fantlab ru

Все отзывы посетителя Ny

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  34  ] +

Алан Дин Фостер «Чужой»

Ny, 3 августа 2009 г. 12:21

Первый раз увидел фильмы «про Чужого» в 10 лет, кажется. И пропал…

Страшно оказалось не на шутку, но вместе с тем и интересно необычайно. Тут было все, что можно требовать от фантастического фильма: лихой сюжет, внеземные тайны, нелегкая работа космонавтов, бои с чудовищами. Фильм страшно (опять это слово!) понравился, полностью перевернув мое представление о контакте, сформировавшееся под влиянием детских книг Булычева.

Позднее фильм заинтересовал меня уже как биолога. Интерес был настолько велик, что книги из серии «Бестселлеры Голливуда» были куплены (на тощие сбережения школьника) мгновенно, едва попались на глаза. Прошло уже столько лет и столько прочитано книг, а вторая такая же, столь замечательно продемонстрированная, фантастическая идея от биологии как-то не встретилась, словно «свернул я с пути, с тех пор все тянутся передо мной глухие, окольные тропы».

Что же есть такого-эдакого в Чужих?

Прежде всего, меня поразила сложностью и какой-то фантастической эффективностью биология инопланетного монстра. Обычно в «ужастиках» фантазия автора работает либо в сторону гигантизма (годзиллы, кинг-конги, гигантские змеи, пауки и т.п.), либо в сторону стандартных человеческих страхов-архетипов, помноженных на недостаток информации (кровь фонтаном, зубы, слизь, потроха, что-то шарит щупальцами в темноте и т.д.). В результате читать о каких-нибудь крысах-великанах или тестообразном «нечто» конечно страшно, но редко интересно, тем более сюжеты ужастиков разнообразием не отличаются, придавая монстру ряд характерных черт.

Так вот, «Чужой», несмотря на соединение плохих и хороших жанровых черт, привлек меня подачей биологической информации и самим качеством этой информации. Смена жизненных стадий чудовища продумана изумительно. Примерами для подражания, очевидно, послужили паразитические насекомые, чьи личинки развиваются в телах жертв. Автор идеи пошел дальше простого копирования, разбив жизненный цикл Чужого на стадию личинкообразного паразита, внедряющего яйцо в тело хозяина, и взрослого хищника, агрессивно атакующего враждебные виды. Появление во второй части книги (и фильма) «королевы», являющейся «мозговым центром» и производительницей потомства, довело схему развития до логического конца. Три заимствованные из биологии идеи (паразитизм, социальность, агрессивность хищника-убийцы) органично слились в концепцию космического тотального захватчика, живущего покорением ареалов других видов, в том числе, разумных.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Достаточно любопытными оказались различные мелкие аспекты анатомии и физиологии Чужого. Использование сильнейшей кислоты, содержащейся в теле этих животных, было весьма эффектным ходом – защита, нападение и различные технические задачи, решались Чужими с её помощью на «ура». Клейкая слюна для строительства и обездвиживания жертв была позаимствована, вероятно, у термитов. Способность двигаться по наклонным поверхностям и потолку – у мух. Гибкость действий Чужого невольно вызывает восхищение: он, в незнакомой обстановке, не только аккуратно «отловил» большинство членов команды «Ностромо», «законсервировав» их для своих загадочных целей, но и «сообразил» как спастись от уничтожения несколькими изощренными способами. Самой же удивительной чертой чудовища, на мой взгляд, оказалась возможность стадии «личинки» в считанные секунды определить пригодность жертвы, «настроиться» на её биологию и сохранить её жизнь в любых условиях. Вспомним несчастного Кейна — первого человека, «познакомившегося» с Чужими; в момент нападения он, одетый в скафандр, находился в смертельной для человека атмосфере неизвестной планеты, и выжил.

К перегибам в плане биологии я отнес бы неестественно быстрое развитие и рост таких сложных организмов; слишком уж продолжительное и разрушительное действие кислоты; излишнюю экологическую агрессивность Чужих (какой смысл истреблять «под ноль» тех, кто обеспечивает тебе питание и размножение?); чрезмерное долголетие коконов с «личинками»; сверхъестественную силу и гибкость «солдат»; слишком крупные размеры всех стадий, а так же ряд анатомических нелепостей; удивительную устойчивость к механическим (стрельба), физическим (температура, давление), химическим (собственная кислота) травмирующим факторам.

Однако биологией прелесть данного произведения для меня не исчерпывается. Очень удачно выбраны обстоятельства и события: дальний космос, безвестный планетоид с потерпевшим катастрофу инопланетным кораблем, невообразимое и, какое-то нелепое, на первый взгляд, происшествие с членом команды, цепочка смертей и похищений, наконец, ужас от понимания ЧТО именно оказалось рядом. Все это будоражит воображение сначала атмосферой тайны, к середине действия – резкими пугающими событиями, а затем прямо-таки животным ужасом перед чудовищем. Причем, страх перед Чужим имеет не мистическую природу, а основывается на знании сути действий и методов ксенобионтного организма. Одна мысль, что живого человека можно так расчетливо и по-звериному беспощадно использовать в качестве субстрата для выращивания потомства, способна не на шутку перепугать. Не говоря уже о дополнительном впечатлении, которое производит облик различных стадий монстра.

Есть еще один тонкий момент! Мы можем читать (или смотреть), переваривая со спокойным интересом самые ужасные подробности, о вторжении жестоких пришельцев (гигантских тараканов, помидоров-убийц, смертельных вирусов и т.п.), зная по аналогиям, что на каждый вирус есть антивирус, а на каждого марсианина – какой-нибудь Крутой Сэм. Чужой чужд жизни вообще и вместе с тем пугающе реален. Возможности этого организма в целом не противоречит логике и законам природы. Подобный «чужой» может существовать на самом деле – это страшно. У нас (по крайней мере, психологически) нет для него привычного противоядия – это еще страшнее.

Теперь о людях.

Личность главной героини, Эллен Рипли, частенько рассматривается как эталон «Рембо в юбке», крошащая монстров в капусту. Существуют пародии, утверждающие её в данной роли. Не могу с этим согласиться. Автор киносценария поступил чрезвычайно удачно, сделав основной персонаж женщиной, а не мужчиной. Рипли на протяжении двух частей истории не только действует как отважный, самоотверженный человек, но и олицетворяет собой «мать», защищающую своего «ребенка» — человечество. Волей случая она оказывается лицом к лицу с монстром в коридорах космического корабля и, собрав все свое мужество, выживает. Очутившись под защитой расстояния и могущества земной цивилизации, Рипли обнаруживает, что никто не принимает всерьез надвигающуюся беду. Кое-кто, даже не имея информации о степени угрозы, пытается использовать Чужих для практических нужд. Она вновь остается наедине с ужасом, от которого бежала, и, тем не менее, у неё хватает отваги сказать себе «Если не я, то кто?». Конечно ясно, что скромные боевые подвиги лейтенанта космофлота Элен Рипли во второй части истории — фактическое принятие командования над уцелевшими десантниками, уничтожение «кладки» Чужих и поединок с «королевой» — демонстрируют главным образом желание создателей добавить боевику остроты. Такой поворот событий выводит Рипли из образа «жертвы» в образ «борца», но все же «Рембо» её не делает. Естественное превращение скромной помощницы капитана в ожесточенного защитника вполне оправданно, ведь побороть страх можно только смелостью, ненавистью или привычкой. Испытать все это Рипли смогла в достатке, оставшись все же женщиной, которая выводит из боя раненных и детей, а не выносит трофеи. И только когда защитников больше не остается, она вооружается сама.

Удел Рипли – осознанное самопожертвование во имя спасения и спокойствия других. В моих глазах она навсегда останется Героем.

Роли, характеры, поступки многих иных персонажей истории представлены, несмотря на частую шаблонность, на фоне текущих событий вполне хорошо. Любопытный Кейн, не побоявшийся сунуться в недра таинственного корабля пришельцев; строгий к себе и окружающим Даллас, погибший как настоящий капитан; таинственный Эш, оказавшийся роботом и … союзником Чужого; Бишоп – несмотря на «родство», полная его противоположность; солдаты Дрейк и Васкес, павшие в безнадежном бою против самого сильного в их жизни противника, не испугавшись и стремясь нанести ему максимальный урон даже своей смертью; расчетливый и бесчеловечный Бёрк, ради денег готовый спуститься в ад; служака Эйпон, связанный натуго уставами и приказами, хладнокровно шагнувший в этот ад, свято веруя в незыблемость победы, «если делать все по инструкции»; чумазая маленькая Ньют, чье желание жить оказалось сильнее жажды убийства чудовищ. Второстепенные персонажи быстро проносятся мимо, чтобы исчезнуть в объятиях Чужого, но каждый успевает оставить в памяти свой яркий след.

Сюжет, несмотря на стандартность (первая часть – почти типичная загадка закрытой комнаты, где убийца неизвестен или неуловим; вторая – боевик-западня с невероятным спасением главного героя) силен своей фантастической составляющей. Ну где еще мы так наглядно увидим такое «обаятельное» страшилище, такую напряженность борьбы его таинственных возможностей с военными достижениями и разумом человека?

Есть, однако, различные минусы. Неудовлетворение логикой событий вызывают у меня пыл исследователей неизвестного у команды космического танкера и потрясающая легкомысленность при планировании действий у опытной космической пехоты. Странностями выглядят также отсутствие личного оружия у капитана «Ностромо», использование десантниками в отдаленном будущем огнестрельного оружия такой примитивной конструкции, совпадение нового нападения Чужих с окончанием космического сна Рипли и попытки загадочной Компании самолично заполучить опаснейший организм почти дилетантскими способами, несмотря на явную необходимость открыто привлечь к проблеме все ресурсы человечества.

Есть претензии и к саге в целом. Не нужно было так тянуть кота за хвост – данная история хороша своей логической емкостью и лаконичностью. Первая и вторая части расцениваются мной как законченное целое, третью считаю неудачной попыткой повторения первой части, а фильмы «Чужой: Воскрешение» и «Чужой против Хищника» рассматриваю как комедии с черным юмором. Литературное продолжение С. Перри читать вообще не тянет, т.к. на мой взгляд, оно слишком близко к творческой спекуляции, а передергивание идеи на новый лад не дает ничего хорошего.

Остается сказать, что книга без фильма (если бы так сложилось) была бы гораздо более тусклой вещью. Отзыв в равной мере относится к тому и другому. Новеллизация А. Фостера (отечественных версий я не читал) не блещет литературными изысками, но выполнена весьма добротно, внося во впечатления о фильме определенную лепту. Например, просматривая первую часть фильма, я никак не мог взять в толк что же такое делает робот, пытаясь убить Рипли. Лишь в тексте обнаружилась расшифровка. К сожалению, не вошли в фильм интерпретации некоторых сцен (иногда – сами сцены): «законсервированные» Чужим Брет и Даллас, телепатические сообщения Чужих и логика их действий в боях против десантников, воспоминания спасенной девочки о захвате человеческой колонии, психологические портреты членов экипажа «Ностромо» и т.д., неплохо переданные в тексте.

Ставлю книгам безбожно завышенные оценки. Любовь к фантастике тоже бывает зла.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Лучшее время года»

Ny, 15 октября 2007 г. 05:01

Совершенно инфернальный рассказ. Хоть уже и читал его, но впечатление он оставляет неизгладимое даже после второго раза. Такое холодное равнодушие, рождённое привычкой и воспитанием, как у Сенбе и его соотечественников, не может не ужасать. Каттнер показал обратную сторону медали хронофантастики — нежелание вмешиваться у тех, кто может. Вещь действительно мастерская.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Туве Янссон «Муми-тролли»

Ny, 3 октября 2007 г. 10:00

В мире муми-троллей нет плохих персонажей (Морра не в счёт — одинокая в ночи, обобранная тофслами и вифслами), тут каждый тот, кто он есть. Здесь жизнь идёт непрерывно, а приключения, радости и горести — ее естественная часть. Мир огромен, интересен и открыт.

Эй! Кто вперёд добежит до того камня?!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Курт Сайодмак «Вариация темы»

Ny, 27 января 2009 г. 09:53

Идея совпадает с идей рассказа Каттнера «Ореол» на 100% (видимо, оба автора впечатались схожим по сюжету и более ранним рассказом К. Чапека). Однако написано здорово и рассказ успешно читается в качестве вариации на одну и ту же тему. Способы избавиться от ненужной привилегии и попытки их воплощения демонстрируют развитое чувство юмора автора, а причины, заставляющие главного героя упорствовать в своем стремлении, наводят на невеселые размышления.

Хорошая вещь. Прочесть стоит, как мне кажется.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Александр Грин «Алые паруса»

Ny, 30 марта 2007 г. 06:37

Насколько неприятен советский фильм, настолько меня поразила повесть. Это что-то волшебное. Надо сказать, что прочитал я «Алые паруса» буквально пару лет назад и поразился насколько талантлив был Грин. Оказывается, современные фентези и киберпанки при своей изощрённости не могут сравняться с его сказочной романтикой. А.Грин, на мой взгляд, лучший отечественный автор, писавший художественную литературу.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Сергей Жарковский, Андрей Ширяев «Врата испуганного бога»

Ny, 22 мая 2007 г. 11:02

Очень понравилось. Много откровенного дурачества, но юмор и характеры персонажей на высоте. Очень рельефно, живо, увлекательно. Одна из немногих книг, которая меня действительно увлекла и заинтриговала.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Кир Булычев «Половина жизни»

Ny, 3 февраля 2007 г. 09:37

У Стругацких есть произведение подобного плана («Извне»). Так вот — у Булычева лучше. Насколько тяжело для обычного человека оказаться в такой ситуации? Иногда мелькают параллели с фашистскими концлагерями. Героизм бывает и таким — без пения труб, красивых речей и бурных оваций.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Елена Михалкова «Цефалоцереус»

Ny, 29 декабря 2021 г. 12:27

Наконец-то человек владеет словом! Приятно читать!

Текст лёгкий, красивый, простой. Не текст, а танец, исполняемый мастером! Когда автор так пишет, он может писать о чём угодно: о развитии личинок комаров, о плане сдачи прокатной стали, о получении дискриминанта по новой формуле. И будет интересно. Интереснее самого закрученного фэнтези или напряжённого боевика. Здесь рассказ — о кактусе.

Их двое. Стареющий «маленький человек» с несложившейся жизнью и комнатное растение. Душа человека настолько растрёпана и одинока, что уже не может сжиться ни с кем, даже с животными. Вот тут-то и появляется ОН — кактус. История почти психиатрическая, но настолько естественная, точная в деталях, что принимается без удивления и брезгливости. Рассказ о чудаке, каких, казалось бы, написано немало, всерьёз играет самыми настоящими красками иронии, человеческой теплоты, бытовых мелочей, радости, тайн детства, драмы и огорчений. Здесь, как мне кажется, удачно всё — от темы и названия до описаний и финала. Реалистическая основная часть увенчивается трагической развязкой и переходит в оптимистический конец, свойственный магическому реализму. Вот так и нужно писать, а не стряпать бесконечные унылые романы про тёмное будущее или магические ПТУ.

Мне рассказ напомнил повести Корабельникова о хирурге Чумакове, который в своей наивной доброте также завис между жестокостью большого мира и маленьким, сказочным мирком своей одинокой квартиры. Пожалуй, одна из лучших находок за год в малой форме. Нужно будет присмотреться к автору.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Сергей Жарковский «Двойной Герой»

Ny, 30 мая 2007 г. 13:14

Перечитывал раз 5, не меньше. Бодрая, смешная, загадочная, трагическая и оригинальная история. Очень понравился подход автора (авторов?) к юмору. Именно такие ненавязчивые, иронические шутки, каких присутствует достаточное количество, мне больше всего нравятся. Тем не менее, вещь совсем не юмористическая, а очень многослойная, пусть бегло, но достаточно точно, затрагивающая множество современных проблем. Особенность повествования — возможность быстро, парой слов буквально, ввести читателя в ситуацию — позволяет легко «втянуться» в романы, почувствовать события и атмосферу. Осмелюсь рекомендовать любителям приключенческой фантастики.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Беляев «Чёртова мельница»

Ny, 25 ноября 2006 г. 16:58

Великолепно, хоть и жутковато. Создается ощущение, что написано не без подтекста по отношению к советской власти, строящей индустрию в стране руками мертвецов.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Лариса Подистова «Замок, где ночуют ветра»

Ny, 24 марта 2021 г. 07:13

Отличная вещица! Думаю, лучшее в малой форме, что я прочёл за последние годы.

Написано уверенно и точно — видна рука опытного автора, умеющего свободно рассказывать о задуманном. Простой сюжет подан естественно, без приземлённой пошлости, а характеры персонажей ловко схвачены. Действие разворачивается словно скатерть самобранка — само собой. Приятно смотреть! Смена декораций, диалоги, описания выполнены в обманчиво беглой манере, оставляющей ровно столько подробностей, сколько требуется. Автор отметила своих героев хорошим набором душевных качеств, буквально оживив все действующие лица этого небольшого произведения. Эмоции, порывы, страхи, дела и мечты формируют здесь совершенно особый фон, тонко присутствующий везде — в окружающей природе, в оценке поступков, в отношениях между персонажами.

В рассказе достаточно оригинальных деталей — феномен карликов-предсказателей; непосредственность и спокойствие жителей тихой страны; всеобщая уверенность в преобладании внутреннего человеческого стремления к высокому над сиюминутным; реверсивная, переданная буквально в ощущениях предыстория. Интересно подана предфинальная сцена с несостоявшимся таинственным мстителем и настоящим врагом ярла. Предсказуемый и несколько поспешный конец рассказа хорошо подготовлен основным действием, поэтому не выглядит обыденным.

Эти люди действительно живут, ждут, страшатся, тоскуют, любят. Их наивно-мечтательная, почти романтическая вера в прекрасный Замок на самом деле подкреплена опытом жизни, душевной чистотой и, я бы сказал, житейской праведностью.

Мастерская работа без грана фальши! Сейчас редко кто возвращается к отечественной романтической традиции, так и не оформившейся в советское время в фэнтези. Ларисе Подистовой удалось наверстать упущенное.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Юрий Томин «Так устроен компас»

Ny, 13 декабря 2010 г. 07:15

Юрий Томин — вкрадчивый и созерцательный рассказчик. Для детской литературы, я бы сказал, — мастер. Рассказ посильнее будет, чем «Честное слово» и «Васюткино озеро».

Перед такими миниатюрами — простыми и почти трагикомическими — меркнут толстовские нравоучения, гайдаровские идейные были и астафьевские укоры-жалобы. Мальчик, сам того не зная, совершил подвиг. Тот житейский подвиг, которые не видят, про которые быстро забывают:

«У меня был компас... И стрелка показывала всё время прямо. Я же не виноват, что он так устроен...»

Да, парень, у тебя есть в жизни компас, и ты, конечно, не виноват, что не можешь свернуть.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Михаил Петрович Михеев «Бактерия Тима Маркина»

Ny, 13 ноября 2008 г. 10:58

Одна из немногих удач автора.

Написано скупо, неторопливо, ровно и при этом сочно: всё сразу про всех понятно — и про практику, и про Тима, и про отдых на югах. Словно я сам учился на этом потоке....

Рассказ и смешной, и серьезный. Тим – конечно, необычный чудак и воплощение человечества в одном лице. Сначала делаем, потом думаем. Ведь неспроста профессор грозил «изобретателю» сжечь его вместе с дачей!

Естественность происходящего, этическая подоплека и вполне достоверная (как житейски, так и научно) концовка делают рассказу честь.

Как почитатель фантастики и биолог, снимаю перед автором шляпу. Жалею только об одном — нет других рассказов про Маркина.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роберт Шекли «Охота»

Ny, 5 февраля 2007 г. 07:49

Очень понравилась «снятая шкура». Интересно, как часто земляне попадали на эту планету? С тех пор, как прочитал, предпочитаю по ночам из палатки не выходить на всякие посторонние звуки. Рассказик — шедевр.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Анатолий Днепров «Конец «Рыжей хризантемы»

Ny, 12 апреля 2007 г. 08:00

В этом рассказе проявляется редкое для Днепрова вообще чувство юмора.

Неужели люди сами могут довести себя до такого скотского состояния? И получить от этого удовольствие?

Оценка: 10
– [  2  ] +

Генри Каттнер «Хотя держит нос налево»

Ny, 28 марта 2007 г. 12:28

Забавный способ выиграть войну. Только как же они потом боролись с распространением этой считалки? Отличный рассказ! Очень бы хотелось видеть впавшего в ступор Гитлера, без конца повторяющего стишок.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роберт Шекли «Особый старательский»

Ny, 11 января 2007 г. 11:55

Главный герой стал для меня образцом целеустремленности. Настойчивость, мужество, отчаяние и жажда — вот части этого коктейля.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Алмазная свинка»

Ny, 30 ноября 2006 г. 12:11

Замечательный образец синтеза НФ с детективом, а этологические вставки в робота-стража, вообще, оригинальная идея. Один из моих любимейших рассказов Каттнера.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Вячеслав Рыбаков «Зима»

Ny, 10 апреля 2007 г. 13:14

Вот так мы можем закончить, если пойдём на поводу у традиций и привычек. Иисус не зря просит прощения у Человека — ведь именно религия определила мораль и этику.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Клиффорд Саймак «Кто там, в толще скал?»

Ny, 18 декабря 2006 г. 17:24

Великолепная пасторальная обстановка и занимательный сюжет. Главный герой лично мне симпатичен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Генри Каттнер «Голос омара»

Ny, 30 ноября 2006 г. 12:27

Хороший юмор, незамысловатые, но примечательные финты сюжета. Один из самых лучших рассказов Каттнера, как мне кажется. Макдафф — один из немногих книжных персонажей, кто может сравниться с О. Бендером.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Роберт Шекли «Пушка, которая не бабахает»

Ny, 12 декабря 2011 г. 05:22

Глупый рассказ.

У Шекли почти всегда так — или оригинальный угол зрения на события скрывает все недостатки, или из рассказа начинают выглядывать корявости и он превращается в нелепицу. Вместе с издёвкой над судьбой главных персонажей это всегда мешало мне гладко воспринимать произведения автора.

Вот и опять... Шутки-шутками, но юмор должен тонко сочетаться с обстановкой и логикой событий — а здесь сразу по ходу чтения начинаешь удивляться: космонавт не взял с собой иного оружия, кроме экспериментального дезинтегратора? Почему опытный образец отрегулирован на максимальную мощность и дальность? Почему бы не отстрелить «собаке» лапы или заднюю часть туловища, чтобы она завизжала? Почему на корабле нет автоматического маяка, дающего в эфир «SOS» при сильных повреждениях космического аппарата? Автор не смог (похоже, не особенно-то и старался) удачно замаскировать все нестыковки — это сильно портит впечатление.

Таких «кривых» одноразовых рассказов у Шекли десятки — то про неудобный скафандр, то про опасное оружие, то про дурацкие инструкции. Как предостережение рассказ мог бы ещё смотреться, если бы не тот факт, что предостережение уже давно услышано — достаточно взглянуть в любую брошюру по ТБ, которая касается оружия.

Подобные опусы больше годны для детских журналов, чем для «взрослых» юмористических сборников.

Дополнено 27.08.2013

Был не прав. Автор в очередной раз показал мне, что в его рассказы заложено несколько больше, чем можно увидеть сразу. Так, я, начавший самостоятельно думать уже после прекращения гонки ядерных вооружений, не смог сходу понять, что под видом совершенного оружия здесь скрывается образ оружия абсолютного. Оружия, способного быстро и тихо уничтожить не только любого врага, но и вообще всё вокруг, включая своего владельца. Развязка только кажется нелепой — на самом деле она предостерегает от погони за разрушением и показывает в каком положении окажется человек, нажавший на спуск «абсолютного оружия».

Рассказ сработал именно так, как и должен был — я удивился нелепости нового изобретения (подумаешь, мощный пистолет!), совершенно не восприняв предостережения и поняв всё буквально. Значит, даже в XXI веке нужны старые рассказы Шекли, раз уж и моё поколение не разучилось думать по-старому.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Станислав Лем «Голем XIV»

Ny, 4 декабря 2006 г. 08:28

Кажется, это единственный беспристрастный отчет о деятельности человечества за всю его историю.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Юрий Погуляй «Экоцентр»

Ny, 14 марта 2008 г. 06:16

Отлично! Погуляй один из немногих авторов, которые сейчас касаются подобных тем, не бояться ставить своего героя в сложнейшие условия, жёстко раскрывающие его индивидуальность, без любомудрствований и спасений абстрактных миров от абстрактной угрозы. Четкая идея, твёрдые штрихи действия, внятные диалоги и отличный показ обстановки — что ещё нужно хорошему рассказу?

Оценка: 9
– [  8  ] +

Эрнест Сетон-Томпсон «Виннипегский волк»

Ny, 30 января 2013 г. 07:08

Главная беда Сетон-Томпсона в том, что он был в первую очередь натуралистом, а не писателем. Ему блестяще удавались строки, в которых говорилось о животных и птицах. Однако, толком говорить о людях он не умел или не желал. И очень жаль, иначе мы бы с детства читали второго Даррелла.

Но всё же порой, несмотря на такой пробел, автор через рассказ о детях природы начинает с большой силой отдавать со своих страниц впечатления эпохи. Её атмосферу, быт, человеческие характеры и судьбы. Сетон-Томпсон чрезвычайно редко прямо выражает своё отношение к происходящему — как настоящий историк или криминалист он описывает факты. Я всегда восхищаюсь подходом этого человека к своим историям — так ёмко показать живую жизнь через простое перечисление событий может только Сетон-Томпсон. За каждым человеческим поступком и за каждым шагом зверя встаёт целый сгусток ощущений, переживаний, решений, последствий.

Особенно ярким примером, как мне кажется, здесь будет «Виннипегский волк». Рассказ, несмотря на внешнюю простоту, зримый, острый, страшный, свежий и поныне. Трагическая судьба лесного зверя с изломанной психикой раскрывается через бытующие нравы, через описания города и его обитателей, через жуткую обыкновенность смерти в то время. И постепенно осознаёшь — то, что сейчас кажется экзотикой, дикостью, невероятным стечением обстоятельств, на самом деле никуда не делось. Чтобы почувствовать Жизнь не нужны искусственные кошмары и радости, которые нам с готовностью подсовывает нынешняя культура, норовя отвести глаза.

Виннипегский волк — страшный и трогательный символ покалеченной природы, человеческой бездумной саможестокости — не погиб. Он отступил в мегаполисах на страницы книг, притаился по подворотням в пригородах, залёг в дальних оврагах на селе. Почти исчез. Но очень редко нет-нет да мелькнёт в сумерках тень, ощетинятся домашние породистые псы, ёкнет сердце мигом протрезвевшего пьяницы. Вроде бы и нет его... Только далеко за несуществующим кладбищенским лесом кто-то воет, оплакивая этот бестолковый мир.

История не фантастическая, но по общему сплаву необычности событий и вложенного смысла, не уступающая самым выдающимся художественным произведениям.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Дж. Г. Баллард «Прима Белладонна»

Ny, 4 июня 2010 г. 07:58

Наиболее любимый рассказ Балларда из цикла «Пурпурные пески». Почти вровень с «Облачными Скульпторами».

Если «Скульпторы» берут идеей, романтикой и каскадом событий, то «Прима Белладонна» — экзотика сюжета и притча.

Балларду, в контрасте с некоторыми его рассказами, здесь в полной мере удалось отпустить на свободу воображение читателя. Определённый шарм, конечно, создает и сама атмосфера Пурпурных Песков, отражённая в других историях, но «Прима» — воистину скрупулёзная работа, на мой взгляд.

Повествование идёт в такт словам рассказчика, незаметно обретая собственную призрачно-фантастическую жизнь, от которой приходится очнуться лишь в финале. Действие столь же незаметно убыстряется, не только набирая скорость, но и почти возносясь в мистику в пиковой точке. Замечательно подана атмосфера — жизнь и нравы Пурпурных Песков раскрываются и в описании сцены «знакомства» мужской компании с Джейн, и в беглом научном экскурсе последних достижений селекции растений, иллюстрирующем суть работы цветочного магазина. Проскакивает нечастая, но весьма уместная ирония. Соревнование двух Орхидей прекрасно выделяет основную идею, конец отрезвляет беззлобной моралью, а коротенькая любовная линия добавляет лирики.

Словом, здесь старый миф о женском коварстве очень прилично оформлен.

Рекомендую ознакомиться. Неплох перевод Черных (перевод Елькова и Копцова хуже).

Оценка: 9
– [  8  ] +

Вячеслав Назаров «Восстание супров»

Ny, 22 апреля 2009 г. 06:51

Вещь попалась мне еще в школе и очень понравилась. Читалась она параллельно с романами Стругацких, в которых я понимал едва пятую часть. Здесь же всё (те же самые вопросы и проблемы) оказалось четко разложено по полочкам, доступно для осмысления на раз, и от этого было необычайно интересным. Обстановка, события, персонажи повести даже после перечтения сейчас продолжают вызывать интерес: первое — своей необычностью (в шутку: куда там вялой и скучной «Дюне«!), второе — естественностью и драматизмом, третье — легкостью узнавания и характером. Автор не стал доводить исповеди своих персонажей до точки, превратив произведение из банального пересказа в притчу. А уж чего стоят говорящие имена, подобранные с такой тщательностью!

«Восстание супров» — это та вещь, которая всегда будет стоять на моей книжной полке. Рекомендую ознакомиться.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Джордж Ланжелен «Муха»

Ny, 16 декабря 2008 г. 06:23

Сначала, конечно, увидел фильм. Тот самый — в 2 частях, с юморком, с кошмариками, со здоровской интригой. Хэпи-эндец в финале так же замечательный. Как фильм был нов и страшен в детстве!

Рассказ мне попался много позже. И, надо сказать, он не разочаровал.

Неосторожность Брауна, жуть неконтролируемых и неумолимых последствий ошибки, трезвая (даже какая-то будничная!) реальность произошедшего, эмоциональный накал текста и такая человечная концовка очень запали в душу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Гибель виновника и жертвы трагедии под прессом показалась символической — он уже был «раздавлен» своей невнимательностью и безжалостными законами природы. Пресс только поставил точку.

Отличная идея, хорошее исполнение в сплаве с классической предупредительно-поучительной философией произведения дают высокую оценку.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Игорь Пидоренко «Мухобой»

Ny, 14 мая 2008 г. 08:53

Супер! Как всё просто и точно обрисовано. И совковая контора по приёму лома, и наглые девицы, и не менее наглые мухи... Переход от реальности к фантастике почти неуловим. А уж как подан тезис, что только настоящее дело превращает человекообразное существо в мужчину! Насмешливое прозвище «наш мухобой» становится псевдонимом грозного аса «Мухобоя«! Иронии в рассказе — хоть отбавляй.

Даже жалко, что с помощью компьютерной игры «Блицкриг» нельзя бороться с тараканами...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Святослав Логинов «Мамочка»

Ny, 8 декабря 2006 г. 11:48

Очень в последнее время часто и бездумно покрывают радужной аурой нездорового восхищения любые гадости: ведьмы, вампиры, ожившие мертвецы...

Вот так и надо иногда с любителями подобной романтики — лицом в грязь. Чтобы знали, что за все «хорошее» надо платить и часто очень много. Платить столько, что человек уже перестает быть самим собой — женщиной, матерью.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Олег Корабельников «Несбывшееся, ты прекрасно!»

Ny, 22 декабря 2009 г. 05:43

Замечательная, редкая вещь.

Автору так удаётся развернуть и подать самые обыденные ситуации жизни, что проза начинает звучать мудро и возвышенно, словно хорошие стихи. Здесь проблемы, решения которых выглядели озарением в текстах у Савченко или потихоньку всплывали на поверхность сознания читателя в произведениях Стругацких, находят свой ответ, начиная отблёскивать особой, житейской правдой.

Взгляд Олега Корабельникова на жизнь (ту, какая она есть, без всякой фантастики) интересен сам по себе, не требует в качестве инструментов постановки сверхзадач и поиска сверхрешений. Главное — видеть.

Каждый новый раз мне нескучно открывать этот маленький учебник человеческой «анатомии».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Генри Каттнер «Долина пламени»

Ny, 30 ноября 2006 г. 11:34

Для меня «Долина пламени» — самое лиричное и красивое из остальных «крупноформатных» произведений Каттнера. Считаю, что среди его несколько скучноватых и затянутых романов этот текст выделяется особо своей сюжетной лиричностью и отношением к главному герою. Может жена-соавтор приложила руку?

Оценка: 9
– [  7  ] +

Иван Ефремов «Катти Сарк»

Ny, 29 ноября 2006 г. 14:52

Очень понравилось. Просто лиричная, понимаешь, вещь. Погружаешься в атмосферу 17-19 веков, когда парус был символом романтики. Вот это бы в школьную хрестоматию, а не Достоевского с его резектерством человеческой души.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Проспер Мериме «Венера Илльская»

Ny, 20 июля 2017 г. 10:07

Очень понравилось!

Без маниакального упора на сгущение тайны и дурные предчувствия, как у Лавкрафта. Без прямолинейного подсовывания неожиданностей, которые больше смешат, чем пугают, как у Джеймса Монтегю. Без старомодной необъяснимой мистики, как у Мейчена.

История очень живая, ровная, я бы даже сказал — естественная. Читателя не пытаются чем-нибудь огорошить, намеренно устраивая недостаток информации, как это делает подавляющее большинство «мастеров ужаса». Всё логично, прозрачно — герои и мотивы их поступков хорошо понятны, ход событий последователен. Мистическая сторона происшествия отлично сопряжена и с атмосферой, и с обстановкой. Идея со свадебным кольцом воплощена, на мой вкус, просто замечательно! Доза страха и ожидания развязки тоже отмерена совершенно верно, без перекосов.

Если бы не имя автора и приметы времени, я бы вообще не догадался, что рассказ такой старый. Умели же писать!

Оценка: 9
– [  6  ] +

Евгений Сыч «Микроб Вася»

Ny, 28 января 2011 г. 07:05

Сплав сказки, бытового ужастика и горчайшей жизненной драмы с добавлением микробиологической составляющей под завязку набит даже не иронией — сарказмом. Вася так низко пал, так отдалился от человеческого мира, что стал почти «святым» — редкий азиатский аскет может похвастать столь суровым образом жизни и не менее тяжёлым, но благостным обетом (ежедневным употреблением спирта). Человек за пределами добра и зла — своеобразное «вознесение» и «лучшая жизнь» вполне закономерны для него. Автор столь искусно передаёт атмосферу происходящего, настроение героя и все его душевные метания, что сквозь первоначальный смех с ужасом замечается сегодняшнее общество в лице Васи. Это не Стивен Кинг со своими детскими страшилками. Это наше, родное: читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.

А рассказ — всего 3 страницы.

Беру Сыча на заметку. Обязательно буду читать. Так надо.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Север Гансовский «Идёт человек»

Ny, 23 апреля 2008 г. 06:41

Ожидал банального повторения Рони-старшего, но был приятно удивлён концовкой. Автор очень доходчиво и ненавязчиво показал ситуацию, когда разум впервые ощутимо себя обозначил, одержав победу над силой. Очень хороший рассказ! Даже странно, что он не попал в школьную програму.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Север Гансовский «Голос»

Ny, 16 апреля 2008 г. 13:39

Очень захватывающий рассказ. Автору настолько плавно удалось подать требования времени к фантастике (классовый подход) и показать в доступной форме тему, что невольно увлекаешься событиями. Всё происходящее совсем не показалось мне надуманным.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Джеймс Ганн «Где бы ты ни был»

Ny, 22 февраля 2008 г. 06:27

После этого рассказа всегда боялся, что мне достанется жена-ведьма. Ну, не в прямом смысле... а в том ключе, что она будет творить со мной что-то неподконтрольное. Долгое время глядел на всех подходящих девушек с крайней степенью подозрения. Всё же поменьше фантастики надо читать. Но рассказ хороший.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ярослава Кузнецова, Кира Непочатова «Доброе слово»

Ny, 22 февраля 2008 г. 05:37

Считаю, что это самое сильное произведение в антологии «Фэнтези-2006». Наказание, которое должно было явить низость людей и вразумить, лишь приблизило преступника к людям, привело к пониманию. Неужели только ради понимания и нескольких добрых слов можно пойти на такой подвиг? Опять много-много лет одиночества впереди. Рассказ действительно производит мощное впечатление, по крайней мере, на меня.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Сергей Жарковский «2-Герой-2»

Ny, 22 мая 2007 г. 11:05

Немного тяжеловеснее первой книги по слогу и читабельности. Занятная развязка интриги и неожиданный конец. Смеху поубавилось, появились серьёзные и даже трогательные моменты. Замечательная приключенческая фантастика, помноженная на незаметное погружение в путаницу этических и философских проблем — юмор здесь не более чем приправа.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Рэй Брэдбери «Канонические марсианские хроники»

Ny, 25 ноября 2006 г. 16:40

Что тут можно сказать? — сплав романтики, мистики, волшебства, рока, веры в добро и какой-то щемящей печали по чему-то едва уловимому. Мир сильных и мужественных людей еще рыцарской закалки, бросивших вызов беспощадной и слепой судьбе. Этот сборник осветил мою молодость.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Михаил Петрович Михеев «Которая ждёт»

Ny, 13 ноября 2008 г. 11:05

Наивный, но неожиданно трогательный рассказ. Несмотря на техногенную тематику, заурядную идею и легковесность исполнения, рассказ получился потрясающий. Словам автора невольно хочется верить – за скупыми фразами приоткрывается суть настоящей любви и человеческого братства. Человечество (мать, женщина) должно ждать и гореть надеждой. Возвращение возможно только когда кто-то тебя ждёт.

Немного похоже на Колупаева, но подход конкретнее и действие твёрже. А если кому-то кажется, что рассказ слишком патетичен, то предлагаю вспомнить первый полёт Гагарина и поубавить уровень цинизма. Рассказ-то написан не про коммунизм, не про исследование космоса, а про отношения людей. Это история о том, как люди уезжают, как их ждут и почему они возвращаются. Как можно этого не видеть?

Оценка: 9
– [  5  ] +

Юрий Погуляй «Держись, брат!»

Ny, 27 февраля 2008 г. 05:47

Несложное действие, минимум обстановки, простая идея. При этом рассказ очень выразителен и невольно заставляет сопереживать. Такого сосредоточения муки, безнадёжности и тяжёлого знания в малом объеме текста мне давно не приходилось встречать. Прежде всего радует, что автор без технических излишеств и софистики показал возможности индивидуальной ответственности человека. Кроме того, идейно рассказ, похоже, отпочковался от любопытного произведения А. Бачило «Помочь можно живым». Вполне достойная фэнтезийная трактовка.

Сложно и страшно вот так одному... Ещё хуже и страшнее, тому, кто знает, но не решается подставить плечо. Держись, брат!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Сергей Синякин «Мрак тени смертной»

Ny, 28 ноября 2007 г. 04:51

Отличная вещь. Казалось бы, всё уже давно сказано, похоронено и забыто, а всё же осталось в истории этой войны столько пропущенных и недопонятых вещей. В немецком безумстве действительно было нечто мистическое.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Иван Ефремов «Cor Serpentis (Сердце Змеи)»

Ny, 4 июня 2007 г. 10:04

Прочитал второй раз — конечно уже не то, что в детстве. Многие выводы и идеи автора не выдержали проверки временем. Однако это, пожалуй, один из лучших рассказов о первом контакте с иной культурой в космосе.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Гарри Гаррисон «Подвиньтесь! Подвиньтесь!»

Ny, 25 апреля 2007 г. 05:00

Так, за ежедневной суетой мы можем и не заметить как кончится мир. Сюжет не супер, но он вполне раскрывает характеры героев и их привычку к жизни в тесноте. Празднование Нового года напоминает поминки по человечеству. Ощущения от книги очень выразительные. Рекомендовал бы для школьной программы.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Пол Андерсон «Царица ветров и тьмы»

Ny, 27 февраля 2007 г. 05:29

«Эльфы, гоу хоум!» или «Дикий Запад в космосе». Идея несомненно хороша, т.к. отражает реальную сторону столкновения Природы с Техносферой. Ко всему прочему, произведение очень лирическое и душевное. Удовольствие мне испортил только «шершавый» перевод и некоторая затянутость, так свойственная автору.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Куприн «Механическое правосудие»

Ny, 4 февраля 2019 г. 21:26

Куприн рисует «очередную» попытку автоматизации общественной жизни — в области исполнения наказаний. И жесточайшим образом нокаутирует её сюжетом, иронией.

Уж сколько раз твердили миру, что нельзя всех мерить одной меркой, а за каждым преступлением лежит первопричина, истоки которой нередко кроются в несовершенстве самого общества. В этом отношении вспоминается приказчик Поротя из сказки Бажова «Малахитовая шкатулка» — такие люди могут не только механически выписывать суровые наказания всем без разбору, не вникая в степень виновности преступника, но часто даже рады «зацепить» невиновного. А вина найдётся, ведь, как говорили раньше «Не согрешишь — не покаешься, а не покаешься — не спасёшься». Выходит, все виноваты для своего же блага. Какой выход?

Герой рассказа пришёл к мысли, что порка делает человека нравственнее, лучше. По его замыслу, наказание нужно принимать добровольно, как лекарство. Причём дозирование чудодейственной «берёзовой каши» по замыслу изобретателя всецело передано механизму. В принципе, концовка уже просматривается, авторский ход очевиден. Но бессмысленно рассказывать КАК великолепно это описано!

Рассказ нужно читать. Вслух, публично. Желательно, в школе. Но можно и в государственных учреждениях.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Виктор Астафьев «Яшка-лось»

Ny, 25 декабря 2008 г. 07:49

Ах ты, черт! Вот ведь как бывает!

И остались стоять люди над полыньей... Кто виноват? Кем был Яшка для себя и для людей?

Ощущение от рассказа очень сильное, почти на животном уровне. Кажется, что мы все делаем не так и жизнь наша «не такая». Дело даже не в водке и не в «русской» покорности, переходящей в жестокость, дело — в самой душе человека.

А Яшки просто не стало...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Игорь Ревва «Мы — первые!..»

Ny, 26 марта 2008 г. 11:15

Очень хорошо, плавно, психологично написано. Смотреть, как одинаковые по сущности и разные по сути «копия» и «оригинал» ведут себя в одних и тех же местах, по-человечески тяжело. Чёткое понимание, того, что перед тобой один и тот же человек, только принявший своё решение, придаёт рассказу особую остроту. Слова главного героя: «Ничего, отмоемся...» запоминаются помимо воли. Красивый, сильный рассказ, несмотря на избитую тему.

Оценка: 9
⇑ Наверх