Артур Кларк «Спасательный отряд»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Солнце вот-вот взорвется как сверхновая. Отряд спасателей со всех концов галактического сообщества разумных рас прилетает на Землю, чтобы спасти хотя бы часть человечества.
Входит в:
— антологию «A Treasury of Science Fiction», 1948 г.
— антологию «Beyond the End of Time», 1952 г.
— сборник «Достичь завтрашнего дня», 1956 г.
— антологию «A Treasury of Science Fiction», 1957 г.
— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.
— сборник «Across the Sea of Stars», 1959 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №1 (1)», 1960 г.
— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.
— антологию «Alpha 3», 1972 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 8 (1946)», 1982 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.
— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.
— антологию «The World Turned Upside Down», 2005 г.
— антологию «A Large Anthology of Science Fiction», 2015 г.
— антологию «Infinite Stars: Dark Frontiers», 2019 г.
- /языки:
- русский (8), английский (21), итальянский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (31), цифровое (1)
- /перевод:
- Л. Жданов (8), Д. Пиньоло (1), Ю. Ставиньский (2)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 5 октября 2013 г.
Через несколько часов Солнце взорвется и тем самым положит конец земной цивилизации. К Земле спешит корабль Космического Дозора с целью спасти как можно больше людей. Однако планета пуста и заброшена.
Главная интрига рассказа — что стало с человечеством? — раскрывается с таким безграничным человеколюбием, с такими светлыми надеждами на будущее, что я просто не могу не оценить это высоко. Да, живя в современном мире, понимаешь, что вариант Кларка очень маловероятен, но так хочется видеть в жизни и позитивные стороны.
Надежда. Надежда помогает выжить. Надежда — это первый шаг к разочарованию. Надежда умирает последней. Именно ею пропитан данный рассказ.
Завершить этот короткий отзыв я хочу словами А. М. Шлезингера: «Будущее полно сюрпризов».
viv, 25 ноября 2007 г.
В свое время рассказ произвел незабываемое впечатление: и дружный экипаж спасателей из представителейразличных космических рас, и драматизм поисков за минуты до взрыва сверхновой, и само описание взрыва, и отчаянное величие землян, ушедших в космос всем человечеством — на тихоходных кораблях, с тем чтобы через сотни поколений добраться до звезд. Сильная вещь!
astoun, 27 июля 2015 г.
Очень слабый рассказ для Кларка, даже не представлял, что он может писать и такие.
Пришельцы, впервые прилетевшие в Солнечную систему, где людей уже нет, откуда-то узнают названия всех планет на английском, меряют расстояния в милях и т.д. А если до чего-то не могут додуматься, то сам автор бесцеремонно влезает в текст и объясняет им, к примеру, что они едут в особом вагоне метро, которым пользуется лично президент.
Пришельцы, кстати, тупые до невозможности. Преспокойно залезают в незнакомое транспортное средство, преспокойно жмут первую понравившуюся им кнопку — и этим почти подписывают себе смертный приговор. Почти — потому что сородичи им таки помогли — вызволили буквально на последних минутах перед взрывом Сверхновой. Хотя могли сделать это же самое сразу. Зачем тянули? Исключительно ради создания драматического эффекта — ничего другого в голову не приходит.
Еще умилило, что они по чистой случайности оказались именно в том вагончике — единственном на всю планету. Кому не лень, подсчитайте вероятность такого чуда.
Кстати, уже после обнаружения странного излучателя читателю становится ясно, что человечество не стало дожидаться гибели и убралось в космос. Но высокомудрым представителям сверхцивилизации на это почему-то не хватило мозгов. Впрочем, какая же она «сверх», если ее разведчики так по-дурацки застряли в вагоне метро, не сумев ни остановить его, ни пробить путь наверх?
Вызывает недоумение и само назначение метро. Вот представьте: чтобы посетить Европу, президент США не садится в самолет, а залезает в вагончик, который везет его, подныривая... под дно Атлантического океана! Смысл?..
В общем, один из самых непродуманных НФ рассказов, какие я когда-либо читал.
Стронций 88, 30 июля 2015 г.
Знаете, меня как-то совершенно не впечатлило и не затронуло. По сути, для меня это был обычный приключенческий рассказ, суть которого была в попытке найти и спасти людей с гибнущей Земли. Но я не мог сопереживать. Язык был сухим и безэмоциональным, что уже привычно у Кларка, да и не только в этом дело. Ещё дело было в том, что героями были не люди, а всевозможные пришельцы. Да ещё и представляющие одну Галактическую федерацию, проводящие друг с другом огромное количество времени, но при этом знающие друг друга не так уж и полно… что это за развитые цивилизации-то? Да и вообще было много таких каких-то мелочей, которые не давали взглянуть на героев как на людей (и сопереживать) и – тут же – не давали взглянуть на них как на чуждый разум, как на нечто особенное, другое – это бы добавляло рассказу изюма, а так в пришельцах только внешний вид другой и всё, очень это как-то просто и плоско, по-моему. Уж лучше бы была экспедиция землян, пытающихся спасти неизвестных обитателей гибнущей от взрыва сверхновой планеты – по-моему, это интриговало бы сильнее… А так только финальная фраза добавила волн (волну) в эту плосковатую средней руки приключенческо-фантастическую историю. Финальная фраза на почти тридцать страниц рассказа.
Хотя по времени написания рассказ довольно старый – может в этом всё дело?
Сельский житель, 21 июня 2010 г.
Классик фантастики не зря признан таковым. Фантастов много, но тех, кто в общем-то почти ничем не выделяющемся коротком рассказе сумел одной последней фразой выразить свою веру в величие человеческой расы, в то, что ей по плечу любые дела — таких единицы. Кларк — великий талант. Собственно америки не открыл, но рассказ именно о гордости автора за свой вид. И рассказ превосходный. Читать обязательно.
drogozin, 1 августа 2009 г.
В этом рассказе мы уже можем видеть хоть и молодого, но уже «истинного» Артура Кларка. Здесь мы можем видеть такие его характерные черты, как:
1) Глобальность и поистине вселенский размах, включая гибель цивилизаций, древние расы, подчинившие себе всю галактику и т.д.;
2) Футуристические;
3) Веру в человеческий разум, и его победу над природой.
Потрясающий рассказ, который вовсе не устарел. А так раздражающие всех перфокарты ничего по сути не определяют; замените их на флэш-карты если угодно.
asb, 27 октября 2008 г.
После детального описания пресловутых перфокарт и подземного лифта несколько удивило, что автор не затруднил себя техническим описанием, КАК людям удалось посторить столько кораблей и улететь:confused: Но суть рассказа не в этом. Произведение просто заражает оптимизмом и верой в Человечество.
vorpol, 1 мая 2017 г.
Отличный рассказ, вселяющий веру в человечество. Чем мне нравятся рассказы — у автора всего несколько страниц, чтобы создать мир, заселить его персонажами, завязать сюжет, создать кульминацию и.. если все написано хорошо, оставить приятное послевкусие. В данном случае у Кларка так и получилось — покинутый мир, рептилоиды и гусеницы, которые прилетели его спасать и... очень сильный финал.
З.Ы. Один только камень в огород писателю — очень немногие фантасты могут писать так, чтобы не выдавать тот период, когда книга была написана. В данном случае торчат уши 40-50-х с их нежным ламповым звуком и перфокартами.
Gourmand, 21 ноября 2014 г.
Последнее предложение в аннотации лишнее. Если можно исправить, то лучше убрать.
Собственно, да. Рассказ о миссии аварийного спасения землян. Аварийного, потому что узнали слишком поздно и спасти смогут только сотню-другую людей, которых ещё надо найти на бушующей, кипящей Земле. Автор умело нагнетает. Читаешь с неослабевающим вниманием, ну когда же, ну вот-вот, ну вот тут поищите.
Концовка очень пафосная. Я бы даже сказал — шовинистическая. Не понимаю, зачем это надо было Кларку, но исходя из года написания (1946), безусловно, накладываются асоциации с восстановлением разрушенного после Второй Мировой войны. И подъём патриотизма, накал героического мирного строительства, видимо, передался Кларку и был им транслирован в рассказе. Ну, в конце концов все мы живём здесь и сейчас, и писатели не исключение, даже если пишут они фантастику и фэнтези. Но для меня сегодняшнего, толерантного и общегуманистического, последняя фраза рассказа прозвучала диссонансом.
А значит, отчасти потерян и смысл истории. Не весь, но отчасти — да. И это грустно. Казалось, что Кларк — это на века. С другой стороны, я рад, что мы сегодня (я, во всяком случае) перерос поледнюю фразу рассказа.
Вот такие впечатления. Приключения, поиски, треволнения, неожиданная развязка и...
Pride1983, 24 декабря 2019 г.
Первое более-менее цельное произведение Кларка, при всей простоте и шаблонности его очень сильно вытягивает концовка. Ведущая тема ранних рассказов Кларка, таких как «Спасательный отряд», «Лазейка» и в некоторой мере «Отступление с Земли» (если считать термитов землянами) — явная недооценка пришельцами жителей Земли, их науки, самоотверженности и находчивости.
nworm, 28 декабря 2016 г.
Рассказ поразительно напомнил «Чудовище» Ван Вогта и «Город» Саймака. Напомнил не совпадениями сюжетной линии, а именно духом самого рассказа. Футуристические идеи во многом напоминают «Город» – уход от городов, гордые и свободолюбивые люди, вертолёты как основное средство передвижения... А с «Чудовищем» роднит, на мой взгляд, твёрдая уверенность в том, что всё будет хорошо. Видимо, середина 40-х было таким особым временем, когда любая задача казалась по плечу и эта вера в собственную исключительность в каждой строчке многих рассказов. Человечество с ходу удивляет своей «несгибучестью» носителей «абсолютного знания», а через 20 лет, похоже, вся известная Вселенная делает три раза Ку... В целом довольно приятный рассказ от старой школы, без претензий на исключительность. Для тех, кто помнит такую фантастику и верит в счастливый конец.
VovaZ, 3 января 2016 г.
Классика молодости жанра. Технологии немного наивны, но 1946 год., а главная линия рассказа всё же гумманитарная. Не смотря на жестокое и кровавое время, Кларк сохраняет веру в человечество и любовь к нему. Перечитал лет 35 спустя, и не пожалел.
god54, 18 ноября 2013 г.
На тему конца планеты Земля написан не один десяток произведений, автор же предложил свою трактовку и свое сюжетное решение, но являясь самым ярким представителем твердой фантастики мог бы произвести простые рассчеты, как и какими силыми можно вывезти все человечество за пределы солнечной системы, сколько потребуется топлива, времени, продуктов питания и т.п. Поэтому данный рассказ чисто гуманитарная фантастика, в которой главная мысль, что инопланетным цивилизациям придется потесниться. Человек идет...
elfy, 6 октября 2007 г.
Упорство и труд плюс желание — и человечество спасает себя. Еще один рассказ о том, что нет предела невозможному
Тимолеонт, 10 января 2023 г.
Образцовая научная фантастика. Гуманистическая и с бесконечной верой в Человечество, в то, что мы способны преодолеть любые проблемы и сложности и не просто выжить, а ещё и развиваться. Через спасательный отряд самых разных ксеносов из древних мудрых народов, нам показаны останки человеческой цивилизации — очень понравилась попытка через косвенные признаки осмыслить, кем мы были.