fantlab ru

Все отзывы посетителя Mezeh

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  44  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Танец с драконами»

Mezeh, 22 июня 2010 г. 10:42

Для тех, кто истомился длительным ожидании книги информация о ней — без реальных спойлеров:

На сайте Мартина всегда можно найти одну главу из следующей книги, там меняются три главы трех основных персонажей — Джона, Тириона и Дейнерис.

Кроме них Мартин в разное время на встречах с фанами прочитал еще одну главу Тириона (вторую), по нескольку глав Джона и Дейнерис, две главы Давоса, пролог, главу Аши, главу Брана, главу Квентина и отдельно опубликована глава «Вонючка» — первая глава Теона.

Ответов на загадки предшествующих частей в спойлерах мало — зато появится куча новых вопросов.

Обьем книги в рукописи (более 1600 страниц) превысил обьем Бури Мечей (1530 страниц), По Словам Мартина 800 страниц рукописи посвящены событиям параллельным по времени Пиру, потом действие Танца идет дальше. Однако в окончательный вариант вошли 1510 страниц рукописи, «лишние» главы по настоянию редакторов ужли в «Ветры Зимы».

ПОВы (персонажи от лица которых ведется повествование) в Танце:

Дейнерис (она лидирует по числу глав), Джон, Тирион, Давос, Бран, Арья (во второй половине книги), Аша (аналогично), Теон, Виктарион, Квентин Мартелл, Арео Хота, Меллисандра, Варамир шестишкурый (пролог), Барристан Селми, Джейме, Серсея, неназванный персонаж, неназванный персонаж в эпилоге.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неназванный персонаж — Джон Коннингтон.

ПОВ эпилога — Киван Ланнистер.

Мартин неоднократно упоминал сложность сюжета и интриги Танца (в десять раз сложнее «нормальной книги), основная сложность — «Мееринский узел».

И кроме того в книге будет каноническая карта Вольных городов.

27 апреля 2011 года в блоге Мартина появилось изображение поверженного Кинг Конга, что означало долгожданное завершение книги.

Так, теперь собственно отзыв. Дать его совершенно без спойлеров к сожалению невозможно, но я попробую максимально не испортить впечатление от прочтения книги.

Должен признаться, что Танец не вполне оправдал долгие ожидания. Прежде всего тем, что я ожидал, что действие продвинется дальше, раз уж половина книги описывает события произошедшие уже после окончания Пира и обе книги вместе должны заполнить предполагавшийся пятилетний перерыв. Этого не произошло, хотя события на Севере и Востоке происходят и в обоих местax наблюдается весьма значительный прогресс, они не закончены. Мартин всегда обрывал действие в самый интересный момент, однако например в первой книге собственно ee сюжет заканчивается со смертью Неда Старка, а дальше идет пролог того, что будет во второй книге. В Танце нет завершения этапа по двум основным линиям сюжета и это не вызывает восторга и порождает сомнения, а уложится ли Мартин в обещанные семь книг.

Далее — если Мартин и раньше писал весьма кинематографично, то теперь похоже, что телеадаптация начала оказывать влияние на книги, причем ИМХО черезчур большое. Все таки Мартин пишет книгу, а не сценарий, а он похоже иногда стал об этом забывать. Слишком много «клифнаджеров» в конце глав, появились сцены откровенно на зрителя, например последняя сцена эпилога.

Эще одной особенностью Танца, которая может не понравится — в книге стало больше описаний и «исторических» экскурсов. В одной стороны это еще более «оживляет» созданный Мартином мир и часть информации критична для понимания происходящего, но с другой стороны возникают опасения «джорданификации» ПЛИО, надеюсь Мартин иx развеет в следующей книге.

Это было негативные или возможно негативные моменты.

Из «нейтральных» стоит заметить так же усиление связи с серией про Дунка и Эгга. Собственно настолько, что прочтение этих рассказов стало обязательным — например для того, чтобы понять, кто такой трехглазая ворона.

Теперь положительные моменты. Мартин отлично справляется с описанием сложной и многосторонней политической ситуации и на Севере и вокруг Меерина и в центре Вестероса (ближе к концу книги). Поведение всех сторон логично и естественно — тут падения качества не наблюдается совсем.

Мы видим развитие целого ряда уже знакомых персонажей так тех, с кем мы знакомы вроде бы хорошо (Теон например), так и тех, кого видели раньше лишь мельком — например лорд Мандерли.

Абсолютно очаровательны короткие ПОВы (Бран, Давос, Арья Джейме и Серсея), хотя лишь одна глава Джейме это слишком мало. Жать, что в Ветры Зимы ушли главы Сансы и Арианны Мартелл. Длинные ПОВы (Тирион, Дейнерис, Джон) так же интересны, но возможно из за длинного ожидания возникает ощущение некоторой затянутости.

Книга содержит несколько великолeпных сцен как коротких , так и длинных.

И небольшой спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для меня оказалось сюрпризом, что Мартин раскрыл месторасположение Рикона, хотя само место сюрпризом не стало.

Оценка: 9
– [  35  ] +

Джо Аберкромби «Первый Закон»

Mezeh, 27 октября 2011 г. 11:33

Ну вот, трилогия «Первый закон» дочитана, можно и отзыв написать.

Аберкромби многие называют «учеником Мартина». Насколько это справедливо? Сложно сказать. Аберкромби определенно использует несколько приемов, которые есть у Мартина в ПЛИО. Параллельные сюжеты — действие начинается в разных местах и затем сходится к одному месту. Отсутствие четко положительных и отрицательных героев, использование перевернутых фэнтезийных штампов. Однако, если у Мартина мы имеем детально продуманный мир и «живых» персонажей, даже второстепенных, то в случае с «первым законом» это совсем не так.

Первое недоумение возникает уже когда сталкиваешься с политической системой центрального в книге государства — Союза. Простите, это что типа средневековье? Ну и при чем здесь «Гулаг» и «кровавая гебня»? Детали совершенно не проработаны — король правит или только царствует? В «малом совете» выписаны только двое из 12, а остальные что делают? «Большой совет» — это типа парламента? Но тогда как сюда вписывается всесильная? инквизиция? Что вообще держит этот союз вместе, магия что ли? Бросается в глаза так же отсутствие религии. Короче мира как такового нет — есть сваленные в кучу элементы отовсюду, которые Аберкромби особо не озаботился связать вместе.

Далее — герои Аберкромби конечно типа не черно-белые, но если черный картон склеить с белым это все равно картон. Особой глубины характеров не наблюдается, более того они все послушно делают то, что нужно автору, даже если это и не особо сочетается с их предшествующей легендой.

Кроме того, Аберкромби, если ему надо, легко меняет «правила игры», что видно на примере двух осад по ходу сюжета.

Бросаются в глаза некоторые неправдоподобные детали — ну не может быть, чтобы на ширму для прикрытия своих дел (непонятно каких) тратили настолько мало, чтобы приходилось экономить на скрепках и этого никто не заметил.

Схемы интриг увы прозрачны и прямолинейны, когда в романе появилась некая тайная сила, действующая из за кулис, у меня почти до самого конца теплилась слабая надежда, что это не то, что я думаю но увы... Да забыл — весьма раздражают «внезапные» простые решения вроде бы сложных проблем.

И так далее, описание недостатков можно продолжать долго, но тогда это будет уже рецензия, а не отзыв. Короче вывод — весьма слабая книга, неплохо наверное для первой пробы пера, но до уровня мастера, да что там подмастерья еще очень далеко.

Оценка: 6
– [  29  ] +

Валентин Иванов «Русь изначальная»

Mezeh, 29 августа 2011 г. 16:51

«Русь изначальная» Иванова претендует на звание исторического романа, однако же по сути является фантастическим произведением в жанре «альтернативной истории».

Причина весьма проста — весь сюжет романа построен на страшном анахронизме. С одной стороны мы имеем изображение вполне реальной Византии шестого века, но тут у Иванов лишь сделал обработку известных работ Прокопия Кесарийского, хотя большинство исторических византийцев представляют скорее карикатуры на себя в реальной истории.

С другой стороны «россы» Иванова это некий гибрид из «художественного вымысла», антов и склавинов шестого века, славян девятого и малодостоверной фразы из Псевдо Захарии о неком народе «ерос».

Хазары абсолютно не в теме, они появятся в причерноморских степях значительно позже, до них еще пройдут авары, конфликты славян со степняками во времена Юстиниана историкам неизвестны.

Эпизод со взятием приграничной крепости взят по видимому у Льва Диакона, но это на минуточку девятый, а не шестой век. Хотя нет, местами напоминает скорее покорение Ермаком Сибири...

Tак что с исторической точки зрения роман Иванова даже не недостоверный, а откровенно фантастический.

С художественной точки зрения его смело можно отнести к разряду подростковых приключенческих романов. Сюжетные линии предельно просты, герои схематичны, плохие и хорошие выделены предельно ясно, задумываться над чем либо читателям не надо, да и персонажи этим тоже не страдают, они предпочитают действовать. Действия же более чем достаточно, схваток и сражений в романе хватает.

Короче написанный в советское время роман четко делит всех на своих и чужих. Свои естественно ну очень хорошие, а заодно и крутые, а чужие — ну очень плохие и на проверку совсем не крутые, так что добро разумеется без особого труда и без больших потерь победит зло.

Особо меня порадовал «классический» штамп в виде «хорошего» чужого, который попадает к своим и конечно же увидев насколько они хороши и круты переходит на их сторону.

Ну и да, нельзя не упомянуть антихристианской, а точнее антибиблейской направленности романа, но это неудивительно, он написан в 1961 году, а к 1980 году Хрущев обещал коммунизм где такого пережитка как религия уже не должно было быть. Скромных же богов россов можно было прославлять вполне спокойно, родноверие появится куда позже.

Читать можно только как образец «исторического романа» советской эпохи.

Оценка: 5
– [  29  ] +

Ник Перумов «Кольцо Тьмы»

Mezeh, 22 августа 2010 г. 22:33

Прежде всего КТ это не «свободное продолжение Толкиена», что по признанию самого Перумова было лишь рекламным трюком. Нет, это не что иное, как попытка «исправления».

Какие основные недостатки ВК? Ну прежде всего он черно-белый — основа книги это борьба добра и зла, причем не только внешняя, но и внутренняя, происходящая в душах основных героев. Перумов решил раскрасить карину. Но как? Предельно просто — «найдя» плохие черты у положительных героев Толкиена, порой прямо передергивая автора, как например Арагорн оказывается сделал плохо, воспользовавшись помощью мертвых, хотя в ВК это был единственный способ избавить их от проклятья и даровать им покой, и «положительные» черты у тех, кому полагалось быть воплощением зла. По ходу дела Перумов заодно и избавил своих героев от внутренних конфликтов, душевных мук и сомнений. Итог — цветной картинки не получилось — вышла смазанная серая картина, в которой добро и зло болеe неотличимы друг от друга.

Далее, суть мира Средиземья — война добра и зла. Все не имеюще к этому отношение у Толкиена присуствует лишь в набросках, экономика, торговля, ремесла только обозначены. Перумов решил исправить Толкиена и здесь. «Блеснув эудицией» он делает мир не сказочным а псевдосредневековым, вводя и описывая кучу элементов реального мира. Но реальный мир должен жить по реальным законам, мало сделать города Средиземья аналогами средневековых городов, сказав «а» надо говорить и «б», «нововведения» надо было как то связать друг с другом, но этого нет, реальные элементы так и остаются кусками разбросанной мозаики, а потому сказочный мир Толкиена куда более живой и правдоподобный, чем «реалистичный» мир Перумова.

Следующий «недостаток» — неполнота толкиеновского средиземья. Упомянуты Восток и Юг, но их нет даже на карте. Понятно почему — они просто не нужны, а в ВК нет лишнего. Перумов и тут решил его «исправить» и расширил карту, населил ее кучей разных существ и народов заодно наплодив дополнительные сущности (типа Орлангура) и т.д. Короче поставил кучу декораций и понавесил на стены кучу красивых ружей, только вот ждать, когда они начнут стрелять не стоит — не дождетесь. Если в ВК лишнего нет, то КТ можно без малейшего ущерба для сюжета сократить на несколько сот страниц.

И наконец последнее, в мире Толкиена движущей силой сюжета была борьба со злом. В Перумовском мире основой конфликт становится искусственный и надуманым — месть Ольмера за несправедливость к его предку... Ну ладно для личной вендетты это еще как то подходит, но для глобального конфликта надо что то побольше. И с помощью чего же Ольмеру удается почти завоевать Средиземье и создать армию из жутко разношерстной кампании? Оказывется хватило банального «бей жидов, спасай Россию», ах простите — «бей эльфов — спасай Средиземье».

Рязумеется есть и куча других недостатков, герои Перумова двумерны, проблемы решают преимущественно методом «нет человека — нет проблемы», исторические аналогии хромают, описание сражений и боевых тактик неправдоподобны и так далее... Или иными словами нет глубины и проработки произведения. Но не будем забывать, что в чем в чем, а в скорости написания книг Перумов превосходит Толкиена многократно. :biggrin:

Но есть и достоинства — массы экшена и «красивых декораций» внешне напоминающих Средиземье оказалось достаточно, чтобы обеспечить коммерческий успех и сделать Перумову имя. «Исправляя» Толкиена он неплохо обогатил себя, но вот литературу к сожалению не особо...

Оценка: 3
– [  24  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Mezeh, 26 апреля 2011 г. 11:25

Что следует знать тому, кто собирается начинать читать ПЛИО?

Первое — это фэнтази, но далеко не обычное. Мартин описывает более менее стандартный псевдосредневековый мир, но его мир явлается по сути постмагическим, в который постепенно возвращается магия.

Второе — Мартин создал в высшей степени реалистичный мир, но следствием этого явилась его сложность и изобилие действующих лиц. В мире ПЛИО присуствуют сотни названых мест и действует в общей сложности более 2000 названных персонажей. Разумеется не все они одинакого важны для сюжета, есть такие, которые умирают, едва успев появиться, но иногда случайно вроде бы упомянутый персонаж оказывается «ружьем на стене», которое потом стреляет, да еще как стреляет.

Третее — книга многослойна. Поначалу из за изобилия персонажей читателю непросто разобраться, что к чему, но когда ему наконец кажется, что разобраться удалось, то выясняется, что события то показаны глазами различных персонажей, а они вдь могут и ошибаться или чего то не знать. У читателя может сложиться определенное мнение о каком то из персонажей, а потом поменяться на почти противоположное. Или остаться практическим таким же, как было изначально, но знать где все так и есть, а где лишь только кажется заранее невожножно.

Жанр ПЛИО определить очень сложно. Да, по внешним признакам — мечи, магия, драконы, прочие магические создания — это «высокое фэнтази», но реально фэнтазийного в тексте не так уж и много. Основное место уходит на драму, интриги, детективные элементы и так далее. Фактически это мутльтижанровое произведение.

Все перечисленное, а так же очень высокая психологическая достоверность персонажей, причем не только основных, но и второстепенных, реализм, отшлифиванность деталей и диалогов (правда в большой степени утраченная в переводах) приводит к тому, что если читатель не бросает ПЛИО прочитав несколько глав. (Альтернатива бросанию — диагональное чтение, но лучше уж просать так как ПЛИО читать по диагонали нельзя категорически), то он втягивается и превращаетя в фана Мартина. При этом все отмечают, что фаны у Мартина не просто есть почитатели, но в высшей степени преданные почитатели. Те, кто оценил ПЛИО по достоинству практически едины в мнении, что в жанре фэнтази после Толкиена никто нечего такого уровня еще не писал.

И еще одно — готовьтесь к тому, что каждую книгу придется прочесть более одного раза, так как при первом прочтении засечь все важные детали и понять весь подтекст практически невозможно. Так что при повторном прочтении книги могут показаться еще лучше, чем они были при первом.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Рыцарь Семи Королевств»

Mezeh, 13 апреля 2010 г. 16:26

Появлением этого цикла мы обязаны не только Джорджу Мартину, но и Роберту Сильвенбергу, которому принадлежит идея издать сборник «Легенды», состоящих из повестей, каждая из которых представляла бы эпический цикл в жанре фэнтази.

Мартин, на тот момент автор двух первых книг ПЛИО, написал повесть об оруженосце бродячего рыцаря, который после смерти хозяина по дороге на турнир, решил отправиться туда вместо него.

Первая повесть, действие которой Мартин поместил за 90 лет до начала действия основной саги, была с ПЛИО практически ничем, кроме общего мира не связана, но повесть оказалась исключительно удачной и автор решил написать продолжение, причем не одно, а целый цикл, который должен охватить всю жизнь двух главных персонажей, то есть около 50 лет насыщенных событиями лет истории фантастического Вестероса. И по мере написания из практически независимого произведения цикл начал постепенно превращаться в полноценный прекьюэл к ПЛИО. Во второй повести описываются события недавней для того времени истории противостояния двух ветвей правящей династии, в третьей эта линия получает дальнейшее развитие, плюс появляется еще одна нить связывающая цикл повестей с основной сагой.

Если кто то еще не начинал читать ПЛИО, то начать стоит именно с Межевого рыцаря. Здесь нет глобального конфликта, множества переплетающихся сюжетных линий, сотен действующих лиц, которых поначалу очень трудно всех запомнить, но присуствует все остальное — великолепно написанные персонажи, причем не только главные, но и второстепенные, которые могут произнести всего несколько фраз, непредсказуемый сюжет, детали, которые все имеют значение. Ну и конечно загадки, только разгадки придется ждать максимум всего несколько десятков страниц, а не нескольких томов и нескольких лет. Рассказы несколько теряют от переводческой небрежности, которая искажает филигранную точность Мартина, а иногда и весьма сильно меняет смысл. Самая серьезная ошибка — главный герой все таки хороший человек, а не «храбрый рыцарь», то есть рыцарь он конечно же храбрый, но это в нем отнюдь не главное.

И последнее. В прочих отзывах упоминалось, что цикл про Дунка и Эгга это по сути рыцарский роман, в котором очень мало фантастических элементов. Это верно, во всяком случае пока. Но Мартин верен себе и используя привычные литературные клише он переворачивает их до неузнаваемости. Дунк истинный рыцарь, но отнюдь не без страха и упрека — и того и другого у него хватает, последнего даже в избытке. Конь не белый и весьма старый, доспехи может временами и блестящие, но тоже не особо. И что интересно, так это то, что именно избыток упрека, а точнее неспокойная совесть и делает Дунка самым истинным изо всех многочисленных рыцарей, которые обитают в Вестеросе. Ну разве кроме его прямого потомка уже собственно в ПЛИО...

Единственной серьезной проблемой цикла является то, что из основной саги известно многое о судьбе двух главных героев. Разумеется Мартин скрывает многие подробности, но все же основное скрыть совершенно невозможно. И если в основной часто ПЛИО любой персонаж может умереть в любой момент, то здесь это уже не так, а Дунк и Эгг обречены дожить до последнего рассказа цикла.

И еще один момент. Цикл про Дунка и Эгга по сравнению с основной сагой пока довольно целомудренен, но скорее всего именно пока целомудрены его основные персонажи, третий рассказ уже становится более взрослым, дальше, зная Мартина, будет еще хуже, так что в качестве детского чтения я бы его рекомендовать не стал.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Межевой рыцарь»

Mezeh, 11 мая 2010 г. 17:44

Забавно, что некоторым читателям Мартин представляется предсказуемым. Таковым я бы предложил поставить эксперимент: дочитать не прочитанную раньше повесть до середины, а затем попытаться предсказать дальнейшее развитие событий. Иллюзии должны рассеяться.

Берутся же они вот откуда. Во первых, действия персонажей Мартина логичны и психологически достоверны. После прочтения нет никаких сомнений в том, что персонажи в представленных обстоятельствах должны были действовать именно так и никак иначе. Во вторых, Мартин дает многочисленные намеки на то, что произойдет дальше, но его вещи читаются слишком быстро для того, чтобы заметить эти намеки сразу, а кое что становится «очевидным» лишь после того, как действие доходит до того, на что намекалось ранее. Ну и конечно аннотации содержат спойлеры, которые раскрывают часть секретов. И в результате достоинства автора вдруг оказываются его недостатками. Правда таких читателей не так уж и много. Ну и конечно Мартин слишком хорош для посредственных переводчиков. Филигранная точности, выверенность каждой реплики и детали в переводе просто исчезают и порой могут оставить читателя в недоумении относительно того или иного. Мой совет, если такое случилось — постарайтесь уточнить, а как это было в оригинале и в 99% случаев недоумение исчезнет.

Неточный перевод в частности искажает сам характер основного героя. В оригинале Дунк очень хорошо знает свое место и при общении с вышесттоящими, особенно далековышестоящими четко держится дозволенных границ. Небрежность перевода превратила его в этакого рубаху парня ведущего себя с принцем по сути дела вызывающе.

«Межевой рыцарь» повесть по свому уникальная — недостатков у нее практически нет, ну разве что слишком быстро кончается.

P.S. Да, претензии некоторых к геральдике просто нелепы. Это же вымышленный мир, с какого перепугу геральдика там должна соответствовать земной?

Оценка: 10
– [  21  ] +

Елена Чудинова «Мечеть Парижской Богоматери»

Mezeh, 28 июня 2012 г. 10:14

К сожалению я знаком и с другими произведениями подобного жанра, а именно псевдохудожественной политической пропаганды. Ближе всего ИМХО не слишком широко известный «роман» израилькой журналистки Софьи Рон «Пережить фараона» о последствиях прихода в Израиле к власти левых. Пропаганда по определению однобока и лжива и «роман» Чудиновой тут не исключение. Как уже отвечалось в других отзывах литературно он слаб, футуристическим прогнозом не является — поскольку это «страшилка» в чистом виде, реального анализа ситуации у Чудиновой нет. Кроме того в той части, где он пересекаеся с действительностью полно как передержек, так и заведомых искажений. Так что «злободневность» ИМХО идет сему «произведению» не в плюс, а в минус. Без нее только за литературный уровень было бы 3. А так единица.

Оценка: 1
– [  19  ] +

Сергей Лукьяненко «Лабиринт отражений»

Mezeh, 23 июня 2010 г. 15:51

Лукьяненко определенно не лишен писательского дара, но стать действительно хорошим писателем ему ИМХО мешают две вещи.

Первая — ему особенно нечего сказать своим читателям. Какую собственно смысловую нагрузку несет «Лабиринт отражений»? Ну придумал он как совместить реальный и виртуальный миры, а что дальше то? Сколько нибудь глубокого анализа как у того же Лема нет даже близко.

Второе — он халтурщик. Его знакомство со всем, что он описывает откровенно поверхностное, можно сказать на журналистком уровне. Если кому приходилось читать журналисткие статьи по тематике, в которой они действительно разбираются, или о чем то, что действительно знают, то они сказу поймут о чем речь. Описания геймеров или ролевиков именно журналисткие, все же от писателя ожидаешь чего то большего, но у Лукьяненко этого просто нет.

Да и характеры героев весьма поверхностны и схематичны.

Короче именно глубины, о которой Лукьяненко столько пишет у него самого то и нет...

Оценка: 6
– [  17  ] +

Тэд Уильямс «Память, Скорбь и Шип»

Mezeh, 30 апреля 2012 г. 15:52

Прочитать «Орден Манускрипта» Вильямса меня подвигла информация о том, что именно эта книга в свое время вдоховила Джорджа Мартина на написание ПЛИО.

Впечатления от прочения оказались смешанные. С одной стороны Вильямс нарисовал или точнее набросал обширный мир, с разнообразной географией, со своей историей, с разными расами, находящимися в различных и часто весьма сложных отношениях. Или иными словами создал достаточно интересое место действия для своих героев. С другой стороны сам сюжет очень сильно походит на сценарий для компьютерной игры. В самом деле, герой вначал обнаруживает себя в одной локации, осваивается там, получает квест и отправляется в другую, по дороге находя себе спутников. Достигает цели, осваивается там, получает новый квест и так далее... Усложнение сюжета — несколько квестов могут присходить «одновременно», состав партий меняется, персонажи переходят из одной партии в другую. Успешно реализовано в игре «Предательство в Крондоре» по моему 1993 года, по которой потом написали книгу...

Естественно при таком построении сюжета он оказывается затянутым, и многие события для него просто лишние, но как и в компьютерной игре тут важен сам процесс...

А вот набор персонажей достаточно интересен и не вполне стндартен и выглядят они по большей части вполне живыми.

В целом реконендуется любителям очень длинных произведений в жанре фэнтази. И да, конечно, эта книга расчитана на взрослого читателя.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Принцесса и королева, или Чёрные и зелёные»

Mezeh, 11 декабря 2013 г. 12:39

В отличие от всех остальных книг ПЛИО, написанных от лица персонажей, эта повесть написана в стиле похожем на историческую хронику причем от лица «историка» не бывшего непосредственным очевидцем событий и записывавшим со слов различных свидетелей. Описывается первая междоусобная война в семействе Таргариенов, в результатет которой не только погибла большая часть живших тогда членов короллевского семейства, но и почти все их драконы. В реальной истории отдаленные ассоциации возникают с периодом «анархии» в Англии 12 века, однако Мартин в своем духе драматизирует события по сравнению с реальной историей.

Прямой связи с основной частью ПЛИО, как и с приключениями Дунка и Эгга нет, однако есть очень много информации о драконах, что полезно при чтении последней книги ПЛИО и видимо последующих книг тоже. В частности о том, кто и как может стать наездником.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Луи Буссенар «Капитан Сорви-голова»

Mezeh, 9 января 2013 г. 17:52

«Сорви голова» классический образец приключенческой литературы для подростков и про подростков. Ну а в младшем школьном возрасте может читаться еще лучше. Живой язык, увлекательный сюжет, герои вызывающие сочувствие. Более того, у Буссенара даже не все враги (англичане) негодяи, и не все положительные герои безупречны, что в литературе подобного рода встречается далеко не всегда. Но глубины в книге не более двух миллиметров, все на поверхности, все предельно просто, думать при чтении не надо, задумываться не над чем. И перечитывать по выходу из подросткового возраста, равно как и читать, если не прочитано в детстве не стоит.

Полезно так же знать, что книга была написана что называется «на злобу дня», когда в мире активно сочувствовали крошечным бурским республикам воевавшим с мировой империей. Однако в реальной истории все было далеко не так однозначно, например войну обьявили и начали именно буры, а не англичане и война эта была второй (первую буры выиграли). Да и мотивы реальных буров было далеко не так благородны, как у Буссенара. Но с другой стороны — пойдите найдите обьективное описание англичан у француских писателей.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Башни Полуночи»

Mezeh, 21 ноября 2010 г. 16:43

Долго думал какую поставить оценку данной части Колеса Времени и в итоге не поставил никакой. По следующим причинам:

Увы, но в «Башнях Полуночи» еще сильнее чем в «Назревающем шторме» чувствуется «соавторство». Сюжет интересен, насыщенность событиями высокая, приближение конца эпопеи очевидно. Но... В книгах собственно Джордана были моменты и сцены, которые хотелось перечитать еще раз, а потом еще раз. Да и в целом первый раз книги читались максимально быстро, в основном ради сюжета, а потом перечитывались, чтобы насладиться всеми деталями и понять все намеки автора.

Этого увы ИМХО более нет. Остался сюжет, но магия Джордана исчезла. А ведь в этом томе полно высокоэмоциональных сцен, где Джордан заставил бы сопереживать своим героям.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну скажем встреча Тома и Морейн — можно сравнить ее с их последним разговором в четвертой книге. Точнее скорее нельзя сравнить...

Короче, интерес «а чем все кончится» удовлетворен, но удовлетворения от прoчитанного нет, по старой привычке хотелось большего...

Остается только надеятся, что в последней части будет больше глав, которые Джордан успел написать полностью, а не только кратко изложить, что там происходит.

Оценка: нет
– [  15  ] +

Роджер Желязны «Хроники Амбера»

Mezeh, 1 октября 2010 г. 12:21

Если Вы еще не читали Хроники — то знайте — это наиболее обьемное из произведений Желязны и написано оно неровно. У Желязны, судя по всему его творчеству, никогда не было недостатка в идеях, но вот по ходу их реализации возникали определенные проблемы. «Хроники Амбера» вышли по словам автора совершенно не такими, какими он их задумывал изначально — должно было быть девять, а не десять книг, но каждая из них должна была быть написана от лица другого принца (или принцессы).

Следущее, что следует знать — это то, что Желязного лучше читать в оригинале — он относится к тем авторам, которые в переводе теряют очень много, причем желательно знание не только английского языка но и классической англоязычной литературы, иначе очень много моментов будет упущено.

Ну и внимательный читатель должен быть готов к тому, что после окончания серии у него останется масса вопросов, ответы на которые Желязны так и не даст. Кое что удасться найти в цикле рассказов, написанных уже после завершения Хроник, но лишь кое что, часть секретов Амбера Роджер так и унес с собой в могилу.

«Торговой маркой» Желязного было совмещение магии и технологии в одном и том же фантастическом произведении. В Амбере с его многочисленными параллельными мирами это доведено почто до совершенства. Герои только и делают, что перемещаются из магических миров, где техника бесполезна преимущественно на нашу Землю, где магия сильно не проявляется. Впрочем у Желязного несовместимость магии и технологии в разных книгах работает почему то только в одну сторону — магия блокирует технологию, но не наоборот.

Персонажи Желязного замечательные и живые, но все они законченные американцы. В отношении части из них это можно оправдать сюжетом, в отношении других — это сделать значительно сложнее.

В остальном же это черезвычайно увлекательное чтение — изобилие «экшена», интриг, неожиданных поворотов сюжета, кроме того Желязны не раз заставляет улыбнуться — в Хрониках полно комических моментов. Я читал Хроники во время армейской службы и они прекрасно спасали меня от депрессии, так что при всех недостатках его книг, очень жаль, что Роджер Желязны покинул нас так рано.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Таинственный рыцарь»

Mezeh, 11 мая 2010 г. 14:07

Третья в серии повесть «Загадочный рыцарь» полностью оправдывает свое название — загадок в повести будет предостаточно, на часть их них читатель получит ответ, а кое о чем должен будет догадаться самостоятельно. Очень многое и многие не те кем кажутся или за кого себя выдают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Турнир — не турнир, бродячие рыцари — не бродячие рыцари, яйцо дракона не яйцо дракона и даже девственница не девственница:biggrin: так далее.

Кроме того повесть полна и действием и драматическими поворотами сюжета. Главные герои растут (Дунк разумеется не буквально), появится несколько новых и весьма колоритных персонажей. Ну и да, конечно, в «Загадочном рыцаре» наконец то появляется магия — в первый раз в цикле про Дунка и Эгга, хотя чтобы ее заметить читать придется весьма внимательно.

В целом повесть отличается и от первой и от второй частей цикла, но по качеству им не уступает.

P.S. И еще один существенный момент по следам классификации. Цикл взрослеет вместе с героями и если первый рассказ смело можно было рекомендовать для любого возраста, то последний уже содержит сцены для детей не слишком подходящие, а дальше, зная Мартина, явно будет еще «хуже».

Оценка: 10
– [  12  ] +

Елена Чудинова «Побѣдители»

Mezeh, 2 июня 2017 г. 09:39

Наконец удалось дочитать, а точнее дослушать аудиокнигу «Победителей». При переходе с Мадейры на Санта Марию в первый день меня разбила морская болезнь, так что выворачивало и так и хуже уже не стать не могло. Но оставим лирику. Определять сие произведение как «белую утопию» в корне неверно, это никакая не белая утопия, а в чистом виде розовая мечта Чудиновой о паралельном мире в котором ей хотелось бы жить и кем бы ей там хотелось бы стать. Естествнно мечте не нужно быть сколько нибудь реалистичной или правдоподобной — мечта же. В сей мечте нашли отражение весьма своеобразные взгляды автора на идеальное с ее точки зрения политическое устройство, а так же и ее религиозные воззрения тоже несколько нестандартные. То, на что у Чудиновой взглядов нет в книге остуствует — бесполезно искать в ее описаниях идеального мира или «ретрспективах» что то об экономике или социальном устроействе ее идеального общества. К плюсам можно отнести то, что мечта Чудиновой в целом весьма миролюбива и некровожадна. Никаких пылающих лондонов и вашингтонов, а в России нет смертной казни даже для террористов покушавшихся на Государя. Публичные казни большевиков в «прошлом» понять можно, хотя тут наличествует примитивизация — большевики у Чудиновой абсолютне зло стремившееся лишь к власти и лишеное прочих идеалов, что при всей моей нелюбви к большевизму неправда.

Вне «политико-исторического» контекста мы имеем доволько «классический» женский роман с элементами детектива. Далеко не худьший, передать чувства и эмоции у Чудиновой получается.

Заключение — могло бы быть значительно хуже, измени Чудинова пропорции мечты, лирики и политики в своем романе в пользу последней.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Гарри Тертлдав «Видесский цикл»

Mezeh, 24 июня 2010 г. 15:25

Если прочитать биографию автора этого цикла, то можно убедиться, что Тертлдав не только историк, но еще и византинист и это очень чувствуется во всех его романах о Видессе, в котором несложно узнать Византию и без чтения аннотации. Даже география империи похожа на земную, хотя Тертлдав и поменял запад и восток местами, но это никого не обманет.

Различные части видесского цикла в той или иной степени параллельны реальным событиям из истории Византии. Серьезных отличий от реальной Земли и Византии в цикле пожалуй всего два:

1. В мире Видесса магия реально работает, хотя Тертлдав весьма разумно не сделал ее всемогущей и оставил в целом скорее на периферии своего мира. Однако время от времени именно магическое вмешательство поворачивает ход событий в книге.

2. Религия Видесса — это классический дуализм с богами света и тьмы (собственно особо не мудрствуя Тертлдав и дал им имена Фотоса и Скотоса — свет и тьма по гречески), а не христианский монотеизм.

И то и другое вписано в мир очень неплохо.

Недостатком цикла, да пожалуй и всего творчества Тертлдава в целом является то, что положительные герои ИМХО чрезчур положительны, а отрицательные черезчур схематичны.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Анатолий Матвиенко «Наше оружие»

Mezeh, 6 июня 2013 г. 11:54

Ну во первых, художественной литературой, данный цикл по сути не является. Все персонажи 100% неприкрытый картон, без семей, без детей, без человеческих чувств, только служебные обязанности. Примитивные штампованные диалоги на протяжении всего многостраничного текста не несущие никакой смысловой нагрузки. Все «содержание» могло бы уместиться в 1/100 обьема без потери какой либо информации.

Как «альтернативка» цикл тоже совершенно не тянет. Традиционно в этом жанре берется переломный момент истории предполагается альтернативная развязка и моделируется, а что будет дальше и это собственно и интересно. Здесь — «что будет дальше» понятно уже из аннотации — «Россию история обидела» давайте посмотрим как все могло быть хорошо и замечательно. Исторического моделирования нет — есть попытка придумать «альтернативку» в которой Россия поимеет всех и каждого. Соотвественно требованиям даже минимального правдоподобия такое произведение не отвечает — все заменяют штампы с предсказуемым на 100% исходом.

В «технической» части тоже полнейший пролет — автор не понимает ни в технике, ни в военном деле ни в экономике, ни в истории, хотя вроде бы что то об этом читал. Попытки южан в гражданской Войне в Америке (неоднократно упомянутой в первой книге цикла) сыграть на новых технологиях потерпели крах, причем неизбежный. Технологические идеи должны быть подкреплены экономикой, а иначе даже очевидно выиграшная идея ничего не даст. Эффективность танков в Первой Мировой стала очевидна после их применения, однако ни Россия ни Германия использовать танки не смогли — их просто не на чем было строить. Аналогично с авиацией — в отличие от Англии и Франции в России просто не было базы для массового производства самолетов. Так что вариант — прилетели инопланетяне и вооружили русских чудо oружием был бы более реалистичным.

И что в остатке? Боюсь, что даже 1 для данного цикла это слишком высокая оценка — тут жалеешь об отсуствии отрицательной части шкалы.

Оценка: 1
– [  11  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Игра престолов»

Mezeh, 5 июля 2010 г. 15:01

Тем, кто начинает читать «Игру престолов» стоит знать про закон «второй главы Брана». Закон этот состоит в том, что абсолютное большинство тех, кто дочитает до конца этой главы и заинтересуются книгой уже не смогут от нее оторваться. С другой стороны, если вы дочитали до этого места, а интереса не почувствовали, то продолжать не стоит.

В «Игре престолов» Мартин прежде всего «обставляет сцену» или развешивает ружья по стенам. Стрелять они будут, но некоторые очень нескоро. Несмотря на то, что по «меблировке» это классическое фэнтази, реально здесь сложная смесь различных жанров, прежде всего это психологическая драма, но есть элементы триллера, боевика, детектива и так далее. Мартин загадывает множество загадок, но не ждите скорых разгадок, хотя намеков рассыпано множество. Даже мелкие детали имеют значение, а поведение персонажей логично и оправдано. А если кажется, что это не так, то значит вы чего то не замечаете или же что то еще скрыто от читателя.

Тем, кто любит много действия, Мартин может не понравится, действие тут разумеется есть, но много места уделяется переживаниям и размышлениям персонажей. Кроме того, мир настолько богат,что запомнить всех даже основных персонажей будет весьма непросто. Но зато, если кто любит перечитывать любимые книги — то перечитывая Игру Престолов вы почти наверняка заметите что то,что пропустили при первом прочтении, Впрочим это верно и для всего цикла в целом.

Ну и конечно же это никакая не мыльная опера. В последней действуют картонные стереотипные персонажи, персонажи же Мартина не только сложны, но и правдоподобны, а поделить их на героев и злодеев — ну если кто то захочет это сделать, то может попробовать, а затем повторить, прочитав последующие книги. У Мартина все события показаны глазами тех или иных персонажей, а они вовсе не обязаны быть обьективными...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Пир стервятников»

Mezeh, 15 июня 2010 г. 15:00

Прежде, чем давать оценку этой части ПЛИО необходимо сказать несколько слов об истории ее появления.

Изначально Мартин планировал свой ронан-эпопею состоящим из двух больших частей, разделенных по времени действия пятью годами. Первая часть цикла получилась из трех книг и закончилась на Буре Мечей. Разумеется, будучи окончанием первой части книги Буря одновременно была и кульминацией действия и получила наивышие оченки читателей.

Действие следующей часто цикла, тогда она должна была называться «Танец с драконами» толжно было начаться через пять лет после окончания Бури Мечей. Однако после примерно полутора лет безуспешный попыток Мартин понял, что это у него никак не получается. По его словам, по отношению о части сюжетных линий пятилетний перерых работал прекрасно, а по отнишению к другой части не работал никак. Единственное, что ему осталось сделать — это заполнить предполагавшийся пятилетний перерых событиями, которые либо должны были по первоначальному плану остаться «за кадром» либо показаны в ретроспективе.

Далее эта «промежуточная» книга разрослась настолько, что ее стало невозможно опубликовать в одном томе. Поскольку после выхода Бури на тот момент прошло уже около пяти лет, Мартин решил разделись ее на две части и опубликовать уже завершенные сюжетные линии под названием «Пир ворон» (в АСТовском переводе Пир Стервятников).

Итак «Пир» с одной стороны является книгой связкой между двумя кульминациями цикла, с другой стороны более сложные сюжетные линии в него не вошли. Разумеется по насыщенности действия он уступает Буре Мечей, а читалям будет очень сильно нехватаь нескольких наиболее интересных персонажей — Джона, Тириона и Дейнерис, которые в Пире едва упоминаются.

Но вместе с тем, эта «связка» дает массу информации о Вестеросе, показывает дальйшее развитие сюжета и персонажей. Мастерство Мартина осталось на месте и уровень книги ничуть не упал, лишь материал несколько менее благодарен.

И последнее, многие читатели упоминали, что Пир становится «лучше» при повторном прочтении. При первом он может разочатовать тех, кто ожидает динамики сюжета и насыщенности событиями как в Буре Мечей, но при втором обнаружатся масса существенных деталей, намеков, интриг и прочего, что делает Мартина столь интересным.

И самая простая проверка насколько внимательно вы читали — заметили ли вы, что Аллерас это Сарелла наоборот? :wink:

Оценка: 10
– [  10  ] +

Фрэнк Герберт «Хроники Дюны»

Mezeh, 16 июля 2012 г. 11:16

После того, как Франк Герберт написал «Дюну» она весьма быстро стала культовым произведением НФ. Основная причина — Герберт придумал и продумал оригинальный мир, живущий по своим законам. Успех первой книги цикла сделал продолжение неизбежным, однако увы, почти все свои идеи Герберт использовал уже в первой книге и цикл идет по нисходящей. Вторую книгу можно рассматривать как развернутый эпилог первой, далее Герберт начинает делать «скачки» во времени, пытаясь моделировать дальнейшее развитие своего мира. Стоит ли ради этого тратить время на прочтение всего цикла, а не остановиться на первой, второй или третей книге? Ну тут все зависит от того, насколько велик импульс от собственно «Дюны». Ради того, чтобы узнать, что станет с ее персонажами точно читать не стоит, поскольку их судьбу можно изложить без особого спойлера двумя словами — «все умрут». Что совершенно очевидно, так как цикл охватывает период в несколько тысяч лет. Правда кое кто проживет очень долго, а кое кто будет умирать многократно, но сути это не меняет.

Оценки не ставлю, так как начало ИМХО эталонно, а последние книги цикла откровенно слабы, выставлять же среднеарифметическое просто неверно.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Василий Аксёнов «Остров Крым»

Mezeh, 16 апреля 2012 г. 16:09

В целом я практичесли полностью согласен с отзывом Elric8. Идея «русского Тайваня» великолепна, описание того, что могло бы быть, моделирование ситуации тоже. Так что первая половина «Острова» написана очень хорошо. Однако затем Аксенов начинает подстраивать все под заранее определенное им окончание и тут он уже куда менее убедителен, чем в начале. Причем как в общем развитии сюжета, так и в судьбах отдельных персонажей. И отличное первое впечатление оказывается испорчено.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роберт И. Говард «Конан. Первоначальная серия»

Mezeh, 24 июня 2010 г. 09:59

Конан определенно самое удачное и известное творение Говарда, однако, читателей оригинального цикла может постигнуть разочарование, особенно если они уже читали ранее Конанов написанных другими авторами.

Говард придумал героя и мир, в котором он его поселил, однако его рассказы о Конане однотипны — Конан неизменно сражается с тем или иным прохим волхебкиком, и более чем поверхностны. Какая либо интрига, кроме очередного подвига могучего варвара отсуствует, а сам Конан является практически едиственным персонажем переходящем из рассказа в рассказ, кроме него самого цикл ничто больше не связывает.

Да и сам Конан у Говарда остается абсолютно неизменен, в то время как у некоторых из продолжателей он развивается и меняется.

Короче оригинальный цикл интересен тем, что именно с него все и пошло, но в остальном он далеко не лучшее даже из того, что написано о Конане. Говард дал идею, но особым содержанием ее не наполнил.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Андрей Балабуха «Когда врут учебники истории. Прошлое, которого не было»

Mezeh, 3 января 2013 г. 16:05

Книга совершенно непрофессиональная. Проявляется это в том, что сообщая что «не так все было» автор тут же сообщает как именно. При научном же подходе это часто просто невозможно, есть лишь версии или предположения более или менее достоверные. Ну не знает история, что стало с принцами из Тауэра. Умерли конечно, но когда и по чьей вине — это так и останется покрытым тайной. Аналогично в многих других ситуациях. Разваливая одни стереотипы, автор навязывает другие в ряде случаев не более правдоподобные. Так что прочитать можно, но по каждому эпизоду надо копать глубже.

P.S. А на черепе Биргера Магнуссона никакого шрама из жития конечно же нет и на сделанном по черепу скульптурном портрете в музее в Стокгольме тоже.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Джо Аберкромби «Та ещё сорвиголова»

Mezeh, 11 декабря 2013 г. 13:13

Собственно это классический вестерн, только с луками и мечами вместо пистолетов. Содержание — экшен и мысли главной героини рассказа. Если кто еще не знаком с Аберкромби — рассказ дает очень хорошее представление о его стиле. Ну а тех, кто уже знает и любит этого писателя — рассказ определенно не разочарует.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Станислав Лем «Возвращение со звёзд»

Mezeh, 9 марта 2011 г. 12:44

Известно, что Лем вырос в совершенно нерелигиозной еврейской семье. Однако интересно то, что роман «Возвращение со звезд» перекликается именно с еврейской религиозной тематикой.

Согласно постулатам иудаизма евреи были отправлены в рассеянье за три прегрешения — поклонение идолам, прелюбодеяния и кровопролития (убийства). По легенде после того, как часть изгнанников вернулась из вавилонского плена домой, мудрецы собрались и обратились к Всевышнему с просьбой сделать так, чтобы у людей больше не было желания поклоняться идолам. Просьба была выполнена, однако в результате у людей полностью исчез и пророческий дар. Вторая просьба была избавить людей от похоти, однако когда ее исполнили «даже куры перестали нести яйца» и мудрецы взмолились вернуть ее на место. Вопрос о кровопролитии уже не встал и именно этот «пробел» еврейской легенды и дополняет Лем в своем романе.

Главный герой романа возвращается из длительного космического полета в мир, где у людей более никогда не возникает желание убивать. Это результат специальной провивки (бетризации), так что затрагивает оно только людей и домашних живитных. Казалось бы хорошо — мир без войн, без насилия — но у медали есть и обратная сторона и именно на ней Лем и делает акцент, столкнув человека, который вполне может убить, но не делает этого из за сознательного выбора, с обществом людей, которые не совершают насилия, потому, что неспособны на него физически. Огонь сжигает, но попробуйте обойтись совсем без огня.

Роман хорош, хотя ИМХО Лем все же идеализирует картину, которая получилась бы, будь бетризация применена. Скоре всего человечество бы быстро двинулось по пути вымирания.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роберт Шекли «Лаксианский ключ»

Mezeh, 15 декабря 2010 г. 16:44

Этот рассказ и еще пару других из цикла ААА я прочитал еще в детстве в журнале «Юный техник». Для подросткового возраста рассказ был совсем неплох, сейчас... Искать в нем глубону бесполезно — ее нет, основная идея примитивна, не говоря уже о том, что Арнольд ничему не учится и в каждом следующен рассказе неизменно наступает на те же грабли, что и раньше. Главное достоинство рассказа в том, что он написан с юмором, как впрочем и практически все у Шекли.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Роджер Желязны «Пятикнижие Корвина»

Mezeh, 2 октября 2010 г. 20:55

Первая книга цикла совершенно великолепна с первых и до последних ее строк. Если бы Желязны мог написать так же все остальные, то это пожалуй было бы из лучших фантастических произведений всех времен. Но увы уже вторая книга не производит такого же сильного впечатления как первая. Нет, читать по прежнему интересно, мир обрастает подробностями, в нем появляются новые и весьма колоритные персонажи, персонажи уже знакомые раскрываются порой с неожиданных строн. В цикле присутствует интересная интрига, загадки, герои, злодеи и непонятно что.

Да, непонятного в цикле с избытком. По ходу действия Желязны загадывает читателям все новые и новые загадки, которые главный герой с переменных успехом пытается разгадывать.

Следует отметить и то, что определить жанр Хроник довольно сложно. По «меблировке» это конечно же фэнтази, но сдесь есть и драматические и приключенческие и детективные элементы. В целом весьма и весьма увлекательное чтение, хотя и не шедевр.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Сергей Лукьяненко «Ночной Дозор»

Mezeh, 23 июня 2010 г. 16:03

По идее это история борьбы хороших и плохих магов, или иными словами белых и черных. Однако на деле все почему то оказываются одинакого серыми... И ладно бы серыми потому, что способны как на хорошие, так и на плохие посупки в зависимости от обствоятельств. Нет, у Лукьяненко размыты уже и сами понятия хорошего и плохого, смазаны, а оттого получается непреодолимо серый фон.

Если это именно то, что Лукьяненко хотел создать, то он заслуживает наивысшей оценки, но почему то я думаю иначе...

Оценка: 5
– [  8  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Присяжный рыцарь»

Mezeh, 30 мая 2010 г. 14:27

Обоих главный героев цикла про Дунка и Эгга еще ждут впереди великие дела. Но это в их будующем, в настоящем же (данного рассказа) прозаическая служба у небогатого рыцаря в захолустье, чтобы подзаработать денег на дальнейшую жизнь.

Отсюда тем, кто не является фанами ПЛИО рассказ может показаться скучноватым, но Матин не был бы Мартином, если бы это и в самом деле было так.

«Присяжный рыцарь» показывает как бы «бытовую часть» мира Ветесроса, вне глобальных конфликтов. Персонажи по преженму ярки и колоритны, главные герои развиваются, да и основная часть истории Вестероса не забыта — про нее можно будет узнать из воспоминаний персонажей.

Единственным «недостатком» этого рассказа является пожалуй то, что если первый и третий рассказы цикла хороши сами по себе, то «Присяжный рыцарь» все же воспринимается лучше именно как часть цикла.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, что завершение рассказа вызывает у меня устойчивые ассоциации с последними кадрами

«Семи Самураев», только Дунк олицетворяет все семь или скорее вцех троих выживших. Прочие главные действующие лица рассказа выиграли, а Дунк обрел лишь новые шрамы, а от предложенных и чесно заслужемных наград должен по разным причинам отказаться.

Но зато мы видим, как шаг за шагом образуется репутацию будующего легенрадного рыцаря.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Джо Р. Лансдэйл «Солдатское житьё»

Mezeh, 24 мая 2010 г. 13:06

Этот рассказ по жанру ближе всего к вестерну. Только вестерну несколько необычному, так как действие происходит сразу после окончания Гражданской Войны в Америке. Главный герой получает приглашение на линч, от которого он будучи чернокожим решает отказаться, ну а армия, куда как раз начали принимать цветных представляется подходящим местом, где можно спрятаться. Отличный сюжет, яркие персонажи, прекрасная стилизация.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Робин Хобб «Триумф»

Mezeh, 17 мая 2010 г. 14:52

От Хобб можно было бы ожидать рассказа об одном из ее миров, как это было например в Легендах2, где ее расказ был прелюдией к «Живым кораблям». Однако это не так, действие «Триумфа» происходит на Земле в альтернативном прошлом во Первой Пунической Войны. Рассказывается же там о войне, о дружбе, о людях в экстремальных ситуациях и в ситуациях далеко за пределами экстремальных. О жизни и смерти. По жанру рассказ мог бы быть отнесен к альтернативной истории, но присуствие там фантастического животного делает его все же скорее фэнтази. Впрочем это совершенно неважно.

P.S. Да, в основу рассказа положена римская легенда, которая скорее всего не соответствует действительности, а герой рассказа умер в плену своей собственной смертью.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Обделённые»

Mezeh, 5 июня 2012 г. 10:20

Ну начать надо с того, что альтернативный перевод названий романа — «обездоленный» значительно ближе по смыслу, поскольку главный герой романа, равно как и прочие жители его родной луны-планеты не имеют личной собственности.

Далее в романе пожалуй более чем где бы то ни было еще в творчестве Ле Гуин чувствуется влияние времени, когда он был написан, а точнее конца 60 ых годов с их духовными поисками. В Уррасе несложно узнать нашу старушку Землю (хотя Земля в романе представлена в виде посольства), а Анарес отражает поиск альтернативы всему тому, что уже есть на Земле, простите Уррасе. Ле Гуин прекрасно понимала сложность создания нового общества в рамках уже существующего, так что она создала для социального эксперимента пригодную (хотя и с трудом) для обитания луну.

В плане социального моделирования и описания одонианского общества этот роман действительно пожалуй не имеет себе равных. Единственный серьезный недостаток — статичность материнского мира — он как бы застыл на уровне земных 60 в то время как в реальности ситуация должна быть куда более динамичной. Однако с учетом того, что Ле Гуин концентрируется все же больше на одонианском обществе на Анаресе этот недостаток можно счесть относительно незначительным. Кроме того аналог Америки на мой взгляд несколько излишне утрирован (aналоги СССР и третьего мира присутствуют, но «за кадром»), но пожалуй художественно это оправдано, а фантастический аналог вовсе не обязан во всем соответствовать прототипу.

Тех, кто собирается читать этот роман стоит предупредить, что «экшена» как такового в нем почти нет, в отличие от большинства других произведений Ле Гуин.

Оценка: 9
– [  7  ] +

С. М. Стирлинг «Древние пути»

Mezeh, 13 июня 2010 г. 12:26

Определить жанр этого рассказа совсем несложно — это классическая альтернативная история, действие происходит в 2054 году в мире, который утратил современные технологии и вернулся назад в средневековье. Что более интересно — действие происходит на территории бывшего СССР... Для нерусскоязычного автора описание просто великолепно, стилизация и юмор определенно тоже на высоте. Жаль только, что рассказ такой короткий.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Анджей Сапковский «Владычица Озера»

Mezeh, 6 июня 2010 г. 15:27

Должен признать, что до «Владычицы Озера» я был поклонником творчества Сапковского и с нетерпением ожидал каждой следующей книги о ведьмаке.

После... Сапковский вычеркнут из списка читаемых авторов и перечитывать первые очень очень неплохие книги цикла никакого желания тоже нет.

Почему так? Здесь уже писали, создается такое впечатление, что Сапковский стремился как можно быстрее отделаться и от цикла и от его читателей. Поведение персонажей нелогично, разрешение сюжетных линий (те которые завершены, многие так и остались оборванными) порой просто абсурдно. Повисшие сюжетные линии сделали значительную часть содержания предыдущих книг просто лишними ни к чему не ведущими подробностями.

Короче — огромное разочарование, причем не только книгой, но и автором, который позволил себе написать подобную халтуру.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Дэвид Вебер «Из тьмы»

Mezeh, 6 июня 2010 г. 13:48

Эта небольшая повесть по жанру сначала представляется классической научной фантастикой. В Солнечную ситему вторгается флот пришельцев с санкцией от галактической Гегемониии на захват Земли и подчинение ее жителей. Однако санкция подразумевала, что на Земле существует весьма отсталая цивилизация, в то время как по прибытию, захватчики обнаруживают, что земляне успели весьма сильно продвинуться вперед по сравнению со временем последнего посещения. Цивилизации такого уровня находятся под защитой Гегемонии пока они не достигнут уровля достаточного для вступления, либо... не уничтожат себя сами. По идее пришельцам следовало развернуться и улететь восвояси, но...

И да, по прочтении выясняется, что это все же не совсем научная фантастика. Если хотите догадаться почему до того, как дочитаете, то обращайте внимание на географические названия.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Стивен Сейлор «Орёл и кролик»

Mezeh, 6 июня 2010 г. 13:32

Еще один рассказ про Рим и Карфаген, на сей раз без фантастических элементов, так что этот рассказ по жанру смело можно назвать историческим. Место и время действия — пустыня где то в современном Тунисе через некоторое время после окончания Третьей и последней пунической войны, когда Карфаген уже лежит в развалинах, а римляне отлавнивают последних уцелевших карфагенян.

Рассказ в целом неплох, но уж слишком сильно напоминает часть большего по размерам произведения.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Терри Гудкайнд «Меч Истины»

Mezeh, 31 мая 2010 г. 12:01

Начну с того, что в отзывах много тех, которые советуют читать первые четыре/три/две книги данного цикла. Бросьте, если кто то дает подобные рекомендации, то цикл читать не надо, так как где бы читатели не остановились разочарование и рвотное ощущение обеспечено. Лучше не начинать вообще.

Я к сожалению сделал эту ошибку у должен признаться, что первые страниц 150 мне даже нравилось. Но затем... Герои картонны и двумерны, сюжет примитивен, не говоря уже о том, что он еще и цикличен (повторяется с небольшими отличиями из «правила» в «правило»), и само собой предсказуем — совершенно ясно, что в конце каждого правила главный герой в очередной раз спасет мир от злодеев, чтобы снова спасать тот же мир от тех же или других злодеев в сведующей части. Да, логичность и правдоподобие в этом мире лучше не искать. Безнадежно.

Ну да, если кому то нужно действие, махание мечами, магия, пытки, реки крови, кетчупа и вишневого сиропа по отдельности и вперемешку, то тут «правила» однозначно можно рекомендовать, всего перечисленного у Гудкаинда в избытке.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Керстин Гир «Таймлесс»

Mezeh, 8 сентября 2013 г. 10:52

Цикл представляет из себя довольно интересную мультижанровую смесь. С одной стороны это подростковый любовный роман для девочек, сообразно возрасту и образу мыслeй главной героини, с другой стороны к этому добавлены путешествия во времени, мистика (приведения) и и детективный элемент. Наиболее сильная сторона, что все это показано глазами современного подростка причем с весьма высокой степенью психологической достоверности. Фантастическая и детективная части сами по себе слабоваты, нестыковок действительно много, так что лучше о них не задумываться при прочтении, только испортит впечатление. Плюс, а точнее минус — несколько затянуто.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Робер Мерль «Разумное животное»

Mezeh, 8 июля 2012 г. 11:39

Роман Мерля «Разумное животное» занимал в свое время целый том «Библиотеки современной фантастики». ИМХО зря, хотя оно понятно — в советское время роман воспринимался как однозначно «идеологически правильный», а наличие таковых в антологии было совершенно необходимо.

Сюжет романа построен на эксплуатации двух актуальных в 60ые годы тем. Одна — очень повышенный интерес к дельфинам, которых тогда многие действительно полагали «разумными животными», другая — на фоне начавшейся между СССР и США «разрядки» опасения Китая, который именно в середине 60 ых обзавелся атомной бомбой и межконтинентальными ракетами.

Мерль довольно удачно сводит эти две актуалии воедино, дополняет их кучей штампов — «секретная лаборатория», «коварные спецслужбы», «теория заговора», набором стереотипный персонажей — тут пожалуй все без исключения, и получает сколько это ни странно, вполне читабельный коктейль.

Интересно, что к моменту съемки экранизации всего несколько лет спустя актуалии уже несколько изменились, так что Китай из сценария «испарился» начисто, хотя в остальном сюжет изменился не слишком сильно.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Урсула К. Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно»

Mezeh, 5 июня 2012 г. 10:39

Пожалуй это самое «темное» изо всех произведений Ле Гуин. Здесь показано столкновение цивилизаций фатально не воспринимающих не не понимающих друг друга. Ну а неспособность понять то, что чувствуют другие, к сопереживанию практически неизбежно ведет к жестокости. Навеяно явно во многом историей взаимоотношений американских колонистов с индейцами, однако тут Ле Гуин усугубляет ситуацию тем, что конфликтующие стороны относятся к разным биологическим видам, лишь отдаленно похожим друг на друга. Достаточно отдаленно, чтобы воспринимать друг друга не как себе подобных, а как животных опять с вытекающими последствиями.

Однако повесть воспринимается неоднозначно по другим причинам. Главного негодяя Ле Гуин делает совершенно беспросветно черным, что возможно происходит из ее желания возложить всю вину за конфликт на землян, однако в непонимании всегда виновны обе стороны, пусть не обязательно в равной степени. Другой недостаток — главный земной протагонист повести почему то не вызывает особых симпатий. Наверное из за того, что он оказывается посередине и не может ни в чем убедить ни одних ни других.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Джон Бойнтон Пристли «Дженни Вильерс: Роман о театре»

Mezeh, 6 июля 2011 г. 10:21

Джон Пристли был не только писателем, но и драматургом, а потому неудивительно, что даже многие его романы похожи на пьесы и легко могут быть экранизированны. И уж тем более роман, где большая часть действия происходит в одной комнате, хотя и не в одно время.

Роман о пожилом драматурге, которого Пристли вероятно минимум отчасти списал с самого себя шедевром не является, но он млый добрый и оптимистичный несмотря на присуствующие в нем трагические моменты. И как и в других вещах Пристли очень хорошо видно, что фантастика для него лишь средство к которому он время от времени (и довольно часто) прибегал чтобы раскрыть идею своих произведений.

В целом очень неплохо.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Жозеф-Анри Рони-старший «Борьба за огонь»

Mezeh, 24 января 2011 г. 16:46

Как и многие другие, написавшие отзывы, я читал эту книгу еще в начальной школе, а точнее в 8 лет. Тогда очень понравилось. Как детская или возможно подростковая фантастика книга великолепна, сюжет увлекает и держит от начала и до конца.

Но книга привлекательна именно как детская литература и не более того, искать в ней глубину или какое либо соответствие бесполезно это именно фантастика немногим отличающаяся от скажем «за миллион лет до нашей эры». Герои даже не схематичны, по сути герой лишь один — Нао — все прочие лишь обслуживающие его статисты как «хорошие» так и «плохие» типа фоновых персонажей в комиксах.

Короче рекомендуется, но детям до 12, может быть до 13...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Гарри Тертлдав «Хроники пропавшего легиона»

Mezeh, 27 июня 2010 г. 14:50

Хроники пропавшего легиона в Видесском цикле написаны первыми, но по времени Видесса расположены самыми последними и одновременнo едиственными, в которых наша Зeмля связана с миром Видесса.

Приземление в ином мире оказывается для легионеров весьма мягким, поскольку мир не слишком отличается от их собственного (Видесс списал с Византии, которая наследовала Риму), да и к тому же они попали туда, где имеется острая потребность в мечах, так что искать работу им не приходится. Разумется римские граждане менее всего ожидали увидеть себя в роли наемников, но какой либо иной альтенативы все равно нет...

Дальше более интересно, так как Тертлдав вбрасывает легион в самый разгар множества внутренних конфликтов Видесса и помимо «дежурных» политических конфликтов и интриг еще и вблизи кульминации противостояния с древним злом.

Общий итог достаточно предсказуем, но события посередине весьма интересны (хотя иногда тоже предсказуемы), а персонажи правдоподобны, особено с исторической точки зрения. Правда должно заметить, что в целом они слишком уж белые и пушистые, злодеи у Тертлдава выходят схематично.

Особо стоит отметить главного героя трибуна — Марка Скавра. Римлян в Видесс переносится более тысячи, но Скавр единственный среди них представитель своего класса и отсюда с одной стороны чувство одиночества, с другой — стремление «вписаться» в среду правителей Видесса. Опять весьма правдоподобно, учитывая то, что за основу взята «византийская» модель.

В целом очень и очень неплохо.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Говард Уолдроп «Ninieslando»

Mezeh, 13 июня 2010 г. 12:30

ИМХО антивоенные произведения хорошо получаются только тогда, когда автор просто показывает войну такой, какая она есть. Большего не надо. А вот когда начинается поиск альтернатив, то ничего хорошего опять ИМХО не выходут. Так и здесь, то, что изображено слишком нереально и нелогично. Неубедительны и перемены, которые происходят с главным персонажем. Так что (третий раз ИМХО) один из наиболее слабых рассказов в сборнике.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Робин Хобб «Магия отступника»

Mezeh, 25 мая 2010 г. 10:26

Чтобы дочитать третий роман цикла до конца пришлось приложить очень большие усилия (и отнюдь не из за чтения на английском), которые совершенно не оправдались, когда это все таки удалось сделать. ИМХО большую часть текста можно смело пропустить — практически ничего потеряно не будет, но зато можно будет сберечь время на чтение чего нибудь более интересного. Кроме того, что Хобб не удалось сколько нибудь правдоподобно разрулись ситуацию,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У Хобб вообще имеется склонность к хэппи эндам, но здесь вишневого сиропа столько, что он вполне мог бы заменить гернийцам утраченный выход к морю...

третий том по обьему практически не отличается от первых двух, но вот если попробовать написать его краткое содержание, то такое изложение окажется намного короче...

А в целом обидно. Хобб определенно неплохая писательница и мир у нее получился интересный и реалистичный. Но тем хуже воспринимается совершенно неправдоподобное развитие событий.

Можно привести такую аналогию — нарисовать мир Хобб смогла, а вот привести нарисованную картину в движение не особо...

Оценка: 4
– [  5  ] +

Роберт Джордан «Новая весна»

Mezeh, 5 июня 2012 г. 11:58

Вполне достойный приквел к КВ. Причем, если сравнивать с первой версией Новой Весны в «Легендах» это даже при-приквел, так как действие начинается еще раньше, с окончания сражения под стенами Тар Валона и рождением Дракона.

В отличие от основной части книги с ее многочисленными сюжетными линиями, в НВ таковых всего две — Лана и Морейн. Соответственно события развиваются линейно и достаточно быстро. Однако то, что существенно для дальнейшего действия упомянуто так или иначе в основном тексте, так что НВ интересна тем, что показывает как именно происходили определенные события, но не привносит ничего принципиально нового, разве что мы видим нескольких персонажей существенно моложе причем с их перспективы и соответственно узнаем их лучше.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джордж Р. Р. Мартин «Буря мечей»

Mezeh, 5 июля 2010 г. 17:27

Буря мечей — это первая кульминация саги, посвященная в основном внутреннему конфликту в Вестеросе. По окончании ее Мартин планировал сделать пятилетний перерыв в ходе действия, так что часть сюжетных линий приходит к промежуточному или полному финишу, а ситуация должна стать на некоторое время более стабильной. Аналогично большинство из основных персонажей заканчивают текущий этап своей жизни и в последующих книгах должны будут начать новый (те, кто остается в живых, разумеется, впрочем некоторые из тех, кто умирает тоже...) В Буре будут даны ответы на некоторые вопросы, которые появились еще в Игре Престолов, но не бойтесь, новых загадок будет загадано еще больше...

И не забываете о том, что Мартин безжалостен к своим героям и по егои словам в его кбигах никто не в безопасности, даже его «любимчики». Так что кульминация естественно не может обойтись без многочисленных смертей, а многие из тех, кто останется (пока) в живых окажутся в отнюдь незавидной ситуации.

Но и смерть это далеко не всегда конец, а уже в фэнтазийном произведении тем более. Здесь мертвые могут вставать (и встают), а иногда их дело могут продолжить их потомки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например те, кого расстроила быстрая смерть Красного Змея могут успокоится — Мартин обещал ее компенсировать за счет его дочерей.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Антология «Легенды»

Mezeh, 27 июня 2010 г. 10:31

Легенды по сути являются сборником трейлером. Каждый из рассказов представляет эпическую серию, причем делает это очень и очень неплохо. Так что если у кого то есть сомнения начинать или не начинать читать одну из серий, представленных в данном сборнике, то прочитав рассказ из Легенд можно принять правильное для себя решение.

Ну и стоит заметить, что оригинальное издание еще и великолепно иллюстрировано, причем как минимум часть из рассказов художник действительно читал, что бывает не так часто.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Наоми Новик «В семи годах от дома»

Mezeh, 31 мая 2010 г. 11:37

Еще один рассказ в жанре космической научной фантастики. Некая планета колонизирована двумя весьма разными группами поселенцев. Одни, прибывшие первыми, стремятся жить вгармонии с природой, другие действуют обычными земными методами. Когда последние исчерпывают ресурсы своей части планеты, они пытаются захватить ее оставшуюся часть. Однако «индейцы» владеют биотехнилогиями и генной инженерией, а биологическое оружие может оказаться постражнее самолетов и танков. Да, все показано от лица посланницы некой космической Конфедерации, которая вместо того, чтобы быть наблюдателем, оказывается на стороне «индейцев/экологов».

В общем неоригинально и не слишком интересно, хотя конечно получше, чем сюжет «Аватара».

Оценка: 6
⇑ Наверх