fantlab ru

Владимир Васильев «Скромный гений подземки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
324
Моя оценка:
-

подробнее

Скромный гений подземки

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 60
Аннотация:

Глебыч, журналист по профессии, в этот вечер крепенько поддал. И сам толком не понял, как у него в кармане оказалась визитка-беджик с надписью «Гений Подземки» – «Москва» – «Арбатско-Покровская линия». И только со временем он осознал сколь многое в этом подземном мире теперь зависит от него.

Примечание:

Существует также перевод на польский язык, выполненный Павлом Лауданьским.


Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Реальность фантастики 2003'04», 2003 г.

— антологию «Фантастика 2004. Выпуск 1», 2004 г.

— антологию «Kroki w nieznane 2005», 2005 г.

— сборник «Джентльмены непрухи», 2005 г.

— сборник «Гений подземки», 2007 г.

— антологию «Мифы мегаполиса», 2007 г.

— антологию «Украинская мистическая фантастика - 2009», 2008 г.


Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2005 // Малая форма

номинант
Интерпресскон, 2005 // Малая форма (рассказ)

Похожие произведения:

 

 


Фантастика 2004. Выпуск 1
2004 г.
Джентльмены непрухи
2005 г.
Мифы мегаполиса
2007 г.
Мифы мегаполиса
2007 г.
Гений подземки
2007 г.
Гений подземки
2007 г.
Гений подземки
2007 г.
Украинская мистическая фантастика 2009
2008 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 4, 2003
2003 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Kroki w nieznane 2005
2005 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Являюсь большой поклонницей именно коротких произведений Васильева. А на момент прочтения рассказа еще и находила в себе легкую и романтичную привязанность к московской подземке. Посему, не могла обойти стороной «Скромного гения подземки».

На тот момент, в далеком теперь 2007 году, училась я на Арбатско-Покровской ветке и моталась в ту же сторону, что и ГГ рассказа. Ох как запала мне в душу эта история, сколько близкого нашла я для себя в авторском видении метро!

Тут много было говорено о том, что любит Васильев писать как бы «из ниоткуда в никуда». Но я ценю в его рассказах именно это — когда текста 5-6 страниц, зато автор пишет именно так, что воображение додумывает целый огромный мир. На мой взгляд, это особенно прелестно! Посыл, может, и простоват, но форма его изложения лично мне в душу ох как запала.

Произведение оставило после себя приятные мысли о том, что не все люди в метро — говны и ублюди (особенно по утрам).

...а еще легкую надежду, что вот тот парень в очках в самом углу вагона, да, тот самый, без рюкзака или сумки, мечтательно смотрящий в никуда — самый настоящий гений подземки...

...и немного грусти при взгляде на бюст Ногина на Китай-Городе. Ведь как хорошо и удобно было бы там перейти на Синюю ветку!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан приятным легким языком, есть в начале интрига. Но что-то пошло не так. Короче говоря рассказ мне не понравился. И вот почему.

1. Портрет Глебыча написан плохо. Образ этого человека не складывается.

2. Слишком простенькая, примитивная мораль.

3. Многое оставлено без объяснений, например куда исчез Маркус, за какие такие заслуги Глебыча посвятили в гении.

В целом рассказ создает впечатление сырого, недоделанного.

Годом раньше Мариной и Сергеем Дяченко был написан рассказ «Подземный ветер» с очень похожей темой, возникает подозрение, что Васильев написал этот рассказ в ответ или в продолжение. Но у Дяченко рассказ несравнимо лучше.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наши предки щедро населили мир духами-покровителями стихий. В лесу жили лешие, в поле — полевики, в озерах — водяные. У людских строений тоже были свои покровители — домовые, овинники... Может, и у метро быстро появились свои покровители. Перегон метро, выигранный в карты — напоминает былички, в которых миграции животных объясняются тем, что лешие их друг у друга в карты выигрывают.

«Остоженку» все обещают, «Якиманки» и «Маросейки» нам очень не хватает, зато «синяя ветка» доросла до Митина.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Значит, много добра сделал Глебыч.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно и легко читается. Но бесит слишком многое, чтобы этот рассказ мог мне понравиться.

ГГ вступает в привилегированную (а как же иначе?) касту Героев Метро, и один из Духов вводит его в курс дела. Ох и заезженный же прием:weep:

После прелестного:lol: вопроса Глебыча, не исчезнет ли теперь метро пробило на смех. Чтобы схема метро зависела от добрых дел... Ну ладно, это же фантастика.

Не могу удержаться от цитаты: «Тот факт, что в противном случае пришлось бы ехать по другой ветке, где поезд совсем не обязательно стоял бы какое-то время в тоннеле, от внимания ЦИНИЧНО ускользнул», — а автор потрудился узнать значение этого слова? Для писателя подобное хуже всего:abuse:. Возможно, это и помешало мне получить удовольствие от произведения.

Рассказ вызывает раздражение:box:. Можно бы еще хоть одну линию повествования добавить, а потом, как читатель соскучится, скрестить две линии. Тогда будет не мучительно плохо, а уже посредственно.

Оценка: 4
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне показалось, что это лучшее произведение в сборнике Мифы Мегаполиса.

Мы разучились в наше время делать добрые дела просто так, мы все делаем из выгоды, поэтому и живем в таком мире

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Незамысловатый и добрый рассказ. Идея о том, что все добрые дела увеличивают сумму добра в мире и делают его лучше подана красиво и ненавязчиво.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось; ни сюжет, ни исполнение. Неудачная, по-моему, идея с этими духами и так и не объясненным попаданием в их компанию ГГ. Все это как-то слабо и неубедительно. И каким образом упомянутые благие поступки должны совершать духи — вообще загадка...

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень светлое произведение. ( Одно из немногих в сборнике Мифы Мегаполиса).

Человек получает силу демона метро.

От того как он будет себя вести зависит судьба по-крайней мере его ветки.

Заодно можно географию выучить Москвы. Ведь карта метро не всегда адекватно передает расстояния между станциями, особенно разных веток.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший и добрый рассказ, который навевает некую теплоту в душе, и ты по-настоящему начинаешь верить, что еще не все растерял человек, что не очерствело его сердце. И хотя рассказ страдает рядом недостатков, о них просто забываешь, или стараешься не замечать, наслаждаясь просто чтением. Да и рассказ стоит особняком от других произведений автора, здесь нет экшена и затянутости повествования. Так бы и дальше.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая задумка, сразу видно, что фантазия у автора работает, что надо. И добрая вещь, что особенно ценно в наше время. Одно беда, как обычно у Васильева, неясно, откуда и зачем всё это взялось, неясно чего ради двигался сюжет, и неясно, что изо всего этого следует. Ничуть не удивлюсь, если окажется, что автор в реальности покупал музыкальный центр и действительно проверял все упомянутые характеристики. Но ведь эти характеристики никак не влияют ни на характер героя, ни на сюжет, ни на идею рассказа. Просто подвернулось под клавиатуру, вот и отстучал. Это уже не первое произведение Васильева, страдающее таковым недостатком. Пора бы исправиться, сколько можно на одни и те же грабли наступать?

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, это лучшее произведение в авторском сборнике «Джентльмены непрухи». Доброе городское фэнтези. Главным местом действия рассказа, даже чуть ли не одним из «главных героев» является тёмно-синяя ветка московского метро (Арбатско-Покровская). Эта ветка мне хорошо знакома, что, конечно, придало рассказу дополнительный интерес. Хотя, немосквичам рассказ тоже придётся по душе: такие понятия, как «доброта», «совесть», «искренность» близки и понятны всем, вне зависимости от географического местоположения. Могу только подтвердить, что в этом рассказе Васильев правдив и внимателен к деталям: и в магазинах электроники возле «Семёновской» я также бывал (на музыкальные центры облизывался) и место жительства главного героя можно вычислить довольно точно (я-то всё думал, где он живёт — рядом с «Измайловским парком»/«Партизанской» нет жилых домов. но когда автор упоминает окружной мост и то, что от метро идти минут 15, всё становится понятно).

Что же, будем ждать появления предсказанных автором станций: «Маросейка» уж точно не помешала бы.))

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение. Очень оригинальная идея с интересным воплощением. Единственный вопрос, как работники метро всеже видели этих непризнанных героев...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Скромный гений подземки» — лучшее из того, что я читал у Васильева! Без вариантов.

Рассказ, который хочется перечитывать. Рассказ, который учит только добру. Очень легко и интересно читается. Ах, как было бы хорошо, если бы люди менялись в лучшую сторону хотя бы имея для этого вот такой стимул. Но... Для этого нужно быть романтиком до мозга костей, да к тому же ещё и альтруистом. Таких очень мало в наше время, когда модно и легче быть циником.

Глебыч — замечательный персонаж, вызывающий только положительные эмоции и сочувствие.

Васильев, я считаю, хорош именно в малой форме прозы. А некоторые из его романов просто невозможно читать. Но, ещё раз замечу, рассказ меня порадовал.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу вспомнились 60-е с их верой, что хорошие поступки одного человека изменяют мир к лучшему. Добрая рождественнская сказка. Приятное разнообразие после вампиров, зомби и т.д.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу видно — любит автор метро, и на самом деле, совершенно не важно, московское оно или ташкентское, метро должно быть. А ещё, метро должно развиваться, должно расти. Больше станций, хороших и разных! И для этого не обязательно быть «гением» (или «джином»), достатьчно быть просто человеком, а не сволочью...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх