FantLab ru

Все отзывы посетителя nattsorg

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Фредерик Пол «Ферми и стужа»

nattsorg, 21 августа 2014 г. 13:26

При чтении рассказа постоянно возникают параллели с похожим произведением Вячеслава Рыбакова «Зима». У Фредерика Пола — лаконично и бесстрастно, у Рыбакова — страшно и душераздирающе. К слову, тут же приходят на ум два фильма на данную тематику — «сухой» западный «Нити» и советский «Письма мертвого человека» — наполненный душевными страданиями и болью об утерянном мире.

Думаю, все политики и военные мира должны штудировать наизусть подобные произведения. Нет ничего дороже на планете, чем сама Земля...

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Дэн Симмонс «Песнь Кали»

nattsorg, 17 апреля 00:08

Мне душно и жарко, хоть за окном холодная промозглая погода. После прочтения именно таким предложением хочется охарактеризовать неумолимо затягивающую в свои адские пучины атмосферу первого произведения крупной формы от Дэна Симмонса. Нужно сразу отметить, что уже в дебютном романе автор демонстрирует широкую эрудированность, постоянно упоминая в тексте множество исторических личностей, событий, местных богов и обычаях индийцев. Но в данном случае Симмонс лишь подстрекает читателя, ведь если и вправду поближе ознакомиться с материалом, то это сделает роман еще более глубоким для понимания. И даже, если Вам будет лень «гуглить» в Интернете, подача книги такова, что Вы и не заметите как перелистнете последнюю страницу. И уж точно разорвете на мелкие клочки «недавно купленный билет на рейс в Колкату» (возможно, ирония здесь и излишня, так как роман писался в те времена, когда Калькутта была совсем иной).

«Песнь Кали» – это совершенно чуждый мир, исковерканная нищетой и безумием реальность Калькутты, или же, перефразируя размышления жены главного героя – «это другая Геометрия, в которой мы будто бы совсем лишние фигуры, не вписывающиеся в общую структуру этого пугающего города». К слову, где-то на подсознательном уровне Калькутта ассоциируется с недавно дочитанной трилогией о Нью-Кробюзоне Мьевиля.

Здесь, в болотистых низинах Бенгалии, сквозь шум и гам неумолкающего города просто сочиться саспенс. Взять лишь момент, когда Лузак при свете дня заходит в комнату отеля и видит свою дочку на руках у другой женщины. Скажете, безобидная ситуация, но здесь за каждым шорохом, мимолетным взглядом на заполненные мусором улицы, после очередного загадочного диалога с местными жителями, читатель, поставивший себя на место главного героя, просто обязан ощутить удушающее головокружение. Тем более что повествование ведется от первого лица.

А еще – это не просто хоррор. Симмонс, подобно известному культурологу Мирче Элиаде, долго изучавшему культуру и традиции индийского народа, словно продолжает философские исследования румына о столкновении разных цивилизаций, глубокой духовной составляющей индийцев. Этот вопрос блестяще раскрывается в дискуссии Лузака и Чаттерджи, как и постоянная цикличность развития самого человечества. Не удаваясь к многословности, просто хочется заметить – к примеру, где была Британия, когда в Индии уже вовсю процветало земледелие и ГДЕ они обе сейчас… Но всё-таки мне кажется, что главную мысль автор высказал сам – в самом окончании книги, мысль, которая постоянно занимает умы всех эзотериков планеты. В своем романе Симмонс сделал ее почти аксиомой, не забыв приправить мрачными размышлениями о будущем человечества. И, смотря на мир спустя десятилетия после написания произведения, робко понимаешь – возможно, автор был прав.

Итог – блистательный дебют и очень многослойный роман, давший старт карьере великолепного писателя, умеющего успешно работать, казалось бы, в совершенно несопоставимых жанрах.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Джек Кетчам «Девушка напротив»

nattsorg, 7 июня 2019 г. 20:25

Одна из тяжелейших прочитанных книг. Кетчам просто рвет струны души. Читая роман, действительно СОПЕРЕЖИВАЕШЬ Мэг и Сьюзен, чувствуешь их боль и страдания. Честно, иногда просто был вынужден оторваться от этих жестоких строк, потому как глаза, не побоюсь сказать, застилали слёзы. Автор создал просто поразительный эффект присутствия.

Вместе с тем легко понимаешь мотивы психически неуравновешенной «старой девы» Рут, особенно когда к ней на попечение попадает молодая девушка, дышащая юностью и красотой и у которой всё еще впереди – настоящая Леди…

Линия подростков – как ответ автора родителям. Ведь дети всегда проецируют поведение взрослых на свои поступки. Кто-то безразличен, кто-то жесток, а кто-то просто труслив. Всё это есть в романе. И от этого не убежать, не спрятаться, как бы не хотелось. Жестокая книга, но написанная вовсе не ради жестокости. Скорее, ради памяти Сильвии Лайкенс. Дабы подобное не повторилось.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Джин Брюэр «Планета Ка-Пэкс»

nattsorg, 5 января 2019 г. 22:33

Чудесная книга. Она, как и прот, обладает способностью пробуждать в сердцах людей всё то чистое и прекрасное, что бывает сокрыто в самых далеких закоулках души. А как же прекрасна жизнь на Ка-Пэкс, исполнена гармонии и равновесия. Автор умело противопоставляет её утопическому укладу суетную Землю. Вместе с тем Брюэр словно бы спрашивает у читателя: «А какой мир выбрали бы вы? Променяли бы непередаваемое чувство любви на возможность почти бесконечного познания и спокойствия?» Роману легко удается в довольно незатейливой форме поднимать действительно глубокие, можно даже сказать исконные философские и социальные вопросы.

Книгу можно разделить на две условные части — ту, которая непоколебимо уверяет в неземном происхождении прота и ту, которая начинает сеять сомнения. И как и всякому, кто верит в чудеса, мне было немножко грустно читать вторую половину романа. Но тонкая психологическая составляющая, приправленная феноменами других пациентов и их взаимодействий, приводит в настоящий восторг.

А концовка... Почему-то заставила вспомнить давно прочитанный цикл Эдгара Берроуза о Джоне Картере — cтоит только чаще смотреть на звезды, и мы все, без сомнений, посетим иные миры.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Александр Грин «Лунный свет»

nattsorg, 6 мая 2018 г. 18:00

То ощущение, когда ты прогуливаешься глубокой летней ночью, чтобы просто смотреть на звезды, вдыхая аромат левкоев. И вдруг тебе встречается знакомый человек, прагматик до корней волос, спрашивающий куда держим путь. Представьте выражение его лица, когда он получит в ответ: «Наслаждаюсь красотой ночного неба».

Так было и будет всегда. Большинству людей непонятны тонкие натуры, которых подсознательно притягивает неведомое, которое скрыто в лучах луны, манит их кажется вот-вот открывшейся тайной, даёт упокоение. В этом рассказе заключен один из главных мотивов творчества Грина — противостояние мечтателя, грезящего неизвестным прагматизму обывателя, заключенному лишь в гнусных попытках влезть в ворох чужого «белья».

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Эрнст Т. А. Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера...»

nattsorg, 13 марта 2018 г. 01:07

После ознакомления с множественными перипетиями в жизни Гофмана роман воспринимается скорее как трагическая автобиография. Под тончайшей иронией проступает неизгладимая боль по утраченной любви — чувстве, которое неведомо закоснелому душой обществу. Обществу, в которое так старается влиться Кот Мурр — он же сам Теодор Амадей. Отсюда, неизбежность возникновения некоего разделения жизненных идеалов, свойственная романтикам. Полет мысли, прерываемый серостью повседневности, приправленной, к тому же, однообразными лицами, побуждениями, всеобщим ханжеством. Эта двойственность сквозит и в самом построении текста — здесь и поэтические порывы Крейслера и рациональные рассуждения Мурра.

Книга становиться особенно актуальной в наше время, когда личность обезличивается, а желание показать себя заключается преимущественно лишь в эпатажных нарядах под «скорлупой которых нет ядра»...

Для «последних романтиков» роман, скорее всего, оставит горькое послевкусие пережитого собственного жизненного опыта. «Житейские воззрения...» могли бы быть автобиографией для многих, кто ощутил на себе непрощающую лицемерность современного общества.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Александр Грин «Рай»

nattsorg, 1 июня 2018 г. 21:52

«Жизнь тлен...» Этими двумя словами можно описать главный посыл рассказа, написанного в несвойственной Грину постмодернистской манере.

Но в то же время, автор явно вдохновлявшийся Философией Жизни, пребывавшей на пике в период написания рассказа, словно бы предостерегает нас от ошибок. Пять человек, пять судеб, решивших покончить с собой, сливаются в путеводную звезду для каждого из нас. Ведь если призадуматься — жизнь полна противоречий и нет единой правды. Отсюда проистекает мотив вечного поиска, который более явно и не в таких серых тонах станет главной темой творчества Грина.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Александр Грин «Карантин»

nattsorg, 31 мая 2018 г. 01:07

Не даром в рассказе вспоминаются Макс Штирнер и Фридрих Ницше. Это произведение тоже своеобразный гимн индивидуализму и человеческой свободе. В самом названии «Карантин» символически скрыто переосмысление ценностей, излечение после тяжелой болезни. Герой после долгих скитаний в глубинах собственной души находит единственно верный путь.

Сергей Иванович уходит от городской суеты, которую автор очень тонко изображает в образе Валерьяна: «Черный, кудластый и горбоносый, в пенсне, закрывающем выпуклые близорукие глаза, стремительный и взбудораженный, он казался комком нервов, наскоро втиснутым в тщедушное, жилистое тело».

Особняком хочется отметить значение Природы как излечения от всех душевных горестей. И в этом рассказе Грин с особым трепетом лелеет каждый её вздох, движение и молчаливое созерцание, словно сам подпитываясь весенней свежестью и пробуждением новой, прекрасной Жизни.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Вирджиния Вулф «Миссис Дэллоуэй»

nattsorg, 21 августа 11:10

ПОТРЯСАЮЩЕ! Многие называют роман вершиной творчества Вирджинии Вулф. Не могу ничего сказать, потому что это моё первое знакомство с выдающейся романисткой и потому – что еще не полностью отрезвел от дивного сновидения под названием «Миссис Дэллоуэй». Пожалуй, необходимо отметить что произведение – это описание душевных терзаний самой писательницы. Здесь балом правят постоянные перепады настроения с необычайно пестрой палитрой эмоций – от легкого меланхоличного бриза и внезапно нахлынувшей радости до горьких раздумий о бессмысленности существования. Всё это наполнено живым дыханием героев романа, которые словно объединяют в единое целое осколки личности авторши. Вулф, как известно, всю жизнь страдала от сильного биполярного расстройства. К слову, выскажу свое мнение, что именно во время перехода от счастья к депрессии и наоборот человека посещает необычайное вдохновение. Неспроста этот недуг был жизненным спутником Ван Гога, Ньютона, Бетховена и других великих личностей.

Стиль повествования отсылает к постмодернизму, хотя здесь нет множества отсылок или ярко выраженной фрагментации. Наоборот, Вирджиния виртуозно и плавно «передает вожжи» в руки и мысли очередного персонажа – «…как шлепок волны; шепоток волны…». И сюжет отступает на задний план – ведь что значит пусть и хорошо рассказанная история в сравнении с возможностью с головой окунуться в глубочайший внутренний мир героев произведения. Прожить за короткое время чужую и новую жизнь – с её превратностями, переменами и переливами, посетить канувшую в лету эпоху – ознакомиться с неповторимыми красками, запахами, звуками, людьми…

«Миссис Дэллоуэй» – удивительный роман. Но весь свой потенциал, что уже ясно из вышесказанного, он сможет раскрыть перед читателем, обладающим эйдетической памятью. Поэтому будьте осторожны, и не ныряйте слишком глубоко.)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Джозеф Д'Лейси «Мясо»

nattsorg, 21 июня 00:46

Пожалуй, одно из самых жестоких и чернушных произведений об обществе потребления, извергающее просто непрестанный поток нечистот на (а скорее в) голову его рядового члена. Естественно, большинство обывателей увидит здесь лишь провокационный мотив, подсознательно закрывая глаза на неприглядную правду, что они и есть тем самым «мясом» о котором рассказывает автор. Оно в излишках производства, оставленных гнить в ночной тьме, вместо того чтобы накормить страждущих. Мотивом наживы и материальных благ пропитаны его жилы. Наконец, оно в системе ценностей, заботливо вскормленной ими же самими, в отношениях «начальник-подчиненный», когда неуместного сотрудника отправляют, словно вещь на свалку вместе с «казнящим» резюме. Потрясающе автору удалась и аллегория с Трясучкой (она же – болезнь куру), в очень тонких чертах проводящая параллели с умственной деградацией человека, следующего стадным инстинктам. Ряд скрытых метафор можно еще долго продолжать, благо, произведение очень многогранно, но каждый читатель, интерпретируя разносторонние иносказания, найдет в нем свою правду о нынешнем мире и роли религии в его становлении.

Это не роман в поддержку вегетарианцев, это не сочувствие реальным животным, которых мы, не задумываясь, ведем на убой. Нет – это извечный вопрос о цели нашего существования, обыгранный на грани сюрреализма, но её не преступающий и от этого еще более тяжелый. И, несомненно, это книга о грязном животном, которое живет в каждом из нас. Вместе с тем, она насыщена и внутренним светом – чем-то более возвышенным, которое может пробудиться в самом захудалом бомже или наркомане. Это вопрос о нашей духовности, которую мы теряем, толкаясь в очереди за очередным iPhone или, платя зачастую непомерной ценой потраченного времени, покупаем новый автомобиль. «Мясо» (странная игра слов) побуждает расширить границы обыденности, с которой здесь ассоциируется жизнь по канонам Книги даров, варящуюся в своей удручающей атмосфере – есть, чтобы не быть съеденным.

И еще – творение Д’Лейси не рекомендуется поклонникам чистого хоррора. От жанра здесь только тошнотворные сцены, заставляющие время от времени вспоминать о сплаттерпанке. Главное же – в грузящей смысловой нагрузке, подаваемой автором в виде «вкуснейшего блюда». Конечно, для ума…

P.S. Напоследок, хочется предложить интересный (а кто-то может сказать и пророческий) отрывок из текста:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«…Скот будет перезревать и станет бесполезным. Снижение доходов от продажи мяса скажется на нашей зарплате, да и рабочих мест поубавится. Все придется делать вручную, без электричества — по крайней мере, до тех пор, пока мы не построим новую газовую станцию, но на это могут уйти годы. Грузовики будут простаивать, конвейер и доильные аппараты тоже. Автоматики больше не будет. И это надолго. Вместо убоя кастрированных бычков нам придется задуматься о сокращении численности телок и избавиться от большинства, если не ото всех, быков-производителей. Только так мы сможем остановить рост стада. Придется отбраковать и молочных коров. Мы не сможем обслужить их всех. Так что начиная с завтрашнего дня я хочу, чтобы ты согнал в одно место самых старых молочных коров и самых старых быков. Подготовишь их к убою…»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин век»

nattsorg, 9 июня 02:47

«Ведьмин век» или как можно описать перетягивание каната в отношениях, если у Вас потрясающее воображение. Конечно, это предложение будет уместным в том случае, если читать роман поверхностно. Но талант супругов Дяченко в большей степени сокрыт между строк. Как и в данных обстоятельствах.

Всматриваясь все глубже и глубже, словно в гипнотизирующий стробоскоп, начинаешь видеть не Ивгу и Старха, а вечное противостояние Инь и Ян. Инь – это как ниспадающие водной стихией мокрые волосы Дюнки, постоянные метания главной героини, это и застывшая всевидящая Луна, наблюдающая за Вами на протяжении всего повествования. Наконец — это мрак, в котором пребывает и который, не подозревая, несет в себе Ивга.

В противовес женскому непостоянству на хрупких весах этого мира лежит твердый и непоколебимый Ян – прекрасно выписанный образ главного инквизитора, а также неумолимых чугайстеров. Лишь они способны приносить Солнце на смену тревожной ночи, испепелить зло, терзающее души ведьм, вернуть мёртвых назад…

Но иногда, словно в танце вокруг нявок, нити характеров переплетаются в сложном узоре, неразрывно соединяя женское и мужское начало – ведь по отдельности они никогда не будут полноценны, что и доказывает блестящий финал книги.

Безусловно, фундаментом для романа стали личные переживания авторов, с их жизненным опытом, хорошим знанием психологии. И всё-таки этого мало – мало для того чтобы так точечно выписать антураж. Мало – для того, чтобы настолько ярко передать эмоции героев, погрузить читателя в болезненно стискивающий фатализм происходящего, чтобы затем сверхновой взорваться в финале, вырывая нас из темных помещений Инквизиции и бросая в разверзающийся бездонный колодец вихрящегося, вспучившегося Хаоса. Для всего этого нужно еще и отличное мастерство. И, положа руку на сердце, без сомнений отмечу – у супругов Дяченко его не отнять.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ноэль Калеф «Лифт на эшафот»

nattsorg, 20 марта 2020 г. 23:29

Приступая к чтению романа перед просмотром экранизации (книга всегда на первом плане!), ожидал типичный французский детектив с примесью нуара. Первые две главы даже отбросили все сомнения. А дальше… простите, но по моему мнению, это совершенно потрясающая психологическая драма, пропитанная мизантропией и человеческим эгоизмом, в которой судьбы совершенно незнакомых людей переплетаются как в фильмах Алехандро Иньярриту или Джима Джармуша.

Центральной темой произведения становятся отношения между мужчинами и женщинами и… деньгами. Ведь только эти «жалкие» бумажки толкают хоть и отталкивающих героев на еще более подлые поступки.

Окончание произведения вообще отсылает к кафкианскому экзистенциализму, когда вокруг главного «злодея» закрываются все двери, а сопутствующие персонажи-свидетели вызывают чуть ли не физическое отвращение.

Цитируя в одном из сокрушающих моментов произведения стихотворение Шарля Бодлера «Смерть любовников», Ноэль Калеф как-бы печально говорит: «В мире больше нет влюбленных, а только лишь любовники...»

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Дэн Симмонс «Вспоминая Сири»

nattsorg, 5 августа 2018 г. 21:21

«Нас оглушил не жаворонка голос, а пенье соловья».

Истории великой Любви всегда трагичны... «Вспоминая Сири» смело можно назвать одной из величайших и... печальнейших. Рассказ по-настоящему пронизывает сердце. Впечатляющий эффект производит фон, на котором развиваются события. Мауи Заветная предстает живой, вечно юной и вызывающей трепет планетой. Прекрасной девушкой, которой желает овладеть Гегемония. И вот здесь, в объятьях идиллии, среди плавучих островов и песней дельфинов (аллюзия на «Путеводитель по Галактике» Адамса?) в постоянном ожидании увядает очаровательная Сири. Пожертвовавшая любовью во имя спасения собственного мира, ставшая для меня олицетворением непорочной Мауи.

При прочтении рассказа время словно бы останавливается, возникает ощущение созерцания чего-то действительно неземного и бесконечно прекрасного. И из дрейфующих океанов мыслей формируется одна: «Именно такой должна быть Вечность».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Мирча Элиаде «Майтрейи»

nattsorg, 26 ноября 2017 г. 01:14

Пронзительная история о возвышенной любви европейца и индианки, рассказывающая о сближении через разные взгляды на мир. Роман, задающий вопросы о столкновении двух культур. В образе мужчины и женщины автор проводит аллегорию между материальным миром «белых» людей и глубокими духовными воззрениями индийцев. Элиаде удалась блестящая прорисовка характеров главных героев, их терзания, поиски себя, понимания самой сути любви.

Очень эмоциональное и в тоже время глубокое произведение. Без тени сомнения заслуживает наивысшей оценки.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Бен Каунтер «Галактика в огне»

nattsorg, 29 июля 2018 г. 03:28

«Галактика в огне» — третья книга, прочитанная мной из цикла «Ересь Хоруса». И с восторгом могу сказать, что действие стремительно набирает обороты. Каунтеру было уже не нужно выстраивать логическую цепочку мотивов измены Хоруса и его приспешников. И все же в романе ставиться отчетливый акцент на Гордыне, ставшей главным катализатором Великого Предательства.

Само же действо — это неутомимый экшн, приправленный интригами и интересными поворотами. Перед нами начинает зарождаться извечная война Добра и Зла, а семена сомнений уже дали первые всходы. Книга в прямом смысле «не отпускает» и проглатывается за один присест. Поражает то, как разным авторам удалось добиться такой цельности повествования и образов главных персонажей.

А ведь всё самое главное еще впереди! Ммм...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Эрнст Т. А. Гофман «Счастье игрока»

nattsorg, 9 июля 2017 г. 20:08

Великолепный рассказ, в котором Гофман с присущей ему простотой и яркостью персонажей, как и подобает истинному романтику, ставит духовные ценности превыше материальных, что особенно актуально в наше время. Браво, Мастер!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Эдгар Аллан По «Элеонора»

nattsorg, 27 апреля 2016 г. 00:38

Рассказ о том, что настоящий рай находится в наших сердцах. А Любви не властны ни Время, ни Пространство. Настоящая поэзия в прозе от По.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Александр Грин «Колония Ланфиер»

nattsorg, 24 апреля 2018 г. 22:14

Повесть продолжает тему одиночества, поднятую в «Острове Рено». Усталость от городской жизни, умноженная на предательство любимой, заставляет героя уйти в себя и в то же время подальше от цивилизации и людей. Но любопытство обывателя неистребимо. Уже в самом начале жители колонии бьются об заклад — «Что же забыл в такой глуши новоприбывший корабль?». Пытающийся найти спокойствие в недрах острова, Горн должен ублажать интерес далеко не безгрешных жителей. Всеобщая приземленность, лицемерие, зацикленность на деньгах лишь усиливают отвращение героя к людям: «Я предпочел бы, чтобы здесь никогда не было ни вас, ни крыш, ни плантаций».

Находка прииска — поворотный момент произведения. В сердце Горна снова возрождается мечта, радость от возможной встречи с далекой любовью вновь стискивает грудь, но снова лишает настоящей свободы. Приходит время решающего сражения как в душе, так и с реальным врагом. И в конце концов наступает полное освобождение. Герой предстает словно сгустком первобытной энергии, рвущейся только вперед, не оглядываясь на прошлое.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Роберт Маккаммон «Синий мир»

nattsorg, 18 февраля 01:42

Роберт Маккаммон конечно же большой Мастер. И в первую очередь жанра ужасов. Поэтому откровенно признаюсь, что прочтение «Синего мира» меня совершенно огорошило – в самом лучшем смысле. Да, здесь присутствует безумная динамика, ставшая авторским почерком Рика как и его убедительность в описании сцен. Но, тонкий и всегда уместный юмор, которым искрят страницы «Синего мира», удивил и просто довел до умиления. Впрочем, Маккаммон всегда был оптимистом. Однако за игривой иронией он не забыл припрятать и нотки горечи – горечи городского раскаленного асфальта и прокуренных залов ночных клубов, где медленно разрушаются жизни.

Автор легко лавирует между жанрами, то вызывая щекочущий смех, то постепенно сгущая краски в сторону темной палитры. Как бы играя между днем и ночью, в своем сумеречном синем мире, он предлагает нам своеобразный комикс-нуар (уж больно кинематографичен Маккаммон).

А персонажи… просто блистательны. На протяжении повести они совершенно преображаются – от отвращения к сочувствию, от презрения к уважению. В итоге «Синий мир» становиться местом, где границы размываются, а стереотипы становятся лишь зыбкими тенями...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Уилл Макинтош «Танцы со смертью в Краю Кивающих»

nattsorg, 9 декабря 2018 г. 23:58

Рассказ о человеческом безразличии, недаром автор выбрал такой странный тип вируса. Часто, выслушивая других, мы просто киваем, не замечая чужую боль.

Главные герои — неудачники по жизни, их в наше время принято называть бесхребетными. Но зачастую такие люди обладают другой, такой редкой сейчас добродетелью — истинным состраданием. И пусть Джонни с раздражением терпит старческий маразм отца, а Келли еще недавно была бунтаркой-неформалкой — именно они настоящие люди в этом страшном царстве застывших фигур.

Концовка рассказа просто сокрушает, заставляя переживать за героев, ощутить их терзания и надеяться что в двух следующих книгах «Триптиха Апокалипсиса» Макинтош будет не столь жесток. Хотя... иногда действительно нужно получить подобную моральную взбучку, чтобы всегда помнить про человечность.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Александр Грин «Трагедия плоскогорья Суан»

nattsorg, 12 мая 2018 г. 18:24

Противостояние человека с ущербным мировоззрением, выросшего в насилии, плюющего в лицо «сияющей равнине». Противостояние с самим собой, выплескивающееся в ненависть ко всему чистому и прекрасному: «Следует убивать всех, которые веселые от рождения». Возможно, Блюм олицетворяет саму Революцию, как социальное явление, непременно несущую боль, ужас и смерть.

Напротив, безумию преступника противопоставляется благородство Тинга, взращенного на любви к природе, воздуху свободы и, самое главное, бескрайней привязанности к нежной жене. Здесь отчетливо виднеется главный тезис рассказа и одно из известнейших выражений: «Красота спасет мир!»

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Александр Грин «История одного убийства»

nattsorg, 2 мая 2018 г. 19:51

Сильнейший психологический рассказ. Тяжелые солдатские будни не могут не оставить след на психике героев. Здесь Грин словно показывает каким образом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
из доброго, изнеженного человека делают послушную машину для убийства.
Как один необдуманный поступок на всю жизнь меняет судьбы людей. В образе героев словно воплощена страшная реальность, когда всех людей пытаются воспитать на один шаблон, не задумываясь о прекрасных чертах, скрытых в каждом из нас...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Александр Грин «На досуге»

nattsorg, 16 апреля 2018 г. 00:24

...А ведь так ломаются жизни... В этом коротком рассказе жизнь, полная возвышенных стремлений, противопоставляется мерзкой обыденности, сравниваемой с застывшим летним зноем. И лишь далеко-далеко, под огромными молочными облаками высятся фиолетовые горы — пристанище свободных орлов...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Таинственный лес»

nattsorg, 4 июня 2020 г. 01:56

Очередной блестящий «любовный треугольник» от Грина – такая себе смесь Эроса, Агапе и Природы как первозданной силы, которая меняет и поглощает героев. Автор в свойственной ему манере усердно терзает персонажей, прежде чем они дойдут до своеобразного любовного катарсиса.

За всем скрываются полунамеки – магический образ золотого петушка, преследуемого Тушиным. Поиск ли это вечного идеала или же бегство в себя? Хочет ли автор раскрыть тему жертвенности любви или же в его понимании она всего лишь барьер для высшего духовного просвещения? Возможно, этим и цепляет Грин. Ведь после прочтения его произведений всегда есть над чем крепко поразмыслить…

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Телеграфист из Медянского бора»

nattsorg, 28 мая 2018 г. 21:20

Склоняюсь к мнению, что аннотация к рассказу в корне неверна. У Грина (возможно, кроме романтической тематики Гринландии, хоть и не всегда) события являются лишь предпосылкой к дальнейшим, а в этом произведении еще и очень тонким психологическим играм, когда по-настоящему раскрываются персонажи.

Кроме того, в рассказе присутствует сильнейшая причинно-следственная связь. Если бы Петунников не обманывал Елену, возможно, они бы сблизились, нашли то, чего им так не хватает в жизни — настоящую любовь. Если бы он обернулся, услышал... Автор словно настаивает на том, что подобные встречи не случайны и даже в таких его меланхоличных произведениях всегда живет Надежда.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Пролив бурь»

nattsorg, 5 мая 2018 г. 20:07

«Он счастлив, не мы». Счастлив, потому что умеет по-настоящему, безумно любить... Она же несчастна, потому что в её серых оленьих (автор намеренно выбирает холодный цвет) глазах отражается лишь блеск бриллиантов — прекрасный, но мёртвый. Любовь — вот драгоценнейший дар и в этом весь Грин.

В рассказе присутствует и немалая доля символизма — первый проход Аяна через пролив — тихий, но будто бы наполненный зловещей тишиной — предвестницей грядущей бури. После же знакомства со Стеллой, когда жизнь героя бесповоротно изменилась, пролив, впрочем как и сердце Аяна, становится грозной всесокрушающей силой. И даже когда шторм кончается, героя впереди ожидает лишь мёртвый корабль, а его жизнь делиться на «до» и «после».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Остров Рено»

nattsorg, 22 апреля 2018 г. 16:02

Герой рассказа, долгое время пребывавший в тесной сутолоке матросской жизни, остается наедине с первозданной природой и переживает некий катарсис — момент единения с миром, бесповоротно отвергающий всё обыденное как кошмарный сон. Здесь, наедине с самим собой и Матерью Землей он находит свою истинную «Родину»...

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Маленький заговор»

nattsorg, 22 апреля 2018 г. 01:23

Не стоит оценивать этот рассказ поверхностно, впрочем как и все рассказы Грина. В подтексте можно найти отсылки к безнадежной и страстной влюбленности, которая вспыхивает в сердце героя и меняет его мировоззрение. К этому отсылает прерывистое описание внешности Любы вначале, как видит её Геник. Сначала — «ровный чистый лоб», потом — «маленькие уши, высокая круглая шея» и, наконец, «темные, с ясным голубым отливом глаза». Далее по тексту автор тонкими намеками вырисовывает чувства героя, постоянно оставляя их немного недосказанными. Возможно здесь, как бывает в жизни, герой еще сам полностью не понимает своих мотивов. Но сердце уже выбрало свой путь...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Чайна Мьевиль «Посредник»

nattsorg, 7 сентября 09:20

Ох уж этот Мьевиль – заставляет мозг кипеть, заболевать всем известным «синдромом поиска глубокого смысла», а когда же в расплывчатых образах из мрачных закоулков авторского гения виднеются двери к пониманию произведения, то путь этот неизменно ведет к паранойе.

«Посредник» – прямой пример сюрреалистических кошмаров Чайны. Начинающийся незатейливой игрой в почтальона для таинственных сил, по мере продвижения рассказ постепенно и незаметно перешагивает грань безумия, но субъективно лишь оно или, может быть, Морли не убежать от очередной посылки, потому что вся партия товара напичкана «серыми» (заметьте) посланиями и помешание всеобще? От кого они, кому?.. А может – это завуалированный сарказм в сторону религии и тщетности множества обрядов, ведь все так же падают самолеты, в метро распыляют газ. Происходят и хорошие вещи, но каков же он – вершитель или вершители судеб? Или может, и нет его вовсе, а мы все страдаем параноидальным солипсизмом? Множество вопросов и еще большее количество ответов.

Отмечу, что «В поисках Джейка» преимущественно и состоит из подобных маленьких паззлов-шедевров, где за каждым углом клубятся тени помутившегося рассудка и мрачной истины. Но реальна ли она? Прочитав большую часть сборника, могу смело заявить, что Мьевиль таки нашел своего Джейка (как образ вдохновения), по дороге заглянув на долгое чаепитие с Кафкой.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Чайна Мьевиль «Нью-Кробюзон»

nattsorg, 25 марта 17:55

Да уж, насколько же негостеприимным был мир Бас-Лага поначалу и как же тяжело покидать его сейчас. Как же органично Мьевиль объединил гротескную реальность необъятных просторов и множество совершенно безумных (по внешнему виду и образу жизни) рас в одно единое целое. Да, это смог бы сделать только ярый коммунист. Да, в этих словах, конечно, сквозит ирония, но это ирония чистого восхищения трудом, который проделал автор.

Неуютный «Вокзал потерянных снов» робко и постепенно знакомил нас с суровыми социальными реалиями жизни Нью-Кробюзона, но все же он был больше развлекательным и головокружительным вирдом. «Шрам» же подобен мотиву вечного субъективного поиска, непрестанного движения вперед и вперед, как и титаническая поступь локомотива «Железного Совета», наиболее полно раскрывшего политические взгляды автора, а также объединившего разнообразие мира второго романа цикла и динамизм первого.

Хочется отметить, что в идеях Чайны, кроме «обрюзгшей и жирной морды» пожирающего самого себя капитализма в образе Нью-Кробюзона никак не можно не заметить откровенный антиглобализм автора, который с омерзением осуждает захватнические аппетиты города-государства, уничтожающего все на своем пути, подобно современным вездесущим корпорациям, стирающим традиции, народы, культурную память…

Подытожив прочитанное, могу смело утверждать, что Мьевиль вывел new weird на новый уровень, вскрывающий извечную проблематику социально-философской фантастики, но не забыл смешать свой диковинный коктейль из хоррора, фэнтези и других жанров.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Александр Грин «Слова»

nattsorg, 8 мая 2018 г. 17:24

Тяжелый рассказ. Как долго мы ищем настоящую любовь, в пылу страсти произнося самые нежные и ласковые слова. Но кто-то так и мечется всю жизнь в поиске, кому счастье улыбается уже в юном возрасте. Как жаль, что лишь немного прожив и набравшись опыта, мы понимаем, что иногда слова, сказанные в исступлении когда-то, могут материализоваться и рикошетом разрушить судьбы близких людей...

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Александр Грин «Тайна леса»

nattsorg, 3 мая 2018 г. 00:21

О прекрасный и дивный ночной мир, какое томление пробуждаешь ты, несешь откровения в изнуренные пылким днем души подобно неведомому освобождению. Но вместе с тем приходит и боль от осознания тленности жизни, неизбежному возвращению к серым будням. Вот и здесь, в прекрасной форме сравнивается черствость простого работника пьяницы и, без всякого сомнения, тянувшегося к прекрасному самоубийцы. Вновь недосказанность, но как всегда у Грина очевидная.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Чайна Мьевиль «Основание»

nattsorg, 5 сентября 02:27

«Основание» Мьевиля – это в первую очередь осуждение войны в Персидском заливе и перманентных конфликтов в борьбе за нефть, которая очерчена в рассказе четкими символическими образами вроде башни из мертвых – буровой вышки жертв ненасытной нефтедобычи. Затронутая тема довольно заезженная, правда? Но то в каком стиле, полностью вписавшись в каноны нью-вирда, изобразил эту проблему Чайна, вызывает восхищение и не в последнюю очередь страх. Ведь за едким сарказмом, за незыблемым внешне фундаментом – символом покоящейся на бесчисленных трупах цивилизации, возвышается неумолимый Фатум человеческого существования:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Все дома говорят одно. Под ними залегает основание – ломаная линия из мертвых, – и оно твердит все то же.

…мы голодны, мы одни, нам жарко, мы полны, но мы голодны…

…ты построил нас, ты построил на нас, но под нами один песок…»

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Эдвард Ли «Header 2»

nattsorg, 16 апреля 2020 г. 14:17

Удивительная книга! Вообразите себе омерзительнейший сплаттерпанк, который несмотря на отталкивающую бесчеловечность поступков героев, дышит неиссякаемым оптимизмом и верой в людей. Не будет преувеличением назвать роман в некоторой степени даже притчей, очень уж аллегоричны наполняющие произведение персонажи, страданиями коих Эдвард Ли блестяще рисует гротескную картину современного общества.

Искрометный юмор, бешеный темп, дивные пересечения судеб героев не дают оторваться от текста ни на долю секунды. И в этом большая заслуга переводчика (огромное спасибо Андрею Локтионову!).

Не прочитав этой книги, в корне не прав будет тот, кто считает жанр экстремального хоррора своеобразным литературным мусором. Ведь на то он и «Головач», чтобы под грудами обезображенных тел и органических жидкостей, читатель смог разглядеть действительно актуальный и сильный подтекст.

P.S. Для тех же, кто во многих эпизодах скажет «Не верю!», всегда найдется аккуратный комментарий от флегматичного доктора Праути.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Дэн Симмонс «Те глаза, что и во сне страшно встретить»

nattsorg, 3 августа 2018 г. 01:48

Харлан Эллисон в предисловии к сборнику «Молитвы разбитому камню» сказал что плакал при прочтении рассказа «Стикс течет вспять». Но «Те глаза...» намного более сентиментальны и овеяны светлым меланхоличным флёром ранней осени. Лиричность повествования гармонично переплетается с научной составляющей. И рассказ постепенно поднимает извечный вопрос о происхождении человеческой мысли, границах и бесконечности сознания.

Порадовал финал истории, полностью соответствующий общей атмосфере.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Александр Грин «Лабиринт»

nattsorg, 18 июля 2020 г. 16:42

Хоть Грин в этом произведении и заимствует многое от «Поместья Арнгейма» и «Коттэджа Лэндора» Эдгара По, но все же остается верен себе. Психологичность социального контраста двух частей лабиринта ввергает в панику даже смельчака Джиса, подспудно понимающего иллюзорность происходящего.

Рассказ безумно (в некоторой степени буквально) поучительный, в нем автор-идеалист снова показывает, что у каждого из нас есть выбор — в какой же части жизненного лабиринта мы бы хотели очутиться.

Схожие мотивы Грина, как мастера утопии/антиутопии, можно найти в его «Блистающем мире», «Имении Хонса» и т. д.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Александр Грин «Арвентур»

nattsorg, 3 июля 2020 г. 21:48

Этот мини-рассказ сможет до конца понять только тот, кто испытывал те же самые ощущения. Это как своеобразная синестезия, когда в наборе букв ты видишь воистину нечто прекрасное и вечно непостижимое, высшее вожделение жизненного пути (в английском языке всё это вмещается в лаконичном слове «Desire»).

Наверное, читавшие Толкина тоже поймут суть «Арвентура», ведь они не в последнюю очередь были очарованы его эльфийским наречием, подобно заклинаниям придающему волшебному миру по-настоящему особый шарм, для описания которого слов не найти (да и не нужно).

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Генри де Вэрэ Стэкпул «Голубая лагуна»

nattsorg, 22 июля 2019 г. 02:57

Роман-созерцание, в котором юные сердца бьются в одном ритме с дыханием природы. Повесть о взрослении в объятиях чистоты и вечного лета, приправленная рассуждениями о тлене всего мирского. Здесь нет места смерти, лишь непрекращающийся сон под тихий рокот волн.

Являясь поклонником творчества Александра Грина, не мог пропустить данную книгу. Как оказалось, не прогадал. Это настоящая жемчужина своего жанра – произведение, которое, безусловно, оказало немалое влияние и на творчество самого Александра Степановича. Прежде всего, идеей бегства от цивилизации, поиску гармонии внутри себя через единение с природой. Написанное в форме простой хроники, оно все равно не теряет своего очарования.

Лирическая и грустная концовка неотрывно связана с диалогом Лестрэнджа и капитана Лефаржа в начале книги. Дик и Эммелина, утратив свой Эдем, вместе отдаются власти бесконечных грёз, подобных сну Эндимиона…

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Джейми Форд «Наш нескладный мир разлетится на осколки»

nattsorg, 9 декабря 2018 г. 02:56

Необычная зарисовка на тему конца света в начале XX века. Автору прекрасно удалось воссоздать атмосферу происходящего, наполненную пышностью уходящей викторианской эпохи. Погружаясь в рассказ, словно оказываешься в таинственном сне, одновременно прекрасном и в то же время исполненном зловещей тревожности.

Параллельно Джейми Форд рассказывает об отношениях совсем еще юных девушки и юноши, прислужниках в отеле, прозрачно намекая, что любовь никогда не нужно откладывать «на завтра».

P.S. Читать однозначно только ночью.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Эрнст Т. А. Гофман «Барон фон Б.»

nattsorg, 17 июля 2017 г. 23:57

Этот рассказ вызывает двойственные впечатления. С одной стороны это, несомненно, тонкий выпад в сторону критиков. Но... если копнуть глубже —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
это же и печальная история человека, знающего о скрипичной музыке всё, но так и не научившегося извлекать из скрипки хоть какие-то удобоваримые звуки.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов»

nattsorg, 11 мая 2019 г. 18:09

Ну вот и остался позади Вокзал на Затерянной улице – центр всепоглощающей паутины жестокого и порочного мегаполиса. Можно смело вдохнуть глоток свежего воздуха и оглянуться на проделанное путешествие.

Не знаю, сознательно ли автор назвал одного из героев именем Попурри, но оно наиболее точно характеризует стилистику книги. Здесь, в гротескном калейдоскопе можно найти отблески множества популярных и известных творений литературы и кинематографа. Нью-Кробюзон видится эдакой смесью вывернутого наизнанку викторианского Лондона, преступного Готэма с примесью антиутопии типа «Бразилии» Терри Гиллиама. В сюжете смутно видны отголоски «Чужих» с их неуязвимыми монстрами, вампирская тематика, извращенные фантазии Баркера. Всё это, пусть и не идеально, Мьевиль превращает в свое «поле боевых действий».

Исходя из объема, не удивительно, что сам роман сначала похож на неповоротливую гусеницу. Но, когда она окукливается (приблизительно к окончанию первой трети произведения), то превращается в дивного мотылька, взмахи крыльев которого принуждают ускоренно поглощать страницу за страницей, рождая в синапсах фонтан причудливых образов, чувств и эмоций. В особо напряженных моментах автор умело использует своеобразные триггеры, благодаря которым герои остаются в живых среди всего этого безумного столпотворения. И если сначала в романе еще можно уловить социальный подтекст и неприкрытый сарказм в сторону современного города, то дальше эта ниточка теряется в водовороте сменяющихся как в фильме сцен и действий персонажей.

Огорчило в романе излишнее описание работы хитроумных изобретений Гримнебулина, все-таки элемент научной фантастики здесь лишний, как и метафизические рассуждения главного героя. Также автор явно перегибает с описанием районов Нью-Кробюзона, чем грешил еще в «Крысином короле», заставляя петлять по Лондону с помощью Google Earth. Благо, здесь есть отличная карта. Но все же, «Вокзал потерянных снов» нужно читать не отвлекаясь.

В итоге, имеем необычную и добротно исполненную задумку, которой мешают стать шедевром неровности в темпе повествования и очень затянутое начало.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Роберт Маккаммон «Кусака»

nattsorg, 20 июля 2019 г. 15:32

Итак, «Кусака». Считаю, что это не совсем удачный перевод названия для данного романа Роберта Маккаммона. Воображение сразу рисует некое подобие детской страшилки. На самом же деле книга представляет собой годный фантастический хоррор с социальным подтекстом, вышедший на волне популярности кинолент «Чужие» и «Хищник» и, несомненно, многое из них почерпнувший.

Первую половину книги нас знакомят с загнивающим техасским городком и его эксцентричными жителями. Адская жара, жестокое противостояние подростков, приютившийся наркоторговец, направляющий будущих выпускников на стезю криминала. Что может быть хуже? Но «гений из Алабамы» знает как заставить своих героев страдать, что называется, «по-настоящему». Именно отсюда столь долгая раскачка вначале. Автор хочет чтобы читатель полностью погрузился в тягучую и жаркую атмосферу Инферно, увидел происходящее глазами местных обитателей.

В некоторых моментах «Кусака» действительно напоминает социальную драму, апогеем которой становится драка в игровом клубе и приземление главного злодея. А после… Маккаммон берется за то, что любит и умеет делать, а именно – писать головокружительный по динамике хоррор. Но, к сожалению, немного упрощает персонажей. Хотя, пожалуй, в таком кошмаре нет места рассуждениям «о вечном». В противовес же автор фокусируется на психологии пришельцев, ихних взаимоотношений, прекрасным слогом описывая их видение человечества. К слову, очень хорошо удались диалоги между инопланетянами и людьми.

Хочется отметить образ Дифин. Недаром вместилищем её разума становится маленькая девочка. Она словно является продолжением Сван из предыдущего романа – настоящая хранительница своего мира. Кусака же олицетворяет алчность и жестокость тех, кто не остановится ни перед чем ради наживы. В концовке многие из выживших тоже понимают, что настоящее счастье не в деньгах. Маккаммон в большинстве своих романов персонифицирует зло – намеренно проводя параллели с человеческими образами.

В итоге можно сказать, что роман получился — хорошо выписанные герои, социальный подтекст, не тонущий в окружающем безумии. Но после шедевральной «Песни Сван» кажется чуточку простым.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Марина и Сергей Дяченко «Ведьмин зов»

nattsorg, 25 июля 06:15

Кто-то скажет «Ведьмин зов» намного слабее первого романа в цикле. И будет прав. Безусловно – слабее, но вместе с тем нужно принять то, что он просто другой. Неторопливый, меланхоличный и богатый образами «Ведьмин век» родился в эпоху, когда люди почти не знали мобильных телефонов, тесно общаясь вживую, не спешили угнаться за новинками информационного века, и ввиду отсутствия у большинства значительных материальных ресурсов развивались в большей степени духовно.

Для меня «Ведьмин зов» стал такой себе лакмусовой бумажкой – индикатором, показавшим, насколько сильно изменился мир. И на фоне контраста со своим предшественником он становится невыносимо депрессивным – со своим непрекращающимся движением, подобным современным блокбастерам (роман довольно зрелищный), некоторой сухостью изложения (снова же в сравнении с) и существенным креном в социальные проблемы. Ведь под образом ведьм здесь можно вообразить любое угнетаемое социальное меньшинство. Несомненную радость от прочтения книги получат феминистки. Отдельно отмечу превосходно раскрытую в произведении тему буллинга, изображающую к чему может привести травля и всеобщие насмешки, особенно, когда рушатся моральные устои.

Скорее всего, роман больше ориентирован на западного читателя, где сейчас бурлят разные протесты. Но кроме драйва здесь хватает и пищи для ума, а до боли схожий с «Ведьминым веком» сюжет авторам хочется простить просто исходя из вышесказанного – это просто интерпретация произведения, соответствующая современным реалиям и привлекательная для молодой аудитории. Даже на смену глубокому чувству, особенно линии Старжа и Дюнки, здесь пришли скучные отношения нынешней молодежи в её большинстве (сразу на ум приходят яппи).

Вспоминая «как молоды мы были» и просто любителю поистязать себя в объятьях ностальгии, пусть и в её несколько «извращенной» форме, не могу не поставить ниже

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Роберт Маккаммон «Час волка»

nattsorg, 9 мая 04:05

«Час волка» или очередная метаморфоза от Роберта Маккаммона. Мысль о том, что роман об оборотнях от Рика будет необычным, закрадывалась сразу, ведь и вампиры у него вышли не совсем «каноническими». Конечно, не в последнюю очередь благодаря антуражу («Они жаждут»).

Но автор пошел еще дальше. Разделив жизненный путь Майкла Галлатина большим промежутком времени, на наше рассмотрение представили абсолютно два разных произведения – бескомпромиссный и брутальный шпионский боевик (не такой простой, как кажется на первый взгляд) и готическую историю детства главного героя с её непрерывно звучащими аккордами упадка и ностальгии.

Маккаммон остался верен себе, написав не просто хоррор-боевик, а вложив в свое произведение и прекрасную смысловую нагрузку о хищнической природе человека, сделав это как всегда непринужденно, не сбиваясь с ритма повествования. Наполовину зверь Галлатин с его истинным благородством противопоставляется гедонистам нацистам, пирующим на крови. Автор, изображая вечный цикл превращений от зверя к человеку и наоборот, по крупицам воспроизводит образ и самого главного героя, не раз задумывающегося о том, почему же он помогает людям, если может быть абсолютно свободным.

Хочется отметить, что Роберт гениально справился с созданием напряженной атмосферы в шпионской линии. В подобном роде произведениях заранее известно, что главный герой ни в коем случае не погибнет к окончанию книги. Но хоть и зная об этом, ощущение тревоги не покидает читателя ни на минуту. Даже перед невероятными спасениями, которые многие назвали бы «роялями» (по моему мнению, данная идиома не совсем применима к жанру шпионского боевика), автор блестяще накаляет нить рассказа. Замечательно и то, что в «Часе волка» нельзя предвидеть дальнейший ход событий. Вместе с присущей автору динамикой все это позволяет Маккаммону просто приковывать читателя к тексту. И книгу немалого объема можно легко проглотить за день.

Что до событий в Германии, да и описания самих нацистов, субъективно роман постоянно отсылает к таким кинолентам как «Гибель богов» Лукино Висконти (о моральном упадке немецкой аристократии) и, конечно, «Бесславным ублюдкам» Тарантино (с их саспенсом и драйвом).

Ну и на завершение обязательно нужно упомянуть нравоучительную историю взросления Миши – глубокий, исполненный печали и боли утраты классический готический хоррор, в некоторой мере вобравший в себя кое-что от «Участи Эшеров» с её декадентскими мотивами, но в то же время отбросивший все лишнее, оставив лишь меланхолию и щемящее чувство преходящей юности.

Уже после прочтения, абстрагировавшись от крутых поворотов сюжета и колоритных персонажей, начинаешь замечать, насколько хорошо дополняют друг друга две линии повествования, сливаясь в единое гармоничное целое.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Яна Вагнер «Живые люди»

nattsorg, 24 марта 2020 г. 21:51

«Живые люди» или бытовая драма в постапокалиптическом антураже. Именно так можно охарактеризовать второй роман из цикла «Вонгозеро». Роман, безусловно, дающий большую фору первому. Не в последнюю очередь благодаря своей реалистичности. Возможно, Яна Вагнер нашла свою стихию. Ей больше не нужно притягивать сюжет за уши, спасая персонажей, и она делает упор на психологическую составляющую. Теперь её герои действительно сами по себе – живые, разные, обреченные.

Конец света здесь лишь ширма, из-за которой проглядывают непреходящие вопросы о человечности, вынужденном сосуществовании группы людей в замкнутом пространстве. Наконец, беззащитности человека перед собственной природой и природой вокруг, стающей неумолимым противником, когда блага цивилизации недоступны.

Да, здесь есть место женским истерикам, пьяным откровениям, хорошо описывающим внутренний мир героев и, в первую очередь, героинь. Всё-таки роман написан женщиной. Признаться честно, было интересно увидеть подобную ситуацию именно с такой стороны. Ведь в данном жанре это большая редкость.

Понравился и тон повествования – то флегматично-апатичный, то накаляющийся и взрывающийся редким, но всегда уместным экшном. И при чтении постоянно вертится мысль – когда же? Потому как вопросы, которые ставит автор, не могут остаться без ответа.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ирвин Уэлш «Дерьмо»

nattsorg, 30 сентября 2018 г. 23:32

Роман Ирвина Уэлша «Дерьмо» полностью оправдывает свое название. В нём отображается и стилистика повествования и главный постулат произведения: «Жизнь — дерьмо!» Не зря в качестве эпиграфа приводится изречение Шопенгауэра, известного своей пессимистической философией. Здесь, словно в сюрреалистическом кошмаре Кафки, жизнь представляется бессмысленной чередой однообразных дней, а высокие порывы погрязли во всепоглощающем пороке.

Автор словно получает удовольствие от извращенной игры, в жесткой форме излагая вечные проблемы социума. Хоть главный герой и вызывает отвращение, он всего лишь является жертвой, игрушкой неумолимого рока и человеческой предвзятости. Уэлш и проводит сардонические параллели между жизнью героя и существованием червя. В романе хорошо показано как система превращает людей в циников, представляя социальные отношения только в мрачном свете, наполненном безразличия и эгоизма.

В целом, под отборным матом и кучей грязи поднимаются серьезные проблемы и закрадываются искушающие размышления: «А может жизнь и должна состоять только из удовольствия?..»

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Дэн Симмонс «Ванни Фуччи жив-здоров и передаёт привет из ада»

nattsorg, 4 августа 2018 г. 03:22

В рассказе Симмонс показывает современные реалии религии, достигающие иногда апогея абсурдности. Здесь люди вместо самосовершенствования сбиваются в инертное стадо, вникая голосу лицемерных бизнесменов в одеждах святых. Автор довольно смело высмеивает условности религии, по ходу произведения изобличая прихожан церкви Фредди. Рассказ продолжает тему предыдущего в сборнике, утверждая что наше сознание может выступать в роли настоящего Творца.

А Ванни Фуччи не зря говорит что в аду нет суровее пытки, чем ежедневный просмотр «Утреннего клуба «Аллилуйя»).

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Александр Грин «Игрушка»

nattsorg, 14 мая 2018 г. 20:54

Болезненный рассказ. Ведь эти мальчишки, подобно бедному котенку, еще такие же беспомощные и слепые. Не осознающие своих действий вследствие воспитания ослепленным социумом, в котором жизненная мораль сравни иерархической лестнице: «Дядя говорит — можно. Он умнее вас. Он за границей был.»

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Дэн Симмонс «Метастаз»

nattsorg, 12 августа 2018 г. 02:07

Хорошо ли иногда видеть истину, если она намного ужаснее твоих самых жутких кошмаров. Возможно, наш разум блокирует часть получаемой информации. В данном рассказе речь идет о зрительном восприятии действительности. Но увиденное глазами героя — это не свет божественного откровения, а скорее — прямой путь к паранойе.

Симмонс легко обыгрывает популярную тему «третьего глаза», при этом не забывая попугать читателя. Тем, кому понравился рассказ, советую посмотреть эпизод «Секретных материалов» «Folie à deux» (5 сезон, эпизод 19). Там обыгрывается схожая ситуация, в атмосфере напряжения и с хорошим финалом.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Александр Грин «Река»

nattsorg, 27 мая 2018 г. 23:58

Извечный вопрос о причинах заставляющих людей совершать самоубийство. Но один тихо и безропотно уходит в пору цветущей юности, другой проживая бесцельные годы, накапливая горечь, уносит с собой и жизни других. Нужно ли осуждать таких людей?

Лучше привести здесь цитату Симоны де Бовуар: «Раз люди кончают самоубийством ... значит, существует нечто, что хуже чем смерть. Поэтому-то и пробирает до костей, когда читаешь о самоубийстве: страшен не тощий труп, болтающийся на оконной решетке, а то, что происходило в сердце за мгновение до этого.»

Оценка: 8
⇑ Наверх