fantlab ru

Дик Френсис «Последний барьер»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
149
Моя оценка:
-

подробнее

Последний барьер

For Kicks

Другие названия: Ради острых ощущений; Лекарство от скуки

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Национальный жокейский клуб обеспокоен: на скачках стали все чаще побеждать лошади с явными признаками воздействия допинга, а ни одна экспертиза не может его обнаружить. Убедившись, что ни полиция, ни частное расследование ни к чему не привели, руководители клуба хватаются за последнюю надежду. Будучи по делам в Австралии, граф Октобер приглашает молодого конезаводчика Дэниела Рока тайно прибыть в Англию и, сыграв роль простого конюха, раскрыть технику этого удивительного допинга и установить людей, которые дают его лошадям. Но удастся ли Року добиться этой цели, оставшись при этом живым?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1965 // Золотой кинжал. (Runner-Up)


Человек без лица
1990 г.
Головоломка
1990 г.
Последний барьер
1990 г.
Ради острых ощущений
1990 г.
Последний барьер
1991 г.
Детектив Великобритании. Выпуск 3
1992 г.
Последний барьер. Клубок. Сувенир из клуба мушкетеров. 106 тысяч за голову. Родео в Нью-Йорке. Кандидат
1992 г.
Собрание сочинений. Том 4
1992 г.
Скованный в пустыне
1993 г.
Дьявольский коктейль
1994 г.
Расследование
1994 г.
Дик Фрэнсис. Том 4
1997 г.
След хищника
1999 г.
Последний барьер. Бурный финиш. Расследование. Ставка на проигрыш
2001 г.
Последний барьер. По рукоять в опасности
2004 г.
Последний барьер
2010 г.
Фаворит. Кураж. Последний барьер. Бурный финиш
2022 г.

Периодика:

Искатель № 2 1980
1980 г.
Искатель № 3 1980
1980 г.

Самиздат и фэнзины:

Фаворит
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная книга-детектив, которую я прочитала, касается мира лошадей и скачек, пропитана любовью к лошадям и написана со знанием дела. Для детектива постановка в центр истории вопросов допинга, а не убийства или похищения кого-нибудь, довольна необычна. Подобное решение вызывало во мне скепсис по отношению к книге, впрочем, как оказалось, напрасно.

То, что книга достаточно специфична, отнимает у нее преимущество, присущее детективам – возможность для читателя самостоятельно попытаться разгадать загадку. Здесь же главный герой Дэниэл — специалист во всем, что касается лошадей, а читатель, определенно, нет. Дэниэл делает свои выводы, зачастую, неожиданно даже для самого внимательного читателя. Рассказ ведется от первого лица, Дэниэл часто пространно рассуждает о своих чувствах, высказывает мысли по поводу расследования, но ключевые выводы представляет или в составе отчетов, или в процессе разговора со своим нанимателем, читателя к ним он не готовит. Мы наблюдаем, отмечаем, рискуем вместе с героем, но приходит к выводу он самостоятельно.

Хотя в книге повествование ведется от первого лица, что мне обычно не нравится, ее это не портит. Возможно, секрет в достаточно подробных описаниях обстановки, людей и даже самого Дэниэла, о внешности которого мы все знаем наверняка и весьма подробно. Кроме того, Дэниэл не так уж откровенен с читателем, он оставляет пространство для размышлений о том, что творится у него в голове. От этого он не становится героем-загадкой, но хотя бы и открытой книгой тоже не становится. Собственно, главный герой здесь один – Дэниэл Рок, а все остальные персонажи глубоко второстепенны, появляются эпизодически, и в тесный и продолжительный контакт с героем не вступают. Пожалуй, даже лошадям здесь уделено больше внимания, чем второстепенным персонажам. Романтическая линия вплетена в историю лишь легким намеком, дуновением ветерка, самой возможностью существования когда-нибудь еще, но здесь и сейчас ее все же нет, есть лишь ее вероятность. Тем не менее, и этого достаточно, чтобы понимать, что главный герой – не камень, и в груди у него далеко не холодное сердце.

«Последний барьер» ставит два вопроса, и лишь один из них детективный, призванный завладеть вниманием читателя, чтобы задать второй. Второй вопрос касается чувства собственного достоинства и того, как долго человек, им обладающий, способен терпеть унижения ради благого дела. В качестве благого дела намеренно взят вопрос допинга, на первый взгляд, малозначительный, но на второй – перекликающийся с душевными метаниями Дэниэла. Рок выносит унижения добровольно ради правды, которая способна помочь другим живым существам. Лошадям – благородным животным, с которыми, определенно, можно ассоциировать и Дэниэла. Давая лошадям допинг, люди лошадей тоже унижают, отнимают их достоинство. Дэниэл работает за деньги – это тоже своеобразный допинг, и нежелание его принимать как еще один тип унижения объясняет, в том числе,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
финальный отказ от гонорара
. Действительно, такой «финт ушами» от Дэниэла в самом финале казался очень странным, малообъяснимым, и не очень убедительные рассуждения о бегстве от скуки точно доверия не вызывали. Но если рассмотреть деньги за сделанное благородное дело как унижение, то все встает на свои места.

Унижениям Дэниэла в книге отведено места едва ли не больше, чем самому расследованию. Четко проведена черта, что унижение – это вовсе не внешний облик, ведь Дэниэл на первых страницах предстает одетым просто, даже грязно, но на своем конном заводе, сохраняющим достоинство человеком. Унижение – это то состояние, когда человек принимает от другого любое отношение. Дэниэл погружается в эту пучину постепенно, и далеко не сразу, но со временем начинают проскальзывать на страницах мысли, как тяжело герою играть выбранную роль, подавить гордость, принять насмешки, побои, вечную грязь места обитания, презрение разных малозначительных личностей. Наверное, повествование «от первого лица» как художественный прием было выбрано еще и потому, что читатель ни на минуту не должен забывать, что Дэниэл играет роль, разыгрывает спектакль, что перед нами достойный и уважаемый человек, а не подозрительный оборванец-нищеброд, каким герой должен казаться со стороны. В этой роли мелкого мерзавца Дэниэл вынужден отказаться от нормального общения, от дружбы, от доверия, и этот отказ от всего человеческого и нормального – тоже грань морального падения на дно, куда он вынужден погрузиться. Любопытная деталь облика Дэниэла – незаметная поясная сумка с деньгами и всякими секретами. Она то же, что и мысли в его голове. Она недосягаема для сторонних людей и абсолютно необходима для героя. Герой с секретом в любом смысле этого слова.

Лошади и их жизнь описаны в книге любовно и подробно, а их биографии на страницах куда увлекательнее, чем истории о жизни героев-людей. Дэниэлу для расследования нужны данные о лошадях, и мы узнаем об их рождении, владельцах, карьере, об их внешнем виде. Есть лошади-герои, например, Искрометный, одна кличка которого уже вызывает уважение и восторг. Есть лошади-бедняги, например, Мики, и кличка вновь соответствует сущности. Не имея возможности симпатизировать людям, Дэниэл симпатизирует животным, наделяя их разумом и душой. Можно даже предположить, что с ними он чувствует настоящую связь, и тем сложнее наблюдать за их страданиями и неудачами, приносимыми им людьми.

Детективная линия прописана достаточно специфично, правда раскрывается весьма постепенно, каждый новый шажок может пролить свет на очередное злодеяние, но не на основной вопрос. Как герой приходит к своим выводам?.. Своими рассуждениями он вовсе не склонен делиться. Читателю закидывается новая подробность, и пока он рассуждает над ней, герой делает настоящий прорыв. Герой приходит к верному выводу куда быстрее читателя, и дальнейшее – не путь к разгадке, а сбор доказательств, подтверждение уже выдвинутой и озвученной теории. Это не совсем путь именно детектива, где каждое новое доказательство все-таки можно «пощупать», но и в чистом виде детективом «Последний барьер» не назовешь, слишком здесь много психологии.

Достаточно увлекательная книга, на редкость, не пустая, хотя и без морально-нравственных рассуждений и поучений. Автор четко понимает, зачем и для чего он пишет, и не переходит черту. Не совершает ошибки авторов детективов, пытающихся впихнуть в свои книги рассуждения о вечных вопросах. Нет, здесь ставится вопрос о человеческом достоинстве, но герой не только мыслями, но и действиями дает на него ответ. Сам герой весьма привлекателен и интересен, и даже жалко, что из «Последнего барьера» не получилось цикла, так как задел-то точно был. Весьма приличный детектив, небольшой по объему, не ужасающий преступлением и сопутствующим натурализмом, написанный достаточно красиво.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх