FantLab ru

Все отзывы посетителя Stepan555

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Клиффорд Саймак «Что может быть проще времени?»

Stepan555, 15 февраля 22:09

В будущем люди научились путешествовать по глубокому космосу, оставаясь при этом на Земле. То есть никаких варп-двигателей, антивеществ в качестве топлива и кротовых нор, лишь собственное сознание парапсиха, позволяющее ему посещать любую планету. Не в первый раз вижу такое изящное решение проблемы межзвзедных путешествий. Не представлю, как его реализовать на практике, но идея очень нравится.

Главному герою Блэйну тоже нравилось запускать сознание во Вселенную. И много лет он исправно обшаривал далекие планеты в поисках внеземных технологий, работая на корпорацию «Фишхук», пока однажды не наткнулся на очаровательный сверхразум, который решил вернуться вместе с Блэйном на Землю. Издержки профессии: не Блэйн первый, не Блэйн последний. Делать нечего, приходится пуститься в бега по Америке, ибо «Фишхук» не только тырит иноземные секреты, но и бдит, чтобы пришельцы внутри агентов не разгуливали по улицам города. А то мало ли что. Вот, например, новый дружок Блэйна, подцепленный на далекой планете, может управлять временем и не видит в этом ничего сверхъестественного. Так что приключение предстоит увлекательное. С погонями, мордобоями, неожиданными поворотами, чередой предательств и прочими замечательными вещами. Все как надо.

Удивительное дело, несмотря на то что книга была написана больше полувека назад, она нисколько не устарела. Вполне себе такое будущее, которое и сейчас рисуют фантасты, с летающими машинами, телепортацией, виртуальной реальностью (тут она называется деменсино) и повсеместным ГМО.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ян Бадевский «Мастер ножей»

Stepan555, 28 сентября 2021 г. 14:59

«Мастер ножей» — приключенческий роман-путешествие в жанре фэнтези, замешанный на славяно-скандинавской мифологии. Мое знакомство с творчеством автора началось с повести «Паровые сказки», и это знакомство вышло удачным, поэтому я решил продолжить. Тем более повесть входит в тот же цикл «Преддверье», что и роман.

Несмотря на то, что время от времени встречаются знакомые термины и даже отсылки к творчеству Хаяо Миядзаки, мир, где разворачивается действие, отношения к Земле не имеет, хотя и походит, пожалуй, на позднее средневековье, только с летающими кораблями, монстрами, некоторыми технологиями и магией. Причем магия тут развита настолько сильно, что условный волшебник легко может превратиться в книжную полку.

Повествование ведется от лица главного героя по имени Ольгерд. И он, собственно, и есть мастер ножей, способный этими самыми ножами творить настоящие чудеса и искусные смертоубийства, а не только чистить картошку. На самом деле в арсенале Ольгерда, как и других мастеров, туча разных способностей, включая руническую магию и возможность натравить на своих злопыхателей огромного зверя.

В самом начале книги Ольгерд кладет в одной из таверн десяток людей, после чего его отстраняют от должности, и он оседает на даче, где тихо-мирно возделывает землю и старается подальше держаться от неприятностей. Но в один из дней к нему приходит чародей Коэн и нанимает его в качестве одного из личных телохранителей, предлагая отправиться на край свет. Не сложно догадаться, что грядущее приключение сулит драки, погони и разного рода интриги, тайны и неприятности. Любителям экшена здесь будет, что почитать. Автор не просто так снабдил героя живыми ножами, рунической магией и свирепой зверюгой.

По сути Ольгерд — эдакий местный шериф. И основная претензия лично у меня именно к нему. Дело в том, что изначально Ольгерд нереально крут. Настолько крут, что в поединке «Ольгерд против Бэтмена» не уверен, что я поставил бы на последнего. Понятно, что профессия обязывает, но если герой так могуч с первых страниц, то сразу возникает вопрос: куда ему развиваться? Ну… он и не развивается. Это не было бы заметной проблемой, если бы Ольгерд толкал сюжет или сопротивлялся его движению, но всю книгу мастер ножей, имея такие навыки и чудо-зверя за спиной, выглядит, к сожалению, совершенно безвольным. Да и ведет иногда себя весьма странно. Возможно, я что-то упустил, но неужели главный герой после увольнения ни разу до встречи со своим нанимателем не пытался проверить, лишился ли он своих способностей или нет? Да это же первое, что сделал бы любой мастер ножей в его случае, как мне кажется.

По ходу чтения возникали и другие вопросы. Особенно по поводу того, откуда в мире романа душевые кабинки, «холодильники» и прочие замечательные вещи современного бытия. К счастью, ближе к финалу автор на них ответил. Как и на вопрос о том, зачем не самому последнему волшебнику Коэну, который сам кого хочешь порвет на лоскуты, понадобился телохранитель в лице мастера ножей. Собственно, эта одна из интриг всего произведения, которое стоит внимания, если вы любите приключенческое фэнтези.

Честно говоря, всегда с подозрением отношусь к произведениям, которые тютелька в тютельку укладываются в требуемые издательством двенадцать авторских листов. Что это значит? Это значит, что, скорее всего, автор где-то натянул необходимый объем. Не всегда это заметно. Но, как мне кажется, я нашел те несколько глав в последней трети книги, которые были включены ради размера. В них почти ничего не происходит, поэтому динамика серьезно уступает началу и середине повествования.

Сам текст гладкий, почти без огрехов. Не могу сказать, что автор меня чем-то поразил, но и не разочаровал. Есть мелкие шероховатости, вроде протокольного «пол имел вид шахматной доски» вместо более литературного походил / напоминал / смахивал. И еще есть одна особенность. Честное слово, я так и не понял, зачем внезапно менять повествование с прошедшего времени на настоящее? Обычно такие переходы делаются для того, чтобы подчеркнуть важность события, однако в романе подобные переходы используются для описания повседневных вещей (развести костер, попить чаю и т.д.). Стоит заметить, что автор явно растет над собой, потому что стилистически «Паровые сказки» выглядят намного лучше, чем дебютный роман, и это замечательно.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Александр Арсентьев «Короли Лероса»

Stepan555, 28 сентября 2021 г. 14:55

Смерть короля как завязка для фэнтези-романа — беспроигрышный вариант, потому что подобная смерть по законам жанра непременно запускает механизм дворцовых интриг и дележа престола, да и вообще крайне вредна для привычного мироустройства. Особенно, когда на трон претендуют два сына короля и его брат.

Роман открывается прологом, заставляющим вспомнить Аладдина, — тот самый момент, когда он, по указке визиря, проникает в пещеру чудес, чтобы добыть волшебную лампу. Увы, местному воришке везет меньше, чем герою арабской сказки, и вместо того, чтобы исполнить свои желания, он пробуждает древнюю Тьму. Тем временем старый король Лероса отходит в мир иной, чем с радостью пользуется его брат Иктон, захватывая власть в королевстве. Конечно, не все довольны таким поворотом событий. В частности, старший сын короля Кайл, которого Иктон бросает в темницу под предлогом безумия. Борьба за судьбу Лероса начинается, а где-то на заднем плане уже маячит угроза от надвигающейся Тьмы.

По жанру «Короли Лероса» — темное фэнтези. В книге много насилия, крови и откровенных сцен. Главный антагонист, наместник Иктон, с первых страниц вызывает лишь отвращение своей беспринципной жестокостью. Эмоции, вызванные поступками героя, это всегда хорошо. Но, как мне кажется, в погоне за желанием создать яркого злодея Александр слегка перегнул палку, отчего к середине книги Иктон воспринимается не как человек, пусть и мерзавец, а как абсолютное зло, только что младенцев не ест. Причем Иктон подается как умный и хитрый персонаж, что он не раз и доказывает, и вдруг устраивает резню на пустом месте, настраивая против себя столичных горожан.

Автор не боится сложных синтаксических конструкций, жонглирует словами и их сочетанием, что лично мне греет душу. Однако иногда проскакивают слова, которые смотрятся инородно в полотне общего повествования: нейтрализовать, локализовать, анализировать, конфликтная ситуация и т.д. Вместо, например, устранить, ограничить, обдумать (взвесить) и конфликт. И тут же по соседству «чело», которое почему-то так любит Александр. Слово архаичное, мало употребительное, а потому сразу приковывает взгляд, как банан на снегу. Зачем? Если есть нейтральное «лоб».

Очень динамично и внятно описана батальная сцена. Не скомкано, как это часто бывает, а в деталях и на много страниц. Чувствуется размах, дрожь земли под копытами конницы и понятно, за кого болеть. Да и в целом, все, что касается драк и битв вызывает лишь одобрение. А вот, что меня несколько огорчает, так это незавершенность хотя бы одной сюжетной линии, которых здесь несколько. Конечно, Александр честно сообщает, что «Короли Лероса» — первая книга цикла. Но я как читатель хотел бы получить небольшую плюшку за свое скитание вместе с героями. Да, есть последняя глава, переворачивающая одну из сюжетных линий с ног на голову, и ее можно считать такой наградой, но только с натяжкой, очень большой натяжкой.

Отдельно хочу отметить оформление. Обложка оригинальная, стильная и необычная. Собственно, во многом именно она и привлекала внимание к книге

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Холли Блэк, Тони ДиТерлицци «Спайдервик. Хроники»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 16:10

Оформление! Во всяком случае, в последнем издании от «Азбуки». Кроме шуток, это одно из лучших оформлений, какие мне приходилось видеть. Плотная белая бумага, крупный шрифт и прекрасные иллюстрации… через каждую страницу. Да-да, через каждую страницу. После самого романа также имеются различные дополнительные материалы, наброски, эскизы и вырезанные главы. Обложка тоже оформлена весьма необычно: поверх иллюстрации сидят прозрачные гоблины, которых можно рассматривать вечность, поглаживая кончиками пальцев. Когда держишь в руках такую красоту, то видишь, что пять сотен рублей были потрачены не зря. Что касается самих Хроник, то это самый обычный представитель жанра young adult, причем больше young, чем adult. Волшебные предметы, забавные и не очень сказочные существа и подростки, которые им противостоят или пытаются им помочь. В качестве подарка для детей от 8 до 12 лет подойдет идеально.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Питер Уоттс «Революция в стоп-кадрах»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 16:08

В 1953 г. Клиффорд Саймак написал рассказ / повесть «Поколение, достигшее цели». Речь шла о корабле, который следовал к далекой звезде несколько сотен лет, и за это время на нем сменилось несколько поколений людей. Сам корабль был полностью автономным и обеспечивал пассажиров всем необходимым: «Ибо здесь ничто не пропадало, ничто не выбрасывалось. Все отбросы шли в конвертор, где превращались во что-нибудь полезное. Даже покойников — и тех использовали».

В книге П. Уоттса тоже есть такой корабль, идущий сквозь галактику. Однако люди на нем «не умирают», а лишь периодически пробуждаются / воскрешаются искусственным интеллектом на очень короткий промежуток времени, чтобы выполнить определенные задачи, а затем снова погружаются в анабиоз на много лет. И Саймак, и Уоттс на страницах произведений пытаются понять, что будет происходить с людьми, оторванными от родной планеты, как спустя много-много лет путешествия они станут относиться друг к другу и к окружающей действительности, и чем в итоге это все может закончиться.

«Революция в стоп-кадрах» — жесткая научная фантастика, редкий гость в последнее время. Уоттс, автор нашумевшей «Ложной слепоты», остается верным себе: без оглядки на массового читателя сыпет научными терминами, строит совершенно безумные теории, пытается обосновать, каким образом можно сконструировать корабль, способный лететь миллиарды лет, какие проблемы могут возникнуть в ходе путешествия такого корабля, а также пытается ответить на другие вопросы. Например, как создать искусственный интеллект, который в будущем не сможет навредить человечеству.

Претензия к книге такая же, что и к «Ложной слепоте». Очень блеклый финал. Ну то есть он, конечно, логичный. Но хочется какую-нибудь жирную и яркую точку или неожиданный поворот. А его, увы, нет.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Нил Гейман «Океан в конце дороги»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 16:07

Книга — настроение. Грустная, меланхоличная, веет от нее осенними кострами, хмарью и дождями. Тема отчасти та же, что и в «Американских богах». Столкновение человека с миром непознанного, с миром, населенным могущественными существами, которые живут тут, по соседству, но у них есть свои правила и традиции. Претензий две: сюжетная завязка и неуловимая интрига. Завязка, толкающая героя вперед, ну совсем притянута за уши и шита белыми нитками, в духе «я знаю, что в лесу живет страшный-престрашный монстр, но если мы к нему пойдет, то ничего не случится». Да ну? Щас, конечно. Что касается интриги, то ее как бы нет от слова «совсем». Но книжка все равно годная и небольшая, читать было приятно.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Диана Ибрагимова «Шёпот пепла»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 16:04

Следил за книгой с того момента, когда она вошла в шот-лист НДК. Потому что с первых страниц стало ясно, что писать автор умеет, причем еще и делает это интересно и осмысленно. Ну и, конечно, очень понравился мир, где Черное солнце периодически устраивает геноцид, а люди вынуждены приспосабливаться к выкрутасам темного светила, чтобы не превратиться в пепел. Хотя, честно говоря, мне до сих пор неясно, каким чудом «Сетерра» очутилась в финале НДК 2017, да еще и в итоге заняла первое место. Ибо сие произведение ну вот совсем не для детей, в отличие, например, от «Дарителей» или «Часодеев». Потому что это стопроцентное темное фэнтези для взрослых, несмотря на то, что почти все герои подростки 15-18 лет. Поэтому любителям добрых волшебников и веселых историй здесь ловить нечего. Мир Сетерры жесток и мрачен сам по себе, а люди, живущие в нем, еще хуже. Достаточно сказать, что один из героев – безногий подросток, а с персонажами, в том числе, детьми, тут регулярно случаются разные ужасные вещи. Увы, невзирая на все плюсы (язык, лор, персонажей), у «Сетерры» есть одна большая проблема – недосказанность всего и вся. Понятно, что таким недостатком страдают все циклы, но тут это прямо злит. Ни одна сюжетная линия (а их тут немало) не закончена, ни одна тайна не раскрыта. Книга просто обрывается на полуслове, оставляя мрачного чтеца с кислой миной и чувством «не доложили».

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Нил Гейман «Дым и зеркала»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 16:01

Лучшее, что есть в книге — обложка. Во всяком случае, в серии «Мастера магического реализма». Она готично-очаровательна. Эта лохматая ведьма, эти тусклые свечи. Но содержание самого сборника… В нем больше двух десятков произведений (именно произведений, а не рассказов), из которых от силы пять худо-бедно интересны, причем один из лучших из этой пятерки спрятан в предисловии, где Гейман не очень умело пытается обосновать состав своего, пожалуй, самого слабого и странного сборника. Так что предисловие ни в коем случае нельзя пропускать. Все остальные произведения, кроме этой пятерки, явно были собраны по пыльным сусекам для объема, а это процентов восемьдесят сборника. Тут есть и стихи, и синопсисы, и экспериментальная проза, и «фанфики» по Лавкрафту. В общем, чего тут только нет, кроме того, чего ждешь от сборника рассказов и от популярного автора, создавшего прекрасных «Американских богов» и «Никогде».

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Антология «Фантастические создания»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 15:59

Идея собрать под одной обложкой рассказы о монстрах всех цветов и размеров — замечательная. Увы и ах, кандидаты подобрались один другого хуже – предсказуемые, посредственные и иногда на уровне графоманского бреда. Из шестнадцати повестей и рассказов от силы три читаются с интересом. То есть они тоже далеко не гениальны, но, по крайней мере, не вызывают зевоту или даже раздражение. При этом в сборник зачем-то впихнули два произведения про оборотней (эка невидаль), как будто других монстров не нашлось. И как будто заставили прекрасную писательницу Диану Уин Джонс через силу написать хоть что-нибудь. И она написала. Через силу. Какую-то тягомотную притчу непонятно о чем. Среди других известных авторов отметились Питер Бигль и Нил Гейман, но к ним особых претензий нет. В общем, серия «Мастера магического реализма» пополнилась еще одним неудачным сборником, наряду с «Дымом и зеркалами».

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Нил Гейман «Сыновья Ананси»

Stepan555, 23 сентября 2021 г. 15:55

Всегда опасаюсь читать приквелы, вбоквелы и прочие «елы». Кажется, что весь свой творческий жар автор потратил на основную книгу, а здесь тупо решил срубить бабла на волне популярности. Но всегда приятно ошибаться. Как не трудно догадаться из названия и имени автора, «Сыновья Ананаси» — это еще одна история из мира «Американских богов». И ответвление весьма удачное. С иронией, с обаятельными рельефными героями и… Так и хочется сказать, с интересной историей. Но именно с ней имеются некоторые проблемы. Начинается она шикарно, двигается ровно, но под конец, когда нужно связывать все сюжетные нити воедино, выглядит даже для фантастического романа совершенно сказочной. Очень натянуто, неправдоподобно. Однако, несмотря на этот недостаток, оставляет приятное послевкусие.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Stepan555, 21 июня 2021 г. 11:19

Что тут говорить – культовое произведение. И справедливо культовое, это не какой-нибудь очередной распиаренный и дутый «Бестселлер Нью-Йорк Таймс» про несчастную попаданку, а настоящая книга, которую можно читать и перечитывать. На мой взгляд, в художественном плане – это вершина творчества Бредбери. Так описать теннисные туфли, то самое вино из одуванчиков глазами мальчишки, что первое тебе захочется купить и надеть самому, а второе – попробовать на вкус, чтобы погонять по рту кусочек лета. Да в некоторых современных книгах экшн скучнее, чем описание теннисных туфель, вышедшее из-под пера Брэдбери. Другое дело, что книга — очень страшная на самом деле. Она как калька всей нашей жизни, от рождения до смерти. И пропускать сквозь себя всю трагичность нашего существования, осознавать ее не очень-то приятно.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Нил Гейман «История с кладбищем»

Stepan555, 20 июня 2021 г. 10:35

Очень занятная книга в жанре мрачного подросткового фэнтези. Главный герой – британский мальчуган по имени Никт, которого на протяжении пятнадцати лет растят призраки, вампиры и оборотни, обитающие на местном древнем кладбище. И вот этот процесс взросление в окружении всякой разной нечисти, чья культура и способности, понятное дело, существенно отличаются от человеческих, показан очень круто. Увы, к основной интриге (причине убийства родителей Никта) есть много вопросов, как будто автор додумывал ее уже после того, как был написан основной текст. Она скомкана, подана поверхностно и совсем не сносит крышу в момент кульминации. Есть придирки и к названию. Но это не вина Геймана, а, как обычно, старания наших доблестных локализаторов. В оригинале роман назывался «Книга кладбищ» по аналогии с «Книгой джунглей». И это название и звучит, и отражает суть романа куда лучше.

Оценка: 7
⇑ Наверх