fantlab ru

Александр Панчин «Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
116
Моя оценка:
-

подробнее

Защита от тёмных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений

Научно-популярная книга, год

Аннотация:

Чего и почему мы боимся и как в наших домах завелись домовые. Новая книга от автора бестселлера «Сумма биотехнологии», получившего премию «Просветитель».

Захватывающее, наполненное примерами из самых разных областей знания исследование для тех, кто хочет понять, где же проходит граница между наукой и мистикой, доказанным фактом и шарлатанством.

Когда мы сталкиваемся с вещами и событиями, находящимися за гранью нашего понимания, мы называем их мистикой и приписываем действию потусторонних сил: от приведений и домовых, до демонов и чудовищ. Мы привыкли верить прогнозам и совершать определенный набор ритуальных действий, чтобы сдать экзамены или привлечь удачу в новом деле. Александр Панчин доказывает, что большинство наших страхов и мистических верований вызваны незнанием основных законов физики, психологии и биологии. За каждой таинственной загадкой чаще всего стоит научный факт. Так, ощущение присутствия кого-то постороннего в доме, сдавленность в груди и зловещее предчувствие собственной смерти, скорее всего, означают не то, что у вас завелся полтергейст, а то, что в доме превышена концентрация угарного газа и следует срочно вызвать сотрудников газовой службы. Ведь беспокойные мысли, боль в груди и галлюцинации – явные признаки отравления монооксидом углерода.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных явлений
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Защита от тъмните изкуства. Пътеводител към паранормалните явления
2019 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

В наш век смартфонов, нейросетей и дронов действительно дико наблюдать, что многие люди обращаются к дремучим суевериям, идут к магам и экстрасенсам. Мы тут вроде как уже космос колонизировать собираемся, а средневековье в себе всё еще не изжили. Радует, что выходит иногда такой научпоп, как эта книга Панчина, где доступным языком разъясняются типичные заблуждения людей, склонных к мистике и оккультизму. Я сам очень люблю жанры мистики и хоррора, но воспринимаю это, как разновидность ненаучной фантастики, галерею выдуманных миров, страшных, пугающих, но таких притягательных. С автором я во многом согласен, хотя и не во всем, наука пока ещё не может ответить на все вопросы, иначе мы бы уже давно получили ответ на главный вопрос Вселенной, а нам говорят, что все фундаментальные открытия уже сделаны, что если наука чего и не знает, то это малозначительные явления, не оказывающие особого влияния на нашу жизнь. Тогда может быть свернуть гос. финансирование всех научных институтов, заморозить все исследования и пустить деньги на социалку, не? В общем кое-где тов. Панчин явно перегибает палку.

Сама книга делится на 13 глав, в каждой из которых рассматривается некое мистическое явление, необъяснимое с научной точки зрения, типа проклятий, зомби, магии, астрологии, экстрасенсорики и т.д. Далее следует разоблачение, приводятся описания экспериментов, которыми проверялись сверхспособности экстрасенсов, парапсихологов. Естественно везде наука побеждает и превозмогает. Помимо явно паранормальной тематики автор уделяет целую главу разоблачению такого ответвления нетрадиционной медицины, как гомеопатия. Ну понятно, там всё шарлатанство и строится на эффекте плацебо, но после того, как все методы традиционной медицины испробованы, почему бы не обратиться к упомянутому эффекту. Согласен, что отказываться от обычного лечения в угоду разной акупунктуры и лечения травами это глупость, но отбирать у человека, цепляющегося за соломинку, последнюю надежду на жизнь тоже не след.

По поводу стройности изложения материала к автору также есть вопросы, хотя вся книга разбита на тематические главы, ловишь себя на мысли, что автор постоянно прыгает с пятого на десятое. Очень много в книге отсылок к английским первоисточникам, даже чересчур, это хорошо, наверное, только далеко не каждый русский читатель сможет проверить точность слов автора, сверившись с первоисточником, на который он ссылается. Также часто звучат отсылки к авторитетным зарубежным опять же журнальным изданиям, типа Science, Nature, Lancet — внушает, но неспециалисты эти журналы, как правило не читают, а книга ориентирована на обычного человека. Автор биолог по образованию и судя по всему шарит в своей теме, по крайней мере, где необходимо он может привести массу примеров из биологии, но с количеством, имхо, перебор — читать целую страницу латинских названий всех этих двуусток, ланцетников и кольчатых червей чисто визуально тяжеловато, перегружает текст.

В целом же Панчин старается выглядеть своим парнем, а не клоном мохнорылого вассермана — он играет в компьютерные игры, смотрит Доктора Хауса, Южный Парк, читает Гарри Поттера, в курсе всех современных интернет-мемов и вирусных роликов, этим он, безусловно располагает к себе молодежную аудиторию. Хотя ЧСВ у автора временами даёт о себе знать, особенно когда он при каждом удобном случае упоминает, что входит в оргкомитет премии Гудини или кому там он лично жал киберпротез. Хотя и ЧСВ читателей автор готов потешить при удобном случае. В книге довольно часто встречаются занимательные задачки на сообразительность, после одной из них можно узнать, благодаря автору, что если ты её решил правильно, то ты умнее 80% выпускников Гарварда, ну мелочь, а приятно, как говорится. Правда, временами с примерами автор чересчур увлекается и уходит в математические дебри, куда гуманитариям, а ведь на них ориентирована книга преимущественно, вход не показан.

Читая книгу, можно задаться вопросом — а зачем вообще нужны эти разоблачения, у каждого свои тараканы, и чем бы дитя не тешилось, хоть магией, хоть астрологией... На это автор отвечает, что уклон в сверхъестественное не всегда безопасен, даже если не брать во внимание практики инквизиции и экзорцизма, то в наше время немало развелось сект, а нетрадиционная медицина может нанести вред жизни и здоровью людей. Не знаю, правда, насколько действенно разоблачать опусы журналистов канала Рен Тв, даже в ироничном ключе, вряд ли аудитория этого канала удосужится прочесть эту книгу, но есть здесь и такое. На это мне ровно в общем и целом, но не понравились нападки автора на традиционные религии, которые он осуществляет с позиций воинствующего атеизма — мол, вы все дураки, верите, что на небе сидит дедушка с бородой, а в аду черти со сковородками. Негоже так, более того, уверен, что автор Священное писание не читал, максимум детскую Библию, без досконального знания критикуемого первоисточника лезть в калашный ряд — ну это самого себя выставлять не в самом выгодном свете.

По итогам, книгу я все же рекомендую и даже оцениваю довольно высоко, она нужна и полезна. В то же время мне вспомнился роман Дж. Хогана «Кодекс творца», где автор в увлекательном художественном ключе излагает все мысли, которые несет нам Панчин, но для этого ему потребовалось гораздо меньше страниц. Ещё один интересный момент, название и обложка книги могут ввести читателя в заблуждение и автор, видимо, сделал это намеренно, чтобы его творение всё же дошло до целевой аудитории. Признаюсь, я сам повелся на название и обложку, даже аннотацию не читал, ожидая, что беру очередную «энциклопедию сверхъестественного», которые я потребляю в качестве художественной литературы. Однако, несмотря на обманутые ожидания, книгу я прочел от сих до сих, вынес для себя что-то новое, а это дорогого стоит.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вроде и старался автор. И названия разделов под Гарри Поттера подгонял, и и заумные вещи из психоанализа примерами чуть ли не из «Курочки Рябы» разбавлял. И правду-матку резал, что шарлатаны врут, а ученые правду глаголят. Всё так. Только что в сухом остатке? Какая генерального линия у сего опуса со списком литературы на 40 с лишним страниц? Кто защитился от тёмных искусств?

Гомеопатия — это бред. Ну да, бред. Кто так считает, ничего нового не открыл, кто так не считает, тоже мнение вряд ли поменяет. Черная магия не существует. Ну да, а Земля не плоская. Что из того. Некоторые факты занимательны. но бородаты. Некоторые притянуты к общей канве.

Захотите ли перечитывать такую книгу? Ну, если времени не жалко. Говорят, автор. мол. популяризатор науки. Да нет, это Перельман с его занимательными физиками и математиками — популяризатор науки.

А товарищПанчин — обычный компилятор. Без открытий Америк.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

По большему счету, это неплохой науч-поп — однако с множеством огрехов и недостатков. К слову, не совсем понятна целевая аудитория. Те, кто поддерживает народную медицину и панаромальщину, читать ее не будут, для остальных книга откровением не станет. Даже если вы не в теме, все равно скорее всего по верхам знаете и хотя бы краем уха про все рассказанное в книге слышали.

Книга несколько невнятная, изложение, несмотря на четкую структурированность, стройностью не отличается, довольно много сумбура и метаний из темы в тему — автор слишком за многое хватается, гонится за десятком зайцев и ловит только хвосты. Непонятно зачем в какой-то момент начинает судорожно доказывать нужность и полезность науки. Стоило бы все-таки определиться и стремится не к количеству, а к качеству.

Смущает, что все ссылки почти исключительно англоязычные (русскоязычные — только на книги самого Панчина). Хотелось бы все-таки больше про Россию, российский опыт, российских сумасшедших и российских врачей, того же, что есть — очень мало и фактически только в самом конце. Про родную страну у него в основном собственные воспоминания или случаи из жизни друзей или случайные упоминания Рен-ТВ.

Больше всего это похоже на компендиум забавных случаев. Примеры к постулируемым идеям как-то странно навалены кучей, многие из них неубедительны, часть дезавуирована самим автором, что-то неверно прокомментировано (эксперимент с пирамидками очевидно не на внушаемость), некоторые вообще непонятно что делают в тексте. Иногда кажется, что вся книга задумана исключительно ради нагромождения примеров — такой конспект для самого автора, чтоб не забыть. Примеров так много, что иногда забываешь, примером чему именно они служат.

Иногда автор шутит. Лучше бы он этого не делал... Иллюстрации в книге — не пришей кобыле хвост. «Чудесные» примеры из кино и художественной литературы (особенно убойный пример с эгоманьяком Эриком Картманом, которым можно доказать все, что угодно). Это как про Екатерину Вторую рассказывать с цитатами из Пикуля.

Назвать книгу плохой, однако, не могу. Здесь можно найти немало интересного и полезного (придется попотеть, отделяя злаки от плевел, но тем не менее), вроде проблем современной науки и научного метода. Просто отличная идея упаковки (и названия) — идея книги о человеческом сознании и мозге как путеводитель по темной магии с объяснениями, как именно от нее защищаться. Не все получилось, но автор в общем-то старался.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже писал о том, как я решил ознакомиться с книгой Александра Панчина «Апофения». В том же ролике, из которого я узнал о книге «Апофения», Александр рассказывал и о другой своей книге — «Защита от тёмных искусств». После просмотра этого ролика я заказал в интернет-магазине сразу обе книги. И вот теперь прочитал вторую.

Несмотря на название, которое на первой взгляд характерно скорее для какой-нибудь эзотерической книги, книга эта на 100% является научно-популярной. Кроме того, как я узнал, название является отсылкой к Гарри Поттеру. Так называлась дисциплина, которую преподавали в школе чародейства и волшебства. Название книги говорящее и, по моему разумению, говорит оно о следующем: искать защиты от тёмных искусств нужно не у эзотерики, а у науки, потому что единственным действующим способом защиты является борьба с собственным невежеством.

Книга снабжена обширным списком ссылок на научные исследования и на другие научно-популярные книги. Всего в книге насчитывается 13 глав и 666 ссылок, что вряд ли можно назвать случайностью — скорее всего это такой изощрённый способ провокации людей, придающих слишком большое внимание определённым числам. Такое большое количество ссылок до этого мне попадалось только в переводной научно-популярной литературе. По содержанию книга может конкурировать с лучшими западными образцами научно-популярной литературы, что лично меня несказанно радует.

В книге последовательно, глава за главой, рассматриваются популярные человеческие заблуждения и делается попытка объяснить их с научной точки зрения. Поскольку книга очень насыщена разнообразной информацией и примерами, трудно рассказать об этой книге в нескольких абзацах. Поэтому я решил кратко записать наиболее интересные и запоминающиеся мысли каждой из глав. Конечно, они не отражают всей сути книги, поэтому заинтересовавшимся рекомендую ознакомиться с ней целиком.

Глава 1. Дементоры — фантомы и кошмары

Рассказывается о значении слова «кошмар» в разных языках. Означает оно ночного душащего демона. Иногда люди просыпаются и не могут пошевелиться, из-за чего мозг автоматически делает вывод — кто-то удерживает тело. Объясняется это тем, что сон делится на медленные и быстрые фазы. Во время фазы быстрого сна в мозге активируются зоны, управляющие движением. Однако, двигаться во сне опасно, поэтому активность этих зон мозга блокируется и сигналы от мозга до мышц не доходят. Иногда бывает так, что человек просыпается, но блокировка ещё не прошла. Именно в таких случаях мозг делает вывод, что его тело кто-то держит. Если добавить сюда явление апноэ — ночной остановки дыхания, то можно легко придумать ночного душащего демона.

Если человек ходит по ночам и ничего не помнит об этом, не спешите вызывать экзорциста для изгнания беса. Фаза медленного сна может сопровождаться бессознательным выполнением действий, что известно под названием лунатизма или сомнамбулизма.

Глава 2. Инферналы — живые мертвецы

При синдроме Котара пациенты считают себя мёртвыми. Причинами странного поведения может быть перенесённые травмы мозга или проблемы с почками, которые не справляются с выведением веществ, влияющих на деятельность мозга. При синдроме Капгра люди теряют способность к эмоциональному отклику при узнавании. Знакомый человек или предмет кажутся двойниками. Человек, страдающий синдромом Капгра, может передвигаться по собственному дому, находить предметы в ожидаемых местах, но по-прежнему считать, что он находится в точной копии своего дома. Синдром может проявляться выборочно. Например, человек может узнавать знакомого при телефонном разговоре, когда не видит лица, но воспринимать его как двойника при личной встрече, может узнавать одних людей, но считать двойниками других и т.п.

В этой же главе рассказывается про ощущения выхода из собственного тела, предсмертный туннель и предсмертная эйфория. В мозге есть зоны, отвечающие за чувство собственного положения в пространстве. В экспериментах на мышах выяснилось, что у них это пространство делится на шестиугольники, каждому из которых соответствовала активность отдельного нейрона. Люди, ощущавшие выход за пределы тела, ещё ни разу не смогли описать предметы, находящиеся в той же комнате, но не видимые из места положения глаз. При электростимуляции областей мозга, связанных с выходом из собственного тела, люди могут чувствовать, что у них за спиной кто-то стоит. Люди, не обладающие скептическим мышлением, могут сделать вывод, что за их спиной находится чей-то дух. Предсмертный туннель возникает из-за кислородного голодания зрительных областей мозга. Такой туннель видят лётчики при сильных перегрузках, когда кровь отливает от мозга и зрительные области мозга испытывают кислородное голодание. Предсмертная эйфория ощущается из-за того, что при сильном стрессе в организм выбрасываются эндорфины, которые должны смягчить неприятные ощущения и помочь организму справиться с кризисной ситуацией, например, убежать от хищника. Любителей экстремальных развлечений иногда называют адреналиновыми наркоманами. А эндорфины часто часто выбрасываются вместе с адреналином, поэтому на самом деле это скорее эндорфиновые наркоманы, т.к. сам по себе адреналин приятных чувств не вызывает.

Глава 3. Авада Кедавра — убивающее заклятие

Пожалуй, наиболее изученным ритуалом проклятья, являются обычаи африканских, южноамериканских, австралийских и новозеландских племён. Шаман, направляя на человека кость или прибегая к другому мистическому ритуалу, приговаривает человека к смерти. Приговорённый к смерти испытывает сильнейший стресс, который подкрепляется поведением окружающих — все знакомые и родственники начинают относиться к нему как к человеку, который вот-вот должен умереть. В результате человек умирает от стресса, вызванного внушением, а факт смерти лишь ещё сильнее убеждает окружающих в действенности ритуала. Механизм действия с физиологической точки зрения таков: у напуганного человека начинает вырабатываться адреналин, адреналин учащает сердцебиение, сужает сосуды, тем самым повышая кровяное давление, и снижает поступление крови ко внутренним органам, человек отказывается от еды и умирает от сердечного приступа.

Сильной внушаемостью объясняется подверженность людей гипнозу и головные боли, якобы вызванные радиоизлучением.

Глава 4. Окклюменция — защита сознания

Сильная внушаемость позволяет не только вводить людей в гипнотическое состояние, вызывать у них головную боль или приводить к смерти. Даже у людей, слабо подверженных внушению, можно сформировать ложную память о событиях, в которых якобы принимал непосредственное участие сам внушаемый, если рассказ звучит довольно правдоподобно из уст людей, которые действительно могли быть свидетелями. Меняя постановку вопроса, можно влиять на получаемые ответы (я думаю, что это человеческое свойство хорошо известно составителям разного рода общественных опросов).

У большинства людей хотя бы раз в жизни возникало чувство дежавю — чувство повторного попадания в одну и ту же ситуацию или одно и то же место. Однако встречаются люди, у которых чувство дежавю возникает постоянно, что может быть признаком повреждения левой височной доли коры головного мозга. Учёным удалось научиться искусственно воспроизводить чувство дежавю путём электростимуляции отдельных участков височной доли мозга.

Глава 5. Веритасерум — сыворотка правды

В этой главе рассказывается об экстрасенсах, медиумах, телекинетиках. И об иллюзионистах и учёных, разоблачающих их. Если человеку, заявляющему о своих паранормальных способностях, удалось обмануть учёного, то это вовсе не значит, что наука не может дать объяснения. Учёные — тоже люди, поэтому бывает что и их удаётся долго водить за нос, а некоторые из экстрасенсов искренне заблуждаются насчёт своих способностей. Но обычно паранормальные способности теряются в условиях корректно поставленных экспериментов, в которых учитываются все возможные лазейки. Иллюзионисты, как правило, не любят раскрывать секреты собственных трюков, однако обычно они охотно помогают учёным разоблачить жулика или корректно поставить эксперимент, поскольку сами хорошо знают трюки, которыми пользуются.

В книге упоминается фильм Бориса Соболева «Идущие к чёрту», посвящённый разоблачению участников передачи «Битава экстрасенсов»:

https://youtu.be/rUyx8Fa_kpo

Глава 6. Прорицания — закономерности в совпадениях

Люди привыкли во всём искать закономерности. Некоторые видят закономерности даже там, где их нет. Такая нездоровая способность находить закономерности называется апофенией, а на шуточной энциклопедии lurkmore.to это называют Синдромом поиска глубинного смысла. Визуальной апофении можно научить даже компьютерную программу. Именно такую программу Deep Dream создали в недрах Google. Программу научили находить на фотографиях животных, а затем снизили порог чувствительности и заставили программу дорисовывать животных по найденному фрагменту. Результаты получаются весьма любопытные:

- Deep Dream Generator и легкая наркомания — https://pikabu.ru/story/deep_dream_generator_i_legkaya_narkomaniya_4057583

- Deep Dream: как добавить к фото и видео мечты роботов — https://lifehacker.ru/deep-dream/

Как-то мне попадалась статья, в которой описывалась нейросеть, обученная находить на изображениях порнографию. Настроенная подобным образом, как и Deep Dream, она находила и дорисовывала порно на пейзажах:

Нейросеть превратила пейзажи в абстрактное порно — https://nplus1.ru/news/2016/10/21/neural-porn

Иногда люди верно понимают закономерности, но не верно интерпретируют их причины. Так появляются карго-культы, когда люди копируют внешние проявления закономерности, рассчитывая получить результат по существу.

Иногда люди считают какое-то событие маловероятным, хотя даже случайное распределение статистически довольно часто приводит к совпадениям. Например, чем больше группа людей в выборке, тем быстрее растёт вероятность, что у двух людей из этой группы совпадёт день и месяц рождения. Этим иногда пользуются недобросовестные учёные, которые анализируют одну и ту же небольшую выборку данных большим количеством разнообразных способов, пока в выборке не будет обнаружена какая-то закономерность. Дальше под эту закономерность подводится эксперимент, в ходе которого якобы и обнаруживается эта закономерность. Однако при независимой проверке результаты таких экспериментов обычно опровергаются, поскольку закономерность характерна лишь для оригинальной выборке данных.

Глава 7. Агуаменти — магия воды

Магическое мышление основано на двух принципах: принципе подобия и принципе соприкосновения. Кукла вуду подобна человеку, волосы или ногти которого имеются в кукле — это пример использования принципа подобия. Вода, побывавшая в контакте с предметом, сохраняет его силу даже при многократном разведении, при котором в воде не остаётся ни одной молекулы от первоначально разведённой воды — это пример использования принципа соприкосновения, который используется в гомеопатии.

Глава 8. Империо — иллюзия воли

В этой главе описываются синдром чужой руки, когда рука человека начинает совершать действия, не подконтрольные воле хозяина. Распространёнными причинами этого синдрома бывают различные повреждения мозга, вызванные инсультом, опухолями, дегенерацией нейронов.

Здесь же описывается раздвоение сознания, вызванное разрывом связей между левым и правым полушариями мозга. Раньше эпилепсию лечили перерезанием мозолистого тела, которое как раз соединяет оба полушария. У таких пациентов приступы эпилепсии проходили, и на первый взгляд в их мировосприятии и поведении ничего не менялось. Однако левое полушарие не видит того, что находится на периферии левого глаза, а правое не видит того, что находится на периферии правого глаза. Левой половиной тела управляет правое полушарие, а правой — левое. Речевой центр у людей как правило находится в левом полушарии. Если пациента с разделёнными полушариями попросить смотреть в одну точку, а затем быстро показать две разные картинки в периферических зрительных зонах, то пациент назовёт тот предмет, который был показан на периферии правого глаза. Если человека попросить нарисовать увиденный предмет левой или правой рукой, то результат будет различаться. Левая рука нарисует то, что было показано слева, а правая — то что было нарисовано справа. Интересно, что если человека попросить нарисовать левой рукой, а потом попросить назвать виденный предмет, то он назовёт не тот предмет, который он нарисовал. Если дать человеку предмет в левую руку и попросить назвать этот предмет, то человек отвечает, что не чувствует левой руки. Если же попросить его выбрать такой же предмет из мешка, то левая рука безошибочно находила нужный предмет, а правая с заданием не справлялась. При этом человек не мог объяснить, как ему удалось справиться с заданием левой рукой, ведь он не чувствовал левой руки и не знал что за предмет в ней находился.

Незадолго до того, как человек начнёт движение, в его мозгу уже происходит электрическая активность, связанная с этим движением. Кроме того, осознание выбора тоже наступает с запаздыванием. В одном из экспериментов испытуемому предлагалось нажать на одну из двух кнопок. По электрической активности мозга учёные научились определять выбор испытуемого. Затем задание менялось — нужно было нажать ту кнопку, которая не была подсвечена. При этом подсвечивалась та кнопка, которую, судя по электрической активности мозга, человек собирался нажать. В итоге человек не мог нажать ни одну кнопку, т.к. ещё до осознания им желания нажать на другую кнопку, она уже оказывалась подсвеченной. Из этих экспериментов следует, что сознание человека в принципе не управляет его поведением, оно лишь озвучивает решения, принятие которых происходит на неосознанном уровне.

Глава 9. Арканум — о магии и технологии

В этой главе сделано некоторое отступление от объяснения явлений, считающихся мистическими. Тут обрисовываются возможности науки по усилению возможностей человека. Слепых людей можно научить видеть спиной или языком, если воспользоваться специальным устройством с иголками, которые выдвигаются в зависимости от освещённости соответствующего участка изображения, полученного с видеокамеры. В некотором роде подобными способностями обладают синестеты, у которых развито комплексное восприятие отдельных чувств. У людей с таким восприятием цифры и буквы могут иметь собственный, присущий им цвет или даже вкус. В аккуратно поставленных экспериментах выяснилось, что люди, обладающие такими способностями, быстрее распознают рисунки, составленные из цифр одного цвета, которые синестеты видят как бы раскрашенными в разные цвета. И наоборот, скорость распознавания настоящего цвета снижалась, если настоящий цвет цифры не совпадал со смысловым. При попытке назвать цвет цифры синестеты дольше думали и чаще допускали ошибки. Синестетом был, например, Моцарт — звуки он воспринимал окрашенными в разные цвета, это наиболее распространённая разновидность синестезии.

Одной из любопытных разновидностей синестезии является эмоционально-цветовая синтезия: люди с таким восприятием видят цветные ауры вокруг лиц людей, цвет окраски которых зависит от отношения к человеку.

Как ни странно, но большинство из нас обладает одним необычным навыком — мы можем визуально представлять картины, описываемые словами. Некоторые люди таким навыком не обладает, что называется афантазией.

Глава 10. Пожиратели смерти — слуги зла

В этой главе делается попытка представить зомби с научной точки зрения. Известно ядовитое вещество тетродотоксин, которое в малых дозах может парализовать человека и лишить его памяти. Обычно человек умирает от этого яда из-за остановки дыхания. Подобрать точную дозу яда, чтобы человек не умер, а оказался парализованным, очень трудно даже в лабораторных условиях, и поэтому большинство людей, отравленных этим ядом умирает. Но некоторые, будучи похороненными заживо, потом способны выбраться из могилы и бродить по окрестностям в состоянии беспамятства. Если бы существовал паразит, который оказывал бы подобное действие на организм, то зомби могли бы встречаться в реальности. Собачье бешенство — одна из болезней, которая вызывает обильное слюноотделение и агрессивное поведение ради дальнейшего распространения вируса через укусы. Подобно собачьему бешенству, воображаемый паразит мог бы передаваться с укусами зомби здоровым людям. При этом зомби по-прежнему оставались бы обычными людьми, которым нужна еда и вода. Скорее всего они стремились бы укусить ещё здоровых людей и вряд ли стали бы есть себе подобных.

Мемы распространяются подобно вирусам: человек оказывается заражён смешной шуткой или привлекательной идеей и стремится заразить ею всех окружающих. В процессе передачи мем мутирует и видоизменяется. Разные версии одного и того же мема начинают конкурировать друг с другом, в результате чего наиболее широко распространяются мемы, оказавшиеся наиболее привлекательными для их носителей.

Глава 11. Волан-де-Морт — Тот, Кого Нельзя Называть

Ошибки первого рода — невосприятие имеющейся закономерности. Ошибки второго рода — нахождение закономерности там, где её нет. Людям свойственно приписывать собственные свойства неодушевлённым предметам, т.к. способность распознавать человеческие отношения очень важна для жизни в обществе. Как говорится, лучше перебдеть и допустить ошибку второго рода, чем недобдеть и допустить ошибку первого рода. В пример приводятся рекламные ролики, в которых настольные лампы или воздушные шарики вызывают сочувствие, т.к. «ведут» себя как люди.

Вера в бога (или богов) — одно из проявлений ошибок второго рода, когда случайному стечению обстоятельств приписывается чья-то воля, а у природных явлений и стихий появляются человекообразные повелители — боги.

У человека имеется два уровня мышления. Первый уровень — поверхностное мышление, работает очень быстро и обходится дёшево, но часто ошибается. Второй уровень — глубокое мышление, работает медленно и потому обходится дороже, но способно исправлять ошибки мышления первого уровня. Когнитивная рефлексия — способность задумываться о собственных мыслях. Люди с развитой когнитивной рефлексией чаще обращаются ко второму уровню мышления и поэтому реже ошибаются. Исследования показали, что верующие как правило обладают менее развитой когнитивной рефлексией и чаще ошибаются, отвечая на вопросы, требующие привлечения мышления второго уровня. Среди верующих чаще встречаются люди, серьёзно относящиеся к астрологии, НЛО, телепатии, экстрасенсам и т.п.

Сочетание подверженности человека ошибкам второго рода и низкого уровня развития когнитивной рефлексии делает человека подверженным религиям. Совершать ошибки второго рода и видеть человеческое присутствие там, где его нет — это естественное свойство человеческой психики, а слабые способности к когнитивной рефлексии не позволяют человеку проанализировать информацию достаточно глубоко, чтобы нивелировать ошибку второго рода. Проявляется это в том числе как игнорирование результатов научных исследований. Например, изучение эффективности молитвы на больных людях показало, что эффект её нулевой, если тот, о ком молятся, не знает об этом, положительный как у плацебо — если человек верующий и молится сам, отрицательный как у ноцебо — если знает, что о нём молятся.

Чтобы избегать когнитивных ловушек, человеку нужно всегда оставлять место для сомнений. Слепая вера препятствует узнаванию истины, доля сомнения позволяет воспринимать новые факты. Абсолютный атеист в этом смысле неотличим от верующего — никакие доказательства в пользу существования бога его не убедят, потому что он верит в его отсутствие. Просто атеист — это всегда агностик, оставляющий возможность переубедить себя достоверными фактами.

Глава 12. Демон Второго Рода — в поисках знания

В любой выборке данных при достаточно внимательном поиске можно найти какие-то неожиданные закономерности. Но обнаруженные в выборке закономерности сами по себе не позволяют сделать достоверных выводов, потому что найденная закономерность может быть свойством конкретной выборки, а не объективной закономерностью. Чтобы проверить, объективна ли найденная закономерность, нужно поставить корректный эксперимент, имеющий целью проверить наличие этой закономерности. Некоторые недобросовестные учёные не утруждают себя проверкой найденных закономерностей и делают преждевременные выводы, которые при независимой проверке часто не подтверждаются.

Некоторые недобросовестные учёные или многие псевдоучёные специально прибегают к наукообразной терминологии, стараются выразить простые мысли сложным способом, чтобы отсеять часть критиков, которые не смогут пробраться через тернии и добраться до сути, которой, при внимательном рассмотрении, может и вовсе не оказаться. В качестве примера такого нагромождения наукообразной философии автор приводит труды Гегеля. Однако склонность человеческого разума к ошибкам второго рода позволяет многим его читателям находить смысл в его трудах.

Глава 13. Фините Инкантатем — конец магии

Свидетельство не является доказательством. Нейронная сеть, обученная на определённой выборке данных, будет использовать закономерности этой выборки при принятии решения, даже если этой закономерности объективно не существует. Таким образом, нейронная сеть оказывается подвержена апофении. Человеческий мозг тоже является нейронной сетью, поэтому склонен к апофении. Учёные долгое время совершенствовали научную методику для того, чтобы защититься от ошибок человеческого мышления. Веры в чудо недостаточно для того, чтобы его сотворить. Для сотворения чуда необходимо учиться, познавать окружающий мир.

И помните, как написано в эпиграфе, «если вы не прочитаете эту книгу, призраки будут ходить за вами следом».

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, когда книга только вышла, о ней говорил чуть ли не каждый второй буктьюбер. Нахваливал автора за то, как он интересно объясняет все мистические случаи и паранормальные явления с точки зрения науки. После прочтения книги, у меня сложилось впечатление, что данные блогеры не особо читали дальше второй-третьей главы. Действительно начало впечатляющее, примеры повергают в шок, и я думала, что вся книга будет написана в таком виде. Но нет, с каждой последующей главой интерес к книге угасал все больше и больше. Если в первых главах читателя ждет описание какого-то мистического события, ну к примеру, экзорцизма, далее – объяснение автора этой ситуации научно, то ближе к середине и дальше, книга состоит из выдержек из научных статей, цифр и вероятностей.

Мне не особо было интересно читать про лозоведов, как с ними проводили опыты, сколько же из них действительно нашло воду или мины с помощью лозы, а сколько чисто случайно. Или в главе про ходячих мертвецов, где автор от зомби уходит к паразитам, которые переходят от животного к животному, или к вирусам на компьютере, письмам счастья и отсылкам этих писем в Библии. Но вот про паралич и кошмары; экстрасенсов, астрологию — как средство рекламы; какие-то суеверия, глава о нашей памяти и восприятии – были очень интересны. Хотя опять же очень много — это чужие научные статьи, на основании которых автор делает выводы. Можно лишь поаплодировать тому, как много автор изучил статей и научных работ, чтобы составить для нас данную книгу.

Кажется, что автор этой книгой, особенно первой ее половиной, настойчиво пытался вдолбить мне в голову — все врут, нельзя никому верить, все люди вокруг идиоты; все экстрасенсы и знахари – это мошенники и пр. и пр. В чем-то я согласна с автором, конечно. Но опять же мы рассматриваем только точку зрения автора, которую он пытается навязать своими примерами. И читая книгу, действительно думаешь «какие же люди наивные тупицы, как так можно было сделать то или это». Но с другой стороны, если люди перестанут верить (уточнение: адекватные люди) во всякие мистические штуки, то что с ними станет?

Приведу пример (ох набралась у автора с этими примерами): у меня на работе девочке поставили бесплодие, вот прям все врачи, по которым она ходила, все ей говорили: извините, вы не сможете никогда иметь детей. Естественно, девушка с мужем прошли все стадии депрессии. В какой-то момент, когда они с мужем уже смирились, девушке посоветовали бабушку-знахарку. Они съездили к ней, уж не знаю, что это бабка там делала, какие ритуалы или молитвы читала над парой, но спустя пару месяцев девочка узнала, что беременна. Врачи не понимали, как так, ведь все анализы показывали бесплодие. Уж не знаю, мистика это или совпадение, промысел божий или ошибка врачей. Но та же бабка, дала какую-то надежду семейной паре, которая была близка к отчаянию и разводу. Может быть так сработало то самое самовнушение, о котором так много говорит автор в книге. Но чем это самое самовнушение сделала хуже людям? Да ничем. Все зависит только от человека. Если он по природе своей идиот, то он будет творить всякую ерунду в любом случае, и вера в мистику, в Богов, в знахарей и экстрасенсов тут вообще не при чем. К слову, эта самая девочка мама уже двоих здоровых, чудесных сынишек.

В итоге, книгу для общего развития почитала. Не скажу, что насладилась текстом и доводами, было местами тяжело, даже не скрываю. Переубедить меня автор не смог, буду дальше верить в домового, который периодически что-то прячет от меня. В призраков, которые чудятся после прочтения книги (вон там, в темном углу) или просмотра какого-то ужастика, или вещих снов, которые периодически меня накрывают.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то в детстве у меня была пара книжек про всякое неведомое (начиная от гипноза и заканчивая НЛО) с пояснениями и разоблачениями. Причем довольно осторожными, ненавязчивыми, в таком хорошем научно-популярном стиле типа «существует гипотеза, что…». Не помню название, но обе книжки были совершенно прекрасными, перечитывались несколько раз. Книга Панчина в целом продолжает эту традицию, но написана суше, разбросаннее, презрительнее и, в целом несколько свысока, что возможно, и справедливо, но не добавляет тексту обаяния.

Целевая аудитория, наверное, опять подростки.

Конечно, трудно составить справедливое мнение о книге по нескольким главам, но точно можно сказать одно – она об интересном, но ужасно скучная.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полезная и познавательная книга. Хотя о большинстве приведённых автором примеров я так или иначе слышал, а о многих хорошо знал, а также представлял себе позицию науки по поднятым вопросам. Тем не менее, удалось почерпнуть и много нового.

Автор принципиален и последователен: все предрассудки и порождающие их явления можно объяснить с научной точки зрения. А если в чём-то наука пока бессильна, то это не от её ущербности или системной ошибочности. Просто нужно какое-то время на дополнительные исследования и теоретические изыскания.

Меня же несколько поразил и, можно быть, даже обеспокоил один интересный факт. И не факт даже, а скорее ракурс, точка зрения. И, наверное, неправильно будет сказать, что озвучил эту мысль именно автор данной книги. А, так сказать, вообще.

А именно: если обобщить пошире, проскочить пару неоднозначных умозаключений, то получится, что наука и искусство находятся в некой оппозиции по отношению друг к другу. Наука гнездится в разуме, а искусство — в чувствах, так ведь? Оперировать исключительно инструментами разумного способна лишь твердокаменная научная фантастика да направления с философской основой. Все остальные сферы искусства в той или иной степени обращаются к эмоциональному началу человека, к чувствам, будь то хоть упёртая гражданская позиция, хоть слащавый любовный романтизм. А где чувства — там логике делать нечего. Нет логики — начинается иррациональное. Иррациональное передаёт эстафету предрассудкам, тёмным сторонам человеческой природы и вот это вот всё.

Значит ли это, что искусство (в классическом смысле) — это мракобесие и атавизм?

С другой стороны, нет переживаний — скучно и закостенело. Нет переживаний — нет открытий в области этики (я сейчас прежде всего про индивидуальный опыт). Нет эмпатии — нет этики, нет морали. И не будем тут рассматривать научное обоснование этических норм, про то, что этика — это прежде всего учение о морально-социальных категориях, а групповая стратегия помогает выжить. Нет, не будем в научно-историческом разрезе, а представим себе этику, так сказать, абстрактно, просто — этика, как бы в общечеловеческом смысле.

Да, есть над чем задуматься.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга полезна как для самостоятельного прочтения так и для рекомендации друзьям и знакомым, особенно тем кто суеверен. Даже для меня подкованного немного в научной сфере, книга была полезна объяснив некоторые явления, которым я пусть и не приписывал сверхестественное, но меня озадачивали. Книгу можно покритиковать за немного скучную и сумбурную подачу материала, но не будьте строги к автору он в первую очередь ученый, а не литератор, его основная задача нести свет знаний в наше погрязшее в мракобесии общество.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга для думающих людей, но к сожалению мракобесы читать ее не будут. Люди в большинстве своем сами хотят верить в чудеса и халяву. Ведь здесь все просто, а наука и научный метод это слишком трудно и не совсем понятно для простого обывателя. Александр Панчин попытался развеять и объяснить самые распространенные заблуждения. Мне кажется, что для людей кто не верит в всю эту чушь про гомеопатию, астрологию и т.д. это книга просто лишний подтвердит их убеждения. Остальным это будет как горох об стену. Хочу отметить небольшой изъян в подаче материала, местами становится скучновато, но читать рекомендуется абсолютно всем. Если хотя бы 1 из 100 задумается, то это будет уже успех.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В этой книге автор рассматривает заявление о сверхъестественном с точки зрения различных дисциплин.

Он хочет, чтобы мы понимали почему люди верят в потусторонние силы и испытывают их влияние.

Книга расскажет например об экстрасенсах, астрологии, магии, кошмарах, ауре, смерти, воскрешении и другом.

Где правда, а где вымысел?

Какие научные исследования проводились по этим темам? Почему столь многие люди утверждают, что сталкивались с необъяснимыми явлениями и верят в сверхъестественное?

Книга очень интересно написана. Примеры из популярных мультфильмов и сериалов, а ещё приведено множество исследований. Главы книги вообще называются заклинания и из мира Гарри Поттера.

Но к сожалению, для меня книга полезной не была. Я не зачитываюсь только научпопом, но тем не менее я даже про каждое исследование в курсе.

Но Панчин тут не при чём.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая половина книги повторяет все распространенные факты из других источников разве что более детально. Дальше становится интереснее — про особенности работы нашего сознания со статистическими данными, про «слепой метод» проведения исследований и экспериментов. Вы уже поняли, что книга хочет поведать нам про научную деятельность, а это не всегда веселуха с параллельными мирами и полезными мутациями после обнимашек с радиоактивным пауком. Иногда читать становится скучно и нудно, к тому же не все темы будут вам одинаково интересны. Но Панчин старается не скатываться прям уж совсем в глубины научных трудов и бесконечных диссертаций. Это не развлекательная книга, тут никто не будет прыгать перед читателем в цветных трусах с плащом, стремясь привлечь внимание любым способом.

Несколько глав посвящены не только психологии восприятия, но и физическому устройству человеческого мозга. Например, про синдром «чужой руки», и к чему приводит рассеченное мозолистое тело, гаитянские зомби — вымысел или реальность. А правда, что симпатию к кошкам нам внушает Токсоплазма — паразит, которым заражено 30% населения? На многие подобные темы из книги можно наткнуться на разных YouTube каналах вроде ТОПЛЕС. Досталось на орехи и астрологии с гомеопатией, но эти «науки» последнее время только ленивый не пинает.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка мне не понравилась.

Лучше всего о ней сказано в «Приключениях Гекльберри Финна», когда герой говорит о преимуществе питания из помойки по сравнению с едой у вдовы Дуглас: «намешаешь всякую всячину, каждая из них сочок даст и всё им пропитается – и жевать не надо, само в глотку идет»

Вот и в этой книге намешано всякой всячины — от Поппера до споров о существовании бога. Как-то это не соответствует ни назначению научпопа, ни его традиционным приемам.

Конечно, работа проделана большая, до появления интернета такой массив фактов собрать было сложно. И уж точно не стоило все их запихивать в одну книгу. А если и запихивать, то непременно с разоблачением, как говорили в другой известной книге.

Ещё юмор... Это, конечно, дело вкуса. На мой вкус — не самая сильная сторона дарования автора, можно было бы им не злоупотреблять.

Короче. книга... Не стОит таким мозг грузить, он один на все время выдается....

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший научный путеводитель, но куда? Много фактов, доказывающих, что демонов не существует. Книга претендует на звание, но так ли. В людях не искоренить всё то, через что прошло человечество, хотя бы, если брать, от первой цивилизации. Да, хорошо, биомеханика мозга, но мозг до конца изучен? Вовсе нет, мозг вообще принимает решения за пять-семь секунд раньше того, как человек сделает то или иное действие. В демонов я не прекратил верить, тем более я не прекратил их видеть. Книга будет интересна читателю, да, внутри даже предлагают деньги за доказательства, но прочтите до конца.....

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Александр Панчин – отличный популяризатор науки. В этой книге он отвечает на вопрос, почему люди верят в сверхъестественные явления (включая астрологию, гомеопатию, загробную жизнь, экстрасенсов и т.д.) Книга захватывает, легко читается и содержит множество ссылок на научные исследования. Очень хороший научпоп.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх