fantlab ru


Сообщения на форуме посетителя dmsl
Страницы: 123456789

 автор  сообщение
 Кино > Сериалы. Оцениваем. Советуем. Обсуждаем > к сообщению


философ
Отправлено 22 марта 00:38
цитата skravec679
Смотрю сейчас сериал Созвездие/Constellation, свежайший, этого года. Допущение там про параллельные вселенные и удвоения персонажей.

Похоже авторы вдохновлялись казахско-французским сериалом "Инфинити" (2022)
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Иван Антонович Ефремов. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 16 марта 22:47
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Мир "Великого Кольца" Ивана Ефремова - сопоставления и параллели > к сообщению


философ
Отправлено 16 марта 21:39
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 15:26
цитата Pirx
Вот для примера небольшой фрагмент программного письма БНС по поводу "Стажёров"

Шикарно!
К сожалению, уже к концу 60-х из писем почти начисто исчезают обсуждения идей, сюжетов, героев. Всё это обсуждается очно, потому что обсуждения эти начинают уходить в такие сферы, которые бумаге доверять нельзя.
А в письмах в основном обсуждение денежного вопроса, краткие упоминания кто с кем и по какому поводу встречался.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 13:58
цитата paul_atrydes
никто из исследователей творчества Стругацких ещё не использовал в полной мере опубликованную переписку.

Все, кому интересно, её читали и применяют извлечённую оттуда информацию для своих рассуждений и трактовок.
А как ещё Вы предлагаете её использовать?
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 10:28
цитата Maidarin
В таком случае авторы изобретали велосипед. Ведь действительно, имея хорошие деньги, ты живёшь совсем в других условиях. Но не факт что в среде интеллигенции.

Конечно. Элизиум придумали древние греки. Ну, и потом Эйн Рэнд его переизобрела.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 08:56
цитата Vramin
Думаю, авторам действительно был интересен вопрос дальнейшего прогресса человека.

В этом Вы глубоко заблуждаетесь. К началу 80-х АБС уже всё для себя про человечество поняли. И ни какого прогресса в грядущем, как минимум, до появления Высокой Теории Воспитания, они не видели.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 08:11
цитата Прокопий Антемий
А там уже недалеко и до Павора Суммана с его идеей "уничтожить массу".

Верно! Проблема разделения человечества обмозговывалась Стругацкими на протяжении всего творчества, ещё с ТББ и ГЛ.
цитата Vramin
Не могу согласиться. Ничего подобного
в отношении люденов в повести не происходит

Это выдуманный мир. В нём можно найти массу противоречий и придумать десятки теорий их объясняющих. Но какой в этом смысл? Постарайтесь абстрагироваться от этой мишуры в виде люденов-странников-комконов и рассмотреть за ней реальность, о которой написаны эти произведения.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 02:03
цитата Bonsai
И куда же денутся все, для которых нет будущего?
В лагеря на Саулу?

Вы уже живёте в этом лагере. Если, конечно, у Вас нет миллиарда на счете.
Вот что забавно, выстраивая концепцию интеллигентских островков Будущего, отделённых от плебса забором, Стругацким не пришло в голову, что они строят те же самые шарашки, только теперь добровольные.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 28 февраля 00:53
цитата просточитатель
цитата Maidarin
Я вам больше скажу. Если Абалкин — это диссидент. То людены — победившие диссиденты. Стругацкие ничего не придумывали, поэтому их вселенная так подробно прорисована. Они брали готовое.
Так ведь очень интересно получается. Если Абалкин диссидент, то из романа прямо вытекает: диссиденты работают на врага (Странников) и .. В итоге получилось ВГВ. Кстати, на самом деле Стругацкие даже особо ничего не придумали.. Неужели весь МП это парафраз "Конца Детства" Кларка?

Тема люденов, безусловно, перекликается с "Детством..." Кларка. Но ВГВ не про диссидентов, работающих на врага.
ВГВ является продолжением постоянно возникающей у Стругацких темы про то, что человечество уже разделилось на две неравные части: условно говоря, интеллектуальную элиту, интеллигенцию — «людей Будущего» (людей, которых прямо сейчас можно забрать в Будущее, см. Данг), и усреднённое конформистское мещанское болото, которое всё устраивает и оно не хочет предпринимать никаких усилий для построения этого Будущего. И раз это болото ничего не хочет, то вполне морально было бы отделится от него и построить Будущее для избранных, за высоким забором.
Первая половина 80-х — пик социального пессимизма Стругацких. На грядущую перестройку нет ещё и намёка, и они уверены, что не застанут перемен. Им кажется непростительным, что система, которая ставила себе задачу поднять уровень каждого своего гражданина до «человека будущего», на деле занимается тем, что не даёт уже существующим «человекам будущего» строить это Будущее, заставляет их жить наравне с аморфной инертной массой ничем ни интересующегося и никуда не стремящегося, погрязшего в бытовухе большинства. Волны гасят ветер.
Людены, странники, комконы — это чистый антураж, декорация. Стругацкие любили закапывать основную идею произведения под несколько слоёв камуфляжа. Например, «Гадкие лебеди». Кто мог догадаться, что мокрецы — это пришельцы из будущего, пока БН не объяснил это открытым текстом в комментариях? Или, что Лес в «Улитке» — это Будущее, в которое мечтает попасть «человек Будущего» Перец, но бездушная бюрократическая советская система не даёт ему это сделать?
Когда речь заходит о ВГВ, комментаторы тоже чаще всего сосредотачиваются на внешней атрибутике повести: Полдень, Комкон-2, странники, людены, Большое Откровение, разделение будущего человечества, вертикальный прогресс. Забывая, что к моменту её написания Стругацким уже давно не интересно сочинять абстрактные истории про далёкое коммунистическое будущее и его проблематику борьбы хорошего с лучшим. Это повесть про настоящее и смысл её видится Стругацким достаточно крамольным, чтобы говорить о нём иначе, как языком Эзопа. БН не раскрыл истинный смысл повести «Волны гасят ветер» даже в «Комментариях к пройденному». Хотя в контексте всего вышесказанного смысл этот становится вполне очевидным: советское общество разделилось на две неравные части, и часть большая держит меньшую в плену, не давая ей реализовывать свой потенциал. И так же, как людены покидают Землю, потому что им становится не интересно с человечеством, современные Стругацким «люди будущего» стараются сбежать из этого плена туда, где, как им кажется, у них больше перспектив.
Более того, Стругацким видится несправедливым такое устройство мира, где «люди будущего» вынуждены подстраиваться под большинство, они приходят к выводу, что если 90% людей не хотят строить лучший мир, а готовы покорно сносить всё, что им перепадёт, то надо выбрать такую общественную систему, где хотя бы 10% достойных сможет построить для себя персональное прекрасное будущее, свой личный изобильный Полдень и большинство не будет иметь права им этого запретить. В этом и заключается достаточно «шокирующее» для СССР 1983-го года Большое Откровение.
Если такая трактовка выглядит сомнительной, то стоит вспомнить о задуманном даже немного раньше ВГВ, в значительной степени спланированном, но так и не написанном романе «Белый Ферзь», где концепция Элизиума, выделенного обособленного рая для избранных — Солнечного круга — изложена практически открытым текстом. БН называет этот замысел — эпитафией миру Полудня и устами своего персонажа выносит ему приговор: Полдень, как утопия для всех — нежизнеспособная фантазия, Будущее можно и, видимо, должно строить только для немногочисленных его достойных, или, другими словами, Будущее не для всех! И, с точки зрения АБС, это вполне рабочая концепция уже реализована в странах рыночной либеральной демократии.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 26 февраля 17:56
цитата просточитатель
да какой из Абалкина борец.. Вот Каммерер из обитаемого Острова да!

Максим в ОО — бунтарь-революционер, с точки зрения Стругацких — безмозглый идиот, считающий, что надо всё сломать, а там оно само как-нибудь утрясётся-наладится.
Стругацкие вообще довольно быстро поняли кто такие есть их прогрессоры. Они вмешиваются в чужую историю, ломают её через колено. Стараются насадить своё понимание добра и общественного блага. И у них, в отличие от историков-наблюдателей, типа Руматы, есть лицензия на убийство. Прогрессоры — это большевики!
А Мир Полудня — братство интеллигенции. Той самой интеллигенции, которая окружала Стругацких и с окончания оттепели была насквозь диссидентской, по крайне мере на бытовом, кухонном уровне. Советскую власть и большевиков в этой среде было принято не любить. Потому и в Мире Полудня их не любят, и даже презирают.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 26 февраля 16:51
цитата просточитатель
да какой из Абалкина борец..

На днях у одного человека оторвался тромб. Сравните его судьбу с судьбой Абалкина.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 26 февраля 16:44
цитата Bonsai
Тогда "ЖвМ" не "притча", а "памфлет".

ЖвМ — это тщательно закамуфлированная диссидентщина. Настолько тщательно, что советская цензура не углядела.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 26 февраля 16:41
цитата просточитатель
тогда очень интересный эффект ведь Абалкин крайне неприятная личность...

Абалкин не неприятная личность. Стругацкие намеренно с юности рисуют его дикарём. Среди всех подкидышей у него самый необузданный нрав и поэтому он и идёт до конца не взирая на угрозу смерти. Только такие и становятся настоящими борцами с системой.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 26 февраля 15:47
Я не согласен с концепцией "смерть автора". Анализировать произведение надо именно с учётом жизненных реалий и убеждений автора. Иначе его можно просто не понять. Куча копий сломано по вопросу кто такой Абалкин и почему он так поступил. Неадекватен он, псих ли он, автомат ли странников? К чему вообще Стругацкие написали эту повесть? Их что правда интересовали высосанные из пальца странники?
Абалкин для Стругацких — прямой аналог советского диссидента. Его жизнь изломана волей нескольких людей Мирового Совета. Так же как советское государство вмешивалось в жизнь своих граждан и принуждало их порой выполнять то, что гражданин с обострённым чувством независимости и свободолюбия расценивал, как нарушение своих прав: служба в армии, работа по распределению, шефская помощь колхозникам и, в конечном итоге, ограничение на свободу слова, совести, перемещения и пр.
Абалкин презирает спецслужбу, которая пытается ограничить его свободу действий и принципиально не собирается ей подчинятся несмотря на угрозы.
В этом он для Стругацких равен советскому диссиденту, который, прекрасно зная чем это для него закончится, выходит на Красную площадь с плакатом "Свободу Чехословакии!", в то время как русские танки входят в Прагу.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 22 февраля 09:42
цитата tick
Неужели не приняли в свой кружок?

Интеллигенция бывает разная. Речь в данном случае идёт не об интеллигенции, а о трактовках, которые существуют вокруг ТББ.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 22 февраля 00:20
[Сообщение изъято модератором]
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 22 февраля 00:03
цитата Abappy
Мне почему-то кажется, что макет творческого интеллигента в ТББ это Будах, а Румата это всего-лишь инструмент авторов

Это очевидно. Будах, Киун, Гаук, Кабани — это не макеты — это прямая аналогия с запуганными ужасами советской власти интеллигентами.
И тут можно усмотреть и ещё одну трактовку: кто такой по отношению к ним Румата? Он фактически всемогущий госдеп (не Господь, а госдепартамент США) — высшая инстанция для советского диссидента. И реплика Будаха про "сотри нас с лица земли..." выглядит знакомой. Очень напоминает речь одного неполживого светоча в американском конгрессе с предложением разбомбить родную страну ядерными бомбами как можно быстрее, пока зараза коммунизма не распространилась на весь мир. Будах, правда, опомнился и попросил оставить его человечество в покое.
 автор  сообщение
 Произведения, авторы, жанры > Аркадий и Борис Стругацкие. Обсуждение творчества > к сообщению


философ
Отправлено 21 февраля 23:41
цитата Shalalak
ТББ прекрасно описывает действия человека высокоразвитого общества, попавшего в экстремальную ситуацию общества менее развитого.

БН неоднократно отмечал, что их герои — люди Будущего — существуют уже сейчас и со многими они лично знакомы.
В свете этого ТББ можно трактовать и так: Румата — это макет творческого интеллигента, «человека Будущего», окружённого серой массой омещанившихся граждан, не заинтересованных ни в каком напряжении сил для построения того светлого будущего, о котором грезят АБС. Румата — макет, потому что именно так себе АБС представляют настоящего Интеллигента — он ударом ноги открывает двери начальствующих персон, смело, не заискивая говорит с ними, и те прогибаются, потому что чувствуют за ним правоту, общественный авторитет и какую-то неявную силу, возможно, поддержку ещё более высокого начальства. При этом этот «человек Будущего» вынужден непрерывно бороться со своей брезгливостью, преодолевать физическое отвращение ко всей этой скотской биомассе, его окружающей.
Именно эту трактовку и экранизировал Герман. Многие удивляются, зачем в фильме так много грязищи и говнища. Но символизм фильма очень прост: вся эта грязища – это мы с вами, а они, творческие личности – руматы, прогрессоры. Это то, как рафинированный интеллигент воспринимает окружающий его социум.
 автор  сообщение
 Кино > Советские фантастические фильмы: какие запомнились? > к сообщению


философ
Отправлено 21 февраля 09:33
[Сообщение изъято модератором]

Страницы: 123456789
⇑ Наверх