Вторая часть самых ожидаемых книг 2022 года. На этот раз речь пойдет об одиночных романах и новых книжных циклов (и паре перезапусков старых).
Напоминаю, что моя подборка составлена из анонсов на фантлабе, сайте журнала "Мир фантастики", ВКонтакте и ответов представителей издательств на форуме.
1. Гай Гэвриэл Кей «Все моря мира»
Новый роман мастера Кея о мире Джада, действие которого разворачивается в декорациях, навеянных Средиземноморьем эпохи Возрождения. Одна из самых ожидаемых мной книг. Кей для меня — несравненный автор фэнтези, с которым мало кто может сравниться.
2. Джин Вулф «Покой»
Давно, давно ожидаемый роман, который был анонсирован уже несколько лет назад. Роман должен быть написан в жанре магического реализма. Его герой на склоне лет вспоминает свою жизнь, наполненную странными и необъяснимыми событиями. Надеюсь, в этом году все-таки выйдет.
3. Роберт Чарльз Уилсон «Жатва», «Дарвиния»
Очень рад, что наши издательства вернулись е этому замечательному автору, который в своих книгах совмещает социальную и научную фантастику.
4. Нил Стивенсон, «Termination Shock»
Новый роман Стивенсона, в жанре технотриллера о миллиардере, который спасает землю от экологической катастрофе.
5. Яцек Дукай, сборники «Старость Аксолотля» и «Король боли»
Сборники рассказов ведущего польского автора интеллектуальной фантастики. Сборники это прекрасно. Скрасят ожидание "Льда".
6. Ален Дамасио, «La Horde du Contrevent»
Масштабный фантастический роман французского автора, которую многие называют одной из важнейших книг осовремененной фантастики Франции. Дамасио сравнивают с классиками фантастики, посмотрим, оправдает ли он выдаваемые авансы.
7. Йен Макдональд, сборник «Некровиль»
Один из самых сложных и требовательных к читателю романов автора. По крайней мере, так говорят издатели. Скоро увидим, так ли это, но если он будет написан в стиле "Дороги отчаяния" или "Реки богов" — мне большего и не надо.
8. Аластер Рейнольдс, сборник «Дом Солнц»
Переиздание сольного романа автора вместе с повестью и рассказом, которые дополняют созданный им мир. Повесть и роман я уже читал, а рассказ с удовольствием прочту на русском.
9. Павел Матушек «Оникромос»
Очередная темная лошадка из Польши. Процитирую Мир Фантастики: "масштабная фантастика польского писателя объёмом под тысячу страниц, роман-загадка о плеяде самых разных миров, сквозь которые путешествует герой, пытаясь найти ответ, что же убило его брата". Звучит интересно. Ждем.
10. Адам Пшехшта «Слуга крови»
Продолжение цикла Materia Prima», который вышел на русском языке в прошлом году. Насколько я знаю, действие должно уйти от городского фэнтези, а действие развернется в параллельном мире.
11. Брайан Стейвли, «Хроники Нетёсаного трона»
Перезапуск мегапопулярного на западе цикла от Азбуки. Насколько я знаю, должен быть новый перевод и оригинальные обложки. Я читал первый роман, оценил его сдержанно-нейтрально. Но, учитывая, как хвалят новые книги автора, я готов дать ему ещё один шанс.
12. Мэтью Стовер «Деяния Каина»
Еще один ожидаемый перезапуск от Азбуки. На этот раз цикл, который достаточно хорошо известен у нас и имеет огромное количество поклонников. Азбука обещает выпустить не только классическую дилогию, но и продолжения, написанные позднее.
13. К. Д. Паркер «Шестнадцать способов оборонять осаждённый город»
В какой-то степени темная лошадка, как я понимаю, ироническое авантюрное фэнтези. Но как же его хвалят на фантлабе! Отзывы меня подкупили. Надо читать.
14. Брент Уикс «Чёрная призма»
Запуск еще одного невероятно популярного на западе цикла эпического фэнтези. Естественно, объявили о нем после того, как я скупил все пятикнижие на оригинале. Ну ничего, подождем на русском, читать на родном языке всегда приятнее.
15. Джон Гвинн «Тени богов»
Новый цикл автора, написанный под влиянием скандинавской мифологии, о мире, пережившем Рагнарёк. Наконец-то у нас издают Гвинна! Да еще и два цикла сразу.
16. Марк Лоуренс, цикл «Book of the Ancestor»
До сих пор не уверен, какое издательство лицензировало новый цикл одного из самых известных авторов в жанре гримдарк. Но оценки достаточно высокие, а отзывы весьма положительные, что делает эти книги вполне ожидаемыми и заслуживающими внимания.
17. Кристофер Бьюлман, «The Blacktongue Thief»
И еще один любопытный анонс от азбуки. По описанию, нечто похожее на Имса: легкое, ироничное, и при этом не глупое приключенческое фэнтези.
Третья часть будет посвящена продолжениям и окончаниям книжных циклов.
Начинаю публикацию своих книжных ожиданий на 2022 год. Сначала расскажу о книгах, которые уже готовятся к выходу (есть обложка русскоязычного издания). Затем, во второй части, перейду к книгам, которые должны выйти в течение года.
Моя подборка составлена из анонсов на фантлабе, сайте журнала "Мир фантастики", ВКонтакте и ответов представителей издательств на форуме.
Джим Батчер «Воздушная гавань». Начало (и, по всей видимости, окончание) стимпанковского цикла от Джима Батчера. Это то, что мне определенно хотелось бы почитать. Несколько настораживает/огорчает разве что отсутствие продолжения. Надеюсь, роман этот в достаточной мере самостоятелен.
М. Джон Харрисон «Затонувшая земля поднимается вновь». Новый роман одного из ведущих авторов американского фантастического "врайда". Прочел у автора практически все, что было на русском, что-то понравилось больше, что-то не понравилось совершенно. Посмотрим, как себя покажет новый роман.
Рафал Косик «Чётки». Собравшая стопку наград польская фантастика. Посмотрим, получится ли ему потягаться с такими мастодонтами как Дукай и Збешховский.
Кристофер Руоккио «Демон в белом». Третий том масштабного цикла в жанре космической оперы от молодого американского писателя, который, тем не менее, уже имеет целую кучу поклонников на западе.
Ким Стэнли Робинсон «Черный воздух. Лучшие рассказы». Робинсон для меня автопокупаемый автор. С его малой прозой я знаком не слишком хорошо, но повесть "Слепой геомерт", входящая в этот сборник, была превосходна. Только она одна делает эту книгу достойной покупки.
Джон Гвинн «Злоба». Начало нового цикла эпического фэнтези, на который у меня огромные надежды и которому я даю огромные авансы. Очень давно облизывался на эту квадрологию, уже добавил все книги в корзину на английском, но тут вышел анонс, что планируется перевод. Постараюсь прочесть сразу после релиза и, надеюсь, издательство цикл не забросит.
Джон М. Форд «Дракон не дремлет». Наверное, одна из самых разрекламированных книг за последнее время. Посмотрим, что из себя представляет этот знаменитый фантаст, наконец добравшийся до русскоязычного читателя.
Ярослав Барсуков «Башня из грязи и веток». Сборник рассказов от автора российского происхождения, который живет в Австралии и пишет на английском языке. Одна из повестей, входящих в его состав, номинировалась на Небьюлу.
А какие книги, выходящие в этом году, больше всего ждете вы?
1. Тэд Уильямс. У этого автора я прочел шесть книг, и в список лучших внесу их все. Это завершения «Иноземья» — «Море серебряного света», продолжение «Последнего короля Светлого Арда» — «Империя травы» и цикл «Марш теней» в полном составе. Великолепный автор, который всегда держит марку.
2. Девид Вебер и его «Хонориада». Прочел шесть романов из цикла. И опять, все шесть отправляются в список лучших. Именно та военнаяфантастика, которую мне хотелось бы читать.
3. Майл Муркок. «Танцоры на Краю Времени». Трилогия. Муркок — постоянный резидент моих списков лучшего. В этом году наибольшее впечатление на меня произвела его "декадансная" трилогия. Цикл этот далеко не идеальный, иной раз скатывается в откровенный палп (пусть и прекрасно написанный), но само описание "подгнивающего рая" — выше всяческих похвал. А еще этот цикл окончательно похоронил для меня "Под маятником солнца" Инг. Как ни странно там были общие черты. Но какая же Джанет Инг по сравнению с Муркоком посредственность.
4. Грег Иган. «Ортогональная трилогия» . Особенно первый роман. Масштабное научное полотно. Не уверен, что я понял все идеи этой книги, но то что мне удалось понять — апечатляет. К сожалению, сиквелы уступают первой книге, в первую очередь куда менее интересными персонажами.
5. Иэн Бэнкс«Несущественная деталь» и «Инверсии». Прочитано два романа из цикла "Культура, и оба не минуют список лучшего. «Инверсии» — не просто оммаж к Стругацким (никогда не поверю, что Бэнкс не читал ТББ), это еще и лучший из мне известных романов с неявным сюжетом, который нужно читать между строк. А «Несущественная деталь» — просто один из лучших романов о Культуре.
6. Г.Г. Кей. Прочел у него 5 романов, но в список лучшего попадают два: «Блеск минувших дней» и «Песнь для Арбонны». К сожалению «Изабель» показалась мне откровенно слабым романом про подростков, эксперимент по переносу действия в наши дни был, очевидно, не удачным, а «Последний свет Солнца» просто оставил меня равнодушным к персонажам и их конфликтам.
7. Дэн Симмонс«Троя». Дилогия. Очень сомневался включать ли в список. Но все-таки включаю. Фантазия Симмонса поражает. Но можно было написать все то же самое и покороче и без такого количества отсылок к классике чтоб умным казаться ради отсылок.
8. Йен Макдональд«Луна» Трилогия. А вот тут сомнений практически не было. Отличная социальная фантастика. Макдональд как всегда на коне.
9. Глен Кук«Тёмная война». Пусть в этом году я прочитал восемь книг автора (еще пять — это концовка "Черного отряда"+ "Порт Теней") в список лучшего хочу включить только эту трилогию. Отличный сплав фантастики и фэнтези. Особенно понравилось, как автор постепенно меняет антураж: от сражений чуть ли не на кремниевых топорах, до космических кораблей.
10. Кристофер Прист«Сближение», «Сны об Уэссексе». При этом я прекрасно понимаю, что второй роман — гораздо слабее. Но это то, с чего начинался новый виток в творчестве автора. Полигон испытания идей, из которого потом выросли и "Лотерея" и "Сближение" (которое является в некотором роде квитэссенцией творчества Приста).
11. Аластер Рейнольдс«Алмазные псы» — большинство рассказов и повестей я читал в оригинале, до выхода азбучного сборника. И большинство из великолепны. Завидую тем, кто будет впервые читать их на русском под одной обложкой, без необходимости выискивать рассказы в разных изданиях.
12. Сет Дикинсон«The Monster Baru Cormorant» — второй том вернул во мне веру в этот цикл. Теперь бы дождаться финала истории, а то судя по некоторым слухам, автора Ротфусс покусал.
13. Питер Гамильтон«A Second Chance at Eden». В этом году я, наконец, дочитал цикл "Пришествие ночи", но в список лучшего включу только этот сборник. В первую очередь за заглавную повесть этого сборника — один из лучших фантастических детективов, из тех что я когда-либо читал.
14. Джо Аберкромби«Мудрость толпы» — Аберкромби не снижает планку. Есть отдельные обидные самоповторы (как сюжетные, так и стилистические), но книгу я проглотил за пару вечеров и это показатель. Буду с нетерпением ждать новую арку про учеников Байяза.
15. Стивен Эриксон«Охотники за костями» — К своему стыду прочел только одну книгу цикла (до последнего ждал озвучки от Головина). Но больше я этой ошибки не повторю. В следующем году основной цикл будет закончен.
16. Макото Синкай«Твоё имя» — очень личная, трогательная история, которая в некоторых моментах для меня была сильнее экранизации.
17. Питер Уоттс«Революция в стоп-кадрах» — не самый сильный роман Уоттса, но он по-прежнему впечатляет. Плюс "секретный" рассказ, который можно прочитать на сайте, заставил меня с нетерпением ждать продолжения. Уверен, оно будет, рано или поздно.
18. Брендон Сандерсон«Давший клятву» — я уже не в восторге от цикла. Тем не менее, это до сих пор отличное фэнтези, а линия Далинара, возможно, лучшее, что писал Сандерсон.
19. Майкл Суэнвик«Мать железного дракона» — а вот этому роману никакие скидки не нужны. Суэнвик превзошел все мои ожидания.
20. Адриан Чайковски«Дети времени» — это как "Глубина в небе", только если бы Виндж был хорошим фантастом. Очень долгое время я хотел сделать этот роман книгой года. И только в конце осени он упустил пальму первенства.
Графический роман года:
Уоррен Эллис «Трансметрополитен». Втянулся я далеко не сразу, где-то с середины второго тома азбучного издания, но в итоге книга зацепила меня не на шутку. Сюжет, юмор, социальная проблематика и актуальность — все на очень высоком уровне.
Разочарование года.
Плохих книг было тоже много. Но не всегда низкая оценка равна разочарованию. Ту же Куанг я накормил колами, но она мне сразу не понравилось, добивал исключительно из кактусоедства. Поэтому серьезных разочарований было только два. Одно менее серьезное, другое — более.
1. Марина и Сергей Дяченко«Vita nostra: Работа над ошибками». Разочарование в меньшей степени. Это автофанфик. Ожидаемо. Понимаемо. Надо возвращаться на рынок, а самый простой способ — выпустить продолжение самых известных вещей, даже если оно там было не очень нужно. А вот то, что это ужасный автофанфик, который обесценивает концовку оригинала, не дает ему ничего нового и привносит в сюжет конфликт уровня мелодрамы с телеканала "Домашний" — уже абсолютно непростительно.
2. Фрэнк Герберт«Еретики Дюны», «Капитул Дюны». А вот это — разочарование куда серьезней. Мне очень понравился "Бог-император Дюны" — на мой взгляд это лучшая концовка цикла из возможных: Лето 2 направил человечество на Золотой Путь. Но вместо этого Герберт родил совершенно невнятное продолжение с кучей самоповторов, очередным воскрешением персонажей, которых давно пора было отпустить, и смехотворными секс-террористками. При этом концовка "Капитула" — абсолютно неудовлетворительная. Есть еще Дюна-7, но я почитал аннотации, представил себе, какой там цирк с конями и... нет. Я на этом с "Дюной" покончил.
Книга года
Гай Гэвриел Кей«Львы Аль-Рассана» роман, который я прочел уже в конце года и который собрал для меня все лучшее в творчестве автора.
Сегодня я дочитываю последний том этой замечательной книжной серии. Серии, которая охватила какое-то невероятное разнообразие жанров, тем и авторов, которая стала для меня настоящим калейдоскопом фантастики, богатым по-настоящему сильными авторами, неожиданными открытиями и горькими разочарованиями. «Сны разума», или, если угодно, «Фантастика!» — самая значимая для меня серия фантастических книг за последние 10 лет. И мне бы хотелось почтить ее память, рассказав о книгах, которые в ней выходили. Очень коротко, без спойлеров, сквозь призму личных впечатлений. Книги я для удобства разделю на несколько условных жанровых групп.
Твердая научная фантастика
[/subtitle] Сюда, прежде всего стоит отнести Питера Уоттса, книги которого не нуждаются в представлении
"Ложная слепота" для многих открыла целый жанр, HARD-SF. Авторы, работающие в этом жанре, не держат своего читателя за дурака, разрабатывают новейшие научные теории и не боятся в конце книги приводить несколько десятков научных статей, идеи которых были творчески переработаны на страницах романа. При этом, я не могу сказать, что в романе нет недостатков. Здесь и то, что в погоне за научностью иногда страдает художественность, и то, что автор настолько увлекся идеями трансгуманизма, что мотивация персонажей для меня иногда не находила никаких логических объяснений.Да и мрачный фатализм автора понравится далеко не каждому. На фоне "Ложной слепоты" трилогия "Рифтеры" склоняется, скорее, к технотриллеру и роману-катастрофе. Вместо глубокого космоса-глубины океана, вместо пришельцев — реликтовый вирус. И только мрачная атмосфера, свойственная автору не делась никуда. По сравнению с Уоттсом трилогия "Спин" Роберт Ч. Уилсона кажется куда более человечной. Этот автор тоже не чурается смелых и масштабных фантастических идей. Но для его творчества характерно восприятие изменений через призму восприятия простого человека, далекого от масштабных событий, причастных к ним лишь волею случая.
Это хорошо заметно и в более раннем романе автора, "Хронолиты", который был издан сравнительно недавно. К сожалению, продолжения цикла оказались значительно слабее первого тома, и не смотря на крайне оригинальное и в чем-то циничное объяснение событий, произошедших в томе первом, оставили по себе куда более слабое впечатление.
"Бытие" Дэвида Брина. масштабная картина контакта с инопланетными цивилизациями и того, что случилось после. Взгляд свежий, под неожиданным и весьма (опять использую это слово) циничным углом. Множество персонажей, мест действия, точек зрения. Кому-то это может здорово усложнить чтение. Меня — поразило до глубины души. "Корпус-3" Грега Бира классический сюжет, в котором главный герой просыпается с амнезией и ему нифига не понятно. Действие происходит в замкнутом мире космического корабля-ковчега, функционирующего по странным законам, которые читателю придется постигать вместе с главным героям. К сожалению, такую благодатную почву автор, на мой скромный взгляд, не смог развить как следует, да и ответы, данные им, меня не удовлетворили. «Счет по головам» Дэвида Марусека, стал для меня книгой, в которой автор начал за здравие, а закончил за упокой. По жанру это классический киберпанк с глобальными корпорациями и их грызней за власть, вирусами, клонами, виртуальной реальностью и прочим. Но положив крепкий фундамент из глубоко личной, драматичной истории главного героя, автор не смог построить здание, навводив кучу лишних персонажей, с которыми он, такое чувство, так и не придумал, что делать. В итоге роман прогибается под собственным весом и тонет под грудой ненужных деталей и мусорных сюжетных линий, похоронив потенциально интересную историю. Кроме того, роман сюжетно не самостоятелен, а продолжение мы вряд ли увидим на русском языке.
Ну и, говоря о HARD-SF, нельзя не упомянуть имя автора, который для меня стал синонимом этого жанра. Каждая книга цикла "Субъективная космология" Грега Игана представляет независимый взгляд на картину известного нам мира. Красивая теория, которая обрамляется сюжетом и персонажами. Стоит отметить, что это наиболее легкий в прочтении цикл автора, поэтому начинать знакомство лучше именно с него.
Социальная фантастика
[/subtitle] В эту условную группу я определю книги, авторов которых больше волнуют не научные теории, а развитие общества как в ближайшем будущем, так и в различных фантастических условиях и обстоятельствах.
В романе "Эйфельхайм: город-призрак" Майкл Флинн рассказывает про средневековое общество, переживающее сразу два потрясения: чуму и контакт с внеземной цивилизацией, показано столкновение двух культур, попытки диалога, раскрываются многие религиозные и мировоззренческие вопросы. Кроме того, весьма достоверно, без свойственных литературе штампов, описывается быт небольшого средневекового городка. Темп повествования размеренный, неспешный, но здесь это даже в плюс. Присутствует современная линия, правда намеченная лишь пунктиром. В противовес ему "Заводная" Бачигалупи — Таиланд, недалекое будущее, мир, в котором закончилась нефть, а ряд биологических катастроф очень сильно затруднил жизнь человечества. Роман получит просто дикое количество премий, но оставил после себя смешанное впечатление, объяснить которое я смогу только прибегнув к спойлерам. Однако стоит отдать роману должное, автору удалось совместить экзотический антураж, проработку мира и персонажей. Этот успех, на мой скромный взгляд, автору так и не удалось повторить. Рядом с Бачигалупи стоит роман "Дом дервиша" Иэна Макдональда. Тоже экзотический для фантастики антураж (на сей раз — Стамбул), недалекое будущее, полифония персонажей и точек зрения, впечатляющая проработка мира. Вот только посыл у романа оптимистический и откровенной чернухи он старается избегать.
С другой стороны в "Птицах Марса", чернухи, вроде как, тоже нет, однако в каждой главе чувствуется разочарованность автора человеческой цивилизацией. Нет, человечество выживет, не помрет, и даже в далекий космос прорвется, вот только без стыда на него не взглянешь. "2312" Кима Стэнли Робинсона тоже рассказывает о человечестве космической эпохи. На этот раз, покорившем ближнее космическое пространство. Изменяются социальные институты и многие привычные вещи выглядят совершенно иначе. Но видение будущего у автора лишено мрачных красок, фатализма и попытки осуждения. На полном серьезе автор предлагает порассуждать, как будут выглядеть привычные социальные институты 300 лет спустя и дает свою собственную, весьма убедительную картину. Баллард в "Высотке", напротив, ограничил действие одним домом, создал замкнутую экосистему, которую человеческая распущенность и борьба за социальные привилегии доводит до катастрофы. Метафора понятная, читаемая чуть ли не прямым текстом. Но как же сухо, топорно все это описано. Книга для ума, не для сердца.
Приключенческая фантастика
[/subtitle] Сюда я отнес книги, в которых описываются, в первую очередь, приключения героев в фантастических мирах и обстоятельствах. Это не значит, что авторов данных книг не интересуют социальные процессы, или что в их книгах нет фантастических теорий, просто главное в них, на мой взгляд, добротная приключенческая, либо детективная история.
Начну с книги, появление которой в серии вызвало больше всего пересудов. Это "Пустошь" Андрея Теплякова своеобразная вариация на тему "Пикника на обочине". Аномальная зона, сталкеры, повышенное внимание военных, главный герой, преследующий личные цели — черты знакомые. Единственный русский роман в серии переводной фантастики смотрится белой вороной. Но в отрыве от принадлежности к серии роман, на удивление, не плох, легко читается и оставляет приятное послевкусие. Из многочисленных вариаций на данную тему эта книга — одна из лучших. Всяко лучше невнятной "Твари неизвестной природы" Жарковского. Остальные романы более традиционны. "Не считая собаки" — ироначная хроноопера с английским колоритом. Я очень неоднозначно отношусь к ее произведениям, разные книги вызывают то восторг, то неприятие. Это — тот случай, когда автору удалось меня захватить. А вот Виндж мне неприятен во всех проявлениях. И Роман "Дети неба" не стал исключением. На него я большой, подробный отзыв оставил, если что. Здесь же скажу, что совершенно не представляю, как автор будет выбираться из тупика, в который он загнал цикл этим романом. Любое описание противостояния с Погибелью в сложившихся обстоятельствах будет отдавать фарсом. Думаю, следующего романа цикла мы так и не увидим. Кен Маклеод «Ночные проповеди» — единственный в серии ярко выраженный фантастический детектив. Роман я нашел проходным чуть менее, чем полностью, но когда я высказал свое мнение в соответствующей теме многие со мной не согласились. Так что, для поклонников жанра он может представлять определенный интерес.
Боевая фантастика
[/subtitle] В этот раздел я отнес книги, в которых главное — это описание боевых действий в фантастической обстановке.
Их всего две. Это переиздание классического представителя жанра, романа "Бесконечная война" Джо Холдемана и проходной боевик про космодесандников "Псы войны" Бира, продолжение которого мы вряд ли увидим. Обе книги мне крайне тяжело рекомендовать. Первую — из-за крайне неудачного перевода, который вынудил меня в итоге плюнуть и дочитать книгу в электронке — перевод Корзуна после Судакевича был как бальзам для глаз. Вторую — из-за вторичности и отсутствия продолжений. Не удивительно, что обе книги были опубликованы на закате серии.
Фантастический неформат
[/subtitle] Сюда я отнес книги, авторы которых экспериментировали с жанрами, размывая границы фантастики.
В первую очередь, конечно, "Иные песни" Дукая — одна из самых значимых книг, выходивших в серии. Автор, подобно Стивенсону в "Анафеме" предлагает взглянуть на мир через призму античной философии, а по атмосфере и сюжетным ходам берет очень многое у «Вирикониума» М. Джона Харрисона. Но увлекшись литературной игрой и миротворчеством автор напрочь забывает о читателе. К чему нужен интересный сюжет, проработанные персонажи и прочие литературные атрибуты, когда есть такой прекрасный мир, детали которого там занимательно описывать. Поэтому книга оставила после себя чувство легкой неудовлетворенности. Но автор, безусловно, достоин внимания. С "Пандемонием" Дэрил Грегори все проще. Роман представляет из себя кашу из отсылок к Филипу Дику, комиксовой масс-культуре и модной психологии. Комиксы, кстати, какие-то странные. Я так и не узнал ни одного персонажа, хотя вроде как стараюсь быть в курсе. То ли альтернативная реальность, то ли совсем уж гиковская книжка — понять трудно. Для меня это — один из самых слабых романов с серии. Но есть и положительные отзывы, так что не все так однозначно. Роман "Город в конце времен" Грега Бира, скорее, разочаровывает. Я сравню его, пожалуй, с "Бытием". Тоже масштабная, проработанная картина, но не контакта с внеземной цивилизацией, а метафизического апокалипсиса. Но то ли автор не справился с таким масштабом повествования, то ли я не разобрался и заскучал, но к середине повествование чудовищно провисает. А вообще эта третья книга в данной серии, о которой я рассказываю, и каждая максимально не похожа на предыдущую. Это автору, определенно, в плюс.
Янг-эдалт
[/subtitle] Сюда я отнес книги главные особенности которых: антагонист-подросток, быстро развивающийся сюжет с большим количеством поворотов и коллизий, сконцентрированность на теме борьбы с несправедливостью. Короче, типичный янг-эдалт.
К этому жанру на фантлабе принято относится с пренебрежением. Но обе книги в нем представленные мне понравились. "Младшего брата" Доктороу я и вовсе начал читать в полночь (думал, прочту пару глав и все), а закончил под утро. Книга захватила и не отпускала. Теперь я с нетерпением жду продолжения и издания других книг автора на русском. Вроде обещали. "Стены вселенной" понравились в меньшей мере, прежде всего первой частью, которая ранее публиковалась как законченная повесть и собрала ряд престижных наград и номинаций. Автор решил развить идею... и удалось это у него не сказать, что слишком блестяще. Динамика идет на спад, как и читательский интерес, а яркий конфликт основной повести обрастает кучей ненужных подробностей и меркнет. Впрочем, я в принципе не знаю примеров удачного развития романов из рассказов и повестей.
Фентези
[/subtitle] Да, в фантастической серии нашлось место и для книг совершенно другого жанра.
Прекрасная дилогия "Поднебесная" Гая Гэвриела Кея. Масштабное альтернативно-историческое полотно с вкраплением мистических и мифологических мотивов. Атмосферно, стильно, многопланово. Кей выходит за жанровые рамки обычных фентези-романов и пишет по-настоящему большую литературу для взрослого в вдумчивого читателя. А вот появление в серии романа "Лакомые кусочки" Марго Ланаган иначе как курьезом не назвать. Феминистическое фентези, в котором бедную девушку обижало злое мужичье, но у нее выросла дочка, стала ведьмой и отомстила всем обидчикам мамки
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
натравив на них големов с раскаленными стальными членами.
Воспринимать это серьезно я ну никак не могу.
Сборники рассказов
[/subtitle] Так как рассказы в сборниках характерны большим разнообразием тем и сюжетов я выделил их в отдельный блок.
Тед Чан, я так думаю, в представлении не нуждается. Это мастер короткой прозы, который пишет редко, но метко. Сборник "Купец и волшебные врата" — содержит в себе 9 совершенно разных рассказов, каждый из которых открывает фантастический талант автора с другой стороны. Практически эталонный авторский сборник и одна из самых сильных книг серии. "Вихри мраморной арки" Уиллис я так однозначно положительно охарактеризовать не могу. Как я уже говорил выше, автор у меня вызывает либо восторг, либо отторжение. И в этом сборнике хватало рассказов и тех и других. Тем не менее, сборник я отношу к разряду сильных и оцениваю достаточно высоко. В отличие от сборника "Десять сигм" Пола Мелкоу, который мне показался блеклым и невыразительным. Лучшая его часть — это повесть "Стены вселенной", которая в последствии легла в основу одноименного романа. Практически треть объема. Все остальное было слабо. Очень слабо.
А вот тут начинается треш и угар. Эти три сборника далеки от серии настолько, насколько возможно. Такое чувство, что опубликовали их здесь просто потому что их просто некуда приткнуть. Например, сборник "Туннель к центру Земли" не смотря на обложку а-ля "Затерянный мир" не имеет ничего общего с фантастикой. Странная, очень атмосферная проза, может, в стиле позднего Брэдбери, только более контркультурная что ли... Место этому сборнику — в серии "Альтернатива" того же издательства. Сборник, кстати, мне безоговорочно понравился. Но в серии ему не место. "Черный сок" Марго Ланаган и "Вляпалась!" Келли Линк. Тут мне особо сказать нечего. Это сборники фантастических, полуфантастических, а то и фентезийных историй, написанные женщинами для женщин. Я в целевую аудиторию этих книг не вхожу, а потому они пришлись мне не по уму и не по сердцу.
На этом я заканчиваю разбор. Книги серии "Сны разума" оставили значительный след в моей читательской жизни, помогли сформировать читательские вкусы и предпочтения. Поэтому я благодарю всех причастных к ее выходу за проделанный труд.
Итак, ради единственного человека, который меня об этом просил, подведу итоги года.
Это был тяжелый год, связанный с большим количеством разочарований. Здесь и закрытие многих интересных мне циклов издательством "АСТ", и откровенно мусорная дамская фантастика от "Фанзона" и малое количество фантастики от "Азбуки". Есть и позитивные стороны, например издание практически всего Сандерсона той же "Азбукой". В прошлом году я сетовал, что наши издательства игнорируют прекрасные романы Лю Цысиня, и вот "Фанзон" их издает. Вышло несколько очень интересных книг, к сожалению, не все я успел прочесть. Еще больше было анонсов. Поэтому, 2017 читательский год был для меня, во многом, проходным. Надеюсь, наступивший 2018-й год будет по-настоящему звездным.
Теперь ближе к делу.
Зарубежная фантастика: Грег Иган «Диаспора» В очередной раз не смог найти ничего лучше романа Игана. Монументальный, колоссальный в своих масштабах роман, поражающий размахом идей, при этом остающийся метафоричным и красивым. Так же хочу отметить роман «Выбор оружия» Иэна Бэнкса и «Марсианскую трилогию» Кима Стэнли Робинсона. Последняя лишь слегка не дотянула до первого места, огорчив меня откровенно затянутым и, по большому счету, не нужным финальным романом.
Российская фантастика: Андрей Столяров «Монахи под луной». В отечественной фантастике выбор был невелик, поэтому с легким сердцем отдаю первое место этому выдающемуся роману. К сожалению, большинство современных авторов такую фантастику писать даже не пытаются. Кишка тонка. Так же хочу отметить новый роман Пелевина и «Свет мой, зеркальце…» Олди. «Бык из машины», кстати, меня разочаровал.
Зарубежное фэнтези: Дэвид Геммел «Царь Каменных Врат». Ничего не могу с собой поделать. Он великолепен.
Российское фэнтези Ник Перумов «Дилогия про Охотников» И прежде чем меня закидали тапками, скажу, что в принципе практически ничего из нашего фентези не читал. Новая книжка Пехова — проходняк, Корнев меня, мягко говоря, не впечатлил, а отдавать первое место седьмому роману цикла как-то не комильфо. На их фоне Перумов создал вполне крепкий, легко читающийся и интересный, пусть и не лишенный присущих автору недостатков роман. Среди наших фентезеров и на таком уровне мало кто может работать.
Мистика/Хоррор. Зарубежное: Грэм Мастертон «Жертвоприношение» *Скучающим тоном* да-да, я знаю, что это просто пересказ «Снов в ведьмином доме» на современный лад. Ну и что с того? Это единственный по-настоящему страшный роман во всей серии «Мастера ужасов». Песни мертвого сновидца выйти не успели, а Брома я еще не читал. Так что, пока так.
Мистика/Хоррор. Отечественное: Антология «Самая страшная книга» в этом году на редкость удачная. Да и вообще, могут наши хоррормейкеры в короткую форму, ох могут. Что ж в фантастике такое днище-то, а?
Малая форма. Отечественное: а вот здесь я отмечу только один рассказ, который меня поразил. Это «Висельник и ведьма» Богдана Гонтаря, атмосферное, написанное по всем канонам черное фентези. Редкий зверь.
Графический роман: Алехандро Ходоровский, Хуан Хименес «Метабароны», тут двух мнений быть не может. Даже не верится, что я увидел на русском эту эпохальную космическую сагу. Даже хорошо, что третий «Жуй» в этом году не вышел. В тени такого исполина он бы потерялся.
Книга года: Всегда очень сложно отдавать свой голос в этой номинации. В прошлый раз решил этого вообще не делать. Но в этом году есть книга, которая достойна быть первой. Это «Грядущая буря», которую за Джордана дописал Брендон Сандерсон. Я безмерно благодарен Сандерсону за то, что он нашел в себе силы закончить этот легендарный цикл. При чем он не просто дописал в той же манере, он подарил циклу новую жизнь, без многочисленных описаний платьев, титек, вываливающихся из вырезов в них, телесных наказаний и прочего, чем очень грешил Джордан в последние годы своей жизни. Некоторые назвали это изменением атмосферы цикла и отступлением от традиций. А как по мне, и слава богу.
Разочарование года: Сергей Жарковский «Эта тварь неизвестной природы». Облом века. Насмотревшись на ЧСВ автора и то, как превозносят его верные почитатели я ждал чего-то по-настоящему особенного, а получил довольно безыскусную вариацию на тему «Пикника на обочине». Уже в 1990 году такое смотрелось весьма вторично. А уж в 2017, после многочисленных новеллизаций известной компьютерной пострелушки писать о Зоне и сталкерах, ах, пардон, трекерах, — полнейшее дурновкусие. Что уж говорить, даже иностранные коллеги справились куда лучше, на милю обойдя нашего великого фантаста и в оригинальности и в постмодернистском видении темы.
Автор, который удивил: Рик Янси со своим «Монстрологом». Ожидал классический янг эдалт, а получил настоящую деконструкцию целого жанра. Даже странно, что до автора никто не додумался до такого простого и вместе с тем неожиданного решения.
Издательство года: Нет такого. «АСТ» забрасывает циклы, «Азбука» новинки фантастики практически не издает, разве что несколькими переизданиями отметилась, «Фанзон» издает каких-то непонятных теток, «Фантастика» активизировалась только к концу года, а «Эксмо»... что вообще в этом году можно сказать про «Эксмо»?