fantlab ru

Артур Кларк «Звезда»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.12
Оценок:
730
Моя оценка:
-

подробнее

Звезда

The Star

Другие названия: Star of Bethlehem

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 137
Аннотация:

Космолет, среди экипажа которого есть учёный-католик, отправляется в далекий путь к взорвавшейся сверхновой звезде. Что скрывают в себе останки погибшей века назад сверхновой? Какие промыслы божьи в ней присутствуют и какие неизведанные нами смыслы?

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «По ту сторону неба», 1958 г.

— антологию «The Hugo Winners», 1962 г.

— антологию «Best SF Five», 1963 г.

— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.

— антологию «Science Fiction for People Who Hate Science Fiction», 1966 г.

— сборник «The Nine Billion Names of God», 1967 г.

— антологию «Infinity One», 1970 г.

— антологию «Modern Science Fiction», 1974 г.

— антологию «Decade: the 1950s», 1976 г.

— антологию «To Follow a Star», 1977 г.

— антологию «Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories», 1979 г.

— антологию «Histoires divines», 1983 г.

— антологию «Peter Davison's Book of Alien Planets», 1983 г.

— антологию «Piknik a senkiföldjén», 1984 г.

— антологию «The Twelve Frights of Christmas», 1986 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 17 (1955)», 1988 г.

— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.

— антологию «New Stories from the Twilight Zone», 1991 г.

— антологию «Заповедник гоблинов», 1991 г.

— антологию «Коса», 1991 г.

— антологию «Christmas Stars», 1992 г.

— антологию «The Super Hugos», 1992 г.

— антологию «Нулевой потенциал», 1993 г.

— антологию «The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF», 1994 г.

— антологию «1938-1957, l'âge d'or», 2000 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 2», 2000 г.

— сборник «Колыбель на орбите», 2000 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— сборник «From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis», 2003 г.

— антологию «Galileo's Children: Tales of Science vs. Superstition», 2005 г.

— антологию «The Big Book of Science Fiction», 2016 г.

— антологию «Ноябрьский фантастический марафон 2018», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Рассказ

Похожие произведения:

 

 


Лунная пыль
1965 г.
Лунная пыль
1966 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Другое небо
1990 г.
Заповедник гоблинов
1991 г.
Коса
1991 г.
Остров Дельфинов. Большая глубина. Рассказы
1992 г.
Нулевой потенциал
1993 г.
По ту сторону неба
1998 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Колыбель на орбите
2010 г.
Колыбель на орбите
2013 г.
Спасательный отряд
2020 г.

Аудиокниги:

Ноябрьский фантастический марафон 2018
2018 г.

Издания на иностранных языках:

From the Ocean, From the Stars
1961 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1962 г.
(английский)
The Hugo Winners
1962 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1963 г.
(английский)
Best SF 5
1963 г.
(английский)
The Hugo Winners
1964 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1966 г.
(английский)
Science Fiction for People Who Hate Science Fiction
1966 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1967 г.
(английский)
Science Fiction for People Who Hate Science Fiction
1968 г.
(английский)
Infinity One
1970 г.
(английский)
Best SF Five
1971 г.
(английский)
A Century of Science Fiction
1972 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1974 г.
(английский)
 I premi Hugo: Volume 1º: 1955-1961
1974 г.
(итальянский)
The Nine Billion Names of God
1974 г.
(английский)
Modern Science Fiction
1976 г.
(английский)
Decade the 1950s
1977 г.
(английский)
To Follow a Star
1977 г.
(английский)
The Other Side of the Sky
1978 г.
(английский)
Decade: The 1950s
1978 г.
(английский)
Spedizione di soccorso
1978 г.
(итальянский)
Fantastic Worlds: Myths, Tales, and Stories
1979 г.
(английский)
Das Forschungsteam
1982 г.
(немецкий)
Peter Davison's Book of Alien Planets
1983 г.
(английский)
Histoires divines
1983 г.
(французский)
Piknik a senkiföldjén
1984 г.
(венгерский)
The Twelve Frights of Christmas
1986 г.
(английский)
The Nine Billion Names of God
1987 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 17
1988 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 17 (1955)
1988 г.
(английский)
New Stories from the Twilight Zone
1991 г.
(английский)
Unheilige Nacht
1992 г.
(немецкий)
The Super Hugos
1992 г.
(английский)
New Stories from the Twilight Zone
1992 г.
(английский)
Christmas Stars
1992 г.
(английский)
New Stories from the Twilight Zone
1993 г.
(английский)
I premi Hugo 1955-1962
1993 г.
(итальянский)
The Ascent of Wonder: The Evolution of Hard SF
1994 г.
(английский)
The New Twilight Zone
1997 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 17
1999 г.
(итальянский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2000 г.
(английский)
1938-1957, l'âge d'or
2000 г.
(французский)
The SFWA Grand Masters, Volume 2
2001 г.
(английский)
Christmas Stars
2004 г.
(английский)
From Narnia to a Space Odyssey: The War of Ideas Between Arthur C. Clarke and C.S. Lewis
2005 г.
(английский)
Galileo's Children: Tales Of Science vs. Superstition
2005 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 17
2012 г.
(итальянский)
The Big Book of Science Fiction
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Can you believe God makes you breathe? Why did he lose six million Jews?» (Greg Lake)

Антирелигиозное произведение? Но рассказ не может опровергнуть существование Бога, это вообще не возможно сделать логически. Он доказывает что не существует высшей справедливости? Если только в нашем понимании. Да и Вторая мировая сделала это гораздо ощутимее. Нет, мне кажется, здесь речь несколько о другом.

Речь о человеке, внутренний мир которого под давлением увиденного перевернулся с ног на голову, и он пытается как-то с этим справиться. В отличии от большинства описываемых в НФ священников, этот иезуит очень адекватный. (Если кого-то удивляет иезуит-астрофизик, то советую детальнее ознакомится с историей ордена и именами ученых, которые вышли оттуда). И это даже не конфликт между верой и наукой как таковой. Это конфликт между тем, во что ОН хочет верить и тем, что он видит. Ведь на самом деле ситуация никак не опровергает христианских догм. «Пути Господни неисповедимы». Думать, что мы знаем замысел Творца — грех гордыни. Но приходит момент, когда перед главным героем стоит проблема — отказаться от веры вовсе или принять и это творение как Божье... И чем сильнее вера, тем сложнее этот конфликт. И Кларк очень сильно передает душевное состояние священника. В сущности, подобное происходит с каждым из нас, когда суровая реальность опровергает какие-то наши светлые иллюзии.

Если у Вселенной есть Творец, то он не может руководcтвоваться нашей логикой и нашими понятиями о справедливости. Он видит всю целостность, а мы лишь маленькая ее часть. Это опять очень чувствуется в рассказе — насколько мы ничтожны по сравнению с просторами Вселенной.

И еще есть две детали, которые почему-то выпадают из внимания большинства читавших. Первое, это название Туманность Феникса. Оно слишком символично, чтобы быть случайным. Трагедия случилась 3 тыс. лет до н. е., на заре человеческой культуры. Увидели сверхновую в очень решающий момент, она послужила путеводной звездой перерождения человечества, как бы его не оценивали.

Вторая деталь — это фраза «We have examined many of these records, and brought to life for the first time in six thousand years the warmth and beauty of a civilization that in many ways must have been superior to our own. Perhaps they only showed us the best, and one can hardly blame them.» (Мы ознакомились со многими из их записей, и впервые за шесть тысяч лет возвратили на свет тепло и красоту цивилизации, которая, должно быть, во многом превосходила нашу. Возможно, они показали нам только лучшее, и вряд ли можно их за это винить.) Так вот, если бы мы знали, что нас ждет конец, и решили что-то оставить после себя для возможных космических странников, что бы мы оставили? Ядерную боеголовку? Военные хроники? Томики сочинений Ленина? Вряд ли. Наверняка мы бы выбрали все, что показало бы нас с самой лучшей стороны. Каждый из нас так и делает при знакомстве, да и каждый хочет, чтобы после смерти о нем помнили только хорошее. Поэтому расцвет и превосходство этой цивилизации — это только то, что видит священник. И во что он верит, потому что хочет верить. О темной стороне мы ничего уже не узнаем.

Поэтому в целом финал завершает какую-то очень большую и символическую картину, суть которой мы вряд ли сможем когда-нибудь понять. Это такой легкий намек на взаимосвязь некоторых событий, но суть этой связи остается за гранью человеческого понимания (собственно, для этого она наверняка здесь и есть — чтобы показать нам, что есть вещи, которые просто не под силу нашему уму). А верить ли в какое-то высшее предназначение или воспринимать все материалистически — это уже личный выбор каждого.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, тридцать лет назад, будучи человеком почти верующим, прочитав «Звезду», я решила: это — однозначно атеистическое произведение. Но теперь, спустя годы, и будучи стойким атеистом, я восхищаюсь той глубиной мыслей и многогранностью проблем, которые Кларк смог поднять всего лишь на нескольких страницах текста.

Это даже не рассказ в общем понимании. Скорее короткий монолог, начинающийся в середине истории. Монолог человека, мир которого, еще вчера такой ясный и понятный, неожиданно закачался под давлением фактов и обстоятельств, и теперь его переполняют обида и горечь.

Герой то обращается к своему далекому другу за поддержкой или со словами упрека, то вспоминает своих товарищей — ученых и споры с ними, то возвращается к происшедшему. И обращение к Богу — страстная, но безответная молитва — услышь меня, я растерян и страдаю, поддержи меня в трудный час!

И это рассказ не о крушении Веры, а о ее Испытании. Любой Веры, любого человека. Неважно верит он в Бога, инопланетян или собственную силу воли, в родных и близких, друзей или демократию. Настанет момент и надо будет решить: веришь ли ты, отдавая дань привычке, традиции, обществу или моде, или те ценности и идеалы, которые лежат в основе твоей Веры — истинные, составляющие смысл твоей жизни.

И это внутреннее сражение — только твое личное, без помощи и советов. Недаром фоном в рассказе — холодный и равнодушный космос. /«Вот она, Вселенная, нет ей ни конца, ни края, и, возможно, что-то ее сотворило. Но как вы можете верить, будто этому «что-то» есть дело до нас и до нашего маленького мирка»./

Справится ли герой с терзающими его сомнениями, обретет ли вновь твердую почву в жизни, остается для нас неизвестным. Здесь важны не ответы, а вопросы. Но есть в рассказе два обнадеживающих символа: Звезда, которая во многих культурах олицетворяет надежду, и Феникс — символ возрождения для всех проходящих через страх и боль. Каким станет герой, пройдя через огонь сомнения, мы не узнаем, но прежним ему уже никогда не бывать.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно мощный рассказ о разделении человеческой души. Верующий должен верить не обращая внимания на все причинно-следственные связи. Ученый должен сопоставлять разные события и делать соответствующие выводы. Но верующий ученый...

Забавно, но люди забыли что слово вера означает просто веру без вопросов, а потому каждое действие Бога и его сына уже давно обьяснено и интерпретировано. Он так сделал потому что и т. д.

Но иногда перед религией встает конфликт нового типа, еще не практиковавшийся ранее (массовое использование контрацептивов, например). И в тот момент пока еще не выработается отношение к этому конфликту, его обьянение будет видно кто же по-настоящему верит, а кто привык к доказательствам.

Главный герой ученый и одновременно священник обнаруживает именно такой конфликт.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ гениальный! Гениально богохульный. Но только последовательному и думающему атеисту, как Кларк, может такое удаться. После прочтения у меня, как верующего, волна возмущения! Но как он это делает!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?»

Владимир Маяковский

Каждому автору, не только знаменитому или великому, но и вполне среднему, хоть раз в жизни да задавали вопрос — где он берёт сюжеты. Ответы, как правило, самые разные, но многие просто улыбаются — спросили бы ещё, как вы дышите? «Звезда» сэра Артура Кларка блистательный пример того, как выловить потрясающую мысль в том, о чём размышляли на протяжении веков тысячи и тысячи мудрецов и увидеть сюжет в том, на что миллиарды людей ежедневно смотрят уже многие тысячи лет. Это ли не признак огромного таланта писателя?

И да, этот рассказ способен задеть чувства религиозных людей. Более того, рискну предположить, что такой убеждённый и непримиримый атеист, как Артур Кларк не мог этого не понимать и писал именно так абсолютно намеренно. Впрочем, вряд ли рассказ оскорбит того, кто в своём общении с Богом ограничивается короткой самодельной молитвой на подобии: «Господи, защити всех тех, кто мне дорог». А вот те, кого принято называть людьми глубоко религиозными, могут отреагировать по-разному. Как говорится, есть варианты — молчание укоризненное или презрительное, вздёрнутый нос, кроткая улыбка, подразумевающая собой пресловутое «прости им ибо не ведают что творят» или даже поток яростной площадной брани и сжатые кулаки. И ничего в этом удивительного — уже две тысячи лет христиане реагируют на подобные хлёсткие пощёчины (или увесистые затрещины, это как угодно) именно так — некоторые подставляют вторую щёку, но немало и таких, что хватаются за меч.

Не только вышеперечисленным дорог для меня этот рассказ. Прекрасен он и тем, что спустя века или тысячелетия наши потомки могут вполне могут установить, что фантастического в этой поразительной истории нет даже на медный грош. А именно — тогда когда они достигнут не то созвездия Ориона, не то беты Козерога, где по прикидкам астрономов должна находиться Вифлиемская звезда.

Upd: В ответ на некоторые упрёки (недоумение) в последующих за моим отзывах, должен заметить, что я не вывожу логического заключения об атеизме автора, но! Достоверно известно, что сэр Артур был непримиримым, активным атеистом, о чём он сам неоднократно заявлял публично в устной форме, равно как и письменно.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шедевр!.

»...Некогда я полагал, что космос над верой не властен; точно так же я полагал, что небеса олицетворяют великолепие творений господних. Теперь я ближе познакомился с этим олицетворением, и моя вера, увы, поколебалась. Я знаю, что ответят мои коллеги на Земле. Вселенная, скажут они, не подчинена разумной цели и порядку, каждый год в нашей Галактике взрываются сотни солнц, и где-то в пучинах космоса в этот самый миг гибнет чья-то цивилизация. Творил ли род добро или зло за время своего существования, это не повлияет на его судьбу: Божественного правосудия нет, потому, что нет Бога.

Говорящий, так, руководствуется чувствами, не рассудком. Бог не обязан оправдывать перед человеком свои деяния. Тяжко видеть, как целые миры и народы гибнут в печи огненной, но я и это мог бы понять. Однако есть предел, за которым начинает колебаться даже самая глубокая вера, и, глядя на лежащие передо мной расчеты, я чувствую, что достиг этого предела...»

Главным персонажем рассказа мог быть только священнослужитель. Полностью соглашаюсь с его умозаключениями.

Но что есть вера?. Во что людям следует верить?. В то, что люди пережили тысячи лет назад и записали, или в то, что люди, пришедшие за ними, дописали, руководствуясь своими домыслами и фантазией?. Но с точки зрения здравой логики, все религии не могут быть правы. Какие-то должны вести по неверному пути.

Одни говорят, что Бог- это чистая физика + математика, что космос обитаем и даже густо населен, что живем мы с вами на «водородной бомбе»(Владимир Николаевич Ларин «Гипотеза изначально гидридной Земли») под названием Земля. Как долго мы будем прозябать в неведении, и в чем вообще ПРАВДА?. Материализм, возразите Вы. Но кто Вас за это упрекнет.

»....Так нужно ли было именно этот народ предавать огню лишь за тем, что бы символ его бренности сиял над Вифлеемом?».

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это несомненно шедевр. Прочитав его я задумался и очень сильно. Я верующий человек, но у меня тоже возникает очень много вопросов. Мне не всегда понятны действия нашего бога. И пусть попы кричат что это не моего ума дело. Что мне не дано уразуметь промысел божий, тогда зачем он дал мне разум? И мне хочется получить ответы на свои вопросы. Иногда мне кажется что наш бог это растущий ребенок. Которому подарили игрушку- наш мир. И он резвится и играет. То в дочки матери, то в войнушку. У него есть любимчики. А когда его папа с мамой накажут он разозлится и что нибудь сломает в игрушке. Создает, создает цивилизацию, всё надоело и как любой ребенок взял и всё разобрал... А как же мы?

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатляющий рассказ. Как человек науки, Кларк был свободен от правил и догм религии, не скован страхом перед высшими силами. Ни один верующий, мне кажется, не осмелился бы написать подобное, не смог бы так далеко зайти, да и не захотел бы. Поэтому их реакция на этот рассказ понятна и закономерна (если, конечно, они его поняли). Но чего именно автор хотел этим добиться? Взволновать верующих читателей? Верил, что подобное действительно могло иметь место в истории? Или проверял, не ударит ли молния с небес прямо ему в окно?

Не знаю сколько здесь истины и выяснять не собираюсь. Для меня это просто очень красивый рассказ, поэзия науки, картина борьбы веры и отречения.

Наверняка запомню его навсегда.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После 24 отзывов уважаемых лаборантов, написать что-либо о небольшом рассказе Артура Кларка довольно затруднительно... Но всё-таки очень хочется! =))) Именно из-за этих самых отзывов и хочется, больно уж впечатления у прочитавших разнообразные! Я сам в жизни несколько раз подсовывал «Звезду» читающим знакомым, так вот КАЖДЫЙ понял этот рассказ по-своему. Это ли не лучшая реклама рассказа? «Звезда» действительно заставляет задуматься. О нашем месте во Вселенной, о нашей цели в жизни, о нашей вере в сверхъестественное и о нашем неверии, о универсальных законах, которые управляют мирозданием...

И всё это — буквально на нескольких страницах. Одним словом — к прочтению обязательно. Одним словом — Мастер. Рассказ — из числа произведений, которые делают фантастику Литературой.

P.S. Только, ПОЖАЛУЙСТА, уберите с сайта спойлерную аннотацию — не обламывайте людям кайф от первого прочтения!!!

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастические рассказы должны быть с легким привкусом О'Генри, эдаким фабульным перевертышем, когда финальная фраза либо все переворачивает с ног на голову либо наоборот расставляет все по своим местам раскрывая глаза на описываемые события.«Звезда»-классика подобной формы вполне соответствующая классическим канонам повествования,плюс уход от «чертежно-цифровой « (ака «твердая НФ») сай-фай в сторону религиозных поисков и» проклятых вопросов».Как и всегда талант Кларка -без сомнений налицо.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ хоть и маленький, но с весьма взрывоопасной начинкой. Получается, что бог либо хладнокровный, безразличный ко всему тиран, либо его нет вообще. Впрочем, вселенная тоже абсолютно бесстрастна и равнодушна.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кларк поднимает вопрос, который вызывает массу споров, полемик и бесед на протяжении всей истории человечества. Это вопрос веры и религии.

Глядя на предыдущие отзывы, я, честно говоря, удивился, что большинство людей, в контексте самого рассказа, считают Кларка атеистом. Отнюдь. Когда дело касается космоса, то, глядя на траектории движения планет, спутников и многих других фактов, вера в Высший разум только укрепляется, ибо в космосе все подчинено строгим закономерностям. Буквально, второе предложение в рассказе есть вопрос, на который герой Кларка пытается найти ответ.

«Некогда я полагал, что космос над верой не властен; точно так же я полагал, что небеса олицетворяют великолепие творений господних.»

И вера именно в это поколебалась, так как в туманности Феникса экспедицией были обнаружены останки когда-то великой цивилизации, превосходящей земную. Оказалось, что жизнь существует и далеко за пределами небосвода.

«Однако есть предел, за которым начинает колебаться даже самая глубокая вера». В то же время есть предел, за которым шатаются самые крепкие основы атеизма. Герой рассказа Кларка – член ордена Иезуитов, верный сторонник христианства. Но именно путешествие в космос изменило взгляд и на веру, и на религию, навязанную человечеству, а с ним и на иезуитский орден, как продукт этой религии. Главный герой начинает верить в Бога, как высшую силу и вселенский разум. Последнее предложение об этом свидетельствует, так как герой, в итоге, обращается к всевышнему, спрашивает, так как не понимает до конца, зачем была уничтожена планета из туманности Феникса. Герой надеется, что это сделано всевышним не для того лишь, чтобы только на Земле это расценили как знамение и использовали этот знак (Вифлиемская звезда) для создания новой религии. Собственно, мнения ученых до сих пор разделяются относительно того, чем же все-таки являлась звезда Вифлиема: кометой, соединением Сатурна и Юпитера, либо же новой звездой. Исторически – это недоказанный факт.

Но есть мысли автора, которые для меня стали куда более важными. Герой от лица автора словно увидел нижнюю часть айсберга, понял, что мировой разум не сконцентрирован лишь только на Земле, объекте, который по сравнению со многими другими кажется маленькой крошкой на обеденном столе на тысячу персон. Вера в Бога, как высший разум, куда глубже, нежели вера в определенную символику и ритуалы.. Я уверен, что Земля существует и будет существовать до тех пор, пока человек верит. Верит не в то, что было навязано, а в то, во что наши предки верили испокон. Это все практически забыто, но есть не искоренено. Может кому-то показаться бредом, но я считаю, что большая часть дат апокалипсиса, особенно января 2013 года, была правдива, и решающая роль в том, что апокалипсис не состоялся, принадлежит человечеству. Не все настолько плохо. Человек еще способен верить и я надеюсь все же на духовное возрождение нашего народа, которое предрекали много лет назад. Всевышний разум удивительно безпристрастен и справедлив. То, что заслужено, то получено – идеальный закон. И там, где прославляется смерть, войны, хитрость, ложь и обман, сложно найти жизнь. Но человеческая доброта еще существует и пока она будет в людях, выстаивая под гнетом повседневных злыдней, до тех пор Земля будет существовать. «Аз, бога ведая, глаголет – добро есть жизнь…», думаю, каждый понимает, чья эта азбука, как основа народа.

Собственно, то самое лучшее, что оставили после себя жители далекой планеты – завещание, возможно, то, к чему нужно стремиться. Единственное, что настораживает – слова цивилизация и города. Мы все время говорим – погибшая цивилизация, забытая цивилизация, исчезнувшая цивилизация. Так стоит ли к тому стремиться, чтобы и про нас говорили, как о некогда могущественной, но погибшей цивилизации. Куда ведет нас маяк под названием цивилизации? Очень интересное мнение относительно цивилизации произносит великан, последний из своего рода в произведении Вагнера «Закат двух солнц». Да и в «Американских Богах» Геймана описано, как старые глубокие культурные верования народов замещаются верой в новых цивилизованных богов: автострады, кредитной карты и т.д., верой в ту материальность, что приносят с собой большие города и стремительный технический прогресс, что вытесняет духовность в каждом человеке. Цивилизация падет, а человек, привязанный лишь к материальным ценностям, не увидит смысла для дальнейшей жизни, если у него не окажется под рукой пультов от быттехники или пластиковой карточки. Поэтому духовное развитие – это спасение.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень глубокая и трагическая история. Хотелось бы получить ТАКОЕ доказательство существования Бога? Люди, по-разному относящиеся к религии, получат очень разные впечатления. Кстати, я как раз человек неверующий, что меня весьма обрадовало после прочтения этого рассказа. Представляю себе чувства главного героя... Все равно что узнать, что родный папа в молодости кого-то убил или искалечил. Намеренно.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Красивый и грустный рассказ описывает посещение в XXVI веке туманности Феникс космическим кораблём с Земли. Экспедиция изучает причины и следствия случившейся шесть тысяч лет назад крупной катастрофы — взрыва сверхновой звезды, находит на единственной сохранившейся дальней планете собрание артефактов погибшей цивилизации, которая подозрительно напоминает земную. Немного странно, что эта цивилизация показалась исследователям более развитой, чем человеческая, но не освоила межзвёздные перелёты. Не думаю, что вера главного героя в итоге сильно поколебалась, просто у него появились вопросы и душевные терзания, которые всегда были присущи всем людям, особенно верующим. Верующие и неверующие останутся при своём мнении, так как объяснить и интерпретировать произошедшую катастрофу можно по-разному.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

пусть и короткий, но очень мощный, серьёзный рассказ о том, как спадают шоры устоявшегося мировоззрения и человек начинает критически смотреть на то, что казалось незыблемым. и как всегда Кларк в своей манере открывает занавес в самом конце, что ж, очень неплохой ход в этот раз, по-моему. И пусть может всё не так просто с этой цивилизацией, ведь в склепе вероятно собрано только лучшее от неё, но как-то грустно становится от того, что движение разума может вот так бесславно остановиться, погибнуть в пламени умирающей звезды.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх