FantLab ru

Робер Мерль «Мальвиль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Голосов:
627
Моя оценка:
-

подробнее

Мальвиль

Malevil

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 89
Аннотация:

Пережившие века, древние стены средневекового французского замка Мальвиль вновь, как и в глубокую старину, спасают в 1977 году от гибели горстку друзей. Спасают от смерти в огне глобальной термоядерной катастрофы и от радиации, убившей практически всё живое на планете Земля.

Они потеряли всё, но решают не просто продолжать жить, а бороться ни больше ни меньше как за возрождение человечества. Но это вовсе не роман в приключенческом жанре, а очень серьёзный, многопланово-социальный и глубоко полемический роман-предостережение.

Возможно, жизнь стала короче — рассуждают герои романа — но течёт теперь она медленнее, годы не проносятся стремительно мимо нас и, поскольку у нас появилось время жить, — так ли уж много мы потеряли?

Примечание:

Впервые на украинском: ж. «Всесвіт», 1974г., NoNo 2—4.

Посвящение: Фернану Мерлю


Награды и премии:


лауреат
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман

Экранизации:

«Мальвиль» / «Malevil» 1981, Франция, Германия (ФРГ), реж: Кристиан Де Шалонж



Похожие произведения:

 

 


Мальвиль
1977 г.
Мальвиль
1988 г.
Мальвиль
1990 г.
Робер Мерль. Сочинения в 2 томах. Том 2. Мальвиль
1999 г.
Остров
2001 г.
Остров
2001 г.
Мальвиль
2011 г.
Мальвиль
2011 г.

Аудиокниги:

Мальвиль
2005 г.

Издания на иностранных языках:

Malevil
1973 г.
(английский)
Мальвіль
1975 г.
(украинский)
Malevil
1975 г.
(английский)
Malevil
1983 г.
(французский)
Malevil
1983 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Французов нельзя назвать особенно плодовитыми по части научной фантастики. Вспоминается всего-то пара-тройка имен, причем первый это создатель приключенческого фантастического романа Жюль Верн, а остальные – Пьер Буль с его «Планетой обезьян» и Робер Мерль, автор знаменитого фантастического романа «Мальвиль» 1972 года, выполненного в стилистике постапокалипсиса. А, ну и конечно Франсис Карсак, тоже интересный и самобытный автор. Количество небольшое, но зато качеством эти писатели берут отменным. И действительно, каждая их книга запоминается прочно и надолго.

Что касается Мерля и его «Мальвиля», этот роман сложно назвать традиционно постапокалиптическим. Возможно виной тому происхождение и культура автора, возможно, само время написания, когда о таком поджанре никто на континенте ничего и не слышал – следовательно он не был в моде и не мог породить грязную волну дешевых подражаний. Соответственно, Мерль писал свой роман, опираясь на традиционные для фантастики каноны. Получилось хорошо.

Действие произведения происходит во французской провинции сразу после удара термоядерной бомбы. Обитатели замка Мальвиль чудом спасаются от радиоактивного пламени за толстыми стенами крепости, после чего вынуждены собирать по крохам то немногое, что уцелело после конца света. Автор последовательно описывает жизнь выживших в этом новом изуродованном мире, их борьбу за существование и отчаянные попытки наладить систему самообеспечения, их вылазки в соседние городки, столкновения с другими выжившими, борьбу с другими коммунами и исход всего этого действа.

Первое, что сразу бросается в глаза по прочтении этого замечательного текста – язык. Обстоятельный, очень богатый язык высокообразованного человека, который со вкусом может подать и описание ландшафта, и разговор, и сцену действия. Чувствуется школа большой литературы, не испорченная влиянием популярной культуры. Но это также вылезает Мерлю боком – местами описания уж чересчур дотошны.

Еще одной особенностью является медленное раскачивание сюжетной линии, поскольку автор ударяется в различного рода лирические отступления, бесконечные воспоминания главного героя о прежней жизни и уходит в любовную лирику. Все это размывает напряженность, отчего роман читается как производственное произведение – словно нам рассказывают, как на пепелище мира пришла группа рабочих и обстоятельно, по деревяшке стали выкладывать новые стены, балки, стропила. Нет, здесь конечно присутствуют и боевые сцены, и психологическое противостояние, но они не являются самоцелью.

В целом же «Мальвиль» выгодно отличается от собратьев в поджанре своей витиеватостью – нет ни одного постапокалиптического романа, который бы так спокойно и размерено, но крайне реалистично и с учетом объективных факторов описывал ужасы постатомного мира. И в то же время акцентировал действие не на постоянной грызне выживших, а на попытках реконструировать этот мир. Удивительно, но среди своих собратьев это самый оптимистичный роман, герой которого верит в лучшее будущее! Да, «Мальвиль» такой один.

Очень хорошее произведение, которое можно отнести к лучшим представителям европейской научно-социальной фантастики.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лишнее подтверждение, что культовость, принадлежность к «классике жанра» и очень высокие оценки подчас не имеют никакого веса лично для тебя. Это одна из самых занудных и скучных книг, которые я брал в свои руки. Чрезмерно, до жути просто затянутый роман, где обозначение «постапокалипсиса» вообще никак не обозначено, кроме полусотни бурно тревожных страниц в начале, пока дело разьяснилось.

Потом простые французские граждане будут остаток книги осваивать окрестные внезапно опустевшие территории, где нет ничего — ни убивающей зашкаливающей радиации, ни трупов, ни заразы, ни ядерной зимы, ни-че-го. Есть только то же, что в великолепных «Робинзонах космоса» — главное противостояние не с монстрами, мутантами, гидрами, главное противостояние с людьми...люди страшнее любых тварей, когда заходит речь об их личном выживании. Только здесь эта тема недотянута, нет интриги и, соответственно, нет переживаний за происходящее. К сожалению, при всем уважении к классику роман не удался, ибо фантастики как таковой здесь с гулькин нос, по сути только завязка. Начни читать после первой сотни страниц и можно будет подумать, что перед нами обычный полукриминальный триллер о конфликте простых граждан с местными бандитами. Остальное — вкрапления.

Вот и после прочтения в душе, к сожалению — ничего. Откуда такие восторги....не цепляет...

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман Робера Мерля изначально настраивает на серьёзный и мрачный лад своими объёмными отступлениями в прошлое рассказчика и апокалиптической картиной выжженного в результате неизвестной ядерной атаки окружающего мира. Однако это впечатление обманчиво, как вскоре выясняется, по духу он больше похож на роман другого французского писателя, «Робинзонов космоса».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Занятно, что там замок штурмовали герои в начале книги, а здесь разбойники штурмуют замок наших героев в конце.

Герои, которым повезло пережить катастрофу в подвале старого замка, не долго горюют по уничтоженному старому миру и своим родственникам, они берутся за обустройство хозяйства своей маленькой общины и благодаря стечению благоприятных обстоятельств, а также своих многочисленных полезных умений, вскоре преодолевают основные трудности, налаживая умеренно-скромный быт на обломках старой цивилизации. При этом смерти и ранения обходят стороной практически всех положительных героев, а все негодяи легко получают по заслугам. Если в «Робинзонах...» в условиях исследования нового дивного мира такое позитивное повествования смотрится хорошо, то здесь это несколько нарушает целостность композиции, вплоть до того, что даже банды разбойников смотрятся несколько ненатурально.

Но вообще «Мальвиль» всё-же довольно крепкий постапокалиптический роман, к тому же, ему повезло с переводом на русский язык, читался он мною легко и быстро. Интересно наблюдать за жизнью маленькой дружной общины замка, за противостоянием с лжесвященником из соседний общины и тем, как вчерашним мирным фермерам приходится экстренно изучать военное ремесло, а владельцу замка с неясными религиозными убеждениями — становиться духовным лидером ради общего блага. Все основные герои прописаны хорошо и вызывают искренне сопереживания, хоть и поводов для него не так много. Весьма много внимания уделено автором вопросам религии и сексуальным отношениям (французы, что с них взять), но не перегибая с этим. По идейному наполнению роман из тех, которые больше задают неявных вопросов, чем дают явных ответов, и скомканная по объективным причинам концовка ничего особо не заканчивает, лишь подводит некоторые выводы.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалиптическая аграрная робинзониада о горстке французов, выживающих в замке Мальвиль и его окрестностях. Книга на ⅔ пропитана романтизмом, несвойственным современным историям о выживаниях после катастроф. Все у героев получается само собой, весело и с песней, просто “страна эльфов” какая-то. Но читать стоит хотя бы потому, что в “Мальвиле” впервые появляются сюжетные ходы, характерные для современной постапокалиптики, такие как: борьба за ресурсы, борьба за женщин, бродячие банды, усиление роли домашнего скота и т.д.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Противоречивые чувства.

-Половая озабоченность.

-Наивность.

-Неимоверное везение мальвильцев.

-Нелогичность.

На фоне Мальвиля, День триффидов смотрится образцом жанра постапокалипсиса.

Разочарован во французских писателях.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Произошел обрыв. Поступательное движение прервалось. И нам уже не ведомо, когда, в каком веке мы живем и будет ли у нас хоть какое-то будущее»

«С адским воем, лаем и скрежетом на нас обрушилась невиданной ярости лавина грохота»

«Я ухожу. Но это не означает, что я расстаюсь с ней. Я уношу ее с собою в мыслях…»

Мальвиль – это предостережение всему человечеству, взывающее мировых лидеров к моральной и социальной ответственности. Недавно Трамп грозил бомбить ядерными ракетами Корею. И подобные заявления сейчас мало кого шокировали. Хотя люди должны падать под стол от страха, осознавая угрозу, которую несет созданное ими оружие.

Романов постапокалипсисса много. И в большинстве из них уцелевшие, часто мутировавшие персонажи бомбят друг друга, делятся на два лагеря, чтобы продолжить противостояние. Часто в таких историях все упрощенно сводится к перестрелкам на фоне руин. Но есть и другие. Например эпичная «Песня Сван» Роберта Маккаммона. Драматичная и полная скрытых смыслов.

Мальвиль сильно отличается от классических представителей жанра. Борьба здесь скорее идет не между группами людей, а в их душах. Каждый по своему глубоко переживает потерю считай всего и воцарившееся на столетия новые реалии. Между ними строятся сложные отношения, основанные на доверии. А уцелели они благодаря замку.

Главный герой купил задолго до катастрофы, реконструировал и обустроил всеми удобствами. А главное, Мальвиль закрытый скалою. Когда Эммануель пригласил друзей и они пробовали в подвале его вино, взрывная волна прошла стороною. Некоторое время компания мужчин и старуха думали, что стали последними жителями на Земле…

Затем оказалось, что уцелевших больше и среди них есть молодые ЖЕНЩИНЫ! Чего стоит одна

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
немая
Мьета. С ее появлением страсти начали просто кипеть. И явно после долгого воздержание в ничто хорошее не вылились, если бы не дальновидность и стратегии Эммануеля.

Рассказать хорошего о романе можно много, но лучше самому прочитать. Рекомендую абсолютно всем.

В двух словах, это – книга мудрости!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как я уже говорил в парочке своих отзывов, в наше время мало какой жанр также затаскан, как постапокалиптика. Фабула «герои бродят по разрушенному миру» приелась уже порядком. Наш сегодняшний пациент – один из немногих примеров, где автор отказался от этой фабулы целиком и полностью.

Герои здесь фактически всю книгу сидят на одном месте, пытаясь обороняться и обустраиваться. Мутантов и безумных сектантов-каннибалов сюда тоже не завезли. Это просто хроника выживания одной небольшой коммуны людей в экстремальных условиях, незатейливая и местами даже пресноватая. Зато в ней нет кучи абсолютно нереалистичных и бредовых допущений, коими так любят щеголять современные авторы. Не сказать, что прям все выписано крайне точно и реалистично, но желания прикладывать ладонь к лицу каждые пару страниц также не возникает. Книгу вполне можно прикладывать в качестве подорожника к истерзанному низкопробными выдумками уму, скажем если каким-то образом угораздило прочесть что-то из серии Метро 2033. Только не ждите буйства фантазии автора и неожиданных сюжетных поворотов, книга не об этом. Что для кого-то может и минус, но лично мне уже наскучили бесчисленные вариации на тему «Безумного Макса», иногда хочется и прочесть что-то такое, более ровное и приземленное.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дочитал только ради того, что это классика. Кстати к концу книга читается гораздо легче чем в начале... Может уже привык :)

В целом — книга переполнена лишним текстом. Кому-то это нравится (вроде как создает атмосферу), но как по мне, то 50% текста можно убрать и при этом книга только выиграет. После более современной литературы книга кажется вялой и, как бы это сказать, «сверхфантастической»: если фантастика заключается только во взрыве, а дальше постапакалипсис, то все, что посвящено выживанию должно быть реально, а тут постоянные подтасовки и рояли в кустах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну нельзя дома на коленке сделать патроны для армейского карабина; не будут люди мирно сидеть пол года, ничего не делать и слушаться деспота, если есть соседи — сбегут; где бандиты все это время брали продукты и как они перевозили амуницию; почему не было разведки и поиска ресурсов по другим близлежащим городам

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Классика постапокалипсиса.

Общее впечатление от книги: познавательно, заставляет задуматься о роли человека в судьбе планеты и о том, как эта роль может измениться всего лишь за несколько часов.

Книга написана прекрасным языком, в описании есть масса интересных деталей, которые создают вокруг читателя эффект присутствия и дают ему возможность пережить вместе с героями ключевые моменты становления нового мира.

Последовательно, логично выписано, как герои под умелым руководством потихоньку оправляются от пережитого кошмара, и вместе с этим пытаются вдохнуть жизнь в то, что их окружает.

Впрочем, несмотря на общую безысходность постапокалиптики, книга оставляет ощущение надежды. В сюжете прослеживается не только упрёк человечеству за свершённое, но и надежда на возрождение посредством того же человечества.

В повествовании довольно много времени уделяется быту и взаимоотношениям героев, в том числе и взаимоотношению полов. Социальная напряжённость, возникшая из-за ограниченного количества материальных благ, является главным лейтмотивом повествования. Что занятно, данная тема поднимается ещё до наступления катастрофы.

Отношения между мужчинами и женщинами описаны именно так, как могут быть описаны лишь во французском романе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Концовка книги хоть и печальна, но удивительно логична. Автор подчёркивает, что блага цивилизации, которыми мы пользуемся, не задумываясь, а потому зачастую откладываем что-либо на будущее, тоже могут исчезнуть. Будущее может быть разным. А отсутствие квалифицированной медицинской помощи и антибиотиков, которые стали привычными для современного человека, убивает вернее бандита с оружием в руках. Эмануэль, будучи бесспорным лидером, умным и хитрым, смог победить проблемы, возникшие в условиях атомной катастрофы, но ничего не мог противопоставить аппендициту.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту книгу, я как будто-бы оказался с главными героями в самом центре событий. Почему же произошел такой перенос из одной реальности в другую моего воображения? А потому что написано все с чувством, с толком, с расстановкой. Такого внимания к мелочам я не встречал ни у одного автора, внимания к нужным мелочам.

В век «быстрой» литературы, когда писатель бежит галопом по сюжету, тем более в жанре постапокалипсиса, «Мальвиль» Мерля растекается как густой горячий шоколад — медленно и сладко. И ведь действительно горячо! Автор доказал что минимум экшена совсем не вредит жанру.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Крайне познавательно(и что уж скрывать:очень интересно)было познакомиться с одим из фундаментальных романов в становлении жанра постапокалипсис.Повествование ведётся от лица типичного фермера французской глубинки:образованного,брутального,успешного и невероятно везучего,который в буквальном смысле в огне не горит и в воде не тонет,да и пули его не берут.

Автор большой акцент делает на социальной стороне вопроса,а именно:существование и взаимодействие групп людей после ядерной катастрофы.Постядером, подстать «Метро 2033» это вряд ли назовёшь, ввиду почти полного отсутствия отличитильных признаков,свойственных этому жанру.Главной бедой для французский фермеров-джентельменов на первых порах становится полное отсутствие женского внимания и ласки.Борются с этой проблемой они активно и находят идеальный вариант.Дальше—больше.Тем немение Мерль ставит перед нами очень острые вопросы и с героями не цацкается.Насквозь положительными их не назовёшь.

В общем,время проведённое за чтением этого романа, даром не прошло.И, помниете:всегда вовремя обращайтесь к врачу,а то вдруг конец света!!!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неспешная такая постапокалиптика. Жизнь крестьян после атомной войны и гибели человечества. Коровы, лошади, семена, пахота, библия по вечерам. Спокойная сельская жизнь. Простые житейские радости.

Правда, когда надо браться за оружие, они берутся за него без колебаний. Нет ни переговоров, ни жалости. Тот, кто крадет у тебя еду, пытается тебя убить.

Рассказ о людях, которые пережили гибель близких и смогли жить дальше. И защитить свою жизнь

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, мне понравилась. Предупреждаю вначале книга нудная и скучная, потом после взрыва сюжет медленно начинает раскачиваться. Далее и до конца романа автор неспешно и потихоньку будет нас знакомит с проблемами с которыми столкнуться мальвильцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это что это было? Взрыв? Если взрыв, то где радиация? Как жить? Что есть? Как продолжить род человеческий, если в живых остались одни мужчины и старуха? и так далее...
Мне кажется книгу эту надо читать уже в более поздним возрасте, после того как вы насытитесь Метро 2033, Сталкером, Fallout и прочими... Так как тут нет мутантов, разных мистических тварей, минимум перестрелок и драк. Мальвиль это роман, который открыл для меня жанр постапокалиптика с другой стороны, рекомендую.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сколько существует предсказаний о Судном дне, Апокалипсисе, Рагнароке — не счесть. И постапокалиптика была популярна всегда (из русских — серия Метро 2033; американский сериал Иерихон (CBS) фильмы Нити, Дорога (по книге К.Маккарти)и т.п. Как же — а вдруг кто то сумеет выжить?... Роберт Мерль написал « Малвиль» в 1972г., и взгляду современного читателя, избалованного куда более масштабными и пугающими последствиями, это очень заметно.

По сюжету : конец света случился. Горстка людей уцелела в замке Малвиль, прикрытом от взрывов уступом горы. Что это было — выжившие не знают. Выжившие выходят из подвалов после нескольких дней отсиживания и видят что мир, каким он был , прекратил существование : нет растений, нет воды, нет солнца, только марево в небе и пустыня вокруг.

По счастью в закромах замка спрятано много припасов для поддержки штанов пока ситуация не прояснится...

Далее следует история выживания и борьбы с голодом , жаждой, нуждой, и даже самими собой. Эмманюэль ведет всех к победе над бедами (так и хочется добавить какой нибудь героический марш). Полному счастью мешает два факта (не знаю как расставить по важности...) :

1. Столкновения с одичавшими и бандой под руководством сумасшедшего, похожего на фашиста, садиста Фулберта.

2. Малое количество женщин.

Вообще по книге достаточно свободные отношения между полами — «что естественно , то не безобразно» (?), а естественным для человека видимо представляются исполнение самых приятных инстинктивных желаний ( по... продолжить род- скажу так, и потом поспать, поесть).

Удивительно , что книга выдержала столь много переизданий (сама читала по совету «нужно знать классику постапокалиптики»...), и экранизацию 1980г. Не шедевр.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Второе в моей жизни доказательство — после «Дороги» Маккарти — того, что постапокалиптика может быть Литературой. Не «Сталкеры», «Метро» и прочие порождения российской книжной блевосферы, а — книгой. Просто когда ты поднимаешься из подвала своего замка, а наверху только что пронёсся огненный смерч, ты начинаешь выживать. Ты спасаешь едва живой скот, ты пытаешься возродить обожжённую землю, ты пашешь и пашешь, и твоя задача — не стрелять, а строить. И ты строишь, строишь, строишь свой замок, свой Мальвиль. Да.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх