Джеймс Стивенс «История Туана мак Кайрилла»

Annotation

---


--- Rosin Джеймс Стивенс «История Туана мак Кайрилла»

 

Джеймс Стивенс «История Туана мак Кайрилла»:


«Спросите у любого российского поклонника фэнтези о родоначальниках этого жанра. Практически каждый назовет Толкина, кое-кто вспомнит Льюиса, кому-то, может быть, придут в голову имена Томаса Мэлори, Кретьена де Труа, Васа и других создателей средневековых рыцарских романов. Но никто, за исключением редких ценителей, не назовет имя Джеймса Стефенса…».

Именно таким абзацем открывается редакторское предисловие книги «Пять королевств Ирландии». Согласитесь, несколько амбициозно и смело писать о родоначальнике жанра фэнтези, информацию о котором, даже в эпоху интернета, найти крайне проблематично. К слову, в русской версии Википедии статья об этом ирландском писателе попросту отсутствует. Хотя, в английской версии она есть.

Впрочем, в далеком уже 99-м году, подобные тонкости меня мало интересовали (ведь до запуска самой Википедии оставалось еще два года), зато очень интересовали Мифы и Легенды народов мира — единственная литература, которую я тогда читал. Книга «Пять королевств Ирландии» на вид казалась довольно невзрачной: мягкий переплет, броское оформление, присущее более любовным романам, но что-то в этой книге меня тогда заинтересовало, тем более что «Кельтская мифология» и «Мифы кельтских народов» вышли только через два (в 2001) и через пять (в 2004) лет соответственно, а на безрыбье, как говорится…

Хотя, стоит сказать, что о той покупке я совершенно не пожалел, поскольку случай подарил возможность познакомится не просто с частью кельтской мифологии, но и с творчеством человека, который невероятно трепетно к ней относился. Современник великого Джойса и настоящий ирландец, свободно владеющий ирландским гэльским, он всю свою жизнь посвятил популяризации ирландского фольклора, через художественную адаптацию его сказок и мифов. Да, именно в этом всё очарование, весь талант и творческая сила писателя Джеймса Стефенса (хотя, всё же Стивенса).

История Туана мак Кайрилла — первая и, на мой взгляд, самая сильная часть сборника. По содержанию она довольно проста и едва ли сможет чем-либо удивить взыскательного и искушенного читателя. Но сама ФОРМА истории, будто выполненная в лучших традициях магического реализма, всерьез способна потягаться с признанными работами этого жанра.

Сюжет повествует о волевой схватке настоятеля монастыря, Финниана, прослышавшего о некоем дворянине, всё еще поклоняющемся старым богам и не спешащем впускать свет новой веры в свое сердце и душу. Схватка оказывается довольно короткой, но победа монаха станет лишь прологом к истинному сюжету — истории жизни Туана мак Кайрилла, известного ранее, как Туан сын Старна сына Шеры, брата Партолона. Последний, к слову, пришел в Ирландию, со своим племенем, сразу после Великого Потопа…

Через странствия и многочисленные инкарнации Туана, в обличиях: человека, оленя, кабана, ястреба и лосося, тонкой линией проходит завоевание и освоение самой Ирландии. Не настолько детальное, чтобы иметь историческую ценность, но достаточно эмоциональное, чтобы понять и прочувствовать, какую любовь, какую преданность и уважение испытывают к ней (Ирландии) истинные её сыны, к числу которых, несомненно, принадлежал и сам Стивенс. Наиболее ярко и сильно эта преданность выражена в последней главе, про короля лососей. Бескрайнее море манило своими глубинами и просторами, но реки и озера Ульстера оказались для него роднее.

Каждый раз, когда беру в руки книгу «Тигр! Тигр!», из серии ШФ, на лице невольно появляется улыбка. Держать в руках романы Альфреда Бестера, смотря на портрет Уильяма Голдинга — всегда забавно (надеюсь кого-то «укусили рублём» за этот «косяк»). Книга «Пять королевств Ирландии» тоже не лишена подобного казуса. На листе, перед предисловием, изображен рисунок бородатого мужчины с листом бумаги в руке. Раньше я на этот рисунок даже внимания не обращал, но, когда полез искать информацию о писателе Джеймсе Стивенсе, наткнулся на его тезку – английского энтомолога Джеймса Френсиса Стивенса, который, вот незадача, как две капли воды похож на того самого бородача. Неужели и здесь редакторы дали маху?

Остается надеяться, что имя Джеймса Стивенса когда-нибудь появится и на странице фантлаба. Тем более, что своим творчеством, в частности произведением «Кувшин золота», он заслужил места здесь намного больше некоторых других «фантастов».





FantLab page: https://fantlab.ru/work1041334