FantLab ru

Сергей Лукьяненко, Валентин Холмогоров «Очаг»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.45
Голосов:
29
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Каждая история когда-нибудь заканчивается. Бывшему командиру 16-й пограничной заставы по прозвищу Ударник предстоит решить непростую задачу: агенты Очага грозят катастрофой его родному миру, а времени, чтобы предотвратить ее, осталось совсем немного. Он должен преодолеть множество препятствий, проникнуть в самое логово врага, разгадать его планы, и, возможно, пожертвовать всем, чтобы добиться главной цели — спасти Землю от неминуемой гибели.

Тогда у человечества появится шанс, единственный и последний шанс выжить.

Входит в:



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Очаг
2018 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 сентября 2018 г.

Одна из худших книг в серии. Плоские шутки, неинтересный и бессмысленный сюжет. Примитивный язык повествования. Дочитывал пересиливая себя. Очень надеюсь, что Сергей Васильевич к этой книге не имеет никакого отношения, а просто разрешил поставить свою фамилию на обложку. Впрочем, этого следовало ожидать, так как, после первой книги качество падало с каждой последующей в цикле.

Оценка: 4
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2018 г.

Вот и подошёл к концу цикл Пограничье. Собственно, только по этой причине и взялся его наконец-то прочитать, когда была анонсирована последняя книга в соавторстве с Лукьяненко. Подумал, ну он-то уж точно сможет красиво расставить все точки над «i». Ещё никогда я так не ошибался...

Если характеризовать книгу одним словом, то этим словом будет разочарование. Пожалуй, ни одна другая книга цикла, кроме уж совсем бездарного «Синтеза», у меня не вызывала столько вопросов в плане содержания. Нет, читается «Очаг», конечно, легко — чувствуется стиль Лукьяненко. Если первые две книги, следующие за «Заставой», у меня вызывали недоумение — зачем туда прилепили его фамилию, так как совершенно очевидно, что каждая из них не его рук дело (максимум красивый пролог), то здесь уже возникает вопрос, какой вклад внёс Холмогоров?

Теперь к сути. Подозрение, что окончание цикла не оправдает ожидание появилось уже ближе к концу предыдущей книги,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда Ударник был выставлен в роли, во-первых, этакого избранного Нео, во-вторых, в конце и вовсе предстал настоящим Рэмбо. Ну или Нео, осознавшим своё могущество. Жалко только, что Тринити, ой, то есть Поганого не смог спасти, кинувшись за ним в пропасть по примеру героя фильма.

И в-третьих, развязка, что всему виной временные парадоксы, заставила сомневаться, что они смогут за оставшуюся последнюю книгу всё разрулить и логично объяснить, так как если тут замешаны путешествия во времени, которые сами по себе позволяют делать любую трактовку событий, то уже вряд ли будет здравое окончание (как и оказалось). Специально не стал применять описанный принцип для трактовки сюжета первой книги, чтобы дождаться, какое он найдёт отражение в последней, и проанализировать всё в совокупности. И не прогадал, так как последняя книга ему более чем противоречит (см вопросы в конце отзыва). Как итог, сложилось впечатление, что Лукьяненко (пусть с Холмогоровым) даже не пытались применять описанные ими временны́е течения на практике: подумать немного дальше, а что если так, а если иначе. Вспоминается момент из фильма «Назад в будущее», где Док рисовал Марти на доске схему с временными петлями — так почему бы писателям было не поступить так же, чтобы понять всю несостоятельность своей идеи?

Как итог, книга оставила больше вопросов, чем дала ответов. От полного провала, как по мне, её спас только эпилог, напомнивший концовку фильма «Дневной дозор»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который перечеркнул весь тот треш, творившийся в фильме (цикле), и предоставляющий дальнейшую жизнь миров и персонажей фантазии читателей: представьте дальше сами, каким будет Пограничье: Перезагрузка.
Вообще сложилось впечатление, что Лукьяненко прочитал все вопросы из отзывов на первую книгу и решил на них на все ответить в последней, чтобы оправдаться перед читателями, а в основе сюжета взять такую незамысловатую бродилку (да, сюжет очень слабый).

При этом если судить по первым книгам цикла, то всё выглядело так, что писатели наполнят этот мир живыми и интересными героями, а в финале они соберутся в решительной битве с Очагом, иначе зачем вторая книга цикла закончилась поисками Очага, что они нашли что-то интересное и Прыгун будет готов проявить себя? Но видимо, либо у писателей что-то не сложилось, либо они почитали отзывы и поняли свою полную несостоятельность, что надо теперь сделать как-то по-другому, попытались это «как-то» реализовать, но тоже не особо успешно. В итоге так и не понял, зачем вообще читал остальные книги цикла? Да, мир описали неплохо, не спорю, хотя спроси сейчас, чем отличается Краймар от Клондала или Лореи — ответить не смогу. Только агрессор Сурган запомнился и зачуханный Онели, ну и штаб Пограничников в Марине. Так что если Вам, как и мне, понравилась первая книга цикла и хотите узнать, чем там всё закончилось, но не хотите перелопачивать остальную макулатуру, то можете спокойно прочить помимо первой только две последние книжки, так как более-менее тесно по сюжету связаны лишь они три. Ну или перед этим ознакомиться ещё с «Рекрутом» Васильева, так как герои этой книги почти единственными фигурируют в «Разломе», плюс многие её же единственную хвалят среди остальных, хотя как по мне вполне проходное произведение, не хуже и не лучше остальных. И не расстраивайтесь, если две последние книги вызовут лишь недоумение и разочарование, что я только что прочитал и зачем, как это было у меня.

Напоследок хотелось бы задать авторам вопросы, которые у меня остались после прочтения последней книги (вряд ли они это прочитают, но хотя бы подведу итог для себя):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Чем вам так не угодили лоукосты? Что это за гротескное описание, вплоть до угроз ареста за нож и оскала стюардесс и что полиция пришла арестовывать недовольного пассажира? Вы серьёзно? Полиции что, заняться больше нечем? Нелепый сюжетный ход для побега в Центрум без вещей и нелепое описание. И читать это было противно.

2. Лора. Она что, не в себе, раз так по-попугайски красится, выставляя себя напоказ в мире Центрума, однозначно демонстрируя себя как чужака? И это вроде как супер крутой агент спецслужбы пограничников. Да и вообще персонаж более чем противоречивый, как и их отношения с Ударником.

3. Сюжет. Что это за абсолютно линейная бродилка из точки А в точку Б в лице только двух (!) персонажей? Очень скучно, нудно и однообразно. Где-то уже это сто раз читал и видел. Напоминает и последнюю книгу Поттерианы, и тот же «Синтез», и бездарную «Победивший магию» Никитина (эту даже больше всего) и кучу других подобных бродилок. Где все остальные персонажи, где хоть кто-то?

4. Нет, вкрапления других, даже знакомых лиц было, но эти вкрапления вызывали скорее вопросы. Что это за безумие, охватившее Берндта, когда он в исступлении включал башню и застрелил ассистента профессора? Что за бред? Как по мне, абсолютно несуразный сюжетный ход для попытки развития повествования по своему сценарию, чтобы снова два героя шли дальше.

5. А все остальные встречи напоминают колобка: от стюардесс ушли (открыли врата), от полиции ушли (помогла Эйжел), от волков шли-шли и всё-таки ушли, от смерти при включении башни ушли (пульт взорвался, и о чудо — врата всё-таки перестали открываться! какое замечательное совпадение: и квест выполнили, и не умерли, как должны были), от пограничников ушли, даже с оружием и припасами (погранцы любезно перепились), от кечвегов ушли (те посадили их в глупую тюрьму), от аномалий мира Вонгов ушли, из тюрьмы Очага ушли (помог внезапный мартыш и дедок-сокамерник), а уж про финальную битву и вовсе говорить не нужно.

6. И снова сюжет: что за глупые планы персонажей, почему всю книгу не устаёшь поражаться их тупости? Ну как можно было придумать уничтожить все порталы, оставив последний? Какая разница: держать оборону в квартире или у последнего стационарного портала, если всё равно агенты Очага непобедимы? К тому же его ещё найти надо. Менять шило на мыло просто. Ну отключили они чудом порталы, внезапно поняли, что да, надо уничтожать сам Очаг! И что они делают? Правильно, вдвоём (!), без оружия (!) пытаются прийти в тот самый мир с непобедимыми (!) жителями Очага, чтобы что, сказать им привет, вот и мы? Можете убить нас и дело с концом: мы то всего лишь два простых человека, а вы высокоразвитые с высочайшими технологиями. И как это Ударник забыл, что они на порядок опережают их в развитии и база их не пещера древних людей, даже странно... Ещё больше вопросов возникает, как они так чудесно прошли сквозь мир Вонгов и нашли портал в Очаг. Огромный мир, один портал на весь мир и они его нашли. Да это всё так тупо (почему, например, за всё это время никто другой так не сделал), что можно дословно приводить всю книгу с вопросом, что это, как это, что за бред в конце концов?

7. Ну и конец, да вы серьёзно? Уровень бредовости просто зашкалил за отметку максимума! Очаг! Люди с немыслимыми технологиями! И два каких-то, извините, почти пещерных человека освобождаются из их высокотехнологичной тюрьмы (!), незамеченными проникают в оружейную, когда повсюду камеры и датчики (!), далее убивают всех на своё пути из простых (!) автоматов (а как же чудесная броня очаговцев, их высокие технологии?), проникают в центр управления и взрывают единственный и неповторимый центр Очага под руководством старца, когда очаговцы шли с бомбой искать портал! А Эйжел (почему-то одна, где её соратники?) почти их убивает, но её парализует старик и главные герои уходят через вентиляцию. Да... Даже донельзя нелепый «Синтез» уже не кажется таким нелепым... Сергей Васильевич, Вы серьёзно? Эта детская поделка Ваш уровень? Тогда у меня просто нет слов. Или Вы решили прикрыться фамилией Холмогорова, а Вам можно особо не напрягаться? Тогда я Вас разочарую — его «Крылья» были самым достойным романом Пограничья после «Заставы», как по мне, так что не верю, что он мог написать подобный бред. Да и авторство чувствуется.

8. Молчу про то, зачем всё это время были нужны все эти комбинации агентам Очага, когда уже давно бы нашли стационарный портал на Землю и делали, что хотели! Без всех этих квази-схем. А жители Земли, неужели бы за столько лет существования не смогли бы найти этот портал? Это просто уму непостижимо. Но то ли он где-то под землёй, то ли на дне Марианской впадины — больше нет объяснений. И агенты Очага об этом почему-то даже не подумали. Хотя нет, главные герои-то потом смогли попасть на Землю 19 века. Так где этот портал-то может быть? Одним словом, сплошные вопросы и ни одного ответа...

Ну и конечно сама главная идея произведения. Во-первых, почему она отличается в «Разломе» и «Очаге»? Если в «Разломе» говорили, что Очаг жил от прошлого к будущему, наблюдая конец света в Центруме, а потом и на Земле в своём прошлом, а в своём будущем уже устранил проблему с помощью пластиковой чумы в прошлом Центрума, то в романе «Очаг» уже говорится, что они выходцы из Центрума, их цивилизации 100 лет, то есть точка их исхода была где-то через 100 лет после описываемых событий, когда Центрум уже должен был достичь супер-высокого технологичного развития (чумы-то ещё не было) и давно уничтожить себя в той самой катастрофе. Или они от этой катастрофы и бежали в мир мартышей? Но почему тогда в романе об этом ни слова, а только что их идеи были отвергнуты и их изгнали? То есть как они вообще смогли бы узнать, что Центрум когда-то там будет уничтожен, они же не были в его будущем? В предыдущем романе об этом говорили, новый роман ему противоречит... если не думать, то удобно — там объяснили причину чумы, здесь уже толкают новую теорию. Но вот если подумать...

Да и саму пластиковую чуму в Центрум они должны были занести через 200 лет от их текущего времени, то есть их уничтожение с одной стороны должно отменить катастрофу в прошлом Центрума, но с другой не могла предотвратить её в будущем Земли. После этого согласен с концовкой — когда приходишь к такому логическому тупику, то проще будет перечеркнуть всё намного раньше в прошлом Земли одновременно и для Центрума, и для Земли. Согласен, это отличный сюжетный ход, только он и не даёт считать роман окончательным провалом, но вот как к нему подвели — здесь куча вопросов о нелепости всей книги и несостоятельности всей идеи. Ну и как итог, они никак не могли жить от начала начал, как это говорится в «Разломе», если самим им только 100 лет и они из будущего Центрума. Кажется, что писатели уже к тому моменту запутались, им было лень во всём этом разбираться, поэтому «и так сойдёт».

Во-вторых, та самая несостоятельность уничтожения Очага в их настоящем для спасения будущего Земли. Пластиковую чуму на Землю они по логике книги пытаются постоянно выпускать, уходя всё глубже в своё прошлое. То есть если их сейчас уничтожил Ударник и их схема работает, то выпускать чуму они будут продолжать в своём прошлом, когда Ударник их ещё не уничтожил. То есть тогда ему с Лорой нужно было снова идти в их прошлое, чтобы помешать им там, и так далее на протяжении ста лет до момента изобретения пластиковой чумы. Ударник об этом не думал? Нет ни слова — только что Очаг уничтожен и на этом всё, осталось только предотвратить повторение катастрофы с беспроводными датчиками на Земле.

И последнее, как они смогли переместиться пусть на 120 лет назад в прошлое Земли, если считать, что живут они в нашем настоящем? По логике романа, им нужно было бы прожить эти 120 лет в мире Очага с мартышами и только потом перемещаться на Землю. Ну а тут уже всё отдаётся на откуп читателям — придумайте сами, нам лень всё это логически объяснять. Вот вам красивая концовка, а как к этому всё пришло — рассказывать мы, конечно, не будем. Остаётся только фантазировать, что так как в прошлом Земли они молодые, то мартыши, похоже, изобрели секрет омоложения и почти вечной жизни. Но об этом ни слова. Или они как-то нашли ещё один мир, позволивший им отправиться в прошлое, но это тогда нужно было в ещё одном романе описать, как люди без возможности создания порталов смогли это сделать.

Как вывод, это и правда всё очень бредово. И если нам вроде как пытались ответить на все вопросы и расставить все точки над «i», а породили при этом ещё большое количество вопросов и недоумение несостыковками — то у меня только один вопрос, почему цикл из 10 книг нельзя было закончить лучше?

Пожалуй, единственный роман Лукьяненко, за который поставлю 2, и то только за хороший язык повествования.

Оценка: 2
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2018 г.

Вспомним, как все начиналось. Вполне добротное легкое чтиво «Застава» (не без ляпов, погрешностей и небрежностей) было продолжено «Реверсом». Как и следует из названия, это был небольшой шажок назад. Дальше – больше. Абсолютно бездарная «Самоволка» констатировала клиническую смерть сеттинга, а «Ренегаты» (ярчайший пример самой примитивной сточкеровской бродилки) – забили первый гвоздь в крышку его гроба… Да, были еще ожидаемо неплохой «Рекрут» и универсальный (с минимальными изменениями повесть подходит совершенно любой фантастической вселенной) «Коллекционер». Но, увы, как и предвиделось, их сменил халтурный «Синтез» (окончание похорон сеттинга), нечитанные (без сожаления!) мною «Крылья» и практически ничем не запомнившийся «Разлом».

И вот, наконец, «Очаг». Изначально обещанный финал рано умершего цикла. Чем он отличается от предыдущих девяти томов? От трех хороших – всем, от остальных – ничем.

Что можно добавить к довольно полному и верному предыдущему отзыву? Ну, во-первых, оба главных персонажа – самовлюбленные идиоты, а Ударник еще и заполучил в новой повести какие-то лабильные маразматические моральные принципы. Во-вторых, язык. Это даже не уровень средневзвешенного МТА, это что-то немногим большее уровня не шибко образованного ученика средних классов. (От Лукьяненко, как это было и в «Самоволке», здесь только имя на обложке, да возможно, и общая схема всего действа). Тавтология же («скользнув в сторону и пропустив скользящий удар») – и вовсе конек автора.

Даже собственно адвентура – приключенческая часть сюжета – больше бессмысленна, чем любопытна.

В общем… Плюс балл за то, что это финальная точка.

Аминь.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июня 2018 г.

Сергею Васильевичу Лукьяненко в отношении франшизы «Пограничье» приписывают следующую цитату: «...цикл будет завершен теми, кто его начинал». Прочитав долгожданную книгу я понял, что завершал некогда замечательную серию никак не СВЛ. Честь сия была доверена г-ну Холмогорову и он ее с честью прокакал.

Самое парадоксальное, что читается книга легко, написана она простым и понятным языком. Но то, что делает произведение откровенно неудачным лежит немного глубже. Сюжет посредственный, если не сказать крепче. Огромное количество нестыковок с предыдущими книгами цикла. Но основная причина провала, по моему нескромному мнению, кроется в его развитии, а именно в достижении главными героями своих целей.

Как в хорошей книге: вот почти безвыходная ситуация и как из нее выйти? Надо извернуться, найти нетривиальное решение, удивить читателя. Здесь же сплошные рояли в кустах и примитивизм. Зачем автору ломать голову, над решением проблемы героя, когда можно чуть изменить сюжет и все разрешится само собой: и деньги найдутся и профуканый ключик случайно окажется и эпизодический персонаж вывалит кучу важнейшей информации, а в финале по счастливому стечению обстоятельств все спасутся и ехоу! Почти вся книга — счастливое стечение обстоятельств, поверхностная и пустая история.

Короче, ждал я совсем другого и поэтому могу быть необъективен. Но мне было с чем сравнивать: Коллекционер и Рекрут написаны совсем на другом уровне, они затягивают, их хочется перечитывать. А хуже Очага может быть только Синтез, который, как бы помягче выразиться... вырезано цензурой. Даже возникло желание оцифровать книгу и выложить в сеть, чтобы читатели не тратили деньги на покупку и время на ожидание этого творения. Однако закон надо чтить, посему воздержусь.

Сергей Васильевич, и Вы, соблюдите закон жанра: сделайте «альтернативную» концовку, от которой захватит дух! Не доверяйте перо дилетантам! Ваше имя на обложке Очага — это пятно на Вашем творчестве.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх