FantLab ru

Все отзывы посетителя Sumy

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Примо Леви «Мимете»

Sumy, 1 октября 16:18

Ох, и неблагодарное это дело клонирование жен или невест. А если вы вдруг стали обладателем гарема, то сразу же ищите как незаметно его покинуть.

Впрочем, итальянки, судя по этому рассказу, не особо ревнивы. Вот японцам приходится труднее (Ясутака Цуцуи “Кольцевые ветки”). А самые невезучие в этом отношении наши мужчины. Не верите? Просто вспомните стих Леонида Дербенёва — ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН.

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Стефан Вайнфельд «Пьяница»

Sumy, 1 октября 13:27

А ведь самое смешное в том, что посредником между электронно-вычислительной машиной и человеком был изобретатель Гугл (Google).

Оценка: 4
–  [  -1  ]  +

Роберт Артур «Упрямый дядюшка Отис»

Sumy, 1 октября 13:18

А ведь если бы дядюшка Отис выговорил до конца имя американского президента, то история пошла бы совсем по другому. И мир «Человека в высоком замке» мог бы стать реальностью.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Константин Фарниев «Взорванные лабиринты»

Sumy, 1 октября 11:26

Честно говоря, фантастики в этой повести – кот наплакал. Инопланетяне-астероллы, появившись в первой главе, исчезают, чтобы вновь вынырнуть только в последней. В остальном же содержание повести соответствует жанру политического детектива и антикапиталистического памфлета. Однако без фантастической составляющей, по-моему, сюжет сильно бы просел. Именно эксперимент инопланетян послужил толчком к дальнейшим событиям.

Повесть изобилует экшеном. Убийства, погони, похищения. Почему же так скучно её читать?

Во-первых, персонажи. В книге присутствуют: генерал мечтающий примерить фуражку Пиночета и лавирующий между политическими партиями президент, честный полицейский и беспощадная мафия, олигархия, паразитирующая на народе и компартия за этот же народ радеющая. В общем, все персонажи это выходцы из советского агитпрома. Но дело даже совсем не в этом. Просто действующие лица описаны настолько блекло, что проигрывают даже своим плакатным прототипам. Честно говоря, я несколько раз путал одних героев с другими.

Во-вторых, заполитизированность. Даже не сама заполитизированность, а отсутствие полу-тонов. Всё слишком черно-белое. И это слишком бросается в глаза и раздражает.

Только для коллекционеров.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Кирилл Станюкович «Удивительный луч профессора Комаччо»

Sumy, 16 сентября 14:19

Вот писал человек о йети и других реликтовых существах. Писал, в общем-то, не плохо, но и не так, чтобы хорошо. Так кой же черт его заставил состряпать этот политизированный фантастико-производственный памфлет. В результате получилось — перефразируя цитату из хорошего советского фильма: «Наши играют латиноамериканскую жизнь»

Судя по названию можно было ожидать даже худшего. Мне почему-то казалось, что эра “удивительных лучей” ушла в прошлое ещё в двадцатых годах двадцатого же века. Усиливало интригу и использование в названии слова “профессор”, да не просто “профессор”, а “профессор Комаччо”. Комаччо, Карл! Это должно было внести в повесть дополнительный трэш.

Но всё оказалось не таким уж и страшным, как предполагалось. Нет, повесть, конечно, откровенно слаба. Научная составляющая вызовет недоверие даже у читателя среднего школьного возраста. Удивляет и, найденное людьми доброй воли, применение для зет-лучей — подглядывание за империалистами. А вот шпионская составляющая не дает повести полностью превратиться в унылое то, что не тонет. Честно говоря, вычислить шпионов в окружении прогрессивных ученых я так и не смог.

Молодому читателю, кто захочет, а главное сможет осилить это, хочу посоветовать ознакомиться с событиями 1959-1961 на Кубе, апогеем которых стала операция в заливе Свиней. Это поможет понять многие события происходящие в этой повести.

Ладно – поставлю четверку. Всё-таки 1965. И всё-таки Душанбе.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Владимир Шитик «Последняя орбита»

Sumy, 13 сентября 20:00

Научно-фантастический повесть, вышедшая в начале 60-х, о полете на Марс и Плутон. Шаблонный сюжет, изобилующий штампами.

Начнем с экипажа. В подобных НФ повестях экипаж, как правило, состоял из четырех человек: профессор или академик (разум), молодой ученый (сила), китаец (брат), и пионер или девушка (часто попадали на космический корабль “зайцем”). В данном случае автор решил быть оригинальным – китайца в экипаже нет. Черт возьми, я только сейчас осознал насколько это экстравагантно – вот пионер есть, а китайца нет.

Теперь о подготовке полета. Автор или сам, или устами персонажей проводит ликбез читателю, скрупулезно объясняя все детали. Тут надо просто отключать часть мозга, ответственную за критическое восприятие информации и верить автору на слово. Впрочем, иногда верить можно. Это когда автор пересказывает учебник по физике или астрономии.

О самом полете. В космический корабль попадает метеорит. Ух, ты ! Метеориты ! Какое новое слово в космической фантастике ! Но, почему-то, сразу вспоминается Беляев, Шпаков, Владко, а также фильм “Планета бурь”. Ещё один “новаторский приём” – часть повествования о полете ведется в виде дневника одного из героев. Кстати, предположение, что Плутон не является планетой Солнечной системы, было ещё в “Туманности Андромеды” Ефремова.

Результат полета. Разумная жизнь не найдена, но обнаружены артефакты инопланетной цивилизации. Тоже не ново. Тот же Казанцев.

А вот о высадке на Плутон я в советской фантастике, вышедшей до “Последней орбиты”, не читал.

Посредственно и архаично. Даже в 1964 шансов на выход в центральных издательствах не имела.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Худайберды Диванкулиев «Юбилей Сатлыка Шемсетдиновича»

Sumy, 12 сентября 21:11

Фантастики в этой маленькой повести кот наплакал. Зато в ней много говорится о социальной справедливости.

Давайте вспомним.

Вторая половина 80-х. Перестройка. «Узбекское дело». Гдлян и Иванов. Культ поборов и взяток в азиатских республиках.

Не знаю написано ли это в угоду временам перестройки или автор сам неоднократно сталкивался со злоупотреблениями таких вот Сатлыков Шемсетдиновичей. Скорее всего, второе т.к. написана повесть пусть и плохо, но с болью и надрывом.

Но удивляет другое. В повести показано, что такое дерьмо, если и существовало до войны, то вело себя ниже травы и тише воды, и старалось лишний раз не показываться на глаза. Что же пошло не по плану? И почему эти крысы в течении пары десятков лет превратились в хозяев жизни?

Оценка: 3
–  [  4  ]  +

Худайберды Диванкулиев «Логово сатаны»

Sumy, 12 сентября 19:20

“Логово сатаны”. Одно название чего стоит! Писать рецензию на эту бредятину, не используя матерные слова, просто невозможно. Поэтому просто приведу несколько фраз из этой повести.

“Лет пять назад звездолет бесследно пропал в районе небесного треугольника, вершинами которого являются Юпитер, его спутник Каллисто и Сатурн.”

“Микроскопический анализ показал: люди были умерщвлены после зверских пыток неизвестным излучением.”

“Это был взгляд человеконенавистника. Мертвящий холод был в его глазах, а не отрешенность.”

“Сорри не дают спать лавры Гитлера. Он хочет создать армию новых “гитлерюгендов”.”

“Доведенный до отчаяния гонкой вооружений и засильем оголтелых звездных вояк, американский народ нашел в себе силы воспрянуть духом.”

“К нам прибыл космолет с Земли. Они намерены приземлиться на луче антигравитации.”

Вам страшно? Или весело? Тогда ищите эту книгу на просторах интернета. В ней ещё много такого, что сможет Вас напугать или развеселить.

Оценка: 2
–  [  2  ]  +

Худайберды Диванкулиев «Встреча среди звезд»

Sumy, 11 сентября 19:34

В самом конце 80-х, почувствовав запах свободы и денег, издательства обратили свой взор на фантастику, детективы, а самые смелые и на эротику. Изголодавшийся читатель пока ещё глотал всё – в любом количестве и при любом качестве. Как грибы после дождя появляются одноразовые писатели-фантасты, и как грибы же, но уже употребленные в качестве закуски, исчезают после выхода одной книги. Пройдет несколько лет и такие писатели так дискредитируют русскоязычную фантастику, что в определенный период её практически перестанут выпускать, а прилавки заполнит переводная литература.

Периферийные издательства, держа нос по ветру, шли путем центральных, но предпочтение отдавали местным писателям – графоманам. Вот и туркменский писатель Диванкулиев выдал нечто “бердникообразное”, но с восточным колоритом. Я бы ещё понял, если бы “Встреча среди звезд” вышла бы в начале 60-х. Восток – дело тонкое. Можно вспомнить, что в те времена выходила, к примеру, пьеса Н. Гянджали. “Сокровища сгоревшей планеты”. Но, писать такой бред 25 лет спустя…это нонсенс.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Худайберды Диванкулиев «Возвращение к Серби»

Sumy, 10 сентября 13:58

Маленькая повесть, являющаяся смесью “На краю Ойкумены” Ивана Ефремова и (из-за восточного колорита) исторических повестей Мориса Симашко . И, уже поэтому вторична. Язык автора неплох, но для философской линии нет яркой идеи, а для приключенческой не хватает действия.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Гейнц Фивег «Пожар в лаборатории № 1»

Sumy, 10 сентября 11:29

Довольно избитый сюжет, неоднократно эксплуатируемый как в литературе, так и в кино, расцвет использования которого пришелся на 50-е годы прошлого века.

Включает в себя следующие обязательные составляющие:

- изобретение или открытие, совершенное учеными социалистической страны и используемое только на благо людей;

- империалистам на Западе изобрести подобное не хватает ума, но вот придумать, как это открытие можно применить в военных целях, они мастера;

- вражеской разведкой разрабатывается дьявольский план похищения изобретения, засылаются опытные шпионы, но органы госбезопасности их разоблачают.

А вот концовка может иметь несколько вариантов.

Иногда такая повесть заканчивается тем, что, под громогласные аплодисменты прогрессивного человечества, ученый страны народной демократии на пресс-конференции гневно бичует пороки капитализма.

Иногда шпион, размазывая сопли и слезы, во всем признается и сдает всю резидентуру.

Иногда это монолог усталого старого контрразведчика, после которого становится ясно – Джемс Бондам у нас не прижиться.

Такие произведения относятся к жанру НФ только из-за наличия в них фантастического изобретения, а в целом это в большей мере шпионские детективы.

Данный жанр, как массовое явление, почил в бозе уже в конце 50-х, хотя на периферии, время от времени, использовался до конца 60-х.

То, что данный сюжет был использован писателем из ГДР, показывает вторичность восточногерманской фантастики, движущейся в русле советской.

В настоящий момент, повесть может заинтересовать только собирателя раритетов.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Константин Волков «Звезда утренняя»

Sumy, 3 сентября 17:53

В детстве мне эта книга в руки не попала, и прочитал я её, когда мне было далеко за пятьдесят. Скажу разу художественная ценность книги нулевая. Роман изобилует штампами, пафосом и псевдонаучной чушью. Гораздо интереснее было ознакомиться с мировоззрением автора, характерным для времени перед периодом хрущевской оттепели.

Роман начинается со спора двух персонажей, находящихся на первом искусственном спутнике, один из которых требует начать действовать по-русски, по-большевистски и посадить на Землю ракету совершенно для такой посадки не предназначенную(!). Причем спор носит следующий характер:

- Разрешите!

- Никогда не дам разрешения!

- Разрешите мне….

- Ничего не разрешаю!

- Ну, разрешите.

- В десятый раз повторяю – не разрешаю!

Всё это похоже на какое-то клянченье, при котором стороны не приводят никаких аргументов в свою пользу.

Уже из первой главы мы узнаем:

- что космическому кораблю лучше приземляться на воду, ибо вода смягчает удар;

- что в первую очередь надо лететь не на Луну или Марс, а на Венеру т.к. атмосфера Венеры затормозит ракету при приземлении;

- что автоматика это полная чепуха и только ракеты, управляемые именно человеком, смогут безаварийно приземлиться на других планетах.

Дальше — больше. Некий житель Таллина добровольно предлагает себя на роль “морской свинки” для участия в эксперименте, чтобы не подвергать риску жизнь известных ученых.

А есть ли среди вас люди считающие, что в те далекие, практически сталинские времена любой несогласованный шаг влево-вправо приводил, как минимум, к расстрелу через повешение? Что, есть? Тогда я смеюсь над ними. Вот простой пилот Одинцов, получив задание облететь Луну, по собственной прихоти, наплевав на приказ, летит прямо на (так и хочется сказать – на Солнце, но буду правдив) Землю, чтобы всем доказать возможность посадки ракеты на воду. Со скоростью 400 км/час он мягко (???) входит в волны Черного моря. И чем это для Одинцова закончилось? Чуть-чуть пожурили и просто перевели (к тому же временно) на другую работу.

Как футуролог автор тоже не на высоте. Конец 70-х ХХ века, а люди не высаживались на Луну и даже автоматы на спутник Земли ещё не прилунились.

Заканчиваю, ибо критиковать эту повесть можно бесконечно.

В последнее время я время от времени наталкиваюсь на критические комментарии в адрес “Туманности Андромеды”. Вот критикам этого романа Ефремова я и посоветовал бы ознакомиться со “Звездой утренней” Волкова. Просто почувствуйте разницу. А ведь и то, и другое написано в 1957.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Олег Шовкуненко «Тест на выживание»

Sumy, 23 августа 19:57

Роман Олега Шовкуненко “Тест на выживание” представляет собой гремучую смесь.

Производные: копчёная колбаса, сыр «Волна», лимонад «Колокольчик». Срок годности истёк! Тьфу ты, прошу прощения, ошибся. Ингредиенты, составляющие роман, еще ''ядреней''. Это “Пикник на обочине” АБС, рассказ “Арена” Фредерика Брауна и фильм «Звездный десант» Пола Верховена. В отдельности все эти составляющие хороши, однако, то ли винегрет из таких компонентов получается несъедобным, то ли автор просто не способен создать что-то неординарное, но роман у Шовкуненко не получился.

Вкратце, речь в романе идет о коротком пребывании на Земле галактических кочевников, которое положило конец цивилизации людей. Земля превращена в свалку, на которой царят аномалии и жуткие инопланетные твари ведут охоту на людей. Интересно, что эти твари, при полном отличии от человека, свободно пожирают людей, а земные вирусы и бактерии не представляют для них никакой опасности.

Нет, книга, в общем-то, читабельна. Но сколько же у неё минусов!

Во-первых, герои. Они картонные. Если главный герой к месту и не к месту повторяет фразу: Цирк-зоопарк! – это ещё не делает его “живее всех живых”. Удивляет и главная героиня – 19-летнее существо с рассуждениями достойными семиклассницы и согласная отдаться за 15 патронов, которая почему-то воспылала страстью к Г.Г. Кстати, эта (ну ладно — пусть будет) девушка, расстреливает по тексту книги столько патронов, что для пополнения боезапаса большую часть жизни ей пришлось бы заниматься сексом.

В продолжении темы: книга заставляет вспомнить поговорку “Патроны у хороших парней не кончаются никогда”. Персонажи романа много и со вкусом стреляют. Стреляют очередями и одиночными. Патронами 7.62 и 5.45. И на закуску забрасывают монстров гранатами и лупят из подствольников. И при этом снабжает их боеприпасами всего лишь один человек — бывший танкист-полковник Максим Ветров, бронетранспортер которого курсирует между последними человеческими колониями. Представляю, как приходится крутиться этому мужику. Вентилятор, в сравнении с ним, просто отдыхает. Кстати, а много ли вы знаете складов с боезапасами рядом с местом вашего проживания? (Тсс! Не говорите вслух. Вас могут подслушать!) У Ветрова с этим проблем нет. Вокруг города Одинцово их, судя по всему, больше, чем гуталина на гуталиновой фабрике.

Положение несколько сглаживает неординарная концовка. Хотя, при желании и здесь можно предъявить немало претензий.

Продолжение особо искать не буду. Хотя, судя по отзывам, “Бой без правил”, вроде бы, посильнее первой части будет, и если вдруг попадется очень дешево, то всё же куплю.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Светлана Полякова «Ангел во тьме»

Sumy, 15 июля 23:35

Сюжет, в общем-то, и неплох. Дети несут наказание за грехи отцов. А то, что события, происходящие в наши дни, напрямую связаны с революцией и гражданской войной, также должно добавить изюминку. Нечто в стиле кинговского “Мешка с костями”, но перенесенное на отечественные просторы и с отечественными же реалиями. Правда, с жанром этого романа я так и не определился. Мистика, триллер, детектив, реализм? Повторюсь, сюжет пусть и не нов, но неплох. К сожалению, его авторское воплощение неудачно.

Во-первых, не страшно. Неудачи в личной жизни. Заморочки на работе. А тут ещё и конфликт с хамоватыми соседями. Из такого начала тот же Кинг создал бы первоначальную мрачную атмосферу. Да и дальнейшим событиям можно было бы придать элементы хоррора и триллера. Одна тема Бегущей Монахини чего стоила! У Светланы Поляковой получилось слишком пресно.

Во-вторых, герои уж слишком напоминают персонажей отечественных сериалов. Они ведут себя подобно героям телесериалов, разговаривают как герои телесериалов, совершают поступки свойственные героям телесериалов и столь же нереальны как герои телесериалов. В результате — в них не веришь.

Невыразительный полумистический роман о нереальных людях.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Аркадий Адамов «Личный досмотр»

Sumy, 13 июля 11:07

Ко времени написании этой повести Аркадий Адамов уже сделал себе имя как автор двух детективов-бестселлеров: ”Черная моль” и “Дело “пестрых””. И на их фоне ”Личный досмотр” смотрится весьма блекло. Повесть содержит признаки детектива и производственного романа, по сути не являясь ни тем, ни другим. Плакатные герои, и главное, пресноватый сюжет, делают ”Личный досмотр” скучноватым.

Гораздо интересней мне показались нотки «антикультовости». Это через полтора десятка лет возникнет ностальгия по вождю и на стеклах ”Волг” и “Жигулей” появятся портреты генералиссимуса, а пока эпоха Иосифа Виссарионовича хорошо помнится. И далеко не у всех это приятные воспоминания.

Только для любителей советского детектива. С упором на слово советский.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Михаил Харитонов «Дракон XXI»

Sumy, 11 июля 16:29

«Дракона» Евгения Шварца в зависимости от политических предпочтений можно понимать по разному. Хотите, и Дракон превращается в фашизм, жители вольного города в буржуазных обывателей, а Ланцелот в революционный пролетариат? А хотите, Дракон будет КПСС, а Ланцелот демократом выдавливающим раба из «совков»?

И будьте уверены, что если за интерпретацию этой пьесы берется Михаил Харитонов, то всё будет поставлено с ног на голову. Из романтической сказки, пусть и без 100% хэппи-энда, пьеса под его пером превращается в цинично-чернушный политический памфлет. При этом Харитонов превосходно копирует стиль Шварца, правда время от времени цитируя целые куски из первоисточника.

Читателю необходимо учесть и политические взгляды автора. Вряд ли этот памфлет-пародия придется по душе ярому приверженцу либеральных взглядов.

Мне нравилась пьеса Шварца. Мне нравился фильм Марка Захарова. Мне понравилась и эта политическая притча Харитонова. Пусть и не все его взгляды мне симпатичны.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Владимир Холкин «Сточное время»

Sumy, 2 июля 11:32

Роман включает в себя три сюжета, два из которых взаимосвязаны и составляют первые две трети книги. Третий сюжет только косвенно связан с первой частью романа, но именно он и описан в книжной аннотации.

Итак, что понравилось:

Империя Четырех Лун. Герои здорово напоминают персонажей подростковых романов Хайнлайна или нортоновского Дэйна Торсона. И даже далеко не радужный финал получился вполне романтичным.

СССР XXI века. По моему, вполне адекватно показано к чему пришла бы страна не вступившая на путь перестройки. Китайский вариант не получился бы. Унылое существование в стране с джинсами по 180, но с путевками к морю по 30; с пустыми полками магазинов, но далеко не пустыми домашними холодильниками; с демонстрациями по праздникам и анекдотами про очередного генсека по будням.

Ну, и третий сюжет с поездом, путешествующим между мирами — пусть идея и не нова, но ведь интересна же.

А теперь о минусах:

Финал линии Империи Четырех Лун, если внимательно присмотреться, вышел каким-то нелогичным. Главный герой, вернувшись в прошлое, в точку откуда и началось повествование, оказывается в мире, где все проблемы, решением которых он занимался на страницах книги, каким-то непонятным образом исчезли.

Притянутой за уши мне показалась и идея построения языческой империи на обломках марксизма.

Вторая часть романа о поезде, курсирующим между мирами, связана с первой лишь постольку – поскольку и показалась мне инородным включением. Автор, ничего не объясняя, просто ставит читателя перед фактом существования этого поезда, людей непонятно почему имеющих возможность путешествовать на этом поезде, охотника, вычисляющего контрабандистов. По мере путешествия происходят сумбурные и необъяснимые события. Плюс пафосный финал, который не дает ответы, но ставит своей недосказанностью новые вопросы.

Тем не менее несмотря на свою сыроватость книга мне понравилась. Хотя я вполне пойму людей, которым она “не пойдет”.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Сергей Синякин «Звери у двери»

Sumy, 29 июня 16:23

Честно говоря, если бы в “Стажерах” Стругацких после “Главы 6. Марс.Облава.” шла бы “Глава 7. Марс.Пара лет спустя. Звери у двери” это, по крайней мере у меня, не вызвало бы особого неприятия. Синякин не только сохранил героев и развил сюжет одной из глав “Стажеров” , но и скопировал стиль, и попытался придерживаться мировозрения Стругацких начала 60-х.

И хоть тема “Мы в ответе за тех, кого приручили” в фантастике уже довольно избита, у Синякина повесть получилась.

Возможно, кому-то не понравится слишком строгое следование канонам “Стажеров”, но мне в этом отношении ближе консерватизм, и я тут солидарен с фразой небезызвестного барона: “Когда меня режут, я терплю, но когда дополняют – становится нестерпимо”.

А пиявку очень жалко. Впрочем, Феликса Рыбкина не меньше.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Сергей Синякин «Инспектор Внеземелья»

Sumy, 27 июня 22:57

В «Инспекторе Внеземелья» Синякин удачно сымитировал стиль Стругацких времен «Пути на Амальтею» и «Стажеров». Это ещё не Мир Полдня. Это Мир Без Пятнадцати Двенадцать. Но у Стругацких это был очень красивый мир, в который можно было поверить, а вот при чтении Синякина почему-то время от времени возникало чувство невозможности существования такого мира. Дело в том, что у Сергея Николаевича, почему-то, вместо социализма-коммунизма на нашей голубой планете царит «капитализм с человеческим лицом». А существование Быкова, Жилина и Юрковского в реалиях капитализма (с лицом ли, мордой, звериным оскалом и прочая, прочая, прочая), по-моему, невозможно. Если на Земле, по словам одного из персонажей повести, 7% жирующих хозяйчиков и 83% завидующих им мещан, то откуда берутся Кругловы и Чамберсы? Почему в таком обществе каждый десятый является альтруистом, способным на риск и добровольные лишения?

Зачем автор внес такое изменение? Можно предложить много версий. Но стоит ли?

Впрочем, с дороги, ведущей к миру, созданному Стругацкими в самом начале 60-х прошлого века, мы свернули даже не в 1991, а гораздо раньше.

Кстати, коммунизм на Земле существует. Его строят китайцы, которые по прихоти автора носят корейские имена. Ну, ладно – восток дело тонкое. А вот многие фразы украинских космонавтов звучат бессмысленно. Такие вроде бы мелочи, но впечатление подпорчено.

Тем не менее, у Синякина в целом получился вполне удачный римейк. И, несмотря на гибель главного героя, оптимистичный.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Илья Бриз «Зверь над державой»

Sumy, 17 июня 12:15

В последнее время авторы любят, чтобы придуманные ими попаданцы, направленные в предвоенный СССР, были людьми простыми. Желательно даже, чтобы очень простыми. Ничего то они не знают, ничего не умеют. В школе не учились, а если и учились, то плохо, а если учились хорошо, то всё подзабыли.

Аннотации книг о попаданцах пестрят фразами:

- он не стал просвещать руководство СССР о секретах атомной бомбы

- истории он не знает, полки водить не пробовал, даже толком драться не умеет

- главный герой нисколько не учёный-атомщик, и не инженер-танкостроитель, и даже не спецназовец-супермен.

А так как появление Сталина и Берии в книгах о попаданцах стало уже моветоном, то встретиться с Иосифом Виссарионовичем или Лаврентием Павловичем такой главный герой априори не может.

Роман Ильи Бриза “Зверь над державой“ написан, (как говорил Остап Ибрагимович), ещё до эпохи исторического материализма, когда сюжет о нашем современнике, поучающем и раскрывающем глаза вождю всех времен и народов, ещё не приелся. Тем более, что у Бриза этим (поучением и раскрыванием глаз) занимается не один человек, а целая государственная команда. Посему сюжет книги заключается не столько в описании приключений главного героя, сколько в разработке идей прогрессорства . А вот в такое внедрение знаний из будущего, которое описано в романе, как-то и не верится. Ни в сроки, ни в результаты.

Мне кажется, что книги такого плана нужно выпускать только после одобрения рецензентов. А ими должны выступать профессиональные историки из разных лагерей (про- и анти-) плюс участники военно-исторических форумов. Иначе будем иметь нечто похлеще чем у Виктора Суворова . Ибо “клюквы” и нелогичностей у Бриза не меньше, чем в каком-нибудь «Дне „М“». Вот только “клюква” эта прямо противоположна резун-суворовской. Впрочем, “клюква” всегда останется “клюквой”, независимо от идеологических предпочтений.

Читается книга неплохо, хотя несколько раздражает спермотоксикоз у одного из персонажей.

В связи с тем, что автор слишком благосклонно относится к сталинскому СССР, людям, ассоциирующими себя с демократами, читать не рекомендуется.

Вторую книгу цикла по возможности куплю – уж очень понравилась обложка.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Юрий Тупицын «Красные журавли»

Sumy, 12 июня 19:47

Помните у Горина:

— Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.

Вот и у Юрия Гавриловича вышло нечто совмещенное. “Красные журавли” начинаются как армейско-производственная повесть о жизни военных летчиков, но уже с четвертой главы превращается в фантастику, заставляющую вспомнить “Извне” Аркадия и Бориса Стругацких и “Половину жизни” Кира Булычева. Затем сюжет плавно переходит в описание встречи с братьями по разуму (а вернее с сестрой по морали) и автор впадает в философские размышления о путях развития цивилизаций. При этом читатель узнает, что все человеческие представления о будущем, о дальнейшем развитии цивилизации невероятно наивны, подвержены так называемой инерции мышления, а сама Земля является лишь галактическим заповедником. Ну, заканчивается книга снова в стиле социалистического реализма в смеси с сюрреализмом. Ну, а как ещё по другому можно объяснить оживление погибшего героя? Ведь даже советский генерал Железный Ник пустил по нему скупую слезу. Впрочем, как потом выяснилось, это была не слеза ( ну где вы видели плачущего большевика?), а всего лишь капля с сосны.

Теперь о персонажах. Ну, с Железным Ником вы уже немного познакомились. Главный герой Гирин – видимо совсем недавно сошел с плаката.( Гири бы делать из этих людей. Многопудовые, чтобы никто поднять не смог.) Любит Землю и невесту Нину. Остальные летчики ну прямо персонажи песни ВВС группы «Союз композиторов». Инопланетяне: Люци – жалкая и ничтожная личность с задатками мелкого провокатора ( на уровне – “а не подеретесь”). Имеет идею-фикс – поймать красного журавля. Дийна – представитель супер-цивилизации. Красива до умопомрачения и именно поэтому не хочет показаться главному герою в своём истинном виде (переживает за главного героя – ибо тот может увлечься инопланетянкой, морально разложиться и бросить земную невесту Нину). Выступает в роли Мальвины – постоянно философствует и поучает главного героя.

Но самая большая претензия в том, что Тупицын скучно пишет. Это примерно уровень Казанцева 70-х – 80-х.

Только для людей интересующихся советской фантастикой.

Кстати, я так и не понял : А к чему в повести были эти самые красные журавли?

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Владимир Осинский «Падение вверх»

Sumy, 3 июня 20:12

Во времена СССР Грузия была в числе тех республик, где фантастика влачила жалкое существование. Хуже дела были, наверное, лишь в Эстонии и Литве и даже Туркмения (благодаря фантастике изданной в журналах) выглядела посильней. Навскидку из фантастов Грузии я могу назвать лишь Александра Абашели, а из относительно современных — Гурама Панджикидзе и Владимира Осинского.

Роман, «Падение вверх» последнего, и был издан тбилисским «Мерани» в 1989 году. Я не уверен полностью, вышел ли он «в том месте», но вот в том, что он вышел «в то время», у меня сомнений нет. До 1987 года так писать было ещё нельзя, после 1991 уже нельзя – это стало не актуальным.

Спасибо конечно автору за скрытую критику периода застоя, но она настолько скрытая, что её можно отнести и к капитализму, фашизму, авторитаризму и прочим –измам. Впрочем, заодно с эпохой застоя досталось и всем остальным периодам всех-всех общественных систем. Вот только критика получилось, для времен перестройки, какой-то “беззубой”. Напомнила мне КВН моей студенческой юности — там было делом чести покритиковать студенческую столовку, но не более того.

Читая «Падение вверх» на ум время от времени приходили «Билет на планету Транай», «Город» и «Маленький принц» — всё-таки мы с автором родом из СССР и читали одни книги. Вот только у Владимира Осинского получается очень уж скучно.

Думаю, что современный читатель вряд ли осилит этот роман до конца. Да и кого сейчас заинтересуют проблемы, выход из которых пытается найти автор.

Только для собирателей советской фантастики.

Оценка: 3
–  [  3  ]  +

Виктор Ночкин «Слепое пятно»

Sumy, 21 мая 15:06

Это первая книга из цикла S.T.A.L.K.E.R., которую я прочитал. И она мне категорически не понравилась. Нет, вроде бы и сюжет неплох, и герои не “из ларца, одинаковы с лица”, и читается легко, а книга не пошла. И причин тому несколько.

Во-первых, с далекого 1974, когда я впервые прочел последний, 25-й том БСФ, понятие “сталкер” прочно ассоциируется у меня с “Пикником на обочине”. И переносить события в чернобыльскую зону, по-моему, ну все равно, что написать продолжение о Карлсоне, который живет на крыше пятиэтажной хрущевки в Конотопе. Почему бы не назвать эту серию Ч.А.Э.С. или П.Р.И.П.Я.Т.Ь.?

Во-вторых, когда я начинал подзабывать, что речь идет совсем не о продолжении “Пикника”, и это совсем другой мир, не связанный с романом Стругацких ни временем, ни пространством, в романе Виктора Ночкина зачем-то появлялись “Шти” (слава богу, что не “Харшчо” или “Зупп”) или персонаж Вальтер-Валера (жалкая пародия на Креона Мальтийца). Неужели автор не понимает, что выдержать конкуренцию с мэтрами его роман не в состоянии, и внося эти эпизоды он просто понижает впечатление от своего произведения.

Третье. Честно говоря, раздражали анекдоты? (для анекдотов не смешные) или притчи? (для притч — туповаты) о сталкере Петрове.

Ну, и в четвертых. Персонаж русофил-укрофоб Костик, розмовляющий тильки на ридний мови. Может быть. в какой-то степени, это даже и находка автора. Мне, хорошо знающему украинский язык, читать было легко. Но, я переживал за читателей, живущих в остальных 14-ти бывших республиках СССР. Смогут ли они понять, что людына это человек, а чоловик это мужчина? Почему-то вспомнилась Война и мир. Помните сколько там было сносок с переводом с французского? А тут даже сносок с переводом нет.

И под занавес загадка. «Вы сволочь, Вандемейер» – сколько раз эта фраза возникает на страницах романа?

Пока желание знакомиться с остальными книгами серии отбито если и не напрочь, то надолго.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Сэй Алек «Рейхов сын»

Sumy, 25 апреля 18:16

Если первый роман цикла подходил под определение попаданческо-альтернативный, то “Рейхов сын” это чистой воды альтернативка. При этом автор решил, как и в первом романе, соригинальничать с выбором главного героя, и теперь это советский паренек, который становится сыном полка …. горных стрелков Вермахта. Впрочем, на этом фантазия автора исчерпалась, и в дальнейшем Сэй Алек просто попытался в расширенном виде представить два события из первого романа: боевые действия против англо-французов в Турции и японо-американскую войну на Тихом океане.

При этом все минусы первого романа перекочевывают во второй: газетный стиль, отсутствие “живых” героев, нелогичность некоторых событий. Время от времени автор пытается острить и ёрничать — видно, что старается, но получается у него, как правило, не смешно. Всё это начинает приедаться и становится попросту скучно. Глобальностью событий “Рейхов сын” напоминает популярный в 60-х годах двухтомный роман-эпопею “Тайны войны”, но вот исполнение подкачало и до писательского уровня (пусть и не очень высокого) Юрия Королькова автору ох как далеко.

Вот за эту глобальность и ставлю пятерку. Ну, и за то, что автор вовремя остановился и закончил цикл. Впрочем, можно было вполне ограничиться и первым романом.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Сэй Алек «Нихт капитулирен!»

Sumy, 21 апреля 22:54

В принципе, сюжет книги полностью раскрыт в аннотации и пересказывать его нет смысла. Это скорее альтернативка, чем роман о попаданце, ибо появившись на первых страницах книги и поделившись с верхушкой Третьего рейха своими, весьма поверхностными знаниями событий ближайших 60-ти лет, некий Карл Геббельс (не путать с Йозефом) из 2006 года, в общем-то, выполнил свою миссию. Мавр сделал своё дело, мавр может уйти – уйти, к примеру, на учебу в кригсмарине. Гораздо интересней то, что такое малозначительное событие кардинально изменило историю даже ближайших трех лет, не говоря уже о более далеком будущем. Честно говоря, в это верится с трудом – думаю, история более инертна.

Как обычно, в анекдотах, вначале о плохом:

- художественная ценность текста ниже плинтуса. Картонные герои, газетный язык, сюжет в виде краткой хронологии альтернативных событий.

- напрягают заумствования автора: Гейдрих у автора не просто Рейнхард, а Рейнхард Тристан, а Геббельс (из реальной истории) – Йозеф Пауль. Автор этим, видимо, пытается добавить своему опусу многозначительности, а получается с точностью наоборот.

- язык, которым разговаривает политическая верхушка на Вильгельмштрассе, в Елисейском дворце, на Даунинг-стрит или в Белом доме один и тот же. И как не странно это язык не государственных мужей, а гопников. Единственный, в устах кого такая манера общения выглядела худо-бедно приемлемо, был американский сенатор. Иосиф Виссарионович, кстати, выглядел на фоне западных политиков чуть ли не лингвистом, даже почти структуральнейший.

Ну, а теперь о хорошем:

- таких глобальных описаний исторических событий я не встречал со школьных лет, со времен, когда были прочитаны книги Шпанова и “Тайны войны” Королькова. Вот только, к сожалению, до уровня этих писателей-динозавров Сэй Алек не дотягивает, и сильно не дотягивает. Но первая ласточка уже есть.

- вероятности возникновений некоторых событий альтернативной истории возникших в романе весьма спорны, но многие логически выверены.

Кстати, для лучшего понимания жизни в Третьем рейхе я посоветовал бы автору прочитать “Приключения Вернера Хольта” Нолля, “Операция “Сандерстром “”Шрайера и “О кораблях и людях, о далеких странах...” Рихтера Геца. Авторы знали реалии рейха не понаслышке. Они там жили.

Написано бойко, вот только стоило ли это издавать книгой? Очень все сыро, на уровне интернетовского форума посвященного альтернативной истории. Впрочем, на фоне альтернативно-попаданского вала, хлынувшего в последнее время, этот текст выглядит приемлемо.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Станислав Сергеев «Пепел войны»

Sumy, 19 апреля 16:35

К третьему роману цикл “Достойны ли мы отцов и дедов” стал пробуксовывать и чтобы несколько разнообразить сюжет автор внес две корректировки:

- добавил по максимуму экшена в виде боевых действий в XX и XXI веках

- ввел новую сюжетную линию с участием верхушки спецслужб Третьего рейха.

И если из первой, Сергеев выдавил всё что возможно, то сюжет с Канарисом получился каким-то вялым и концу романа практически сошел на нет. Что-то не срослось у автора с абвером и РСХА. Посему, в конце романа им была запущена новая интрига, разрешить которую героям, видимо, придется уже в следующем романе цикла.

Как плюс — “Пепел войны” вполне читабельный.

Ну, а минусов гораздо поболее:

- герои, как были картонными, так картонными и остаются и, видимо даже в будущем, оживить их автору просто не дано

- боевые действия на юго-западном фронте в 1941, с участием пришельцев из будущего, показаны уж слишком шапкозакидательски и напоминают сражение Жана Грандье с англичанами в Южной Африке (честно говоря, в детстве, из-за “непотопляемости” этого француза валившего врагов пачками, я даже более симпатизировал англичанам, чем борцам за свободу буров).

Да и события, приведшие к затягиванию сроков начала операции “Тайфун”, выглядят неправдоподобно. Вот герой передает командованию РККА информацию по Киевскому “котлу” и на пути наступления, которое осуществили в реальной истории 1-я танковая группа Клейста и 2-я Гудериана, создаются мощные системы обороны. Почему же при этом вермахт тупо прет через Конотоп и Кременчуг на Лохвицу, прорывая заранее подготовленные оборонительные позиции? Автору даже в голову не приходит что захлопнуть котел можно, обойдя систему обороны, к примеру, в районе Сум. И при этом прихватить в “котел” и обороняющихся? Что немцы часто и густо проделывали в реальной истории.

В общем, на этой книге можно было бы и закончить, но как на зло на распродаже я купил по дешевке пятую книгу цикла, да и узнать кто же из верхушки власти вставляет палки в колеса товарищу Сталину хочется.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Станислав Сергеев «Война сквозь время»

Sumy, 14 апреля 21:36

С недавних пор мне перестал нравиться писатель Сергей Анисимов. Ибо он своим “Вариантом “Бис”” заставил меня поверить в то, что альтернативка о Великой Отечественной это всегда интересно. И так убедил, что даже всякие Анатолии Логиновы и Герантиди долго не могли своими опусами меня в этом разуверить. Но то, что не удалось сделать графоманам, оказалось вполне по плечу середнячкам типа Станислава Сергеева.

Итак, имеем гремучую смесь из советского агитпропа (уровня дохрущёвских времен) и голливудского милитаристического маразма. Ну, вроде того как объединить “Два бойца” со “Спасением рядового Райана”. Получаем опус “Как имея один танк Т-64 , БМП 1 и 2, и БТР-80 разгромить вермахт в 1941 году”. Помните крутые куриные яйца, которые видимо, варили не менее пары часов, из ассортимента советской столовки? Так вот Г.Г. романа ещё круче: что не пуля, то врагу прямо в лоб, а с любой им установленной миной обязательно встретится Т-3 или на худой конец Hanomag. За Г.Г. даже не переживаешь нисколько, он так же непотопляем, как какой-нибудь Корум или Корвин.

Минусом является и то, что все персонажи романа черно-белые, полутонов автор не признает. Запоминающиеся персонажи тоже отсутствуют намертво.

Причиной поражения РККА в 1941 Станислав Сергеев видит в слабом командном составе, но почему-то забывает о танкобоязни красноармейцев и их неумении сражаться в окружении. Да и чтобы понять, что из себя представляла часть бойцов Красной Армии, я бы посоветовал автору ознакомиться хотя бы с “Историей двух немцев, которые воевали за Киев” (легко найти в интернете) и понять, что в 1941 СССР был, если и не колоссом на глиняных ногах, то уж далеко и не монолитом.

Ставлю “5” роману за читабельность, ну и за то, что наши всех победили малой кровью и могучим ударом, пусть ещё пока и на своей территории. И ещё за то, что Станислав Сергеев не послал Г.Г. уже в 1941 брать Берлин и захватывать в плен Алоизыча. А ведь, судя по его резвости, мог.

Оценка: 5
–  [  5  ]  +

Виктор Шендерович «В чужом городе»

Sumy, 25 марта 22:00

Честно говоря, это страшный рассказ. И я не советовал бы его читать людям, не попадавшим в экстремальные ситуации. Однако тем, кто хочет понять, почему Шендерович является именно таким Шендеровичем, этот рассказ прочитать необходимо. Надо просто понять человека, по которому катком прошла мерзость, являющаяся в какой-то мере порождением той эпохи и того общества, которые этот человек так ненавидит. И не просто прошла катком, а видимо, в силу воспитания и характера этого человека, искалечила его душу сильнее, чем у других. Впрочем, к герою (автору) этого рассказа особых претензий нет. Армия может поломать каждого, если этот каждый не способен на поступок. А поступок – это, как правило, жизнь человека, расстаться с которой или забрать которую не так уж и легко.

Понятно, что изменить прошлое автор уже никак не может. Да и все варианты как разрулить в будущем ту ситуацию (к примеру, или отомстить, или просто забыть) всегда будут иметь больше минусов, чем плюсов. И, приняв любое решение, афишировать его будет просто глупо. Вот и хотелось бы спросить у автора: а зачем был вылит этот ушат помоев? Тем более что в конце рассказа герой предстает ничуть не изменившимся со времени службы в армии – этакий ни на что не способный инфантил.

Бороться с той с той мерзостью, которая зовется дедовщиной, конечно же, надо. И бороться очень жестко, может быть даже жестоко. Вот только не такими мазохистскими рассказами.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Олег Дивов «Толкование сновидений»

Sumy, 14 февраля 20:21

Казалось бы, всё должно было способствовать тому, чтобы “Толкование сновидений” мне понравилось. Наш город как раз завалило снегом, стояла пасмурная погода, а я несколько дней провел на бывшем градообразующем машиностроительном заводе, который несколько последних лет был скорее мертв, чем жив. Грязный снег, заклеенные бумагой окна остановленных цехов и хмурое небо как раз и создавали то настроение, под которое этот роман Дивова должен был пойти. И, честно говоря, книга читалась с интересом, и авторский стиль мне пришелся по душе. Вот только, мне кажется, любая книга должна быть написана для чего-то. Ну, хотя бы пусть даже для развлечения. А вот для чего был написан этот роман я, по простоте душевной, так и не понял. Психологизм ради психологизма. Если сравнивать с музыкой, здорово напоминает то, что делали Tangerine Dream в самом начале 70-х.

Конкретно, “не моя” книга.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Александр Золотько «1941: Время кровавых псов»

Sumy, 14 января 19:35

Моё детство прошло в небольшом областном городе центральной Украины, умудрившемся за последние сто лет пять раз поменять своё название. В самом начале 70-х родители получили небольшой садовый участок, и я с нетерпением ожидал очередную поездку на, как с гордостью говорил мой отец, дачу. Вот только прельщала меня эта так называемая дача не тягой к крестьянскому труду, и даже не возможностью развести костер из старых веток и сухого бурьяна и съесть на пару с отцом у этого самого костра баночку корюшки (эти консервы в то время ещё встречались в магазинах нашего города). Просто в сотне метрах от наших нескольких соток находилась балка со зловещим названием Злодейская, а возле этой балки были, оставшиеся со времен войны, окопы. Вот туда-то я сразу по приезду и направлялся, чтобы покопаться и что-то найти. Находки, честно говоря, были так себе: гильзы, несколько немецких монеток, пуговицы и прочая мелочевка, но вот однажды я выкопал какой-то ржавый рифленый цилиндр. По простоте, я решил, что это котелок, но отец, которому я показал находку, разъяснил, что это футляр от немецкого противогаза. После этого при просмотре кинохроники Великой Отечественной я стал обращать внимание, что практически всегда солдаты вермахта имели при себе противогазы. Но при этом Вторая Мировая и химическое оружие были для меня понятиями, не имеющими ничего общего.

Однако в последнее время тема возможности использования отравляющих веществ в войнах середины ХХ века стала время от времени появляться в кино и литературе (мне в первую очередь приходят на ум “Вариант Бис-2” и “Человек войны”). Честно говоря, я не понимаю роста интереса к этой теме. Страх перед ОВ после Первой Мировой конечно понятен, но и Вторая Мировая, и локальные войны середины ХХ века коренным образом отличались от Первой Мировой, и использование ОВ принесло бы применившим больше проблем, чем дивидендов. Да и результативность химических ударов при маневренной войне чрезвычайно низка. Автор, по-моему, сильно преувеличил возможные последствия, к которым привело бы локальное использование РККА ракет с люизитом.

Впрочем, в отличие от большинства книг о попаданцах, фабула романа «1941. Время кровавых псов» далеко не проста, и герои двух сюжетных линий, как выясняется, являются всего лишь пешками в многоходовке разработанной второстепенным персонажем. Особых ляпов я не заметил. Ну, разве что автор прокололся с FW-190 – эти самолеты появились на советско-германском фронте только в конце осени 1942. Остальные огрехи находят свои объяснения по ходу чтения романа.

Вполне читабельно.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Джеффри Лорд «Леса Гартанга»

Sumy, 9 января 22:43

Читая романы из цикла “Приключения Ричарда Блейда в иных мирах” ожидаешь в первую очередь рубилово-мочилово, приправленное эротикой. И, в общем-то, в «Лесах Гартанга» всё это будет. Но, это один из немногих романов серии, который нельзя назвать чисто приключенческим, и в котором, по-моему, весьма сильна социальная линия. Взаимоотношения между болотниками, племенем леса и расой андрогинов – Слитыми несправедливы, с точки зрения людей, но логически обоснованы и позволяют сосуществовать этим трем социумам. Вмешательство Блейда приведёт к исчезновению расы Слитых, но даст толчок развитию человечества. Автору конечно можно было бы обыграть тему счастья одной расы за счет уничтожения другой, но не будем забывать, что это, в первую очередь, развлекательная литература, и читатель, её потребляющий, вряд ли захочет чего-то большего, чем отдохновения для мозгов.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Михаил Валерин «Если судьба выбирает нас»

Sumy, 8 января 22:55

- Берем историю о попаданце.

- Что, опять?

- Ну ладно, тогда поработаем в жанре альтернативной истории.

- Но это ведь тоже тема не первой свежести.

- А если смешать?

И вот герой романа “Если судьба выбирает нас” оказывается в параллельной России, уже кардинально измененной «попаданцами». Тема вроде бы и не новая, но и не сильно заезженная.

Итак, 1916 год. Россия успешно противостоит Германии, Австро-Венгрии и Турции. Не было ни поражения при Танненберге, ни Великого отступления 1915 года. Главный герой принимает активное участие в событиях на русско-германском фронте. Надо отдать должное автору: описания боевых действий удались, да и образы офицеров и солдат получились весьма живыми. В принципе можно без особых претензий принять и трактовку автором событий первых двух лет Великой войны. К сожалению, автор видимо серьезно предполагает, что причиной Октябрьской революции явилась казнь Александра Ильича Ульянова. Честно говоря, хотелось бы узнать предположения Валерина о развитии революционного движения в России.

В конце книги герой узнает, что в этом мире таких же попаданцев как он, ну почти как гуталина на гуталиновой фабрике – то есть просто завались. И большинство этих попаданцев, в меру сил и возможностей лиц, в которых они переместились, пытаются изменить в лучшую сторону будущее России.

Тем не менее, благодаря неплохому литературному языку эта книга вполне читабельна.

Кстати, а что Валерин с Валентиновым то не поделили. Это я о некоем Валентинкине из Харькова, любившим разводить теории о каком-то “оке силы”.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Мэннинг Ли Стоукс «Раб Сармы»

Sumy, 12 декабря 2016 г. 19:37

Если кто-то служит в секретном отделе МИ6А британской разведки, то рано или поздно ему придется столкнуться со всемогущим КГБ. А, как всем известно, эту советскую спецслужбу хлебом не корми, а дай сотворить какую-нибудь пакость. И на этот раз КГБ превзошел сам себя – разработал каверзную операцию “Дубль”. Каждому, более-менее известному агенту спецслужб свободного мира, подобран двойник, который в любой момент может заменить оригинал. Не обошла чаша сия и Ричарда Блейда, и советский шпион Григорий Петрошанский был отправлен вместо него в Измерение Икс. Следом за ним, чтобы найти и уничтожить кагебиста, перемещают и Блейда.

Вот тут для меня и начались “непонятки” Честно говоря, я так и не уразумел, для чего МИ6А рисковала своим суперагентом. Ведь вернуться по своему желанию в наше измерение Петрошанский не мог, да и как стало понятно позже и не хотел. Ну, а максимум чего он мог добиться, это заняться построением социализма в отдельно взятом королевстве. Тем более, что выдержать испытание медными трубами агент КГБ не смог – тонкий слой советского лака быстро слез, обнажив хищный оскал империализма. Морально разложившийся Петрошанский быстро разуверился в коммунистических идеалах и стал интересоваться только девушками, вином и властью.

Стоит ли говорить, что со своей миссией Блейд успешно справился. Впрочем, возникает вопрос: а зачем?

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Роберт Ладлэм «Обмен Райнеманна»

Sumy, 30 ноября 2016 г. 21:07

Признаюсь честно, что как только я начинаю читать детективы американских писателей, события которых происходят в СССР или в годы Второй Мировой, то сразу же отключаю часть мозга, отвечающую за критическое восприятие прочитанного. Ибо количество благоглупостей начинает просто зашкаливать. Нет, написан этот роман весьма неплохо — масса экшена и приключений, динамичный ход событий, “живые” и колоритные персонажи. И всё же временами мой разум начинал возмущенно закипать. Вот несколько ляпов, которые меня колбасили.

Главный антигерой Райнеман представлен автором как еврей-нацист. Звучит это настолько дико, что даже отключенный в мозгу участок, отвечающий за критическое восприятие, не помогает. Нет, теоретически среди евреев могли бы быть коллаборанты, сотрудничающие с нацистами. Но не на равных, как показано в романе, и не на добровольных началах. Уж кто-кто, а Райнеман должен был прекрасно знать, что означает так называемое “окончательное решение еврейского вопроса”

Очень удивило как был ошеломлен Сполдинг, узнав о факте сделки американской разведки и нацистских спецслужб. Тем более, что “Стандарт Ойл” через Испанию (,а ведь именно в этой стране Сполдинг выполнял свою разведывательную миссию до привлечения его к “сделке Райнемана”) в это же время поставлял в рейх “черное золото”.

С немецким промышленником Иоганном Дитрихтом, не скрывающим свою нетрадиционную сексуальную ориентацию, пусть и с брезгливостью, но контактируют бонзы третьего рейха. Кастрация или концлагерь – вот что ожидало бы Дитрихта.

К сожалению, эти огрехи автора и не позволяют поставить мне этому роману оценку выше чем 6.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Роберт Ладлэм «Бумага Мэтлока»

Sumy, 29 ноября 2016 г. 19:30

Один из моих знакомых как-то заметил, что если ты прочитал хоть одну книгу Роберта Ладлэма, можешь считать, что ты прочитал их все, ибо скроены они по одному лекалу. Не могу с этим согласиться, но сюжет “Бумаги Мэтлока” использован автором уже неоднократно. В который раз герой-одиночка, которого чуть ли не в темную используют правительственные организации, вступит в борьбу с могущественной преступной организацией, и после захватывающих приключений выйдет победителем из схватки. В романе есть и похищения, и убийства, и погони, но основным всё же будет изобретательность главного героя. Кстати, Джеймс Мэтлок автору удался. Это смелый, умный и решительный, но в то же время, в общем-то и обычный человек без малейшего налета джеймсбондовщины. Ну, может быть, со слегка гипертрофированными чертами “хорошего американского парня”. Да и остальные герои и анти-герои отнюдь не картонные персонажи.

К сожалению, главный злодей – Нимрод совершенно меня не впечатлил, я ожидал чего-то похлеще, да и загадки загаданные автором в начале романа, по-моему, получились на голову выше их разгадок, полученных в конце книги.

Не шедевр, но вполне приемлем для чтения.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Владислав Задорожный «Набело»

Sumy, 19 ноября 2016 г. 23:08

Помните, в чем состояла триединая задача построения коммунизма? Не помните? Странно. А я до сих пор помню, вбитый в мой мозг на институтских лекциях по научному коммунизму, постулат, что одной из задач построения коммунизма было воспитание нового человека. И именно в советской НФ был не только показан новый человек, но и предлагались методы его воспитания. Самыми значимыми произведениями, раскрывающими эти темы, являются “Туманность Андромеды” и “Возвращение. Полдень”. Кстати, наши литературные критики в то застойное время часто снисходительно подтрунивали над англо-американскими фантастами, персонажи которых даже в далеком будущем ничем не отличались от современных людей, а иногда и обладали чертами типичными XIX веку и даже средневековью.

Но времена менялись и, в эпоху (продлившуюся менее шести лет) перестройки, общество будущего показанное Ефремовым (Стругацких трогать считалось моветоном, но и им доставалось, хоть и в гораздо меньшей степени) подверглось критике. Эта повесть как раз и предупреждает о негативных последствиях государственного контроля в деле воспитания детей с целью получения активных членов общества.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Виктор Демин «Беседы с сизой травой»

Sumy, 18 ноября 2016 г. 21:30

Странный рассказ получился у автора. Совмещены антураж брежневских времен и межзвездные полеты. Да и отношения землян с разумной инопланетной Травой не поддаются логике. Вместо того, чтобы пытаться наладить Контакт, люди превращают её в автоответчик для праздной публики, или заводят Траву в виде домашних газончиков.

Впрочем, ещё Чандлер в “Клетке” утверждал, что только разумное существо может посадить другое в клетку. Вот только разумное существо сидеть в клетке не должно.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Егор Лавров «Игра»

Sumy, 18 ноября 2016 г. 20:56

Наверное, самое “советское”, по стилю написания, произведение из сборника “Цех фантастов 90”. Да и проблема адаптации космонавтов после затянувшегося на много лет полета, когда они неминуемо будут испытывать сильнейший душевный дискомфорт, волновала писателей-фантастов ещё в 60-х и 70-х годах прошлого века. Вот и у Лаврова описана ситуация изменения психики, которую специалисты называют космической “кессонной” болезнью, у космонавтов возвращающихся на Землю после девятилетнего полета. Однако, выход из этой ситуации, на мой взгляд, автор предложил весьма бредовый .

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Андрей Анисимов «Тетрадь Степана Голдобина»

Sumy, 18 ноября 2016 г. 19:54

Повесть-однодневка. За три года до её выхода так писать было ЕЩЁ нельзя, а через три года УЖЕ нельзя. Но низкая оценка совсем не из-за этого. К примеру, ни к “Невозвращенцу” Кабакова, ни к “Чугунному всаднику” Успенского, также сугубо перестроечным повестям, никаких особых претензий у меня нет. Да и писательский стиль автора, в общем-то, неплох. Но вот получился у Анисимова винегрет: этакий сюр приправленный “Собачьим сердцем” и перестроечной риторикой. Впрочем, добавил балл за то, что автор, по-моему, одним из первых, показал возможность прихода фашизма в посткоммунистической стране. Думаю, что вряд ли “Тетрадь” будет интересна людям, для которых перестройка это что-то древнее. Да и тем, чья молодость пришлась на то время, тоже.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Джозеф Уэмбо «Рыцарь в синем»

Sumy, 16 ноября 2016 г. 14:38

Я читал этот роман вышедший в серии “Мастера остросюжетного детектива”. Хочу сразу же сказать, что “Рыцарь в синем” это не детектив, а самый настоящий производственный роман в жанре реализма, рассказывающий о нескольких днях жизни американского копа. Да и острого сюжета в книге Вы не найдете – события разворачиваются весьма неторопливо. Но, вот то, что автор мастер – это безусловно. И дело отнюдь не в писательском мастерстве Уэмбо (никаких стилистических изысков Вы в романе не обнаружите), а в его знании подноготной работы американской полиции.

Главный герой Бампер Морган — полицейский по призванию вот уже двадцать лет патрулирующий улицы своего района. Автор делает все, чтобы герой получился реалистичным и “живым”, придавая ему положительные и отрицательные черты. И благодаря его стараниям Бампер персонаж отнюдь не картонный.

Вот только для меня этот коп получился человеком, мягко говоря, неоднозначным. И при чтении “Рыцаря в синем” я часто вспоминал роман братьев Вайнеров “Эра милосердия”, вспоминал и сравнивал. Тем более, что в представлении многих “там у них” всё идеально, а у нас менты в сталинские времена вообще входили в состав НКВД.

Бампер Морган, к примеру, как должное воспринимает то, что ест и пьёт за счет владельцев кафе и бесплатно получает у продавцов необходимые в быту мелочи. А ведь это как минимум неэтично. Ну не могу я даже теоретически представить, что так же могли бы поступить Жеглов или Шарапов. Или Жеглов. Персонаж, хоть яркий и симпатичный, но отрицательный, имеет с Бампером общую заповедь — «Вор должен сидеть в тюрьме». И для обоих средства для достижения этой цели могут быть даже противозаконными: один спокойно лжесвидетельствует в суде, а второй подкидывает Кирпичу кошелек. Вот только судья (думаю, что и Уэмбо) довольно таки снисходительно относятся к этому поступку Бампера, а Шарапов (а это и позиция Вайнеров) жестко выступает против подброшенного Жегловым вещдока. И таких моментов можно найти ещё немало.

Вердикт: далеко не шедевр, но вполне читабельно.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Джозеф Уэмбо «Новые центурионы»

Sumy, 16 ноября 2016 г. 12:45

С “Новыми центурионами” у меня связаны неприятные воспоминания. Но не с книгой, а с фильмом. Осенью 1975 года он демонстрировался в лучшем кинотеатре нашего города и мы с другом-одноклассником решили его посмотреть. Было нам по пятнадцать лет, и выглядел я, по своим меркам, весьма круто: в джинсах Levi’s, купленными за деньги заработанными собирая черешню во время каникул, и с волосами , которые не знали стрижки целое лето. И, хоть фильм имел статус “Детям до 16”, я был уверен, что мой хипповый вид позволит легко справиться с этой проблемой. Какой же был облом, когда моего друга пропустили на сеанс, а меня, облив презрительным взглядом, билетерша отфутболила.

Этот фильм во времена СССР мне так и не удалось посмотреть, но в самом начале 90-х, увидев книгу Уэмбо, я сразу же её купил. Книга мне понравилась – это производственный роман, главными героями которого являются обычные американские копы, ведущие борьбу с преступностью на историческом уже фоне переломных для США 60-х годов прошлого столетия. В этом романе Вы не найдете загадочных преступлений и выдающихся детективов, но узнаете о рутинной работе американской полиции и познакомитесь с реалиями США шестидесятых.

Кстати, лет пятнадцать тому назад, я, благодаря интернету, всё же посмотрел фильм и в какой то степени был рад, что в далеком 1975 году не увидел его. Нет, тогда мне фильм, скорее всего, понравился бы (хотя вряд ли я бы от него фанател), но его просмотр мог бы “сбить” настроение, возникающее при чтении книги. К тому же фильм это сильно кастрированная версия книги.

Резюме: добротный реалистичный полицейский роман, который я могу порекомендовать для чтения.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Леонид Володарский «Снег» из Центральной Америки»

Sumy, 21 октября 2016 г. 20:27

Я, в общем-то, понимаю, что немного завысил оценку этой повести. Это произведение пусть и добротный, но середнячок. И, конечно же, Володарский, как писатель, не выдерживает конкуренции в сравнении с такими мэтрами советского политического детектива как Роман Ким, Юлиан Семенов или Виктор Черняк. И всё же я ставлю оценку “6”, что по моим параметрам соответствует “выше среднего”.

Да, повесть несколько наивна, герои черно-белые, без оттенков, да и идеологически это произведение уже устарело. Но, я из поколения, которое помнит кто такой Сальвадор Альенде и Луис Корвалан, которое следило за событиями в Сальвадоре и Никарагуа, смотрело фильмы Жалакявичюса, читало книги гедеэровского писателя Вольфганга Шрайера, и может напеть “Venceremos”, а почитателям Пиночета (что-то в последнее время слишком много развелось поклонников твердой руки) напомнить о сломанных пальцах Виктора Хара. И поэтому я не могу снизить поставленную оценку.

Хотя возможно это просто ностальгия по молодости, но на днях перечитал (после перерыва почти в 20 лет) “«Снег» из Центральной Америки” и скажу, что повесть “пошла”.

Кстати, ЦРУ ведь действительно было замешано в нескольких скандалах с наркотиками.

Ну, и несколько слов об авторе. Посетители видеосалонов в конце 80-х прошло века конечно же должны вспомнить гнусавый голос переводчика озвучивающего западные фильмы. Так вот это был голос Леонида Володарского.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Александр Зорич «Тридцать первый, жёлтая ворона»

Sumy, 21 октября 2016 г. 18:40

Не будь двух последних абзацев, и этот рассказ вполне можно было бы отнести к реалистической прозе о Великой Отечественной войне. Тем более, что автор отнюдь не дилетант в вопросах ТТХ танков Второй Мировой (ну может быть чуток снизил скоростные показатели “Стюарта”), да и высадка десанта у Южной Озерейки описана вполне в соответствии с событиями февраля 1943 года.

Судя по воспоминаниям фронтовиков, во время войны танк не рассматривался обособленно от своего экипажа, наоборот, экипаж танка одухотворял свой танк, наделял его человеческими качествами, давал танку имена и заботился о нем, как о близком человеке. Потеря танка в бою расценивалась экипажем, как потеря своего товарища и искренне переживалась.

Вот и в этом рассказе экипаж и танк неразрывно связаны между собой. Иногда даже эта связь граничит с мистикой. Впрочем, а можно ли отнести этот рассказ к мистике? Ведь когда люди находятся на волосок от гибели, они начинают понимать: потребность в чуде имеет такую же природу, как воздух и вода, как хлеб и сама жизнь. И чудеса вершились.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Гунар Цирулис «Милый, не спеши...»

Sumy, 12 октября 2016 г. 18:47

Два убийства, попытка изнасилования, шантаж, погони, маньяк. Казалось бы есть все компоненты для захватывающего детективного романа, а получилось пресное произведение. И виной этому газетно-публицистический стиль автора. Не зря, видимо, что самые известные книги Цирулиса были написаны в соавторстве. Автор, хоть и входит в тройку самых известных прибалтийских писателей, работающих в жанре детектива, но сильно проигрывает и Имерманису, и Колбергсу.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Инна Кублицкая «Карми»

Sumy, 7 октября 2016 г. 15:39

Несмотря на средневековый антураж этот роман нельзя отнести к жанру фэнтези. В нем нет ни магии, ни супергероев, ни сверхъестественных существ. И это, конечно же, не чистая фантастика. “Карми” более всего напоминает псевдоисторический роман (нечто в духе “Проклятых королей” Дрюона или эпопею Голон об Анжелике) с вкраплениями фантастики.

У этого романа будет много поклонников. Поклонниц будет ещё больше. Книга написана хорошим языком. Но вряд ли Вам удастся “проглотить” её за вечер. Эту книгу надо читать не спеша, смакуя. События разворачиваются неспешно, масса деталей позволяет хорошо представить выдуманный Кублицкой мир. Главная героиня у автора безусловно получилась. Остальные персонажи, даже второстепенные, тоже вышли вполне живыми.

Но и читателей, которые раскритикуют этот роман, будет не меньше.

Во-первых, ему попадет за некоторую вторичность. Наверняка критики вспомнят и Сапковского, и Латынину,и даже Анжелику Анн и Сержа Голон.

Во-вторых, минимальное количество экшена делают книгу несколько скучноватой. Да и число персонажей, как по мне, просто зашкаливает.

В третьих, слишком много несостыковок и нелогичностей. Не хотел бы пересказывать сюжет книги, но прочитавшие её, думаю, меня поймут: это и падение Сургары (И как такое нежизнеспособное государство могло не только существовать, но и долгое время отстаивать свою независимость?), и хокарэмы ( На какие шиши существуют? Почему никто не “танцует эту девушку”? Да и не соответствует их положение их же способностям.), и Руттул (Как обычный в общем-то человек смог легко и эффективно победить группу супер-ниндзя хокарэмов? Да так победить, что хокарэмы оставили даже мысль как-то навредить ему.) и многое другое. Мне кажется, что и мир, созданный автором, был бы более жестким.

Роман тем не менее получился неординарным. Однако читать его надо отключив часть мозга, ответственную за критику, и приняв все допущения автора за аксиому.

Кстати, концовка романа явно намекает на продолжение. И мне прочитать его хочется.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Майкл Скотт Роэн «Преследуя восход»

Sumy, 16 сентября 2016 г. 20:23

Вроде бы примитивный сюжет: наш современник попадает в альтернативный мир, где втянут в гущу событий и в конце концов, с помощью нескольких друзей, побеждает сильного врага благодаря некой мистической силе. При этом главный герой вполне обычный человек со своими плюсами и минусами (минусов, кстати, гораздо больше плюсов). Но, тем не менее, назвать роман простоватым я не могу.

Во-первых, мир созданный автором нетривиален. Мир Спирали при всей его примитивности, выглядит гораздо привлекательней скучного английского припортового города современного мира Сердцевины. При чтении романа, при всей несхожести на произведения Грина и Урсулы Ле Гуин, на память приходили Зурбаган и Мир вечных сумерек .

Во-вторых, Роэн, в меру своих способностей, попытался уйти от незамысловатого фэнтезийного романа и внес философскую составляющую. Автор показывает, что человек, пусть и внешне благополучный, но с пустой душой легко может стать марионеткой и потерять право самому распоряжаться своей судьбой в угоду удовлетворения своих честолюбивых амбиций.

Изюминкой, по моему, стал и стиль автора заставляющий вспомнить писателей 20-30 годов прошлого века (к примеру,Меррита).

Ну, а как минус это затянутость сюжета и ходульные персонажи говорящие высокопарным стилем.

Продолжение, пока, читать не тянет.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Олесь Бердник «Две бездны»

Sumy, 22 августа 2016 г. 20:25

Люди старшего поколения хорошо помнят период “холодной войны”, когда противостояние между СССР и США чуть не привело к войне “горячей”. Учебные атомные тревоги в США, изучения возможности защиты от оружия массового поражения на уроках НВП в школах СССР, паника среди жителей Флориды после появления советских ракет на Кубе, министр обороны США, выпрыгивающий с 16-го этажа с криком: Русские идут! Казалось вот-вот весь мир полетит в тартарары. Страх перед ядерной войной отразился во многих произведениях западных и советских фантастов. Иногда (как правило у фантастов кап.стран) это было апокалиптические картины, иногда оптимистические.

Этот рассказ Олеся Бердника здорово напоминает рассказ Владимира Савченко “Пробуждение профессора Берна” и является чуть ли не калькой рассказа Фредерика Брауна “Купол”. Спасаясь от возможной ядерной войны герои этих произведений погружаются в анабиоз, закрываются от мира куполом или уходят на дно Мирового океана, но в результате везде в конце концов терпят фиаско.

Основная идея рассказа – желаемое будущее надо создавать сегодня.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Олесь Бердник «Марсианские зайцы»

Sumy, 21 августа 2016 г. 13:45

И в детстве эта маленькая повесть особо не нравилась. Слишком уж наивен был сюжет. Да и написана она была как-то неряшливо и больше всего напоминала план-набросок будущей повести. Мне кажется, что произведения, рассчитанные на детскую аудиторию, Берднику никогда не удавались. Александр Павлович увлекал читателя своими философскими и футурологическими идеями, а в детской литературе с ними развернуться автору было весьма трудно.

P.S. Не в укор Олесю Берднику, но долететь с Земли до Марса за сутки с ускорением g = 9,80665 м/с² невозможно. В идеальных условиях не менее чем за 41,5 часа.

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Андрей Родионов «Послушник»

Sumy, 13 августа 2016 г. 18:33

Я купил эту книгу на распродаже. Получилось это как-то спонтанно. Просто цена была ну очень уж смешная и я не смог удержаться. Но вот приступить к чтению не мог более года. Почему-то казалось, что это полная белиберда. Но вот прочитал и был приятно удивлен. Крепкий развлекательный сюжет.

Врач скорой помощи попадает из 21 века во Францию 15 века. На дворе столетняя война . Англичане и бургундцы наносят французам удар за ударом. Францию разрывают на части междоусобицы и крестьянские восстания. Г.г. безоговорочно принимает сторону Франции.

Далее начинаются события в духе авантюрно-приключенческих романов Дюма и Галон. Тайные общества, секретные операции, политические интриги. На страницах романа бойко действуют и реальные исторические лица.

Можно отметить и довольно таки неплохой язык . Повествование ведется от лица Г.Г. с юмором, пусть и не всегда высококачественным, но, по крайней мере, без пошлостей. Да и читается легко.

Вот только автор почему-то недолюбливает англичан. Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?! Впрочем, как говаривал барон Мюнхгаузен: каждый благородный человек в душе тоже против Англии.

В общем, желание прочитать продолжение есть.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Олесь Бердник «Катастрофа»

Sumy, 13 августа 2016 г. 17:12

В детстве эта повесть произвела на меня огромное впечатление. Но вот через пару лет после прочтения я наткнулся на статью Дмитрия Биленкина “Фантастика и подделка”, в которой среди прочих нещадно критиковались и произведения Бердника. И надо сказать, даже тогда я уже понимал, что критика была совершенно справедливой. Недавно перечитал “Катастрофу” и понял что Биленкин мог бы написать и более разгромную статью. Ибо количество глупостей в этой повести просто зашкаливает.

Вот Г.Г. возвращается в столицу от матери, которая живет в селе на Брянщине, и с удивлением замечает толпы людей у репродукторов. Далее следует диалог:

- Что случилось?

- А вы не знаете?

- Нет, я только что из села.

- Громадный астероид через месяц столкнется с Землей.

Черт возьми, люди вот-вот совершат полет на Марс, а жители глубинки и не подозревают, что в ближайшее время в Землю врежется астероид и наступит полный кирдык. А как же телевидение? А радио? А газеты? Тем более, что информация не засекречена и об этом хорошо знают жители столицы.

Дальше ещё интересней. На астероиде Г.Г. обнаруживает инопланетный космический корабль по размерам превышающий его ракету. Поступает команда доставить его на Землю. Как бы вы это сделали? Вот и ошиблись, всё гораздо проще. Тросы и только тросы могут помочь в выполнении этого дела. Г.Г. привязывает инопланетный корабль к своей ракете и так транспортирует его к Земле.

Впрочем, в этой повести Бердник в какой-то степени предвосхитил идеи “Хищных вещей века'' Стругацких. По-моему, идея, что обеспечение всех материальных потребностей не обязательно приводят к всеобщему благоденствию, впервые прозвучала именно в этом произведении.

Сам то я, пожалуй, ещё не раз перечитаю эту повесь. Ностальгия знаете ли. Но вот советовать это произведение к прочтению я мог бы только ярым поклонникам советской фантастики.

Оценка: 4