fantlab ru

Василий Звягинцев «Ловите конский топот»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
222
Моя оценка:
-

подробнее

Ловите конский топот

Роман, год; цикл «Одиссей покидает Итаку»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 9
Аннотация:

Александр Шульгин, а вслед за ним и Андрей Новиков надеялись, что дуггуры, столкновение с которыми в одной из альтернативок едва не стоило Шульгину жизни, так и останутся лишь эпизодом в их богатой на приключения судьбе. Однако дело оказывается намного серьезнее, а возможности новых врагов — значительно разнообразнее. Появляется реальная угроза захвата дуггурами Земли Главной Исторической Последовательности и прекращения ее дальнейшего существования. Андреевское Братство снова начинает бой во времени и пространстве. Теперь его полем становится Южная Африка конца XIX века. И не случайно. Ведь разгоравшаяся там и тогда англо-бурская война, о которой наши современники знают в лучшем случае по романам Конан Дойла и Буссенара, имеет для будущего гораздо большее значение, чем просто эпизод в британской колониальной политике...

Примечание:

14ая книга «Итаки». Вышел в ноябре 2008-ого.

От автора: «Два тома. Один — размышления Новикова от первого лица о всём случившемся за все годы этой затянувшейся истории, второй — более-менее экшн на фоне англо-бурской войны.»


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 448

Активный словарный запас: высокий (3198 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 35%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>



Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Ловите конский топот. Том 1. Исхода нет, есть только выходы...
2008 г.
Ловите конский топот. Том 2. Кладоискатели
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти единогласный читательский приговор циклу — народ устал. Но читает, уж больно колоритные личности эти члены Андреевского братства! Интересно, на что ещё они способны, на какие подвиги*. Но, устал и Автор, и это особенно заметно в двухтомнике «Ловите конский топот». Конечно, с качеством фантастики (не особенно высоким, пример — появление Удолина в Африке) и с эрудицией** (как всегда на высоте) всё по прежнему и об этом я написал недавно в отзыве на предыдущий роман цикла. А вот ухудшение связности повествования становится заметнее, раньше я не замечал явных ляпов, а в этом двухтомнике, причём почти сплошь во втором томе их уже столько, что мне показалось уместным посвятить им отдельную заметку. Что я и делаю.

На стр. 52/2 Автор рассуждает о важной проблеме экономии горючего: «В цистернах «Валгаллы» его пока достаточно, и всё же...Неизвестно, как обстановка сложится. Если уж совсем туго придётся, дубликатор для пополнения запасов можно и включить на полчаса, но это в самом крайнем случае...». Но уже через 10 страниц выясняется, что всё беспокойство не имеет под собой никаких оснований: «Чтобы добиться бесконечной автономности, Воронцов придумал и потребовал от Антона с Левашовым установить в топливных цистернах самостоятельные контуры дубликаторов. При выработке половины солярки от простейших, как в бачке унитаза, поплавков срабатывало контактное реле. И мгновенно происходило удвоение наличного горючего «до верхней пробки.». При этом время работы дубликаторов не превышало секунды. И чего стоят все рассуждения десятью страницами раньше?

Теперь по поводу омоложения нескольких человек перед экспедицией в Южную Африку. Таких оказалось пятеро: Новиков, Шульгин, Левашов и Ирина с Ларисой. Сильвия и Наталья отказались. «Всем остальным процедура смены возраста и внешности не предлагалась.» (стр. 49/2). На стр. 255/2 Кирсанов говорит, что ему тридцать шесть лет, но владелец «Ватергюсса» уверен, что ему не более тридцати, хотя «слишком жёсткий взгляд» и ощущаемая в нём «непонятная, превосходящая обычную сила воли» вызывают у собеседника «душевный дискомфорт». Впечатление такое, что Автор забыл про омоложение не для всех, подарив молодость вопреки плану Новикова ещё одному человеку. Новиков хоть и альтер эго Автора, но всё же так делать нельзя.

С тем же Павлом Кирсановым (по документам он Сэйпир) происходит случай для жандармского полковника совершенно невозможный. В качестве задатка за фрахт грузового парохода он выкладывает хозяину судна всю требуемую сумму. Хозяин заломил десять тысяч фунтов, «сжав в кармане кулак на счастье». «Не торгуясь, Сэйпир тут же выложил на стол задаток, целую тысячу новенькими, хрустящими десятифунтовиками.» (стр. 260/2).

Ещё одна мелкая несуразица с Кирсановым (не везёт этому персонажу) — в ходе обсуждения ситуации с дуггурами после просмотра фильма полковник дважды после выступления садится в кресло, хотя ни разу из него не поднимался, выступал сидя, как и все остальные, находящиеся в кинозале (стр. 305, 311).

Если считать совсем уже за мелочи упоминание Автором актёра Шона О`Коннори (не принятое у нас написание) и ни на чём не основанное утверждение, что «бальзаковский возраст» это именно и только 35 лет, то остаётся последнее (больше не заметил). Шульгин и Удолин взяли языка. На стр. 469/2 профессор говорит: «Он не может связаться ни с кем из своих, входы и выходы я обрубил, поэтому вся информация идёт ко мне. [...] Молчать в нашем понимании они не умеют.» А через совсем небольшой промежуток времени, произнеся слова «в их же интересах сидеть тихо и не высовываться», и, обращаясь уже к пленному дуггуру, говорит: «Так своим и передай. Передал? Тогда поехали...». Крайне неосторожно было со стороны профессора разблокировать выходы, т. е. позволять дуггуру что-либо передавать своим. Чем это может быть чревато, он и Саша только что испытали буквально на собственной шкуре.

Можно ли считать плюсом романа реконструкцию англо-бурской войны? Думаю, нельзя. Подразделение Басманова, практически выигравшее сражение на суше, и крейсер «Изумруд», способный справиться с целым флотом начала 20-го века, а вместе с «Валгаллой» и со всеми флотами земного шара вместе взятыми, делают этот спектакль не интересным. Добавив сюда робота, способного справиться с английским уланским полком, приходишь к выводу, что военные эпизоды из Гражданской и Отечественной войн нельзя даже рядом поставить с описанными в этой книге. Что интересного в сражении шпаны из выпускного класса с детским садом?

Ну что же? «Скоро полночь»? Посмотрим.

*) Саша Шульгин не единственный ли герой советской и российской фантастики, умудрившийся съездить по морде инопланетянину, представителю цивилизации, намного опередившей земную?

**) В романе либо цитируются многие современные и не очень отечественные и западные авторы, либо просто упоминаются их фамилии. Это непременные Лем и Николай Гумилёв, которому Звягинцев придумал в России другой реальности счастливую судьбу, а также Гоголь, Стивен Кинг, Александр Блок, Урсула ле Гуин, Честертон, Киплинг и т. д.

PS. За сведения о войне между Парагваем и Боливией Василию Звягинцеву моя отдельная благодарность. Об этой войне я вообще ничего не знал, а сейчас уже из других источников знаю о существовании Аллеи Героев в Асунсьоне и даже о подвиге капитана Бориса Касьянова, 16 февраля 1933 г. закрывшего собой амбразуру пулемётного дота. Кажется, только русские способны на такое.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главное достоинство конкретно этой части цикла — в универсальности. Те из читателей, кто устал от боевика, утешатся интересными философствованиями Новикова (в которых стали появляться очень даже неожиданные нотки), те, кому претят долгие размышлизмы, оттянутся на эпизодах англо-бурской войны (весьма солидно реконструированной) и стычках с дуггурами/элоями. Конечно, Звягинцев здорово нас запутал (если не запутался сам) временными потоками, которых с каждым томом становится всё больше и больше... Позабавило постоянное использование словосочетания «подконтрольные нам территории», вкладываемое в уста самых разных персонажей. Словно все они дань с тех территорий собирают! Или рэкетом занимаются...:smile:

В целом же, «ЛКТ» хотя и не дотягивает до первых книг «Одиссея...», но выглядит получше промежуточных романов. И вселяет в верных читателей замечательной саги осторожный оптимизм. Читаем дальше!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поставил 9 только из-за прежней увлеченности идеями, развиваемыми автором в первых книгах серии, и глубокого уважения к автору, являясь его земляком и считая его духовно близким себе человеком.

Действительно, первый том, как и некоторые другие последние произведения, начиная с серии «Дырка для ордена», перегружен явными отступлениями от «генеральной линии». Мне совершенно непонятно, кто такие дуггуры, откуда они взялись, каковы их цели и вообще, что с ними делать. Сюжетная линии дуггуров не увлекает.

Не нравится отступление автора от НФ в сторону мистики, которая позволяет обосновывать события, как в американских боевиках — это происходит потому, что так нужно.

Второй том, как указывали коллеги, более динамичен и занимателен, возвращает во времена «Бульдогов под ковром», «Разведки боем» и т.д., что приятно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оставаясь давним поклонником Звягинцева общею оценку дать не могу. Поэтому:

1- 6 – за слишком сильное «препарирование» персонажей и поступков

2- 8 –второй том выглядит намного удачней в плане читаемости и развития сюжетной линии

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Целиком и полностью очередной том можно охарактеризовать как «скучный» — события движутся вяло, логика происходящего запутанная и сонная, финал открытый. Весь двухтомник выглядит как некий «небольшой» пролог к основной книге, которая еще пишется. Ну чтож, подождем.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воспользуюсь метафорой автора: читая очередной двухтомник, ощущал себя муравьем, ползущим по цепи, состоящей из лент Мёбиуса. При этом, по воле автора, время от времени натыкаясь на дырочки, просверленные в эти самых лентах, попадая уж в совсем ни с чем не сообразные коллизии.

Наш ведущий (по заявлению издателя) альтернативщик — то, что он действительно был первопроходцем этого жанра в отечественной фантастике, никто отрицать не может — заварил столь крутую кашу, что она, увы, начинает застревать в горле. Все эти перемещения вдоль и поперек временных линий, в виде эфирных тел и о'натюрель, запомнить и точно проставить на нужное место в цепи событий не может уже, видимо, и сам автор. Если все происшествия разделить по принципу: мухи отдельно — котлеты отдельно, то история с дуггурами могла бы представлять определенный интерес (не для всех, но все же); альтернатива проигранной англичанами войны с бурами — интерес несомненный и для большинства. Но состояние смешения «французского с нижегородским» не может не раздражать. Результат продолжения эпопеи: с трудом вытянуло на семь. И то с учетом ожидания продолжения некоторых линий: итоги англо-бурской войны, действий Кирсанова и Ко в Кейптауне и пр. Будем ждать...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый том и половина второго состоит из объяснений и дополнений к запутанной схеме сослагательных времён, закрученных в предыдущих книгах.

Вторая половина второго тома посвящена по-быстрому переигранной англо-бурской войне и очередной вялой интриге с инопланетянами. Главные герои сделались круты и скучают вместе с автором и читателем.

Тыбыдым, тыбыдым, тыбыдым.

Вся надежда на боковое время, в котором цикл с каждым томом в теории должен становиться всё интереснее и интереснее. Пойду-ка я на боковую, почитаю альтернативное продолжение.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, новый двухтомник, продолжающий и развивающий линии, начатые в «Скорпионе...» Какие впечатления? М-м... Двойственные впечатления. С одной стороны, первый том слишком уж на мой взгляд, переполнен рассуждениями и философствованиями. Причем уже знакомыми по предыдущим книгам. Звягинцев все время кружит и кружит, препарируя психологию своих персонажей, мотивацию их поступков, постоянно возвращаясь к определенным «реперным точкам», интересным и важным ему самому. Будет ли это столь же интересно читателям — вопрос. При всем при том, я бы не назвал это определенным минусом, во всяком случае большим минусом. Во всяком случае, это умные страницы, интересные для вдумчивого, неторопливого чтения.

Второй том композиционно более прост, гораздо более «боевит» и написан больше в традициях первых книг эпопеи. Кому-то из читателей это покажется безусловным плюсом, однако смущает то, что ничего оригинального, кроме усилившейся «магической» линии (иногда напоминающей пресловутый «рояль в кустах») и большего привлечения к действию профессора Удолина, во втором томе в целом-то и нет. Очередная «ты лети моя тачанка» в атрибутике англо-бурской войны. И опять же, текст написан ровно, выверенно, с грамотно расставленными акцентами. Он держит читателя в нужном напряжении...

Подумалось, если этот двухтомник возьмет в руки неглупый, начитанный человек, никогда раньше не читавший Звягинцева, ему обязательно понравится, в особенности, если человека интересует история, психология, да и действие. Всего этого в двухтомнике «в плепорцию». А вот читателю, знающему и любящему творчество Звягинцева, пожалуй будет маловато и... обыденно. Хочется все ж таки чего-то новенького, оригинального. Тем более, что ум и талант писателя, без всякого сомнения способен такое выдать. Интересно (и тревожно), дождемся ли?:wink:

Как итог, поставил 8 баллов, не без сомнений и прежде всего за «общелитературное» качество текста. :glasses:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх