Артур Кларк «Лунная пыль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Межпланетная трасса «Земля-Луна» давно уже прочно освоена, надежна и стабильна. Создано на Луне и специальное «Управление лунного туризма»: необычный ландшафт, слабое тяготение, вид на Землю, загадки Фарсайда, великолепное звездное небо, первые поселения. При Клавии, первом лунном городе, создан даже первый лунный парк, пусть маленький, однако отнюдь не «оконный ящик, страдающий манией величия», как отозвался о нем «один болтун из телевидения».
Но пылеход «Селена», проводя экскурсию, попадает в аварию и, окруженный мраком и безмолвием, погружается в недра Луны…
Кларк А. Лунная пыль: Главы из романа / пер. с англ. Л.Жданова // Моск. комсомолец. — 1964, 21, 22, 24, 28, 29 ноября, 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12??? декабря.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1964'08», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'09», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'10», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'11», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'12», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 1 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 2 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 20 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 24 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 25 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 26 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 27 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 28 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 3 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 4 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 5 декабря 1964 года», 1964 г.
— сборник «A Second Arthur C. Clarke Omnibus», 1968 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «Приключения в космосе», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1963 // Роман |
Рецензии:
— «Рецензия на повесть А. Кларка «В лунной пыли»», 2018 г. // Автор: Аркадий Стругацкий
- /языки:
- русский (28), английский (3), эстонский (1), армянский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (16), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Жданов (17), М. Киротар (1), Дж. Торосян (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vgi, 7 марта 2025 г.
Не всё, что написао Кларк, мне нравятся, но этот роман хорош. История о попавших в сложное положение лунных туристах сама по себе довольно незамысловата. Но при этом она погружена в хорошо прописанный мир ближнего космоса, что создаёт объёмное впечатление, этакий стереоэффект, который делает происходящее достоверным. Легко поверить в то, что это не фантастика, а документальный репортаж из будущего. Кларк это умел — у меня в детстве не было особых сомнений, что именно так, совсем скоро, мы и будем осваивать Луну.
К сожалению, теперь роман перешёл из класса «фантастика ближнего прицела» в класс «фантастика о далёком будущем». И доброжелательная атмосфера, в которой представители конкурирующих социальных систем работают на Луне, по нынешним временам выглядит едва ли не фантастичнее описанных темпов её освоения...
1001, 14 февраля 2025 г.
Замечательная книга (с нее началось мое знакомство с творчеством Артура Кларка, в издании 1965 года)
Не помню, сколько раз я ее перечитывал (в свое время специально искал и нашел в букинах именно то, первое издание)
И каждый раз с большим удовольствием.
И есть у меня подозрение, что именно эта книга и породила такой жанр, как «фильм-катастрофа» (вернее — тот его поджанр, где все действие происходит в каком-то транспортном средстве («Аэропорт» (все «Аэропорты :), «Гибель Посейдона», «Апполо-13» и все прочие — до советского «Экипажа» включительно).
Жаль только, что фразу «Хьюстон, у нас проблема» придумал не Кларк :)
Ku39, 17 сентября 2024 г.
Не понравилось.
Слишком затянуто и нудно. Сюжета на рассказ. Ощущение, что автора заставили растянуть объем до романа. Иначе не возможно объяснить такое количество воды в тексте.
В романе действующие лица читают другие книги и нам полностью пересказывают сюжет ( читать книгу , когда читаешь книгу). Всплывают истории ,которые ни к чему не ведут и вообще не нужны, убрать их и ничего не изменится. Автор часто повторяет одни и те же слова. Абсолютно во всем, читается желание автора растянуть объем.
В романе все слишком спокойно и непринужденно , не веришь , что герои находятся в опасности.
Читалось скучно и неинтересно.
Был бы рассказ на 50 стр, оценка была бы 8, т.к. сама история и сеттинг интересные.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Читается увлекательно и напряжённо. Реально переживаешь за персонажей — образы которых психологически прописаны верно для тесного пространства и всего, что может выйти с такими характерами. По произведению можно было бы снять хороший мини-сериал. Поскольку напряжения и саспиенса хватает — только персонажи заключённые в пылевую ловушку, справляются с одной проблемой возникает следующая, не говоря уже и о человеческом факторе. Да и поиск пропавшей группы — ошибки, наблюдения, вычисления траектории движения и подготовка операции по спасению — всё это делается впервые для Луны.
god54, 9 марта 2024 г.
Читал в глубоком детстве, когда А.Кларк был самым переводимым автором в СССР, как главный представитель твердой фантастики. Я не большой любитель такого рода фантастики, поэтому для меня было открытие этим романом, что он может писать и другое. Это произведение вполне заслуживает прочтения и обязательного оставления в коллекции, как этапное для научной фантастики.
mshvez, 29 января 2023 г.
Снова читаю очередной роман Кларка и снова получаю кучу удовольствия. Начать с того, что Кларк — блестящий мастер подачи обстановки. Описывает место действия детально, подробно, но не скучно, и очень кинематографически. Люблю, когда читаешь, а в голове возникает живая картинка происходящего. Плюс ко всему — как настоящий учёный, Кларк, должное внимание уделяет физике явлений: пожалуй, из одного этого романа я о Луне узнал больше, чем из всего прочитанного ранее — начиная от астрономических (кстати, очень необычных!) деталей — например, что Солнце на Луне восходит на западе, а заходит на востоке, или — что диск Земли на лунном небосводе всегда неподвижен относительно горизонта — и «как бы восход» Земли, так же как и «как бы закат» длится вечно, если наблюдатель не перемещается. Начиная, значит, от астрономических и заканчивая природно-ландшафтными, и особенно — физическими деталями, как то — свойствами лунной пыли. Такая достоверная точность в описаниях обеспечивает невероятный, потрясающий эффект присутствия. И подаётся все это не скучно, не академически, вроде как между делом — и оттого интересно! Другая особенность романа — классно прописанные герои и характеры. Кларк — тонкий психолог, своих героев он представил нам живыми, каждого со своими особенностями характера и отпечатками, наложенными на характер профессией персонажа. Отлично описаны отношения незнакомых людей, разношёрстный публики, оказавшейся волей случая в экстремальной ситуации и вынужденных провести долгое время в ограниченном замкнутом пространстве. Диалоги, поступки, мысли, восприятие одних людей другими — все прописано мастерски! Сам втягиваешься и становишься как бы 23-им участником этой пёстрой компании людей. О сюжете. Пересказывать не стану (уже много написано в других комментариях), главное — сюжет не отпускает с начала и до последней страницы. Ни провисания, ни воды, ни затянутостей, и в то же время ни одного скомканного куска и никаких лихорадочных скачек «галопом по европам» — все выверено, четко, ровно — тепм повествования по мне так — самый удобный, чтобы успевать осмыслить и научную подкладку, и оценить персонажей (и кому-то из них посочувствовать, а кому-то — наоборот) и чтобы следить за ходом событий (которые ни на одной странице не стоят на месте — весь роман закручивается и закручивается причинно-следственная спираль, с каждым витком добавляя напряжения и ожидания — а что дольше?).
Пару слов о месте и времени действия. После многих-многих прочитанных томов с межгалактическими перелетами, невообразимыми инопланетянами, с зубодробительными межзвездными битвами и т.д. и т.п. — «всего лишь» фантастика самого что ни на есть ближнего прицела — совсем недалёкое будущее (относительно времени написания романа — а сейчас уже и подавно — прошлое) и «всего лишь» Луна. И -никаких инопланетян :) Но как «вкусно» читается! Как мастерски написано, ребята!
Одна из тех книг, после переворачивания последней страницы испытываешь сожаление — жаль, что так быстро кончилась! Я бы был готов побыть с экипажем и пассажирами «Селены» ещё сотню-другую страниц! А может, это и нужно — ведь все хорошо в меру. И сэр Артур Кларк филигранно выдерживает это «золотое» правило! Тем кто не читал роман — обязательно прочтите, потраченное время, на мой взгляд, окупится сторицей. 9 баллов!
Тимолеонт, 26 ноября 2022 г.
Шикарнейшая атмосферная книга. Читать можно смело). Если подробней, то история хороша как минимум подробной хроникой истории спасения «потерпевших крушение» на Луне. Великолепно прописано взаимодействие разнородного коллектива туристов, вынужденных взаимодействовать ради совместного выживания. Круто показаны лидеры, пытающиеся недопустить паники и предпринять необходимые для спасения действия. Особо понравились многочисленые попытки и мозговые штурмы, как устранить очередную смертельную угрозу.
Фактически это роман-катастрофа и прекрасно, что автор сумел идеально выдержать напряжение в течении всего повествования. Тем больше облегчение и радость за героев в финале).
Reystlen, 19 августа 2021 г.
Ранее я читал только одно произведение Артура Кларка «Свидание с Рамой» сравнивать с ним трудно, ибо там была тема для меня более захватывающая это контакты с внеземным разумом. Однако «Лунная пыль» мне понравилась другими вещами.
Пред нами фантастический роман катастрофа написанный в 1961 году. Время написания всегда оставляет свой след в книге, особенно если она фантастическая. Это чувствуется в развлечениях которые устраивают пострадавшие-они читают книги коллективно! такое совершенно невозможно представить в мире гаджетов и прочих цифровых технологий и развитой индустрии развлечений. Поведение персонажей значительно сглажено, люди спокойнее и уравновешеннее чем наши современники напичканные стрессами. Автор перенес систему общественных и моральных ценностей из своего времени в будущее. В романе чувствуется коллективное сознание, еще очень сильно довлеющую над людьми. Мы наблюдаем сцену осуждения романа капитана и бортпроводницы со стороны пассажиров. Сейчас такое никого не удивит и не вызовет праведного возмущение-максимум мы получим возмущение от пассажиров, если роман снизит качество полета.
История занимательная, но очень предсказуемая. Чувствуется, что у автора все под контролем и не приходит мысли о том , что кто то погибнет. Контролируемость событий — слабая черта для триллера, для него важна непредсказуемость, должна отсутствовать стабильность, почва неожиданно вылетать из под ног, а надежды рушиться на пустом месте. Что то подобное конечно было: пожары, повторное погружение корабля в пыль однако так эти события были скорее дополняющими катастрофу, чем приводящими в отчаянье безысходностью. Именно безысходности не хватило для современного триллера. Но, перед нами не современная литература.
Мне понравилась идея пылевых морей на Луне и путешествия по ним. Мысль смелая и прогрессивная для того времени. За прогрессивность и альтернативность я люблю старую фантастику, это увлекательно знакомиться с фантазиями, опережающими свое время.
В целом впечатление от книги хорошее, читается легко. Однако ей не хватает накала безысходности, что очень сильно бы усилило атмосферу катастрофы.
Рекомендую любителям твердой научной фантастики, любителям катастроф и любителям инопланетной экзотики и научного подхода в решении проблем выживания.
malin, 10 марта 2020 г.
Книги,как и фильмы,могут быть «одноразовыми»,прочтя(просмотрев) которые,благополучно о них забываешь.А есть те,к которым хочется вернуться вновь,потому что при первом знакомстве ты их буквально «проглатываешь»,а по прошествии какого-то времени чувствуешь необходимость достать с книжной полки,чтобы перечитать не спеша,вдумчиво,снова встретиться с понравившимися героями.К таковым я бы отнес «Лунную пыль».Безусловно это не самая сильная вещь автора.На мой вкус роман несколько сыроват,есть шероховатости,хотелось бы более полного раскрытия характеров персонажей.Ну не верю я ,что большое количество людей,оказавшихся в ловушке,поведёт себя практически одинаково.Кто-то должен был поддаться панике,кто-то впасть в ступор,безвольно ожидая конца.Словом как в жизни,все люди разные,а здесь они получились какие-то причесанные одной положительной гребенкой что ли.Однако не будем забывать,что создавая роман автор был в самом начале своего славного пути и впереди еще столько интересного.Не всегда корректно сравнивать творчество разных писателей,но не могу отказать себе в удовольствии провести параллель с работами другого корифея-Жюль Верна.Кларк сумел по-верновски привнести в свои произведения дух человека-победителя,победителя над стихией,силами природы,сложившимися обстоятельствами.Смелость,находчивость,способность решать проблемы с помощью научных знаний-вот что роднит их главных героев.По хорошему завидую тем,у кого знакомство с книгами Артура Кларка ещё впереди.Там нет прекрасных принцесс,творящих волшебство с помощью волшебной палочки.Там нет «попаданцев» в прошлое,крошащих всех и вся направо и налево.Там есть настоящая,качественная фантастика.
Ученик Дьявола, 21 декабря 2019 г.
«Лунная пыль» – это в общем-то недолгая история спасения людей с затонувшего в море пыли на Луне прогулочного судна-«пылехода», которую Кларк сумел растянуть до размера небольшого романа. За счет чего? Во-первых, постоянными отвлечениями на множество мелочей бытового характера: тут и едкие замечания о неторопливости обслуживания в лунной гостинице, и цитаты из вымышленных книг, и многое другое. Благодаря этому Луна предстает перед нами вполне обжитым местом, куда вовсю ездят туристы и где англичанам уже позволительно негодовать по поводу плохо, по их мнению, приготовленной чашки чая.
Во-вторых, очень основательно проработаны психология и поведение действующих лиц. Это прежде всего относится к замечательно подобранному составу пассажиров «Селены» – того самого невезучего «пылехода». Присутствуют и самоотверженный врач, и истеричная старая дева, и любитель «теорий заговора», он же неудачливый мошенник, и… впрочем, если вы еще не читали «Лунную пыль», не буду лишать вас удовольствия самостоятельно познакомиться со всей этой компанией. Ее внутренние взаимоотношения на борту засевшей в толще пыли «Селены» составляют немалый кусок повествования – вполне даже забавный, несмотря на всю остроту ситуации. Между тем в пятнадцати метрах над ними, на поверхности моря Жажды, вовсю разворачивается спасательная операция. Приятно, что и среди ее участников также не наблюдается шаблонно-идеальных героев, каждый – живой человек со своими слабостями: главный инженер Лоуренс едва справляется с приступом паники при падении в море пыли; астроном Лоусон, обнаруживший следы «Селены», подвержен клаустрофобии, нелюдим и озлоблен на весь мир; да и сам капитан «Селены» Пат Харрис, запертый вместе с пассажирами и лишенный возможности действовать, внутренне рад переложить часть ответственности на чужие плечи.
Помимо психологических этюдов, интересна и чисто научно-фантастическая составляющая. Поправьте меня, если ошибаюсь, но мне кажется, что до Кларка с морями лунной пыли вплотную не имел дело ни один фантаст. И не беда, что таких скоплений пыли на самом деле не обнаружено, – хотя к 1960 году о поверхности Луны уже имелись кое-какие достоверные сведения, возможность дать волю воображению тогда еще в принципе существовала. Впрочем, за исключением допущения об обилии пыли на Луне, Кларк явно старался придерживаться научных фактов. В 1955 году в повести «Земной свет» он еще описывал лунные высокоорганизованные растения; здесь же, всего пять лет спустя, Луна у него – мертвый мир, куда первые бактерии попали с Земли в 1959 году на «Луне-2». Между прочим, Кларк попутно выдает точнейший прогноз: люди высадятся на Луне через десять лет после «Луны-2». А ведь на тот момент не то что программа «Аполлон» не началась – даже полеты Гагарина и Шепарда еще не состоялись!
И немного о недостатках. Кажется чересчур назойливым «нагнетание обстановки» в самом начале – по-моему, достаточно было бы и одного намека вместо повторяющихся на каждой странице мрачных пророчеств. И когда «Селена», наконец, попадает в ловушку, это уже воспринимается как нечто закономерное и ожидаемое. А главное – хотя и не знаю, почему, – одновременно становится ясно, что все кончится благополучно. И еще непонятно, зачем надо было обставлять финал в лучших (точнее, худших) традициях голливудского кино:
igorgag, 8 октября 2019 г.
Роман Артура Ч. Кларка «Лунная пыль» стал одним из первых прочитанных мною фантастических произведений. В школьные годы перечитывал его не раз (на самом деле — целый сборник, одноименный). Фантастика Кларка нравилась мне, наверно, всё же меньше, чем сочинения Ефремова, Лема, Стругацких, тем не менее английский писатель наряду с только что перечисленными авторами во многом определил мои представления о жанре.
С годами понял, что и на братьев Стругацких он повлиял тоже довольно значительно. Мир их Предполуденного цикла во многом похож на ту технократическую позитивистскую действительность, которую Кларк рисовал в произведениях, посвященных освоению Солнечной системы.
«Лунная пыль» была написана ещё до полета Гагарина, но уже после запусков первых автоматических аппаратов. Действие романа происходит в XXI веке. На Луне не только существует довольно большое количество человеческих поселений, но уже стали взрослыми родившиеся на спутнике Земли люди. Таков, например, один из главных героев книги — Пэт Харрис, капитан прогулочного лунного судна «Селена».
Основное допущение романа, на котором строится сюжет, — это то, что на Луне есть обширная впадина, заполненная тончайшей пылью, которая во многом ведёт себя подобно жидкости. Этот небольшой псевдоводоём называется Морем Жажды. Именно здесь совершает туристические круизы «Селена».
Как я уже сказал, роман был написан в самом начале космической эры (если быть совсем точным, в 1960 году, в промежуток между августом и ноябрём). Достаточно скоро (по историческим меркам) выяснилось, что ничего близкого по свойствам на естественном спутнике, похоже, нет. В предисловии к изданию 1987 года Кларк пытается оправдаться. Главный его аргумент: Луна изучена пока что не настолько хорошо, чтобы делать окончательные выводы. Тут он и до сих пор прав.
По форме же повествование настолько реалистично, как если бы речь шла о чем-то случившемся на самом деле. Кстати, на мой взгляд, это отличительная черта фантастики Кларка. Он вовсе не Жюль Верн XX века, а, пожалуй, в плане достоверности переплюнул французского классика.
«Лунная пыль» — это технотриллер, почти. По ходу действия драматизм и напряжённость происходящего, как и положено в триллере, возрастают. Если бы только автор не пытался эту напряжённость искусственно смягчить: прежде чем перейти к новой фазе развития событий, он почти всегда предупреждает: но ожидаемого не случилось. Или — впереди моих героев подстерегала ещё одна напасть. И т.п.
Не знаю, думается, сейчас многим читателям такая благонамеренность автора придется совсем не по вкусу. Но я читал с интересом, поскольку всякая очередная подлянка, которую Луна устраивала людям в романе, не была повторением предыдущих, отличалась заметной новизной и, главное, зижделась на фундаментальных законах физики-химии.
Что касается психологии персонажей, нельзя сказать, что она прописана столь же выпукло, как, допустим, во многих сочинениях Лема, но надо отдать автору должное: он собрал интересный ансамбль разнообразных человеческих типов. Пусть и мимоходом, и во многом в позитивистском ключе, Кларк затронул такую тему как педалирование прав человека в ситуации экстремальной; увлечения конспирологией коснулся тоже. В начале 60-х эти проблемы, должно быть, едва брезжили на общем фоне. Английский фантаст оптимистично полагал, что к середине следующего века человечество в общем-то переболеет этой ерундой (в жизни же все получилось с точностью до наоборот). И даже своего рода “стокгольмский синдром” Кларк описал в последней главе. Передряга, через которую прошли пассажиры “Селены”, благотворно сказалась даже на самых худших, разбудила в них тёплые человеческие чувства.
А ещё хочется сказать о языке, которым ведётся рассказ. Кларк — конечно, не Фаулз и даже, наверно, не Уэллс, но стиль его примитивным не назовешь. Описания зримы, с точными, выразительными подробностями. Доходчиво, в духе научпопа, разъяснены технические моменты. В общем, для фантастики практически оптимальный язык. Помнится, лет пятнадцать назад, когда я уже вовсю читал художественные книжки на английском, сборники рассказов Кларка показались очень приятными на тогдашнем общем фоне — и не легковесные, но и не заумные. Даже захватывающие — прежде всего приключениями мысли.
И роман «Лунная пыль» из этого же ряда; заставляет задуматься о законах мироздания.
Кропус, 17 августа 2019 г.
Конечно, сейчас все знают, что лунной пыли, такой, как описал Кларк, на самом деле на Луне нет. Ну и что?! При чтении это совершенно не мешает. В принципе такая пыль вполне могла бы быть и на момент написания книги астрономы думали, что она действительно есть.
Но дело не в этом. Это просто отличный текст как и в научном так и в событийном плане. Очень интересно наблюдать какие технические решения применять спасатели для спасения «Селены». Но не менее интересно наблюдать и за людьми, при чём с двух сторон, как за спасателями, так и за пассажирами. Люди действуют спокойно и без истерик. Принципиально не согласен с Ужиком, которому не хватает в тексте слезинки ребёнка. Честно говоря, надоела эта слёзовижималка, которую современные авторы используют, увы, слишком часто: видимо не способны показать нормальных людей без надрывов и истерик. Кларк прекрасно обошёлся без этого и слава богу! Всегда бы он так писал.
Pride1983, 30 апреля 2019 г.
Интересный роман-катастрофа от классика НФ. Читаю романы Кларка по порядку написания и, к своему счастью, впервые открываю для себя этого автора. Пожалуй, первый прочитанный мной роман Кларка, в котором во главу угла поставлены люди, а не техника, планета, космос или техническая идея.
Люди очень неординарные, разноплановые. Пассажиры «Селены», за редким исключением, интересны самому автору, это заметно невооружённым взглядом. Они не статисты, многие из них внесли весомый вклад в общее дело спасения, когда вовремя замечали и оценивали потенциальную опасность и делились этим с капитаном Харрисом и случайно оказавшемся на борту, к великой удаче всех пассажиров и команды, коммодору Ханстену.
Капитан Харрис — совершенно неамбициозный и лишённый честолюбия молодой человек, но крайне ответственный к своим обязанностям и готовый к самопожертвованию ради исполнения своего долга и жизни пассажиров. Он абсолютно не грезит космическими далями, ему уютно на борту свой «Селены», он привык к Луне и не хочет ничего менять в своей жизни. Правда, к концу произведения под влиянием произошедших событий и, пожалуй, Сью и Ханстена, он решается изменить свою жизнь. Персонаж очень похож на смотрителя Берли из «Большой глубины».
Следующий герой, достойный отдельного разговора, полностью противопоставленный Харрису молодой астроном Лоусон. Он тоже претерпевает метаморфозы в течение романа. Эгоистичный, вспыльчивый, уверенный в своей гениальности и «особенности», недолюбливающий людей и считающий их глупее себя, он берётся участвовать в спасательной операции только ради славы и всеобщего признания. К концу романа, поработав плечом к плечу с главным инженером Лоуренсом и почувствовав, что может быть полезным для остального мира, он проникается к нему уважением и несколько пересматривает своё отношение к жизни и людям.
Перейду к центральному персонажу всего романа — главному инженеру Эртсайда Лоуренсу. Сообразительный, умный, предприимчивый, прекрасный управленец, отлично понимающий психологию людей, не лишённый к тому же человеческих слабостей (достаточно вспомнить эпизод с падением в лунную пыль), он прилагает максимум усилий к спасению людей, подчас рискует жизнью там, где работу могли бы выполнить другие. Хороший организатор, трезво оценивающий ситуацию и быстро принимающий верные решения, Лоуренс, безусловно, симпатичен и читателям, и автору.
Одним из немногих разочарований стала фигура коммодора Ханстена. Да, он показан лидером и человеком с железной волей, сразу же после катастрофы взявшем ситуацию в свои руки с молчаливого согласия капитана Харриса. Но почему бы Кларку не дополнить досуг пассажиров, помимо сомнительных развлечений, рассказом Ханстена о его космических путешествиях к далёким мирам, об экспедиции на Плутон. Я всё ждал этого до самого конца книги, но так и не дождался. Мне кажется, что это могло бы послужить ещё большим толчком для Харриса, зажечь в нём тягу к космическим полётам, а всем пассажирам сильнее его зауважать и не перечить коммодору.
Рекомендую к прочтению, роман явно не устарел и в наши дни.
ужик, 8 октября 2018 г.
Роман очень напомнил мне сценарии фильмов-катастроф. Где-то в 2040-х гг на Луне терпит бедствие лунокат «Селена» с туристами на борту. Команда старается организовать пассажиров и избежать паники, лунная администрация — найти и спасти туристов и команду.
Роман был написан в 1961 г. Сюжет как для Артура Кларка невероятно прост. Ни тебе загадочных обелисков где-то на Юпитере, ни парящих в космосе инопланетных кораблей. Собственно, в плюс «Лунной пыли» идет то, что за прошедшие 60 лет все фильмы о терпящих бедствие кораблях/автобусах/самолетах/космических челноках развиваются идентично сюжету Артура Кларка и используют многие приемы. В минус, если можно так выразиться, идет то, что современные авторы, в отличяии от Кларка, научились «выжимать воду из камня» — слезинка ребенка, тяжелые психологические пробемы, детские травмы, пятеро усыновленных сирот, отставленных бравым капитаном луноката дома... Всего этого в «Лунной пыли» нет, поэтому она выглядит суховато. ( А вот в «Гравитации», к примеру, у ГГ умерла дочь... Короче, вы поняли)))
Итого, «Лунная пыль» в сравнении с современными стандартами жанра роман-катастрофа слишком спокойна и старомодно-респектабельна. Никакого грязного белья!!!! И от этого — скучновато.
mikereader, 14 февраля 2018 г.
Оригинальная идея, оригинальные ситуация, но в целом мне не хватало напряжения и динамики. Спасательная операция на луне, все СМИ следят, ученые по всему миру парятся! А развивается слишком спокойно и медленно, как в меду. Посидели истории из жизни порассказывали, книжечку почитали... Ну блин, скучно же!