fantlab ru

Ричард Лаймон «Логово тьмы»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.17
Оценок:
12
Моя оценка:
-

подробнее

Логово тьмы

Midnight's Lair

Роман, год

Аннотация:

Пещера Мордока — одно из впечатляющих чудес света. Место, где туристы могут совершить прогулку глубоко под поверхностью земли, чтобы полюбоваться творением Природы.

Но темнота также является домом для других вещей — вещей жестоких, звериных и ужасающих...

Внезапный сбой в подаче электроэнергии поймал группу туристов в ловушку подземных глубин. Их единственный путь к спасению — через герметичную стену. Но то, что скрывается по ту сторону — нечто невообразимо ужасающее, непристойное, живое зло, которое все эти годы ждало, чтобы его выпустили на свободу...

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Логово тьмы
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Midnight's lair
1993 г.
(английский)
Midnight's Lair
1993 г.
(английский)
Midnight's Lair
1994 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

One day, feeling oh so brave,

I went walking in a cave...

Возвращаясь к Лаймону (недолгим было расставание) – прочитал его книгу 1988 года «Логово Полуночи». Это из числа никогда не переводившихся на русский язык. Роман представляет собой своеобразный жанровый гибрид. Во-первых, смесь литературы катастроф (disaster fiction) с непосредственно ужасами (коктейль довольно популярный, надо заметить). Во-вторых, в рамках ужасов присутствует сразу несколько поджанров хоррора со своими узнаваемыми тропами, штампами и характерными чертами. Книжка не страшная, и даже не особо экстремальная по части sex & violence (все это есть, и каннибализм есть, и изнасилования, и расчлененка, но так, в меру, практически «для галочки»). Тем не менее, история интересная.

Завязка сюжета следующая: где-то в глуши штата Иллинойс находится природная пещера, известная как «пещера Мордока», названная так в честь Илая Мордока, первооткрывателя и владельца земельного участка, под которым обнаружился вход в подземную полость. Пещера превращена потомками Илая в туристическую достопримечательность и прибыльный бизнес — над ней располагается комфортабельный отель, ресторан, сувенирная лавка, а в нее водят экскурсии, благо теперь это совсем безопасно. На 50 метров под землю туристов спускают лифты, внутри проложены бетонные тропинки с перилами, электрическое освещение, пристань для лодок в подтопленной части пещеры. Все оборудовано по высшему разряду и окультурено – ну, в туристической части, само собой. От дальней, неосвоенной части пещеры она отделена кирпичной стеной, чтоб никто не забрел случайно, т.к. там глубокие расщелины, проломы, нет света и вообще опасно. И вот однажды, во время одной из таких экскурсий, внезапно отключается электричество. И 40 человек оказываются под землей, в кромешной темноте, не имея никаких возможностей связаться с поверхностью или даже узнать, что там произошло. ЧСХ, одной из первых высказанных версий становится «а может, началась ядерная война?». Щито поделать, 1988, десу! Год моего рождения, между прочим. о_О Но нет, причина куда произаичнее – банальный пожар, уничтоживший лифты и генераторы. Вот только застрявшим в толще земли от этого не легче.

Традиционно используется линейно-параллельная схема развития сюжета. Две основные линии, плюс некоторое количество длинных флэшбеков, которые составляют по сути отдельную линию в недавнем прошлом. Во-первых, у нас есть как бы главная героиня Дарси Рейнс — студентка, устроившаяся летом подработать экскурсоводом в пещере. Вот ее группа и оказалась заперта под землей. Что отдельно усугубляет обстановку (ей лично) – наличие в группе Кайла Мордока, 15-летнего сына нынешнего владельца отеля. Пацанчик стремный, мутный, испытывает к ней явно нездоровое влечение, раз за разом записывается на все ее экскурсии, и непонятно что может учудить дальше. Но после аварии эти опасения отходят на второй план как несущественные. А зря! Дарси тревожилась бы на его счет куда сильнее, если бы знала некоторые обстоятельства, связанные с Кайлом и с династией Мордоков в целом. Они имеют довольно прямое отношение к замурованной части пещеры, через которую туристам, быть может, придется выбираться на поверхность. Даю подсказку: созвучие «Мордок» и «морлок» – совпадение? Угадайте сами! Тем временем, наверху, Крис Рейнс, мать Дарси, а также ее случайный знакомый Хэнк, и еще несколько человек, организуют импровизированную спасательную партию, не дожидаясь реакции «"«экстренных»"» (да, в тройных кавычках) служб. Они намереваются пробраться в пещеру, разблокировав давно замурованный естественный вход – через ту часть подземелья, куда уже лет шестьдесят не ступала нога человека. Возможно, это была не самая удачная идея…

История достаточно эффектно смешивает «спелеологичский» ужастик с «гостиничным». «Спуск» + «Психо / Мотель Бейтсов» — думаю, такое описание будет исчерпывающим. Ну и пугательные приемы соответствующие, традиционные. В одном случае – замкнутое пространство, безвыходность, вырвиглазная тьма и то, что в ней может скрываться. В другом – параноидальные страхи из разряда: А что если за вами наблюдают? А что если в ваш номер могут тайно проникнуть ночью со зловещими целями? Плюс присутствуют существенные заимствования из фильмов-катастроф, таких как «Towering Inferno» и «Poseidon Adventure». Кроме того, видно самоцитирование: дикари-каннибалы чуть ли не напрямую скопированы с аналогичных современных варваров из романа «Леса тут темные». Не хочу сказать, что это нечто плохое – все таким балуются – просто как наблюдение.

Если с сюжетом и сеттингом все вполне хорошо, то по части персонажей – ну, в этом аспекте, надо признать, не лучшая работа Лаймона. Все они не слишком интересные и довольно слабо проработанные, особого сопереживания не вызывают. Тот забавный случай, когда некоторые эпизодические персонажи пробуждают больший интерес, чем главные.

Что любопытно, среди второстепенных персонажей легко угадывается альтер-эго автора – некий писатель хоррора, который попал на экскурсию со своей семьей, и несмотря на все творящиеся вокруг страсти-мордасти, постоянно думает, какие элементы реальности можно будет использовать в следующей книге. Позднее, подобная концепция у Лаймона уже целиком ляжет в основу романа «Кол». А и раньше у него встречались частично списанные с себя или друзей персонажи-литераторы, например Горман Харди в «Доме зверя» — правда, там в виде злобной карикатуры.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя сказать, что это ранний Лаймон. Это Лаймон зрелый и поэтому очень хорош.

Небольшой роман. Все сделано мазками, небольшими диалогами и бешеным драйвом. Сплаттерпанк в чистом виде.

Нет тонн секса, как было раньше. Есть грязная тягучая подростковая похоть. Есть папаша маньяк, есть кошмарные семейные тайны.

И, конечно тем, кому понравились «Леса», дикари -людоеды, живущие в пещерах и готовые вцепиться всему живому в глотку, этот роман придется по вкусу.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх