Александр Арсентьев «Путь ликвидатора»

Annotation

---


--- --- Александр Арсентьев «Путь ликвидатора»

 

Книга запоздала с выходом лет так это на 20. Правда и тогда она не сильно бы выделялась по качеству и оригинальности, но хотя бы скрылась в общей массе бульварного чтива. А сейчас такое выглядит просто ужасно – когда некоторым ситуациям самое место в тех самых 90х, когда с серьезным видом подается явная залипуха, когда с полной уверенностью описывается то, в чем крайне слабо разбираешься и когда большинство событий не дружат с логикой, здравым смыслом и не выдерживают никакой критики.

И я старался пропускать растущие с каждой страницей глупости – тут и милиция вместо полиции; и сложенный за спину АКМ у одного из ППСников, а второй вообще в звании ефрейтора; и обучение до уровня мастера-мечника за пару недель; и бросок ножа точно в цель с дистанции в 50 метров(!); и стены высотой 50 метров(!!), окружающие город, из-за которой еще и виднелись крыши дворцов(!!!); и 50 бойцов с копьями(!!!!), окружившие героя в небольшом коридоре борделя(!!!!!); и сотня плетей, которые в виде наказания переносит герой, полностью восстановившись за пару недель. Похоже, автор даже не задумывается, что он вообще мелет. Но вот личность и поведение героя я уже проигнорировать не смог. Итак, главный герой показывается как матерый брутальный спецназовец с «жестким взглядом» – этакий ликвидатор ультра класса с огромным опытом выживания, боевых операций и множеством скальпов на своем счету. Вот только всю книгу ведет он себя либо как волнительный подросток, либо как абсолютный тормоз.

Сначала удивило как это «мужчина лет тридцати с небольшим» успел зацепить конфликты в Таджикистане, Осетии, Чечне и Ливии, растянутые по времени на двадцать с лишним лет – он что, в армию лет в 12 пошел? Потом покоробило то, как обставлено своевольное и спонтанное увольнение из армии и пафосные речи, наполненные максимализмом – т.е. пройдя множество горячих точек герой, по-видимому, на всё смотрел сквозь розовые очки, а как только неприятности случились лично у него, то «наконец-то открылись глаза».

Ситуация с липовым арестом вообще выглядит глупо. Нет, я понимаю, что тема «ментовской беспредел» всегда актуальна, но здесь она и обыграна из рук вон плохо, и герой ведет себя как овощ. Попав за решетку, персонаж решает, что лучше вообще ничего не делать и уныло плыть по течению. В конце концов, он же не бомж и не лох, а серьезный военный человек (судя по всему проходящий по ведомству ГРУ), пускай и ушедший в отставку пару месяцев назад – да одного звонка нужному человеку (а такие должны были скопиться за годы службы) хватило бы с головой, чтобы все во всём быстренько разобрались.

Дальше случай с добиванием помирающего от ран зека, с которым персонаж знаком без году неделя. К чему была нужна эта чувственность – «у него перехватило дыхание. Никогда еще в этой жизни не приходилось ему ВОТ ТАК убивать… Он помотал головой, закашлялся и, наконец взяв себя в руки». Серьезно? А герой точно участвовал в вышесказанных конфликтах? Интересно кем именно он там был?

Выживание в новом мире вызывает просто смех – сначала его чуть не угробила парочка местных приматов-кенгуру, затем еле пережил нападение плотоядного растения и наконец, с трудом отбился от местного вида волка. И ребенок бы понял, что местность крайне опасная. А что же делает герой с его многолетним опытом выживания? Правильно, сначала жрет сырое мясо неизвестного вида и заваливается дрыхнуть, прямо тут под дождем на мокрой и холодной земле. Мне кажется даже юннаты дали бы фору этому «матерому спецназовцу».

О чем первым делом будет думать ликвидатор, очнувшийся непонятно где, неведомым образом переживший смертельное ранение, собранный практически заново, с трудом двигающийся и фактически провалявшийся в коме несколько месяцев (судя по отросшей до середины груди бороде). Естественно о сексе, и по барабану, что организм ослаблен и иссушен, ноги еле держат, а мышцы по идее атрофировались – главный орган в его теле работает независимо от состояния хозяина.

Абсолютно все бои выглядят детским лепетом, иногда противореча друг другу. Мастерски стреляющий герой всаживает почти два рожка и убивает целых пять местных обезьян (обычных животных), т.е. фактически просадив большую часть патронов в молоко. Зато восьмерых разумных бандитов персонаж расстреливал без промаха «как в тире» из сделанного за вечер самодельного арбалета. Наверное, все военные конфликты он тоже с арбалетом прошел. Ликвидация местного принца выглядит полным бредом – ни разведки, ни подготовки, ни наблюдения – «великий киллер» идет убивать свою цель голыми руками даже не зная его в лицо, хотя к этому моменту я от книги уже ничего другого и не ожидал. Ну а схватки гладиаторов наглядно показывают, как можно извращенно поиметь любое представление о бое. Ах да, под конец герой еще и в одиночку выкашивает небольшую армию неуязвимых мутантов-инопланетян, тем самым делая контрольный выстрел мне в мозг.

А как герой воспринимает, казалось бы, рядовые ситуации средневековья (например, скупо рассказанную историю о потерянной дочери) – аки юная дева со всеми вытекающими переживаниями «колючий комок подкатился к горлу», «сглотнув ком в груди и тяжело вздохнув, Седой с жалостью взглянул на Витаро». В какой-то момент я думал, что он сожмет местного «барона» в объятиях, и они вместе взахлеб разрыдаются. Да и вообще стоит отметить тему «романтики» в этой книге. В последнее время даже авторы женщины, пишущие фантастические боевики, стараются максимально осторожно пройти эту тему. Однако данный писатель придерживается строго противоположных взглядов, поэтому он берет самые банальные штампы, самое заезженное поведение, самые примитивные отношения и самые убогие фразы. В результате чего и герой вливается в образ «влюбленная школьница с сердечками в глазах», и сама романтическая составляющая получилась настолько сопливо-слюнявой («клятвы в вечной любви» через несколько дней знакомства и постоянные фразы «я люблю тебя любимый/любимая»), что влажные мечты подростков кажутся реалистичней.

Ну и наконец то, что в подобных книгах выводит меня из себя больше всего – это намеренная и поголовная деградация всех окружающих, благодаря чему вышесказанный «герой» на фоне дегенератов, живущих в этом мире, подается лучом света и надежды, самым умным, храбрым, сильным, толковым, грамотным, хитрым и опытным, поэтому местное население всё повествование только и делает, что восторгается и удивляется каждым его поступком. Плюс всё это переплетается с фальшивыми диалогами, убогими персонажами, их нереалистичным и чаще всего идиотским поведением, бредовыми ситуациями, кривым сюжетом и в итоге опускает это произведение на самое-самое дно. Кто вообще решил, что это нужно издать?

P.S. «Отзыв» Sanek74 к сожалению наглядно демонстрирует расхожую фразу «какая книга – такой и писатель». Это насколько же автор должен себя не уважать, чтобы на «нейтральной площадке, где каждый посетитель вправе высказать своё мнение» кидаться на негативный отзыв и опускаться до откровенного срача с рядовым читателем, которому не понравилось его творчество, а под конец еще и скатываться к личностным оскорблениям с проскальзывающими истеричными нотками? Лучшей антирекламы для книги трудно и представить. Я так понимаю, что читатели, оставившие положительные отзывы, не относятся к «убогим» и их мнение можно «выпячивать на всю сеть»? Какая удобная позиция. И да, оригинальное «пришел, увидел, победил» относится к Цезарю, а не к Македонскому – если уж цитировать, так хотя бы с умом.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1041474