Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

Annotation

---


--- --- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак»

 

В книге две параллельных сюжетных линии. Первая − наше время. Пара ученых, живущие в гражданском браке, увлечены каждый своей научной проблемой. Он − историк, его интересует, почему исчез средневековый германский городок Эйфельхайм. После чумы люди туда так и не вернулись, и о самом этом месте до сих пор идет дурная слава. Она − физик и с головой погружена в проблемы размерности Вселенной и изменений скорости света. Этой сюжетной линии в книге уделено сравнительно мало места, герои схематичны, и похоже, что она введена только затем, чтобы подвести базу под научно-фантастические допущения.

Основное же действие разворачивается в 1348-1349 годах в этом самом Эйфельхайме, который тогда назывался Оберхохвальдом. В лесу вблизи этого городка, а по существу скорее деревни, потерпел крушение корабль пришельцев. Выжившим инопланетянам пришлось вступить в контакт с местными.

Несмотря на такой фантастический сюжет роман смело можно назвать историческим. Он очень достоверно показывает жизнь провинциального городка той эпохи, а персонажи кажутся живыми, существовавшими реально. Собственно, какой у нас стереотип о средневековье? Рыцари, турниры, инквизиция сжигает еретиков, народ суеверный и забитый, феодалы зверствуют. Оказывается, не совсем так. Церковь не сжигала еретиков без очень веских оснований, наука двигалась вперед, а идея об обращении Земли вокруг Солнца не казалась кощунственной. Местный феодал Манфред − вовсе не самодур, его отношения как с крепостными, так и с вольными арендаторами строго регламентируются законами.

Главный герой романа − местный священник Дитрих. Его прошлое довольно туманно, и явно неспроста он скрывается в этом глухом горном углу. Это очень образованный и умный человек, в молодости учился в Сорбонне и водил дружбу с выдающимися философами того времени, с Буриданом и Оккамом. Тем не менее он нашел свое призвание в Оберхохвальде и стал истинным пастором для односельчан. Во многом именно благодаря ему жители приняли инопланетян не как демонов, а как заблудившихся пилигримов, нуждающихся в помощи.

Крэнки выглядят как типичные инопланетяне, похожие на гигантских пучеглазых насекомых, то есть люди той эпохи вполне могли счесть их демонами. Еще один слом шаблона − крэнки, освоившие путешествия между мирами, вовсе не мудрые и гуманные высшие существа. Им не знакомы понятия милосердия и прощения, у них принято повиноваться сильнейшему. И вот они попадают в истинно христианский мир, где даже дни календаря обозначают не числами, а соответствующими святыми.

Забавно было читать научные диспуты Дитриха с крэнками, когда они, хоть и через механического переводчика, но все же своеобразно понимали друг друга. Дитрих − идею о далеких мирах, крэнки − о господине, который явится с небес и их спасет. Дитрих даже смог подобрать в известных языках термины к их объяснениям. Так он придумал elektronikos, mikroskopus и даже биты с байтами.

Роман очень хорош. Конечно, он не читается влет, но затягивает и будет безусловно интересен тем любителям исторической прозы, которые не чураются ереси в виде фантастического элемента.





FantLab page: https://fantlab.ru/work1041482