей нет». Потому с каждым романом и становятся всё громче грустные нотки... И очень хорошо завершает цикл замечательный щемящий финальный аккорд «непогашенной луны».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Гай Гэвриел Кей «Сарантийская мозаика»

be_nt_all, 27 ноября 2007 г. 12:18

О чём эти книги? Во первых, конечно о художнике. Ещё — о людях у власти — но таких книг много (особенно если брать жанр псевдоисторического романа с элементами фэнтези, в котором написана эта книга). Наконец просто о людях, чьи судьбы (а порой — обломки судеб) и слаживаются в самую главную мозаику этой книги. Ну и немножко о Византии.

А ещё о том, что мы можем потерять, найти и оставить после себя в этом мире, где сталкиваются силы куда более могущественные, чем каждый из нас. Где ты можешь потерять тех, кого ты любил или то, что считал главной работой своей жизни так же легко, как и саму жизнь. А насчёт бессмертия — не думаю что герои этой книги стремятся к нему больше чем вы или я. Все мы ведём свою битву или гонку со смертью и разрушением — девятым возничим, безнадёжную, но от того ничуть не менее ценную.

Если верить в Джада (ну, или, например Вере Камше с её «Отблесками Этерны»), то и Бог (боги) тоже.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Николай Гоголь «Нос»

be_nt_all, 18 декабря 2010 г. 08:12

Для нашего «сделанного в СССР» поколения эта повесть стала первым знакомством с литературой абсурда (для нынешних детей им запросто может оказаться, к примеру, «человек с дубинкой и мешком» Хармса). Для многих — первое и последнее. Но всё же, перечитайте эту повесть — ей богу не пожалеете.

Да дальше я буду нещадно раскрывать сюжет, не скрывая спойлеры специальным тегом. Всё равно ведь все читали, а если кто вдруг не читал, тоже ничего страшного… Не детектив, однако.

Пропавший нос, который то ли отрезал пьяница-цирюльник (но ведь «цирюльник же Иван Яковлевич брил его еще в среду, а в продолжение всей среды и даже во весь четверток нос у него был цел»), то ли превращённый неведомо как в важного господина. И нашедший его полицейский вроде бы и схватил за руку этого самого цирюльника, когда тот выкидывал нос с моста, но рассказывает, что нос «уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу. И пашпорт давно был написан на имя одного чиновника».

Депрессивный интроверт Кафка мог бы сделать из этого что-то мрачное и серьёзное, в духе «Превращения» — но у Гоголя это, помимо всего прочего, и удивительно смешное бытописание тогда ещё столичного Петербурга, и вечно злободневный фельетон, да и мало ли что ещё… Одна фраза «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству» в устах статского советника, который нос (или которого Ковалёв принимает за свой нос), чего стоит.

А какой эпилог: «решительно не понимаю! Но что страннее, что непонятнее всего, — это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. … Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых… но и во-вторых тоже нет пользы»

Ну а критики, они да, они пользу ищут. Уже много растолкований гоголевскому «Носу» нашли… Хотите, сейчас ещё одну «пользу» выведу? Сейчас, сейчас… Ага, вот — «после того майора Ковалёва видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам и даже остановившегося один раз перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшего какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин…», ведь счастлив же человек уже одним тем, что у него нос есть, потому как знает, каково оно без носа. А мы, глупые, не знаем, и не прочитав сей рассказ, так бы и не узнали :wink:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ещё можно задуматься, достаточно ли для счастья того, что с твоим носом (ну или ещё чем выступающим, фрейдистские трактовки повести общеизвестны и, чего уж, напрашиваются) всё в порядке.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Николай Гоголь «Петербургские повести»

be_nt_all, 18 декабря 2010 г. 04:06

«Петербургские повести». Главные герои этих повестей — жители Петербурга и сам этот город. Столица Российской Империи. Город, где красота смешивается с уродливой «прозой жизни», реальное — с нереальным, смешное — с трагическим… И весь этот смех сквозь слёзы, вся эта мистика и фантасмагория вперемешку с очень живыми портретами Петербурга и петербуржцев — всё это сплетается в чудесный, неподражаемый, будоражащий чувства и заставляющий думать магический реализм от Гоголя (хотя никто из российских критиков так и не озаботился тем, чтобы как то обозначить жанр петербургских повестей, и теперь отцами-основателями магреализма считаются латиноамериканцы).

Оценка: 10
– [  11  ] +

Владимир Одоевский «Городок в табакерке»

be_nt_all, 10 марта 2010 г. 14:43

Ну во первых, прежде всего, это хорошая, очень качественная детская литература. Об этом много сказано, и тут что-то добавить сложно. Одоевский вообще писал весьма качественную фантастику, всерьёз обогнав своё время (кстати и по языку тоже, но во «взрослых» вещах это заметней).

А теперь о социальном подтексте. Pickman пишет:

«...хочется рассматривать «Городок» ... как завуалированную метафору об эксплуататорах и эксплуатируемых. ...сказка написана в годы глухой реакции... Вся Россия стонала под маршем милитаристских «молоточков», которые стремились каждую голову вбить в общий ритм.»

Всё верно, и это тоже очень красочно описано. Но вот помните, что стало результатом наведения Мишей «социальной справедливости»? Правильно — мёртвая, безгласая, сломанная игрушка.

(Правда только во сне, потом мальчик Миша проснулся и нашёл папин подарок в целости и сохранности. Это ведь добрая детская сказка.)

Эх, не читали в детстве на ночь эту сказку нашим эСэРам и эСДекам. Или они плохо её слушали...

Глядишь, и не сломали бы Россию (пусть и не была она сказочной страной из фильмов Говорухина, но ломать то по что?).

Оценка: 10
– [  11  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Лучшее время года»

be_nt_all, 6 марта 2010 г. 14:53

Очень сложно писать об этой повести не раскрывая сюжета, а прятать под тег «спойлер» весь отзыв как то тоже не правильно. Предупреждаю устно.

Хотя пару предложений, не раскрывающих сюжет написать всё же можно. Прочитав рассказ, я взглянул на гендерное распределение оценок, и меня совсем не удивило, что женщинам он понравился больше. Рассказ прямо-таки пропитан эротизмом и ощущением уходящей красоты.

Именно уходящей, поэтому катастрофичность финала не была неожиданной.

Финал запрограммирован даже в самом названии, лучшим может быть только то, что уже не повторится. Я почти не буду здесь касаться темы морали и ответственности — этот рассказ (в отличие от некоторых, более поздних, научно-фантастических произведений на похожую тему) совсем не об этом. Нужно быть очень-очень сильным человеком, чтобы пытаться противопоставить мораль сходящей лавине

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
особенно когда эта лавина для тебя — исторический факт

Таких в повести нет. А бог времени Хронос и подавно стоит вне всякой морали, ещё древние греки знали что это безжалостное чудовище, убивающее своих детей. Хэппи-энд здесь был бы, мягко говоря, неуместен.

А так мы имеем — отличную трагедию с чувственным ароматом и долгим послевкусием.

p.s. И не думаю что это вещь только Кэтрин Мур. Мужского начала там тоже хватает. В общем, как написал [user=9931]stogsena[/user] — автор этой повести — андрогин, объединяющий... Ну, вы поняли.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Геннадий Гор «Мальчик»

be_nt_all, 9 апреля 2011 г. 23:51

Рассказ (или, всё-таки, короткая повесть) «Мальчик» безусловно разочарует всех, кто ожидает от него ФАНТАСТИКИ (или, как сейчас иногда выражаются — фантастеги). Он не про космос, и не про инопланетян — нет! По стилистике, видению мира, задачам, которые поставил перед собой автор — это, пронизанное тонкой психологией и глубокой философией произведение, скорее относится к жанру _магического реализма_.

Современного советского магического реализма.

Где в роли магии — пришелец из далёкого космоса

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
странным образом «усыновлённый» археологом Громовым (или слившийся сознанием с его настоящим сыном?)

а в роли реалий — школа на Васильевском острове в городе на Неве, который тогда назывался Ленинградом, в стране, ожидающей чуда (от науки, конечно-же).

Это, судя по всему, лишь первый рассказ из цикла об «одном и том же инопланетном мальчике», и чтобы написать более развёрнутую рецензию, стоит прочитать и другие. Хотя вне цикла, этот рассказ обладает особой прелестью мимолётного прикосновения чудесного и всем изяществом открытого финала.

Впрочем, я лишь недавно (обратив внимание на один из отзывов на ФантЛабе) вновь открыл себя Геннадия Гора (после пары не до конца понятых вещей, «проглоченных» в раннем детстве), и спешу поделится впечатлениями. Их можно выразить одним кратким восклицанием — «Волшебно!».

Это волшебство рождается на стыке дневника Мальчика (он не имеет другого имени, ведь он единственный ребёнок на корабле, полёт на котором займёт бОльшую часть жизни составивших его экипаж людей) и «несущественными бытовыми подробностями из жизни» учеников 207-й школы, столкнувшихся с настоящим чудом… И всё это, вдобавок, пропитано чуть простуженной магией Града Петрова.

Ну а если рассматривать «Мальчика» с рассудочной точки зрения, как рассказ о контакте, то, возможно, один из основных вопросов, которые он ставит, а зачем нам контакт? Что мы спросим у «них»?

«…я не знал, о чем его спрашивать. Не мог же я спрашивать про динозавра с хватательной функцией в передних ногах, который воровал яйца у своих соседей. Это было бы слишком мелко. А более крупных вопросов у меня в сознании, к сожалению, не возникло.»

Кстати, предвидя реакцию «любителей фантастики» автор, не без изящества и лёгкой самоиронии, вплёл ответ на их претензии в тест рассказа:

«Конечно, Дроводелов был не прав, когда заявил, что рассказ о мальчике муть и одна скука. Но начало мне понравилось больше, чем продолжение. Я, как и все другие, впрочем, ожидал, что мальчик совершит какой-нибудь героический поступок. А поступка не было. В рассказе все шло слишком обычно и томительно медленно, как перед экзаменами, и только к концу что-то случилось. Но что именно — неизвестно. Выходило, что кое в чем Дроводелов прав. И со стороны Громова это была ошибка. Нельзя допускать, чтобы такие, как Дроводелов, могли хвастаться своей правотой»

Оценка: 10
– [  10  ] +

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

be_nt_all, 6 марта 2010 г. 08:56

Собственно [user=35821]nik_sana[/user] уже написала отличную рецензию на этот рассказ. И «сверхчеловек» с веником в руках наводящий порядок у себя дома, и «эти, со щупальцами» — это экстраполяция чисто человеческих чаяний и устремлений: «Это мы — со щупальцами и вонючие — прилетели к нам же, взрослым и мудрым».

Показательна реакция [user=6691]kkk72[/user], которому было легче отождествить себя именно с пришельцами. Они храбры, готовы на самопожертвование, их команду скрепляет настоящая дружба («Он не помнил, как очутился тут... Он беспокоился только о капитане Горсиде, Вииде, Йоале»), их мотивы просты и понятны. А человек будущего — он легко может показаться насмешкой над этими простыми и понятными любому двуногому (или восьмищупому) целями...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...не принося никому никакого вреда, он просто играет страхом и чувством долга пришельцев, делая их из убийц самоубийцами...

Его действия чудовищны, не правда ли?

И при всей, отмеченной уже аскетичности рассказ по настоящему красив. Скорее не как гимн (гимн это, всё таки песня с припевом), а как симфоническая миниатюра. Вначале мощный, жизнеутверждающий эпиграф. Затем картина мёртвой земли. Потом нарисованная теми же скупыми красками, но безумно красивая песнь о жизни и воскрешении: «Жизнь возникает из тьмы бесконечно малых величин, на грани, где все начинается и все кончается, на грани жизни и не жизни, в той сумеречной области, где вибрирующая материя легко переходит из старого состояния в новое, из органической в неорганическую и обратно.» А затем перед нами разыгрывается собственно сюжет, разные действующие лица которого, включая тех, кто носит щупальца соответствуют разным ступеням человеческого самоосознания.

Ну и мощный трагически-триумфальный финальный аккорд.

Несмотря на множество шероховатостей, которыми вообще отличается проза Ван Вогта, этот рассказ, всё таки заслуживает высшей оценки.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Дэниел Киз «Цветы для Элджернона»

be_nt_all, 5 декабря 2007 г. 07:55

Потрясающий рассказ о разуме и безумии, жизни и смерти.

Если «Я мыслю – значит я существую», то что мы можем сказать о человеке чей разум пробуждается гораздо позже, чем созревает его организм – разум, которому суждено зажечься очень ярко и сгореть слишком быстро... Что чувствует этот человек?

Если «многие знания рождают многие печали» — для чего мы стремимся к ним?

Я прочитал эту более раннюю, короткую вещь раньше, чем более позднюю её переработку в роман. То же готов посоветовать остальным: это две разные вещи в которых акценты расставлены совсем по разному. Рассказ – ближе к тому что мы привыкли ожидать под обложкой научно-фантастического рассказа.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

be_nt_all, 11 мая 2007 г. 23:50

Сразу пишу, что английскую литературу люблю. Скорей Честертона, чем Диккенса, но ИМХО — к нему и ближе (про Джейн Остин ничего не скажу, не читал). Бродилки нет, хотя сюжет если убрать все нюансы — довольно прост. А если ободрать с самого красивого дерева все ветки — будет бревно. Что растёт на этом дереве? Тонкая ирония. Мистика по настоящему волшебная и по настоящему пугающая. Калейдоскоп персонажей — тщательно прорисованных, без излишней претензии на «реализм», но очень живых. Как бы неторопливый сюжет, приправленный загадками и затягивающий не хуже любого детектива. (Везде подставить слово «английский») Текст весьма концентрированный, кажется будто прочёл раза в четыре больше, чем на самом деле. В этом плане я сравнил бы книгу со «Сто лет Одиночества», хотя, конечно, идеи, настроение, тема — совсем другие. Но на Булгакова это похоже ещё меньше. Возможно, что-то подобное мог бы написать Гоголь, приди ему в голову написать огромный роман в духе «Вечеров на Хуторе близ Диканьки».

Оценка: 10
– [  9  ] +

Вл. Гаков «Мудрая ересь фантастики»

be_nt_all, 22 января 2011 г. 09:32

Парадоксальное богоискательство, ничем не ограниченная «игра в ересь», попытка познания непознаваемого, предпринятая спрятавшимся за застенчивой улыбкой «заигравшегося в оловянные солдатики» фантаста. Это именно то, что я больше всего ценю в научной и не очень фантастике: как минимум с 13 лет, когда мной было прочитано «Открытие себя» Савченко.

И, разумеется, предисловие Гакова к антологии «Другое небо», где он выводит родословную «мудрой ереси фантастики» от Аристофана (как и сам сборник, который я до сих пор считаю лучшей из фантастических антологий) были приняты мной «на ура».

Порадовала и история появления религиозной фантастики в протестантских США, и очень трезвая оценка «Дюны» Херберта…

Рассмотрением трёх законов робототехники через призму десяти заповедей моисеевых по нынешним временам, вероятно, уже никого не удивишь, но на момент выхода антологии оно смотрелось, как минимум, свежо.

В итоге-же, это предисловие может оказаться для кого-то новым и парадоксальным взглядом на привычный жанр, а кому-то просто поможет расставить всё по местам.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Дмитрий Скирюк «Жуга»

be_nt_all, 31 марта 2010 г. 19:34

Жанр, место действия, особенности стилистики — всё это сближает эту тетралогию с «Ведьмаком». А сделав Геральта героем одной из новелл «Осеннего Лиса» Скирюк сцепил «Жугу» с эпопеей Сапковского якорной цепью такой толщины, что её просто невозможно не заметить.

Но за этим сходством многие «не замечают леса» (или Лиса), то есть, собственно того, о чём повествуют эти 4 книги. Поскольку это окончательно проясняется только в «Кукушке» (при чём далеко не с самого начала), тег «спойлер» мне придётся использовать часто.

Да, кстати, хотя время действия цикла в нашем классификаторе и определено как «средние века», с каждой книгой оно всё более тяготеет ко времени излома между поздним средневековьем и возрождением. То, что в первых книгах было рядом «авторских анахронизмов», в последних становится уже неотъемлемой приметой времени (а анахронизмом становятся те же викинги). Любители всё и вся объяснять логически могут списать это «спресованное» время на последствия некоего взрыва в пещере гномов (где те проводили собственные эксперименты с течением времени).

Но начну сначала. «Осенний лис» (как и первые книги «Ведьмака») — это ряд новелл, причём как и «Последнее желание» — это воспоминания героя, связанные короткими интерлюдиями. Но уже тут можно чётко заметить различия. И дело тут, конечно, не только в профессиональных и национальных различиях и другом цвете волос. Просто уж слишком часто Жуге приходится сталкиваться с некими сверхчеловеческими силами. Как это определяет в последующих частях Золтан «Он барака. Отмеченный.»

Это может даже навести на не слишком приятные аналогии с поднадоевшим «уценённым мессианством», характерным для героического фэнтэзи, скажем, А. Нортон или некоторых писателей т.н. «новой волны» (а так же их многочисленных подражателей). Но, психологически и философски, «копает» Скирюк явно глубже бабушки Нортон...В конце «осеннего лиса» мы узнаем, какой странной печатью отмечен жизненный путь героя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Печатью смерти и воскрешения, печатью «проклятого бога» Локи. И эта смерть и это воскрешение, положившие начало путешествиям Жуги по дорогам Европы, будет лишь первым подобным опытом для него.

Вторая книга может показаться всего лишь увлекательным приключением-квестом про драконов, воров, гномов, эльфов и викингов... Но при этом она ещё и мимоходом «рвёт на части» проблему предопределённости и предназначения (которой так озабочены герои Сапковского и ещё кучи книг в жанре фэнтэзи). «Драконьи сны» сводят её к прозрачной парадоксальности дзенского коана (или, допустим, даосской притчи). Другая цепляющая за душу идея этой книги — исполнение заветных желаний, и цена, которую мы готовы за это платить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А в конце этой книги Жуга снова окажется накоротке со смертью, и во второй раз будет возвращён в мир живых. Волею не бога (богов), но дракона видящего о нас сны. Хотя и сами драконы так похожи на то, что видим во сне мы.

В третьей книге (образующей вместе с заключительной книгой цикла своего рода дилогию) мы наблюдаем уже чёткую пространственно-временную привязку. Это Голландия времён Вильгельма Оранского, герцога Альбы и Тиля Улленшпигеля, воспетая Шарлем де Костером. Инквизиция versus Революция. Что ж, это отличное место и время, чтобы дать Жуге разобраться в своих сложных отношениях с «небесами и адом».

Впрочем в первой половине «нидерландской дилогии» главный герой не сколько он, сколько не знающие, что делать со своей магической силой подростки

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которых мы узнаём «трёх слепых мышат» из одноимённой новеллы первой книги.

Конец третьей книги несколько обескураживает. Особенно это, наверное, касалось той пары лет, когда ещё не была написана «Кукушка».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Третий… — с тихим удивлением сказал он, посмотрел на развороченную грудь и уронил затылок в снег.» И хотя появление дракона даёт читателю надежду на воскрешение, но после находки завещания Лиса и появления в трактирах Лиссбурга кого-то, слишком похожего на призрак, мы уже почти не рассчитываем встретить Жугу среди живых.

И наконец четвёртая книга. Её начало (вернее первая половина), настраивает читателя на квест в духе «драконовых снов» с относительно счастливым концом. и только обширные цитаты из тетрадей «завещания» Лиса в начале глав являются некоторым диссонансом к подобным ожиданиям...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но после возвращения Жуги в мир людей, мы всё отчётливее понимаем, что им избран совсем иной путь. Если это и не «второе пришествие», то уж во всяком случае «подражание Христу» (а так же, если угодно, Одину). Жертвоприношение-самопожертвование ради лучшего мира.

Идёт война. Гибнут люди. И вьются кругами вокруг ещё не свершившегося сектанты-стервятники, «устроители рая на земле»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
во главе с «королём Нового Сиона» Яном Лейденским, он же господин Андерсон. Тоже, впрочем воскресший — отличный претендент на роль антихриста.

И катится мир к очередному перерождению. Вот так то, что начиналась побасенками в духе «Ведьмака» превращается в надрывно-высокую религиозную фантастику от агностика и антиклерикала Дмитрия Скирюка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Странное еретическое евангелие. Своего рода «последнее искушение Христа» с точностью до наоборот. Благая весть без рождения новой веры — тихое незаметное возрождение мира. Ещё одна смерть и ещё одно воскрешение. Четвёртое. Символ то ли креста, то ли квадратуры круга.

«Наши лица как дым,

Наши лица как дым,

И никто не заметит,

Как мы победим»

Вот так.

Ещё можно много говорить о стиле этой тетралогии, балансирующем между «записной книжкой подростка с текстами любимых авторов» (с) baroni и причудливым постмодернизмом, о придуманном автором генезисе знакомых с детства сказочных героев. Но я и так уже, и.м.х.о. превысил разумные объёмы отзыва. Потому закругляюсь...

зы. Один из немногих случаев, когда моя оценка за цикл выше среднего арифметического оценок за книги. Потому как на стыке книг тетралогии, в их взаимодействии, можно найти новые сущности и грани этого произведения. Другим таким циклом является «Евразийская симфония» «Ван Зайчика».

Прочитать более полную версию отзыва и обсудить его вы можете в моей колонке: http://fantlab.ru/blogarticle11019

Оценка: 10
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Волны гасят ветер»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 14:00

История рассказанная стариком (уже) Каммерером, сменившем Сикорски на посту руководителя ЧП КОМКОН-2. Неторопливый философский роман в документах. Столкновение человечества с принципиально иным будущим (тема, которую Стругацкие пробовали поднять в «Улитке», хотя там, как мне кажется, получилось нечто совсем иное). Следующий этап эволюции человека. По сути – конец истории человечества, известного нам, людены – совсем другая история. Но

Незаметно упало небо,

Не причинив никому вреда

В этом романе можно найти (если поискать) ответы на многие неразъяснённые вопросы предыдущих романов АБС. Например, ради чего погиб Абалкин. Можно найти много новых вопросов. Но «понять – значит упростить». А в общем – это конец истории будущего от АБС.

«... когда они ушли и не вернутся больше, мы все вздохнули ... с облегчением. Или с сожалением? Я не знаю. А ты? ... Я сказал. Всё, что мог, и всё, что сумел сказать.»

Оценка: 10
– [  9  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Улитка на склоне»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 13:56

Первый роман Стругацких который был полностью и безоговорочно запрещён в СССР. Сами авторы толковали эту вещь как противостояние будущего – «леса» и настоящего – «управления». Читатели толковали её по разному. Если в делах «управления» сложно не узнать знакомые черты, то будущее в «лесе» узнавать как то не хочется.

Когда я прочитал «улитку» в 1988 г. лес не вызвал у меня ни приятия, ни отторжения. Просто прикосновение чего-то чуждого, в котором нам нет места и которому нет до нас никакого дела. Самоценный мир, возможность какого-то взаимопонимания с которым крайне сомнительна. Что характерно – мира женщин.

Если уж толковать «улитку» (хотя, и.м.х.о., этот роман нужно просто читать) можно рассматривать её как аллегорию банальной семейной жизни. Где лес, разумеется, начало женское, а управление, как это ни грустно, наше – мужское. Толкование ничуть не хуже других.

А вообще названием романа недаром стала цитата из хокку Иссы. В частности он чем то близок прозе Кобо Абэ. А ещё он похож на сад камней, в котором нельзя увидеть все камни одновременно, с какой стороны ни смотри.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Туве Янссон «Тайна хатифнаттов»

be_nt_all, 22 апреля 2011 г. 19:22

«И в груди искры электричества.

Шапки в снег — и рваните звонче…» © А. Башлачёв

…первое, что мы замечаем, глядя на хатиффнатов — они носители *силы*. Да-да, тех самых искр электричества. Таинственной, зримой… Эдакие стихийные эзотерики. А, последнее, что узнал о хатиффнатах муми-папа — это то, что первое впечатление *исчерпывающе* описывает их — ничего нет у них за душой, как видимо нет и самой души…

Тонкая и глубокая притча, о поиске, и о жизни, о силе, и об обыденности. Вполне подходящая для детского восприятия. Достойная занять почётное место где-то рядышком с «Властелином колец».

Оценка: 10
– [  8  ] +

Станислав Лем «Патруль»

be_nt_all, 17 апреля 2007 г. 20:47

Странно, что нет ни одного отзыва на этот классический рассказ. Первый раз прочитано было в далёком детстве, и хотя сюжет со временем забылся, запомнилось это ощущение одинокой вахты посреди космоса, ну и три поросёнка в кармане Пиркса конечно. И весь этот психологический реализм (причём психология ощущается почти физиологически, куда там заклятиям духов тела Каганова) сочетается с тайной, загадкой, почти детективной интригой. Мистика в изначальном смысле этого слова, остающаяся при этом наитвердейшей научной фантастикой.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Стивен Кинг «Баллада о гибкой пуле»

be_nt_all, 18 февраля 2007 г. 14:42

Читал в той же «Смене». :smile: Добавить к сказанному ниже и своей оценке могу только цитату из Медведева

«Некстати пришлась книга, к веревке пришлось мыло.

Я перечитал Кинга, и понял, что так и было.

Из серых осенних ниток, из Трафальгарской гари

Я сочинил Форнита и поселил в гитаре.»

Оценка: 10
– [  8  ] +

Рэй Брэдбери «Огненные шары»

be_nt_all, 6 декабря 2006 г. 09:40

Ещё один рассказ для той части моей души, которая считает себя христианской...

Здесь я нашёл ту фразу, которая хорошо вписываеися в мой «символ веры»

«– Отец Перегрин, вы когда-нибудь бываете серьезны?

– И не буду, пока Господь не станет серьезен... все мы — смешные зверюшки, вывозившиеся в миске сгущенки, и, потешаясь над нами, тем больше Господь нас любит.»

И ту, что заставляет меня (как правило) обходить церкви десятой дорогой...

«– Неужели вы не можете признать человеческое в нечеловеческом?

– Я предпочитаю находить бесчеловечное в человеке.»

И хороший итог всему....

«...для каждой планеты есть своя истина. И каждая – часть большой Истины. Когда-нибудь они сложатся вместе, как кусочки мозаики...»

Разве что стоит добавить что каждый человек — это своя планета... Тоже кажется цитата, только перевранная... Не помню откуда (Экзепюри????)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 14:20

Евангелие от АБС. Весть. Уж не знаю, насколько благая...

Христос из Назарета, Учитель Георгий Анатольевич Носов из Ташлина. Ну, и его сын – предводитель хипповой «флоры»...

Агасфер Лукич – скупщик душ человеческих, он же – вечный жид, он же – автор книг Иоанна Богослова.

И над всем этим — Демиург, творящий этот мир такой, каков он есть – мир отягощённый злом. Тот кто был богом отцом, тот кто был богом сыном и тот, кого мы готовы принять за дьявола-Воланда...

Вещь действительно лучшая у А.Б.С. Или, по крайней мере, ключ ко всему остальному. Последний совместный роман Аркадия и Бориса. Итог.

А что до попыток сравнивания (именно сравнивания, как в «сравнять с землёй» а не сравнения) «03» с «МиМ» Булгакова – так Стругацкие не первые и не последние, кто переосмысливал книги Нового Завета, проводя параллели с какими то событиями, помещёнными ими в современный им мир (у А.Б.С – мир ближайшего будущего). Вспомним ещё, ну хотя бы «Плаху» Айтматова. Каждая из этих книг несёт свои, оригинальные идеи. Читайте. Думайте.

зы. Тоже впервые прочитал в «Юности». Был потрясён. Узнал ли тогда Христа в Демиурге? Пожалуй, всё-таки узнал, хотя и не был в этом уверен на все 100.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 13:55

Мир изобилия и «безопасных наркотиков». Мир, который так близок реальности и идеалам современности. Сильно-ли отличается «дрожка» от современной дискотеки с её rave'ом и прочим acid techno?. «Let's me be your Valentine? Yeah!»

Мир, который необходимо перерасти на пути к любому иному будущему. Задуманная как антиутопия – книга стала диагнозом. Диагнозом нашему веку, болеющему хищными вещами.

«Мы поняли, что этот мир, конечно, не добр, не светел и не прекрасен, но и не безнадежен... – он способен к развитию... И уж во всяком случае, среди всех придуманных миров он кажется нам наиболее ВЕРОЯТНЫМ. Мир Полудня, скорее всего, недостижим, мир «1984», слава богу, остался уже, пожалуй, позади, а вот мир «хищных вещей» – это, похоже, как раз то, что ждет нас «за поворотом, в глубине». И надо быть к этому готовым.» Б.Н.С. Комментарии к пройденному.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Сергей Лукьяненко «Почти весна»

be_nt_all, 11 декабря 2007 г. 11:46

Этот рассказ, несколько выпадает из цикла. Михаил Кобрин вырос. Он стал тем, кем должен был стать. А когда его путь к такому личному счастью оказывается за непреодолимой преградой, Человек по имени Эдгар, куда более несчастный, чем он сам предлагает ему «дверь в лето». Не бесплатно. Да и то, что они сделают во времени, никак не похоже на [work=2793]трогательную «работу над ошибками»[/work] героя [autor=4]Хайнлайна[/autor], это точно рассчитанное минимально-необходимое воздействие в отдалённом прошлом – 1992 году.

«Такой мир не имел права требовать к себе бережного отношения. Он еще слишком мало сделал, чтобы называться человеческим миром. Исправить его было не преступнее, чем отшлепать напроказившего ребенка…»

Циничный и одновременно безумно-романтичный рассказ со щемяще-грустным концом... «никому не дано переделывать свою любовь…»

Если верить теории минимально-необходимых воздействий (см. [work=656]«Конец вечности»[/work] [autor=6]Азимова[/autor]) возможно этот конец и стал началом мира [work=15411]«Генома»[/work].. Кто знает.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Герберт Уэллс «Страна Слепых»

be_nt_all, 10 декабря 2007 г. 11:34

Если тебе дано чувствовать больше чем другим, это путь к одиночеству и отчуждению. Если ты считаешь, что чувства — неведомые другим должны дать тебе над ними преимущества — ты на пути к очень серьёзным неприятностям.

Этот рассказ Уэлса нужно печатать в качестве предисловия ко всем книгам типа «как открыть ваш третий глаз», особенно когда описанные в них техники способны работать.

Впрочем и без всякой «современной астральной техники» человек может что то чувствовать и/или понимать куда глубже, чем большинство окружающих. И у многих из нас есть шанс почувствовать себя, как минимум, «кривым в стране слепых»...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Нил Гейман «Младенчики»

be_nt_all, 22 ноября 2007 г. 07:58

Всем обвиняющим Геймана в болезненной, оторванной от реальности фантазии уже ответил tevas в самом первом отзыве на этот рассказ. Нечего на зеркало пенять, даже если это вогнутое зеркало врача, увеличивающее очаг болезни. А людоедская природа многих явлений нашей цивилизации конечно же замаскирована хорошо — но тем не менее вполне поддаётся наблюдению.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Рэй Брэдбери «И по-прежнему лучами серебрит простор луна...»

be_nt_all, 5 декабря 2006 г. 18:24

Третья экспедиция сама вызвала то, что вызвала… Своим страхом, своими ожиданиям… Или я ничего не понимаю… Что же до второй и первой… В общем роман-цикл Марсианские хроники он не про то кто прав, кто виноват…

Он про древнюю, слишком древнюю и слишком чувствительную марсианскою цивилизацию. И про слишком энергичную и самоуверенную цивилизацию (и, при этом, вечно неудовлетворённую тем что имеет) белых американцев. Очень естественная тема для человека, не забывшего, что он живёт на индейских землях.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Елена Хаецкая «Падение Софии. Русский роман»

be_nt_all, 17 сентября 2017 г. 17:49

Да нет, дело тут вовсе не в причудливом мире, достаточно постмодернистки скроенном из русской классики с чертовщинкой и добротной «классической» научной-фантастики, замешанной на проблемах ксенологии. Хотя когда в зачин в духе «мой дядя самых честных правил» врываются реалии, далёкие от времени дворянских усадеб, наступает эдакий момент ммм… постистины. Но неожиданный вкус от совмещения вроде-бы несовместимого тут не самоцель, деконструкция — она и есть деконструкция — тех, кто всё же мало-мальски привык к чтению этой самой русской классики такой сдвиг заставляет острее воспринимать происходящее, меньше делая скидку на сказочность, включающуюся у многих сразу после того, как они услышат «давным-давно в далёкой-далёкой галактике» или «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» (что, впрочем, как ни крути, одно и то же).

Уж подавно не любовь к хрусту французской булки двигала пером автора, какая уж тут булка — вековечная грязь, обломовская тоска, равнодушные к человеку левитановские пустоши или шишкинские леса, где для человека место и вовсе не предусмотрено. Ну и стылые объятия медленной смерти на фоне баденских лечебниц. Зубы о такую булку сломать можно — если что и хрустит, то они самые.

Что до нехитрого детективного сюжета — он тут и вовсе не главный, детектив, где имя убийцы становится понятно раньше, чем станет известно, кто станет жертвой достаточно далёк от канонов жанра, хотя , справедливости ради, детективных линий тут на самом деле две (просто они поначалу туго скручены) и раскрытие тайн местного «Дубровского» весьма увлекательно. А то, как эти тайны сплелись с ксенологией лично меня заставило вспомнить бриновский «Прыжок в Солнце»…

Но и эти тайны перестают быть тайнами достаточно быстро и это происходит как-бы само собой. И в последней четверти книги мы, как и было обещано в заглавии, вместе с Софией затянуты в историю её мучительного падения, падения, наступающие после того как в мир её рукою выпущено зло. Падение её не лишено красоты а зло, которое хоть и хочется назвать абсолютным, нарисовано так, что даже вызывает некоторое сочувствие… Отчего падение не перестаёт быть падением, а зло — злом…

В общем я не являюсь мастером телепатии, и не знаю, ради чего Елена это написала, но получилась у неё эдакая духовная прививка от оспы. Процедура несколько болезненная и в общем-то небезопасная, но способствующая наработке иммунитета.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Фрэнсис Скотт Фицджеральд «Забавный случай с Бенджамином Баттоном»

be_nt_all, 17 января 2011 г. 07:23

Потрясающая притча о человеческой жизни…

Всего лишь поменяв детство и старость местами и не без иронией описав течение человеческой жизни от старости к детству как «неделовой подход» и «неприличное поведение» Фицджеральд сделал из обычного, в общем-то жизнеописания американца, родившегося незадолго до гражданской войны, что-то безумно-поэтическое, звучащее в унисон с Книгой Екклесиаста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«А потом наступил полный мрак: белая колыбелька, и смутные лица, склонившиеся над ним, и чудесный запах теплого, сладкого молока — все исчезло для него навек.»

«…и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова…

…И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его…»

Оценка: 10
– [  6  ] +

Любовь Романова «Сказка про Судьбу»

be_nt_all, 14 января 2011 г. 09:02

Боги предназначения и неотвратимости не пожалели для этого новорожденного младенца своих даров… Прочитав изумительную притчу Романовой, невольно задумываешься о подобных дарах и о том, где кончается счастье, и начинается беда…

Оценка: 10
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Человек в воздухе»

be_nt_all, 10 марта 2010 г. 14:18

Очень красивая притча, к которой не хочется ничего добавлять... Но раз уж тут всё равно многое добавили, устроив странный спор «а прав ли император», напишу и я кое что.

Ну во первых любителей подобных споров хочется отослать заодно подискутировать и о «Жуке в муравейнике». Как раз о счастье миллионов, жизни одного человека, а так же «кровавой ГэБне» «верно стоящей на защите общечеловеческих интересов». Скучно, господа.

И раз уж подобные споры всё равно нарушили хрупкую, переливающуюся всеми цветами радуги, ткань притчи, подброшу ка я на эту страничку ещё немного грубой реальности.

Судя по классификатору многие (большинство) рассказ воспринимают чуть ли не как историческую прозу (а вовсе не как весьма абстрактную *притчу*, в которой рисуется приукрашенная *идея* Поднебесной империи, а не реальный средневековый Китай.)

«Кто может сказать, что когда-нибудь такой человек не взлетит к небу в такой машине из бамбука и бумаги и не сбросит огромные каменные глыбы на Великую стену?»

Вот только в самом Китае «В одной старинной повести, которую знает каждый школьник, рассказывается о любящей жене, которая узнав о гибели мужа [на строительстве стены] потоком своих слез разрушила стену.» Строилась та стена способом, известным нам по «ГУЛАГовским» рассказам и стихам Некрасова про железную дорогу.

Китай... Да Китай уже не первую тысячу лет шлифует великие идеи о приоритете общественного блага над всем частным и ценности традиций. Сегодня эти идеи одеты в красные марксистские знамёна. Её имперская составляющая исчерпала себя, и теперь страной правит не очередная династия, но коммунистическая партия... А Китай, хоть и принял в себя окружающий мир, стал его частью, остаётся Китаем. Довольно жестоким, но чертовски стабильным и весьма эффективным общественным образованием.

И к этому, реальному, Китаю притча Брэдбэри имеет весьма опосредованное отношение.

Порох изобрели китайцы, но мушкеты и пушки — европейцы. «Мечтатели» не мечтают об орудиях уничтожения себе подобных. Это, как раз таки, прерогатива «императоров» (либо тех, кто метит на их трон). Да, не китайских, иных. Но если первое или второе, о чём подумал китайский император, увидев летающего человека, это о военном применении крыльев, это какой то неправильный китайский император.

В общем, в его адрес хочется процитировать песню покойного Анатолия Крупнова:

«Убей их всех!..

...Начни с себя».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Мой папа — антибиотик»

be_nt_all, 11 декабря 2007 г. 11:33

Именно этот рассказ – первый в хронологии «Прекраного далёка». И он показывает нам его с самой непрекрасной из сторон. Здесь есть власть, а «государство – это насилие». Они – десантный корпус. Их называют антибиотики.

«– Я не имею права об этом думать. Решает Земля. Она определяет болезнь, она назначает лечение. А я просто антибиотик.

– Антибиотик? Верно. Они тоже лупят наобум – и по болезни, и по человеку.»

Хотя повстанцы с Туана, вооружившие детей и снабдившие их устройствами самоуничтожения, никаких симпатий не вызывают.

Но ведь у «антибиотика» тоже может быть сын, ровесник этих юных камикадзе. А судьба иногда играет с нами в странные игры...

Здесь мы впервые встретимся с Мишкой. Нюхачом. Ещё не Мишкой Чингачгуком, да и Михаилом Кобриным его пока не называют. Пока ещё – эпизодическим героем.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Прекрасное далёко»

be_nt_all, 11 декабря 2007 г. 11:31

Итак – история будущего от Сергея Лукьяненко. Не похоже, что С.Л. когда либо планировал написать что-то вроде [work=17792]«Мира Полудня»[/work] или [work=2811]«Хейнского цикла»[/work], [work=7087]«Основания»[/work] или [autor=560]«Челанксийской федерации»[/autor]. Но так уж вышло, что «дорога на Велленсберг» завела Лукьяненко достаточно далеко. В порой притягательный, порой отталкивающий, но очень органичный и, возможно, самый честный из авторских миров.

В предисловии к сборнику [work=1939]«Проводник отсюда»[/work] С.Л. писал:

... иногда миру становится тесно в рамках одного, пусть даже большого, рассказа. Он начинает расти, возникать в других рассказах, прорываться в повести и романы. […] Но когда я поставил точку в рассказе «Дорога на Веллесберг», то уже понимал, что мир отпустит меня не скоро... […] Когда-то он прорвался даже в роман [work=1232]«Стеклянное море»[/work], хотя первоначально этого никак не планировалось…

Лукьяненко ещё вернулся к этому миру, пусть спустя очень многие и многие лета. Сложно не узнать его в [work=1216]«Танцах на снегу»[/work] и [work=1259]«Геноме»[/work].

А собственно цикл «прекрасное далёко» — это четыре рассказа-зарисовки из XXII века. Лукьяненко советует читать их в порядке времени написания, но если вы уже знакомы с описываемым в них мирам, хотя бы по «Стеклянному морю», я бы посоветовал читать их в соответствии с внутренней хронологией:

* [work=1937]Мой папа – антибиотик[/work]

* [work=1937]Запах свободы[/work]

* [work=1218]Дорога на Веллесберг[/work]

* [work=1230]Почти Весна. [/work]

Это история такого непростого взросления Михаила Кобрина. Мишки Чингачгука. Он — нюхач. Один из первых спецов. Лучший друг Игоря Пригородского – «роддера №1» (мы встретимся с обоими, когда им обоим будет уже за сто в [work=1232]«Стеклянном Море»[/work]). Это стоит читать.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Леонид Каганов «Нежилец»

be_nt_all, 5 декабря 2007 г. 08:02

Очень горький рассказ. Наверняка – в нём много личного. При этом история посмертного существования программиста Аркадия Галкина написано более чем остроумно, хотя на юмор (пусть даже чёрный) никак не тянет. Это уже даже не Шекли, что-то подобное, наверное мог написать Гоголь. Хотя чувство обиды за то, как мы живём, Николаю Васильевичу, всё таки свойственно не было (Гоголь — светлее). Ну да ведь это Каганов, а не Гоголь.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Сергей Лукьяненко «Близится утро»

be_nt_all, 14 января 2007 г. 22:59

По моему те кто говорит, что первая книга лучше, просто обманулись в своих ожиданиях. Я тоже обманулся, но к лучшему.

Действительно те намёки на продолжение сюжета, которые были в первой книге превратились в свою противоположность. И ещё одна альтернативка про Христа оказалась миром без Христа, без спасителя, хотя и с кем то, кто на него как-будто похож. Вроде и не плохой мир вышел, вот только старику Экзюпери и в голову не приходит записывать свои сказки.

Можете сравнить этот мир с нашим и посчитать плюсы и минусы. А чего больше — это уж как взвешивать.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Земляне»

be_nt_all, 5 декабря 2006 г. 11:13

Второй рассказ о том, что убивает цивилизации...

Эту вещь многоие, будучи полностью уверенными в своей правоте, называют здравомыслием.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Роджер Желязны «Роза для Екклезиаста»

be_nt_all, 3 декабря 2006 г. 03:56

Почти весь Желязны в одном маленьком флакончике:smile:. Высококонцентрированный шедевр!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Альфред Бестер «Адам без Евы»

be_nt_all, 2 декабря 2006 г. 23:21

Звёзды действительно ещё долго не соберутся в знакомые созвездия. Кто будет их собирать? Ведь если звёзды — реальность объективная, то созвездия — выдумка человечества.

А вообще, очень, очень сильный рассказ.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Борис Стругацкий «Комментарии к пройденному»

be_nt_all, 18 декабря 2007 г. 14:16

Воспоминания писателя. Во многом – на вроде-бы неактуальное нынче тему «художник vs. власть». И о том, как в этой не слишком красивой грызне рождались шедевры фантастики XX века. Мировой фантастики, хотя, конечно Лем _там_ куда как известней будет.

Плюс заметки о писательской кухне, на мой взгляд куда как более ценные чем поучительные книги о том «как стать писателем».

Ну и, наконец, просто свидетельство одного из последних оставшихся в живых творцов уходящей эпохи. Человека, пережившего блокаду.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Бизоны-малышки, идите гулять…»

be_nt_all, 27 ноября 2007 г. 11:34

Необычная, по настоящему волшебная и, как уже писал tevas — грустная сказка. Для взрослых, по видимому.

Ну а насчёт другого угла зрения — так это то новое, которое хорошо забытое старое (очень старое). Это мир индейских мифов и того, чем были когда то детские сказки. И он всё ещё рядом с нами, вот только попасть в него может только ребёнок, да и то побывав на грани жизни и смерти.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Николай Гоголь «Тарас Бульба»

be_nt_all, 18 октября 2007 г. 10:31

Эх. Не о любви к своей родной земле эта повесть. Да и вовсе не о любви. «Я тебя породил — я тебя и убью» — это не любовь. Как кто то здесь это уже написал — это трагедия, т.е. хроника дороги никуда. И судя по всему, вся эта Запорожская Вольница, так ярко, так привлекательно описанная Николаем Васильевичем — эта самая дорога и есть...

(только не надо политики, мои родители — из кубанских казаков, т.е. потомков сосланных запорожцев... Недавно годовщина этой ссылки отмечалась на Кубани как очень большой праздник :spy:)

Оценка: 10
⇑ Наверх