FantLab ru

Артур Кларк «Девять миллиардов имён Бога»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
1397
Моя оценка:
-

подробнее

Девять миллиардов имён Бога

The Nine Billion Names of God

Другие названия: Девять миллиардов имён

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 206
Аннотация:

В одном из тибетских монастырей монахи собирают все имена Бога, используя для этого специально изобретенный алфавит. Но в один прекрасный день они решают купить компьютер, который проделает эту работу гораздо быстрее...

Входит в:

— условный цикл «The Science Fiction Hall of Fame»  >  антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— условный цикл «Science Fiction Shorts»  >  антологию «Thinking Machines», 1981 г.

— условный цикл «La Grande anthologie de la science-fiction»  >  антологию «Histoires de catastrophes», 1985 г.

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great SF Stories #15 (1953)», 1986 г.

— условный цикл «Созвездие Льва»  >  антологию «Созвездие Льва», 2015 г.

— антологию «Star Science Fiction Stories», 1953 г.

— антологию «Stories for Tomorrow», 1954 г.

— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.

— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.

— антологию «Apeman, Spaceman», 1968 г.

— антологию «One Hundred Years of Science Fiction», 1968 г.

— сборник «Of Time and Stars», 1972 г.

— антологию «Yesterday’s Tomorrows», 1982 г.

— антологию «R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age», 1984 г.

— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.

— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.

— антологию «Black Water 2: More Tales of the Fantastic», 1990 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.

— антологию «Звездные короли», 1991 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.

— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.

— сборник «From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis», 2003 г.

— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.

— журнал «Супер Триллер №10 (15)», 2003 г.

— антологию «The Sixth Science Fiction Megapack: 25 Modern & Classic Stories», 2013 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  6. Артур Кларк
1966 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Другое небо
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Конец детства
1991 г.
Фантастика. Книга 2
1991 г.
Остров Дельфинов. Большая глубина. Рассказы
1992 г.
По ту сторону неба
1998 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Антология мировой детской литературы. Том 3 (Е – К)
2003 г.
Утро магов
2005 г.
Девять миллиардов имен Бога
2010 г.
Колыбель на орбите
2013 г.

Периодика:

«Супер Триллер» №10 (15), 2003
2003 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Созвездие льва
2015 г.

Электронные издания:

The Sixth Science Fiction Megapack: 25 Modern & Classic Stories
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1953 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1954 г.
(английский)
Stories for Tomorrow
1955 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories
1961 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1967 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1968 г.
(английский)
One Hundred Years of Science Fiction
1968 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1970 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Vol. Two
1972 г.
(английский)
Apeman, Spaceman
1972 г.
(английский)
One Hundred Years of Science Fiction, Book Two
1972 г.
(английский)
Of Time and Stars
1972 г.
(английский)
Star Science Fiction Stories No. 1
1972 г.
(английский)
Of Time and Stars
1974 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1974 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
The Other Side of the Sky
1978 г.
(английский)
Spedizione di soccorso
1978 г.
(итальянский)
Apeman, Spaceman
1979 г.
(английский)
Thinking Machines
1981 г.
(английский)
Of Time and Stars
1981 г.
(английский)
Yesterday's Tomorrows
1982 г.
(английский)
R-A-M: Random Access Messages of the Computer Age
1984 г.
(английский)
Microworlds: Tales of the Computer Age
1985 г.
(английский)
Histoires de catastrophes
1985 г.
(французский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 15 (1953)
1986 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1987 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 15
1987 г.
(итальянский)
Black Water 2: More Tales of the Fantastic
1991 г.
(английский)
A Century of Science Fiction: 1950-1959
1997 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis
2005 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Немного необычный рассказ для творчества Кларка. Обычно в своих произведениях автор превозносит технологии, ставя их чуть ли не на место религии. Технологии двигают прогресс и человечество в своём развитии и сулят светлое и справедливое будущее, в частности покорение космоса. Здесь же мы видим обратную картину, изображённую очень схематично. С некоторыми оговорками можно провести параллель с рассказом «Внутренние огни», где новое изобретение тоже привело к печальным последствиям, но идеи и настрой этих произведений слишком уж несхожи.

В целом рассказ не произвёл ожидаемого эффекта, как-то слишком буднично наступил «конец света» (наступил ли?), и при всём моём глубоком уважении к Кларку я не понимаю ажиотажа вокруг данного произведения. Всё-таки похоже, что автор не был серьёзен при его создании, написав его в неком иронично-пародийном стиле.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то двоякое чувство по прочтении...

С одной стороны, умилила сама идея тибетских монахов обратиться за помощью вычислительной машины. Вот считали они, считали. Писали, перебирали варианты. Триста лет прошло, сменялись поколения, высшая цель передавалась потомкам, но тут один старик (так его автор называет), видимо, решил на своем веку захватить исторический момент, потому ускорил события по переписи имен Бога.

С другой стороны, возникло ощущение, что основная мысль рассказа прошла мимо меня, Потому что я не смогла в полной мере оценить значимость этого произведения. Столько восторженных отзывов, что я даже неловко себя чувствую. Для меня — это просто одна из вариаций, объясняющих возможную причину наступления конца света. Тихо, обыденно гасли звезды, потому что кто-то сильно умный решил усовершенствовать механизм переписи и вместо пятнадцати тысяч лет подарил человечеству всего 100 дней. От щедроты душевной, наверное ))

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной рассказ о конце света по совершенно надуманной причине. Тибетские монахи заказывают компьютер, который должен перебрать все буквосочетания определённой длины, найти среди них удовлетворяющие заданным критериям и таким образом перечислить все имена какого-то бога. Если всё это сделать то наступит конец света и вселенная исчезнет. Этот рассказ можно было бы воспринимать просто как посредственный если бы автор не взял за основу тибетский буддизм о котором он не знает совершенно ничего. Он даже не открыл справочник или словарь чтобы прочитать короткое описание тибетского буддизма. По моему это откровенное неуважение к читателям. Дело в том что в буддизме вообще нет богов, и понятие конца света полностью противоречит самой основе буддизма, который основан на бесконечном вращении колеса перерождений.

Оценка: 1
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поступил заказ поставить автоматическую счетную машину для тибетского монастыря. Монахи уверены, что когда перепишут все имена Бога, а этих имен, по их подсчетам, что-то около девяти миллиардов,- осуществится божественное предначертание. Согласно которому род человеческий завершит свой путь. Ученый Доктор Вагнер до последнего момента думал, что это всего лишь суеверия.

Удивительный рассказ. Действие в нем отсутствует в принципе. Персонажи — едва намечены. Но при этом история запоминается и заставляет задуматься. И исполнители были предупреждены и результат выполненной работы был известен, а все таки Мы еще не готовы.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, что у Артура Кларка два незабываемых призведения — этот рассказ и «Из контрразведки». Как я понимаю, речь здесь не идёт об ответственности исследователя, он просто пошёл на выгодную работу и до последней минуты не верил в свершение пророчества, как и каждый нереригиозный человек, будь он на его месте. Безответственны как раз монахи, не спросившие других, хотят ли они такого конца света. И вот же, однако, что даёт техника на службе религии.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ произвел на меня противоречивое впечатление.

С одной стороны, произведение обладает оригинальной сюжетной идеей, написано увлекательно, читается легко, и при этом имеет превосходно компактный размер. Все характеристики из числа моих наиболее высоко ценимых.

С другой стороны… мне было трудно воспринять рассказ по причине использования в нем буддизма, и не просто как антуража, а как ключевого конструктивного элемента. Но «Бог» в буддизме вызывает у меня сильное сомнение; буддизм в принципе не теистическая религия (если уж называть его религией, что тоже небесспорно). Те параллели с богами теистических религий, которые можно найти в восприятии Будды некоторыми буддистскими школами, на мой взгляд, не дают оснований говорить о том, что [цитата] «они верят, что когда перепишут все имена бога, а этих имен, по их подсчетам, что–то около девяти миллиардов, – осуществится божественное предначертание. Род человеческий завершит то, ради чего был сотворен, и можно будет поставить точку». Все это никак не соответствует принципам буддистского учения, в котором нет и не может быть никакого предначертания человеческого рода (к тому же буддизм вообще не оперирует с таким понятием, как «человеческий род»).

По-моему, было бы логичнее применить идею о переборе всех имен бога на другой почве — например, каббале или каких-то европейских мистических концепциях.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из шедевров Мировой Фантастики и, наверное, одно из лучших произведений в творчестве Артура Кларка. И, кстати, отличный пример того, как НАДО писать фантастические рассказы: очень просто, очень кратко и... поразительно эффектно. Финал рассказа просто ошеломляет, в него не сразу веришь, а поверив, испытываешь чувство сродни «морозу по коже». И только потом осознаешь, каким же красивым получился этот рассказ у автора.

К сожалению, нынешним просвещенным любителям фантастики вряд ли получится испытать те же чувства — слишком много фантастов после того 1953 года успели «потоптаться» на этой идее и читатель к финалу рассказа скорее всего уже «подготовлен». Но в 60-х, когда рассказ впервые был опубликован в нашей стране, этот финал был шоком. И это при том, что возможно Артур Кларк и сам не сознавал, что написал — просто решил пошутить, а получилось что-то гораздо более значительное, гораздо более впечатляющее, гораздо более серьезное....

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная мысль порой мелькает в творчестве Артура Кларка – развитие технологий либо сделает нас богами, либо уничтожит. Этот рассказ относится ко второму варианту развития событий. И пусть причина местного апокалипсиса немного наивна, он всё же заставляет задуматься.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот короткий рассказ, наверное, один из самых известных малых произведений Кларка. Как минимум у меня на слуху он был довольно давно. И вот, наконец, я его прочитал…

Для меня это тот самый случай, когда рассказ короток, прост, без диких поворотов, неожиданной концовки и вычурного языка, но при этом – при этом! – очень приятный. Удивительно приятный! Тот случай, когда он просто здорово написан и оттого и интересен и увлекателен. Написан здорово, и в то же время просто – простым, но очень точным живым языком. Вот это уже то, что я называю «магией простых слов», когда не нужно чего-то сверх-, чтобы текст выходил классным. И в то же время это действительно магия – кажется просто, но поди так напиши. И это тот случай – когда из незатейливой истории получается нечто очень приятное. В таком произведении даже хочется усмотреть что-то, какую-то глубину. И, знаете, она появляется. Рассказ превращается в некую притчу о вмешательство технологий в человеческую жизнь. Призванные облегчить труд, сократить его, эти технологии вполне способны приблизить конец света – вот что видеться в его глубине. Если это не иллюзия, и есть она, та глубина…

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ хороший, если не взвешивать его на весах логики. А вот если взвесить...

Согласитесь, что ставить судьбу человечества в зависимости от решения чисто технической задачи совершенно нелепо. Ведь если наша цивилизация выполнила свое предназначение, то бог должен уничтожить ее без самозваных помощников. Если же еще не выполнила, то бог не тронет ее, даже если бы все его имена перечислили не один, а девять миллиардов раз!

Тем не менее ставлю высокую оценку — за оригинальную идею. Это большая редкость.

Оценка: 8
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Раньше мир был другим, и литература была другой, и фантастика, естественно, тоже. Поэтому старые произведения так часто кажутся странными и наивными одновременно. Этот рассказ странный и наивный, и ещё у него пробирающая концовка.

Сейчас бы такого не написали — потому что у каждого второго наркомана ноутбук, планшет и четыре телефона. И холодильник с выходом в интернет. А тогда шёл пятьдесят третий год. Моих родителей ещё не было в проекте, а персональный компьютер был чем-то вроде помазанника божия.

К высоким технологиям относились серьёзно, в них натуральным образом верили. «Битва» Шекли оттуда же — от осознания науки как источника божественных возможностей и божественных последствий. Только если у Роберта прослеживалась авторская позиция, то Артур дальше идеи не идёт — толкуйте сами, соразмерно личной испорченности.

Сейчас мысль о том, что верхом на пк можно прокатиться по путям господним, даже как аллегория воспринимается с трудом. Слишком она чужда современному быту. Вот и начинаешь поневоле видеть чёрти что между строчек — кое-кто вон даже насмешку над религией углядел.

А потом рассказ подходит к концу и на спине одна за другой разгораются мурашки. Вместо звёзд из последней фразы. В груди теснится странное, наивное и пробирающее чувство, а рука уже сама тянется к бутылочке пива «Убик».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Религиозно-философский рассказ Кларка, я бы сказал, о цели прогресса. Если у мира, у человечества есть цель, то разум, цивилизация и технический прогресс должны (это логично) способствовать выполнению этой цели. Ну так они и поспособствовали.

Неприятие инженерами (и большинством людей, я думаю) своей судьбы мною было прочитано скорее как отрицательная черта, как суета и стремление к мелкому.

Монахи же выглядят в рассказе мудрецами, стоящими над мирскими заботами, видящими цель и т.п.

Кларк, как мне показалось, не осуждает никого и не встаёт на чью-либо сторону, поэтому рассказ, конечно, можно прочитать и по-другому.

Образы вполне запоминающиеся, так что будет о чём поразмышлять на досуге.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читаю отзывы и удивляюсь. Исследователи выполнили ту самую задачу, ради которой предполагаемый Бог создал человечество. И, в полном соответствии с божественным замыслом, человечество исчезло, выполнив свою задачу. А виноваты почему-то исследователи.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю это рассказ не о религии и не о философии. Это повествование о технологиях. Не зря в нём так много вниманя уделяется разговору о том, как этот пресловутый счётный компьютер будет работать. Если б не чудо-техника мир бы ещё существовал и существовал. Это сколько поколений прошло б, пока все 9 миллиардиков сосчитали б... Кларк очень тонко и ненавязчиво подводит читателя к мысли о том, что именно знания и технологический прогресс погубит Землю. Чем большими знаниями обладает человек, тем больше проблем он имеет. Вмешательство в естественный ход развития природы — это путь в бездну.С этим можно спорить, но именно это хотел сказать Кларк.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как известно, Артур Кларк — автор чисто научной фантастики, и вдруг пишет рассказ, который, вроде бы, мистический и религиозный. Но если немного подумать, становится понятно, что это антирелигиозный и антимистический рассказ. И что он очень близок по духу рассказу Азимова «Приход ночи». Декорации почти те же — звёздное небо над головой и предсказание религиозных деятелей о конце света. Только у Азимова звёзды появляются, а у Кларка гаснут. И там, и там — цивилизация против религии. И там, и там — показано как глас разума и глас науки проигрывает религии. Но вот на самом ли деле это проигрыш?

Один из самых сильных ходов в споре бывает согласие с утверждением оппонента — с тем, чтобы далее, опираясь на это утверждение, получить абсурдные выводы. Настолько абсурдные, что они, очевидно, неверны, и потому не оставляют камня на камне от доводов оппонента.

Готов ли кто-либо из читателей поверить в то, что мир создан богом для столь абсурдной цели как узнать все свои возможные имена? Насколько нелеп и жалок такой бог! Насколько наука и техника превосходит «восточную мудрость», заключающуюся в многовековом перечислении «имён бога». Ну, быстренько перебрал компьютер все имена. И что? Мироздание должно прекратить существование?

Кларк высмеивает нелепые древние мифы необразованных тёмных людей о конце света и о не менее тёмном и необразованном боге. Но одновременно предостерегает: а что, если вовсе не человек является венцом творения? И если вы считаете, что бог есть, и пути его непостижимы — почему вы считаете, что можете предсказать его действия? Верите — получите по своей вере!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх