FantLab ru

Джон Коннолли «Книга потерянных вещей»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.62
Голосов:
141
Моя оценка:
-

подробнее

Книга потерянных вещей

The Book of Lost Things

Роман, год; цикл «Вселенная "Книги потерянных вещей"»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Притча, которую нам рассказывает автор международных бестселлеров ирландец Джон Коннолли, вполне в духе его знаменитых детективов о Чарли Паркере. Здесь все на грани — реальности, фантастики, мистики, сказки, чего угодно. Мир, в который попадает двенадцатилетний английский мальчик, как и мир, из которого он приходит, в равной мере оплетены зловещей паутиной войны. Здесь, у нас, — Второй мировой, там — войны за обладание властью между страшным Скрюченным Человеком и ликантропами — полуволками, полулюдьми. Само солнце в мире оживших сказок предпочитает светить в полсилы, и полутьма, которая его наполняет, населена воплотившимися кошмарами из снов и страхов нашего мира. И чтобы выжить в этом царстве теней, а тем более одержать победу, нужно совершить невозможное — изменить себя...

Примечание:

Amazon.co.uk [Kindle Edition]


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2007

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2010 // Роман для юношества (Ирландия)

Номинации на премии:


номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2010 // Переводной подростковый роман фэнтези (Ирландия)

Похожие произведения:

 

 


Книга потерянных вещей
2011 г.

Аудиокниги:

Книга потерянных вещей
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Das Buch der verlorenen Dinge
(немецкий)
The Book of Lost Things
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно необязательная книга, и если я правильно понял, основа всего здесь вторичность. Тут в полной мере можно применить высказывание Умберто Эко, о том что книга пишется про другие книги. Автор берет за основу«Хроники Нарнии» выворачивая их наизнанку(иначе непонятно зачем время действия Вторая мировая?), использует «старые сказки на новый лад» прием, которым, если не проявить изобретательности можно испортить любую историю, и гасит все это чрезмерно выразительным хоррором( необоснованным и непродуманным, в духе Джо Хилла). Не стоит забывать про сомнительный юмор и натурализм. Полученный микс вызывает желание по прочтении забыть все написанное, и перечитать оригинальные произведения, более жанрово ровные и гармоничные.

Оценка: 2
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычная книга.

Смешение жанров — dark fantasy, магический реализм, сказка, притча. Всего понемногу. Далее, смешение стилей и оттенков — то, грустная и лирическая книга, то сатирическая. То, наполненная светлой печалью, и, тут же — яркий, искрометный юмор. Вот мрачная готическая сказка, а на следующей странице — анекдотическая история. Потом — хоррор, с реками крови и выпущенными кишками.

Сюжет, впрочем, довольно распространённый. Английский подросток Дэвид попадает в волшебную страну сказок. Обычная история. Но, это не веселая страна Питера Пэна. Сказки здесь мрачные, порой жестокие, иногда — уродливые. И, хэппи-энда, обычно, не случается.

Книга — на любителя. Детям — мне кажется, читать не стоит. Подросткам — не знаю, наверное, будет малоинтересно. Взрослым — можно почитать, развлечься. Есть много смешных мест, есть над чем поразмыслить.

Можно представить эту книгу, как философскую притчу. О Добре и Зле. О выборе. О взросления. Вообще, о человеческой жизни.

Но, я не стал так «заморачиваться». Для меня — это просто сказка, если угодно — фэнтези. Приключения мальчика в волшебном мире. С погонями, драками, рыцарями, замками. Монстрами и злыми волшебниками.

Ярко, атмосферно. Читается очень легко, за день. И, приятное, грустное, но, доброе послевкусие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А, моменты с «гномами-коммунистами», «рыцарями-гомосексуалистами» и «Красной Шапочкой — зоофилкой» — просто шутки автора. Не нужно воспринимать это всерьёз и сильно акцентироваться на этом.

Книга очень неплохая. И, как и во всех хороших сказках, добро, как всегда, побеждает.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга оставила странное послевкусие. Светлая грусть и жуть. На протяжении всей книги одолевал вопрос: на какую все-таки аудиторию рассчитывал автор? По ходу сюжета нам даются прописные истины, которые хорошо было бы изложить в детской книге, но многие моменты, то как Красная шапочка «возлегла» с волком, геи, голый мальчик на рельсах, побывавший в лапах педофила, взрослые, нашептывающие детям о том, чем они занимаются в спальне, чтобы отобрать у них детство и развратить их... все это как минимум из категории «17+«. Ну и в целом, книга жутковатая, что так и хочется сказать, что у автора больная фантазия, но не скажу :)

Перекроенные сказки позабавили, тут и юмор (Белоснежка — энто нечто!), и просто сюрр, как с Белоснежкой и Охотницей. Поучительные тоже присутствуют, но ничего нового. Сюжетные ходы все довольно стандартные, ничего оригинального автор не придумал. Зато концовка своим глубоким смыслом и нестандартностью безмерно порадовала, хотя и оставила печальный осадок.

Не стоит ожидать от этой книги слишком многого — какого-то особого скрытого смысла, но прочитать стоит, захватывает однозначно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Притча о не совсем хорошем мальчике, который пройдя через ряд испытаний стал совсем хорошим. Понятно читателей таким сюжетом не заинтересуешь, значит надо добавить всяких приправ. Отправляем героя в сказочный мир, там расчленёнка на каждом шагу, зоофилия, похищение душ и немножко юмора для разнообразия. После всех ужасов пережитых то ли в сказочной стране, то ли в собственном подсознании мальчик почему то добреет и не так остро реагирует на неприятности реального мира. Перечислю. Смерть матери, война, быстрая женитьба отца, рождение сводного брата, собственная болезнь. Горы кровавых тел в сказочной стране после этого просто раскрашенный картон, не трогает ни чуть. Взрослым скучно, а детям этого нельзя показывать даже. Рассказ до попадания в сказку трогателен и вызывает сочувствие к мальчику. Эпизод с гномами коммунистами в сказочной стране просто бесподобен, есть ещё ряд сильных моментов, но в целом увы не сложилось.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Белоснежка-бабища с характером и повадками огра! Гномы-коммунисты! Рыцари-геи! Бродячие хирурги, Охотница и их Забавные Гибриды! Ликантропы и прочие фрики!
Спешите увидеть, только сегодня и только у нас! Не упустите свой шанс, посетите Страну Чужедальнюю!

Ох, простите, Страна Чужедальняя — это совсем в другой стороне. Там, где лежит остров под названием Детство.

А фрик-шоу Коннолли — это в деревне Дурной Гриб, что в стране Бредляндии.

Нет, бред, конечно, хорош. Только порой скучен и почти везде вторичен. У Нила Геймана подобное получается более стильно, осмысленно, а еще более ровно, что ли.

К тому же, я так и не поняла, для кого написана эта сказка. Для детей — жестко, сухо, кроваво. Для взрослых — слишком просто. В начале книги кажется, что события будут связаны со второй мировой войной и тем, чем занимается отец мальчика. Но самолеты, танки — так, лишь для антуража. То же самое с жестокостью. Думаете, ее немыслимые количества необходимы книге для расширения границ сознания, для низвержения канонов или обоснования какой-то философии? Нет, просто писателю так захотелось. В одном месте ему захотелось поюморить, а в остальных местах — вылить на читателя ушаты грязи и ничем не сдобренной жестокости. Мораль же проста до безобразия. Нет, это не по-взрослому.

В общем, если спросите, в своем ли был уме Коннолли, когда писал эту сказку, то отвечу — да, мне кажется, в своем. Только для сказочника это не лучшее состояние.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это такая добротная сказка со всеми присущими ей элементами. Правда сказка такая, какими они были когда-то давным-давно, так сказать оригинально-народная. Это те сказки которые по-настоящему пугают и наводят жуть на детишек, чтобы даже мыслей не возникало убежать куда-то в лес или не дай Бог пойти за незнакомцем. Тут волк не просто слопает нерадивого ребятёнка, а сделает это особенно мучительно, и описано всё будет так, что вы и сами почувствуете будто вас рвут на части.

Суровое произведение, по ходу дела все время забывал, что главный герой вообще-то маленький мальчик, Гарри Поттер нервно курит в сторонке.

Книга читается легко и непринужденно, мега сюжетных ходов и крутых поворотов в принципе не ждите, но от этого хуже не становится.

От прочтения остались только приятные впечатления.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Книга потерянных вещей» — неоднозначное произведение, которое переворачивает привычные нам сказочные сюжеты с ног на голову.. Не всем понравится, не все оценят.

Жил-был в Лондоне мальчик Дэвид, который потерял мать из-за болезни, а отец вскоре женился снова.. Распираемый обидой, злостью и ревностью Дэвид попадает в сказочный мир, сотканный из кошмаров. В нем Красная Шапочка совратила волка от чего появились оборотни, Белоснежка располнела и безжалостно эксплуатирует гномов, а Спящая Красавица убивает поцеловавших ее рыцарей и вытягивает из них жизненные силы..

Чтобы выбраться из этого мира, Дэвиду нужно преодолеть все самое худшее в себе. Эпилог оставил после себя какое-то кислое послевкусие.. Добро-то конечно победило, вот только какой ценой. Наверно, все таки хотелось для героя несколько другого..

P.S. А может ничего это и не было, а весь сказочный мир — бред оказавшегося под завалом мальчика???

Оценка: 7
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычный Коннолли, но весьма узнаваемый. Уверен — любители творчества этого автора получат, такое же как и я, огромное удовольствие!))!))))

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мама – первая женщина, которую любят, любят всю жизнь. Она – самый дорогой и неповторимый человек. Потеря её для каждого – это сильная боль, рана, которая не заживёт ещё долго, оставляющая заметный рубец. Без неё в твоей жизни, так или эдак беспокоящая пустота. Кто терял – знает это. А кому ещё улыбается счастье, не поленитесь, позвоните маме и скажите ей что-нибудь тёплое, поверьте это совсем несложно. Пусть это будет вашим постоянным ритуалом. Как говорил Лесник герою этой книги двенадцатилетнему Дэвиду: «У ритуалов (в понимание поступков) должна быть цель и результат, который можно увидеть и утешиться, иначе они совершено бесполезны. Без результата, ритуал подобен бесконечному хождению зверя в клетке».

Чтение книг – это проникновение, погружение в чуждые истории, в которых мы многое узнаём и подчерпываем. В этом же совсем не увлекательном путешествии в возможный мир Скрюченного человека с отсутствием особой красоты без головокружительных приключений, что захватывают ребячливых читателей, не испытывалось хотя бы частичное окунание в воображение, только лишь длинная лента слов с кое-где резкими спусками в виде нестандартизованных историй. Например, первая история Лесника, которую с трудом себе можно представить, как прекрасная девушка, возлегла с «милым» волком, да к тому же ещё находились и другие «дурёхи» не прочь родить ликантропа.

С появлением «чудной» охотницы, согласившаяся на «операцию» по слиянию себя с конём, чтобы трансформироваться в кентаврицу, положительность книги упала ещё, прекрасно понимая, что всё же это, как бы сказка… причём, в которой догола раздевается безымянная охотница перед мальчишкой. Или: «Твою Сциллу! Даже здесь гомосятина всплыла!!!» Я о рыцаре Роланде питавшему к Рафаэлю «особенные» чувства. Отсюда возникает вопрос: а для кого писалась эта книга?

Если отбросить всё крючкотворство и зайти с другой стороны, имеются зрелищные фрагменты, такие, как превращение Скрюченного человека в сороку, хоть и затасканный приём, но всё же каков! Блестяще к месту применим. Энто, обжора и толстуха Белоснежка с дурным характером. Эффектные, с точки зрения кино, кадры: когда появляется горящий самолёт «Ю-88» в лесу Иномирья, когда обнаруживается новенький танк «Марк V» на сожжённом поле. Это и сильные, явные, оттеняющие слова, встречающиеся в тексте, от которых начинаешь вникать, посмаковывать сказанным, устремляться в воспоминания, в детство, в отрочество, в недавние годы, в историю страны, знающая, что такое фашистская Германия и о сегодняшнем времени, где фашизм возрождается совсем близко… за кордоном.

Пробуждение Дэвида в больнице нисколько не удивило, где становится понятно, а был ли он вообще там, за пределами нашего мира? Или это всего лишь последствия очередного припадка, история, приснившаяся ему, пока он находился в глубоком сне? На мысль, что концовка будет из этого разряда приходит ещё тогда, когда герой вместе с рыцарем в серебристой кирасе, украшенной двойными символами солнца, оказывается в странном месте, лицезрея реликт Первой мировой войны.

В целом, автор отличился, захотел, наверное, написать что-то новое, возможно, отдохнуть от Чарли Паркера, возможно, просто попробовать себя в другом, тоже популярном жанре. Да, он может сотворить, да, он пишет незамароченно, да, он удивил своих поклонников, однако… у каждой книги есть свой читатель!

С уважением, AlexeyPenza.ru

Оценка: 2
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне дико понравилось!! Очень люблю сказки особенно жутковатые, также различные истории на манер «а вот как было на самом деле...», так что получила огромное удовольствие от чтения. Сначала думала, что это просто детская книжка, «приключенческая», но как оказалось, это совершенно не так. Написано и про желание вернуть своих ушедших близких, уберечь их, не дать опять уйти; про любовь к чтению, книгам, про живые истории; про отношения детей в семье, их ревность друг к другу; поиск своего места в этом мире и т.д. Кроме этого понравились вплетенные в сюжет сказки-истории, очень дополняли атмосферу книги (в некоторых местах было по-настоящему не по себе и жутковато читать). И к моему списку любимых персонажей добавился Дэйв. Кстати, похохотала над историей про Белоснежку, потом даже рассказывала подругам :)

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто страшной сказкой входит в дом?

Кто в королевстве всем знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет.

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут ?

Рум! Пель! Штильц! Хен!

Румпельштильцхен! ©

В перерывах между чтением меня нехило плющило с этой книжки, но поняла я это уже позже: например, мне было не проснуться, пока я не выполняла абсолютно идиотские ритуалы (типа повернись на другой бок, положи голову под таким-то углом, и только тогда можешь проснуться). Еще мне снились какие-то страсти-мордасти, но их я удачно забывала, глотая аспирин. Да, не лучшая книга для чтения во время болезни, скажет правильное «я». А отражение ответит: «это самая правильная книга для твоей горячки, и ты это знаешь».

Дэвид переживает смерть мамы, появление нежеланных мачехи и сводного брата, погружаясь в мир книг. Однажды книги начинают ему отвечать, шуршать страничками, нашептывать о чем-то. И совсем неудивительно, что в саду обнаруживается тайный проход в сказочную страну, куда Дэвид ныряет с головой.

О персонажах особенно говорить не хочется, все они по-своему хороши, мифологично и любовно выписаны, а главный герой так вообще проходит своего рода перерождение. Они молодцы, спасибо Коннолли, что не слил концовку, хотя я, как и в случае с Роулинг, держала кулачки за честную, справедливую и закономерную смерть. Я бы, конечно, никогда в жизни не призналась, что желаю положительному книжному герою смерти, но и «Книга потерянных вещей» – не простая книга.

Здорово встряхнули сказки, шиворот-навыворот выставленные на частоколе отрезанными головами. Герои остались прежними, но сама суть историй искажена, мораль часто до смешного проста («он бегал недостаточно быстро»). Неотесанная бабища терроризирует гномов, а они от нее и избавиться толком не могут. Дамочка отреклась от норм поведения в обществе и возлегла с волком, породив ликантропов. Благородный рыцарь может пылать страстью не только к прекрасной даме, но и к прекрасному рыцарю. Все вокруг хотят сожрать друг друга, не брезгуя сунуть в пирожок мяско симпатичного мальчика, заблудившегося в лесу. Это настолько мерзко, противно, отвратительно и стремно, что не оторваться. Треш и угар обеспечены на протяжении всего путешествия.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, основной вопрос, возникший у меня еще в процессе чтения и так и оставшийся без ответа с переворачиванием последней страницы, — это «А для кого книга?». Для детей? Но ведь несет в себе мораль, которая вряд ли будет им понятна. Да и мрачновата. Для подростков? Ну, мне кажется, в этом возрасте будешь читать что угодно, лишь бы не «децкую литру», к которой вполне можно причислить КПВ. Если, кстати, школьная программа не отобьет любви к чтению вообще. Для взрослых и подростков, переросших отрицание всех и вся? Для них книга едва ли откроет что-то новое.

Странным образом в романе сочетаются мрачность (переделанные сказки, например) и светлость (после прочтения всё же светло на душе), грязь и юмор. И это хорошо. Но при этом всё подано так упрощенно, так примитивно..

В общем, сказка-притча для пары вечеров под пледом с кружкой чая. Хорошо, но в этом же жанре, имхо, есть более сильные произведения.

PS ах да, гномы порадовали!))

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не впечатлен. На мой взгляд оценка этой книги завышена и нет в ней ничего такого, что бы оставило о ней крепкую память в голове. Главный механизм , с помощью которого, автор хотел подхлестнуть интерес к книге — это старый трюк с изменением чего-то привычно хорошего на неожиданно злое. Этим пользовался Кинг в «Кладбище домашних животных» вместе с огромной тучей режиссеров, снимающих фильмы про милых детишек, которые на самом деле никакие не милые. Или теперь уже заезженная тема про симпатичных кукол, которые на самом деле оказываются исчадиями ада. И даже Перумов играл на этом поле, делая своих эльфов злобными созданиями, а орков справедливыми интеллектуалами.

Так и Коннолли решил перевернуть старые добрые сказки, сделав всех хороших героев плохими, а хеппиэнды печальными. Получилось мрачно и тяжело. Начало, связанное со смертью Мамы главного героя, смакуется долго и тщательно, т.к. автор понимает насколько это тяжела эта тема и необычна в рассказе от лица ребенка. Вобщем, Коннолли хотел эпатировать читателя. И это у него, скажем откровенно, получилось. Читать все это болезненно интересно, хотя к очередной сказке одного из героев готовишься как к просмотру криминальной хроники с расчлененкой.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне всегда казалось, что образы, создаваемые нашим воображением обязательно где-то должны воплощаться. (Описал ведь Михаэль Энде страну Фантазию). И далеко не всегда мы можем вообразить себе нечто волшебное, особенно в детстве, когда страшно, и кажется, что чудовище поджидает в шкафу или под кроватью.

Мальчик Дэвид, пережил в свои 12 лет потрясения: смерть матери, женитьбу отца на другой женщине, рождение сводного брата, болезнь... Из-за своей эгоистичности, стремления быть все время в центре внимания, он обижен на самых близких людей, которые у него остались. Да еще и время тяжелое, военное... Мальчик отчуждается, погружается в мир вымышленных историй и фантазий, в чтение. «Книги были прочитаны и отложены, а легенды надолго остались в памяти. Они были и побегом от реальности, и самой альтернативной реальностью. Они были так стары и так необычны, что, казалось, существовали независимо от страниц, с которых сошли.»

В силу обстоятельств, описанных автором в финале, Дэвид попадает в страну, созданную детским воображением. И, путешествуя, меняет ее, добавляя свои страхи и чаяния.

Коннолли описал страну ужаса. Не зря Дэвид думает, что «все было так, словно воплотились самые страшные из его ночных кошмаров, и нечто, живущее в самых темных закоулках его воображения, обрело форму». Под действием стрессовых обстоятельств и глубины восприятия, под влиянием текущих страхов, детское воображение способно интерпретировать и самую невинную сказку, как мерзкую и отвратительную. Жуткие приключения меняют и Дэвида, он взрослеет и многое понимает, «...оставив за спиной свои деяния, но не память о них».

В воображении можно представить себя героем, придумать себе мудрых и отважных друзей и обязательно победить всех врагов. Победа Дэвиду досталась нетрудно, но... может, просто не хватило воображения?

Финал щемяще грустный. В вымышленном мире может быть очень хорошо, но все же лучше попасть туда, прожив яркую и полную, цельную жизнь.

Несмотря на всю темность и моменты, порой гадкие, очень впечатляющая книга. Думаю, все-таки на любителя, но «истории хотят быть рассказанными, а книги — прочитанными». Спасибо автору.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время все большую популярность приобретает жанр «страшной сказки», своеобразная разновидность фэнтези, в которой чудесное максимально тесно перемешивается с ужасным, безобразным, отвратительным. Наиболее яркий представитель этого жанра — Нил Гейман, и Конноли в своем романе явно пытается подражать Нилу, в первую очередь «Звездной пыли». В обоих случаях главный герой попадает в волшебную страну, в которой в изобилии обитают самые разнообразные сказочные существа. Вот только узнаваемые персонажи изображены максимально отвратительными. Белоснежка становится мерзкой тиранкой и обжорой, Красная Шапочка — похотливой зоофилкой, Спящая Красавица — коварной ведьмой, и даже благородный рыцарь Роланд, идущий к темной башне, оказывается геем, пытающимся спасти своего любовника. Не меннее тщательно изобличает автор и другие известные сказки, доказывая, что слова «и жили они долго и счастливо» всегда стоит понимать как «сожрали кого-то быстро». Да, безусловно, настоящие европейские сказки, в своем подлинном, неприглаженном виде, достаточно жестоки и мрачны. Однако, Конноли, пытаясь показать читателю неприглядную правду, явно перегибает палку, и в итоге, заставляет меня вспомнить анекдот про Вовочку, который пытается все науки свести к одному и тому же.

При этом автору не откажешь в писательском мастерстве. Да, отдельные эпизоды достаточно эффектны. Да, созданные Конноли мрачные картины порой производят впечатление на читателя. Да и мрачную атмосферу мира, в котором происходит действие, автору удается передать вполне убедительно. Однако, через некоторое время обилие кровищи начинает надоедать, а картонность и одномерность персонажей — надоедать. Пожалуй, только образы Скрюченного человека и Лесника выделяются из общей массы. И то чудесное спасение Лесника выглядит притянутым за уши, а эпическая сцена финальной битвы оборачивается пшиком.

Пожалуй, самое сильное в романе — его своеобразный эпилог, в котором автор говорит о действительно правильных и мудрых вещах, хотя и достаточно очевидных, рассчитанных в первую очередь на подростка. Вот только к тому времени, когда мальчик подрастет настолько, чтобы быть в состоянии продираться сквозь все неприглядные описания романа, он, по идее, уже и сам должен понимать те истины, к которым его пытается подводить автор. В итоге целевая аудитория романа мне не слишком понятна.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх