fantlab ru

Все отзывы посетителя Резиновый Лев

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  18  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «За миллиард лет до конца света»

Резиновый Лев, 16 января 2014 г. 20:40

Едва зашевелился ржавый, но по-прежнему грозный имперский шагоход, как снова на передний план встала проблема выбора. Смотришь телевизор, а там известный журналист, некогда либеральная звезда 90-х, на глазах превращается в махрового охранителя с совиными крылами. Когда тонтон-макуты напугали его до мокрых штанов? А шагоход всё ближе, а скрежет всё громче, и вкрадчивый такой голос спрашивает: ты с нами или тебя вообще нет? С нами — вот тебе колонка в «Известиях», программа на самом крутом канале, институт, тиражи, феддинги-ребрединги и золотая рыбка на посылках. А не с нами... И ты вспоминаешь тех, кого... нет, не посадили даже, но обосрали с ног до головы, выставили последними дураками, а дельные вроде слова преподнесли так, что хоть стреляйся. А вот и какой-то подполковник подходит, и повторяет свой вопрос. И что? Лепетать жалкое «Бобка», «Ирка», «ипотека»? Или тут же строчить колонку про восставшую с колен Россию, славянское единство и еврогомосеков? Памир-то далеко, да и за границей уже...

Наверное, в России эта повесть ещё долго будет актуальна.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Виктор Пелевин «Затворник и Шестипалый»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 17:04

Представляю, как похохатывают олимпийские боги, читая наши представления о них. Похохатываем и мы, читая евангелие от Шестипалого.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Борис Акунин «Декоратор»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 18:46

Если не закапываться в аллюзии с головой, а легонечко так снять первый слой, получается нормальный, хорошо выписанный триллер. Фандорин, как всегда, хорош. Его оруженосец Анисий Тюльпанов, сочетающий черты Ватсона и Петрухи, чертовски хорош. Великолепно зашифрован потрошитель. Отличная вещь, на уровне лучших цикла.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роман Арбитман «Взгляд на современную русскую литературу»

Резиновый Лев, 30 октября 2010 г. 13:22

Думаю, будет много подражаний (если уже не появились). Да и симптоматично появление этой работы именно сейчас. Современные критики читать ленятся, мнение составляют по выжимкам и аннотациям, о чём уже не стесняются говорить. А тут им целое пособие: как говорить, когда нечего говорить. Пособие остроумное, местами гомерически смешное. Замечательно, что тут говорить.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Вениамин Гиршгорн, Иосиф Келлер, Борис Липатов «Бесцеремонный Роман»

Резиновый Лев, 18 ноября 2011 г. 20:47

Если в советской (не в русской, подчёркиваю, а в советской) литературе был золотой век, то он пришёлся на 20-е — начало 30-х годов прошлого столетия. Ещё не была отвергнута окончательно эстетика века серебряного, ещё не придумали соцреализм, загнав тем самым всё свежее, новое, непричёсанное, что принесла революция, на приёмку товарищу Прокрусту. Произрастали при этой относительной свободе цветы, которыми можно гордиться и сейчас: Ильф-Петров и Мариенгоф, Вагинов и Шолохов, Леонов и Эренбург, Катаев и Всеволод Иванов. И за ними тянулись все, кто имел хоть искру таланта.

«Бесцеремонный Роман» трёх молодых и удалых екатеринбургских парней не дотягивает до уровня «Циников» или «Бамбочады», но это не великая беда. Он прекрасен, потому что написан свободными людьми. Они легко экспериментируют со стилистикой, населяют роман знаковыми персонажами минувших эпох, забавляются историческими парадоксами. Они до того оборзели, что хоть и вспомнили мимоходом Маркса, но запросто игнорируют железобетонный марксистский постулат о роли личности в истории: их герой едва ли не в одиночку перекраивает наполеоновскую Францию, а это без малого три четверти Европы. Всё это написано весело, легко, без малейшей натуги, и даже нет желания предъявлять претензии к правдоподобию.

Символично, что ни один из трёх авторов не задержался в литературе. Пришли иные времена и вся свобода была придавлена деловитыми бездарями, которые лучше владели наганом, чем пером. Кто сосчитает, сколько глыб так и не превратилось в Давидов?

Оценка: 9
– [  11  ] +

Всеволод Вячеславович Иванов «Дитё»

Резиновый Лев, 31 декабря 2011 г. 19:57

Читаешь иной раз фантастичекие рассказики, какие-то нравятся, и оценки высокие недрогнувшей рукой расставляешь. Но точит червь сомнения: это всё равно что пользоваться линейкой с давно обгрызенными краями и затёртыми метками, когда 20 сантиметров сойдут за сорок, коли сильно не присматриваться. Но вот в руках появляется эталон из палаты мер и весов. Тоже ведь рассказ. Приятная кучерявость стиля, единственно возможные слова, обыденная жестокость гражданской войны. И тогда понимаешь, где мастер работал, а где подростки на уроке труда с деревянными чурочками баловались.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Виктор Мартинович «Сфагнум»

Резиновый Лев, 12 февраля 2015 г. 11:40

Сюжет романа вполне традиционен для нынешних стукнутых кинематографом времён: бабки, которые надо вернуть, бандиты, которые за эти бабки в землю уроют, менты, которые и сами кого угодно уроют, когда им на хвост наступят, мелкие гопники, дети 90-х, чьи пустые мозги залиты пивом и джекичаном. Когда надо, все бегут, когда требуется, все стреляют, т.е. с драйвом всё окей. Но главный кайф не в этом. Рискну утверждать, что столь точного, до десятого знака после запятой, описания белорусского мира в современной прозе не встречал. Потому что не гопники и менты главные герои книги, а белорусский космос и белорусский характер.

Белорусский космос. Людзі на балоце, Тутэйшыя, якія тут жывуць, а ў гарад хіба толькі паміраць. Белорусский национальный характер. Обыкновенный негероический стоицизм, внешняя податливость, рахманасць и крепкая сердцевина. На дворе 21-й век, а в речах, действиях, понимании мира — в лучшем случае 19-й. На дворе 21-й век, а Ян Барщевский вот он, за забором, на болоте, со своими ужиными царями, лесовиками и болотниками; какая, на фиг, мифология, если это их (наша) жизнь. Ну да, её постепенно выдавливает надвигающийся со всех сторон стозёвным чудищем Город, и бои приобретают аръергардный характер, но теплится надежда, что затягивающее, обволакивающее, очаровывающее ужиное царство переживёт и лето горячее, и говно собачее, и всё переварит и останется прежним, как при Барщевском или Жигимонте Старом.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Тимур Максютов «Чешуя ангела»

Резиновый Лев, 24 августа 2021 г. 11:13

Серьёзные люди сказали сердито, что только недалёкий читатель станет сравнивать «Чешую ангела» с «Посмотри в глаза чудовищ». Поэтому от сравнений постараюсь воздержаться (а то вдруг за дурака примете) и скажу о другом.

Это очень хорошо, а временами и просто восхитительно написанный текст. Предвоенный Ленинград, несгибаемая бабушка-большевичка, мама, сын-внук Тополёк, его друг Серёжка, сын командира, описаны превосходно. Ленинград военный, блокадный, если абстрагироваться от голода, холода и ставших обыденностью смертей, выписан не менее сильно. Монолог Светланы Андреевны я бы назвал шедевром, но не надо громких слов, просто хорош — и того довольно. Там, где бьются и стреляют люди — тоже чувствуется рука профессионала. Ну и ни одного худого слова не могу сказать про хорошо вычерченную любовную линию со счастливым хэппи-эндом после множества больших и малых передряг.

То есть вот фрагмент, вот кусок, вот сюжетная линия — и сплошь восклицательные знаки расставляет читатель, то есть, извините, я.

Но вся эта красота нанизана на ржавую, погнутую проволоку. Несущая часть романа, все эти чавкающие рептилоиды, делящие мир и играющие людьми, как мелкими монетками, — всё это затаскано, засалено и несёт отхожим местом. Да, без них получились бы отдельные фрагменты, нечто в новеллах, слабо соединённое хлипкими мостиками. С ними — крепкое, ладное строение. Но в его заляпанных красным стенах неуютно и хочется поскорее сбежать.

PS. И вот скажите, почему про любовь Игоря и Лизы (Тристана и Изольды, Ромео и Джульеты, Ларисы и Никиты Сергеевича) в тысяча двенадцатый раз читать всё равно интересно, про дружбу Толика и Серёжки (Валерки и Сёмки, Андрея и Короля) — тоже, а когда очередной Фламель пытается спасти мир от очередного тиранозавра, очень скоро начинает воротить?

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владимир Туболев «Одиночный полёт»

Резиновый Лев, 7 февраля 2022 г. 11:59

Повесть вышла в журнале «Урал», потом в сборнике приключений, потом в авторских сборниках далеко от Москвы. Автор — пилот гражданской авиации, без громкого имени и героической биографии. Повесть о войне, но пришла, когда пик интереса к ней уже минул. То есть всё было за то, чтобы она прошла незамеченной. Она так и прошла.

А ведь это очень хорошая повесть. Компактная, насыщенная атмосферой довоенного и военного времени, лётчицкого быта, и подвиг в ней показан обыкновенный, негероический — полетели, отбомбились, вернулись. И герои негероические, особенно сорокалетние дядьки, пилот и штурман. Просто профессионалы. Просто умеют делать своё дело. Без фанфар.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Алексей Лукьянов «Мичман и валькирия»

Резиновый Лев, 27 апреля 2011 г. 20:26

Читал прежде, в «Полдне», когда тот был ещё толстым и солидным. Прочитал вот второй раз. Но всё равно не в силах постичь. В чём сила, автор? В любви? В ненависти? В том, что блюзмен от бога ловит селёдку, а настоящая валькирия сводит дебет с кредитом? Что молодые, из-за которых всё началось, пусты, как бутылки из-под кефира, а старшее поколение — орёл и орлица?

Не знаю. И не узнаю. Потому что выйди повесть в «Октябре», уже через пару месяцев Ермолин или Беляков мне на пальцах разъяснили бы, что к чему и в какой последовательности, оставалось бы лишь принять (или не принять) эти объяснения. Но «Полдень» — журнал фантастики, а местные критики журналы не читают. Поди, так и помру, не узнав, о чём эта симпатичная, яркая, но такая непонятная повесть.

А что повесть симпатичная — безусловно. Но, возможно, беда в том, что по воробьям стреляют «Стингером»? Избыточная карнавализация плохо стыкуется с прозой жизни. Впрочем, всё-всё-всё. Ведь я же так ничего и не понял.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Виктор Точинов «Полкоролевства в придачу»

Резиновый Лев, 3 февраля 2011 г. 12:20

Главный герой — типичный авантюрист времён феодальной раздробленности — возжелал усесться на трон. Не получилось так — решил попробовать этак. Организовал в местных дебрях банду, несколько шумных дел провёл, и пошла гулять легенда о разбойнике с рыжими волосами. Потом похитил королевскую дочь, и как понеслось всё, понеслось — не остановиться.

В общем, почти все умерли.

За сюжет — пятёрка с плюсом. Лишь однажды я предугадал дальнейшее развитие событий, во всех остальных случаях они (во всяком случае для меня) были неожиданны. Страшен и финал, в котором действительно все умерли, лишь виновник их смерти жив и может по достоинству оценить свой дьявольский замысел.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Сергей Балахонов «Сьнег капітана Мантгомэры»

Резиновый Лев, 24 января 2022 г. 19:50

По-моему, это просто великолепно. Автор — кудесник, виртуозно работающий с языком и столь же виртуозно перебрасывающий мостики из середины 17-го века в начало века 21-го. Обычно подобные постмодернистские кунштюки раздражают, но здесь, кажется, это выполнено идеально.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Александр Гордиан «А был ли Гагарин?»

Резиновый Лев, 14 октября 2010 г. 01:40

Вот ведь дела какие. Небольшой грелочный рассказ «за три часа». Вроде как безделица. И эта безделица — едва ли не лучший рассказ номера «Если», запросто «делает» «Звезду полынь», «делает» весело и энергично, без звериной серьёзности и американо-китайских шпионов. В общем, весь тяжеловесный рыбаковский пафос неизвестный автор уместил в несколько страниц.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер «Лекарство против страха»

Резиновый Лев, 8 августа 2011 г. 17:27

Роман появился в 1976 году. Золотая пора братьев Вайнеров: «Гонки по вертикали», «Эра милосердия», «Визит к Минотавру». Последнее важно, ибо композиционно, да и общим, так сказать, душевным настроем «Лекарство против страха» повторяет именно этот роман. Отличие лишь в том, что из мира культуры действие переместилось в мир науки, и все скелеты в шкафу приобрели иной колорит. Если же учесть, что действие вращается вокруг открытия на грани возможного, роман легко мог оказаться на полке НФ. Собственно, он там бы и оказался, будь его авторы «приписаны» к фантастике. Как оказался там «Третий глаз Шивы» Парнова.

Но в первую очередь это детектив. Как всякое повторение, немного уступает предшественнику, однако всё равно хорош. Автор — сильный профессионал, достигший в те времена пика формы. Хватает точных портретов, умело выписанных ситуаций, хорошо показано движение мысли. Герои — учёные разного масштаба, разного поведения, разного понимания своего предназначения. Есть нюансы, красоту которых понимаешь только сейчас. Например, один из эпизодических героев романа — фарцовщик. И не просто фарцовщик, по основной своей профессии он ещё и натурщик, да к тому же эстет: любит порассуждать на отвлечённые темы, книжечку мечтает написать о своём понимании рок-музыки. Честный и прямой сыщик Тихонов честно и прямо недоумевает, что за профессия у мужика такая — голым позировать. Честный и простой, как палка участковый всё норовит тунеядца на путь истинный направить. И не догадываются простые и честные менты, что всего полтора десятка лет пройдёт, и вылезут такие герои из своих схронов, и окажется, что они не фарцевали, а экономику совка подрывали, и не голыми позировали, а во внутренней оппозиции режыму находились. И вот таких людей, ныне считающих себя интеллектуальной элитой, Вайнеры пригвоздили к позорному столбу. Обидно, слушай!

Оценка: 8
– [  17  ] +

Алексей Лукьянов «Жёны энтов»

Резиновый Лев, 19 января 2015 г. 19:07

Почему-то большинство прочитавших рассказ и поделившихся у микрофона впечатлениями застряли в заднем проходе. Купились, так сказать, на самое очевидное. Видимо, в их представлении «Анна Каренина» по-прежнему подрывает моральные устои, «Лолита» пропагандирует педофилию, а «Тропик рака» или «Сын человеческий» несут в мир споры порнографии. Но даже если «Жёны энтов» и в самом деле подрывают устои и вот-вот пойдут на растопку, скажу: это хороший рассказ. С чёткой (научно-)фантастической идеей, сильной, агрессивной аурой, с аутентичной описываемому лексикой. Цельный, в конце концов, без грамма лишнего жира. Т.е главное дело сделано, а там посмотрим, чьи устои и скрепы прочней.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Илья Эренбург «Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников»

Резиновый Лев, 6 февраля 2011 г. 12:44

Совсем истощает моск перечитывание классики. Нельзя так много, несварение наступает. Читаешь книги, читаешь, а они проносятся мимо, словно дизель-электропоезд «Бухарест-Синая».

Вот «Хулио Хуренито», знаменитый роман начала 20-х, визитная карточка знатного советского писателя вплоть до появления ещё более знаменитых мемуаров. «Первый роман о революции, написанный свободным человеком». «Мозаичная картина жизни Европы и России». А я ничего этого не вижу. Просто роман. В меру любопытный. В меру глубокий — аккурат на штык сапёрной лопатки. Главный герой? Ах, оставьте, Остап Ибрагимович куда ярче и объёмнее. А один Паниковский затмит всех многочисленных учеников вместе взятых.

Роман как роман. Картины как картины. Язык как язык.

В чём сила, брат?

Не дают ответа.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Юлиан Семёнов «Пароль не нужен»

Резиновый Лев, 25 июля 2011 г. 17:59

Собственно, всё ясно — и про роман, и про сериал. Дальний Восток, Гиацинтов и Ванюшин, Блюхер и Постышев, война, смерть, первая и единственная любовь Исаева. Генералы, оставшиеся у белых, и генералы, перешедшие к красным. Японцы и американцы, купцы-министры и министры-купцы, борьба за Россию с одновременной её распродажей. И т.д. Но — фильм лучше и глубже. Роман тоже хорош, типичный семёновский роман с сентенциями, речами, двойным-тройным дном, многозначительностью, но он слишком одномерный. Автор почти всегда надписывает, где хорошие, а где плохие. Хорошие, естественно, красные (хотя среди них встречаются и плохие). Плохие, естественно, белые (хотя среди них встречаются и хорошие). Хорош Блюхер, хорош, по-человечески, по-настоящему, Постышев (если бы он в жизни такой был...). Но настоящий Ванюшин — не в романе, настоящего Ванюшина сыграл Ильин. Генерал Молчанов в романе совсем никакой, впрочем, как и генерал Гржимальский; расцветили эти роли опять-таки актёры. Всего пара реплик, какое-то незначительное движение бровями, пауза, сделанная вовремя — и появляется непредусмотренный объём, а с ним и ассоциации, которые сорок лет назад автор вряд ли держал в уме.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Владимир Михайлов «Чёрные журавли»

Резиновый Лев, 5 октября 2010 г. 21:36

Несколько меланхоличный, но от того не менее прекрасный рассказ: дальний космос, чёрное безмолвие, исследовательские будни, взаимоотношения ветерана и новичка (не лишённые психологических тонкостей). Добротная НФ, продуманность антуража, хороший язык. Даже удивительно, почему тридцать лет не было переизданий.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Андрей Лях «Реквием по пилоту»

Резиновый Лев, 28 ноября 2018 г. 19:00

По всем известным мне параметрам роман скорее плох. Сюжет дёрганый — то бежим быстрее лани, то топчемся, что пепел с сигареты не три, а тридцать три раза упадёт. Эклектика чудовищная — в именах, географии, в действующих лицах, в ”здесь и сейчас”, которое как раз по классикам — ”где-то когда-то”. Герои утрированно-одномерные: фантастический везунчик, гениальный пилот, гениальный управленец, образцово-честный разбойник. И тэ дэ. Но во всей этой безумной эстетике и дёрганости бездна обаяния. Бесподобный антураж, декорации выше всяких похвал, этакие завитушки-фигулечки невиданной красы, которые только рассматривать одно удовольствие. Привкус американского кинонуара. В общем, сюжет придавлен всей этой красотой и, кажется, вовсе умер, но читать очень интересно, а когда со второй половины втянулся, так и вообще класс. Поэтому знакомству с прежде неведомым автором весьма рад, перечитаю обязательно, может, что вправится, на место встанет и прежде непонятое просияет и поймётся.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Дмитрий Тихонов «Ночь в кругу семьи»

Резиновый Лев, 31 декабря 2011 г. 19:48

И такое бывает предназначение: спать всю оставшуюся жизнь, и пусть тебе не Пальма-де-Майорка снится, а рассвет. Иначе этот рассвет не настанет ни для кого.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Михаил Назаренко «Новый Минотавр»

Резиновый Лев, 21 июля 2011 г. 20:16

Вот стою я перед вами, простой русско-белорусский мужик сорока с лишним лет, вроде и слегка образованный, и не самый дурной (надеюсь), и относительно начитанный. И с завистью смотрю, как 20-летний юноша легко, непринуждённо, абсолютно естественно, совершенно свободно себя чувствует в мире древнегреческих мифов. Это — общая культура, или культурность, которую не привить никаким самообразованием. Это... Да чего там, ведь сказано давно: «А писал стихи так легко, словно в речке коня купал». Вот это «в речке коня купал» и не выходило из головы. И ведь не скажешь, что рассказ такой уж великий — вовсе нет, он просто очень органичен — как трава, как дождь.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Мацей Сломчиньский «Я расскажу вам, как погиб...»

Резиновый Лев, 14 сентября 2017 г. 10:24

Хороший, с любовью к деталям, на высоком профессиональном уровне сделанный детектив. С мотивами, которые могли быть у многих действующих лиц, с уликами, которые тоже указывали на многих, с алиби, точнее, его отсутствием. И тем не менее зло было наказано. Стопроцентно законным образом вину убийцы вряд ли удалось бы доказать (возможно, это и спеленало в решающий момент полицейского — ведь перед ним стояла необходимость свои домыслы обосновывать, а частный детектив, в отличие от него, не был скован профессиональными веригами), но один хитрый ход вынудил убийцу покончить с собой — во избежание огласки, пятна на репутации семьи и т.п. Если честно, кажется, что автор немного погрешил против истины: человек, так хладнокровно всё задумавший и исполнивший, вряд ли должен был купиться на дешёвую разводку. Впрочем, что я знаю о мотивах людей «из высшего общества»; вполне вероятно, оставались некие базовые этические вещи, через которые не мог переступить и убийца.

И так, всё замечательно, всё чудесно. Если бы не одно «но». Цены всему этому не было бы, не будь роман стилизацией. Т.е. прекрасно выполненной копией. Это не снижает качества, это сильно понижает рыночную стоимость. Увы, самый талантливый «Ночной дозор», написанный в 1959 году, не будет равен по стоимости тому, рембрандтовскому.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Наталия Ипатова «Дом без кондиционера»

Резиновый Лев, 28 июля 2011 г. 18:14

87-летний физик борется с эльфами и родственниками. Взаимоотношения старца с женой, сыном и женой сына описаны бесподобно, две-три фразы- и получаются объёмные портреты противоборствующих сторон. Бесподобен и сам старец, не позволяющий молодёжи хозяйничать в своём антикварном раю.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Юлиан Семёнов «Нежность»

Резиновый Лев, 25 июля 2011 г. 17:39

Бессонница, пьяный врач, сон, переходящий в реальность и наоборот. Красивый, лиричный рассказ. Вряд ли оригинальный, если сравнивать с мейнстримом, но и вряд ли кто писал шпионские рассказы в такой манере.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Владимир Голубев «Теорема Нёттер»

Резиновый Лев, 25 июля 2011 г. 16:46

Был бы критиком — написал бы что-нибудь прочувствованное и тёплое про Владимира Голубева. Автор публикуется в основном в периодике, следовательно, почти никто на него внимания не обращает. Говорят, вышла у него книга — но, видать, неправильная книга, ибо кто и что про неё слышал? Между тем пишет он... ну, очень даже неплохо пишет: умно, с чувством, часто смотрится интереснее в сравнении с более известными соседями. Не знаю, чего не хватает, чтобы прекрасный рассказ «Прокол» или хорошая повесть «Шаг назад» заняли то место, которое заслуживают.

Вот и «Теорема Нёттер» из того же ряда. Хорошая, умная повесть. «Атмосферная»: детство, мысли, взросление, ужас содеянного — всё это описано убедительно. Открытие. Последствия этого открытия. Очень достойно, умно, интеллигентно. И — тишина вокруг. Что, так много тех, кто пишет лучше?

Оценка: 8
– [  4  ] +

Мария Фомальгаут «Поле»

Резиновый Лев, 25 июля 2011 г. 16:29

Этакая «Коса» Брэдбери, только не о смерти, а о жизни. Ведь хлеб — это жизнь, а именно его выращиванием занимается главный герой по фамилии Шаталов. Все мечутся, норовят стать продюсерами, сценаристами, юристами. Он тоже хотел. Но хлебное поле отвоевало его у жизненной суеты. И спас он мир, когда пора пришла, от голодной смерти. Один спас. Потому что все остальные — продюсеры, сценаристы, юристы.

Такая вот нехитрая, но всё равно симпатичная символика. Можно, конечно, придраться к тому, что автор мельчит образ главного героя: и назойливым педалированием, что вот дескать все сбежали в город, а он один остался, и не менее назойливым описанием тяжкого крестьянского труда (а то мы не знаем; хотя эти, которые сценаристы в третьем-четвёртом поколении, может, и не знают), и постоянным напоминанием, что никак не расстанется он с мечтой увидеть фильм по своему сценарию, т.е. ничто человеческое и т.д. Может, и надо это для того, что бы человек не превратился в эпического героя, но делать следовало бы тоньше. Однако это всё мелочи, не заслоняющие главного — что получился хороший, настоящий рассказ.

Dixi.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Андрей Саломатов «Чёртово колесо»

Резиновый Лев, 23 июня 2011 г. 20:58

Энергичный, хотя и предсказуемый в деталях боевик. Чемодан с миллионом долларом и брюликами, украденный из банковского сейфа, не принёс счастья ни одному из многочисленных владельцев. Ворованные сокровища манили тёплыми пляжами и длинноногими красотками в бикини, но привели прямиком в могилу. Сперва тех, кто воровал, потом тех, кто их убивал. А чемоданчик уже спрятался в другом сейфе, и новые наивные губошлёпы примеривают себя к роскошным яхтам и отелям. Так что чёртово колесо останавливаться не собирается.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Владимир Голубев «Прокол»

Резиновый Лев, 17 февраля 2011 г. 12:04

Страшный в своей беспросветности рассказ о том, как проходит жизнь и нет ни только времени, но и желания что-то изменить в ней к лучшему. Несёт по волнам — ну и несёт. А как счастье примерещится, так и в грязную трубу под дорогой полезешь за ним. Только если нет его, счастья, в жизни, то и в трубе не сыщешь. «Прокол» в чём-то перекликается с давним-давним рассказом Юрия Казакова «Лёгкая жизнь». Видно, мало что изменилось в жизни за истекшие пятьдесят лет.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Короткевич «Леониды не вернутся к Земле»

Резиновый Лев, 20 апреля 2012 г. 19:28

Написано великолепно, но кроме языка, всё — не то. Театральность, искусственность, нарочито создаваемые препятствия, истерическая взвинченность диалогов, даже простая мужская дружба — с налётом лихорадочного возбуждения. Понимаю: поэт, тонкая кожа, пятками по лезвию ножа... Но эта экзальтация в нашем-то двадцатом веке ничего, кроме иронии, не вызывает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Павел Мисько «Востраў «Мёртвая галава»

Резиновый Лев, 11 июня 2011 г. 16:38

2061 год. Безымянная планета, условиями очень похожая на Землю. По законам жанра именно она должна доставить максимум неприятностей исследователям. Так и произошло. Веселящий газ в атмосфере, тяжёлая вода в реках, смертоносные зыбучие пески, растения-хищники, охотящиеся на органику — вот и всё, что успели увидеть первопроходцы. Этого оказалось достаточно, чтобы погибли две исследовательские группы, и остались в живых только двое, да и те умом тронулись.

Антураж вполне привычный, но писательского умения не отнимешь. Автор мастерски прослеживает эволюцию главного героя, умело разбрасывает по тексту загадки, добавляет в НФ строго необходимую дозу хоррора, в итоге получается повесть, от которой не оторваться.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Владимир Васильев «Перестарки»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 16:52

Признание в любви классикам. Возможно, самое искреннее, потому как автор не пытался на фоне учителей продемонстрировать собственные вокальные способности, а очень деликатно подыграл старой магнитофонной плёнке на современном синтезаторе. Жаль только, что синтезатор неважно настроен.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Виктор Мальчевский «Чёрный квадрат»

Резиновый Лев, 6 июня 2011 г. 12:52

Может, именно в том и заключается простая сермяжная правда? Пресыщенный интеллектуал просто видит то, что есть — чёрный квадрат грязной стены, а мальчишка, просто нормальный мальчишка — корабли и чаек?

Оценка: 8
– [  1  ] +

Павел Амнуэль «Бремя пророка»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 20:02

Снова любимый конёк писателя — эвереттика, снова любимый элемент эвереттики — вселенные, образующиеся ежесекундно в бесконечном количестве, как только любой индивидуум делает любой, даже копеечный выбор. Решил выпить чашку кофе, а не чаю, и вот уже образовались две вселенные, и в одной ты выпил чай, а в другой кофе. Но и итог подкрался незаметно: после определённого, очень-очень большого, но конечного числа ветвлений система схлопывается, т.е. в данном случае человечество потеряет память — и коллективную, и личную. Такое уже было 6000 лет назад, но человечество выжило. Однако что станет сейчас, когда потеряют память пилоты бомбардировщиков, операторы АЭС, сторожа ядерных чемоданчиков? В общем, один гений рассчитал, что именно такой вот конец света, связанный с потерей памяти, ожидает человечество, и очень скоро. И мы прочитали, что из этого вышло.

Если и есть сейчас в русской литературе настоящий научный фантаст, то это именно Павел Рафаилович Амнуэль. Честь ему и хвала за упорство, проявляемое в столь неблагодарное для НФ время. Но однообразие тем и способов их реализации всё-таки присутствует.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Дмитрий Смоленский «Проволочник»

Резиновый Лев, 15 февраля 2011 г. 20:49

Оригинальная альтернативная история с медицинским уклоном. Дополнительный шарм придаёт японская специфика. И не было бы цены этому умному и своеобразному рассказу, будь он написан чуть получше.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Владимир Голубев «Золотой Дубль»

Резиновый Лев, 17 октября 2010 г. 22:41

Ещё один рассказ о том, как космической программой собираются вытаскивать Россию из трясины. Аналогии со «Звездой полынью» оказались ещё толще, когда возник старый советский спец, в одиночку рассчитавший в потёртой тетради траектории полётов на Венеру и Марс. Но если 99 процентов рассказа — обычная ретро-фантастика, то вынырнувший из ящика Пандоры финал всё переводит в иную плоскость и портит общее впечатление.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Людмила Рублевская «Авантюры Прантиша Вырвича, школяра и шпика»

Резиновый Лев, 2 сентября 2015 г. 07:54

Ну вот, начало положено. Приключенческий роман, романтическая любовь, подземелье с тайнами и загадками, мужская дружба, родина или смерть, и т.д. и т.п. Ах, как хорошо было бы, выйди этот роман в 1975-м, экранизируй его приличный режиссёр, и чтобы герои пошли в народ, и пели песни на музыку Рыбникова, и сражались на дуэлях. На фиг тогда нам Юнгвальд-Хилькевич со своими мушкетёрами, когда есть Вырвич...

Снять кино и сейчас не поздно, поздно другое: нет той читательской массы, что была у лучших белорусских писателей 30-40 лет назад, и прочитает роман считанное количество читателей (тираж рассчитан на 1600 белорусов), ещё меньшее количество подростков (много вы видели подростков, читающих по своей воле белорусские книги?), и совсем мало будет горячих мальчишек, у которых эти герои закрепятся в душе на долгие годы, как в своё время закреплялись Гервасий Выливаха или Андрей Белорецкий.

Что до самой книги, то есть аромат эпохи, есть настоящие герои, есть исторические персонажи, всякие, но в решающий момент помнящие и о родине, и о её ценностях. Много чего есть, и пусть оно, пока ещё пунктиром намеченное, развивается в нечто настоящее в последующих книгах.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Михаил Успенский «Остальное — судьба»

Резиновый Лев, 20 июля 2011 г. 12:04

И ведь как в прошлом году переживали известие, что крупные фантасты, и Михаил Успенский в том числе, отправились покорять С.Т.А.Л.К.Е.Р. Утрата индивидуальности... костлявая рука рынка... В итоге каждый пишущий получил то, что хотел. Кому захотелось слиться в экстазе — тот слился, и стоит теперь третьим в пятом ряду чернокожих книжек. А кто человек самостоятельный, тот таковым остался и в чужих декорациях. Михаил же Успенский и вовсе оставил от этих декораций рожки да крошки, сломал мимоходом этот квёлый теремок и дальше пошёл. По-хорошему, после этого романа следовало бы прикрывать проект. Впрочем, серию тоже не дураки составляют, понимают, что верные фанаты и до середины этого романа не доберутся; и не узнают пацаны, что теремок этот больше не существует, будут ожидать продолжения банкета.

Ах да, так про что же роман и кто всё-таки убил дворецкого? Да какая разница, господа.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Юрий Поляков «ЧП районного масштаба»

Резиновый Лев, 31 декабря 2015 г. 09:40

Первый прозаический опыт Полякова. Повесть за долгие годы обросла легендами, как дно корабля ракушками. Тут тебе и происки оскорблённого комсомола, и репутация скворца, принесшего на крыльях весну и перестройку, и много чего ещё. Поэтому представлялось, что в повести описаны такие жуткие подробности номенклатурной жизни, ну такие... Я ожидал голых комсомолок в бане, ублажающих крепкую секретарскую плоть, траханье на зелёном сукне чиновничьего стола, пьяные оргии секретарей и секретарок, скелеты в шкафу и неостывшие трупы под диваном. Я ждал страшных разоблачений и немыслимых подробностей.

Ну и? Где, я вас спрашиваю, всё это? Конечно, каждый судит в меру собственной испорченности. Моя оказалась изрядно запущенной. Потому что ничего этого не было. А был первый секретарь райкома, неплохой парень. Были комсомольские работники — кто хуже, кто лучше, кто совсем никак. Есть здравые (т.е. вполне обыкновенные) мысли о карьеризме, о рутине, об отсутствии жизни в комсомольских мероприятиях. Есть, наконец, описание бунта на макаронной фабрике, когда стихийно были свергнуты старые комсомольские вожди и столь же стихийно найдены новые, ещё не испорченные чиновничьей жизнью.

Если эта пастораль какому-то румяному начальничку сорока лет показалась оскорбительной, унижающей честь и достоинство комсомола, можно представить, какими влюблёнными глазами смотрел ВЛКСМ на себя в зеркало. Шуа де Гюрзель, в натуре, говорю я вам.

К собственно тексту особых претензий нет. Написано живо, с юмором, манера Полякова уже проглядывает. Что-то шероховато, с зазубринами, ну так ведь дебют же.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Аркадий Рух «Отчаяние»

Резиновый Лев, 29 января 2016 г. 22:41

Аркадий Рух как литератор зрел в среде фантастов, собирая, редактируя, составляя и комментируя их тексты. Этот рассказ — средний палец коллегам. Стилистически близко к совершенству. 9/10 фантастов, если они честны и что-то понимают в буквах, должны посыпать голову радиоактивным пеплом. Привыкшие нанизывать первые попавшиеся слова на первые попавшиеся прутики, они так не умели и не сумеют.

Что из этого следует? А ничего не следует. Совершенство (если я прав) или поделка (если оскоромился) — всё равно это пустышка, форма без содержания, вычурный узор на заборе, телевизор, с любовью вырезанный из яичной скорлупы. Повод показать умельство и культурство. Что, конечно, тоже немало.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Андрей Рубанов «Живая земля»

Резиновый Лев, 5 мая 2011 г. 21:00

Странным образом мозг воспринимает тексты реалистически и тексты фантастические. Вот вам роман «Сажайте, и вырастет». Что, до этого не читал про зону? Да сто раз. Что, про любовь и разлуку не читал, про сильного человека, преодолевающего э... жизненные невзгоды? Да тысячу раз. Тем не менее узнаваемые детали нисколько не мешали наслаждаться очень сильным и умным текстом. Берём другой пример — «Живая земля». Написано хорошо, но словно некий счётчик в голове отщёлкивает: вот опять постапокалиптический мир; вот опять молодые и сильные выживают; вот снова элои и морлоки; вот это, вот это, а вот и разэто.

И гадай: почему в одном случае узнаваемые детали не мешают, а в другом мешают основательно.

Ну да бог с ними, моими рефлексиями. «Живая земля» — просто хороший роман. Есть здоровая витальность, есть мощно выписанные эпизоды, умно описывается становление героя, хороши диалоги. И при этом ощущение полуудачи (такое же ощущение было и после «Хлорофилии»). Профессионал, способный построить Кремль, решил ограничиться небольшим особнячком для рядового кремлёвского обитателя.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Сергей Снегов «Вариант Пинегина»

Резиновый Лев, 9 сентября 2014 г. 20:16

Пинегин — мощный старик, заслуженный деятель, но он устарел, закоснел в своей славе, не видит нового и волочит своё ретро в светлое будущее. Ему противостоят: а) молодой инженер (уволен за строптивость); б) секретарь горкома (младший друг и соратник); в) старый рабочий (начинал вместе с Пинегиным). Далее мощный старик болеет, обдумывает житьё, видит корни, вскрывает нарывы, прозревает суть — и возрождается, словно Феникс. Он всё понял, осознал, отбрасывает свой вариант и готов модернизировать комбинат в союзе с: а) молодым инженером; б) секретарём горкома; в) старым рабочим. Короче, общий бал.

Кондовый производственный роман. В эти три карты (метод новой кладки, отсталый зам, растущий пред и в коммунизм идущий дед) играли советские прозаики десятилетиями. С них начинал и Сергей Снегов. Вся эта Атлантида, с цементом, инженером Арефьевым, изотопами для Алтунина, Петром Черновым в роли бессменного секретаря обкома рухнула вместе с Советским Союзом, и никто слезы не прольёт, доброго слова не скажет. А Снегов молодец, намного раньше классиков соцреализма увидел, что карты в этой колоде краплёные. И ушёл в фантастику.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Станислав Лем «Мой взгляд на литературу. Размышления и очерки»

Резиновый Лев, 9 августа 2014 г. 20:36

Прочитал, но с трудом. Там, где было бы интересно, он излишне тягомотен, там, где чуть попроще (про польских классиков, например) — не слишком интересно. Обратил внимание на «Предисловие к «Торпеде времени» А. Слонимского», где за четыре года до «SF: безнадёжный случай» обкатывалась бордельная терминология и появлась Сонечка Мармеладова в качестве мисс SF. Любопытно послесловие к «Пикнику на обочине», но и критическая методология явлена во всей красе: продемонстрировать устройство рояля с помощью ломика и молотка, а потом сокрушаться, что такой вот симпатичный аппарат, и так слаб оказался при столкновении с действительностью. Ну и совсем никуда ни годно, когда пан разговаривает с кем-то сильно умным поверх головы скромного читателя: стохастические процессы плохо или вообще не подвергаются когнитивной ретрополяции, фоссилизация сохраняет в геологических стратификациях и прочее подите прочь какое дело. Если бы писал рецензию, она была бы сдержанно-злобная. При всём уважении, почтении и проч.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Владимир Маканин «Старые книги»

Резиновый Лев, 28 июля 2011 г. 18:05

Она приехала в столицу из Челябы. Дома остались мама, отчим. Скука, тоска, косые взгляды. Надоело. Чем займётся в столице — ведать не ведала. Ну, занялась книжным бизнесом. На мысль натолкнул попутчик в поезде. Да и какая разница, книги продавать или куртки? Откуда только талант взялся! Целую группировку организовала. Раскрутилась. Вон уже подельница о кооперативной квартире подумывает.

Но встретила Его. И всё пошло прахом. Он — начальник какого-то отдела редких книг. Отдел — три человека. Включая его. Обхохочешься! Вот так посмеялась, да и влюбилась. Оказался тем, кого в тайне ждала. Старушки-соседки кивают: идеальная пара. Впрочем, она знает: точно так же говорили бы о любой другой.

Вышла ментовка на их группу. Взяли всех, кроме неё. Легко можно было уехать хоть назад в Челябу, хоть на юг: хрутящих бумажек заработала достаточно. Не поехала. Сдалась в ментовку с поличным. Надеялась, что два года он её подождёт.

Не подождал.

Такие дела. И такая вот повесть современного классика его золотой поры, что как раз и пришлась на 70-80-е. Когда не было Букера и Большой книги, но был неофициальный статус равного среди первых, который никакими купюрами не купишь.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Андрей Рубанов «Йод»

Резиновый Лев, 5 мая 2011 г. 21:11

Роман автобиографичен и публицистичен, как «Сажайте, и вырастет», но, в отличие от него, вообще лишён признаков романа. Безостановочный монолог: Чечня, первый обрез, жена, контора, бизнес 90-х, 15-летний сын и его тусовка, бизнес нулевых, Гантамиров, ну и главное — я и мой богатый внутренний мир. Тут важно не заморачиваться, что это всё-таки роман, и не вздыхать, какой он плохой. В такой репортажности, пусть с налётом резонёрства, есть даже обаяние. Однако всему есть предел, и под конец герой и его эго поднадоели избытком мелодраматизма, живописных жестов и соплей. Даже крикнуть хотелось: ну перестань ты, наконец, трындеть, сделай хоть что-нибудь! А он опять за своё. Но, право, пусть лучше такие книги, пусть и несовершенные, представляют нулевые годы, а не Кысь или Венерин волос. «Йод» хоть к жизни отношение имеют, а не высосан из пальца.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Александр Силецкий «Отпуск с убийцей»

Резиновый Лев, 28 апреля 2011 г. 18:50

Дано: в провинциальный городишко приехал на отдых московский гость с простой русской фамилией Невский. Когда-то — сотрудник КГБ (по научной части), ныне успешный журналист. На следующий день его ножом убивают директора местного завода. Невиновность Невскому удаётся доказать, но ясно, что сделать это было бы куда труднее, окажись он птичкой попроще. Потом убита старушка из тех, что всё про всех знают. Свидетели утверждают, что убийца похож на Невского, но на этот раз алиби у него железное. Ну а далее журналист при помощи местной милиции распутывает оба убийства, попутно раскрывает ещё одно, давно пылящееся в архиве, и при этом спасает от руки закона своего соседа по номеру, которого милиция, потирая от предвкушения руки, уже готова была подшить к делу.

Такие дела. В целом детектив как детектив. Но фишка в том, что время действия — где-то начало 80-х, когда никаких частных сыщиков и в помине не было. Это сейчас их развелось как саранчи, тогда же... Инспектор Лосев, инспектор Тихонов, Глеб Жеглов и Володя Шарапов, и какие к чёрту шерлоки холмсы, путающиеся под ногами профессионалов? Кстати, о профессионалах. Местный майор-начальник у Силецкого поинтереснее, пожалуй, главного героя, потому что не столь однозначен. Может, по части фантазий он и уступал заезжему писаке, но как профессионал был на своём месте. А место начальника районной милиции — это не статейки в столичных газетах кропать. И убитый директор, и его убийца — люди в районе знатные, депутаты, к ним на кривой козе не подъедешь, вот и приходилось профессионалу до поры до времени жевать мочало. Зато когда появились неопровержимые факты, так и блеск в глазах возник стальной, и хватка объявилась железная. Так что Силецкий продемонстрировал разницу в работе профессионала, по рукам и ногам повязанного тысячей неписанных правил, и частника, который волен выдвигать самые сумасбродные версии, но ничего эти версии не стоят до тех пор, пока милицейский лейтенантик не накопает для них фактов.

Есть ощущение, что не только время действия романа — начало 80-х, но и что написан он примерно тогда же. Вот и получается: появись он году в 82-м, ну в 86-м — быть бомбе. А двадцать лет спустя при всех достоинствах (и недостатках) это просто один из тысячи детективов, который банально затерялся среди киллеров, антикиллеров и прочих банд.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Майк Гелприн «Мастер»

Резиновый Лев, 20 апреля 2011 г. 13:58

Всем хорош мастер своего дела, который и швец, и жнец, и террористов замечательно готовит, и вообще спец во многих делах. Но эти дела неизменно срываются из-за какой-нибудь мелочи. И летит вся блистательная подготовка в тартарары, словно камень под гору.

Просто с именем мастеру не повезло.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Уильям Сандерс «Найнкиллер и Нетеру»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 17:16

Живописное приключение в аравийской пустыне. Древняя гробница, современные террористы, египетские боги, агент ЦРУ и жаркая любофф богини и пилота вертолёта. Как только этот флакон всё выдержал?

Оценка: 7
– [  3  ] +

Виктор Беньковский, Елена Хаецкая «Анахрон»

Резиновый Лев, 30 апреля 2021 г. 00:31

Напрасно растянули сюжет, годный для небольшой повести, на 600-страничный роман. Из-за этого просто механически множилось уже сказанное. И ладно, если бы вся эта громоздкая конструкция закончилась чем-нибудь неожиданным. Ан нет — и финал стопроцентно ожидаемый, и подвод к нему легко читался без всякого лоцмана. Так что остаётся гадать, к чему группе поддержки понадобилось выдавать хороший, но отнюдь не выдающийся текст за шедевр.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Геннадий Николаев «Хранилище»

Резиновый Лев, 10 января 2018 г. 11:54

Молодой инженер отправлен обследовать некое Хранилище. Тысячи, миллионы ящиков с чем-то ядерным и жутко секретным. Хранилище охраняет рота солдат. Их командир из тех, что устилают трупами путь к любой победе. На дворе послесталинская оттепель, а маленький сталинский упырёк никуда не делся, как и Система, его породившая. Попытка инженера противостоять Системе закончилась смертью доверившегося ему солдатика (как и в романе «Заброшенный полигон», было ясно, что без жертвы, скормленной Хранилищу, не обойдётся). Трагедия изрядно прочистила инженеру мозги. Он-то рвался в атомную промышленность с благородной целью — обороноспособность усиливать, науку развивать, но понял, что красивыми словами заманивают прекраснодушных дураков, а в жизни будет всё то же самое: скармливание бесконечных солдатиков бесконечным Хранилищам. Иначе Система не проживёт.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Владимир Хлумов «Мезозойская история»

Резиновый Лев, 28 сентября 2010 г. 21:26

Нечто юмористически-абсурдистское на фоне разваливающегося СССР. Через пространственно-временной канал в наше время попадает мезозойский гость — мамонт. Говорящий. Его избирают в украинскую раду, он возглавляет парламентскую комиссию. Параллельно идут зарисовки разбегания в разные стороны России и Украины, часто сатирические, но больше грустные.

Оценка: 7
⇑ Наверх