Артур Кларк «Город и звёзды»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Умирающая Земля | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В романе «Город и звезды» описывается размеренная жизнь города, которому уже сотни тысяч лет. Люди живут в нем, опутанные страхом, боясь выйти за его пределы. Но, сделав первый шаг, они оказываются на пути противоборства с Диким Разумом, который рвется из своего заточения где-то на окраине Вселенной.
«Город и звезды» был закончен в окончательном виде примерно тогда же, в 1956 г. Он основан на еще более ранней книге «Против наступления ночи» (1948), которую некоторые читатели даже предпочитают более позднему варианту. Роман этот решительно отличается от «Конца детства». Там путь людей завершается в какие-то несколько веков — здесь же Человек утверждает себя делами своими по всей Галактике, покидает ее в конце концов — и вновь начинает свой путь с Земли. И все это — через миллиард (или даже два миллиарда) лет после нас. Вряд ли кто еще из фантастов дерзнул столь далеко заглянуть в будущее. Трудно отыскать другую столь же оптимистичную и рисующую столь величественные перспективы книгу.
Роман написан в очень характерной для Кларка манере, где суховатое изложение научных и философских идей переходит в описания удивительных мест и увлекательных приключений, перемежаясь то ироничными комментариями, то несколько тяжеловесным юмором, а местами слог становится выспренне-патетическим и сентиментальным одновременно. Все это сообщает тексту своеобразную маньеристичность, типичную для почти всех лучших произведений Кларка.
Несмотря на немалый срок, прошедший с момента появления книги, она нисколько не устарела. Достаточно упомянуть красочные и, как выясняется, вполне близкие к реальности картины космического полета и вида Земли из космоса, или же замечательное по прозорливости описание искусственного интеллекта и той роли, которую компьютеры будут играть в жизни людей (вспомним, что представляли собой компьютеры пятьдесят лет назад!). Но главное в романе вовсе не это, а поразительно глубокий и красочный рассказ о том, что принято именовать концептуальным прорывом – и даже о нескольких переворотах в сознании, вызванных захватывающими перспективами, открывшимися за обломками рухнувших стен. Вот что делает «Город и звезды» одним из шедевров социально-философской фантастики. Пусть в книге можно обнаружить определенные шероховатости, условность некоторых образов – недостатки лишь оттеняют ее достоинства.
Входит в:
— цикл «Приход ночи»
— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1961 г.
— журнал «Простор 1989'03», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'04», 1989 г.
— журнал «Простор 1989'05», 1989 г.
Награды и премии:
лауреат |
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985 |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 11 мая 2025 г.
Когда-то давно люди вышли в космос, чтобы создать на его просторах огромную галактическую империю. Но так уж вышло, что насладиться ее дарами им помешали пришельцы из чужой звездной системы, быстро оттеснившие землян к их собственной планете. В жестокой битве люди отстояли свою жизнь, но потеряли былое могущество. И с каждым тысячелетием территория их обитания неуклонно сокращалась, пока в ней не осталось всего два города. Жители одного из них, Диаспара, выбрали для себя политику изоляции от остального мира, обрезав все пути, ведущие во внешний мир. Став бессмертными, они боялись даже размышлять о том, что находится вне пределов городских стен. Правда, время от времени в городе рождались т.н. «неповторимые личности», мечтавшие вырваться из тесных городских кварталов. Последним из них был Олвин — единственный из горожан, кто родился всего один только раз. Но именно ему судьба доверила важную миссию возвращения человечества в Большую Вселенную...
С сожалением должен констатировать, что краткий пересказ романа содержит в себе гораздо больше интриги, чем само произведение. Дело тут даже не в его объемности, а в литературном слоге: он настолько по-репортерски скучный, что лично у меня вызывает раздражение вместо интереса. Автор больше внимания уделяет разного рода отступлениям, чем основной сюжетной линии, что на корню убивает настроение читать это произведение дальше. Все эти морализаторства настолько заумны и далеки от нынешних насущных проблем человеческой расы, что ряд изданий предпочел вообще изъять их из текста романа (в частности, имеющееся у меня в библиотеке белорусско-австралийское издание 1992 года). Не думаю, что подобное сокращение сильно повредило всему роману, ибо только ускорило развитие его главной сюжетной интриги.
Вдобавок к вялому развитию событий, автор использовал в сюжете целый ряд весьма спорных идей, которые просто бросаются в глаза опытному читателю. Во-первых, технология переноса сознания человека в цифровое Хранилище Памяти. Как я уже упоминал ранее в своих отзывах, сделать это невозможно хотя бы потому, что подобный интеллект уже не будет интеллектом в полном смысле этого слова: естественное сознание человека представляет из себя НЕПРЕРЫВНУЮ величину, принимающую БЕСКОНЕЧНОЕ количество значений, а оцифровка по своей сути является величиной ДИСКРЕТНОЙ, т.е. конечной, представляющей из себя ограниченный набор данных. Другими словами, цифровизация сознания приведет к ОГРОМНОЙ потере информации, так что никакой идентичности оригиналу наблюдаться не будет. По этой причине никакой искусственный интеллект (типа Вэйнамонда) невозможен в принципе. Как и связанное с подобной технологией бессмертие. Во-вторых, виртуальная реальность, заменившая жителям Диаспара общение. В нашей истории уже был момент, когда люди пытались внедрить такую технологию, но потерпели полную неудачу. Сегодня уже мало кто вспомнит 3D-очки и мониторы, а также синтезированные реальности, состоящие из кубиков и пикселов. Они остались только в фильмах типа знаменитого «Газонокосильщика» или играх наподобие Minecraft. Но до наших времен дожил только один такой представитель — опять-таки компьютерная игра «Принцип Талоса». Единственное исключение, которое только подтверждает общее правило: виртуальная реальность как среда плохо подходит для общения людей. В-третьих, самовосстановление Диаспара — такая же утопия, как и уже упомянутое выше бессмертие. Законы материального мира изменить нельзя: если где-то что-то прибыло, в другом месте должно убыть. То есть, для поддержания своего состояния город просто обязан выйти за свои пределы, что сразу же нарушает постулат изолированности городской среды. Ни один город не сможет просуществовать в неизменном виде миллиард лет! Самые первые города Земли — Вавилон и Ниневия — уже лежат в руинах, а самому старому из существующих городов — Иерихону — всего-то каких-то 11 000 лет (если за его основание считать 9600 г до н.э.). Если человек не бросает свой город, то за него это обычно делает природа, как это было с Помпеями (уничтожен вулканом) и Порт-Ройялем (провалился на дно океана). В-четвертых, технология сверхскоростных звездолетов так же утопична и далека от реальности, ибо принцип относительности нарушить никому не дано. Если когда-то подобные полеты всё же состоятся, то проходить они будут по образу и подобию «Пасынков Вселенной» Хайнлайна и Non-stop Олдисса. Но у меня есть серьезные основания считать, что никаких межзвездных перелетов на самом деле не будет: возобновляемых ресурсов не хватит, чтобы долететь даже до системы Толимана (Альфа Кентавра). Будет очень хорошо, если мы когда-либо сумеем освоить все планеты Солнечной системы! Ну и, наконец, в-пятых. Телепатическое общение человека с человеком и (о, ужас!) человека с роботом. Если первое можно хоть как-то объяснить особой формой эмпатии, то общение цифрового разума с биологическим невозможно по указанным выше причинам (бесконечность нельзя без потерь перевести в конечный дискретный формат).
Что же в итоге у нас реально осталось? Только путешествие героя в соседний Лиз на подземном транспорте. Тут придраться не к чему — всё по науке. Только вот своим неподходящим стилем автор просто разрушил всю интригу. В итоге у него получился обычный проезд на метро до соседней станции, а вовсе не прорыв человека за пределы своего искусственного мирка. У Саймака в его «Городе» и то получилось намного лучше и интересней.
Стоит ли читать такое произведение? Взрослым, конечно, можно, но не нужно: в сюжете нет ни интриги, ни правдоподобия. А детям явно не будут понятны длительные рассуждения автора на тему социума и мироустройства. Мне кажется, что у Кларка есть куда более достойные чтения произведения — например, «Свидание с Рамой». Вовсе необязательно читать ВСЕ его творения — особенно, самые ранние.
----------
РЕЗЮМЕ: история одной революции, затеянной одним «конкретным пацаном» из идеального города. Начав с обычного путешествия в соседний город, он заново открыл людям путь в далекий и загадочный Космос.
-----------
СТАТИСТИКА:
Сюжет — 7 баллов
Персонажи — 6 баллов
Стиль — 6 баллов (репортерский)
Язык изложения — 6,5 балла (постоянные ответвления от генеральной линии)
Оригинальные идеи — 1 (виртуальные акции — саги)
lennox1the1lion, 7 апреля 2025 г.
Почему-то этот роман считается классикой фантастики. Но по факту просто развлекуха, без каких-либо философский конструкций. Если сравнивать, то это что-то по типу романов космического цикла у Нортон — забавный ЛОР, приключения, но герои прописаны слабо, множество роялей в кустах, и в целом выглядит довольно наивно. Город, которому миллиард лет... Ну ладно, проверим) хотя это нереализуемо от слово совсем. Странная мотивация главного героя и наивность сюжета — сделаем скидку на год написания произведения. Понастальгировать по фантастике «золотого века» — в самый раз. Утверждать, что роман не устарел и это шедевр на все времена — не тянет даже с большой натяжкой. Уверен, что если бы вы это читали не зная кто автор, то сказали бы, что это третьесортная фантастика. Поставим семь баллов отдавая дань уважения автору
скунс, 20 марта 2025 г.
Я не люблю Кларка.
Нет, это не означает, что я не признаю его значимости как фантаста, грандиозности его идей, не приемлю его мировоззрения и т д и т п .
Скорее всего, это просто не мой автор.
Но.
У Артура Кларка есть два произведения, Город и звезды и Остров дельфинов, которые, на мой взгляд, являются абсолютными и недостижимыми вершинами.
Как далеко каждый из нас способен заглянуть в будущее? А создать непротиворечивую картину этого будущего? Мы мечтаем о звёздах, но часто забываем о том, что у нас под ногами. И не важно, Город ли это или посто Деревенька. А Может быть Особняк?
Почему-то при прочтении всплыл в памяти Фолкнер.
Или не почему-то?
Если вы эти произведения не читали — вы многое потеряли.
obvilion, 14 марта 2025 г.
Космическая сказка о стремлении к звёздам/мечтам. Именно что сказка, так как гг, двигаясь по сюжету, по сути не делает ничего, он просто случайным образом натыкается каждый раз на указатели для дальнейшего движения, потом его как на такси возят по вселенной, а он только языком чешет, ничего умного при этом ни говоря, при этом ему говорят какой он молодец и как многого достиг. При этом весь смысл произведения глубоко идеализирован, автор не даёт чёткого ответа почему и зачем человечеству нужно стремиться к звёздам, лет в 16 такие посылы бы прошли, но не в зрелом возрасте.
Всегда есть конкретные люди, которые в силу своего характера и темперамента лезут в горы/путешествуют по диким местам/стремятся к тому, что не имеет конструктивного смысла. Но эти люди не указывают путь человечеству, это человечество использует таких людей чтобы исследовать и познавать мир вокруг с вполне конкретными целями — требуются ресурсы, безопасность и решение существующих противоречий. Главный герой именно такой — с шилом в пятой точке и мнением, что такое шило нужно каждому, но при этом неспособный сказать зачем.
И вот автор рисует нам последний город человечества, замкнутый сам в себе, Диаспар спустя 2 млрд. лет, идеальный город с идеальными бессмертными людьми, ни в чём не нуждающимися, в их жизни нет противоречий и соответственно нет и задач, требующих решения на уровне всего народа, учёные тут занимаются наукой сугубо ради развлечения. То есть перед нами образ человечества лишённого цели. Но если нет противоречий, то у человечества и не будет цели, останутся только частные хотелки каждого человека. Вырисовывается картина что человечеству надо выйти из зоны комфорта, чтобы двигаться дальше. А куда дальше? А зачем? Автору следовало обрисовать критический изъян в утопии, который бы и обнаружил гг, чтобы человечество было вынуждено покинуть Диаспар, преодолевая при этом страх перед внешним миром.
Автор также описывает ещё одно утопическое и откровенно странное сообщество людей — Лиз — скопление поселений людей, которые небессмертны и живут в единении с природой. Странное оно потому что у них то как раз и должны быть противоречия в окружающей действительности и соответственно цели, НО их нет и контактировать они ни с кем не хотят. Автор описывает утопию другого рода, в качестве противопоставления жизни Диаспара и при этом чтобы показать их одновременное единство в бессмысленности существования. Почему они живут так как живут? Как регулируют численность населения, как распределяют еду, как борятся с природными условиями — в книге не рассматривается, просто сделайте вид будто бы утопия такого рода может существовать без противоречий (не может).
И вот значит гг, выбравшись из Диаспара, приходит в Лиз и решает, что Диаспаровцы обязательно должны начать контактировать с Лизом, чтобы двигаться дальше. И опять возникает вопрос: Зачем? Ни те ни другие ни в чём не нуждаются, они разве что друг к другу в гости будут ходить чай пить, да кино смотреть. Где то, что объединило бы цели двух народов? Где то, что направило бы их умственные усилия в одном направлении? Звёзды, говорит автор, но звёзды не могут быть самоцелью для человечества, только если для горстки конкретных людей, должна быть какая-то проблематика, противоречие, изъян в текущей действительности. И в этом изъян задумки автора, но Диаспар у него получился великолепным. Также в произведении автор постоянно плавает с временными диапазонами, то говорит о сотнях лет, то о тысячах, то о сотнях тысяч — и все эти временные рамки в книге условны, конкретики не будет, — то есть равнозначно бесполезны. Ну и в конце ещё приплёл автор чистый разум, задача которого в произведении одна — предоставить читателю информацию о том, что с человечеством произошло, — всё, с тем же успехом гг мог учебник по истории найти в центре вселенной. Рекомендую к прочтению мечтателям, остальным же лучше читать «Космическую одиссею», она куда более складно скроена.
1001, 13 февраля 2025 г.
Это лучший роман Кларка.
И нет в этом никаких сомнений.
Читал его во время начала угара Перестройки. Когда уже пошли анекдоты на тему.
(самое подходящее время для чтения именно такой книги)
О ее популярности говорит одно мое наблюдение: смотришь что-то космическо-фантастическое — и: о, этот момент взяли у Кларка... и этот, и этот (в основном это фильмы средней руки, из самых известных — это «День независимости», в который попали зависшие над городами гигантские корабли пришельцев из другого романа Кларка).
Земля у скончания веков... все в прошлом. Тот самый миллиард лет до конца света уже прошел. И даже славное боевое прошлое планеты не то что в прошлом, его и не было... Человечество в фазе обскурации... «музейные фримены».
И бессмертие-то почти по Свифту...
Yozek, 8 января 2025 г.
Коротко: начал Кларк за здравие, закончил за упокой. Где-то после середины романа потерялась основная идея собственно Города, и пошёл какой-то сумбурный набор идей. Конец и вовсе скомкан до безобразия. Что с Мастером, с его верой, и вообще в чём смысл этой линии? Куда делись предтечи, и почему они всё бросили? Что за чистый разум и чёрное солнце? Додумывай читатель сам.
P.S. Я бы на месте Кларка не лукавил и переименовал роман в «Город, куча всего ещё и чуть-чуть звёзд».
dima9275, 8 июля 2024 г.
Однозначно НЕ самый лучший роман, в чём же проблема Города — начало хорошее плавное и увлекающее, но вот следующие наверно страниц 100 просто тягомотные мысли ни о чём, но страшно даже не это. Страшны длинные громоздкие и витиеватые предложения размером с добрый абзац, читая которые совершенно перестаёшь понимать смысл где-то к трети предложения и приходится возвращаться к началу. Зачем кларк стал так писать — не понимаю (к тому же такой зубодробильный стиль отсутствовал в Конце детсва и Лунной пыли). Задумка хорошая и интересная — вот реализация немного подкачала, к тому же кое что повисло в воздухе. Книга ранний прародитель янг адулт. перечитывать не тянет. Прочесть можно разок, если пропускать занудные и пустые псевдомысли персонажей — тогда нормально.
edwardvik, 1 июня 2024 г.
Ровный, яркий образный язык Мастера. Интересные мысли о будущем в колоссальном масштабе — миллиарды лет. Город Будущего, много интересных идей. Это понравилось. Не понравились немного тусклые серые персонажи, и образ сознания ребенка, не пришей кобыле хвост. Но в целом мастерство не пропьёшь.
majj-s, 2 апреля 2024 г.
Через миллиард лет после конца света
«Предлагаю не прятать
И уж точно не прятаться.
Если верить киношникам,
Мы загружены в Матрицу.»
Город Диаспар не Матрица. Для его жителей десять тысяч лет сна в Пещерах Памяти, после каждой тысячи лет активности — скорее процедура релакса. Они живут практически вечно, наслаждаясь всеми удовольствиями. Десять миллионов совершенных людей, здоровых и прекрасных, обитают в интерьерах, которые могут менять в мгновение ока, лишь отдав мысленный приказ — вещи возникают из ничего и так же исчезают, когда в них отпадает надобность. Красиво одеваются, вкусно едят, избавлены от необходимости спать. К их услугам любые формы досуга: от вневременных чтения и спорта до саг, альтернативной реальности с полным эффектом погружения. Саги — нечто, среднее между кино и компьютерной игрой с возможностью одиночного или командного прохождения, и горожане любят их больше всего.
Они не путешествуют. Зачем, ведь Земля за пределами купола Диаспара лишь безжизненная пустыня. Снаружи смерть, внутри жизнь, комфорт и все, о чем можно мечтать. Нормальному человеку в голову не придет хотеть другого. Значит Олвин ненормальный, раз только и думает о том, что там «за»? На самом деле, так и есть, Олвин не такой, как все, один из Неповторимых, появление которого примерно раз в миллион лет заложено Создателями города в качестве фактора, способного изменить все. С помощью джокера здешней колоды, шута Хедрона, он впервые выйдет из-под купола, отправится в странствие, и отыщет Лиз, жители которого существуют по иным, чем диаспарцы, законам. Ведут натуральное хозяйство, выращивают еду и создают предметы материального мира способом, привычным нам, а не полубогам из Диаспара. Они не бессмертны, но у них рождаются дети, и эти люди не утратили способности телепатического общения.
Это только начало странствий и чудесных открытий Олвина, впереди встреча с трехглазым роботом, способным левитировать, возвращение домой и новое путешествие — на сей раз к звездам, а также: та-дамм, искусственный интеллект Вэйнамонд. Артур Кларк даже в этой истории — скорее философской притче о возможных путях развития человечества, чем романе, создает картину космических масштабов и поднимается до философских обобщений. Уровню драматургии «Города и звезд» сильно далеко до «Космической Одиссеи», но ответ на вопрос: почему сегодняшняя НФ стагнирует, книга дает исчерпывающий. А вы попробуйте придумать что-то о будущем круче, чем Кларк в 1956!
Нестареющая классика Золотого века фантастики теперь в аудиоформате. На Литресе аудиокнига в исполнении Игоря Князева, чьего чтения мне было достаточно, чтобы вернуться к Артуру Кларку.
Kalibree_say, 31 января 2024 г.
Неплохой роман в целом. Однако здесь есть нудистика как по мне: мельчайшие описания состояний и пр. Как по мне иногда это к месту, но зацикливаться на этом постоянно превращается именно что в нудистику. Нормально разгоняется, не спешно (из-за вышеописанных расписываний деталей всяких), задумка не нова, но хорошо раскрыта с другой стороны. Концовка у него странная немного; кажется будто основной упор был на путешествие из одного места в другое и обратно. Остальное – послесловие. И нудятина конечно же.
А так в целом всё ок. Романом более-менее доволен
mka, 1 декабря 2023 г.
Такого не ожидаешь от признанного мастера НФ, автора Космической Одиссеи 1 и 2 не считая 3-ей попытки. Очень много внимания уделяется мелочным с точки зрения НФ описаниям героев, жителей города и их переживаний, сексуальных и иных озабоченностей и тп. Описания города тоже по замыслу наверно должны были впечатлить читателя прошлого века, но скорее раздражают учитывая что главный герой в этом городе родился и многое в нем должно восприниматься как обыденность, а не описываться лемовским стилем как для юного любознательного читателя 20 века «как это работает». В 50-е годы 20 столетия этим грешили многие начинающие авторы НФ пока не повзрослели.
Graf misanthrope, 31 июля 2023 г.
Потрясающи роман, который раскрывает сущность познания неизведанного. Позволяет задуматься о смысле мироздания, предопределена и точно вымерена галактика или же всё результат случайностей. В романе очень хорошо показаны чувства людей, которые борются за свою правду. Да и вообще автор не скупился на описании всего окружающего. Но временами бывают скучные моменты
mshvez, 28 декабря 2022 г.
Роман, по-моему, явственно разделяется на 3 части. В первой идёт описание «вечного города» Диаспара и жизнеописание Олвина — одного из жителей этого города. Повествование довольно тягучее, но не скучное. Автор нам даёт представление об устройстве этого мира, о судьбе человечества и судьбе отдельных его представителей, благо все они и есть жители одного единственного города, оставшегося на Земле. Вторая часть — путешествие Олвина в Лиз — другой город (оказывается, есть ещё и такой! не Диаспаром единым жив человек!). Повествование набирает обороты, событий становится больше. Интересно, как описан поезд из Диаспара в Лиз и поездка Олвина на нем. У меня сработало дежа вю: у Кинга в «Бесплодных землях» есть почти такой же поезд! Кинг воспроизвёл практически 1в1 интерьер вагонов, электронное табло с названием станций назначения, даже часть пути, где видна панорама из окон поезда — тоже напомнило описанное у Кларка. Похоже, старина Стивен читал «Город и звёзды» и бессознательно (а может и сознательно) воспроизвёл у себя запоминающийся образ «разумного» путешествующего поезда. Но мы отвлеклись, пардон. Во второй же части Олвин обзаводится другом — человеком из Лиза, сыном местной правительницы. И, наконец, третья часть — Олвин и Хилвар (тот самый друг) путешествуют в систему Семи Солнц и возвращаются на Землю. Здесь повествование ещё более динамичное, масштабное, появляются, прямо скажем, неожиданные персонажи и ходы в сюжете, раскрывать из здесь не буду, ибо спойлер. Но одновременно третья часть и несколько разочаровывает: лично у меня сложилось впечатление, что автор поставил себе высокую планку — рассказать о судьбе человечества, о его смысле существования, о Разуме вообще, даже безотносительно привязки к человеку и человечеству — но сделал это сумбурно, скомканно, как будто не знал — как вырулить из самому себе проложенной колеи. Масштабность описываемых событий тянет по объему чуть ли не на ещё один роман, а в книге — все укладывается в несколько страниц и быстренько всё сворачивается к финалу. Повторюсь, мне показалось, Кларк сам не знал, что с этим теперь делать. Видимо, чтобы донести к читателю посыл: человек, не бойся дерзать и изучать мир, мир открыт к этому, несмотря на опасности и трудности познания. Закрыться от мира и замкнуться а себе — это духовная смерть и вырождение человека. Кстати, через бессмертных жителей Диаспара Кларк хорошо это показал, а заодно затронул один из «вечных» вопросов: бессмертие — хорошо ли это и какова его цена? И вот наглядный пример — сработал обратный диалектический закон: количество перешло в качество, — при вечной продолжительности жизни — чувства тускнеют, ослабевают, любовь уже не та, страсти нет, нежность им неизвестна. Такая вот цена за бессмертие.
И сэр Артур Кларк не был бы собой, если бы отошёл от канонов научной фантастики и не показал бы нам техническое развитие, в частности — компьютеров. В романе описан прообраз нынешнего интернета, или интранета — большой группы компьютеров и вычислительных машин, объединенных в единую сеть и составляющих единое вычислительное и информационное целое, как отдельные клетки человеческого мозга вместе образуют сам мозг — аналогия взята из романа Кларка. С позиции сегодняшнего дня эти страницы читаются вполне себе адекватно и ничуть не архаично, благодаря тому, что автор показывает принципы развития вычислительной техники, а не составляющие части и механизмы самой этой техники. Описание второго как раз выглядит характерно для середины 50-х годов прошлого века — огромные компьютеры-стены, во-о-оот такой вышины, во-о-оот такой ширины... Но акцент, повторюсь не на этом, за что спасибо Кларку.
В целом роман понравился. Для ценителей твердой, социальной научной фантастики — должен «зайти» хорошо! Из-за скомканного конца и некоторых за уши притянутых персонажей, тоже в конце — поставлю 7 баллов.
Тимолеонт, 25 декабря 2022 г.
Роман бережно сохранил все сильные и устранил некоторые слабые стороны своего рассказа-прародителя. С одной стороны — таинственно, интересно, загадочно и непознаваемо. Миллиард лет, бессмертные-перерождающиеся люди, технологии развитые настолько, что их невозможно отличить от магии и неразрешимые, невероятные тайны из бездны прошлого. Это реально круто — Кларк создаёт блестящую атмосферу. Ещё отдельный плюс — автор устранил многие сюжетные проблемы «Да не настанет ночь». Объяснено, как люди остаются неизменными в течении миллиарда лет, как они не свихнулись от скуки, как размножаются и многое другое. Да и развязка вышла сильней, правдоподобней и продуманней.
Но и в целом это довольно глубокая книга о смысле и будущем существования любого разума. Кларк пытается смотреть в бескрайнее будущее и понять, что будет там, на том уровне развития, когда достигнуты любые чудеса и техномагия, когда казалось бы, стремиться уже некуда. Не могу сказать, что получился исчерпывающий ответ, да это и невозможно было, но, пожалуй, это лучшая из подобных околофилософских работ.
keellorenz, 23 ноября 2022 г.
Не понимаю восторгов от романа Кларка «Город и звёзды»: примитивный квест жителя древнего города под куполом по обезлюдевшей Земле с попытками разгадать тайны прошлого ничего , кроме сонливости не вызывает: некоторые узнаваемые мотивы из книг Олафа Стэплдона в перемешку с приключениями юных героев-подростков (кстати только и обязательно мальчиков — смелый ход в тогдашней Британии с ее гомофобсктми законами) поданы сумбурно, без всякой концепции и логики. Весь роман — набор роялей в кустах и бродилок с леталками. В последних главах скороговоркой излагается история галактики в стиле «Создатель Звёзд» Стэплдона , но в более фантастическом и неправдоподобном варианте. Смысл романа от читателя ускользает, так как философия даже более умозрительна, чем у первоисточника (бесплотные космические полубоги, сверхразум, полеты за пределы галактики), а приключения подаются как самоцель. И кстати ,почему этот роман относят к НФ? Науки тут нет вообще, это скорее философское фэнтези в локации Умирающая Земля. Ставлю 1 балл за смелость в раскрытии ЛГБТ тематики.